Занятие по познанию с окружающим миром старшая группа тема: "Рыбы". Конспект открытого занятия по речевому развитию на тему «Рыбы и морские обитатели» (подготовительная группа)

Программное содержание:

— расширять представления об особенностях проживания, питания и строения рыб

— совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать имена существительные с числительными

— развивать активный и пассивный словарь детей, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы

— воспитывать интерес к окружающему миру и живой природе.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций рыб, чтение и обсуждение «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, беседа об аквариумных рыбках и способах ухода за ними.

Ход занятия:

Дети входят в группу, садятся на стулья, перед ними на столе стоит пустой аквариум накрытый плотной тканью.

Воспитатель: Предлагаю отгадать вам загадку, чтобы узнать, о ком сегодня пойдет речь!

Ног нет, а движется, перья есть, а не летает, глаза есть, а не мигает. Кто это?

Дети: Рыба!

Воспитатель: Верно, именно о них мы сегодня поговорим. И разговор наш будет не простой, а волшебный: в благодарность за хорошие знания о своих подводных обитателях – рыбах, морской царь подарит нам аквариум, наполненный рыбками.

Детям демонстрируется пустой аквариум на столе.

Воспитатель: Все вы знаете, что рыбы живут под водой, а дышат они жабрами, которые находятся на голове. Скажите, есть еще какие – то особенности строения, связанные с жизнью под водой?

Дети: У рыб вместо ног – плавники и хвост, с их помощью они плавают.

Воспитатель: А чем покрыто туловище рыбы?

Дети: Чешуей.

Воспитатель: Да. Она защищает туловище рыб от повреждений. А теперь предлагаю поиграть в игру «Подбери похожее словечко» к слову рыба.

Дети: Рыбка, рыбак, рыболов, рыбный, рыбий, рыбацкий.

Воспитатель: Верно. Зверей и птиц ловят охотники, а рыбу?

Дети: Рыбаки и рыболовы ловят рыбу.

Воспитатель: А чем можно поймать рыбу?

Дети: Удочкой, сетью, неводом.

Воспитатель: Рыбу поймали, сварили суп и назвали его ….?

Дети: Уха.

Воспитатель: Верно, и навариста и вкусна, получилась у повара – уха. Открою вам секрет: названий рыб в реке — великое множество, а деток их зовут одним словом – мальки, и все они боятся большой и зубастой охотницы – щуки. Поиграем в игру.

Подвижная игра «Щука и мальки».

Ведущий становится щукой, который поднимаясь со дна на охоту пытается поймать как можно больше детей мальков.

Воспитатель: Игра «Назови, чей плавник, чей хвост, чья голова?»

— у щуки голова – щучья

— у карася хвост — карасий

— у сазана плавник – сазаний

А сейчас поиграем в игру «Закончи предложение»

— Рыбка к камню… (подплыла),

— Рыбка от берега…(отплыла),

— Рыбка всю реку …(переплыла).

Дидактическая игра « Кто где живет? »

— Вспомните, ребята, какие рыбы, где живут?

Дети: В аквариуме – аквариумные рыбки …(гуппи, неоны, скалярии, сомики),

— в реке – речные … (щука, сазан, плотва, пескарь),

— в море – морские …(акулы, камбала, мурена, семга),

— в океане – океанические… (кит, рыба-меч, касатка).

Воспитатель: Да, много у рыб сходств и различий. Одно из них по способу питания – одни едят водоросли (травоядные), другие – мальков, икринок, мелких рыб (хищники). Что ж, про рыб сказали мы немало, настало время чудесам! Морской царь сдержал слово и пожелал наполнить наш аквариум, закрывайте глаза!

Воспитателем вносится аквариум с рыбками и накрывается той же тканью, что и прежде пустой. Дети открывают глаза и рассматривают рыбок.

Воспитатель: Рыбки наши хороши, постарайтесь правильно их пересчитать.

Дети: Одна рыбка, две рыбки, три рыбки, четыре рыбки, пять рыбок.

Воспитатель: — Надеюсь, ваши знания помогут вам ухаживать за этими рыбками в уголке живой природы! Занятие закончено.

Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира

Тема: «Обитатели воды – рыбы»

Цель: Обобщить материал по теме: «Рыбы».

Задачи:

    Учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы, аквариумные рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).

    Учить выделять признаки различия и сходства между рыбками.

    Развивать мышление и память, умение анализировать, выражать их в речи. Развивать эмоциональную сферу детей.

    Воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей.

Технологии : личностно-ориентированные технологии, здоровьеразвивающие технологии, технология проектирования

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер; картинки с изображением рыб пресноводных, морских, аквариумных; карточки с изображением аквариумных и пресноводных рыб; макеты обитания рыб (реки, моря и аквариума).

Ход совместной деятельности:

Воспитатель загадывает загадки:

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

Дети: Рыбы.

Воспитатель: А как вы догадались?

Дети: Одежда из «монеток» — это чешуя, ей покрыто туловище рыбы.

Воспитатель: Закройте глаза.

Воспитатель выкладывает картинку золотой рыбки.

Воспитатель: Откройте глаза и поморгайте.

А вот и наш гость! Посмотрите внимательно на рыбку и скажите, чем она отличается от других зверей?

Дети: Туловище рыбы покрыто чешуёй.

У рыбы есть плавники.

Рыба дышит жабрами.

Золотая рыбка: Я из сказки приплыла,

Там царицею была.

Я ведь рыбка непростая,

Я ведь рыбка золотая.

— Здравствуйте, ребята! Я вижу, вы меня узнали! Да, я настоящая Золотая рыбка. Я живу в аквариуме. У меня есть много друзей. Садитесь поудобнее, я сейчас вас с ними познакомлю.

Просмотр презентации «Рыбы»

Характеристика рыб

Рыба живет в воде. На суше жить не может. Глаза есть, да не мигает. «Крылья» есть, да не летает. Что это за крылья? (плавники). Не ходит, не летает, но двигается быстро. Как она перемещается? (плавает). Есть хвост. Для чего рыбам хвост? (руль). Одежда из «монеток». Из каких монеток эта одежда? (это чешуя). Рыба живет в воде. Где может жить рыба? (в аквариуме, в море и т. д.). Как называются рыбы, живущие в море (морские), в реке…, в аквариуме…

Физкультминутка:

Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает.

Ветер дует, задувает

Пальму в стороны качает.

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит,

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

Чайка над водой летает

И за рыбками ныряет,

Чайка над водой летает

И за рыбками ныряет

Под водой на глубине

Крокодил лежит на дне.

Под водой на глубине

Крокодил лежит на дне.

Воспитатель: А сейчас подойдите к макетам мест обитания рыб. Макеты чего вы видите?

Дети: Это макеты реки, моря и аквариума.

Воспитатель: Вам нужно сказать, как называется, выбранная вами рыба, где обитает и поселить рыбу в подходящий водоём.

Ребёнок: Это щука. Она обитает в реке. Это рыба пресноводная. Я поселю её в реку.

Ребёнок: У меня меченосец. Это аквариумная рыбка, она живёт в аквариуме.

Ребёнок: Я выбрал акулу. Она живёт в море. Это морская рыба.

Ребёнок: Моя рыба называется морской окунь. Это морская рыба. Я поселю

её в море.

Ребёнок: У меня — гуппи. Она живёт в аквариуме, потому что это аквариумная рыбка.

Ребёнок: Это ёрш. Он живёт в реке. Это речная рыба.

Воспитатель: Вы хорошо справились с заданием. А сейчас проходите и занимайте места на стульчиках. (Садятся)

Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, что природа бывает живая и неживая. А сейчас подумайте и скажите, к какой природе мы отнесём рыб?

Дети: К живой.

Воспитатель: Почему вы так решили?

Дети: Рыбы рождаются, растут, питаются, движутся, дышат, размножаются

Воспитатель: Значит, к какой природе мы относим рыб?

Дети: К живой.

Воспитатель: Сейчас я расскажу вам, как рыбы появляются на свет и растут.

Сначала мама-рыбка откладывает икринки. В каждой икринке растёт зародыш. Потом из зародыша вырастает головастик. Посмотрите, какая у него большая голова, поэтому их так называют. Потом из головастика вырастает малёк. Из малька вырастает маленькая рыбка. Она растёт- растёт, и вскоре из неё вырастает настоящая рыба.

