Развлечения по изодеятельности в детском саду. Старшая - подготовительная группа
Основные задачи:
— сформировать интерес к разным видам искусства;
— научить видеть, замечать, понимать и эмоционально откликаться на произведения искусства;
— развить творческие способности детей.
Игровой персонаж: музыкальный колокольчик.
Оборудование: карта страны Искусств с изображением городов: Музыки, Художников, Народных мастеров, Поэтов, Писателей, Театров, Песен и танцев; поля Спортсменов, рощи Чистюлек, Игровых гор, моря Сна (обозначены символами, понятными для детей).
УТРО
Сюрпризный момент
За дверью раздается звон колокольчика. Педагог с детьми находят необычный колокольчик, у которого есть лицо, бантик, ножки. Колокольчик рассказывает, что к детям его прислала Фея Искусств. С собой он принес карту страны Искусств, чтобы дети смогли попутешествовать по ней и не заблудились. Предлагает рассмотреть карту, определить место для нее, чтобы все видели, определить вид транспорта, на котором отправятся в путешествие.
Утренняя гимнастика «Мы — веселые колокольчики» (под музыку)
Цели: поднять эмоциональный и мышечный тонус; развить чувство ритма, пластику, грацию.
Колокольчик «превращает» всех детей в маленьких музыкальных колокольчиков, предлагает набраться силы перед дальней дорогой.
Как основу можно использовать логоритмические стихотворные упражнения, гимнастические упражнения из психогимнастики «Гномики».
Колокольчик
Дон-дон-дон — колокольчик звенит.
Ля-ля-ля — что-то он говорит.
Динь-динь-динь — наклоняет головку.
Бом-бом-бом — растрепал всю прическу.
Дзынь-дзынь-дзынь — солнцу он улыбнулся.
Дили-дон — наконец-то проснулся.
Умывание
Цели : закрепить культурно-гигиенические навыки, сознательное отношение к сохранению собственного здоровья; развить интерес к поэтическому и прозаическому художественному творчеству.
Дети отправляются в рощу Чистюлек, так как в страну Искусств грязнуль не пускают. Педагог использует отрывки из «Мойдодыра», потешки, загадки.
ДЕНЬ
Путешествие по городам страны Искусств
Цели : закрепить знания детей о разных видах искусства, произведениях искусства; развить творческие способности детей; развить интерес к произведениям искусства, желание их создавать.
Город Музыки
На поезде под музыку дети попадают в город Музыки.
Слушают музыкальные произведения и обсуждают впечатления от творчества П.И. Чайковского (детский альбом), В. Шаинского (детские песни), обыгрывают музыкальные пьесы.
Художественное сопровождение.
Тихо, тихо рядом сядем,
Входит музыка в наш дом.
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены.
Вся земля видна вокруг:
Пляшут волны речки темной,
Дремлют тихо лес и луг,
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой.
Это музыка торопит
И ведет нас за собой.
Город Мастеров «Дымковские мастера»
Дети рассматривают игрушки, слушают рассказ педагога, детей об игрушках.
Город Художников «Волшебные краски»
(изобразительная деятельность)
Цель : развить творческое мышление при использовании изо- материала, изобразительные умения, воображение.
Оборудование: листки бумаги с восковым рисунком, краска голубого цвета, кисти.
Колокольчик говорит, что Зимушка-зима дарит детям подарки из ледяного царства: волшебные краски и листы бумаги, на которых ничего не видно. Но если дети закрасят листы краской, то увидят, что есть в ее ледяном царстве.
Дидактическая игра «Найди пару» («Игровые горы»)
Цели : закрепить знания о геометрических фигурах, цвете, развить речь.
Снеговики растеряли варежки, надо помочь найти им пару.
Прогулка «Поле спортсменов»
Дети отправляются в гости к Зимушке-зиме.
Малоподвижная игра «Собери волшебное зеркало»
Цели: развить умение ориентироваться в пространстве; закрепить знание геометрических форм, счет до 5; развить речь.
Зимушка-зима рассказывает, что ее волшебное зеркало, с помощью которого она укрывает землю снегом, чтобы растения и животные не замерзли, разбилось на 5 осколков. В поиске детям помогут снежинки, на которых написаны задания для выполнения.
Задание 1. Наблюдение за снегом
Цели: закрепить знание свойств снега; научить измерять его толщину; показать, что под снегом прячется и греется травка; рассмотреть составляющие снега.
Зимушка-зима предлагает детям рассмотреть снег. Рассказать о пользе снега. Определить, можно ли сегодня из него лепить, почему.
