Танцевальная психология. « Креативный танец и Развивающее движение

Танец не просто полезен, он целителен для тела и психики, если при этом учитывать свои индивидуальные особенности: телесные возможности, переносимость нагрузок и т.д. Как влияют танцы? Танец построен на наших природных инстинктах и потребностях.

1. Как влияют занятия танцами на человека с психологической точки зрения?
Психологический эффект:

  • Танец помогает лучше чувствовать себя, свое телесное и эмоциональное состояние - улучшает контакт с собой.
  • Новые, непривычные, не используемые в повседневной жизни движения помогают сломать привычные шаблоны, выйти из замкнутого круга повторяющихся сценариев в нашей жизни. Открываясь новому опыту в танце, мы символически впускаем новое в свою жизнь.
  • В танце происходит эмоциональная экспрессия - высвобождение подавленных чувств. Подавление эмоций - опасный механизм, который может приводить к психосоматическим заболеваниям. Танец проводит своего рода «генеральный уборку», очищая от подавленных чувств и снижая внутреннее напряжение.
  • Повышается психологическая гибкость, а значит - адаптивность и креативность.
  • Улучшая телесный баланс, танцы помогают нам сохранять и психологическую устойчивость в сложных ситуациях, толерантность к стрессу.

Главное - найти тот танец, который нравится именно вам, и не требовать от себя непременного совершенства.

2. Могут ли танцы помочь решить какие-то психологические проблемы? Если да, то какие?

  • Танец не случайно используется в некоторых направлениях психотерапии, он способен трансформировать нас психологически и помогает решать проблемы.
  • Например, парный танец учит мужчину брать на себя ответственность в отношениях, преодолеть инфантилизм - взрослит. А женщине помогает доверять мужчине и уважать его. И, конечно, у обоих увеличивает чувствительность по отношению к партнеру, способность выстраивать отношения, заявлять о себе и «слышать» партнера.
  • Групповые танцы хороши для тех, кто чувствует себя одиноким, отвергнутым, никому не нужным, «белой вороной». Они помогают почувствовать себя важной частью группы - «членом стаи».
  • А есть танцы, улучшающие контакт с собой, помогающие «слышать» себя. Они хороши для тех, кто потерял себя, запутался в своей жизни и не знает, что хочет.

3. Что делать, если человек стесняется своего тела (у него лишний вес) или существует боязнь того, что, танцуя, он будет выглядеть нелепо? Как ему это перебороть в себе, если он хочет танцевать,но мешают комплексы?


Увы, непринятие своего тела - частая проблема, даже у красивых людей, не говоря уж о тех, кто не вписывается в современные стереотипы красоты. Нас не учат любить и уважать свое тело…
Первый шаг: решите, вас устраивает жить со своими комплексами, или вы все же хотите поменять свою жизнь? Перемены - всегда риск, они требуют мужества и не даются без усилий. Если готовы к «подвигу», отправляйтесь в танцзал. При этом вы можете помочь себе следующим образом:

  • Помните, что не вы один стесняетесь, у ваших соседей могут быть такие же переживания.
  • Найдите доброжелательного преподавателя, которому вы сможете доверять. Психологическая атмосфера на занятиях во многом зависит от преподавателя, бывают коллективы «критикующие», бывают - «поддерживающие».
  • Возьмите с собой на занятия друга или подругу для поддержки.
  • Если вы стесняетесь группы, можно попробовать начать с индивидуальных уроков.
  • Самооценку может поднять удачная фотосессия в танцевальном костюме.
  • Попробуйте понять, как именно звучит критикующее послание в вашей голове. Например: «Ты неловкий», «Ты толстая» и т.д. Подумайте, в каком возрасте и при каких обстоятельствах появилось внутри такое вредное убеждение? Что вы сейчас можете противопоставить этому убеждению?
  • «Стакан наполовину полон», какие свою плюсы вы можете обозначить? Может, у вас хорошее чувство ритма? Выразительная мимика? Есть старательность? Плюсы всегда присутствуют.
  • Сделайте акцент не на том, как вы выглядите во время танца, а на том, какие ощущения при этом испытываете. И наслаждайтесь движением, музыкой…

Помните: способности к танцам есть у каждого, кончено, в разной степени, но У КАЖДОГО.



Начнем с того, что в нашей стране в последнее десятилетие активно развиваются (и это радует!) всевозможные формы танцевального искусства и танцевально-двигательная терапия. И так оказалось, что есть целый пласт знаний о том, как движение и танец влияют на целостное развитие человека, не только его тела и двигательных возможностей, но личности в целом. Эти знания используются и питают как современный танец, так и танцевально-двигательную терапию. И в Специализации по ТДТ элементы этих знаний органично встроены в обучение и подготовку танцевально-двигательных психотерапевтов на кафедре ТДП ИППиП (г. Москва). Пришло время новых предложений, которые помогут большему количеству специалистов посмотреть на танец и движение гораздо шире.