Воспитатель: А теперь вы сами разложите по порядку картинки с этапами развития рыбы.

Дети по — очереди подходят к столу с картинками, выбирают нужную и выкладывают на доске порядок появления рыб. Воспитатель: Золотая рыбка приготовила нам ещё задание, а чтобы его выполнить надо подготовить пальчики. Подходите ко мне.

Дети встают в круг.

Пальчиковая гимнастика «Рыбки»

Пять маленьких рыбок играли в реке,

Лежало большое бревно на песке,

И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»

Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко».

А третья сказала: «Мне хочется спать!»

Четвертая стала чуть-чуть замерзать.

А пятая крикнула: «Здесь крокодил!

Плывите скорее, чтоб не проглотил».

Воспитатель: теперь вы готовы выполнить следующее задание. Подходите к столам. Сейчас нам нужен конверт с синим квадратом. Даша это задание будет выполнять у доски. Возьмите конверт. Достаньте рыб и положите слева от себя. Вы должны поместить своих рыбок, внимательно слушая мои команды. Готовы?

Долго играли весёлые рыбки в аквариуме. Красная рыбка заплыла в правый верхний угол, зелёная – в левый нижний, жёлтая – в левый верхний, синяя – в правый нижний, а маленькая розовая рыбка заплыла в самую середину.

Воспитатель: Успели? А теперь давайте проверим все ли правильно справились с заданием. Самопроверка.

Воспитатель: И с этим заданием вы справились! Наведите порядок на рабочих местах и подойдите к стульчикам. (Садятся).

Золотая рыбка: Ребята, а знаете ли вы, как надо ухаживать за аквариумными рыбками?

Ответы детей.

Золотая рыбка: Спасибо, дети! Я вижу, что вы много знаете о рыбах, умеете за ними ухаживать. Я с удовольствием буду с вами дружить.

Воспитатель: Какой же новый друг, ребята, у нас появился?

Дети: Золотая рыбка.

Воспитатель: О чём мы сегодня рассказали Золотой рыбке?

Ребёнок: Мы рассказали, где живут рыбы. Что они бывают речные, морские, аквариумные.

Воспитатель: Что нового узнали?

Ребёнок: Мы узнали, как рыбы появляются на свет.

Жупикова Ирина Анатольевна

Детский сад № 214 ОАО «РЖД»

Учитель-логопед

Тема: Рыбы

Цели:

Образовательные: Формирование и расширение словаря по теме

Совершенствование грамматического строя речи

(образование существительных с уменьшитель-

но-ласкательными суффиксами, согласование

существительных с прилагательными в роде,

числе, падеже); синтаксической стороны речи

(договаривание предложений)

Коррекционные: Развитие фонематического слуха и восприятия.

Развитие зрительного восприятия, мелкой мотори-

ки, пространственной ориентировки.

Профилактика зрения, развитие межполушарного

Взаимодействия.

Воспитательные: Продолжать воспитывать у детей умения выслу-

шивать до конца ответы товарища.

Оборудование: «аквариумы», фигурки рыб, схемы-картинки, п/картинки разновидностей рыб, мяч.

Ход занятия

    Орг. Момент

Придумал кто-то просто и мудро

Здороваться при встрече: «Доброе утро!».

Доброе утро, солнце и птицы!

Доброе утро, веселые лица!

Давайте улыбнемся друг другу и пойдем на свои места.

Усаживайтесь поудобнее. Сегодня нас ждут интересные задания и игры, поэтому надо быть предельно внимательными и слушать.

1-е задание: Нужно отгадать загадку и сказать о ком она.

Плавает в воде, любит червячков и может попасться рыбаку на крючок?

Дети: Рыба

Логопед: Правильно, это рыба.

2-е задание: Каких рыб вы знаете?

Дети называют логопед выставляет на доске п/к рыб (сом, щука, карась, окунь, акула, камбала и др.)

Логопед: Ребята, рыбы которые живут в аквариуме, называются…

Дети: Аквариумные

Логопед: В реке живут…

Дети: Речные рыбы.

