Музыкальное и общее развитие детей. Всестороннее развитие ребенка средствами музыкальной деятельности

Екатерина Спирина
Влияние музыки на всестороннее развитие личности

Приобщение к музыки – один из важнейших путей эстетического воспитания ребенка, т. к. музыка особенно сильно воздействует на чувства, а через чувства и на отношение к окружающим явлениям. Д. Шостакович в беседе с молодежью сказал : «Любите и уважайте великое чувство музыки . Оно открывает нам целый мир великих чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».

Действительно, музыка вызывает к жизни еще неосознанные мысли и чувства, очищает их от всего мелкого и случайного, укрепляет достоинство человека, его веру в свои внутренние силы, в свое призвание.

Музыкальное искусство , отражая жизнь, утверждает моральную красоту человека, ценность дружбы, верность долгу, раскрывает богатство душевного мира.

Под музыкальным воспитанием подразумевается процесс передачи детям общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью их подготовки к предстоящей работе в любых областях жизни.

В процессе передачи этого опыта и применяется система целенаправленных и организованных воздействий на ребенка, формирующих его личность . Н. А. Ветлугина пишет : «Взаимосвязь предполагает соотношение объективного, социального, общественной музыкальной среды с субъективным переживанием ребенка, приобщенного к музыке ».

В нашем обществе созданы предпосылки для всестороннего развития личности ребенка средствами музыкального искусства .

Дети очень остро чувствуют прекрасное я тянуться к нему. Восприятие произведений музыкального искусства представляет тому неограниченные возможности. В процессе систематической работы дети приобретают умение слушать музыку , запоминать и узнавать ее, начинают радоваться ей; они проникаются содержанием произведения, красотой его формы и образов. У детей развивается интерес к музыке , а в дальнейшем и любовь к ней. Через музыкальные образы ребенок познает прекрасное в окружающей действительности.

Красота художественной формы, понятное ребенку содержание музыкального произведения вызывают определенное отношение к художественному образу и через него к жизни, влияют на воспитание художественного вкуса.

Задачи эстетического воспитания требуют отношения к любому музыкальному произведению , пусть самому простому, как к произведению искусства. Поэтому каждая песня, танец должны исполняться детьми эмоционально - выразительно, вызывать у них радость. Небрежное исполненные песня или танец теряют свою эстетическую ценность и отрицательно влияют на процесс музыкального развития . Выразительное же исполнение вызывает у детей желание неоднократно повторять песни, пляски, игры, а также внести в них что-то новое – способствуют развитию детского творчества . Кроме того, познание ребенком красоты музыки , ее богатейшей образности, средств выразительности приобщает его к миру прекрасного, вызывает потребность вносить музыку в свой быт . Музыка развивает эстетические свойства личности ребенка .

Сопереживание ребенком чувств, выраженных в музыке , - путь к формированию его нравственности. Адресуясь к чувствам ребенка, музыка оказывает на него подчас более сильное воздействие, чем уговоры и наказания.

Отечественные композиторы С. Прокофьев, Д. Шостакович, Д. Кобалевский, М. Красев, В. Герчик, М. Раухвегер, Е. Тиличеева, А. Филлипенко и многие другие создали золотой фонд музыкальных произведений для детей, разнообразных по жанрам и тематике, музыкальной образности .

Кобалевский Д. Б.: учащимся младшего школьного возраста доступны высочайшие образцы серьезной музыки . Обращение к классики не случайно. В произведениях отобранных временем и историей, затрагиваются коренные нравственно-эстетические проблемы жизни. И если вести речь об их замене, то следует учитывать, что самые значительные произведения требуют длительного, если так можно сказать, «прорастания» , которое будет способствовать вызреванию в душе ребенка понимания, прочувствования запечатленных в музыке жизненных проблем и отношения к ним.

Музыкальные произведения вызывают у детей определенное отношение к социальным явлениям. Через их содержание дети познают жизнь и труд своего народа, знакомясь с персонажами отечественной истории, понятием Родина, т. е. музыка , способствует воспитанию чувства патриотизма. В процессе общения с музыкой от ребенка требуется подчинение интересам коллектива – согласованность действий, воспитываются чувства дружбы и товарищества, такие свойства личности , как самообладание, выдержка, дисциплинированность, развиваются отзывчивость и инициатива.

