Образ защитников родины в различных видах искусства. Литературные чтения ко Дню защитника Отечества «…Да, вот они, русские характеры! Кадр из художественного фильма «Баллада о солдате»

контрольная работа

Заключение

В суровое время, в годы войны песня стала мощным оружием, неотъемлемой частью быта на фронте и в тылу, звала в бой за Родину и получала отклик в сердцах каждого человека. Сколько их - прекрасных, незабываемых песен! В них отразились и трагические и счастливые страницы героических лет, сохранены для грядущих поколений легендарная храбрость и душевное мужество, оптимизм и великая человечность солдат.

Классическая музыка XIX и XX веков нерасторжима с жизнью народа, его историей. В вокальных произведениях крупной формы: операх "Иван Сусанин", "Князь Игорь", "Война и мир" отражены героические подвиги. Велико эмоциональное воздействие произведений русских композиторов, которым всегда была свойственна любовь к Родине, к народу, при отображении - тем государственного строительства, политического объединения или героической борьбы с иноземными поработителями.

В инструментальных произведениях воплотились и скорбные переживания, раздумья, и вера в безграничность духовных сил народа, непримиримость, неприятие зла. Благодаря этому нам ближе, понятнее становятся наши предки, которые в жестокой, трагической борьбе сохранили то самое святое, что теперь мы называем Родиной.

В заключение своей работы хочется подчеркнуть, что героико-патриотическое воспитание находит себе прочную основу во всём, что связано в искусстве с темой Родины, с любовью к родной земле, ко всему тому, что нам дорого, что мы проповедуем, на чём стоим, что и как защищаем, как поддерживаем идеи свободы, справедливости и торжества мира. Такой подход может послужить верным компасом учителю в его учебной и воспитательной работе с детьми на благородном и благодарном материале героико-патриотической музыке.

Обо всём этом в поэтической и музыкальной форме прекрасно сказано в песне В. Баснера на стихи М. Матусовского "С чего начинается Родина?. "

С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается С той песни, что пела нам мать.

С того, что в любых испытаниях У нас никому не отнять…

Многообразен мир чувств и мыслей, разнообразны исторические события, отображенные в этой музыке, различны средства музыкальной выразительности. Главным всегда оставалось одно: любовь к родной земле, к родному русскому народу.

Информационные источники

1. Вайдман П.Е. Чайковский. Жизнь и творчество русского композитора [Электронный ресурс]. - http://www.tchaikov.ru/1812.html

2. Героика в русской и советской музыке [Текст]. - Л.С. Третьякова. - М.: Знание, 1985.

3. Героика в произведениях русских композиторов [Электронный ресурс]. - http://festival.1september.ru/articles/514453/

4. Михеева Л. Бородин. Вторая симфония ("Богатырская") [Электронный ресурс]. - http://www.belcanto.ru/s_borodin_2.html

5. Музыка времён Великой Отечественной Войны [Электронный ресурс]. - http://www.otvoyna.ru/pesni. htm

6. Прохорова И., Скудина Г. Музыкальная культура советского периода. Для VII класса детской музыкальной школы [Текст]. - М.: Музыка, 2003.

7. Рассказы о песнях. Для школьников среднего и старшего возраста. Составитель О. Очаковская [Текст]. - М.: Музыка, 1985.

8. Розанова Ю.А. История русской музыки. Т.2, кН.3. Вторая половина XIX века. П.И. Чайковский [Текст]. - М.: Музыка, 1981.

9. Священная война [Электронный ресурс]. - wikipedia.org/wiki/

10. Советская музыкальная литература. Вып.1: Учебник для музыкальных училищ [Текст]. - М.: Музыка, 1981.

11. Третьякова Л.С. Молодая музыкальная Россия [Текст]. - М.: Сов. Россия, 1985.

Приложение

"Три танкиста"

Музыка Дм. И Дан. Покрассов слова Б. Ласкина

На границе тучи ходят хмуро,

Край суровый тишиной объят.

У высоких берегов Амура

Часовые Родины стоят.

Там врагу заслон поставлен прочный,

Там стоит, отважен и силён -

У границ земли дальневосточной

Броневой ударный батальон.

Там живут - и песня в том порука -

Нерушимой крепкою семьей

Экипаж машины боевой.

На траву легла роса густая,

Полегли туманы широки,

В эту ночь решили вражьи стаи

Перейти границу у реки.

Но разведка доложила точно -

И пошёл, командою взметён,

По родной земле дальневосточной

Броневой ударный батальон.

Мчались танки, ветер подымая,

Наступала грозная броня.

И летели наземь вражьи стаи

Под напором стали и огня.

И добили - песня в том порука -

Всех врагов в атаке огневой

Три танкиста - три весёлых друга -

Экипаж машины боевой!

Музыка М. Блантера Стихи М. Исаковского

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег Катюша

На высокий берег, на крутой.

Выходила, песню заводила

Про степного сизого орла,

Про того, которого любила,

Про того, чьи письма берегла.

Ой ты, песня, песенка девичья,

Ты лети за ясным солнцем вслед

И бойцу на дальнем пограничье

От Катюши передай привет.

Пусть он вспомнит девушку простую,

Пусть услышит, как она поет,

Пусть он землю бережет родную,

А любовь Катюша сбережет.

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег Катюша,

На высокий берег, на крутой.

История русского народа богата интересными, значительными событиями, которые становятся знаменательными вехами в развитии общества. Если страницы этой истории отображены в искусстве - в музыке, то воздействие их на умы и души молодого поколения сильнее, а связь с настоящим крепче. В этом историческом прошлом - истоки общественной и культурной жизни каждой нации. Невозможно осмыслить в полной

мере современность без обращения к историческому опыту народа.

Цель: раскрыть тему защиты Отечества в русской музыке XIX и XX века.

Задачи исследования:

Выявить примеры темы защиты Отечества в песнях. (на уроках музыки)

Рассмотреть примеры темы защиты Отечества в вокальной музыке.

Исследовать примеры отображения темы защиты Отечества в инструментальных произведениях.

Практическая значимость.

Данная работа может быть использована на уроках мировой художественной культуры, искусства, на уроках музыки в школе, а так же для подготовки внеклассных мероприятий.

Темой всей четверти по предмету "Музыка в школе" может быть выбрана "Героика в музыке". (2 урока - героические образы в песнях; 2 урока - в вокальных произведениях крупной формы; 2 урока - в инструментальной музыке).

Как итог, для обобщения изученного материала можно организовать итоговое мероприятие, в виде внеклассного часа, мини-концерта, посвященного 23 февраля, 9 мая.

Отображение темы защиты Отечества в песнях Великой Отечественной войны

Урок 1 (вступление) AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

презентация

картинки

аудиозапись "три танкиста"

Во время войны любили и ценили песню. "В ночи песня - свет, в жару - тень, в мороз - телогрейка", - говорит народная пословица, сложенная в эти годы. На фронте и в тылу звучало тогда множество песен, помогавших бороться против фашизма. Среди них было немало старинных народных песен, которые обрели новую жизнь в это грозное время. Продолжали петь в эти годы со старыми или обновлёнными текстами и песни, созданные до войны. Но как бы хороши они не были, как бы ни переделывали их на новый лад, а всё же грозная военная пора потребовала своих песен, и они стали появляться. Так началось создание "песенной летописи" Великой Отечественной войны.

(На примере песни "Три танкиста")

"Три танкиста". (описание - история)

Шёл 1938 год. Фашисты оккупировали Австрию, а на Дальнем Востоке Япония, захватив Центральный Китай и Маньчжурию, сделала пробное провокационное нападение на границе нашей Родины. Нападение это, как известно, закончилось для самураев печально. Советские танкисты разгромили и полностью уничтожили несколько японских дивизий. Один из этих героев-танкистов, участник знаменитой битвы у озера Хасан, и был задуман как основной герой весёлой музыкальной кинокомедии "Трактористы". Было решено начать фильм с песни. Режиссёр (Иван Пырьев) пригласил к себе поэта Бориса Ласкина и сказал ему, что нужна песня, в которой нашла бы отражение тема подвига славных героев-танкистов, участников боёв на Хасане.

(Плюс в том, что параллельно идет знакомство с песнями, с историей, с режиссерами того времени, с композиторами)

"Мне никогда не приходилось бывать на границе, не видел я боевых действий наших танкистов, хотя в армии к тому времени уже успел отслужить и поэтому определённое представление об этом грозном роде войск у меня было, - вспоминал Борис Ласкин. И начали складываться строчки:

На границе тучи ходят хмуро,

Край суровый тишиной объят.

