Русские прялки- и обрядовость связанная с прядением. Конспект нод фцкм «путешествие в страну волшебной прялки» для детей старшей группы

Цели:

  • формировать представление о культуре народного творчества;
  • познакомить с традиционными обычаями зимних посиделок;
  • развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, логическое мышление;
  • расширить словарный запас учащихся;
  • закреплять умение делать звукобуквенный анализ слов;
  • учить словообразованию.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

1. Гимнастика для рук "Кулачки-ладошки"

Сам себе я помогу и здоровье сберегу:
Сяду прямо, не согнусь, за работу я примусь.

Есть у любого два кулачка,
Хлопнул один по другому слегка.

Ну, а ладошки не отстают,
Следом за ними весело бьют.

Кулачки быстрее бьют,
До чего стараются!

А ладошки тут как тут –
Так и рассыпаются.

Кулачки давай сердиться,
Громко хлопать стали.

И ладошки-баловницы
Тоже не отстали…

2. Подготовка тетради к работе:

Двадцать первое декабря. Вторник. Классная работа.

II. Введение в тему урока

1. На доске – часть стихотворения – устно перечислить орфограммы.

На завалинках, в светёлке
Иль на брёвнышках каких,
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как! В горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.

…………………………………
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по"сусекам"
Личных дач или квартир.
Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить:
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить!

2. Словарная работа:

  • Зава"линка – земляная невысокая на"сыпь вдоль наружных стен избы;
  • Светёлка (устар.) – небольшая комната, обычно в верхней части жилья;
  • Посиде"лки (устар.) – зимняя вечеринка молодёжи в деревне;
  • Лучи"на – тонкая длинная щепка;
  • Небосво"д – то же, что небо;
  • Хорово"д – русская народная игра – движение людей по кругу с пением и пляской;
  • Горе"лки – русская народная игра, в которой стоящий впереди ловит других участников, убегающих от него поочерёдно парами;
  • Быт людей повседневная жизнь;
  • Сусе"ки – отделения в ла"ре – в большом деревянном ящике для хранения муки;
  • Досу"г – свободное от работы время.

– Как понимаете строки стихотворения: эти посиделки были праздником души?
– Какой призыв звучит в конце стихотворения? Что значит – возродить посиделки?

III. Сообщение темы урока

Сегодня наш урок посвящён народному празднику. 21 декабря по христианскому календарю – день Анфисы-рукодельницы.

На доске:

А нфиса-руко дель ни ца

– Какие орфограммы в этом словосочетании вы видите?
– В каком из этих слов букв столько же, сколько и звуков?
– А в каком слове звуков меньше, чем букв? Почему?
– Поделите это слово на слоги: ру-ко-дель-ни-ца
– Объясните значение этого слова. (Рукодельница – искусница в рукоделии; искусница – умеющая, хорошо знающая своё дело; рукоделие – ручной труд – преимущественно женский – шитьё, вязание.)

IV. Работа по теме урока

1. Письмо с комментированием: подбор рифмованных слов

– Сегодня необычный праздник. Праздник этот ремесла, домашнего очага.

Праздник не безделья, а искусного рукоделья!
А как шили-вышивали, так и песни напевали.
Песни пели от души, песни были хороши!
Весело поётся – весело прядётся.

2. Отгадывание загадок:

– Послушайте внимательно, отгадайте загадки, а отгадки вы найдёте на этой выставке (прялка, веретено, чесало, пряжа).

Стригли, щипали, а после чесали,
Чисто, пушисто – к доске привязали! (Прялка)

– Что это чистое да пушистое к доске привязано? Конечно, шерсть! С овечки её остригли – после расщипали, а после?.. (Чесали)
Чесали, чесали – вот так пушисто расчесали!

– Другая загадка о прялке.

По локоть – мохнато, (шерсти пучок, как раз локоток)
По локоть – голо, (дальше – голая доска, не длиннее локотка)
По локоть – под себя ушло (скамейка).

3. Словообразование:

Прялка – прядь – пряха – прясть – пряжа – прядение – прядильня

прялка – приспособление для ручного прядения, приводимое в движение ножной педалью;
прядь (спец. термин) – скрученная нить;
пряха – женщина, занимающаяся ручным прядением;
прясть – скручивая волокна, делать нити;
пряжа – нити, полученные прядением;
прядение – от слова"прясть"ручное, машинное;
прядильня (устар.) – прядильная фабрика или мастерская.

4. Загадка о веретене:

– Чем оно больше вертится, тем толще становится. (Показ веретена.)

5. Немного о прядении

– Начну я самого начала.

– Как из белых мхов, из того ли сруба дубового
Вытекала речка тихоструйная.
Как из белой-то кудели да из долгого льна,
Да с того ли донца расписного
Выпрядала девица тонкую нить,
Нитку тонкую, нитку прочную…

Веретено – главная вещь в девичьем рукоделии. Деревянное, тонкое, изящное. У каждой девушки было своё веретено. А вот делал веретено либо отец для дочери, либо парень для любимой девушки.

Подарил мне батюшка чудо-веретёнышко, серебряное донышко.
Нитка белая бежит, веретёнышко дрожит.
Ты вертись, моя вертушка, дорогая мне игрушка,
Мне и весело, и жарко, я-то день-деньской кручу,
Нитки тонкие сучу и тихонечко пою…

Аудиозапись песни "Веретёнце" – 3,5 минуты.

V. Физминутка

Изобразить несколько движений пряхи.

VI. Работа по теме урока (продолжение)

– Вот так пели песни девушки и женщины, собираясь в долгие зимние вечера в одной избе на посиделки. Рассаживались по лавкам и принимались за рукоделие. Веретено знай крутится, а на веретено нитка ложится.
Работали раньше день-деньской, и даже вечером, когда на улице уже было темно. В печке огонь зажигали, весело поленья трещали в печке. В переднем углу свете"ц ставили, лучину зажигали.

