Значение имени. Научно-исследовательская работа «Мы и наши имена

Ковалёва Татьяна, Харючи Марина

С давних времен люди придавали большое значение имени человека. Имя с самого рождения давало характеристику его владельцу и сопровождало его всю жизнь, обязывая подтверждать его значение. И какое бы не было имя, оно имеет своё толкование, имеет своё происхождение и своё значение. Вопрос о том, что означает мое имя , наверное, задавал себе любой человек. Ведь каждому хочется знать, каково значение имени, которое дали ему родители, в чем тайна имени, с которым человек связан всю свою жизнь. С личными именами у родителей, ждущих ребенка всегда проблема: как назвать ребенка? Как выбирают имя своему ребёнку? Под влиянием моды? Или по совету родителей? Или более благозвучное? Нас интересует, почему нас так назвали и что означают наши имена?

Скачать:

Предварительный просмотр:

ΙV районная конференция младших школьников «Юный исследователь»

Исследовательско-творческий проект «Что означают наши имена»

Ковалёва Татьяна Алексеевна, Харючи Марина Валерьевна

4 класс

МОУ «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с. Ныда»

Поддубная Татьяна Владимировна

Учитель начальных классов

Что означают наши имена

2012

Введение …………………………………………………………………………………...3

Основная часть

Глава 1 Теоретическая часть

§ 1. Что такое имя………………………………………………………………………….5

§ 2. Критерии при выборе имени…………………………………………………………5-6

§ 4. Нумерология…………………………………………………………………………...6-7

Глава 2 Практическая часть

§ 1. Результаты исследования…………………………………………………………….8-9

Заключение ………………………………………………………………………………..10

Список литературы . ……………………………………………………………………..11

Приложения 1 - 10 . …………………………………………………………….................12-17

ВВЕДЕНИЕ

«Как Вы лодку назовёте – так она и поплывёт!»

Капитан Врунгель

Актуальность проблемы

С именем человек не расстается,

Имя ему навеки дается.

Родители сына иль дочку назвали

Видеть счастливым ребенка мечтали.

Этот доволен, а этот не очень,

Но имя с тобою, хочешь, не хочешь,

Один прославляет имя свое,

Другой замарал, как неряха белье.

У одних к имени доброе отчество,

А других и по имени звать не хочется.

И сетуй – не сетуй, но воля твоя.

Как звать тебя будут родные, друзья.

С давних времен люди придавали большое значение имени человека. Имя с самого рождения давало характеристику его владельцу и сопровождало его всю жизнь, обязывая подтверждать его значение. И какое бы не было имя, оно имеет своё толкование, имеет своё происхождение и своё значение. Вопрос о том, что означает мое имя , наверное, задавал себе любой человек. Ведь каждому хочется знать, каково значение имени, которое дали ему родители, в чем тайна имени, с которым человек связан всю свою жизнь. С личными именами у родителей, ждущих ребенка всегда проблема: как назвать ребенка? Как выбирают имя своему ребёнку? Под влиянием моды? Или по совету родителей? Или более благозвучное? Нас интересует, почему нас так назвали и что означают наши имена?

Новизна работы заключается в том, что мы узнаем о своих именах как можно больше; нам придётся работать с литературой, искать другие источники информации; что расширит наш кругозор.

Нами была выдвинута следующая гипотеза : мы предполагаем, что выбор имени влияет на судьбу человека.

Цель работы : соотнесение имен с характерами ребят 4а класса и влияние имени на судьбу человека.

Задачи:

1. Узнать у родителей, почему нас так назвали?

2. Изучить происхождение и значение имен ребят 4а класса, узнать талисманы и покровителей имени.

3. Выявить самые популярные имена 20 и 21 веков..

4. Вычислить число имени и сущности, узнать, совпадают ли они, и совпадает ли имя со знаком зодиака.

5. Проанализировать распространенность наших имен во всей школе.

6. Понаблюдать за своими поступками и сравнить личные качества с полученными значениями имени.

7. Подобрать стихи об именах.

8. Сделать вывод.

9.Оформить брошюру о своем имени и буклеты всех имен класса.

Предмет исследования : имена ребят 4а класса.

Методы исследования : изучение литературы по предмету, исследования, наблюдение, анкетирование, анализ и обобщение.

Источники информации : Интернет, литература, списки обучающихся школы.

Использованная литература:

6.Интернет-портал

Предполагаемый результат.

В результате исследовательской работы мы хотим узнать как можно больше о своих именах, сделать брошюру о своих именах и подарить всем ребятам нашего класса буклеты с их именами.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1 Теоретическая часть

§ 1. Что такое имя

Что такое имя? Это код, который сопровождает нас от рождения до ухода из жизни. Каждый, думая о себе, соотносит себя со своим именем. Так же воспринимают нас и окружающие. Казалось бы, набор звуков, на который мы привыкли отзываться. Это так и не так. Это сочетание входит в наше сознание, вступая в резонанс с нашим внутренним «Я», и напрямую влияет на наше сознание и подсознание.

Банальна английская фраза «Что в имени твоем?». Может быть, но только все изыскания в области ономастики (науки о собственных именах) не заменят ощущения каждым человеком своего имени. Все люди относятся к своим именам по-разному: кто-то любит и наслаждается сладким созвучием, кто-то не может представить себя ни кем иным, Елизаветы или Дмитрия, кто-то ненавидит свое имя...

Каждый человек при рождении получает имя. Сами мы имён не выбираем, это делают наши родители. Но узнать, каково происхождение имени, историю имени, толкование имени мне очень интересно, как, наверное, любому человеку.

Ведь разнообразие имён огромно. Какие-то имена имеют старинные корни, в этом случае происхождение имени связано с древней историей, а какие-то имена образовались совсем недавно, и насчитывают всего десятилетия. Но, какое бы не было имя, оно имеет своё толкование, имеет своё происхождение и своё значение.

Перед тем как мы перейдём к исследованию имен, сделаем небольшой экскурс в историю.

Выбор имени - дело весьма ответственное. Им в большой мере определяется судьба родившегося человека. Во многом от родителей зависит, чтобы она была счастливой. Есть ли у имени характеристики, которые неизбежно становятся присущи тому, кто его носит? Может ли имя влиять на жизнь и судьбу своего носителя или все зависит от воспитания? Ответы на этот вопрос могут быть самыми разными, но, одно, несомненно: каждый из нас встречал в жизни людей, про которых говорили: "Как ей не подходит ее имя! Ну, какая она Оля? Она - Женя!". Это естественно, поскольку у каждого имени обязательно есть некоторые известные и значимые для всех признаки. Как уже говорилось, малыш отождествляет себя со своим именем. Понимая, что он - Валера, Коля или Толя, он перенимает и те характеристики, которые с этим именем связаны.


§ 2. Критерии при выборе имени

4. ,
5.

7. Малыши расстраиваются, когда девочку принимают за мальчика и наоборот, например Салиндер Саша, Вэнго Женя.

Самые популярные имена в России в начале ХХ века

Мария, Анна, Александра, Екатерина , Клавдия, Татьяна, Вера, Елизавета, Ольга.

Николай, Александр , Михаил, Иван, Василий, Алексей, Сергей, Владимир, Петр, Георгий, Дмитрий.

Самые популярные имена в России в последние годы

Анастасия, Мария, Анна, Дарья, Виктория, Елизавета, Полина, Екатерина, Софья, Александра.

Александр, Максим, Никита, Иван, Дмитрий, Михаил, Даниил, Егор (Георгий), Андрей.

