Каменный век период. Становление и развитие человеческого общества

Каменный век в археологии

Определение 1

Каменный век – обширный период человеческого развития, предшествующий эпохе металлов.

Поскольку человечество развивалось неравномерно, временные рамки эпохи являются спорными. В некоторых культурах каменные орудия широко использовались даже в эпоху металлов.

Для изготовления каменных орудий применялись различные виды камня. Для режущих инструментов и оружия применялись кремень и известняковые сланцы, а рабочие инструменты изготовлялись из базальта и песчаника. Также широко использовались древесина, олений рог, кости, скорлупа.

Замечание 1

В данном периоде значительно расширился ареал обитания человека. К концу эпохи были одомашнены некоторые виды диких животных. Поскольку в каменном веке человечество еще не обладало письменностью, то зачастую его называют доисторическим периодом.

Начало периода связано с первыми гоминидами в Африки, догадавшимися использовать камень для решения бытовых задач около 3 млн лет назад. Большинством австралопитеков каменные орудия не использовались, но их культуру также изучают в рамках данного периода.

Исследования ведутся на основе каменных находок, так как именно они дошли до нашего времени. Существует раздел экспериментальной археологии, который занимается восстановлением полуразрушенных инструментов или созданием копий.

Периодизация

Палеолит

Определение 2

Палеолит - период древнейшей истории человечества с момента выделения человека из животного мира и до окончательного отступления ледников.

Палеолит начался 2,5 млн лет назад и завершился около10 тыс. лет до н. э.. В эпоху палеолита человек начал применять каменные орудия в своей жизни, а затем и заниматься сельским хозяйством.

Люди жили в небольших общинах и занимались собирательством и охотой. Помимо каменных орудий применялись древесина и костяные инструменты, а также кожа и растительные волокна, но они не смогли сохраниться до наших дней. Во время Среднего и Верхнего Палеолита стали создаваться первые произведения искусства и возникли религиозные и духовные обряды. Ледниковые и межледниковые периоды сменяли друг друга.

Ранний Палеолит

Предки современного человека Homo habilis начали первое использование каменных орудий. Это были примитивные инструменты, получившие название колуны. Их использовали в качестве рубил и каменных сердечников. Первые каменные инструменты были найдены в Олдувайском ущелье в Танзании, что и дало название археологической культуре. Охота еще не была распространена, и люди питались преимущественно мясом умерших животных и за счет собирательства дикорастущих растений. Homo erectus, более развитый вид человека, появляется около 1,5 млн лет назад, а спустя 500 тыс. лет человек осваивает Европу и начинает использовать каменные топоры.

Культуры раннего палеолита:

  • Олдувайская культура;
  • Ашёльская культура;
  • Аббевильская культура;
  • Альташейленская культура;
  • Жунгашейленская культура;
  • Спаташейленская культура.

Средний Палеолит

Средний палеолит начался около 200 тыс. лет назад и является наиболее изученной эпохой. Самые известные находки живших тогда неандертальцев относятся к мустьерской культуре. Несмотря на общую примитивность культуры неандертальцев, есть основания считать, что они чтили стариков и практиковали общеплеменные ритуалы погребения, что демонстрирует преобладание абстрактного мышления. Ареал людей в этот период расширился на такие ранее неосвоенные территории, как Австралия и Океания.

На протяжении определенного периода времени (35-45 тысяч лет) продолжалось сосуществование и вражда неандертальцев и кроманьонцев. На их стоянках были обнаружены обглоданные кости другого вида.

Культуры среднего палеолита:

  • Микокская культура;
  • Мустьерская культура;
  • Блатспицценская группа культур;
  • Атерийская культура;
  • Иберо-мавританская культура.

Верхний палеолит

Последний ледниковый период завершился около 35-10 тыс. лет назад и затем современные люди расселились по всей Земле. После того, как первые современные люди появились в Европе, их культуры стремительно росли.

Через существовавший до повышения уровня мирового океана Берингов перешеек люди колонизировали Северную и Южную Америку. В самостоятельную культуру палеоиндейцы сформировались предположительно около 13,5 тыс. лет назад. На планете в целом широко распространились общины охотников-собирателей, которые в зависимости от региона использовали различные типы каменных инструментов.

Некоторые из культур верхнего палеолита:

  • Франция и Испания;
  • Шательперонская культура;
  • Граветтская культура;
  • Солютрейская культура;
  • Мадленская культура;
  • Гамбургская культура;
  • Федермессерская группа культур;
  • Броммовская культура;
  • Аренсбургская культура;
  • Гамбургская культура;
  • Лингбинская культура;
  • Культура Кловис.

Мезолит

Определение 3

Мезолит (X-VI тыс. до н.э.) – период между палеолитом и неолитом.

Начало периода связано с завершением последнего ледникового периода, а конец – с повышением уровня мирового океана, что изменило окружающую среду и заставило людей искать новые источники пропитания. Для этого периода характерно появление микролитов – миниатюрных каменных инструментов, значительно расширивших возможности использования камня в повседневной жизни. Благодаря микролитическим инструментам значительно повысилась эффективность охоты и стала возможна более продуктивная рыбалка.

Некоторые из культур Мезолита:

  • Бюренская культура;
  • Культура Дуфензее;
  • Олдесроерская группа;
  • Культура Маглемозе;
  • Гуденская культура;
  • Клостерлиндская культура;
  • Культура Конгемозе;
  • Культура Фосна-Хенсбака;
  • Культура Комса;
  • Совтерская культура;
  • Азильская культура;
  • Астурийская культура;
  • Натуфийская культура;
  • Капсийская культура.

Неолит

Во время неолитической революции появляются сельское хозяйство и скотоводство, развивается гончарное ремесло, и основываются первые крупные поселения, такие как Чатал-Гуюк и Иерихон. Первые неолитические культуры зародились около 7000 до н. э. в зоне «плодородного полумесяца»: Средиземноморье, долина Инда, Китай и страны Юго-Восточной Азии.

Рост численности людей привел к увеличению потребности в растительной пище, что дало толчок в быстром развитии сельского хозяйства. Для сельскохозяйственных работ стали применяться каменные инструменты при обработке почвы, а также при сборе урожая. Крупные каменные сооружения, например, башни и стены Иерихона или Стоунхендж, демонстрируют появление значительных людских ресурсов и форм сотрудничества между большими группами людей. Хотя большинство племен неолита были сравнительно простыми и не имели элиты, но в целом в неолитических культурах существовало заметно больше иерархических сообществ, чем в предшествующих палеолитических культурах охотников-собирателей. В эпоху неолита между различными поселениями появляется регулярная торговля. Поселение Скара-Брей на Оркнейских островах является одним из лучших примеров деревни эпохи неолита. В нем использовались каменные кровати, полки и даже отдельные помещения для туалетов.

Некоторые культуры Неолита:

  • Линейно-ленточной керамики;
  • Насечковой керамики;
  • Эртебельская культура;
  • Рёссенская культура;
  • Культура Мишеля Берже;
  • Культура воронковидных кубков;
  • Культура шарообразных амфор;
  • Культура боевых топоров;
  • Поздняя Эртебёльская культура;
  • Шассейская культура;
  • Лахугитская группа;
  • Пфинская культура;
  • Хоргенская культура;
  • Андреевская культура.

История человеческой жизни на планете началась, когда человек взял в руки орудие и применил свой разум для выживания. За время существования человечество прошло несколько крупных этапов развития своего общественного строя. Каждая эпоха характеризуется своим образом жизни, артефактами и орудиями труда.

История каменного века - самая долгая и древняя из известных нам страниц человечества, которая характеризуется кардинальными изменениями в мировоззрении и образе жизни людей.

Особенности каменного века:

  • человечество расселилось по всей планете;
  • все орудия труда создавались людьми из того, что предоставлял окружающий мир: дерева, камней, различных частей убитых животных (кости, шкура);
  • формирование первых социальных и экономических укладов общества;
  • начало одомашнивания животных.

Историческая хронология каменного века

Человеку в мире, где айфон устаревает за месяц, тяжело понять, как люди столетиями и тысячелетиями использовали одни примитивные орудия труда. Каменный век - самая длительная из известных нам эпох. Ее начало относят к возникновению первых людей около 3 млн. лет назад и длится она до изобретения людьми способов использовать металлы.

Рис. 1 - Хронология каменного века

Археологи разделяют историю каменного века на несколько основных этапов, которые стоит рассмотреть подробнее. Важно отметить, что даты каждого периода весьма примерны и спорны, потому могут разниться в разных источниках.

Палеолит

В этот период люди проживали вместе в небольших племенах и использовали каменные орудия. Источником пищи для них служило собирательство растений и охота на диких животных. Под конец Палеолита появились первые религиозные верования в силы природы (язычество). Также конец этого периода характеризуется появлением первых произведений искусства (танцы, песни и рисование). Скорее всего, первобытное искусство проистекало из религиозных обрядов.

Большое влияние на человечество того времени оказал климат, который характеризовался сменами температур: от ледникового периода к потеплению и наоборот. Неустойчивый климат успел поменяться несколько раз.