Логопед: А в море?

Дети: Морские.

3-е задание: Работа над называнием частей тела рыб.

Логопед: Все рыбы разные, но у всех есть одинаковые части тела. Давайте внимательно посмотрим и назовем их.

Дети: Голова, туловище, хвост, плавники, рот, глаза.

Динамическая пауза

Логопед: Давайте представим, что мы рыбки и поиграем:

Рыбки плавают, резвятся

В чистой, тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке

Дети выполняют соответствующие движения.

4-е задание: игра с мячом – называние слов, обозначающих действия.

Логопед: Что рыбы делают в воде?

Дети: играют, плавают, резвятся, едят, дышат, кувыркаются

5-е задание: игра с элементами рисования левой и правой рукой «Назови ласково»на развитие межполушарного взаимодействия

Логопед: Мы с Вами уже умеем называть разные предметы ласково. Сейчас я каждому раздам листок бумаги, на котором слева расположены рисунки. Вы должны будете назвать предмет и справа нарисовать его уже меньшего размера.

(солнце-солнышко; облако - облачко; рыба-рыбка; река-реченька).

6- задание: Развитие фонематического восприятия.

Логопед: Послушайте, и скажите, какой звук я выделяю в слове рыба? РРРРыба.

Дети: Звук Р

Логопед: Ребята, перед вами лежат листы картона и фигурки рыб. Представьте, что картон это аквариум. Давайте поселим в аквариум столько рыбок, сколько слов со звуком Р вы услышите (рак, вода, ракушка, волна, краб, карась, песок)

Динамическая пауза на снятие зрительного напряжения:

Тихо посидим немножко,

Закроем глаза ладошкой.

Сразу сделалось темно…

Руки убираем, смотрим в окно

И снова ладошкой закрываем глаза.

Смотрим направо, а там – стена!

Часто-часто моргают глаза,

А теперь все смотрим на меня.

7-е задание: игра «Закончи предложение»

Логопед: Помогите мне закончить предложения, используя слово «рыба». Я начну, а вы продолжайте:

В море плавает много (рыб).

В аквариуме живут разные (рыбки).

Мама сварила уху из (рыбы).

Рыболов поймал на крючок (рыбу).

Маленькую рыбу мы назовем (рыбешкой).

8-е задание: развитие связной речи.

Логопед: Ребята, а рыбы умеют разговаривать?

Дети: Нет.

Логопед: Есть даже пословица: «Нем как рыба». Интересно, а что было бы, если рыбы вдруг заговорили? Что они смогли нам рассказать?

Ответы детей

Итог занятия: Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо потрудились на занятии. О ком мы сегодня говорили? Вам понравилось? Давайте тогда улыбнемся друг другу и на память я подарю вам фигурки рыбок.

МБОУ «Емецкая средняя школа имени Н.М. Рубцова» -

Детский сад № 2 «Незабудка»

Конспект логопедического занятия по теме «Рыбы»

«Путешествие в подводный мир»

(подготовительная к школе группа)

Григорьева Елена Евгеньевна.

Цель: расширить представление детей о рыбах, закрепить навык правильного произношения звука [р] в слогах, словах и предложениях.

Задачи.

Образовательные:

Расширять знания детей о рыбах, учить определять основные части тела рыб, закреплять умение классифицировать их;

Обогащать словарный запас за счет образования родственных слов;

Закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные.

Коррекционно-развивающие:

Активизировать речевую деятельность детей;

Закреплять правильную артикуляцию звука [р];

Развивать фонематический слух, навык звукового анализа;

Совершенствовать слуховое и зрительное внимание, память, мышление;

Развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к живой природе;

Формировать навыки взаимодействия детей друг с другом;

Воспитывать активность и любознательность.

Оборудование.

Компьютер, презентация, индивидуальные зеркала, бумажные кораблики, буква Р, предметные картинки «Рыбы».

Ход занятия.

1.Организационный момент. (Слайд 2)
Отгадывание загадки.
Логопед: Дети, давайте отгадаем загадку.

Плещет в речке чистой
Спинкой серебристой. (Рыбка)

Какой первый звук в слове рыба? (Звук [р])

2.Объявление темы занятия.

