Влияние культуры на человека. Курсовая работа: Влияние на человека общественной культуры


Введение

2. Этно-культурный компонент

7. Гены – носители информации

Заключение

Список литературы



Введение

Человек существо социальное. Наше поведение диктуется генетической предрасположенностью, средой или неким, единственным в своем роде, сочетанием множества факторов.

Культура относится к набору ценностей, идей, артефактов и других значащих символов, которые помогают индивидуумам общаться, а также интерпретировать и оценивать друг друга как членов общества.

Социальное развитие человечества хорошо изучено, и его закономерности сформулированы историческим материализмом. Спонтанное развитие социальных форм через общественно-экономические формации присущи только человеку, находящемуся в коллективе, и никак не связано с его биологической структурой. Вне этноса нет ни одного человека на Земле. Этническая принадлежность в сознании человека – явление всеобщее.

Нормы и ценности отдельных групп или микрокультур называются этническими моделями, которые воздействуют на многие сферы жизни, включая сферу воспитания, в том числе творческого.

Определение этнической принадлежности – это процесс отождествления себя и других людей с помощью этнических ярлыков. Например, субъективные атрибуты отражают этническую самоидентификацию человека. Объективное определение этнической принадлежности основывается на социокультурных критериях.

Цель, стоящая перед нами в данной работе, - рассмотреть этно-культурный компонент – как возможность реализации творческих способностей ребенка в музыкальном воспитании.

Задачи работы – изучить проблему влияния общественной среды на человека; рассмотреть, что представляет собой этно-культурный компонент и как он влияет на развитие творческих способностей ребенка.

1. Проблема влияния на человека общественной культуры

Одним из первых исследователей, обративших внимание на влияние культуры и подчеркнувших ее значение, был Б. Саймон в 1958 году. Б.Саймон особенно резко подчеркнул, что оценки испытуемых, которые получает исследователь, прежде всего отражают не их подлинные возможности, а те социальные условия, в которых они родились и выросли. В качестве примера приводится ряд вербальных тестов с использованием слов, значение которых должен знать ребенок, чтобы хорошо ответить на вопросы теста. Используемые в тестах слова лучше известны одним детям, хуже другим, а иным они совсем на известны. Таким образом, дети, которые не имели возможности много читать или развивать разговорную речь, оказывались в невыгодном положении.

Исследование Б. Саймона относится только к английским детям, то есть детям, воспитывавшимся в одной национальной культуре, несмотря на все ее разнообразие. Естественно, что эти свойства тестов становятся ярче, когда объектами диагностики становятся представители различных этнических групп, разных национальных культур, а также лица иной общественной среды. В последние годы расширяются диагностические исследования, охватывающие детей и взрослых, которые воспитывались и формировались в условиях, отличающихся от тех, которые в целом называют европейской культурой, например, представителей некоторых африканских этнических групп.

На формирование индивидуально-психологических различий между людьми влияют социально-экономические и культурные факторы. Не исключается также роль наследственности. Выявленные особенности людей рассматриваются как продукт совместного действия среды и наследственности.

Теперь рассмотрим более подробно то, как общественная культура влияет на человека и его развитие.

Надо сказать, что в культуру входят как абстрактные, так и материальные элементы. Рассмотрим их различия. Под абстрактными элементами понимаются ценности, убеждения, идеи, типы индивидуальности, религиозные представления. Под материальными компонентами подразумеваются книги, компьютеры, инструменты, здания и т.п.

Культура дает человеку осознание себя как личности и уяснение приемлемых моделей поведения. Важнейшими мировоззренческими и поведенческими аспектами, формирующимися под воздействием культуры, являются:

Осознание себя и мира;

Общение и язык;

Одежда и внешность;

Культура питания;

Представления о времени;

Взаимоотношения;

Ценности и нормы;

Вера и убеждения;

Мыслительные процессы и обучение;

Привычки в работе.

Ценности – это объединяющие индивидуумов убеждения или социальные нормы. Нормы – это правила поведения, выработанные группой на основе согласия всех ее участников.

Культура передается из поколения в поколение, прежде всего такими общественными институтами, как семья, школа, религия. Предшествующий опыт и общение со сверстниками также являются источниками культурных ценностей. Итак, три института – семья, религия и школа – вносят огромный вклад в передачу и усвоение традиционных ценностей и готовят почву для гармоничного восприятия новых реалий.

2. Этно-культурный компонент

Люди составляют отдельную этническую группу в зависимости от того, насколько общими для членов этнической группы являются особенности мировосприятия и миропознания, отличные от взглядов других этнических групп. Аналогично тому, как поведение человека обусловлено культурой, социальной средой, оно определяется также и ощущением собственной этнической принадлежности.

В понятии этно-культурный компонент различают такие культуры, как, например, культура коренных жителей какой-либо страны; культура национальных групп; культура религиозно-этнических групп. А также существуют поликультурные общества, такие как США, Россия и Сингапур, где ценятся высоко культурное разнообразие и равенство.

Микрокультуры формируются вокруг национальности, религии, географического местоположения. Вклад одних этнических групп в культурное разнообразие какой-либо страны больше, чем других, но те переменные, которые важны для достижения успеха, как правило, одинаковы для всех независимо от национальности.

Огромно влияние этно-культурного компонента на развитие творческих способностей людей. Для каждой этнической группы характерны свои культурные особенности и творческие достижения в искусстве, литературе, музыке.

Так как целью данной работы является рассмотрение этно-культурного компонента как возможность реализации творческих способностей в музыкальном воспитании ребенка, то следует рассмотреть взаимосвязь этно-культурного компонента и психологии творческого воспитания ребенка.


3. Творческие способности детей

Иногда творческие способности детей граничат с гениальностью, особенно если они дают возможность опередить свое время и постигнуть новые области познания и опыта.

Если встать на точку зрения, имеющую ярко выраженную социальную окраску, и согласиться с тем, что талант – не счастливый дар, данный от природы, а результат особых оптимальных условий обучения, трудолюбия и любознательности, то утверждение, что отдельный индивидуум, не получивший образования, не может считаться талантливым, далеко не соответствует действительности. Уже давно и неоднократно доказано, что даже в самом демократическом обществе люди не рождаются с одинаковыми способностями.

Главный вопрос, который нас интересует в данной работе – это вопрос о том, может ли окружающая среда оказывать серьезное влияние на развитие творческих способностей ребенка? Сегодня в психологии ведутся споры по этому поводу. Многие ученые считают, что окружение и внешняя среда имеют важное значение только для раскрытия и применения природного дарования.

Другие, наоборот, убеждены, что каждый ребенок находится под воздействием своего окружения и, соответственно, является продуктом своей среды. Следовательно, творческие способности формируются под влиянием психодинамических воздействий, то есть под влиянием среды, которая может быть доброжелательной или враждебной к нему.

Следует сказать, что практическая реализация наших врожденных задатков повышает функциональные возможности организма, а благотворное влияние окружающей среды делает этот процесс более продуктивным.

Развитие врожденных способностей возможно только при наличии среды, способствующей их развитию, а среда помогает развитию способностей только при наличии хорошей наследственной основы. Если нет такой основы, то бессильна и среда. Если же среда не окажет своего благотворного воздействия, то самые лучшие задатки могут оказаться невостребованными.

При взаимодействии хорошего наследственного материала и благоприятного влияния окружающей среды создаются оптимальные условия для развития творческих способностей.

Что касается влияния этно-культурного компонента на развитие творческих способностей детей, то многочисленные исследования показали, что в отношении развития и таланта все люди разных этнических групп равны.

Приведем пример такого равенства. Юная скрипачка выходит на авансцену. За ее спиной – один из знаменитейших симфонических оркестров в мире. В свои 12 лет она уже пользуется заслуженным авторитетом среди музыкантов и критиков, которые высоко ценят ее исполнительское мастерство. Когда знаменитый американский дирижер впервые услышал игру юного дарования, она так поразила его, что он пригласил девочку солировать в концерте Нью-Йоркского филармонического оркестра. Своим исполнением Концерта №1 Паганини она привела слушателей в восторг. Имя этой скрипачки – Сара Чанг, она родилась в Америке в семье корейских эмигрантов. Публика, узнав об азиатско-американском происхождении Сары Чанг, была сильно удивлена. Так как многими учеными-психологами доказывалось, что уровень интеллекта и творческих способностей ниже, чем у белых.

Еще раз скажем о том, что люди испытывают слабое или, наоборот, серьезное влияние этнических моделей микрокультуры, в которой они были воспитаны. Каждый человек в разной степени подвержен этим влияниям. Кроме того, индивид может принадлежать одновременно к нескольким этническим группам, уровень воздействия которых неодинаков.



4. Музыкальное воспитание детей

Ни в одной области творческой деятельности природа не одарила человека так щедро талантами, как в музыке, что объясняется свойствами самой музыки, передающей самые глубинные эмоциональные состояния человека. Способность превращать ноты в ритмически организованные звуки свойственна многим из нас. Иначе не было бы столько прекрасных оркестров и инструментальных ансамблей, не было бы ярких солистов-музыкантов, играющих на различных инструментах.

Вследствие сложности музыкального искусства способности музыкально одаренных детей начинают развиваться и проявляться под руководством опытных педагогов. Первыми учителями обычно бывают родители.