У высоких берегов Амура

Часовые Родины стоят…"

С готовым текстом Ласкин отправился к братьям Покрасс (композиторы-песенники того времени (картинка-портрет). "Этому трудно поверить, - говорил он потом, - но песня была готова через 30-40 минут". Задорная, зажигательная и очень мелодичная она стала лейтмотивом картины. В дни Великой Отечественной войны на фронте бытовало немало переделок и вариантов этой замечательной довоенной песни:

Расскажи-ка, песенка-подруга, Не одну фашистскую гадюку

Как дерутся с чёрною ордой Укротили силой огневой

Три танкиста, три весёлых друга, Три танкиста, три весёлых друга,

Экипаж машины боевой. Экипаж машины боевой.

После рассказа и прослушивания песни, учитель предлагает детям приступить к ее разучиванию. На интерактивной доске спроецирован текст песни, также текст представлен ученикам на каждой парте.

(Лучше всего песню "Три танкиста" разучивать под баян. Впоследствии можно выбрать трех солистов, это может послужить предметом мотивации учащихся.)

Урок 2 (на примере песни "Катюша")

"Катюша". Песню "Катюша" поэт Михаил Исаковский написал в Москве, но задумал в родном краю, в небольшом посёлке на берегу речки Угры, что протекает на Смоленщине. И когда рука выводила строку "выходила на берег Катюша", Михаилу Васильевичу виделась его родная маленькая Угра. Вскоре композитором Матвеем Блантером была написана и мелодия.

Во время войны каждый солдат, певший "Катюшу", испытывал такое чувство, будто это к нему лично обращён призыв сберечь родную землю. Удивительный случай произошел с песней во время войны на переднем крае обороны. Немцы, находившиеся в окопе, завели патефон, и зазвучала песня "Катюша". Наши солдаты некоторое время были в оцепенении. Как бы дразня их, немцы завели песню во второй раз.

Братцы! - вдруг вскричал молоденький солдат. - Да ведь это наша "Катюша" у немцев в плену!

Не бывать тому! - воскликнул другой, и несколько солдат бросились в атаку на вражеский окоп. Немцы не успели опомниться, как в короткой схватке наши бойцы захватили патефон с пластинкой и благополучно вернулись. Теперь уже из нашего окопа звучала "Катюша".

(Задать учащимся вопрос: "А знаете ли вы кто или что носит имя "Катюша" кроме названия песни и, конечно кроме имени?", рассказать про боевое оружие).

Вскоре немцы познакомились с ещё одной "Катюшей". Только на этот раз её "исполняли" реактивные миномёты, установленные на машинах. Это грозное оружие, наводившее страх на врагов, артиллеристы прозвали ласковым девичьим именем.

защитник отечество песня музыкальный

Многие песни военных лет - это эпические повествования или баллады о героях, рассказы об их подвигах. Лучшие из них посвящены морякам, партизанам.

Отображение темы защиты Отечества в вокальных произведениях крупной формы

Урок 3 (портрет композитора М.И. Глинки, Ивана Сусанина)

Краткая биография композитора

Михаил Иванович Глинка родился 20 мая 1804 года В Новоспасском Смоленской губернии. На фортепиано М. Глинка стал играть уже в десятилетнем возрасте. С 1817 года обучался в Благородном пансионе при педагогическом институте в Санкт-Петербурге. Закончив пансион всё время уделял музыке. Тогда же были созданы первые сочинения. Стремился расширить бытовой жанр музыки. После путешествия на Кавказ отправляется в Италию, Германию. Под влиянием итальянский композиторов Беллини, Доницети меняет свой музыкальный стиль. В Берлине велись работы над полифонией, композицией, инструментальной музыкой. Вернувшись в Россию Глинка с усердием работал над национальной оперой "Иван Сусанин". Следующая опера - "Руслан и Людмила" в 1842 году. Многие произведения были написаны во время заграничных поездок. С 1851 года в Петербурге преподавал пение, под его влиянием формировалась классическая музыка. Уехав в Берлин в 1856 году, Глинка скончался там в феврале 1857. Песен и романсов Глинки насчитывается около 20, также 6 симфонических произведений, камерно-инструментальных, 2 оперы. Музей Глинки расположен в Новоспасском селе. (на примере хора "Славья")

Во многих произведениях русской литературы тема патриотизма ключевая. И эта тема связана с образами защитников Отечества, героями, которые отдали жизнь за Родину. “Бородино” М. Ю. Лермонтова не стало исключением.

Сильный и непоколебимый русский дух, который показан в стихотворении, помогает защитить Родину, заслонить ее от врага. Не только Лермонтов в своем произведении рисует образы защитников Родины, но и А. Т. Твардовский в “Василии Теркине” описывал героизм, мужество и огромную любовь к своей стране Василия Теркина, образ

Которого стал собирательным образом советского солдата.

Во второй главе “Переправа”, чтобы доставить командованию важное донесение, Теркин переплывает реку, мост через которую разрушен. Он подвергает свою жизнь опасности, но солдат не боится ледяной пучины.

Поэт показывает, что все это совершается самым простым русским человеком, еще раз доказывая мысль о силе русского характера. Еще одной важной мыслью, проходящей через всю поэму, становится мысль о бесконечной скромности русского солдата.

Ведь никто из этих простых героев не ждет наград. Для них важнее освобождение страны от захватчиков. Образы защитников отечества можно найти и в произведении древнерусской литературы – “Слове о полку Игореве”. Поход великого князя и его дружины как нельзя лучше показывает любовь к родному краю и народу, ради которого дружина князя и идет воевать против половцев. Конечно, князем Игорем двигали и эгоистичные помыслы, в частности стяжать себе славу освободителя земли, но автор (а вслед за ним и мы) оправдывает его.

Ведь главным в его походе было все-таки стремление освободить Русь. Таким образом, все три произведения пронизаны любовью к родной земле, стремлением защитить ее, пусть даже ценой собственной жизни. И в “Бородине”, и в “Василии Теркине”, и в “Слове” каждый готов отдать свою жизнь за освобождение Родины и счастье будущих поколений.

Сочинения по темам:

  1. Василий Теркин – главный герой одноименной поэмы. В его образ автор вложил черты настоящего русского духа и героизма. Даже фамилия...
  2. Получив от известного пушкиниста Швейцера приглашение приехать в Михайловское, ленинградский художник-реставратор Николай Генрихович Вермель отложил в Новгороде спешную работу над...
  3. История литературы знает немало случаев, когда произведения писателя были очень популярны при его жизни, но шло время, и их забывали...
  4. Поэма “Василий Теркин” написана Твардовским на основе личного опыта автора – участника Великой Отечественной войны. В жанровом отношении это свободное...
  5. Романтизм в русской литературе 19 века – явление широкоохватное и разнообразное. Раньше разделяли два его типа: консервативный и революционный. Однако...
  6. Центральной идеей “Слова о полку Игореве” – выдающегося памятника древнерусской литературы – является идея патриотическая. Любовь к Родине, родной земле...
  7. Главным героем романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” является молодой нигилист Евгений Базаров. На страницах своего произведения автор подробно...

    Подумайте, какой теме будет посвящен наш урок? (после ответа детей (?)

    (слайд 2) Подумайте, какому герою посвящено следующее произведение? Какой музыкальный жанр расскажет об этом герое? (?) (слушание Былины о Илье Муромце-3 мин ). - Какой муз.жанр прозвучал? Назовите музыкальные особенности этого жанра (музыка близка звучанию народных песен, под сопровождение гуслей, древнее произношение слов). - Кто такой И.Муромец? Какие качества этого героя раскрывает былина? (характер музыки подчеркивает удаль, силу, смелость героя).

    (слайд 3 )Илья Муромец не только былинный герой. Это реальный русский человек, защищавший Русь от татар. Это и русский святой. (?) Всю свою невиданную силу и героизм посвятил преподобный Илия Муромский не только защите земли русской, но и во славу Божию. (?)- Какой вид храмового искусства отражает образ святого?(икона преподобного И.Муромца). И это не единственный пример, когда православный воин становится бойцом духовного воинства, и вы еще в этом убедитесь. Как вы считаете, забыта ли в наше время память об этом герое? (Без прошлого у человека нет ни настоящего, ни будущего. Тем более, если это прошлое героическое).