Логопед: Мы сегодня с вами отправимся в путешествие и познакомимся с речными и морскими обитателями. Мы будем говорить о рыбах и учиться правильно произносить звук [р] в словах и предложениях. И начнем с разминки.

3. Самомассаж лица (по О. И. Крупенчук «Стихи для развития речи»)

Ручки растираем и разогреваем (хлопки)
И лицо теплом своим мы умываем (разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз).
Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам).

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз).
Их вперёд сгибаем (нагибание ушных раковин кпереди),
Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки),
А потом уходим пальцами на щёчки (пальцы перебегают на щёки).
Щёчки разминаем, чтобы надувались (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями),
Губки разминаем, чтобы улыбались (большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу).
Уголками губ мы щёчки поднимаем (средние пальцы рук находятся в уголках рта и по очереди поднимают то правый, то левый уголок рта),
А потом от носа, мы к губам стекаем (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам).
Тянем подбородок и его щипаем (разминание подбородка с оттягиванием его вниз, пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам),
А потом по шейке ручками стекаем (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам, середина шеи проходит между большим и остальными пальцами).

4. Работа над речевым дыханием.

Упражнение «Кораблик». Цель: развивать длительный плавный выдох.

Логопед: Итак, мы отправляемся в плавание, давайте поможем нашим корабликам плыть быстрее! Вытяните губы вперед трубочкой и дуйте на кораблик.

Кораблики, сделанные из тонкой яркой бумаги, ставят у самого края стола. Дети дуют на бумажные кораблики, соревнуясь, чей кораблик одержит победу в гонках или раньше пристанет к берегу.

По волнам корабль плывёт.

Ты вдохни, надуй живот.

А теперь ты выдыхай

И кораблик опускай.

5. Артикуляционная гимнастика (Слайд 3-5)

Логопед:
- Как вы думаете, рыбы разговаривают? (нет)
- А мы в отличие от рыб разговариваем, и чтобы говорить красиво, выполним гимнастику языка.

упражнение «Чистим зубки»;

упражнение «Качели»;

упражнение «Кружок»;

упражнение «Вкусное варенье»;

упражнение «Грибок»

упражнение «Барабанщик»

Лошадка – грибок - гармошка» (переключение артикуляционных поз)

6. Анализ артикуляционного уклада звука [ р]. (Слайд 6)

Логопед: Давайте вспомним, как правильно произносим звук [ р], где находятся губы, язык, зубы. Возьмите зеркала. Произнесите звук [ р].

Где находится язычок при произнесении звука [ р]?

Что мешает воздуху свободно выходить изо рта? Воздух встречает преграду при выходе изо рта.

Это гласный или согласный звук?

Что происходит с нашим горлышком? Дрожит ли при произношении звука горлышко?

Значит, он звонкий или глухой?

Итак, звук [ р] согласный, звонкий.

(Сопоставление с речевым профилем звука)

7. Соотнесение звука с буквой Р (Слайд 7)

Логопед: Ребята, посмотрите, перед нами остров, какая буква живет на нем? (Буква Р) Звук [р] на письме обозначается буквой Р.

На что пожожа буква Р? (Ответы детей)

Буква Р на мачте парус,

Вдаль плывет небес касаясь.

Ручка круглая у трости,

Трость для деда сделал Костя.

(В.Волина)

Эта буква состоит из палочки и полуовала. А сейчас мы попробуем написать букву “Р” в воздухе. Сначала мы напишем ее плечом, потом локтем, потом кистью, потом пальцем.

8. Произношение прямых слогов со звуком [р]. (Слайд 8)

Логопед: Давайте мы будем на корабликах причаливать к берегу и повторять (читать) слоги: РА, РО, РУ, РЫ.

Ребята, посмотрите как красиво вокруг. А кто это там, в морских глубинах? (Рыбки)

Рыбки весело плескались

В чистой свеженькой воде.

То согнутся, разогнутся.

То зароются в песке.

Приседаем столько раз

Сколько рыбок здесь у нас. (Дети считают, сколько рыбок на слайде.)