Совместное пение, музыкально – ритмические движения охватывают детей общими переживаниями и требуют от них единых усилий. Неудача одного воспринимается как общая неудача. Пример товарищей, общее воодушевление, радость от исполнения положительно влияют на робких , неуверенных в себе детей, создают благодатную атмосферу для индивидуального развития . В то же время очевидные достижения товарищей служат тормозом для излишне самоуверенных, избалованных детей.

На музыкальных занятиях дети получают навыки культуры поведения.

Постоянная смена характера заданий, чередование различных видов деятельности требуют от них быстрой реакции, организованности, волевых усилий.

Говоря о воспитании ребенка средствами музыки , нельзя забывать о том, что мы имеем дело с растущим организмом. На музыкальных занятиях развиваются ловкость , координация и красота движений детей. Под воздействием музыки движения становятся более точными, ритмичными. Улучшаются качества ходьбы, бега, вырабатывается правильная осанка. Динамические и темповые перемены в музыке также вызывают изменения в движениях, влияя на их скорость , степень напряжения.

Пение улучшает произношение, развивает координацию голоса и слуха, укрепляет голосовой аппарат – является своеобразным видом дыхательной гимнастики. Музыка вызывает у детей положительные эмоции, благотворно действующие на их нервную систему. Музыка влияет не только на слуховой анализатор, но и на общее состояние всего организма, усиливает или ослабевает состояние возбуждения благодаря реакциям, связанным с изменением дыхания, кровообращения. Следовательно, музыкальное воспитание способствует физическому развитию детей . И наконец, музыка оказывает благотворное влияние на их умственное развитие . В процессе овладения новыми знаниями у детей развиваются мышление , память, складывается система понятий. Непосредственная и тесная связь музыки с окружающей действительностью дает возможность воспитывать у детей умение сравнивать и сопоставлять явления, а, следовательно, способствует развитию их познавательных интересов.

Разнообразие содержания музыкальных произведений обуславливает развитие любознательности , воображения, фантазии ребенка. Воспитание музыки требует наблюдательности, сообразительности. Вслушиваясь в музыку , ребенок сравнивает звуки по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов , имеет общее представление о структуре произведения, обращает внимание на связь текста песни, названия пьесы с содержанием музыки , определяет ее характер. У него формируются первичные эстетические оценки. В процессе творческих заданий дети вовлекаются в поисковую деятельность, требующую умственной активности : оперирует звуками, комбинируют движения танца, ищут выразительные средства для передачи игровых образов. Опираясь на имеющийся опыт, дети планируют ход музыкальной игры , поведение персонажа в этюде. У них возникают оценочные суждения о своих действиях и действиях товарищей.

Музыка – искусство «интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев, что и определяет богатство эмоционально – смыслового содержания музыкальных произведений . Благодаря музыке в ребенке пробуждается представление о возвышенном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка помогает детям познать мир, воспитывает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, внимание к другому человеку, природе, интерес к народам своей Родины и других стран. Так формируется полноценная личность , человек способный чувствовать и сострадать.

СОИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста : Учеб. Для студ. высш. учкб. заведений. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000

2. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под. ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника» , 2004

3. Тютюнникова Т. Программа «Элементарное музицирование дошкольниками» / Дошкольное воспитание №5. 2000

4. Школяр Л., Кадобнова И., Усачева В. Программа музыкального воспитания . /Дошкольное воспитание №6.1993

5. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Е. А. Дубровская, Т. Г. Казакова, Н. Н. Юрина и др. ; Под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия» , 2002г.

Аракелова Анна

Музыка является одним из важнейших средств гармоничного развития личности. В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в музыкальном искусстве. Еще в древней Греции сформировалось представление о том, что основой прекрасного является Гармония. Платон и его последователи полагали, что «… воспитание в музыке надо считать самым главным: Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевает ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасно мыслящим… Он будет упиваться и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт».

Сегодня актуальность музыкального воспитания возрастает как никогда, поскольку в постоянно изменяющемся, непредсказуемом, агрессивном мире, где реальное общение часто подменяется виртуальным, современному человеку очень важно найти для себя способ эмоционального самовыражения. Музыкальное искусство, обладая уникальными свойствами воздействовать на эмоциональную сферу, является удивительно тонким и в то же время эффективным инструментом развития внутреннего мира ребенка, раскрытия его творческого потенциала, поистине всестороннего воспитания его личности.

