Тесты по рисунку в художественной школе. Тест: Развитие детского изобразительного творчества в сюжетном рисовании

Елена Ягудина

Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира, «Коммуникация», «Художественное творчество» (нетрадиционные приемы рисования «штампами», «Художественная литература «Здоровье».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная.

Цель деятельности педагога: закреплять умение детей изображать в рисунках строение цветка (стебель, листья, лепестки) используя разнообразные материалы. Развивать эстетические чувства, аккуратность, воображение, творчество. Воспитывать любовь к маме, самостоятельность.

Ход занятия:

Кончается время

Снега и льда.

Берег реки

Затопляет вода.

День удлиняется,

Ночь убывает.

Как это время,

Скажи, называют… (Весна)

Правильно, молодцы! Уже совсем скоро к нам придёт весна. И хотя на улице еще лежит снег, но все теплее и ярче светит солнце. Скажите, какой праздник мы с вами отмечаем в первый месяц весны, март (ответы детей). Правильно, молодцы! Это праздник 8 марта. В этот день мы поздравляем мам, бабушек, сестренок и дарим им подарки и цветы, но особенно дорог маме подарок, который можно сделать своими руками. И для того чтобы понять, чем мы сегодня будем заниматься послушайте, пожалуйста стихотворение:

Мы нарисуем маме

Красивые цветы.

Мы нарисуем сами:

И я, и ты, и мы!

Ведь это очень просто –

Цветочки рисовать,

И если ты захочешь,

Попробуешь опять.

Рисуем желтой краской

И красной, голубой.

Цветы подарим разные

Мы маме дорогой.



Ребята скажите, какие подарки мы будем делать для наших мам? (ответы детей) Правильно, молодцы! Сегодня я предлагаю вам нарисовать цветы. Но прежде чем приступить к работе, давайте с вами вспомним, из чего состоит цветок (пестик – середина цветка, лепестки, стебель, листик).

Вот мы с вами и рассказали, из каких частей состоит цветок, а сейчас давайте попробуем его составить.

(Дети, при помощи фланеллеграфа составляют цветок)

Ребята, скажите, чем вы умеете рисовать? (ответы детей) Молодцы, все правильно назвали, а я хочу предложить вам сегодня порисовать штампами, но сначала давайте маленечко отдохнём.

На лугу растут цветы

Небывалой красоты. (Потягивания - руки в сторон ы.)

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты. (Потягивания - руки ввер х.)

Ветер дует иногда,

Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки. (Наклоны.)

А потом опять встают

И по-прежнему цветут.


А теперь присаживаемся за свои рабочие места. У вас на столах находятся штампы из губки и краска трёх цветов. Скажите, пожалуйста, какие это цвета? (ответы детей) Правильно, молодцы!

Так как, рисовать мы будем при помощи мягкой губки, на штамп сильно давить не нужно. Берём штамп, опускаем его в жёлтую краску и делаем отпечаток в верхней части середины листа. Посмотрите, получился ли у нас цветок? (ответы детей)

Конечно – же, нет, мы с вами нарисовали только серединку, а теперь давайте попробуем добавить лепестки. Для этого возьмите следующий штамп и опустите его в краску красного цвета. После чего начинаем ставить отпечатки вокруг середины цветка, сначала сверху, затем снизу, слева, справа и так далее.





Теперь нам нужно нарисовать стебель и листья. Мы будем их рисовать ватными палочками. Скажите мне, пожалуйста, какого цвета стебель и листья у цветка (ответы детей) Правильно, молодцы! Обмакиваем ватную палочку в зеленую краску и плавным движением рисуем стебель, после чего дорисовываем на стебельке листочки.





Какие красивые цветы у вас получились, Все они яркие и сразу видно, что выполнены они с любовью. И вашим мамам они очень понравятся. А сейчас я предлагаю вам собрать наши цветочки в красивый букет.

Подведение итога: Ребята, скажите, пожалуйста, чем мы сегодня занимались? (ответы детей) Для кого мы с вами рисовали такие замечательные цветы? (ответы детей) С каким замечательным праздником связано наше сегодняшнее творчество? (ответы детей) Вам понравилось? (ответы детей)

Мне тоже очень понравилось, я рада была встретиться с вами, хочу вас поблагодарить за совместную работу и подарить вам вот эти весёлые шарики.