Светец – девичья отрада (радость). Светец – деревянный (или железный).
Столбик с рогатиной наверху. Поэтому светец ещё и козой называли. В рогатину вставляли лучину, рядом со светцем обязательно ставили посудину с водой, чтобы рассыпающиеся искры не подпалили пол или стены. Светец украшала резьба. Глядели девушки на этот светец и мечтали о своём будущем.

6. Работа с мини-текстом (у каждого учащегося)

– В старину вечерами избы освещались горящими лучинами, которые вставляли в железную подставку – свете?ц. Словно высокий сказочный цветок, стоял светец на изогнутых ножках. Кованый, чёрный…
А каким украшением был в доме! Зажгут осиновую лучину… Уютно, светло. Можно и шерсть прясть. И ребятишкам есть дело: менять лучины, догоревшие в кадку с водой бросать.

– Чем в старину освещали избы?
– Что такое светец?
– Как выглядел светец?
– Что можно делать при лучине?

7. Работа в парах

Логическое задание: что ярче светит? На каждой парте комплект картинок: лампа настольная, солнце, прожектор, свеча, люстра. Задание: разложить карточки в порядке усиления освещения: свеча, настольная лампа, люстра, прожектор, солнце.

– На такие посиделки парни тоже приходили, работу с собой приносили. Кто лапти плёл, кто у"пряжью конской занимался.
А что еще делали на таких посиделках? Пели песни, игры играли. Не только веселились, но и друг к другу присматривались, су?женого себе искали. Парни смотрели не только на девичью красу, на работу обращали внимание: быстра ли, умела ли в женских делах хло?потных. По спряденной ниточке и характер определяли. Если нитка тонкая да ровная, значит, девушка спокойная, рукодельная. Если нитка вся в узлах, рвётся часто, то и нрав у девушки непокладистый (несговорчивый, неуступчивый).

Что за диво посиделки на Руси!
Так и хочется и вас, детишек, пригласить.
Вечерком зимой студёной
В тёплый дом зайти с поклоном
Да совета у сердечка попросить!

– А совет простой – беречь пляски и песни народные, слово русское хранить, потому как в этом скрыта душа народа. Я хочу, чтобы каждый из вас хранил в душе своей любовь и уважение к своим истокам, передавая своим будущим детям и внукам любовь к России.
Спасибо за работу на уроке, и в знак благодарности каждому из вас подарю для раскрашивания рисунок девушки с прялкой.

VII. Домашнее задание

– Написать отзыв об уроке в виде небольшого сочинения, но помните: в тексте должны быть три части – вступление, основная часть, заключение.

Русские прялки- и обрядовость связанная с прядением

северодвинская прялка

Пожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные, инкрустированные (даже зеркальцами!) расписные (даже по торцам!), гребневые, теремковые, светлые и темные, детские и взрослые прялки, прялицы, пресницы всех уголков России!

Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд.
Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених - невесте, муж - жене. В некоторых местах, по обычаю, жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки.

Многие прялки в добавление к росписям содержали дарственные надписи типа "Кого люблю того дарю", советы, поучения: " Пряди, прялку береги, за отца бога моли". Или вот такое: "Пряди, моя пряха, пряди нелениса" или тут же можно было прочесть лукавый ответ: "Я бы рада пряла, меня в гости звали" (орфография сохранена).

Почти все русские народные росписи по дереву пришли к нам с прялок.
Надо сказать, что прялочные поверхности не так уж и простые: и "башенки" сверху, и "серьги внизу, и бока резные, и стояк с "яблоком".

Грязовецкие прялки

Именно эта обманчивость подводит многих начинающих художников. Особенно, если стараются повторить какой -нибудь образец росписи, взятой из книжной иллюстрации - фрагмента. Эта "точная копия", перенесенная на доску, часто становится чуть ли не пародией.
И все потому, что горе-художник не видел всего образца. Поэтому очень важно посещать музеи и выставки, осматривать предметы со всех сторон.

Это, кстати, поможет и тем, кто судит народное искусство как в некотором роде примитивное, неаккуратное, небрежное и тем самым прощает эти огрехи себе. Когда видишь большую поверхность прялки в натуре, во всех ракурсах, то мыслей о неточностях и небрежностях уже не возникает, а восхищенно думаешь:"Дорасти бы до такой простоты!"

А сейчас познакомимся с устройством прялок.
Они были двух типов: с гребнем и с лопастью.
Гребневые бытовали в центральных, южнорусских губерниях и в Поволжье. А с лопастями - на Севере, а также в центральных губерниях, на Урале, в Сибири, на Алтае.
"На осине сижу, сквозь клену гляжу, березу трясу" - эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана.

Прялки. Кистевая роспись

Донца вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну а веретено было березовым.

Прялки 19 века. Вологодская область

Прялки-гребни были разборные и состояли из двух деталей, самого гребня и донца (гузно, подгузок, дно) куда он вставлялся.

На нижней Вычегде существовала иная роспись. На лопасти прялок по киноварному, или ярко-синему фону наносился сложный растительный орнамент в виде букетов роз с пышными распустившимися цветами и зеленой листвой. Растительные мотивы наносились красным, голубым, желтым цветом с тонировкой более светлых тонов и контурной черной обводкой некоторых деталей.

Как раз такими и были городецкие прялки со знаменитыми расписными донцами.
Кажется, зачем же было так стараться над росписью, которая никому не будет видна под сидящей пряхой? Ан нет, представьте только, до чего же было красиво такое украшение (картина!) на бревенчатых стенах избы, куда его вешали, пока пряха бездействовала!