Программа « Креативный танец и Развивающее движение. Основы психологии движения и танца» - это результат синтеза многолетнего опыта преподавания и исследования танца, движения и танцевальной терапии. Программа опирается на философские и теоретические базы самых современных школ по изучению взаимосвязи и взаимовлияния тела и сознания, движения и эмоций, здорового функционирования организма, психического благополучия, креативности, коммуникации с другими. Такой подход позволяет изучать Движение как систему - с функциональной и психологической точки зрения. Он позволяет задействовать творческое самовыражение через танец осознанно и специфично с учетом потребностей группы, коллектива, пары или конкретного человека.

Так же, есть еще один немаловажный факт, который повлиял на возникновение этой программы. Увеличился интерес к обучению профессии ТД-психотерапевта. Но для поступления в специализацию по ТДТ существуют определенные требования, как-то: наличие базового психологического образования, длительный и продолжающийся танцевальный опыт, наличие практики и возрастная и психологическая зрелость. Что делать тем у кого, например, нет психологического образования, но есть огромная танцевальная-/педагогическая практика и желание изучать движение глубже, понимать как оно связано с проявлением личности, с возрастными особенностями, коммуникацией, креативностью, т.е. проникать в философию и психологию движения. Или, например, что делать психологам, которые увлекаются двигательными практиками и танцем, но не знают как грамотно и экологично использовать этот ресурс, в работе со своими клиентами и пациентами. Так же эта программа поможет продолжать свое профессиональное развитие и тем, кто еще не принял решения о поступлении в специализацию по ТДТ.

Так что же мы предлагаем? Мы предлагаем программу, которая с одной стороны сможет дать людям практические знания и навыки в области психологии движения и танца, то, что имеет отношение к целостному развитию человека и помочь сформировать двигательное мышление и видение личности. С другой стороны, поддержит интерес к нестандартному восприятию и пониманию исцеляющих возможностей танца и к танцевально-двигательному направлению в целом.

Почему мы предложили именно такое название?

Креативный(творческий) танец - это форма движения и танца, фокусирующая свое внимание на целостном развитии человека и его личности. Через двигательное выражение танцующие достигают высокого уровня физического развития, обучаются языку танца и взаимодействуют со своими эмоциями и чувствами. Креативный танец - это единственная форма двигательной активности, в которой физическое движение используется не столько для выражения какой-либо двигательной функции, а больше как раскрытие персональной экспрессии и творческого самопроявления, он воспитывает и питает экспрессивные возможности человека, и помогает ассимилировать эмоциональный опыт, формирует новый двигательный репертуар. Развитие творчества и воображения способствует гармонизации всех аспектов личности, и дает возможность применять этот опыт не только в профессиональной области, но и в жизни как таковой. Креативный танец включает в себя творческие формы танцевального искусства: выразительное движение, танцевальная импровизация и танцевальный перформанс, элементы ТДТ, Анализа движения Лабана (LMA) и Двигательных основ Бартениефф. Одно из близких значений Креативного танца - это импровизация. Однако мы используем международную терминологию, наиболее полно раскрывающее это направление. Оно шире, чем импровизация (что относится в основном к профессиональному полю его использования: в танцевальных, театральных и музыкальных спектаклях, перформансах, лабораториях движения) и применяется в работе с разными возрастными категориями, чаще всего в развивающем формате (детьми, взрослыми, пожилыми людьми).

Развивающее движение - это метод, который опирается на психомоторное развитие человека, и основан на глубоком понимании важнейших предпосылок успешного развития ребенка, всех его двигательных функций и деятельности головного мозга. Наши движения опираются на двигательные паттерны, а те в свою очередь на рефлексы. Каждая ступень развития имеет серию двигательных задач, соответствующих задачам психологического развития. Результатом является формирование функциональных навыков, экспрессивных и коммуникативных умений. Поэтому важно, чтобы каждая стадия развития человека была эффективно пройдена и психо-моторные задачи, соответствующие каждому этапу были решены. Пробелы в процессе развития формируются в неиспользуемый двигательный и психический потенциал, в так называемые «нерешенные задачи развития». Развивающее движение помогает вернуться на эти ранние уровни организации тела, и «достроить» пропущенное или неосвоенное, пробудить поток двигательной энергии, который когда-то остановился, укрепляем связи поддерживающие состояние целостность тела и личности. Это развивает телесную осознанность и двигательное мышление. Настоящие изменения случаются, когда человек принимает «себя настоящего». Это открывает развитие, трансформацию к здоровому и эффективному функционированию. Спектр человеческой выразительности и презентации себя миру расширяется, что влияет на взаимодействие с собой, с другими, с миром.

Оба эти направления, Креативный танец и Развивающее движение формируют базу для исследования и изучения психологии движения и танца, помогают увидеть человека в его целостном развитии (тело-движение-психика). Телесная функциональность (то, что имеет отношение к Развивающему движению) и его выразительность(то, что имеет отношение к Креативному танцу) питают и поддерживают друг друга. Такое сочетание открывает новые возможности для человека, расширяет его видение и понимание. Эти два способа направлены на раскрытие максимального двигательного потенциала человека и его психо-эмоционального состояния, и способствуют развитию всех типов его интеллекта: телесного(BQ), двигательного(MQ), эмоционального (EQ) и когнитивного(IQ).