Задание 2. Поисковая деятельность
Цели: научить детей самостоятельно делать выводы; развить пытливость, любознательность.
Зимушка-зима предлагает детям ответить на вопрос: «Действительно ли снег такой чистый, каким кажется? Можно ли его есть?» Предлагает набрать снег в ведерко, принести в тепло и посмотреть, что с ним будет.
Задание 3. Катание по ледяным дорожкам
Цель: развить ловкость, равновесие.
Зимушка-зима спрашивает детей, чем лед отличается от снега, как можно сделать ледяную дорожку, предлагает покататься на ней.
Подготовка ко сну
Оборудование : кассета «Остров чаек» — звуки живой природы.
Дети должны переплыть море Сна на «морской кровати».
ВЕЧЕР
Город театров
Чтение отрывков из сказки «Рукавичка» с рассматриванием иллюстраций, драматизацией.
Цели : поддержать интерес к сказкам; развить внимание, речь, выразительность.
Зимушка-зима предлагает детям вспомнить сказку «Рукавичка». Во время чтения задает детям вопросы.
Рассматривание оттаявшего снега
Цели: показать детям, что из снега в тепле образуется вода, которая содержит частички грязи; научить делать умозаключения, высказывать суждения; развить речь.
Зима предлагает детям отправиться на улицу Исследователей.
Музыкально-дидактическая игра «Курица и цыплята»
Цели: развить звуковысотный слух; научить соотносить высоту звука с действиями.
Оборудование: кукла Маша, металлофон, игрушки куры и цыплята.
Переезд в город Песен, Музыки.
Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе по ознакомлению с пейзажной живописью с использованием картины И. И. Левитана «Золотая осень».
Программное содержание.
- Развивать у детей художественное восприятие пейзажной картины, интерес и эмоциональный отклик на неё.
- Учить детей внимательно рассматривать репродукцию картины и видеть образ пейзажа в единстве его содержания и средств выразительности. Обратить внимание на цвет и цветосочетания как средство передачи осенних явлений.
- Закрепить представления детей о том, что изображение деревьев, луга, поля, т. е. изображение природы, называется пейзажем.
- Развивать образную речь детей при описании природы. Воспитывать у них любовь к природе и развивать эстетический вкус. Поощрять высказывания детей.
- Познакомить детей с новой техникой рисования - печати листьями, закрепить умение детей аккуратно использовать краску при работе, развивать фантазию, творческие способности, мелкую моторику рук; воспитывать интерес к процессу рисования.
Интеграция образовательных областей:
художественно- эстетические; социально - коммуникативное; познавательное развитие; физическое развитие; развитие речи.
Активизация словаря:
березовая роща, золотая осень, холодные и теплые тона, пейзаж.
Подготовительная работа
Разучивание и чтение стихов, пение песен об осени, рассматривание иллюстраций на тему осенней природы, наблюдение природных явлений на прогулке; дать представление на доступном для детей уровне о пейзажной живописи, березовой роще, холодные и теплые тона.
Материалы: мольберт, картина И.И. Левитана « Золотая осень»; сундучок, тонированные альбомные листы, краски гуашь, баночки с водой, уголь, ватные палочки, клеёнки, салфетки, кисточки, осенние листики.
Ход НОД
Воспитатель:
Ребята, сегодня у нас в группе гости. Посмотрите на них, улыбнитесь им. И скажите «Здравствуйте». Молодцы ребята.
Воспитатель:
А сейчас садитесь, пожалуйста, ровно и послушайте стихотворение Ивана Алексеевича Бунина.
Воспитатель читает детям стихотворение И. Бунина:
- Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной!
Воспитатель:
Дети, о каком времени года говорит поэт?
Дети. Об осени.
Воспитатель. Правильно, а почему вы так решили.
Ответы детей.
Воспитатель:
Ах, как дивно сказал об осени поэт! А как художники могут выразить свои чувства?
Дети:
Нарисовать картину.
Воспитатель:
Правильно, художник выражает свои чувства с помощью красок. Ему нужно нарисовать, изобразить на холсте то, что он видел, или видит в природе, что вызвало у него радость, удивление, грусть. Он должен нарисовать так, чтобы мы узнали и деревья, и кусты, и реку. С помощью красок он может передать время года,своё настроение. Но правильно говорить художники пишут картины. А что нужно художнику для работы?
Дети:
Краски, мольберт, бумага.
