Джазовые музыканты. Величайшие джазовые исполнители: рейтинг, достижения и интересные факты

Исполнители джаза изобрели особенный музыкальный язык, который строился на импровизации, сложных ритмических фигурах (свинг) и уникальных гармонических моделях.

Джаз возник в конце XIX — начале XX в Соединенных Штатах Америки и представлял собой уникальное социальное явление, а именно — слияние африканской и американской культур. Дальнейшее развитие и расслоение джаза на различные стили и под-стили обусловлено тем, что джазовые исполнители и композиторы непрерывно продолжали усложнять свою музыку, искать новое звучание и осваивать новые гармонии и ритмы.

Таким образом, накопилось огромное джазовое наследие, в котором можно выделить такие основные школы и стили: новоорлеанский (традиционный) джаз, бибоп, хард-боп, свинг, кул-джаз, прогрессив джаз, фри-джаз, модальный джаз, фьюжн и т. д. В этой статье собраны десять выдающихся джазовых исполнителей, ознакомившись с которыми, вы получите наиболее полную картину эпохи свободных людей и энергичной музыки.

Miles Davis (Майлз Дэвис)


Майлз Дэвис родился 26 мая, 1926 года в Олтоне (США). Известен как знаковый американский трубач, чья музыка оказала огромное влияние на джазовую и музыкальную сцену ХХ века в целом. Он много и смело экспериментировал со стилями и, возможно, именно поэтому фигура Дэвиса стоит у истоков таких стилей как кул-джаз, фьюжн и модальный джаз. Майлз начинал свою музыкальную карьеру в качестве участника квинтета Чарли Паркера, но в дальнейшем сумел найти и выработать свое собственное музыкальное звучание. Наиболее важными и основополагающими альбомами Майлза Дэвиса можно считать «Birth of the Cool» (1949), «Kind of Blue» (1959), «Bitches Brew» (1969) и «In a Silent Way» (1969). Главной особенностью Майлза Дэвиса было то, что он постоянно находился в творческом поиске и демонстрировал миру новые идеи, и именно поэтому история современной джазовой музыки обязана его исключительному таланту столь многим.


Louis Armstrong (Луи Армстронг)


Луи Армстронг, человек, чье имя приходит на ум большинству людей, когда они слышат слово «джаз», родился 4 августа, 1901 года, в Новом Орлеане (США). Армстронг обладал ослепительным талантом игры на трубе и сделал многое для развития и популяризации джазовой музыки во всем мире. Кроме того, он так же покорял публику своим хрипловатым басовым вокалом. Путь, который Армстронгу пришлось пройти от босяка до титула Короля Джаза был тернист. А начался он в колонии для темнокожих подростков, куда Луи попал за невинную шалость — стрельбу из пистолета в Новогоднюю ночь. К слову, пистолет он украл у полицейского, клиента его матери, которая была представительницей древнейшей профессии в мире. Благодаря такому не слишком благоприятному стечению обстоятельств, Луи Армстронг получил свой первый музыкальный опыт в лагерном духовом оркестре. Там он освоил корнет, тамбурин и альт горн. Словом, Армстронг прошел путь от маршей в колонии и затем эпизодических выступлений в клубах до музыканта мирового значения, чей талант и вклад в копилку джаза сложно переоценить. Влияние его знаковых альбомов «Ella and Louis» (1956), «Porgy and Bess» (1957), и «American Freedom» (1961) до сих пор можно услышать в игре современных исполнителей различных стилей.


Duke Ellington (Дюк Эллингтон)

Дюк Эллинтон родился 29 апреля, 1899 года в Вашингтоне. Пианист, лидер оркестра, аранжировщик и композитор, чья музыка стала настоящим новаторством в мире джаза. Его произведения играли на всех радиостанциях, а записи по праву входят в «золото фонд джаза». Эллинтон был признан во всем мире, получил множество наград, написал огромное множество гениальных произведений, в число которых входит стандарт «Caravan», который обошел весь земной шар. К наиболее известным его релизам можно отнести такие пластинки как «Ellington At Newport» (1956), «Ellington Uptown» (1953), «Far East Suite» (1967) и «Masterpieces By Ellington» (1951).


Herbie Hancock (Херби Хэнкок)

Херби Хэнкок родился 12 апреля, в 1940 году, в Чикаго (США). Хэнкок известен как пианист и композитор, а также обладатель 14 премий Грэмми, которые он получил за свои труды на джазовой ниве. Его музыка интересна тем, что сочетает в себе элементы рока, фанка и соула, наряду с фри-джазом. Так же в его композициях можно встретить элементы современной классической музыки и блюзовые мотивы. В общем, почти каждый искушенный слушатель сумеет найти в музыке Хэнкока что-то для себя. Если говорить о инновационных творческих решениях, то Хэрби Хэнкок считается одним из первых джаз исполнителей, совместившим синтезатор и фанк в так же музыкант стоит у истоков новейшего джазового стиля — пост-бибоп. Несмотря на специфичность музыки некоторых этапов творчества Херби, большинство его песен — мелодичные композиции, полюбившиеся широкой публике.

Среди его альбомов, можно выделить следующие: «Head Hunters» (1971), «Future Shock» (1983), «Maiden Voyage» (1966) и «Takin" Off» (1962).


John Coltrane (Джон Колтрейн)

Джон Колтрейн, выдающийся джазовый новатор и виртуоз, родился 23 сентября, 1926 года. Колтрейн был талантливым саксофонистом и композитором, бэнд-лидером и одним из наиболее влиятельных музыкантов ХХ века. Колтрейн по праву считается значительной фигурой в истории развития джаза, который вдохновил и оказал влияние на современных исполнителей, а так же на школу импровизации в целом. До 1955 года Джон Колтрейн остается относительно неизвестным, пока не присоединяется к коллективу Майлза Дэвиса. Через несколько лет Колтрейн покидает квинтет и начинает вплотную заниматься своим собственным творчеством. В эти годы он записывает альбомы, которые составили важнейшую часть джазового наследия.

Это «Giant Steps» (1959), «Coltrane Jazz» (1960) и «A Love Supreme» (1965), пластинки ставшие иконами джазовой импровизации.