§ 4. Нумерология

Число сущности

На протяжении жизни человека его имя меняется. В детстве его называют сокращенным именем, взрослых – полными именами или по имени и отчеству. Но в любом случае наименование, обращенное к человеку, влияет на его индивидуальность, хотя он сам и окружающие даже не подозревают об этом. Поэтому мы иногда удивляемся, когда невзрачный и тихий паренек Костик, который и учился-то не очень, вдруг в расцвете лет превращается в Константина и поразительным образом меняется. А все дело в том, что окружающие, называя его Костиком, приглушали его сущность и не давали возможности самовыразиться. А вот имя Константин помогло раскрыть индивидуальность юноши.

Дату рождения необходимо сократить в число при помощи сложения дня, месяца и года (январь -1, февраль – 2, декабрь – 12, т.е. (1+2 =3)

Человек, родившийся 23.01.2012 года, должен сложить 2 + 3 + 0 + 1 + 2 + 0 + 1 + 2 =11 = 1 + 1 = 2- число сущности.

Число имени

Поскольку мы высчитываем имя ребенка, то высчитаем имя Катя и Катюша.

Катя = 3 + 1 + 2 + 6 = 12 = 1 + 2 = 3

Катюша = 3 + 1 + 2 + 5 + 8 + 1 = 20 = 2 + 0 = 2

Высчитав число имени, определим, подходит ли оно к числу сущности. Проверить, гармонично ли сочетание чисел, можно по таблице:

Число сущности и число имени гармоничны. Человек может проявить себя, свои способности, добиться успеха в профессиональной сфере, в личной жизни.

Все остальные сочетания нежелательны, поскольку они не дают человеку проявить свое предназначение. В этом случае человека могут преследовать неудачи, ему потребуется много сил, чтобы преодолеть все трудности, встречающиеся на его пути.

Глава 2 Практическая часть

§ 1. Результаты исследования

На первом этапе работы над исследованием была проведена анкета [приложение 1] с обучающимися 4а класса, в ходе которого было выяснено:

Мне нравится мое имя – 14 чел. – 82%

Я хотел бы изменить свое имя - 5 чел. - 29% [приложение 2]

Почему мне дали такое имя

Нравится родителям - 8 чел. – 47%

В честь …..- 9 чел. – 53%

Папы – 1 чел. – 6%

Бабушки – 3 чел. - 18%

Дедушки – 2 чел. – 12%

Тёти – 1 чел. – 6%

Друга брата – 1 чел. – 6%

Врача – 1 чел. - 6% [приложение 3]

«Пьедестал»

Нарисуй вертикальную лестницу из 10 ступенек. Напиши, где на ней находится твое имя, если наверху располагается самое хорошее имя, а внизу самое плохое.

1 место – 11 чел. – 64%

2 место – 3 чел. – 18%

3 место – 1 чел. – 6%

4 место – 1 чел.- 6%

5 место – 1 чел.- 6 % [приложение 4]

На втором этапе был подсчитан рейтинг имен обучающихся школы-интерната из имен нашего класса:

1) Всего в школе-интернате 308 обучающихся.

Татьяна – 9, Александр -8, Александра -7, Ангелина – 5, Дарья, Илья, Лилиана, Марина – 4

Екатерина, Наталья – 3, Эдуард, Артём, Никита – 2, Адриана, Людмила -1. [приложение 5]

2) Определена популярность наших имен в прошлом и нынешнем веках:

В ΧΧ веке: Александра, Екатерина, Татьяна, Александр

В начале ΧΧΙ века: Дарья, Екатерина, Александра, Александр, Никита. [приложение 6]

На третьем этапе каждый участник проекта (весь класс) собирал информацию о своем имени, определял число имени и сущности, соответствие имени знаку зодиака, определяли соответствие имени и характера.

Результаты таковы:

1) Совпадение числа сущности и числа имени:

Артеева Екатерина, Быкова Дарья, Журавлёва Екатерина, Канева Ангелина, Ковалёва Татьяна, Харючи Марина. – 6 -35% [приложение 7]

2) Совпадение имени по знаку зодиака:

Каптяев Александр, Пальянова Александра, Терентьева Людмила – 3 -17%. [приложение 8]

3) Совпадение имени и характера:

Имя подходит: 9 – 53%

Частично: 7 – 41%

Не подходит: 1 – 6% [приложение 9]

На четвертом этапе вся информация была собрана в таблицу. [приложение 10]. По итогам работы над проектом все желающие получили памятку «Как назвать ребенка». [приложение 11], каждый обучающийся 4а класса изготовил брошюру о своем имени и получил буклет в подарок.[приложение 12]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Имя играет важную роль в жизни человека. Каждому имени свойственны определенные черты характера. Но свойств характера очень много даже внутри одного имени, поэтому на человека оказывает влияние не только само имя, но и семья, его друзья, учителя. Очень важно развить в человеке положительные черты и, наоборот, сгладить отрицательные. А для этого нужно знать, чем отличаются наши имена. Так, например, в нашем классе две Даши и две Кати, у них есть одинаковые черты характера, свойственные данному имени, а с другой стороны, они разные. У них разные отчества и фамилии, они живут в разных семьях, все это в комплексе накладывает отпечаток на судьбу человека.

Проведя исследование, было выяснено, что большинство ребят получили свое имя потому, что оно нравится родителям. В ΧΧ веке и начале ΧΧΙ века популярны имена Екатерина, Александра, Александр и в нашей школе популярны Александра и Александр. В школе из имен нашего класса самое распространенное имя – Татьяна, самые редкие – Людмила и Адриана. 82% ребят свое имя нравится, однако только 64% ребят поставили его на 1 место. Подходит имя только 53% одноклассников. Число сущности и число имени у большинства ребят не совпадает, а также имя по знаку зодиака многим не подходит.

Большое значение имеет тот факт, как человек, особенно ребенок, относится к своему имени. Чем больше степень удовлетворенности своим именем и фамилией, тем более адекватно самовосприятие и человек более успешен в различных сферах жизнедеятельности, в том числе и обучении. Если ребенку не нравится его имя, родители должны привить уважение к собственному имени. Ведь все мы разные, поэтому у нас разные имена. Мы разные для того, чтобы мир и дальше развивался, чтобы открывалось новое, чтобы жизнь продолжалась.

Личный вклад в изучении проблемы.

У нас был большой интерес к этой работе, ведь мы хотели узнать, подходят ли нам наши имена. Вместе с родными мы искали материал в литературе, Интернете. Родители заинтересовались и стали искать информацию не только о своих именах, но и всех членов семьи. Каждый обучающийся изготовил брошюру о своём имени, и все одноклассники получили на память буклет о своём имени. Все желающие получили памятку «Как назвать ребенка».

ЛИТЕРАТУРА

1.Зима Д., Зима Н., «Тайна имени», Москва, Рипол Классик, 2007

2. Имена и их значение. – Ростов н/Д: Владис, 2010. – (Удобная библиотека).

3.Хигир Б. Ю. Энциклопедия имен. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 528 с.

4. Шешко Н.Б. Современный именослов. – Минск: Современная школа, 2011

6.Интернет-портал

Приложение 1

1. Мне нравится мое имя. (Да, нет)

2.Я хотел бы изменить свое имя. (Какое)______________________

3. Мое имя нравится моим одноклассникам. (Да, нет)

4. Я все время боюсь, что из-за моего имени мне придумают смешное прозвище. (Да, нет)

5. Я считаю, что у меня очень привлекательное имя. (Да, нет)

6. Я считаю, что благодаря своему имени я чувствую себя очень уверенно. (Да, нет)

7.Я считаю, что одноклассники из-за моего имени иногда шутят надо мной.

(Да, нет)

8.Почему мне дали такое имя (В честь кого? Нравится родителям, другое) _____________________________________________________________

9.Дома меня чаще называют. (Как?) ___________________________________________

10. Нарисуй вертикальную лестницу из 10 ступенек. Напиши, где на ней находится твое имя, если наверху располагается самое хорошее имя, а внизу самое плохое.

