Какие самые известные мастера бельканто. Итальянское belcanto без границ

Главное управление образования и молодежной политики алтайского края

КГБПОУ «Бийский педагогический колледж»

Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

народная художественная культура

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 51.02.01 Народное художественное творчество

Организация-разработчик: КГБПОУ «Бийский педагогический колледж»

Разработчик: Чуб Н.А. преподаватель специальных дисциплин

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Народная художественная культура

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 51.02.01 Народное художественное творчество.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Общеобразовательный цикл: профильные дисциплины 51.02.01 Народное художественное творчество.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

    ознакомить студентов с теоретическими и историческими основами сохранения и развития традиций народной художественной культуры;

    ознакомить студентов с ролью и местом народного художественного творчества в системе культуры общества;

Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

Особенность изучения народной художественной культуры как профильной учебной дисциплины заключается в увеличении глубины рассмотрения тем, входящих в базовое содержание, в увеличении доли самостоятельной работы студентов различных форм творческой работы (подготовки и защиты рефератов, проектов).

Цель изучения народной художественной культуры заключается в усвоении студентами системы представлений о народной художественной культуре как совокупности знаний, ценностей, норм, образцов жизнедеятельности людей, появившихся и развивающихся под воздействием социально-исторических условий.

Программа ориентирована на приобретении системного представления об истории и закономерностях развития культуры в целом, а также в формировании представления об уникальном качестве национальной русской культуры.

Содержание программы направленона освоения наиболее значимых феноменов русской народной художественной культуры в качестве носителей культурных ценностей русского народа и репрезентантов национального мировоззрения приобрести знания, умения и навыки, позволяющие студенту, приобщиться к культурным и цивилизационным ценностям современного российского общества и обрести необходимые знания, умения и навыки для успешной профессиональной деятельности.

В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

    основы теории народной художественной культуры,

    исторические этапы развития народной художественной культуры;

    виды, жанры народной художественной культуры;

    формы бытования, носителей народной художественной культуры;

    традиционные обряды, обычаи, праздники, игры и забавы;

    региональные особенности народной художественной культуры

уметь:

    сохранять народную художественную культуру, восстанавливать народные традиции;

    собирать, изучать и систематизировать произведения народной художественной культуры;

    использовать виды традиционной культуры, произведения народной художественной культуры в художественно-творческой и педагогической работе;

    выбора путей своего культурного развития;

    организации личного и коллективного досуга;

    выражения собственного суждения о современном научном мировоззрении на проблемы соотношения художественной культуры и цивилизации на индивидуальном и социальном уровне

    самостоятельного художественного творчества.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 2.Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК 8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 12.Использовать умения и знания профильных дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности.

ПК 1.3. Разрабатывать, подготавливать и осуществлять репертуарные и сценарные планы, художественные программы и постановки.

ПК 1.4. Анализировать и использовать произведения народного художественного творчества в работе с любительским творческим коллективом.

ПК 1.5. Систематически работать по поиску лучших образцов народного художественного творчества, накапливать репертуар, необходимый для исполнительской деятельности любительского творческого коллектива и отдельных его участников.

ПК 2.1. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных дисциплин в преподавательской деятельности.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    для расширения кругозора, формирования собственной культурной среды.

    определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

    использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

    соотнесения своих действий и поступков, окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

    осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

максимальной учебной нагрузки на студента 135 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 90 часа;

самостоятельной работы на студента 45 часа.

51.02.01 Народное художественное творчество.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

в том числе:

практические занятия

теоретические занятия

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

в том числе:

подготовка докладов, сообщений, рефератов

подготовка презентаций, видеоматериалов

составление схем, таблиц

анализ творчества хореографических коллективов

разработка конспектов уроков и внеклассных мероприятий

Итоговая аттестация в форме экзамена

по дисциплине

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины

Народная художественная культура

Наименование разделов и тем

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1. Теоретические основы народной художественной культуры

3 семестр

Тема 1.1. Сущность и функции народной художественной культуры

Понятие «культура», как феномена человеческого развития. Народная культура как воплощение духовно-нравственных образов мира (Г. Грачёв и др.) и «архетипов коллективного бессознательного» (К.Г. Юнг). Причины возникновения, генезис и развитие культуры (динамика, модернизация). Взаимодействие культуры с природой, личностью и обществом.

Самостоятельная работа:

Составление терминологического словаря

Тема 1. 2. Структура культуры

Установление представления о ядре и периферии культуры, картине мира. Выявление институтов культуры (миф, религия, наука, искусство) и их взаимосвязь.

Практическое занятие:

Составление текстовой таблицы: «Виды культуры - духовная, материальная, мировая, национальная»

Самостоятельная работа:

Подготовка сообщений: «Наука», «Искусство», «Миф»

Тема 1.3. Типология культуры

Знакомство с отличительными особенностями типологии культуры и классификации. Признаки разделения культуры на типы. Рассмотрение генезиса и основных черт, взаимодействия социальных типов культуры: массовая, элитарная, народная, профессиональная.

Практическое занятие: Работа с документальными и учебными источниками информации: Типологизация культуры известных культурологов, таких как М.Вебер, П. Сорокин, Ю. Лотман.

Самостоятельная работа:

Подготовка сообщений: Соотношение понятий «народное художественное творчество», «фольклор», «фольклоризм», «неофольклор», «любительское художественное творчество».

Тема 1.4. Виды и жанры народной художественной культуры

Понятие «фольклор». Возникновение и развитие фольклора, его специфические характеристики. Основные жанры фольклора. Народное поэтическое, устное, словесное творчество, музыкальный фольклор, народный театр,

Практическое занятие:

1. Музыкальный фольклор. 2. Народный театр

Самостоятельная работа:

Составление терминологического словаря

Раздел 2.

Народная художественная культура России

Тема 2.1. Историческая динамика народной художественной культуры

Древнеславянские истоки русской народной художественной культуры. Влияние принятия Русью христианства на народную художественную культуру.

Практическое занятие:

Составление текстовой таблицы: Реформы Петра I и народная художественная культура.

Самостоятельная работа:

Анализ творчества хореографических коллективов XIX – XXI вв

Тема 2.2. Основные жанры русского фольклора.

Практическое занятие:

Сравнительный анализ жанров русского фольклора.

1. «Эпические жанры - песенные песни, баллады». 2. «Прозаические жанры – сказки»

Самостоятельная работа:

Разработка внеклассных мероприятий: Русские народные сказки.

Тема 2.3. Празднично-обрядовая культура

Практическое занятие:

Русские календарные праздники: синтез язычества и христианства в русской праздничной культуре. Пасха. Троица. Святки.

Самостоятельная работа:

Подготовка докладов, рефератов.

1. Жертвенные ритуалы. 2. Позитивные и негативные ритуалы.

Истоки русского декоративно-прикладного искусства. Генетическое основание русского декоративно-прикладного искусства. Система изобразительных элементов. Традиционные виды, материалы русского декоративно-прикладного искусства. Деревянное зодчество.

Практическое занятие:

Разработка учебных презентаций в Ms Power Point .

Деревянное зодчество. Художественная керамика. Резьба по дереву.

Самостоятельная работа:

Разработка внеклассных мероприятий по декоративно-прикладному искусству

Тема 2.5. Народная художественная культура Адыгеи и Калмыкии

Своеобразие художественной культуры Адыгеи и Калмыкии. Народная архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Практическое занятие:

Разработка учебных презентаций в Ms Power Point .

Национальный костюм. Художественные промыслы Адыгеи и Калмыкии.

Самостоятельная работа:

Подготовка докладов. Творчество поэтов и музыкантов Адыгеи и Калмыкии.

Тема 2.6. Танцевальные традиции Адыгеи и Калмыкии

Танцевальные традиции коллективов Адыгеи и Калмыкии.

Практическое занятие:

Разработка учебных презентаций в Ms Power Point .

Танцевальные традиции народов Адыгеи и Калмыкии.

Самостоятельная работа:

Разработка учебных презентаций в Ms Power Point .

Танцевальные коллективы Адыгеи и Калмыкии.

Тема 2.7. Народная художественная культура Карелии и Коми

Своеобразие художественной культуры севера России. Народная архитектура,. Религия, традиции, эпос, национальный костюм, народный танец, музыка Карелии и Коми.

Практическое занятие:

Составление сравнительной таблицы: «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, художественные промыслы»

Самостоятельная работа:

Разработка учебных презентаций в Ms Power Point .

Национальный костюм Карелии и Коми.

Тема 2.8. Танцевальные традиции Карелии и Коми

Практическое занятие:

Разработка учебных презентаций в Ms Power Point .

Танцевальные традиции Карелии и Коми.

Самостоятельная работа:

Подготовка видеоматериалов. Танцевальные коллективы Карелии и Коми.