Воспитатель:
Правильно, молодцы ребята. Художники берут мольберты, краски и идут на природу. Вот мы сейчас рассмотрим картину, которую написал художник Исаак Ильич Левитан. Художник назвал свою картину «Золотая осень».
Ребята, а почему художник назвал картину «Золотая осень»? (Ответы детей)
Воспитатель:
Давайте полюбуемся ею. Посмотрите на картину и скажите: Какие краски здесь радостные? А какие краски грустные? (ответы детей) Да, радость художник передал тёплыми красками, но он использовал и холодные тона, их меньше. А какие чувства вы испытываете, глядя на картину? Какое у вас настроение? (Ответы детей)
Воспитатель:
А почему грустное настроение? (Ответы детей)
Воспитатель:
Да, глядя на картину, мы чувствуем радость, удовольствие от пышной красоты природы, но, в то же время и лёгкую грусть прощания с летом, с теплом и солнцем. Давайте внимательно рассмотрим картину.(показ воспитателя) Посмотрите, в левой части картины, близко к нам, на переднем плане художник нарисовал несколько деревьев. Что это за деревья? (Ответы детей)
Воспитатель:
Расскажите о них. Какие они? (Ответы детей)
Воспитатель:
Правильно, ее называют «берёзовая роща». Деревья далеко, поэтому художник расположил их на холсте выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане. А теперь посмотрите на правую часть картины. Что здесь нарисовано?
Воспитатель:
Да, речка. Перед нами она широкая, темно - синяя, а дальше, становится все уже, все светлее. А дальше, справа от речки стоит одинокая берёзка, яркая, как «свечка». А за ней хоровод зелено - коричневых деревьев. А какого цвета небо изобразил художник?
(Ответы детей)
Воспитатель:
Чего больше на картине - неба или земли? (ответы детей) Да, художнику очень понравились красоты земли, осенней природы, поэтому земли он нарисовал больше. А есть ли на картине солнышко? Как вы догадались? (Ответы детей)
Воспитатель:
Молодцы. Да, мы видим тени от деревьев, значит - солнышко есть. Вот так может рассказать художник о том, что ему понравилось. А как называют картины, на которых изображена природа?
Дети:
Воспитатель: - Правильно, ребята. Сегодня мы послушали стихи об осени, посмотрели картину художника И. И. Левитана. А кто запомнил название картины? (Ответы детей)
Воспитатель: - Правильно. Нам было радостно и немножко грустно. Мы вспомнили золотую осень, которую видели на прогулке.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть. У меня есть волшебный сундучок. Но сундучок не открывается. Что делать? А здесь загадка. Если отгадаем загадку - сундучок откроется.
Загадка.
Под ногами лежат,
Зашагаешь — шуршат,
Яркие, цветные,
Краешки резные.
Листики.
Воспитатель: Угадали! Вот и сундучок открылся.
Открываю сундучок, а там осенние листики.
Воспитатель: А что можно с ними сделать?
Дети. Поиграть. (берут любые листики)
Физминутка.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер -полетели
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
Воспитатель. Молодцы. А еще что?
Ответы детей. Подуть.
Воспитатель. Правильно, подуть.
Дыхательная гимнастика «Ветер дует на листву»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на что похож листик. (Ответы детей)
Воспитатель: - А давайте вы, дети, попробуйте, как художники, нарисовать золотую осень. Но рисовать мы будем не обычным способом. Давайте напечатаем листочками несколько деревьев — для этого покрасим листик от дерева гуашью или краской и сделаем его отпечаток, так что его след останется на бумаге, прорисуем углём ствол, а ватными палочками нарисуем много летящих осенних листиков. Какие цвета мы будем использовать для рисования золотой осени? (Ответы детей)
Воспитатель: - А пока вы работаете, я включу «осеннюю» музыку, её написал композитор Петр Ильич Чайковский. (Фрагмент «Осенней песни» из цикла «Времена года»)
Воспитатель: Дети, полюбуйтесь своими рисунками, вам удалось передать красоту золотой осени. Мне было так приятно на вас смотреть во время работы. Вашими рисунками мы украсим группу, пусть ими полюбуются ваши мамы и папы.
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Любинского муниципального района Омской области
«Любинский детский сад №1»
«Знатоки живописи»
непосредственно образовательная деятельность
по познавательно - речевому развитию
для детей старшей группы.