Хочется отметить, что на наш взгляд в России пока нет аналогов такой программы, имеющей системный подход и образовательный стандарт(программа повышение квалификации). Мы не «открываем Америку». В Москве и других городах России проходят семинары, где предлагается похожий опыт. Но, как правило, это либо разовые мероприятия, либо очень разрозненный материал и двигательное развитие отделено от экспрессивного опыта. Уникальность программы в том, что это первая попытка собрать знания о целостном развитии личности и всех уровней его интеллекта (двигательного, телесного, эмоционального и когнитивного) в единый систематизированный обучающий курс, который, мы надеемся, будет в дальнейшем развиваться до большой образовательной программы. Мы очень рады, что программа идет на базе Института Практической Психологии и Психоанализа, что придает ей особый вес и статус, и благодарны поддержке Кафедры ТДП ИППиП и творческому участию и вкладу в создание этой программы завкафедры Ирине Бирюковой.

Программа ориентирована на специалистов как помогающих, так и творческих профессий. Во-первых, конечно же, на хореографов и танцевальных педагогов. Это специалисты, которые много работают с творческими задачами, постановочными и хореографическими. Всегда встает вопрос «где брать двигательный материал?». Обучение помогает находить ответы на эти вопросы, через изучение законов и принципов движения и основ импровизации и композиции (через призму системы наблюдения движения Лабан-Бартениефф, Somatic Movement). Так же обучение предлагает курсы, касающееся целостного развития человека, его тела, двигательного репертуара и психики. Эти знания помогают решать педагогические задачи и лучше понимать участников коллектива, в т.ч. их возрастные и личностные особенности. А также находить креативные и эффективные способы для помощи участникам коллектива в адаптации и максимального творческого раскрытия каждой личности.

Во-вторых, это может быть интересно психологам и психотерапевтам, которые используют в своей работе движение и танец. Обучение поможет больше понимать психологию движения и танца и более осознанно задействовать в своей работе двигательный уровень клиентов.

В-третьих: детским психологам, специалистам по раннему детскому развитию, работникам реабилитационных и абилитационных центров и организаций. Знание этого материала делает работу этих специалистов более успешной и продуктивной.

«Креативный танец и Развивающее движение: введение. Основы танцевальной импровизации».

«Введение в Анализ движения Лабана(LMA) и Двигательные основы Бартениефф(BF). Знакомство с понятиями: тело, пространство, время, усилие».

«Эмпирическая анатомия. Культура телесности. Основы целостного подхода в работе с телом» первый семинар.

«Двигательное развитие - как основа для развития многообразия танцевальных и движенческих форм».

Представление индивидуального проекта. Завершение.

Каждый курс логически продолжает тему предыдущего, но при этом, имеет целостную и завершенную форму. Хочется особо отметить, что благодаря очень логичному включению в программу курса «Введение в Анализ движения Лабана и Двигательных основ Бартениефф», преподаватель Хилари Брайен(США), эта программа приобрела статус международной. Более подробно о курсах программы и о том, как в нее попасть, можно почитать на сайте ассоциации www.atdt.ru или на сайте кафедры ТДП ИППиП tdt-edu.ru

Надеемся, до скорой встречи с Вами.

Продолжение рассказа о развитии программы в следующем выпуске.

Котеленко Е.Ю.(Рязань)

Фатеева Т.А.(Москва)

Год издания и номер журнала:

Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) является областью психотерапии. Как отдельное направление она оформилась примерно в 50-70-е годы ХХ века вначале в США, а затем в 60-80-е годы в Великобритании, Германии и Израиле. В 80-90-е годы ТДТ получила свое развитие в других странах Европы, Азии, в Австралии и в России. Официальным годом рождения ТДТ в России можно считать 1995, когда была создана Ассоциация танцевально-двигательной терапии (АТДТ) в Москве. Понятно, что неофициально все началось гораздо раньше.

ТДТ - это междисциплинарная область, она существует на стыке психотерапии и танцевального искусства. Кроме того, она тесно связана со многими другими областями знания. Среди них: анатомия, физиология, психофизиология, кинезиология, нейропсихология, самые разные теории движения и танца, психология и т.д., - т.е. практически все, что можно отнести к областям знания о теле, движении, танце, психике, о творческом процессе и творческом выражении.

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ТДТ

Невозможно понять суть ТДТ, не обращаясь к основным источникам, которые питают ее как отдельную школу психотерапии. В связи с этим следует выделить четыре исторических аспекта:

1. Первый - это развитие науки, и прежде всего психоаналитических школ, связанных с открытием З. Фрейдом психической реальности и рассмотрением психики как динамики сознательных и бессознательных процессов в онтогенезе человека. З. Фрейд дал толчок развитию глубинной психологии, где можно выделить три основных школы:
- Психоанализ З.Фрейда;
- Индивидуальную психологию А.Адлера;
- Аналитическую психологию К.Г.Юнга.