    (слайд 4) Следующая страница истории нашего Отечества и следующий легендарный герой (картина Ю.Пантюхина «А.Невский»). - Какой герой изображен на картине? (после ответа (?) С какими историческими событиями связана жизнь этого человека? (Невская битва со шведами, Ледовое побоище с немцами-крестоносцами). Какие черты характера этого героя отразил художник? Так и хочется вспомнить слова А.Невского: «Кто с мечом к нам пойдет, от меча и погибнет!». О подвигах этого героя написано много произведений различных жанров. Я предлагаю посмотреть фрагмент фильма режиссера С.Эйзенштейна «А.Невский», снятый еще в 1938 году. Вам задание: - Какой исторический момент будет показан в фильме? Какую знакомую музыку вы услышите и кто ее автор? (Показ фильма-3.00 ). (слайд 5 ) (История войны с немцами, фрагмент кантаты С.Прокофьева «А.Невский») - Как музыка помогла передать содержание? - Какие качества русского характера, чувства людей отражены в этом фрагменте? (решительность, мужественность, смелость, любовь к Родине).

    (слайд 6) В 1941 году композитор С.Прокофьев на материалах музыки к фильму создает кантату «А.Невский». И одним из самых часто звучащих фрагментов этого произведения в годы ВО войны мы с вами только что слышали. Подумайте, почему композитор посвящает свое произведение не событиям реальной войны, а войны 13 века? Почему этот фрагмент кантаты был очень любим в годы ВО войны? (В годы ВО войны нужны были такие примеры, чтобы поддержать боевой дух советской армии. Схожесть исторического события - война с немцами). Чтобы почувствовать силу воздействия этой музыки на себе, давайте исполним фрагмент хора «Вставайте, люди русские» (исполнение фрагмента).

    (слайд 7) (слайд 8)

    (слайд 9) А теперь посмотрите на этот архитектурный памятник (храм Христа Спасителя). Кто знает, что это за здание, где оно находится? (после ответа (?) Храм Христа Спасителя - еще одна страница героического прошлого нашего народа. Кто из вас знает, какой исторической битве посвящено было строительство этого храма? (Храм Христа Спасителя был построен в благодарность за заступничество Всевышнего в тяжелый период истории России как памятник мужеству русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года).

    (?)Главная идея строительства этого храма-памятника была предельно ясно изложена словами царского Манифеста: "В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели…». Х Александр Павлович Лёвшин, Петр Федорович Шапошников ). Эпоха Отечественной войны показала невиданный духовный подъем и патриотические качества русского народа. В строительстве храмов-памятников отразилось одно из главных правил духовной жизни — благодарность Богу и воинам, пострадавшим за свой народ и за свою Родину, так как, говоря словами Евангелия, .

    (слайд 10) В 1882 г. к освящению Храма Х.Спасителя композитор П.Чайковский пишет муз. Произведение - Увертюру. Что такое «увертюра»? - Как вы думаете, какие события композитор положил в основу своей музыки? (События войны 1812г., подвиг народа.) - после ответа (?) Произведение получило название «Торжественная увертюра 1812 год». Первое исполнение этого сочинения состоялось 8 августа 1882 года, в год 70-летия победы над французами. Давайте послушаем коду произведения, а вы постарайтесь увидеть, какую картину композитор передал в своей музыке. Какие знакомые муз.интонации вы услышите в этом фрагменте? (?)(слушание фрагмента - 4.08

    Задание:

    (слайд 11) Кто помнит, где мы выступали? (Ответы детей.) А закончить наш урок мне хотелось бы исполнением песни «Вместе вся Россия и Отечество». (?)

    Домашнее задание:

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки "Образ защитника Отечества в искусстве. Диалог поколений"»

«Образ защитника Отечества в искусстве. Диалог поколений» . 5 класс.

Эпиграф: Скажи: какой ты след оставишь? След, чтобы вытерли паркет и посмотрели косо вслед, Или незримый прочный след в чужой душе на много лет? Леонид Мартынов

Цель: Познакомить учащихся с образом защитника Отечества в разных видах искусства.

Задачи урока:

    Образовательные :

Знакомство с понятием «увертюра»;

Закрепление понятий «былина», «кантата»;

Углубить знания о творчестве великих русских композиторов С. Прокофьева, П.Чайковского в воплощении целостного образа русского народа как защитника Родины;

Проводить анализ музыкальной формы, используя выразительные средства музыки: темп, регистр, тембр, мелодия, лад, интонация, динамика.

    Развивающие :

Прививать бережное отношение к истории своего народа;

Показать многомерность и гармоничность различных видов искусства для создания образа защитника Отечества.

    Воспитательные :

Воспитывать патриотические чувства детей: любовь к России, к ее истории, людям, культуре, гордость за героев Отечества;

Пробуждать чувство сопричастности ко всем событиям, происходящим в стране;

Тип урока: интегрированный урок.

Средства обучения:

    Музыкальный центр.

    Компьютер, презентация, видеофильм, CD.

    Репродукции картин русских художников, икон русских святых.

Ход урока .

(слайд 1 ) Звучит тропарь Кресту и молитва за Отечество.

Какое музыкальное произведение прозвучало? (молитва)

Почему вы так считаете? Какие особенности, характерные для молитвы, вы можете назвать? (хоровое исполнение на церковном языке, без музыкального инструмента). (♪)Посмотрите на русский перевод этой молитвы. (Спаси, Господь, людей Твоих и благослови принадлежащих Тебе, помогая православным христианам побеждать врагов и сохраняя силой Креста Твоего святую Церковь Твою. ). О чем просят православные люди в этой молитве у Бога? (Просят, чтобы Господь избавил православных христиан от бед и несчастий, даровал им благополучие в жизни, дал силу побеждать врагов государства, и охранял их Крестом Своим. Молитва о даровании побед православному воинству, о сохранении России - «Божьего достояния»).

(♪)Вы услышали молитву, которая называется тропарь Кресту и молитва за Отечество. Она часто исполнялась солдатами перед важными сражениями. Русская Православная Церковь благословляла воинов на ратную службу, как в военное время, так и в мирное. Церковное благословение ободряло воинов. Так был воспитан русский народ. Так воспитывается русский солдат и сейчас. Эта молитва исполняется каждый день в православных храмах, а полковые священники благословляют русских воинов на службу.

Подумайте, какой теме будет посвящен наш урок? (после ответа детей (♪)

Образ защитника Отечества является одним из главных образов искусства. Сегодня наш урок мы проведем в форме музыкального журнала, пролистаем героические страницы истории нашей страны, познакомимся с произведениями разных видов искусства, в которых нашли свое отражение эти события, вспомним героев и выясним, какими качествами должен обладать защитник Отечества.

И я предлагаю вам окунуться в далёкое прошлое. (слайд 2) Подумайте, какому герою посвящено следующее произведение? Какой музыкальный жанр расскажет об этом герое? (♪) (слушание Былины о Илье Муромце-3 мин ). – Какой муз.жанр прозвучал? Назовите музыкальные особенности этого жанра (музыка близка звучанию народных песен, под сопровождение гуслей, древнее произношение слов). – Кто такой И.Муромец? Какие качества этого героя раскрывает былина? (характер музыки подчеркивает удаль, силу, смелость героя).

(слайд 3 )Илья Муромец не только былинный герой. Это реальный русский человек, защищавший Русь от татар. Это и русский святой. (♪) Всю свою невиданную силу и героизм посвятил преподобный Илия Муромский не только защите земли русской, но и во славу Божию. (♪)– Какой вид храмового искусства отражает образ святого?(икона преподобного И.Муромца).И это не единственный пример, когда православный воин становится бойцом духовного воинства, и вы еще в этом убедитесь. Как вы считаете, забыта ли в наше время память об этом герое? (Без прошлого у человека нет ни настоящего, ни будущего. Тем более, если это прошлое героическое).

(слайд 4) Следующая страница истории нашего Отечества и следующий легендарный герой (картина Ю.Пантюхина «А.Невский»). – Какой герой изображен на картине? (после ответа (♪) С какими историческими событиями связана жизнь этого человека? (Невская битва со шведами, Ледовое побоище с немцами-крестоносцами). Какие черты характера этого героя отразил художник? Так и хочется вспомнить слова А.Невского: «Кто с мечом к нам пойдет, от меча и погибнет!». О подвигах этого героя написано много произведений различных жанров. Я предлагаю посмотреть фрагмент фильма режиссера С.Эйзенштейна «А.Невский», снятый еще в 1938 году. Вам задание: - Какой исторический момент будет показан в фильме? Какую знакомую музыку вы услышите и кто ее автор? (Показ фильма-3.00 ). (слайд 5 ) (История войны с немцами, фрагмент кантаты С.Прокофьева «А.Невский») – Как музыка помогла передать содержание? - Какие качества русского характера, чувства людей отражены в этом фрагменте? (решительность, мужественность, смелость, любовь к Родине).