Charlie Parker (Чарли Паркер)

Чарли Паркер родился 29 августа, 1920 года В Канзас-Сити (США). Любовь к музыке проснулась в нем довольно рано: он начал осваивать саксофон уже в 11 лет. В 30-е годы, Паркер стал осваивать принципы импровизации и развил в своей технике некоторые приемы, предшествовавшие бибопу. В дальнейшем он стал одним из основателей этого стиля (наряду с Диззи Гиллеспи) и, в целом, оказал очень сильное влияние на джазовую музыку. Однако еще в подростковом возрасте, музыкант пристрастился к морфию и в дальнейшим между Паркером и музыкой встала проблема героиновой зависимости. К сожалению, даже после лечения в клинике и выздоровления, Чарли Паркер не мог так же активно работать и писать новую музыку. В конечном итоге, героин пустил его жизнь и карьеру под откос и стал причиной его смерти.

Наиболее значимые для джаза альбомы Чарли Паркера: «Bird and Diz» (1952), «Birth of the Bebop: Bird on Tenor» (1943), а так же «Charlie Parker with strings» (1950).


Thelonious Monk Quartet (Телониус Монк)

Телониус Монк родился 10 октября, 1917 года, в Роки-Маунт (США). Наиболее известен как джазовый композитор и пианист, а так же один из родоначальников бибопа. Его оригинальная «рваная» манера игры вобрала в себя различные стили — от авангардизма до примитивизма. Подобные эксперименты сделали звучание его музыки не вполне характерным для джаза, что впрочем не помешало многим его работам стать классикой этого стиля музыки. Будучи весьма необычным человеком, который с детства делал все возможное лишь бы не быть «нормальным» и таким, как все, Монк стал известен не только благодаря своим музыкальным решениям, но и своему на редкость сложному характеру. С его именем связано множество анекдотических историй о том, как он опаздывал на собственные концерты, а однажды и вовсе отказался играть в клубе Детройта, так как его жена не явилась на выступление. И вот Монк сидел на стуле, сложив руки, пока в зал наконец не ввели его супругу — в домашних тапочках и халате. Пред очи мужа бедную женщину доставили в срочном порядке на самолете, лишь бы концерт состоялся.

Среди наиболее выдающихся альбомов Монка можно выделить «Monk’s Dream» (1963), «Monk» (1954) «Straight No Chaser» (1967), и «Misterioso» (1959).


Billie Holiday (Билли Холидей)

Билли Холидей, известная американская джазовая вокалистка, родилась 7 апреля 1917 года в Филадельфии. Как и многие джазовые музыканты, Холидей начинала свою музыкальную карьеру в ночных клубах. Со временем, ей посчастливилось познакомиться с продюсером Бенни Гудманом, который организовал её первые записи в студии. Слава пришла к певице после участия в биг-бэндах таких джазовых мэтров как Каунт Бэйси и Арти Шоу (1937-1938). Леди Дэй (так называли её поклонники) имела уникальную манеру исполнения, благодаря которой она будто заново изобретала свежее и неповторимое звучание для самых простых композиций. Особенно хорошо ей давались романтические, медленные песни (такие как «Don’t Explain» и «Lover Man»). Карьера Билли Холидей была яркой и блестящей, однако не долгой, потому как после тридцати лет она пристрастилась к выпивке и наркотикам, что негативно сказывалось на её здоровье. Ангельский голос потерял былую силу и гибкость, а Холидей стремительно теряла благосклонность публики.

Билли Холидей обогатила джазовое искусство такими выдающимися альбомами, как «Lady Sings the Blues» (1956), «Body and Soul» (1957), и «Lady in Satin» (1958).


Bill Evans (Билл Эванс)

Билл Эванс, легендарный американский джазовый пианист и композитор, родился 16 августа 1929 года в Нью-Джерси, США. Эванс — один из наиболее влиятельных джазовых исполнителей ХХ века. Его музыкальные произведения настолько изощренны и необычны, что немногие пианисты способны наследовать и заимствовать его идеи. Он мог виртуозно свинговать и импровизировать, как никто другой, в то же время мелодичность и простота была ему далеко не чужда — его интерпретации известных баллад обрели популярность даже у не-джазовой аудитории. Эванс получил образование академического пианиста, и после службы в армии стал появляться на публике с разными малоизвестными музыкантами в качестве джазового исполнителя. Успех пришел к нему в 1958 году, когда Эванс стал играть в секстете Майлза Дэвиса, вместе с Кэннонболлом Одерли и Джоном Колтрейном. Эванс считается создателем камерного жанра джазового трио, который характеризуется ведущим импровизирующим пианино, а так же солирующими наравне с ним барабанами и контрабасом. Его музыкальный стиль внес разнообразные краски в джазовую музыку — от изобретательных изящных импровизаций до лирически-окрашенных тонов.

К наилучшим альбомам Эванса можно отнести его сольную запись «Alone» (1968), сделанную в режиме человек-оркестр, «Waltz for Debby» (1961), «New Jazz Conceptions» (1956) и «Explorations» (1961).


Dizzy Gillespie (Диззи Гиллеспи)

Диззи Гиллеспи родился 21 октября, 1917 года в Чироу, США. У Диззи немало заслуг перед историей развития джазовой музыки: он известен как трубач, вокалист, аранжировщик, композитор и руководитель оркестров. Так же Гиллеспи совместно с Чарли Паркером основал импровизационный джаз. Как и многие джаз-мены, Гиллеспи начинал с выступлений в клубах. Затем перебрался жить в Нью-Йорк и успешно поступил в местный оркестр. Был известен своим оригинальным, если не сказать шутовским, поведением, что успешно настраивало людей, которые с ним работали, против него. Из первого оркестра, в котором весьма талантливый, но своеобразный трубач Дизз ездил на гастроли по Англии и Франции, его едва ли не выгнали. Музыканты его второго оркестра так же не вполне радушно реагировали на насмешки Гиллеспи над их игрой. Кроме того, мало кому были понятны его музыкальные эксперименты — некоторые называли его музыку «китайской». Сотрудничество со вторым оркестром закончилось дракой между Кэбом Кэллоуэем (его руководителем) и Диззи во время одного из концертов, после чего Гиллеспи был с треском выгнан из бэнда. После Гиллеспи создает собственный коллектив, в котором он и другие музыканты работают над тем, чтобы разнообразить традиционный джазовый язык. Таким образом родился стиль известный как бибоп, над стилистикой которого активно работал Диззи.

К лучшим альбомам гениального трубача можно отнести «Sonny Side Up» (1957), «Afro» (1954), «Birk’s Works» (1957), «World Statesman» (1956) и «Dizzy and Strings» (1954).