Тема 2.9. Народная художественная культура Приволжья

Своеобразие художественной культуры Приволжья России. Народная архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. национальный костюм, народный танец, музыка, художественные промыслы Вятки, Башкортостана, Мордовии, Татарстана, Удмуртии, Чувашии.

Практическое занятие:

Народный танец Башкортостана. Народный танец Мордовии. Народный танец Татарстана.

Самостоятельная работа:

Разработка учебных презентаций в Ms Power Point . Народная архитектура Башкортостана. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство Мордовии. Национальный костюм Татарстана.

Тема 3.0. Народная художественная культура Кавказа.

Своеобразие художественной культуры Кавказа. Танцевальные традиции, народная архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. национальный костюм, народный танец, художественные промыслы Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии, Чечни.

Практическое занятие:

Составление сравнительной таблицы. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, художественные промыслы Кавказа.

Самостоятельная работа:

Анализ творчества хореографических коллективов Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии, Чечни.

Раздел 3.

Народная художественная культура Сибири и Дальнего Востока

Тема 3.1. Народная художественная культура Алтая

Своеобразие художественной культуры Алтая.. Танцевальные традиции, народная архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, национальный костюм, народный танец, художественные промыслы, музыка Алтая.

Практическое занятие:

Разработка учебных презентаций в Ms Power Point . Народный танец. Художественные промыслы Алтая. Народная архитектура.

Самостоятельная работа:

Подготовка видеоматериалов. Танцевальные коллективы Бийска.

Тема 3.2. Народная художественная культура Дальнего Востока

Своеобразие художественной культура Дальнего Востока. Танцевальные традиции, народная архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Национальный костюм, народный танец, художественные промыслы, музыка Якутии, Хакасии, Тывы.

Практическое занятие:

Разработка учебных презентаций в Ms Power Point . Изобразительное и декоративно-прикладное искусство Якутии. Национальный костюм Тывы.

Самостоятельная работа:

Разработка учебных презентаций в Ms Power Point . Художественные промыслы Хакасии. Народный танец Тывы.

4 семестр

Раздел 4. Народная художественная культура Европы

Тема 4.1. Народная художественная культура Украины

Древнеславянские истоки народной художественной культуры Украины. Танцевальные традиции, народная архитектура, национальный костюм, художественные промыслы Украины. Музыка.

Самостоятельная работа:

Анализ творчества хореографических коллективовУкраины.

Тема 4.2. Народная художественная культура Молдавии

Древнеславянские истоки народной художественной культуры Молдавии . Национальный костюм, народный танец, художественные промыслы Молдавии.

Практическое занятие:

Составление сравнительной таблицы. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, художественные промыслы Молдавии.

Самостоятельная работа:

Разработка учебных презентаций в Ms Power Point . Архитектура и скульптура. Музыка.

Тема 4.3. Народная художественная культура Болгарии

Древнеславянские истоки народной художественной культуры Болгарии . Национальный костюм, народный танец, художественные промыслы Болгарии. Архитектура и скульптура. Музыка.

Практическое занятие:

Просмотр видеоматериалов и анализ музыкульных произведений Болгарии. .

Самостоятельная работа:

Разработка учебных презентаций в Ms Power Point

Художественные промыслы Болгарии. Архитектура и скульптура Болгарии.

Тема 4.4. Народная художественная культура Румынии

Древнеславянские истоки народной художественной культуры Румынии . Национальный костюм, народный танец, художественные промыслы Румынии. Архитектура и скульптура. Музыка и поэзия.

Практическое занятие:

Просмотр видеоматериалов и анализ народных танцев Румынии.

Самостоятельная работа:

Подготовка докладов. Творчество поэтов Румынии. Творчество поэтов Румынии.

Тема 4.5. Народная художественная культура Австрии

Австрии. Национальный костюм, Архитектура и скульптура.

Самостоятельная работа:

Разработка учебных презентаций в Ms Power Point . Народный танец. Художественные промыслы Австрии.

Тема 4.6. Народная художественная культура Германии

Своеобразие народной художественной культуры Германии. Народный танец.

Музыка и поэзия.

Практическое занятие:

Разработка учебных презентаций в Ms Power Point

Архитектура Германии. Скульптура Германии.

Самостоятельная работа:

Анализ творчества хореографических коллективов Германии.

Тема 4.7. Народная художественная культура Ирландии

Своеобразие художественной культуры Ирландии. Народный танец. Архитектура и скульптура . Музыка.

Практическое занятие:

Просмотр видеоматериалов и анализ народных танцев Ирландии.

Самостоятельная работа:

Разработка учебных презентаций в Ms Power Point .

Национальный костюм. Художественные промыслы Ирландии.

Тема 4.8. Народная художественная культура Франции

Национальный костюм, народный танец, художественные промыслы Франции.

Практическое занятие:

Разработка учебных презентаций в Ms Power Point . Архитектура и скульптура Франции. Музыка Франции.

Самостоятельная работа:

Разработка конспектов уроков и внеклассных мероприятий по народным танцам Франции

Тема 4.9. Народная художественная культура Финляндии

Своеобразие художественной культуры Финляндии. Национальный костюм, народный танец. Архитектура и скульптура. Музыка.

Практическое занятие:

Составление таблицы. Архитектура и скульптура Финляндии.

Самостоятельная работа:

Составление схем и заполнение таблицы. Художественные промыслы Финляндии.

Тема 5.0. Народная художественная культура Италии

Своеобразие художественной культуры. Художественные промыслы Италии. Архитектура и скульптура.

Практическое занятие:

Просмотр видеоматериалов и анализ народных танцев Италии.

Самостоятельная работа:

Разработка конспектов уроков и внеклассных мероприятий. Национальный костюм Италии.

Раздел 5. Народная художественная культура Азии

Тема 5.1. Народная художественная культура Азербайджана

Своеобразие художественной культуры. Национальный костюм, художественные промыслы Азербайджана. Музыка Азербайджана.

Практическое занятие:

Просмотр видеоматериалов и анализ народных танцев Азербайджана.

Самостоятельная работа:

Разработка учебных презентаций в Ms Power Point . Архитектура и скульптура. Музыка.

Тема 5.2. Народная художественная культура Армении

Своеобразие художественной культуры. Национальный костюм, народный танец, художественные промыслы Армении. Архитектура и скульптура. Музыка.

Практическое занятие:

Разработка учебных презентаций в Ms Power Point . Архитектура Армении. Скульптура Армении..

Самостоятельная работа:

Подготовка видеоматериалов. Народный танец Армении.

Тема 5.3. Народная художественная культура Грузии

Своеобразие художественной культуры. Народный танец, художественные промыслы Грузии. Музыка. Национальный костюм.

Практическое занятие:

Просмотр видеоматериалов и анализ народных танцев Грузии.

Самостоятельная работа:

Составление схем и заполнение таблицы. Архитектура и скульптура Грузии.

Тема 5.4. Народная художественная культура Киргизии

Своеобразие художественной культуры. Национальный костюм, народный танец. Музыка.

Практическое занятие:

Разработка учебных презентаций в Ms Power Point . Художественные промыслы Киргизии.

Самостоятельная работа:

Подготовка видеоматериалов. Архитектура и скульптура Киргизии.

Тема 5.5. Народная художественная культура Казахстана

Своеобразие художественной культуры. Национальный костюм, народный танец, Музыка. Архитектура и скульптура Казахстана.

Практическое занятие:

Просмотр видеоматериалов и анализ народных танцев Казахстана.

Самостоятельная работа:

Составление схем и заполнение таблицы. Художественные промыслы Казахстана.

Тема 5.6. Народная художественная культура Таджикистана

Своеобразие художественной культуры. Художественные промыслы Таджикистана. Музыка.

Практическое занятие:

Разработка учебных презентаций в Ms Power Point . Национальный костюм Таджикистана. Народный танец Таджикистана.

Самостоятельная работа:

Разработка учебных презентаций в Ms Power Point . Архитектура и скульптура Таджикистана.

Раздел 6. Народная художественная культура Востока

Тема 6.1. Народная художественная культура Вьетнама

Своеобразие художественной культуры.

Практическое занятие:

Разработка учебных презентаций в Ms Power Point . Художественные промыслы Вьетнама.

Самостоятельная работа:

Анализ творчества хореографических коллективов Вьетнама.

Тема 6.2. Народная художественная культура Кореи

Своеобразие художественной культуры. Народный танец, художественные промыслы Кореи. Музыка.

Практическое занятие:

Просмотр видеоматериалов и анализнациональных костюмов.

Самостоятельная работа:

Составление схем и заполнение таблицы. Архитектура и скульптура Кореи.

Тема 6.3. Народная художественная культура Японии

Своеобразие художественной культуры. Национальный костюм. Архитектура и скульптура. Музыка.

Практическое занятие:

Просмотр видеоматериалов и анализ народных танцев Японии.

