Толстой жизненный и творческий путь. Творческий и жизненный путь толстого льва николаевича

Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку.

Maxim Gorky

Литературный начался в 1850 г. с переездом в Москву из родительской Ясной Поляны. Именно тогда писатель начал свой первый труд - автобиографическую повесть «Детство» - произведение о быте цыган, оставшееся незаконченным.
И в этом же году была написана «История вчерашнего дня» - рассказ о переживаниях в один прожитый день.

В 1851 г. Толстой подался служить юнкером на Кавказ. Это произошло под влиянием одного из самых авторитетных для молодого Льва Николаевича мужчин - брата Николая, служившего тогда офицером-артиллеристом. На Кавказе Толстой дописал повесть «Детство» - свой литературный дебют, который в 1852 г. был напечатан в журнале «Современник». Эта повесть вместе со следующими «Отрочеством» и «Юностью» стала частью известной автобиографической трилогии о внутреннем мире ребенка, подростка и юноши Иртеньева.

В 1851-1853 гг. когда-то студент, а теперь начинающий писатель, участвовал в Крымской войне. Армейская жизнь и участие в военных действиях оставили в памяти писателя неизгладимые впечатления и обеспечили огромным материалом для военных рассказов 1852-1855 гг.: «Рубка леса», «Набег» и «Севастопольские рассказы».

Здесь впервые была описана обратная сторона войны - сложный быт и переживания человека на войне. Участие в самой кровавой войне XIX в. и художественный опыт, приобретенный в военных рассказах 1852-1855 гг., писатель использовал через десятилетие в работе над своим основным трудом - романом «

Граф Л.Н.Толстой — потомок двух знатных дворянских родов: графов Толстых и князей Волконских (по материнской линии) — родился 28 августа (9 сентября) 1828 г. в усадьбе Ясная Поляна. Здесь он прожил большую часть жизни, написал большинство произведений, в том числе романы, вошедшие в золотой фонд мировой литературы: «Война и мир», «Анна Каренина» и «Воскресение».

Важнейшие события «дописательской» биографии Толстого — раннее сиротство, переезд вместе с братьями из Москвы в Казань к сестре отца, назначенной их опекуншей, недолгая и не очень успешная учеба в Казанском университете, сначала на восточном, а затем на юридическом факультете (с 1844 г. по 1847 г.). После ухода из университета Толстой отправился в Ясную Поляну, полученную в наследство от отца.

С детских лет будущий писатель был увлечен идеей самопознания и нравственного самоопределения. С 1847 г. и до конца жизни он вел дневник, в котором отразились его напряженные нравственные искания, мучительные сомнения в правильности принимавшихся жизненных решений, радостные моменты обретения смысла существования и горькое расставание с тем, что еще недавно казалось незыблемой истиной... Записи в толстовской! дневнике стали «человеческими документами», которые подготовили появление его автобиографических книг. Познание человеческой души, длившееся всю жизнь, Толстой начал с себя.

Первые литературные опыты Толстого относятся к 1850 г. Приехав из Ясной Поляны в Москву, он начал работу над автобиографической повестью «Детство», повестью из быта цыган (осталась незавершенной), написал «Историю вчерашнего дня» —психологический «отчет» об одном из прожитых дней. Вскоре жизнь Толстого круто изменилась: в 1851 г. он решил поехать на Кавказ и поступить юнкером в одну из армейских частей. Важную роль в этом решении сыграл один из самых авторитетных для юного Толстого людей — старший брат Николай, офицер-артиллерист, служивший в действующей армии.

На Кавказе была закончена повесть «Детство», ставшая литературным дебютом Толстого (опубликована в некрасовском «Современнике» в 1852 г.). Это произведение вместе с созданными позднее повестями «Отрочество» (1852-1854) и «Юность» (1855-1857) вошло в состав знаменитой автобиографической трилогии, в которой Толстой, еще во время учебы в Казанском университете увлекшийся педагогическими идеями французского просветителя Ж.-Ж.Руссо, исследует психологию ребенка, подростка и юноши Николая Иртеньева.

В 1851-1853 гг. бывший студент и начинающий писатель участвовал в войне с горцами. Во время Крымской войны его перевели в Дунайскую армию, воевавшую с турками, а затем в осажденный войсками союзников Севастополь. Армейский быт и эпизоды Крымской войны послужили источником незабываемых впечатлений, дали обильный материал для военных произведений— рассказов «Набег» (1852), «Рубка леса» (1853-1855), «Севастопольских рассказов» (1855). В них впервые показана «непарадная» сторона войны. «Окопная» правда и внутренний мир человека на войне — вот что интересовало писателя-воина. За мужество и храбрость, проявленные при обороне Севастополя, он был награжден орденом Анны и медалями «За защиту Севастополя» и «В память войны 1853-1856 гг.». Опыт участника самой кровопролитной войны середины XIX в. и художественные открытия, сделанные в военных рассказах 1850-х гг., Толстой использовал десятилетием позже в работе над своим главным «военным» произведением — романом «Война и мир».

Первые публикации Толстого вызвали сочувственные отклики критики и читателей. Пожалуй, самая проницательная характеристика творчества молодого писателя принадлежит перу Н.Г.Чернышевского. В статье «Детство и отрочество. Военные рассказы гр. Толстого» (1856) критик первым с классической ясностью определил важнейшие особенности творчества Толстого: «чистоту нравственного чувства» и психологизм — внимание к сложнейшей стороне существования человека, которую Чернышевский назвал «диалектикой души».

В 1855 г. Толстой приехал в Петербург, а осенью 1856 г. вышел в отставку, разочаровавшись в военной карьере. Началась работа над задуманным ранее «Романом русского помещика». Это произведение осталось незавершенным, сохранился только один из его фрагментов — рассказ «Утро помещика», «эхо» которого ощущается во всех романах Толстого.

В 1857 г., во время первой поездки в Европу (Франция, Италия, Швейцария, Германия), Толстой написал рассказ «Люцерн». Создав в нем образ западной «цивилизации», он поставил серьезные нравственные и философские проблемы. Впервые была затронута тема отчуждения человека, продолженная в позднем творчестве писателя и в произведениях его последователей — писателей XX в. Толстой с горечью написал о том, как люди, в общем добрые и гуманные, проявили необыкновенную душевную черствость по отношению к конкретному человеку, однако закончил рассказ абстрактно-философским выводом о «разумности» мироздания: «Бесконечна благость и премудрость Того, Кто позволил и велел существовать всем этим противоречиям».

В произведениях 1850-х гг. Толстой-художник избегал критики действительности, соприкасаясь, но не сливаясь с критическим направлением в русской реалистической литературе. Писатель сознательно шел против течения, считая, что «склонность обращать внимание только на то, что возмущает, есть большой порок, и именно нашего времени». Он следовал нравственной максиме, которую сформулировал так: «Умышленно ищи всего хорошего, доброго, отворачивайся от дурного». Толстой стремился совместить точность реалистических характеристик героев, глубокий анализ их психологии с поисками философских и нравственных основ жизни. Нравственная истина, по убеждению Толстого, конкретна и достижима — она может открыться человеку ищущему, беспокойному, недовольному собой.