В течении многих десятилетий, музыка свободы в исполнении головокружительных джазовых виртуозов была огромной частью музыкальной сцены и просто человеческой жизни. Имена музыкантов, которые вы можете видеть выше, увековечены в памяти многих поколений и, вероятнее всего, еще столько же поколений будут вдохновлять и удивлять своим мастерством. Возможно, секрет в том, что изобретатели труб, саксофонов, контрабасов, пианино и барабанов знали, что некоторые вещи невозможно реализовать на этих инструментах, но забыли сказать об этом джазовым музыкантам.

_________________________________

Джазовый вокал традиционно принято ассоциировать с женским исполнением. Известные джазовые певицы, используя только свой голос, способны создать на сцене ореол таинственности или атмосферу игривости.

Известные джазовые певицы

Элла Фицджеральд

Завоевав любовь публики и уважение коллег, первая леди джаза навсегда осталась очень скромной и застенчивой. В 1942 году она стала первой женщиной, возглавившей большой музыкальный коллектив – оркестр Чика Уэбба, выступавший во время войны перед солдатами.

Элла Фицджеральд

Специально для Эллы был основан продюсером Норманом Гранцем, на котором записывались альбомы при участии Эллингтона и Бердина, Роджерса и Харта.

Однажды, забыв слова песни, Фицджеральд придумала собственную комбинацию, копировавшую, по ее словам, звучание саксофона. Впоследствии этот прием стал визитной карточкой певицы.

Узнайте, с какими трудностями сталкиваются женщины в музыке, и есть ли

Билли Холидей

(Элеонора Фейген) получила свое джазовое прозвище «Леди Дэй» от саксофониста . С Янгом ее связывали краткосрочный роман и очень успешное сотрудничество. Они вместе записали 49 песен, оказывавших на публику буквально гипнотическое влияние.


Билли Холидей

Пик славы Холидей пришелся на 1940-е годы, когда она начала выступать в джазовых клубах для смешанной – белой и цветной – аудитории. Однажды, чтобы не разгневать организаторов, слишком бледной для негритянки исполнительнице пришлось затемнять свою кожу специальным гримом.

Этта Джеймс

(Джеймисетта Хоукинс) старательно поддерживала имидж «плохой девчонки» на протяжении всей своей карьеры. При этом ее альбом Tell Mama, выпущенный еще в 1967 году, до сих пор считается лучшим соул-сборником всех времен.


Этта Джеймс

Певица украсила своим выступлением открытие Олимпийских Игр в Лос-Анджелесе в 1984 году.

Нина Симон

Одаренная и раздираемая внутренними демонами всю жизнь отвоевывала свои права на исполнение интересных ей произведений. Певицу всегда волновала социальная тематика больше, чем правила шоу-бизнеса и меркантильные цели.


Нина Симон

Всемирную известность ей принесла трогательная лирика и одно из самых женственных произведений современности, песня I put a spell on you.

Сара Воэн

Без труда удавалось виртуозно скользить между тремя октавами. Особое удовольствие она получала от тонкой интерпретации песен и вкладываемого в их слова смысла.


Сара Воэн

Воэн принимала участие в самых разноплановых проектах: исполняла сочинения и , работала в оркестрах Джона Керби и Тедди Уилсона.

Дина Вашингтон

Еще будучи школьницей Дина Вашингтон (Рут Ли Джонс) дирижировала церковным госпел-хором. Ее талант не терпел ограничений, он нуждался в постоянном преодолении новых горизонтов.


Дина Вашингтон

Обладая кристально чистой артикуляцией, Дина мастерски воспроизводила любую музыку – от джазовых стандартов до поп-хитов. Критики характеризовали ее репертуар как тонкий и вдумчивый.

Аструд Жилберту

Первая сольная пластинка Аструд Жилберту моментально стала бестселлером благодаря очаровательной своеобразной технике исполнения. Певица снималась в кино, вела собственное телешоу и даже была голосом одной авиакомпании.


Аструд Жилберту

В последнее время Аструд предпочитает самовыражаться не в сольных выступлениях на сцене, а в рисовании и сочинительстве новых композиций.

Натали Коул

Именно отец, знаменитый , заметил в дочери талант и вывел на сцену, когда ей было всего 6 лет. Песни , окрашенные оттенками госпела и ритм-энд-блюза, не раз отмечались самыми престижными музыкальными наградами.

Зрители до сих пор со слезами на глазах вспоминают церемонию «Грэмми», когда Натали спела пронзительным дуэтом с отцом – запись его выступления транслировалась на большом экране.

Дайана Кролл

Родившаяся в 1964 году в канадской провинции в семье музыкантов, «заболела» джазом с раннего детства. Сейчас ее репертуар составляют душевные меланхоличные баллады, выделяющиеся чуть ностальгическим очарованием.

Начавшись с небольших оркестров, игравших смесь из европейской музыки и африканских ритмов в увеселительных заведениях Нового Орлеана, джаз вырос до одного из интереснейших направлений в музыке. Сложный ритм и обилие импровизаций делают егонепростой, однако крайне увлекательной музыкой.

Но чтобы говорить о величайших джазовых исполнителях, надо бы рассказать о самом джазе. А как о нем рассказывать? Ну, с самого начала.

История

С самого начала были негры, привезенные в качестве рабов в Новый Свет (в основном мы сейчас говорим о территории Штатов). У них была уникальная африканская музыкальная культура. Во-первых, очень, очень большое внимание в ней уделялось ритмам - они были разнообразны, нелинейны и очень сложны. Во-вторых, музыка в Африке неразрывно связана с повседневной жизнью: это обязательное сопровождение разных бытовых моментов, праздников, а частенько и способ общения. Так именно музыка стала одним из объединяющих факторов для многих чернокожих рабов.

Джаз сложился сразу из нескольких относительно параллельно развивавшихся жанров афроамериканской музыки. Самый главный, конечно, регтайм - танцевальный, синкопированный (сильная доля смещена), со свободной мелодией. Потом еще блюз - с классическим 12-тактовым блюзовым квадратом и широкими возможностями для импровизации. Оформившийся уже в начале XX века джаз отразил в себе особенности и того, и другого, и еще многих музыкальных жанров.

Новоорлеанский джаз, чикагский джаз, диксиленд

Самый ранний, новоорлеанский джаз - это унаследовавшие традиции маршевых духовых оркестров ансамбли, состоящие из внушительной ритм секции (2-3 барабанщика, перкуссия, контрабас), разнообразных духовых (тромбон, труба, кларнет, корнет), ну, и гитары-скрипки-банджо, как повезет. Позже практически все известные джазовые исполнители уехали из в Чикаго, где, отточив свое мастерство, стали основателями чикагского джаза - самого раннего джаза. Диксиленд - подражание белокожих групп своим чернокожим товарищам - основателям жанра. Рассуждая о выдающихся джазовых исполнителях того времени, нельзя не сказать о целых джазовых оркестрах.