Музыкально-творческое воспитание человека, развитие его природной музыкальности — это не только путь к эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, но и эффективный способ развития самых разных способностей детей, путь к их одухотворенной счастливой жизни и самореализации как личности. В связи с этим особую актуальность приобретает начальный этап музыкального воспитания, в процессе которого важно открыть каждому ребенку свою дорогу в музыку и с ее помощью запустить развитие тех потенциальных способностей детей, которые не смогут пробудить никакие другие средства педагогического воздействия.

Установлено, что занятия музыкой вовлекают в комплексную работу все отделы мозга ребенка, обеспечивая развитие сенсорики, эмоциональных, познавательных, мотивационных систем, ответственных за движение, память. Обучение пению повышает успехи в обучении чтению, развивает фонематический слух, улучшает пространственно-временные представления при изучении математики. Кратковременное прослушивание фрагментов активизирует аналитические отделы мозга. «Музыкальную активность следует признать самой широкой и всеохватной тренировкой для клеток мозга и развития связей между ними: вся кора головного мозга активна во время исполнения музыки, значит - активен весь человек».

Музыкальное воспитание развивает не только природную музыкальность, но и способствует в полной мере формированию у детей общей культуры, предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, развитию их личностных качеств (физических, интеллектуальных), а также сохранению и укреплению здоровья, профилактике и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии.

МУЗЫКА И ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует и правильная организация музыкального воспитания детей.

Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.

Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы она выполнила эту важную функцию, надо развивать у ребёнка общую музыкальность. Каковы же основные признаки музыкальности?

Первый признак музыкальности – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ.

Второй признак музыкальности – способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления.

Третий признак музыкальности – проявление творческого отношения к музыке. Слушая её, ребёнок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце.

С развитием общей музыкальности у ребят появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение.

Музыка, непосредственно воздействуя на чувства ребёнка, формирует его моральный облик . Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Жанровое богатство музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, весёлый юмор и задорные плясовые мелодии. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.

Решению воспитательных задач способствуют коллективное пение, танцы, игры, когда дети охвачены общим переживанием. Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника. Чередование различных заданий, видов деятельности (пения, слушания музыки, игры на детских музыкальных инструментах, движения под музыку) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявления волевых усилий. Всё это совершенствует тормозные процессы, воспитывает волю.

Таким образом, музыкальная деятельность создаёт необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребёнка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.

Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами , т.е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают звуки сходные и различные, знакомятся с их выразительным значением, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Как и другие виды искусства музыка имеет познавательное значение, активизирует восприятие и представление, будит фантазию и воображение, заставляет мыслить и творить.

Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма человека , вызывая реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. В. М. Бехтерев, подчёркивая эту особенность, доказал, что если установить механизмы влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение. Умелое использование мелодического и ритмического компонента музыки помогает человеку во время работы и отдыха.

Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь (врачи – логопеды используют пение при лечении заикания), способствует выработке вокально-слуховой координации. Правильная поза поющих, регулирует и углубляет дыхание. Занятия ритмикой, основанные на взаимосвязи музыки и движения, улучшают осанку ребёнка, координацию, вырабатывают чёткость ходьбы и лёгкость бега.

Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребёнка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания складывается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволят детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют дошкольников физически.

1.1 Музыка как средство всестороннего развития ребенка

Великий советский композитор Д.Д.Шостакович отмечал «В горе и радости, в труде и на отдыхе – музыка всегда с человеком. Она так полно и огромна вошла в жизнь, что её принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат не задумываясь, не замечая… На сколько бы беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного языка помогающего людям лучше понимать друг друга». Любителями и знатоками музыки не рождаются, подчеркивал композитор, а становиться. Эти слова Д. Шостаковича об огромном значение воспитание в человеке любви к музыки, умение её воспринимать. И чем раньше музыка войдет в жизнь человека, тем глубже и точнее это искусство займет место в его душе. Все то, что получает ребенок в период дошкольного детство, во многом определяет, что приносит он обществу в будущем. Именно в эту раннею пору жизни закладываются основы разнообразных качеств и свойств в формирование личности ребенка, её интересы и способности. Психологи отмечают, большая часть приобретенного в этот период, усваивается исключительно быстро, и запоминается на долгие годы, порой до конца жизни.