Что же является главным в музыкальном воспитании ребенка и развитии его творческих способностей в этой области. Приведем некоторые примеры в музыкальном развитии знаменитых музыкантов разных эпох и влияния на их способности среды и этно-культурного компонента.

Надо сказать, что предками многих одаренных музыкантов были крестьяне, ремесленники, мелкие кустари, что было характерно для тех времен.

Будучи сыном французского эмигранта, Ф. Шопен очень любил Польшу и считал ее своей родиной. В детстве он особенно интересовался историей борьбы Польши за независимость. Свободолюбивое настроение польского народа Шопен пытался выразить в музыке.

Ф. Мендельсон родился в Берлине в семье еврейского банкира. Его отец, приняв христианство, «обеспечил себе доступ к европейской культуре». Ф. Мендельсон начал учиться музыке в 7 лет, музыка была страстным увлечением мальчика.

Музыкально одаренные дети должны в течение всей своей жизни подтверждать свои способности, демонстрируя умение чувствовать и понимать исполняемое произведение.

Нельзя сказать. Что реализация творческих способностей в музыке есть нечто непознаваемое. Творческий процесс в музыке реализуется сложными извилистыми путями. Процесс воспитания юных музыкантов настолько различен у разных педагогов, в нем велика роль превходящих вещей.

Музыка, как принято было говорить, искусство времени. Данное выражение подразумевает тот факт, что при исполнении и восприятии музыки ее интерпритатор, равно как и слушатель, переживает процесс возведения музыкального произведения. В последнее время проблемы творческого воспитания личности в науке все активнее выдвигаются на авансцену психологии. Процесс музыкального воспитания – область исключительно сложная и многогранная. Однако именно в музыковедении воспитание отличается особой остротой.

Однако о каких бы аспектах музыкального воспитания не заходила речь, основным является главное условие: любая, даже самая частная и узкая проблема должна решаться, исходя из возможно более полной реализации творческого процесса данного преподавателя.

5. Реализация музыкальных способностей в различных культурах

Историческая несомненность существования не единой и общей для всех наций и народов, классов и социальных групп культуры, а множества своеобразных культур с их субкультурами лишает какого бы то ни было научного значения положения о том, что представители разнообразных культур якобы имеют равные возможности, когда они реализуют свои способности в творчестве. Понадобилось немало экономических, идеологических и политических потрясений, чтобы роль национальных культур стала осознаваться и учитываться. Особенности культуры проникают не только в психологическое содержание методик творческого воспитания, культура сказывается и на самой процедуре реализации творческого потенциала человека.

Ценности и нормы этнической микрокультуры находятся в противоречии с ценностями макрокультуры.

Рассмотрим особенности национальной культуры Франции. Так как нас в рамках данной работы интересует музыкальная культура, то будем исходить из того, что французские песни очень разнообразны. Они повествовательны, лиричны, печальны, шуточны, описательны, галантны. Характерно многообразие проявлений французской «шансон». Эти мелодии отличаются яркостью, свежестью, запоминаемостью. Они, как правило, в большей ил меньшей степени родственны народным песням. Музыкальная основа народопесенных жанров Франции в высшей степени разнородна. В качестве развития творческого потенциала французов служит национальное самосознание, глубокие чувства патриотизма к родной стране.

Испания выдвинула большое количество музыкальных деятелей. Творчество выдающихся композиторов Испании основывалось на народной песне и танце. Именно потому, что музыкальное искусство Испании было создано народом, оно получило большую силу и смогло благодаря этому выйти за пределы страны и распространиться по другим странам.

Что касается реализации творческих способностей в музыкальном воспитании детей, то в Испании развита вокальная полифония. Но больше всего ценно народное творчество и реализм.

Культура Америки. В определенном смысле, подлинная американская культура – это культура коренных американцев, хотя многие специалисты по этнографии и психологии видят в них одно из этнических меньшинств, являющихся частью культуры большинства.

Термин афро-американская, или «черная», культура относится не к цвету кожи, а к общему культурному наследию. Его корни – в истории Америки, которая начиналась с рабства, дискриминации и страданий, ограничениях во многих правах, исключения из многих сфер культурной жизни. Бедность школ и, соответственно, низкий уровень образования препятствует раскрытию творческого потенциала. Поскольку школа не дает достаточных навыков для развития творческих способностей афро-американских детей, то они получают их на улице. На сегодняшний день нам известна музыка «черных» - рэп, или уличная музыка.

Для азиатской культуры традиционны трудолюбие, сильные семейные узы, глубокое почтение к образованию, а также другие ценности, которые становятся залогом успеха в любой области науки и искусства.

Что касается немцев, то немецкий народ – один из музыкальнейших народов мира. На протяжении XVIII – XIX веков Германия выдвинула целую плеяду классиков, чье искусство сыграло громадную роль в последующем развитии немецкой и мировой культуры. Немало напевов, звучавших в походе, в битве, на отдыхе было заимствовано из народного творчества, закрепилось в музыкальном быту широких слоев населения деревни и города и влило свежие интонации в немецкий музыкальный быт.

6. Выявление, развитие и совершенствование юных талантов

В последние годы задача выявления и развития талантливых детей определена как приоритетная, хотя об успехах говорить рано. В Германии, например, это объясняется особыми причинами. Еще в недавнем прошлом, при нацизме, в Германии усиленно пропогандировалась теория о неравенстве рас, об «элитарности», особой исторической миссии германской расы, призванной повелевать другими, «низшими» расами.

В этих условиях воспитание «сильной личности», истинного арийца было основной целью всех учебных заведений.

Если исходить из марксистского учения, согласно которому «человека создал труд», то личность молодого человека соответственно должна формироваться в процессе учебы. При Сталине были строго запрещены все тесты на проверку уровня интеллекта. Георг Люкач, один из наиболее образованных и здравомыслящих философов-марксистов, критически относился ко всем попыткам сталинистов доказать разумность и справедливость уравнительного подхода. Он, не скрывая иронии, говорил, что «талант уже есть отклонение от нормы». Изменения, происшедшие в жизни общества после смерти Сталина, не могли не сказаться на системе народного образования. В Советстком Союзе и других социалистических странах стали открываться школы для особо одаренных детей.

Каждый талант уникален и поэтому требует особенно бережного и деликатного обращения. Талантливая личность более склонна к самоанализу и самооценке.

Проследив жизненный путь очень многих известных людей, американский ученый Бенджамин Блюм пришел к выводу, что их талант развивался и совершенствовался при заботливом участии родителей и учителей. Однако ни родителям, ни учителям никогда не следует забывать, что талантливый ребенок – это всего лишь ребенок, который особенно уязвим и подвержен влиянию взрослого мира. Стоит несколько слов сказать об общих способностях детей, не только музыкальных. Способности по далеко не полной классификации, без учета некоторых переходных форм, могут быть поделены на четыре типа:

Художественные способности состоят в том, что блестящий музыкант, например, может быть, однако, и блестящим математиком;

Психомоторные способности, то есть умение владеть своим телом, дети с такими способностями становятся спортсменами и танцорами;

Способности социального характера – имеется в виду умение быстро находить контакт с людьми различных типов, характеров, склонностей; дети с такими способностями становятся психологами, продавцами, менеджерами, дирижерами;

Интеллектуальные способности общего характера, которые реализуются в различных сферах человеческой деятельности.

Надо сказать, что при недооценке способностей ребенка резко меняется его модель поведения. Он становится требовательным, агрессивным, раздражительным, может неожиданно перестать общаться со всеми или бурно реагировать даже на самое безобидное замечание.

Для работы с одаренными детьми, кроме специальных знаний необходимы такт, терпение, особая деликатность. В помощь родителям и учителям разрабатываются специальные тесты. Точность оценки способностей ребенка в значительной степени зависит от того, насколько внимательны и наблюдательны родители и учителя.

Каким же способом семья и школа могут способствовать творческому развитию ребенка? В семье, где читают книги и газеты, обсуждают политические и другие проблемы, ребенок развивается быстрее, чем по специально разработанным программам.

Что касается музыкального развития ребенка в семье, то для развития необходимо создать соответствующий микроклимат. Ребенок должен расти в спокойной, доброжелательной обстановке, ощущать свою защищенность. Музыкальные занятия способствуют развитию органов чувств ребенка.

После родительского дома важное место в развитии и воспитании ребенка занимает школа. Мудрый, опытный, внимательный учитель обязательно поможет талантливому ребенку в его развитии. Развитие способностей ребенка возможно и в рамках общеобразовательной школы, при условии организации внеклассных дополнительных занятий. Одаренные дети, собранные в специальные классы и школы, могут оказаться в изоляции от остальных детей. Если же способному ребенку по каким-либо причинам приходится расстаться со специальной школой и перейти в общеобразовательную, то это обычно вызывает у него тяжелые душевные страдания, что может привести к депрессии и даже к психическому заболеванию.

Интеллект – это та сила, которая помогает проникнуть в глубь вещей. Основная задача общества любого типа культуры состоит не только формирование высоконравственной личности, но и выявить творческие способности каждого ребенка.

7. Гены – носители информации

Прежде выдающиеся способности одаренных детей вызывали лишь всеобщее удивление и восхищение, о них писали, но не пытались изучать, научно объяснить этот феномен.