Чарльз «Бадди» Болден и его «Рэгтайм Бэнд». Считаются чуть ли не первым джазовым оркестром новоорлеанского стиля. Записей с их игрой не сохранилось, однако специалисты уверены, что репертуар состоял из различных классических композиций регтайма, блюза, а также множества маршей, вальсов и пьес с джазовым характером исполнения.

Фредди Кеппард в списке самых влиятельных джазовых музыкантов того времени после Бадди Болдена. В играл в составе «Олимпия Бэнд», в Лос-Анджелесе создал Original Creole Orchestra, в Чикаго (на закате популярности диксиленда) тоже не скучал и выступал с известнейшими музыкантами своего времени.

Джозеф «Кинг» Оливер тоже корнетист и большой молодец. В Новом Орлеане успел поиграть в составе пяти оркестров, а потом, после того как в 1917 году США вступила в Первую мировую и все увеселительные заведения Нового Орлеана позакрывали, вместе со многими другими музыкантами уехал на север, в Чикаго.

Сидней Беше - кларнетист и саксофонист. Играть в ансамблях начал очень рано и успел даже попасть в «Рэгтайм» к Бадди Болдену. Отметился и в чикагских джазовых оркестрах и в более поздних свинг-оркестрах, и даже много катался по Европе, выступив в том числе и в СССР (1926).

Original Dixieland Jass Band - а вот это уже диксиленд, это уже белые ребята, отправившиеся по стопам чернокожих орлеанских групп. Известны тем, что выпустили первую в мире граммофонную пластинку с записью джазовой композиции. Вообще они очень много сделали именно для популяризации жанра. Говорят, что именно с этих ребятами начался тот самый «век джаза». Многие их вещи в будущем стали известнейшими

Страйд

Страйд возник в Нью-Йорке, в районах Манхэттена во время Первой мировой войны совершенно отдельно от новоорлеанского джаза. Это фортепианный стиль, развившийся из рэгтайма путем усложнения ритма, а также повышения виртуозности исполнителей.

Джеймс Джонсон - «отец страйда». Его считают важной фигурой в переходе от рэгтайма к джаз-страйду. На пианино учился играть в основном сам, работал в различных нью-йоркских клубах. Сам сочинил кучу популярных в 20-х мелодий.

Фэтс Уоллер - еще один страйд-пианист, прославившийся едва ли не больше как композитор, чем как исполнитель. Многие его композиции потом перерабатывались и исполнялись другими известными музыкантами. Кстати, играл еще и на органе.

Арт Тэйтум - одна из самых известных фигур в страйде. Замечательный виртуоз, отличавшийся необычной для жанра техникой игры (любил гаммы и арпеджио, одним из первых начал заигрывать с музыкальными гармониями и тональностями). Даже во времена свинга и биг-бэндов обращал на себя (сольного исполнителя) внимание. Повлиял на многих других джазовых музыкантов, нередко отмечавших его необыкновенное мастерство.

Свинг

Самая обширная и благодатная область, когда речь заходит о великих джазовых исполнителях 20 века. Свинг появился в 20-х годах и оставался необыкновенно популярным аж до Второй мировой войны. Играли его в основном свинг-бэнды - здоровенные оркестры составом от десяти человек.

Бенни Гудмен - без преувеличения, король свинга и основатель одного из известнейших биг-бэндов, имевшего оглушительный успех не только в Америке, но и за рубежом. Концерт его оркестра 21 августа 1935 года в Лос-Анджелесе, принесший ему звездную славу, считается началом эры свинга.

Дюк Эллингтон - тоже лидер собственного биг-бэнда, а также известный композитор, создатель многочисленных хитов и джазовых стандартов, в том числе знакомой практически каждому композиции Caravan. Сотрудничал со многими из лучших джазовых исполнителей того времени, позволяя каждому привносить в звучание оркестра свой уникальный стиль, чем создавал интересный и необычный «саунд».

Чик Уэбб. Именно в его оркестре начинала свою карьеру одна из известнейших джазовых певиц Элла Фицжеральд. Сам Уэбб был барабанщиком, и его стиль игры оказал влияние на многие другие легенды ударных джаза (например, Бадди Рича и Луи Беллсона). Он умер от туберкулеза в 1939, не прожив и сорока лет.

Гленн Миллер - создатель одноименного биг-бэнда, в период 1939-1943 годов практически не имевшего себе равных по популярности. До этого Миллер играл, записывался в составе других оркестров, а также сочинял музыку вместе с другими величайшими джазовыми исполнителями своего времени - Бенни Гудменом, Пи Ви Расселом, Джином Крупа и другими.

Так получилось, что интересы этого величайшего джазового исполнителя оказались настолько разнообразны, а «стаж» настолько велик, что приписать его однозначно к какому-либо стилю не представляется возможным. За свою карьеру Армстронг играл и в составе известных оркестров, и соло, и в качестве руководителя собственного джаз-бэнда. Его манеру игры всегда отличала яркая индивидуальность и нетрадиционные, оригинальные импровизации.

Джазовые певцы и певицы

Отдельной главы заслуживают эти ребята, может быть, не написавшие собственноручно джазовых стандартов, однако сделавшие немало для развития этого направления музыки. Уникальные тембры, чувственность голоса, эмоциональность исполнения - многое из этого пришло еще из афроамериканских «народных» спиричуэлсов и госпелов.

Элла Фицджеральд - «первая леди джаза», одна из величайших джазовых исполнителей всей эпохи этой музыки. Обладательница уникального мягкого и «светлого» тембра меццо-сопрано, она могла брать три октавы без видимого усилия. Помимо идеального чувства ритма и интонации, владела такой «фишкой», как скэт - подражание голосом музыкальным инструментам джаз-бэнда.

Билли Холидэй - имела необычный сипловатый голос, придававший особенную чувственность манере исполнения. Так называемый инструментальный тембр ее голоса и способность к ритмической интерпретации удачно сочетались на сцене со звучанием джаз-бэнда.

Би-боп

К сороковым годам танцевальный и немного легкомысленный свинг начал изживать себя, и молодые ребята, охочие до экспериментов, начали развивать стиль игры, позже названный би-боп. Его отличают более высокие требования к мастерству музыкантов, быстрый темп игры, сложные импровизации и, вообще, «интеллектуальность» стиля по сравнению со свингом.