Самостоятельная работа:

Составление схем и заполнение таблицы. Художественные промыслы Японии.

Тема 6.4. Народная художественная культура Монголии

Своеобразие художественной культуры. Народный танец. Архитектура и скульптура. Музыка.

Практическое занятие:

Составление схем и заполнение таблицы. Национальный костюм.

Самостоятельная работа:

Разработка учебных презентаций в Ms Power Point . Художественные промыслы Монголии.

Тема 6.5. Народная художественная культура Сингапура

Своеобразие художественной культуры. Национальный костюм, художественные промыслы Сингапура. Архитектура и скульптура.

Практическое занятие:

Просмотр видеоматериалов и анализ народных танцев Сингапура.

Самостоятельная работа:

Анализ творчества хореографических коллективов Сингапура.

Защита презентаций в Ms Power Point

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование дисциплины: Педагогика народного художественного творчества

Код и наименование направления подготовки

(бакалавра, магистра, специалиста) 51.03.02. Народная художественная культура

Профиль подготовки: Руководство студией декоративно-прикладного творчества; Руководство студией кино-, фото - и видеотворчества

Квалификация (степень) выпускника

в соответствии с ФГОС: бакалавр

Факультет ДПИ

Форма обучения: очная

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО

Составители рабочей программы

Ст. преподаватель, канд. филологических наук _________

(должность, ученое звание, степень) (Ф. И.О.) (подпись)

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры НХК

«____»__________ 20_____протокол № _______

Зав. кафедрой________

Красноярск 2014г

1. Цель освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Педагогика народного художественного творчества» являются:

Формирование у обучающихся знаний и умений в области педагогики народного художественного творчества,

Профессиональная теоретическая и общая методическая подготовка обучающихся к педагогическому руководству народным художественным творчеством в современных условиях.

На теоретическом уровне дисциплина представляет собой систему понятий, положений, выводов, касающихся сущности, содержания, средств и методов организации учебно-воспитательного процесса в изучении народного художественного творчества на основе современных требований к формированию личности педагога как субъекта обучения и воспитания.

На методическом уровне изучаются технологические основы народного художественного творчества в системе социокультурной деятельности современного образования.

Учебный курс педагогики НХТ призван содействовать духовно-нравственному воспитанию, росту национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей, совершенствованию профессионально-педагогической подготовки студентов для активного участия в последующем развитии всех сфер национальной культуры.

Задачи курса:

Сформировать у обучающихся представление о сущности, предмете, целях и задачах педагогики народного художественного творчества, о роли межпредметных связей в развитии данной отрасли педагогической науки.

Познакомить обучающихся с историческими основами педагогики народного художественного творчества.

Раскрыть роль и место педагогики народного художественного творчества в системе профессиональной подготовки специалистов и их будущей профессиональной деятельности .

Познакомить с теоретическими и научно-методическими основами педагогики народного художественного творчества.

Сформировать у обучающихся систему профессиональных знаний в области организации и педагогического руководства любительскими художественно-творческими коллективами.

Раскрыть перспективы совершенствования педагогического руководства народным художественным творчеством на основе современных педагогических идей и технологий.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Педагогика народного художественного творчества входит в блок педагогических дисциплин и является логическим продолжением дисциплин «История образования и педагогической мысли» и «Сравнительная / возрастная педагогика». Параллельно должны изучаться «Педагогика народного художественного творчества», «Теория и история народной художественной культуры», «Социокультурная деятельность». Продолжением дисциплины могут стать «Традиционная культура народов России», «Мифология», «Устное народное творчество»,.

3. Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины

    владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1) готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3) умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности, стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6); осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8); использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9); готовность к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать культурные различия (ОК-10); владение систематическим представлением о народной художественной культуре, специфике русской народной художественной культуры, формами и методами этнокультурного образования (ПК-2); умение создавать благоприятные психолого-педагогические условия для успешного личностного и профессионального становления обучающихся (ПК-3); быть способным осуществлять программное и методическое обеспечение учебного процесса (ПК – 4); готовность планировать и организовывать учебно-воспитательный процесс на основе системного подхода (ПК-5); быть мотивированным на систематическое повышение уровня своей профессиональной квалификации (ПК - 9); способность выполнять функции художественного руководителя этнокультурного центра и других учреждений культуры (ПК-10); готовность участвовать в организационно-методическом обеспечении, подготовке и проведении фестивалей, смотров, конкурсов, мастер-классов, др. (ПК-16) быть способным осуществлять стратегическое и тактическое управление малыми коллективами, находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях, нести за них ответственность (ПК-18): быть способным сотрудничать со СМИ в их деятельности по пропаганде духовно-нравственных ценностей и идеалов традиционной отечественной культуры, национально-культурных традиций народов России, достижений в области любительского декоративно-прикладного, кино, фото - и видеотворчества (ПК-23).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

    знать:
    предмет и методы педагогики народного художественного творчества и ее место в системе отраслей педагогической науки; основные разделы педагогики НХТ; особенности педагогического процесса в коллективе НХТ; возможности НХТ в социализации, социальной адаптации и психолого-педагогической коррекции личности; требования к профессиональным и личностным качествам современного руководителя любительского художественного коллектива.
    уметь:
    связывать педагогические знания с профессиональной практикой; использовать средства НХТ в воспитательном процессе; организовать процесс работы в коллективе НХТ; классифицировать коллективы народного художественного творчества.
    владеть:
    педагогическими методами воспитания ценностного отношения к НХТ; методами научно-методического обеспечении коллективов народного художественного творчества; навыками работы с первоисточниками по проблемам народной художественной культуры, народного творчества и декоративно-прикладного искусства; методами анализа, аннотирования первоисточников.

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, или 216 академических часов.

Структура дисциплины

Таблица 1

Таблица 2

(дидактические единицы)

Предмет и задачи курса. Педагогика НХТ как одно из направлений современной педагогической науки. Междисциплинарный характер педагогики НХТ

Педагогический потенциал НХТ

Воспитание ценностного отношения к наследию народной культуры; Педагогические методы воспитания ценностного отношения к НХТ; Патриотическое воспитание в рамках народной педагогики и НХТ; Педагогические аспекты этнической идентичности; Возможности НХТ в социализации, социальной адаптации и психолого-педагогической коррекции личности

Любительское художественное творчество в России XIX – начала XX века, формы руководства им; Развитие коллективов народного художественного творчества в РФ с 90-х годов до настоящего времени. Современное виды клубных формирований

Понятие «педагогический процесс». Виды художественной творческой деятельности. Цель и задачи обучения. Формы художественно-творческого процесса. Специфика педагогического руководства групповыми формами художественно-творческой деятельности коллектива.

Понятие «Коллектив НХТ», классификация коллективов народного художественного творчества, функции руководителя коллектива НХТ (воспитательная, образовательная, художественно-творческая, социально-психологическая, организационная).

Значение деятельности руководителя коллектива народного художественного творчества. Стили руководства коллективом. Требования к профессиональным и личностным качествам современного руководителя любительского художественного коллектива. Психолого-педагогические особенности руководства коллективом.

Становление и развитие системы методического руководства народным художественным творчеством в России. Методические основы руководства коллективом. Основные виды методической деятельности . Нормативная документация и дидактические средства коллективов НХТ. Модельный стандарт деятельности муниципального учреждения культуры клубного типа Красноярского края

Понятие «детский коллектив». Психофизические особенности детского возраста. Организация процесса обучения в детском коллективе. Формирование и развитие духовно-нравственной культуры учащихся как важнейшая часть педагогического процесса.

Формы управленческих отношений в коллективе.

Ключевые понятия и определения. Должность, роль, коллектив, группа. Механистический и инновационный менеджмент: отличия и сущностные характеристики. Основные типы управленческих отношений. Иерархия органов управления социокультурной сферой. Профессиональная управленческая культура.

4 семестр

Наименование раздела

Аудиторная работа

Самостоят. работа


Теоретические основы педагогики НХТ

Педагогический потенциал НХТ

Исторические основы педагогики НХТ

Особенности педагогического процесса в коллективе народного творчества

Классификация коллективов художественного народного творчества

Отчётность: тест


5-й семестр

5. Образовательные технологии.

В процессе освоения предмета используются

Традиционные образовательные технологии: информационные лекции;

Интерактивные образовательные технологии: лекция-беседа, практическое освоение средств педагогики НХТ (игры на снятие напряжения, установление доверительных отношений, игры с элементами молодежной вечерочной культуры и т. д.).

Информационно-коммуникационные образовательные технологии: лекция-визуализация.