Конспект открытого занятия по рисованию в нетрадиционной технике граттаж на тему «Подводный мир» для районного методического объединения.

Виноградова Надежда Викторовна, воспитатель ГБДОУ д/с №14 г. Санкт-Петербург.
Описание: Предлагаю вам конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе. Данный материал будет полезен воспитателям и методистам дошкольного учреждения.
Цель: рисунок на тему «Подводный мир» в нетрадиционной технике «граттаж»
Задачи: Закреплять у детей технические навыки рисования. Продолжать учить выстраивать композицию рисунка, отражать в рисунке свои впечатления, знания об окружающем мире. Развивать у детей воображение, творчество.
Методы и приёмы: игровой, словесный (беседа), наглядный, практический, нетрадиционного рисования.
Материалы и оборудование к занятию: листы плотной бумаги специально загрунтованной для выполнения рисунка в технике граттаж (сначала вся поверхность картона тщательно раскрашивается восковыми мелками разного цвета, затем картон покрывается слоем синей гуаши, после полного высыхания картон готов для выполнения рисунка), зубочистки, иллюстрации морских обитателей, пазлы (разрезанные фотографии морских животных и рыб формата А4), аудиозаписи: А. Каначян – «В синем море, в белой пене», шум прибоя. Принадлежности для ныряния: ласты, маски, очки, трубки, «ворота морского Царстава»: ширма с голубой драпировкой. Для уголка релаксации: ванночка с песком и спрятанными в нём камушками и ракушками.

Ход занятия

1. Вводная часть:
Беседа

Звучит песня А. Каначян «В синем море в белой пене…», дети входят в зал.
Музыка прерывается.
Воспитатель:
- Ребята, у нас сегодня необычный день, к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними (Здравствуйте!)
- А теперь пойдём дальше… Посмотрите-ка, что это тут лежит? Для чего это? (Дети рассматривают предметы на зелёном «островке» на полу, предлагают варианты ответов: маска и трубка для ныряния, ласты, надувной круг и т.д.).


- Где же используют это всё, на суше или в воде? (в воде)
- Значит, сегодня мы будем путешествовать где? (в море)
- Правильно, по морским глубинам. Мы уже с вами знакомились с некоторыми обитателями подводного мира. Давайте их вспомним (воспитатель подводит детей к стенду с изображениями рыб и морских животных).

Дети перечисляют, указывая на картинки тех рыб и животных, которых знают, вспоминают их повадки и особенности. Воспитатель обращает внимание на форму и окраску морских жителей, а так же на то, что в море есть растения – водоросли – и они тоже все разные по форме и цвету.
Воспитатель спрашивает про тех, кого не назвали:
- А как вы думаете, кто это? На кого похож? (Дети высказывают предположения, воспитатель поправляет, называя правильно)

2. Пазлы
Воспитатель поворачивается к центру зала, где на полу лежит «озеро» (голубая ткань в форме круга), обращает внимание детей на него и то, что в нём лежит:
- Ребята, а что же у нас тут? Похоже на водоём, а в нём морская почта, смотрите – конверты! Возьмите каждый по конвертику и давайте посмотрим, что там внутри?
- Ой, да тут чьи-то фотографии, но они не целые, а разделённые на части… Нужно составить из этих кусочков фотографии, тогда мы сможем узнать, чьи они.


Дети садятся/ложатся на «озеро», собирают пазлы, обсуждают, у кого чья фотография оказалась.
Воспитатель:
- Спасибо, ребята, теперь подводные жители с лёгкостью найдут свои фотографии.


3. Загадки
Воспитатель:

- А вы знаете, что у нас в Санкт-Петербурге есть океанариум? Кто-нибудь из вас был в нём? Если не были – очень советую посетить с родителями. Там так интересно! Можно встретить удивительных рыб и морских животных, рассмотреть морское дно и различные подводные растения. Отгадайте, кто там повстречался мне?