Приложение 2

Нравится ли имя

Приложение 3

Почему дали такое имя?

Приложение 4

«Пьедестал»

Приложение 5

Распространенность имен нашего класса в школе

Приложение 6

Популярность имен в ΧΧ в. и начале ΧΧΙ в.

Приложение 7

Число сущности и число имени

Приложение 8

Имя и знаки зодиака

Приложение 9

Имя и характер

Приложение 10

ФИО

Распростра-ненность

имен в школе

Популярность имени в начале ΧΧ века

Популярность имени в начале ΧΧΙ века

Число

сущности

Число

имени

Совпадения числа сущности и числа имени

Знак зодиака

Совпадения

Совпадение имени и характера

Авдеев Эдуард

Эдик- 4

рак

Аптрахманова Наталья

Наташа-10

скорпион

частично

Артеева Екатерина

Катя-3

Катюша-2

близнецы

частично

Быкова Дарья

Даша-6

водолей

Вэнго Адриана

Адриана-6

близнецы

частично

Журавлева Екатерина

Катя-3

Катюша-2

лев

Захаров Илья

Илья-5 Илюша-10

близнецы

Канева Ангелина

Ангелина-2

Геля-2

рак

частично

Каптяев Александр

Саша-2

стрелец

Ковалева Татьяна

Таня- 6

Танюша- 5

скорпион

Пальянова Александра

Саша-2

овен

Последний Артем

Артём-6

Тёма-6

козерог

Салиндер Дарья

Даша-6

стрелец

частично

Салиндер Лилиана

Лия-2

лев

Терентьева Людмила

Люда-6

водолей

частично

Харючи Марина

Марина-5

рак

частично

Шумилов Никита

Никита-5

рак

Приложение 11

Памятка «Как назвать ребенка»

1.Лучше, если имя легко произносится и запоминается как само по себе, так и с отчеством . Трудно выговариваемое имя становится помехой при общении, вызывает напряжение у того, кто обращается, и неловкость у того, к кому обращаются.

2. Желательно, чтобы имя не затрудняло образование ласкательных форм (Санечка, Васюточка, Алинушка и т. п.). Это дает возможность передавать различные нюансы отношения к человеку.

3. Имя должно позволить легко образовывать отчество , иначе это будет приносить страдания вашему повзрослевшему внуку.

4. Очень важно, чтобы имя звучало мягко и легко , например: Александр Владимирович, Алексей Михайлович. Произнесите эти сочетания вслух, и сразу почувствуете разницу с другими: Степан Игоревич, Дмитрий Станиславович. Гармоничное звучание возникает в том случае, если ударение в имени и отчестве приходится на одинаковый по счету слог. Желательно, чтобы получался красивый звуковой ряд; иными словами, чтобы на стыке имени и отчества не было нагромождения согласных или гласных звуков.
5.
Ни в коем случае нельзя называть сына именем отца , например: Александр Александрович, Николай Николаевич и т. д. Не следует называть и дочерей в честь матери. Это придает характеру ребенка неустойчивость, повышенную эмоциональность, излишнюю раздражительность. Объясняется это тем, что ребенок многое и так наследует от родителей, и хорошо, если лучшие качества, но чаще бывает наоборот. Повторение родительского имени способствует развитию негативных качеств.

6 . Имя не должно вызывать у людей нежелательных ассоциаций.

7. Если ребенок будет носить фамилию, не указывающую на его пол, не стоит давать ему имя Женя, Валя, Саша. Малыши расстраиваются, когда девочку принимают за мальчика и наоборот.

8. Не следует называть ребенка в честь покойных близких , например, брата, сестры, бабушки, дедушки, дабы не подвергать повторению нежелательных коллизий ушедших из жизни родственников.

  • Что означает имя в жизни человека?
  • Простой набор звуков или что-то более сложное, то, что откладывает отпечаток на всю нашу жизнь и на наш характер?
  • Вы, никогда не задумывались над тем, кем бы вы стали в этой жизни, если бы вас звали иначе?

Десятки вопросов, связанных с тем, имеет ли имя влияние на судьбу человека. Сегодня, мы с вами попытаемся ответить на эти вопросы и разгадать одну из главнейших загадок – что таит в себе имя человека…


Имя в жизни человека

Имя – определение, обозначение, идентифицирующий признак каждого человека. С появлением первого человека на Земле появилось и первое имя. На нашей планете нет ни одного народа или племени, в котором бы людей никак не называли. Очень часто происхождение имён тесно связано, как с культурой, так и с историей и бытом конкретного народа, к которому принадлежит носитель имени.

Наше имя — это ещё одно из проявлений нашей личности. Благодаря такому личному признаку к нам могут обращаться, о нас могут говорить, наши поступки могут обсуждать и анализировать, а, в официальных документах наше имя является прямой ссылкой на нас, как на особу. Словом, без имени – никуда и никак…

Но, имена также бывают разные. Есть официальное имя (иногда оно может состоять из двух частей, как, к примеру, Анна-Мария) и уменьшительное, его ещё называют гипокористическим, которое образуется в результате сокращения или уменьшения официального имени. Как правило, такие уменьшительные имена чаще всего применяются в повседневной жизни, между близкими людьми, так, Анну называют Аней, Нютой…

То, о чём мы писали выше, как говорится общепринятые и неоспоримые факты, с которыми вряд ли кто возьмётся спорить. А, теперь рассмотрим альтернативные варианты взгляда на имя человека.

Имя – это энергия

Любое имя – официальное или уменьшительное, несёт в себе определённый запас энергии и информационный код о своём носителе. Это, как наш идентификатор, в котором изначально закладывается вся наша жизненная программа. Нас назовут громким и властным именем – мы станем сильными и уверенными в себе людьми, нам дадут безликое и ничего не означающее имя – мы так и никем в жизни не станем. Когда мы произносим имя человека, наш слух улавливает звуки, но, он не может улавливать те тонкие вибрации, которые приводят в действие жизненные программы.

Именно поэтому, молодым родителям, выбирая имя своему ребёнку, необходимо быть очень внимательными. И, прежде чем, назвать своего малыша – поинтересоваться значением этого имени. Ведь, выбирая имя – вы выбираете судьбу . Не рекомендуется называть детей сложными и труднопроизносимыми именами, называть их в честь политических деятелей или звёзд из мира шоу-бизнеса. Недопустимым является выбор имени в честь героя фильма или любимого сериала. Не стоит также называть ребёнка в честь умершего родственника.

Кто должен выбирать имя?

К сожалению, а может быть и к счастью – выбор имени – прерогатива родителей. Но, как свидетельствует опыт не одного поколения человечества, лучше, чем родная мать – никто ребёнку имя не выберет. Ведь, она знает своё дитя больше, чем всё остальные – ровно на девять месяцев дольше. Поэтому, она интуитивно и подсознательно чувствует, как правильно назвать своего младенца. Естественно, что выбирая, как назвать малыша, стоит советоваться и с отцом ребёнка и с бабушками и дедушками. Но, главная ответственность – всё-таки ложится на материнские плечи. И, если необходимо, молодая мама имеет даже право настоять на своём выборе.

Специалисты утверждают, что уже в конце третьего месяца беременности будущая мама может начать вместе с малышом выбирать ему имя. Для этого необходимо в спокойной и тихой обстановке, занять удобную позу, положить руку на живот и начать разговаривать с малышом, затем можно начать произносить разные имена. Вы обязательно почувствуете, когда назовёте правильно имя, и ваш малыш вам также даст об этом знать. Это имя, которое вы выбрали вместе с ребёнком, станет для него самым лучшим вариантом и не внесёт резонанс в его жизнь и судьбу.