Мезолит

Начало того периода связывают с окончательным отступлением ледникового периода, что привело к адаптации к новым жизненным условиям. Сильно усовершенствовалось используемое оружие: от массивных инструментов к миниатюрным микролитам, которые облегчили повседневность. Сюда же относят приручение человеком собаки.

Неолит

Новый каменный век стал большим шагом в развитии человечества. За это время люди научились не только добывать, но и выращивать пищу, используя при этом усовершенствованные орудия для обработки земли, сбора урожая и разрезания мяса.

Впервые люди стали объединяться в крупные группы для создания значительных каменных построек, например, таких как Стоунхедж. Это свидетельствует о достаточном количестве ресурсов и способности договариваться. В пользу последнего свидетельствует и появление торговли между разными поселениями.

Каменный век - долгий и примитивный период существования человечества. Но именно этот период стал колыбелью, в котором человек научился мыслить и создавать.

Более подробно история каменного века рассмотрена в курсах лекций , приведенных ниже.


Сегодня о наших предках, которые жили в каменном веке известно очень мало. Долгое время существовало мнение, что эти люди были пещерными обитателями, которые ходили с дубиной. Но современные ученые уверены, что в каменный век – огромный промежуток истории, который начался примерно 3,3 млн лет назад и продлился до 3300 года н.э. – это было не совсем так.

1. Фабрика инструментов Homo Erectus


На северо-востоке Тель-Авива в Израиле при раскопках нашли сотни древних каменных орудий. Отрытые в 2017 году на глубине 5 метров артефакты были сделаны предками людей. Созданные около полумиллиона лет назад инструменты рассказали несколько фактов об их создателях - предке человека, известном как Homo erectus («человек прямоходящий»). Считается, что этот район был своего рода раем каменного века - здесь были реки, растения и обильная пища - все необходимое для существования.

Самой интересной находкой этого первобытного стойбища были каменоломни. Каменщики обкалывали кромки кремня, делая из них грушевидные лезвия топоров, которые, вероятно, использовались для выкапывания пищи и разделывания животных. Открытие было неожиданным, ввиду огромного количества прекрасно сохранившихся инструментов. Это делает возможным больше узнать об образе жизни Homo erectus.

2. Первое вино


В конце каменного века на территории современной Грузии начали делать первое вино. В 2016 и 2017 годах археологи выкопали керамические осколки, датирующиеся 5400 - 5000 годами до н.э. Обломки глиняных кувшинов, обнаруженных в двух древних поселениях времен неолита (Гадахрили-гора и Шулавери-гора) подверли анализу, в результате которого в шести сосудах нашли винную кислоту.

Это химическое вещество всегда является неоспоримым признаком того, что в сосудах было вино. Ученые также обнаружили, что виноградный сок естественным образом бродил в теплом климате Грузии. Чтобы выяснить, красное или белое вино предпочитали в то время, исследователи проанализировали цвет остатков. Они были желтоватыми, а это предполагает, что древние грузины производили белое вино.

3. Стоматологические процедуры


В горах северной Тосканы стоматологи обслуживали пациентов 13 000 - 12 740 лет назад. Доказательства шести таких первобытных пациентов были найдены в районе под названием Рипаро Фредиан. На двух зубах были найдены следы процедуры, которую узнал бы любой современный дантист - заполненной пломбой полости в зубе. Трудно сказать, использовались ли какие-то болеутоляющие аппараты, но следы на эмали были оставлены каким-то острым инструментом.

Скорее всего, он был сделан из камня, которым расширяли полость, соскабливая сгнившие ткани зуба. В следующем зубе также нашли знакомую технологию - остатки пломбы. Она была сделана из битума, смешанного с растительными волокнами и волосами. Если использование битума (натуральной смолы) понятно, то зачем добавляли волосы и волокна - загадка.

4. Долгосрочное обслуживание дома


Большинство детей учат в школах, что семьи каменного века жили только в пещерах. Однако они также строили глиняные дома. Недавно в Норвегии было изучено 150 стойбищ каменного века. Каменные кольца показали, что самым ранним жильем были палатки, вероятно, сделанные из шкур животных, скрепленных кольцами. В Норвегии в эпоху мезолита, которая началась примерно в 9500 году до нашей эры, люди начали строить дома-землянки.

Это изменение произошло, когда ушли последние льды Ледникового периода. Некоторые «полуземлянки» были достаточно большими (около 40 квадратных метров), что предполагает проживание в них нескольких семей. Самое невероятное - последовательные попытки сохранить структуры. Некоторые из них были заброшенными в течение 50 лет, прежде чем новые владельцы перестали поддерживать дома.

5. Резня в Натаруке


Культуры каменного века создавали захватывающие образцы искусства и социальных взаимоотношений, но они также вели войны. В одном случае это была просто бессмысленная резня. В 2012 году в Натаруке в северной части Кении команда ученых обнаружила кости, торчащие из земли. Оказалось, что у скелета были сломаны колени. Расчистив кости от песка, ученые обнаружили, что они принадлежали беременной женщине каменного века. Несмотря на ее состояние, она была убита. Около 10 000 лет назад кто-то связал ее и бросил в лагуну.

Рядом обнаружились останки 27 других людей, скоре которых были 6 детей и еще несколько женщин. Большинство останков имели следы насилия, включая травмы, переломы и даже кусочки оружия, застрявшего в костях. Невозможно сказать, почему группа охотников-собирателей была истреблена, но это могло быть результатом спора о ресурсах. В течение этого времени Натарук был пышным и плодородным краем с пресной водой - бесценным местом для любого племени. Что бы ни случилось в тот день, массовая резня в Натаруке остается самым древним свидетельством человеческой войны.

6. Инбридинг


Вполне возможно, что людей спасло как вид раннее осознание инбридинга. В 2017 году ученые обнаружили первые признаки этого понимания в костях людей каменного века. В Сунгире, к востоку от Москвы, были найдены четыре скелета людей, умерших 34 000 лет назад. Генетический анализ показал, что они вели себя как современные сообщества охотников-собирателей, когда дело касалось выбора спутников жизни. Они поняли, что иметь потомство с близкими родственниками, такими как братья и сестры, чревато последствиями. В Сунгире явно почти не было браков в рамках одной семьи.

Если бы люди спаривались наугад, то генетические последствия инбридинга были бы более очевидными. Как и более поздние охотники-собиратели, они, должно быть, искали партнеров через социальные связи с другими племенами. Сунгирские погребения сопровождались достаточно сложными ритуалами, чтобы предположить, что важные вехи жизни (например, смерть и брак) сопровождались церемониями. Если это так, то свадьбы в каменном веке были бы самыми ранними человеческими браками. Отсутствие понимания связей с родственниками, возможно, обрекло неандертальцев, чья ДНК показывает больше инбридинга.

7. Женщины иных культур


В 2017 году исследователи изучили древние жилища в Лехтале, Германия. Их возраст насчитывал около 4000 лет, когда в этом районе не было крупных поселений. Когда были исследованы останки жителей, то обнаружилась удивительная традиция. Большинство семей были основаны женщинами, которые покинули свои деревни, чтобы поселиться в Лехтале. Это происходило с времен позднего каменного века до раннего бронзового века.

В течение восьми столетий женщины родом, вероятно из Богемии или Центральной Германии, предпочитали мужчин Лехталя. Подобные переезды женщин были ключом к распространению культурных идей и предметов, что, в свою очередь, помогало формировать новые технологии. Открытие также показало, что предыдущие убеждения о массовой миграции нуждаются в корректировке. Несмотря на то, что женщины многократно переезжали в Лехталь, это происходило сугубо на индивидуальной основе.

8. Письменный язык


Исследователи, возможно, обнаружили самый старый письменный язык в мире. На самом деле это может быть код, представляющий определенные понятия. Историки уже давно знают о символах каменного века, но в течение многих лет они игнорировали их, несмотря на то, что пещеры с наскальной росписью посещают бесчисленные посетители. В пещерах в Испании и Франции были найдены примеры одних из самых невероятных наскальных надписей в мире. Между древними изображениями бизонов, лошадей и львов скрывались крошечные символы, представляющие что-то абстрактное.

Двадцать шесть знаков повторяются на стенах около 200 пещер. Если они служат для передачи какой-то информации, это «отодвигает» изобретение письма назад на 30 000 лет назад. Однако корни древней письменности могут быть еще старше. Многие символы, нарисованные кроманьонцами во французских пещерах, были найдены в древнем африканском искусстве. В частности, это знак открытого угла, выгравированный в пещере Бломбос в Южной Африке, который датируется 75 000 годами.

9. Чума


К тому времени, когда бактерия Yersinia pestis добралась до Европы в XIV веке, 30-60 процентов населения были уже мертвы. Обследованные в 2017 году древние скелеты показали, что чума появилась в Европе во время каменного века. Шесть скелетов времен позднего неолита и бронзы показали положительный результат на чуму. Болезнь охватила широкий географический район, от Литвы, Эстонии и России до Германии и Хорватии. Учитывая различные местоположения и две эпохи, исследователи были удивлены, когда сопоставлены геномы Yersinia pestis (чумной палочки).