Уже известно, что раннее многих других человеческих способностей выявляются музыкальные способности. Два основных показателя музыкальности, эмоциональная отзывчивость и музыкальный слух, проявляются в первых же месяцах жизни ребенка. Малыш способен эмоционально откликаться на веселую или спокойную музыку. Он сосредотачивается, затихает, если слышит звуки колыбельной. Кок даже раздается веселая, плясовая мелодия, меняется выражение его лица, оживляется движения.

Исследованиями установлено: ребенок способен различать звуки по их высоте уже в первые месяцы своей жизни. Особенно очевиден этот факт, у тех, кто стали профессиональными музыкантами. Поразительные способности проявил Моцарт в четыре года, он играл на органе, скрипке, в пять лет, создавал первые сочинения.

Цель влияние музыки на воспитание детей - это приобщение музыкальной культуре в целом. Влияние музыки на формирование личности ребенка в развитие творчество деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое искусство способно воздействовать на всесторонние развитие личности ребенка, побуждать к нравственно эстетически ми переживаниям, вести к преобразованию окружающего к активному мышлению. Общее музыкальное воспитание должно отвечать основным требованиям: быть всеобщем, охватывающим всех детей и всесторонним, гармонично развивающим все стороны формирование личности ребенка.

Часто взрослые задают вопрос: « На доли приобщать ребенка к музыке, если у него нет ярких проявление?» Ответ: положительный. Вывода о музыкальности ребенка можно делать лишь после того, когда он получит правильное и надлежащие музыкальное воспитание и обучение.

Всесторонность музыкального воспитания выступает как один из эффективных путей нравственного обогащения формирование личности ребенка. Активизации его умственной деятельности, повышение жизненного тонуса. Влияние музыки объединяет детей в едином переживание, становится средством общения между детьми.

Музыкальный опыт детей еще очень прост, но он может быть достаточно разнообразным. Почти все виды музыкальной деятельности в самых первоначальных основах доступны детям и правильной постановки воспитания обеспечивают разносторонность их музыкального их музыкального и общего развития на личность ребенка. Через воспитание эстетического отношения к окружающей жизни, через развитие способностей, эмоционально сопереживать стой чувств и мыслей, выраженных в произведениях, ребенок входит в образ, верит и сам действует воображаемой ситуации. Влияние музыки побуждает его к « дивной способности радоваться за других, переживать за чужую судьбу, как за свою».

Ребенок, общаясь с музыкой, развивается всесторонне, совершенствуется физический облик ребенка, устанавливаются гармонические связи. В процессе пения развивается на только музыкальный слух, но и певческий голос, а, следовательно, и голосовой двигательный аппарат. Музыкально ритмические движения побуждают к правильной осанке, координации движений, их гибкости и пластичности.

Ребенок способен чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ, замечать хорошее и плохое, приобщатся тем самым к различным видам художественной деятельности. Дети также способны вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явление.

Влияние музыки на разносторонние развитием формирование личности ребенка обеспечивается благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным и физическим.

Гармоничность музыкального влияния на формирование личности ребенка, достигается тогда, когда используется все формы организации музыкальной деятельности детей.

1.2 Влияние музыки на занятиях, праздниках, в повседневной жизни детского сада

Основная форма образовательной работы с детьми - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников, происходит формирование музыкальных способностей каждого ребенка.

Занятия включают чередование различных видов деятельности: (вход, приветствие, музыкально ритмические упражнения, слушание музыки, развитие слуха и голоса, пение, игры на детских музыкальных инструментах, ознакомление с элементами музыкальной грамоты, музыкально дидактические игры, подвижные игры, танцы, хороводы, и т.д.). Обеспечивая тем самым разносторонние развитие музыкальных способностей детей. Музыкальные занятия содействуют воспитанию влияний многих положительных качеств на формирование личности ребенка. Объединяют детей общими радостными действиями, учат культуре поведения, требуют определенной сосредоточенности, проявления умственных усилий, инициативы и творчества. Музыкальные занятия в детском саду оказывают влияние на формирование личности ребенка на другие формы организации детей. Самостоятельная музыкальная деятельностей детей будет активнее на основе знаний, умений, навыков, приобретенных на занятиях. Праздники, развлечения, досуги пройдут успешнее, интереснее, если выученные на занятиях песни, пляски, хороводы, игры дети исполняют выразительно и непринужденно.