Повесть «Казаки» (1853-1863) — художественный «манифест» толстовского «руссоизма». Несмотря на «литературность» сюжета, восходящего к «кавказским» произведениям Пушкина («Цыганы») и Лермонтова («Герой нашего времени»), повесть стала итогом творческого развития писателя за десять лет. Произошло знаменательное, важное для последующей работы над романом «Война и мир» сближение трех тем: «естественного человека», народной жизни и традиционной для Толстого темы нравственных исканий дворянина (образ Оленина). В «Казаках» «фальшивое» светское общество противопоставлено гармоническому сообществу людей, близких к природе. «Естественность» для Толстого — основной критерий оценки нравственных качеств и поведения людей. «Истинной» жизнью, по его мнению, может быть только «вольная» жизнь, основанная на понимании мудрых законов природы.

В конце 1850-х годов Толстой пережил острый духовный кризис. Неудовлетворенный своим творчеством, разочарованный в светском и литературном окружении, он отказался от активного участия в литературной жизни и поселился в имении Ясная Поляна, где занялся хозяйством, педагогикой и семьей (в 1862 г. Толстой женился на дочери московского врача С. А. Берс).

Новый поворот в жизни писателя существенно скорректировал его литературные планы. Однако, удалившись от литературной «суеты», он не оставлял работы над новыми произведениями. С 1860 г., когда был задуман роман «Декабристы», постепенно складывался замысел крупнейшего произведения Толстого 1860-х гг. — романа-эпопеи «Война и мир». Это произведение аккумулировало не только жизненный и художественный опыт, накопленный Толстым в 1850-е гг., но и отразило его новые интересы. В частности, педагогическая деятельность, женитьба и строительство собственной семьи обусловили пристальное внимание писателя к проблемам семьи и воспитания. «Мысль семейная» в произведении, посвященном событиям полувековой давности, оказалась столь же важной, как и «мысль народная», проблемы философско-исторические и нравственные.

Подвижнический труд — создание «Войны и мира» — завершился в 1869 г. В течение нескольких лет Толстой вынашивал замысел нового произведения на «узловую», по его мнению, историческую тему — тему Петра I. Однако дальше нескольких глав работа над романом о петровской эпохе не продвинулась. Только в 1873 г., пройдя через новое увлечение педагогикой (были написаны «Азбука» и «Книги для чтения»), он вплотную приступил к реализации нового замысла — романа о современности.

Роман «Анна Каренина» (1873-1877), центральное произведение 1870-х гг., — новый этап в творческом развитии Толстого. В отличие от романа-эпопеи «Война и мир», посвященного изображению «героической» эпохи в жизни России, в проблематике «Анны Карениной» на первом плане оказалась «мысль семейная». Роман стал настоящим «семейным эпосом»: Толстой считал, что именно в семье следует искать узел современных общественных и нравственных проблем. Семья в его изображении — чуткий барометр, отражающий перемены в общественной морали, вызванные изменением всего пореформенного уклада жизни. Тревогой за судьбу России продиктованы знаменитые слова Константина Левина: «У нас теперь, ... когда все это переворотилось и только укладывается, вопрос о том, как уложатся эти условия, есть только один важный вопрос в России». Герой понимает, что от благополучия страны зависит и его хрупкое семейное счастье.

Любовь и брак, по убеждению Толстого, нельзя рассматривать лишь как источник чувственного наслаждения. Самое важное — нравственные обязанности перед семьей и близкими людьми. Любовь Анны Карениной и Вронского основана лишь на потребности в наслаждении, поэтому и приводит к духовному разъединению героев, делая их несчастными. Трагизм судьбы Анны предопределен не только черствостью человека, за которого она вышла замуж не по любви, а по расчету, жестокостью и лицемерием света, легкомыслием Вронского, но и самой природой ее чувства. Конфликт между наслаждением, добытым ценой разрушения семьи, и долгом перед сыном оказался неразрешимым. Высшим судьей для Анны Карениной становится не «свет пустой», а сын Сережа: «он понимал, он любил, он судил ее». Смысл отношений Кити и Левина — иной: создание семьи, понимаемой как духовный союз любящих людей. Любовь Кити и Левина не только соединяет их друг с другом, но и связывает с окружающим миром, приносит им подлинное счастье.

Каждый перелом в мировоззрении Толстого отражался и на бытовом укладе его жизни, и в творчестве. Подчиняясь новым нравственным императивам, он начинал следовать им на практике: оставлял литературную деятельность, охладевая к ней, и даже «отрекался» от произведений, написанных ранее. Но через некоторое время Толстой возвращался в литературу — в его творчестве происходил новый поворот. Так было и в конце 1870-х гг.

Толстой пришел к выводу, что жизнь общества, к которому он принадлежал по рождению и воспитанию, — лживая и пустая. Острота социальной критики соединилась в его произведениях со стремлением найти простые и ясные ответы на «вечные» философские и нравственные вопросы. Острое ощущение мимолетности человеческой жизни, беззащитности человека перед лицом неизбежной смерти подтолкнуло Толстого к поиску новых основ жизни, такого ее смысла, который не уничтожался бы смертью. Эти искания отразились в «Исповеди» (1879-1882) и в религиозно-философском трактате «В чем моя вера?» (1882-1884). В «Исповеди» Толстой сделал вывод, что именно вера придает смысл жизни, помогая избавиться от ложного, бессмысленного существования, а в трактате «В чем моя вера?» подробно изложил свое религиозно-нравственное учение, названное современниками «толстовством».

Смена нравственных и эстетических ориентиров обусловила появление трактата «Что такое искусство?» (начат в 1892 г., завершен в 1897-1898 гг.). В работе с характерной для позднего Толстого прямотой и категоричностью поставлены и решены две проблемы: автор резко критикует современное искусство, считая его не просто бесполезным, а губительным для людей, и высказывает свои представления о том, каким должно быть подлинное искусство. Главная идея Толстого: искусство должно быть полезным, задача писателя — формировать нравственный облик людей, помогать им в поиске жизненных истин.

Повесть «Смерть Ивана Ильича» (1884-1886) — шедевр Толстого, повлиявший на несколько поколений русских и зарубежных писателей, — первое художественное произведение, написанное после перелома в его мировоззрении. Толстой поставил своего героя, преуспевающего петербургского чиновника, перед лицом смерти, то есть в «пограничную ситуацию», когда человек должен пересмотреть свое прежнее отношение к службе, карьере, семье, задуматься о смысле прожитой жизни.

Жизнь главного героя повести Ивана Ильича — «самая обыкновенная и самая ужасная», хотя в ней осуществилось все, чего он хотел. Переоценка прошлого, открывшегося ему с новой стороны, нравственная самокритика и беспощадно-трезвый взгляд на ложь и лицемерие окружающих помогли Ивану Ильичу преодолеть страх смерти. В нравственном просветлении героя Толстой показал победу истинной духовности. В отличие от произведений 1850-х — 1870-х гг., прозрение Ивана Ильича не было итогом длительных поисков истины. В повести ярко проявилась черта поздней толстовской прозы: писателя интересовал уже не процесс нравственного развития героев, а внезапное духовное преображение, «воскресение» человека.

