Литературное чтение устное народное творчество. Русские народные песни

Тема: Устное творчество русского народа.

Цели: - познакомить детей с историей возникновения загадок, пословиц и поговорок;

расширить представления детей о жанрах устного народного творчества;

Развивать познавательную активность, Речь, мышление учащихся;

Прививать интерес к изучению устного народного творчества;

Оборудование: плакат с названием темы занятия; цветок с названиями жанров устного народного творчества; карточки со словами «зола», «арык», «год», «ангина», «долг», «кора», «алмаз»; карточки-названия типов загадок; «Повесть временных лет»; портрет В.И. Даля; кроссворд; доска;

Ход занятия

I .Орг. момент:

Сегодня у нас необычное занятие,

Мы с вами рассмотрим некоторые понятия.

О жанрах устного народного творчества поговорим.

И что же новое, определим:

Во саду ли в огороде

Девица гуляла,

Во саду ли в огороде

Цветочки поливала.

Один цветочек сорвала

И нам в класс передала.

А цветочек непростой –

В нём лепесточек расписной.

II . История загадок, типы загадок.

Лепестки не простые, на каждом из них – названия жанров устного народного творчества. Кто же может объяснить, что значит «устное народное творчество»?

1. – Если бы меня попросили назвать самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова, я, не задумываясь, сказала бы: это …

На доске:

Прочитайте сверху вниз слово, составленное из первых букв слов, и снизу вверх составленное из последних букв слов.(ЗАГАДКА)

Что же такое загадка?

Я обратилась к словарю и нашла там такое определение.

Загадки – это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.

    – Существуют загадки разных типов:

а) «Течёт, течёт – не вытечет, бежит, бежит не выбежит» (река, ручей)

Как догадались?

Здесь даётся описание предмета, его действия. Это загадки-описания

На доске: загадки- описания

б) - Что представляет собой эти загадки?

«Что на свете всего мягче?» (ладонь)

«Без чего человеку жить нельзя?» (без имени)

Это загадки-вопросы.

На доске: загадки-вопросы

в) -Есть ещё один тип загадок:

На доске: загадки – задачи

Это не просто загадки, похожие на задачи из учебника, а загадки, требующие сообразительности.

Шёл охотник. Увидел на дереве трёх ворон и выстрелил. Одну убил. Сколько ворон осталось на дереве?

3.- Загадка – один из древнейших жанров устной поэзии, его начало лежит в такой старине, о которой у нас немного сведений.

Большинство учёных связывает возникновение загадок с довольно распространённым явлением в жизни древних – с тайной речью.

Имеется много свидетельств, что и наши предки активно пользовались тайной речью.

Использовалась она не только в военных делах, но и в повседневной хозяйственной жизни.

Например, у славян существовал обычай, когда сноха (жена сына) должна была первое время хранить молчание; имя её в доме не должно было произноситься. Это делалось для того, чтобы умершие предки, зная язык своего рода, не поняли бы, что в их род, семью, пришёл «чужой» человек.

В XIX веке были записаны некоторые фрагменты таких речей. Что, например, значила такая фраза:

«Ерзунь- от ерзат! Возьми шелопень да и лопень!» Всего - навсего:

«Горшок кипит! Возьми ухват и выставь его!»

    – Большинство загадок возникло давно, но когда конкретно - трудно определить. Но есть загадки, время появления которых мы можем определить почти точно.

Например, вот такая загадка:

В новой стене, в круглом окне днём стекло разбито, за ночь вставлено. (Прорубь)

Загадка появилась не ранее XVIII века: именно тогда стекло стало активно входить в быт народа.

III . История происхождения пословиц и поговорок.

На доске: Сердце матери греет лучше солнышка.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

На чужой стороне Родина милей вдвойне.

Что это за предложения?

Объясните смысл.

Пословицы и поговорки – древнейшие жанры народного творчества. Они известны всем народам мира, в том числе жившим давным-давно, до нашей эры- древним египтянам, грекам, римлянам.

Самые ранние древнерусские памятники донесли сведения о бытовании пословиц и поговорок у наших предков.

В «Повести временных лет», древней летописи, зафиксирован ряд пословиц:

«Не идёт место к голове, а голова к месту».

«Не погнетши пчёл- мёду не едать».

Учёные считают, что первые пословицы были связаны с необходимостью закрепить в сознании человека какие- то советы, правила, законы.

IV . Другие жанры народного творчества.

- Помимо загадок, пословиц и поговорок существуют и другие жанры устного народного творчества.

Прибаутки- это рифмованные выражения, чаще всего шуточного содержания, употребляющиеся для украшения речи.

«Мы люди близки, поедим из одной миски».

Раньше любили пошутить над жителями какой-либо местности. Рязанцев, например, передразнивали за их «якающий» говор таким образом:

«У нас в Рязани грябы с глазами; их бяруть- они глядять».

Есть приговорки. Это тоже рифмованные речения, но рассказывают они о чём-либо серьёзном в жизни.

Например, говорили, поучая нерадивых земледельцев: «Сей овёс в грязь- будешь князь, а рожь- любит в пору да взолу».

Побасёнки - поэтические миниатюры, в поучение воспроизводящие какую- либо жизненную ситуацию. Часто представляют собой диалоги.

Федул, что губы надул?

Кафтан прожёг.

Можно зашить…

Да иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

V . В.И. Даль- собиратель слов.