М.А.Паненко, воспитатель
БДОУ «Любинский д/с №1»
Цель: Формирование представления о маринистическом жанре, как разновидности пейзажа, средствами познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
Формировать представление детей о жанровой живописи – морской пейзаж, средствах его выразительности;
Развивать мышление, умение выделять основные признаки в различных жанрах живописи – портрет, натюрморт, пейзаж, используя модели;
Развивать навыки речевого общения; обогатить словарь «штиль», «шторм», «морской пейзаж», «маринистический жанр», маринисты;
Формировать эмоциональную культуру детей, чувствовать и узнавать настроение, характер произведения по музыкальному сопровождению;
Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться.
Методы и приемы : беседа; мотивация; вопросы; использование наглядности; художественное слово; рассказ детей; рассматривание репродукций картин; использование музыкального сопровождения; рефлексия.
Оборудование: ИКТ; репродукции картин; мольберты, модели цветовой палитры; жанровые символы;
В. Ребята, вы когда- нибудь были в картинной галерее?
Что там можно увидеть? /Картины/
В. Верно. Работники музея, где находится картинная галерея, объявили конкурс для знатоков.
Но в нем могут принять участие только те, кто хорошо знаком с живописью.
Как вы считаете, наша группа может принять участие в этом конкурсе?
Почему вы так решили? / Мы много знаем о живописи, о картинах./
В. Как вы можете доказать, что много знаете? (мы можем рассказать)
А вы хотели бы принять участие в конкурсе? /Да/
В. Я с вами согласна. Но нам нужно хорошо подготовиться и вспомнить все, что мы знаем. Вы готовы? /Да/
Вопросы к детям:
Что такое живопись? / живопись – создавать изображение как живое, рисование красками природы, людей, предметов/;
Какое самое главное выразительное средство живописи? /цвет/
Почему вы так думаете? /цвет передает настроение и характер картины/;
Какие жанры живописи вы знаете? /пейзаж, портрет, натюрморт/;
В. Я приглашаю вас подойти к картинам, постараться определить к какому жанру они относятся и рассказать все, что вы о них знаете.
/Дети подходят к мольберту и по схеме определяют жанр живописи – «Портрет».
Как вы догадались, что здесь находятся портреты?
Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на вас
Или принц в плаще старинном, или в робе верхолаз.
Летчик или балерина, или Колька твой сосед-
Обязательно картина называется … /портрет/.
/Воспитатель открывает ткань и дает минуту для рассматривания картин с портретами/
/Рассказы детей по картинам по выбору/
Жанр картины
Кто обычно изображен на картине?
Название картины /по возможности/
Что делают, или что собираются делать люди на картине?
Настроение, характер человека
Поза человека, мимика.
В. А вы сможете определить характер человека на портрете по музыке?
/звучит грустная или веселая мелодия и дети определяют, какой портрет подходит к той или иной мелодии/
/Дети подходят к мольберту, и по схеме определяют жанр «Натюрморт»/
Как вы узнали, что здесь изображен натюрморт?
В. Если видишь на картине чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине, или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,
Или все предметы сразу, знай, что это…/натюрморт/.
Воспитатель убирает ткань и дает минуту для рассматривания картин с натюрмортами, среди картин одна картина другого жанра, дети самостоятельно должны определить какая картина лишняя/
В. Художники рассказывают красками, как прекрасен наш мир, славят богатство и изобилие природы, труд людей, создавших эти предметы.
А какой натюрморт самый душистый? Почему вы так решили?
- Найдите самый вкусный натюрморт. Как догадались?
Какая из картин вам понравилась? Почему? (обсуждение).
В. Очень хорошо, ребята! А теперь я предлагаю пройти дальше.
Как вы думаете - какие картины могут здесь находиться? /пейзаж/
Почему вы так решили?
В. Природы чудный уголок
Нанес художник на листах
Взяв в руки только карандаш,
Он написал для вас … /пейзаж/
/Воспитатель открывает ткань и дает минуту для рассматривания картины с пейзажем всех времен года/
В. Что вы можете рассказать об этих картинах?
/Рассказ детей по картинам по выбору/
Жанр картины
Время года
Настроение картины
Цвет, композиционное решение
Основные признаки пейзажа
Сравнение картин
В. С помощью чего художники передают настроение природы? /с помощью красок/
Какое настроение передают яркие, теплые тона? / веселое, радостное/
А что вызывают бледные, холодные тона? / грусть, печаль/
В. Если бы вы были художниками, какие цвета вы бы подобрали для этих картин?
/Дети подбирают цветовую гамму для картин по цветовым карточкам /
В. Молодцы, ребята!
