Толстой филипок урок. Открытый урок по литературному чтению филиппок

Открытый урок по чтению 4 класс. Тема: «Филипок» Л. Толстой

Подготовила и провела учитель начальных часов

Овечкина Ирина Александровна

Цель: формирование навыков правильного плавного слогового и осознанного чтения.

Задачи:

Обучающие :

. познакомить учащихся с рассказом Л. Толстого «Филипок»

. учить правильному, плавному слоговому, осознанному чтению;

. учить выборочному чтению;

. расширение словарного запаса.

Коррекционно-раз вивающие:

. коррекция устной речи через чтение по ролям;

. коррекция развития мышления (установление причинно-следств енных закономерностей наступления весны) ;

. расширение кругозора.

Воспитывающие:

. способствовать воспитанию познавательного интереса;

. воспитывать любовь к чтению.

Оборудование и наглядность :

З. Н. Смирнова, Г. М. Гусева «Чтение 4 класс учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» М., «Просвещение» 2012, мультимедиа проектор, ноутбук, колонки, презентация

Ход урока

I Орг. момент

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Сегодня на урок к нам пришли гости. Давайте покажем им, что мы знаем и что умеем.

II Артикуляционная гимнастика

Чтобы вам читалось на уроке быстро и легко, нужно размять нам язычок. Для этого выполним несколько упражнений:

а) Артикуляционные упражнения :

«Бегемотик»

«Лягушка»

«Горка»

б) Дыхательные упражнения:

Задуйте свечу.

* Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.

* Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу.

*Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

в) Ч и с т о г о в о р к и:

ЛО-ЛО-ЛО - снежное покрывало

ЕГ-ЕГ-ЕГ - выпал в среду первый снег

СУ-СУ-СУ - лежит снег в лесу

ГА-ГА-ГА - завывает вьюга

ЕЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ - метёт снежная метель

г) Игра «Слова в словах»

Из первого столбика слов уберите по одной или две буквы чтобы получилось новое слово

Парк-пар

Клён-лен

Шарф-шар

Тесто-сто

Удача-дача

Гроза-роза

III Повторение изученного

Какой раздел по чтению мы с вами изучаем?

(«Идет волшебница зима»)

Какое произведение о зиме мы с вами изучали на прошлом уроке?

Давайте его прочитаем.

Стихотворение И. Сурикова «Детство»

Дети читают стихотворение (по желанию наизусть)

Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (веселье, радость…)

IV Сообщение темы и цели урока

А вот кто это? Я предлагаю вам прочитать фамилию этого писателя. Она спрятана в цепочке букв.

Х Л КМ Н У ТОЛСТОЙ ВРЧП

V Изучение нового материала

Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году. Он прожил 82 года и всю жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире.

Полное собрание сочинений - 90 томов. Он много работал. Свои сочинения по нескольку раз перерабатывал, по 10 - 12 раз переписывал, чтобы сделать их лучше.

Толстой изучал историю, музыку, рисование, медицину. Но самое главное, он очень любил детей.

В то время было ещё очень мало школ, а в деревнях их и вовсе не было. Дети бедных людей вообще не могли учиться. Лев Николаевич Толстой открыл школу для крестьянских детей. Написал учебник для ребятишек и сам учил их. Ребятишки с удовольствием стали ходить в эту школу. Школу посещало от 30-40 мальчиков и девочек 7-13 лет. Уроки в школе начинались в восемь часов утра и зачастую продолжались до двух часов дня; с двух до пяти часов был перерыв. В сумерках занятия возобновлялись и заканчивались в восемь девять часов вечера.. Много времени он проводил с детьми: зимой катался с ними на санках, коньках, лыжах; летом ходил с ними в лес Но книг для детей, простых и понятных, было очень мало. И хотя у писателя было всегда много работы Л.Н. Толстой нашёл время для детских учебных книг.

Многие годы по всей России дети учились читать по его книгам. И до сих пор во многих учебных книгах есть его сказки, рассказы, были и басни.

    Знакомство с произведением

Название нового произведения вы тоже определите сами.

.и. и. о. кплф

Перед вами запись. Выполним задание вместе.

В названии одно слово, я написала только гласные, их 3, рядом написаны согласные. Ваша задача найти для каждой согласной своё место.

1 согласная буква обозначает звук, являющийся парным к звуку в

2 согласная обозначает звонкий непарный согласный звук, который есть в имени писателя, с которым мы сегодня знакомимся

3 согласная прячется в последнем звуке слова урок

4 согласная найдётся в алфавите сразу за буквой о

Какое слово получилось?