Меняем имя…

Мы уже писали о том, что выбор имени – прерогатива родителей. Но, все мы – всего лишь люди, которые могут ошибаться. Возможно, и ваши родители ошиблись в выборе вашего имени и руководствовались не внутренним голосом и интуицией, а данью моде или проявлением уважения к родственникам. Как бы там ни было, а, вы со своим именем чувствуете себя некомфортно, как будто надели на себя чужую одежду не по размеру, в жизни ничего не ладится, на работе всё прахом, а близких сердцу людей рядом так и нет. Что делать? Специалисты рекомендуют… попробовать изменить своё имя . Эта процедура может быть как официальной, со сменой паспорта и всех документов, так и не официальной – попросите близких вам людей и коллег по работе больше не называть вас «старым» именем, а предложите новый вариант. Меняя имя – вы разрываете свою информационную, физическую и эмоциональную связь с прошлым и начинаете жизнь с чистого листа. Главное, чтобы вы не поменяли «шило на мыло», поэтому выбирайте новое имя, очень внимательно изучая его историю и опираясь на собственную интуицию. Как свидетельствует опыт людей, которые решились в своей жизни на такой шаг, результат обязательно не замедлит себя ждать. Какой? Всё зависит от того имени, которое вы себе выберете.

Любой человек несет на себе свою родовую фамилию, ее след, печать: мужчины - фамилию своего отца, а женщины - своей матери. Но как только женщина вышла замуж, она должна поддерживать фамилию и программу мужа. Фамилию изменять можно, за фамилию человек не так отвечает, как за свое имя.

Даже если человек поменяет отчество, все равно его след остается. Даже если ребенок не знает своего истинного отчества, оно в нем существует и действует. Отчество - это наибольшая данность, наибольшая фатальность, которая имеется в именах. Как только имя отца в нашей традиции превратилось в отчество, началось отчуждение детей от родителей и появилась проблема отцов и детей. Отчество тоже не зависит от человека - через отчество на жизнь накладываются проблемы рода. Спрашивают же с человека только за его имя.

Клички, уменьшительные имена, разные транскрипции имен - это маскировка и мимикрия, которые помогают приспособиться, дают различные формы и возможности выбора. Чем больше из имени вытекает всевозможных транскрипций и вариантов, тем более гибким и многомерным оно становится. Чем меньше производных можно придумать для имени, тем это имя более монолитное, тем более фатальную программу оно несет, тем менее оно многогранно.

Очень большое значение имеет, насколько распространено было ваше имя в момент вашего рождения. Имена распространенные, стереотипные позволяют человеку выдвинуться только при условии поддержки коллектива. Люди с редкими именами могут выдвинуться не благодаря, а вопреки среде. Они как раз и выигрывают на оппозиции, на противостоянии обществу. Этим людям нельзя сливаться с толпой. И наоборот, люди с распространенными именами должны идти в общественном потоке, тогда они смогут выдвинуться. Случается, что имя человека какое-то время было редким, а потом стало распространенным. Такого человека начинают как бы не замечать.

Многие русские и нерусские имена связаны с этическими, нравственными понятиями, или с метафизическими понятиями, как, например, Софья (мудрость), Надежда, Вера, Любовь. Главное в жизни человека с таким именем - выполнить основной миф, который показывает некий архетип, прообраз, связанный с этим именем.
Каждому человеку надо относиться к своим именам трепетно, копаться в их корнях, потому что это может неожиданно отразиться в повседневной жизни.

Имя, как губка, впитывает в себя отражение всех выдающихся своих носителей. Имя может выступить в роли магнита или улавливателя событий, связанных с носителями этого имени. Люди, сделавшие правильный выбор в жизни, получают от этого безопасность, потому что в их жизни будет проигрываться мифологическая сущность этого имени. Небезопасно называть ребенка именем оскверненного исторического персонажа.


МОУ «Павловская средняя общеобразовательная школа»

Тайны имён и прозвищ

Работу выполнили

ученицы 9 класса

Сапрыкина Рита и Шишаева Юля

Руководитель: Гончарова Н.М.,

учитель русского языка и литературы

с.Павловка

1. Введение. Важность исследовательского направления в работе по русскому языку.

2. О значении имени в жизни человека.

3. Новое имятворчество.

4. Правильно выбранное имя.

5. Фамилия в жизни человека.

6. Алтайский край не остался в стороне.

7. Твоё имя (лингвистическое исследование).

8. Имя в истории нашего села.

9. Прозвища, их происхождение.

10.Имя – формула судьбы.

11.Заключение.

12.Список источников и использованной литературы.

13. Приложения:

1. - Всероссийская сельскохозяйственная и поземельная

перепись 1917 года (3 листа);

3 - Коломеец Н.А. на вечере встречи в школе;

4. - фотографии из семейного альбома

(Коломеец Вера Васильевна и Коломеец Никифор Афанасьевич);

5. - фотография из семейного альбома (Ридель Карл Давыдович);

6. - Фишер Гергард Павлович со свое скрипкой (фотография).

7. - фотографии работ Фишера Гергарда Павловича;

Учащиеся нашей школы избрали научно-исследовательское направление работы по русскому языку: они решили записывать и анализировать имена собственные по разным параметрам. Академик М.Н.Скаткин писал о необходимости исследовательской деятельности учеников: «Важно лишь добиться, чтобы за время учения в школе каждый приобщился к такой поисковой деятельности, поупражнял в ней свои познавательные силы, пережил радость самостоятельного, хотя бы самого маленького, открытия».

В круг исследовательских интересов учащихся попали прежде всего личные имена всех учеников школы, новорождённых в 2007 – 2009 годах, старые имена жителей сёл Павловка, Журавлиха, Красноярка. Плодотворным получилось исследование о прозвищах школьников. Кроме того, были изучено происхождение названий сёл. На школьной конференции, посвящённой Году русского языка, учащиеся выступили с сообщениями по темам: «Имя твоё», «Имя в истории села», «Прозвища школьников». Наших школьников прозвища очень интересуют, у всех они есть или были. Ученики приходили в класс и просили ребят написать все свои прозвища, которые были у них. Кроме того, предлагали, по возможности, указать, когда они возникли, как долго существовали или существуют, указать среду употребления, распространённость среди окружающих. Опрошено было 45 учеников, а прозвищ записано 63. Ученики старались найти какие-то закономерности в происхождении прозвищ. Со своими исследованиями ученики нашей школы выступили на районной научно-практической конференции «Язык – всем знаниям и всей природе ключ».

«Что в имени тебе моём»

А.С.Пушкин

Мы живём в мире имён. Недаром ещё Гомер в своей «Одиссее» писал:

Между живущих людей безымянных никто не бывает

Вовсе; в минуту рождения каждый, и низкий и знатный,

Имя своё от родителей в сладостный дар получает…

Сказанное им по сей день остаётся правдой. У каждого человека есть имя, и каждое имя, нравится ли оно обладателю или нет, хранит в себе огромное количество информации об его носителе. Ведь просто так человека никто не называет, его «нарекают». А дальше имя начинает влиять на своего носителя, формировать его.

Происхождение и значение личных имён интересует каждого человека. Так было всегда. Эпиграфом своего исследования мы взяли слова А.С.Пушкина «Что в имени тебе моём». Поэта, как и многих из нас, волновала загадочность и таинственность имени.

