Портреты 21 века по принципам рембрандта. Художественное наследие Рембрандта

«Флора» (1641,Дрезден)

Притча о богаче (1627,Берлин)

Возвращение Иудой 30 серебреников (1629,частная коллекция)

Автопортрет (1629,Бостон)

Иеремия оплакивает разрушение Иерусалима (1630,Амстердам)

Портрет ученого (1631,Эрмитаж)

Анна пророчица (1631,Амстердам)

Апостол Петр (1631,Израиль)

Буря на море Галилейском (1663,Бостон)

Автопортрет с Саскией (1635,Дрезден)

Пир Валтасара (1638,Лондон)

Проповедник и его жена (1641,Берлин)

«Cаския в красной шляпе» (1633/1634,Кассель)

Каменный мост (1638,Амстердам)

Портрет Марии Трип (1639,Амстердам)

Жертвоприношение Маноя (1641,Дрезден)

Девушка (1641,Варшава)

Ночной дозор (1642,Амстердам)

Святое семейство (1645,Эрмитаж)

Флора (1654,Нью-Йорк)

Возвращение блудного сына (ок. 1666-69,Эрмитаж)

Саския (1643,Берлин)

Заговор Юлия Цивилиса (1661,Стокгольм)

Молодая женщина примеряет серьги(1654,Эрмитаж)

Синдики (1662,Амстердам)

Еврейская невеста (1665,Амстердам)

Портрет Maertena Soolmansa (1634,частная коллекция)

Аллегория музыки. 1626. Амстердам.


Автопортрет
Мартин Лотен
Мужчина в восточной одежде

Portrait of Hendrickje Stofells

***

Автопортрет
Товит, подозревающий жену в воровстве. 1626. Амстердам.
Валаамова ослица. 1626. Париж.
Самсон и Далила. 1628. Берлин.
Юная Саксия. 1633. Дрезден.
Саксия ван Эйленбурх. 1634. Амстердам.
Портрет Яна Утенбогарта. 1634. Амстердам.
Флора. 1633-34. Эрмитаж. Санкт-Петербург.
Похищение Ганимеда.1635.Дрезден.
Ослепление Самсона.1636.Франкфурт-на-Майне. Жертвоприношение Авраама. 1635. Эрмитаж. Санкт-Петербург
Андромеда.1630-1640. Гаага.
Давид и Йонофан.1642. Эрмитаж. Санкт-Петербург.
Мельница.1645. Вашингтон.
Натюрморт с павлином.1640-е. Амстердам.
Портрет старого воина. 1632-34. Лос-Анджелес.
Сусанна и старцы.1647. Берлин-Далем.
Человек в золотом шлеме. 1650. Берлин-Далем.
Аристотель с бюстом Гомера. 1653. Нью-Йорк.
Вирсавия. 1654. Лувр. Париж.
Портрет Яна Сикста. 1654. Амстердам.
Обвинение Иосифа. 1655. Вашингтон.
Хендрикье, входящая в реку. 1654. Лондон.
Благословение Иакова.1656. Кассель.
Отречение апостола Петра. 1660. Амстердам.
Хендрикье у окна.1656-57. Берлин.
Евангелист Матфей и ангел. 1663. Лувр.Париж.
Фредерик Рил на коне.1663. Лондон.
Портрет старухи. 1654. Эрмитаж. Свнкт-Петербург.
Заговор батавов.1661-62. Стокгольм.
Портрет Иеремии Деккера.1666. Эрмитаж. Санкт-Петербург.
Автопортрет.1661. Амстердам. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606-1669), голландский живописец, рисовальщик и офортист. Творчество Рембрандта, проникнутое стремлением к глубоко философскому постижению жизни, внутреннего мира человека со всем богатством его душевных переживаний, знаменует собой вершину развития голландского искусства XVII века, один из пиков мировой художественной культуры. Художественное наследие Рембрандта отличается исключительным многообразием: он писал портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены, картины на исторические, библейские, мифологические темы, Рембрандт был непревзойденным мастером рисунка и офорта. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П.Ластмана в Амстердаме (1623); в 1625-1631 работал в Лейдене. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (“Принесение во храм”, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). В картинах “Апостол Павел” (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и “Симеон во храме” (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом, изучая мимику человеческого лица. В 1632 году Рембрандт переехал в Амстердам, где вскоре женился на богатой патрицианке Саскии ван Эйленбурх. 1630-е годы - период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Картина “Урок анатомии доктора Тюлпа” (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина “Портрет бургграфа”, 1636, Дрезденская галерея).

Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж; “Улыбающаяся Саския”, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Искания этого периода завершил знаменитый “Автопортрет с Саскией” или “Весёлое общество”; около 1635, Картинная галерея, Дрезден), смело порывающий с художественными канонами, выделяющийся живой непосредственностью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, красочной гаммой.

Библейские композиции 1630-х годов (“Жертвоприношение Авраама”, 1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) несут на себе печать воздействия живописи итальянского барокко, которое проявляется в несколько форсированной динамике композиции, остроте ракурсов, светотеневых контрастах. Особое место в творчестве Рембрандта 1630-х годов занимают мифологические сцены, в которых художник бросил смелый вызов классическим канонам и традициям (“Похищение Ганимеда”, 1635, Картинная галерея, Дрезден).

Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция “Даная” (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной, идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (“Писающая женщина”, 1631; “Продавец крысиного яда”, 1632; “Странствующая пара”, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки.

В 1640-х годах назревает конфликт между творчеством Рембрандта и ограниченными эстетическими запросами современного ему общества. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина “Ночной дозор” (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера - вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т.е. по существу историческую картину, пробуждающую воспоминания об освободительной борьбе голландского народа. Приток заказов Рембрандта сокращается, его жизненные обстоятельства омрачаются смертью Саскии. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Он пишет спокойные, исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (“Давид и Ионафан”, 1642, “Святое семейство”, 1645, - оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург).

Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист “Христос, исцеляющий больных” или “Лист в сто гульденов”, около 1642-1646; полный воздушной и световой динамики пейзаж “Три дерева”, офорт, 1643). 1650-е годы, наполненные для Рембрандта тяжкими жизненными испытаниями, открывают период творческой зрелости художника. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета, изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс; “Портрет старухи”, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Сын Титус за чтением”, 1657, Музей истории искусств, Вена).

Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый “Портрет жены брата художника”, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва; “Портрет старика в красном”, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Рембрандт сосредоточивает внимание на лице и руках, выхваченных из темноты мягким рассеянным светом, едва уловимая мимика лица отражает сложное движение мыслей и чувств; то легкие, то пастозные мазки кисти создают переливающуюся красочными и светотеневыми оттенками поверхность картины.

В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. Стихии света и цвета, независимые и даже отчасти противоположные в ранних работах художника, теперь сливаются в единое взаимосвязанное целое. Горячая красно-коричневая, то вспыхивающая, то гаснущая трепетная масса светоносной краски усиливает эмоциональную выразительность произведений Рембрандта, как бы согревая их теплым человеческим чувством. В 1656 году Рембрандт был объявлен несостоятельным должником, все его имущество продано с аукциона. Он переселился в еврейский квартал Амстердама, где в крайне стесненных обстоятельствах провел остаток жизни. Созданные Рембрандтом в 1660-е годы библейские композиции подводят итог его размышлениям о смысле человеческой жизни. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (“Ассур, Аман и Эсфирь”, 1660, ГМИИ, Москва; “Падение Амана” или “Давид и Урия”, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом.

Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина “Заговор Юлия Цивилиса” (“Заговор батавов”, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр - монументальное полотно “Возвращение блудного сына” (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. С поразительным мастерством он воссоздает в нем целую гамму сложных и глубоких человеческих чувств, подчиняет художественные средства раскрытию красоты человеческого понимания, сострадания и прощения. Кульминационный момент перехода от напряжения чувств к разрешению страстей воплощен в скульптурно выразительных позах, скупых жестах, в эмоциональном строе колорита, ярко вспыхивающего в центре картины и гаснущего в затененном пространстве фона. Великий голландский живописец, рисовальщик и офортист Рембрандт ван Рейн скончался 4 октября 1669 года в Амстердаме. Влияние искусства Рембрандта было громадным. Оно сказалось на творчестве не только его непосредственных учеников, из которых ближе всех подошел к пониманию учителя Карел Фабрициус, но и на искусстве каждого более или менее значительного голландского художника. Глубочайшее воздействие оказало искусство Рембрандта на развитие всего мирового реалистического искусства впоследствии.

Великий голландец Рембрандт Харменс ван Рейн появился на свет в 1606 году в городе Лейден. После учебы в подмастерьях уже в 19 лет он начал работать самостоятельным художником.

В его первых библейских композициях заметно влияние итальянского барокко: в резких контрастах светотеней и динамике композиции. Но вскоре Рембрандт нашёл свой стиль в использовании светотени для выражения эмоций на портретах.

В 1632 году живописец переехал в Амстердам и взял в жёны богатую патрицианку. В этот период он был особенно успешен, знаменит и счастлив. И его работы насыщены сочными красками и дышат радостью. Он пишет большие религиозные композиции, много портретов и автопортретов с любимой женой.

Особенно Рембрандт прославился как портретист, написав за свою карьеру более сотни портретов и десятки автопортретов. Именно в изображении себя художник смело экспериментировал в поисках особой выразительности лица.

Рембрандт первый решил проблему скучных групповых портретов, объединив изображённых людей общим действием, что придавало лицам и фигурам естественную непринуждённость.

Прославил художника групповой портрет под названием «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором изображены не ровные ряды помпезных лиц, а герои увлекательной истории, словно застигнутые художником в разгар действа.

Венцом таланта Рембрандта-портретиста исследователи считают «Ночной дозор» (1642) – заказной портрет стрелкового общества. Однако заказчики не приняли картину, отвергнув новаторскую идею, где вместо выстроенных в ряд стрелков, была изображена героическая композиция на тему освободительной борьбы. Стрелкам, среди которых были и знатные, эти образы показались чуждыми и политически несвоевременными.

Это неприятие стало первым трагичным аккордом в жизни художника. А когда умерла любимая жена, творчество Рембрандта потеряло радостные нотки. 1640-е годы становятся периодом спокойных библейских мотивов, где художник всё тоньше раскрывает оттенки душевных переживаний героев. В его графике ещё изящнее играют светотени, создавая драматическую атмосферу.

В «Данае» (1647) художник выявил свои эстетические взгляды на женскую красоту, бросив вызов эпохе Возрождения. Его обнажённая Даная подчёркнуто далека от классических идеалов, но чувственна и тепла, как живая женщина.

Период творческой зрелости Рембрандта пришёлся на 1650-е годы – время тяжёлых жизненных испытаний. Его имущество за долги было продано на аукционе, но живописец практически не выполнял заказов. Он писал портреты близких, простых людей и стариков. Особое внимание художника с помощью пятен рассеянного света сосредоточивалось на лицах с богатыми, но едва уловимыми эмоциями, и натруженных руках.

Библейские образы Рембрандт трактовал по-своему, явно «приземляя» религиозные легенды, лишая их потустороннего. Нередко лицам святых он придавал черты конкретных людей, которые ему позировали для картин.

К середине 1650-х годов живописец стал настоящим мастером, умело покоряя свет и цвет ради эмоциональной выразительности образов. Но доживал свой век он в нищете и одиночестве, похоронив вторую жену и сына. Последние работы художника посвящены размышлению о столкновении в человеческой душе зла с добром. Завершающим аккордом стал главный шедевр мастера – «Возвращение блудного сына», написанный в 1669-м, в год смерти художника. Раскаявшийся сын, стоящий на коленях, выразил весь трагизм жизненного пути человека, а в образе отца можно увидеть саму любовь и бесконечное всепрощение.