Ещё в XVIII веке русские учёные, писатели обратили внимание на фольклорные жанры, и с тех пор они стали внимательно изучаться. Учёные стали собирать их и издавать.

На доске: Владимир Иванович Даль (1801- 1872)

Это имя, я думаю, вы слышали. А что это за человек мало кто знает.

Владимир Иванович Даль – выдающийся деятель русской культуры, человек необыкновенной жизни и разнообразных талантов. Он закончил Морской кадетский корпус и был офицером; учился на медицинском факультете Дерптского университета (в Эстонии) и писал учебники по ботанике и зоологии, которыми пользовались в гимназиях и университетах. Он был и писателем, его очерки, рассказы, сказки, повести выходили под именем Казака Луганского. В. И. Даль дружил с А.С. Пушкиным; Н.В. Гоголь восторгался его знанием быта народа, языка, писал о том, что каждая строчка, написанная В.И. Далем, «учит и вразумляет».

В истории русской культуры В.И. Даль остался не только как писатель, но прежде всего как крупнейший собиратель. На протяжении всей своей жизни он записывал слова. Ему принадлежит громадный труд «Толковый словарь живого великорусского языка» в четырёх солидных томах.

В.И. Даль составил и самый крупный сборник пословиц и поговорок – «Пословицы русского народа». В него вошло свыше тридцати тысяч народных изречений.

VI . Обобщение.

Ребята, посмотрите, а у цветка не все лепестки открыты. Значит, есть ещё и другие жанры устного народного творчества. И их мы узнаем, разгадав кроссворд.

На доске:

Вопросы: 1. Определи жанр.

«Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах».

2. Определи жанр.

«Прыжок с подвыподвертом».

3. «Для того, чтобы начать игру, надо знать её правила, чтобы играть в прятки, надо выбрать водящего». Какой жанр устного народного творчества вы используете?

4. Определи жанр.

«Днём спит,

Ночью летает

И мышек хватает» (Сова)

5. Как называются детские песенные обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам, весне?

6. Определи жанр.

«Как по речке, по реке

Ехал рыжий на быке.

Рыжий красного спросил:

Чем ты бороду красил?

Я не краской, не помазкой,

Я на солнышке лежал,

Кверху бороду держал».

VII. Итог занятия.

Название какого жанра зашифровано?

Я хочу сказать, что вы великолепно разбираетесь в фольклорных жанрах. Молодцы! Спасибо за работу!

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Тема: Устное народное творчество

(Школа России - 2 класс)

Грунская Елена Николаевна

Учитель высшей квалификационной

Гулькевичского района

Краснодарского края

Литературное чтение

Тема: Устное народное творчество

Цель: познакомить с одной из форм общения в русских крестьянских поселений.

Задачи : формировать целостное восприятие детского фольклора, развивать память, кругозор, эмоциональную сферу ребенка, воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, стремление сохранить его как бесценную сокровищницу прекрасного.

Ход урока.

(Звучит запись мелодии спокойной народной песни).

«Ой, вы, гости, красны девицы и добры молодцы!

Слушайте и глядите!

Да не говорите, что слыхом не слыхали

И видом не видали!

Приглашаем вас всех на посиделки!

Собираются сюда гости желанные!»

В старые времена был такой обычай на Руси: как заканчивали свою работу, коротали осенние да зимние вечера вместе, устраивали посиделки, чтобы на людей посмотреть да себя показать. Кто за вышивкой сидит, кто за вязанием, кто ложки из дерева точит, кто шьет, а молодежь поет да танцует. Весело было, и мы собрались сегодня в нашем классе на посиделки. Будем мы и загадки загадывать, и сказки слушать, и скороговорки проговаривать. Проведем урок в виде устного журнала «Устное народное творчество».

Открываем первую страницу. Загадки

Что такое загадка? Правильно, это выражение, нуждающееся в разгадке.

(Отгадывание загадок на слайдах )

Может быть, кто-то из ребят хочет загадать сои загадки.

(Дети загадывают загадки друг другу)

Загадка - это мудреный вопрос. Основное назначение ее в том, чтобы выявить, насколько догадлив, сообразителен человек. По убеждению первобытного охотника, скотовода, пахаря, в поле, в лесу, на воде, в жилище - везде и всюду, человек постоянно сталкивается с враждебной сознательной силой, насылающей неудачу, пожар, болезнь. Эту силу необходимо перехитрить, а для этого надо уметь вести тайную условную речь. Без знания этой условной речи юноша не мог стать полноправным членом своего рода. Поэтому ему устраивали испытания на мудрость.

В сказках царевна выходит замуж за того, кто сумел отгадать загадки.

У древних греков загадывание загадок приравнивалось к единоборству. Согласно легендам и приданиям, не отгадавший загадки мог поплатиться жизнью.

Открываем вторую страницу. Скороговорки

Что такое скороговорка? Скороговорка - это фраза, с труднопроизносимым подбором звуков, которые нужно произносить быстро, не запинаясь. Это маленькие стихи, но с секретом. Секрет скороговорки в том, что в ней подбираются звуки, слоги, быстрое произношение которых приводит к ошибке.

(Дети произносят скороговорки, написанные на слайдах, с различной интонацией: с вопросительной интонацией, с удивлением, с испугом).

Открываем третью страницу. Небылицы

Слышите, кто-то стучится?

Это небылицы в лицах.

Те, что сидят в темницах и светлицах

Щелкают орешки да твердят насмешки.

