Работа над средствами музыкальной выразительности в песне. Средства музыкальной выразительности

МОДЕЛЬ ЗАНЯТИЯ по фортепиано

НА ОСНОВЕ КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Предмет_ Специальное фортепиано

Класс _4ый_________

Тип программы Дополнительная образовательная программа по предмету Специальное фортепиано

Тема занятия «Средства музыкальной выразительности в работе над художественным образом»

Структура занятия:

1. Актуализация знаний

2.Этап целеполагания

3. Этап планирования

4. Учебные действия по реализации плана

Схема средств музыкальной выразительности;

Музыкальный материал: П. Чайковский «Новая кукла», Р. Шуман «Маленький романс», Н. Раков «Полька», А. Хевелев «Баба Яга», В. Ребиков «Дервиш»;

Иллюстрации: В. Васнецов «Баба Яга», К. Маковский «Дервиш»;

Литературные произведения: русские народные сказки, стихотворение Тимерхана «Одинокий дервиш».

    Актуализация знаний.

Основные задачи педагога:

- закрепление изученных теоретических знаний (средства музыкальной выразительности: лад, штрихи, динамика, темп, ритм, тембр, мелодия);

Развитие внимания, памяти, познавательных процессов;

Формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

Организует беседу об особенностях музыки, как одного из видов искусств, о средствах музыкальной выразительности, используя схему, которая позволяет определить уровень знаний уч-ся.

Проверяет пройденный материал: игра гамм, упражнений, пьес: А. Хевелев «Баба Яга», В. Ребиков «Дервиш».

Педагог обращает внимание на то, какие художественно- выразительные средства использованы в данных произведениях.

Даёт перспективу дальнейшей работы.

Просматривает схему средств музыкальной выразительности путем диалога с учителем, даёт им определение, анализирует, какими средствами выразительности музыка передаёт тот или иной образ.

Вспоминает аппликатуру гамм, показывает технические навыки владения мелкой и крупной техникой.

Вспоминает разучиваемые пьесы.

Учится концентрировать внимание.

    Этап целеполагания – постановка практической частной познавательной (исполнительской, творческой…) задачи или определение задачи обобщенного типа.

Основные задачи педагога:

Формирование у учащихся самостоятельного мышления, творческой инициативы;

Овладение обобщенными способами приобретения новых знаний;

Формирование у обучающихся познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения;

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

Включает учащегося в определение темы и цели урока.

Создаёт проблемную ситуацию: исполняет различные произведения (П. И. Чайковский «Новая кукла», Р. Шуман «Маленький романс», Н. Раков «Полька»), задает вопросы: «Что ты себе представляешь, когда слышишь эту музыку? Каким образом композитор передаёт тот или иной образ?» Подводит учащегося к постановке проблемы урока: «Какую роль играют средства музыкальной выразительности в передаче образа?»

Формулирует и проговаривает тему и цель урока.

Учится внимательно слушать, рассуждать, анализировать услышанную музыку. Рассматривает комплекс художественно-выразительных средств в произведениях: определяет лад, темп, динамику, штрихи и т.д., находит отличия в произведениях, приходит к проблеме, поставленной учителем.

    Этап планирования.

Основные задачи педагога.

Формирование навыка планирования творческой деятельности;

Обеспечение закрепление учащимся знаний и способов действий для самостоятельной работы;

Организация творческого сотрудничества;

Формирование умения анализировать, сравнивать и обобщать учебный материал.

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

Организует работу над гаммами и пьесами: А. Хевелев «Баба Яга», В. Ребиков«Дервиш». Обращает внимание на то, в каком характере написаны произведения, какие художественно- выразительные средства использованы композиторами.

Предлагает учащемуся самостоятельно найти и применить способы работы над средствами музыкальной выразительности.

Даёт творческие задания: сочинить подтекстовку к произведениям, подобрать литературный и художественный материал, соответствующий образному строю произведений.

Показывает учителю готовность исполнять гаммы, произведения, обращает слуховое внимание на средства музыкальной выразительности, опираясь на имеющиеся знания.

Учится найти и применить способы работы над мелодией, аккомпанементом, штрихами, динамикой, темпом.