Эта рыба – хищник злой
Всех проглотит с головой
Зубы показав зевнула
И ушла на дно… (акула)

Груша с длинными ногами
Поселилась в океане
Целых восемь рук и ног
Это чудо - … (осьминог)

Для себя на дне морском
Он клешнями строит дом
Круглый панцирь, десять лап
Догадались? Это … (краб)

Что за шар плывёт с шипами,
Тихо машет плавниками?
Только в руки не возьмёшь
Этот шарик - … (рыба-ёж)

И на суше, и в воде
Носит дом с собой везде
Путешествует без страха
В этом доме … (черепаха)

Плавает прозрачный зонтик
«Обожгу! – грозит – Не троньте!»
Лапки у неё и пузо
Как зовут её? (медуза)

На лошадку так похожа
А живёт-то в море тоже
Вот так рыбка! Скок да скок -
Прыгает морской… (конёк)


4. Физкультминутка
Воспитатель: Что-то мы, ребята, засиделись. Давайте немножко разомнёмся.

Волны плещут в океане (поочерёдно махи правой и левой руками)
Что там чудится в тумане? (поднести ладонь ко лбу, «вглядываясь»)
Это мачты кораблей (прямые руки поднять вверх)
Пусть плывут сюда скорей! (от локтя качать руками влево, вправо)

Мы по берегу гуляем, (шаг на месте)
Мореходов поджидаем,
Ищем ракушки в песке (наклоны, руками достать до пола)
И сжимаем в кулаке (зажатые кулачки поднять)
Чтоб побольше их собрать (приседания)
Надо чаще приседать


5. Основная часть:
Воспитатель:

- Ребята, а вы бы хотели повстречаться с подводными обитателями и сделать их фоторисунок? А для этого нам что нужно сделать? (нырнуть под воду)
- Дети, а посмотрите-ка, что это тут в корзине? (маски для подводного плавания). А зачем они нужны, напомните? (чтобы видеть под водой)
- Вот они-то нам сейчас и пригодятся. Давайте наденем их и нырнём! Перед нырянием глубоко вдыхаем и немного задерживаем дыхание.
Дети надевают маски и «ныряют» в импровизированные ворота «Морского царства». Воспитатель приглашает их присесть на подготовленные рабочие места, снять маски.



Воспитатель:
- Ребята, мы сейчас нырнули в подводный мир. Давайте закроем глазки и представим морское дно и подводных жителей (включить аудиозапись «шум прибоя»). Рассмотрите их внимательно: кого вы увидели, какого размера, цвета, что их окружает, запомните их. Откройте глазки и давайте сделаем фоторисунок того, что вы сейчас увидели. Рассказывать мы пока не будем, кто нам повстречался, а когда вы нарисуете – тогда и попробуем отгадать.
А рисовать мы сегодня с вами будем в технике граттаж. Мы уже знакомы с этой техникой. Как её ещё можно назвать, каким способом наносим рисунок? (царапанье).
Подводный мир – это волшебный по красоте мир, он очень красочный. В нём всё таинственно переливается разными цветами, а некоторые животные даже умеют сами менять свой цвет (осьминог). Поэтому для сегодняшнего граттажа для каждого из вас я сделала вот такое маленькое море с цветной основой, вода в нём уже есть, вам нужно только заселить его обитателями и растениями. Выбирайте размер вашего будущего фоторисунка (дети выбирают формат заготовки).

Давайте ещё раз вспомним, как рисовать в технике граттаж (процарапывать рисунок зубочисткойкой на заготовке). Зубочистка – это инструмент, будьте с ним очень осторожны и внимательны. А теперь представьте ещё раз что вы хотите нарисовать и приступайте. Если кому-то понадобится помощь, позовите меня тихонечко, чтобы не набрать в рот воды и не распугать рыбок.


Дети под контролем воспитателя рисуют композицию на морскую тему.


Ребёнок с готовой работой надевает маску и «выныривает», воспитатель направляет его в уголок релаксации (ванночка наполненная песком с «сюрпризами» - игра «найди морской сувенир»). По окончанию занятия детские работы подшиваются в общий «фотоальбом».



6. Заключительная часть:
Воспитатель:

- Ребята, наш альбом «фоторисунков» готов, давайте вместе посмотрим, полюбуемся и попробуем догадаться, кто же кому повстречался под водой.
Дети вместе с воспитателем рассматривают альбом, обсуждают работы, угадывают, что изображено.
-Вам понравилось сегодняшнее путешествие в Морское царство? Вы такие молодцы: рассказали про принадлежности для плавания, разгадали загадки, угадали обитателей по картинкам и сделали целый Морской альбом! Давайте мы его оставим посмотреть нашим гостям, а сами пойдём подкрепиться, нас ждёт второй завтрак.
Дети уходят из зала под продолжение песни А. Каначян «В синем море, в белой пене…».