Небылицы — это сказки, построенные на абсурде. Они небольшие по объёму и часто имеют вид ритмизованной прозы. Их функция — увлечь предстоящей сказкой. Небылицы представляют собой особый жанр фольклора, который встречается у всех народов как самостоятельное произведение или как часть сказки, скоморошины, былички, былины. Небылица весело учит различать действительность и фантазию, развивает воображение, рисует необычные, небывалые картины жизни.

(Дети читают небылицы по ролям).

Открываем четвертую страницу. Пословицы.

Эти маленькие мудрые изречения веками учили и воспитывали целое поколение. Пословица говорит о самом существенном в человеческой жизни. Их хотелось помнить. А ведь стихи запоминаются лучше, чем проза. Поэтому народ оттачивал свои пословицы так, чтобы они становились похожими на стихотворные строки. В пословице выражается не мысль отдельных лиц, а массовая народная оценка тому или иному явлению. Она стала крылатой, потому что в ней есть что-то такое, что позволяет многим признать ее своей. Пословица кратка, в ней нет лишних слов, каждое слово весомо, содержательно, точно.

(Дети читают пословицы и объясняют их смысл).

Открываем пятую страницу. Былины.

Давным-давно, когда не ездили по земле машины и поезда, ходили от села к селу, от города к городу люди, которые назывались сказителями, а сказания их былинами. Сказители обычно владели одной ил двумя мелодиями, в сопровождении которых они исполняли все известные им былины. Сказители пользовались особым уважением, как люди очень талантливые, обладавшие исключительной памятью. Часто они знали наизусть десятки тысяч стихов. Мастерству сказывания былин учились годами. Оно передавалось по наследству от родителей к детям, которые знали их с детства, но сказывали их для других уже в пожилом возрасте.

Представьте себе седовласого старца, который сидит в окружении внимательно слушающих его людей. Его пальцы слегка касаются струн гуслей, лежащих у него на коленях. Льется неторопливая плавная спокойная мелодия. Певец - сказитель начинает свой сказ про древнюю Русь, про старину стародавнюю.

Мы рассказ ведем

Про дела старинные

Что про старые, бывалые,

Чтобы море успокоилось,

Чтобы добры люди послушали.

Чтобы молодцы призадумались!

Былины сочинялись как стихи, но о богатырях, героях былин, сочинялись и сказки. Они назывались богатырскими. При этом сохранялось своеобразие в эпитетах, сравнениях.

Каких русских богатырей вы знаете?

Известный русский художник Виктор Михайлович Васнецов создал картину «Богатыри». Писал он ее почти двадцать лет. Кого вы видите на картине?

В центре группы богатырей - побратимов главный герой Илья Муромец. Слева от Ильи княжеский дружинник Добрыня Никитич. Весь он порыв и смелость. Справа - самый молодой богатырь - Алеша Попович - лукавый, смекалистый, ловкий и находчивый.

Что объединяет богатырей? Богатыри могучи и справедливы, мужественны и сплоченные. Показаны они художником в момент дозора. Они охраняют покой этой земли. Пожухлый степной ковыль, золотистая грива коня Алеши Поповича, темно - зеленые холмы, темный силуэт богатырского коня Ильи Муромца, отвечают идейному содержанию замысла картины. И только белоснежный конь Добрыни Никитича и белые облака вносят элемент тревоги.

Три богатыря зорко стоят на страже Русской земли. Число три в народе имело значение множественности, поэтому трое богатырей, стоящих на заставе и зорко охраняющих Русскую землю воспринимаются так, словно весь народ охраняет свою землю.

Чем же прославились богатыри?

Добрыня Никитич прославился тем, что в тяжкой битве победил Змея Огненного, освободил из полону много людей и среди них племянницу князя Владимира - Забаву Путятичну.

На пиру у князя Владимира Алеша Попович спасает от Тугарина Змеевича княжескую жену Апраксию, а народ русский - от тягот- податей неимоверных.

Илья Муромец - самый популярный герой былин, могучий богатырь.

Хлеба ест по три калачика, пьет на три медных пятачка. Однако побеждает всегда, во всех боях да схватках. Ему в бою смерть не писана. Защищает Илья землю родную. Там, где можно, он старается избежать кровопролитья. Не бьет врагов, а на их глазах разбивает в щепки дуб многоохватный палицей своей богатырской, и враги, устрашенные его силой, разбегаются.

Десятая часть былин посвящена Илье Муромцу.

Как ни странно, Илья Муромец появился позже своих былинных младших товарищей Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Родина его - город Муром, село Карачарово.

Крестьянский сын, больной Илья «сидел сиднем на печи 30 лет и три года». Однажды в дом пришли странники, «калики перехожие». Они исцелили Илью, наделив его богатырской силой. Отныне он - герой, которому предначертано служить городу Киеву и князю Владимиру. На пути в Киев Илья побеждает Соловья-разбойника, кладет его в «тороки» и везет к княжескому двору.

(Дети рассказывают богатырскую сказку «Илья Муромец»)

Открываем последнюю страницу. Сказки.

Сказки любят все, даже взрослые. С самого раннего детства мы слышим сказки. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы и папы, а потом пошли в школу и сами научились их читать. Читая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир. В сказках совершаются самые невероятные чудеса: то Змей Горыныч уносит красавицу-царевну в свои владения, то яблонька награждает трудолюбивую девочку золотыми яблочками, то хитрющая лиса обманывает всех.