Осуществляет самостоятельный поиск средств решения проблем творческого и поискового характера.

4 этап. Учебные действия по реализации плана.

Основные задачи педагога:

Формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение);

Формирование умения обосновывать действия учащегося во время игры;

Овладение обучающимися умениями соотносить свои действия с планом – осуществлять самоконтроль, корректировку действий;

Формирование умения самостоятельно реализовать план.

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

Проверяет работу учащегося.

Организует обсуждение «Что изменилось в пьесах при изменении штрихов, темпа, динамики?»

Предлагает проанализировать работу учащегося, побуждает к высказыванию своего мнения; акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащегося на уроке; стимулирует учащегося на достижение положительного результата, создаёт ситуацию успеха.

Учится применять полученные знания в процессе индивидуальной работы.

Исполняет гаммы и пьесы различными штрихами, в разных темпах, с различной динамикой.

Анализирует изменение художественного образа при изменении средств музыкальной выразительности. Учится давать логическое обоснование изменениям.

Отвечает на задаваемые вопросы в процессе обсуждения с учителем.

Использует разнообразные формы творческой деятельности: сочиняет подтекстовку,

находит произведения живописи и литературы, созвучные произведениям: к «Бабе Яге» картина В. Васнецова «Баба Яга», русские народные сказки; к «Дервишу» картина К. Маковского «Дервиш», стихотворение Тимерхана «Одинокий дервиш».

Учится осознавать роль применяемых средств музыкальной выразительности в работе над художественным образом.

5 этап. Рефлексия (итог занятия).

Основные задачи педагога:

- Формирование у обучающихся способности объективно оценивать собственную деятельность на уроке;

Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей;

Формирование умения осознавать значимость применения полученных умений и навыков

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

Организует работу над закреплением темы.

Педагог проводит беседу с учащимся:

Чему мы научились?

Что больше всего понравилось делать?

Легко ли было?

Доволен ли собой учащийся?

Положительно оценивает деятельность учащегося

Анализирует, дает оценку успешности достижения цели урока и намечает план самостоятельной домашней работы учащегося.

Слушает, отвечает на вопросы, дополняет учителя, делает выводы и обобщения.

Проводит самоанализ своей деятельности на уроке, формулирует конечный результат своей работы, осуществляет самооценку, самопроверку.

Учится определять степень своего продвижения к цели.

Адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.

Осознаёт значимость применения полученных умений и навыков

Демонстрирует понимание целей и задач домашней работы.

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» Казачинско-Ленского района

Конспект открытого урока по фортепиано на тему:

«Освоение средств музыкальной выразительности в работе

над художественным образом»

Подготовила и провела преподаватель фортепиано

МУДО «ДШИ» Казачинско-Ленского района

пос. Магистральный

Тема урока: «Освоение средств музыкальной выразительности в работе над художественным образом».

Цель урока: Формирование представлений о художественном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности для дальнейшего развития творческой самостоятельности.

Тип урока: познавательный, урок закрепления знаний и умений.

Вид урока: традиционный.

Задачи урока:

Образовательные:

1. Закрепить изученные теоретические знания (средства музыкальной выразительности: лад, штрихи, темп, ритмомелодия, динамика);

2. Продолжить формирование пианистических умений и навыков (игра штрихами legato, staccato, работа с динамическими оттенками, тембрами, исполнение произведений в разных темпах) с помощью интегрирования образных впечатлений;

Формировать умение выполнять анализ и синтез музыкального произведения; Работать над достижением уровня образной завершенности.

Развивающие:

Развивать образное музыкальное мышление, художественное воображение; Развивать творческую активность через различные виды деятельности;

Воспитательные:

Воспитание положительного отношения к решению творческих технических задач при работе над музыкальным произведением; Воспитание эстетического вкуса и любви к музыке.

Методические приёмы:

Словесный

Наглядный

Практический

Активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика

Приёмы контроля и самоконтроля

Развитие образного мышления

Методы обучения:

Перспективный

Практический

Репродуктивный

Реализуемые технологии:

Развивающего обучения

Художественно-эстетическая

Информационно-компьютерная

Здоровьесберегающая

Оснащение урока:

Фортепиано, 2 стула, таблица «Средства музыкальной выразительности»

Рисунки, картинки, нотные пособия, портрет композитор, ноутбук.