Цель:

  1. познакомить детей с новым способом изображения: рисование солью;
  2. с помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес к ИЗО деятельности;
  3. снижение психофизического напряжения;
  4. развивать творческое воображение детей, мелкую моторику рук;
  5. объединение участников в группу;
  6. разрядка агрессивных импульсов, тревоги, напряжения;
  7. использование расслабляющих упражнений с использованием музыкотерапии, ароматерапии.
  8. установление контакта и доверия с детьми;

Рамы из оргстекла, пищевая соль (экстра) подушки по количеству детей; ширма-замок; аромасвеча; кисточки, картон, клей; цветная соль; магнитофон.

Набор игрового материала:

  • коробочки с бросовым материалом: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, бусины и др.
  • различные здания, постройки;
  • мелкие игрушки – сказочные герои;
  • животные (дикие, морские, домашние)

Ход занятия:

Звучит спокойная, тихая музыка. Дети с воспитателем заходят в зал и здороваются.

Ребята, а вы любите сказки? Я тоже очень люблю! Особенно те, в которых есть добрые волшебники и феи. Сегодня я вам хочу рассказать одну сказку. (Дети рассаживаются на подушки) Где-то далеко-далеко за морем-океаном, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве живет себе, поживает фея по имени Соль. И эта фея – не простая, она добрая волшебница, которая любит детей и очень хочет с вами познакомиться.

А вы хотите попасть в сказку и познакомиться с ней?... (ответы детей)

Но чтобы попасть в сказку, нужно очень сильно, всей душой, всем сердцем верить в чудеса и всем вместе произнести волшебные слова.

Я сейчас скажу вам заклинание, а вы постарайтесь его запомнить:

«Фея Соль нам помоги,

В страну волшебную перенеси,

В ладоши мы хлопнем

Раз, два и три,

Сердце свое для добра распахни!»

Музыкальное сопровождение: Чайковский П.И. Балет «Щелкунчик» «Танец феи Драже» .

(Использование метода музыкотерапии для снятия физического и эмоционального напряжения, формирование устойчивого бодрого настроения и здорового эмоционального возбуждения) .

Давайте еще раз дружно повторим эти волшебные слова…

Вот мы и очутились в сказочной стране. (Воспитатель показывает на ширму - замок рукой) . Посмотрите, какой прекрасный замок у феи Соль. (Воспитатель с детьми подходит к ширме. Дети рассаживаются на стульчики.)

Павлик и Арина помогите мне открыть двери.

Дверца в замок отворись!

Фея счастья появись!

(Выходит фея Соль и говорит) :

Во Вселенной была страна Соли с зелеными лесами, красивыми цветами, голубыми озерами и солнечными городами.

Жители этой страны были очень счастливы, потому-то им никто ничего не запрещал. Они могли, есть конфеты, кататься на каруселях, бегать по лужам, разговаривать с необычными животными, птицами и цветами,

дружить с гномами, петь и танцевать.

Но однажды злой волшебник уничтожил все в нашей стране. И стала она темной и безжизненной.

Друзья, готовы ли вы помочь мне вернуть красоту в мою страну?... (Ответы детей) Спасибо, что вы согласились мне помочь. Вам в пути помогут: верность, доброта, смелость и дружба.

Ребята, фея Соль подарила свечу, которая озарит нам дорогу в страну соли. (Воспитатель зажигает аромасвечь запахом зеленого яблока, включает фонограмму со спокойной музыкой.) (Использование метода ароматерапии: аромасвеча с запахом зеленого яблока – тонизирование и освежение организма, восстановление сил и поднятие настроения, благотворное влияние на эмоциональное состояние человека) .

Давайте крепко возьмемся за руки и произнесем волшебные слова: «Ты свеча, гори-гори, путь дорогу укажи!»