Дальнейшее исследование показало, что бактерия, вероятно, прибыла с востока, когда люди расселялись из Каспийско-Понтийской степи (Россия и Украина). Прибыв около 4800 лет назад, они принесли с собой уникальный генетический маркер. Этот маркер появился в европейских останках одновременно с самыми ранними следами чумы, что свидетельствует о том, что болезнь принесли с собой степняки. Неизвестно, насколько смертоносной была чумная палочка в те дни, но возможно, что степные мигранты покинули свои дома из-за эпидемии.

10. Музыкальная эволюция мозга


Раньше считалось, что инструменты раннего каменного века развивались вместе с языком. Но революционное изменение - от простых до сложных инструментов - произошло около 1,75 миллиона лет назад. Ученые не уверены, существовал ли тогда язык. В 2017 году был проведен эксперимент. Добровольцам показали волонтерам, как сделать самые простые инструменты (из коры и гальки), а также более «продвинутые» ручные топоры ашельской культуры. Одна группа смотрела видео со звуком, а вторая без.

Пока участники эксперимента спали, их мозговая активность анализировалась в реальном времени. Ученые обнаружили, что «скачок» в знаниях не был связан с языком. Языковой центр мозга активировался только у людей, которые слышали инструкции к видео, но обе группы успешно сделали ашельские инструменты. Это могло бы решить тайну того, когда и как человеческий вид переместился от обезьяноподобного мышления к познанию. Многие считают, что 1,75 миллиона лет назад впервые возникла музыка, одновременно с человеческим интеллектом.

Несомненный интерес у всех, кто занимается историей,
вызовут и .

Археологическая периодизация в качестве основного критерия использует последовательную смену орудий труда .

Первобытные орудия

Для охоты, разделки туш, собирательства применяли каменные орудия (из кремня и обсидиана) - рубила, скребла, остроконечники. А также использовались орудия из дерева - палки-копалки, дубины и копья. Позднее новые технологии привели в результате к созданию ряда специализированных орудий - скребков, ножей, резцов, небольших наконечников метательных копий. Особенно широко применяются кость и рог. Появляются копья, дротики, каменные топоры, остроги.

Продуктивность охоты резко повысилась в результате изобретения копьеметалки - дощечки с упором, позволяющей бросать копье со скоростью, сравнимой со скоростью стрелы из лука. Копьеметалка была первым механическим средством, дополнившим мускульную силу человека. Происходит первое так называемое половозрастное разделение труда: мужчины занимаются преимущественно охотой и рыбной ловлей, а женщины - собирательством и домашним хозяйством. Женщинам помогали дети.

Каменный век (2 млн - 6 тыс. лет назад)

Каменный век - древнейший период в развитии человечества, когда основные орудия труда и оружие изготовлялись из камня, также из дерева и кости. Как правило зафиксирован во всех частях света, подразделяется на палеолит, мезолит и неолит. так называемая система трех веков - схема, разделяющая доисторический период на каменный, бронзовый и железный века, которые последовательно сменяют друг друга. Предложена датским историком К.Ю. Томсеном в 1816-1819 гг., обнаружившим последовательность в прогрессе мастерства древнего человека при разборе коллекции первобытных орудий Датского национального музея.

Каменный век. Основные этапы:

Палеолит (древнекаменный век) - делится на нижний (самый ранний по времени), средний и верхний (поздний). Палеолит начался более 2 млн лет назад, завершился около VIII тыс. до н. э, В период палеолита человек овладевает огнем, появляются рисунки углем на стенах пещер или вырезанные на кости или камне в виде геометрического орнамента.

Мезолит (среднекаменный век) - VIII-V тыс. до н. э. В эпоху мезолита появляется новая микролитическая техника. Микролиты - кремневые изделия небольших размеров, которые вставлялись в деревянные или костяные орудия и составляли режущую кромку. Такое орудие было более многофункциональным, чем цельные изделия из кремня, но по остроте не уступало и металлическим изделиям.

Особенно выделяется достижение человека в изобретении лука и стрел - мощного скорострельного оружия дальнего боя. А также был изобретен бумеранг - изогнутая метательная палица. Усовершенствуются способы рыбной ловли, появляются сети, лодка с веслами, рыболовный крючок.

Неолит (новый каменный век) - V-III тыс. до н. э. В период неолита появляется земледелие и скотоводство, обработка глины в виде примитивной посуды (керамика), миниатюрной скульптуры и глинобитных жилищ. Прежде всего глина - основной признак неолита. Осваивается технология ковки меди - с 10 тыс. лет до н. э. В результате появления лука и стрел возникают древнейшие музыкальные инструменты.

Таблица. Археологическая периодизация

Последняя стадия каменного века характеризуется появлением новой техники каменной индустрии - шлифования, пиления и сверления камня. Орудия изготавливались из новых видов камня. В этот период широко распространяется такое орудие, как топор.

В разных районах мира века палеолит, мезолит и неолит наступают в различные сроки и являются стадиями развития.

Медный век (3-4 тыс. лет), также медно-каменный век

Энеолит - переходный период от каменного века к бронзовому веку. В этот период появляются орудия из плавленой меди, которые соседствуют с каменными. Основными занятиями населения являются прежде всего мотыжное земледелие, скотоводство и охота.

Бронзовый век (4- 1 тыс. до н. э.)

Бронзовый век - исторический период, сменивший энеолит и характеризующийся распространением металлургии бронзы, бронзовых орудий и оружия. Появляется кочевое скотоводство и поливное земледелие, письменность и рабовладение. В то время как рисунки становятся примитивнее - в виде сухих геометрических схем (петроглифов). Но появилось больше предметов обихода, богато украшенных орнаментом. В результате технология теснит искусство.

Железный век (с начала 1 тыс. до н. э.)

Железный век - период в развитии человечества, наступивший с распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий и оружия. У большинства народов Евразии железный век означает разложение первобытно-общинного строя и переход к классовому обществу.

Это конспект по теме . Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту:

Каменный век

Каменный век - древнейший период в истории человечества, когда основные орудия труда и оружие изготавливались, главным образом, из камня, но употреблялось также дерево и кость. В конце каменного века распространилось использование глины (посуда, кирпичные постройки, скульптура).

Периодизация каменного века:

  • Палеолит:
    • Нижний палеолит - период появления древнейших видов людей и широкого распространения Homo erectus .
    • Средний палеолит - период вытеснения эректусов эволюционно более продвинутыми видами людей, включая современного человека. В Европе в течение всего среднего палеолита господствуют неандертальцы.
    • Верхний палеолит - период господства современного вида людей на всей территории земного шара в эпоху последнего оледенения.
  • Мезолит и эпипалеолит; терминология зависит от того, насколько данный регион затронуло исчезновение мегафауны в результате таяния ледника. Период характеризуется развитием техники производства каменных орудий труда и общей культуры человека. Керамика отсутствует.

Неолит - эпоха появления сельского хозяйства. Орудия труда и оружие по-прежнему каменные, однако их производство доводится до совершенства, широко распространяется керамика.

Каменный век делится на:

● палеолит (древнекаменный) – от 2 млн. лет до 10 тыс. лет до н. э.

● мезолит (среднекаменный) – от 10 тыс. до 6 тыс. лет до н. э.

● неолит (новокаменный) – от 6 тыс. до 2 тыс. лет до н. э.

Во втором тысячелетии до новой эры металлы вытеснили камень и положили конец каменному веку.

Общая характеристика каменного века

Первым периодом каменного века является палеолит, в рамках которого выделяют ранний, средний и поздний периоды.

Ранний палеолит (до рубежа в 100 тыс. лет до н. э.) – это эпоха архантропов. Материальная культура развивалась очень медленно. Более миллиона лет понадобилось на то, чтобы от грубо оббитых галек перейти к рубилам, у которых края ровно обработаны с обеих сторон. Примерно 700 тыс. лет тому назад начат процесс овладения огнем: люди поддерживают огонь, полученный природным путем (в результате ударов молнии, пожаров). Главные виды деятельности – охота и собирательство, основной вид оружия – дубина, копье. Архантропы осваивают естественные укрытия (пещеры), строят хижины из прутьев, которыми перекрывают каменные валуны (юг Франции, 400 тыс. лет).

Средний палеолит – охватывает период от 100 тыс. до 40 тыс. лет до н. э. Это эпоха палеоантропа–неандертальца. Суровое время. Обледенение значительной части Европы, Северной Америки и Азии. Вымерли многие теплолюбивые животные. Трудности стимулировали культурный прогресс. Совершенствуются средства и приемы охоты (облавная охота, загоны). Создаются весьма разнообразные рубила, а также используются сколотые с ядрища и обработанные тонкие пластины – скребки. При помощи скребков человек стал изготавливать теплую одежду из шкур зверей. Научился добывать огонь путем сверления. К этой эпохе относятся намеренные захоронения. Часто умершего хоронили в виде спящего: руки согнуты в локте, у лица, ноги полусогнуты. В могилах появляются предметы быта. А это значит, что появились какие-то представления о жизни после смерти.

