Разработан проект «дорожной карты» по оценке объектов культурного наследия. Принесет ли пользу «Дорожная карта» по реставрации объектов культурного наследия Дорожная карта сохранения объектов культурного наследия

Эксперты ОНФ в Башкирии выяснили, что 70% памятников истории в регионе нуждаются в реставрации. Сможет ли она реально помочь решению проблемы сохранения культурного наследия разбирались на радио «Соль» (Москва).

Одним из экспертов на передаче выступил корреспондент портала «Наша Версия» в Башкирии, рассказавший о проекте башкирского отделения Общероссийского народного фронта. Башкирия – первый регион, где планируется впервые реализовывать проект «Дорожная карта» по реставрации объектов культурного наследия. Вопрос назрел - только треть памятников в республике находятся в удовлетворительном состоянии, а остальные две трети - в очень плохом. Если брать абсолютные цифры - 3,5 тысячи памятников - аварийные. И парадокс. Со временем памятники разрушаются все больше, а финансирование на их содержание становится все меньше. Так с 2012 года оно уменьшилось на 40%. Большой проблемой является и то, что многие памятники культуры не имеют утвержденных границ своих территорий, и соответственно точных зон охраны. Конечно, акция ОНФ весьма похвальна, но, на наш взгляд, карту можно составить и, образно говоря, положить на полку. Да, она будет интересна, так как даст полную картину того, где, какие памятники находятся и степень их запущенности. Ее, возможно, примут к сведению. Но поможет ли она выделению финансирования, пока непонятно.

Не видит в ней особого смысла и Ирина Кусова, сотрудник музея-заповедника «Рязанский Кремль». Объясняет она это тем, что ОНФ, как известно, представляет собой организацию, которая находится под эгидой власти. А поскольку репутация у нашей власти ниже всяких уровней, то просто нет доверия. Им прекрасно известно, сколько у нас памятников разрушается, давно созданы государственные структуры, которые этим должны заниматься. Данный проект опять выльется в некую пиар-кампанию. И вообще получается какой-то нонсенс - власть будет сама себе помогать и себя контролировать.

По словам Константина Михайлова, координатора общественного движения «Архнадзор», подобные идеи интерактивных карт время от времени высказываются и Минкультом страны. Тем паче, что поручение о том, что нужно организовать оперативный мониторинг состояния памятников культурного наследия, было сделано правительством страны вообще еще в 2002 году. Но здесь важно не столько создание карты, сколько то, смогут ли государственные структуры по охране памятников быстро реагировать на эти сигналы. Иначе инициатива станет еще одной строкой в отчете. Главное условие для того, чтобы сохранить культурное наследие - это желание его сохранить. Есть поговорка: тот, кто хочет, ищет способы, а кто не хочет, ищет причины. Пока что у нас ищут в основном причины.

В Государственном институте искусствознания прошел научно-практический круглый стол, посвященный созданию в РФ системы объективной и профессиональной оценки стоимости культурных ценностей и объектов культурного наследия. В рамках круглого стола состоялась презентация и обсуждение проекта комплексного плана мероприятий («дорожной карты») по созданию и развитию в РФ такой системы оценки.

«Дорожная карта» разработана НП СРО «Деловой союз оценщиков» и Международной конфедерацией антикваров и арт-дилеров (МКААД).

Открывая встречу, статс-секретарь — заместитель министра Григорий Ивлиев подчеркнул важность разработки единой системы оценки: «Такая система поможет в выполнении задачи сохранения культурного наследия, которая обсуждалась и на последнем Совете по культуре. Нужно создать надежную научную основу, которая поможет обосновать и убедить общество в необходимости финансирования как уже созданных, так и будущих культурных объектов». Ивлиев обратил внимание собравшихся на то, что система оценки позволит решить многие проблемы, связанные с гражданским правовым оборотом, - в частности, вопросы, связанные с ввозом-вывозом культурных ценностей, изъятием объектов культурного наследия у недобросовестных владельцев и ряд других. Также статс-секретарь сказал, что Минкультуры окажет проекту необходимую поддержку.

Презентацию системы оценки провела генеральный директор НП СРО «Деловой союз оценщиков» Ирина Шевцова.

В «дорожную карту», в частности, входит:

Создание системы аккредитации российских экспертов по оценке культурных ценностей и объектов культурного наследия при Минкультуры;

Создание Центра паспортизации культурных ценностей, анализ и адаптация существующих методов оценки к объекту «культурные ценности» и формирование рекомендаций к их применению;

Создание профессиональных стандартов в области оценки культурных ценностей и объектов культурного наследия;

Создание системы обучения, переподготовки и повышения квалификации специалистов по специальности «оценщик культурных ценностей и объектов культурного наследия».