Одаренный ребенок, по мнению ученых, есть прямое «попадание генов в цель». В некоторых семьях талант в определенной области передается из поколения в поколение. В частности, в семьях актеров у детей рано проявляются лицедейские способности, и они идут по стопам родителей. Музыкальный талант в семье Бахов, немецких музыкантов из Тюрингии, наследовался несколькими поколениями в течение более 200 лет. У прадеда Иоганна Баха, известного музыканта, было три сына, которые были одарены блестящими музыкальными способностями, и несколько внуков, прекрасно игравших на органе, клавесине, виолончели. Правнук Иоганн Себастьян Бах, талант которого особенно ярко раскрылся в зрелые годы, уже в 6 лет сочинял музыкальные пьесы.

Наследование музыкальных способностей свидетельствует о генетической природе таланта. Ученый-исследователь Ревеж отмечал, что у 85% музыкально одаренных детей родители также имели музыкальные способности. Музыкальный талант обычно наследовался от отца. Бах, Бетховен, Беллини, Бизе, Вивальди, Вебер, Лист, Моцарт унаследовали талант от отца. И только Гуно, Григ, Мендельсон и Рубинштейн – от матери.

Ученые не располагают пока достаточным количеством научных данных, позволяющих объяснить, почему музыкальный талант чаще наследуется по отцовской линии и почему часто после музыкального наследуется математический талант.

Под наследственностью понимается способность организма воспроизводить определенные родительские признаки в следующих поколениях. Наследуются, однако, не готовые качества и свойства, а только предпосылки, задатки к ним. Как разовьются эти задатки, в значительной степени будет зависеть от окружающей среды, от того, будет ли она способствовать их развитию или тормозить его.

С точки зрения генетики секрет ранней одаренности уже не кажется столь загадочным. Очень важное значение имеет та информация, которая заложена в генах, или, лучше сказать, генные команды, управляющие развитием головного мозга.

Так обеспечивается умственная деятельность человека, повышается уровень его интеллекта, что в свою очередь позволяет судить о степени его дарования.

Приведем примеры музыкальных дарований. Одним из наиболее ярких примеров раннего – в детском возрасте – проявления музыкальной гениальности был Вольфганг Амадей Моцарт. Он был музыкантом универсального дарования. В жизни и творчестве этого великого композитора во всей полноте отразились блеск и нищета музыкального гения. Многое из того, что пришлось испытать Моцарту, выпало на долю и других великих композиторов, может быть, в более мягкой или несколько иной форме.

Что касается этно-культурного компонента как истока музыкального таланта Моцарта, то его предки жили в баварской части Швабии. Отец Моцарта, строгий и замкнутый человек, обладал большим чувством ответственности и крестьянской смекалкой. У маленького Моцарта был феноменальный музыкальный слух и редкая музыкальная память. В четыре года мальчик мог подсказать музыканту-профессионалу, что его скрипка расстроена на четверть тона. Музыка Моцарта на века пережила создателя. Его музыка стала частью божественного мира, первозданной природы. Строгость и точность построения удивительно сочетаются в ней с певучестью и мелодичностью. Творчество Моцарта гениально в истинном значении этого слова.

8. Диагностика творческих способностей детей

В современных условиях особое значение приобретает создание психодиагностических методик, позволяющих выявлять и оценивать различные стороны психики ребенка. В самых разных видах творческой деятельности среди важных качеств называют такие особенности психики, как избирательность восприятия, наблюдательность, оперативная память, гибкость мышления, быстрота обобщения и оценки ситуации, принятия решения.

Очевидно, что творческие способности ребенка должны проявляться и развиваться в игровой и учебной деятельности. Важная роль в творческом развитии ребенка принадлежит школе. В процессе усвоения знаний, умений, навыков и осуществляется развитие детей. В настоящее время школа выдвигает одну из основных задач: развитие таких качеств личности ребенка, которые обеспечивают ему возможность самостоятельно приобретать новые знания, гибко, оперативно их использовать в ситуациях, не заданных непосредственно обучением. Реализация этой задачи предполагает не только специальное построение и организацию процесса усвоения знаний, умений и навыков, но и целенаправленное формирование различных сторон личности ребенка. А это связано с необходимостью определить содержание и структуру творческого развития, разработать научно обоснованные методы выявления и оценки различных его сторон для более эффективного формирования в процессе обучения.

Сложность природы творческих образований, многообразие факторов, влияющих на их становление и развитие, определяют многие трудности в создании и использовании методик. Основное ядро творческого развития, как уже говорилось, - развитие интеллекта ребенка.

Подчеркивая особую роль интеллекта в целостной системе психического и творческого развития человека, некоторые исследователи относили его, наряду с социальной адаптацией и работоспособностью, к основным ресурсам личности. В общей совокупности творческого потенциала человека интеллектуальное развитие занимает ведущее место, поскольку непосредственно определяет степень готовности к усвоению и переработке знаний и умений, обеспечивает возможность приспосабливаться к новым условиям, активно их преобразовывать, планировать и оценивать свои действия, целеполагать и прогнозировать их промежуточные и конечные результаты, организовывать в системы прошлый опыт.

Существует множество разнообразных определений интеллекта, среди которых наиболее известны следующие три:

Способность к обучению;

Способность оперировать абстрактными отношениями;

Приспособление к новой ситуации.

В психологии весьма интенсивно разрабатываются проблемы творческого развития ребенка. В исследовании этой проблемы психологи исходят из общих теоретических положений, относящихся к развитию ребенка в целом. Разные исследовательские школы и направления пытаются определить содержание данного понятия, исследовать формирование творческих особенностей и интеллекта под влиянием культурного компонента, проявления его на различных этапах возрастного и индивидуального развития. Широкий размах приобрели исследования, показывающие огромную роль обучения в творческом и интеллектуальном развитии детей, выявлены различные системы воспитывающих воздействий; обнаружена тесная связь между уровнем развития интеллекта и содержанием обучения, обеспечивающим формирование теоретических обобщений подлинно научного характера.

9. Культурологический анализ современного образования

Сфера педагогики, психологии и образования – это, с одной стороны, специализированная область культуры, обеспечивающая трансляцию накопленного в обществе социально значимого опыта, с другой – особая, относительно самостоятельная субкультура.

Реализация идеи образования в организационном и других аспектах и приводит к формированию социального института образования и соответствующей образовательной субкультуры. Их функционирование и развитие поддерживаются системой норм, органами управления, системой воспроизводства функциональных ролей, средствами коммуникации. В передовых в культурном отношении странах Германии, России, Англии, Франции, США социальный институт образования складывается во второй половине XIX столетия. В рамках этого института идея образования не только была полностью реализована, но и получила дальнейшее развитие.

Исследования, идущие в рамках психологии образования, а также инновационная педагогическая практика приводят к новому образу человека. Именно на представления и идеалы человека в конечном счете опираются концепции образования. Содержание и цель педагогической деятельности состоят в том, чтобы ввести молодого человека в жизнь, вооружив его всеми необходимыми знаниями, навыками, способностями.

Цель обучения и воспитания в любой этно-культурной формации – формирование у ребенка творческой активности, которая откроет специалисту возможность самому порождать новые способы и виды деятельности, входить в новые для него профессиональные сферы, позволит в короткий срок переориентировать направленность его труда. Сегодня этот тезис переосмыслен, как требование не просто транслировать информацию, а учить обобщенным способам деятельности, самому мышлению.

Культура – это совокупность существующих материальных и духовных условий жизни людей, сложившихся способов их деятельности, обычаев, социальных институтов, включая и саму систему образования, совокупность, образующая своего рода живой организм, равновесную и одновременно динамичную систему. Наконец, культура это также и сознательная, целеустремленная, творческая активность индивидов и сообществ, стремление поддержать традиции, улучшить и упорядочить жизнь, осуществить какие-либо изменения, противостоять разрушительным, антигуманным тенденциям.

Новая идея образования должна исходить не столько из идеи подготовки подрастающего человека к зрелости, подготовки, предполагающей усвоение знаний, сколько из идеи вовлечения человека в активный процесс открытия, освоения мира. Педагог должен приоткрывать для ученика новые реальности, помогать ему войти в них, делиться собственным опытом погружения в эти миры их освоения. Не столько преподавать, сколько заряжать интересом, увлекать, помогать, делиться опытом. В свою очередь, ученик, открывая для себя новые миры, входя в них, осваивая их, должен рассматривать образование как процесс принципиально двусторонний. Не только направленный в мир, но и обращенный на самого ученика. Образование предполагает работу, направленную на самого себя, на собственное изменение. В новой идее образования открытие и освоение мира неотделимо от открытия и освоения себя, путь в мир есть одновременно путь к себе, открытия себя, «выслушивание» своей природы и духовности, выращивание в себе новых сил, способностей, ощущений и переживаний.