Поздний (верхний) палеолит – охватывает период от 40 тыс. до 10 тыс. лет до н. э. Это эпоха кроманьонца. Кроманьонцы жили большими группами. Выросла техника обработки камня: каменные пластины пилятся и сверлятся. Широко используются костяные наконечники. Появилась копьеметалка – доска с крючком, на которую клался дротик. Найдено много костяных иголок для шитья одежды. Дома представляют собой полуземлянки с каркасом из веток и даже из костей животных. Нормой стало погребение покойников, которым кладут запас пищи, одежды и орудия труда, что говорило о явных представлениях о загробной жизни. В период позднего палеолита возникают искусство и религия – две важные формы общественной жизни, тесно связанные между собой.

Мезолит , средний каменный век (10-е – 6-е тыс. до н. э.). В мезолите появились лук и стрелы, микролитические орудия, была приручена собака. Периодизация мезолита условна, ибо в разных районах мира процессы развития идут с разной скоростью. Так, на Ближнем Востоке уже с 8 тыс. начитается переход к земледелию и скотоводству, что составляет суть нового этапа –неолита.

Неолит, новокаменный век (6–2 тыс. до н. э.). Происходит переход от присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство). В эпоху неолита орудия из камня шлифовались, сверлились, появились глиняная посуда, прядение, ткачество. В 4–3 тысячелетиях в ряде районов мира возникают первые цивилизации.

7. культура переода неолита

Неолит - эпоха появления земледелия и скотоводства. Неолитические памятники широко распространены на российском Дальнем Востоке. Они относятся к периоду 8000-4000 лет назад. Орудия труда и оружие по-прежнему каменные, однако, их производство доводится до совершенства. Для неолита характерен большой набор каменных орудий. Была широко распространена керамика (посуда из обожжённой глины). Неолитические обитатели Приморья научились изготавливать шлифованные каменные орудия, украшения и глиняную посуду.

Археологические культуры периода неолита в Приморье - бойсманская и руднинская. Представители этих культур жили в круглогодичных жилищах каркасного типа и эксплуатировали большинство доступных ресурсов окружающей среды: занимались охотой, рыболовством, собирательством. Населения бойсманской культуры, обитало на побережье в маленьких поселках (1-3 жилища), занимались летом рыболовством в море и вылавливали до 18 видов рыб, включая и таких крупных, как белая акула и скат. В тот же период практиковали и собирательство моллюсков (90% составляла устрица). Осенью занимались собирательством растений, зимой и весной охотой на оленей, косуль, кабанов, сивучей, тюленей, дельфинов, а иногда и серых китов.

На суше преобладала, вероятно, индивидуальная охота, а на море – коллективная. Рыболовством занимались мужчины и женщины, однако женщины и дети ловили рыбу на крючок, а мужчины острогой и гарпуном. Охотники-воины имели высокий социальный статус и захоранивались с особыми почестями. На многих поселениях сохранились раковинные кучи.

В результате резкого похолодания климата 5–4.5 тыс. лет назад и резкого падения уровня моря, средненеолитические культурные традиции исчезают и трансформируются в зайсановскую культурную традицию (5 - 3 тыс. лет назад), население которой имело широко специализированную систему жизнеобеспечения, которая на континентальных памятниках уже включала и земледелие. Это позволяло людям обитать как на побережье, так и в глубине континента.

Люди, принадлежавшие к зайсановской культурной традиции заселили более широкий ареал, чем их предшественники. В континентальной части они селились по благоприятным для земледелия средним течениям рек, впадающих в море, а на побережье – во всех потенциально продуктивных и удобных местах, используя все доступные экологические ниши. Представители зайсановской культуры безусловно достигли большего адаптивного успеха, чем их предшественники. Число их поселений значительно возрастает, они имеют гораздо большую площадь и количество жилищ, размеры которых также стали крупнее.

Зачатки земледелия в неолите зафиксированы и в Приморье, и в Приамурье, но наиболее полно процесс развития хозяйства неолитических культур исследован в бассейне Среднего Амура.

Древнейшая местная культура, названная новопетровской, относится к раннему неолиту и датируется V-IV тысячелетиями до н. э. Аналогичные изменения произошли и в хозяйстве населения Приморья.

Возникновение земледелия на Дальнем Востоке обусловило появление хозяйственной специализации между земледельцами Приморья и Среднего Приамурья и их соседями на Нижнем Амуре (и других северных территориях), оставшимися на уровне традиционного присваивающего хозяйства.

Последний период каменного века - неолит - характеризуется ком­плексом признаков, ни один из которых не является обязательным. В це­лом тенденции, сложившиеся в мезолите, продолжают развиваться.

Неолит характеризуется усовершенствованием техники изготовления каменных орудий, особенно их окончательной отделки - шлифовки, по­лирования. Освоена техника сверления и пиления камня. Неолитические украшения из цветного камня (особенно широко распространённые брас-леты), выпиленные из каменного диска, а затем отшлифованные и поли­рованные, имеют безупречно правильную форму.

Для лесных территорий характерны шлифованные орудия обработки дерева - топоры, долота, тесла. Наряду с кремнем начинают использо­ваться нефрит, жадеит, сердолик, яшма, сланцевый камень и другие мине­ралы. Вместе с тем, кремень продолжает преобладать, добыча его расши­ряется, появляются первые подземные выработки (шахты, штольни). Ору­дия на пластинах, вкладышевая микролитическая техника сохраняются, особенно многочисленны находки таких орудий в земледельческих райо­нах. Там обычны вкладышевые жатвенные ножи и серпы, а из макроли­тов - топоры, каменные мотыги и орудия обработки зерна: зернотёрки, ступы, песты. В районах преобладания охоты и^рыболовства - большое разнообразие орудий лова: гарпуны, использовавшиеся для добычи рыбы и наземных животных, наконечники стрел разных форм, крючки для пере­мётов, простые и составные, (в Сибири они использовались и для ловли птицы), разного рода ловушки для среднего и мелкого зверя. Часто ло­вушки делались на основе лука. В Сибири лук был усовершенствован на­кладками из кости - это делало его более упругим и дальнобойным. В рыбной ловле широко использовались сети, перемёты, каменные блёс­ны разных форм и размеров. В неолите обработка камня, кости, дерева, а затем и керамических предметов достигли такого совершенства, что по­явилась возможность эстетически подчеркнуть это умение мастера, укра­сив вещь орнаментом или придав ей особую форму. Эстетическая ценность вещи как бы усиливает ее утилитарную ценность (так, австралийские або­ригены считают, что не украшенный орнаментом бумеранг убивает хуже, чем украшенный). Эти две тенденции - усовершенствования функции вещи и ее украшения - приводят к расцвету в неолите прикладного искусства.

В неолите широко распространены керамические изделия (хотя в ряде племён они не были известны). Они представлены зооморфными и антро­поморфными фигурками и посудой. Ранние керамические сосуды выпол­нялись на основе, сплетённой из прутьев. После обжига оставался отпеча­ток плетения. Позже стали применять жгутовую и налепную технику: на­ложения жгута глины диаметром 3-4 см на форму по спирали. Чтобы глина при высыхании не трескалась, в неё добавляли отощители - рубленную солому, толчёные раковины, песок. Более древние сосуды имели округлое или острое дно - это указывает на то, что их ставили на открытый огонь. Посуда оседлых племён имеет плоское дно приспособленное к столу и поду печи. Керамическая посуда украшалась росписью или рельефным орна­ментом, которые становились всё богаче с развитием ремесла, но сохраня­ли основные традиционные элементы и приёмы украшения. Благодаря это­му, именно керамика стала использоваться для выделения территориаль­ных культур и для периодизации неолита. Наиболее распространённые приёмы украшения - это нарезной (по мокрой глине) орнамент, налеп-ные украшения, пальцевые или ногтевые защипы, ямчатый узор, гребен­чатый (с использованием штампа в форме гребёнки), рисунок нанесённый штампом "отступающая лопатка" - и другие.

Поражает изобретательность неолитического человека.

плавляемого на костре в глиняной плошке. Это единственный материал, который плавится при такой низкой температуре и при этом пригоден для получения глазури. Керамическая посуда часто делалась так искусно, что толщина стенки по отношения к величине сосуда составляла то же отно­шение, что толщина скорлупы яйца к его объему. К.Леви-Строс считает, что изобретательство первобытного человека принципиально другое, чем у современного человека. Он называет его термином "бриколаж" - бук­вальный перевод - "игра отскоком". Если современный инженер ставит и решает задачу, отбрасывая все постороннее, то бриколер собирает и ус­ваивает всю информацию, он должен быть готов к любой ситуации, и его решение бывает, как правило, связано со случайной целью.

В позднем неолите было изобретено прядение и ткачество. Использо­валось волокно дикой крапивы, льна, лыка деревьев. О том, что люди ос­воили прядение свидетельствуют пряслица - каменные или керамические насадки, утяжеляющие веретено и способствующие более плавному его вращению. Ткань получали путём плетения, без станка.