Повесть «Крейцерова соната», написанная в 1887-1889 гг., отразила представления позднего Толстого о губительной силе чувственной любви, «похоти». Семейная драма Позднышева, в трактовке автора, — следствие «власти тьмы», то есть нездоровых, распаленных страстей, вытесняющих подлинную основу семейно-брачных отношений — духовную близость. В послесловии к «Крейцеровой сонате» Толстой объявил идеалом жизни целомудрие и безбрачие.

В течение десяти лет (1889-1899) Толстой работал над последним романом «Воскресение», сюжет которого возник на основе подлинного судебного дела. Главная идея этого беспрецедентного по силе социальной критики романа — духовное «воскресение» человека. Социальные институты, религию, мораль и право — всю современную жизнь, уродующую людей, писатель показал с позиций своей религиозно-нравственной философии. Размышляя о «конце века», Толстой подвел неутешительные итоги XIX столетия, в котором материальная цивилизация взяла верх над духовностью, заставив людей поклоняться фальшивым ценностям. Однако писатель убежден, что подобно тому, как неправедная, бессмысленная жизнь князя Нехлюдова завершилась его прозрением и нравственным «воскресением», подлинной перспективой существования всех людей должно стать преодоление лжи, фальши и лицемерия. В преддверии XX в. Толстой размышлял о грядущей «весне» человечества, о торжестве жизни, которая пробьется, как первая весенняя трава, сквозь «плиты камней».

Работая над «Воскресением», Толстой одновременно писал повести «Отец Сергий» (1890-1898) и «Хаджи-Мурат» (1896-1904). Оба произведения были впервые опубликованы (с цензурными купюрами) только в 1912 г. В 1903 г. написан рассказ «После бала» (опубликован в 1911 г.). Ярким явлением в позднем творчестве Толстого стали пьесы «Власть тьмы», «Плоды просвещения» к «Живой труп».

Несмотря на то, что в 1880-е — 1890-е гг. много времени и сил Толстой отдавал работе над публицистическими произведениями, считая, что писать «художественное» «стыдно», его литературная деятельность не прекращалась. Само присутствие патриарха русской литературы благотворно влияло на художественную и общественную жизнь России. Его произведения оказались созвучными идейным и творческим исканиям молодых писателей начала XX

в. Многие из них (И.А.Бунин, М.Горький, А.И.Куприн, М. П. Арцыбашев и др.), как и тысячи людей на разных континентах, прошли через увлечение «толстовством».

Толстой был не только подлинным художественным авторитетом, но и « учителем жизни », примером подвижнического отношения к нравственным обязанностям человека. Его религиозно-нравственное учение, не совпадавшее с православной догматикой (в начале 1900-х гг. Святейший Синод отлучил Толстого от церкви), воспринималось как ясная программа жизни.

Уход Толстого из Ясной Поляны 27 октября (10 ноября) 1910 г. стал не только завершением острого семейного кризиса. Это был итог мучительных размышлений писателя, давно отказавшегося от собственности, о ложности своего положения проповедника в условиях жизни барской усадьбы. Смерть Толстого символична: он умер на пути к новой жизни, так и не сумев воспользоваться плодами своего «освобождения». Заболев воспалением легких, Толстой скончался на маленькой железнодорожной станции Астапово 7 (20) ноября и 10 (23) ноября 1910 г. был похоронен в Ясной Поляне.

Лев Толстой – уникальный писатель в русской литературе. Описать творчество Толстого кратко очень сложно. Масштабная мысль писателя воплотилась в 90 томах произведений. Сочинения Л. Толстого – это романы о жизни русского дворянства, военные повести, рассказы, дневниковые записи, письма, статьи. В каждом из них отражается личность творца. Читая их, мы открываем для себя Толстого – писателя и человека. На протяжении своей 82-летней жизни он размышлял, какова цель жизни человека, стремился к духовному совершенствованию.

С творчеством Л.Толстого кратко мы знакомились в школе, читая его автобиографические повести: «Детство», « Отрочество», «Юность» (1852 – 1857). В них писатель обрисовал процесс формирования своего характера, отношения к окружающему миру и себе. Главный герой Николенька Иртеньев — искренний, наблюдательный, любящий правду человек. Взрослея, он учится разбираться не только в людях, но и в себе. Литературный дебют был удачным и принес писателю признание.

Оставив учебу в университете, Толстой занялся преобразованиями в имении. Этот период описан в повести « Утро помещика» (1857).

Толстому в юности было свойственно и совершение ошибок (его светские развлечения во время учебы в университете), и раскаяние, и стремление к искоренению пороков (программа по самообразованию). Было даже бегство на Кавказ от долгов, светской жизни. Кавказская природа, простота казачьей жизни контрастировали с дворянскими условностями и закрепощенностью образованного человека. Богатейшие впечатления этого периода отразились в повести «Казаки»(1852-1963), рассказах« Набег» (1853), « Рубка леса» (1855). Герой Толстого этого периода– ищущий человек, который пытается найти себя в единении с природой. В основе повести « Казаки» лежит автобиографическая история любви. Разочарованный цивилизованной жизнью герой тянется к простой, страстной казачке. Дмитрий Оленин напоминает романтического героя, он ищет счастье в казачьей среде, но остается чуждым ей.

1854 год – служба в Севастополе, участие в военных действиях, новые впечатления, новые планы. В это время Толстой был увлечен идеей издания литературного журнала для солдат, работал над циклом « Севастопольских рассказов». Эти очерки стали зарисовками нескольких дней, прожитых среди его защитников. Толстой использовал прием контраста в описании прекрасной природы и будней защитников города. Война ужасает своей противоестественной сущностью, в этом ее подлинная правда.

В1855 -1856 годы Толстой имел громкую славу писателя, но не сблизился ни с кем из литературной среды. Жизнь в Ясной Поляне, занятия с крестьянскими ребятишками его увлекали сильнее. Он даже написал «Азбуку» (1872) для занятий в своей школе. Она состояла из лучших сказок, былин, пословиц, поговорок, басен. Позднее были изданы 4 тома « Русских книг для чтения».

С 1856 по 1863 год Толстой работал над романом о декабристах, но анализируя это движение, истоки его увидел в событиях 1812 года. Так писатель перешел к описанию духовного единения дворянства и народа в борьбе с захватчиками. Так возник замысел романа – эпопеи «Война и мир». В основе его – духовная эволюция героев. Каждый из них идет своим путем к постижению сущности жизни. Сцены семейной жизни переплетаются с военными. Автор анализирует смысл и законы истории через призму сознания простого человека. Не полководцы, а народ способен изменить историю, а суть жизни человека – семья.

Семья лежит в основе и другого романа Толстого – «Анна Каренина»

(1873 – 1977) Толстой описал историю трех семей, члены которых по-разному относятся к своим близким. Анна ради страсти губит и семью, и себя, Долли старается сохранить свою семью, Константин Левин и Кити Щербацкая стремятся к чистым и духовным отношениям.