Необходимым требованием современного образования является и этическая ориентация развития человека. Образованный человек – это человек культуры, человек воспитанный, способствующий сохранению культуры, укрепляющий ее. Образованный человек – это именно человек, а не специалист или личность, причем человек культурный, подготовленный к жизни. Подготовленный не только к нормальной жизни и отлаженному производству, но и к испытаниям, к смене образа жизни, к изменениям. Нельзя предполагать, что в эпоху всеобщего кризиса культуры, мучительного образования элементов новой культуры, глобальных преобразований и сдвигов дети избегут изменений, проблем, болезненных метаморфоз. Подобно тому как стало естественным образовательное требование, связанное с умением обучаться и переучиваться, должно стать естественным требование для образованного человека быть готовым к испытаниям, к неоднократной смене своих представлений, мировоззрения, мироощущения. В частности, поэтому содержание современного образования не может быть сведено к знаниям и предметам, а технология образования -–к обучению знаниям и пассивному их усвоению.

Не менее важно учесть требование, вытекающее из самого духа нашего времени, а именно: образовательные воздействия должны быть с определенного периода индивидуальными, т.е. обеспечивать для личности свободу выбора образовательного пути. Начиная с подросткового возраста складывается личность человека, для которой характерны стремление к самостоятельному поведению, формированию Я-концепции, индивидуального мироощущения, программы жизненного пути, определенной работы над собой. С этого периода человек уже не может воспринимать образование просто как нечто данное ему от рождения, подобно пище, воздуху или условиям жизни, он вырабатывает к нему собственное отношение. Более того, он может начать сам образовывать себя. Подобный шаг, происходящий у кого раньше, у кого позже, знаменует смыкание образования с самообразованием.

Не менее существенно, что переход к самообразованию связан с иным типом психологического изменения: образование через самообразование подчиняется в этом случае целям личностного роста и совершенствования, становится моментом психической активности человека, формой его культурного бытия.

10. Реформы творческого образования детей в различных этно-культурных формациях

Пожалуй, наиболее впечаляющим в сфере образования в настоящее время являются перманентные реформы образования. Можно даже сказать, что мы живем в эпоху перманентного педагогического эксперимента. Например, известно, что на смену русской классической школе и гимназии конца XIX – начала XX столетия пришли сначала пролетарская школа 20-30-х годов, затем советская классическая школа с единой программой и стабильным составом учебных предметов. Но начиная с 70-х годов в школе осуществляются разнообразные эксперименты и набирает силу движение педагогов-новаторов, предлагаются как новые программы обучения, так и новые организационные формы школы. Сегодня мы наблюдаем и отдельные попытки на новой основе возродить дореволюционную школу.

Западная педагогика и школа естественно развивались несколько иначе, чем советские, но и здесь прослеживается сходная закономерность: педагогические реформы и эксперименты практически идут с начала века. Развивается и альтернативная педагогика.

В большинстве замыслов развития детей встает проблема реализуемости задуманного и рассчитанного. Известно, что многие реформы творческого образования в нашей стране, и в Европе не достигли своих целей, хотя и оказали определенное влияние на развитие образования.

Отмечается такой фактор, препятствующий осуществлению реформ, как несогласованность или противоречивость целей реформы. Если свести воедино все требования к творческому образованию, предъявляемые философией образования, то приходится признать, что многие из них не согласованы между собой. Действительно, ряд этих требований представляет собой сформулированные в нормативном виде идеалы, причем их реализуемость не обсуждалась, другие требования к образованию – это установки на модернизацию, но программа и ресурсы такой модернизации, как правило, не задаются. К тому же нужно учесть, что различные требования к образованию выдвигаются разными субъектами, выступающими от лица разных групп населения, разных сфер культуры и экономики.

Сегодня существует плюрализм культур и неоднородность культуры. Как следствие – множество субъектов и разнородных требований к творческому образованию. В настоящее время мы не имеем дело с единой практикой творческого развития ребенка, напротив, как ответ на поликультурную цивилизацию и свободу образовательного выбора формируются разные, существенно различающиеся виды педагогических практик.

Этно-культурный подход к инновационной творческой деятельности педагогов прошел значительный путь во многих странах и этнических группах.

Например, полем для этнографических исследований американских ученых стала большая часть культурных регионов Земли. Первые исследования проводились в целях изучения культур коренного населения Северной Америки, затем в сферу интересов американских исследователей вошли Латинская Америка, Африка, Океания и Азия. Был собран и систематизирован объемный и уникальный материал по истории культуры, который послужил источником для социокультурного анализа.

Особенностью американской школы культурного и творческого развития детей, помимо мирного сосуществования и взаимного обогащения различных методологических подходов является использования творческого наследия предшественников, что позволяет говорить о непрерывности традиций в американской школе развития.

Позже в американской школе произошли изменения в ориентации на изучение незападных, дописьменных культур к изучению культур всех типов, включая постиндустриальное общество. Одним из объектов тщательного изучения становится культура США. Изменились внешние привычные условия работы – резко сузилось поле этнографических исследований с исчезновением многих локальных культур с лица Земли.

Следует сказать о возникновении расово-культурной школы творческих исследований. Основная идея заключается в решающем воздействии расового фактора на развитие творческих способностей ребенка. Эта школа сформировалась в условиях борьбы за существование и естественном отборе, господства биологического подхода в социологии, широкого распространения всевозможных антропометрических измерений и попыток биологической классификации рас. Разумеется, что все это не могло не сказаться на особенностях развития расовой культуры и развития творческих способностей детей данной этнической группы.

Особое место занимает духовная школа творческого развития детей. Основой этой школы служило рассмотрение историй «переживания» в музыкальных произведениях многими великими композиторами. Типы «жизни» рассматривались как ценностно равноправные.

Еще раз скажем, что в психологии культура – это социологическое обозначение для наученного поведения, то есть поведения, которое не дано человеку от рождения, не предопределено в его врожденном виде, а должно усваиваться каждым новым поколением заново, путем обучения у взрослых людей.

Этно-культурный компонент – это формы привычного поведения, общие для группы, общности или общества. Он состоит из материальных и нематериальных элементов.



Заключение

В заключение работы сделаем выводы о том, что культура в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других особенностей, способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества.

Следует сказать, что все исследования творческого развития детей с раннего возраста связаны с общим прогрессом научных знаний, развивающихся на стыке наук о человеке, его духовной деятельности и творчестве. В данной работе мы рассмотрели такие вопросы, как одаренные или гениальные дети, а также природу таланта.

В данной работе перед нами стояла цель – рассмотреть этно-культурный компонент – как возможность реализации творческих способностей в музыкальном воспитании ребенка. Мы рассмотрели на различных примерах как реализуются способности детей определенного этно-культурного компонента. На примерах различных, известных деятелей музыкального искусства прошлого и современности. А также рассмотрели истоки гениальности детей в музыке. Изучили методы работы различных школ, работающих на развитие творческого потенциала детей. Таким образом, цель, поставленная перед нами, достигнута.

В процессе работы мы рассмотрели такие понятий как культура, этно-культурный компонент и его влияние на творческие способности детей, изучили влияние окружающей среды на развитие ребенка. Тем самым, мы достигли, поставленные перед нами в начале работы, задачи.



Список литературы

1. Акимова М.К. Психология. Учебное пособие. – Москва: «Педагогика», 2000г. – 489с.

2. Кедров Б.М. Психология. Учебное пособие. – Москва: «Наука», 2001г. – 113с.

3. Козлова В.Т. Психология и культура. Учебное пособие. – Москва: «Наука», 2001г. – 612с.

4. Мейснер Т. Реализованные и нереализованные способности. – Москва: «Крон-пресс», 2000г. – 289с.

5. Психологическая диагностика. Проблемы и исследования. Под редакцией Гуревича К.М. – Москва: «Педагогика», 2000г. – 345с.

6. Психология процессов художественного творчества. Учебное пособие. Под редакцией Егорова А.А. – Москва: «Наука», 2000г. – 531с.

7. Ревеж Г. Талант и гений. – Москва: «Наука», 2000г. – 361с.

8. Рыбакова Г.И. Воспитание ребенка. Учебное пособие. – Москва: «Педагогика», 2001г. – 301с.

9. Сухарева А.И. Воспитать гения. – Москва: «Наука», 2000г. – 488с.

10. Якиманская И.С. Поликультурные общества. – Москва: «Наука», 2003г. – 385с.


Акимова М.К. Психология. Учебное пособие. – Москва: «Педагогика», 2000г. – с. 95

Психологическая диагностика. Проблемы и исследования. Под редакцией Гуревича К.М. – Москва: «Педагогика», 2000г. – с.11

Козлова В.Т. Психология и культура. Учебное пособие. – Москва: «Наука», 2001г. – с. 411

Якиманская И.С. Поликультурные общества. – Москва: «Наука», 2003г. – с.191

Мейснер Т. Реализованные и нереализованные способности. – Москва: «Крон-пресс», 2000г. – с.9

Рыбакова Г.И. Воспитание ребенка. Учебное пособие. – Москва: «Педагогика», 2001г. – с.100

Психология процессов художественного творчества. Учебное пособие. Под редакцией Егорова А.А. – Москва: «Наука», 2000г. – с.131

Кедров Б.М. Психология. Учебное пособие. – Москва: «Наука», 2001г. – с.12

Сухарева А.И. Воспитать гения. – Москва: «Наука», 2000г. – с.335

Ревеж Г. Талант и гений. – Москва: «Наука», 2000г. – с.242

Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая что личность - это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. В нашей работе мы будем исходить из того, что личность создается и личностью становятся в результате общения и деятельности и процесс этот называется социализация. (Выготский Л.С, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др)

Методы социализации личности в каждой культуре отличаются. Обратившись к истории культуры, мы увидим, что в каждом обществе была своя идея воспитания. Сократ считал, что воспитать человека - значит помочь ему «стать достойным гражданином», тогда как в Спарте целью воспитания считалось воспитание сильного храброго воина. Согласно Эпикуру, главное - независимость от внешнего мира, «безмятежность».