К 40-50-м годам психоаналитические направления достаточно укрепились в психотерапии как альтернатива традиционному гипнозу. Появилось множество других школ, которые либо опровергали, либо развивали эти основные теории и практики - таким образом внося неоценимый вклад в общее понимание психологических законов.

ТДТ рождалась, уже опираясь на традиции и новые психотерапевтические школы и направления. Танце-терапевты (в зависимости от своих склонностей и общей психотерапевтической подготовки и опыта) могли использовать универсальный язык движения для соотнесения и сопоставления своей практики с любыми психологическими концепциями. ТДТ своего рода мета-уровень, способный провести параллель и объединить знания, опыт и концепции различных психотерапевтических направлений. В то же время ТДТ развивает свою теорию, основанную на представлении о психосоматическом единстве.

2. Начало века стало эпохой модерна в искусстве: пробовались новые формы, новые принципы. Танец также вышел за рамки привычного. В России из танцевальных новаторов известна Айседора Дункан. Она была неповторима как исполнительница и выражала именно те идеи, которые были знаменем модернистского искусства. Она не создала своей школы. Основание новых танцевальных форм, танцевальной педагогики связано с другими именами. И прежде всего стоит выделить австрийского танцовщика, хореографа и философа Рудольфа фон Лабана. Он был выдающимся педагогом и теоретиком движения и танца. Именно Р. Лабан претворял в жизнь принцип ценности индивидуального выражения в танце. Отказавшись от привычного балетного тренажа, он разработал свой подход к обучению и постановке движенческой техники, которая позволяла максимально раскрыть индивидуальные особенности выражения каждого танцовщика. Кроме того, он создал систему записи и описания любого человеческого движения (как ноты для записи музыки), которая в настоящее время является теоретической основой и способом анализа и диагностики в ТДТ. Его учение в 60-70-е годы было развито Ирмгард Бартениефф, которая разработала особую систему упражнений ("Основы Бартениефф" ) гармонизирующую движение и обучающую правильному и экономичному использованию тела в движении. В настоящее время Лабан-анализ и Основы Бартениефф являются составной частью методологии ТДТ, а также ее отдельным направлением.

Немецкая танцовщица и хореограф Мери Вигман стала основоположницей танцевального экспрессионизма. Ее больше всего интересовали человеческие аффекты. Эмоциональное переживание рождало телесную форму и определяло качество движения. В балете же наоборот, набор определенных форм служит выражению различных содержаний. Мери Вигман привнесла в танцевальную педагогику и балетмейстерское искусство импровизацию.

Танцевальная импровизация - это способы спонтанного движения. Когда человек спонтанно двигается, он выражает себя очень точно и честно: в спонтанном движении могут материализоваться бессознательные стороны личности. Бессознательное может стать видимым, обрести форму, таким образом человек способен воссоединиться с потерянными частями себя, своими психологическими ресурсами. И если осознать это, то открывается возможность к самопознанию и обретению большей личностной целостности и интегрированности - а это основная часть и цель психотерапевтического процесса. Т.е. оказалось, что сама импровизация сталкивала танцовщиков и педагогов с целительной силой танца.

Не случайно, что все первые танце-терапевты были учениками Р.Лабана и М.Вигман или их последователей.

Например, Мэриан Чейс имела собственную студию. И постепенно ее интерес все больше смещался с исполнительского искусства на процесс исследования индивидуальности в танцевальной импровизации. Она видела, что ее студенты раскрывались и менялись как личности, становясь все более целостными, все более самими собой. Есть легенда, что среди ее учеников были люди, одновременно находившиеся в психотерапии. И психотерапевты обратили внимание на улучшение состояния своих пациентов, что было связано с занятиями у М.Чейс. Постепенно некоторые психотерапевты стали направлять своих пациентов на занятия по танцевальной импровизации в ее студию. И в 1946 году Мэриан Чейс была официально приглашена на работу в психиатрическую больницу им. Св.Элизабет в Вашингтоне (округ Колумбия), где в тесном сотрудничестве с психиатрами и родился ее метод. Вероятно, эту дату и можно считать днем рождения ТДТ. Следует упомянуть, что эта клиника - одна из самых передовых психиатрических больниц в США. Она известна своим гуманистическим подходом в психиатрии и по сей день остается новатором в применении терапий творческим выражением в психиатрическом лечении. Среди пионеров ТДТ следует также упомянуть Труди Шуп, Мери Уайтхаус и Лилиан Эспенак.

3. Стоит отдельно сказать о Вильгельме Райхе и его учении о мышечно-эмоциональных блоках и характерном панцире. Он был одним из самых талантливых учеников З.Фрейда, который первым среди аналитиков обратил внимание не только на то, что говорит пациент, но и прежде всего, как он говорит. Райх считал, что невыраженные эмоциональные переживания не исчезают, а остаются в мышцах и "застревают" там в виде мышечных блоков. Эмоции в виде мышечных зажимов, годами оставаясь в теле невыраженными и неосознанными, образуют мышечный панцирь, или характерный панцирь, который отражает способы психологических защит (часто патогенных) и структуру характера, сформировавшуюся под их действием.