Диззи Гиллеспи - один из основателей би-бопа. Сначала играл на трубе во многих популярных свинговых оркестрах, но потом отпочковался, собрал собственное комбо - небольшой ансамбль - и начал продвигать би-боп, что у него получалось просто замечательно, отчасти благодаря эксцентричной манере поведения. Мастерски обыгрывал классические джазовые темы с необыкновенной виртуозностью.

Чарли Паркер - также основоположник би-бопа. В составе молодых сторонников этого направления буквально перевернул с ног на голову весь традиционный джаз. Би-боперы положили начало модерн-джазу. Паркер также сыграл большую роль в становлении афро-кубинского джаза. Несмотря на все успехи, музыкант страдал тяжелой героиновой зависимостью, от которой впоследствии и скончался в возрасте 35 лет.

Фьюжн

Появился в шестидесятых и действительно является сплавом (перевод fusion с английского) самых разнообразных музыкальных жанров: рока, попа, соула и фанка. По сравнению с другими стилями джаза может показаться довольно «опопсевшим» - фьюжн потерял характерный свинговый бит, однако оставил за собой импровизацию и упор на обыгрывание определенной мелодии (стандарта).

The Tony Williams Lifetime - группа, выпустившая в 1969 году альбом, который ныне считается классикой фьюжна. На волне популярности рок-музыки в своих записях они использовали электрогитару, бас-гитару (классические инструменты именно рок-групп), а также электрическое фортепиано, создавая характерное тяжелое звучание в сочетании с типично джазовым характером.

Майлз Дэвис - разностроннейший музыкант, заслуженно один из самых великих джазовых исполнителей. Помимо джаз-рока он увлекался еще кучей стилей, но и здесь успел создать множество классических композиций, определивших его звучание на несколько лет.

Неосвинг

Это попытка возрождения старых добрых свинг-бэндов начала XX века. Сохраняя общее настроение и характер исполнения классического джаза, неосвинг-группы отошли от импровизации. Они не стесняются современного набора музыкальных инструментов и по структуре их композиции куда больше напоминают современную музыку. В сухом остатке имеем оригинальную стилизацию старого, гораздо более доступную ушам незнакомого с джазом слушателя.

Еще среди интересных исполнителей можно назвать Big Bad Voodoo Daddy, Royal Crown Revue (звучит в фильме «Маска»), Squirrel Nut Zippers и Diablo Swing Orchestra, оригинально смешавшие свинг с металлом.

Босса-нова

Необычная смесь джаза и ритмов латиноамериканской самбы. Зародился, очевидно, в Бразилии и приобрел большую популярность во всем мире. Основателями стиля считаются Жуан и Аструд Жилберту, Антониу Карлуш Жобим, а также саксофонист Стэн Гетц.

Списки лучших

В статье было рассказано о знаковых музыкантах, сыгравших значительную роль в становлении джаза. Однако знаменитых джазменов несравненно больше, и рассказать обо всех сразу не представляется возможным. Тем не менее в список лучших джазовых исполнителей обязательно должны войти:

  • Чарльз Мингус;
  • Джон Колтрейн;
  • Мэри Лу Уильямс;
  • Херби Хэнкок;
  • Нэт Кинг Коул;
  • Майлз Дэвис;
  • Кит Джарретт;
  • Курт Эллинг;
  • Телониус Монк;
  • Уинтон Марсалис.

Причем это и музыканты, и певцы, и даже те, кто больше известен как композитор. Каждый из них обладает яркой индивидуальностью и долгой творческой карьерой. Хотя, как можно заметить, выбраны в основном люди «шестидесятых», выступавшие значительную часть всего XX века, а некоторые из них и XXI.

Исполнители джаза изобрели особенный музыкальный язык, который строился на импровизации, сложных ритмических фигурах (свинг) и уникальных гармонических моделях.

Джаз возник в конце XIX - начале XX в Соединенных Штатах Америки и представлял собой уникальное социальное явление, а именно - слияние африканской и американской культур. Дальнейшее развитие и расслоение джаза на различные стили и под-стили обусловлено тем, что джазовые исполнители и композиторы непрерывно продолжали усложнять свою музыку, искать новое звучание и осваивать новые гармонии и ритмы.

Таким образом, накопилось огромное джазовое наследие, в котором можно выделить такие основные школы и стили: новоорлеанский (традиционный) джаз, бибоп, хард-боп, свинг, кул-джаз, прогрессив джаз, фри-джаз, модальный джаз, фьюжн и т. д. В этой статье собраны десять выдающихся джазовых исполнителей, ознакомившись с которыми, вы получите наиболее полную картину эпохи свободных людей и энергичной музыки.

Miles Davis (Майлз Дэвис)

Майлз Дэвис родился 26 мая, 1926 года в Олтоне (США). Известен как знаковый американский трубач, чья музыка оказала огромное влияние на джазовую и музыкальную сцену ХХ века в целом. Он много и смело экспериментировал со стилями и, возможно, именно поэтому фигура Дэвиса стоит у истоков таких стилей как кул-джаз, фьюжн и модальный джаз. Майлз начинал свою музыкальную карьеру в качестве участника квинтета Чарли Паркера, но в дальнейшем сумел найти и выработать свое собственное музыкальное звучание. Наиболее важными и основополагающими альбомами Майлза Дэвиса можно считать «Birth of the Cool» (1949), «Kind of Blue» (1959), «Bitches Brew» (1969) и «In a Silent Way» (1969). Главной особенностью Майлза Дэвиса было то, что он постоянно находился в творческом поиске и демонстрировал миру новые идеи, и именно поэтому история современной джазовой музыки обязана его исключительному таланту столь многим.

Louis Armstrong (Луи Армстронг)

Луи Армстронг, человек, чье имя приходит на ум большинству людей, когда они слышат слово «джаз», родился 4 августа, 1901 года, в Новом Орлеане (США). Армстронг обладал ослепительным талантом игры на трубе и сделал многое для развития и популяризации джазовой музыки во всем мире. Кроме того, он так же покорял публику своим хрипловатым басовым вокалом. Путь, который Армстронгу пришлось пройти от босяка до титула Короля Джаза был тернист. А начался он в колонии для темнокожих подростков, куда Луи попал за невинную шалость - стрельбу из пистолета в Новогоднюю ночь. К слову, пистолет он украл у полицейского, клиента его матери, которая была представительницей древнейшей профессии в мире. Благодаря такому не слишком благоприятному стечению обстоятельств, Луи Армстронг получил свой первый музыкальный опыт в лагерном духовом оркестре. Там он освоил корнет, тамбурин и альт горн. Словом, Армстронг прошел путь от маршей в колонии и затем эпизодических выступлений в клубах до музыканта мирового значения, чей талант и вклад в копилку джаза сложно переоценить. Влияние его знаковых альбомов «Ella and Louis» (1956), «Porgy and Bess» (1957), и «American Freedom» (1961) до сих пор можно услышать в игре современных исполнителей различных стилей.