Организация населения в неолите родовая и, пока сохраняется мотыж­ное земледелие, главой рода является женщина - матриархат. С началом пашенного земледелия, а оно связано с появлением упряжного скота и усо­вершенствованных орудий обработки почвы, установится патриархат. Внутри рода люди живут семьями, либо в общинных родовых домах, либо в отдельных домах, но тогда роду принадлежит целый посёлок.

В хозяйстве неолита представлены как производящие технологии, так и присваивающие формы. Территории производящего хозяйства расши­ряются по сравнению с мезолитом, но на большей части ойкумены либо сохраняется присваивающее хозяйство, либо оно имеет комплексный ха­рактер, - присваивающий, с элементами производящего. В такие комп­лексы обычно входило животноводство. Кочевое земледелие, использо­вавшее примитивные бороздовые пахотные орудия и не знавшее ороше­ния, могло развиваться только на территориях с мягкой почвой и естественным увлажнением - в поймах рек и на предгорных и межгорных равнинах. Такие условия сложились в 8-7 тысячелетиях до н. э. на трёх территориях, ставших самыми ранними центрами земледельческих куль­тур: иордано-палестинский, малоазиатский и месопотамский. С этих тер­риторий земледелие распространилось по югу Европы, в Закавказье и Тур­кмению (поселение Джейтун близ Ашгабада - считается границей земле­дельческой ойкумены). Первые автохтонные очаги земледелия в Северной и Восточной части Азии сформировались только к третьему тысячелетию до н. э. в бассейне среднего и нижнего Амура. В Западной Европе в 6-5 тысячелетиях сложилось три главных неолитических культуры: дунай­ская, нордическая и западно-европейская. Основные сельскохозяйствен­ные культуры, возделывавшиеся в переднеазиатском и среднеазиатском очагах - это пшеница, ячмень, чечевица, горох, на Дальнем Востоке - просо. В Западной Европе - к ячменю и пшенице добавлялись овёс, рожь, просо. К третьему тысячелетию до н. э. в Швейцарии уже были известны морковь, тмин, мак, лён, яблоки, в Греции и Македонии - яблоки, инжир, груши, виноград. Благодаря разнообразию специализаций хозяйства и большой потребности в камне для орудий в неолите начинается интенсив­ный межплеменной обмен.

Количество населения в неолите резко увеличилось, для Европы за предшествующие 8 тыс. лет - почти в 100 раз; плотность населения вы­росла от 0,04 человека до 1 человека на квадратный километр. Но смерт­ность оставалась высокой, особенно детская. Считают, что не более 40-45 % людей переживали тринадцатилетний возраст. В неолите начинает устанавливаться прочная оседлость, прежде всего, на основе земледелия. В лесных районах востока и севера Евразии - по побережьям крупных рек, озёр, моря, в местах благоприятных для промысла рыбы и зверя осед­лость формируется на базе рыболовства и охоты.

Неолитические постройки разнообразны, в зависимости от климата и местных условий в качестве строительного материала использовались ка­мень, дерево, глина. В земледельческих зонах дома строились из плетня, обмазанного глиной или сырцового кирпича, иногда на каменном фунда­менте. Форма их округлая, овальная, подпрямоугольная, одна или несколь­ко комнат, есть дворик огороженный глинобитным забором. Нередко сте­ны украшались росписью. В позднем неолите появляются обширные, по-видимому, культовые дома. Застраивались площади от 2 до 12 и более 20 гектаров, такие посёлки иногда объединялись в город, например Чатал-Хююк (7-6 тысячелетие до н. э., Турция) состоял из двадцати посёлков, центральный из которых занимал 13 га. Застройка была стихийной, ули­цы шириной порядка 2 м. Непрочные постройки легко разрушались, об­разуя телли - широкие холмы. Город продолжал строиться на этом хол­ме на протяжении тысячелетий, что указывает на высокий уровень сельс­кого хозяйства, обеспечивавшего такую длительную оседлость.

В Европе от Голландии до Дуная строили общинные дома со многими очагами и дома однокомнатной структуры площадью 9,5 х 5 м. В Швей­царии и Южной Германии были обычны постройки на сваях и встречают­ся дома из камней. Дома полуземляночного типа, широко распространён­ные в прежние эпохи, также встречаются, особенно на севере и в лесной зоне, но, как правило, они дополняются бревенчатым срубом.

Захоронения в неолите как одиночные, так и групповые, чаще в скор­ченном положении на боку, под полом дома, между домами или на клад­бище, вынесенном за пределы посёлка. В погребальном инвентаре обыч­ны украшения и оружие. Для Сибири характерно присутствие оружия не только в мужских, но и в женских захоронениях.

Г.В.Чайлд предложил термин "неолитическая революция", имея в виду глубокие социальные сдвиги (кризис присваивающего хозяйства и пере­ход к производящему, увеличение численности населения и накопление рационального опыта) и становление принципиально важных отраслей хозяйства - земледелия, гончарства, ткачества. На самом деле эти изме­нения произошли не внезапно, а на протяжении всего времени от начала мезолита до эпохи палеометалла и в разные периоды на разных террито­риях. Поэтому периодизация неолита существенно различается в разных

природных зонах.

Приведем в качестве примера периодизацию неолита для наиболее хорошо изученных территорий Греции и Кипра (по А.Л.Монгайту, 1973). Ранний неолит Греции представлен каменными орудиями (из которых спе­цифичны крупные пластины и скребки), костяными, часто полированны­ми (крючки, лопатки), керамикой - женские фигурки и посуда. Ранние женские изображения реалистичны, поздние - стилизованы. Сосуды мо­нохромные (темно-серые, коричневые или красные), на круглых - коль­цевые налепы вокруг дна. Жилища полуземляночные, четырехугольные, на деревянных столбах или со стенами из плетня, обмазанного глиной. Погребения индивидуальные, в простых ямах, в согнутом положении на боку.

Средний неолит Греции (по раскопкам в Пелопоннесе, Аттике, Эвбее, Фессалии и других местах) характеризуется жилищами из сырцового кир­пича на каменном фундаменте из одной - трех комнат. Характерны пост­ройки типа мегарон: квадратное внутреннее помещение с очагом посреди­не, выступающие концы двух стен образуют входной портик, отделенный от пространства двора столбами. В Фессалии (стоянка Сескло) были неук­репленные земледельческие поселки, образующие телли. Керамика тонкая, обожженная, с глазурью, много шаровидных сосудов. Встречается кера­мическая посуда: полированая серая, черная, трехцветная и матовая рас­писная. Много изящных глиняных фигурок.

Для позднего неолита Греции (4-3 тысячелетия до н. э.) характерно появление укрепленных поселков (поселок Демини в Фессалии) с "жили­щем вождя" в центре акрополя размером 6.5 х 5.5 м. (самым большим в поселке).

В неолите Кипра видны черты влияния культур Ближнего Востока. Ранний период датируется 5800-4500 гг. до н. э. Характеризуется округло-яйцевидной формой глинобитных домов диаметром до 10м., образующих поселки (типичный поселок - Хирокития). Жители занимались земледе­лием и держали свиней, овец, коз. Хоронили под полом в домах, на голову умершего клали камень. Орудия, типичные для неолита: серпы, зернотер­ки, топоры, мотыги, стрелы, наряду с ними ножи и чаши из обсидиана и стилизованные фигурки людей и животных из андезита. Керамика самых примитивных форм (к концу 4 тысячелетия появляется керамика с гребен­чатым орнаментом). Люди раннего неолита на Кипре искусственно изме­няли форму черепа.

Во втором периоде от 3500 до 3150 лет до н. э. наряду с округлыми постройками появляются четырехугольные со скругленными углами. Ке­рамика с гребенчатым орнаментом становится обычной. Кладбища выно­сятся за пределы поселка. Период от 3000 до 2300 лет до н. э. на юге Кипра относится к энеолиту, медно-каменному веку, периоду, переходному к эпохе бронзы: наряду с преобладающими каменными орудиями появляются пер­вые медные изделия - украшения, иглы, булавки, сверла, маленькие ножи, долота. Медь была найдена в Малой Азии в 8-7 тысячелетии до н. э. На­ходки медных изделий на Кипре, по-видимому, результат обмена. С появ­лением металлических орудий, они все более вытесняют менее эффектив­ные каменные, зоны производящего хозяйства расширяются, начинается социальная дифференциация населения. Наиболее характерная для этого периода керамика - бело-красная с геометрическим и стилизованным растительным орнаментом.

Последующие историко-культурные периоды характеризуются разло­жением родового строя, формированием раннего классового общества и древнейших государств, что составляет предмет изучения письменной ис­тории.

