Дикий помещик главный герой. Главный герой сказки «Дикий помещик

Краткий анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»: идея, проблемы, темы, образ народа

Сказка “Дикий помещик” была опубликована М. Е. Салтыковым-Щедриным в 1869 году. Это произведение – сатира на русского помещика и на простой русский народ. Для того чтобы обойти цензуру писатель выбрал специфический жанр «сказка», в рамках которого описывается заведомая небылица. В произведении автор не дает своим героям имен, как бы намекая на то, что помещик – это собирательный образ всех помещиков на Руси XIX века. А Сенька и остальные мужики – это типичные представители крестьянского сословия. Тема произведения проста: превосходство трудолюбивого и терпеливого народа над бездарными и глупыми дворянами, выраженное в иносказательной манере.

Проблемы, особенности и смысл сказки «Дикий помещик»

Сказки Салтыкова-Щедрина всегда отличает простота, ирония и художественные детали, используя которые автор может абсолютно точно передать характер персонажа “И был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое”, “жил и на свет глядючи радовался”.

Основная проблема в сказке «Дикий помещик» – это проблема сложной судьбы народа. Помещик в произведении предстает жестоким и безжалостным тираном, который намеревается отобрать у своих крестьян последнее. Но услышав молитвы крестьян о лучшей жизни и желание помещика навсегда избавиться от них, бог осуществляет их молитвы. Помещика перестают беспокоить, а “мужики” избавляются от гнета. Автор показывает, что в мире помещика создателями всех благ выступали крестьяне. Когда они исчезли, он сам превратился в животное, зарос, перестал есть нормальную пищу, так как с базара исчезли все продукты. С исчезновением мужиков ушла яркая, насыщенная жизнь, мир стал неинтересным, тусклым, безвкусным. Даже развлечения, которые приносили помещику удовольствие раньше — игра в пульку или просмотр постановки в театре — уже не казались такими соблазнительными. Мир опустел без крестьянства. Таким образом, в сказке «Дикий помещик» смысл вполне реальный: высшие слои общества угнетают и топчут низшие, но при этом не могут без них оставаться на своей иллюзорной высоте, так как именно «холопы» обеспечивают страну, а вот их барин ничего, кроме проблем, обеспечить не в состоянии.

Образ народа в творчестве Салтыкова-Щедрина

Народ в произведении М. Е. Салтыкова-Щедрина – это трудолюбивые люди, в чьих руках любое дело “спорится”. Именно благодаря им, помещик всегда жил в достатке. Народ предстает перед нами не просто безвольной и безрассудной массой, а людьми умными и проницательными: “Видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой”. Также крестьяне наделены таким важным качеством, как чувство справедливости. Они отказались жить под гнетом помещика, который устанавливал им несправедливые и порой безумные ограничения, и попросили бога о помощи.

Сам автор относится с уважением к народу. Это можно проследить на контрасте между тем между тем, как жил помещик после исчезновения крестьянства и во время его возвращения: “ И вдруг опять запахло в том уезде мякиной и овчинами; но в то же время на базаре появились и мука, и мясо, и живность всякая, а податей в один день поступило столько, что казначей, увидав такую груду денег, только всплеснул руками от удивления…”, — можно утверждать, что народ – это движущая сила общества, фундамент, на котором зиждется существование таких “помещиков”, и своим благополучием они, безусловно, обязаны простому русскому мужику. В этом и заключается смысл финала сказки «Дикий помещик».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Салтыков-Щедрин М., сказка "Дикий помещик"