Почти все личные имена, входящие в русский именослов, принесены христианством на Русь через Византию. Поэтому они восходят к греческому, латинскому и некоторым восточным языкам. До принятия христианства на Руси были распространены такие имена, которые отражали в себе различные свойства и качества людей. На Руси с 10 века древнерусские имена стали вытесняться церковными. В древности Византия собрала лучшие имена из своего языка и языков соседних народов и официально узаконила, сделав именами церковными. Таким образом, многие наши имена указывают на их иноязычное происхождение. Социальность имени была сильнее выражена в 19 веке, когда имена давали по святцам и за каждым именем стояла история жизни святого с конкретными формами поведения, чертами характера, отношением к окружающей действительности. «По имени и житие – гласила стереотипная формула житий, и этой формуле церковь и православный люд следовали, воспитывая будущего христианина. Святцы – список церковных праздников и святых в календарном порядке – сформировались как отдельная книга не ранее 15 века. Содержали около 9 тысяч имён, большинство из которых накрепко забыты. На Руси несколько веков назад было более трёхсот мужских имён (Жития всех святых за 1916 год содержат 863 мужских и 232 женских имени). Куда они канули? Должны жить все самобытные имена. Может, тогда у нас будет больше самобытных людей?

Сначала было имя. В первобытном обществе не было имён и фамилий. С раннего детства людей называли, во-первых, по внешности (Мал, Бел, Черныш), во-вторых, по черте характера (Добр, Храбр, Несмеяна), в-третьих, по месту в семье (Ждан, Третьяк, Другая). Наши предки были суеверны. Они боялись сглаза. Им казалось, что назвать ребёнка красивым именем - значит привлечь к нему злых духов. А кто позарится на Некраса или Дурака? Одним словом, многие обидные имена на самом деле были талисманами - защищали ребёнка от враждебных и таинственных сил. В добрые старые времена имя ребёнка давалось в церкви. По святцам, в соответствии с днями тех или иных святых, родителям ребёнка предлагалось на выбор несколько имён. Его и записывали в церковные книги учёта прихожан. После 1917 года детей стали называть, кому как вздумается.

Итак, имена, призванные называть, а не означать, могут быть, чрезвычайно значимы. Знаменитое «хоть горшком назови, но в печку не ставь» не находит подтверждения в мировой истории имяупотребления: японские художники-философы, например, согласно традиции трижды в жизни меняют имя, дабы лучше познать себя и мир через новое «я». Замечено, что после перемены клички у животных меняется характер. Задумываемся ли мы над этим, начиная чуть ли не с ясельного возраста именовать ребят по фамилиям?

В стихотворении Л.Куклина «Поминальник» с помощью имён воссоздана довольно чётко и точно история государства и общества:

Владимир Святославович, Александр Святославович,

Дмитрий Иванович, Пётр Алексеевич,

Елизавета Петровна, Екатерина Алексеевна,

Павел Петрович, Александр Павлович,

Александр Николаевич, Николай Александрович…

Со свя-а-ты-ми упо-о-кой!

Павел Иванович, Кондратий Фёдорович,

Георгий Валентинович, Пётр Алексеевич,

Владимир Ильич, Николай Иванович,

Сергей Миронович, Анатолий Васильевич,

Василий Иванович, Михаил Николаевич,

Георгий Константинович, Константин Константинович…

Вечна –я память!

Михаил Васильевич, Александр Сергеевич,

Михаил Юрьевич, Николай Васильевич,

Михаил Евграфович, Лев Николаевич,

Михаил Иванович, Пётр Ильич,

Модест Петрович, Илья Ефимович,

Александр Александрович, Борис Леонидович,

Дмитрий Дмитриевич, Анна Андреевна…

Ве -- еч – на – я сла – а – ва – а!

Новое имятворчество началось у нас сразу же после Октябрьской революции, когда произошло отделение церкви от государства и родители получили право называть ребёнка как угодно, минуя церковные каноны. В создаваемых именах люди стремились отразить революционные события: Революция, Ревдит (революционное дитя), Искра, Октябрина, Свобода, Декрета. В ряде имён запечатлены первые этапы индустриализации: Мартен, Трактор, Смычка. Новые имена, правда, горазда реже появляются и сейчас: Снежана, Правдина, Юманита. В 20 -30-е годы началось увлечение иностранными именами. Вхождение в наш язык было хорошо подготовлено тем, что многие дворяне звались в быту на иностранный манер. Свободный процесс имятворчества, увлекший родителей в 30 годы подарил русскому человеку Германа и Аэлиту, Виолетту и Джемму. Давая ребёнку иностранное имя, нужно не забывать о его сочетаемости с отчеством и фами-лией. Эти процессы в какой-то мере характерны и для нашего времени.

Некоторые учёные утверждают, что имя влияет на характер и даже здоровье. Имя человека является эмоциональным раздражителем. Одни имена звучали ласково, нежно и вызывали у окружающих своим звучанием чувство приятного, нежного, возвышенного, другие вызывают неприятные эмоции, заставляют напрячься, съёжится.

Наши предки верили, что имя определяет судьбу. Имя может звучать как просьба или приказ, как упрёк или одобрение, как пощёчина или ласка.

И можно кожу заживо сорвать,

Но имя к нам так крепко припечатано,

Что силы нет переименовать,

Хоть каждое затёрто и захватано.

Имя – это слово, которое сильно воздействует на эмоции обладателя. Ведь зачастую человек болезненно реагирует, когда другие коверкают его имя. Говорят, что для любого человека нет звуков более приятных, чем произнесения его собственного имени.

Имя даётся человеку один раз, при рождении, и сопутствует ему всю жизнь. Записанное в его официальные документы, оно становится его личным названием. Мы привыкаем считать своё имя самым близким словом родного языка и своеобразным отражением нашей личности. Личные имена имеют не только смысл, но и свою историю. Они стареют и умирают, исчезая из языка народа, который был их творцом. В прошлом к имени относились как к оберегу, а к самой процедуре выбора имени как к гаданию, попытке выгадать ребёнку лучшую долю.

С имени начинается путь во внутренний мир человека, начало общения с ним. Когда мы хотим обратить особое внимание слушателя на те или иные слова, мы называем его по имени. Не только сказочному герою имя предвещает судьбу, но и каждому обыкновенному человеку оно привносит в жизнь душевные и телесные черты.

Многие родители, выбирая имя сыну или дочери, даже не догадываются о том, что закладывают основу его судьбы. Люди с забавными и странными именами предрасположены к разного рода психическим комплексам, а ребёнок вынужден бороться за нормальное отношение к себе, что формирует отдельные черты характера. Поэтому стоит подумать, прежде чем называть ребёнка Геркулесом или Клеопатрой.

Самуил Яковлевич Маршак, знаток и ценитель русского языка, написал стихотворение «В защиту детей». Поэт образно показывает, какие житейские трудности подстерегают тех людей, которым родители дают неудобные, неправильные имена.

Если только ты умён,

Пусть поймут отец и мать,

Что с прозваньем этим

Век придётся вековать

Злополучным детям.

Не давай ребятам

Столь затейливых имён,

Как Протон и Атом.

……………………….

Пусть поймут отец и мать,

Что с прозваньем этим

Век придётся вековать

Злополучным детям.

Психологами доказано, что правильно выбранное имя благоприятно воздействует на психику человека, так как его в течение одних суток называют этим именем много раз. Чем же руководствуются взрослые, выбирая имя своему ребёнку?

1.Подсознательное восприятие слова через ритмику, мелодичность.

2.Распространённость имени.

3.Ассоциации, связанные с именем.

4.Образы, вошедшие в историю и культуру обладателей данного имени.

Философ П.А.Флоренский писал: «Имя само по себе не даёт хорошего или плохого человека, оно лишь музыкальная форма, по которой можно написать произведение и плохое и хорошее».