Прялки с лопастью - лопаской, личиной, головкой, пером - по-разному называли верхнюю часть таких прялок - были разборными или, что встречается чаще, сделанными из цельного куска сосны или ели с корневищем так, чтобы сразу получался и подгузок, и лопаска. Поэтому такие прялки назывались "копылками", "корневухими".

Прядение и ткачество были самыми трудоемкими из всех видов работ, падавших на плечи крестьянки. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила она за прялкой.

"В избушке, распевая, дева
Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней" -
Писал Александр Сергеевич Пушкин.

Работа пряхи часто продолжалась за полночь, и приходилось пользоваться лучиной, вставив ее в светец, рядом с которым (в противопожарных целях) стояла бочка с водой. На лавку рядом ставили лукошко с клюквой. Потому что кислая клюква способствовала выделению слюны, которой пряха время от времени смачивала нить.

"Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно - кудель - привязывалось к верхней части прялки - лопасти, а на сиденье прялки - донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь, сильнее - она оборвется, а чуть слабее - будет слишком толстой или неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено, и повторяла всю операцию сначала. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. А чтобы получилось хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тыс. метров пряжи!

Поэтому прясть и готовить себе приданое девушка начинала уже с 6 - 8 лет.
Веретена с напряденными нитками - мочками пряхи складывали в специальную коробку - мочесник. Стенки его были расписаны также нарядно, как и сама прялка. С мочесниками и прялками девушки ходили на посиделки, или супрядки, - веселые вечеринки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. Вскоре в избу приходили и парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась пением, играми и плясками (см. рис.). Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла ее на вечеринку, держа за ножку, так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки.

Интересно, что из многих сотен прялок, хранящихся нынче в наших музеях, ни одна не повторяет другую. Так и кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер.
Типы прялок сложились в далекие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приемы украшения.
Прялки Русского Севера (Вологодская, Архангельская области) славились своей резьбой и росписью. В узорах повторялись древние символы солнца, звезд, земли, водной стихии - круги, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии.

Пряла лен, пряла лен,
Да льняное волокно.
Приходи ко мне, миленочек,
С тальянкой под окно".
Частушка, Холмолгорский район.
Росписи Северной Двины и Мезени.

Народные росписи, рожденные на берегах рек Северной Двины и Мезени, - яркое и самобытное искусство. Эти школы народного мастерства возникли в Х1Х в. Северодвинская роспись объединяет несколько крупных центров. Среди них особенно выделяются росписи пермогорская, ракульская, борецкая. Еще одна очень интересная роспись архангельского края - мезенская.

северодвинская прялка

северодвинская прялка

Круг бытовых предметов, которые украшала и преображала роспись, был очень широк: ковши, скобкари, блюда, солоницы, туеса, набирухи, короба, сундуки, люльки, санки и многое другое. Особенно славились богатством и разнообразием росписи прялки. Декор каждой вещи индивидуален, расположение орнамента подчинено форме предмета. Обычные предметы крестьянского быта роспись превращала в подлинные произведения искусства.
Основу пермогорской, ракульской и борецкой росписи составляют растительные мотивы, а для мезенской росписи кроме растительных элементов характерны геометрические орнаменты, удивительные птицы и тонконогие кони красного цвета. Во всех этих росписях основными выразительными средствами являются линия, контур и силуэт, а цвет дополняет изображения.

Очевидно, что все виды северодвинской росписи уходят своими корнями в древнерусское искусство: монументальную живопись, иконопись, миниатюру и орнаментику книг. Народные мастера многие приемы и мотивы книжной миниатюры перенесли в роспись.

Очень близки миниатюрам манера изображения одежды персонажей, колорит, простота и лаконичность рисунка. Многие композиционные приемы тоже взяты из книжной миниатюры и иконописи: повествовательность, соединение в одной композиции разновременных сцен и др.

Вологодская область

Ведущая тема северодвинской росписи - это опоэтизированная жизнь народа и родной природы.

Вологодская область

Ярославль-Столбчатые прялки

Вологодская область

северодвинские прялки

Две вепсские прялки из Бабаевского района, датируемые концом XIX - началом XX веков

Прибалтика-прялки перекликаются с русскими

Прибалтика

Городецкая прялка- донце

Архангельская област

Архангельская область, Каргопольский район

Вологодская область

Швейка, внизу солонница

Городецкая прялка

Городецкая прялка

Городецкая прялка

Городецкая прялка-гребень-чесало

Городецкая прялка

Веретено

Пермогорская прялка-«рассказ»

Архангельская область,

северодвинская прялка

Архангельская область,




ярославль теремковая прялка


теремковая- ярославль

вологодская область


грязовецкие прялки

гребень-чесало

Обработка волокна, прядение и ткачество:1 - часть льномялки; 2 - веретено; 3 - шиферное пряслице; 4 - гребень от прялки; 5 - гребенка для расчесывания льна, конопли и шерсти; 6 - игла для плетения; 7 - шпилька от прялки; 8 - юрок; 9 - педаль от прялки; 10 - крюк от ткацкого станка

Образы богинь судьбы часто связываются с образом нити, прялки, веретена. В народе женщины-рукодельницы, имеющие дело с полотном и нитью, также наделяются пониманием тайной природы вещей и умело используют свое знание. При помощи нити воздействуют на все сферы жизни: «какова нить, такова и жизнь». Судьба человека воспринимается как нить, выпряденная на прялке божеством, и затем оформленная (уже человеческими руками) в виде символического шитья, магического вязания, ткачества и т.п. - с целью предначертания будущего новорожденному или же с целью корректировки уже предопределенной судьбы. Божества могут изменить судьбу человека в моменты ритуальной смерти, т.е. при инициации, замужестве, отказе от рода и пр.