10. Игра «Строение рыб» (предметная картинка «рыба»)

Логопед: Ребята, посмотрите вот на эту рыбку внимательно. У нее есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. На голове у рыбки расположены жабры. Они помогают рыбке дышать. Тело рыбки покрыто чешуей, похожей на маленькую золотую монетку, такая же круглая и блестящая. Как вы думаете, а для чего нужны рыбке хвост и плавники?

Дети. Чтобы плавать.

Логопед: Конечно же! Рыбка двигает плавниками, когда поворачивает в другую сторону. Плавники и хвост нужны рыбке, чтобы она могла плавать.

Игра «Чей, чья, чье» (образование притяжательных прилагательных)

Чья голова? – Это рыбья голова.

Чьи жабры? – Это рыбьи жабры.

Чье туловище? – Это рыбье туловище.

Чья чешуя? – Это рыбья чешуя.

Чей хвост? - Это рыбий хвост.

Чье брюшко? – Это рыбье брюшко.

Чьи плавники? – Это рыбьи плавники.

11. Игра «Место обитания рыб» (слайд 10)

Логопед: Посмотрите, на экране мы видим три места обитания рыб. Как они называются? (аквариум, море, река). Значит рыбы, которые там обитают какие? (морские, речные, аквариумные). Когда на экране будут появляться рыбы, вы скажите, какая это рыба, а мы проверим, правильно ли она уплыла. Вам нужно сказать, как называется выбранная вами рыба, где обитает, и поселить рыбу в подходящий водоём.

Например:

Это ёрш. Он живёт в реке. Это речная рыба.

У меня гурами. Это аквариумная рыбка, она живёт в аквариуме.

Моя рыба называется морской окунь. Это морская рыба. Я поселю её в море.

На экране появляются рыбы: ёрш, осетр, гурами, радужница, рыба – меч, морской окунь.

Логопед: А вы знаете, какие рыбы водятся в нашей реке Емце?

Дети: Щука, окунь, ёрш, карась, налим, язь и т. д.

12. Слого-звуковой анализ (слайд 11)

Логопед: А сколько слогов в слове рыба?

Дети: два.

Назовите их (ры-ба).

А сколько звуков в слове рыба? (четыре).

Назовите их (р,ы,б,а).

Назовите первый слог? (ры). Второй слог (ба).

Правильно. Назовите первый звук в первом слоге? [р]. Второй звук в первом слоге? [ы].

Звук [р] – согласный или гласный? (Почему?). Твёрдый или мягкий? (Почему?). Звонкий или глухой? (Почему?).

Какой второй звук в первом слоге? [ы]. Гласный или согласный? (Почему?).

Второй слог разбираем по аналогии с первым.

13. Пальчиковая гимнастика «Рыбки» с использованием массажеров Су – джок.

Дети поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение.

Пять маленьких рыбок играли в реке,

Лежало большое бревно на песке,

И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»

Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко».

А третья сказала: «Мне хочется спать!»

Четвертая стала чуть-чуть замерзать.

А пятая крикнула: «Здесь крокодил!

Плывите скорее, чтоб не проглотил».

14. Подбор родственных слов к слову «рыбак». (Слайд 12)

Логопед:

Есть у нас волшебный пруд.
Караси в пруду живут.
Поскорей ты их лови,
Родственное слово назови.

Ребята, помоги рыбаку наловить рыбы. Подбери родственные слова к слову «рыбак». (Рыба, рыбки, рыбешка, рыбный, рыбачить, рыболов, рыбачка).

15. Толкование пословицы.

Логопед: Вот и закончилось наше путешествие. Оно вам понравилось?

Ребята, есть русская пословица «Без труда не вынешь и рыбку из пруда». Как вы думаете, что она обозначает? (Ответы детей)

Логопед: Вот и мы с вами старались, много трудились и занимались, чтобы научиться правильно произносить звук [р]. Молодцы!

Ребята, что вам понравилось на занятии?

Какое задание было для вас наиболее трудным?

Литература.

    Крупенчук О.И. «Стихи для развития речи»

    Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет. М.: «Мозаика-Синтез», 2003.

    Волина В.В. Русский язык. Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996.

    Интернет - источники.

Цель: Обобщить материал по теме: «Рыбы».