В.Райх, будучи аналитиком, предложил не просто вербальный анализ, он непосредственно воздействовал на мышечные блоки, чтобы освободить их и скрытые в них эмоции и на этой основе анализировать ситуации, отношения с людьми, вызвавшими эти чувства и переживания.

ТДТ обращается к этому пониманию психосоматических механизмов, сформулированному В.Райхом, но практически не использует его методов работы.

4. Нельзя не упомянуть о полностью утерянном в современной цивилизации изначальном предназначении танца и о древних целительских практиках, где танец был неотъемлемым атрибутом.

У первобытных людей еще до появления языка движение, жесты были средством коммуникации. И в первых человеческих общинах танец был одним из главных составляющих общинной жизни: как индивидуальный способ выражения (страха, печали, радости и т.д.), так и способ передачи культурного наследия. До сих пор в племенах аборигенов вместо вопроса: "Из какого ты племени?" спрашивают: "Какой танец ты исполняешь?"

Танец сопровождал все ритуалы (рождение, свадьба, смерть и т.д.), все праздники и торжества, события повседневной жизни (охота, рыбалка и пр.), военные походы. Именно в танце человек передавал свое отношение к неведомому и непознанному, к природе, выражал свою связь со Вселенной и с богами и духами. Танец служил средством духовной и целительской практики. И в основе этого - не эстетическая форма, а выражение Сокровенного в человеке.

И ТДТ после многих и многих веков отношения к танцу как к форме элитного искусства возвращает ему его первозданный смысл: не важно как ты двигаешься, важно, что ты ощущаешь, чувствуешь и думаешь, важно, что ты выражаешь своим танцем. Ведь тело - это единственное, что в человеке не лжет и может помочь ему раскрыть и выразить себя во всей своей полноте и истине.

Абрахам Маслоу говорил, что "...так же, как человек имеет инстинктивные потребности, которые являются частью его биологической природы, он имеет и высшие потребности, например, потребность быть значимым, потребность в уважении и потребность в свободе самовыражения". Если перевести это на язык танце-терапии - это потребность быть видимым , что возможно только в движении.

Итак, суммируя вышесказанное, танце-терапевты обращаются к целительной силе танца, к силе творческого выражения в движении, а также используют достижения современной танцевальной педагогики и обращаются к исследованиям движения и к опыту различных психотерапевтических школ (прежде всего психодинамической, экзистенциальной, гуманистической и трансперсональной).

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ ТДТ

1. Тело и психика связаны нераздельно и оказывают постоянное взаимное влияние друг на друга. Для танце-терапевта аксиома то, что тело - зеркало души, а движение - это выражение человеческого "Я". Делая более гибким тело, мы делаем более гибкой и душу, и наоборот.

Следовательно, задача терапии - достичь самоосознавания, исследуя реакции тела и его действия.

2. Танец - это коммуникация , которая осуществляется на трех уровнях: с самим собой, с другими людьми и с миром.

Таким образом, задачей будет формирование безопасного пространства, терапевтических отношений, чтобы анализируя отношения с терапевтом и/или с другими людьми, если это групповая работа, человек мог бы найти более эффективные способы взаимодействия в окружающей его среде.

3. Холистический принцип , т.е. принцип целостности, где триада мысли-чувства-поведение рассматривается как единое целое и изменения в одном аспекте влекут изменения в двух других.

Задача - найти способ соответствия друг другу мыслей, чувств и действия. Часто человек думает одно, чувствует другое, а делает третье, что является отражением какого-то внутреннего конфликта. Здесь исследуется, как мысль, чувство и движение могут выражать какое-то одно содержание, а также анализируется, что в личной истории привело к такому разделению внутри, т.е. к потере внутренней целостности.

4. Тело воспринимается как процесс , а не как предмет, объект или субъект. Слово "процесс" подчеркивает, что мы имеем дело не с данностью, статикой, а с чем-то постоянно изменяющимся. Суть такого процесса лучше всего отражает один из принципов Дао: способность видеть статику в движении и движение в статике.

Мы научились контролировать тело, придавать ему определенные формы, вид, сдерживать его и думаем, что оно останется безответным, не даст никакой обратной реакции. А потом возникают не всегда объяснимые симптомы, боли, появляется постоянно ощущаемое напряжение в теле, скованность, спектр движения становится все более ограниченным.

Задача: следуя процессу человека (можно сказать, его психосоматическому Дао), танце-терапевт помогает освободить и раскрыть информацию, которая лежит в основе симптомов, болей, разного рода телесных дискомфортов и ограничений в движении - человек учится понимать язык своего тела и таким образом восстанавливает диалог с самим собой. Также эта работа развивает способность использовать движение и танец для выражения полного спектра чувств и находить конструктивные способы отношения со своими чувствами без отрицания и подавления (которое было бы деструктивно для психологического здоровья).

5. Обращение к творческим ресурсам человека как к неиссякаемому источнику жизненной силы и созидательной энергии.