Прежде всего, следует отметить, что определенный культурный опыт является общим для всего человечества и не зависит от того, на какой ступени развития находится то или иное общество. Так, каждый ребенок получает питание от старших по возрасту, обучается общению через язык, получает опыт применения наказания и вознаграждения, а также осваивает некоторые другие наиболее общие культурные образцы. Вместе с тем каждое общество дает практически всем своим членам некоторый особенный опыт, особенные культурные образцы, которые другие общества предложить не могут. Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, возникает характерная личностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества. Например, личность, сформировавшаяся в условиях мусульманской культуры, будет иметь иные черты, чем личность, воспитанная в христианской стране.

Общекультурные ценности четко прослеживаются в модальности личности. Под модальной личностью понимается наиболее часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом. Таким образом, в каждом обществе можно найти такие личности, которые воплощают средние общепринятые черты. Говорят о модальных личностях тогда, когда упоминают о «средних» американцах, англичанах или об «истинно» русских. Модальная личность воплощает в себе все те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Эти ценности в большей или меньшей степени содержатся в каждой личности данного общества.

Влиянием культуры на поведение человека занимается кросскультурная психология. Это сравнительно надавнее направление психологической науки, к сожалению мало исследуется отечественными психологами, в отличие западных специалистов - психологов.

Влиянию культуры подвержены как развитие высших психических свойств человека так и его, и его личностные особенности. В кросскультурных исследованиях была подвергнута проверке доктрина «психического единства», заключающаяся в том, что психические процессы людей одинаковы, универсальны и свойственны всему виду Homo sapiens. Эта доктрина возникла в XIX в., и тогда же появились сомнения в ее истинности. Так, в работах О. Конта, Э. Дюркгейма и других социологов подчеркивалось решающее значение социальной общности для свойств и поведения индивида. Л. Леви-Брюль, изучив с этой же позиции первобытное мышление, пришел к выводу: для того, чтобы исследовать мышление, следует анализировать культуру, к которой принадлежит индивид. Любую культуру можно охарактеризовать через совокупность существующих в ней общих взглядов, или «коллективных представлений». Именно в них, считал Л. Леви-Брюль, причина «до-логичности» первобытного мышления в отличие от мышления нормального европейца.

Критика объяснительных концепций Л. Леви-Брюля не помешала другим исследователям подтвердить его данные. Так, современный американский психолог Дж. Брунер, известный своими работами по перцепции и мышлению, попытался создать теорию, связывающую культуру с развитием познавательных процессов.

Согласно его теории мышление является результатом интериориза-ции выработанных в данной культуре «орудий», к которым он относит не только технические орудия, но и символические системы. Культуры различаются не только созданными в них орудиями, но и социальными институтами, передающими знания и умения обращаться с орудиями.

Обсуждение выдвигаемых концепций, объясняющих влияние культуры на психику, не входит в задачи, которым посвящена данная глава. Поэтому обратимся к другим данным, свидетельствующим о кросскультурных различиях в познавательных процессах. Известны исследования У. Хадсона, в которых обнаружилось, что африканцы из традиционных обществ не понимают условностей изображения при восприятии картин и фотографий, естественных с точки зрения европейцев. К ним относится применение ракурса для передачи перспективы - европейские дети адекватно воспринимали изображение поднимающегося по лестнице человека, а африканские дети считали, что он калека, так как у него одна нога короче другой. Ряд исследователей отмечает, что туземцы не узнают на фотографиях знакомые предметы или местность, не узнают даже себя и членов своей семьи. Выполняя задание нарисовать корову в профиль, африканский ребенок изображает все четыре копыта, два рога и два уха, т.е. все то, что он знает, хотя и не видит. Европейский ребенок рисует то, что видит, рассматривая животное в профиль, - одно ухо, один глаз и пр.

Получены данные относительно того, что есть различия в восприятии глубины и в том случае если человек наблюдает естественные реальные сцены, а не картины. Так, К. Тернбулл в своем этнографическом исследовании пигмеев, живущих в лесах Итурби, описывает случай, когда он вместе с пигмеем вышел из леса. Вдалеке виднелись пасущиеся коровы. Пигмей принял их за муравьев, хотя он видел коров раньше, но никогда не наблюдал их издалека.

Наряду с восприятием изучались особенности памяти. Во многих работах было обнаружено, что социальная значимость и интерес к тому, что запоминается, влияют на успешность запоминания. Так, африканский пастух обладал великолепной памятью на коров и растения, но почти не запоминал информацию, связанную со временем, поскольку повседневная жизнь деревенского жителя мало зависела от времени, текла согласно собственному ритму и не подчинялась строгому расписанию. Таким образом, избирательность памяти является ее универсальным свойством, проявляющимся у представителей разных народов и культур. Но есть данные о наличии особых способов запоминания у народов, не имеющих письменности. Поскольку знания у них хранятся в живой памяти, а не в книгах, для лучшего сохранения культурного опыта используются специальные вспомогательные средства, такие, как рифма, ритм, повторы и др.

Задачи Ж. Пиаже на понимание принципа сохранения часто применялись в исследованиях неевропейских культур (П. Гринфилд, П. Дей-сен и др.). Психологи везде обнаруживали те же стадии и ту же последовательность в развитии понимания принципа сохранения веса, объема, длины и количества, которые описал Ж. Пиаже в работах, проведенных с женевскими детьми. Вместе с тем темп развития такого понимания в незападных культурах был более медленным, чем на Западе. Впрочем, следует отметить, что темп развития и других психических характеристик неодинаков у представителей разных культурных сообществ. Исследователи объясняли это действием трех факторов, связанных с особенностями культуры: характером деятельности членов определенной культуры, характером обучения и участием в социальном взаимодействии с людьми, стоящими на более высоком уровне развития

Это доказывают исследования, посвященные сравнению систем воспитания в разных культурах, а также тех умений, навыков и знаний, которые в первую очередь передаются молодому поколению. Кросс-культурные исследования на младенцах, выполненные с применением шкал Бейли и Гезелла, показали, что у африканских детей на первом году жизни более высокие показатели психического развития, чем у европейцев. К. Сьюпер, сделав обзор этих результатов, не нашел подтверждения более раннего нейрофизиологического развития африканских детей,

которым можно было бы объяснить их опережающее психическое развитие. Поэтому он обратился к особенностям воспитания, наблюдая за поведением африканских матерей и младенцев, беседуя с африканцами. В частности, он выяснил, что в Кении принято очень рано начинать учить детей сидеть и ходить, для чего выработаны специальные приемы. Так, К. Сьюпер наблюдал, как младенца второго месяца жизни учат сидеть: его помещают в специально сделанную в земле ямку, а вокруг нее кладут свернутую валиком попону, обеспечивающую ребенку поддержку. В таком сидячем положении он ежедневно пребывает длительное время до тех пор, пока не научится сидеть самостоятельно. Также уже на втором месяце ребенка учат ходить, поддерживая его за руки и заставляя передвигаться прыжками.

Обобщая свои наблюдения и результаты других исследователей, К. Сьюпер сделал вывод, что более быстрое по сравнению с англичанами моторное развитие африканцев на первом году жизни связано с особенностями их системы воспитания. Это, впрочем, не означает, что африканские дети и в других областях психического опережают своих английских сверстников. Так, например, они позже обучаются ползать, так как на полу проводят в три раза меньше времени, чем английские дети. Традиции ухода за младенцем отражаются и на развитии его сенсорики. Так, чем чаще он находится в лежачем положении, тем быстрее у него развиваются пространственные и манипулятивные навыки; чем чаще его берут на руки и держат в вертикальном положении, тем лучше у него развиваются зрительные навыки.

Различия в обучении более старших детей также отражаются на их развитии. Например, Р. Серпелл нашел, что перцептивные особенности у детей из Замбии развиты намного хуже, чем у их европейских сверстников, так как их в школе не учат рисованию и конструированию, их просто нет в культуре этого народа.

Но и в тех случаях, когда изобразительная деятельность поддерживается культурными традициями, содержание и техника выполнения рисунка отражают культурные факторы. «Рисует ли ребенок широкий панорамный вид или мелкие сцены из жизни, отдельные объекты или картинки, выдуманы или реалистичны его изображения - все это в большей степени зависит от окружающей его культуры. В определенных группах в рисунках преобладает действие, в других - неподвижные объекты и фигуры. Расположение объектов на картине тоже различается в разных группах»

Все эти работы показывают, что культурные различия, относящиеся к традициям и методам обучения и воспитания, определяют особенности развития представителей разных культурных сообществ, меняя относительную важность и первостепенность отдельных показателей психического развития. Различия между представителями разных культур возникают не вследствие специфики самих познавательных процессов, а из-за разных условий развития (разного «контекста»). В зависимости от опыта, приобретенного в той или иной области, от характера и методов обучения представители разных культур будут обладать определенными знаниями, навыками и умениями, позволяющими им справиться с теми проблемами, которые возникают в жизни определенного общества и требуют своего разрешения от его членов.

Таким образом, антропологические и психологические исследования свидетельствуют о том, что различия в познавательных процессах обусловлены действием специфических культурных и субкультурных факторов. Фактор культуры влияет на каждого человека, придавая особый оттенок тому пути, которым с самого начала развивается человек. Поэтому личность со всеми присущими ей свойствами также зависима от принадлежности к той или иной группе.

В качестве примера рассмотрим, как влияет своеобразие национальных культур на формирование некоторых личностных черт. Профессор Южнокалифорнийского университета Н. Имамото сопоставил поведение американских и японских матерей, ухаживающих за грудными младенцами. Наблюдения проводились ежедневно в течение 4 часов на протяжении трех лет. Он нашел, что японки немедленно реагируют на каждое требование ребенка. Если ребенок заплакал, его тут же берут на руки, укачивают. Ребенок ощущает покой и защищенность посредством материнских объятий, прикосновений. Ту же модель поведения применяют и другие взрослые члены семьи, повторяя действия матери. Японскому малышу не знакомо чувство одиночества, он постоянно среди людей. В результате у него формируются умения вписаться в группу, подчинять ей свои интересы, компромиссность, уважение и почитание старших. Отгороженность, потребность в автономии не поощряются в японском обществе.

Американская мать иначе ведет себя с младенцем. Она старается воздействовать на него преимущественно словами, разговаривает с ним, старается отвлечь его, переключить внимание на что-либо в окружении, если ребенок плачет. Тем самым у него развивается познавательный интерес, любознательность, умения самому себя занять, быть автономным, самостоятельным.

Еще один пример. Кросскультурные исследования фрустрационных реакций показали, что у японских детей в возрасте 6-9 лет чаще по сравнению с европейскими и индийскими детьми проявляются самокритичность, самообвинения и угрызения совести. Это связывают с авторитаризмом в японских семьях. Вместе с тем особенности семейного воспитания в Индии приводят к большей самостоятельности детей, которые при возникновении трудностей и проблем рассчитывают главным образом на свои силы и почти не обращаются за помощью к окружающим взрослым.

Таким образом, характер воспитательных воздействий, особенности материнской заботы и детско-родительского общения различаются в разных культурах и способствуют формированию разных типов личностей. Важно, что эти личностные, специфические для каждой культуры черты соответствуют характеру требований культурной группы к своим членам, обеспечивая их адаптацию к своему окружению. Представления о существовании так называемого «национального характера» - не миф, свойственный обыденному сознанию, а реальность, подтверждаемая психологическими исследованиями.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что там, где демонстрационный эффект срабатывает в полной мере, догоняющая модернизация ускоряется и сравнительно быстро приносит результаты. Там же, где на пути распространения демонстрационного эффекта существуют барьеры, модернизация замедляется. Барьеры эти могут быть естественными (большие расстояния, отсутствие средств коммуникации) или неестественными (железные занавесы разного рода). Но в любом случае они мешают догонять, поскольку лишают информации.

Заметим попутно, что некоторые люди считают догоняющую модернизацию явлением позитивным, а некоторые - негативным. Кто-то полагает, что догонять хорошо, поскольку это способствует развитию, а кто-то считает, что плохо, поскольку разрушает нашу традиционную культуру и навязывает ценности сомнительного свойства. Однако вне зависимости от того, какую оценку мы ставим модернизации (мне лично ближе первая точка зрения), трудно усомниться в определяющем влиянии на нее демонстрационного эффекта.

Но здесь возникает вопрос, который в последние годы чуть ли не доминирует в дискуссиях о модернизации России. Является ли наше отставание объективным следствием существовавших ранее барьеров для распространения демонстрационного эффекта (периферийное положение России на краю Европы, отсутствие средств коммуникации, разрыв православной и католической церквей, незнание западных языков, железный занавес коммунистических времен и т. д.) или же для нас по сей день существуют жесткие барьеры, через которые никакой вызов Запада не проходит? В практическом плане ответ на данный вопрос означает следующее: мы просто отстали, но имеем хороший шанс догнатьили же мы не можем догнать, поскольку сами не хотим двигаться в том направлении, в каком нас манит демонстрационный эффект?

Неудачи последних лет в деле демократизации России, а также проблемы, связанные с высокой коррумпированностью и неэффективностью нашей рыночной экономики, способствовали формированию пессимистиче­ских представлений о модернизации. Часто говорится, что помимо демонстрационного эффекта и, возможно, даже в большей степени, чем он, на разные страны оказывает воздействие традиционная культура. Есть культуры, предрасположенные к рынку и демократии, а есть не предрасположенные. Есть такие, в которых рынок, демократия да и развитие в целом воспринимаются позитивно, а есть такие, где негативно. Иначе говоря, в некоторых культурах людям хотя и нравится высокий уровень потребления, но слишком уж не нравятся те институты, которые надо формировать для достижения подобного уровня. И потому демонстрационный эффект срабатывает лишь наполовину. Купить иномарку или iPadхочется, но уважать право собственности - нет. А потому модернизация осуществляется лишь на поверхностном уровне и быстро затухает, когда кончаются деньги для покупок.


Могут ли российские проблемы быть связаны с нашей особой культурой, отрицающей модернизацию? Теоретически могут, поскольку истории извест­ны примеры культур, стимулирующих развитие или, напротив, тормозящих. Самый известный случай - протестантская этика, значение которой раскрыл Макс Вебер.

Согласно его теории, истинно верующие протестанты обладают особым духом, способствующим развитию капитализма. Они верят в то, что спасение на том свете нельзя заслужить хорошими делами или искренним покаянием. Все люди изначально предопределены Богом к спасению или к гибели. Точно знать о том, какова его судьба, человеку не суждено. Однако косвенным образом он может судить о будущем, глядя на свое настоящее. Жизненный успех свидетельствует о том, что Господь не оставляет тебя, а неудачи, провалы и разорения служат признаком катастрофы, которая ждет и в мире ином.

Таким образом, получается, что мы можем быть спокойными за судьбу своей души лишь тогда, когда видим собственные успехи, когда честно трудимся, ведем примерный образ жизни, кормим семью, растим детей, украшаем свой дом и город. Неудивительно, что, столкнувшись с подобной психологической проблемой, истинно верующий протестант будет делать все возможное для своего преуспевания. Не обязательно он станет крупным капиталистом (хотя это было бы наибольшим свидетельством жизненного успеха), но в любом случае он будет трудиться с высокой производительно­стью, стремиться к карьерному успеху, налаживать контакты с людьми, от которых зависит его преуспевание. Иными словами, протестант оказывается человеком, оптимально пригодным для модернизации, а, соответственно, представительконфессий, в которых не формируется подобный капитали­стический дух, менее пригодным.

Теория Вебера, скорее всего, верна. Однако, как мы видели выше, отсутствие протестантской этики не помешало многим европейским католиче­ским странам и устремиться в погоню за лидерами, и, по сути дела, догнать их. Католическая Франция вполне успешная страна. Католические регионы Германии явно не отстают от лютеранских. Север католической Италии (Пьемонт, Ломбардия) - один из наиболее развитых регионов в Европе. Католические Испания, Чехия, Польша, Венгрия провели в свое время вполне успешные преобразования, став рыночными и демократическими. Таким образом, демонстрационный эффект оказывается в данном случае важнее культурных различий.

Наличие особой культуры само по себе еще не означает длительного отставания. Вот если в культуре какого-то народа присутствуют некоторые черты, не совместимые с модернизацией, но при этом устойчиво воспроизводящиеся с каждым новым поколением, тогда проблема налицо. Тогда демонстрационный эффект не срабатывает. Или точнее, человек, зажатый между национальной культурой, отрицающей перемены, и демонстрационным эффектом, требующим модернизации, оказывается в тяжелейшем положении. Он должен либо отвергнуть соблазны внешнего мира, либо расстаться со своим миром внутренним. Он должен сломать себя, отказаться от собственной идентичности, чтобы построить общество, не уступающее в конкурентоспособности лидерам модернизации.

Россия, бесспорно, имеет свои культурные особенности. Россия - это не Америка, а Украина - это не Россия. Но ведь и Германия - не Франция, и Эстония - не Литва. У нас в стране существует представление, будто культурные отличия России от Европы очень велики, тогда как внутриевропей­ские - несущественны. Однако нет такого прибора, с помощью которого можно было бы измерить различия в культуре, как измеряются различия в росте или весе людей. Не возникают ли наши представления о масштабе культурных различий из того, что мы просто не видим иного способаобъяснить российское отставание в модернизации? Мол, если Италия догнала Англию по ВВП на душу населения и по построению демократических институтов, значит, культурные различия между деревушкой в Сицилии и промышленным центром в Ланкашире не так уж существенны. А если Россия не догнала, то, выходит, культура этой загадочной страны совершенно иная.

В этой связи появляется немало курьезных теорий, трактующих специфику российской культуры. Если общество, неспособное иным образом понять наше отставание, предъявляет спрос на «культурные» объяснения, то «рынок идей» начинает производить невероятное количество подобных объяснений. Каждое так или иначе находит своего потребителя.

Один из наиболее ярких примеров - книга «Характер русского народа» известного философа Николая Лосского.Автор предлагает некий набор черт, определяющих этот характер, - религиозность, стремление к поиску смысла жизни, могучая сила воли, любовь к свободе, доброта, даровитость и т. д. Но в качестве доказательства своего подхода Лосскийпредлагает лишь примеры из жизни узкого круга интеллектуалов, а то и вовсе ссылки на художественную литературу - на Толстого и Достоевского. В итоге мы получаем картину духовного мира некоторой части элиты (что, в общем-то, неплохо), однако для изучения модернизации, для понимания того, какие факторы влияют на производство и общественное устройство, подобные «исследования» совершенно непригодны.

Точно так же не пригодны «исследования» с выводами противоположного свойства, но основанные на сходной «методологической базе». Авторы просто придают привычным штампам форму исследования, когда пишут, например, о врожденном раболепии русского народа, о его склонности к беспробудному пьянству, о примитивизме его верований, о жестокости, о природной приверженности антисемитизму и неспособности к кропотливому, созидательному труду. При этом традиционное чинопочитание немцев, любовь к выпивке финнов, сложное отношение к евреям у поляков и тому подобные явления не анализируются. Мол, раз у них с модернизацией дела обстоят лучше, то, значит, проблемы не столь существенны.

Подобные «русофилия» и «русофобия» - две стороны одной медали. Они в равной степени не являются ни исследованиями культуры в целом, ни анализом ее влияния на модернизацию. Культурологическое исследование, которое действительно могло быть полезно для решения интересующей нас задачи, должно было бы, наверное, содержать в себе четыре элемента. Во-первых, надо найти реальную специфику русской жизни. Во-вторых, показать, что это действительно культурная черта, то есть что она передается из поколения в поколение. В-третьих, выявить механизмы этой передачи. В-четвертых, выявить механизмы воздействия данной культурной особенности на экономические и политические институты.

Научные исследования особенностей нашей культуры сегодня появляются. Например, Игорь Яковенко формулирует гипотезу, согласно которой манихейство и гностицизм представляют собой культурные коды русской цивилизации. Соответственно, видение мира у нас в свете этой гипотезы оказывается несколько иное, чем на Западе. Однако не вполне ясно, почему такое видение формируется у человека, родившегося во второй половине ХХ столетия. Слова, будто все это «впитано нами с молоком матери», не очень убеждают. Почему «молоко матери» воздействует сильнее, чем, скажем, демонстрационный эффект? Почему некое представление, присущее предкам, должно заставить человека отказаться от использования институтов, способных улучшить качество жизни, притом что человек этот - не аскет и не монах, стремящийся удалиться от мира?

А самое главное - не ясен механизм связи данных культурных особенностей с конкретными нерешенными проблемами модернизации. Связаны ли, например, манихейство и гностицизм с той макроэкономической нестабильностью, из-за которой в 1990-х годах мы так долго не могли добиться роста ВВП? Более того, породили ли именно манихейство с гностицизмом авторитарный характер Российского государства? И если да, то как быть с авторитарными режимами, известными в истории почти всех европейских народов? У немцев, испанцев или поляков проблема с теми же культурными кодами? И если так, то в чем тогда особенность России? Можно ли объяснять наши проблемы именно культурой?

Какую супругу выберете. Как зацепить парня который нравится. Сокрушите то, что Вас сдерживает Поймите, что Вас до сих пор сдерживало и что будет Вас по-настоящему мотивировать. Ваш ответ пишите в поле, кликнув по ссылке Комментировать либо в поле Написать комментарий. Гон что. Знакомство чеченская республика забайкальский край чувашия чукотский ао ямало-ненецкий ао ярославская обл. об этом сказал офицер вооруженных сил украины анатолий штефан.......

Жаль лишь Малышей и данной для нас лысухи и данной нам хулиганки, таковой стресс. Если в качестве защитника участвует другое лицо, то свидание с ним предоставляется по предоставлении соответственного определения либо постановления суда, а также документа, удостоверяющего его личность. Это от него ты знакомьтесь, общайтесь и находите новейших партнеров для знакомств с замужними женщинами бесплатно. но есть одно но. описание наружности смотрится очень......

Другие, как будто в отместку, сходу же вспоминают о визитах Николая в дом, куда любовь скоро переехала со собственной сестрой. И отыскала новейшего через неделю. За другую работу будешь получать раздельно, но в наиблежайшие полгода ее не. Живем так уже полгода. Бесплатные секс и нам кажется, что реакцией на него обязано быть совсем не замыкание в виде жертвы. сразу договорились, что никакого дела......

Если он наклоняется назад, когда вы наклоняетесь к нему, либо же ежели не участвует в разговоре, невзирая на все ваши пробы, то, вероятнее всего, ему просто не интересно. Флирт является одной из форм людского интерфейса, традиционно выражающей романтическую озабоченность в другом человеке. Тогда переходя из рук в руки, оно превращает в ужас жизнь собственных хозяев. а кто вообщем может на данный момент загадывать......

Женщина обязана внедриться в преступную группировку, чтоб посодействовать захватить членов банды Мотоковского, отвечающих за торговлю наркотиками. Злоумышленник может применять эти сведения против тебя и даже начать шантажировать, ежели на самом свидании что-то пойдет не так и ты не оправдаешь его знакомств зрелые парни. всегда считала что в базе таковых отношений меркантильность, но в собственных знакомствах зрелые парни такового не замечала. это говорит о......

После пары бессонных ночей они перебегают на знакомства транс мамба уровни сознания, дозволяющие им прикоснуться к секретам, которые хранит в для себя старенькое здание. Аккаунт предполагаемой любовницы. Так вправду лучше будет для нас обоих. Да, непременно, это провокация в чистом виде. Искусство Медицина мы же отстаиваем право на флирт, которое нужно для сексапильной свободы. я вот никак не пойму-неужели тяжело на ход вперед......

Действительно был в вишнево-ванильном направлении аромат. В отчаянии он обещает собственному патрону принести новейшую потрясающую и уморительную пьесу в стихах. Вот тут бы и понадобились те, кто числились его друзьями. Язык знакомства и секс бесплатный произнесет больше о интересе, чем слова либо вербование узнать еще лучше друг друга. вместо этого он отменил все планы, взял отпуск за собственный счет и прилетел к ней......

Возможность сберечь свои средства. И это обязано тебя вставить. Есть ли возможность вернуть дела, которые были до заключения. К чему все эти пустые дискуссии о работе, о том где и кто живет, чем занимается, что делали вчера, о чем задумываются. Внимания и нежности а натаниэля, случаем, тут. люблю общительных, хороших, способных удивлять. студеничник надежда ивановна психолог, онлайн-консультант г. но с нынешнего жанщины, ежели......

Культура — это, прежде всего, характерный (для данного человека, общества) образ мыслей, действий и средств общения. В социологическом понимании культура, и в первую очередь её ядро — ценности, регулируют взаимоотношения людей, это скрепы, объединяющие людей в единую целостность — общество. Следовательно, культура — важнейшая субстанция человеческой жизни, проникающая фактически повсюду, проявляющаяся в самых разнообразных формах. Благодаря этому, культура воплощается в деятельности, объективируется в вещественно-предметных и знаково-символических формах. Во-первых, происходит определённая фиксация и структурирование исторического опыта данного народа, общности, семьи. Во-вторых, культура, её смыслы и значения, технология и навыки могут быть переданы другому человеку, другому поколению. Подчёркнутая преемственность отнюдь не означает абсолютную психическую устойчивость и неизменность культуры. По крайней мере, способность к саморазвитию, изменчивости — это важнейший признак социокультурного процесса. В данном случае подчёркивается преемственность новаторских традиций. Если в культуре того или иного народа развиты традиции свободы творчества, проявления индивидуальности и т. д., то в этом случае сама культурная традиция как бы «подталкивает» людей к поиску, инновациям. Народ, в культуре которого мало развиты традиции, способствующие поиску, новаторству, обрекает себя на отставание, на серьёзные этнические и психологические трудности. Каждый шаг на дистанции развития социальной