(Воспитатель со свечой вместе с детьми подходит к столу с солью)

А вот и волшебная страна, где живут друзья феи Соль. Посмотрите. Как здесь пусто и тоскливо. Одна соль. Но эта соль не простая. Она волшебная. Она может чувствовать прикосновения. Слышать. Говорить.

Упражнение «Здравствуй, соль!»

(Дети различными способами дотрагиваются до соли) .

Положите ладошки на соль. Давайте ее погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какая соль?.. (ответы детей) .

Давайте с ней поздороваемся: «Здравствуй соль!» .

Послушайте… Она, с вами здоровается. Вы все слышите?.. Плохо слышите, потому что ей грустно и одиноко. Она говорит тихим голосом.

А давайте ее развеселим! Пощекочем ее сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками.

Теперь плавными движениями как змейки побежали по соли пальчиками.

Вы слышите, как она смеется?...

Давайте ее погладим между ладонями.

Возьмите за руки соль крепко-крепко, потихоньку отпустите. Еще раз давайте ее возьмем за руки крепко, чтобы ни одна солинка не упала с кулачков. Соль, мы тебе поможем!

Злой волшебник заточил всех жителей страны в темницу. Там им темно, холодно, одиноко. Давайте мы поможем выйти им оттуда

(Воспитатель предлагает детям взять кисточки) . Я вам предлагаю аккуратно кисточкой раскопать соль во всех уголочках этой страны и вызволить наших друзей из темницы.

(Дети с помощью кисточек откапывают спрятанные в соли игрушки) .

Я горжусь вами! Вы так старались! Посмотрите, как светятся у них глазки, они улыбаются вам! И вы улыбнитесь им в ответ.

Упражнение «Узоры на соли»

Посмотрите, в этой стране Соли нет радости и жизни. Нам надо вернуть красоту этому маленькому миру.

Вы любите рисовать?.. (Ответы детей) Я надеюсь, что вы хорошо рисуете. Я вам предлагаю рисовать необычным способом: по соли пальцами, рук. Давайте нарисуем красивые узоры, а потом их украсим волшебными бусинами. Посмотрите, какие узоры на соли можно нарисовать. (Воспитатель рисует простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки) Придумайте свой узор, рисунок.

Замечательно! Посмотрите на узоры своих друзей, вам понравились они?

Теперь нужно, чтобы страна стала такой же радостной и счастливой, какой и была раньше (звучит фонограмма песни Н.Королевой «Маленькая страна» ) .

Посмотрите, что мы с вами расколдовали еще. (Воспитатель из-за ширмы выносит коробочки с растениями (деревьями, цветами) ; различными зданиями, постройками; животными. Дети расставляют предметы на соли.)

Страна Соли ожила! Спасибо, мои маленькие волшебники! А сейчас мы с вами немного отдохнем.

Физминутка» МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА» (звучит фонограмма песни Н.Королевой –Маленькая страна)

Давайте пойдем и посмотрим, что для нас приготовила фея Соль.

(Дети подходят к столам, на котором лежит цветной картон, коробочка с солью. Что это такое? Картинки цветные. Выберите, какая вам больше нравится. А здесь еще что то есть… Да это цветная соль!

  • Давайте по контуру обведем клеем рисунок, чтобы у вас получилась белая дорожка. Внимательно ведем клеем только по нарисованным линиям. Теперь откроем коробочку, достанем цветную соль и засыпим ею весь лист. Давайте скажем: «Крибле – крабле – бумс!» . Ссыпайте соль с картинки и посмотрите что у вас получилось! Да, это веселые жители волшебной страны. Посмотрите как они вам улыбаются. (Выходит фея с гномами и говорит) :

Жители моей страны очень рады что вы спасли их, и приглашают вас на свой танец

(Таец Гномов)

Фея Соль и ее друзья благодарят вас за то, что вы помогли спасти страну от злого волшебника. Ребята я предлагаю подарить картинки с изображением жителей волшебной страны нашим гостям, чтобы они вспоминали о нашем сказочном путешествии.

Ну, а нам пришла пора прощаться и возвращаться обратно в детский сад. С каким настроением вы пойдете в группу? (Ответы детей) Я думаю, что мы с вами обязательно встретимся, так как сказок на свете много разных.

До свидания!

Звучит музыка Ш.Каллош «В каждом маленьком ребенке» из м/ф «Обезьянки, вперед!»