Некоторых людей просили ответить на вопрос, с каким цветом у них ассоциируются разные имена. Оказалось, что имя Татьяна вызывает представление о красном цвете, Елена – голубом. Красный цвет вызывает у человека состояние тревоги, опасности; голубой – чувство успокоения. Такой же вопрос задали и мы учащимся 8 и 9 классов нашей школы. Конечно, ответы были разные, и вряд ли можно наблюдать какую-то закономерность в соотношении имени и цвета. Но всё же… Имя Аня ученики соотнесли с зелёным цветом, Саша – с синим, Вика – с сиреневым, Света – белым, Рита – розовым, Юля – зелёным и розовым, Ира и Коля – жёлтым, Маша – красным, Стас – синим. Маша Полещук, ученица 8 класса, рассказала, что всегда ощущает себя через красный цвет: характер неуравновешенный, вспыльчивая, как огонь, в душе тревога. А вот Рита Сапрыкина, ученица 9 класса, пишет: «Меня зовут Маргарита. Это имя мне очень нравится. Недавно я прочитала в книге «Что в имени твоём о значении и происхождении имени Маргарита. В одной из статей говорится, что с детства Маргарита отличается заводным характером. У меня действительно такой характер. Я люблю общаться с людьми, люблю, когда на меня обращают внимание. Поэтому я довольно часто выступаю на школьных вечерах, в районных мероприятиях. Паинькой я тоже бываю, но редко. Я люблю красный цвет. Думаю, что именно такой цвет определяет мой характер. Бываю я вспыльчивой, резкой, капризной. Мои самые любимые цветы – маргаритки. Они похожи на маленькие пушистые ромашки. Эти цветы я люблю и за название. Аня Некрасова (8 класс) отмечает, что её одноклассники правильно определили цвет характера – зелёный. Ведь она любит природу, много читает, пишет стихи. Но большинство учащихся не задумывались над связью имени и цвета. Как говорится, всё ещё впереди.

В истории общественного развития каждого народа наступает время, когда одного лишь имени личного недостаточно. Надо определить место человека в обществе. Разные народы шли к этой цели своим путём. У римлян, например, было четыре вида имён: личное, родовое, прозвище и добавочное прозвище.

Слово фамилия появилось в русском языке лишь в Петровскую эпоху. Становление же фамилий на Руси датируется 14-15 в.в. Все фамилии по способу образования можно разделить на профессиональные, географические, отымённые, прозвища, искусственно образованные. Благодаря фамилиям до нас дошли тысячи слов древнерусского языка, старинные имена и понятия. Надо только разглядеть их. Расшифровывая фамилии, узнаёшь обычаи, традиции, запреты своих предков, словом, смотришь в зеркало истории. Это очень увлекательное занятие!

В народе говорят:

Не имя красит человека, а человек – имя.

Лучше глаз лишиться, чем доброго имени.

А в Японии мудрецы говорят: Тигр бережёт свою шкуру, а человек – имя.

Конечно, связь между именем человека и событиями его жизни, психическими особенностями есть. Имя влияет на характер человека. Существует море имён, тысячи известны, занесены в месяцесловы, календари. Некоторые служат нам, живут с нами, некоторые забыты, остались на пожелтевших страницах старых книг.

Регулярно возникает мода на имена. В одни годы было много Серёжек и Наташек, в другие - широким фронтом шли имена экзотические и торжественные, такие как Кристина, Светозара или Жанна.

Алтайский край не остался в стороне от всеобщих веяний. Мода на имена менялась вместе с людьми и социально-экономической обстановкой. В Алтайском крае сохранялся определённый уровень консервативности. После Октябрьской революции в сознание людей внедрялись не только новые атрибуты власти, обрядность, но и новые имена людей. Полиграф Полиграфович в «Собачьем сердце» М.А.Булгакова вполне мог быть, ведь были же в то время имена Трактор, Идея, Индустрия, Октябрина..

Однако к новым веяниям в имянаречении в Алтайском крае отнеслись с холодком. Так, в 1935 году в Славгородском районе родилось 588 ребятишек -301 мальчик и 287 девочек. И самыми популярными именами оказались: Мария, Надежда, Анна. А также Иван, Николай и Владимир. Были, конечно, и Сталины и Владилены (от Владимир Ленин) - но в единичных случаях. А в многочисленных кержацких и староверческих сёлах Алтайского края моды на новые имена не было. Так, в таёжных деревнях Заринского района и после войны детей называли по-старинному: Феона, Петрован, Демид. После Великой Отечественной войны в связи с переселением в Алтайский край различных народов - немцев, калмыков, литовцев, эстонцев - появились и новорождённые с неведомыми до того дня именами: Эвальд, Линда, Югана. А после полёта в космос Гагарина стало популярным имя Юрий. К примеру, в Славгородсом районе в 1965 году в рейтинге самых востребованных имён оно уступило только Виктору и Владимиру, но обогнало популярное имя Александр. Девочек в то время называли Иринами, Татьянами и Галинами. С середины 70-х годов огромной популярностью стали пользоваться имена Сергей и Алексей, Наталья и Елена. Так называли до четверти всех новорождённых.

В последние годы наиболее популярны женские имена: Елена, Анастасия, Татьяна, Наталья; мужские - Александр, Максим, Дмитрий и Владимир. В городах мальчикам часто дают имя Даниил, а девочкам - Диана, Илона, Аксинья, Арина или Регина. А вот Сергеев и Петров стало заметно меньше. В настоящее время, похоже, возрастает интерес к необычным именам. Девочку, родившуюся 2 декабря 2007 года, назвали Выборина. Другого ребёнка, девочку, одарили именем Россия.

Мы провели в школе исследование по теме «Твоё имя». У нас учится 44 ученика, из них - 28 мальчиков, 16 девочек. Ученикам всех классов было дано задание изучить историю своего имени, его роль в семье и написать небольшое сочинение. Эта работа была очень интересной и нужной. Мы прочитали много книг, расспросили своих родителей. Почти все ученики нашей школы родились в 20 веке, а живут сейчас в 21 веке. Поэтому так важно знать, с каким именем мы вошли в жизнь и будем дальше жить.

1-е место среди имён мальчиков занимают: Андрей (3 ученика), Николай (3 ученика), Александр (3 ученика).

На 2-м месте - Егор, Сергей, Женя (по 2 ученика).

Остальные имена по 1 ученику. Среди этих имён можно назвать следующие: Игорь, Павел, Илья, Никита, Алексей, Денис, Станислав, Богдан, Толя, Денис, Ваня, Миша, Володя, Витя. Пожалуй, самым редким в нашем селе можно назвать имя Богдан. Несколько десятилетий назад детей часто называли такими именами, как Володя, Миша, Витя. Толя. А в последнее время мальчикам стали давать такие имена, как Илья, Никита, Максим, Даниил.

В 2007 году в селе родилось 6 мальчиков. Родители дали им такие имена: Илья, Никита, Максим, Владимир, Александр, Даниил. Налицо традиции имянаречения. В 2008 году в сёлах Павловка и Красноярка родилось детей.

Среди девочек на первом месте имена Виктория, Алёна, Юлия (по 2 ученицы). За ними идут такие имена, как Алина, Таня, Ира, Маша, Аня, Рита, Света, Люда, Оля, Алла, Надя.

В 2007 году в селе родилось 3 девочки. Вот их имена: Анастасия, Ксения, Наталья. А в 2008 году в сёлах Павловка и Красноярка родилось 8 детей. Девочкам дали такие имена: Наташа, Алина, Арина, Ангелина; мальчикам – Даниил, Николай, Никита. Это самые распространённые имена в наше время, особенно – Даниил и Никита.

В своей работе также мы решили сравнить имена по годам рождения (учащиеся школы).