Жанр: сатирическая сказка

Главные герои сказки "Дикий помещик" и их характеристика

  1. Дикий помещик. Глупый, упертый, упрямый, недалекий, самодур
  2. Мужики. Простые, неказистые, работящие
  3. Капитан-исправник. Верный служака.
  4. Четыре генерала. Любят поиграть в карты и выпить.
  5. Актер Садовский. Разумный человек.
План пересказа сказки "Дикий помещик"
  1. Богатый помещик.
  2. Мольба помещика богу
  3. Штрафы
  4. Мольбы мужиков
  5. Мякинный вихрь
  6. Чистота и свежесть
  7. Актер Садовский
  8. Четыре генерала
  9. Мечты помещика
  10. Капитан-исправник
  11. Одичание помещика
  12. Дружба с медведем
  13. Решение начальства
  14. Рой мужиков
  15. Всеобщее благоденствие.
Кратчайшее содержание сказки "Дикий помещик" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Жил в достатке и довольстве помещик, но не желал мужиков видеть и обложил их штрафами
  2. Помолились мужики богу и унесло их с мякинным вихрем.
  3. Гости помещика называли его глупым, но помещик лишь мечтал и упрямо стоял на своем.
  4. Помещик стал дичать, оброс и стал очень сильным, завел дружбу с медведем
  5. Начальство приказало вернуть мужика и сделать помещику внушение
  6. Поймали рой мужиков, поймали помещика и наступило благоденствие.
Главная мысль сказки "Дикий помещик"
Нет в государстве жизни без мужика.

Чему учит сказка "Дикий помещик"
Сказка учит не брать пример с глупых статей в газетах, а думать своей головой. Учит уважать чужой труд. Учит тому, что труд почетен, а безделье и лень вредны. Учит не быть упрямым, учит прислушиваться к чужому мнению. Учит иметь свою голову на плечах. Учит не быть эгоистом. Учит тому, что труд сделал обезьяну человеком.

Отзыв на сказку "Дикий помещик"
Мне очень нравится эта красивая сказка. Ее главный герой - не просто дикий, а очень глупый помещик, который считал, что все вокруг появляется само собой. Он презирал мужика, но оставшись один не мог себя прокормить, не мог за собой следить, стал дикарем, превратился в животное. Он был слишком упрям, чтобы признавать свои ошибки. Но как ни странно, дикая жизнь помещика вполне устраивала. Зато такое положение вещей не устроило государство, которое тоже без мужиков не могло существовать.

Пословицы к сказке "Дикий помещик"
Глуп совсем, кто не знается ни с кем.
Глупость не порок, а несчастье.
Мужик работает плачучи, а собирает хлеб скачучи.
Мужицкими мозолями и бары сыто живут.
Дурака учить, что мертвого лечить.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Дикий помещик"
Жил был в некоем царстве помещик и всего у него было вдоволь. И крестьян, и земли, и хлеба и скота. Но помещик был глупый, потому что читал "Весть". И вот попросил помещик бога избавить его от мужиков, но бог его просьбе не внял, потому что знал про глупость помещика.
А помещик, видя что мужика все пребывает, прочитал в газете слово "Старайся" и принялся стараться.
Обложил помещик мужиков разными штрафами и поборами, так, что мужику и вздохнуть без штрафа нельзя было. И взмолились уже мужики, чтобы избавил их бог от такого помещика. И внял бог мужицкой молитве. Поднялся мякинный ветер и исчезли мужики.
Вышел помещик на балкон, а воздух вокруг чистый-пречистый. Обрадовался глупец.
Позвал в гости актера Садовского с актерками. А тот как узнал, что помещик мужиков извел, сказал, что он глупый. Ведь теперь ему и умываться никто не подаст. И со словами этими уехал.
Позвал тогда помещик четырех генералов в карты играть.
Приехали генералы, довольны, что мужика нет и что воздух чистый. В карты играют. Только время пришло водку пить, а помещик несет по леденцу, да по прянику.
Вытаращили глаза генералы, что это за угощение, им бы говядинки. Обозвали помещика глупым и разъехались в гневе.
Но помещик решил твердым быть до конца. Разложил пасьянс, он у него сошелся, значит надо продолжать гнуть свою линию. Стал он мечтать как машины из Англии выпишет, да какие сады разведет. Побродит по комнатам, крикнет Сеньку, да вспомнит, что нет того, да спать ляжет.
А во сне ему снится, как его за твердость министром сделали. Проснется, крикнет Сеньку,да опомнится.
А тут к помещику капитан-исправник пожаловал и допрос устроил, куда временнообязанные исчезли и кто теперь подати платить будет. Помещик предложил заплатить рюмкой водки, да печатными пряниками. Но исправник обозвал его глупым и уехал.
Задумался помещик, ведь уже третий человек его глупым назвал. Подумал, неужели из-за него теперь на базаре ни хлеба, ни мяса не стало. И струсил. Стал думать, чем же это пахнет и хорошо если только Чебоксарами. Страшно помещику, но секретная мысль у него мелькает, что может в Чебоксарах он мужика и встретит.
А мыши в это время уже карты его съели, тропинки в саду репейником заросли, в парке дикие звери воют.
Однажды даже медведь к дому пришел, в окно глядит, облизывается. Заплакал помещик, но от принципов отступать не захотел.
И вот пришла осень, ударили морозы. А помещик так одичал, что холода не чувствует. Оброс волосами, ногти у него железными стали, ходит все больше на четвереньках. Даже звуки членораздельные произносить разучился. Только хвостом еще не обзавелся. Выйдет помещик в парк, на дерево залезет, зайца подкараулит, разорвет и съест с потрохами.
И стал помещик очень силен, так что даже с медведем дружбу завел. Только и медведь помещика глупым величает.
А капитан-исправник донесение в губернию отправил и встревожилось губернское начальство. Спрашивает, кто подати будет вносить, да невинными занятиями заниматься. А капитан доносит, что невинные занятия упразднились, а вместо них разбой и грабеж процветает. Вот на днях его самого, какой-то человеко-медведь чуть не задрал.И решило начальство мужика вернуть, а помещику внушение сделать, чтобы он фанфаронство свое прекратил.
Как нарочно мимо рой мужиков пролетал, да на городскую площадь сел. Рой этот тотчас поймали и в уезд послали. И сразу появилось на базаре мука и мясо, податей поступило множество, а в уезде мужицкими портками запахло.
Помещика же изловили, вымыли и остригли. Отобрали газету "Весть" и Сеньку приставили. Жив он и поныне, пасьянс раскладывает, умывается по принуждению, тоскует о своей жизни в лесах и временами мычит.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Дикий помещик"