Слайдовая презентация «Выразительные средства музыки»

Дидактический материал в виде карточек «Звуковое лото»

Репертуарный план урока:

Гамма До мажор. Сорокин Этюд ля минор Р. Рюигрок «Горе куклы» Обр. русской народной песни «На речушке, на Дунае» В. Волков «По заячьим следам» Д. Кабалевский «Клоуны» (прослушивание) П. Чайковский «Старинная французская песенка» (прослушивание) «Паяц» Итог урока Домашнее задание


План урока

Этап урока

Приёмы и методы

Время (мин.)

Организационный момент. Вступительное слово

Словесный

Разминка.

Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата.

Словесный, наглядный, показа

Работа над музыкальным материалом с учащейся 1 класса. Физкультминутка.

Словесный, наглядный, показа, «направляющих указаний»,

«попутных поправок»

Закрепление пройденного материала (выразительные средства музыки) с использованием игровой технологии(игра по карточкам «Звуковое лото») Просмотр слайдов

«Выразительные средства музыки»

Просмотр слайдов

«Выразительные

средства средства музыки»

Игровой, словесный, наглядный, показа

Краткое сообщение учащейся 5 класса о композиторе

Словесный

Представление пьесы А. Гладковского «Паяц»

Работа над достижением образной завершенности

Словесный, наглядный, практический, «попутных поправок»

Итог урока

Словесный, наглядный

Домашнее задание

Словесный


Ход урока:

Организационный момент. Вступительное слово преподавателя.

Приветствие. Сообщение темы урока, задач и хода работы урока.

Творческий настрой учащихся на урок.

Музыка - язык звуков. Она передаёт различные явления жизни при помощи особых выразительных средств. При помощи этих средств композитор выражает в музыке свои мысли, настроения, создаёт свой музыкальный образ. Если художник в рисунке и красках, скульптор в дереве и мраморе, писатель и поэт в словах воссоздают картины окружающей жизни, то композиторы это делают с помощью звуков.

Представляю своих учениц:

Муратова Радмила 1 класс Гудова Валерия 5 класс

Вопрос: Что же это за понятие «художественный образ»?

Ответ: Это композиторский замысел. Это то, что показано в музыке. Это мысли, чувства автора, отношение к своему сочинению. Художественный образ в музыке раскрывается при помощи средств музыкальной выразительности.

В нашем распоряжении вся фортепианная клавиатура и все её краски. Мы сегодня будем работать над выразительностью звука, над вокальными свойствами мелодии, будем учиться передавать музыкальный образ и характер исполняемой пьесы, пользуясь динамическими красками и различными приёмами звукоизвлечения.

Помогают передать все эти нюансы живая речь и конкретный образ, который может пробудить вашу фантазию. А каждый образ диктует определенные исполнительские приемы, рождает способность передать его необходимыми для этого движениями рук.

Перед началом нашей совместной работы и для вашего творческого настроя над произведениями, предлагаю просмотр картин, которые соответствуют настроению, художественному образу ваших пьес, подготовленных нашими юными художниками, учащимися отделения изобразительного искусства.

2.Разминка учащейся 1 класса Муратовой Радмилы.

Дыхательная гимнастика «Вдох-выдох» для снятия волнения и напряжения.

Упражнения на укрепление кистевого аппарата «Веер», «Скольжение».

Игра гаммы До мажор двумя руками в прямом и в расходящемся движении. Затем разнообразим игру гаммы с подтекстовками и в разных темпах:

«Гамму я играю громко и играю хорошо», «А теперь играю быстро - получу оценку «пять». Ученица играет гамму и следит за подкладыванием 1 пальца.

Чтобы добиться технической беглости в пальцах, переходим к повторению Этюда композитора Сорокина.

Ученица исполняет Этюд сначала медленно, затем в заданном темпе и учится контролировать целостность исполнения.

З. Работа с музыкальным материалом.

П:Какое произведение ты нам сейчас исполнишь?

У:Р. Рюигрок «Горе куклы»

П: Скажи, какой характер у пьесы?

У: Грустный, печальный.