Музыка воспринимается слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма ребенка, вызывает реакции связанные с изменением кровообращения, дыхания. В.М.Бехтерев, подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить механизмы влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение. П.Н.Анохин, изучивший вопросы влияния мажорного и минорного ладана состояние организма ребенка, делает вывод, что умелое использование мелодического, ритмического и других компонентов музыки помогает и формирует личность ребенка во время работы и при отдыхе.

Научные данные о фозиологических особенностях музыкального восприятия дают материалистическое обоснование роли музыки в воспитание личности ребенка.

Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь ребенка (педагоги логопеды используют пение при лечение заикания), что способствует выработке вокально слуховой координации. Правильная поза поющих детей регулирует и углубляет дыхание ребенка.

Занятие музыкально ритмическими упражнениями, основаны на взаимосвязи музыки и движения, такие упражнения улучшают осанку ребенка, координацию движений, у ребенка формируется выработка, четкость ходьбы и легкость бега. Динамика и темп музыкального произведения, присутствует и при движениях, соответственно ребенок изменяет скорость, степень напряжения, амплитуды направления.

О роли музыки в повседневной жизни хочу подчеркнуть особо. Музыкальное воспитание личности ребенка особо осуществляется на праздниках и развлечениях. Развлечение является важным средством углубления на всестороннее развитие и формирование личности дошкольников, способствует проявлению положительных качеств личности ребенка, повышает заинтересованность, активность детей ко всему, что предлагается им, помогает также создать радостную атмосферу, способствует формированию у детей положительных качеств, эмоций, расширяет сферу их чувств, приобщает к коллективным переживаниям, развивает инициативу, творческую выдумку. Систематические проводимые развлечения в детском саду обогащают жизнь ребенка, способствует формированию более полному и гармоническому их развитию.

Утренники в детском саду занимают особое место в системе музыкального воспитания и формирования личности ребенка. Они соединяют в себе как средства воздействия различные виды искусства и художественной деятельности.

Именно на утренниках художественная деятельность детей разнообразна: торжественные шествия, перестроения, хороводы, пение, инсценировки, игры, танцы, выразительное чтение стихотворений, исполнение музыкальных произведений, яркое, красочное оформление музыкального зала, создает у детей приподнятое настроение, вызывает эмоциональные чувства. Особую роль на утренниках играет музыкальное искусство. Обладая большой силой эмоционального воздействия, это влияет на детей и создает соответствующие настроение: торжественно приподнятое, спокойное, веселое. Музыка на утренниках углубляет художественные образы, поэтического текста, вызывает у детей чувство сопереживания содержанию песни. На праздниках и развлечениях дети занимаются различными видами музыкальной деятельности. Дети исполняют песни, танца, играют на детских музыкальных инструментах небольшими ансамблями, в музыкальные игры, водят хороводы, А музыкальный репертуар на праздниках и развлечения используется достаточно разнообразно.

Музыка в детском саду звучит не только на утренниках, на занятиях, но и в повседневной жизни детского сада. Музыка, сопровождающая утреннюю гимнастику, также физкультурные занятия, активирует детей, значительно повышая качество выполняемых ими упражнений, организуя коллектив. Известно, что звучание музыкальных произведений влияет на работоспособность сердечно сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнение упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений. В это же время можно говорить о развитии у детей музыкальности, основных её композиторов эмоциональной отзывчивости, слуха.

Ребенок и здесь учиться воспринимать музыку, двигаться в соответствии с её характером, средствами выразительности. И так, использование музыки на физкультурных занятиях, утренний гимнастики, влияет укреплению организма и развитие музыкальности, в дальнейшем формируя личность ребенка.

Влияние музыки на дошкольников осуществляется также и в повседневной жизни детского сада. Использование музыкальных произведений в часы приема детей, досугов, на прогулке, занятиях, обогащает детей новыми впечатлениями, что способствует на формирование развития самостоятельной творческой инициативы. Влияние музыки в повседневной жизни детей в условиях детского сада определяется четким руководством со стороны воспитателя, а также возможности, склонности и интересы детей, с помощью музыкального руководителя и самостоятельно подбирают музыкальный репертуар, предполагая включение его в разные моменты жизни ребенка. Рассмотрим, некоторые возможности влияния музыки в часы досуга, во время игр детей, на прогулках, в условиях различных занятиях, связанных с художественной деятельностью детей.