(Конкурс «Угадай сказку)

Прослушивание сказки «Волк и семеро козлят».

Итог урока.


ТЕМА: «РУССКОЕ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО».

ЗАДАЧИ УРОКА: 1. Расширять знания детей о русском устном народном

творчестве.

2. Способствовать развитию интереса к изучению этих

произведений.

3. Развивать творческие способности детей, их память,

внимание.

4. Способствовать воспитанию патриотических чувств,

прививать любовь к русскому устному народному

творчеству.

ХОД УРОКА.

    ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА.

(Урок начинается с исполнения детьми русской народной песни «Калинка-малинка»).

Так необычно, чудесной русской народной песней «Калинка-малинка» начинается наш урок, посвященный русскому устному народному творчеству.

Русское устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Оно включает в себя разные виды произведений: обрядовые песни, сказки, пословицы, загадки, былины, частушки, потешки, скороговорки, - да всего и не перечислишь. Все эти произведения называются фольклором.

Так что же такое «фольклор»? что об этом слове говорится в толковом словаре Ожегова? (Дети читают толкование слова в словаре)

Как же передавались эти произведения из поколения в поколение?

Из поколения в поколение передается народная мудрость, и эта преемственность может прерваться, если мы с вами разучимся петь народные песни, частушки, играть в народные игры, ценить свое прошлое. Сегодня мы с вами наполним вот этот чудесный короб замечательными творениями русского народа.

    ИЗУЧЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА.

На книжной выставке и на ваших столах я вижу много книг, из которых вы, наверное, с интересом и удивлением узнали, что оказывается, устное народное творчество сопровождает нас всю жизнь.

И в самом деле – вы родились и над вашей колыбелью зазвучали колыбельные русские песни.

(Девочки качают своих кукол и поют):

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю!

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок.

Котя,-котинька, коток,

Котик, серенький хвосток!

Приди, котик, ночевать,

Мою детоньку качать,

Прибаюкивать!

Дитя потягивается и ему приговаривают:

Тяги, тяги, потягушеньки!

На дочку подрастушеньки,

Ты расти здоровая все времечко,

Как пшеничное тестечко.

Заболит пальчик:

У лисы боли,

У медведя боли,

А Петенькины боли

Уходите за горы!

Купают ребенка – приговаривают:

С гуся вода, с лебедя вода,

А с моего дитятки вся худоба –

На пустой лес, на чистую воду,

Под гнилую колоду!

Строго разговаривают:

Не ходи за селом,

Там Яга с помелом.

Не ходи во потьмах –

Ходит страх во кустах.

Ласкает дочку:

Ах, ты, моя девочка,

Сладкая конфеточка,

Сиреневая веточка!

А как играют с детьми? Вы, наверное, и не знали, что это, оказывается, всё народные песенки, потешки, прибаутки.

Ладушки, ладушки!

Испечем оладушки.

На окно поставим – остывать заставим.

Воробышки прилетели, все оладушки поели.

Кыш! И улетели! На головку сели.

А помните потешку про сороку-воровку? Ну-ка, все вместе!

Сорока-воровка!

Кашу варила, деток кормила:

Этому дала, этому дала,

А самому маленькому – шишок под носок.

А с каким удовольствием маленькие дети заучивают наизусть такие песни-потешки:

Водичка, водичка!

Умой мое личико!

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

Много народных песенок посвящено животным:

Кисонька – мурысенька,

Ты где была?

На мельнице!

Кисонька – мурысенька,

Что там делала?

Муку молола.

Кисонька – мурысенька,

Что из муки пекла?

Прянички!

Кисонька – мурысенька,

С кем прянички ела?

Одна!

Не ешь одна!

Не ешь одна!

А как задорно звучит песенка про коровушку. А ну-ка, ребята, спойте ее.

Уж как я ль мою коровушку люблю,

Сытна пойла я коровушке налью!

Кушай досыта, Буренушка моя,

Чтобы сливочек ты детушкам дала!

Подрастают детки, начинаются игры с товарищами во дворе. А как обойтись в игре без считалочки? Ну-ка, детки, в круг!

Раз-два-три-четыре-пять!

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Пиф! Паф! Не попал!

Серый зайчик убежал.

А в какие замечательные русские народные игры играли ваши бабушки: лапта, горелки и многие другие.

Поиграли, детки, отдохнули, а теперь давайте порассказываем небылицы, прибаутки, шутки.

Здорово, кума!

Да на рынке была.

Никак ты глуха?

Купила петуха!

Прощай, кума!

Пять рублей дала!

Федул, чего губы надул?

Да кафтан сжег!

Зашить можно.

Иглы нету.

А велика ли дыра-то?

Один воротник остался.

А сколько тараторок, скороговорок придумал русский народ! Давайте их почитаем.

(Дети читают скороговорки)

Ну что ж, всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. Пора и за дело браться. Ведь тяжелая работа на Руси издавна сопровождалась песнями.

(Девочки поют русскую народную песню «Уж я сеяла, сеяла ленок»,

сопровождая ее движениями)

Ух, устали! А теперь шире круг! Веселые частушки! Смоленские! Тверские! Костромские! Рязанские!

Эх топни нога, топни правенькая.

Все равно плясать пойду,

Хоть и маленькая!

Не хотела я плясать

И ребят стеснялася.

А гармошка заиграла –

Я не удержалася!

По деревне я шла

И Ванюшу видела.

Под кустом сидел и плакал,

Курица обидела.