Duke Ellington (Дюк Эллингтон)

Дюк Эллинтон родился 29 апреля, 1899 года в Вашингтоне. Пианист, лидер оркестра, аранжировщик и композитор, чья музыка стала настоящим новаторством в мире джаза. Его произведения играли на всех радиостанциях, а записи по праву входят в «золото фонд джаза». Эллинтон был признан во всем мире, получил множество наград, написал огромное множество гениальных произведений, в число которых входит стандарт «Caravan», который обошел весь земной шар. К наиболее известным его релизам можно отнести такие пластинки как «Ellington At Newport» (1956), «Ellington Uptown» (1953), «Far East Suite» (1967) и «Masterpieces By Ellington» (1951).

Herbie Hancock (Херби Хэнкок)

Херби Хэнкок родился 12 апреля, в 1940 году, в Чикаго (США). Хэнкок известен как пианист и композитор, а также обладатель 14 премий Грэмми, которые он получил за свои труды на джазовой ниве. Его музыка интересна тем, что сочетает в себе элементы рока, фанка и соула, наряду с фри-джазом. Так же в его композициях можно встретить элементы современной классической музыки и блюзовые мотивы. В общем, почти каждый искушенный слушатель сумеет найти в музыке Хэнкока что-то для себя. Если говорить о инновационных творческих решениях, то Хэрби Хэнкок считается одним из первых джаз исполнителей, совместившим синтезатор и фанк в так же музыкант стоит у истоков новейшего джазового стиля - пост-бибоп. Несмотря на специфичность музыки некоторых этапов творчества Херби, большинство его песен - мелодичные композиции, полюбившиеся широкой публике.

Среди его альбомов, можно выделить следующие: «Head Hunters» (1971), «Future Shock» (1983), «Maiden Voyage» (1966) и «Takin" Off» (1962).

John Coltrane (Джон Колтрейн)

Джон Колтрейн, выдающийся джазовый новатор и виртуоз, родился 23 сентября, 1926 года. Колтрейн был талантливым саксофонистом и композитором, бэнд-лидером и одним из наиболее влиятельных музыкантов ХХ века. Колтрейн по праву считается значительной фигурой в истории развития джаза, который вдохновил и оказал влияние на современных исполнителей, а так же на школу импровизации в целом. До 1955 года Джон Колтрейн остается относительно неизвестным, пока не присоединяется к коллективу Майлза Дэвиса. Через несколько лет Колтрейн покидает квинтет и начинает вплотную заниматься своим собственным творчеством. В эти годы он записывает альбомы, которые составили важнейшую часть джазового наследия.

Это «Giant Steps» (1959), «Coltrane Jazz» (1960) и «A Love Supreme» (1965), пластинки ставшие иконами джазовой импровизации.

Charlie Parker (Чарли Паркер)

Чарли Паркер родился 29 августа, 1920 года В Канзас-Сити (США). Любовь к музыке проснулась в нем довольно рано: он начал осваивать саксофон уже в 11 лет. В 30-е годы, Паркер стал осваивать принципы импровизации и развил в своей технике некоторые приемы, предшествовавшие бибопу. В дальнейшем он стал одним из основателей этого стиля (наряду с Диззи Гиллеспи) и, в целом, оказал очень сильное влияние на джазовую музыку. Однако еще в подростковом возрасте, музыкант пристрастился к морфию и в дальнейшим между Паркером и музыкой встала проблема героиновой зависимости. К сожалению, даже после лечения в клинике и выздоровления, Чарли Паркер не мог так же активно работать и писать новую музыку. В конечном итоге, героин пустил его жизнь и карьеру под откос и стал причиной его смерти.

Наиболее значимые для джаза альбомы Чарли Паркера: «Bird and Diz» (1952), «Birth of the Bebop: Bird on Tenor» (1943), а так же «Charlie Parker with strings» (1950).

Thelonious Monk Quartet (Телониус Монк)

Телониус Монк родился 10 октября, 1917 года, в Роки-Маунт (США). Наиболее известен как джазовый композитор и пианист, а так же один из родоначальников бибопа. Его оригинальная «рваная» манера игры вобрала в себя различные стили - от авангардизма до примитивизма. Подобные эксперименты сделали звучание его музыки не вполне характерным для джаза, что впрочем не помешало многим его работам стать классикой этого стиля музыки. Будучи весьма необычным человеком, который с детства делал все возможное лишь бы не быть «нормальным» и таким, как все, Монк стал известен не только благодаря своим музыкальным решениям, но и своему на редкость сложному характеру. С его именем связано множество анекдотических историй о том, как он опаздывал на собственные концерты, а однажды и вовсе отказался играть в клубе Детройта, так как его жена не явилась на выступление. И вот Монк сидел на стуле, сложив руки, пока в зал наконец не ввели его супругу - в домашних тапочках и халате. Пред очи мужа бедную женщину доставили в срочном порядке на самолете, лишь бы концерт состоялся.

Среди наиболее выдающихся альбомов Монка можно выделить «Monk’s Dream» (1963), «Monk» (1954) «Straight No Chaser» (1967), и «Misterioso» (1959).

Billie Holiday (Билли Холидей)

Билли Холидей, известная американская джазовая вокалистка, родилась 7 апреля 1917 года в Филадельфии. Как и многие джазовые музыканты, Холидей начинала свою музыкальную карьеру в ночных клубах. Со временем, ей посчастливилось познакомиться с продюсером Бенни Гудманом, который организовал её первые записи в студии. Слава пришла к певице после участия в биг-бэндах таких джазовых мэтров как Каунт Бэйси и Арти Шоу (1937-1938). Леди Дэй (так называли её поклонники) имела уникальную манеру исполнения, благодаря которой она будто заново изобретала свежее и неповторимое звучание для самых простых композиций. Особенно хорошо ей давались романтические, медленные песни (такие как «Don’t Explain» и «Lover Man»). Карьера Билли Холидей была яркой и блестящей, однако не долгой, потому как после тридцати лет она пристрастилась к выпивке и наркотикам, что негативно сказывалось на её здоровье. Ангельский голос потерял былую силу и гибкость, а Холидей стремительно теряла благосклонность публики.

Билли Холидей обогатила джазовое искусство такими выдающимися альбомами, как «Lady Sings the Blues» (1956), «Body and Soul» (1957), и «Lady in Satin» (1958).