6. Самостоятельная работа

Таблица 3

Наименование раздела дисциплины

Вид самостоятельной работы

Трудоемкость

(в ак. часах)

Теоретические основы педагогики НХТ

Изучение и анализ теоретического материала

Педагогический потенциал НХТ

Исторические основы педагогики НХТ

Изучение теоретического материала

Особенности педагогического процесса в коллективе народного творчества

Изучение теоретического материала


Классификация коллективов художественного народного творчества

Изучение теоретического материала

Знакомство с работой коллективов и соотнесение их с классификацией

Роль и значение руководителя коллектива народного творчества

Изучение теоретического материала

Написание доклада

Научно-методическое обеспечение коллективов народного художественного творчества

Изучение теоретического материала

Знакомство с видами методических материалов, разработанных практикующими специалистами

Рефрерирование первоисточников

Написание доклада

Особенности руководства детским художественным коллективом

Изучение теоретического материала

Знакомство с практикой работы детского художественного коллектива

Знакомство с видами методических материалов, используемых в практике

Реферирование первоисточников

Написание доклада

Технологии управления персоналом в социокультурном учреждении

Изучение теоретического материала

Реферирование первоисточников

Написание доклада/ реферата

7. Компетентностно-ориентированные оценочные средства

Таблица 4

Наименование раздела дисциплины

Средства текущего контроля

Теоретические основы педагогики НХТ

Тестирование

Педагогический потенциал НХТ

Тестирование

Исторические основы педагогики НХТ

Тестирование

Особенности педагогического процесса в коллективе народного творчества

Контрольный опрос

Классификация коллективов художественного народного творчества

Тестирование

Роль и значение руководителя коллектива народного творчества

Подготовка доклада/реферата

Научно-методическое обеспечение коллективов народного художественного творчества

Подготовка доклада/реферата

Особенности руководства детским художественным коллективом

Подготовка доклада/реферата

Составление рецензий на первоисточники

Технологии управления персоналом с социокультурном учреждении

Подготовка доклада/реферата

Составление рецензий на первоисточники


Перечень вопросов для самостоятельной проверки качества освоения дисциплины

Элементы художественного творчества в первобытном обществе.

Любительское сценическое искусство. Реформы Петра I. Появление руководителей художественных коллективов.

Приобщение к классическому искусству и светским формам художественного творчества в учебных заведениях. Появления любительских оркестров, академических хоров, театральных кружков и других форм любительского художественного творчества.

Революционная идейно-воспитательная направленность самодеятельного искусства в 1917–1930-е годы.

Особенности художественной самодеятельности в годы Великой отечественной войны. Патриотическая направленность репертуара.

Художественная самодеятельность в первые послевоенные годы: темы борьбы за мир и дружбы народов. Художественная самодеятельность в СССР в 60–80-е годы, ее функции в идейно-политическом, патриотическом, нравственном, эстетическом воспитании широких масс.

Становление системы художественного образования.

Понятие «коллектив». Классификация коллективов по типу организации, по видам искусства, жанрам, по формам деятельности, по возрастным особенностям участников, по времени существования.

Педагогика народного художественного творчества как одно из направлений современной педагогической науки. Этнокультурное и социокультурное определения педагогики народного художественного творчества. Предмет и задачи педагогики НХТ.

Формирование и развитие духовно-нравственной культуры участников как важнейшая цель педагогического процесса.

Понятие «педагогический процесс». Цель и задачи обучения. Специфика педагогических принципов, методов обучения и воспитания в коллективе народного творчества. Формы педагогического контроля.

Специфика педагогического руководства групповыми формами художественно-творческой деятельности коллектива.

Понятие «коллектив». Подготовительный этап. Этап педагогического проектирования. Этап разработки модели деятельности будущего коллектива. Этап реализации проекта. Учет в процессе организации коллектива национально-культурных и культурно-исторических традиций региона, реальных художественных интересов и потребностей.

Определение «мотив деятельности». Мотивация прихода, участия в деятельности и ухода из коллектива представителей различных возрастных и социально-демографических групп населения.

Характеристика творческих способностей. Критерии одаренности участников коллектива. Цель диагностики.

Стили руководства коллективом. Требования к профессиональным и личностным качествам современного руководителя любительского художественного коллектива.

Репертуар как важнейший фактор творческого роста коллектива. Основные педагогические принципы подбора репертуара.

Учет индивидуальных и возрастных особенностей, а также личностных проблем участников при подборе репертуара. Позитивное влияние репертуара на формирование и развитие творческого потенциала личности, ее духовных способностей.

Основные виды методической деятельности, методические и научно-методические издания для творческих коллективов.

Нормативная документация и дидактические средства коллективов НХТ.

Понятие «детский коллектив». Психофизиологические особенности детского возраста. Организация процесса обучения в детском коллективе. Формирование и развитие духовно-нравственной культуры участников как важнейшая цель педагогического процесса. Постановка воспитательных, образовательных и развивающих задач деятельности коллектива.

Итоговой формой контроля является экзамен

Оценка выполненного задания производится по следующим критериям:

    оценка «Отлично» выставляется при:

демонстрации достаточного объема знаний, в т. ч. дополнительной литературы;

своевременном и полном выполнении каждого задания;

полном и точном решении поставленных задач.

    оценка «Хорошо» выставляется при:

демонстрации достаточного объема знаний;

представлении полного объема работ;

своевременном выполнении каждого задания;

    оценка «Удовлетворительно» выставляется при:

демонстрации достаточного объема знаний, но без дополнительных сведений;

несвоевременном выполнении заданий;

неполном или неточном решении поставленных задач.

    оценка «Неудовлетворительно» выставляется при:

демонстрации

представлении неполного объема работ;

неполном или неточном решении поставленных задач.

Вопросы к экзамену

Перечень вопросов к экзамену

Педагогика народного художественного творчества как наука. Структура педагогики народного художественного творчества. Основные компоненты народного художественного творчества. Формирование и развитие духовно-нравственной культуры личности как важнейшая цель педагогического процесса. Понятие «ценность» и «ценностное отношение». Педагогические методы воспитания ценностного отношения к народному художественному творчеству. Возможности народного художественного творчества в патриотическом воспитании личности. Возможности народного художественного творчества в социализации, социальной адаптации и психолого-педагогической коррекции личности. Любительское художественное творчество в России XIX – начала XX века, формы руководства ими. Развитие коллективов народного художественного творчества в СССР (до начала 90-х годов). Особенности художественной самодеятельности в СССР в 1917-1930-е годы. Особенности художественной самодеятельности в СССР в годы Великой отечественной войны. Развитие коллективов народного художественного творчества в РФ с 90-х годов до настоящего времени. Изменение духовных потребностей и структуры досуга населения России. Понятие «педагогический процесс». Структура педагогического процесса. Художественная творческая деятельность как основа педагогического процесса, ее основные виды. Специфика педагогических принципов и приемов, методов обучения и воспитания в коллективе народного творчества. Формы художественно-творческого процесса. Специфика педагогического руководства групповыми формами художественно-творческой деятельности коллектива. Значение деятельности руководителя коллектива. Функции руководителя коллектива народного художественного творчества. Понятие «коллектив». Классификация коллективов народного художественного творчества. Требования к профессиональным и личностным качествам современного руководителя любительского художественного коллектива. Основные виды методической деятельности, методические и научно-методические издания для творческих коллективов. Нормативная документация и дидактические средства коллективов народного художественного творчества. Составление плана и программы работы коллектива. Понятие «Детский коллектив». Психофизические особенности детского возраста. Организация процесса обучения в детском коллективе. Формирование и развитие духовно-нравственной культуры учащихся как важнейшая часть педагогического процесса. Технологии управления персоналом в социокультурном учреждении.

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная

Кукушин в педагогическую деятельность: учеб. пособие / .- 3-е изд.,испр. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 256 с. Мир искусства и мир детства: интеграция в современном художественном образовании детей / и др.; под ред. .- М.: Русское слово, 2010. – 175 с. Педагогика: учебник для вузов: стандарт третьего поколения/ под ред. .- СПб.: Питер, 2014. – 304 с. Народная художественная культура. М., 1997. Ксерокопия. Неменский, искусства: Видеть, ведать и творить: кн. для учит. общеобразоват. учреждений/ .- М.: Просвещение, 2012. – 240 с. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для вузов/ . - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2013. – 192 с. Галямова, преподавания технологии: учебник для вузов/ , .- М.: Академия, 2014. – 176 с., 8с. цв. ил.: ил.-(Бакалавриат) Кашлев, методы обучения: учеб.-метод. пособие/ .- Минск: ТетраСистемс, 2013. – 224 с.