Я плясал в три ноги,

Потерял сапоги.

Оглянулся назад –

Сапоги мои лежат!

Сидит ежик на березе,

Белая рубашка,

На головке сапоги,

На ноге – фуражка!

На горе стоит телега,

Слезы капают с дуги.

Под горой стоит корова,

Надевает сапоги.

На окошке два цветочка

Голубой и аленький.

Я парнишка боевой,

Хоть и ростом маленький.

Ты не стой у ворот,

Не маши картузиком.

Все равно гулять не буду

С таким карапузиком.

А сколько пословиц, загадок, поговорок придумал русский народ. Давайте вспомним их.

( Дети называют русские народные пословицы, поговорки,

загадывают друг другу загадки)

Истоки русского фольклора берут свое начало в глубине веков. Исстари человек верил в магическую силу слов. Ими он заклинал природу, обращаясь за помощью к солнцу, земле, ветру, воде:

Солнышко – ведрышко,

Выгляни в окошечко.

Твои детки плачут,

По камушкам скачут.

Русский народ всегда отмечал свои календарные праздники обрядовыми песнями. В деревнях и селах существовал обычай накануне Нового года обходить крестьянские дворы и петь поздравительные песни – колядки. Колядовали отдельно парни, отдельно девушки, дети, а в некоторых деревнях и пожилые крестьяне. Ребята приходили колядовать в масках различных животных. У одних колядовщиков через плечо висели большие холщовые сумки, другие держали в руках длинные кии – палки. Заводила с колокольчиком изображал коляду. Они шли гурьбой по селу и пели:

Уж и ходим мы, Щедрый вечер, Уж и будем брать,

Уж и бродим мы Добрый вечер, Будем брать – скупать –

По проулочкам, Добрым людям Все калачики, все горячие.

По заулочкам. На весь вечер!

Подойдя к одному из домов, стучали киями в ворота и просили хозяев:

Уж ты, тетушка, подай,

Ты, лебедушка, подай.

Ты подай-ка пирог –

С рукавичку широк.

Подавай, не ломай

И начинку не теряй.

Уж ты не скупись,

Когда, наконец, хозяева выносили колядовщикам угощение: пшеничные или ржаные лепешки, сало, хлеб, - им желали в Новом году счастья, благополучия:

Счастья вам хозяин с хозяюшкой!

С Новым годом! Со всем родом!

А какие чудесные сказки сочинил русский народ! Какие русские народные сказки принесли вы с собой?

А давайте вспомним сказки, которые вы сами сочиняли. Ведь они тоже являются русскими народными сказками. (Дети читают свои сказки).

Вот этот сборник «Чудесный короб», из которого мы брали очень много полезного и интересного материала, составил Георгий Маркович Науменко, причем многие произведения он записал в Смоленской области.

    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

Вот и полон наш чудесный короб. Чем же мы его заполнили? (Русскими песнями, потешками, прибаутками, скороговорками, пословицами, загадками, небылицами).

Как же назвать одним словом все эти произведения?

Многим из вас, я думаю, захочется прочитать произведения, услышанные вами на уроке. Эти книги перед вами на книжной выставке и на партах. Читая их, вы узнаете историю русского народа, почувствуете красоту русского фольклора.

Обратите внимание на слова русского поэта Николая Алексеевича Некрасова: « Русские песни, предания, пословицы…Наконец, русские сказки - память нашего давно минувшего, хранилище русской мудрости.»

Пронесите любовь к русскому устному народному творчеству через всю свою жизнь. Подарите ее не только своим младшим братьям и сестрам, но и своим детям и даже внукам.

Урок окончен.

Предмет: литературное чтение

Класс: 2 в

Тема урока: « Русское устное народное творчество»

Тип урока: комбинированный урок общеметодологической направленности, УРОК – игра,

Учитель: Кормилина Ирина Николаевна

Оборудование : презентация, клей, модели, схемы, наглядность (цветок), раздаточный материал с заданиями.

Цель:

    наблюдение над произведениями русского устного народного творчества разных жанров (термин «фольклор»; знакомство с некоторыми новыми жанрами);

    развитие творческих способностей детей, их памяти, внимания, воображения;

    способствовать развитию интереса к устному народному творчеству; обогащению речи, интонации;

    совершенствовать коллективные формы работы.

Задачи урока, направленные на достижение личностных результатов обучения : развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие доброжелательности, самостоятельности; привитие любви к русской литературе.

Задачи урока, направленные на достижение метапредметных результатов обучения : развитие познавательных способностей учащихся; расширение и обогащение словаря читателя; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов обучения: формирование осознанного правильного, выразительного чтения и рассказывания; умение выражать своё отношение к прочитанному и услышанному; умение пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации.

Ход урока

I. Мобилизирующий этап урока. Организационный момент.

Что необычного вы заметили в начале нашего урока?

Необычно, чудесной русской народной песней «Как пошли наши подружки» начался наш урок.

Сегодня у нас будет необычный урок. Думаю, что вы мне в этом поможете. Надеюсь, что настроение у вас хорошее, а если не очень, то давайте его улучшим. Улучшает настроение – улыбка. Улыбайтесь своему соседу слева и справа. Дотроньтесь ладошками до ладошек вашего соседа. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга? (Тепло) Слайд 1 (солнышко)

Теперь у нас у всех хорошее настроение и мы можем приступить к работе.