Задачи:

Образовательная:

1. Учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы, аквариумные рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).

2. Учить выделять признаки различия и сходства между рыбками.

3. Упражнять детей делать выводы в составлении рассказа – сравнения по плану.

Развивающая:

1. Развивать мышление и память, умение анализировать, выражать их в речи.

2. Развивать эмоциональную сферу детей

Воспитательная:

Воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей.

Материалы и оборудование: картинки с изображением рыб пресноводных, морских, аквариумных, карточки с изображением аквариумных и пресноводных рыб, фланелеграф, изображение Незнайки, рыб и морских животных для работы на фланелеграфе, разрезная картинка (рыба).

Предварительная работа: чтение рассказов о морских обитателях, рыбах, наблюдение за аквариумными рыбками.

Ход занятия. Воспитатель загадывает загадки:

Жива в воде она,

Поймаешь, вытащишь ее –

Умрет она тогда.

Крылья есть, да не летает,

Глаза есть, да не мигает,

Ног нет, да не догонишь.

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

О ком эти загадки? (о рыбах).

Характеристика рыб (по тексту загадок)

Рыба живет в воде. На суше жить не может. Глаза есть, да не мигает. «Крылья» есть, да не летает. Что это за крылья? (плавники). Не ходит, не летает, но двигается быстро. Как она перемещается? (плавает). Есть хвост. Для чего рыбам хвост? (руль). Одежда из «монеток». Из каких монеток эта одежда? (это чешуя). Рыба живет в воде. Где может жить рыба? (в аквариуме, в море и т. д.). Как называются рыбы, живущие в море (морские), в реке..., в аквариуме...

Затем дети перечисляют отличительные признаки рыбы: «У нее есть голова, рот, глаза, жабры, туловище, хвост, плавники. Туловище покрыто чешуей». Из частей составляется картинка, на которой изображена рыба.

Воспитатель. Отгадайте загадки, найдите – отгадки.

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно (сом)

Колюч, да не еж

Кто это? (ерш)

К нам из сказки приплыла,

Там царицей была.

Это рыбка не простая.

Рыбка... (золотая)

Ярко – красный или черный,

Очень резвый и проворный,

Длинный острый хвостик носит

И зовется... (меченосец)

На какие группы можно поделить этих рыб? (на пресноводных рыб и аквариумных рыб).

Работа с карточками.

Найти и обвести в кружок аквариумных рыбок.

Обвели в кружок сомика, а сома нет. Почему?

Рассказ – сравнение.

Чем они отличаются и чем похожи?

«Это сом и сомик, у них есть голова, рот, туловище, хвост, плавники.

У сома – усы, а у сомика – усики. Сом живет в реке, а сомик в аквариуме. Речной рыбой питаются птицы, животные, люди; аквариумными рыбками мы любуемся».

Физкультминутка

Как в аквариуме нашем

Рыбки золотые пляшут.

Они весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке,

То помашут плавниками,

То закружатся кругами (движения по тексту).

Дети изображают резвящихся рыбок.

Мы сказали, что рыбы живут в аквариуме и реке, пруду, озере. А еще где живут рыбы? (в море). Но в море еще живут морские животные.

В гости приходит Незнайка.

Он приносит картинки, на которых изображены рыбы и морские животные. Надо найти морских животных. (кит и дельфин)

Чем отличаются морские животные от рыб (Рыбы откладывают икру, из икры появляются мальки или сразу появляются мальки, а у морских животных рождаются детеныши.)?

А еще в море живут рыбы, которые похожи на зверей. Они так и называются рыба-жаба, рыба-собака, рыба-попугай...

Посмотрите, какие необычные рыбы изображены на рисунке. Вы их знаете? Найдите на рисунке рыбу-пилу, рыбу-иглу, рыбу-зебру и т.д.

Как вы догадались, где какая рыба?

О ком мы сегодня говорили?

Что нового мы узнали о рыбах?

Занятие окончено.

Литература

1. Интернет – ресурсы

2. КРО «Ознакомление с окружающим миром» И. Морозова. М.А.Пушкарева Издательство «Мозаика – синтез» 2011г

3. «1000 загадок» Издательство АСТ, Полиграфиздат 2011г