Колесо прялки стало колесом времени (или же понимание цикличности процессов в природе оказалось там просто объяснить посредством вращающегося колеса) - рождения, жизни и смерти, а символ круга означал солнце, вечность, образы Бога и мира как точки отсчета. Колесо символично и цифре 0 - замкнутый круг, беспредельное, начало и конец, символ абсолюта. Узоры на прялке связывали человеческую жизнь с мифическим актом ткачества мироздания. В восточно-славянской культуре центральная часть прялки, с которой соприкасалась кудель, часто украшалась знаками-символами солнца и суточного круговорота. Колесо крутится - жизнь-нить прядется, солнышко по небу катится.
Время в мифологии осмыслялось как конкретная предметная стихия - кудель на прялке, челнок или ткань на станке богов (пример, к сожалению, «не русский», но показательный: Пенелопа, наученная Афиной, распускает натканное за день, тем самым отсрочивая время выбора, т.е. приостанавливает время, замедляет течение человеческой жизни). В некоторых традициях определенный отрезок времени так и назывался «пряжей» («бабий счет по пряже»).

Если на нити (читай - на прямом течение силы/жизни/энергии) завязывался узелок, это изменяло заданное течение. В одних случаях узелки на нитях могли выступать в качестве оберегов от болезней и вреда, в других - наоборот, свидетельствовать о наведении порчи (например, при родах). Спутывая или перекручивая нить - по аналогии переносили действие на жизнь человека, спутывая, сбивая, либо наоборот - выпрямляя. Создавая изделие, вместе в нитью вплетали свои желания, посулы, мечты. Умельцы вязания узелков на нити с целью изменения жизни/сеобытия назывались наузниками, а сами колдовские узелковые нити - наузами .
Колдовская нить прялась ради изменения (коррекции) судьбы, т.е. изменения чего-то в настоящем и будущем. Однако иногда чтобы изменить будущее, надо вернуться назад, в прошлое - в обрядовом ткачестве это выполняется кручением нити против часовой стрелки (т.е. открываются запирающие барьеры, пряха оказывается в потоке времени). В этот момент она создает новый посыл/желание, и вплетает его в ткань овеществленной реальности.

В христианизированной традиции появляются народные сказания о том, что Бог сам создал ткачество и научил женщин (вернее, прародительницу Еву) прясть.
Важность прядения в человеческой жизни нашло выражение и в делении изб на на "пряху" и "непряху (если печь располагалась при входе справа от двери ее устье было обращено к свету - изба "пряха"; если печь помещалась слева от входа - изба "непряха").

Духи прядущие, ткущие, вышивающие

Мифические существа любят заниматься прядением и ткачеством, но чаще всего практической пользы это не приносит. «От кикиморы не дождешься пряжи» - говорится в пословице. Народная память сохранила больше историй о нехорошем «исходе» пряденья духами: видеть прядущую кикимору - к смерти в избе; когда кикимора гремит коклюшками - быть беде. Однако если за прялку садится дух (особенно в значимые дни года, благосклонно расположенный к хозяевам), последствия бывают благоприятными - дух может «напрясть» богатство, здоровье, удачу.

Чаще всего прядя, дух приговаривает и нашептывает пожелание, чаруя пряжу, домочадцев, скот. Для того, чтобы «не рисковать», старались не оставлять рукоделье на видном месте, вовремя заканчивать работу, и, по большому счету, не ссориться с духами.
В прядущих (вяжущих, плетущих, ткущих, шьющих, вышивающих) духах часто узнаваемы божества, предопределяющие судьбу, будущее. Существуют разные версии - «кто был первичен». Одни утверждают, что сначала было много мелких божков и духов, из которых выделились основные Боги. Кто-то говорит, что все было наоборот, и Богов было мало, а функций, возложенных на них - много, и постепенно эти функции дробились, передаваясь сначала младшим богам, а потом и природным духам. Другие считают, что мир вокруг живой, и все, что есть на земле отражается в «другом мире», а наоборот. В любом случае боги, духи и люди сосуществуют рядом.

городецкая прялка

Среди богинь-прях наиболее известна Мокошь (предположительно связь со словом «mokos» - «прядение», но этой связи обнаружить мне не удалось, зато в санскрите найдены слова mocsa - освобождение, спасение души, мокшака - разрывающая связи). Другие версии имени - Ма-кош означает “Мать жребия” (в санскрите найдены слова kac - связывать, kac - "быть видимым, проявляться").
Рожаницы , богини «предопределенности», вместо пряжи прядут судьбу людей, наделяя их счастливым или несчастливым уделом. Одна дева меряет жизнь, другая отрезает нить судьбы, третья, старшая, произносит слово судьбы. (Культ рожаниц постепенно сливался с культом домашних духов). Иногда рожаницам соответствуют «пряхи заговоров», локализуемых на горе (камне, на реке (море), под деревом (на столбе), где «три девицы… прядут, выпрядают, узоры набирают».

Сходные функции несли богини судьбы Доля и Недоля (Среча и Несреча).
Домовой (либо доможириха, женская ипостась домового), хранитель дома, предок рода.
Мара (призрак, привидение, наваждение, выглядящая как маленькая, «запечельная» старушка), появляется лунной ночью. Иногда она принимает вид прялочного колеса, иногда рвет пряжу и кудель, что служит определенным символом - (в образе богини смерти) мара забирает душу, покидающую тело.

Кикимора (вариации мара/жена домового, выглядит как женщина любого возраста с выраженным физическим уродством, связана с культом мертвых) любит прясть в одиночестве - иногда помогая хорошим хозяйкам, а нерадивым вредя.
Русалки (объединяющие в народных представлениях всех женских природных духов, а также умерших неестественной смертью женщин) любят шить. В русальную неделю им оставляли на деревьях холстину, нитки, одежду.