Давайте сохраним теплую обстановку на протяжении всего урока, возможно произойдет чудо…

II. Вступительная беседа.

1.(открываю доску, слово «фольклор» закрыто) -

Ребята, от нашего хорошего настроения в нашем классе распустился волшебный цветок.

Давайте вместе прочтем название лепестков.

Что объединяет все то, что написано на лепестках цветка? (Это УНР, а именно малые жанры УНТ)

- Что вы знаете об УНТ)

Абахин С. Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Устное народное творчество потешает, поет, развлекает, веселит, учит. Оно включает в себя разные виды произведений. Песни, сказки, пословицы, загадки. Былины, потешки, частушки, скороговорки – да всего и не перечислишь.

2. - Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. «Устное народное творчество» Слайд

Как можно одним словом назвать все эти произведения ? (Фольклор) открываю сердцевину цветка.

- Все эти произведения являются устным народным творчеством или фольклором.

Так как работать вы будете в группах и в парах, давайте обговорим правила совместной работы.

Обговаривание правил совместной деятельности:

А) работать дружно; быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старших;
Б) своевременно выполнять задания, доводить начатое до конца, следить за временем;
В) качественно выполнять работу, соблюдать технику безопасности, экономию материала;
Г) каждый из группы должен уметь защитить общее дело и своё в частности

Итак, второй раздел нашего учебника посвящен народной мудрости.

Стр.15 (чтение по учебнику «Обрати внимание»)

Как вы понимаете слово «народная мудрость»?

Как же передавались эти произведения из поколения в поколение?

Трофимова Д. Эти произведения – живая память народа. Из поколения в поколение, от дедов к внукам, передается народная мудрость, и эта ниточка может разорваться, прерваться, если мы разучимся петь народные песни, частушки, играть в народные игры, ценить свое прошлое.

Вот поэтому мы сегодня и постараемся напомнить вот этот чудесный короб (кстати, тоже народное творчество) замечательными творениями русского народа.

III. Наблюдение над произведениями русского устного народного творчества.

Как вы думаете, когда первый раз в своей жизни вы столкнулись с устным народным творчеством?

Кирьянова П. Устное народное творчество сопровождает нас всю жизнь. И в самом деле – мы родились, и над нашей колыбелькой зазвучали колыбельные песенки. Это наши мамочки нам их поют, чтобы мы сладко спали. Слайд

Слова в них ласковые, певучие, в них нет резких взрывных звуков. В таких песнях чаще всего действуют воркующие гули, домовитые ласточки, уютно мурлыкающий кот. В этих песнях говорится о тишине и покое.

Какие колыбельные песенки знаете вы?

Давайте исполним эту колыбельную песенку. Попробуйте укачать эту куклу. Кто желает? А мы все поможем. Молодцы!

Баю – баюшки – баю,

Не ложися на краю,

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок.

2. Киса, кисонька, коток,

Киса - серенькийхвосток.

Приди, киса, ночевать.

Приди Васеньку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу -

Дам кусок пирога

И кувшин молока.

Как называются те песни, которые сочинил народ?

А когда люди использовали эти песни? (на работе, в быту, на отдыхе)

IV . Работа по учебнику

1). Знакомство с произведением

Одним из произведений фольклора, а именно одним из малых жанров УНТ является песня.

Слушание народной песни (читает учитель, дети следят по тексту). А потом мы поиграем в игру «Художники-музыканты»)

2) Работа с текстом произведения. Чтение песни по частям.

    Выполнение заданий в учебнике 1и 2 задание.

    Работа с иллюстрацией

    Как художник показал, что это русская народная песня?

    Какие краски выбрал? Почему?

Выборочное чтение: Какие строчки подходят к иллюстрации? (1-4)

    Моделирование обложки

Иллюстрация у нас есть, а чего еще нам необходимо сделать? (модель)

Выберите нужную фигуру и наклейте её на чистый лист бумаги.

НАРОДНАЯ ПЕСНЯ

А) авторская принадлежность

Б) заголовок

В) жанр, тема

(Взаимопроверка) – работа в парах.

Слайд проверка

Я С ГОРЫ НА ГОРУ ШЛА…

_Покажите смайлики

(у кого правильно, неправильно!

5)Работа в тетради (словарная работа)

    Как вы понимаете слово шелковая?

    Говорим ли мы так в обиходной речи?

    Почему употреблено ударение в такой позиции? (это песня)

3) Задание в тетради с. 3 №2 Взаимопроверка.

Физминутка. Музыкальная.

Как живешь? – Вот так!

А плывешь? – Вот так!

Как бежишь? – Вот так!

Вдаль глядишь? – Вот так!

Ждешь обед? – Вот так!

Машешь вслед? – Вот так!

Утром спишь? – Вот так!

А шалишь? – Вот так!

Сегодня на уроке нам встретилась сначала песня, под которую мы входили в класс, колыбельная песня, русская народная песня «Я с горы на гору шла…» Все это устное народное творчество. Эти песни мы положим в наш короб.

Слайд - Родители в разговоре с вами часто используют интересные слова, присказки, потешки.

А ещё, например, купают ребенка и приговаривают:

С гуся вода, с лебедя вода,

А с моего дитятки вся худоба.

Как вы думаете, что желают ребенку, приговаривая такие слова?

Задания по рядам. Сейчас и мы с вами попробуем побыть чьими - то родителями, а кто-то сыном или дочкой. Роли между собой можете распределить сами (кто из вас ребенок, а кто родитель).