/дети подходят к пустому мольберту, на котором только незнакомая для детей схема морского пейзажа/
В. Интересно, а какие картины могли находиться здесь? Вы знаете? /Нет/
А по этому символу можете это узнать? / Ответы и предположения детей/
В. Если видишь на картине море, солнце и песок
Или чаек в поднебесье, или туч больших полет
Может парус там белеет, может волны бьются
Женским именем Марина жанр картин таких зовется.
А рисуют такие картины художники – маринисты.
В. Вам знакомы картины, которые рисуют художники – маринисты? /Нет/
И вы не догадались, что на них может быть нарисовано?
В. Вы сейчас распределите все картины, которые вам уже известны по жанрам, и по оставшимся картинам сможете догадаться, какие картины рисуют художники - маринисты.
/На столе подготовлены репродукции картин. По оставшимся картинам дети делают вывод, что художники маринисты рисуют море/
В. Ребята, художники – маринисты рисуют морской пейзаж.
Это вид природного пейзажа.
Вы видели такие картины где-нибудь?
Хотите посмотреть?
В. Чтобы поближе познакомиться с такими картинами, я предлагаю на них посмотреть.
/Дети на экране рассматривают картины с морской тематикой/
В. С давних пор художники рисовали море и называли свои картины «маринами», что в переводе означает морская.
Море очень изменчиво, оно бывает разным. И это зависит от его настроения
В. Посмотрите какое спокойное море.
(Изображение моря в спокойном состоянии)
Такое состояние моря называется штиль./повторить - ШТИЛЬ/.
В. Если море слегка разыгралось, такое состояние моря называется бриз
. /Повторить - БРИЗ/
В. А как назвать состояние моря, если на нем будут огромные, сердитые волны?
Ответить очень сложно.
Такое состояние моря называется шторм. /Повторить- ШТОРМ/.
Это очень страшное, неприятное зрелище.
Море не просто рассердилось, оно в ярости. Посмотрите, как оно изменилось
Что же произошло с цветом воды?
Д. Цвет воды стал тёмным.
/Звучит музыкальная композиция «Шторм» в исполнении В. Мэй./
В.Во время шторма поднимается на море самая высокая волна, которая может
достигать высоты многоэтажного дома. Она подкрадывается незаметно.
Потом становится все выше, выше, выше…а потом ударяет вниз с сокрушительной силой! Такую волну моряки называют «девятый вал».
В.Но вот, снова выглянуло солнце, умчалась вдаль черная туча, рассеялся шторм, и снова поменялся цвет воды и настроение моря…
(Во время рассказа, для релаксации эмоций детей, звучит спокойная, мелодичная музыка).
В. Ну что, ребята, понравились вам картины?
Вы запомнили как называется такой пейзаж? /морской пейзаж, «марина»/
Это маринистичексий жанр, а создают его художники – маринисты. /Дети повторяют название/
В. Ребята, для чего мы с вами сегодня вспоминали и рассказывали про картины, про жанры живописи? /чтобы принять участие в конкурсе «Знатоки живописи/
В. Как вы думаете, вы готовы принять участие в этом конкурсе? /да/
Что для вас сегодня было самым трудным?
С чем вы справились без труда?
Что нового узнали?
В. Мне тоже очень понравилось, как вы сегодня рассказывали про картины.
Помогали и поддерживали друг друга, и я согласна, что мы готовы принять участие в этом конкурсе.
Всем спасибо за работу!
ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Закреплять знания детей о жанрах живописи (натюрморт, пейзаж, портрет) .
Учить понимать замысел произведения, его содержание.
Развивать умение видеть средства выразительности, используемые художником для передачи чувств и настроений.
Обогащать словарь детей эмоционально – эстетическими и искусствоведческими терминами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе «Жанры живописи»
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ: «ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ»
ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Закреплять знания детей о жанрах живописи (натюрморт, пейзаж, портрет) .
Учить понимать замысел произведения, его содержание.
Развивать умение видеть средства выразительности, используемые художником для передачи чувств и настроений.
Обогащать словарь детей эмоционально – эстетическими и искусствоведческими терминами.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Беседа о живописи, о жанрах живописи.
Рассматривание репродукций картин известных художников.
Непосредственная образовательная деятельность по художественному творчеству «Натюрморт», «Портрет мамы», «Зимний пейзаж».
Дидактическая игра «Создай свой шедевр»
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: живопись, пейзаж, натюрморт, портрет, музей, репродукция картины, галерея.
ХОД РАБОТЫ:
Воспитатель: Ребята, хотите со мной сегодня попутешествовать? Тогда давайте закроем глаза и произнесем волшебные слова:
Глаза свои закрой скорее,
Чтоб очутиться в галерее
Тебе достаточно шагнуть.