8. Искусство древнейшего населения ДВ

9 Язык, наука, образование в государстве БОХАЙ

Образование, наука и литература . В столице Бохайского государства Сангёне (современный Дунцзинчэн, КНР) были созданы учебные заведения, в которых преподавались математика, основы конфуцианства и китайская классическая литература. Многие отпрыски аристократических семей продолжали своё образование в Китае; это свидетельствует о широком распространении конфуцианской системы и китайской литературы. Обучение бохайских студентов в Танской империи способствовало закреплению буддизма и конфуцианства в бохайской среде. Получившие образование в Китае бохайцы делали на родине блестящую карьеру: на государственной службе прославились Ко Вонго* и О Кванчхан*, проведшие в танском Китае много лет.

В КНР найдены усыпальницы двух бохайских принцесс – Чон Хё* и Чон Хе (737 – 777 гг.), на могильных плитах которых высечены стихи на древнекитайском языке; они являются не только литературным памятником, но и блестящим образцом каллиграфического искусства. Известны имена нескольких бохайских литераторов, творивших на китайском языке, это Янтхэса*, Ванхёрём (? – 815 гг.), Инчон*, Чонсо*, некоторые из них побывали в Японии. Произведения Янтхэса «Млечный путь так чист », «Ночной звук отбивания белья » и «На инеем покрытом небе светится луна » отличает безупречный литературный стиль, и они высоко ценятся в современной Японии.

О достаточно высоком уровне развития бохайской науки, прежде всего астрономии и механики, свидетельствует тот факт, что в 859 г. ученый из Бохай О Хёсин* посетил Японию и подарил одному из правителей астрономический календарь «Сонмённок » / «Свод небесных светил», научив местных коллег методике пользоваться им. Данный календарь применялся в Японии до конца XVII в.

Культурное и этническое родство обеспечило прочные связи Бохай с Объединенным Силла, но бохайцы имели активные контакты также и с Японией. С начала VIII и по X в. в Японии побывало 35 бохайских посольств: первое было направлено на острова в 727 г., а последнее относится к 919 г. Бохайские послы везли с собой меха, лекарства, ткани, а увозили на материк ремесленные изделия и ткани японских мастеров. Достоверно известно о 14 японских посольствах в Бохай. По мере ухудшения японо-силланских связей островное государство стало направлять свои посольства в Китай через бохайскую территорию. Японские историки пришли к выводу о существовании тесных связей между Бохай и т. н. «охотской культурой» на восточном побережье о-ва Хоккайдо.

С начала VIII в. в Бохай широко распространяется буддизм, идёт оживленное строительство храмов и монастырей, фундаменты некоторых сооружений сохранились до нашего времени на территории Северо-Восточного Китая и Приморского края. Государство приблизило к себе буддийское духовенство, социальный статус священнослужителей неуклонно повышался не только в духовной сфере, но и среди господствующего класса. Некоторые из них становились важными государственными чиновниками, так, буддийские монахи Инчон и Чонсо, прославившиеся как талантливые поэты, направлялись в своё время в Японию с важными дипломатическими миссиями.

В российском Приморье активно изучаются городища и остатки буддийских храмов, относящихся к бохайскому периоду. В них найдены бронзовые и железные наконечники стрел и копий, костяные орнаментированные предметы, буддийские статуэтки и многие другие вещественные свидетельства высокоразвитой культуры Бохай.

Для составления официальных документов бохайцы, как это было принято во многих странах Восточной Азии того времени, пользовались китайской иероглифической письменностью. Была у них в употреблении и древнетюркская руническая, то есть буквенная, письменность.

10 Религиозные представление бохайцев

Наиболее распространенным видом религиозного мировоззрения у бохайцев был шаманизм. Среди бохайской знати и чиновничества получает распространение буддизм. В Приморье уже выявлены остатки пяти буддийских кумирен бохайского времени - на Краскинском городище в Хасанском районе, а также Копытинская, Абрикосовская, Борисовская и Корсаковская в Уссурийском районе. В процессе раскопок этих кумирен обнаружено немало целых или фрагментированных статуэток Будды и бодисатв из позолоченной бронзы, камня и обожженной глины. Там же найдены и другие предметы буддийского культа.

11. Материальная культура чжурчженей

Чжурчжени-удигэ, составлявшие основу империи Цзинь, вели оседлый образ жизни, что нашло отражение в характере жилищ, которые представляли собой наземные деревянные сооружения каркасно-столбового типа с канами для обогрева. Каны сооружались в виде продольных вдоль стен (одного-трех каналов) дымоходов, которые сверху закрывались галечником, плитняком и тщательно обмазывались глиной.

Внутри жилища почти всегда имеется каменная ступа с деревянным пестом. Редко, но встречаются деревянная ступа и деревянный пест. Известны в некоторых жилищах плавильные горны, каменные подпятники гончарного стола.

Жилой дом вместе с рядом хозяйственных построек составлял усадьбу одной семьи. Здесь сооружали летние свайные амбары, в которых летом нередко жила семья.

В XII - начале XIII вв. у чжурчженей было многоотраслевое хозяйство: земледелие, скотоводство, охота* рыбная ловля.

Земледелие было обеспечено плодородными землями и разнообразными орудиями труда. В письменных источниках упоминаются арбуз, лук, рис, конопля, ячмень, просо, пшеница, бобы, порей, тыква, чеснок. Значит, широко известно было полеводство и огородничество. Повсеместно выращивались лен и конопля. Из льна изготавливали полотно для одежды, из крапивы - мешковину для разных технологических производств (черепицы в частности). Масштабы ткацких производств были велики, а значит и земляные площади для технических культур отводились в больших размерах (История Дальнего Востока СССР, с. 270- 275).

Но основой земледелия было производство зерновых культур: мягкой пшеницы, ячменя, чумизы, гаоляна, гречихи, гороха, сои, фасоли, вигны, риса. Обработка земли пашенная. Пахотные орудия - рала и плуги - тягловые. Но вспашка земли требовала более тщательной обработки, что производилось мотыгами, лопатами, пешнями, вилами. Для уборки зерновых использовали многообразные железные серпы. Интересны находки ножей соломорезок, что свидетельствует о высоком уровне заготовок кормов, то есть использовалась не только трава (сено), но и солома. Зерноводческое хозяйство чЖурчженей богато орудиями для обрушивания, толчения и помола злаковых: деревянные и каменные ступы, ножные крупорушки; в письменных документах упоминаются водяные крупорушки; а наряду с ними - ножные. Многочисленны ручные мельницы, а на Шайгинском городище найдена мельница, приводимая в работе тягловым скотом.

Животноводство было также важной отраслью хозяйства чжурчженей. Разводили крупный рогатый скот, лошадей, свиней и собак. Рогатый скот чжурчженей хорошо известен многими достоинствами: крепость, продуктивность (и мясная, и молочная).

Коневодство составляло, пожалуй, важнейшую отрасль животноводства. Чжурчжени разводили три породы лошадей: мелкие, средние и очень мелкие по высоте, но все очень приспособленные к передвижению по горной тайге. Об уровне коневодства свидетельствует развитое производство конской упряжи. В целом можно заключить, что в эпоху империи Цзинь в Приморье сложился хозяйственно-культурный тип пашенных земледельцев с развитыми земледелием и животноводством, для того времени высокопроизводительным, соответствующим классическим типам феодальных обществ аграрного типа.

Чжурчженская экономика существенно дополнялась высоко развитым ремесленным производством, в котором ведущее место занимали железоделательное (горная добыча руды и выплавка железа), кузнечное, плотничье и гончарное, где основным было производство черепицы. Ремесленное дело дополнялось ювелирным, оружейным, кожевенным и многими другими видами занятий. Особого высокого уровня развития достигло оружейное дело: производство луков со стрелами, копий, кинжалов, мечей, а также ряда защитных видов оружия

12. Духовная культура чжурчженей

Духовная жизнь, мировоззрение чжурчженей-удигэ представляли органичную слитную систему религиозных представлений архаичного общества и ряда новых буддийских компонентов. Такое сочетание архаики и нового в мировоззрении свойственно обществам слагающейся классовой структуры и государственности. Новая религия, буддизм, исповедывалась по преимуществу новой аристократией: государственной и военной

верхушкой.

Традиционные верования чжурчженей-удигэ включали в свой комплекс многие элементы: анимизм, магию, тотемизм; постепенно усиливаются антропоморфизированные культы предков. Многие из этих элементов слиты были в шаманизме. Антропоморфные фигурки, выражающие идеи культа предков, генетически связаны с каменными изваяниями евразийских степей, а также с культом духов-покровителей и культом огня. Культ огня имел широкое

распространение. Он иногда сопровождался и человеческими жертвоприношениями. Разумеется, жертвоприношения другого типа (животных, пшеницы и других продуктов) были широко известны. Одним из важнейших элементов культа огня было солнце, нашедшее выражение в ряде археологических памятников.

Исследователи неоднократно подчеркивали существенное воздействие на культуру чжурчженей Приамурья и Приморья культуры тюрков. Причем иногда речь идет не только о внедрении в среду чжурчженей каких-то элементов духовной жизци тюрков, но о глубинных этногенетических корнях подобных связей. Это позволяет видеть в культуре чжурчженей восточный регион единого и очень могучего мира кочевников степей, своеобразно оформившегося в условиях приморского и приамурского леса.