Рассмотрите обложку и предположите о ком эта книга?

В какое время происходят события?

а) Первичное знакомство с произведением

Послушайте текст, проверьте и уточните свои предположения.

(слайд-фильм «Филипок»)

Совпало ли ваше предположение с содержанием данного произведения?

б) Словарная работа

Могли события произведения произойти на самом деле или это лишь выдумка автора? В основу произведения положен случай, который сам Лев Николаевич наблюдал в своей школе.

К какому жанру относится произведение «Филипок»? (Это быль)

Что означает слово «быль»? (Быль - это то, что было в действительности, в жизни). Давайте посмотрим в словаре Ожегова

В тексте вам встретились незнакомые слова давайте прочитаем, что они означают.

Поденная работа- работа по отработанным дням.

Слобода - большое село, деревня.

Постреленок - озорник, сорванец.

Сенцы, сени -помещение между жилой частью и крыльцом.

Бедовый - шустрый, смелый.

Лавка - большая скамейка.

4. Физминутка

в) чтение учащимися

чтения произведения по цепочке

чтение произведения по цепочке. (1-3 часть, стр. 132 - 133)

1 ) чтение первой части (с.132) "цепочкой":

Какие действующие лица появились здесь?

( Мальчик Филипп, мать, отец, бабушка, ребята ).

Что узнали о матери? (мать ушла на подённую работу )

Что узнали об отце? (отец уехал в лес )

Что узнали о бабушке? (бабушка сидела на печке )

Что узнали о ребятах? (ребята ушли в школу )

Что узнали о Филипке? (что Филипок был маленький и не ходил в школу )

А как он собирался в школу? (Стал искать шапку, своей не нашел. Взял старую отцовскую и пошел в школу )

2) чтение второй части (с.132-133) "цепочкой ":

Далеко ли была школа? (За селом, надо было идти через все село.)

Почему собаки залаяли на Филипка? (Собаки лаяли потому, что не знали его. Они его не видели никогда.)

Как звали собак, которые залаяли на Филипка? (Волчок, Жучка )

Кто отогнал этих собак? (вышел мужик и отогнал собак )

Как назвал мужик Филипка? (пострелёнок )

3 ) чтение третьей части (с.133) про себя. Какое чувство охватило Филипка, когда он подбежал к школе?

- Куда прибежал Филипок? (в школу )

Что он услышал на крыльце? (как гудят голоса ребят )

Почему он не заходил в класс? (на него нашел страх, что учитель его прогонит )

Почему не хотел идти домой? (боялся что собака заест )

Кто подтолкнул его в школу? (баба с ведром )

г) Работа в группах

Восстановление деформированного плана рассказа.

Давайте поверим, насколько внимательно вы читали эти части произведение.

У вас на столах есть маленькие листочки Вам нужно расположить их в правильной последовательнос ти

Учащиеся восстанавливают события в том порядке, в каком они происходят в рассказе.

Скучно дома

Скучно дома

Филипок отправляется в школу

Филипок отправляется в школу

Знакомая дорога

Знакомая дорога

Опасная часть дороги

Опасная часть дороги

Раздумье на пороге школы

Раздумье на пороге школы

Кто главный герой рассказа? Давайте охарактеризуем его и составим его паспорт

Характеристика главного героя

Паспорт героя

1. Как зовут?

2. Где живёт? (в селе)

    Чем занимается? (скучал) - У ребят из др. группы есть дополнения?

    Какие поступки совершает? (решил пойти в школу)

    Какой характер у героя? (решительный, смелый, шустрый) - Кто дополнит?

    Что вам понравилось или не понравилось в герое?

(смелый, любознательный, но непослушный)

    Проверка полученных знаний

Давайте выполним тест и посмотрим как вы запомнили части рассказа которые мы прочитали.

А) И. Суриков

Б) Н. Некрасов

В) Л. Н. Толстой

2. Как называется произведение

А) «Детство»

Б) «Филипок»

В) «Сад друзей»

3. С кем Филипок остался дома?

А) с братом;

Б) с дедушкой;

В) с бабушкой .

4. Клички собак, напугавших мальчика .

А) Жучка;

Б) Волчок;

В) Юла.

5. Почему мальчик по дороге упал?