(дети закрывают глаза и произносят волшебные слова, звучит песня Г. Гладкова «Картина»)
(Воспитатель в это время одевает костюм художника)
Воспитатель: Дети, посмотрите вокруг. Куда мы попали?
Дети: В картинную галерею.
Воспитатель: Правильно. А что же такое картинная галерея?
Дети: Это помещение, где находится много картин, и люди ходят туда полюбоваться ими.
Воспитатель: Вот и мы пришли, чтобы полюбоваться картинами. Правда, картины это не совсем правильно. В нашей галерее висят репродукции картин. А подлинники находятся в музеях, знаменитых картинных галереях - Эрмитаж, Третьяковская галерея, а в нашем городе в музее им. А. Н. Радищева.
Воспитатель: Скажите, а кто же пишет картины?
Дети: Художники.
Воспитатель:
Художник, художник!
Полжизни на это убудет.
И может случиться,
что кто-нибудь нас не забудет
и тоненькой кистью
потянется к краскам отважно.
И солнце его ослепит.
Остальное – не важно!
Воспитатель: Как же называются картины, написанные разными красками или другими цветными материалами, такими, как пастель, восковые мелки?
Дети: Живопись.
Воспитатель: Правильно. Это слово легко запомнить: оно состоит из двух простых слов – живо и писать.
Что такое живопись –
Многим не понятно:
Красочные линии?
Брызги? Тени? Пятна?
А живопись – хорошее
И ясное название:
Она на жизнь похожее,
Живое рисование.
(Андрей Усачёв)
Воспитатель: Каждая картина рассказывает о чём-то своём, и называются картины тоже по-разному, каждая картина отвечает какому-то жанру. Ребята, какие вы знаете жанры живописи? (Ответы детей) .
Воспитатель: Все ли из вас знают о жанрах, не путают ли их? Давайте проверим.
Задание «Найди нужный тебе жанр». (Дети разбирают репродукции картин по жанрам.)
Воспитатель: Молодцы ребята. А теперь поговорим отдельно о каждом жанре живописи:
Вот в вазе груши, виноград,
В тарелке яблоки лежат,
Упал на скатерть спелый плод,
Перед тобою (натюрморт)
Воспитатель: А что же такое натюрморт? (ответы детей). Давайте с вами побудем немного художниками и выложим на моем столе натюрморт и дадим ему название.
Игра «Создай свой натюрморт» (детям, выполняющим задание, одеваются береты для изображения художника) .
Воспитатель:
Природы чудный уголок
Нанес художник на листок,
Взяв в руки только карандаш
Он написал для вас… (пейзаж)
А что же такое пейзаж? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте посмотрим на картину Куинджи Архипа Ивановича «Радуга», что изобразил здесь художник, какое настроение вызывает эта картина у вас?
(Ответы детей)
Воспитатель: А теперь немного разомнемся.
Физминутка: Здравствуй, радуга-дуга,
Разноцветный мостик!
Здравствуй, радуга-дуга!
Принимай нас в гости.
Мы по радуге бегом
Пробежимся босиком.
Через радугу-дугу
Перепрыгнем на бегу.
И опять бегом, бегом
Пробежимся босиком.
Дети выполняют поклон.
рисуют в воздухе дугу, разводят руки в стороны.
Вновь выполняют поклон.
Идут по кругу, взявшись за руки.
высоко поднимая колени.
Встают лицом в круг, делают четыре прыжка на носках.
Делают еще четыре прыжка на носках.
Бегут по кругу друг за другом,
высоко поднимая колени.
Воспитатель:
Из рамки смотрит старый дед,
Грустны глаза, он очень сед.
Висит он в рамке много лет,
Старинный дедушкин… (портрет)
А что же такое портрет? (ответы детей)
Игра «Портрет» (Дети изображают в пустой рамке различные выражения лица: грустное, веселое, серьезное, задумчивое)
Воспитатель: Молодцы ребята. Я увидела, что вы знаете кто такие художники, различаете жанры живописи, Но. к сожалению, наша галерея закрывается, и нам снова нужно вернуться в группу. Давайте закроем глаза и произнесем волшебные слова:
Глаза свои закрой скорее,
Дорогу ты представь и в путь!
Чтоб очутиться снова в группе
Тебе достаточно шагнуть.
(Звучит музыка из песни Г. Гладкова «Картина»)
Воспитатель: А что же особенно вам понравилось в нашем путешествии (ответы детей) .
Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада, тема: «Искусство»
Цели:
Познакомить детей с понятием «искусство», его видами, создателями и значением в жизни людей.
Вспомнить с детьми знакомые литературные произведения.
Совершенствовать навыки рисования, ручного труда, коллективного конструирования.
Развивать слуховое и зрительное восприятие, умение связно выражать свои мысли.
Словарь: энциклопедия, искусство.
Вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик на произведения искусства, желание продолжить знакомство с ним.
Оборудование:
Книга «Энциклопедия дошкольника».
Листы бумаги, тонированные в коричневый цвет, восковые мелки черного цвета.
Репродукции картин, картинки с изображением наскальных рисунков, скульптуры, знаменитых архитектурных памятников.
Музыкальные инструменты.
Пустые яйца от «Киндер-сюрпризов», фасоль, наклейки-флексика.
Аудиозаписи: Бах «Шутка», Вивальди «Весна», музыка ударных инструментов.
Видеозапись: балет П. И. Чайковского «Лебединое озеро».
Разнообразный строительный материал.
Ход занятия:
Сегодня интереснейшая книга «Энциклопедия» раскроет нам еще один свой секрет, расскажет много нового, познакомит с интересным.
Вы помните, какую книгу называют «энциклопедия»? Энциклопедия - книга в которой рассказывается обо всем понемногу.
Давайте поскорей раскроем нашу «Энциклопедию» и узнаем, о чем же она сегодня нам расскажет.
Здесь написано «Искусство».
Что такое «искусство»? Это произведения, в которых авторы хотят рассказать о чем-то другим людям. Этими произведениями могут быть картины, песни, кинофильмы, спектакли, книги, танцы и многое другое. Есть разные виды искусства и многие уже знакомы вам.
Живопись и скульптура
Еще древние люди украшали стены своих жилищ-пещер рисунками, изображая на них людей, животных, события своей жизни.
Рисование «Наскальная живопись»
Представьте, что вы древние люди. Если вы представляете себя охотниками, то рисуйте фигурку человека с копьем и зверя, на которого вы охотитесь. Если вы рыбаки. То рисуйте фигурку человека, волны и рыбу. А может вы в лесу собираете ягоды, орехи или грибы. Может ваше задание - поддерживать огонь, подкидывая в него дрова. Подумайте и нарисуйте.
Художники и скульпторы обладают талантом изображать окружающий мир и свои фантазии.
Ведь своих произведениях - картинах и скульптурах, он не только отражают то, что есть в нашей жизни, но и стараются передать свои мысли, чувства, создать нам настроение.
Скульпторы лепят, вырезают и высекают фигуры людей и животных (статуи), разные предметы и все, что им захочется.
Гимнастика для глаз «Портрет, пейзаж, натюрморт, скульптура»
В углах комнаты под потолком висят репродукции картин в этих жанрах и изображение скульптуры, дети по просьбе воспитателя находят глазами заданные изображения.
Литература
Что такое литература вам всем хорошо известно. Назовите, известные вам литературные произведения писателей и поэтов.
Дидактическая игра «Ошибка в названии»
«Белоснежка и шесть гномов» – «Белоснежка и семь гномов».
«Даша и медведь» – «Маша и медведь».
«Волк и семеро ягнят» – «Волк и семеро козлят».
«Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».
«По рыбьему велению» – «По щучьему велению».
«Царевна-ящерица» – «Царевна-лягушка».
Дидактическая игра «Подскажи словечко»
Если бы у елочки были ножки,
Побежала бы она по... дорожке.
Заплясала бы она
Вместе с нами,
Застучала бы она... каблучками.
(«Елка» Е. Трутнева)
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался... вскачь?
Я тебя ладонью хлопал.
Ты скакал и звонко... топал.
(«Мяч» С. Маршак)
Маша варежку надела.
- Ой, куда я пальчик... дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не... попал!
(«Где мой пальчик» Н. Саконская)
Вдруг откуда-то летит
Маленький... Комарик.
И в руке его горит
Маленький... фонарик.
(«Муха-Цокотуха» К. И. Чуковский)
Дидактическая игра «К какому рассказу иллюстрация»
«Лев и собачка» Л. Толстой.
«Кто сказал «мяу»? В. Сутеев.
«Цветик-семицветик» В Катаев.
«Как муравьишка домой спешил» В. Бианки.
«Сова» В. Бианки.