Дети очень любят слушать музыку не только во время музыкальных занятий. С большим удовольствием они слушают песни, инструментальную музыку на дисках, кассетах. В часы досуга дети поют вместе воспитателем знакомые им песни, воспитатель занимается и отдельными детьми, помогает им освоить игру на детских музыкальных инструментах или сложный элемент танца.

В свободное от занятия время дети часто утраивают игры, в которых влияние музыки отводится значительная роль. Например, играя в «концерт», «музыкальные занятия», «день рождения», дети вспоминают и исполняют музыкальные произведения, танцы, хороводы, импровизируют, сочиняют собственные песенки, подбирая их на металлофоне или других музыкальных инструментах. Также на детей влияют музыкально дидактические игры, которые развивают музыкальных слух, творческие способности ребенка, помогают в игрой форме усвоить элементы нотной грамоты. Музыкально дидактические пособия, которые влияют на личность ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую, двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом. Например, музыкально дидактическая игра «Песня, танец, марш», где дети воспринимают бодрую, веселую, подвижную, энергическую музыку, четко и ритмично ходят под неё, определяют жанр музыкально произведения с помощью картинок символов.

Музыка оказывает свое воспитательное влияние и воздействует и во время прогулок детей, стимулируя их активность, самостоятельность, вызывая различные эмоциональные переживания, создавая хорошее настроение, оживляя накопленные впечатления. Наиболее подходящим для музыкальных проявлений детей на прогулках является летний период. В это время на участках организуются интересные игры. Дети могут самостоятельно или вместе с воспитателем петь любимые ими песни, водить хороводы. Успех всей этой работы во многом зависит от воспитателя, от установления тесного контакта в работе воспитателя и музыкального руководителя. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой, изобразительной деятельностью, влияние музыки, также может найти широкое применение.

Гораздо быстрее и интереснее будет воспринимается сказка детьми, если при первоначальном её пересказе используется музыкальные произведения, детские музыкальные инструменты. Это позволяет детям понять характер героев, особенности персонажей сказок. Влияние музыки также помогает передать в рисунке характерные особенности художественного образа, обогащает детские впечатления. Например, дети старшей группы рисуют осенний пейзаж, как падают медленно, кружась осенние листочки. И включив детям музыкальное произведение «Осенняя песня» П.Чайковского, педагог создает определенный настрой на работу.

Влияние музыки в различных видах деятельности дошкольника должна найти применение благодаря активной организации деятельности педагога в формирование личности ребенка.


Глава 2. Влияние музыки на нравственный облик ребенка и его интеллектуальное развитие

Влияние музыки, непосредственно воздействует на чувство ребенка, формирует его моральный облик. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Знакомя детей с произведениями различного эмоционального образовательного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию. Песня о родном крае побуждает чувство любви к Родине. Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают интернациональные чувства. Жанровое богатство к музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, весёлый юмор и задорные пляски. Разнообразные чувства, возникающие при восприятие музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.

Решению воспитательных задач во многом способствуют коллективное пение, танцы, игры, когда дети охвачены общими переживаниями. Пение требует от участников единых усилий. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития. Пример товарищей. Общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Для избалованного вниманием, изменение самоуверенного, успешного выступление других детей, служит известным тормозом отрицательных проявлений. Такому ребенку можно предложить оказать помощь товарищам, воспитывая тем самым скромность и одновременно развивая индивидуальные способности. Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника. Чередование различных занятий, видов деятельности (пения, слушание музык, игры на детских музыкальных инструментах, движения под музыку и т.д.) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявление волевых усилий: исполняя песню, вовремя начать и закончить её; в танцах, играх уметь действовать, подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного желания быстрее побежать, кого то перегнать. Всё это совершенствует тормозные процессы, влияют на волю ребенка.

Таким образом, музыкальная деятельность влияет и создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека. Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т.е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают сходные и различные звуки, знакомятся с их выразительным значением, отличают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Отвечая на вопросы педагога, после того как отзвучало произведение, ребенок делает первые обобщения и сравнения: определяет общей характер пьес.