А) испугался;

Б) споткнулся и упал;

В) уронила собака

    Рефлексия деятельности на уроке

В январе 1908 года Лев Толстой получил в подарок от Томаса Эдисона звукозаписывающи й аппарат - фонограф. Писатель решил использовать его, прежде всего для диктовки ответов на письма. Он говорил, что иногда ему "хочется, прочтя письмо, сейчас же, под свежим впечатлением, ответить на него, а сказать ответ в фонограф легче и скорее, чем писать на бумаге". Так до нас дошли некоторые письма Толстого, а также отрывки из его произведений не только в письменном, но и в звуковом варианте.

Однажды в гости ко Льву Николаевичу пришли школьники. Они попросили писателя показать им "чудо-аппарат", так появилась запись " Обращение к учащимся школы

Цели: познакомить учащихся с рассказом Л.H. Толстого «Филипок»; развивать умение делить текст на части, составлять и анализировать различные виды плана; учить различать автора и героя; совершенствовать творческие способности детей; упражнять в словесном рисовании; развивать речь, мышление, внимание.

Планируемые результаты : учащиеся должны уметь воспринимать на слух художественные произведения; соотносить смысл пословицы и прозаического произведения; пересказывать текст подробно, выборочно; характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, его книги; карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока №1

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Под горой у сосновой опушки

Жили-были четыре старушки.

Жили-были четыре старушки,

Все четыре большие болтушки.

III. Проверка домашнего задания

— Расскажите о своей семье.

IV. Работа по теме урока

1. Введение в тему

— На прошлом уроке вы познакомились с биографией Л.Н. Толстого. А что вам особенно запомнилось? (Высказывания детей.)

— Лев Николаевич создал школу для крестьянских детей в Ясной Поляне. И рассказ, который мы сегодня прочитаем, с этим связан. Уточните, о чем будет рассказ? (О школе для крестьянских детей.)

— Узнайте, верно ли вы ответили. Прочитайте название рассказа на с. 112, а на с. 115 рассмотрите иллюстрацию. Предположите конкретнее, о чем рассказ. (Дается время на обдумывание задания и высказывание предположений.)

— Ну что ж, проверим ваши предположения. Пришло время познакомиться с рассказом.

2. Первичное чтение и словарная работа

(Рассказ читают учитель и учащиеся. Параллельно ведется словарная работа — с устаревшими словами.)

Поденный — относящийся к счету, учету или расчету по дням {поденная работа, плата).

Слобода — большое село, деревня. Постреленок — непоседа, шалун.

Сенцы, сени — в деревенских избах и в старину в городских Домах помещение между жилой частью дома и крыльцом. Бедовый — шустрый, смелый.

3. Обсуждение рассказа

— С чего начинается рассказ?

— Почему Филипок не ходил с ребятами в школу?

— Что приключилось с мальчиком по дороге?

— Как развивались события в школе?

— Как мальчик начал складывать свое имя?

— Чем закончился рассказ?

V. Физкультминутка

Кузнечики

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики,

Прыг-скок,

Прыг-скок.

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко,

Прыгай на носках легко.

VI. Закрепление изученного

1. Повторное чтение

(Рассказ читают учащиеся.)

2. Тест по рассказу

— Проверим, внимательно ли вы читали.

1. С кем Филипок остался дома?

а) с братом;

б) с дедушкой;

в) с бабушкой. +

2. Почему мальчик по дороге упал?

а) испугался;

б) споткнулся; +

в) уронила собака.

3. Почему он долго стоял на крыльце школы, чего

а) что учитель прогонит; +

б) что учитель заставит учиться;

в) что ребята будут смеяться.

4. Какое задание учитель дал Филипку?

а) решить задачу;

б) написать свое имя;

в) сложить свое имя. +

б) Костюшка; +

VII. Рефлексия

— За что похвалили бы себя?

— Что захотелось сделать после этого урока?

VIII. Подведение итогов урока

— Какой рассказ мы читали на уроке?

— О чем он?

— Что вам особенно в нем понравилось?

Ход урока №2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение скороговоркой.

Поленился утром Вова

Причесаться гребешком,

Подошла к нему корова —

Причесала языком.

Г. Ладонщиков

III. Постановка целей урока

Сегодня мы будем учиться делить текст на части, а затем пересказывать по составленному плану от имени автора и от имени героя.

IV. Работа по теме урока

1. Составление плана рассказа

— Перед вами искаженный (перестроенный) план текста. Восстановите его. (Ученики работают самостоятельно.)

1. Опасная часть дороги в школу.

2. Знакомая дорога.

3. «Ты погоди хвалиться...»