Задача: развитие самоуважения самопринятия и глубинного доверия к себе и к жизненному процессу, развитие постоянного контакта со своими жизненными ресурсами. Здесь ТДТ обращается непосредственно к творческому танцу: это моменты исследования и выражения эмоционального материала (снов, фантазий, воспоминаний) посредством символического движения.

КТО ОБРАЩАЕТСЯ К ТАНЦЕ-ТЕРАПЕВТУ?

Это прежде всего люди (их иногда называют кинестетиками), для которых движение является способом переработки информации. Им, чтобы полностью что-нибудь понять, необходимо ощутить это в теле и найти выражение этому в движении. Для них движение - это способ самовыражения, самопознания и развития.

Это также могут быть люди другого склада (можно выделить аудиальный тип или визуальный), которые на определенном этапе своей жизни стали понимать, что для того, чтобы решить свою проблему, им надо обратиться к своему телу, научиться понимать его язык и вступать с ним в диалог.

Их всех может объединять то, что в определенный момент эти люди могут чувствовать, что они не целостны, что они потеряли контакт с собой или хотели бы изменить качество этого контакта. Психологически потеря контакта с собой тождественна потере контакта с телом.

ЧТО ПРИВОДИТ К ПОТЕРЕ КОНТАКТА С ТЕЛОМ?

Стромстэд следующим образом отвечает на этот вопрос:

Любого рода физическое, эмоциональное и/или психологическое насилие.

Ранние детские болезни, трудные роды, дефекты при рождении, травмы тела, полученные на самом раннем этапе жизни.

Другие травмы тела, включая несчастные случаи и хирургические вмешательства.

Плохие ранние объектные отношения, где "отзеркаливание" родителями, так необходимое ребенку для развития здорового ощущения себя, было неадекватным.

Неадекватные или нарушенные границы в межличностных отношениях членов семьи.

Чувство стыда и критика, которые родители проецируют на ребенка (когда взрослые не в ладах со своим телом). Также эти чувства могут быть вызваны отвергающим или вторгающимся родителем.

Раннее оставление или игнорирование ребенка. Ощущение ребенком того, что его тело или качество его жизненности не соответствует культурному идеалу или семейному паттерну-стилю.

Религиозное обесценивание чувственности, потребности и роли тела как наиглавнейшей основы нашего восприятия, точки зрения и доступа к миру ощущений.

Выживание в катастрофах, таких как холокост, стихийные бедствия, войны. (см. T.Stromsted "Re-inhabiting the female body" / Somatics(r). 1994-1995. V.10. N1. P.18-27.)

Итак, ТДТ - это огромная область. Для ТДТ нет ограничений по возрасту или по нозологии. Ограничением являются только ограничения самих танце-терапевтов (в зависимости от их специализации).

В России ТДТ изначально развивалась как вид групп личностного роста для взрослых. Сейчас спектр ее применения значительно расширился. Существует групповая и индивидуальная работа с детьми и взрослыми, с помощью которой можно решить свои личностные проблемы, связанные с отношениями с другими людьми, тревогами и страхами, кризисными жизненными ситуациями, потерей жизненного смысла, непониманием себя. Также существует семейная ТДТ, где можно решить семейные проблемы; есть детские группы для дошкольников и школьников, развивающие творческие способности, коммуникативные навыки ребенка, помогающие подготовиться и адаптироваться в школе. Существуют уникальные программы для детей (детско-родительские группы), корректирующие дисгармоническое развитие ребенка (такие как задержка психического развития, минимальная мозговая дисфункция и т.д.); в группах и индивидуально ведется работа с людьми, страдающими расстройствами питания (анорексия, булимия, навязчивое переедание - классификация по DSM IV-R); с психогенно обусловленными телесными симптомами и другими психосоматическими нарушениями. ТДТ используется как способ подготовки супружеских пар к родительствованию перед родами, а также для послеродовой поддержки - специальные группы для малышей от 0 до 3 лет и их мам.

Начинает развиваться работа с людьми, страдающими посттравматическими расстройствами, с детьми-инвалидами, беженцами.

ТДТ в России пока еще очень новая специализация. Ассоциация ТДТ (АТДТ) постепенно предпринимает шаги для развития этой профессии при поддержке Американской танце-терапевтической ассоциации (ADTA), Европейской рабочей группы по профессиональному развитию ТДТ (это совет руководителей 12 учебных ТДТ-программ в Европе) и Международной ассоциации терапий творческим выражением (IEATA). С 1995 года существует 4-летняя обучающая программа по ТДТ и в Москве. В 1999 году открылась ТДТ-специализация в Институте практической психологии и психоанализа.

Примечания

Bartenieff Fundamentals(tm)

A. Maslow. The reaches of human nature. N-Y., 1972.

T. Stromsted. Re-inhabiting the female body. / Somatics. 1994-1995. V.10. № 1. p. 18-27.


О методе

Танцевально-двигательная терапия(ТДТ) является направлением психотерапии, лежащим на границе танцевальной импровизации, интегративной психологии, телесной психотерапии и тренингов личного развития. ТДТ – уникальный метод психотерапии, основным принципом которого является понимание того, что наше тело и психика оказывают постоянное взаимное влияние друг на друга, а творческий подход дает более полное понимание себя и окружающего мира. ТДТ представляет собой психологическую работу через движение. Работая с танцем, как метафорой, танцевальная терапия дает возможность освободиться от физической и эмоциональной скованности, повышает социальную адаптивность, расширяет границы для самопознания и открывает путь к самосовершенствованию и достижению внутренней гармонии. Основными задачами метода будет развитие целостного и творческого переживания собственного «Я». Ведущая роль и ответственность за процесс отводится самому клиенту, терапевт лишь создает условия и дает поддержку.