В музыкально ритмической деятельности дети с большим удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец народная пляска, пантомима и особенно музыкально игровая драматизация побуждают детей изобразить картину жизни, охарактеризовать какой либо персонаж, используя выразительные движения, мимику слова. При этом наблюдается определенная последовательность: ребята слушают музыку, музыка влияет на них, после они распределяют роли, затем уже действуют. На каждом этапе возникают новые задачи, заставляющие мыслить, фантазировать, творить.

К окружающей действительности, глубоко связывала его с ней. 2. Опытно-экспериментальная часть по изучению влияния музыки на формирование экологического сознания у дошкольников 2.1 Различные формы и методы использования музыки на занятиях по экологическому воспитанию в ДОУ Существуют различные формы проведения экологических занятий. Мы рассмотрим два занятия абсолютно разных по форме...

Рост числа великодушных людей за счет сокращения количества бездушных, равнодушных, малодушных - таковы должны быть результаты этой целенаправленной работы." 2.4 Исследование роли урока музыки в формировании экологической культуры школьников В ходе работы по данной теме нами было проведено исследование роли урока музыки в формировании экологической культуры школьников в 5 классе...

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Детская музыкальная школа им. К. Н. Игумнова»

Г. Лебедянь. Липецкая область РФ

МБУ ДО «ДМШ им К. Н. Игумнова»

Доклад

На тему «Музыка как средство всестороннего развития ребёнка».

Подготовила: преподаватель

Яковлева М. В.

Лебедянь, 2016

Основной задачей формирование личности ребенка является всестороннее и гармоническое развитие ребенка. Эту задачу выполняет музыкальное воспитание. Н.К. Крупская так характеризует значение искусства в воспитание личности ребенка: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать...». Педагогика, опираясь на эти положения, определяет понятие музыкального воспитания и развития.

Музыкальное воспитание на ребенка, это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства, формирование интересов, потребностей, эстетического отношения к музыке.

Музыкальное развитие на ребенка это результат формирование личности ребенка в процессе активной музыкальной деятельности. Многие учёные и педагоги считают, что чувство музыкального ритма не поддаётся воспитанию и развитию (Л.А.Бренбойм, К.Сишор, Н.А.Ветлугина и др.).

Задачи музыкального воспитания формирования личности ребенка, подчинены общей цели всестороннего и гармонического воспитания личности ребенка и строятся с учетом своеобразия музыкального искусства и возрастных особенностей дошкольников.

1.Воспитывать любовь к музыке. Эта задача решается путем развития восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребенку острее почувствовать и осмыслить содержание услышанных музыкальных произведений.

2.Обобщать музыкальные впечатления детей, знакомить их с разнообразными музыкальными произведениями.

3.Знакомить детей с элементами музыкальных понятий, обучать простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности, искренности исполнения музыкальных произведений.

4.Развивать эмоциональную отзывчивость. Сенсорные способности, чувства ритма, формировать певческий голос и выразительность движений.

5.Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке, сначала формируя изобразительное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям.

6.Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: передачи характерных образов в играх и хороводах, использование выученных танцевальных движений, импровизации маленьких песен, попевок, инициативу и стремление применять выученный материал в повседневной жизни, музицировать. Петь и танцевать.

Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становление и формирование личности ребенка. Средствами музыкальности дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у детей развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.

Дети, которые играют на музыкальных инструментах, обычно грамотнее других. Музыка даёт и образное мышление, и пространственное представление, и привычку к ежедневному кропотливому труду.

Начать заниматься с детьми стоит уже с четырехлетнего возраста. Регулярные занятия музыкой улучшают память и стимулируют умственное развитие детей, утверждают канадские ученые. Им удалось получить первые доказательства существования связи между занятиями музыкой и умением концентрировать внимание.

Но, несмотря на все неудобства, которые доставляет начальный этап обучения детей игре на музыкальных инструментах, предыдущие поколения родителей старались обязательно дать детям музыкальное воспитание. Так как занятия музыкой требуют не только непрестанного труда и волевых усилий детей, но и несокрушимого родительского терпения, профессионалами из них становились единицы, но учили все-таки всех или почти всех и считали это необходимым.