4. Филипок отправляется в школу.

5. Встреча с учителем.

6. Скучно дома.

7. Раздумья на пороге школы.

8. Филипок в классе. (Ответ. 6,4, 2, 1,7,8,5,3.)

2. Пересказ текста

— По полученному плану перескажите текст.

V. Физкультминутка

Зарядка

Мы поставили пластинку

И выходим на разминку.

На зарядку, на зарядку,

На зарядку становись!

Начинаем бег на месте,

Финиш — метров через двести!

Раз-два, раз-два!

Раз-два, раз-два!

Раз-два, раз-два!

Раз-два, раз-два!

Хватит, хватит — прибежали,

Потянулись, подышали!

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа над пересказом

— Сейчас мы будем учиться пересказывать текст от имени главного героя. Как его зовут? (Филипок.)

— Какие слова мы будем употреблять при пересказе вместо слов «мальчик», «Филипок», «он»? (Я, мне, меня.)

(Дети выполняют задание.)

2. Работа с пословицами

— Откройте учебник на с. 124, выполните задание 10. (Дети работают в парах. Читают пословицы, вспоминают примеры из жизни, когда можно их употребить.)

VII. Рефлексия

— Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

— За что вы похвалили бы себя?

— Что вам захотелось сделать после этого урока?

Ирина Сахарова
«Л. Толстой «Филипок». Конспект урока чтения и развития речи в четвертом классе школы VIII вида

ОГКОУ Фурмановская школа VIII вида

Конспект урока чтения и развития речи

в 4 «Б» классе

Тема урока : Л. Толстой «Филипок »

Учитель начальных классов

Цель : формирование навыков правильного плавного слогового и осознанного чтения .

Задачи :

Обучающие :

Познакомить учащихся с рассказом Л. Толстого «Филипок »

Учить правильному, плавному слоговому, осознанному чтению ;

Учить выборочному чтению ;

Расширение словарного запаса.

Развивающие и коррекционные :

Коррекция устной речи через чтение по ролям ;

Коррекция развития мышления (установление причинно-следственных закономерностей наступления весны) ;

Расширение кругозора.

Воспитывающие :

Способствовать воспитанию познавательного интереса;

Воспитывать любовь к чтению .

Оборудование и наглядность :

З. Н. Смирнова, Г. М. Гусева «Чтение 4 класс учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида » М., «Просвещение» 2012

Мультимедиа проектор

Ноутбук

Колонки

Презентация

Ход урока

Этапы урока

Деятельность педагога Деятельность учащихся

I Организационный момент.

Эмоциональный настрой

Ребята, проверьте все ли у вас готово к уроку . Тихо сели.

Сдача рапорта.

Сегодня к нам на урок пришли гости . Давайте покажем им, что мы знаем и что умеем.

Улыбнулись мне, улыбнулись друг другу, улыбнулись гостям. Пусть наши улыбки помогут нам провести урок интересно и с пользой. (СЛАЙД 2)

Дежурный сдает рапорт.

Дети улыбаются.

II Логопедическая минутка - А начнем мы урок с логопедической минутки – поработаем с чистоговоркой.

Первый раз читаю я, вы слушаете и вспоминаете. (СЛАЙД 3)

Зимним утром от мороза

на заре звенят берёзы

Читаем хором, выделяя звук «з»

(громко, шепотом)

Дети хором читают чистоговорку

III Повторение изученного

Какой раздел по чтению мы с вами изучаем ?

Какое произведение о зиме мы с вами изучали на прошлом уроке ?

Давайте его прочитаем.

(инд. работа – Бойцова Катя)

Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? - «Идет волшебница зима»

Стихотворение И. Сурикова «Детство»

Дети читают стихотворение

Работа по карточке

Радость, веселье…

IV Изучение нового

1. Подготовительная беседа

Работа с картиной

2. Чтение рассказа учителем

3. Ознакомительное чтение

4. Словарная работа

Посмотрите на экран. Какое время года изображено на картине? Как вы догадались? (Слайд 4)

Кто изображен на переднем плане картины?

Опишите мальчика. Какой он?

Кого вы видите на заднем плане?

Как вы думаете, где происходят события : в городе или деревне? Почему вы так думаете?

Кто главный герой рассказа? Где он жил?

Читаем рассказ самостоятельно и выделяем непонятные слова.