Помещик – главный герой сатирической сказки Салтыкова-Щедрина “Дикий помещик”. Это глуповатый персонаж, который решил истребить всех своих мужиков оттого, что их было слишком много и они могли все переесть. Сам он себя считает истинным представителем дворянства и годится тем, что он потомственный князь по имени Урус-Кучум-Кильдибаев. Весь смысл его существования сводится к тому, чтобы понежить свое “белое и рассыпчатое” тело. Однако он не понимает, что без помощи крестьян он не сможет долго просуществовать. Он всей душой ненавидит мужиков и не выносит “холопьего духу”, хотя именно эти люди ему прислуживают, дают хлеб насущный и заполняют его скучную жизнь.

После того, как его просьба к богу сбылась, и крестьяне, наконец, пропали со двора, он стал влачить бессмысленное существование. Есть было нечего, бриться или умываться незачем, поиграть в карты тоже не с кем. Тогда он стал приглашать в гости своих знакомых. Однако они, недовольные тем, что у хозяина нет ни еды, ни слуг, быстро уезжали и называли его глупым. Вскоре к нему приехал и капитан-исправник. Он был недоволен положением дел, так как с пропажей крестьян не стало и податей в казне, и товаров на рынке. В результате начальство решило найти и вернуть крестьян, а дикого помещика вразумить. А помещик, во время проживания в одиночестве совсем одичал: начал лазить по деревьям, ходить на четвереньках, кушать зайцев целиком. Его с трудом изловили, умыли, побрили и привели в порядок. Следить за ним оставили слугу Сеньку. По сюжету сказки, помещик и до сих пор жив, раскладывает свои пасьянсы, мечтает снова жить в лесу и иногда мычит.