Bill Evans (Билл Эванс)

Билл Эванс, легендарный американский джазовый пианист и композитор, родился 16 августа 1929 года в Нью-Джерси, США. Эванс - один из наиболее влиятельных джазовых исполнителей ХХ века. Его музыкальные произведения настолько изощренны и необычны, что немногие пианисты способны наследовать и заимствовать его идеи. Он мог виртуозно свинговать и импровизировать, как никто другой, в то же время мелодичность и простота была ему далеко не чужда - его интерпретации известных баллад обрели популярность даже у не-джазовой аудитории. Эванс получил образование академического пианиста, и после службы в армии стал появляться на публике с разными малоизвестными музыкантами в качестве джазового исполнителя. Успех пришел к нему в 1958 году, когда Эванс стал играть в секстете Майлза Дэвиса, вместе с Кэннонболлом Одерли и Джоном Колтрейном. Эванс считается создателем камерного жанра джазового трио, который характеризуется ведущим импровизирующим пианино, а так же солирующими наравне с ним барабанами и контрабасом. Его музыкальный стиль внес разнообразные краски в джазовую музыку - от изобретательных изящных импровизаций до лирически-окрашенных тонов.

К наилучшим альбомам Эванса можно отнести его сольную запись «Alone» (1968), сделанную в режиме человек-оркестр, «Waltz for Debby» (1961), «New Jazz Conceptions» (1956) и «Explorations» (1961).

Dizzy Gillespie (Диззи Гиллеспи)

Диззи Гиллеспи родился 21 октября, 1917 года в Чироу, США. У Диззи немало заслуг перед историей развития джазовой музыки: он известен как трубач, вокалист, аранжировщик, композитор и руководитель оркестров. Так же Гиллеспи совместно с Чарли Паркером основал импровизационный джаз. Как и многие джаз-мены, Гиллеспи начинал с выступлений в клубах. Затем перебрался жить в Нью-Йорк и успешно поступил в местный оркестр. Был известен своим оригинальным, если не сказать шутовским, поведением, что успешно настраивало людей, которые с ним работали, против него. Из первого оркестра, в котором весьма талантливый, но своеобразный трубач Дизз ездил на гастроли по Англии и Франции, его едва ли не выгнали. Музыканты его второго оркестра так же не вполне радушно реагировали на насмешки Гиллеспи над их игрой. Кроме того, мало кому были понятны его музыкальные эксперименты - некоторые называли его музыку «китайской». Сотрудничество со вторым оркестром закончилось дракой между Кэбом Кэллоуэем (его руководителем) и Диззи во время одного из концертов, после чего Гиллеспи был с треском выгнан из бэнда. После Гиллеспи создает собственный коллектив, в котором он и другие музыканты работают над тем, чтобы разнообразить традиционный джазовый язык. Таким образом родился стиль известный как бибоп, над стилистикой которого активно работал Диззи.

К лучшим альбомам гениального трубача можно отнести «Sonny Side Up» (1957), «Afro» (1954), «Birk’s Works» (1957), «World Statesman» (1956) и «Dizzy and Strings» (1954).

В течении многих десятилетий, музыка свободы в исполнении головокружительных джазовых виртуозов была огромной частью музыкальной сцены и просто человеческой жизни. Имена музыкантов, которые вы можете видеть выше, увековечены в памяти многих поколений и, вероятнее всего, еще столько же поколений будут вдохновлять и удивлять своим мастерством. Возможно, секрет в том, что изобретатели труб, саксофонов, контрабасов, пианино и барабанов знали, что некоторые вещи невозможно реализовать на этих инструментах, но забыли сказать об этом джазовым музыкантам.

Джаз - это музыка, наполненная страстью и изобретательностью, музыка, не знающая границ и пределов. Составлять такой список невероятно сложно. Этот список был написан, переписан, а затем переписан ещё раз. Десять - слишком ограничивающее число для такого музыкального направления как джаз. Однако, независимо от количества, эта музыка способна вдохнуть жизнь и энергию, пробудить от зимней спячки. Что может быть лучше смелого, неутомимого, согревающего джаза!

1. Луи Армстронг

1901 - 1971

Трубач Луи Армстронг почитается за свой живой стиль, изобретательность, виртуозность, музыкальную выразительность и динамичное зрелище. Известен своим скрипучим голосом и карьерой, охватывающей более пяти десятилетий. Влияние Армстронга на музыку неоценимо. Как правило, Луи Армстронг считается величайшим джазовым музыкантом всех времен.

Louis Armstrong with Velma Middleton & His All Stars - Saint Louis Blues

2. Дюк Эллингтон

1899 - 1974

Дюк Эллингтон - пианист и композитор, руководитель джазового оркестра на протяжении почти 50 лет. Эллингтон использовал свой коллектив в качестве музыкальной лаборатории для своих экспериментов, в которых он демонстрировал таланты участников коллектива, многие из которых оставались с ним в течение длительного времени. Эллингтон невероятно одаренный и плодовитый музыкант. За свою пятидесятилетнюю карьеру он написал тысячи композиций, среди которых музыка к фильмам и мюзиклам, а также множество известных стандартов, таких как "Cotton Tail" и "It Don’t Mean a Thing".

Duke Ellington and John Coltrane - In a sentimental mood


3. Майлс Дейвис

1926 - 1991

Майлс Дэйвис - один из самых влиятельных музыкантов 20-го века. Вместе со своими музыкальными коллективами, Дэвис являлся центральной фигурой джазовой музыки с середины 40-х годов, в том числе би-бопа, кул-джаза, хард-бопа, модального джаза и джаз-фьюжна. Дэвис неустанно расширял границы художественного выражения, благодаря чему его часто определяют, как одного из самых инновационных и уважаемых исполнителей в истории музыки.

Miles Davis Quintet - It Never Entered My Mind

4. Чарли Паркер

1920 - 1955

Виртуоз-саксофонист Чарли Паркер был влиятельным джазовым солистом и ведущей фигурой в развитии би-бопа - формой джаза, характеризующейся быстрыми темпами, виртуозной техникой и импровизациями. В своих сложных мелодических линиях Паркер сочетает джаз с другими музыкальными жанрами, в том числе с блюзом, латинской и классической музыкой. Паркер был знаковой фигурой для субкультуры битников, однако он превзошел свое поколение и стал олицетворением бескомпромиссного, интеллектуального музыканта.