Дополнительная

    , Шпикалова развития этнокультурного образования в Российской Федерации // Вестник МГУКИ. М., 2005. Спирина, художественная культура: теория и практика в современном социуме. URL: severberesta. ru›articles/332-2010-08-17-20-40…

Интернет - источники по нормативно-правовой базе поликультурного образования

Образование: национальный проект. [Электронный ресурс].- URL: http://www. rost. ru/projects/education/education_main. shtml

Российский образовательный форум. [Электронный ресурс].- URL: http://www. schoolexpo. ru/

ГОУ Центр развития системы дополнительного образования детей РФ. [Электронный ресурс].- URL: http://www. dod. miem. edu. ru

Портал «Дополнительное образование детей». [Электронный ресурс].- URL: http://vidod. edu. ru/

Центр «Педагогический поиск». [Электронный ресурс].- URL: http://www. ppoisk. ru

Сайты периодических изданий

Официальные документы в образовании. [Электронный ресурс].- URL: http://www. bulletin. boom. ru

Вестник образования. [Электронный ресурс].- URL: http://www. vestnik. edu. ru

Педагогическая диагностика. [Электронный ресурс].- URL: http:///ur_rus/index. htm

Научное издательство «Индустрия ИНТЕЛЛЕКТА». [Электронный ресурс].- URL: http://www. atlas-center. org

Агентство социальной информации. [Электронный ресурс].- URL: http://www. asi. org. ru

Внешкольник –Я. [Электронный ресурс].- URL: *****@***edu. yar. ru

Материалы для вожатых. [Электронный ресурс].- URL: http://www. vozhatyi. ru/

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория для курсовых занятий

Компьютерное и мультимедийное оборудование (компьютер с видеопроектором и колонками для воспроизведения аудиоприложений

Свободное место для выполнения практических заданий

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального

государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 030912 Право и организация социального обеспечения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Московский областной профессиональный колледж

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Зам. директора по УР Директор МОПК

_________/В.В.Бусыгин/ ____________/Е.Г.Герасимова/

Рабочая программа

дисциплины

«Искусство»

(Мировая художественная культура)

Для специальности

030912 Право и организация социального обеспечения

Принято на заседании МО

«__»________201_г.

Протокол №___

Председатель МО

Павличенко Л.Б.

Составлено

Горина Р.В.

Сергиев Посад 2013

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального

государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 030912 Право и организация социального обеспечения.

искусств

Письменные опросы;

Устные опросы;

Уметь

Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлениями;

Устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями

Разных видов искусства; пользоваться различными источниками

информации о мировой художественной культуры; выполнять учебные и творческие задания

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

Выбора путей своего культурного развития; организации личного

и коллективного досуга; выражения собственного суждения

о произведениях классики и современного искусства; самостоятельного художественного творчества.

Результаты выполнения домашних заданий;

Письменные опросы;

Устные опросы;


Приложение 13

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОД. 02.04 НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

специальность СПО 51.02.01 Народное художественное творчество (хореографическое творчество)

Тольятти, 2015г.

ОДОБРЕНА

Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 51.02.01 Народное художественное творчество (по видам)

методическим объединением

преподавателей общеобразовательных дисциплин

Протокол № ___ от «_____» 2015г.

Председатель:

Зам.директора по УМР

_______________ / Н.А. Гончарова

___________________ / И.И. Уренева

Внутренняя экспертиза:

Техническая экспертиза:

Н.А. Гончарова, руководитель службы методического обеспечения и разработки ОПОП

А.К. Столярова, преподаватель высшей квалификационной категории

Внешняя экспертиза:

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) по специальности среднего профессионального образования 51.02.01 Народное художественное творчество (хореографическое творчество) углубленной подготовки, входящей в состав укрупненной группы специальностей СПО 51.00.00 КУЛЬТУРОВЕДЕНИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ.

Программа учебной дисциплины «Народная художественная культура» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

    Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

    приказ Минобрнауки России от 27октября 2014 № 1382 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 51.02.01 Народное художественное творчество (по видам)»;

    приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» с изменениями от 29 декабря 2014г., приказ Минобрнауки России № 1645;

    приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» с изменениями от 15 декабря 2014г., приказ Минобрнауки России № 1580;

    Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ СПО на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС и получаемой профессии или специальности СПО (письмо Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Программа учебной дисциплины «Народная художественная культура» ориентирована на реализацию федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) среднего общего образования на базовом уровне в пределах освоения ППССЗ с учетом профиля получаемого профессионального образования, обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки студента с целью дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.

Данная программа разработана для специальностей, относящихся к гуманитарному профилю.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл (профильные учебные дисциплины).

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 51.02.01 Народное художественное творчество (хореографическое творчество).

Реализация программы направлена на формирование следующих общих компетенций:

    ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

    ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

    ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

    ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

    ОК 11. Использовать умения и знания профильных учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельности.

Требования к уровню подготовки задают систему итоговых результатов обучения, достижение которых является обязательным условием положительной аттестации по учебной дисциплине «Народная художественная культура». Эти требования структурированы по двум компонентам: «знать», «уметь».

знать:

    основы теории народной художественной культуры, исторические этапы развития народной художественной культуры;

    виды, жанры народной художественной культуры;

    формы бытования, носителей народной художественной культуры;

    традиционные обряды, обычаи, праздники, игры и забавы;

    региональные особенности народной художественной культуры;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

    собирать, изучать и систематизировать произведения народной художественной культуры;

    использовать виды традиционной культуры, произведения народной художественной культуры в художественно-творческой и педагогической работе;

    ПК 1.3. Разрабатывать, подготавливать и осуществлять репертуарные и сценарные планы, художественные программы и постановки.

    ПК 1.4. Анализировать и использовать произведения народного художественного творчества в работе с любительским творческим коллективом.

    ПК 1.5. Систематически работать по поиску лучших образцов народного художественного творчества, накапливать репертуар, необходимый для исполнительской деятельности любительского творческого коллектива и отдельных его участников.

    ПК 2.1. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных дисциплин в преподавательской деятельности.

1.5.Количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося - 114 час., в том числе:

    обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 76 час.;

    самостоятельной работы обучающегося - 38 час.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

    тематика домашних заданий;

    индивидуальный проект;

Итоговая аттестация в форме экзамена

2.2 Тематический план

Наименование учебного модуля, темы

количество часов

самос-тоятельная работа

обязательная аудиторная учебная нагрузка:

всего

в т.ч. ЛР и ПЗ

3 семестр

Теоретические и исторические аспекты развития народной художественной культуры

Формирование понятия "народная художественная культура"

Историческая динамика развития народной художественной культуры.

Сущность и функции народной художественной культуры.

Мифологические истоки народной художественной культуры.

4 семестр

Фольклор в системе народной художественной культуры

Устно-поэтический и игровой фольклор

Народный театр

Народная инструментальная музыка и танцевальное творчество

Народное изобразительное и декоративно-прикладное творчество

Празднично – обрядовая культура

Календарные народные праздники и обряды на Руси

Художественные элементы зимних календарных праздников и обрядов.

Художественные элементы весенних календарных праздников и обрядов.

Художественные элементы летних календарных праздников и обрядов.

Осенние календарные праздники и обряды.

Художественные элементы семейно-бытовых обрядов и ритуалов.

Всего

Лекции:

Актуальность проблем сохранения, популяризации и развития народной художественной культуры в современных условиях. Федеральные и региональные программы сохранения и развития отечественного культурно-исторического и национально-культурного наследия. Законодательные акты, направленные на сохранение и развитие народной художественной культуры. Многообразие и противоречивость трактовок понятия "народная художественная культура" различными авторами. Попытки отождествления народной художественной культуры с фольклором, народным искусством, народным художественным творчеством, традиционной народной культурой и т. д. Распространенность представлений о народной художественной культуре как о явлении только крестьянской, "простонародной" жизни, творчестве низших, эксплуатируемых классов и слоев населения. Народная художественная культура глазами этнографа, искусствоведа, историка, психолога, филолога, фольклориста, философа, социолога.

Возможные принципы формирования понятия "народная художественная культура". Принцип этничности, позволяющий выявить этническую (а не классовую) природу художественной культуры того или иного народа (русского, украинского белорусского и др.). Принцип целостности, помогающий представить народную. художественную культуру в совокупности ее многообразных форм, способов и механизмов создания, сохранения, распространения, развития и преобразования. Принцип художественно-эстетической самобытности, на основе которого выявляются наиболее характерные черты и особенности той или иной народной художественной культуры, ее специфическая роль в мировом художественном процессе. Принцип междисциплинарного подхода.

Практические занятия:

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление конспекта по теме: Формирование понятия "народная художественная культура" (цикл лекций «Народная художественная культура» А.С.Каргина)

Тема 1.2. Историческая динамика развития народной художественной культуры

Лекции:

Проблемы культурно-исторической типологии этнических художественных культур в контексте различных морфологических подходов к культуре. Замкнутые и открытые типы этнических культур. Эволюционные и "взрывные" процессы, линейные и цикличные периоды развития в истории народной художественной культуры. Концепция Ю. М.Лотмана о двух типах исторической динамики культуры - основа для понимания народной художественной культуры как многозначного и противоречивого феномена, как сложной саморазвивающейся системы.