^ Мальчики: Девочки:

1989 - Владимир, Витя Оля, Надя, Алла

1990 - Коля, Саша- Ваня, Миша Маргарита, Маша, Юля

Серёжа, Толя Света, Люда, Алёна, Аня

Андрей, Саша, Богдан Юля, Света. Виктория

1994 - Стас, Женя Таня, Ира, Алёна

1995 - Андрей, Николай, Сергей Виктория

1996 - Денис Алёна

1997 - Игорь, Егор

1999 –Павел,Илья, Никита

2000 - Егор

2007 - Илья, Никита, Максим Наталья, Анастасия, Ксения

Аня Некрасова, ученица 8 класса, в своей работе «Моё имя» написала:

«Мне нравится моё имя. Оно красиво звучит. Это одно из древнейших женских имён. Марина Цветаева пишет:

Имя ребёнка - Лев,

Матери - Анна.

В имени его - гнев,

В материнском - тишь.

Имя Анна дала мне моя мама в честь прабабушки. Медсестру в больнице звали Анна, лучшая подруга мамы - тоже Анна. А папа сказал, что ему нравится это имя».

^ Вилков Коля:

«Мне моё имя нравится, потому что оно в России было популярным - императоры Николай 1 и Николай 2. Мне дали это имя мама с папой в честь дедушки. Кроме того, оно созвучно с именем моей сестры Оли».

^ Полещук Маша:

«Моё имя мне нравится, родителям тоже. Папа всегда мечтал о сыне, а родилась я. Мама решила назвать меня Машей, ведь мою прабабушку зовут тоже Марией. Мне кажется, что я часто бываю грубой, конечно, надо работать над собой. Значение имени отражает мой характер: настроение часто меняется, я могу быть радостной и весёлой, а то и грустной. Мама и папа называют меня доней, Машуткой и просто Машей.

« Маня, Маруся, Муся, Мария.

Маш очень много не только в России».

Поисковая группа кабинета русского языка и литературы провела сравнительный анализ имён, которые давались детям в наших сёлах в 20-е - 30-е годы. Имён было много. Но таких, как Ефросинья, Фёкла, Парасковья, Пелагея, Анисья, Акулина, Устинья, Устин, Прокофий теперь уже не встретишь. Редким и тогда было имя Венера. А женщина с таким именем живёт до сих пор в нашем селе - это Маликова Венера Трофимовна. Её муж Маликов Иван Александрович, ветеран Великой Отечественной войны, носит русское имя Иван, сейчас ставшее редким. Недаром это имя стало синонимом русского мужика. В святцах оно встречалось от 63 до 170 раз и 25% крестьян были действительно русскими Иванами. Самыми распространёнными в то время женскими именами были: Мария, Анна, Евдокия, Александра, Екатерина Анастасия, Зоя. Мужские имена не так разнообразны и более традиционны. Это Николай, Александр, Иван, Павел. Выделим имена Карл и Эмма. Их носили замечательные люди. Они появились в нашем селе в 40-е годы, когда шло большое переселение немцев с Поволжья. Любовь к труду, уважение к людям, умелые руки помогли Карлу и Эмме выжить, стать своими в селе. В начале 1942 года семья Ридель попадает на Алтай, в село Павловка. Сначала к немцам относились недоверчиво, даже с ненавистью. Но Карл и Эмма были людьми очень добрыми, приветливыми, поэтому в селе их полюбили. Баба Эмма была хорошей хозяйкой, она пекла очень вкусные пироги и всегда делилась рецептом со своими соседями. Особенно теплыми были отношения с Кружковой Фёклой Петровной. Дед Карлуша, так любовно звали Карла Давыдовича в селе, замечательный столяр. Он делал из дерева красивые и нужные вещи. Столы, стулья, шифоньеры, гардины, изготовленные дедом Карлушей, до сих пор украшают дома односельчан. Последним его увлечением были птицы, особенно щеглы. Ловил их специальной ловушкой, сажал в красивые клетки, и мог часами слушать птичье пение. А о голубях он знал всё… Вот таких людей, их имена Карл и Эмма, люди помнят: в них замечательная душа и трагедия народа.

Верт Адольф Адольфович родился в 1929 году. Жил с отцом и матерью в Поволжье. Отец Адольф Яковлевич и мать Ада Александровна вместе с детьми были высланы на Алтай. Колхоз и люди добрые не оставили в беде. Адольф Адольфович женился на Солодовниковой Марии Владимировне. Заботясь о будущем, детей записали на фамилию Солодовникова. Их сын и дочь в 2000 году решили вернуть фамилию своих дедов и отцов: Верт. Адольф Адольфович и Виктор Адольфович добросовестно трудились в колхозе, в селе у них было много друзей, дорожили своим именем и фамилией.

Перед нами список жителей деревни Павловка по Всероссийской сельскохозяйственной и поземельной переписи 1917 года Томской губернии Змеиногорского уезда Поспелихинской волости. Мы проанализировали, какие имена носили наши односельчане в начале 20 века. По списку - 136 человек, различных имён – 62.

Самыми популярными именами были Иван, Василий, Степан, Фёдор, Григорий, Максим. Среди редких имён встречаются такие, как Нестор, Лукьян, Леонтий, Илья,

Пантелеймон, Милентий, Афанасий, Авраам, Лука и другие. 30 мужских имён для современного сельского жителя уже потеряно. Стали называть детей такими именами, как Егор, Илья, Никифор, Даниил, Антон. У нас в селе проживают люди с фамилией Лукьянцев (от имени Лукьян), Леонтьев (от имени Леонтий), Марков (от имени Марк), Савельев (от имени Савелий). Кстати, житель села Лукьянцев получил прозвище Лука (по фамилии).

Русская поговорка гласит: «Не имя красит человека, а человек имя». Действительно, человека в большей степени красят его добрые дела и поступки. Очень хочется, чтобы на нашей планете было больше добра, улыбок и счастья. Что значит беречь имя? Жить достойно, чтобы семья гордилась вами и вашими успехами. Нужно приумножать добрую славу своей семьи, фамилии, а это слава родины, Отечества, Отчизны. По имени и жизнь твоя... Именно, по имени жизнь, а не имя по жизни.

Есть в нашем селе замечательная семейная династия Кружковых. В семье пятеро детей: Полина, Вера, Валя, Надя, Михаил. Их родители: Яков Кондратьевич и Фёкла Петровна Кружковы. А родина – с.Журавлиха. Хорошие люди, настоящие труженики. И детей воспитали в уважении к людям. Имена Яков и Фёкла – самые обычные для того времени. Самыми надёжными именами были Вера и Надежда, потому что в них – надежда на лучшее будущее. Все дети Кружковых работали в колхозе «Заря Алтая»: Михаил – инженер, сейчас фермер; Полина – доярка; Валя – на разных работах; Вера – продавец; Надежда – учитель русского языка и литературы. Эти люди пользуются уважением жителей нашего села. Детям давались имена согласно времени и, в какой-то мере, моде: Виктор, Владимир, Ира, Саша, Татьяна. А вот имя Вера в семье повторяется. Появились и такие имена, как Богдан, Максим.

Проживает в селе хорошая семья Коломеец Никифора Афанасьевича и Веры Васильевны. Воспитывали 8 детей в труде, в уважении к людям. Они несли и несут славу семейного имени: Андрей – агроном, руководитель больших хозяйств; Таня – педагог, сейчас – председатель администрации села; Люба – бухгалтер; Сергей – механизатор, сейчас фермер.

В большой семье сохраняются традиции имени: есть Илья, Никифор, Роман, Катя. Лиза. Девочки – близнецы получили знаковые имена – Люба и Надя. Вот и образовалось связующее звено: мама Вера, дочери Любовь и Надежда.В семье Любови Никифоровны – дочь Анюта, внуки Павлик и Алёна. Бабушка, мама дети и внуки очень добрые, ласковые, заботливые, думаем, что в их именах много нежных звуков, ласкающих сердце.