Музыка
С самого детства человек слышит музыку: мама поет колыбельные песни, из телевизора звучит музыка, в детском саду мы поем и танцуем под музыку, на праздниках всегда звучит музыка.
Сочиняют музыку композиторы, а исполняют музыку - музыканты. А на чем музыканты исполняют музыку, на чем играют? На музыкальных инструментах. Какие вы знаете музыкальные инструменты.
Музыкальные инструменты бывают ударные, струнные и духовые. Как вы думаете, какие инструменты называют ударными? Ударные - это такие инструменты, которые звучат от удара по ним. Какие инструменты можно отнести к ударным? Барабан, бубен, тарелки, погремушки, маракасы, кастанеты. Послушайте, как звучит музыка, исполняемая на ударных музыкальных инструментах. (Слушание)
Ручной труд «Погремушка»
Дети наполняют яйца от «Киндер-сюрприза» фасолью, закрывают и сверху украшают наклейками-флексикой. Затем дети слушают музыку. Исполняемую на ударных инструментах и подыгрывают своими погремушками.
Как вы думаете, какие инструменты называют струнными? Струнными называют те инструменты, в которых звук извлекается от прикосновения к струне. Какие инструменты можно отнести к струнным? Скрипка, гитара, гусли, балалайка. Послушайте, как звучит музыка, исполняемая на струнных музыкальных инструментах. (Вивальди «Весна»)
Упражнение «Как звучит струна?»
Попробуйте слегка задеть струну на струнном музыкальном инструменте, а теперь с силой. Изменился ли звук? Попробуйте прижать одним пальцем струну. А другим пальцем тронуть струну пониже.
А какие инструменты называют духовыми? Духовыми называют инструменты, звуки из которых извлекаются от того, что музыкант дует в них. Какие инструменты можно отнести к духовым? Дудка, флейта, труба, саксофон.
Послушайте, как звучит музыка. Исполняемая на духовых музыкальных инструментах. (Бах «Шутка»)
Дыхательное упражнение «Игра на дудке»
Дети складывают руки трубочкой и делают один длинный выдох, несколько коротких выдохов, чередуют короткие и длинные выдохи.
Музыку может исполнять как один музыкант, так и несколько. А оркестр состоит из большого числа музыкантов, которые играют на разных музыкальных инструментах, а руководит музыкантами дирижер.
Подвижная игра «Оркестр»
Дети делятся на три группы - ударные, струнные и духовые инструменты и имитируют игру на барабанах, скрипках, дудках. Воспитатель - дирижер. Когда «дирижер» опускает палочку, дети-оркестранты расходятся и двигаются врассыпную. Как только «дирижер» поднимает палочку - дети-оркестранты находят свои места и начинают «играть».
Танец
Бывают танцы, которые исполнят один танцор. Бывают танцы групповые. Как вы думаете, сколько танцоров исполняют групповой танец? Много танцоров, целая группа. А сколько танцоров танцуют парный танец? Два танцора, потому что пара - это два.
Танцы бывают быстрые и медленные. У каждого народа есть свои любимые танцы. У русских это - «Барыня», у украинцев - гопак, а у татар - хайтарма.
Балет - это не просто танец, а целый спектакль, в котором музыка и танец рассказывают целую историю. (Просмотр отрывка из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского).
Театр и кино
Мы с вами бывали на представлениях кукольного театра, а кино каждый из вас смотрел дома или в кинотеатре.
В театре действие происходит на сцене, а в кино - на экране.
Но как же появляется кинофильм или спектакль? Режиссер выбирает сценарий и подбирает актеров, которые будут учить и исполняют роли. Множество людей трудится, чтобы получилось хорошо и интересно для зрителей. Продюсер находит деньги, художники рисуют декорации, костюмеры шьют актерам костюмы, осветители освещают сцену или съемочную площадку, гримеры наносят грим актерам - и они становятся «Бабой-Ягой» или «Буратино».
Назовите, какие фильмы из тех, что вы смотрели, вам особенно нравятся?
Архитектура
Архитекторы стараются придумать такие дома, в которых людям было бы не только удобно жить, но и приятно оттого, что их дома красивые. Посмотрите, какие разные дома придумали архитекторы разных стран. (Показ картинок).
Итог занятия:
О каких видах искусства мы сегодня говорили? Понравилось ли вам слушать музыку, рассматривать картины? А для чего нужно искусство? Люди получают удовольствие от встречи с произведениями искусства, переживают, узнают новое.
Коллективное конструирование из строительного материала
Выходите на ковер, выбирайте себе строительный материал и постройте целый город.