П: Что ты представляешь, когда исполняешь это произведение?

Ответы ученика

П:Радмила, ты приготовила стихи к пьесе?

У: Р. Читает стихи:

Кукла Маша заболела,

Врач сказал, что плохо дело.

Маше больно, Маше тяжко!

Не поможешь её, бедняжке.

Нас покинет Маша вскоре.

Вот уж горе, так уж горе.

Ученица исполняет пьесу «Горе куклы».

П: Как ты думаешь, с помощью каких музыкальных средств выразительности композитору удалось передать печальный образ куклы?

У:С помощью минорного лада, медленного темпа.

П:Да, мелодия звучит неторопливо, грустно, слышны вопросительные интонации. Каким штрихом исполняется пьеса?

П: Радмила, я знаю тебе нравится играть русскую народную песню «На речушке, на Дунае».

Какие выразительные средства использованы в пьесе?

У: Тембр, регистр, длинные фразы. Пьеса изложена в форме канона. Ученица исполняет произведение.

Физкультминутка

Упражнение для глаз: подвигать глазками (вправо, влево, вверх, вниз)

Упражнение «Маятник» на раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса: поднимаясь на носки, медленно и плавно вместе со вздохом, поднять руки вверх. Затем легко развести руки в стороны и вместе с выдохом, свободно наклонившись вперёд, тяжело уронить расслабленные руки вниз.

П: Как называется твоё следующее произведение?

У: «По заячьим следам»

Исполнение пьесы ученицей.

П:Эту пьесу написал советский композитор Вячеслав Иванович Волков. Он родился в г. Вольске Саратовской обл. в 1904 г. в семье мельника. Был участником Великой Отечественной войны. (Показать портрет композитора).

П:Какое настроение у произведения?

У:Весёлое, сказочное

П: Давай подробнее рассмотрим, какими красками, т. е. какими средствами музыкальной выразительности композитор передал характер в произведении.

П. Радмила, какой образ ты передаёшь во время исполнения, что представляешь?

4.3акрепление пройденного материала (выразительные средства в музыке) с использованием игровой технологии (карточки, рисунки, картинки) Приложение№1 «Звуковое лото»

Просмотр слайдов «Выразительные средства музыки»

П: А теперь тебе будет вот какое задание. Я дам тебе послушать произведения, а ты определи, какие средства музыкальной выразительности здесь используются.

Произведение: звучит Д. Кабалевский «Клоуны» произведение: звучит «Старинная французская песенка».

Во время звучания произведений учащийся выкладывает на стол карточки со средствами музыкальной выразительности, которые, по его мнению, соответствуют данному музыкальному произведению.

П: Радмила, ты уже поняла, что можно рисовать и создавать образы не только красками, но также и звуками.

5.Следующее произведение композитора «Паяц» представляет Гудова Валерия.

Короткое сообщение Леры о композиторе.

советский композитор, преподаватель. Родился в Петербурге в 1894 году. Окончил Ленинградскую консерваторию в 1924 г. Автор музыки к спектаклям, кинофильмам. В 1934 году им написана детская сюита.

Также в этот сборник вошли интересные пьесы «Трубочист», «Маленькая танцовщица». То есть, всё пьесы имеют название, в котором и кроется художественный образ. Одна из самых ярких, озорных пьес сюиты - «Паяц».

П: Расскажи мне про него? Какой у него характер? Чем он занимается? Какими средствами выразительности достигается образ?

У:Паяц - это шут, клоун, комический персонаж старинного народного итальянского театра. Неловкий неотёсанный парень Паяц смешил зрителей глупостью и упрямством.

Характер энергичный, задорный, активный, бодрый. Занимается он скорее всего жонглированием. Об этом говорят стремительный темп, быстрое чередование и переносы рук, упругое, активное стаккато, мажорный лад, четкая ритмическая пульсация.

Лера использует карточку «цветик-семицветик» и называет музыкальные средства, над которыми мы будем работать на уроке (разнообразная динамика от р к f),штрих стаккато, интенсивное cresendo, педальная ньюансировка), даёт краткий анализ пьес(форма трёхчастная).

Лера выполняет разминочное упражнение для мышц кисти «Веер» и дыхательную гимнастику, затем исполняет пьесу «Паяц».