К 80-м годам изменилось мировоззрение самого писателя. Его волнуют вопросы социального неравенства, нищеты бедных, праздности богатых. Это отражено в повестях «Смерть Ивана Ильича» (1884-1886), «Отец Сергий» (1890-1898,) драме «Живой труп» (1900), рассказе «После бала» (1903).

Последний роман писателя – « Воскресение»(1899). В позднем раскаянии Нехлюдова, соблазнившего воспитанницу своей тетки, – мысль Толстого о необходимости изменения всего русского общества. Но будущее возможно не в революционном, а в нравственном, духовном обновлении жизни.

Всю свою жизнь писатель вел дневник, первая запись в котором была сделана в 18 лет, а последняя за 4 дня до смерти в Астапове. Дневниковые записи сам писатель считал самыми важными из его произведений. Сегодня они открывают нам взгляды писателя на мир, жизнь, веру. Свое восприятие бытия Толстой раскрыл в статьях «О переписи в Москве» (1882), «Так что же нам делать?» (1906) и в «Исповеди» (1906).

Последний роман и богоборческие сочинения писателя привели к окончательному разрыву с церковью.

Писатель, философ, проповедник Толстой был тверд в своей позиции. Одни им восхищались, другие критиковали его учение. Но никто не оставался спокойным: он ставил вопросы, которые волновали всё человечество.

Скачать данный материал:

(Пока оценок нету)

Основные вехи . Лев Николаевич Толстой - классик мировой литературы, величайший, наряду с Ф.М. Достоевским, мастер психологизма, создатель жанра романа-эпопеи, оригинальный мыслитель, «учитель жизни».

Состоял в родстве с несколькими аристократическими родами. Рано осиротел. Учился в Казанском университете, но бросил его, предпочтя самообразование по собственной программе. За долгую жизнь выучил многие языки, стал эрудированнейшим человеком, со временем счел для себя обязательным и физический труд - крестьянский, ремесленный.

В 1852 г . дебютировал в некрасовском журнале «Современник » повестью «Детство», за которой последовали «Отрочество» (1854) и «Юность» (1857). Новым словом в русской баталистике стали рассказы 1853-1856 гг. о военных действиях на Кавказе и три «Севастополь ских рассказа» (1855-1856) , появившиеся благодаря собственному опыту автора - сначала юнкера, потом офицера-артиллериста, награжденного орденом и двумя медалями. В статье-рецензии об отдельном издании «Детства» и «Отрочества» и военных рассказов (1856) Н.Г. Чернышевский отметил особенности творческого облика Толстого, сохранившиеся у писателя навсегда: «диалектику души» и «чистоту нравственного чувства». В образах офицеров молодой писатель раскрыл несоответствие сущности и видимости (как в положительном, так и в отрицательном смысле), вытеснение естественных, соответствующих жестокой реальности войны мыслей и чувств соображениями престижа и карьеры.

После отставки (1856) и заграничного путешествия Толстой обосновывается в своем тульском имении Ясная Поляна, увлекается хозяйством, в 1859 г. впервые открывает школу для крестьянских де тей (потом он дважды вновь ее открывал и сам преподавал: педагоги ческие увлечения находили на него волнами), издает педагогический журнал «Ясная Поляна» (1862); е му довелось быть мировым посредником между помещиками и освобождаемыми крестьянами, в пользу которых он стремился решать дела. Еще в 1856 г. Толстой опубликовал рассказ «Утро помещика», явно автобиографический , где трезво показана пропасть между прекраснодушием 19-летнего помещика-прожектера князя Дмитрия Нехлюдова и крестьянами, которых он решил облагодетельствовать. Эту пропасть Толстой всю жизнь стремился преодолеть. Важные проблемы нравственности были поставлены в центре рассказов 1856-1859 гг. «Записки маркера», «Два гусара», «Аль берт», «Люцерн», «Три смерти», повести «Семейное счастье». В рассказе «Поликушка» (1863) говорилось о робком и совестливом мужике, повесившемся из-за того, что потерял доверенные ему барыней деньги. Толстой постоянно обращался ко все новой и новой тематике. По сравнению с предыдущей прозой он мало уделяет внимания построению сюжета, нет у него подробных описаний. Еще в 1853 г. в дневнике он назвал манеру Пушкина в «Капитанской дочке» устаревшей: «...в новом направлении интерес подробностей чувства заменяет интерес самих событий». Толстой развертывает диалоги, изображение связывается с точкой зрения того или иного персонажа, хотя автор с его оценочной позицией всегда возвышается над персонажами. В отличие от тогдашних реалистов Толстой совсем не склонен специально живописать быт.

В 1852-1863 гг. под влиянием идей Ж.Ж. Руссо о необходимости сближения современного цивилизованного человека с природой, с «естественными людьми» написана повесть «Казаки». Ее молодой герой, Оленин, впервые у Толстого пытается «опроститься» среди гребенских казаков, дружит со старым охотником дядей Ерошкой, пьет с ним чихирь, увлекается казачкой Марьяной. Но реалист Толстой далек от утопизма Руссо. Станица отвергает чужака, Марьяне куда ближе Лукашка, человек ее круга. «Казаки» - одно из немногих классических произведений о простых вольных людях, красоте их жизни.

В начале 60-х гг. писатель приступил к работе над романом «Декабристы», но постепенно перешел от замысла произведения о возвратившемся из Сибири декабристе к большому историческому полотну. Женившись в 34 года, начав новый этап в своей биографии (семейная тема - важнейшая для Толстого), он испытал прилив творческих сил. 1863-1869 гг. отданы «Войне и миру» (публикация первых частей под заглавием «1805 год», один из замыслов имел название «Все хорошо, что хорошо кончается»: предполагалось оставить в живых Андрея Бол конского и Петю Ростова). Реализация первоначальных намерений колоссально их превзошла. Самый популярный тогдашний русский писатель И.С. Тургенев признал за Толстым « первое место между всеми нашими современными писателями» 1 .

После «Войны и мира» Толстой, с полным основанием считавший «узлом» всей последующей истории России эпоху Петра I, изучал материалы о ней и сделал немало набросков нового исторического романа, но, наконец, признав это время слишком далеким (в психологическом и иных отношениях) от современности, оставил свой замысел. В 1873-1877 гг. была создана «Анна Каренина». Хотя Толстой и говорил, что в ней он любил «мысль семейную», моралистический замысел был преодолен, разорвавшая семейные узы ради любовного чувства героиня, не понятая любовником и отторгнутая обществом, в отчаянии покончившая с собой, вызывает сочувствие автора и читателя как жертва собственных сложных переживаний и светских норм поведения, в изрядной степени лицемерных. Параллельная главной сюжетной линии линия Константина Левина, персонажа, весьма близкого автору, вдвигает содержание этого любовного романа в значительно более широкий и глубокий социально-исторический контекст. «У нас теперь, - размышляет Левин о пореформенной действительности, - когда все это переворотилось и только укладывается, вопрос о том, как уложатся эти условия, есть только один важный вопрос в России...» Но итог духовных исканий героя был искусственно упрощен: он ставит себе в пример старого крестьянина Фоканыча, который, по словам мужиков, «для души живет, Бога помнит». Этот итог предвещал мировоззренческий кризис Толстого, произошедший в нем на рубеже 70-80-х гг. внутренний перелом, породивший отречение от своего художественного творчества (подчас поздний Толстой писал «художественное» тайком от жены, мучаясь противоречием между провозглашаемым учением и творческой потребностью). «Толстовство» довольно широко распространилось, захватило на исходе лет, например, Н.С. Лескова.