Исторический процесс "расслоения" древнерусской художественной культуры. Общность форм "художественного быта" в патриархальной Руси. Возникновение и развитие сословных художественных субкультур. Своеобразие художественной жизни русского дворянства, купечества, духовенства и других сословий. Полиэтническое художественное пространство современной России, проблемы сохранения в нем моноэтнических элементов художественных культур разных народов.Факторы динамики народной художественной культуры. Определяющая роль глобальных биосферных и антропосферных процессов в возникновении, развитии и распаде различных этносов и их художественных культур. Религиозные факторы динамики народной художественной культуры.

Учения о социодинамике культуры и их значение для анализа процессов развития народной художественной культуры. Влияние социально-политических, социально-экономических и социально-психологических факторов на развитие народной художественной культуры. Глобальные геополитические процессы и проблемы сохранения национально-культурных ценностей различных народов мира. Народная художественная культура в современном мировом информационно-культурном пространстве. Современные процессы развития международного культурного сотрудничества на основе сохранения и развития самобытных традиций этнических культур народов мира.

Практические занятия:

Самостоятельная работа обучающихся:

Просмотр видео-лекций Ю.Лотмана «Беседы о русской культуре», составление тезисов

Тема 1.3. Сущность и функции народной художественной культуры

Лекции:

Народная художественная культура, как самостоятельная система производства, распространения и потребления ценностей. Приоритетные подходы в трактовке функций народной художественной культуры. (В.Е. Гусев, П.Г. Богатырев). Функции народной художественной культуры по отношению к обществу: сохранение основ культурного потенциала нации, организация и оптимизация свободного времени, формирование эстетического и нравственного потенциала личности. Функции народной художественной культуры по отношению к личности: нравственно-эстетическая, педагогическая, рекреативная, эмоционально-компенсаторная (А.С.Каргин). Функциональное поле народной художественной культуры.

Практические занятия:

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление конспекта по учебнику «Народная художественная культура» А.С.Каргина

Тема 1.4. Мифологические истоки народной художественной культуры

Лекции:

Понятие о мифе, мифологии, мифологеме. Мифологическая картина мира. Мифы как древнейший пласт этнических культур. Роль мифов в формировании и развитии религии, науки, искусства. Миф как словесный повествовательный текст. Миф как система представлений о мире, как особый тип мышления. Макрокосмос и микрокосмос в мифе (природа и человек).

Классификация мифов: космогонические, солярные, антропогонические, о происхождении культурных объектов (изобретение ремесел, орудий труда, введение правил поведения, и т.д.), близнечные. Мифологическая концепция времени – эсхалогические мифы. Мифологическое сознание – особая форма человеческого сознания. Исследования древнеславянской мифологии. Труды А.Н. Афанасьева, Е.В.Аничкова, ГА. Глинки, Д.К. Зеленина, А.С.Кайсарова, М.И.Касторского, Н.И.Костомарова, Л.Леже, В.А. Рыбакова, Д.О..Шеппинга и других как основа изучения мифологических истоков традиционного русского народного художественного творчества.

Образы древнеславянской мифологии.Древнеславянская мифология как воплощение языческой картины мира. Обожествление и олицетворение природных стихий, культ духов предков и тотемных животных, космизм в мифах древних славян.

Мифы о наиболее древних неперсонифицированных богах славян - Роде и роженицах. Изображения этих богов на древних сосудах. Образы Рода и рожениц в произведениях декоративно-прикладного творчества.

Мифы о неперсонифицированных божествах - берегинях и упырях, олицетворявших духов добрых и злых предков. Берегини как хранители дома и различных природных мест. Домовые духи: домовой, кутный бог, дед, спорынья и спехи, дрема, баюнок и др. Лесные духи - лешие, их разновидности: лесовик, лесунок, лошак, дикий мужик, черти, шишиги, оборотни, чудо-юдо, лихо одноглазое и др. Русалка как древнейший вид берегини, жившей в воде. Особый вид берегинь - птицы с женским лицом (Сирин, Феникс, Стратим, Жар-птица, девушки-лебеди). Мифические полуживотные-полулюди (химеры): Полкан, Конек-Горбунок, Сивка-бурка и другие.Верховные персонифицированные боги различных славянских племен: Сварог, Ярило, Яровит и др. Мифы о богах небесных ("выспренных"), земных и подземных (преисподних): Белбоге и Чернобоге, Перуне, Святовите, Дажьбоге, Стрибоге, Коляде, Велесе, Купале, Мокоши и др. Лада и Лель. Мать-Сыра Земля и Матушка Красное Солнце.Мифы о богатырях (полубогах) - волотах и др.

Образы древнеславянской мифологии в народном художественном творчестве и произведениях русского классического искусства (например, в балетах И.Ф.Стравинского "Весна священная" и "Жар-птица", в симфонических миниатюрах А. Лядова "Баба-Яга", "Кикимора", "Коляда-маляда", в операх Н.А. Римского – Корсакова.

Практические занятия:

ПЗ №1 Анализ образов древнеславянской мифологии (фильм-балет Ф.Стравинского «Жар-птица», отдельные части оперы Н.А. Римского – Корсакова «Снегурочка»)

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовить информацию о культовом значении славянских Богов, Божеств, духов и мифологических героев.

Дать характеристику персонажам из славянской демонологии.

Поиск образцов древнеславянских языческих Богов и Божеств в народном искусстве, в произведениях русских композиторов, художников, писателей и
поэтов

Тема 1.5. Предметный мир русской народной художественной культуры

Лекции:

Константы русской культуры. Пространство жилища в русской народной культуре. Устройство дома (внутреннее пространство жилища и технологии его строительства). Печь как ключевая часть дома в народной культуре. Символика жилища в народной культуре. Традиционная хозяйственная утварь: утилитарное и художественное (внешний вид, способы изготовления, применение, декор). Традиционная кухня.

Народный костюм и его роль в культуре. Классификация русского народного костюма: региональный, этнолокальный, половозрастной, социально-бытовой. Практическое значение. Основные элементы. Символика одежды в народной Основные комплексы – южнорусский и северорусский. Отражение социально-экономических и других изменений в элементах костюма.

Практические занятия:

ПЗ №2 Описание и детальный разбор русского народного костюма (по выбору студента)

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка отчета по итогам экскурсии в Краеведческий музей

Тема 1.6. Особенности культуры народов Среднего Поволжья

Лекции:

Народы Среднего Поволжья: Мордва, Чуваши, Татары, Башкиры. Особенности материальной культуры: традиционные жилища, одежда, кухня. Фольклор: характеристика бытовавших обрядов, музыкальные, танцевальные формы фольклора.

Особенности культуры народов Среднего Поволжья

Практические занятия:

Самостоятельная работа обучающихся:

Сбор и анализ информации из различных источников, включая Интернет – ресурсы, для защиты реферата.

УМ 2. Фольклор в системе народной

художественной культуры

Тема 2.1. Фольклор как элемент народной культуры

Лекции:

Фольклор как древнейший компонент народной художественной культуры.

Разнообразие трактовок понятия “фольклор”. Фольклор в узком и широком смысле: как устное народное творчество и как совокупность всех видов народного творчества в контексте народной жизни.

Развитие понятия “фольклор” в отечественной науке. Понятия о традиционном и современном, крестьянском и городском фольклоре. Фольклор аутентичный, сценический, стилизованный.

Признаки фольклора, выделяемые различными его исследователями: синкретизм, вариативность, импровизационность, коллективность и др.

Функции фольклора. Религиозно-мифологические, обрядовые и ритуальные, хозяйственно-эстетические, педагогические, коммуникативно-информационные, социально-психологические и др.

Проблемы возрождения и сохранения фольклорных традиций. Проблема «авторства» в фольклоре. Носители фольклора.

Коллективное и индивидуальное в фольклоре Фольклор и художественная самодеятельность.

Фольклор и профессиональное искусство

Практические занятия:

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление конспекта по теме: «Фольклор как элемент народной культуры»

Лекции:

Устно-поэтический фольклор. Его определение как вида народного творчества, совокупности разнообразных жанров словесных текстов, как устной или народной поэзии, устной или народной словесности. Предпосылки возникновения разных жанров устного народного творчества. Обрядовая и необрядовая поэзия. Обрядовая поэзия: календарный (зимний, весенний и т.д.) и семейно-бытовой (свадебный, похоронный и т.д.) циклы; эпические жанры (сказки, предания, легенды, былины, исторические песни); лирические жанры, а также драматические тексты и действа (ряженья, игры, хороводы, плясы). Жанры: пословицы, поговорки, загадки; родовые предания, заговоры, волшебные сказки, архаические формы эпоса; частушки, рабочий фольклор, и т.д. Наиболее выдающиеся мастера - сказители фольклора (Т.Г., И.Т. Рябины, В.П. Жеголенко, И.А.Касьянов, И.А.Федосова и др.).