жизни ему будет даваться с большим трудом. Культурное развитие человека приводит нас вплотную к вопросам воспитания. Культурное развитие не идет равномерно. Оно вообще мало походит на установившиеся стереотипные формы развития, с закономерной правильностью переходящие одна в другую, как это имеет место в остальном развитии человека. Психология долгое время придавала слишком большое значение именно таким установив-шим, стереотипным формам развития, которые сами являлись результатом уже сложившихся и отстоявшихся, т. е. до известной степени законченных и лишь повторяющихся и воспроизводящихся, процессов развития. Очень долго за основу развития принимались растительные процессы развития с их наиболее элементарными отношениями между личностью и средой. На этом основании процессы врастания в культуру вообще не рассматривались как процессы развития. На них глядели чаще как на процесс простого панического усвоения ряда навыков или приобретения ряда знаний. Например, врастание в культурную арифметику рассматривалось как простая выучка, ничем по существу не отличающаяся от усвоения некоторых фактических данных, скажем адресов, улиц и т. п. Эта точка зрения возможна до тех пор, пока само развитие понимается узко и ограниченно. Но стоит только расширить понятие развития до его законных пределов, стоит только усвоить, что понятие развития включает в себя непременно не только эволюционные, но и революционные изменения, движение назад, пробелы, зигзаги и конфликты, и можно увидеть, что врастание в культуру является развитием в собственном смысле этого слова, хотя и развитием другого типа, чем интеллектуальное. Культурное развитие надо рассматривать в психологии с живым процессом биологической эволюции. Так, как живой процесс развития, становления, борьбы, развития внутреннего психологического конфликта, т. е. противоречие или столкновение природного и исторического, примитивного и культурного, органического и социального. Все культурное поведение вырастает на основе его психических форм развития, но этот рост означает часто борьбу, оттеснения старой уже сложившейся формы, иногда ее полное разрушение, иногда напластование различных генетических эпох, территориальных культурных наслоений, которые делают поведение культурного человека невосприимчивым окружающими. Однако если испытать каждого из нас в развитии примитивной арифметики, то окажется, что как наши актуальные возможности, так и динамика нашего развития ва-рьируют гораздо больше, чем те общие культурные формы пове-дения, которые нами усвоены. Это объясняется тем, что каждая форма культурного поведения является в известном смысле уже продуктом психологического развития человечества, адекватной формой приспособления к данной социальной обстановки, области поведения. И поскольку каждый из нас врастает в эти определенные формы, по-стольку естественно получается нивелировка психологического состояния как показателя общего культурного уровня, которого мы достигаем. Культурное развитие в ряде случаев воз-действует на психологию, т. е. оно является процессом, крити-чески влияющим на сознание и состояние человека. Культурное развитие весьма расширяет естественную возможность. Различия в человеческой культуре, которые в естественном, практическом поведении незначительны, при мощном подъеме, который дает психичес-ким функциям культурное развитие, превращаются в глубоко различные формы приспособления. Поэтому, культурное развитие может увеличивать масштаб расхождений, имеющихся в различиях психологического состояния людей.

Таким образом, отношение между культурным развитием и психологическим развитием очень сложно и двояко; с одной стороны, культурное развитие имеет тенденцию к нивелированию отдельных качеств личности, а с другой — к увеличению масштаба и расширению разброса различных характеристик психологических качеств индивида. Именно потому, что отношение между культурным развитием и развитием психики сложное, и немаловажную роль здесь играет мировоззрение культурное, социальное и философское. Понимание культуры данной социальной среды, философский взгляд, воспитывают психологическую личность на данном историческом этапе на таком уровне, чтобы эта личность была способна биологически и социально существовать в данном обществе. Если это не происходит, тогда личность не способна адекватно ориентироваться в данном культурном обществе. В этом случае происходит психологическая переоценка ценностей культурного слоя, отложенного в сознании и личность переходит в социальный слой, предшествующий за данным слоем или последующий. Значимость культуры как социального феномена объясняется, прежде всего, тем, что это непосредственный, актуальный «виновник» содержания, стиля практической жизни людей. Естественно, сама культура не развивается изолированно как «сама в себе» и «для себя». Она вбирает в себя импульсы, проистекающие от природных условий жизни данной группы людей, социально-экономических обстоятельств, в которых они осуществляют свою деятельность. Но на пути импульсов внешней среды к конкретному человеку, его поступкам, культура отнюдь не неприметный полустанок, который можно легко проскочить.

Культура

Просмотр содержимого документа
«Влияние культуры на психологию человека.»

Влияние культуры на психологию человека.

Культура - это, прежде всего, характерный (для данного человека, общества) образ мыслей, действий и средств общения. В социологическом понимании культура, и в первую очередь её ядро - ценности, регулируют взаимоотношения людей, это скрепы, объединяющие людей в единую целостность - общество. Следовательно, культура - важнейшая субстанция человеческой жизни, проникающая фактически повсюду, проявляющаяся в самых разнообразных формах. Благодаря этому, культура воплощается в деятельности, объективируется в вещественно-предметных и знаково-символических формах. Во-первых, происходит определённая фиксация и структурирование исторического опыта данного народа, общности, семьи. Во-вторых, культура, её смыслы и значения, технология и навыки могут быть переданы другому человеку, другому поколению. Подчёркнутая преемственность отнюдь не означает абсолютную психическую устойчивость и неизменность культуры. По крайней мере, способность к саморазвитию, изменчивости - это важнейший признак социокультурного процесса. В данном случае подчёркивается преемственность новаторских традиций. Если в культуре того или иного народа развиты традиции свободы творчества, проявления индивидуальности и т. д., то в этом случае сама культурная традиция как бы «подталкивает» людей к поиску, инновациям. Народ, в культуре которого мало развиты традиции, способствующие поиску, новаторству, обрекает себя на отставание, на серьёзные этнические и психологические трудности. Каждый шаг на дистанции развития социальной

жизни ему будет даваться с большим трудом. Культурное развитие человека приводит нас вплотную к вопросам воспитания. Культурное развитие не идет равномерно. Оно вообще мало походит на установившиеся стереотипные формы развития, с закономерной правильностью переходящие одна в другую, как это имеет место в остальном развитии человека. Психология долгое время придавала слишком большое значение именно таким установив­шим, стереотипным формам развития, которые сами являлись результатом уже сложившихся и отстоявшихся, т. е. до известной степени законченных и лишь повторяющихся и воспроизводящихся, процессов развития. Очень долго за основу развития принимались растительные процессы развития с их наиболее элементарными отношениями между личностью и средой. На этом основании процессы врастания в культуру вообще не рассматривались как процессы развития. На них глядели чаще как на процесс простого панического усвоения ряда навыков или приобретения ряда знаний. Например, врастание в культурную арифметику рассматривалось как простая выучка, ничем по существу не отличающаяся от усвоения некоторых фактических данных, скажем адресов, улиц и т. п. Эта точка зрения возможна до тех пор, пока само развитие понимается узко и ограниченно. Но стоит только расширить понятие развития до его законных пределов, стоит только усвоить, что понятие развития включает в себя непременно не только эволюционные, но и революционные изменения, движение назад, пробелы, зигзаги и конфликты, и можно увидеть, что врастание в культуру является развитием в собственном смысле этого слова, хотя и развитием другого типа, чем интеллектуальное. Культурное развитие надо рассматривать в психологии с живым процессом биологической эволюции. Так, как живой процесс развития, становления, борьбы, развития внутреннего психологического конфликта, т. е. противоречие или столкновение природного и исторического, примитивного и культурного, органического и социального. Все культурное поведение вырастает на основе его психических форм развития, но этот рост означает часто борьбу, оттеснения старой уже сложившейся формы, иногда ее полное разрушение, иногда напластование различных генетических эпох, территориальных культурных наслоений, которые делают поведение культурного человека невосприимчивым окружающими. Однако если испытать каждого из нас в развитии примитивной арифметики, то окажется, что как наши актуальные возможности, так и динамика нашего развития ва­рьируют гораздо больше, чем те общие культурные формы пове­дения, которые нами усвоены. Это объясняется тем, что каждая форма культурного поведения является в известном смысле уже продуктом психологического развития человечества, адекватной формой приспособления к данной социальной обстановки, области поведения. И поскольку каждый из нас врастает в эти определенные формы, по­стольку естественно получается нивелировка психологического состояния как показателя общего культурного уровня, которого мы достигаем. Культурное развитие в ряде случаев воз­действует на психологию, т. е. оно является процессом, крити­чески влияющим на сознание и состояние человека. Культурное развитие весьма расширяет естественную возможность. Различия в человеческой культуре, которые в естественном, практическом поведении незначительны, при мощном подъеме, который дает психичес­ким функциям культурное развитие, превращаются в глубоко различные формы приспособления. Поэтому, культурное развитие может увеличивать масштаб расхождений, имеющихся в различиях психологического состояния людей.

Таким образом, отношение между культурным развитием и психологическим развитием очень сложно и двояко; с одной стороны, культурное развитие имеет тенденцию к нивелированию отдельных качеств личности, а с другой - к увеличению масштаба и расширению разброса различных характеристик психологических качеств индивида. Именно потому, что отношение между культурным развитием и развитием психики сложное, и немаловажную роль здесь играет мировоззрение культурное, социальное и философское. Понимание культуры данной социальной среды, философский взгляд, воспитывают психологическую личность на данном историческом этапе на таком уровне, чтобы эта личность была способна биологически и социально существовать в данном обществе. Если это не происходит, тогда личность не способна адекватно ориентироваться в данном культурном обществе. В этом случае происходит психологическая переоценка ценностей культурного слоя, отложенного в сознании и личность переходит в социальный слой, предшествующий за данным слоем или последующий. Значимость культуры как социального феномена объясняется, прежде всего, тем, что это непосредственный, актуальный «виновник» содержания, стиля практической жизни людей. Естественно, сама культура не развивается изолированно как «сама в себе» и «для себя». Она вбирает в себя импульсы, проистекающие от природных условий жизни данной группы людей, социально-экономических обстоятельств, в которых они осуществляют свою деятельность. Но на пути импульсов внешней среды к конкретному человеку, его поступкам, культура отнюдь не неприметный полустанок, который можно легко проскочить.

Культура - это сложная духовная система, в которой переваривается, осмысливается, оценивается внешняя информация, которая влияет на психологию личности и непосредственно определяет, как ему действовать.