Работа над 1 частью пьесы

Построением фразировочных линий, пианистической артикуляцией, педальной ньюансировкой, яркими динамическими контрастами.

Объясняю и показываю технические приёмы игры в причудливых синкопах, коротких форшлагах, изображающие прыжки и ужимки шута.

Левую руку играем аккордами со сменой педали, объединяющим движением руки (такты)

Добиваемся пальцевой цепкости и артикуляции в исполнении 1 части в подвижном темпе.

Часть. Работа над средним разделом пьесы

Вопрос: Какой характер части? Где кульминация пьесы и как она развивается? Какие средства использует композитор?

Ответ: Немного взволнованный, кульминация развивается постепенно, использованы штрихи нон легато и стаккато с яркой сменой динамики.

Работаем над исполнением штрихов нон легато и стаккато упругими активными пальцами, добиваясь сильного, яркого звука. Мелодическую линию мы будем играть на cresсendo. Для этого нам поможет фразировка. В каждой фразе есть что? Начало, окончание, кульминация.

Вопрос: Какое смысловое значение имеет пауза в вершине кульминации?

Ответы ученика

Часть: Повторение 1 части с ярким завершением.

Мы рассмотрели средства выразительности, которые помогали раскрытию художественного образа.

Прошу Леру сыграть пьесу в стремительном темпе и довести своё исполнение до образной завершенности.

Итог урока.

Мы сегодня с вами убедились, что средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ. Отмечая выразительное значение тех или иных средств, целостное восприятие музыки учеником становится полноценнее, осознаннее. Важную функцию при изучении выполняют изображение и слово, они помогают детям проникнутся необходимым эмоциональным настроем. Активное переживание музыкального произведения помогает восприятию музыки и положительно сказывается на исполнении. В заключение урока хочется поблагодарить девочек за их работу, за внимание и отзывчивость. Я думаю, вы представляете, проживаете музыкальные образы и с радостью играете эти произведения.

Домашнее задание

Закрепление пьес «Горе куклы», «По заячьим следам», «На речушке, на Дунае» и «Паяц». Готовиться к новогоднему концерту.

Сочинить пьесу, используя следующие средства музыкальной выразительности:

Вариант(мажорный лад, умеренный темп, штрих стаккато, динамика mf) вариант(минорный лад, медленный темп, штрих легато, динамика p)

Приложение

Карточки для игры «Звуковое лото»

Используемая литература:

1. «Фортепиано. Интенсивный курс:методические рекомендации»; М.:РИФ «Крипто-логос»,1992г.

2. «Воспитание пианиста»; М.: «Советский композитор»,1984г.

3. Методика обучения игре на фортепиано;М.: Музыка,1971г.

4.А. Щапов «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище»; М.: «Классика ХХI»,2009г.

5.А. Шмидт-Шкловская «О воспитании пианистических навыков»; М.: «Классика ХХI»,2013г.

Открытый урок комбиниронного типа, предназначенный для ученников младших классов обучающихся по классу фортепиано.
Рекомендуется как для учащихся по предпроф. образовательной программе, так и для детей занимающихся по общеразвивающей программе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств №1 г. Рассказово"

Фортепианное отделение

Открытый урок

Преподавателя МБУДО "ДМШ №1 города Рассказово"

по классу фортепиано Фурсовой И. В.

« Работа над средствами музыкальной выразительности в классе фортепиано »

г. Рассказово

2016 г.

Цель урока:

  • Образовательные:

Формирование и закрепление знаний о средствах музыкальной выразительности;

Закрепление знаний музыкальной терминологии;

Характеристика исполняемой фортепианной музыки.

  • Развивающие:

Развитие аналитических способностей в области музыкального мышления;

Развивать умение выделять главное в работе над музыкальным произведением;

  • Воспитательные:

Способствовать гармоничному воспитанию личности;

Способствовать воспитанию эстетического художественного вкуса;

Воспитание бережного отношения к занятиям;

Тип урока : комбинированный урок.

Форма урока : открытое индивидуальное занятие.

Методы ведения урока : словесные, практические, исследовательские.

Технологии обучения : личностно - ориентированное обучение, технология активного обучения.