из музея в финляндии

«Лесные жены» дарят людям клубки «неубывающих» ниток.
Комоха (персонификация лихорадки) - помимо владения разными инструментами (режет ножом, точит) еще и прядет.
Параскева Пятница , после прихода на Русь христианства восприняла функции Мокоши, стала покровительницей ткачества, прядения и домашней работы. Ее образ, вероятно, слился в т.ч. с Бабой Середой (помогающей прясть и белить холсты), украинской Ничкой (прядущей, особенной по пятницам, оставленные кудели).

из музея в финляндии

Мифическая пряха, живущая в «избушке на курьей ножке, на веретенной пятке… шелк прядет, нитки длинные сучит, веретено крутит…» (по описанию Баба-Яга , либо старуха/ведунья). Пряха веретено крутит, избушка вертится, нить в клубок скручивается - а тот клубок помогает преодолеть пространство и время герою, ищущему свою судьбу.
Женщина Иного мира , помогающая кому-то в мире человечьем - используя магические способности она оживляет тканное/вышитое полотно, творя гармонию между мирами - низшим, высшим и срединным.
Предполагается, что изначально каждый день недели связывался с существом прядуще-ткущим, даже само название «сутки» однокоренное с глаголом «ткать» - «то, что соткано» (с’тки). Месяцы года тоже зашифрованы в русской «прядельной» загадке: «Стоит дом в 12 окон/В каждом окне по 4 девицы/У каждой девицы по 7 веретен/У каждого веретена свое имя».

северодвинская прялка

Появление прядущих духов приурочено к определенному времени - в «переходные» моменты, когда миры оказываются близко друг к другу, прядение носит не бытовой характер, а судьбоносный. Поэтому «простым смертным» в такое время нельзя притрагиваться к магическому инструменту сотворения полотна жизни - женщины отдыхают, а богини, духи и «знающие» прядут, воздействуя на человеческую жизнь и мироздание. В «переломное» время нельзя вить веревки, скручивать нитки, сматывать клубки, вязать узлы, плести, гнуть… Люди, не подозревающие о скрытой связи вещей (что наверху - то и внизу), могут легко разрушить хрупкое равновесие, позволяя силам хаоса проникнуть в «упорядоченный» мир, принося дисгармонию и асимметрию. Отсюда проистекают страшные истории о наказанных пряхах, пренебрегшим запретом - в их жизни либо что-то рвется, либо путается, либо выходит криво-косо, либо оказывает влияние на погоду или свою семью и рождение детей, естественно, в неблагополучном смысле. Если же человек, вмешавшийся в процесс «плетения невовремя» понял, что рождается сейчас под его руками нечто нехорошее, должен рассечь созданную вещь на части, дабы «вернуть мироздание в исходное состояние».

одна из древнейших- найдена При раскопках староладожского городища IX в


Нельзя прясть в дни солнцеворота (зимний - связывался с культом мертвых, отсюда обычай рядиться, приходить к друг другу в гости ряженными и прясть, сидя на полатях, словно бы не женщины, а кикиморы, ведя при этом разговоры о судьбе молодого поколения), на русальной неделе (переход от весны к лету, седьмая неделя после Пасхи, когда рожь зацветает), по пятницам.

прибалто-финские

Прядения обрядовой нити приходилось на определенные календарные даты: Введение в храм Богородицы (4 декабря), Св. Андрея (13 декабря), в канун Нового года, Св. Евдокии (1 марта), Св. Алексея (30 марта), среда 4-ой недели Великого поста, Чистый четверг, Ивана Купала или определенные дни недели. При этом отдельно оговаривались а) время суток: до восхода солнца или в течение дня или ночи; б) место прядения: на пороге дома, "на воде", на ходу, у окна; в) состав исполнителей (женщины, старухи или девочки-"недоростки", часто ни разу до этого момента не прявшие). Необходимо было и соблюдение ритуальной чистоты исполнительниц. Иногда колдовские нити пряли левой рукой с кручением веретена "от себя" (против часовой стрелки).

Сезон «прядения» и обработки льна начинался с наступлением зимы (октября). На девичьих посиделках и запрядках (досл. «новая пряжа») женщины и девушки общались, мечтали, пряли (а женская магия предполагает умение мечтая - создавать, вынашивать и рождать желаемое).
Нить, выпряденная в день Введения, обладала целебной силой. Это связывалось, вероятно, с христианским поверьем, что в этот день маленькая Мария была введена в ту часть храма, куда мог входить раз в год только первосвященник с очистительной жертвенной кровью - т.е. случилось чудо. В этот день «церковь нарушает молчание Священного Писания, раскрывая неисповедимые пути Господни» (поверим на слово ).

Кенозерские прялки — корневые

северодвинская прялка

Созданная в Чистый четверг и в канун Нового года нить (либо шнурок) и надетая «знающим» людьми на запястье или поясницу человека, совершившего телесное и духовное очищение (по поверьям, баня и это умеет делать), способствовала благоприятному продолжению человеческой жизни и защищала от колдовства (поверим на слово ).
В ночь перед Рождеством (зимнее солнцестояние), когда границы миров истончаются, прошлое-настоящее-будущее оказываются рядом, пряли программирующие нити.
Заканчивалось прядение 26 марта (по ст.ст.), к этому времени полагалось завершить последнюю пряжу, иначе сделанное «не пойдет впрок».
Вышивка, выполненная накануне пасхальной, ивановской и петровской заутрени (пороговые дни года), обладала особой магической силой. Одежда, созданная в значимое время года подразумевала обновление и возрождение.