1-му ряду будет такая ситуация – у ребенка заболел пальчик. Текст, который вам поможет – у вас на партах.

У лисы боли,

У медведя боли,

А Петенькины боли

Уходите за горы.

2-му ряду тоже интересная ситуация – ваш ребенок без разрешения ушел куда-либо, его нужно как-то наказать, поругать. Вам в помощь текст.

Не ходи за селом,

Там Яга с помелом.

Не ходи вопотьмах –

Ходит страх во кустах.

3-му ряду самая приятная ситуация – мама или папа любуются своей дочкой, приговаривая такие слова (они у вас на партах)

Ах, ты, моя девочка,

Золотая белочка,

Сладкая конфеточка,

Сиреневая веточка.

Подумайте, какие жесты можно добавить.

Обсуждение: Для чего использовались потешки и приговорки?

От потешек нам становилось легче, и дети становились послушными. Эти потешки давайте тоже положим в наш короб.

. Делу - время, потехе - …час, – говорит русская (что?) пословица.

Ой что это я сказала?

1. Хочу посмотреть, хорошо ли вы знаете пословицы. Многие пословицы состоят из двух частей. Я вам буду называть первую часть пословицы, а вы должны её продолжить, можно хором.

Терпение и труд –

Ученье свет, а не ученье –

Не спеши языком – торопись делом…

2. Следующее задание (Задание в парах) – составить пословицу из предложенных попарно соединенных слов. (по 4 человека – 2 парты)

Труда – пруда

Время – потехе

Броду – воду

Дело- Смело

Кататься - возить

100 рублей-100 друзей

Читает-знает

Молодцы, пословицы знаете хорошо.

Ребята, так что такое пословица? Сделайте вывод.

Лященко Д. Пословица – это произведение фольклора. Пословица советует, поучает, настаивает, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной.

Мы их тоже положим в наш короб.

Слайд Иногда мы даже не подразумеваем, что встречаемся с устным народным творчеством. Например, когда играем с маленькими детьми. Оказывается, что такие игры как «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Сорока» – все это устное народное творчество. Но вы уже взрослые и вам неинтересно играть в такие игры. Но есть очень много интересных русских народных игр, в которые играли ваши бабушки и дедушки. Они дошли и до нас. «Лапта», «У медведя во бору» и многие другие. Давайте и мы сегодня на уроке разучим русскую народную игру. Становитесь все в круг. Игра называется «Дедушка Мазай».

Обычно русские народные игры сопровождались какими-либо словами. В этой игре тоже есть определенные слова. Выбирается один водящий – Дедушка Мазай. Он становится в круг. Все ребята говорят:

Здравствуй, Дедушка Мазай, на солнышко вылезай, т.е. мы его приглашаем играть.

Д.М. – Здравствуйте, детки, где вы были, что вы делали?

- Где мы были не расскажем, а что делали покажем.

(заранее договариваемся и показываем какие-либо действия, например, как подметаем полы).

Проигрываем 2 раза.

Эту игру тоже положим в наш чудесный короб.

Слайд Поиграли, отдохнули, а теперь давайте вернемся к нашему цветку.

А сколько скороговорок придумал русский народ.

Кто знает какие-нибудь скороговорки?

А теперь давайте проговорим эту скороговорку, но не просто, а

    с удивлением, Подумайте, как человек удивляется.

    с радостью, Подумайте, как человек радуется

    с грустью. Подумайте, как человек грустит.

Наш короб постепенно пополняется!

У всех первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода – охотники. Ум, сообразительность ребенок должен был проявить в отгадывании загадок. Что такое загадка?

Слайд - Загадка – это краткое иносказательное описывание какого-либо предмета или явления.

??? Соревнование по рядам «Отгадай загадку» (дети загадывают друг другу загадки)

Слайд -А какие чудесные сказки сочинил русский народ!

Всем известна любовь А.С. Пушкина к русским сказкам. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» - писал он из Михайловского. Кстати, в основе его замечательных сказок лежат народные сказочные сюжеты.

Посмотрим, хорошо ли вы знаете русские народные сказки. О какой сказке идет речь?

1. Красна девица грустна…

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка.

(Снегурочка)

2. А дорога – далека,

А корзинка – нелегка,

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок.

(Маша и медведь)

3. Отворили дверь козлята

И … пропали все куда-то.

(Волк и семеро козлят)

6. Не лежалось на окошке –

Покатился по дорожке…

(Колобок)

Об этой сказке сейчас и пойдет речь. С ней вы познакомились, когда были еще совсем маленькими. Сейчас мы будем вспоминать и рассказывать сказку «Колобок», да не просто, а вот с каким заданием.

1. Рассказать сказку с начала и до того момента, как Колобок спрыгнул с окошка от имени бабки, т.е. если бы вы были бабкой.

Помогу: «Как-то раз попросил меня дед….»

2. Рассказать эпизод встречи волка с колобком от имени волка.

Помогу: «Иду или гуляю я как-то по лесу...»

3. Рассказать сказку с момента встречи колобка с лисой, если бы вы были лисой

Помогу: «Вот вижу я…»

??? Следующее задание называется «Сказочные домики». Вспомните, в каких домиках живут сказочные герои? (теремок, избушка на курьих ножках, теремок-рукавичка, теремок-кувшин, дворец) и др. Для этой работы вы можете объединиться по две парты. Вам необходимо будет за 5 минут изобразить какой-нибудь сказочный домик и сказать, для кого вы этот домик «построили».