(слайд 6) В 1941 году композитор С.Прокофьев на материалах музыки к фильму создает кантату «А.Невский». И одним из самых часто звучащих фрагментов этого произведения в годы ВО войны мы с вами только что слышали. Подумайте, почему композитор посвящает свое произведение не событиям реальной войны, а войны 13 века? Почему этот фрагмент кантаты был очень любим в годы ВО войны? (В годы ВО войны нужны были такие примеры, чтобы поддержать боевой дух советской армии. Схожесть исторического события – война с немцами). Чтобы почувствовать силу воздействия этой музыки на себе, давайте исполним фрагмент хора «Вставайте, люди русские» (исполнение фрагмента).

(слайд 7) Русский народ бережно хранит память об этом герое и святом Благоверном князе А.Невском, покровителем русского воинства. Еще Петром 1 был учрежден орден А.Невского, в годы ВО войны этот орден вновь стал боевой наградой. (слайд 8) Именем святого А.Невского названы и храмы. В частности, в г.Туле есть такой храм, где будущие солдаты получают благословение на службу в армии. Так, из поколения в поколение передаются заветы русского воинства.

(слайд 9) А теперь посмотрите на этот архитектурный памятник (храм Христа Спасителя). Кто знает, что это за здание, где оно находится? (после ответа (♪) Храм Христа Спасителя – еще одна страница героического прошлого нашего народа. Кто из вас знает, какой исторической битве посвящено было строительство этого храма? (Храм Христа Спасителя был построен в благодарность за заступничество Всевышнего в тяжелый период истории России как памятник мужеству русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года).

(♪)Главная идея строительства этого храма-памятника была предельно ясно изложена словами царского Манифеста: "В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели…». Х рам стал своеобразным музеем войны 1812 года, которая получила название Отечественной. На стенах храма были увековечены имена героев и события этой войны (Багратион Петр Иванович, Тучков Александр Алексеевич,Александр Павлович Лёвшин, Петр Федорович Шапошников ). Эпоха Отечественной войны показала невиданный духовный подъем и патриотические качества русского народа. В строительстве храмов-памятников отразилось одно из главных правил духовной жизни - благодарность Богу и воинам, пострадавшим за свой народ и за свою Родину, так как, говоря словами Евангелия, «нет большей любви, чем та, когда кто-либо отдает свою жизнь за своих ближних» .

(слайд 10) В 1882 г. к освящению Храма Х.Спасителя композитор П.Чайковский пишет муз. Произведение – Увертюру. Что такое «увертюра»? - Как вы думаете, какие события композитор положил в основу своей музыки? (События войны 1812г., подвиг народа.) - после ответа (♪) Произведение получило название «Торжественная увертюра 1812 год». Первое исполнение этого сочинения состоялось 8 августа 1882 года, в год 70-летия победы над французами. Давайте послушаем коду произведения, а вы постарайтесь увидеть, какую картину композитор передал в своей музыке. Какие знакомые муз.интонации вы услышите в этом фрагменте? (♪)(слушание фрагмента – 4.08 ) (картину победы русского войска, использовав эффект колокольного перезвона и пушечного салюта, звучит молитва, как благодарность Богу за победу в войне. Салюты пушек, музыка, звон колоколов всей Москвы, сливались в один мощный, молитвенный гимн). Есть такая традиция у православного человека: после благополучного завершения дела благодарить Бога за оказанную помощь. Храм-богатырь Христа Спасителя является сейчас не только историческим памятником для нового поколения, но и духовным центром всей России.

Сегодня мы говорили много о качествах защитника Отечества в прошлом. А какими качествами должен обладать современный защитник Родины? Выберите для себя правильный ответ из предложенных вам на листочках. (Задание: ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ, ПОЧИТАНИЕ И ЗАЩИТА РУСКИХ СВЯТЫНЬ, ПРЕДАННОСТЬ СТРАНЕ, ЗАБВЕНИЕ РУССКИХ СВЯТЫНЬ, ПАМЯТЬ О ГЕРОИЧЕСКОМ ПРОШЛОМ СТРАНЫ, ЭМИГРАЦИЯ В ДРУГУЮ СТРАНУ. МУЖЕТВЕННОТЬ И ХРАБРОСТЬ, ГОТОВНОСТЬ ЗАЩИЩИТЬ РОДИНУ ОТ ВРАГОВ, ЛЕНЬ И ТРУСОТЬ, РЕШИТЕЛЬНОСТЬ И ОТВАЖНОСТЬ, ЖЕЛАНИЕ ПОСПАТЬ И ПОЕСТЬ, ГОТОВНОСТЬ ПОЖЕРТОВАТЬ ВО ИМЯ СВЯТОГО ДЕЛА).

Как вы думаете, как мы, сегодняшнее поколение, должны относиться к участникам ВО войны, участникам «горячих точек» в Афганистане, Чечне? В чем может проявляться наше внимание к ним? Давайте посмотрим фотографии нашего класса. (слайд 11) Кто помнит, где мы выступали? (Ответы детей.) А закончить наш урок мне хотелось бы исполнением песни «Вместе вся Россия и Отечество». (♪)

Домашнее задание: дома вместе со своими родителями ещё раз вспомните знакомые произведения искусства: стихи, рассказы, кинофильмы, песни, скульптуры, архитектурные памятники, которые созданы во славу побед защитников Отечества в войнах и различных сражениях.

Литература о Великой Отечественной войне прошла в своем развитии несколько этапов. В 1941--1945 гг. ее создавали писатели, отправившиеся на войну, чтобы своими произведениями поддержать патриотический дух народа, объединить его в борьбе с общим врагом, раскрыть подвиг солдата. Девиз времени «Убей его!» (врага) пронизал эту литературу -- отклик на трагические события в жизни страны, которая еще не ставила вопросов о причинах войны и не могла связать 1937-й и 1941 г. в один сюжет, не могла знать страшной цены, которую заплатил народ за победу в этой войне. Самой удачной, вошедшей в сокровищницу русской литературы, стала «Книга про бойца» -- поэма А. Твардовского «Василий Теркин». «Молодая гвардия» А. Фадеева о подвиге и гибели юных краснодонцев трогает душу нравственной чистотой героев, но вызывает недоумение лубочным описанием жизни молодежи до войны и приемами создания образов фашистов. Литература первого этапа по своему духу была описательной, неаналитичной.

Второй этап развития военной темы в литературе приходится на 1945--1950 гг. Это романы, повести, стихи о победе и встречах, о салютах и поцелуях -- излишне ликующие и триумфальные (например, роман С. Бабаевского «Кавалер Золотой Звезды»). Они не договаривали жуткой правды о войне. В целом прекрасный рассказ М. Шолохова «Судьба человека» (1957) утаил правду о том, куда попадали бывшие военнопленные после возвращения домой.

Настоящая правда о войне писалась в 60-- 80-е гг., когда в литературу пришли те, кто сам воевал, сидел в окопах, командовал батареей, бился за «пядь земли», побывал в плену. Литературу этого периода назвали «литературой лейтенантов» (Ю. Бондарев, Г. Бакланов, В. Быков, К. Воробьев, Б. Васильев, В. Богомолов). Писатели-лейтенанты писали не о победах на фронтах, а о поражениях, окружении, отступлении армии, о неумном командовании и растерянности в верхах. Аналитический дух «Севастопольских рассказов» вошел в отечественную литературу о войне XX в.