Былины, их происхождение и классификация. Былины киевского и новгородского циклов, героические и новеллические былины, былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче, Садко и другие. Отражение образов былинных богатырей в русском классическом искусстве (на картинах В.Васнецова, в "Богатырской симфонии" А.П. Бородина, и др.). Сказы, предания и легенды: жанровые особенности, соотношение реальности и вымысла в их содержании.

Понятия "игра", "игровая деятельность", "игровая культура". Игра - вид деятельности или трансакция (Э. Берн). Психологические основы игры (по Д. Б. Эльконину и др.). Природа и функции игровой деятельности. Классификация игр. Понятие о народной игре. Происхождение и эволюция народных игр, их связь с древними игрищами и мистериями. Отражение в народных играх психологии народа, традиционных форм его жизни. Игра как элемент традиционных народных праздников и обрядов. Российские собиратели и исследователи традиционных народных игр (Е.А. Покровский, Г.С. Виноградов и др.). Народное художественное творчество и игра. Современные концепции игровой природы искусства. Народные песни-игры, игры-пляски, игры-хороводы, народные игры-сценки, игровые сюжеты в народном изобразительном и декоративно-прикладном творчестве.

Старинные детские народные игры: подвижные игры на свежем воздухе, игры с куклами и другими игрушками. Детские игры-сценки, игры с песнями и танцевальными движениями. Традиционные молодежные игры.

Роль традиционных народных игр в современной культуре.

Традиционные народные игры в формировании и развитии личности детей и подростков.

Практические занятия:

ПЗ №4 Инсценировка народной игры (по выбору)

Самостоятельная работа обучающихся:

Изучение былин, легенд, сказок, пословиц, поговорок в специальной и дополнительной литературе.

Разработка детской сюжетно - развлекательной программы с использованием собственно детского фольклора и детских народных игр.

Тема 2.3.Народный театр

Лекции:

Понятие "фольклорный театр". Фольклорный театр и смеховая народная культура. Скоморошьи "потехи" и "игрища" Театр Петрушки: история возникновения, бытования и развития в России. Традиционные сюжеты представлений театра Петрушки. Театр Петрушки на русских ярмарках. Сохранение и развитие традиций театра Петрушки в современных условиях.

Раек как разновидность фольклорного театра; традиционные новгородские, петербургские и московские райки.

Вертепные представления. Прибаутки балаганных и карусельных "дедов". Медвежьи потехи.

Русский народный театр ХVII - ХIХ веков. Разновидности народных драм: российские комедии ХVIII в. ("Комедия о царе Максимилиане" и другие), драматические произведения героического характера ("Лодка", "Шлюпка", "Как француз Москву брал") и обличительного характера ("О храбром воине Анике", "Царь Ирод" и другие). Постановка народных драм, роль "заправилы "в постановке народных драм.

Особенности подготовки и проведения в старину представлений фольклорного театра.

Практические занятия:

Самостоятельная работа обучающихся:

Пересказ народной драмы или комедии (по выбору)

Лекции:

Народное песенное творчество: понятие и видо - жанровая структура. Связь народного песенного творчества с природой. Заклички. Календарные народные песни.

Песни семейно-бытовых обрядов (родильных, свадебных, похоронных и др.). Связь народного песенного творчества со всеми этапами человеческой жизни, с земледельческим и ратным трудом, с народной игровой культурой. Колыбельные, игровые, плясовые, хороводные, трудовые и свадебные народные песни. Рекрутские песни и причитания Русская народная инструментальная музыка. Старинные музыкальные инструменты: духовые (свирель, жалейка, кугиклы, рожок и другие), ударные (трещотки, рубель, ложки, бубен и другие) и струнные (гусли крыловидные и шлемовидные, гудок, домра, лира колесная, балалайка и другие). Гармоника в России. Роль народных музыкальных инструментов в народном быту и в празднично-обрядовой культуре. Влияние народного песенного творчества на русское церковно-певческое искусство. Известные современные любительские музыкальные коллективы в России.

Древние истоки народных танцев. Танцевальные элементы в древних культах, обрядах и ритуалах. Пляски скоморохов. Древние свистопляски.

Русские народные танцы: происхождение, художественно-эстетические особенности, традиционные образы и формы бытования. Хороводы, их основные виды (орнаментальные, игровые и другие), роль и место в традиционной народной культуре. Пляски (одиночные, парные, перепляс, русская кадриль). Музыкальное сопровождение народных танцев (плясовые наигрыши на народных музыкальных инструментах).

Народные танцы в репертуаре любительских и профессиональных хореографических коллективов. Народный танец и классическое искусство ("Камаринская" М.И. Глинки).

Практические занятия:

ПЗ №5 Семинар «Региональные традиции в музыкальном и хореографическом творчестве»

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка сообщения о современных фольклорных коллективах и исполнителях г.Тольятти и Самарской области.

Разбор текстов народных песен (включая разбор нотного текста) из сборников русских народных песен М.А. Балакирева, Н.А. Римского-Корсакова

Лекции:

Элементы изобразительной деятельности в синкретичных формах первобытной культуры. Магические, обереговые и информационные функции изобразительной деятельности древних славян. Изобразительная символика древнеславянских обрядов. Древнеславянские символы природных стихий, изображения древнеславянских божеств, птиц и животных на предметах домашнего обихода.Русский рисованный лубок как самобытный жанр изобразительного творчества.

Региональные и национальные особенности: приемы, технологии, цветовые сочетания. Основные типы декоративного искусства: гончарное дело, резьба, роспись, литье, ковка, ткачество, вышивка, вязание, плетение.

Понятия «ремесло» и «промысел». Развитые промысловые центры: Нижегородская область – Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Палех; Подмосковье – Жостово, Гжель, Вологда; Архангельск; Киров – Дымково.

Народная игрушка: типы, материал, техника изготовления. Художественно-эстетические особенности, полифункциональность.

Практические занятия:

ПЗ №6 Создание изо – викторины по теме: «Декоративно-прикладное творчество».

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка к изо – викторине по теме: «Декоративно-прикладное творчество».

УМ 3. Празднично-обрядовая культура

Тема 3.1.Календарные народные праздники и обряды на Руси

Лекции:

Анализ исходных понятий «праздник», «обряд», «ритуал», «обычай». Типы и виды древних календарей. Юлианский и Григорианский календари., церковно-народный месяцеслов на Руси. Связь календарных народных праздников с зимним и летним солнцеворотами, с языческими и христианскими основами народной веры. Православные праздники на Руси. Народные обычаи празднования церковных праздников: приметы, гадания, игры и т.д.Социально-психологическое значение старинных народных календарных праздников, их роль в сохранении и передаче от поколения к поколению проверенных веками, наиболее значимых духовно-нравственных ценностей и этнических стереотипов поведения.

Тема 3.2. Художественные элементы зимних календарных праздников и обрядов

Лекции:

Зимние святки:

музыкальные элементы праздника – народные календарные песни (колядки, авсени, виноградья, щедровки), подблюдные песни в обряде гадания, рождественные церковные песнопения; танцевальные элементы праздника – святочные хороводы; изобразительные элементы – изготовление «вифлеемских звезд», вертепов, масок, ряженых, чучел.Связь художественных элементов праздника с древними обрядово-магическими и ритуальными формами обращения славян к природе.

Масленица:

музыкальные элементы – масленичные, горочные и вьюнишные песни;танцевальные элементы - хороводы;изобразительные элементы – изготовление чучел Масленицы, костюмов и «личин» ряженых.Традиционные названия каждого из дней масленичной недели.

Практические занятия:

ПЗ №7 Разработка сценарного плана традиционного праздника Масленицы

Самостоятельная работа обучающихся:

Разработка эпизода традиционного праздника Масленицы с использованием оберегов, заговоров, примет, пословиц

Тема 3.3. Художественные элементы весенних календарных праздников и обрядов

Лекции:

Пасха как важнейший православный праздник. Определение его даты по «Пасхалиям». Ветхозаветный и Новозаветный смыслы Пасхи. Библейское сказание о воскресении Христа. Пасхальные церковные песнопения и колокольные звоны.

Художественные элементы пасхальных народных гуляний, игр, развлечений. Устройство качелей, зрелищ, катание пасхальных яиц. Пасхальные яйца «крашенки» и «писанки». Традиции изготовления и освещения в церкви кулича, яиц и пасхи. Великодневные народные песни с инструментальным сопровождением, «волочебные» песни, катание пасхальных яиц, возрождение традиций всенародного празднования Пасхи в современных условиях.

Своебразие праздника «Красная горка» (Начинается с Фомина воскресенья). Встреча весны, хождение с песнями по улицам, пение "веснянок", вождение хороводов венчание свадьбы.