Этапы урока :

  • Организационный момент.

Эмоциональный настрой, представление учениц, сообщение темы урока.

  • Введение в тему.

Беседа об особенности музыки, как одного из вида искусств, анализ какими средствами выразительности музыка передаёт эмоциональное состояние человека.

  • Основная часть.

Работа с ученицами над пьесами... Работа над интонированием, звукоизвлечением, музыкальной формой.

Просмотр мультфильма «Картинки с выставки» Анализ музыкального сопровождения учениками.

  • Подведение итогов урока.

Ход урока:

Особенностью музыки является то, что она может с огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состояние человека, все богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни.

Благодаря тому, что музыка представляет собой временной вид искусства (в отличие от живописи, скульптуры), она обладает возможностью передавать смену настроений, переживаний, динамику эмоционально-психологических состояний. Каждое музыкальное произведение имеет, таким образом, некую «чувственную программу».

Существует программная музыка. Здесь встречаются изобразительные моменты, и такое изобразительное произведение имеет эмоциональную окраску. Чириканье птиц может быть и встревоженным и приветливым, шум волн – умиротворенным и грозным. Поэтому выразительность всегда присуща музыки, а изобразительность имеет второстепенное значение.

Исполнитель, будучи посредником между слушателем и композитором должен оживить, озвучить музыкальное произведение, творчески осмыслить его и выразить те мысли и чувства, которые стремился передать композитор.

На чем же основана музыкальная выразительность?

К средствам музыкальной выразительности относится: темп, динамика, регистр, тембр, ритм, гармония, лад, мелодия, интонация. Музыкальный образ создается определенным сочетанием средств музыкальной выразительности. Например, грозный характер передается с помощью динамики forte, низкого регистра, сдержанного темпа. Выразительность языка музыки во многом сходна с выразительностью речи. Между музыкой и речью много общего. Музыкальные звуки, так же как и речь, воспринимаются слухом. С помощью голоса передаются эмоциональные состояния человека: смех, плач, тревога, радость, нежность и т. д. Интонационная окраска в речи передается с помощью тембра, высоты, силы голоса, темпа речи, акцентов, пауз. Музыкальная интонация обладает теми же выразительными возможностями.

Речевая интонация выражает, прежде всего, чувства, настроения, мысли говорящего, как и музыкальная. Так, взволнованная речь человека отличается быстрым темпом, непрерывностью или наличием небольших пауз, повышением высоты, наличием акцентов. Музыка, передающая смятение, обычно обладает теми же чертами. Скорбная речь человека, как и скорбная музыка (тихая, медленная), прерывается паузами, возгласами.

Б. В. Асафьев употреблял термин интонация в двух значениях. Первое наименьшая выразительно-смысловая частица, «зерно-интонация», «клеточка» образа. Например, интонация двух нисходящих звуков с акцентом на первом (интервал малой секунды) обычно выражает боль, вздох, плач, а восходящий скачок в мелодии на четыре звука (на кварту) с акцентом на втором звуке - активное начало.

Второе значение термина применяется в широком смысле: как интонирование, равное протяженности музыкального произведения. В этом смысле музыка не существует вне процесса интонирования. Музыкальная форма есть процесс смены интонаций.

Музыкальная форма в широком смысле - это совокупность всех музыкальных средств, выражающих содержание. В более узком-строение музыкального произведения, соотношение его отдельных частей и разделов внутри части, т. е. структура произведения.

Временная природа музыки позволяет передавать процессы развития, всевозможные изменения. Чтобы понять смысл произведения, прочувствовать его, необходимо проследить за развитием музыкальных образов.

Охарактеризуем некоторые разновидности музыки - музыкальные жанры. Музыка выразительность форма

В широком плане музыка может быть разделена на вокальную и инструментальную. Вокальная музыка связана со словом, поэтическим текстом. Ее разновидностями являются сольная, ансамблевая и хоровая музыка. В инструментальной музыке содержание выражается более обобщенно. К ее разновидностям относятся сольная, ансамблевая и оркестровая музыка.

Но деление музыки только на вокальную и инструментальную очень условно. Существует большое разнообразие жанров народной и классической музыки.