В 1965 г. в журнале «Новый мир» была опубликована повесть В. Быкова «Круглянский мост», пробившая брешь в лубочной литературе о войне. ...Оперативная группа партизанского отряда получает задание поджечь Круглянский мост, связывающий два берега: на одном -- немцы, на другом -- обескровленные партизаны. Мост охраняется днем и ночью немецкими часовыми. Майор Бритвин заметил, что каждый день утром по мосту проезжает повозка с бидонами молока для немцев, управляемая мальчонкой. Гениальная идея осенила майора: вылить молоко тайно от мальчика, начинить бидон взрывчаткой и, когда повозка будет на середине моста, поджечь бикфордов шнур... Взрыв. Ни моста, ни лошадки, ни мальчонки... Задача выполнена, но какой ценой? «Война -- это повод поговорить о хорошем и плохом человеке» -- эти слова Василя Быкова выражают суть новых задач, решаемых литературой о войне, -- дать безжалостный, трезвый анализ времени и человеческого материала. «Война заставила многих раскрыть глаза в изумлении... невольно и неожиданно сплошь и рядом мы оказывались свидетелями того, что война срывала пышные покрывала... Любитель громких и правильных фраз порой оказывался трусом. Недисциплинированый боец совершал подвиг» (В. Быков). Писатель убежден, что войной в узком смысле должны заниматься историки, интерес же писателя должен быть сосредоточен исключительно на нравственных проблемах: «кто в военной и мирной жизни гражданин, а кто -- шкурник?», «мертвые сраму не имут, а оставшиеся в живых перед мертвыми?» и других.

«Литература лейтенантов» сделала картину войны всеохватной: передовая, плен, партизанский край, победные дни 1945 г., тыл -- вот что в высоких и низких проявлениях воскресили К. Воробьев, В. Быков, Е. Носов, А. Твардовский.

Повесть К. Д. Воробьева (1919--1975) «Убиты под Москвой». Ее напечатали в России лишь в 80-х гг. -- страшились правды. Название повести, как удар молота, -- точное, краткое, вызывающее немедленно вопрос: кем? Военачальник и историк А. Гулыга писал: «В этой войне нам не хватало всего: машин, горючего, снарядов, винтовок... Единственно, что мы не жалели, -- так это людей». Первая и вторая главки -- экспозиционные. Немцы теснят армию к Москве, и на передовую посылают кремлевских курсантов, «по-мальчишески звонко и почти радостно» реагировавших на пролетавшие юнкерсы, влюбленных в капитана Рюмина -- с его «надменно-иронической» улыбкой, затянутой и стройной фигурой, со стеком-хворостиной в руке, с фуражкой, чуть-чуть сдвинутой на правый висок. Алеша Ястребов, как и все, «нес в себе неуемное, притаившееся счастье», «радость гибкого молодого тела». Описанию юности, свежести в ребятах соответствует и пейзаж: «...Снег -- легкий, сухой, голубой. Он отдавал запахом антоновских яблок... ногам сообщалось что-то бодрое и веселое, как при музыке». Ели галеты, хохотали, рыли окопы и рвались в бой. И не догадывались о подступавшей беде. «Какая-то щупающая душу усмешка» на губах майора НКВД, предупреждение подполковника, что 240 курсантов не получат ни одного пулемета, насторожили Алексея, знавшего наизусть речь Сталина, что «мы будем бить врага на его территории». Он догадался об обмане. «В его душе не находилось места, куда улеглась бы невероятная явь войны», но читатель догадался, что мальчики-курсанты станут заложниками войны. Завязкой сюжета становится появление самолетов-разведчиков. Побелевший нос Сашки, неумолимое чувство страха не от того, что трусы, а от того, что у фашистов не жди пощады.

Рюмин уже знал -- «на нашем направлении прорван фронт», об истинном положении там рассказал раненый боец: «Нас там хоть и полегла тьма, но живых-то еще больше осталось! Вот и блуждаем теперь». «Как удар, Алексей ощутил вдруг мучительное чувство родства, жалости и близости ко всему, что было вокруг и рядом, стыдясь больно навернувшихся слез» -- так описывает Воробьев психологическое состояние главного героя.

Появление политрука Анисимова вызвало надежду. Тот «призвал кремлевцев к стойкости и сказал, что из тыла сюда тянут связь и подходят соседи». Но это был очередной обман. Начинался минометный обстрел, показанный Воробьевым в натуралистических подробностях, в страданиях раненного в живот Анисимова: «Отрежь... Ну, пожалуйста, отрежь...», -- умолял он Алексея. «Ненужный слезный крик» накапливался в душе Алексея. Человек «стремительного действия», капитан Рюмин понял: они никому не нужны, они пушечное мясо для отвлечения внимания противника. «Только вперед!» -- решает про себя Рюмин, ведя в ночной бой курсантов. Они не орали «Ура! За Сталина!» (как в фильмах), из их грудей рвалось что-то «бессловесное и жесткое». Алексей уже «не кричал, а выл». Патриотизм курсантов выразился не в лозунге, не в фразе, а в поступке. И после победы, первой в жизни, молодая, звенящая радость этих русских мальчишек: «...В пух разнесли! Понимаешь? Вдрызг!»

Но началась самолетная атака немцев. Художник К. Воробьев потрясающе изобразил ад войны какими-то новыми образами: «дрожь земли», «плотная карусель самолетов», «встающие и опадающие фонтаны взрывов», «водопадное слияние звуков». Слова автора как бы воспроизводят страстный внутренний монолог Рюмина: «Но к этому рубежу окончательной победы роту могла привести только ночь, а не этот стыдливый недоносок неба -- день! О если б мог Рюмин загнать его в темные ворота ночи!..»

Кульминация происходит после атаки танков, когда бежавший от них Ястребов увидел прижавшегося к ямке в земле молодого курсанта. «Трус, изменник», -- внезапно и жутко догадался Алексей, ничем еще не связывая себя с курсантом». Тот предложил Алексею доложить наверху, что он, Ястребов, сбил юнкере. «Шкурник», -- думает о нем Алексей, угрожая отправкой в НКВД после их спора о том, как быть дальше. В каждом из иих боролись страх перед НКВД и совесть. И Алексей понял, что «смерть многолика»: можно убить товарища, подумав, что он изменник, можно убить себя в порыве отчаяния, можно броситься под танк не ради героического поступка, а просто потому, что инстинкт диктует это. К. Воробьев-аналитик исследует эту многоликость смерти на войне и показывает, как это бывает без ложного пафоса. Повесть поражает лаконизмом, целомудрием описания трагического.

Развязка наступает неожиданно. Алексей выполз из-под укрытия и вскоре оказался на поле со скирдами и увидел своих во главе с Рюминым. У них на глазах в воздухе был расстрелян советский ястребок. «Мерзавец! Ведь все это было давно показано нам в Испании! -- прошептал Рюмин. -- ...За это нас нельзя простить никогда!» Вот портрет Рюмина, который осознал великое преступление главного командования перед ястребком, мальчишками, их доверчивостью и влюбленностью в него, капитана: «Он плакал... невидящие глаза, скосившийся рот, приподнятые крылья ноздрей, но он сидел теперь затаенно-тихий, как бы во что-то вслушиваясь и силясь постигнуть ускользающую от него мысль...»

А еще Алексея ожидал поединок с танком. Удача: танк загорелся. «Оторопелое удивление перед тем, чему был свидетель в эти пять дней жизни», рано или поздно уляжется, и тогда он поймет, кто был виноват в отступлении, в гибели самых чистых и светлых. Не поймет только, почему седые генералы там, под Москвой, принесли в жертву своих «детей».

В повести Воробьева как бы столкнулись три правды: «правда» кровавого фашизма, «правда» жестокого сталинизма, и высокая правда юношей, живших, умиравших с одной мыслью: «Я отвечаю за все!»

Повесть «Это мы, Господи». В этой повести автобиографический герой К. Воробьева предстает перед читателем под именем Сергея, захваченного в районе Клина в плен, -- туда, на запад, после разгрома роты двинулся Алексей Ястребов. Повесть о фашистском плене рассказывает не только об ужасах и зверствах фашистов. Она -- ответ тем, кто считал попавших в плен предателями.

Два года, проведенные Сергеем в плену, стали основой сюжета повести о страданиях и воле к жизни.

Вот пленных гонят по шоссе от Солнечногорска на Волоколамск.

Каждая строка начинается с абзаца и каждая вопит: «убивали».

Каунасский лагерь был пересылочным пунктом. Пленных встречали эсэсовцы, вооруженные лопатами, и с «нечеловеческим гиканьем врезались в гущу пленных и начали убивать. Брызгала кровь, шматками летела срубленная косым ударом лопаты кожа». Умер на руках у Сергея капитан Николаев, которому лопата раскроила череп. Натурализм в описании зверств заставляет читателя не «услышать», а «увидеть» содеянное. Гиперболы в повести нет. Это обыкновенный каждодневный фашизм, а зверства и жестокость нелюдей -- это норма для тех, кто забыл общечеловеческий закон отношения к пленным. ...Сергей шел дорогой плена, обозначенной страшными указателями. Вот пленные попрошайничают: «Тетя, вынеси хоть картошку сырую... корочку...» Старушка, бросившая пленным сырые капустные листья, была убита. Вот Коля с фиолетовыми от гангрены ногами, тоскующий о маме, умирает. Вот сам Сергей сброшен немцами под нары, раздет донага. Вот пленных везут четверо суток без воды, хлеба и воздуха в заколоченных вагонах. Вот один уговаривает другого висельника: «Подымись, дура еловая! Разя это люди? Анчихристы! Встань же, ну!»

Сергей не хотел умирать, не дал отнять ногу: «Я еще буду драться!» Решение приходит в лагере смерти, который не охранялся, потому что в руках пленных были палки, без которых они не могли передвигаться. Восковые свечи пальцев тянулись к редкой травке, чтобы пожевать. Он все-таки бежал, скитался по болотам без хлеба, попал в руки полицейских и назвался: Русси-новский (от слова «Русь»). Рвался на родину. Источник мужества Сергея в любви к России и ненависти к фашизму. Ему не довелось испытать сталинского плена, потому что прибился к партизанскому отряду.

Название повести -- «Это мы, Господи» -- стон, молитва, которая помогала пленным.

Повесть В. Быкова «Сотников». У Василия Владимировича Быкова (род. 1924) особый стиль, своя тема. Художественное пространство его произведений сужено до размеров леска, хутора. Действующих лиц немного. Ситуация «двое в степи» предполагает особый художественный конфликт не между «немцами» и «советским воином», а между своими. И оба героя стоят перед нравственным выбором, ведущим либо к возвышению, либо к падению личности. Для Быкова важно, что свой выбор герой совершает без свидетелей, наедине с собой. Выбор не зависит от стыда перед другими.

Повесть «Сотников» в свое время (70-е гг.) вызвала большие дискуссии. Напомним сюжет: Сотников и Рыбак -- два партизана, согласившиеся добровольно в условиях окружения пойти в ближайшие села и достать продовольствие для отряда, были схвачены немцами, допрошены и получили предложение служить полицаями. Сотников отверг возможность спасения и был повешен, а Рыбак надел мундир полицая и, собственноручно казнив товарища («ловушка» ему была приготовлена немцами), хотел удавиться, но ему помешали.

Смысл споров вокруг повести сводился к тому, что какой же Сотников герой, если не успел сделать ни одного выстрела, и какой же Рыбак предатель, если честно тащил на себе товарища и нашел выход спасти свою жизнь, чтобы потом перейти к своим и отомстить немцам. Оказалось непросто разобраться в коллизии повести, потому что в жизни мы пытаемся найти выход из критического положения, цепляясь за распространенную логику: «Безвыходных ситуаций нет». Чтобы разобраться в поведении героев и дать окончательную оценку, нужно внимательно вчитаться в текст и психологический рисунок обоих характеров. Рыбак искренне и люто ненавидит фашистов -- никто с этим не спорит. Но вот «детали», компрометирующие его: удивился, что больной Сотников вызвался идти в разведку (разве других нет?), удивился, что друг в пилотке зимой (шапку можно взять у любого крестьянина, ведь его же мы защищаем!). Он тащит на себе раненого Сотникова, но была минута слабости, хотел оставить друга, но помешала мысль: «Что скажут в лесу?» Внутренний монолог героя проясняет тип человека с фамилией Рыбак: «За время продолжительной службы в армии в нем появилось несколько пренебрежительное чувство к слабым, болезненным, разного рода неудачникам, которые по тем или другим причинам чего-то не могли, чего-то не умели...» Рыбаку на войне все было просто. «Цель борьбы была очевидной, а над прочими обстоятельствами он не очень раздумывал», -- пишет о герое В. Быков. «Прочие обстоятельства» -- плен -- оказались ему не под силу.

Патологическая жалость к своему молодому телу, полное равнодушие к тем, кто страдал рядом, нравственная глухота -- все это привело к падению Рыбака. Сотников в своих раздумьях о Рыбаке точно поставил диагноз: «как человек и гражданин, безусловно, недобрал чего-то». Во-первых, он не понимал логику фашизма, «который, ухватив свою жертву за мизинец, не остановится до тех пор, пока не проглотит ее целиком», во-вторых, не подумал, что ему, уже духовно мертвому человеку, придется быть свидетелем казни своих.

В логике самооправдания Рыбака вся тяжесть падает на обстоятельства, а не на личность, которая не имеет права идти на компромисс со злом. В жизни бывают обстоятельства, считает автор, сам прошедший войну, когда простым, ясным и честным выходом может быть только один -- смерть. И «хозяином» такого решения является сам человек и его совесть.

Сотников -- более традиционный характер для военной литературы, но несомненной удачей писателя можно считать внутренние монологи героя, которые, по контрасту с рыбаковским состоянием, помогают понять красоту последних часов жизни героя. «Господи, только бы выдержать», ведь он не супермен. Но Сотников человек идеи, он тоже не хочет умирать как скотина, которую ведут на заклание. «Каждая смерть в борьбе должна что-то утверждать, что-то отрицать и по возможности завершить то, что не успела завершить жизнь». Он вышел в сферу духовности, когда увидел сон про себя, ребенка, и отца, сказавшего: «Был огонь, и была высшая справедливость на свете». Не на земле -- на небе. И Сотников понял: в его власти уйти из мира по совести. Это была последняя милость, последняя роскошь, которую, как в награду, давала ему жизнь.

Василь Быков своей повестью еще раз напоминает, что дело не в ярлыках: предатель или герой, а в том, сохранил ли человек в себе человека.

Рассказ Е.И. Носова «Красное вино победы». В небольшом по объему рассказе Евгений Иванович Носов (род. 1925) рисует госпиталь под Москвой, где лежат раненые, привезенные с полей войны, шедшей уже за пределами России. Главный герой, от имени которого ведется рассказ, поначалу не может привыкнуть к белизне тумбочек и простыней, к белизне гипсов и лиц без кровинки. Белый, белая, белое... Там, на войне, он сражался, а здесь сделал открытие: какие же все уязвимые, обыкновенные, «серийные». Но знакомство с ранеными и медперсоналом постепенно разрушает это представление. И Копешкин, и Саша Самоходка, и Бугаев, и тетя Зина, и сестра Таня -- все они прекрасны и индивидуальны. Копешкин все смотрит за окно, пытаясь разглядеть лес и поле, возможно, такие же, как у него в деревне. Милая Таня жалеет Михая, которому ампутировали руку. Тетя Зина помогает ему оправиться в туалете, не брезгует. Самоходка, калека, все мечтает о «девчоночке». «Я вдруг ощутил, что госпитальные часы отбили какое-то иное, новое время... Что-то враз обожгло меня внутри гулкими толчками, забухала в подушку напрягшаяся жила на моем виске», -- говорит главный герой накануне 9 мая.

В этот день, когда все медсестры и врачи будут думать, как сделать его праздничным в палате тяжелораненых, когда вся страна будет готовиться к салютам и маршам, в госпиталь придет старичок фотограф... Ну и что же? Это естественно, такой день нужно запечатлеть! Но вот как запечатлеть -- в этом все дело.

У фотографа в сундучке было прямо-таки богатство: новенькие гимнастерки с блестящими пуговицами, кубаночки, ордена на выбор, намалеванный танк на полотне, манишки, целые руки и ноги. Почему автор сопровождает действия ловкого старичка ремарками: «встряхнул гимнастеркой, как фокусник», «проворно натянул», «шутил... морщась в улыбке», «цепким взглядом окинул Копешкина»? Что хотел сказать этой кульминационной в рассказе сценой автор? Многое. Во время праздника можно все: выпить обезболивающее средство, принарядиться... Но если в масштабах государства начинается маскарад: калек и уродов наряжаем, чтобы они не портили нам вид и не напоминали о пережитом, если мы переносим центр тяжести войны на героику, на подбитые танки и самолеты, -- что получается? Красочная декорация для киноверсий о счастливом окончании войны. Соблазн велик -- спрятать всех, кто на колясках, на костылях, без рук, без ног. Сфотографировать их этакими молодцами и фотографии разослать по всем журналам и газетам, а потом всех, скопом, на остров Валаам, подальше от здоровых, сытых, благополучных... Е. Носов угадал в этом фотоспектакле наметившуюся тенденцию лакировки жизни: фасад сталинской империи должен быть безупречен -- только белозубые улыбки на плакатах, только в полный рост победители-богатыри, освободившие Европу. Фотограф-старичок далеко не заглядывал, честно зарабатывал гонорар, но фальсификация войны уже началась. За фотографами последуют авторы «Белой березы» и «Кавалера Золотой Звезды», художники, киносценаристы. Бородухин, солдат, все понял: «Трупоед», -- и сплюнул.

Кончается рассказ горестной смертью солдата Копешкина, который так мечтал вернуться в свою деревню, к своей семье, к маленькому домику с березой под окном. «Я онемело смотрел на взбитую подушку, на ее равнодушную праздную белизну, и вдруг с пронзительной очевидностью понял, что ее хозяин уже ничто... Его не просто вынесли из палаты -- его нет вовсе. Нет!..» Так Е. Носов своим рассказом утвердил очень важную мысль: правда жизни и правда искусства должны быть в согласии, и никогда нельзя забывать, что праздничное вино, вино победы, красно всегда -- ив прошлом, и в настоящем, и в будущем: в нем кровь наших солдат.

Поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин» -- самое удивительное, самое жизнеутверждающее произведение, с которого, собственно, и началась военная тема в нашем искусстве. Она поможет нам понять, почему же все-таки, вопреки сталинизму и рабскому положению народа, великая победа над коричневой чумой состоялась.

«Василий Теркин» -- это поэма-памятник русскому солдату, который был воздвигнут задолго до окончания войны. Читаешь ее и как бы погружаешься в пушкинскую стихию живого, естественного, точного слова, сдобренного юмором, подковыркой («А в какое время года лучше гибнуть на войне?»), просторечиями, придающими языку терпкость («и хотя бы плюнь ей в морду»), фразеологизмами («вот тебе сейчас и крышка»). Через язык поэмы передается бодрое, честное перед собой и другими народное сознание.

Содержание поэмы поистине энциклопедично, достаточно выписать название глав: «На привале», «Перед боем», «Переправа», «Теркин ранен», «О награде», «Гармонь», «Смерть и воин», «По дороге на Берлин», «В бане». Василий Теркин будет проведен от боя -- к передышке, от переправы -- к окопу, от жизни -- к смерти, от смерти -- к воскрешению, от Смоленской земли -- к Берлину. А закончится движение по дорогам войны в бане. Почему в бане, а не с победным красным знаменем у рейхстага? Чем кончается в деревне пахота, сенокос, любая потная работа? Баней. Гениальной догадкой сын крестьянина Твардовский пришел к такому истинно народному финалу поэмы. Баня потому, что закончилась самая потная для народа работа -- война. В бане потому, что можно рассмотреть все шрамы и рубцы на теле солдата, победившего войну.

При всей эпической заданности сюжета в поэме торжествует лирическое начало, сообщающее повествованию пронзительную ноту любви и доброты, благоволения к человеку, будь он Теркин, будь старик ветеран, будь жена друга, будь санитар, будь генерал. Любовь растворена в каждой строчке поэмы.

Твардовский показал своего героя в полный рост. Его отличают доброта, юмор, чуткость, благожелательность, внутренняя сила. Он принимает все как есть, не занят только собой, не унывает и не предается панике («Перед боем»). Ему не чужды чувство благодарности, сознание единства со своим народом, не уставное «понимание долга», а сердцем. Он смекалист, храбр и милосерден к врагу («Поединок»). Все эти черты можно обобщить в понятие русский национальный характер. Твардовский все время подчеркивал: «парень он обыкновенный». Обыкновенный в своей нравственной чистоте, внутренней силе и поэтичности. Именно такие герои, не супермены, способны заряжать читателя бодростью, оптимизмом и «добрыми чувствами» к людям, стране, природе, ко всему, что именуется жизнью.

Имя Александра Трифоновича Твардовского, крупнейшего советского поэта, лауреата Ленинской и Государственных премий, пользуется в нашей стране широкой известностью.

Свобода, юмор, правдивость, удаль, естественность погружения в стихию народной жизни и народной речи покоряли и покоряют читателей Твардовского.

Его стихи входят в сознание читателя с детства: “Страна Муравия”, “Тёркин на том свете”, “Дом у дороги”, “За далью даль”, лирика и др.

Александр Твардовский - одна из самых драматических фигур в литературе и советской действительности середины 20 века, большой национальный поэт.

В годы войны создана А.Твардовским и самая знаменитая его поэма "Василий Теркин". Его герой стал символом русского солдата, его образ - предельно обобщенный, собирательный, народный характер в лучших его проявлениях. И вместе с тем Теркин - это не абстрактный идеал, а живой человек, веселый и лукавый собеседник. В его образе соединились и богатейшие литературные и фольклорные традиции, и современность, и автобиографические черты, роднящие его с автором (недаром он смоленский, да и в памятнике Теркину, который нынче решено поставить на смоленской земле, совсем не случайно решено обозначить портретное сходство героя и его создателя).

Если бы меня спросили, почему Василий Теркин стал одним из моих самых любимых литературных героев, я бы сказал: "Мне нравится его жизнелюбие." Смотрите, он на фронте, где каждый день смерть, где никто "не заколдован от осколка-дурака, от любой дурацкой пули". Порой мерзнет или голодает, не имеет вести от родных. А он не унывает. Живет и радуется жизни:

Теркин - душа солдатской компании. Недаром товарищи любят слушать его то шутливые, а то и серьезные рассказы. Вот они лежат в болотах, где перемокшая пехота мечтает уже даже о том, чтобы "хоть бы смерть, да на сухом". Сыплет дождик. И даже покурить нельзя: размокли спички. Солдаты все клянут, и кажется им, "хуже нет уже беды". А Теркин усмехается и начинает длинное рассуждение. Говорит он о том, что пока солдат чувствует локоть товарища, он силен. За ним батальон, полк, дивизия. А то и фронт. Да что там: вся Россия! Вот в прошлом году, когда немец, рвался к Москве и пел "Москва моя", тогда и нужно было кручиниться. А нынче немец совсем не тот, "этой песней прошлогодней нынче немец не певец". А мы про себя думаем, что ведь и в прошлом году, когда совсем тошно было, находил Василий слова, которые помогали товарищам. Такой уж у него талант. Такой талант, что, лежа в мокром болоте, засмеялись товарищи: легче стало на душе. Но больше всего мне нравится глава "Смерть и воин", в которой раненый герой замерзает и чудится ему, что пришла к нему смерть. И стало трудно спорить ему с ней, потому что истекал он кровью и хотел покоя. И чего уж, казалось, держаться за эту жизнь, где вся радость-то в том, что или замерзнуть, или рыть окопы, или бояться, что убьют тебя... Но не таков Василий, чтобы легко сдаться Косой.

"Книга про бойца" была очень нужной на фронте, она поднимала дух солдат, побуждала сражаться за Родину до последней капли крови.

Теркин - это и боец, герой, совершающий фантастические подвиги, описанные с присущей фольклорному типу повествования гиперболичностью (так, в главе "Кто стрелял?" он из винтовки сбивает вражеский самолет), и человек необычайной стойкости - в главе "Переправа" рассказано о подвиге - Теркин переплывает ледяную реку, чтобы доложить, что взвод на правом берегу,- и умелец, мастер на все руки. Написана поэма с той удивительной классической простотой, которую сам автор обозначил, как творческую задачу:

Теркин воплощает лучшие черты русского солдата и народа в целом. Герой по имени Василий Теркин сначала фигурирует в стихотворных фельетонах Твардовского периода советско-финской войны (1939-1940).Слова героя поэмы:

Поэма построена как цепь эпизодов из военной жизни главного героя, которые не всегда имеют непосредственную событийную связь между собой. Теркин с юмором рассказывает молодым бойцам о буднях войны; говорит, что воюет с самого начала войны, трижды был в окружении, был ранен. Судьба рядового солдата, одного из тех, кто вынес на своих плечах всю тяжесть войны, становится олицетворением национальной силы духа, воли к жизни. Теркин дважды переплывает ледяную реку, чтобы восстановить связь с наступающими подразделениями; Теркин в одиночку занимает немецкий блиндаж, но попадает под обстрел собственной артиллерии; по дороге на фронт Теркин оказывается в доме старых крестьян, помогает им по хозяйству; Теркин ступает в рукопашный бой с немцем и, с трудом, одолевая, берет его в плен. Неожиданно для себя Теркин из винтовки сбивает немецкий штурмовик; завидующего ему сержанту Теркин успокаивает:

Теркин принимает командование взводом на себя, когда убивают командира, и первым врывается в село; однако герой вновь тяжело ранен. Лежа раненным в поле, Теркин беседует со Смертью, уговаривающей его не цепляться за жизнь; в конце концов, его обнаруживают бойцы, и он говорит им:

В образе Василия Теркина объединены лучшие нравственные качества русского народа: патриотизм, готовность к подвигу, любовь к труду.

Черты характера героя и трактуются поэтом как черты образа собирательного: Теркин неотделим и неотъемлем от воинствующего народа. Интересно, что всем бойцам - независимо от их возраста, вкусов, воинского опыта - хорошо с Василием; где бы он не появился - в бою, на отдыхе, в пути, - между ним и бойцами мгновенно устанавливается контакт, дружелюбие, взаимное расположение. Об этом говорит буквально каждая сцена. Бойцы прислушиваются к шутливым пререканиям Теркина с поваром при первом же появлении героя:

В поле зрения А.Т.Твардовского в поэме «Василий Теркин» находится не только фронт, но и те, кто трудятся в тылу ради победы: женщины и старики. Персонажи поэмы не только воюют - они смеются, любят, беседуют друг с другом, а самое главное - мечтают о мирной жизни. Реальность войны объединяет то, что обычно несовместимо: трагедию и юмор, мужество и страх, жизнь и смерть.

Поэма «Василий Теркин» отличается своеобразным историзмом. Условно ее можно разделить на три части, совпадающие с началом, серединой и концом войны. Поэтическое осмысление этапов войны создает из хроники лирическую летопись событий. Чувство горечи и скорби наполняет первую часть, вера в победу - вторую, радость освобождения Отечества становится лейтмотивом третьей части поэмы. Это объясняется тем, что А.Т.Твардовский создавал поэму постепенно, на протяжении всей Великой Отечественной войны 1941-1945г.

Глубоко и полно раскрыта тема войны в произведениях великого писателя 20 века Михаила Шолохова.

Михаил Шолохов, каждый открывает его по-своему. Каждому нравится свой герой рассказов Шолохова. Это и понятно. Ведь судьбы героев, проблемы, поднятые Шолоховым, созвучны нашему времени.

В самый разгар Великой Отечественной войны Шолохов " приступил к работе над романом «Они сражались за Родину». С 1943 года начинают печататься в газетах первые главы, а потом вышли отдельным изданием. В опубликованных главах рассказывается о драматичном периоде отступления русских войск под натиском превосходящих сил противника. С тяже-лыми боями отходили русские воины, а потом насмерть сто-яли под Сталинградом.

В романе просто и правдиво воспроизводится героизм со-ветских солдат, фронтовой быт, товарищеские беседы, скреп-ленная кровью нерушимая дружба. Читатель близко узнал и полюбил рабочего-шахтера Петра Лопахина, комбайнера Ива-на Звягинцева, агронома Николая Стрельцова, сибиряка-бро-небойщика Акима Борзых, ефрейтора Кочетыгова.. Очень разные по характерам, они связаны на фронте мужской дружбой и безгра-ничной преданностью Родине.

Николай Стрельцов угнетен отступлением своего полка и личным горем: перед войной ушла жена, детей оставил у старой матери. Это не мешает ему героически сражаться. В бою он был контужен и оглох, но убегает из госпиталя в полк, в кото-ром после боев осталось всего двадцать семь человек: «Кровь из ушей у меня перестала идти, тошноты почти прекратились. Чего ради я там валялся бы... А потом, я просто не мог там ос-таваться. Полк был в очень тяжелом положении, вас осталось немного... Как я мог не прийти? Драться рядом с товарищами ведь можно и глухому, верно Петя?»

Петру Лопахину «... хотелось обнять и расцеловать Стрель-цова, но горло внезапно сжала горячая спазма...».

Иван Звягинцев, до войны комбайнер, богатырь, простодуш-ный человек, стремится утешить Стрельцова, жалуется ему сам на свою якобы неудачную семейную жизнь. Шолохов эту исто-рию описывает с юмором.

Слова командира дивизии Марченко -- «пусть враг времен-но торжествует, но победа будет за нами» -- отразили оптимис-тическую идею романа, его глав, опубликованных в 1949 году.

Встреча Шолохова с генералом Лукиным привела к появле-нию в романе нового героя -- генерала Стрельцова, брата Ни-колая Стрельцова. В 1936 году Лукин был репрессирован, в 1941-м освобожден, восстановлен в чине и направлен в армию. 19-я армия Лукина приняла на себя удар 3-й танковой группы Гота и части дивизий 9-й армии Штрауса западнее Вязьмы. В те-чение недели армия Лукина сдерживала наступление немцев. Генерал Лукин был тяжело ранен и во время боя взят в плен. Он мужественно вытерпел все невзгоды плена.

В романе генерал Стрельцов, возвратившийся из «мест не столь отдаленных» в дом брата, отдыхает. Неожиданно он был вызван в Москву: «Вспомнил обо мне Георгий Константинович Жуков! Что же, послужим Родине и нашей Коммунистической партии!»

Сильное эмоциональное воздействие производят все баталь-ные эпизоды. Вот мы видим, как «сто семнадцать бойцов и ко-мандиров -- остатки жестоко потрепанного в последних боях полка -- шли сомкнутой колонной», как воины сохранили пол-ковое знамя.

Лопахин тяжело переживает гибель героически сражавшего-ся лейтенанта Голощекова. Старшина Поприщенко сказал на могиле Голощекова: «Может, и вы, товарищ лейтенант, еще ус-лышите нашу походку...» С восхищением Лопахин говорит о Кочетыгове: «А как он танк поджег? Танк его уже задавил, за-сыпал до половины, грудь ему всю измял. У него кровь изо рта хлестала, я сам видел, а он приподнялся в окопе, мертвый, при-поднялся, на последнем вздохе! И кинул бутылку... И зажег!»

Теплые чувства вызывает повар Лисиченко, который ис-пользует каждую возможность оказаться на переднем крае. Ло-пахин спрашивает его: «... где кухня и что мы сегодня будем жрать по твоей милости?» Лисиченко поясняет, что заправку котла щами он сделал и оставил двух раненых за щами присмат-ривать. «Вот повоюю немножко, поддержу вас, а придет время обедать -- уползу в лес, и горячая пища по возможности будет доставлена!»

Лопахин во время боя подбил танк и сбил тяжелый бомбар-дировщик.

Стрельцов при отступлении переживает: «...какими глазами провожают нас жители...» Лопахин тоже переживает это, но от-вечает: «Бьют нас? Значит, поделом бьют. Воюйте лучше, суки-ны сыны!»

Комбайнер Звягинцев впервые видит горящий спелый хлеб на степном просторе. Душа его «затосковала». Он говорит с ко-лосом: «Милый ты мой, до чего же ты прокоптился! Дымом-то от тебя воняет,-- как от цыгана... Вот что с тобою проклятый немец, окостенелая его душа, сделал».

Описания природы в романе увязаны с военной обстановкой. Например, перед глазами Стрельцова стоит убитый юный пуле-метчик, упавший между цветущих подсолнухов: «Может быть, это было красиво, но на войне внешняя красота выглядит ко-щунственно...»

Уместно вспомнить об одной встрече Шолохова со Стали-ным, состоявшейся 21 мая 1942 года, когда Шолохов приехал с фронта, чтобы отметить день рождения. Сталин пригласил Шо-лохова к себе и посоветовал создать роман, в котором бы «правдиво и ярко... были изображены и герои солдаты, и гени-альные полководцы, участники нынешней страшной войны...». В 1951 году Шолохов признается, что «образ великого полко-водца не получается».

По роману «Они сражались за Родину» С. Бондарчук поста-вил фильм, одобренный самим Шолоховым.

В романе «Они сражались за Родину» глубоко раскрыт русский национальный характер, ярко проявившийся в дни тяжелых испытаний. Героизм русских людей в романе лишен внешне блестящего проявления и предстает перед нами в скромном одеянии обыденного, повседневного быта, боев, пе-реходов. Такое изображение войны приводит читателя к выво-ду, что героическое не в отдельных подвигах, хотя и очень ярких, зовущих за собой, а вся фронтовая жизнь -- подвиг.

Михаил Александрович Шолохов -- замечательный мастер слова, сумевший создать монументальные полотна народной жизни, проникнуть в душевный мир человека, он ведет серь-езный разговор с читателем «без малейшей утайки, без малей-шей фальши».