Инд. работа – Бойцова Катя (букварь)

Все ли слова вам были понятны? А когда я читала рассказ, мне встретилось много непонятных слов и выражений, давайте их разберем. (Слайд 6)

ПОДЁННАЯ РАБОТА (работа с оплатой по отработанным дням)

СЛОБОДКА (населённый пункт, очень близкий к городу – большое село, деревня)

ДВОР (частный дом)

ПОСТРЕЛЁНОК (непоседа, шалун)

ПОЛЫ ОДЕЖДЫ (нижняя часть раскрывающейся спереди одежды)

БЕЖАТЬ ВО ВЕСЬ ДУХ (бежать очень быстро)

Ответы детей.

Дети читаю выражения

Физкультминутка для глаз

- «Звездочет» (Слайд 7)

5. Объяснительное чтение

(Беседа по содержанию) .

Читаем рассказ вслух. Следим внимательно. Начнет читать…

Куда хотел пойти Филипок ?

Почему мама не пускала его в школу ?

Куда ушли родители Филипка ?

С кем остался мальчик?

На что решился Филипок ? Почему?

Где находилась школа ?

Что пережил Филипок пока бежал в школу ?

Кто помог Филипку ?

- Филипок хотел пойти в школу .

Он был маленький.

Родители ушли на работу.

- Филипок остался со старой бабкой.

- Филипок собрался пойти в школу , т. к. ему стало скучно.

- Школа находилась за селом .

На него залаяли собаки.

- Филипку помог мужчина . Он отогнал собак.

Физкультминутка

«Новогодняя» (Слайд 8)

6. Выборочное чтение

Прочитайте, что мы узнаем в начале рассказа о Филипке ?

Прочитайте, чем занимались его родители?

Прочитайте, почему Филипок решил пойти в школу ?

Прочитайте, что случилось с Филипком по дороге в школу ?

Докажите, что Филипок очень испугался собак.

Прочитайте, кто помог Филипку . Работа с текстом.

Дети зачитывают отрывки

V Обобщение

Кто главный герой сказки?

Куда Филипок очень хотел пойти ?

Какой рассказ мы читали?

Понравился ли вам Филипок ? Почему?-

Какой он по характеру? (решительный, смелый, храбрый)

С какими новыми словами познакомились?

Ответы детей

VII Рефлексия

Подумайте, какое у вас было настроение на уроке ?

Если вам понравилось на уроке – похлопайте себе .

Если нет – помашите руками. (Слайд 9)

VIII Оценки ,

Инд. зад. – Бойцова Катя

Публикации по теме:

Интегрированный урок чтения и развития речи во 2–3 коррекционном классе «Мир русских народных сказок» Интегрированный урок чтения и развития устной речи во 2-3 специальном (коррекционном) классе 8 вида. Продолжительность урока: 40 минут.

Конспект по развитию речи в 3 классе 8 вида. Тема «Зимующие птицы: синица» Тип урока: комбинированный урок Тема: «Зимующие птицы: синица» Цели: 1. Формирование умения программировать устное высказывание; развитие.

Конспект урока биологии в коррекционной школе VIII вида «Растение – целостный организм» Обобщающий урок по биологии в 7 классе по теме «Цветковые растения» Цель: дать понятие воспитанникам о целостности.

Конспект урока по чтению во 2 классе коррекционной школы VIII вида по сказке «Заяц и белка» Н. Сладкова. Урок чтения во 2 классе сказка «Заяц и белка» Н. Сладкова. Цели урока: 1. Коррекционно-образовательные: - познакомить учеников с произведением.

Сценарий праздника «Осенняя сказка» для начальной школы (VIII вида) Казённое образовательное учреждение Омской области Исилькульская (коррекционная) школа интернат. Сценарий праздника «Осенняя сказка».

Урок литературного чтения

Цели урока:

  • познакомить учащихся с рассказом Л.Н.Толстого “Филипок”;
  • работать над навыками осмысленного, правильного чтения, вырабатывать умения работать с текстом;
  • развивать творческие способности детей, учить их различать автора и героя.

Оборудование:

  • портрет Л.Н.Толстого;
  • выставка книг Л.Н. Толстого;
  • словарь С.И. Ожегова;
  • кроссворд.

I. Минутки выразительного чтения

1. Прочитайте произведение Е. Тараховской “Заяц” (вполголоса):

Я боюсь, я боюсь
Волка и кукушку.
Я боюсь, я боюсь
Жабу и лягушку.
Я боюсь, я боюсь
Муравья и мушку.
И ужа, и ежа,
И чижа, и стрижа.
Поглядите, как дрожат
Ушки на макушке.