программа

по танцевально-двигательной терапии

«Если Ты не будешь танцевать

свой собственный Танец,

то Кто его тогда станцует?» Габриэла Рот

Танцевально-двигательная терапия является направлением психотерапии, лежащим на границе арттерапии, танцевальной импровизации, интегративной психологии, телесной психотерапии и тренингов личностного развития. ТДТ - довольно молодой, но уже зарекомендовавший себя в психотерапии метод. Этот метод уникальный в своем роде. С одной стороны, в отношениях психотерапевта и клиента появляется третья составляющая – движение, танец как средство выражения себя, невербальная форма взаимодействия с собой, пространством, с другими, миром. Здесь нет установленных форм, нет правильных и не правильных движений, здесь каждый учится слышать себя, свои телесные импульсы и рассказывать свою историю. С другой, естественная радость движения, которая уже является ресурсной, позволяет очень мягко приблизиться к глубинным переживаниям клиента, пройти сквозь них и высвободить силы для изменения себя и своей жизни. Ведущая роль и ответственность отводится самому клиенту, терапевт лишь создает безопасное пространство и дает поддержку. Данный метод возможно использовать с любой категорией клиентов, он практически не имеет противопоказаний.

Цель программы

  • Познакомить участников обучающей программы с основными понятиями ТДТ;
  • Обучить участников основным принципам работы с клиентом и группой методом ТДТ;
  • Обучить участников основным приемам работы с телом и движением в ТДТ;
  • Сформировать профессиональное видение психотерапевтического процесса;
  • Практически отработать полученные навыки в группе, тройках, парах и индивидуально.

Программа предназначена для психологов, студентов психологических ВУЗов, психотерапевтов, танцоров, преподавателей различных танцевальных направлений, людей, интересующихся данным методом и желающих получить специализацию по данному направлению.

Программа рассчитана на 226 часов. По окончанию курса вы получите удостоверение о повышении квалификации установленного образца, при наличии психологического или медицинского образования, в остальных случаях выдается сертификат о прохождении обучения.

Так же можно посещать и отдельные семинары


  • Музыка и ритм в ТДТ

РАСПИСАНИЕ 2019-2020

Дата время

семинар

ведущий

с 10-00 до 18-15

Базовый Курс

Травкина Е.С.

с 10-00 до 19-15

Телесная метафора . Работа с образами и символами через движение

Травкина Е.С.

с 10-00 до 19-15

Работа с паттернами движения и детскими телесными воспоминаниями

Травкина Е.С.

с 10-00 до 19-15

Работа с базовыми эмоциями

Травкина Е.С.

с 10-00 до 19-15

Использование метода в работе с детьми разного возраста

Травкина Е.С.

6000

с 10-00 до 19-15

Движущее воображение . Аутентичное движение

Травкина Е.С.

с 10-00 до 19-15

Первостихии

Травкина Е.С.

с 10-00 до 18-15

Базовый курс

Травкина Е.С.

не является публичной офертой

Форма записи на семинар



Отзывы

Валерия

Несмотря на то, что мы изучаем на тренинге совсем простые и базовые вещи, он оказался очень ресурсным для меня. Было много практики и достаточно теории. У меня не осталось ни одного вопроса, на который Екатерина не смогла мне ответить. Несомненно, это все станет прочной основой для дальнейшего обучения

Валерия

Очень полезный семинар и с практической стороны-можно включить полученные данные в работу, и для себя лично. Хотелось бы ещё посещать семинары арт-терапевтического направления(возможно даже однодневные)

Диана
Семинар интересный, тренер ведет отлично, вызывает доверие и вдохновляет. Спасибо!

Денис
Семинар был полезен больше для себя лично (я не психолог). Помог актуализировать свои проблемные стороны и возможные способы их проработки. Семинар будет очень полезен практикующим психотерапевтам, много интересных упражнений, по которым Екатерина очень умело ведет и сопровождает. Очень понравился её артистизм и отдача в работе.

от Татьяны
Танце-двигательная психотерапия. Базовый курс.

Отзыв:
Все было хорошо. Катерине отдельное спасибо, мягкая, плавная, слышащая.Замечания- более организовать теор часть, таблицы, работа с доской, хочется информацию более последовательно, чтоб прям все по полочкам. А подача практического материала на 5+. Спасибо всем! Спасибо, Екатерина!

от Елены
Танце-двигательная психотерапия. Базовый курс.
Отзыв:
Многое поняла про свои эмоции, тело. Спасибо огромное Екатерине. Профессионал и человек который очень любит свое дело. Все дни тренинга было радостное состояние потока, гармонии с собой и своим телом.