Используемый в прядении материал - чаще всего шерсть, лен, конопля, хотя иногда в ход идут куриные перья (кикимора и мара) и волосы хозяев (Мокошь). Используя шерсть/перья/волосы духи манипулируют средоточием жизненной силы людей и животных, поэтому такие «нити» обладают более сильным воздействием. Духи-пряхи часто сами могут оборачиваться куделью, и тогда прядется уже не просто шерсть, а их волосы - как сочетание жизненной и магической силы, передаваемой полотну. Одновременно прядущие духи ли, женщины ли, наговаривают на свою работу пожелания.
В отличие от простых смертных духи все-таки выполняют свою «работу» сознательно, они существуют на тонком уровне - и видят тонкие плетения - с чего они начаты, как связаны, чем закончатся: поэтому для них "плести" потоки также легко, как для людей нити.
Для достижения целей использовали не только разный материал для нитей (шерсть, лен, шелк), но и разную цветовую гамму (красные, белые, суровые, черные), а также разное количество нитей (одна, три или более).



В районе Вашки, Мезени, Печоры, Усы распространена мезенская роспись


Способ повязывания нитей на тело человека можно соотнести с различными украшениями: на шее нить ассоциируется (либо заменяется позже) ожерельем, на руке - браслетом, на пальце - кольцом, на талии - поясом.
Также важен был способ крепления нити на теле: обвязывание или крест-на-крест.

Использование нити/кудели/веревки в обрядах:

Тайный, магический смысл рукоделий оказался известен не только богам-духам, но и «знающим» людям, колдунам, знахарям. В отличие от простых людей, «знающие» занимались осознанными и целенаправленными манипуляциями с куделью, пряжей, нитью, веревкой и пр. атрибутами рукоделия. Эти действия нашли отражение в гадательных и магических обрядах.
1. Прядут «наопак» (наоборот) две нити - одну женихову, другую - невестину, пускают их на залитую водой сковороду, и смотрят: сойдутся, совьются - быть свадьбе, а если разойдутся - не судьба. Отсюда может идти выражение «связать свою судьбу».
2. В частушке «нитки рвутся, я вяжу/все на милого гляжу» прослеживается та же идея - если пряхе удается связать рвущуюся нить, судьба сложится, совместная жизнь удастся.
3. Гадание на Троицу, когда по воде пускают нить (жизни-судьбы, судьбы-смерти), и смотрят - утонет или поплывет.
4. Льняной пряжей обвивают конец лучины, втыкают между половиц и поджигают. В какую сторону лучина склонится, оттуда и жениха ждать. Вариант: отмечают, куда летят остатки догоревшей на лучине кудели - к дверям, - жди сватов, от дверей - в девках куковать.
5. Атрибутом гаданий выступали и изделия из ниток и пряжи, например, пояс. Пояс клали у порога церкви, и первый перешагнувший был «носителем имени жениха». Для девушки же, сплетшей кушак, нить становилась судьбоносной (вероятно, если она хотела изменить судьбу, надо было распустить, перерезать кушак?).
6. Программирование жизни молодых при помощи нити и пр. Девушка перед свадьбой шли в баню с колуном, держась за конец пояса. Перед тем, как парить невесту, колдун перевязывал оставшейся частью пояса ей правую руку, правую ногу и грудь, приговаривая: «Ноги к ногам, руки к рукам, к грудине - на восток». Этот обряд «связывал» молодых, чтобы они шли рука об руку, не расходились и любили друг друга. (Интересно, а с мужчинами ничего подобного не проделывали?).
7. На свадьбах пряли "нитки долгой жизни", связывая молодых «на долго и счастливо».
8. Пояс в бане, надетый на невесту, имел определенное число узлов. По числу узлов рождалось число сыновей.

9. По количеству узлов при перевязывании пуповины считали, сколько детей еще родит роженица.
10. Скручивание шерсти в нитку, совершаемое колдуньей при пересечении дороги свадебному поезду моделировало пересечение жизни зарождающейся семье, разлад в ней.
11. Новорожденному ребенку, которого впервые клали в колыбель, окручивали зыбку (люльку) нитками, спряденными с молитвами (заговорами) в Святки - то есть в период работы Богинь-прях. Концы этой нити потом снимали с зыбки, связывали в единую нить и клали под голову младенцу, тем самым суля ему долгую и счастливую жизнь. (Запрет на рукодельничание в Святки здесь, вероятно, нарушается тем, что мать не просто прядет, а ребенку судьбу плетет. В этот момент она может либо приравниваться к богиням-пряхам, либо выступать как проводник их воли).

12. В детскую колыбель клали пряслице для девочки или лучок для отбивки шерсти для мальчиков, в ряде мест к колыбели привешивали веретено/кудель/лучину/ножницы, считая, что эти предметы отвлекут ночных духов от ребенка (ведь прясть им часто куда интереснее).
13. Обряд «отворачивания». Ища или желая вернуть заблудившегося/пропавшего человека/скотину, красной нитью (символ жизни) обвязывали кусочек холста (как существа в целом). Вероятно, тут срабатывал принцип путеводной нити Ариадны в критском лабиринте.
14. Нить-судьба работает в новоселье, чтобы судьба владельцев дома была прочно связана с новым обиталищем, клубок ниток бросали через порог, а потом по старшинству, держась за «путеводную нить» входили в дом.




самопрялка горизонтальная

15. Веревка выступает как образ общины (то, что сплетено из множества нитей - но по сути является одной).
16. Веревка - это дорога между мирам (чаще, правда, в нижний мир, чем в верхний).
17. Сплетенные левой рукой нитки в чистый четверг считались «программирующими судьбу». В Егорьев день (6 мая) эту нитку вместе с лоскутом вешали на древо желаний, и задуманное исполнялось.

18. К пряже приравнивается и человеческий волос как средоточие жизненной силы (души). Смертную рубаху вышивали волосами, в саван вплетались волосы покойного - так воплощалась идея загробного существования и последующего возрождения.
19. Тканные изделия (холсты, полотна, особенно украшенные «вычурами») часто связывались с дорогой, соединяющей миры, а также умершими предками и будущими потомками. Понятия «дорога», «ткань», «полотенце», «платок» в мифологии эквивалентны словам «дорога» и «судьба».

Пересказала Тайгана

пряха- кудожник Касаткин, Русский музей СПБ



Важские прялки


Самопрялка горизонтальная


Самопрялка вертикальная


Эх, сколько же замечательных вещей мы потеряли из виду на пути прогресса! Сколько чудесных традиций и мистических знаний ушло от нас… А ведь все это - не просто «поэзия старины: это наука быть счастливым. Скажем, прялка.

Кто теперь помнит хотя бы, как она выглядела? А еще сто лет назад этот предмет сопровождал девушку от рождения до замужества.

НИКОМУ НЕ ДАМ

У восточных славян пуповину новорожденной девочки перерезали на прялке или веретене; через прялку передавали новорожденную крестной...

Загадка Сфинкса не даёт покоя людям не меньше чем пирамиды. Хотя сейчас египтологи убеждены, что Сфинкс датируется эпохой IV династии, мы сталкиваемся с полным отсутствием упоминания о нем в текстах Древнего царства. Почему же видные современные ученые продолжают связывать Сфинкса с Хафрой и настаивать, что «[его] датировка временем IV династии Древнего царства... больше не подлежит сомнению»?

Одна из причин - слог, высеченный на гранитной стеле, которая стоит между передними лапами монумента...

Сфинкс - величайшая загадка древности. До сих пор достоверно неизвестно кто, зачем и когда воздвиг это грандиозное сооружение. Размеры Большого Сфинкса Гизы поражают воображение - его высота более 20 метров, ширина 11,5 метров, а длина 72 метра.

Этот величественный монумент таит в себе многие тайны и загадки, на протяжении тысячелетий его окутывали мифы и легенды, ему поклонялись и боялись, он видел смену эпох и цивилизаций и лишь он, Сфинкс Гизы, остался нетленным и безмолвным хранителем...

При царе Горохе загадочные места называли проклятыми, или дьявольскими. До сих пор самым известным аномальным местом на земле был Бермудский треугольник (часть Северной Атлантики, расположенная в границах Южного побережья США, Бермудских и Больших Антильских островов).

За 150 лет при весьма загадочных обстоятельствах в районе треугольника пропали более 1000 человек, 55 судов и 20 самолетов (в том числе 5 бомбардировщиков ВВС США с 14 летчиками).

Есть ли такие аномальные зоны в России...

Уже не одно столетие ученые мужи бьются над загадкой последнего чуда света, сохранившегося до наших дней - над загадкой Египетских пирамид. Наблюдается большая разбросанность в определении возраста этих грандиозных сооружений, а также цели - для которой они были построены.

Существуют рекорды, доказывающие, что египетские жрецы путешествовали в северном направлении по суше к северо-западному мысу Нового Материка (или то, что сейчас является Британскими островами).

Все это говорит о великой...

ТОМ ПЕРВЫЙ
К ОРИЕНТИРОВКЕ В РУКОВОДЯЩИХ ЛИНИЯХ ИЗЛОЖЕНИЯ

Прослеживая духовную работу, совершенную людьми, пытавшимися разрешить загадку мира и ответить на вопросы жизни, душа исследователя все снова и снова наталкивается на слова, которые подобно вердикту были начертаны на храме Апполона: "Познай самого себя".

Человеческая душа, ставя перед собой эти слова, может ощутить определенное воздействие; оно то и лежит в основе понимания мировоззрения. Сущность живого организма приводит к...

Пролетая на самолете над островом Мальта, можно увидеть сотни загадочных борозд, которые, словно рельсы, пересекают его в самых разных направлениях. Многие из них тянутся параллельно, а потом внезапно сливаются в одну колею, чтобы круто свернуть или же, наоборот, плавно уйти в сторону.

Необычные “рельсы” пересекают горы, могут оборваться на крутом обрыве, чтобы потом прямо внизу, в долине, продолжить свой путь в том же направлении. А на побережье они входят прямо в голубые воды Средиземного...

Вчера вечером в кабинете Истинного Учителя Истины (то есть меня) раздался телефонный звонок, и ломающийся мужской голос сообщил мне, что я ничего не смыслю в жизни.

Вот как? -- заинтересовался я.

Вы глумитесь над Практиками Востока, которым о-чень много лет...

Елена Лазарева
Конспект НОД ФЦКМ «Путешествие в страну волшебной прялки» для детей старшей группы

Цель : Продолжать приобщать детей к истокам русско народной культуры путем ознакомления с русским бытом.

Задачи :

Образовательные : познакомить с элементом русского народного быта - прялкой ; формировать знания о прялке ; познакомить с историей ее создания; показать назначение прялки ; формировать знания о том, как на Руси изготовляли одежду.

Продолжать формировать у детей представление о народной культуре, её богатстве и разнообразии, красоте и благородстве. Приобщать к особенностям жизни и быта наших предков. Закрепить представление о труде, жилище, традиционной одежде русского народа.

Воспитательные : Воспитывать интерес к русской народной культуре, воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, воспитывать бережное отношение к предметам одежды. Воспитывать любовь к Родине, патриотические чувства.

Предварительная работа : знакомство с предметами быта, обычаями и традициями; чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, разгадывание загадок; слушание русской народной музыки; организация и проведение русских народных игр («Заря –заряница» , «Клубок» и др.)

Оборудование : Прялка , веретено, костюмы «Королевы прялки » и «Веретена» шерсть, клубки ниток, вязальные спицы, крючок для вязания, вязаные вещи.

Ход занятия:

Воспитатель : Мы опять сегодня с вами

Путешествовать спешим

И волшебными словами

Вновь предметы оживим.

Проводится игра «Путешествие на ковре самолете » .

Ход игры:

Дети садятся в круг на ковре.

Воспитатель : Коврик, на котором вы сидите, не простой, а волшебный . Сядьте так, чтобы ваши ноги были вытянуты вперед, возьмитесь за руки и закройте глаза. Представьте, что мы поднимаемся вверх в облака, еще выше, выше облаков, летим, ковер покачивается. Крепче держитесь за руки. Дышим все легко, ровно, глубоко. Нам хорошо летать, взявшись за руки. Но вот ковер опускается ниже, ниже. Открывайте глаза. Ребята, мы с вами прилетели в волшебную страну .

Посмотрите-ка, ребята,

Здесь волшебная страна ,

Кто живет в ней, вот загадка,

Разгадать ее пора.

Давайте произнесем волшебные слова и попробуем оживить предметы, тогда они расскажут нам о себе.

Дети произносят волшебные слова :

Оживите в миг предметы,

Расскажите о себе!

Королева Прялка : Вы в стране волшебной прялки .

Приглашаю вас, друзья,

Все вы гости для хозяйки,

А хозяйка эта – я!

Воспитатель : Здравствуйте, уважаемая королева Прялка ! Мы очень рады вас видеть. Пожалуйста, расскажите нам о себе и своей стране .

Королева Прялка : В подчиненье у меня

Очень важные предметы,

Все они мои друзья,

Среди них я королева,

Потому, что старше всех .

И скажу вам откровенно –

Царствую я без помех!

Воспитатель : А как вы устроены и вообще, для чего вы нужны?

Королева Прялка : Как, вы не знаете для чего нужна прялка ? Я очень важная дама и к тому же очень уважаемая. Много-много лет назад я жила во всех домах и помогала людям, меня берегли, каждый день с меня стирали пыль, а некоторые украшали меня цветами, расписывали яркими узорами. А как я устроена вы сейчас увидите, только сначала я должна кое-кого позвать. Он тоже живет в моей стране .

Очень нужен мне помощник

Веретенце-озорник,

Без него я не работник.

Появись пред нами в миг.

Появляется «Веретено» .

Веретено : Вот и я, меня вы звали,

Я на помощь вам приду,

Я хочу, чтоб вы узнали,

Как умело я пряду.

Я живу в стране Королевы Прялки . Запомни, как меня зовут?

Дети отвечают хором : Веретено!

Веретено : Я сделан из дерева. Все время нахожусь рядом с королевой и помогаю ей в работе. Вот послушайте и посмотрите.

Королева Прялка : Прежде чем я буду прясть,

Шерсти нужно нам набрать,

Можно попросить немного

У овечки шерсти дать.

Веретено : Мы же находимся в волшебной стране , пусть сейчас же здесь появиться шерсть.

Королева Прялка : Шерсть вставляют в прялку ,

Чешут редким гребешком,

Ловко скручивают нитку

Озорным веретеном.

Королева Прялка показывает , как вставляют шерсть в прялку , чешут ее, прядут нить.

А чтобы работать было веселей – пели песни. Ниточка прядётся, а песенка поётся :

Позолоченная прялица ,

Мы прядём, а нитка тянется,

Мы прядём, а нитка тянется,

Нам работа наша нравится…

Воспитатель : Королева Прялка , все-то ты в работе, а не хочешь ли отдохнуть? Поиграй с нашими детьми в русскую народную игру «Клубочек» .

Правила игры : дети встают в круг, в руках у ведущего клубочек ниток. Пока музыка играет надо передавать клубочек соседу. Музыка обрывается – передавать нельзя. Тот, у кого клубочек останется должен отгадать загадку. Если отгадает, остаётся в игре, нет – выходит из игры.

Загадки к игре «Клубочек» :

Пляшу по горнице

С работою моею,

Чем больше верчусь,

Тем больше толстею.

(Веретено)

Верчусь, верчусь – не потею,

Только более толстею. "

(Веретено)

"Стригли, щипали, а после чесали,

Чисто, пушисто – к доске привязали! "

(Шерсть)

По локоть мохнато, по локоть голо, по локоть под сиденье ушло.

(Прялка )

Я пушистый, мягкий, круглый,

Есть и хвост, но я не кот,

Часто прыгаю упруго,

Покачусь - и под комод.

(Клубок ниток)

Королева Прялка : Какие молодцы вы ребятки, такие сложные загадки отгадали.

Воспитатель : А что потом делают из ниток?

Королева Прялка : Из волшебной этой нитки

Вяжут теплые носки,

Варежки, шарфы и шапки.

Всем они зимой нужны.

Ребята, а что еще можно делать из ниток?

Дети : Из ниток вяжут одежду. Бабушка плетет коврики. А моя бабушка делала мне из ниток куколку.

Королева Прялка : Правильно дети, из ниток можно сделать много полезных и красивых вещей. Вот, посмотрите, какие красивые и теплые вещи связали мастерицы.

Дети берут вещи, рассматривают их.

Воспитатель : А чем же вяжут одежду?

Королева Прялка : Вяжут одежду вязальными спицами и вязальным крючком. Этой работой на Руси занимались все девушки, женщины, бабушки. Свое мастерство они передавали своим детям. Наши мастерицы славились не только на Руси, но и в других государствах. Ведь наши мастерицы вязали и ткали необыкновенно красивые и теплые платки и ковры. Труд взрослых, которые своими руками делают одежду из шерсти очень сложный, важный и нужный людям. (Ковры нужны, чтобы было красиво в доме, теплая одежда и з шерсти нужна, чтобы не было холодно).

Воспитатель : Спасибо, Королева Прялка . У вас в стране мы познакомились с интересными предметами, узнали, как они устроены и для чего нужны. А теперь пора возвращаться. До свидания, волшебная страна .

Дети : До свидания!