IV. Творческое домашнее задание.

Дома вам будет необходимо придумать благодарность за «построенный домик» от имени героя, который живет в этом домике.

V. Подведение итогов.

Мы постарались наполнить наш чудесный короб.

Чем же мы его заполняли?

Как называются одним словом все эти произведения?

Но, конечно, мы не сможем полностью наполнить наш короб за такое короткое время. Посмотрите, сколько всего осталось на доске. Взрослея, вы будете знакомиться с этими и другими видами фольклора.

Игра «Я знаю» Дети называют жанр фольклора, о которых говорили на уроке.

VI .Итог урока. Рефлексия.

1) Продолжите предложение:

Сегодня на уроке я…

2) При помощи кружков смайликов покажите, какое у вас настроение…

3) На доске цветок, украсьте его своими цветочками, но для этого раскрасьте их в разные цвета:

Красный – мне очень понравилось на уроке, я работал с удовольствием

Зеленый - урок понравился, но я работал не в полную силу

Желтый – работать на уроке было трудно

Пронесите, ребята, любовь к русскому устному народному творчеству через всю свою жизнь, подарите её своим младшим братикам и сестричкам, наверняка они у вас есть или будут .

Благодарю всех за урок.

  • Что такое устное народное творчество? Расскажи, используя опорные слова.
    автор-народ, из уст в уста, мечта о счастье, малые фольклорные произведения, сказки (о животных, бытовые, волшебные), волшебные предметы, сказочные превращения.

Устное народное творчество - это малые фольклорные произведения, созданные безымянными авторами и передающиеся из уст в уста. Сказка – один из древнейших видов устного народного творчества. Сказки делятся на волшебные, бытовые, о животных. Поскольку сказителями были простые люди, они сохраняли и передавали друг другу только те рассказы, которые соответствовали их представлениям о красоте, добре, честности, справедливости и благородстве души, несли мечту о счастье. События в сказке происходят таким образом, чтобы многократно испытать героя: его силу, храбрость, доброту, любовь к людям и животным. Поэтому героя часто выручают сказочные предметы и чудесные превращения.

  • Дополни своё высказывание. Найди нужную информацию в справочнике, энциклопедии или Интернете.

Устное народное творчество - произведения, созданные безымянными авторами и передающиеся из уст в уста. Песни, сказки, былины, пословицы, поговорки, загадки - это всё произведения устного народного творчества. В глубокой древности их сочиняли талантливые люди из народа, но их имен мы не знаем, потому что красивые песни, увлекательные сказки, мудрые пословицы не записывались, а передавались устно от одного человека к другому, от одного поколения к другому. Рассказывая сказку или исполняя песню, каждый рассказчик или певец что-то добавлял от себя, что-то пропускал, что-то изменял, чтобы сказка стала еще занимательнее, а песня еще красивее. Вот поэтому мы и говорим, что автор песен, былин, сказок, пословиц, частушек, загадок - сам народ. Знакомство с сокровищами народной поэзии помогает глубже узнать нашу Родину .

  • Какие виды народного творчества ты знаешь?

Сказки, загадки, заклички, небылицы, былины, сказы, песни, скороговорки, потешки, пословицы, поговорки .

  • Составьте с другом список книг, которые можно поместить на выставку "Народное творчество".

Русские народные сказки. Пословицы и поговорки. Загадки. Потешки и прибаутки. Народные лирические песни. Легенды. Былины. Духовные стихи. Баллады. Анекдоты. Частушки. Небылицы. Скороговорки. Колыбельные песни.

  • Подготовь рассказ об одном из народных промыслов России (гжель, хохлома, дымковская игрушка). Возможно, в том месте, где ты живёшь, развит какой-то другой вид народного творчества. Подготовь сообщение о нём, предварительно составь план своего рассказа.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка - один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города Кирова). Это один из самых старинных промыслов России, возникший в XV-XVI веках. На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражала быт и жизненный уклад многих поколений мастеров. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Дымковская игрушка - изделие ручной работы. Каждая игрушка - создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи - процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной поверхности. За четыреста с лишним лет существования и развития дымковского промысла в нем сложились традиционные темы, сюжеты и образы, нашли отображение и закрепление выразительные средства, присущие очень пластичной красной гончарной глине, несложные (геометрического рисунка) орнаменты росписи, в которых преобладают красный, желтый, синий, зеленый цвета. Дымковской игрушке вообще чужды полутона и незаметные переходы. Вся она – бьющая через край полнота ощущения радости жизни. Яркая, нарядная дымковская игрушка не любит «одиночества». Нередко мастерицы дымковского промысла создают целые тематические композиции, в которых находится место как людям, так и животным, как одушевленным, так и неодушевленным предметам. Не только человек, лошадь, собака или олень могут предстать перед зрителями, но и дерево, декоративный заборчик, коляска, сани, русская печь... В XIX веке в слободе Дымкове жили и работали от 30 до 50 семей игрушечниц. Складывались целые династии – Никулины, Пенкины, Кошкины... Форма и пропорции, колорит и орнамент в их изделиях имели свои особенности. В это время дымковская игрушка представляла собой одиночные фигурки людей, животных, птиц, свистульки, несущие в себе древние образы – представления людей о мире. Дымковская игрушка стала одним из символов Кировской области, подчеркивающим самобытность Вятского края, его древнюю историю.