Практические занятия:

ПЗ №8 Разработка сценарного плана традиционного праздника Красная горка

Самостоятельная работа обучающихся:

Разработка эпизода традиционного праздника Красная горка с использованием оберегов, заговоров, примет, пословиц

Работа с отраслевыми периодическими печатными изданиями «Народное творчество», «Традиционная культура» по изучению классического и экспедиционного материала о традиционно-праздничной обрядовой культуре

Художественные элементы летних календарных праздников и обрядов.

Лекции:

Семик - конец весны и начало лета. Троица. Происхождение праздника, его архаические корни и христианский смысл. Троицкие народные гулянья. Особенности обрядов завивания березок, девичьи гадания с венками, народных Троицких игр.

Художественные элементы праздника: музыкальные элементы – Троицкие народные песни, наигрыши; танцевальные элементы – девичьи и смешанные хороводы, уличные шествия с березкой; изобразительные элементы – изготовление костюмов ряженых, березки, соломенных кукол. Отражение в традициях празднования Троицы древнего культа растений и плодородия. Иван Купала. Языческий и христианский смысл праздника. Древние обычаи и обряды праздника, связанные с огнем, водой и растениями.

Художественные элементы праздника (народные купальские песни, прыжки через костер, поиск цветка папоротника и т.д.) Особенности празднования летних Спасов

Практические занятия:

ПЗ №9 Разработка сценарного плана традиционного праздника Ивана Купалы

Самостоятельная работа обучающихся:

Разработка эпизода сценария традиционного праздника Троицы с использованием оберегов, заговоров, примет, пословиц

Работа с отраслевыми периодическими печатными изданиями «Народное творчество», «Традиционная культура» по изучению классического и экспедиционного материала о традиционно-праздничной обрядовой культуре.

Лекции:

Отражение древних поверий, связанных с праздником «Завивание бороды». Жнивные обрядово – игровые элементы и песенное творчество. Обрядовая поэзия. Осенины. Капустки. Особенности празднования. Покров – межа между осенью и зимой, специфические особенности празднования. Приметы, обычаи, связанные с осенними праздниками.

Практические занятия:

ПЗ №10 Разработка сценарного плана традиционного праздника Осенины

Самостоятельная работа обучающихся:

Разработка эпизода сценария традиционного праздника Осенины с использованием оберегов, заговоров, примет, пословиц.

Работа печатными изданиями «Народное творчество», «Традиционная культура» по изучению классического и экспедиционного материала о традиционно-праздничной обрядовой культуре.

Художественные элементы семейно-бытовых обрядов и ритуалов

Лекции:

Значение обрядов семейного цикла в народной культуре. Структура обрядов Художественные элементы семейно-бытовых обрядов и ритуалов. Художественный контекст человеческой жизни от рождения до смерти, его магические, обережные, художественно-эстетические, игровые, утилитарные функции. Обрядовый фольклор на родинах и крестинах, таинство крещения. «Бабина каша».

Древний обычай "играть свадьбу", традиционный "сценарий" русской свадьбы, элементы театрализации основных эпизодов свадебного цикла (сватовство, смотрины, девичник, утро венчального дня, свадебный пир). Погребальная обрядность на Руси (языческая и христианская), погребальные и поминальные плачи. Презентация творческо-исследовательского проекта «Календарные народные праздники и обряды на Руси»

Практические занятия:

Самостоятельная работа обучающихся:

Просмотр видео- лекции В. Трехлебова «Основные понятия веры».

Подготовка к презентации: отбор и анализ информации в различных источниках, работа в группах для осуществления постановки.

Всего:

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3 .1. Требования к организации образовательного процесса:

Образовательный процесс организуется в соответствии с календарным учебным графиком образовательной деятельности и дорожной картой по специальности.

Освоение учебной дисциплины происходит посредством организации следующих видов занятий: лекции, практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа.

Лекция включает обзор основного теоретического материала учебного модуля, дает студентам общие установки на самостоятельное овладение теории учебного модуля. Лекция - основа успешной организации самостоятельной работы студентов. Лекция, как правило, носит объяснительный характер, желательно с использованием демонстрационного материала. Преподаватель обобщает современные представления об изучаемом объекте, акцентирует внимание студентов на имеющихся проблемах, высказывает собственную точку зрения, дает научный прогноз относительно дальнейшего развития изучаемой отрасли знаний.

Практические занятия - метод репродуктивного обучения, обеспечивающий связь теории и практики, содействующий выработке у студентов умений и навыков применения знаний, полученных на лекции, в ходе организации практикума и внеаудиторной самостоятельной работы. На практическом занятии каждый студент должен получить возможность «раскрыться», проявить способности, у каждого обучающегося должен быть выработан определенный профессиональный подход.

Практические занятия проводятся с применением соответствующего учебно-методического и программного обеспечения. При составлении практических заданий моделируются реальные ситуации, в задание включается анализ результатов и выводы.

В образовательном процессе выделяются два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Видами заданий являются: поиск и анализ информации в различных источниках, составление конспекта, просмотр видео-лекций, описание и детальный разбор русского народного костюма, изучение былин, легенд, сказок, пословиц, поговорок в специальной и дополнительной литературе, разработка детской сюжетно - развлекательной программы с использованием собственно детского фольклора и детских народных игр, пересказ народной драмы или комедии, подготовка сообщения о современных фольклорных коллективах, разбор текстов народных песен (включая разбор нотного текста), разработка эпизода традиционного праздника, подготовка к презентации творческо-исследовательского проекта. Задания имеют вариативный и дифференцированный характер и учитывают индивидуальные особенности обучающихся. Результат самостоятельной работы контролируется преподавателем.

В процессе изучения дисциплины текущий контроль усвоения знаний обучающихся осуществляется в форме опроса, проверки конспектов, творческих заданий.

Формы проведения консультаций: групповые.

Индивидуальный образовательный маршрут осуществляется в соответствии с дорожной картой с учётом скорости освоения обучающимся модулей. Обучающиеся, имеющие свободный график посещения учебных занятий или пропустившие занятия по уважительной причине, обучаются также в соответствии с дорожной картой, но по индивидуальной программе.

3.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:

Реализация программы дисциплины требует наличия кабинета по Народному художественному творчеству.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

    рабочее место преподавателя;

    комплект учебно-наглядных пособий

    музыкальный инструмент (фортепиано);

Технические средства обучения:

    мультимедиапроектор;

    компьютер с лицензионным программным обеспечением;

3.3. Информационное обеспечение обучения

Основные источники

    Русский народный календарь/ О.В.Третьякова, Н.В.Тверитинова. - М.: Метафора, 2006. - 608 с.

    Русское устное народное творчество: хрестоматия-практикум: учеб. пособие для студ. филол. факультетов высш. учеб. заведений/ [И.Н.Райкова, С.Н.Травников, Л.А.Ольшевская, Е.Г.Июльская]; под общ. ред. С. А. Джанумова - М.: "Академия", 2007.- 400 с.

    Клиентов А.Е. Народные промыслы. - М.: Белый город, 2006. - 300 с.

    Шафранская Э.Ф. Устное народное творчество: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Э. Ф. Шафранская. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 352 с.

Дополнительные источники

    Аникин В.П. Русское устное народное творчество: Учебник для вузов. - М.: «Высшая школа», 2004.- 320 с.

    Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. -М., 1957. - 560 с.

    Бакланова Т.И., Стрельцова Е.Ю. Народная художественная культура: Учебник для вузов. - М.: МГУКИ, 2000.- 380 с.

    Камаев А.Ф., Камаева Т.Ю. Народное музыкальное творчество: Учебное пособие для вузов. - М.: «Академия», 2005. - 325 с.

    Климов А.А. Основы русского народного танца. - М.: МГУКИ, 2004. - 380с.

    ТкаченкоТ. Народный танец.- М., 1966. - 460 с.

    Танцевальная культура Костромского края / Сост. Л.П.Бакина - Ярославль, 1990.

    Устинова Т.А. Фольклорные танцы Тверской земли. - Тверь, 2002. - 180 с.

    Устинова Т.А. Избранные русские народные танцы [Текст]/ Т.А.Устинова – М.: Искусство. – 1996. – 592с.

    Шевчук Л.И. Дети и народное творчество. - М.: Просвещение, 1985.- 200 с.

    Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н.И.Платонова, В.Д. Синюков. - М., Педагогика, 1983. - 460 с.

    Детский хореографический журнал «Студия Пяти - Па»

    Научно-популярный журнал «Народное творчество»

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Умения:

    сохранять народную художественную культуру, восстанавливать народные традиции;

Практическое занятие

ПЗ №1 Анализ образов древнеславянской мифологии

ПЗ №2 Описание и детальный разбор русского народного костюма

ПЗ №3 Национальные образы мира: традиционная культура народов Среднего Поволжья (презентация рефератов с последующим обсуждением)

Знания:

основ теории народной художественной культуры;

    исторических этапов развития народной художественной культуры

    региональных особенностей народной художественной культуры;

Внеаудиторная самостоятельная работа

Составление конспекта