Атрибуция картин Рембрандта проставлена согласно последним исследованиям группы авторитетных ученых по его творчеству и обновляется по ходу исследований, проходящих в настоящее время. "Исследовательский проект Рембрандт" был основан 1968 году и поставил для себя цель проверку подлинности и принадлежности кисти мастера картин на основе детального изучения каждой с применением последних искусствоведческих и технических достижений в этой области.

Компановка альбома и перевод - Константин (koschey)

«Флора» (1641,Дрезден)

Притча о богаче (1627,Берлин)

Возвращение Иудой 30 серебреников (1629,частная коллекция)

Автопортрет (1629,Бостон)

Иеремия оплакивает разрушение Иерусалима (1630,Амстердам)

Портрет ученого (1631,Эрмитаж)

Анна пророчица (1631,Амстердам)

Апостол Петр (1631,Израиль)

Буря на море Галилейском (1663,Бостон)

Автопортрет с Саскией (1635,Дрезден)

Пир Валтасара (1638,Лондон)

Проповедник и его жена (1641,Берлин)

«Cаския в красной шляпе» (1633/1634,Кассель)

Каменный мост (1638,Амстердам)

Портрет Марии Трип (1639,Амстердам)

Жертвоприношение Маноя (1641,Дрезден)

Девушка (1641,Варшава)

Ночной дозор (1642,Амстердам)

Святое семейство (1645,Эрмитаж)

Флора (1654,Нью-Йорк)

Возвращение блудного сына (ок. 1666-69,Эрмитаж)

Саския (1643,Берлин)

Заговор Юлия Цивилиса (1661,Стокгольм)

Молодая женщина примеряет серьги(1654,Эрмитаж)

Синдики (1662,Амстердам)

Еврейская невеста (1665,Амстердам)

Портрет Maertena Soolmansa (1634,частная коллекция)

Аллегория музыки. 1626. Амстердам.


Автопортрет
Мартин Лотен
Мужчина в восточной одежде

Portrait of Hendrickje Stofells

***

Автопортрет
Товит, подозревающий жену в воровстве. 1626. Амстердам.
Валаамова ослица. 1626. Париж.
Самсон и Далила. 1628. Берлин.
Юная Саксия. 1633. Дрезден.
Саксия ван Эйленбурх. 1634. Амстердам.
Портрет Яна Утенбогарта. 1634. Амстердам.
Флора. 1633-34. Эрмитаж. Санкт-Петербург.
Похищение Ганимеда.1635.Дрезден.
Ослепление Самсона.1636.Франкфурт-на-Майне. Жертвоприношение Авраама. 1635. Эрмитаж. Санкт-Петербург
Андромеда.1630-1640. Гаага.
Давид и Йонофан.1642. Эрмитаж. Санкт-Петербург.
Мельница.1645. Вашингтон.
Натюрморт с павлином.1640-е. Амстердам.
Портрет старого воина. 1632-34. Лос-Анджелес.
Сусанна и старцы.1647. Берлин-Далем.
Человек в золотом шлеме. 1650. Берлин-Далем.
Аристотель с бюстом Гомера. 1653. Нью-Йорк.
Вирсавия. 1654. Лувр. Париж.
Портрет Яна Сикста. 1654. Амстердам.
Обвинение Иосифа. 1655. Вашингтон.
Хендрикье, входящая в реку. 1654. Лондон.
Благословение Иакова.1656. Кассель.
Отречение апостола Петра. 1660. Амстердам.
Хендрикье у окна.1656-57. Берлин.
Евангелист Матфей и ангел. 1663. Лувр.Париж.
Фредерик Рил на коне.1663. Лондон.
Портрет старухи. 1654. Эрмитаж. Свнкт-Петербург.
Заговор батавов.1661-62. Стокгольм.
Портрет Иеремии Деккера.1666. Эрмитаж. Санкт-Петербург.
Автопортрет.1661. Амстердам. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606-1669), голландский живописец, рисовальщик и офортист. Творчество Рембрандта, проникнутое стремлением к глубоко философскому постижению жизни, внутреннего мира человека со всем богатством его душевных переживаний, знаменует собой вершину развития голландского искусства XVII века, один из пиков мировой художественной культуры. Художественное наследие Рембрандта отличается исключительным многообразием: он писал портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены, картины на исторические, библейские, мифологические темы, Рембрандт был непревзойденным мастером рисунка и офорта. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П.Ластмана в Амстердаме (1623); в 1625-1631 работал в Лейдене. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (“Принесение во храм”, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). В картинах “Апостол Павел” (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и “Симеон во храме” (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом, изучая мимику человеческого лица. В 1632 году Рембрандт переехал в Амстердам, где вскоре женился на богатой патрицианке Саскии ван Эйленбурх. 1630-е годы - период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Картина “Урок анатомии доктора Тюлпа” (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина “Портрет бургграфа”, 1636, Дрезденская галерея).

Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж; “Улыбающаяся Саския”, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Искания этого периода завершил знаменитый “Автопортрет с Саскией” или “Весёлое общество”; около 1635, Картинная галерея, Дрезден), смело порывающий с художественными канонами, выделяющийся живой непосредственностью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, красочной гаммой.

Библейские композиции 1630-х годов (“Жертвоприношение Авраама”, 1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) несут на себе печать воздействия живописи итальянского барокко, которое проявляется в несколько форсированной динамике композиции, остроте ракурсов, светотеневых контрастах. Особое место в творчестве Рембрандта 1630-х годов занимают мифологические сцены, в которых художник бросил смелый вызов классическим канонам и традициям (“Похищение Ганимеда”, 1635, Картинная галерея, Дрезден).

Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция “Даная” (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной, идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (“Писающая женщина”, 1631; “Продавец крысиного яда”, 1632; “Странствующая пара”, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки.

В 1640-х годах назревает конфликт между творчеством Рембрандта и ограниченными эстетическими запросами современного ему общества. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина “Ночной дозор” (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера - вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т.е. по существу историческую картину, пробуждающую воспоминания об освободительной борьбе голландского народа. Приток заказов Рембрандта сокращается, его жизненные обстоятельства омрачаются смертью Саскии. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Он пишет спокойные, исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (“Давид и Ионафан”, 1642, “Святое семейство”, 1645, - оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург).

Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист “Христос, исцеляющий больных” или “Лист в сто гульденов”, около 1642-1646; полный воздушной и световой динамики пейзаж “Три дерева”, офорт, 1643). 1650-е годы, наполненные для Рембрандта тяжкими жизненными испытаниями, открывают период творческой зрелости художника. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета, изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс; “Портрет старухи”, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Сын Титус за чтением”, 1657, Музей истории искусств, Вена).

Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый “Портрет жены брата художника”, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва; “Портрет старика в красном”, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Рембрандт сосредоточивает внимание на лице и руках, выхваченных из темноты мягким рассеянным светом, едва уловимая мимика лица отражает сложное движение мыслей и чувств; то легкие, то пастозные мазки кисти создают переливающуюся красочными и светотеневыми оттенками поверхность картины.

В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. Стихии света и цвета, независимые и даже отчасти противоположные в ранних работах художника, теперь сливаются в единое взаимосвязанное целое. Горячая красно-коричневая, то вспыхивающая, то гаснущая трепетная масса светоносной краски усиливает эмоциональную выразительность произведений Рембрандта, как бы согревая их теплым человеческим чувством. В 1656 году Рембрандт был объявлен несостоятельным должником, все его имущество продано с аукциона. Он переселился в еврейский квартал Амстердама, где в крайне стесненных обстоятельствах провел остаток жизни. Созданные Рембрандтом в 1660-е годы библейские композиции подводят итог его размышлениям о смысле человеческой жизни. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (“Ассур, Аман и Эсфирь”, 1660, ГМИИ, Москва; “Падение Амана” или “Давид и Урия”, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом.

Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина “Заговор Юлия Цивилиса” (“Заговор батавов”, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр - монументальное полотно “Возвращение блудного сына” (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. С поразительным мастерством он воссоздает в нем целую гамму сложных и глубоких человеческих чувств, подчиняет художественные средства раскрытию красоты человеческого понимания, сострадания и прощения. Кульминационный момент перехода от напряжения чувств к разрешению страстей воплощен в скульптурно выразительных позах, скупых жестах, в эмоциональном строе колорита, ярко вспыхивающего в центре картины и гаснущего в затененном пространстве фона. Великий голландский живописец, рисовальщик и офортист Рембрандт ван Рейн скончался 4 октября 1669 года в Амстердаме. Влияние искусства Рембрандта было громадным. Оно сказалось на творчестве не только его непосредственных учеников, из которых ближе всех подошел к пониманию учителя Карел Фабрициус, но и на искусстве каждого более или менее значительного голландского художника. Глубочайшее воздействие оказало искусство Рембрандта на развитие всего мирового реалистического искусства впоследствии.

Ре́мбрандт Ха́рменс ван Рейн (нидерл. Rembrandt Harmenszoon van Rijn [ˈrɛmbrɑnt ˈɦɑrmə(n)soːn vɑn ˈrɛin], 1606-1669) - голландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство. Работы Рембрандта, чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств.

Рембрандт Харменсзон («сын Хармена») ван Рейн родился 15 июля 1606 года (по некоторым данным, в 1607) в многодетной семье состоятельного владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна в Лейдене. Семья матери даже после Нидерландской революции сохраняла верность католическому вероисповеданию.

В Лейдене Рембрандт посещал латинскую школу при университете, но наибольший интерес проявлял к живописи. В 13 лет его отдали учиться изобразительному искусству к лейденскому историческому живописцу Якобу ван Сваненбюрху, католику по вере. Исследователям не удалось найти работы Рембрандта, относящиеся к этому периоду, поэтому вопрос о влиянии Сваненбюрха на становление творческой манеры Рембрандта остаётся открытым: слишком мало известно сегодня об этом лейденском художнике.

В 1623 году Рембрандт учился в Амстердаме у Питера Ластмана, прошедшего стажировку в Италии и специализировавшегося на исторических, мифологических и библейских сюжетах. Вернувшись в 1627 году в Лейден, Рембрандт вместе с другом Яном Ливенсом открыл собственную мастерскую и начал набирать учеников. За несколько лет он приобрел широкую известность.

Ластмановское пристрастие к пестроте и детальность в исполнении оказало огромное влияние на молодого художника. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях - «Побиении камнями св. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626). В сравнении с его зрелыми работами они необычайно красочны, художник стремится тщательно выписать каждую деталь материального мира, как можно достовернее передать экзотическую обстановку библейской истории. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626; «Давид перед Саулом», 1627).

Итоговые произведения периода - «Товит и Анна», «Валаам и ослица» - отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Подобно другим мастерам барокко , он начинает постигать значение резко вылепленной светотени для передачи эмоций. Его учителями в отношении работы со светом были утрехтские караваджисты , но ещё в большей степени он ориентировался на произведения Адама Эльсхаймера - немца, работавшего в Италии. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта - «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629).

К этой группе примыкает картина «Художник в своей мастерской» (1628; возможно, это автопортрет), на котором художник запечатлел себя в мастерской в момент созерцания собственного творения. Холст, над которым ведётся работа, вынесен на первый план картины; в сравнении с ним сам автор кажется карликом.

Одним из неразрешённых вопросов творческой биографии Рембрандта является его художественная перекличка с Ливенсом. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Отчасти оба тянулись за Рубенсом , который слыл тогда лучшим художником всей Европы, иногда Рембрандт заимствовал художественные находки Ливенса, иногда дело было ровно наоборот. По этой причине разграничение работ Рембрандта и Ливенса 1628-1632 годов представляет известные сложности для искусствоведов. Среди других известных его работ - «Валаамова ослица» (1626 г).

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →