Какое событие произошло в жизни главного героя. "Кинематографические" композиционные приемы

Библиотека
материалов

C емембаева Анар Толеубековна ,

учитель русского языка и литературы.

Проблема «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Урок литературы в 9 классе

Мечта каждого учителя- научить ученика самостоятельно ориентироваться в предмете. В чем же должна проявляться такая самостоятельность ?

В чтении без страха контроля.

В выборе дополнительного материала, знании и поиске источников.

В проведении культурных, в первую очередь исторических и лингвистических, аналогий.

Здесь на помощь учителю приходит технология критического мышления. Интересна одна из стратегий критического мышления- «Кубизм». На примере урока литературы в 9 классе по произведению Н.В. Гоголя «Шинель» можно увидеть особенность этой стратегии.

Цели урока: углубить представление о личности Н.В.Гоголя, ознакомить с историей создания повести, с определением «маленький человек», способствовать развитию навыков критического суждения, умения выделять главное в тексте, строить логическую цепь мыслей.

Метод обучения: продуктивный

Форма организации: беседа, коллективная и групповая работа

Ход урока

I . Организационный момент: психологический настрой учащихся – побуждение.

Задание: каждая группа должна подобрать и записать ассоциации к словосочетанию маленький человек , время работы- 2 минуты. Затем проводится презентация кластеров.

II . Актуализация имеющихся знаний

Совместное определение темы и целей урока

В литературе конца XVIII- начала IXX в. впервые осмысляется проблема столкновения интересов государства, империи с надеждами и чаяниями обыкновенного заурядного человека, строящего свою судьбу. Из этого конфликта родилась тема «маленького человека». Определение «маленький человек»- это литературный термин. Он относится к героям, обычно занимающим низкое место в социальной иерархии: мелкий чиновник, мещанин, бедный дворянин. Само понятие «маленький человек» в употребление ввёл В.Г Белинский.

Выражение «все мы вышли из гоголевской шинели» вошло в оборот после того, как в России вышла книга французского писателя Эжена Вогюэ « Современные писатели. Толстой – Тургенев - Достоевский». Как вы его понимаете?

Назовите тему сегодняшнего урока?

Работа в группах

Опережающее задание

Первое исследовательское задание « Лента времени. Жизнь и творчество

Н. В. Гоголя в контексте литературных и исторических событий России и Казахстана».

Второе исследовательское задание « Из истории создания повести «Шинель»».

Что такое шинель? Как выглядела шинель в I XX веке?

Третье исследовательское задание « Магия слов» (объяснение сложных и устаревших слов, исторических реалий, бытовых деталей).

III . Работа по теме «Образ Акакия Акакиевича».

Применение метода кубизма.

Задание: каждая группа раскрывает образ Акакия Акакиевича с помощью направлений на кубе.

1 . Описание внешности главного героя.

Найдите и прочитайте в тексте описание внешности Акакия Акакиевича? Как портрет раскрывает характер героя?

2. Особенности и странности характера Башмачкина.

Что означает имя Акакий?

Некоторые исследователи сопоставляют судьбу Башмачкина с житием преподобного Акакия Синайского, который жил в 6 веке и был послушником в монастыре. В чем их сходство?

В чем радость жизни для Акакия Акакиевича?

Какова его речь?

Какое событие произошло в жизни главного героя и почему оно стало для него важным и переломным?

Найдите и прочитайте отрывок, где в словах Акакия Акакиевича: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете » одному молодому чиновнику слышались другие слова: « Я брат твой ». Что нового узнали о герое?

Создавая в «Шинели» образ «вечного титулярного советника», Гоголь показал в целом судьбу человека в этом мире от рождения до смерти. Ничтожная жизнь Акакия Акакиевича Башмачкина – лишь фон, на котором показаны важнейшие движения души человека и его столкновения с окружающим миром.

3. Сравнение . С каким литературным героем можно сравнить Акакия Акакиевича?

Определите схожие и отличительные черты характера.

4. Ассоциации. Каким вы представляете Акакия Акакиевича? Встречали ли вы подобного человека в вашем обществе?

5. Исследование . Можно ли назвать Акакия Акакиевича «маленьким человеком»?

(дискуссия)

6. Оценка Ваше мнение о главном герое?

Чем заканчивается повесть?

Чем поучительна повесть?

Трагедия «маленького человека» часто показана в произведениях Гоголя сквозь призму смеха. Но смех Гоголя в какой-то момент перестает быть смехом над

«маленьким человеком», а становится смехом над обществом, которое не умеет сострадать и немилосердно к своим братьям («Я брат твой…»).

Тему «маленького человека» в XX веке продолжила не только литература, но и кинематограф. Вспомним, Чарли Чаплина, его манеру рассказа о трагедии «маленького человека» в безжалостном мире (кадры из фильма «Огни большого города»).

V . Подведение итогов урока. Выставление оценок.

VI . Рефлексия

VI . Домашнее задание

Написать эссе на тему «Зло в человеке всегда связано с непониманием другого человека… » (Д.С. Лихачёв) .

Ле нта времени. Жизнь и творчество

Н. В. Гоголя в контексте литературных и исторических событий России и Казахстана

Жизнь Гоголя

Россия

Казахстан

1809- 1820

В местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда рождается Николай Гоголь.

Правление Александра I .

Торжественно открыт Лицей в Царском Селе (1811).

Хан Букей возведён в ханы

Внутренней Орды Александром I .

Отечественная война (1812-1814) .

Участие казахов

в Отечественной войне.

1821-1829

Нежинская гимназия высших наук.

Восстание декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге (1825) .

14 султанов Старшего жуза

приняли подданство России

(1824).

Первое большое произведение- романтическая поэма «Ганц Кюхельгартен».

Русско- турецкая война

( 1 826-1829).

1830-1838 –

Государственная служба. Сотрудничество в журналах. Знакомство с Пушкиным.

Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Комедия «Ревизор».

Золотой век русской литературы.

Смерть Пушкина(1837).

В 1835 году родился казахский ученый Шокан Уалиханов.

Восстание казахских шаруа под руководством Исатая Тайманова (1836-1838).

Махамбет Утемисов.

Антиколониальное восстание казахов под предводительством Кенесары Касымова.

1839-1852

Роман «Мертвые души». Сборник «Петербургские повести».

21 феврала 1852 года писатель умирает в доме Талызина на Никитском бульваре.

Открытие Эрмитажа в Петербурге.

В 1845 году родился великий казахский поэт Абай.

Почему в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» со­бытия изображены не в хронологической последовательности?

Произведение М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (1841) - социально-психологический роман.

Главный герой произведения Григорий Александрович Печорин, с одной стороны, конкретный человек с яркими по­ступками, сильными чувствами. С другой - Печорин воплощает в себе обобщённые черты молодого поколения 1830-1840-х годов, трагедия которого состояла в недостаточной социальной активности и малой востребованности в обществе.

Печорин - офицер, аристократ, он один из тех, кого принято считать баловнем судьбы. Жизнь его крайне беспокойная. Она исполнена отчаянных поисков чего-то необычного, особенного, выходящего за рамки привычных впечатлений. Сильные чув­ства его сродни страстям, но в том-то и дело, что его холодная рассудочность, склонность к анализу происходящего вокруг уравновешивают пылкость его натуры.

Почему же в романе «Герой нашего времени» события изо­бражены не в хронологической последовательности?

Прежде всего потому, что этот метод создаёт ощущение не­кой тайны, недосказанности в характеристике самого героя, что по духу сближает роман с байроническим направлением в литературе. Кроме того, читатель безразличен к хронологии описываемых событий. Ему интересна сама жизнь Печорина, интрига и замысловатость коллизий и тех ситуаций, которые возникают то здесь, то там на его жизненном пути.

А с точки зрения главной художественной идеи именно так, с нарушением хронологии событий, роман выстроен по одной важной причине. Читатель прослеживает жизнь Печорина по­следовательно, от простого к сложному, узнавая личность этого человека, постигая незаурядность его натуры.

В главе «Бэла» читатель знакомится с образом Печорина через рассказ о нём Максима Максимыча и убеждается в том, насколько этот молодой человек решителен, дерзок и непред­сказуем в поступках. Но это лишь косвенные представления о герое, которым суждено пополниться в дальнейшем содер­жании романа. В главе «Максим Максимыч» читатель видит Печорина вживую и составляет своё мнение о нём. Внешность главного героя свидетельствует и о романтических наклон­ностях его характера, и о его волевых качествах. Но при этом холодность и равнодушие «странствующего офицера», про­явленные им к человечному и мудрому Максиму Максимычу, неприятно удивляют читателя.

В главах «Тамань» и «Княжна Мэри» Печорин изображён через записи в собственном дневнике очень полно, подробно и многосторонне. Его дневник - это рассказ героя о самом себе, исповедь, в которой объясняются мотивы его поступков и даётся им оценка.

Мы узнаём о том, что в центре жизненных интересов ге­роя - его собственная личность, его «эго». Остальные герои романа - это «другие», которые по воле случая оказываются на его жизненном пути.

Печорин признаётся себе, что в нём два человека: один совер­шает поступки, другой беспристрастно оценивает их. Он при­носит много страданий другим людям; по его вине гибнут Бэла и Грушницкий. Однако Печорин склонен думать, что объективно в несчастиях этих «других» он не виноват. Но в его подсознании таится мысль о том, что нет - виноват!

По этой причине он «засмеялся» после похорон Бэлы, и у Максима Максимыча «мороз пробежал по телу». У Печорина хватает ума и сострадания, чтобы сказать искренние слова оби­женному им Максиму Максимычу при расставании. Понимая, насколько виноват, он готов броситься к ногам княжны Мэри, чьё сердце разбито, и плачет на дороге в Пятигорск около пав­шего коня.

Сердце главного героя жаждет небывалого отклика на его чувства. Сам он безуспешно стремится соответствовать «предна­значению высокому» и плодотворно тратить «силы необъятные», которые, он уверен, даны ему от природы. Но цели его остаются неисполненными; великое поприще, на котором он мог бы со­стояться как выдающаяся личность, им не найдено. Поэтому критик Белинский назвал его «страдающим эгоистом».

И, наконец, завершает характеристику Печорина глава «Фаталист», где на серьёзном философском уровне решается вопрос о неизбежных, предопределённых свыше поворотах в судьбе человека. Так, глубоко продуманной автором с идейно­художественных позиций предстаёт перед нами история жизни Печорина, «героя» русской действительности 1830-1840-х гг.

Таким образом, «странная» композиция не разрушила худо­жественный замысел автора романа, и главный герой предстает перед читателем как характер целостный и самобытный.

Здесь искали:

  • с какой целью автор романа герой нашего времени нарушил хронологический
  • с какой целью в романе герой нашего времени нарушается хронология
  • зачем лермонтов нарушил хронологическую последовательность глав романа

Повесть Солженицына "Один день Ивана Денисовича" была создана в 1959 году. Автор написал ее в перерыве между работой над романом "В круге первом". Всего лишь за 40 дней создал Солженицын "Один день Ивана Денисовича". Анализ этого произведения - тема данной статьи.

Тематика произведения

Читатель повести знакомится с жизнью в лагерной зоне русского мужика. Однако тематика произведения к лагерному быту не сводится. Кроме подробностей выживания в зоне, в "Одном дне..." содержатся детали жизни в деревне, описанные через призму сознания героя. В рассказе Тюрина, бригадира, - свидетельства о последствиях, к которым привела коллективизация в стране. В различных спорах, которые ведут между собой лагерные интеллигенты, обсуждаются различные явления советского искусства (театральная премьера фильм "Иоанн Грозный" С. Эйзенштейна). В связи с судьбами товарищей Шухова по лагерю упоминаются многие подробности истории советского периода.

Тема судьбы России является основной темой творчества такого писателя, как Солженицын. "Один день Ивана Денисовича", анализ которого нас интересует, не исключение. В нем локальные, частные темы вписаны органично в эту общую проблему. В этом отношении показательна тема судьбы искусства в государстве с тоталитарным строем. Так, художники из лагеря пишут бесплатные картины для начальства. Искусство советской эпохи, по мысли Солженицына, стало частью общего аппарата угнетения. Эпизодом размышлений Шухова о производящих крашеные "ковры" деревенских кустарях поддержан мотив деградации искусства.

Сюжет повести

Хроникальным является сюжет повести, которую создал Солженицын ("Один день Ивана Денисовича"). Анализ показывает, что хотя сюжетную основу составляют события продолжительностью всего лишь один день, предлагерную биографию главного героя представить позволяют его воспоминания. Родился Иван Шухов в 1911 году. Он провел в деревне Темгенево свои довоенные годы. В семье его - две дочери (рано умер единственный сын). Шухов на войне находится с первых ее дней. Он был ранен, затем попал в плен, откуда ему удалось сбежать. В 1943 году Шухов был осужден за по сфабрикованному делу. Он отсидел на момент сюжетного действия 8 лет. Действие произведения происходит в Казахстане, в каторжном лагере. Один из январских дней 1951 года описал Солженицын ("Один день Ивана Денисовича").

Анализ системы персонажей произведения

Хотя основная часть персонажей обрисована автором лаконичными средствами, Солженицыну удалось добиться в их изображении пластической выразительности. Мы наблюдаем разноцветье индивидуальностей, богатство человеческих типов в произведении "Один день Ивана Денисовича". Герои повести изображены лаконично, но при этом надолго остаются в памяти читателя. Писателю порой достаточно для этого лишь одного-двух фрагментов, экспрессивных зарисовок. Солженицын (фото автора представлено ниже) чуток к национальной, профессиональной и сословной специфике созданных им человеческих характеров.

Отношения между персонажами подчиняются строгой лагерной иерархии в произведении "Один день Ивана Денисовича". Краткое содержание всей тюремной жизни главного героя, представленное в одном дне, позволяет сделать вывод о том, что между лагерной администрацией и заключенными - непреодолимая пропасть. Примечательно отсутствие в этой повести имен, а иногда и фамилий множества охранников и надсмотрщиков. Индивидуальность этих персонажей проявляется лишь в формах насилия, а также в степени свирепости. Напротив, несмотря на обезличивающую номерную систему, многие из лагерников в сознании героя присутствуют с именами, а порой и с отчествами. Это говорит о том, что они сохранили индивидуальность. Хотя это свидетельство не относится к так называемым стукачам, придуркам и фитилям, описанным в произведении "Один день Ивана Денисовича". Герои эти также не имеют имен. В целом Солженицын рассказывает о том, как система безуспешно пытается превратить людей в детали тоталитарной машины. Особенно важны в этом отношении, кроме главного героя, образы Тюрина (бригадира), Павло (его помощника), Буйновского (кавторанга), баптиста Алешки и латыша Кильгаса.

Главный герой

В произведении "Один день Ивана Денисовича" образ главного героя весьма примечателен. Солженицын сделал им обыкновенного мужика, русского крестьянина. Хотя заведомо "исключительными" являются обстоятельства лагерной жизни, писатель в своем герое намеренно акцентирует внешнюю неброскость, "нормальность" поведения. По мысли Солженицына, судьба страны зависит от врожденной нравственности и природной стойкости простого человека. В Шухове главное - неистребимое внутреннее достоинство. Иван Денисович, даже прислуживая более образованным своим солагерникам, вековым мужицким привычкам не изменяет и себя не роняет.

Очень важна в характеристике этого героя его рабочая сноровка: Шухову удалось обзавестись своим удобным мастерком; для того чтобы отлить позднее ложки, он прячет куски он выточил складной ножичек и умело его припрятывал. Далее незначительные на первый взгляд подробности существования этого героя, его манера держаться, своеобразный крестьянский этикет, бытовые привычки - все это в контексте повести получает значение ценностей, которые позволяют сохраниться в тяжелых условиях человеческому в человеке. Шухов, например, просыпается всегда за 1,5 часа до развода. Он сам себе принадлежит в эти утренние минуты. Важно герою это время фактической свободы еще и потому, что можно подработать.

"Кинематографические" композиционные приемы

Один день содержит в этом произведении сгусток судьбы человека, выжимку из его жизни. Нельзя не заметить высокую степень детализации: каждый факт в повествовании дробится на мелкие составляющие, из которых большая часть подается крупным планом. Автор использует "кинематографические" Он скрупулезно, необыкновенно тщательно следит за тем, как перед выходом из барака его герой одевается или объедает до скелета мелкую рыбешку, попавшуюся в супе. Отдельного "кадра" удостаивается в повести даже такая, на первый взгляд несущественная гастрономическая деталь, как рыбьи глаза, плавающие в похлебке. В этом вы убедитесь, прочитав произведение "Один день Ивана Денисовича". Содержание по главам этой повести при внимательном чтении позволяет найти множество подобных примеров.

Понятие "срок"

Важно то, что в тексте произведения друг с другом сближаются, становясь порой практически синонимами, такие понятия, как "день" и "жизнь". Подобное сближение осуществляется автором через понятие "срок", универсальное в повествовании. Срок - это наказание, отмеренное заключенному, и одновременно внутренний распорядок жизни в тюрьме. Кроме того, что важнее всего, это синоним судьбы человека и напоминание о последнем, самом главном сроке его жизни. Временные обозначения тем самым приобретают в произведении глубокую морально-психологическую окраску.

Место действия

Место действия также очень значимо. Враждебно узникам пространство лагеря, в особенности опасными являются открытые участки зоны. Заключенные спешат перебежать как можно скорее между помещениями. Они боятся быть застигнутыми в этом месте, спешат юркнуть под защиту барака. В противоположность любящим даль и ширь героям русской литературы, Шухов и другие заключенные мечтают о тесноте укрытия. Для них барак оказывается домом.

Каким был один день Ивана Денисовича?

Характеристика проведенного Шуховым одного дня непосредственно дается автором в произведении. Солженицын показал, что этот день в жизни главного героя оказался удачным. Рассуждая о нем, автор отмечает, что героя не посадили в карцер, не выгнали на Соцгородок бригаду, он закосил кашу в обед, бригадир закрыл хорошо процентовку. Шухов стену клал весело, не попался на шмоне с ножовкой, вечером подработал у Цезаря и купил табачку. Главный герой к тому же не заболел. Прошел ничем не омраченный день, "почти счастливый". Таково в произведении основных его событий. Финальные авторские слова звучат так же эпически спокойно. Он говорит о том, что таких дней было в сроке Шухова 3653 - 3 лишних дня набавлялось из-за

Солженицын воздерживается от открытого проявления эмоций и громких слов: довольно и того, чтобы у читателя возникли соответствующие чувства. А это гарантировано гармоничным строем рассказа о силе человека и силе жизни.

Заключение

Таким образом, в произведении "Один день Ивана Денисовича" проблемы были поставлены очень актуальные для того времени. Солженицын воссоздает основные черты эпохи, когда на невероятные лишения и муки был обречен народ. История данного явления начинается не с 1937 года, отмеченного первыми нарушениями норм партийной и государственной жизни, а намного раньше, с начала существования в России режима тоталитаризма. В произведении, таким образом, представлен сгусток судеб множества советских людей, которые были вынуждены расплачиваться годами мучений, унижений, лагерей за преданную и честную службу. Автор повести "Один день Ивана Денисовича" проблемы эти поднял для того, чтобы читатель задумался о сущности наблюдаемых в обществе явлений и сделал для себя какие-то выводы. Писатель не морализирует, не призывает к чему-то, он лишь описывает действительность. Произведение от этого только выигрывает.

Вывод: Как видим, подобно Чацкому, Онегина обвиняли и в пьянстве, и в вольнодумстве, и в принадлежности к франкмасонам и в расточительстве, и в невежестве.

Обратим внимание на то, что облик Онегина, а позже и других героев складывается не только из характеристик, наблюдений автора, но и из толков, пересудов, слухов. В данном случае соседи помещики - источники молвы о герое. (Вспомним опять из «Горе от ума» слова Лизы: «Грех не беда, молва нехороша».)

Как видим, Онегин оказался в деревне таким же одиноким затворником, каким был в последнее время и в Петербурге. Но вот появился новый сосед.

5. Как складывались отношения Онегина с Ленским?


Слово учителя 1

Строфы VI-ХII вводят новое лицо - Ленского. По первоначальному замыслу он должен был стать центральным персонажем главы (в плане издания романа, который Пушкин набросал в 1830 г., вторая глава озаглавлена «Поэт»), основным антиподом Онегина. Противопоставление мыслилось как антитеза умного скептика и наивно-восторженного энтузиаста. Соответственно черты свободолюбия, сохранившиеся и в окончательном варианте образа Ленского, первоначально были значительно резче подчеркнуты. Сопоставление этих образов подчеркивает и ущербность каждого в отдельности, и духовную ценность каждого из них. Сложная система стилистических переходов позволила Пушкину отделить авторское повествование и от позиции Ленского, и от позиции Онегина и одновременно уклониться от жесткой и однозначной их оценки.

Обратимся к комментариям Ю.М. Лотмана к VI строфе.

«С душою прямо геттингенской...» - «Геттингенская душа» была для Пушкина вполне конкретным и далеким от политической нейтральности представлением. Геттингенский университет был одним из наиболее либеральных университетов не только Германии, но и Европы. Выпускники Геттингенского университета, знакомцы Пушкина, принадлежали к числу русских либералов и свободолюбцев.

6. Как вы понимаете эти слова:
Сперва взаимной разнотой

Они друг другу были скучны;

Потом понравились...?
7. Верите ли вы в возможность дружбы «от делать нечего»? Что объединяло Онегина и Ленского?

8. Как отнеслись соседи к Владимиру Ленскому?

9. Что мы знаем о дружбе, друзьях в жизни А.С. Пушкина? Давайте вспомним некоторые строки о дружбе.
Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен

Неколебим, свободен и беспечен...
или
Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина –

Отечество нам Царское Село.


И вдруг в «Евгении Онегине» появляются такие строчки (строфа ХIV):
Но дружбы нет и той меж нами.

Все предрассудки истребя,

Мы почитаем всех нулями,

А единицами - себя.

Мы все глядим в Наполеоны,

Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно;

Нам чувство дико и смешно.


Здесь звучит явно не авторский голос. Так зачем же он обобщает - «мы»? (Дело в том, что в этих строках начинается еще одна тема романа - тема Наполеона, который в 20-е гг. ХIХ в. воспринимался многими молодыми людьми как гений, стоящий над миллионами обычных людей, как образец для подражания на пути к мгновенной славе, блестящей карьере.)

10. О чем размышляли, спорили Онегин и Ленский? (Чтение ХVI, ХVII строф.)

13. Почему так много раз, описывая Татьяну, автор употребляет частицу «не», показывает, какой она НЕ была. В чем необычность Татьяны?

14. Какой жизненный уклад царствовал в семье Лариных? Как жизнь в деревне изменила мать Татьяны и Ольги?

15. Прочитайте слова эпиграфа к этому уроку. Как вы думаете, почему они актуальны при изучении второй главы «Евгения Онегина»?
III. Домашнее задание.

2. Объяснить смысл эпиграфа к третьей главе.

4. Согласны ли вы с мнением писателя И.А. Гончарова: «...характер положительный пушкинская Ольга - и идеальный - его же Татьяна. Один - безусловное, пассивное выражение эпохи, тип, отливающийся, как воск, в готовую господствующую форму. Другой - с инстинктом самосознания, самобытности, самодеятельности. Оттого первый ясен, открыт, понятен сразу... другой, напротив, своеобразен, ищет сам своего выражения и формы и оттого кажется капризным, таинственным, малоуловимым». (Этот вопрос можно дать ученику на карточке.)

5. Почему Татьяна решила, что Онегин - тот, кого она ждала?

6. Как письмо Татьяны отражает ее чувство?

7. Выучите наизусть письмо Татьяны к Онегину.

8. Индивидуальное задание - подготовить сообщение на тему «Интересы и занятия дворянской женщины» (по карточке 27).

Карточка 27

Интересы и занятия дворянской женщины 1

На общем фоне быта русского дворянства начала ХIХ в. «мир женщины» выступал как некоторая обособленная сфера, обладавшая чертами известного своеобразия. Образование молодой дворянки было, как правило, более поверхностным и домашним. Оно обычно ограничивалось навыком бытового разговора на одном-двух иностранных языках, умением танцевать и держать себя в обществе, элементарными навыками рисования, пения и игры на каком-либо музыкальном инструменте и самыми начальными знаниями по истории, географии и словесности.

Значительную часть умственного кругозора дворянской девушки начала ХIХ в. определяли книги.

Образование молодой дворянки имело главной целью сделать из девушки привлекательную невесту.

Естественно, что со вступлением в брак обучение прекращалось. В брак молодые дворянки в начале ХIХ в. вступали рано. Нормальным возрастом для брака считался возраст 17-19 лет. Однако время первых увлечений молодой читательницы романов начиналось значительно раньше. И окружающие мужчины смотрели на молодую дворянку как на женщину уже в том возрасте, в котором последующие поколения увидали бы в ней лишь ребенка.

Выйдя замуж, юная мечтательница часто превращалась в домовитую помещицу-крепостницу, как Прасковья Ларина, в столичную светскую даму или провинциальную сплетницу.

И все же в духовном облике женщины были черты, выгодно отличавшие ее от окружающего дворянского мира. Дворянство было служилым сословием, и отношения службы, чинопочитания, должностных обязанностей накладывали глубокую печать на психологию любого мужчины из этой социальной группы. Дворянская женщина начала ХiХ в. значительно меньше была втянута в систему служебно-государственной иерархии, и это давало ей большую свободу мнений и большую личную независимость. Защищенная к тому же, конечно лишь до известных пределов, культом уважения к даме, составлявшим существенную часть понятия дворянской чести, она могла в гораздо большей мере, чем мТжчина, пренебрегать разницей в чинах, обращаясь к сановникам или даже к императору.

Последствия петровской реформы не в одинаковой мере распространялись на мир мужского и женского быта, идей и представлений - женская жизнь и в дворянской среде сохранила больше традиционных черт, поскольку более была связана с семьей, заботами о детях, чем с государством и службой. Это влекло за собой то, что жизнь дворянки имела больше точек соприкосновения с народной средой, чем существование ее отца, мужа или сына.

УРОК 44

КОММЕНТИРОВАННОЕ ЧТЕНИЕ ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЫ.

ПИСЬМО ТАТЬЯНЫ КАК ВЫРАЖЕНИЕ ЕЁ ЧУВСТВ,

ДВИЖЕНИЯ ЕЁ ДУШИ.

ГЛУБИНА, ЗНАЧИТЕЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ ГЕРОИНИ
...Татьяна - существо исключительное,

натура глубокая, любящая, страстная.

В.Г. Белинский
ХОД УРОКА
I. Устный или письменный опрос по 2-6 пунктам домашнего задания.
II. Анализ третьей главы романа. Беседа по вопросам:

1. С чего начинается третья глава?

2. Вспомните, какое отношение у соседей-помещиков вызывал Онегин. Как эти слухи могли повлиять на чувство Татьяны? (Они могли вызвать интерес к нему, подчеркнуть его исключительность.)

3. А какую роль в растущем чувстве любви героини могли сыграть книги, которые она читала? В.Г. Белинский в своей статье о Татьяне писал: «Здесь не книга родила страсть, но страсть все-таки не могла не проявиться немножко по-книжному. Зачем было воображать Онегина Вольмаром, Малек-Аделем, де-Линаром и Вертером?..

Затем, что для Татьяны не существовал настоящий Онегин, которого она не могла ни понимать, ни знать…» 1

4. Проверка индивидуального задания. Сообщение на тему «Интересы и занятия дворянской женщины» (по карточке 27).

5. Прочитайте строфы ХVII-ХIХ. Почему о любви Татьяна говорит со старой няней? Сравните две любви, две судьбы.

6. Как строфы ХХII-ХХV объясняют читателю смелый поступок Татьяны - решение писать Онегину, открыть свою душу?

7. Проверка домашнего задания - выразительное чтение наизусть письма Татьяны.

8. Найдите строфы, в которых показано томительное ожидание Татьяной ответа на свое признание.

9. Как в ХХХVIII и ХХХIХ строфах показано смятение героини, ее страх перед долгожданной встречей?

Обратим внимание учащихся на то, что в самый напряженный момент развития сюжетного действия вдруг начинает звучать песня. (Если есть возможность, нужно дать запись «Песни девушек» из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин».) Как эта песня готовит читателя к предстоящему объяснению?

10. Прочитайте последнюю строфу (ХLI) третьей главы. Почему автор заканчивает главу на самом напряженном и интересном событии?


III. Домашнее задание.

а) Как отнесся Онегин к письму Татьяны?

б) Что мешает героям быть счастливыми?

в) Зачем в конце четвертой главы показана счастливая пара влюбленных: Ленский и Ольга?

УРОК 45

СЮЖЕТ И КОМПОЗИЦИЯ ЧЕТВЕРТОЙ ГЛАВЫ.

ИСПОВЕДЬ ОНЕГИНА.

КОНТРАСТ МЕЖДУ КАРТИНАМИ

СЧАСТЛИВОЙ ЛЮБВИ И УЧАСТЬЮ ТАТЬЯНЫ
Открыв письмо Татьяны, мы - провалива-

емся. Проваливаемся в человека, как в реку, ко-

торая несет нас вольным, переворачивающим

течением, омывая контуры души, всецело вы-

раженной потоком речи...

Абрам Терц (А.Д. Синявский)
ХОД УРОКА
I. Беседа по четвертой главе романа:

1. Четвертая глава романа - самая многозвучная. Здесь мы слышим полифонию голосов, мнений, мотивов: это и монолог Онегина, и его диалог с Ленским, и повествование о героях и событиях, и раздумья автора о жизни, о возможности счастья, любви, дружбы.

Какие события происходят в жизни героев в четвертой главе? (Два события: свидание Онегина и Татьяны (оно началось еще в третьей главе) и обед в зимнюю пору в доме Онегина, на котором Ленский передает ему злополучное приглашение на именины Татьяны. Эпизоды широко развернуты, а вокруг них авторские лирические отступления.)

2. С чего начинается четвертая глава? (С шести пропущенных строф. Эта пауза заставляет нас, подобно пушкинской героине, затаив дыхание, ждать развития событий.) И вот начинается текст:


Чем меньше женщину мы любим,

Тем легче нравимся мы ей...


Чьи это мысли? Автора? Онегина?

Строфы УIII-Х показывают, насколько опустошена душа Онегина, и то, что произойдет между Онегиным и Татьяной, после их прочтения кажется предопределенным.

3. Как отнесся Онегин к письму Татьяны? (Ответ предполагает анализ ХI и предшествующих строф.)

4. Выразительное чтение исповеди Онегина. (Строфы ХII-ХVI.)

5. Этот монолог литературоведы называют по-разному: исповедь, проповедь, отповедь. А как думаете вы? Свой ответ аргументируйте.


Слово учителя

Проповедь Онегина противопоставлена письму Татьяны совершенным отсутствием в ней литературных клише и реминисценций.

Смысл речи Онегина именно в том, что он неожиданно для Татьяны повел себя не как литературный герой («спаситель» или «соблазнитель»), а просто как хорошо воспитанный светский и к тому же вполне порядочный человек, который «очень мило поступил // С печальной Таней». Онегин повел себя не по законам литературы, а по нормам и правилам, которыми руководствовался достойный человек пушкинского круга в жизни. Этим он обескуражил романтическую героиню, которая была готова и к «счастливым свиданьям», и к «гибели», но не к переключению своих чувств в плоскость приличного светского поведения, а Пушкин продемонстрировал ложность всех штампованных сюжетных схем, намеки на которые были так щедро разбросаны в предшествующем тексте. Не случайно во всех последующих строфах главы доминирующей делается тема литературной полемики, разоблачения литературных штампов и противопоставления им действительности, истины и прозы. Однако при всей наивности начитавшейся романов героини в ней есть непосредственность и способность к чувству, отсутствующие в душе трезвого героя.

6. Что мешает героям быть счастливыми? (Однозначного ответа здесь быть не может: видимо, встреча эта, как думает Онегин, произошла слишком поздно для героя, а, может быть, наоборот, рано, и Онегин еще не готов полюбить. Особое внимание следует обратить на то, насколько необычен этот роман. Традиционная схема была такой: на пути к счастью есть серьезные преграды, злобные враги, а здесь никаких препятствий нет, но нет и взаимной любви.)

7. Какой важный жизненный совет дает Онегин Татьяне?
(Учитесь властвовать собою;

Не всякий вас, как я, поймет;

К беде неопытность ведет.)
Только все дело в том, что не «всякому», а именно Онегину открывает Татьяна свое сердце, и к беде ведет не неопытность, искренность Татьяны, а слишком богатый жизненный опыт Евгения.
8. Слово учителя.


Врагов имеет в мире всяк,

Но от друзей спаси нас боже!


С чем это связано? Обратимся к комментарию Ю.М. Лотмана к ХIХ строфе, из которого мы узнаем, с какой низостью, подлостью столкнулся А.С. Пушкин, кто такой «враль», рождающий клеветнические слухи, и о каком «чердаке» идет речь.

На чердаке вралем рожденной... – смысл стихов раскрывается сопоставлением с письмом П.А. Вяземскому 1 сентября 1822 г.: «...мое намерение было (не) заводить остроумную литературную войну, но резкой обидой отплатить за тайные обиды человека, с которым расстался я приятелем и которого с жаром защищал всякий раз, как представлялся тому случай. Ему показалось забавно сделать из меня неприятеля и смешить на мой счет письмами чердак князя Шаховского, я узнал обо всем, будучи уже сослан, и, почитая мщение одной из первых христианских добродетелей - в бессилии своего бешенства закидал издали Толстого журнальной грязью».

Толстой Федор Иванович (1782-1846) - отставной гвардейский офицер, бретер, картежник, одна из наиболее ярких личностей ХIХ в. Его имел в виду Грибоедов, когда писал о «ночном разбойнике, дуэлисте» («Горе от ума», д. 4, явл. IV).

Пушкин узнал об участии Толстого в распространении позорящих его слухов и ответил эпиграммой («В жизни мрачной и презренной...») и резкими стихами в послании «Чаадаеву». Пушкин долгое время собирался драться с Толстым на дуэли.

Чердак - литературно-театральный салон А.А. Шаховского. «Чердак» помещался в доме Шаховского в Петербурге на Малой Морской, на углу Исаакиевской площади. Постоянными посетителями его были представители театральной богемы и литераторы, близкие к «архаистам»: Катенин, Грибоедов, Крылов, Жихарев и др.

О сплетнях, распространяемых Толстым на «чердаке», Пушкин узнал от Катенина.

10. Зачем в конце четвертой главы показана счастливая пара влюбленных: Ленский и Ольга?

11. По какому принципу построено описание «картин счастливой жизни» Ленского и Ольги относительно предыдущих строф? (Принцип антитезы, контраста.)

Обратите внимание: автор подчеркивает состояние души Владимира Ленского, его ожидание счастья: «Он весел был», «Он был любим» и «был счастлив», но есть стиховой перенос, настораживающий внимательного читателя: «...По крайней мере!! Так думал он». Опять зазвучала авторская ирония. Надо ли верить в любовь, если тебе как будто отвечают взаимностью? Как обстоит все на самом деле и нужно ли об этом узнавать? Может быть, лучше не рассуждать, а безоглядно верить? А Татьяна хотела и верить, и знать. Поистине, знание приумножает скорбь 1 .

12. Время в четвертой главе бежит очень быстро. Как мы помним, объяснение между Онегиным и Татьяной происходило в пору сбора ягод, и вот уже автор рисует картины осени: «И вот уже трещат морозы // И серебрятся средь полей...». А изменился ли за это время Онегин? Как проходили его дни в деревенской тишине? (Он спокоен, его жизнь ничем не напоминает петербургскую суету; он забыл «и город, и друзей, и скуку праздничных затей».)

Но зимой в глуши что делать в эту пору? (Остается радость общения с другом, Ленским. Евгений ждет его, не садится без него обедать. Строфы ХLVII-ХLIХ рисуют зимний обед друзей.)


II. Домашнее задание.

1. Как Ленский передал приглашение на именины Татьяны? Почему он так настаивает на приезде Онегина?

3. Индивидуальное задание - подготовить сообщение на тему «Народные приметы, встречающиеся в пятой главе» (по карточке 28).

Карточка 28

Народные приметы, встречающиеся в пятой главе

Героиня романа в пятой главе погружена в атмосферу народной жизни, и это решительно изменило характеристику ее духовного облика. Пушкин противопоставил заявление в третьей главе «она по-русски плохо знала» противоположному по значению «Татьяна (русская душою)...» Этим он привлек внимание читателей к противоречивости образа героини.

Ее тревожили приметы... - П. А. Вяземский к этому месту текста сделал примечание: «Пушкин сам был суеверен» (Русский архив. 1887. 12. С. 577). В эпоху романтизма вера в приметы становится знаком близости к народному сознанию.

Настали святки. То-то радость! - Зимние святки представляют собой праздник, в ходе которого совершается ряд обрядов магического свойства, имеющих целью повлиять на будущий урожай и плодородие. Святки - время гадания на суженых и первых шагов к заключению будущих браков. «Никогда русская жизнь не является в таком раздолье, как на святках: в эти дни все русские веселятся. Всматриваясь в святочные обычаи, мы всюду видим, что наши святки созданы для русских дев. В посиделках, гаданиях, играх, песнях все направлено к одной цели - к сближению суженых. Только в святочные дни юноши и девы сидят запросто рука об руку; суженые явно гадают при своих суженых, старики весело рассказывают про старину и с молодыми сами молодеют; старушки грустно вспоминают о житье девичьем и с радостью подсказывают девушкам песни и загадки. Наша старая Русь воскресает только на святках» 1 .

«По старине торжествовали /7 В их доме эти вечера», то есть святочные обряды выполнялись в доме Лариных во всей их полноте. Святочный цикл, в частности, включал посещение дома ряжеными, гадания девушек «на блюде», тайные гадания, связанные с вызыванием суженого и загадыванием сна.

Посещение дома ряжеными в пушкинском романе опущено, но следует отметить, что традиционной центральной фигурой святочного маскарада является медведь, что, возможно, оказало воздействие на характер сна Татьяны.

Во время святок различали «святые вечера» (25-31 декабря) и «страшные вечера» (1-6 января). Гадания Татьяны проходили именно в «страшные вечера».

Как ваше имя? Смотрит он... - Иронический тон повествования создается за счет столкновения романтических переживаний героини и простонародного имени, решительно несовместимого с ее ожиданиями.

Девичье зеркало лежит. - Во время святочного гадания «на сон» под подушку кладут различные магические предметы. Среди них зеркало занимает первое место. Все же предметы, связанные с крестной силой, удаляют.

ХI - ХII строфы - переправа через реку - устойчивый символ женитьбы в свадебной поэзии. Однако в сказках и народной мифологии переход через реку является также символом смерти. Это объясняет двойную природу образов сна Татьяны: как представления, почерпнутые из романтической литературы, так и фольклорная основа сознания героини заставляют ее сближать влекущее и ужасное, любовь и гибель.

Большой, взъерошенный медведь... - Исследователи отмечают двойную природу медведя в фольклоре: в свадебных обрядах в основном раскрывается добрая, «своя», человекообразная природа персонажа, в сказочных - он представляется хозяином леса, силой, враждебной людям, связанной с водой (в полном соответствии с этой стороной представлений, медведь во сне Татьяны - «кум» хозяина «лесного дома», полудемона, полуразбойника Онегина, он же помогает героине перебраться через водяную преграду, разделяющую мир людей и лес. В этой, второй функции медведь оказывается двойником лешего, «лесного черта», и роль его как проводника в «шалаш убогой» вполне оправдана всем комплексом народных верований).

Х V I - Х V II строфы - содержание строф определено сочетанием свадебных образов с представлением об изнаночном, вывернутом дьявольском мире, в котором находится Татьяна во сне. Во-первых, свадьба эта - одновременно и похороны: «За дверью крик и звон стакана, // Как на больших похоронах». Во-вторых, это дьявольская свадьба, и поэтому весь обряд совершается «навыворот». В обычной свадьбе приезжает жених, он входит в горницу вслед за невестой.

Во сне Татьяны все происходит противоположным образом: прибывает в дом невеста (дом этот не обычный, а «лесной», то есть «антидом», противоположность дому), войдя, она также застает сидящих вдоль стен на лавках, но это лесная нечисть. Возглавляющий их Хозяин оказывается предметом любви героини. Описание нечистой силы («шайки домовых») подчинено распространенному в культуре и иконографии средних веков и в романтической литературе изображению нечистой силы как соединению несоединимых деталей и предметов.

Все приведенные примеры свидетельствуют о том, что Пушкин хорошо ориентировался в обрядовой, сказочной и песенной народной поэзии, поэтому сюжет главы основан на точном знании всех деталей святочных и свадебных обрядов.

УРОК 46

КОММЕНТИРОВАННОЕ ЧТЕНИЕ ПЯТОЙ ГЛАВЫ.

ЗАВЯЗКА ТРАГИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА
...Пистолетов пара,

Две пули - больше ничего

Вдруг разрешат судьбу его.


ХОД УРОКА
I. Ответ на вопросы домашнего задания.
II. Беседа по вопросам:

1. Каково календарное время романа? Найдите в начале пятой главы указание на точвые даты.

2. Проверка индивидуального домашнего задания - сообщение на тему «Народные приметы, встречающиеся в пятой главе» (по карточке 28).

3. Какие новые стороны характера Татьяны открываются нам в пятой главе? (Ее необыкновенная чуткость, знание народных обычаев, обрядов и примет, мечтательность и страх перед потусторонними силами.)

4. Как эпиграф к пятой главе связан с ее дальнейшими событиями? (Главное место в пятой главе занимает сон Татьяны. Это вещий сон, который непременно сбудется.)

5. Какие образы, сюжеты сна сбудутся на именинах Татьяны? Для ответа на этот вопрос на доске и в тетрадях чертится и заполняется таблица:


Сон Татьяны

Именины

1. Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,

Людская молвь и конский топ.



Лай мосек, чмоканье девиц,

Шум, хохот, давка у порога,

Поклоны, шарканье гостей,

Кормилиц крик и плач детей.



2. ...за столом

Сидят чудовища кругом:

Один в рогах с собачьей мордой,

Другой с петушьей головой,

Здесь ведьма с козьей бородой,

Тут остов чопорный и гордый.



Но вскоре гости понемногу

Подъемлют общую тревогу

Никто не слушает, кричат,

Смеются, спорят и пищат.



3. Но что подумала Татьяна,

Когда узнала меж гостей

Того, кто мил и страшен ей,

Героя нашего романа!



Вдруг двери настежь.

Ленский входит.

И с ним Онегин. «Ах, творец! -

Кричит хозяйка: - Наконец!»



4. ...вдруг Евгений

Хватает длинный нож, и вмиг

Повержен Ленский, страшно тени

Сгустились...



Нагнулся он и, негодуя,

Поклялся Ленского взбесить

И уж порядком отомстить.

Теперь, заране торжествуя,

Он стал чертить в душе своей

Карикатуры всех гостей.


6. Какие «чудовища» из сна окажутся на именинах Татьяны? У кого из них «говорящие» фамилии? А чьи фамилии нам уже знакомы?

7. Как мог чувствовать себя Онегин, попав на этот «пир огромный»? Чем вызвано его раздражение и недовольство? На кого обращается его гнев?

8. Почему мелкие, необдуманные, эгоистичные поступки Онегина и Ольги привели к трагедии?

9. Что испытывал Ленский, видя игру Онегина с Ольгой?

10. Прав ли юный поэт, обвиняя Ольгу:


Возможно ль? Чуть лишь из пеленок,

Кокетка, ветреный ребёнок!

Уж хитрость ведает он6а,

Уж изменять научена!


11. Чем заканчивается пятая глава? Что предвещает такая концовка?
III. Домашнее задание.

2. Как раскрывается характер Онегина во время дуэли?

3. Индивидуальное задание - подготовить сообщение на тему «Дуэль» (по карточке 29).

Карточка 29

Дуэль 1

Дуэль - поединок, происходящий по определенным правилам парный бой, имеющий целью восстановление чести, снятие с обиженного позорного пятна, нанесенного оскорблением.

Взгляд на дуэль как на средство защиты своего человеческого достоинства не был чужд и Пушкину, как показывает его биография.

Несмотря на негативную в общем оценку дуэли как «светской вражды» и проявления «ложного стыда», изображение ее в романе не сатирическое, а трагическое, что подразумевает и определенную степень сочувствия судьбе героев.

Дуэль подразумевала наличие строгого и тщательно исполняемого ритуала. Но необходимость точного соблюдения правил вступала в противоречие с отсутствием в России строго кодифицированной дуэльной системы. Никаких дуэльных кодексов в русской печати, в условиях официального запрета, появиться не могло, не было и юридического органа, который мог бы принять на себя полномочия упорядочения правил поединка. Строгость в соблюдении правил достигалась обращением к авторитету знатоков, живых носителей традиции и арбитров в вопросах чести. Такую роль в «Евгении Онегине» выполняет Зарецкий.

Дуэль начиналась с вызова, Ему как правило, предшествовало столкновение, в результате которого какая-либо сторона считала себя оскорбленной и в качестве таковой требовала удовлетворения (сатисфакции). С этого момента противники уже не должны были вступать в общение - это брали на себя их представители - секунданты. Выбрав себе секунданта, оскорбленный обсуждал с ним тяжесть нанесенной ему обиды, от чего зависел и характер будущей дуэли - от формального обмена выстрелами до гибели одного или обоих участников. После этого секундант направлял противнику письменный вызов (картель).

Роль секундантов сводилась к следующему: как посредники между противниками, они прежде всего обязаны были приложить максимальные усилия к примирению. Даже на поле боя секунданты обязаны были предпринять последнюю попытку к примирению. Если примирение оказывалось невозможным, они составляли письменные условия и тщательно следили за строгим исполнением процедуры.

В романе Пушкина Зарецкий был единственным распорядителем дуэли и вел дело с большими упущениями, вернее, сознательно игнорируя все, что могло устранить кровавый исход. Еще при первом посещении Онегина, при передаче картеля, он обязан был обсудить возможности примирения. Перед началом поединка попытка покончить дело миром также входила в прямые его обязанности, тем более что кровной обиды нанесено не было и всем, кроме 18-летнего Ленского, было ясно, что дело заключается в недоразумении. Вместо этого он «встал без объяснений... имея дома много дел». Зарецкий мог остановить дуэль и в другой момент: появление Онегина со слугой вместо секунданта было ему прямым оскорблением (секунданты, как и противники, должны были быть социально равными; Гильо же - француз и свободно нанятый лакей). Появление его в этой роли, как и мотивировка, что он по крайней мере «малый честный», являлись недвусмысленной обидой для Зарецкого, а одновременно и грубым нарушением правил, так как секунданты должны были встретиться накануне без противников и составить правила поединка.

Наконец, Зарецкий имел все основания не допустить кровавого исхода, объявив Онегина неявившимся. «Заставлять ждать себя на месте поединка крайне невежливо. Явившийся вовремя обязан ждать своего противника четверть часа. По прошествии этого срока явившийся первым имеет право покинуть место поединка и его секунданты должны составить протокол, свидетельствующий о неприбытии противника» (Дуэльный кодекс). Онегин опоздал более чем на час.

Таким образом, Зарецкий вел себя не только не как сторонник строгих правил искусства дуэли, а как лицо, заинтересованное в максимально скандальном и шумном - что применительно к дуэли означало кровавом - исходе.

Онегин и Зарецкий - оба нарушают правила дуэли. Первый, чтобы продемонстрировать свое презрение к истории, в которую он попал против собственной воли и в серьезность которой все еще не верит, а Зарецкий потому, что видит в дуэли забавную историю, предмет сплетен и розыгрышей.

Поведение Онегина на дуэли неопровержимо свидетельствует, что автор хотел его сделать убийцей поневоле. И для Пушкина, и для читателей романа, знакомых с дуэлью не понаслышке, было очевидно, что тот, кто желает безусловной смерти противника, не стреляет с ходу, с дальней дистанции и под отвлекающим внимание дулом чужого пистолета, а, идя на риск, дает по себе выстрелить, требует противника к барьеру и с короткой дистанции расстреливает его как неподвижную мишень.

Если же опытный стрелок производил выстрел первым, то это, как правило, свидетельствовало о волнении, приводившем к случайному нажатию спускового крючка. Возникает, однако, вопрос: почему все-таки Онегин стрелял в Ленского, а не мимо? Во-первых, демонстративный выстрел в сторону являлся новым оскорблением и не мог способствовать примирению. Во-вторых, в случае безрезультатного обмена выстрелами дуэль начиналась сначала и жизнь противнику можно было сохранить только ценой собственной смерти или раны, а бретерские легенды, формировавшие общественное мнение, поэтизировали убийцу, а не убитого.

Герой романа против собственного желания признает диктат норм поведения, навязываемых ему Зарецким и «общественным мнением», и тут же, теряя волю, становится куклой в руках безликого ритуала дуэли.

Основным механизмом, при помощи которого общество, презираемое Онегиным, все же властно управляет его поступками, является боязнь быть смешным или сделаться предметом сплетен.

Поведение Онегина определялось колебаниями между естественными человеческими чувствами, которые он испытывал по отношению к Ленскому, и боязнью показаться смешным или трусливым, нарушив условные нормы поведения у барьера.

УРОК 47

КОММЕНТИРОВАННОЕ ЧТЕНИЕ ШЕСТОЙ ГЛАВЫ.

ТРАГИЧЕСКАЯ ГИБЕЛЬ ЛЕНСКОГО. ТОРЖЕСТВО

ПОШЛОСТИ. ПРОЩАНИЕ ОНЕГИНА С ЮНОСТЬЮ
Не дай остыть душе поэта,

Ожесточиться, очерстветь,

И наконец окаменеть

В мертвящем упоенье света.

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»
ХОД УРОКА
I. Беседа по вопросам:

Каков смысл эпиграфа к шестой главе?


Слово учителя

Эпиграф взят из книги Петрарки «На жизнь мадонны Лауры».

Цитируя, Пушкин опустил средний стих, отчего смысл цитаты изменился, У Петрарки: «Там, где дни туманны и кратки - прирожденный враг мира - родится народ, которому не больно умирать». Причина отсутствия страха смерти - во врожденной свирепости этого племени. С пропуском среднего стиха возникла возможность толковать причину небоязни смерти иначе, как следствие разочарованности и «преждевременной старости души».

2. Какое продолжение в шестой главе находит мщение Онегина Ленскому?

3. В строфах IV-VIII появляется новое лицо - некто Зарецкий. Ему суждено сыграть одну из главных ролей в трагедии, которая скоро развернется. Пожалуй более беспощадной характеристики, чем характеристика Зарецкого, у Пушкина нет.

Найдите строки, повествующие о том, какую храбрость проявлял Зарецкий в сраженьях, во взаимоотношениях с друзьями, какое «геройство» проявил во время войны 1812 г.

4. Какую роль сыграл Зарецкий в ссоре Онегина и Ленского?

5. Может ли Онегин хоть что-то исправить? Ведь он понимает, что был не прав.

6. Почему же Онегин поступил не так, как велит совесть, а пошел на поводу у своего прежнего кумира - «общественного мнения»? Найдите в ХI строфе шестой главы ответ на этот вопрос.

7. Ответ на вопрос 2 домашнего задания.


Слово учителя

Итак, испытания дружбой Онегин не выдержал. И на именинах Татьяны, и перед дуэлью он показал свою неспособность «чувства обнаружить, а не щетиниться, как зверь», он оказался глухим и к голосу собственного сердца, и к чувствам Ленского.

На протяжении всей шестой главы в Онегине происходит борьба его истинной природы с искусственно принятыми светскими канонами.
II. Проверка индивидуального задания - сообщение на тему «Дуэль» (по карточке 29).
III. Самостоятельная письменная работа по вариантам:

1. Последняя ночь Ленского. Проанализировать строфы ХV-ХХIII.

2. Мелкий бунт Онегина против неотвратимой дуэли. Анализ строф ХХVI - ХХVII.

3. Друзья или враги? Анализ строф ХХVIII -ХХХIV.

4. Два варианта судьбы Владимира Ленского. Анализ строф ХХХVI - ХL

5. Прощание с юностью. Анализ строф ХLIII - ХLVI.


IV. Домашнее задание.

1. Закончить письменную работу.

а) Что дает для раскрытия образов Онегина и Татьяны эпизод посещения героиней дома Онегина?

б) Как изображена Москва в седьмой главе романа «Евгений Онегин»? Сравнить ее с грибоедовской Москвой, изображенной в Горе от ума».

УРОК 48

КОММЕНТИРОВАННОЕ ЧТЕНИЕ СЕДЬМОЙ ГЛАВЫ.

«БЕЗ ОНЕГИНА»
И все, что радует, живит,

Все, что ликует и блестит,

Наводит скуку и томленье

На душу мертвую давно,

И все ей кажется темно...

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»
ХОД УРОКА
I. Беседа по вопросам:

1. К кому из героев романа можно отнести слова эпиграфа к уроку? (Эти слова передают состояние Онегина после дуэли. Но если прочитать II строфу седьмой главы с самого начала, то становится понятно, что такие чувства весной испытывает и автор. Такое восприятие весны - поры любви - во-первых, отражает необычное, не общепринятое отношение автора к этому времени года, а, во-вторых, оно созвучно настроению героев.)

2. Почему в литературоведении принято называть седьмую главу главой «Без Онегина»? (Онегин после дуэли не сможет оставаться в этих местах, «где окровавленная тень ему являлась каждый день». Начнутся его странствия, только от угрызений совести никуда убежать не удастся.)

3. Каков смысл тройного эпиграфа к седьмой главе? (Смысл тройного эпиграфа в противоречивости его составных частей: одический стиль, легкая ирония и резкая сатира; изображение историко-символической роли Москвы для России, бытовая зарисовка Москвы как центра частной, внеслужебной русской культуры ХIХ в. и очерк московской жизни как средоточия всех отрицательных сторон русской действительности. Существен также и диапазон от образца официальной поэзии до цензурно запрещенной комедии.)

4. Какие мотивы звучат в первых шести строфах седьмой главы романа? (Звучат лирические раздумья автора. В шестой строфе мы видим гробовой камень юноше-поэту, а из последующих строф узнаем, что этот памятник забыт: «К нему привычный след // Заглох. Венка на ветви нет».)

5. Почему так неожиданно резко звучат эти слова в элегическом описании? (Видимо, романтик Ленский любил не настоящую, а придуманную девушку, которая очень быстро утешилась, вышла замуж, уехала с мужем-офицером. Контраст спокойного описания природы со строками о забвении призван подчеркнуть противоречие между реальным миром и мечтами погибшего поэта.)

6. Пушкин показал в своем романе жизненные пути двух сестер. У одной все просто и ясно, а у другой - жизнь, полная глубоких страданий и неизвестности. Но чья жизнь полнее, значительнее? (Бесспорно, жизнь Татьяны.)

7. Что дает для раскрытия образов Онегина и Татьяны эпизод посещения героиней дома Онегина? (Происходит новая встреча Татьяны с миром Онегина, она знакомится с подробностями его жизни из рассказа ключницы Анисьи (строфы ХVII -ХVIII). Наиболее важной для раскрытия тайны души Онегина является ХIХ строфа, в которой описывается «келья модная» - комната Онегина.

Альбом Онегина и состав библиотеки должны были раскрыть перед Татьяной неожиданный, особенно после убийства Ленского, образ героя как доброго человека, который сам не догадывается о том, что он добр. Одновременно перед ней должна была раскрыться пропасть между Онегиным и окружающим его обществом.)

8. Что нового узнает она, увидев портрет Байрона и «столбик с куклою чугунной // Под шляпой с пасмурным челом, // С руками, сжатыми крестом»? Кто это? (Это Наполеон. Байрон и Наполеон - любимые герои романтической молодежи первой трети ХIХ в. Так, Пушкин в стихотворении «К морю» называет их «властителями наших дум», а Татьяна впервые сталкивается с новой для себя стороной жизни - философией и практикой индивидуализма.)


Слово учителя

Через день, рано утром, в молчаливом кабинете Татьяна начала читать книги.

По книгам, по резким отметкам карандаша на полях книг любящее сердце Татьяны ищет и находит ответ на мучительный вопрос, поставленный еще в письме:
Кто ты, мой ангел ли хранитель,

Или коварный искуситель:

Мои сомненья разреши...
И понемногу тайна Онегина начинает открываться Татьяне, она находит в книгах изображение «современного человека»
С его безнравственной душой,

Себялюбивой и сухой...


Многое в этом портрете не относится прямо к Онегину, многое принадлежит времени, веку, автору - «певцу Гяура и Жуана» - Джорджу Байрону, но Татьяна делает вывод и выносит свой приговор, резкий и не вполне справедливый. (Чтение строфы ХХIV.)

В слове «пародия» есть и частица истины - Татьяна уловила опасность, исходящую от индивидуализма и бессердечного эгоизма - и частица величайшего заблуждения - ведь личность Онегина скрыта под модной маской. Чтобы избавиться от нее, нужно пройти через страдание.

Но тут судьба нашей героини резко меняется: по решению матери и советам соседей Татьяну решено отвезти в Москву «на ярмарку невест». Для героини это конец юности, свободы, крушение надежд.

9. Какой изображена Москва в седьмой главе? Сравните ее с Грибоедовской Москвой, изображенной в «Горе от ума». (Анализ строфы ХIV и сопоставление ее с образами «Горя от ума».)


Слово учителя

Итак, главное в седьмой главе - строфы о Москве. Не случайно в тройном эпиграфе речь идет именно о Москве.

В романе Москва показана в двух планах: народный, героический, горячо любимый автором город и барская, фамусовская Москва, изображенная сатирически.

10. Что же находит Татьяна в этом городе? Как она себя здесь чувствует? (Анализ строф LIII, LIV.)


II. Домашнее задание.

а) Откуда приехал Онегин и что с ним произошло за время отсутствия?

б) Изменилась ли Татьяна за это время?

в) Возможно ли было счастливое воссоединение Онегина и Татьяны?

УРОК 49

ТАТЬЯНА И ОНЕГИН В ВОСЬМОЙ ГЛАВЕ.

ПРОБЛЕМЫ СЧАСТЬЯ В РОМАНЕ
А счастье было так возможно,

так близко...

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»
ХОД УРОКА
I. Беседа по вопросам:

Пять строф понадобилось Пушкину, чтобы вспомнить всю жизнь. Была молодость - она ушла, были друзья - их погубили. Но осталась память о них, верность тем идеям, за которые они отдали жизнь, пошли в Нерчинские рудники. Осталась муза, она неизменна, она всегда останется чистой и светлой, поможет жить.)

2. Был ли Онегин в первой главе чужим для светского общества? (Нет, «свет решил, // Что он умен и очень мил».)

3. С новым появлением Онегина появляется целая серия вопросов. Где он был три года? (Отрывки из путешествия Онегина ответят на вопрос, с каким грузом пришел он к осени 1824 г. Маршрут: Москва - Нижний Новгород - Астрахань - Кавказ - Крым - Одесса... Онегин знакомится с родиной.)

4. Начинаются пересуды о нем («корчит чудака»). Почему свет настороженно его принимает? (В высшем свете привычны не люди, а «приличьем стянутые маски». Те, кто не похож на них - странны, непонятны.)

5. Какой совет дают представители света Онегину? (Советуют Онегину быть «добрым малым», как все.)

6. Почему Онегин попал, как Чацкий, с корабля на бал? (В нем появилась глубокая внутренняя жизнь, которой не было раньше, зародилась непримиримая вражда к обществу.)

7. И вот происходит новая встреча героев. Появляется Татьяна, и Онегин узнает и не узнает ее. Как описывает Пушкин, какой не была Татьяна, без чего обходилась? Чем она выделяется из светского общества? (Простотой и естественностью.)

8. Почему восьмая глава вызывает больше всего споров и толкований? (Пушкин не дает психологического обоснования событий, поступков, фактов.)

9. Почему Онегин, не полюбивший Татьяну в деревне, теперь охвачен такой всепоглощающей страстью? (изменились герои, обновленный Онегин теперь может оценить всю глубину души Татьяны.)

10. Что изменилось в Татьяне? (Она научилась «властвовать собою», как ей советовал Евгений когда-то.)

11. Что чувствует Онегин, увидя Татьяну?

12. Возможно ли было счастливое воссоединение Онегина и Татьяны?


Слово учителя

Композиционная схема романа проста. Главные герои меняются ролями к концу книги.


ОНА любит ЕГО ОН любит ЕЕ

ОН не замечает ЕЕ ОНА не замечает ЕГО

ОНА пишет ЕМУ письмо ОН пишет ЕЙ письма

выслушивает ЕГО исповедь выслушивает ЕЕ проповедь


Но это простое построение (зеркальная композиция) только подчеркивает сложность человеческих переживаний.

В конце романа оба главных действующих лица достойны сочувствия читателей. Если бы один из них мог быть назван «отрицательным», то роман не имел бы подлинно трагического звучания. Любовь к недостойному существу может породить очень грустные ситуации, но она не становится таким источником трагедии, как взаимная любовь двух достойных счастья людей при полной невозможности этого счастья.

Онегин в конце романа не романтический «демон» с преждевременно состарившейся душой. Он полов жажды счастья, любви и желания бороться за это счастье. Его порыв глубоко оправдан и вызывает читательское сочувствие. Но Татьяна - человек другого склада: ей свойственно отказаться от счастья во имя более высоких нравственных ценностей. Ее одухотворенность полна истинной душевной красоты, которой любуются и автор, и читатели. Именно то, что оба героя, каждый по-своему, достойны счастья, делает невозможность счастья для них глубоко трагической.
II. Домашнее задание.

Выучите наизусть отрывок из романа.

УРОК 50

ИТОГОВЫЙ УРОК ПО РОМАНУ «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН».

ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ
Миг вожделенный настал: окончен мой труд многолетний.

Что ж непонятная грусть тайно тревожит меня?

Или, свой подвиг свершив, я стою, как поденщик ненужный,

Плату принявший свою, чуждый работе другой?

А.С. Пушкин
ХОД УРОКА
I. Беседа по вопросам:

1. Стихотворение, вынесенное в эпиграф, А.С. Пушкин написал, закончив величайший труд своей жизни - роман «Евгений Онегин». Какие чувства охватывают поэта, закончившего свой труд? (Здесь скрыта еще одна тайна творчества: художник мечтает об окончании своей работы, об ее завершении, а, завершив, испытывает чувство утраты.)

2. Можно ли, прочитав роман «Евгений Онегин», узнать о судьбе автора и прочитать этот роман как роман о Пушкине?

3. Чтение наизусть выученных отрывков из романа.

4. Что такое онегинская строфа?
II. Слово учителя 1 .

Пушкин употребил в романе загадочное выражение - «магический кристалл». Возможно, что имеется в виду прозрачный драгоценный камень или стеклянный шар, который использовался для гадания. Но это выражение допустимо применить и к строфе романа. Недаром поэт Николай Гумилев, будучи учеником Царскосельской гимназии, во время выпускного экзамена на вопрос «Чем замечательна поэзия Пушкина?» - ответил: «Кристальностью». Онегинская строфа, ее строение и в самом деле напоминает кристалл, создающийся по строгим законам.

В полной строфе четырнадцать стихов, построенных в ямбическом ритме; первые четыре имеют перекрестную рифмовку, следующие четыре - парную, еще четыре - опоясывающую, последние два - снова парную. Это разнообразие и вместе с тем четкость усиливают впечатление раскованности речи. Возникает иллюзия, что стихи, созданные по законам высокого искусства, вполне естественны, даже просты, могли бы выразить мысли и настроения каждого.
III. Тест по роману «Евгений Онегин» 2 . Учащиеся могут выбрать не один, а два или три варианта ответов.

1. «Евгений Онегин» - произведение

а) реалистическое,

б) романтическое,

в) соединяет в себе черты обоих методов.

2. Евгений Онегин - это герой

а) положительный,

б) отрицательный,

в) нельзя сказать однозначно.

3. Как сам Пушкин определяет жанровое своеобразие произведения?

а) «даль свободного романа»,

б) «собранье пестрых глав»,

в) и так, и так.

4. Чей портрет висел в деревенском кабинете Онегина?

а) Александра I,

б) Наполеона,

в) Байрона.

5. Какое значение имеет образ Онегина, являющегося Татьяне во сне?

а) воплощает ее представление об Онегине как о демоническом герое,

б) предсказывает смерть Ленского от руки Онегина,

6. Почему в конце романа Татьяна отказывает Онегину, хотя продолжает его любить?

а) чтобы наказать его за жестокую холодность,

б) потому что с точки зрения ее нравственности узы священного брака нерушимы,

в) потому что она не может и не хочет строить свое счастье на несчастье другого человека

7. Как вы полагаете, искренно ли чувство любви Онегина к Татьяне и его перерождение?

а) да, потому что он серьезно страдает,

б) нет, потому что его привлекла не «смиренная девочка», а лишь блистательная дама,

в) в чувстве Онегина наполовину искренности и любви, а наполовину тщеславия.

8. Какая проблема была для Пушкина более важной в романе?

а) проблема социальной свободы,

б) проблема воспитания дворянской молодежи, политическая проблематика.

9. Для чего Пушкин вводит в роман зеркальную композицию (две любви, два письма, две отповеди и т.д.)?

а) чтобы унизить Онегина и возвысить Татьяну,

б) чтобы показать, что все люди подчинены единым психологическим законам,

в) чтобы показать нравственное и духовное возрождение Онегина.

10. Чем различались круг чтения Онегина и круг чтения Татьяны?

б) Татьяна читала писателей-сентименталистов, а Онегин - романтиков,

в) Татьяна читала любовную литературу, Онегин - философскую.

11. Почему роман Пушкина продолжает сохранять свою актуальность?

а) потому что отражает характерные черты своей эпохи,

б) потому что допускает различные интерпретации своего смысла,

в) потому что ставит общечеловеческие проблемы, актуальные во все века.


Ответы: 1 а. 2 в.3 в. 4 в.5 а, б. 6 б, в. 7 а, в. 8 б. 9 б, в. 10 б, в. 11 в, б.
IV. Домашнее задание.

Подготовиться к контрольному сочинению по роману «Евгений Онегин».

УРОКИ 51-52

КОНТРОЛЬНОЕ СОЧИНЕНИЕ ПО РОМАНУ

А.С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
1. Общество в жизни Онегина, Татьяны и автора.

4. Тема смысла жизни и назначения человека в романе «Евгений Онегин».

5. Критерий ценности личности в понимании автора романа «Евгений Онегин».

7. Идея испытания и ее воплощение в романе «Евгений Онегин».

8. Онегин как «тип русского скитальца», «беспокойного мечтателя на всю жизнь» (Ф.М. Достоевский).

9. В чем смысл «зеркальной» композиции романа «Евгений Онегин»?
Домашнее задание.

1. Индивидуальное задание - подготовить сообщение на тему: «Жизнь и судьба М.Ю. Лермонтова» (по карточке 30).

2. Подготовить к выразительному прочтению любимые стихотворения М.Ю. Лермонтова.

Карточка 30

Жизнь и судьба М.Ю. Лермонтова 1

М.Ю. Лермонтов родился 3 октября 1814 г. в Москве. Детство провел в имении Тарханы, расположенном в Пензенской губернии и принадлежавшем бабушке поэта по матери Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Она была умна, образованна, властолюбива, внука своего любила без памяти, и Лермонтов отвечал ей большой искренней любовью.

Отец - Юрий Петрович Лермонтов - носил чин капитана. Он происходил из старинного шотландского рода.

Мать - Марья Михайловна - происходила из старинного и богатого рода Столыпиных.

Елизавета Алексеевна была недовольна выбором дочери, к тому же между родителями Лермонтова стали возникать ссоры. В 1817 г. мать Лермонтова умерла, Юрий Петрович уехал в свое тульское имение, а Михаил Юрьевич остался с бабушкой. Елизавета Алексеевна сделала все, чтобы разлучить отца и сына. Она дала Юрию Петровичу деньги и взяла с него обещание не требовать сына к себе. При нарушении условий бабушка грозилась лишить внука наследства.

Лермонтов рос болезненным ребенком, и Елизавета Алексеевна возила его на кавказские воды, которые совершенно исцелили мальчика.

Бабушка сумела дать внуку прекрасное домашнее образование, он свободно овладел французским и немецким языками и подготовился для поступления в Московский университетский благородный пансион, куда и был зачислен 1 сентября 1828 г. в четвертый класс.

Лермонтов учился прилежно. Выйдя из пансиона в 1830 г., он сразу же поступает в Московский университет.

В 1832 г. из-за участия в «маловской истории» (бунт студентов против бездарного преподавателя Малова) и трений с профессорами Лермонтов был вынужден покинуть университет и переехать в Петербург, где поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. По окончании Школы в 1834 г. М.Ю. Лермонтов был произведен в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка. Зимой 1837 г., откликаясь на смерть А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта», мгновенно облетевшее весь Петербург.

Приписанные к нему вскоре 16 строк (начиная со слов «А вы, надменные потомки...») вызвали неудовольствие царского двора, арест и ссылку поэта на Кавказ, под пули горцев.

Весной 1838 г. благодаря хлопотам бабушки Лермонтова возвратили в гвардию, в тот же лейб-гвардии Гусарский полк, откуда он отбывал в ссылку.

В Петербурге Лермонтов сразу был принят в светском обществе, познакомился с В.А. Жуковским, П.А. Вяземским, П.А. Плетневым, В.Ф. Одоевским - писателями пушкинского круга.

Светская жизнь, насыщенная балами, праздниками и раутами, продолжалась вплоть до 1840 г. На балу у графини Лаваль сын французского посла Эрнест де Барант приревновал М.Ю. Лермонтова к красавице княгине М.А. Щербатовой. И Лермонтов, и Э. де Барант увлекались ею, а красавица, по свидетельству современников, отдала «слишком явное предпочтение» Лермонтову.

Состоялась дуэль, окончившаяся полным примирением, однако дело получило огласку. Э. де Барант уехал на родину. Поэта снова отправляли на Кавказ, в действующую армию.

Сражаясь в Чечне, Лермонтов проявил себя как мужественный офицер, за что и был награжден золотой саблей с надписью «За храбрость».

Зимой 1840 г., вняв беспрестанным просьбам и ходатайствам бабушки Лермонтова, император разрешил ему взять отпуск на два месяца и отбыть в Петербург. В апреле 1841 г. после неудачных попыток выйти в отставку М.Ю. Лермонтов был вынужден вернуться на Кавказ.

13 июля 1841 г. в Пятигорске в доме Верзилиных на обычном балу Лермонтов и его знакомый Л.С. Пушкин были в веселом расположении духа, они острили смешно, но не зло. Тут они увидели Н.С. Мартынова, одноклассника Лермонтова по Школе гвардейских подпрапорщиков, в горском наряде: в бурке и с большим кинжалом. Лермонтов громко пошутил по этому поводу. Мартынов подошел к нему и сдержанно сказал: «Сколько раз я просил вас оставить свои шутки при дамах». Завязался спор, закончившийся вызовом на дуэль. Лермонтов принял вызов.

Доказательством тому, что Лермонтов считал ссору незначительной, а примирение необходимым и возможным, служит тот факт, что он, стрелявший первым, произвел выстрел в воздух. Мартынов же решил убить Лермонтова.

Дуэль состоялась 15 июля 1841 г. Поэт был убит. Его бабушка обратилась к Николаю I с просьбой перевезти тело внука из Пятигорска в Тарханы. Прах поэта был погребен в фамильном склепе Арсеньевых в Тарханах, где он и покоится до сих пор.

УРОК 53

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ. СУДЬБА И ЛИЧНОСТЬ ПОЭТА.

ВРЕМЯ ЛЕРМОНТОВА
...я в мире не оставлю брата,

И тьмой в холодом объята

Душа усталая моя;

Как ранний плод, лишенный сока,

Она увяла в бурях рока

Под знойным солнцем бытия.

М.Ю. Лермонтов
ХОД УРОКА
I. Слово учителя.

Жизнь, судьба М.Ю. Лермонтова подобны яркой комете, на миг осветившей небосклон российской духовной жизни тридцатых годов. Везде, где появлялся этот удивительный человек, раздавались возгласы восхищения и проклятия. Ювелирное совершенство его стихов поражало как грандиозностью замысла, так и непобедимым скепсисом, силой отрицания.


II. Проверка индивидуального задания - сообщение на тему «Жизнь и судьба М.Ю. Лермонтова» (по карточке 30).
III. Выразительное чтение приготовленных дома стихотворений. Какие биографические мотивы звучат в этих стихотворениях?
IV. Слово учителя 1 .

Судьба М.Ю. Лермонтова и его творчество тесно взаимосвязаны, что наложило отпечаток и на образ его лирического героя.

Лирический герой - своего рода художественный двойник автора-поэта, выступающий в качестве лица, наделенного личной судьбой, психологической отчетливостью внутреннего мира, а подчас и чертами пластической определенности (облик, повадки, осанка).

Для читательского сознания лирический герой - это легендарная правда о поэте, предание о себе, завещанное поэтом миру.


V. Беседа по вопросам:

1. Вспомните изученные ранее произведения М.Ю. Лермонтова: «Парус», «Ангел», «Молитва», «Синие горы Кавказа», «Каменный рыцарь», «Мцыри», «Бородино». (Желающие могут прочитать одно из стихотворений или отрывок из поэмы наизусть.) Каким видится вам лирический герой М.Ю. Лермонтова?


Слово учителя

Творчество М.Ю. Лермонтова условно принято делить на два периода:

1. до 1837 г. - ранний период;

2. 1837-1841 гг. - зрелый период.

Лирический герой раннего Лермонтова - поэт, сын рока с бременем трагических воспоминаний, с «печатью страстей» на челе, вечный странник, «свободы друг», «природы сын», но притом и разочарованный демон, для которого характерно уединенное самопознание.

Лирический герой раннего Лермонтова - романтик. В нем живет «желание блаженства», образ небесно-земного, совершенного мира, населенного «чистейшими, лучшими существами», и стремление погрузиться в этот мир.

Лирический герой более позднего Лермонтова сохранил за собой - в форме многозначительных намеков и иносказаний - личную предысторию, тот груз прошлого, который дает право судить о болезнях века изнутри, из собственного катастрофического опыта. Его «дух мощный и гордый» (Белинский) звучит уже за чертой пережитого, вне перипетий собственной судьбы.
2. Каковы мотивы лирики Лермонтова?

Слово учителя 2

Мотив - устойчивый смысловой элемент литературного текста, повторяющийся в пределах ряда литературно-художественных произведений. Мотивами называют и характерные для поэта лирические темы.

Вычленение и анализ поэтических мотивов важны как способ постижения художественного мышления и сознания поэта.

В лирике М.Ю. Лермонтова отчетливо прослеживаются следующие мотивы:

1) свобода и воля - центральный мотив, определяющий мятежный пафос поэзии М.Ю. Лермонтова;

2) действие и подвиг - опорные мотивы, действие - основа существования человека. Подвиг тот след, который он должен оставить в жизни;

3) одиночество - мотив и основная тема творчества;

4) странничество. Этот мотив обусловлен бесприютностью героя в мире устоявшихся, но уже дискредитировавших себя ценностей. Странник Лермонтова не знает надежды на возвращение, его дорога бесконечна. И даже смерть - лишь продолжение земного пути. Духовный мир странника - мир прощаний и воспоминаний;

5) изгнанничество. Изгнанник проклят, обречен на скитания. Но в то же время это проклятие - знак избранности по отношению к «толпе», к «другим»;

6) Родина;

7) память и забвение;

9) мщение;

11) земля и небо;

12) сон;


13) путь;

14) время и вечность;

15) любовь;

16) смерть.

3. Какие мотивы из перечисленных доминируют? для ответа на этот вопрос предварительно выписать на доску следующие сведения из Лермонтовской энциклопедии:

Слово «бог» встречается на страницах произведений М.Ю. Лермонтова 589 раз, «воспоминание» - 72, «волшебный» - 64, «гроза» - 65, «грозный» - 85, «зло» - 136, «злодей»- 92, «играть» - 183, «казаться» - 336, «камень» - 142, «крест» - 92, «луна» - 135, «мечта» - 194, «минута» - 333, «миг» - 121, «надежда» - 263, «могила» - 144, «напрасно» - 134, «небесный» - 95, «небо» - 415, «земля» - 385, «нет» - 1006, «ночь» - 328, «ночной» - 122, «обмануть» - 129, «один» - 1472, «рай» - 127, «скала» - 164, «сон» - 277, «любовь» - 605, «страдание» - 149, «страдать» - 81, «ложь» - 60, «смерть» - 273.

Страница 17 страница 18