13. Письменность и образование чжурчженей

Письменность --- Чжурчжэньское письмо́ (чжур.: Jurchen script in Jurchen script.JPG dʒu ʃə bitxə) - письменность, использовавшаяся для записи чжурчжэньского языка в XII-XIII веках. Оно было создано Ваньянь Сиинем на основе киданьского письма, которое, в свою очередь, образовано от китайского, дешифровано частично. Входит в китайскую семью письменностей

В чжурчжэньской письменности было около 720 знаков, среди которых есть логограммы (обозначают только значение, не имея отношения к звучанию) и фонограммы. В чжурчжэньском письме также имеется система ключей, аналогичная китайской; знаки сортировали по ключам и и количеству черт.

Сначала чжурчжэни использовали киданьское письмо, но в 1119 г. Ваньянь Сиинь создал чжурчжэньскую письменность, которая позднее получила название «большое письмо», так как включало около трёх тысяч знаков. В 1138 г. было создано «малое письмо», обходившееся несколькими сотнями знаков. К концу XII в. малое письмо вытеснило большое. Чжурчжэньское письмо является нерасшифрованным, хотя учёным известно около 700 знаков из обоих писем.

Создание чжурчжэньской письменности – важное событие в жизни и культуре. Оно продемонстрировало зрелость чжурчжэньской культуры, позволило превратить чжурчжэньский язык в государственный язык империи, создать оригинальную литературу и систему образов. Чжурчжэньская письменность сохранилась плохо, в основном это различные каменные стелы, печатные и рукописные работы. Рукописных книг сохранилось очень мало, но в печатных книгах имеется немало ссылок на них. Активно использовался чжурчжэнями и китайский язык, произведений на котором сохранилось не мало.

Имеющийся материал позволяет говорить о самобытности этого языка. В XII-XIII веках язык достиг довольно высокого развития. После разгрома Золотой империи язык пришёл в упадок, но не исчез. Некоторые слова были заимствованы другими народами, в том числе монголами, через которых попали в русский язык. Это такие слова как «шаман», «узда», «удила», «ура». Чжурчжэньский боевой клич «ура!» означает зад. Как только противник разворачивался и начинал бежать с поля боя, передние воины кричали «ура!», давая остальным понять, что враг обернулся задом и его надо преследовать.

Образование ---В начале существования Золотой империи просвещение ещё не приобрело государственного значения. В ходе войны с киданями чжурчжэни пользовались любыми способами, чтобы заполучить киданьских и китайских учителей. Известный китайский просветитель Хун Хао, проведя в плену 19 лет, был воспитателем и учителем в знатной чжурчжэньской семье в Пятиградье. Потребность в грамотных чиновниках заставило правительство заниматься вопросами образования. На чиновничьих экзаменах сдавалась поэзия. К экзаменам допускались все желающие мужчины (даже сыновья рабов), кроме рабов, императорских ремесленников, актёров и музыкантов. Для увеличения числа чжурчжэней в администрациях, чжурчжэни сдавали менее сложный экзамен, чем китайцы.

В 1151 г. был открыт Государственный университет. Здесь работали два профессора, два преподавателя и четыре ассистента, позднее университет укрупнился. Высшие учебные заведения стали создаваться отдельно для китайцев и чжурчжэней. В 1164 г. начали создавать Государственный институт для чжурчжэней, расчитаный на три тысячи студентов. Уже в 1169 г. было выпущено первых сто студентов. К 1173 г. институт начал работать на полную мощность. В 1166 г. был открыт институт для китайцев, в котором обучалось 400 студентов. Обучение в университете и институтах носило гуманитарный уклон. Основное внимание уделялось изучению истории, философии и литературы.

Во время правления Улу в областных городах стали открываться училища, с 1173 г. – чжурчжэньские, всего 16, а с 1176 г. – китайские. В училище принимали после сдачи экзаменов по рекомендациям. Учащиеся жили на полном обеспечении. В каждом училище обучалось, в среднем, 120 человек. Имелось такое училище и в Сюйпине. Небольшие училища открывались в центрах округов, в них обучалось 20-30 человек.

Кроме высшего (университет, институт) и среднего (училища) существовало начальное образование, о котором известно мало. Во время правления Улу и Мадагэ развивались городские и сельские школы.

Большое количество учебников печатал университет. Известно даже пособие, служившее шпаргалками.

Система набора учеников была ступенчатой и сословной. На определённое количество мест сначала набирались знатные дети, затем менее знатные и т.д., если оставались места, могли набрать детей простолюдинов.

С 60-х годов XII в. образование становится важнейшей заботой государства. Когда в 1216 г., во время войны с монголами, чиновники предложили снять студентов с довольствия, император жёстко отверг эту идею. После войн в первую очередь восстанавливались школы.

Однозначно можно утверждать, что чжурчжэньская знать была грамотной. Надписи на керамической посуде позволяют говорить, что грамотность была распространена и среди простого народа.

22. Религиозные представления ДВ

Основой верований нанайцев, удэгейцев, орочей и отчасти тазов было универсальное представление о том, что вся окружающая природа, весь мир живой, наполнен душами и духами. Религиозные представления тазов отличались от остальных тем, что в них был большой процент влияния буддизма, китайского культа предков и других элементов китайской культуры.

Удэгейцы, нанайцы и орочи представляли землю вначале в виде мифического животного: лося, рыбы, дракона. Затем постепенно эти представления сменились на антропоморфный образ. И наконец, символизировать землю, тайгу, море, скалы стали многочисленные и могущественные духи-хозяева местности. Несмотря на общую основу верований в духовной культуре нанайцев, удэгейцев и орочей можно отметить и некоторые особенные моменты. Так, удэгейцы считали, что хозяином гор и лесов был грозный дух Онку, помощником которого являлись менее сильные духи-хозяева отдельных участков местности, а также некоторые животные - тигр, медведь, лось, выдра, косатка. У орочей и нанайцев верховным правителем всех трех миров - подземного, земного и небесного был заимствованный из духовной культуры маньчжуров дух Эндури. Ему подчинялись духи-хозяева моря, огня, рыб и т.д. Духом хозяином тайги и всех зверей, кроме медведей, был мифический тигр Дуся. Наибольшим почитанием и в наше время для всех коренных народов Приморского края является дух-хозяин огня Пудзя, что несомненно связано с древностью и широким распространением этого культа. Огонь, как даритель тепла, пищи, жизни, являлся для коренных народов священным понятием и с ним связана до сих пор масса запретов, ритуалов и верований. Однако, для разных народов края, и даже для разных территориальных групп одного этноса зрительный образ этого духа был совершенно разным по половому, возрастному, антропологическому и зооморфному признакам. Духи играли огромную роль в жизни традиционного общества коренных народов края. Практически вся жизнь аборигена была раньше наполнена ритуалами либо задабривающими добрых духов, либо защищающими от злых духов. Главным из последних являлся могущественный и вездесущий злой дух Амба.

Общими в своей основе были обряды жизненного цикла коренных народов Приморского края. Родители защищали от злых духов жизнь еще не родившегося ребенка и впоследствии до момента, когда человек может сам либо при помощи шамана позаботиться о себе. Обычно к шаману обращались лишь тогда, когда сам человек уже использовал безуспешно все рациональные и магические способы. Жизнь взрослого человека также была обставлена многочисленными табу, ритуалами и обрядами. Похоронные обряды были направлены на то, чтобы максимально обеспечить безбедное существование души покойного в загробном мире. Для этого было необходимо соблюдать все элементы похоронного ритуала и снабдить покойного необходимыми орудиями труда, средствами передвижения, определенным запасом продуктов, которого душе должно было хватить для путешествия в загробным мир. Все вещи, оставляемые с покойным, намеренно портились для того, чтобы освободить их души и для того, чтобы в потустороннем мире покойному досталось все новое. Согласно представлениям нанайцев, удэгейцев и орочей душа человека бессмертна и через некоторое время, она перевоплотившись в противоположный пол, возвращается в родное стойбище и вселяется в новорожденного. Представления тазов несколько отличаются и по ним, человек обладает не двумя-тремя душами, а девяносто девятью, которые поочередно умирают. Вид погребения у коренных народов Приморского края зависел в традиционном обществе от вида смерти человека, его возраста, пола, социального положения. Так, похоронный обряд, и оформление могилы близнецов и шаманов отличалось от погребения обычных людей.