Размещено н

Основная часть:

Киселева Вика 1 кл. исполняет пьесу " Вальс кукушки" Эта программная пьеса,изображает кукушку. Развивает воображение ребенка, а так же знакомит с жанром вальса. Вальс диктует свои особенности исполнения-опора и движение к сильной доле трехдольного танца. При разучивании этого произведения необходимо проработать каждую интонацию отдельно от всей фактуры, выстроить каждую фразу. Партию левой руки-сопровождение так-же стоит поучить отдельно.

Кривкнцева Карина 2 кл. исполняет пьесу В Коровицина "Кот Василий".Это програмная пьеса,которая изображает мурлыкание и пластику кошки. Для этой цели используется целый ряд приемов музыкальной выразительности-многослойная фактура,мягкие, мурлыкающие интонации, соответствующая образу тембральная окраска и др.

Здесь следует в медленном темпе проработать каждую интонацию, каждый мотив. Интонация - ощущение расстояния между интервалами. Мелодия зависит от отношений нот между собой. Исполнить – значит «пережить» каждую интонацию и довести каждую музыкальную мысль до логического завершения. Работа над интонированием заставляет ученика слушать себя, свою игру. Интонирование способствует раскрепощению двигательного аппарата - появляется дыхание кисти, гибкость, пластика.

У пианистов интонирование определяется многоплановостью фактуры не только по горизонтали, но и по вертикале. На что нужно обращать внимание при работе над фактурой:

1. соблюдать динамическое соотношение между голосами и пластами фактуры.

2. важно чтоб фон помогал мелодии. Обратить внимание на то, что долгие звуки меняют свое выразительное значение от смены аккордов.

3. от звуковой дистанции зависит истинная выразительность. Аккомпанемент обогащает мелодию, но не смешивается с ней.

В создании формы важное значение имеют три принципа: повтор, контраст, развитие (варьирование).

В данной пьесе дважды повторенная подряд музыкальная фраза заменяет остановку, это помогает глубже вслушаться, запомнить мелодию. Между повторами звучит контрастная тема. Роль таких повторов очень велика: они составляют основу музыкальной драматургии, так как позволяют утвердить главенство образа.

Между повторяющимися разделами есть контрастный эпизод, и образуется простая трехчастная. Повтор связан с принципом-контрастом, который и позволяет оттенить повторение. Контраст помогает выразить в музыке смену настроений, звучит как противопоставление

Контраст связан с еще одним принципом формообразования - развитием. Сама тема состоит из двух контрастных элементов и это рождает конфликтность, возможность их столкновения, развития.

Гудкова Ксения 2 кл исполняет произведение композитора Парцхаладзе "Хоровод". Это програмная пьеса, основанная на аккордовой фактуре. Смена лада и тональности, динамическое разнообразие, характерные интонации рисуют образ русской народной пляски. Особое внимание необходимо уделить качеству исполнения аккордов. Для этого под строгим звуковым контроллем нужно проучивать их отдельно и только после этого объединять в мотивы и фразы, направляя ученицу мыслить горизонтально. Обратить внимание на смену тональности- мажор и паралельный минор. Максимально использовать весь богатейший спектр средств музыкальной выразительности для создания образа задорной пляски.

Саблина Эвелина 2 кл исполняет произведение Ю Литовко"Пьеса".Это произведение имеет ярковыраженную вокальную направленность. Основное требование в работе над этим произведением-выявить и подчеркнуть вокальную природу фортепианного мелоса. Мысленно выделить ее из общей фактуры. Оживить ее с помощью динамических оттенков. Найти в звучании инструмента выразительность и музыкальное тепло,свойственное человеческому голосу. Добиваться объеденительного движения при исполнении основной мелодической линии.

Подведение итогов. Саморефлексия.

Для развития ученика - пианиста большое значение имеет работа над интонированием. Учить «пению» на инструменте важно с первых уроков обучения. Чувствовать инструмент, уметь сыграть выразительно, контролировать качество звука.

Ученицы умеют перечислить и сформулировать основные средства музыкальной выразительности. Стараются вслушиваться в свою игру и контролировать качество исполнения. Они поняла характер произведения, жанр, стиль. Принимали активное участие в анализе и исследовании музыкального материала.