Charlie Parker - Blues for Alice

5. Нэт Кинг Коул

1919 - 1965

Известный своим шелковист баритоном, Нэт Кинг Коул привнес в популярную американскую музыку эмоциональность джаза. Коул был одним из первых афроамериканцев, ставший ведущим телевизионной программы, которую посетили такие джазовые исполнители как Элла Фицджеральд и Эрта Китт. Феноменальный пианист и выдающийся импровизатор, Коул был одним из первых джазовых исполнителей, ставших поп-иконой.

Nat King Cole - Autumn Leaves

6. Джон Колтрейн

1926 - 1967

Несмотря на относительно короткую карьеру (впервые аккомпанировал в возрасте 29 лет в 1955 году, официально начал сольную карьеру в 33 - в 1960 году, и скончался на 40 году жизни в 1967), саксофонист Джон Колтрейн наиболее важная и противоречивая фигура в джазе. Несмотря на недолгую карьеру, благодаря своей славе, Колтрейн имел возможность записываться в изобилии и многие его записи были изданы посмертно. Колтрейн радикально изменил свой стиль в течение своей карьеры, тем не менее у него остается масса поклонников как его раннего, традиционного звучания, так и более экспериментального. И никто, почти с религиозной приверженностью, не сомневается в его значимости в истории музыки.

John Coltrane - My Favorite Things

7. Телониус Монк

1917 - 1982

Телониус Монк – музыкант, обладающий уникальным импровизационным стилем, второй самый узнаваемый джазовый исполнитель, после Дюка Эллингтона. Его стиль характеризовался энергичными, ударными партиями в перемешку с резким, драматичным молчанием. Во время своих выступлений, пока остальные музыканты играли, Телониус вставал из-за клавиатуры и танцевал в течение нескольких минут. Создав классические джазовые композиции “Round Midnight”, “Straight, No Chaser,” Монк окончил свои дни в относительной безвестности, но его влияние на современный джаз заметно и по сей день.

Thelonious Monk - "round Midnight

8. Оскар Питерсон

1925 - 2007

Оскар Питерсон - инновационный музыкант, исполнявший всё, включая классическую оду Баха и один из первых джазовых балетов. Питерсон открыл одну из первых джазовых школ в Канаде. Его "Hymn to Freedom" стал гимном движения за гражданские права. Оскар Питерсон был одним из самых талантливых и важных джазовых пианистов своего поколения.

Oscar Peterson - C Jam Blues

9. Билли Холидей

1915 - 1959

Билли Холидей – одна из важнейших фигур в джазе, хотя она никогда не писала своей собственной музыки. Холидей превратила композиции “Embraceable You”, I’ll Be Seeing You” и “I Cover the Waterfront” в известные джазовые стандарты, а ее исполнение "Strange Fruit "считается одним из лучших в американской музыкальной истории. Хотя ее жизнь была полна трагизма, импровизационный гений Холидей, в сочетании с ее хрупким, несколько скрипучим голосом, продемонстрировал беспрецедентную глубину эмоций, не находящий аналогов среди других джазовых певиц.

Billie Holiday - Strange fruit

10. Диззи Гиллеспи

1917 - 1993

Трубач Диззи Гиллеспи - новатор бибопа и мастер импровизации, а также пионер афро-кубинского и латинского джаза. Гиллеспи сотрудничал с различными музыкантами из Южной Америки и с островов Карибского бассейна. С глубокой страстью он относился к традиционной музыке африканских стран. Всё это позволило ему привнести неслыханные новшества в современные джазовые интерпретации. На протяжении своей долгой карьеры Гиллеспи неустанно гастролировал и очаровывал зрителей своим беретом, очками в роговой оправе, надутыми щеками, беззаботностью и своей невероятной музыкой.

Dizzy Gillespie feat. Charlie Parker - A Night In Tunisia

11. Дэйв Брубек

1920 – 2012

Дэйв Брубек - композитор и пианист, популяризатор джаза, борец за гражданские права и музыкальный исследователь. Иконоборческий исполнитель, узнаваемый с одного аккорда, беспокойный композитор, раздвигающий границы жанра, и прокладывающий мост между прошлым и будущим музыки. Брубек сотрудничал с Луи Армстронгом и многими другими известными джазовыми музыкантами, а также оказал влияние на авангардистов: пианиста Сесила Тейлора и саксофониста Энтони Брэкстона.

Dave Brubeck - Take Five

12. Бенни Гудмен

1909 – 1986

Бенни Гудмен - джазовый музыкант, более известный как "Король свинга". Стал популяризатором джаза среди белой молодежи. Его появление ознаменовало начало эпохи. Гудмен был неоднозначной личностью. Он неустанно стремился к совершенству и это нашло отражение в его подходе к музыке. Гудмен был не просто виртуозным исполнителем - он был творческим кларнетистом и новатором джазовой эпохи, предшествовавшей эпохе бибопа.

Benny Goodman - Sing Sing Sing

13. Чарльз Мингус

1922 – 1979

Чарльз Мингус - влиятельный джазовый контрабасист, композитор и лидер джазового оркестра. Музыка Мингуса - это смесь горячего и душевного хард-бопа, госпела, классической музыки и фри-джаза. За свою амбициозную музыку и грозный темперамент Мингус заслужил прозвище "сердитый человек джаза". Если бы он был просто струнник, мало кто знал бы его имя сегодня. Скорее всего, он был величайшим контрабасистом, тем, кто всегда держал свои пальцы на пульсе свирепой выразительной силы джаза.

Charles Mingus - Moanin"

14. Херби Хэнкок

1940 –

Херби Хэнкок всегда будет одним из самых почитаемых и противоречивых музыкантов в джазе - так же, как и его работодатель/наставник Майлс Дэйвис. В отличие от Дэйвиса, который неуклонно двигался вперед и никогда не оглядывался назад, Хэнкок зигзагообразно курсирует между почти электронным и акустическим джазом и даже r"n"b. Несмотря на свои электронные эксперименты, любовь Хэнкока к роялю не ослабевает и его стиль игры на фортепиано продолжает развиваться во всё более жесткие и сложные формы.

Herbie Hancock - Cantelope Island

15. Уинтон Марсалис

1961 –

Самый известный джазовый музыкант с 1980 года. В начале 80-х годов Уинтон Марсалиc стал открытием, так как молодой и очень талантливый музыкант решил зарабатывать на жизнь играя акустический джаз, а не фанк или R"n"B. С 70-х годов в джазе наблюдался огромный дефицит новых трубачей, но неожиданная известность Марсалиcа вдохновила новый интерес к джазовой музыке.

Wynton Marsalis - Rustiques (E. Bozza)