Уже известно, что раннее многих других человеческих способностей выявляются музыкальные способности. Два основных показателя музыкальности, эмоциональная отзывчивость и музыкальный слух, проявляются в первых же месяцах жизни ребенка. Малыш способен эмоционально откликаться на веселую или спокойную музыку. Он сосредотачивается, затихает, если слышит звуки колыбельной. Когда же раздается веселая, плясовая мелодия, меняется выражение его лица, оживляется движением.

Исследованиями установлено: ребенок способен различать звуки по их высоте уже в первые месяцы своей жизни. Особенно очевиден этот факт, у тех, кто стали профессиональными музыкантами. Поразительные способности проявил Моцарт в четыре года, он играл на органе, скрипке, в пять лет, создавал первые сочинения.

Цель влияния музыки на воспитание детей - это приобщение к музыкальной культуре в целом. Влияние музыки на формирование личности ребенка в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое искусство, способна воздействовать на всесторонние развитие личности ребенка, побуждать к нравственно эстетически ми переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Общее музыкальное воспитание должно отвечать основным требованиям: быть всеобщем, охватывающим всех детей и всесторонним, гармонично развивающим все стороны формирование личности ребенка.

Музыкальный опыт детей еще очень прост, но он может быть достаточно разнообразным. Почти все виды музыкальной деятельности в самых первоначальных основах доступны детям и правильной постановки воспитания обеспечивают разносторонность их музыкального их музыкального и общего развития на личность ребенка. Через воспитание эстетического отношения к окружающей жизни, через развитие способностей, эмоционально сопереживать, через разнообразие чувств и мыслей, выраженных в произведениях, ребенок входит в образ, верит и сам действует воображаемой ситуации. Влияние музыки побуждает его к «дивной способности радоваться за других, переживать за чужую судьбу, как за свою».

Ребенок, общаясь с музыкой, развивается всесторонне, совершенствуется физический облик ребенка, устанавливаются гармонические связи. В процессе пения развивается на только музыкальный слух, но и певческий голос, а, следовательно, и голосовой двигательный аппарат. Музыкально - ритмические движения побуждают к правильной осанке, координации движений, их гибкости и пластичности.

Ребенок способен чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ, замечать хорошее и плохое, приобщатся тем самым к различным видам художественной деятельности. Дети также способны вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления.

Влияние музыки, непосредственно воздействует на чувство ребенка, формирует его моральный облик. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Ознакомляя детей с произведениями различного эмоционального образовательного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию. Песня о родном крае побуждает чувство любви к Родине. Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают интернациональные чувства. Жанровое богатство к музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, весёлый юмор и задорные пляски. Разнообразные чувства, возникающие при восприятие музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.

Решению воспитательных задач во многом способствуют коллективное пение, танцы, игры, когда дети охвачены общими переживаниями. Пение требует от участников единых усилий. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития. Пример товарищей. Общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Для избалованного вниманием, изменение самоуверенного, успешного выступление других детей, служит известным тормозом отрицательных проявлений. Такому ребенку можно предложить оказать помощь товарищам, воспитывая тем самым скромность и одновременно развивая индивидуальные способности. Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника. Чередование различных занятий, видов деятельности (пения, слушание музыки, игры на детских музыкальных инструментах, движения под музыку и т.д.) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявление волевых усилий: исполняя песню, вовремя начать и закончить её; в танцах, играх уметь действовать, подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного желания быстрее побежать, кого то перегнать. Всё это совершенствует тормозные процессы, влияют на волю ребенка.

Именно поэтому, музыка и искусство, уже в силу своей внутренней природы должны быть составной частью любого воспитания, а для этого они должны стать частью образования каждой личности.

В связи с выявлением важной роли музыки в формировании личности ребёнка, становится очевидным целесообразность использования музыки в воспитании и обучении для гармоничного развития ребёнка и в качестве вспомогательного средства для развития памяти, образного мышления и концентрации внимания. Для выявления особенностей влияния музыки на развитие детей с нарушениями слуха, необходимо сначала изучить влияние музыки на развитие детей с нормальным слухом, чтобы выявить различия.

Список литературы:

    Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1968.

    Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.

    Горюнова А.В. Детское музыкальное воспитание как средство эстетического воспитания // Искусство и эстетическое воспитание. – М., 1973.

    Кабалевский Д. Б. Прекрасное пробуждает доброе. – М., 1973.

    Крупская Н.К. Пед. соч., т. 5. – М., 1959.