Другие работы по этой теме:

  1. ­Основная мысль Сказка М. Е. Салтыкова-Щедрина “Дикий помещик” является едкой сатирой на господствующее сословие. Все действо, описанной в ней, происходит будто в рамках одного имения,...
  2. ­Чему учит сказка Особое место в творчестве Салтыкова-Щедрина занимают сказки с аллегорическим изображением персонажей. Автор их писал на завершающем этапе своего творчества и с высоты...
  3. ­Нравственный урок Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина были написаны на завершающем этапе творчества писателя, где-то между 1880 и 1886 годами. Форма сказки для обличения социально-нравственных проблем...
  4. “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил и на свет глядючи радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота,...
  5. Жил-был один Помещик. Жил он, горя не зная и всего ему хватало. Однако был он глуповат и читал только газету “Весть”. Его беспокоило одно обстоятельство,...

Сочинение

С историей и ее закономерностями сопряжены и другие гротесковые сочинения сатирика. Появление в этих сочинениях совершенно невероятных образов, ситуаций, событий тоже мотивировано как функционально, так я концептуально. Вымышленные писателем небывалые персонажи и невозможные в реальной жизни сцены опираются на глубокое понимание тенденций исторического движения общества и этими тенденциями обусловлены. «Есть типы,- подчеркивал Салтыков,- которые объяснить небесполезно, в особенности в тех влияниях, которые они имеют па современность. Если справедливо, что во всяком положении вещей главным зодчим является история, то не менее справедливо и то, что везде можно встретить отдельных индивидуумов, которые служат воплощением «положения" и представляют собой как бы ответ на потребность минуты. Понять и разъяснить эти типы значит понять и разъяснить типические черты самого положения, которое ими не только не заслоняется, но, напротив того, с их помощью делается более наглядным и рельефным»

Данное теоретическое рассуждение характеризует чрезвычайно существенную черту сатиры Щедрина. Причем относится это положение не только к тем социально-политическим и социально-психологическим типам, которые были изображены писателем в их реальном, конкретно-историческом виде, но и к их гротесковым вариантам.

Генералы, попавшие на необитаемый остров, дикий помещик, бесшабашные советники Удав и Дыба, ретивый начальник и многие, многие другие гротескные персонажи, созданные фантазией Щедрина, тоже служили ярким воплощением «положения вещей» и были как бы олицетворением определенных тенденций истории.

Реальные социальные и политические коллизии времени выражали и те фантастические ситуации, которые были положены писателем в основу сюжета гротесковых произведений. Именно этими подлинными коллизиями действительности и были обусловлены совершенно невероятные поступки и события, с которыми мы здесь встречаемся.

Обратимся, например, еще раз к сказке «Дикий помещик». Казалось бы, перед нами произведение абсолютно «вневременное», «внеисторическое». На самом же деле это сочинение, полное фантастических событий, несет па себе отчетливые следы времени своего создания. Оно насквозь исторично, хотя историзм и на сей раз проявляется не в своем конкретном виде, а в «опосредованном».

Впрочем, есть здесь и конкретно-исторические детали. Упоминается, например, о том, что крестьяне - «временнообязанные». Благодаря этой маленькой подробности сразу становится ясно, что речь идет о послере-форменной поре. Неоднократно упоминается газета «Весть», которая упорно настаивала на том, что помещики должны проводить по отношению к крестьянам «твердую» политику.

Главный герой сказки вдохновляется писаниями этой газеты и следует ее советам. Он полагает, что крестьяне его «объедают», и стремится всячески их «сократить»:

«Курица ли крестьянская в господские овсы забредет - сейчас ее, по правилу, в суп; дровец ли крестьянин нарубить по секрету в господском лесу соберется - сейчас эти самые дрова на господский двор, а с порубщика, не правилу, штраф».

И когда крестьяне на всем пространстве владений героя сказки исчезают («Куда девался мужик - никто того не заметил, а только видели люди, как вдруг поднялся мякинный вихрь и, словно туча черная, пронеслись в воздухе посконные мужицкие портки»), то это фантастическое событие является логическим следствием той политики, которую проводил помещик по отношению к мужикам. Исчезновение мужиков, всех поголовно, никак не объяснимо с точки зрения житейской достоверности. Ио оно мотивировано исторически.

Определенными историческими коллизиями и обстоятельствами обусловлены и события, с которыми мы сталкиваемся и в других сказках Щедрина, в том числе в сказках о животных. В некоторых из них мы встречаемся даже с самим словом «история».