Вообще шаманы играли огромную роль в жизни традиционного общества аборигенов региона. В зависимости от своего мастерства шаманы делились на слабых и сильных. В соответствии с этим они имели различные шаманские костюмы и многочисленные атрибуты: бубен, колотушку, зеркала, посохи, мечи, ритуальную скульптуру, ритуальные сооружения. Шаманами были глубоко верующие в духов люди поставившие целью своей жизни служить и безвозмездно помогать сородичам. Шаманом не мог стать шарлатан, или человек, который заранее хотел получать с шаманского искусства какие-либо выгоды. К шаманским обрядам относились камлания для лечения больного, поисков пропавшей вещи, получения промысловой добычи, проводов души умершего в загробный мир. В честь своих духов-помощников и духов-покровителей, а также для воспроизводства свой силы и авторитета перед сородичами сильные шаманы устраивали раз в два-три года благодарственный обряд, который был схож в своей основе у удэгейцев, орочей и нанайцев. Шаман со свитой и со всеми желающими объезжал свои «владения», где заходил в каждое жилище, благодарил добрых духов за помощь и изгонял злых. Обряд нередко приобретал значение народного общественного праздника и заканчивался обильным пиром на котором шаман мог полакомиться только маленькими кусочками из уха, носа, хвоста и печени жертвенной свиньи и петуха.

Еще одним важным праздником нанайцев, удэгейцев и орочей был медвежий праздник, как наиболее яркий элемент культа медведя. По представлениям этих народов медведь являлся их священным родственником, первопредком. Благодаря своему внешнему сходству с человеком, а также природному уму и хитрости, силе медведь с древнейших времен был приравнен к божеству. Для того, чтобы еще раз укрепить родственные отношения с таким могущественным существом, а также увеличить количество медведей в промысловых угодьях рода люди и устраивали торжество. Праздник проводился в двух вариантах - пиршество после убиения медведя в тайге и праздник устраиваемый после трехлетнего выращивания медведя в специальном срубе в стойбище. Последний вариант у народов Приморья бытовал лишь у орочей и нанайцев. Приглашались многочисленные гости из соседних и дальних стойбищ. На празднике соблюдался ряд половозрастных запретов при еде священного мяса. Определенные части медвежьей туши сохранялись в специальном амбаре. Как и последующее после пира захоронение черепа и костей медведя, это было необходимо для будущего возрождения зверя и, следовательно, продолжения хороших отношений со сверхъестественным родственником. Подобными родственниками считались также тигр и косатка. К этим животным относились по особому, поклонялись им и никогда на них не охотились. После случайного убиения тигра ему устраивали похоронный обряд наподобие человеческого и затем охотники приходили к месту погребения и просили удачи.

Большую роль играли благодарственные ритуалы в честь добрых духов перед отправлением на промысел и непосредственно на месте охоты или рыбной ловли. Охотники и рыболовы угощали добрых духов кусочками пищи, табаком, спичками, несколькими каплями крови или спиртного и просили помощи, чтобы повстречался нужный зверь, чтобы не сломалось копье или хорошо сработала ловушка, чтобы не сломать ногу в буреломе, чтобы не перевернулась лодка, чтобы не повстречаться с тигром. Нанайские, удэгейские и орочские охотники сооружали для подобных ритуальных целей небольшие сооружения, а также приносили угощения для духов под особо выбранное дерево или на горный перевал. Тазы использовали для этой цели кумирни китайского типа. Однако влияние соседней китайской культуры испытывали на себе также нанайцы, и удэгейцы.

23. Мифология коренных малочисленных народов ДВ

Общее миросозерцание первобытных народов, их представление о мире выражается в различных обрядах, суевериях, формах культа и т.д., но главным образом в мифах. Мифология является главным источником познания внутреннего мира, психологии первобытного человека, его религиозных воззрений.

Примитивные люди в познании мира ставят себе определенный пределы. Все, что первобытный человек знает, он считает основанным на фактах действительных. Все «примитивные» люди по природе своей анимисты, по их представлению все в природе имеет душу: и человек, и камень. Именно поэтому управителями судеб человеческих и законов природы у них являются духи.

Наиболее древними ученые считают мифы о живот­ных, о небесных явлениях и светилах (солнце, луне, звез­дах), о потопе, мифы о происхождении вселенной (космо­гонические) и человека (антропогонические).

Животные - действующие лица почти всех перво­бытных мифов, в которых они говорят, мыслят, общаются друг с другом и с людьми, совершают поступки. Они вы­ступают то предками человека, то творцами земли, гор, рек.

По представлениям древних жителей Дальнего Вос­тока, Земля в стародавние времена имела не такой вид, как теперь: она сплошь была покрыта водой. До наших дней дошли мифы, в которых синица, утка или гагара достают кусочек земли со дна океана. Землю кладут на воду, она разрастается, и на ней поселяются люди.

Мифы народов Приамурья рассказывают об уча­стии в сотворении мира лебедя и орла.

Могущественным существом, преобразующим облик Земли, в дальневосточной мифологии выступает мамонт. Его представляли очень крупным (как пять-шесть ло­сей) животным, вызывающим страх, удивление и почте­ние. Иногда в мифах мамонт действует совместно с ги­гантским змеем. Мамонт достает со дна океана столько

земли, чтобы ее хватило на всех людей. Змей помогает ему ровнять землю. По извивающимся следам его длин­ного тела потекли реки, а там, где земля осталась нетро­нутой,- образовались горы, где нога ступала или лежало тело мамонта - остались глубокие впадины. Так древ­ние люди пытались объяснить особенности земного рельефа. Считалось, что мамонт боится солнечных лучей, поэтому живет под землей, а иногда на дне рек и озер. С ним связывали обвалы берегов в половодье, треск льда при ледоходе, даже землетрясения. Один из самых распространенных образов в дальнево­сточной мифологии - образ лося (оленя). Это и понятно. Лось - самое крупное и сильное животное тайги. Охота на него служила одним из основных источников суще­ствования древних охотничьих племен. Грозен и могуч этот зверь, второй (после медведя) хозяин тайги. По пред­ставлениям древних, сама Вселенная была живым суще­ством и отождествлялась с образами животных.

У эвенков, например, сохранился миф о космическом лосе, живущем на небе. Выбегая из небесной тайги, лось видит солнце, цепляет его на рога и уносит в чащу. На земле у людей наступает вечная ночь. Они напуганы, не знают, что делать. Но один смелый богатырь, надев кры­латые лыжи, пускается по следу зверя, настигает его и поражает стрелой. Богатырь возвращает людям солнце, но сам остается на небе хранителем светила. С тех пор будто бы и идет на земле смена дня и ночи. Каждый вечер лось уносит солнце, а охотник настигает его и воз­вращает людям день. С образом лося связывается со­звездие Большой Медведицы, а Млечный Путь считается следом крылатых лыж охотника. Связь образа лося с солнцем – одно из древнейших представлений жителей Дальнего Востока о космосе. Свидетельство тому – наскальные изображения Сикочи-Аляна.

Жители дальневосточной тайги возводили в ранг создательницы всего живого рогатую мать-лосиху (олениху). Находясь под землей, у корней мирового дерева, она рождает зверей и людей. Жителям прибрежных районов всеобщая прародительница виделась матерью-моржихой, одновременно и зверем и женщиной.

Древний человек не отделял себя от окружающего мира. Растения, животные, птицы были для него такими же существами, как и он сам. Не случайно, поэтому первобытные люди считали их своими предками и родичами.

В жизни и быте аборигенов большое место занимало народное декоративное искусство. В нем отразилось не только самобытное эстетическое мировоззрение народов, но и социальный быт, уровень развития хозяйства и межэтнические, межплеменные связи. Традиционное декоративное искусство народностей имеет глубокие корни на земле их предков.

Яркое свидетельство тому – памятник древнейшей культуры – петроглифы (рисунки-писанины) на скалах Сикачи-Аляна. Искусство тунгусов-маньчжу­ров и нивхов отображало окружающую среду, устремления, творческую фантазию охотников, рыболовов, собирателей трав и кореньев. Самобытное искусство народностей Амура и Сахалина всегда восхищало тех, кто впервые с ним соприкасался. Русского ученого Л. И. Шренка очень поразило умение нивхов (гиляков) изготовлять поделки из разных металлов, украшать свое оружие фигурами из красной меди, латуни, серебра.

Большое место в искусстве тунгусо-маньчжуров, нивхов занимала культовая скульптура, материалом для которой служили дерево, железо, серебро, трава, солома в сочетании с бисером, бусами, лентами, мехом. Исследователи отмечают, что только народности Амура и Сахалина умели делать удивительно красивые аппликации по рыбьей коже, расписывать бересту, дерево. В искусстве чукчей, эскимосов, коряков, ительменов, алеутов нашла свое отражение жизнь охотника, морского зверобоя, тундрового оленевода. В течение многих веков они достигли совершенства в резьбе по моржовой кости, резьбе на костяных пластинках с изображением жилищ, лодок, животных, сценок охоты на морского зверя. Знаменитый русский исследователь Камчатки академик С. П. Крашенинников, восторгаясь мастерством древних народов, писал: «Из всей работы сих других народов, которую они каменными ножами и топорами весьма чисто делают, ничто мне так не было удивительно, как цепь из моржовой кости … Она состояла из колец, гладкостью подобных точеным, и из одного зуба была сделана; верхние кольца были у ней больше, нижние меньше, а длиною она была немного меньше полуаршинна. Я могу смело сказать, что по чистоте работы и по искусству никто б не почел иную за труды дикого чукчи и за деланную каменным инструментом».