С 80-х гг . Толстой живет преимущественно в Москве, пишет трактаты, публицистические статьи, компилирует из четырех Евангелий собственное (божественной природы Иисуса Христа он не признавал), критикует догматическое богословие, создает назидательные, нарочито упрощенные «народные рассказы». Но тогда же появляются повести «Холстомер. История лошади» и «Смерть Ивана Ильича» (обе напечата ны в 1886 г.), в которых глубокий психологизм соединился с исключительно острым социальным критицизмом. Повести «Крейцерова соната» (1891), «Дьявол», «Отец Сергий» (две последние писались в 1889- 1890 и 1890-1898 гг., опубликованы посмертно) с небывалой откровенностью ставили запретный для русской классической литературы вопрос о власти пола над человеком, но далеко к нему не сводились. Написал Толстой и несколько пьес, лучшая из которых - «Живой труп» (1900, опубликована в 1911 г.), показывающая неизбежность гибели слабовольного, но хорошего человека, который пытается уйти из привычной жизни своего социального круга с его законами.

Десять лет создавался роман «Воскресение» (1899) - «завещание уходящего столетия новому» (А.А. Блок) 2 . Толстой и в нем преодолел моралистический замысел, нравственное «воскресение» князя Дмитрия Нехлюдова скорее декларировано, чем художественно раскрыто, зато сюжет, в основе которого хлопоты героя за несправедливо приговоренную к каторге Катюшу Маслову, которую он некогда соблазнил и которой сломал жизнь, позволил показать многочисленные социальные слои России сверху донизу так, как никогда не бывало ни в каком произведении. Едко ироническое изображение церковной службы в романе было одной из причин того, что Синод констатировал отпадение Толстого от православной церкви (но не «отлучал» буквально и тем более не предавал анафеме). Последнее крупное художе ственное произведение писателя, над которым он работал в 1896- 1904 гг., - историческая повесть «Хаджи-Мурат» из времен Кавказской войны, где «властный абсолютизм» критикуется в лице как Николая I, так и имама Шамиля, прославляются внутреннее благородство и жизненная стойкость главного героя. Одна из последних статей Толстого, «Не могу молчать» (1908), была протестом против смертных казней, вызванных революцией 1905-1907 гг.

Толстого как писателя и публициста характеризует страстная убежденность. Для этого правдоискателя недопустима мысль, что истина человеку недоступна.

Анализ романа - эпопеи «ВОЙНА И МИР» (1863-1869)

Проблема жанра. Толстой затруднялся определить жанр своего главного произведения. «Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника », - писал он в статье «Несколько слов по пово ду книги "Война и мир"» (1868), добавляя, что вообще «в новом периоде русской литературы нет ни одного художественного прозаического произведения, немного выходящего из посредственности, которое бы вполне укладывалось в форму романа, поэмы или повести». Поэма имелась в виду, конечно, прозаическая, гоголевская, ориентированная на старинные эпопеи и в то же время на плутовской роман о современности. Под романом, как он сложился на Западе, традиционно понималось многособытийное, с развитым сюжетом повествование о том, что произошло с одним человеком или несколькими людьми, которым уделяется существенно большее внимание, чем другим, - не об обычной, регулярной их жизни, а о более или менее длительном происшествии с началом и концом, чаще всего счастливым, состоящим в женитьбе героя на его возлюбленной, реже несчастным, когда герой погибал. Даже в проблемном русском романе, предшествовавшем «Войне и миру», наблюдается «единодержавие» героя и финалы относительно традиционны. У Толстого, как и у Достоевского, «единодержавие центрального лица практически отсутствует» 3 , а романный сюжет представляется ему искусственным: «...я никак не могу и не умею положить вымышленным мною лицам известные границы - как то женитьба или смерть, после которых интерес повествования бы уничтожился. Мне невольно представлялось, что смерть одного лица только возбуждала интерес к другим лицам, и брак представлялся большей частью завязкой, а не развязкой интереса» 4 .

«Война и мир», безусловно, и не историческая хроника, хотя ис тории Толстой уделяет огромное внимание. Подсчитано: «Эпизоды из истории и рассуждения, в которых разработаны исторические вопро сы, занимают 186 глав из 333 глав книги», в то время как к линии Андрея Болконского имеют отношение только 70 глав . Особенно много исторических глав в третьем и четвертом томах. Так, во второй части четвертого тома четыре главы из девятнадцати связа ны с Пьером Безуховым, остальные целиком военно-исторические. Философско-публицистические и исторические рассуждения занима ют четыре главы в начале первой части эпилога и всю вторую его часть. Однако рассуждения - не признак хроники, хроника-это прежде всего изложение событий.

Признаки хроники в «Войне и мире» есть, но не столько исторической, сколько семейной. Персонажи редко бывают представлены в литературе целыми семьями. Толстой же рассказывает о семьях Болконских, Безуховых, Ростовых, Курагиных, Друбецких, упоминает семью Долохова (хотя вне семьи этот герой ведет себя как индивидуалист и эгоист). Три первые семьи, верные семейному духу, оказываются, наконец, в родстве, что очень важно, а официальное родство Пьера, по слабоволию женившегося на Элен, с бездушными Кураги-ными самой жизнью ликвидируется. Но и к семейной хронике «Войну и мир» никак свести нельзя.

Между тем Толстой сравнивал свою книгу с «Илиадой» 5 , то есть с древней эпопеей. Суть старинного эпоса -" примат общего над индивидуальным» 6 . Он рассказывает о славном прошлом, о событиях не просто значительных, но важных для больших человеческих общностей, народов. Отдельный герой существует в нем как выразитель (или антагонист) общей жизни.

Явные признаки эпопейного начала в «Войне и мире» - большой объем и проблемно-тематическая энциклопедичность. Но, безусловно, мировоззренчески Толстой был весьма далек от людей «века героев» и само понятие «герой» считал неприемлемым для художника. Его персонажи - самоценные личности, отнюдь не воплощающие какие-то внеличностные коллективные нормы. В XX в. «Войну и мир» часто называют романом-эпопеей. Это иногда вызывает возражения, утверждения, что «ведущим жанрообразующим началом толстовской «книги» следует признать все же мысль «персональную», в своей основе не эпическую, но романическую» 7 , в особенности «первые тома произведения, посвященные по преимуществу семейной жизни и личностным судьбам героев, довлеют не эпосу, но роману, хотя и нетрадиционному» 8 . Разумеется, в «Войне и мире» не буквально использованы принципы древнего эпоса. И все же наряду с романным началом есть и исконно противоположное ему эпопейное, только они не дополняют друг друга, а оказываются взаимопроницаемыми, создают некое новое качество, небывалый ранее художественный синтез. По Толстому, индивидуальное самоутверждение человека губительно для его личности. Только в единении с другими, с «жизнью общей» он может развивать и совершенствовать себя, получать истинно достойное воздаяние за свои усилия и поиски в этом направлении. В.А. Недзвецкий справедливо отмечал: «Мир романов Достоевского и Толстого впервые в русской прозе строится на взаимонаправленном движении и заинтересованности друг в друге личности и народа» 9 . У Толстого это и означает синтез романного и эпопейного начал. Поэтому все-таки есть основания называть «Войну и мир» историческим романом - эпопеей, имея в виду, что обе составляющие в этом синтезе радикально обновлены и трансформированы.

Значения слова «мир». Хотя во времена Толстого слово «мир» печаталось в заглавии его книги как «миръ», а не «м!ръ», тем самым означая только отсутствие войны, фактически в романе-эпопее значения этого слова, восходящие к одному изначальному, многочисленны и разнообразны . Это и весь свет (мироздание), и человечество, и национальный мир, и крестьянская община, и другие формы объединения людей, и то, что за пределами той или иной общности, - так, для Николая Ростова после проигрыша 43 тысяч Долохову «весь мир был разделен на два неровные отдела: один - наш Павлоградский полк, и другой - все остальное». Для него всегда важна определенность. Она есть в полку. Он решил «служить хорошо и быть вполне отличным товарищем и офицером, то есть прекрасным человеком, что представлялось столь трудным в миру, а в полку столь возможным» (т. 2, ч. 2, гл. XV). Наташу в начале войны 1812 г. в церкви глубоко волнуют слова «Миром Господу помолимся», она понимает это и как отсутствие вражды, как единение людей всех сословий. «Мир» может означать и образ жизни, и мировоззрение, тип восприятия, состояние сознания. Княжну Марью, накануне смерти отца вынужденную жить и поступать самостоятельно, «охватил другой мир житейской, трудной и свободной деятельности, совершенно противоположный тому нравственному миру, в котором она была заключена прежде и в котором лучшее утешение была - молитва» (т. 3, ч. 2, гл. VIII). Раненый князь Андрей «хотел вернуться к прежнему миру чистой мысли, но он не мог, и бред втягивал его в свою область» (т. 3, ч. 3, гл. XXXII). Княжне Марье в словах, тоне, взгляде умирающего брата «чувствовалась страшная для живого человека отчужденность от всего мирского» (т. 4, ч. 1, гл. XV). В эпилоге графиня Марья ревнует мужа к его хозяйственным занятиям, поскольку не может «понять радостей и огорчений, доставляемых ему этим отдельным, чуждым для нее миром» (ч. 1, гл. VII). И далее говорится: «Как в каждой настоящей семье, в лысогорском доме жило вместе несколько совершенно различных миров, которые, каждый удерживая свою особенность и делая уступки один другому, сливались в одно гармоническое целое. Каждое событие, случившееся в доме, было одинаково - радостно или печально - важно для всех этих миров; но каждый мир имел совершенно свои, независимые от других, причины радоваться или печалиться какому-либо событию» (гл. XII). Таким образом, диапазон значений слова «мир» в «Войне и мире» - от мироздания, космоса до внутреннего состояния отдельного героя. Макромир и микромир у Толстого нерасторжимы. Не только в лысогорском доме Марьи и Николая Ростовых - во всей книге многие и разнообразнейшие миры сливаются «в одно гармоническое целое» соответственно небывалому жанру.

Психологизм. Еще один упрек, адресовавшийся Толстому, - уп­рек в модернизации психологии персонажей, в приписывании людям начала XIX в. мыслей, чувств и переживаний, свойственных духовно более развитым современникам писателя. Любимые герои Толстого действительно изображаются психологически углубленно. Хотя Николай Ростов далеко не интеллектуал, сентиментальная песенка, которую он поет (т. 1,ч. 1, гл. XVII), кажется слишком примитивной для него. Но она признак исторического времени. В духе этого времени и письмо Николая к Соне (т. 3, ч. 1, гл. XII), рассуждения Долохова о женщинах (т. 2, ч. 1, гл. X), масонский дневник Пьера (т. 2, ч. 3, гл. VIII, X). Когда же будто бы непосредственно воспроизводится внутренний мир персонажей, не следует воспринимать это буквально. Умному и тонкому Болконскому понятно: мысль, чувство и их выражение не совпадают. «Видно было, что никогда Сперанскому не могла прийти в голову та обыкновенная для князя Андрея мысль, что нельзя все-таки выразить всего того, что думаешь...» (т. 2, ч. 3, гл. VI).

Внутренняя речь, тем более неосознанные ощущения и переживания не поддаются буквальному логическому оформлению. И все же условно Толстой это делает, как бы переводит язык переживаний на язык понятий. Внутренние монологи в кавычках - именно такой перевод, иногда внешне противоречащий логике. Княжна Марья вдруг понимает, что скоро в Богучарово придут французы и что оставаться ей нельзя: «Чтобы князь Андрей знал, что она во власти французов! Чтоб она, дочь князя Николая Андреича Болконского, просила господина генерала Рамо оказать ей покровительство и пользовалась его благодеяниями!» (т. 3, ч. 2, гл. X). Внешне - прямая речь, но не думает же княжна Марья о себе в третьем лице. Подобная «внутренняя речь», понятая буквально, не была свойственна не только людям начала XIX в., но и никому впоследствии. Никакой человек никогда не мог успеть подумать о своей любви к жизни, траве, земле, воздуху, как князь Андрей в двух шагах от фанаты, которая вот-вот взорвется. Так передано обострившееся на грани жизни и смерти восприятие всего, что улавливает глаз.

Толстой пересказывает в своей авторской речи бред князя Андрея, описывает «мир» смертельно раненного: «И пити-пити-пити и ти-ти, и пити-пити - бум, ударилась муха... И внимание его вдруг перенеслось в другой мир действительности и бреда, в котором что-то происходило особенное. Все так же в этом мире все воздвигалось, не разрушаясь, здание, все так же тянулось что-то, так же с красным кругом горела свечка, та же рубашка-сфинкс лежала у двери; но, кроме всего этого, что-то скрипнуло, пахнуло свежим ветром, и новый белый сфинкс, стоячий, явился пред дверью. И в голове этого сфинкса было бледное лицо и блестящие глаза той самой Наташи, о которой он сейчас думал» (т. 3, ч. 3, гл. XXXII). Цепочка видений и ассоциаций замыкается на реальности, это действительно в дверь вошла Наташа, а князь Андрей и не подозревал, что она близко, совсем рядом. Пересказываются и философские размышления умирающего (оформленные подчас демонстративно логично), и его предсмертный символический сон. Даже неуправляемая психика предстает в конкретных, ясных образах. «Творчество Толстого - высшая точка аналитического, объясняю щего психологизма XIX века...» 13 - подчеркивает Л.Я. Гинзбург.

Толстовский психологизм распространяется только на близких, дорогих автору героев. Изнутри показан даже, казалось бы, абсолютно цельный Кутузов, которому истина известна заранее, но отнюдь не Наполеон, не Курагины. Долохов может раскрыть свои переживания в словах, раненный на дуэли, но такой мир звуков и видений, который открыт внутреннему взору и слуху Пети Ростова в его последнюю ночь на партизанском биваке, недоступен по воле Толстого персона­жам, занятым преимущественно самоутверждением.

Композиция романа-эпопеи и своеобразие стиля. Основное действие «Войны и мира» (до эпилога) охватывает семь с половиной лет. По четырем томам романа-эпопеи этот материал распределен неравномерно. В первом и третьем-четвертом томах охвачено по полгода, композиционно соотнесены две войны, 1805 и 1812 гг. Второй том - наиболее «романный». Война с французами 1806-1807 гг. освещена уже не столь подробно, несмотря на то, что по политическим последствиям (Тильзитский мир) она была важнее, чем кампания 1805 г.: политика как таковая менее интересна Толстому (хотя встречу двух императоров в Тильзите он показывает), чем нравственный смысл той или иной войны с Наполеоном. Еще короче говорится о долгой русско-турецкой войне, быструю и бескровную победу в которой принес Кутузов, совсем вскользь - о войне со Швецией («Финляндской»), ставшей очередной ступенькой в карьере Берга. Война с Ираном, тянувшаяся в те годы (1804-1813), даже не упомянута. В первом томе явно соотнесены несопоставимые по масштабам Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Отряд Багратиона прикрывал отступление армии Кутузова, сол­даты спасали своих братьев, и отряд не был разбит; при Аустерлице же не за что погибать, и это приносит армии страшное поражение. Во втором томе описывается на протяжении нескольких лет преимущественно мирная жизнь ряда персонажей, имеющая свои сложности.

В последних томах люди типа Курагиных один за другим исчезают из романа, в эпилоге не сказано ни слова о князе Василии и его сыне Ипполите, Анне Павловне Шерер, Друбецких, Берге и его жене Вере (хотя она в прошлом Ростова), даже о Долохове. Петербургская светская жизнь и в момент Бородинского сражения течет по-прежнему, но автору теперь не до того, чтобы подробно описывать тех, кто живет такой жизнью. Ненужными оказываются Несвицкий, Жерков, Телянин. О смерти Элен в четвертом томе говорится кратко и суммарно-в отличие от ее характеристик в первых томах. Наполеон после сцены на Поклонной горе только упоминается, в «наглядных» сценах, как полноценный литературный персонаж он больше не фигурирует. Отчасти то же происходит с персонажами, не вызывавшими авторского неприятия. Например, Багратион, один из самых значительных героев войны 1812 г., как персонаж в третьем томе практически не представлен, о нем лишь рассказывается, и то не слишком подробно, теперь он, видимо, кажется Толстому в основном фигурой официальной истории. В третьем и четвертом томах больше непосредственного изображения простого народа и собственно исторических эпизодов, усилены критицизм, аналитизм, а вместе с тем и патетика.

Реально существовавшие лица и вымышленные персонажи рисуются одинаковыми средствами. Они действуют в одних и тех же сценах и даже вместе упоминаются в толстовских рассуждениях. Точкой зрения вымышленного персонажа писатель охотно пользуется в изображении самого автора, Бородинское - глазами того же Болконского, но в основном Пьера (невоенного, непривычного человека) и опять-таки автора, причем позиции автора и героя здесь словно уравнены; Тильзитская встреча императоров дана с точек зрения Ростова и Бориса Друбецкого при наличии авторского комментария; Наполеона видят и князь Андрей на Аустерлицком поле, и казак Лаврушка после вторжения французов в Россию и т.д.

«Сопряжению» в единое целое разных тематических пластов и точек зрения персонажей соответствует и «сопряжение» разных форм повествования (в широком смысле слова): пластически представимых картин, обзорных сообщений о событиях, философских и публицистических рассуждений. Последние - принадлежность только второй половины романа-эпопеи. Иногда они присутствуют в сюжетных главах. Переходы от картин к рассуждениям не влекут за собой заметных изменений в авторской речи. В одной толстовской фразе могут совмещаться как вполне родственные слова высокого и сниженного, образно-экспрессивного и логико-понятийного рядов, например, в конце второго тома: «...Пьер радостно, мокрыми от слез глазами, смотрел на эту светлую звезду, которая как будто, с невыразимой быстротой пролетев неизмеримые пространства по параболической линии, вдруг, как вонзившаяся стрела в землю, влепилась тут в одно избранное ею место на черном небе и остановилась, энергично подняв кверху хвост...» Жизненный поток сложен, противоречив, и настолько же сложна и порой закономерно противоречива композиция «Войны и мира» на всех уровнях: от расположения глав и частей, сюжетных эпизодов до построения одной фразы. Установка на «сопряжение» порождает типично толстовскую развернутую и громоздкую фразу, подчас с одними и теми же синтаксическими конструкциями, как бы стремящуюся охватить все оттенки данного предмета, в том числе противоречащие один другому - отсюда оксюморонные эпитеты: на шенграбенском поле из любопытства оказывается «статский чиновник, аудитор» «с сияющею, наивною и вместе хитрою улыбкой...» (т. 1, ч. 2, гл. XVII), как кажется Пьеру, комета у него над головой «вполне отвечала тому, что было в его... размягченной и ободренной душе» (т. 2, ч. 5, гл. XXII), и т.д. Разветвленную фразу, например, о Кутузове, исчерпанности его исторической роли после изгнания французов из России, может оттенять короткая, лапидарная: «И он умер» (т. 4, ч. 4, гл. XI).

Историческое своеобразие речи персонажей обеспечивается наименованиями реалий времени и обильным использованием французского языка, притом использованием разноплановым: нередко французские фразы приводятся как непосредственно изображенные, иногда (с оговоркой о том, что разговор идет по-французски, или без нее, если говорят французы) их сразу заменяет русский эквивалент, а иногда фраза более или менее условно сочетает русскую и французскую части. Авторский перевод порой бывает неадекватным, по-русски французской фразе придается какой-нибудь новый оттенок. Тщательно отграничивается простонародная речь от речи дворян, но главные герои говорят в общем одним и тем же языком, который малоотличим от авторской речи. Для индивидуализации персонажей вполне хватает других средств.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

    Определите новаторство Л. Н. Толстого в рамках жанровых экспериментов русских классиков. Как жанровые признаки романа-эпопеи проявляют себя в тематике и повествовательной структуре «Войны и мира»?

    Как соотносятся у Толстого исторические факты и лица с вымыслом и домыслом? Перечислите известные истории персонажи «Войны и мира».

    Почему Толстой сходными средствами описывает внешность Наполеона и Кутузова? Эволюционирует ли отношение автора к императору Александру?

    В какой мере можно считать органичными в тексте «Войны и мира» философско-публицистические рассуждения? Как философия истории Толстого увязана с развивающимся художественным миром романа-эпопеи? Назовите использованные в «Войне и мире» символы.

    Почему Л. Н. Толстой заставляет своих любимых героев совершать в жизни множество ошибок? Расскажите о жизненном пути Николая Ростова. Почему так важны в книге, действие которой происходит во время войн, женские персонажи?

    Связаны ли в романе-эпопее мирные и военные эпизоды? Достигается ли конкретный художественный эффект тем или иным переносом места действия, сменой действующих лиц? Найдите в тексте «Войны и мира» перестановку событий во времени. Зачем нужен этот прием?

    Как соотносятся «мысль семейная» и «мысль народная» в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»?

    Перечислите значения слова «мир» в «Войне и мире».

    Почему Толстой воспринимал войну как «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие»?

    Охарактеризуйте Наполеона как действующее лицо и как персонаж размышлений автора в «Войне и мире» Л.Н. Толстого.

    Каково значение образов крестьян для художественной концепции «Войны и мира» Л.Н. Толстого?

    Почему столь различны судьбы Андрея Болконского и Пьера Безухова при сходстве их нравственных исканий?

    Опишите психологизм Л.Н. Толстого как средство характеристики его персонажей.

    Как показаны Петербург и Москва в «Войне и мире»?

    В чем своеобразие соотношения вымышленных и исторических персонажей у Л.Н. Толстого («Война и мир»)?

ЛИТЕРАТУРА

1. Бочаров С.Г. «Мир» в «Войне и мире»//Бочаров С.Г. О художественных мирах. М., 1985. С. 229-248.

2. Бочаров С.Г. Роман Л. Толстого «Война и мир». 4-е изд. М., 1987.

3. В мире Толстого. Сб. ст. М., 1978.

4. Кандиев Б.И. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир»: Комментарий. М., 1967.

5. Литое В.Я. «Война и мир» Л. Толстого. М., 1998.

6. Опулъская Л. Д. Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир»: Книга для учителя. М., 1987.

7. Сабуров А.А. «Война и мир» Л.Н. Толстого: Проблематика и поэтика. М., 1959.

8. Халтев В.Е., Кормилов С.И. Роман Л.Н.Толстого «Война и мир». М., 1983.

Ход занятия:

Периоды жизни События
1828-1849 гг. Детство, отрочество, юность Родился писатель в 1828 г в имении Ясная Поляна Тульской губернии в аристократической дворянской семье. Род Толстых существовал в России 600 лет. Мать умерла, когда Лёвушке едва исполнилось 2 года. На мать был очень похож старший брат - Николенька. Мать заменила тетушка - Татьяна Александровна Ергольская. Позже Толстой узнал, что тетя любила его отца, но их разлучили обстоятельства. В детстве Толстого окружала теплая, семейная атмосфера. Ещё мальчиком он присматривался к верующим людям из народа -> с детства вызревала в душе писателя “мысль народная”. В 1837 г. умер отец Л.Н.Толстого. В 1842-44 гг. юный писатель готовился на факультет иностранных языков. В 1844 г. выдержал экзамен и был зачислен.
1849-1851 гг. Первые самостоятельные шаги, Ясная Поляна Покидает университет и приезжает в Ясную Поляну. Пытается провести хоз. преобразования, но терпит неудачу. В 1850 г. определяется на службу, но разочаровывается в ней.
1851-1855 гг. Война, служба В 1854 г. Толстого переводят в прапорщики. В 1855 г. он участвует в обороне Севастополя. В конце 1855 г. возвращается в Петербург. Был принят в редакцию журнала “Современник”.
1860-1870 гг. Просветительская деятельность, писательская известность В 60-х с головой ушел в общественную работу. В 1862 г. женится на дочери известного московского врача Софье Андреевне Берс. В период с 1859 по 1862 гг. открыл в Ясной Поляне около 21 школы для крестьянских детей. С 1863 по 1869 гг. работает над романом “Война и мир”.
90-ые гг. Отказ от жизни дворянского круга В последние годы нёс тяжёлый крест напряженной духовной работы. Пытался согласовать своё учение с образом жизни, который вёл сам и которого придерживалась его семья -> решил уйти из Ясной Поляны, но самоотвержение заставляло терпеливо сносить яснополянский быт, однако Толстой страдал от фальшивого положения еред крестьянами.
1900-1910 гг. Исход 28 октября 1910г в возрасте 82 лет решает покинуть имение и семью (“Пойми и поверь, что я не мог поступить иначе”, - пишет он в прощальном письме к жене). 7 ноября 1910 г. умер.

В творчестве Л.Н.Толстого принято выделять 3 основных этапа творчества:

1. Творчество 50-х гг. (“молодой Толстой”);

2. 60-70 гг. классический период творчества (“Война и мир”, “Анна Каренина”);

3. 1880-1910 гг. - произведения этого периода несут на себе отпечаток духовного переворота, произошедшего в Толстом (см. табл.)

Основная закономерность развития мировоззрения Л.Н. Толстого м. б. выражена словами его тётки: “человек, испытывающий себя”. Толстой постоянно проверял себя и жизнь законами нравственности, пытался найти те законы, которые движут жизнью. Этот поиск отразился во многих произведениях писателя. Средствами выражения этой идеи стали мелочи и подробности внутренней жизни героев.


Толстой начал писать во 2 половине 40-х гг. 1-ой его повестью стало “Детство” (через 2 года - “Отрочество”, “Юность”). Это произведение в 1852 г. Толстой отправил Некрасову, который был тогда редактором “Современника”.

Главный герой повести автобиографичен. Многие особенности его внутреннего мира автор передает, основываясь на наблюдениях над собой, записанных в дневник. Всё это позволило Н.Г. Чернышевскому назвать Л.Н. Толстого писателем, который раскрывает “диалектику человеческой души т.е. едва уловимые явления внутренней жизни”. Диалектика души - формула для творчества Толстого.

В ранний период для творчества писателя характерна мысль о том, что человек - неотделимая часть и человеческого мира, и мира природы. Ещё один важный мотив - чувство социальной вины. Очень важное место в творчестве занимают поиски Бога.

Кон. 50-х нач. 60-х гг. ознаменовались первым духовным кризисом Л.Н. Толстого. Результатом выхода из него стал роман “Война и мир”.

В этом произведении жизнь изображается во всей его полноте. Мир автор представляет как глобус, который состоит из капелек - людей, а в центре - Бог, к которому стремится каждая капля, отражающая его.

Пример:

Пьер в сцене переправы произносит князю Андрею такие слова: “Разве я не чувствую в своей душе, что я составляю часть этого огромного, гармонического целого? Я чувствую, что не только не могу исчезнуть, но что я всегда буду и всегда был”

Идея всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости - одна из важнейших для романа “Война и мир”.

Пример:

«Каждый генерал и солдат чувствовали свое ничтожество, сознавая себя песчинкой в этом море людей, и вместе чувствовали свое могущество, сознавая себя частью этого огромного целого» (Т.1, ч. 3, гл. 8)

Эта идея была пронесена Л.Н. Толстым через всю жизнь. Ещё в детстве старший брат писателя, Николенька, объявил остальным, что у него есть тайна, посредством которой, когда она откроется, все люди станут счастливыми муравейными братьями (т.е моравскими, так называлась организация чешских крестьян и ремесленников, выступавших за всеобщее единение людей).

В конце 70-80-х гг. Толстой переживает новый кризис (философский трактат “Исповедь”). В поздние годы приходит к необходимости автоперевода