от Анастасии
Тема:

Отзыв:

Мне не хватило базового семинара, для насыщения. Хочу глубже идти. Проекту желаю развития, он нужен. Понимание темы семинар дает достаточно хорошее, Катя приятная и уютная, с ней пространство комфортно.

от Марианны

Танцевально-двигательная психотерапия. Танец стихий
Отзыв:
Очень понравилось! Катерина как всегда, провела достойно, на высоком уровне, и бережно каждому участнику. Музыкальное сопровождение так же впечатляет. Семинар глубокий, интересный. Жду новых открытий)))

от Светланы

Отзыв:
Огромное спасибо! Прошла интересный опыт быть в роли психотерапевта.

от Россияны
Танце-двигательная психотерапия. Базовый семинар.
Отзыв:
Очень понравилось!!! Новые знакомства, открытия, результаты! Неожиданные повороты событий! Состояние удовлетворенности и благодарности! Благодарю Катю и организаторов!!!.

от Елены
Танцевально-двигательная психотерапия. Базовый семинар.
Отзыв:
Спасибо Екатерине за доверительную обстановку внутри группы. За предоставленный практический материал, его подачу спасибо!

от Екатерины
Танцевально-двигательная терапия. Базовый семинар.
Отзыв:
Я очень благодарна за этот семинар организаторам, тренеру Екатерина и группе за новые горизонты и плоскости развития!

от Виктории
Танцедвигательная терапия. Базовый семинар.
Отзыв:
Спасибо организаторам данного тренинга и лично Екатерине за профессионализм, чуткое и ответственное отношение.

от Екатерины
Танцевально-двигательная психотерапия. Базовый курс.
Отзыв:
Благодарю Екатерину, отличный профессионал своего дела, хороший материал, много открытий!

от Марианны
Танцевально-двигательная психотерапия. Базовый курс.
Отзыв:
Спасибо большое! Екатерина, Ваша работа Ψ-терапевта высококлассна! Доверительная атмосфера в группе, созданная Вами и деликатное отношение к каждой из участниц, дает возможность раскрыться и идти в зоны спрятанные и глубоко скрытые. Спасибо! Обязательно приду еще.

от Юлии
Танцевально-двигательная психотерапия. Базовый курс.
Отзыв:
Мягкое комфортное ведение тренинга. Каждый берет столько, сколько может взять в данный момент. Вводные 4 дня действительно вводят в пространство ТДТ в котором хочется находиться и развиваться в нем дальше.

от Елены
Танцевально-двигательная психотерапия. Базовый курс.
Отзыв:
Все логично и понятно. Основной упор делается на практику, что не может не радовать.

от Екатерины
Танцевально-двигательная психотерапия. Базовый курс.
Отзыв:
На этом семинаре я получила представление о том, что такое ТДТ, какие методы существуют в ТДТ, как можно использовать ТДТ в работе с группой и в индивидуальной работе. Очень понравилась аккуратность, деликатность, тактичность тренера Екатерины во время занятий и что особенно важно, в проработке личного запроса. Огромное спасибо за такое обучение! :)

от Аркадия

Отзыв:
Контроль над группой абсолютный. Чёткое определение границ, мгновенные останавливающие реакции, легкость и непринужденность, способность гибко подстраивать программу под работу группы - всё это говорит о том, что Екатерина уверена в себе. Это помогает выстраиванию доверительных отношений и раскрепощению участников. Ну а её движения сами говорят за себя. Этим она увлекает, поджигает и учит.
Процесс обучения оптимально сбалансирован. Всего именно столько, сколько нужно. 20 часов за дня буквально пролетели. Не было ни информационного перегруза, ни физического измождения.
Да, программа семинара полностью соответствует заявленным целям.
Если Вы слышите и чувствуете музыку, рано или поздно придете к танцу. О том, как это сделать узнаете на семинаре. Для тех же, кто уже танцует - это возможность перейти на новый уровень. У движения тела есть свой язык. Он должен быть гармоничен. Напряжения и глубинные переживания проявятся в движении. Это не зависит от уровня подготовки. Технология интересная и понятная, даже пришедшим с нулевой базой вполне доступно.

от Алии
Танцедвигательная психотерапия. Базовый курс
Отзыв:
Все очень понравилось!

от Марии
Танцедвигательная психотерапия. Базовый курс.
Отзыв:
Профессионализм, внимательность и тактичность тренера завораживает, помогает в раскрытии и преодолении душевных проблем. Спасибо Катя!

от Евгении
Танце-двигательная психотерапия. Базовый курс
Отзыв:
Весь курс был очень продуманным, было достаточно много и теории и практики. Все занятия были очень мягкие. Тренер умело вела все занятия.

от Людмилы
Танцевально-двигательная психотерапия. Базовый курс
Отзыв:
Спасибо.
Сложно найти дорогу к себе и не запутаться. Путь через тело- самый верный. Спасибо, что учите с ним общаться, слышать и всегда помнить, что оно у меня есть.