«Хочу обратить внимание, что представленный стандарт мы разрабатывали только для тех случаев, когда объекты культурного наследия вовлекаются в гражданско-правовой оборот и становятся объектами сделок», - сказала Шевцова.

В ходе дискуссии участники круглого стола особое внимание уделили вопросам, связанным с обучением оценщиков. В частности, рассматривалось предложение о разработке профессиональной образовательной программы по подготовке специалистов-оценщиков, которую должны осуществить Государственный институт искусствознания, «Деловой союз оценщиков» и Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров.

Также было предложено создать рабочую группу по работе над проектом (Минкультуры в ней представит Григорий Ивлиев), включить экспертов Минкультуры в работу группы «Специалист в оценочной деятельности в РФ», которая действует при Экспертно-консультативном совете по оценочной деятельности Минэкономразвития России.

Окончательные решения по дальнейшему развитию проекта будут приняты на следующем круглом столе, который состоится в ближайшее время.

Название документа: ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2017 - 2026 ГОДЫ
Номер документа: 1642-р
Вид документа:
Принявший орган:
Статус: Действующий
Опубликован:
Дата принятия: 19 декабря 2016

ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2017 - 2026 ГОДЫ

1. Утвердить прилагаемый План мероприятий ("дорожную карту") по реализации полномочий Удмуртской Республики в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на 2017 - 2026 годы (далее - План мероприятий).

2. Контроль за реализацией Плана мероприятий возложить на Агентство по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики.

Председатель Правительства
Удмуртской Республики
В.А.САВЕЛЬЕВ

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2017 - 2026 ГОДЫ

Утвержден
распоряжением
Правительства
Удмуртской Республики
от 19 декабря 2016 года N 1642-р

I. Общее описание Плана мероприятий ("дорожной карты")

1. Характеристика состояния отрасли.

Одной из важнейших задач республиканской культурной политики является обеспечение государственной охраны объектов культурного наследия и их рациональное использование с целью реализации конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении историко-культурного наследия.

Памятники истории и культуры Удмуртской Республики представляют уникальную и незаменимую ценность и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

На сегодняшний день в Удмуртской Республике государственной охране подлежат:

1) 305 объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), в том числе:

83 объекта федерального значения (15 зданий и 68 объектов археологии);

212 объектов регионального значения;

10 объектов (в том числе 1 объект федерального значения) утрачено;

2) 816 выявленных объектов культурного наследия, из них 813 объектов археологии и 3 объекта архитектуры.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, а также осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.

Статьей 9.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" осуществление части полномочий Российской Федерации по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения и федеральному государственному надзору в области охраны объектов культурного наследия передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации. На исполнение переданных Российской Федерацией полномочий из федерального бюджета ежегодно предоставляются субвенции.

Анализ соблюдения обязательных требований законодательства в области государственной охраны, исполнение которых отнесено к полномочиям органов государственной власти Удмуртской Республики, приведен в приложении 1 к настоящему Плану "Анализ соблюдения обязательных требований законодательства в области государственной охраны объектов культурного наследия в Удмуртской Республике, исполнение которых отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Из данных таблицы, представленной в приложении 1 к настоящему Плану мероприятий ("дорожной карте"), следует, что в отношении большей части объектов культурного наследия Удмуртской Республики отсутствует исполнение обязательных требований, установленных Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" , Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" . Это приводит к угрозе физической сохранности объектов культурного наследия, неэффективности мер государственной охраны объектов, невозможности соблюдения требований Градостроительного кодекса Российской Федерации при территориальном планировании и градостроительном зонировании, Земельного кодекса Российской Федерации при предоставлении земельных участков.

2. Основные проблемы, связанные с государственной охраной объектов культурного наследия.

Основными проблемами сохранения и государственной охраны объектов культурного наследия в Удмуртской Республике являются:

отсутствие мероприятий государственного учета в отношении выявленных объектов культурного наследия;

высокая степень физической изношенности значительного количества объектов культурного наследия, создающая угрозу их полной физической утраты, недостаточное финансирование работ по сохранению объектов культурного наследия, включенных в реестр и находящихся в собственности Удмуртской Республики;

недостаточность объема финансирования работ, связанных с определением границ территорий объектов культурного наследия, зон охраны объектов культурного наследия, защитных зон объектов культурного наследия;

слабая вовлеченность объектов культурного наследия в индустрию культурно-познавательного туризма, что влияет на эффективность финансирования мероприятий по сохранению объектов культурного наследия;

недостаточное количество мероприятий по популяризации объектов культурного наследия, недостаточный уровень воспитания уважительного отношения жителей республики к культурному наследию.

3. Цели и задачи Плана мероприятий ("дорожной карты").

обеспечение исполнения полномочий Удмуртской Республики в области государственной охраны объектов культурного наследия.

3.2. Задачи:

государственный учет выявленных объектов культурного наследия;

разработка, согласование и утверждение зон охраны объектов культурного наследия, включенных в реестр (за исключением объектов археологии вне границ населенных пунктов);

установление особенностей объектов культурного наследия, являющихся основаниями для включения их в реестр и подлежащих обязательному сохранению (далее - предмет охраны);

установление границ территорий объектов культурного наследия, включенных в реестр;

установление границ защитных зон объектов культурного наследия, включенных в реестр, за исключением объектов археологического наследия, некрополей, захоронений, расположенных в границах некрополей, произведений монументального искусства;

исключение утраченных объектов культурного наследия из реестра;

популяризация объектов культурного наследия;

проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, находящихся в собственности Удмуртской Республики.

4. Ответственный исполнитель за реализацию Плана мероприятий ("дорожной карты"): Агентство по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики.

5. Сроки реализации Плана мероприятий ("дорожной карты"): 2017 - 2026 годы.

6. Реализация Плана мероприятий ("дорожной карты") позволит выполнить обязательные требования законодательства в области государственной охраны объектов культурного наследия в части всех объектов культурного наследия, в том числе:

внести сведения о защитных зонах 118 объектов культурного наследия, включенных в реестр, в государственный кадастр недвижимости и информационную систему обеспечения градостроительной деятельности (за исключением объектов археологического наследия, некрополей, захоронений, расположенных в границах некрополей, произведений монументального искусства);

исключить 10 утраченных объектов культурного наследия из реестра;

ежегодно проводить мероприятия по популяризации объектов культурного наследия;

провести работы по сохранению 18 объектов культурного наследия, находящихся в собственности Удмуртской Республики.

В связи с большим количеством объектов культурного наследия в Удмуртской Республике, необходимостью привлечения к мероприятиям на договорной основе сторонних организаций, осуществляющих археологические полевые работы, проектных организаций, аттестованных экспертов, кадастровых инженеров, ограниченностью финансовых и трудовых ресурсов реализация Плана мероприятий ("дорожной карты") позволит частично исполнить обязательные требования законодательства в области государственной охраны объектов культурного наследия, в том числе:

провести мероприятия по государственному учету в отношении 130 выявленных объектов культурного наследия;

утвердить границы зон охраны 74 объектов культурного наследия, включенных в реестр, особые режимы использования земель в границах территорий данных зон и требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон;

утвердить предмет охраны 120 объектов культурного наследия, включенных в реестр;

утвердить границы территорий 108 объектов культурного наследия, включенных в реестр, и внести сведения о них в государственный кадастр недвижимости.

II. Показатели реализации Плана мероприятий ("дорожной карты")

Показатели реализации Плана мероприятий ("дорожной карты") приведены в приложении 2 к настоящему Плану мероприятий ("дорожной карте") "Контрольные показатели реализации Плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации полномочий Удмуртской Республики в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на 2017 - 2026 годы".

III. Основные мероприятия

Реализация Плана мероприятий ("дорожной карты") предусматривает использование всех средств и методов государственного воздействия: нормативное правовое регулирование, административные меры, прямые и косвенные методы бюджетной поддержки, механизмы организационной и информационной поддержки.

Для достижения показателей реализации Плана мероприятий ("дорожной карты") планируется реализовать перечень мероприятий, предусмотренный приложением 3 к настоящему Плану мероприятий ("дорожной карте").

Реализация Плана мероприятий ("дорожной карты") осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Агентству по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики на указанные цели законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий финансовый год, и средств федерального бюджета, поступивших в бюджет Удмуртской Республики в установленном порядке.

Приложение 1. АНАЛИЗ СОБЛЮДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ, ИСПОЛНЕНИЕ КОТОРЫХ ОТНЕСЕНО К ПОЛНОМОЧИЯМ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ...

Приложение 1
к Плану
мероприятий ("дорожной карте")
по реализации полномочий
Удмуртской Республики в области
государственной охраны объектов
культурного наследия
(памятников истории и культуры)
народов Российской Федерации
на 2017 - 2026 годы

АНАЛИЗ СОБЛЮДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ, ИСПОЛНЕНИЕ КОТОРЫХ ОТНЕСЕНО К ПОЛНОМОЧИЯМ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Перечень обязательных требований в области государственной охраны объектов культурного наследия

Количество объектов, в отношении которых обязательное требование исполнено

Количество объектов, по которым обязательное требование не исполнено

Государственный учет объектов культурного наследия, включенных в перечень выявленных объектов культурного наследия

Наличие зон охраны объектов культурного наследия, включенных в реестр (за исключением объектов археологии вне границ населенных пунктов)

Установление предмета охраны объектов культурного наследия, включенных в реестр

Утверждение границ территорий объектов культурного наследия, включенных в реестр, и внесение сведений о них в государственный кадастр недвижимости

Установление границ защитных зон объектов культурного наследия, включенных в реестр, за исключением объектов археологического наследия, некрополей, захоронений, расположенных в границах некрополей, произведений монументального искусства

Исключение утраченных объектов культурного наследия из реестра

Популяризация объектов культурного наследия

Проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, находящихся в собственности Удмуртской Республики

________________

<*> В 2016 году разработан объединенный проект зон охраны 54 объектов культурного наследия в г. Ижевске. В настоящее время требуется проведение государственной историко-культурной экспертизы разработанного проекта.

<**> В 2014 году проведены работы по сохранению объекта культурного наследия федерального значения "Дом, в котором в 1840 году родился Чайковский Петр Ильич. В доме - мемориальный музей П.И. Чайковского" в г. Воткинске.

Приложение 2. ПОКАЗАТЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА...

Приложение 2
к Плану
мероприятий ("дорожной карте")
по реализации полномочий
Удмуртской Республики в области
государственной охраны объектов
культурного наследия
(памятников истории и культуры)
народов Российской Федерации
на 2017 - 2026 годы

ПОКАЗАТЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2017 - 2026 ГОДЫ

Наименование контрольного показателя

Единица измерения

Количество объектов культурного наследия, по которым обязательное требование не исполнено (по факту 2016 года)

Плановый период

Количество выявленных объектов культурного наследия, по которым проведены мероприятия по государственному учету объектов культурного наследия

Количество объектов культурного наследия, включенных в реестр, с утвержденными границами зон охраны объектов культурного наследия, особыми режимами использования земель в границах территорий данных зон и требованиями к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон

Количество объектов культурного наследия, включенных в реестр, с утвержденными предметами охраны

Количество объектов культурного наследия, включенных в реестр, с установленными границами территорий объектов культурного наследия, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости

Количество объектов культурного наследия, включенных в реестр, сведения о защитных зонах которых внесены в государственный кадастр недвижимости и информационную систему обеспечения градостроительной деятельности (за исключением объектов археологического наследия, некрополей, захоронений, расположенных в границах некрополей, произведений монументального искусства)

Количество утраченных объектов культурного наследия, исключенных из реестра

Количество мероприятий по популяризации объектов культурного наследия (ежегодно)

мероприятие

Количество объектов культурного наследия, находящихся в собственности Удмуртской Республики, на которых проведены работы по их сохранению

Приложение 3. ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2017 - 2026 ГОДЫ

Приложение 3
к Плану
мероприятий ("дорожной карте")
по реализации полномочий
Удмуртской Республики в области
государственной охраны объектов
культурного наследия
(памятников истории и культуры)
народов Российской Федерации
на 2017 - 2026 годы

ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2017 - 2026 ГОДЫ

Наименование мероприятия

Вид документа

Срок реализации

Исполнители

Ожидаемые результаты

1. Государственный учет выявленных объектов культурного наследия

Организация проведения государственной историко-культурной экспертизы на предмет включения (отказа во включении) выявленных объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр)

2017 - 2026 годы

Агентство по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики (далее - Агентство)

Проведение мероприятий по государственному учету в отношении 130 выявленных объектов культурного наследия

Организация работ по определению границ территорий выявленных объектов культурного наследия

Научный отчет о выполненных археологических полевых работах с текстовым и графическим описанием местоположения границ, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости

2017 - 2026 годы

Агентство

Принятие решения о включении выявленных объектов культурного наследия в реестр либо исключении их из перечня выявленных объектов культурного наследия

Приказ Агентства

2017 - 2026 годы

Агентство

Направление сведений об объектах культурного наследия, в отношении которых принято решение о включении в реестр, об установленных границах территорий таких объектов в государственный кадастр недвижимости и информационную систему обеспечения градостроительной деятельности

Уведомление Агентства

2017 - 2026 годы

Агентство

2. Разработка, согласование и утверждение зон охраны объектов культурного наследия, включенных в реестр (за исключением объектов археологии вне границ населенных пунктов)

Организация работ по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия, включенных в реестр

Проект зон охраны объектов культурного наследия, включенных в реестр

2017 - 2026 годы

Агентство

Утверждение границ зон охраны 74 объектов культурного наследия, включенных в реестр, особых режимов использования земель в границах территорий данных зон и требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон

Организация проведения государственной историко-культурной экспертизы проектов зон охраны объектов культурного наследия

Заключение государственной историко-культурной экспертизы

Агентство

Организация согласования проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения с Министерством культуры Российской Федерации

Письмо Министерства культуры Российской Федерации

Агентство

Проведение общественного обсуждения заключений государственной историко-культурной экспертизы на проекты зон охраны объектов культурного наследия

Сводка предложений, поступивших во время общественного обсуждения заключения государственной историко-культурной экспертизы

Агентство

Утверждение границ зон охраны объектов культурного наследия, особых режимов использования земель в границах территорий данных зон и требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон

Постановление Правительства Удмуртской Республики

Агентство

Агентство

Направление сведений об установленных зонах охраны объектов культурного наследия в государственный кадастр недвижимости и информационную систему обеспечения градостроительной деятельности

Уведомление Агентства

Агентство

3. Установление особенностей объектов культурного наследия, являющихся основаниями для включения их в реестр и подлежащих обязательному сохранению (далее - предмет охраны)

Разработка проектов предмета охраны объектов культурного наследия

Проект предмета охраны объекта культурного наследия

2017 - 2026 годы

Агентство

Утверждение предмета охраны 120 объектов культурного наследия, включенных в реестр

Утверждение предмета охраны объектов культурного наследия

Приказ Агентства

Агентство

4. Установление границ территорий объектов культурного наследия, включенных в реестр, и внесение сведений в государственный кадастр недвижимости

Организация разработки проектов границ территорий объектов культурного наследия (зданий, сооружений)

Проект границ территории объекта культурного наследия

2017 - 2026 годы

Агентство

Утверждение границ территорий 108 объектов культурного наследия, включенных в реестр, и внесение сведений о них в государственный кадастр недвижимости

Организация проведения археологических полевых работ по определению границ территорий объектов культурного наследия (объектов археологии)

Научный отчет о выполненных археологических полевых работах

Агентство

Организация проведения кадастровых работ

Землеустроительная документация

Агентство

Утверждение границ территорий объектов культурного наследия

Приказ Агентства

Агентство

Направление сведений о территориях объектов культурного наследия в государственный кадастр недвижимости и информационную систему обеспечения градостроительной деятельности

Уведомление Агентства

Агентство

5. Установление границ защитных зон объектов культурного наследия, включенных в реестр, за исключением объектов археологического наследия, некрополей, захоронений, расположенных в границах некрополей, произведений монументального искусства

Организация проведения кадастровых работ

Землеустроительная документация

2017 - 2026 годы

Агентство

Внесение сведений о защитных зонах 118 объектов культурного наследия, включенных в реестр, в государственный кадастр недвижимости и информационную систему обеспечения градостроительной деятельности (за исключением объектов археологического наследия, некрополей, захоронений, расположенных в границах некрополей, произведений монументального искусства)

Направление сведений о защитных зонах в государственный кадастр недвижимости и информационную систему обеспечения градостроительной деятельности

Уведомление Агентства

Агентство

6. Исключение утраченных объектов культурного наследия из реестра

Сбор документов и материалов, подтверждающих физическую утрату объектов культурного наследия

Обосновывающие материалы

2019 - 2026 годы

Агентство

Исключение 10 утраченных объектов культурного наследия из реестра

Организация проведения государственной историко-культурной экспертизы на исключение объектов культурного наследия из реестра

Заключение государственной историко-культурной экспертизы

Агентство

Подготовка и направление обращения с обосновывающими материалами в Министерство культуры Российской Федерации об исключении утраченных объектов культурного наследия из реестра

Обращение Правительства Удмуртской Республики об исключении утраченных объектов культурного наследия из реестра

Агентство

7. Популяризация объектов культурного наследия

Организация проведения в Удмуртской Республике совещания окружной межведомственной рабочей группы по пресечению, предупреждению и профилактике нарушений федерального законодательства об охране объектов культурного наследия, расположенных на территории Приволжского федерального округа

Ноябрь 2017 года

Агентство

Ежегодное проведение мероприятий по популяризации объектов культурного наследия

Проведение мероприятий в рамках соглашений о сотрудничестве с научными учреждениями, общественными объединениями и организациями по вопросам сохранения и популяризации историко-культурного наследия, гражданско-патриотического воспитания

2018 - 2026 годы

Агентство

8. Проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, находящихся в собственности Удмуртской Республики

Организация мероприятий по разработке проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия

Проектная документация

2017 - 2026 годы

Агентство

Проведение работ по сохранению 18 объектов культурного наследия, находящихся в собственности Удмуртской Республики

Организация проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной историко-культурной экспертизы проектной документации

Заключение государственной экспертизы проектной документации и заключение государственной историко-культурной экспертизы

Агентство

Выдача разрешений на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия или разрешений на строительство

Разрешение Агентства на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия или разрешение Агентства на строительство

Агентство

Организация проведения ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия, контроль за ходом их проведения

Агентство

Приемка выполненных работ по сохранению объектов культурного наследия и при необходимости выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию

Акт приемки выполненных работ и при необходимости разрешение на ввод объекта в эксплуатацию

Номер документа: 1642-р
Вид документа: Распоряжение Правительства Удмуртской Республики
Принявший орган: Правительство Удмуртской Республики
Статус: Действующий
Опубликован: Официальный сайт Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru, 29.12.2016
Дата принятия: 19 декабря 2016

Наталия Румянцева

26 января в Комитете Совета Федерации по науке, образованию и культуре состоялись слушания по вопросу об обеспечении правоприменения Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В слушаниях участвовали заместитель Министра культуры Григорий Пирумов , Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента культурного наследия Москвы Александр Кибовский , председатель Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга Сергей Макаров . На заседание были специально приглашены координаторы “Арх надзора” Константин Михайлов , Рустам Рахматуллин , Наталия Румянцева .

Григорий Пирумов рассказал о ходе подготовки министерством нормативных актов, необходимых для реализации закона. Председатель комитета СФ Зинаида Драгункина напомнила, что еще до вступления закона в силу Департаменты культурного наследия Москвы и Санкт-Петербурга высказывали опасения, что из-за отсутствия необходимых подзаконных актов его правоприменение будет крайне затруднительно.

Участники заседания отметили, что отсутствие действующих на момент вступления закона в силу федеральных правовых актов, необходимых для его реализации, препятствует проведению регионами оперативной работы по подготовке соответствующих региональных актов. Министерству культуры рекомендовано обеспечить выполнение «дорожной карты». Комитет СФ совместно с этим ведомством будет осуществлять мониторинг реализации закона.

«Арх надзор», со своей стороны, не только принял участие в обсуждении проектов правовых актов, регламентирующих отдельные положения новой редакции закона «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», но и подготовил и направил в Министерство культуры РФ замечания и дополнения к целому ряду этих актов. А именно: к проекту постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Положение о государственной историко-культурной экспертизе», постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия», приказа Министерства культуры РФ «Об утверждении порядка формирования и ведения перечня выявленных объектов культурного наследия, состав сведений, включаемых в данный перечень», приказа Министерства культуры РФ «Об утверждении порядка проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия», приказа Министерства культуры РФ «Об утверждении порядка согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия».

Сегодня мы публикуем нашу часть “дорожной карты” ко всеобщему сведению. Нижеследующий текст может показаться чересчур специальным, но он важен: по обновленному закону о наследии нам всем предстоит жить и работать не один год.

Расширение полномочий “совещательного органа по научно-методическому обеспечению” при региональных органах охраны наследия

Создание подобных органов для решения конфликтных ситуаций совершенно правильно и обоснованно, но одновременно должны быть определены порядок формирования и квалификационный состав научно-методических советов; они должны состоять из специалистов в области охраны объектов культурного наследия. В отсутствие таковых на уровне регионов организация и деятельность советов может носить не профессиональный, а формальный или даже бюрократический и лоббированный характер.

На экспертно-профессиональное рассмотрение совещательных органов, по нашему мнению, должны выноситься вопросы о проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, о включении объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия и многие другие вопросы, для решения которых законом не установлено обязательное требование о привлечении экспертов и специалистов.

Поскольку регулирование деятельности региональных и местных научно-методических советов не может осуществляться за счет императивных норм федерального законодательства, то, на наш взгляд, должен существовать механизм повторного рассмотрения спорных вопросов и решений советов на уровне Министерства культуры РФ. Это особенно важно в сложившейся практике «войны экспертиз».

К таким вопросам, помимо перечисленных в проектах постановлений Правительства РФ и приказов Министерства культуры РФ, могут относиться:

— отрицательные решения органов охраны по вопросам об установлении историко-культурной ценности объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия;

— отрицательные решения органов охраны по вопросам о включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия;

— решения о согласовании проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия;

— решения о согласовании проектов зон охраны объектов культурного наследия.

Порядок выявления объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия

На наш взгляд, требования к заявлению об обнаружении такого объекта, подаваемому нами в госорганы, включая прилагаемые материалы, должны быть минимизированы до возможных и посильных для обычного гражданина . В частности, должны быть исключены экспертные сведения или информация, для подготовки которой необходимы специальные знания и профессиональная квалификация. Такие данные могут быть частью заявления об обнаружении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, но только по желанию заявителя.

Кроме того, требования к сведениям, содержащимся в заявлении об обнаружении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, не являются исчерпывающими. Отсутствие ограничений и точного перечня сведений является поводом для расширительного толкования. Передача региональным органам охраны права и возможности утверждать форму заявления может повлечь за собой последствия, нарушающие или серьезным образом ограничивающие право граждан и организаций на участие в процедуре выявления объектов культурного наследия.

Более того, бездействие региональных органов власти, а именно неутверждение формы Заявления, может формально являться основанием для непринятия ими документации об обнаружении объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и, таким образом, работа по выявлению в отдельных регионах может быть вообще заблокирована. Полагаем, что Министерство культуры Российской Федерации должно учесть эти риски и в рамках своих полномочий принять меры к максимально возможной и полной регламентации основных этапов процедуры выявления, а именно: разработать и утвердить единую форму Заявления об обнаружении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия.

Чрезвычайно важным замечанием является отсутствие правовой охраны объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, до принятия решения о включении их в перечень выявленных объектов культурного наследия. По сути объекты, обладающие признаками объектов культурного наследия, не защищены от сноса, повреждения или искажения в период рассмотрения вопроса об их историко-культурной ценности. Несмотря на то что данное условие не содержится в Федеральном законе «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», этот пробел может быть устранен внесением в подзаконные акты Российской Федерации нормы о запрете проведения работ , которые могут привести к уничтожению или повреждению объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, с момента поступления заявления о выявлении такого объекта в соответствующий орган охраны.

Вызывает озабоченность и отсутствие правовой регламентации процедуры проведения работ по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, а также предоставленная регионам возможность определять этот порядок самостоятельно.

Научно-методическое обеспечение в области сохранения и использования объектов культурного наследия, установление основ научно-методического обеспечения в области государственной охраны и популяризации объектов культурного наследия отнесены к исключительным полномочиям федеральных органов государственной власти на основании п. 23 ст. 9 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Кроме того, согласно нормам п.6 ст. 9.1 того же закона федеральный орган исполнительной власти «издает обязательные для исполнения методические указания и инструкции по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий».

Таким образом, Министерство культуры Российской Федерации в рамках своих полномочий вправе утвердить методические указания , которыми должны руководствоваться региональные органы охраны при принятии решений о включении или отказе во включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия. Такие методические указания должны быть учтены при разработке законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, необходимых для организации проведения работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в соответствии с абз. 2 п.3 ст. 16 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в новой реакции.

Для обеспечения на всей территории Российской Федерации единообразного подхода к определению порядка проведения работ по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, Министерство культуры, на наш взгляд, должно разработать соответствующую методику. Указанный порядок правовой регламентации, предполагающий предписание и установление обязательных для исполнения требований федерального органа охраны, особенно важен для формирования системного и единого подхода при осуществлении важнейшей процедуры выявления и постановки на охрану объектов культурного наследия.

Институт аттестации государственных экспертов в области сохранения культурного наследия

Положения о досрочном прекращении полномочий экспертов, безусловно, являются важной и необходимой новеллой законодательства. Вместе с тем перечень случаев, при которых возможно лишение аттестации, должен быть расширен.

Например, не указаны случаи отрицательных решений (то есть отказа совещательного органа в досрочном прекращении аттестации) при рассмотрении вопроса о необоснованных выводах, содержащихся в актах государственной историко-культурной экспертизы (см. подп. (а) п. 38, изложенные в п.13 проекта). Учитывая, что квалификационный состав совещательного органа нормативно не определен, решения об обоснованности или необоснованности выводов экспертов вряд ли могут быть профессиональными.

Кроме того, не указана возможность рассмотрения Министерством культуры Российской Федерации вопросов о досрочном прекращении аттестации экспертов по собственной инициативе, а также по заявлению членов Аттестационной комиссии и обращениям граждан и/или организаций.

Обобщая сказанное, хотелось бы добавить, что механизм повторного вынесения и рассмотрения на федеральном уровне отдельных, наиболее важных, вопросов необходим. Система государственной охраны объектов культурного наследия, на наш взгляд, должна стремиться к вертикальности за счет единообразного и целостного регулирования, часть которого – возможность апелляционного обращения в федеральный орган охраны .

Нормативная регламентация такого похода может выстраиваться как за счет локальных правовых актов Министерства культуры Российской Федерации, так и за счет единообразного научно-методического обеспечения в области сохранения и использования объектов культурного наследие, установления основ научно-методического обеспечения в области государственной охраны и популяризации объектов культурного наследия. Такая регламентация должна охватывать все блоки правоотношений с участием федерального органа охраны в соответствии с его полномочиями. Институт государственной историко-культурной экспертизы в этом смысле будет хорошим опытом и, не исключено, удачным примером подобной систематизации.

Большая работа по формированию нормативной правовой базы не исчерпывается вышеизложенным. Так что нам еще писать и писать, а вам и Министерству культуры – читать и читать.

17 апреля в Выборге, в знаменитой библиотеке Алвара Аалто, обсудили и одобрили концепцию сохранения исторической части города . Документ, созданный по поручению Президента России (от 26 марта 2014 г.) находится на финальной стадии разработки, ему предстоит окончательное согласование в Минкультуры России. Концепцию представили выборгскому обществу разработчики – специалисты Центральных научно-производственных проектных мастерских (ЦНРПМ).


Идеология концепции для сегодняшнего дня, прямо скажем, очень желанная для всех исторических городов. Но не всем так повезло. Суть концепции - в идее сохранения не отдельных памятников или их комплексов, но возрождения исторического ткани Выборга, который фактически становится единым объектом культурного наследия. Как поясняет главный архитектор ЦНРПМ Сергей Куликов , «материалы должны лечь в основу глобальной системной реставрационной работы. Мы не предлагаем точечные решения, а говорим о сохранности памятников в их естественной среде. К Выборгу нужен подход как к урбанизированной территории. Нами сформирована карта рисков – что реставрируется первым, а что – впоследствии и как сохранить территории, чтобы они работали воедино культурно и экономически».

«Мы рассматриваем эту концепцию, чтобы задать вектор развития города на 20 лет – это дорожная карта, план очень сложного комплекса мероприятий, в том числе инженерии», - отметил заместитель председателя комитета по культуре Ленинградской области Андрей Ермаков .

В концепции проанализированы эволюция развития исторического ядра Выборга, сохранность исторической среды «Старого города» – как в целом, так и по отдельным кварталам, зафиксированы нуждающиеся в реставрации объекты культурного наследия (17 федеральных, 81 региональный и 166 выявленных), даны рекомендации по режимам использования земельных участков, намечены этапы и очередность реставрационных работ.


Сметная стоимость всего комплекса рассчитанных на 20 лет работ будет определена летом 2015 года коллегией Минкультуры РФ. На обсуждении в Выборге фигурировала цифра в 3 млрд рублей - во столько оценено проведение комплексных мероприятий, включающих реставрацию, реконструкцию и строительство новых объектов в целях восполнения утрат исторической застройки, благоустройство исторической территории. Плюс еще 1 млрд рублей должно обеспечить областное финансирование. Также были озвучены цифры по стоимости и срокам реставрации музея-заповедника «Парк Монрепо» – порядка 760 млн рублей и 2018 год окончания работ соответственно. На реставрационные работы на территории Музея «Выборгский замок» выделено 2, 5 млн евро. Замок, о частичных обрушениях в котором недавно «Хранители Наследия», – один из самых остро нуждающихся в реставрации памятников. Из других главных достопримечательностей города ждут реставрации Часовая башня, башня Олафа и костел Гиацинта.

Для «Хранителей Наследия» - комментарий главного архитектора ЦНРПМ Сергея Куликова :

Обсуждение концепции с региональными и муниципальными властями предусмотрено техническим заданием Министерства культуры, но для нас это не было формальным мероприятием: важно, чтобы городское общество поняло и приняло ее идеи. Обсуждение было бурным, меня весьма порадовало, что собрались не одни чиновники, но и эксперты, журналисты, неравнодушные горожане. Чувствовалось, что люди впервые за многие годы ощутили внимание к родному городу; они надеются, что принятие и реализация концепции позволит сохранить и развивать Выборг как исторический город.

В концепции мы предлагаем не только системные меры по реставрации памятников Выборга, но и «реанимацию» всей его исторической территории. Памятники должны существовать в естественной для них градостроительной среде, должны быть восстановлены не только исторические кварталы, но и городские укрепления, «Морской фасад» города.

Недавно были утверждены границы и предмет охраны исторического поселения Выборг . Эти материалы не вступят в противоречие с нашими: мы изначально сотрудничали с разработчиками проекта и включили их в наш авторский коллектив.

В целом концепция была одобрена, хотя высказаны были многие дельные замечания и предложения – в частности, учесть вопросы транспортного и иного инфраструктурного развития, чтобы впоследствии оно происходило в Выборге в соответствии с концепцией его сохранения, а не вопреки ей. После доработки с учетом замечаний экспертов и жителей Выборга мы представим документ на окончательное утверждение в Минкультуры России.