– О ком стихотворение?

– Что можете сказать о зайце?

– Прочитайте стихотворение так, чтобы все поняли, как боится зайчик. Для этого используйте мимику, жесты.

2. Чтение учащимися вслух с инсценировкой.

Итог.

Минутки выразительного чтения помогут нам в течение урока читать выразительно новое произведение.

II. Работа над новым материалом

– Годы жизни писателя – 1828-1910.

Он был озабочен просвещением народа, образованием крестьянских детей, написал 629 произведений для детей. Известны различные жанры произведений писателя для детей: рассказ, быль, очерк, сказка, басня, пословица, загадка…

– О каком писателе идёт речь? (Речь идёт о Л.Н. Толстом).

– Давайте разгадаем кроссворд. А для этого вспомним произведения Л.Н. Толстого, которые мы читали. (Приложение)

  1. Все вы знаете, что Л.Н. Толстой открыл для крестьянских детей бесплатную школу. Для того, чтобы детям легче было учиться, он написал учебную книгу. Как она называется? (Азбука).
  2. Какое интересное произведение читали, в котором мы говорили о добром сердце девочки Маши? (“Подкидыш”). Учитель показывает книгу.
  3. К какой басне Л.Н. Толстого подходит пословица “Кто вчера солгал, тому завтра не поверят”. (“Лгун”).
  4. В каком произведении говорится о верном друге человека – собаке? (“Булька”).
  5. Какое слово получилось? (“Быль”).

– Что такое быль?

Учитель показывает толковый словарь С.И. Ожегова, и дети зачитывают значение слова быль. (Быль – рассказ о действительном происшествии, в отличие от небылицы).

– Сегодня читаем быль Л.Н. Толстого “Филипок”.

III. Работа по содержанию произведения Л.Н. Толстого “Филипок”

1. Первичное чтение.

2. Беседа эмоционально-оценочного характера.

3. Чтение вслух “цепочкой” и проведение словарной работы:

поденная работа – работа с оплатой по отработанным дням;

слободка – пригород;

сенцы – помещение между жилой частью дома и крыльцом;

полы – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды;

бедовый – шустрый, смелый.

4. Чтение по частям.

– Каков же Филипок?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте прочитаем это произведение.

а) Чтение первой части “цепочкой”. (Филипок хотел идти в школу, просился у матери, чтобы она отдала его учиться).

– А как он собирался в школу? (Он выбрал момент, когда бабушка спала, отец уехал в лес, а мать была на работе).

– Торопился ли Филипок? (Да, взял отцовскую шапку. Все делал молча, никому не говоря).

б) Чтение второй части “цепочкой”.

– Далеко ли была школа? (За селом, надо было идти через все село)

– Почему собаки залаяли на Филипка? (Собаки лаяли потому, что не знали его. Они его не видели никогда. А ещё собаки лают, когда бежишь. Филипок не шел, а бежал в школу – вот что важно! Да ещё он был в отцовской шапке, в шубе)

– Что мог сделать Филипок, когда на него залаяли собаки?

– А почему он не вернулся, хотя и было страшно?

– Найдите в тексте выражения, которые изображают. что происходило с Филипком.

в) Чтение третьей части про себя.

– Какое чувство охватило Филипка, когда он подбежал к школе? (Дети зачитывают ответ из книги)

г) Чтение четвёртой и пятой частей.

– Как вошел Филипок в школу? (Снял шапку, вошел тихо, испугался, что не мог говорить).

– Как вел себя Филипок после похвалы учителя? Что он сказал? (“Я бедовый…”)

– Он знает себе цену, знает, что такое бедовый и ловкий.

– Зачем он так сказал учителю? (Чтобы убедить его, что сможет учиться).

– Так каков же Филипок? (Филипок – самостоятельный, настойчивый, смелый, он уже имеет характер, он может добиться своей цели).

– Какая у него цель? (Хорошая, благородная – учиться, получать знания).

– Мог ли писатель дать другое название рассказу?

– Что больше всего интересует Л.Н. Толстого в этом произведении? (Внутренний мир мальчика, его характер, а характер человека складывается и проявляется в детстве, как у Филипка).

5. Инсценировка. Дети инсценируют пятую часть произведения Л.Н. Толстого “Филипок”.

IV. Итог урока. Составление синквейна

  • Самостоятельный, настойчивый.
  • Идёт, преодолевает, получает…
  • Филипок добивается своей цели.

V. Домашнее задание