Расшифровывая фамилии, узнаёшь обычаи, традиции, запреты своих предков, словом, смотришь в зеркало истории. Это очень

Увлекательное занятие! С именем человека связано и название нашего села Павловка. Оно уходит в историю, в начало 20 века. А было это так…

В июньский день 1908 года землеустроитель Ивлев П.П. на общем собрании граждан Загайновской заимки вёл беседу о границах между Новичихой и Поспелихой. Здесь же он затронул вопрос о том, как бы пожелали жители заимок назвать свою деревню. А.И.Петров (основатель заимки), подумав, спрсил Ивлева: «Скажите, как Ваше имя и отчество, гражданин землеустроитель?» «А зачем это?» - поинтересовался Ивлев. Петров сказал, что так надобно». Мы вместе решаем вопрос о земле, а не знаем Вашего имен и отчества». «Павел Павлович», - сказал Ивлев. Тогда Антон Павлович, обращаясь к собравшимся, сказал: «Я вношу предложение назвать нашу будущую деревню Павловкой. «Имя красивое», - загудели в толпе. И так единогласно в честь имени землеустроителя Павла Павловича Ивлева и назвали село Павловкой. Так и записали в документах.

По фамилии можно установить и жизненный путь семьи. Фамилии существовали и раньше, только назывались прозвищами, прозваниями. Например, главу семейства звали Яшей, а дети были Яшкиными, отец был кузнецом, и дети были Кузнецовыми. А бывало, фамилия появлялась как кличка, данная односельчанами. Например. Щербаков – Щербак – прозвище для тех, кто придирался к недостаткам товара и не доплачивал нужную сумму; Коверчик – в старину тех, кто потешал людей шуткой-прибауткой. Называли Коверей – коверит народ.

Н.В.Гоголь писал: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».

Эти слова великого писателя как нельзя лучше относятся и к такому явлению языка, как русские прозвища. Они давались людям их родственниками, соседями. Причём в прозвищах отражались какие-то характерные черты, присущие именно этому человеку. Закрепившись в фамилиях, эти черты и особенности далёких предков дошли до нашего времени. Нет ни одного имени, фамилии, которые бы не могли рассказать о своей истории. Существовали и продолжают существовать индивидуальные, школьные, семейные прозвища. Они переходят из поколения в поколение, от отца к сыну, отражая образ жизни, род занятий, а также исторические изменения в обществе и государстве.

Прозвища школьников очень интересуют самих ребят. Мы провели сбор материалов по классам. Предложили учащимся вспомнить свои прозвища, причину их появления. Поставили вопрос: есть ли какие-то закономерности в происхождении прозвищ? Оказалось, что среди них можно выделить следующие группы:

1) Образованные от фамилий носителей прозвищ: Воробей (Воробьёв), Крот (Кротов), Шишка (Шишаев), Камень (Каменский), Шанчин (Шанченко),

Кошёлка (Кошелев), Вилка (Вилков), Поломошка (Поломошнова), Солодун (Солодовник), Дуб (Дубовик) и другие.

По внешним признакам человека: Фитиль (длинный), Медведь (неповоротливый), Жар Птица (красивая), Махно (растрепанные волосы), Китаец (узкие глаза), Петросян (всё время смеётся), Ушастый (большие уши), Короткий (низкий рост), Бочка (круглый), Мясо (толстый), Молчун (мало разговаривает).

От личных имён носителей прозвищ: Лёня (Алёна), Гавриил (от имени Игорь), Пьеха (по имени Стас), Медведь (по имени Миша), Толян (по имени Толя), Анка-пулемётчица (по имени Анна), Дионис (по имени Денис).

По особенностям характера:

Профессор (хорошо учится), Петросян (всё время смеётся).

5) Возникшие от «чужого» имени: Маргела,
Садам Хусейн, Терминатор, Унитаз,
Марчелло, Никола (квас здоровой нации)
и др.

6) Уменьшительно-ласкательные: Нюня, Мартышка.

Естественно, эта классификация очень приблизительна, потому что некоторые прозвища образовались по нескольким причинам. Некоторые прозвища остались невыясненными по своему происхождению.

« Прозвища в школе очень распространены. Меня зовут Волков Николай. С такой фамилией у меня просто не может не быть прозвища. Когда я был маленький, меня звали Волчок. Теперь я учусь в 11 классе, и прозвище сменилось на Волкодав. Правда, оно грубоватое, но звучит громко».

В школе одного ученика называют Стос. Это прозвище досталось ему от отца. Только сына называют Стасёнок. Есть прозвища, которые происходят от имён родственников, например, Митя, за внешность, очень похожую на его деда Дмитрия. Происхождение некоторых прозвищ неизвестно: Онегин, Лимон, Броллер и другие. Эти примеры свидетельствуют о многообразии русского языка, полного тайн и загадок.

«Имя - формула судьбы. Считается, что имя отражает жизненное предназначение человека. Имя человека должно соответствовать времени, в которое он живёт. Имя не должно резать слух, привлекать излишнее внимание. В знак любви и уважения родители нередко дают своим детям имена бабушек и дедушек. Так и меня назвали в честь моей родной бабушки, Лядгиной Альбины Григорьевны, маминой мамы. Моё имя - Алла. Существует такое предположение, что потомки способны повторить судьбу своих тёзок, а я этого не хочу, так как считаю, что человек индивидуален и должен прожить «свою» судьбу. Имя моё предположительно немецкого происхождения. Точное значение этого имени не установлено. Алла привлекает людей, в первую очередь, непохожестью на других девушек, она энергична, не теряет зря времени, строит только реальные планы и добивается их осуществления. В детстве я не любила своё имя: считала его коротким, скучным. Но сейчас моё мнение изменилось. Только сейчас я поняла, что имя Алла красивое. Послушайте: Алла. Алка, Алчонок, Алёк... Красиво! Имя - это то, с чего начинается жизнь человека, поэтому родители должны хорошо подумать, прежде чем выбрать имя: ведь они выбирают судьбу своего ребёнка».

Акишина Алла,11 класс.

«Имя - это не просто три буквы. Это много больше и значительней. Мы живём в цивилизованном мире. Прошли тяжёлые времена, когда человек на вопрос: « Как тебя зовут?», лишь опускал голову и молчал.

Моё имя - Николай. В нашем роду оно не первое. Назвали меня в честь дедушки - Волкова Николая Фёдоровича. Когда я был маленьким, я не

задумывался над своим именем. Мама с папой меня очень любят, поэтому ласково называют Колюнька, Колокольчик, Николя. Теперь я взрослый, значит, только Николай. Николай - имя распространённое, легко запоминающееся, простое в общении. Со временем я привык к имени, оно мне нравится: в нём слышится что-то сильное, мужественное. Оно сравнимо с моим характером. Недаром, его значение - покоритель народов. Конечно, народы покорять я не собираюсь, но и быть на последнем месте не в моих правилах.

Гончарова Ольга окончила школу с отличными оценками. Сейчас она работает в г. Рубцовске в детском саду, пишет стихи. Маму её зовут Нина Максимовна. Вот какое стихотворение написала Ольга:

Нин, владыка могучей Ассирии,

Покидать этот мир не желал.

Своё древнее имя красивое

Младшей дочери он завещал.

Кто расскажет, что значило имя твоё,

Разгадает сокрытую тайну?

Время времени только заносит её,

Я попробую. Вдруг – угадаю?

Нина – горная речка

Сбегает по склону?

Ни-на – шелест листвы?

Нежный шёпот влюблённых?

Ни-нна-нин! - звон монист

На наряде счастливой невесты.

Ни-ни-н-на – стон двух мечей

В боевом перекрестьи

Нарекали так юных грузинских княжон.

Ни-на-ни-на – в горах пастушок напевал…

И, рукою фанатика насмерть сражён,

Грибоедов любимую звал…

Может быть, я угадала случайно?

Не перестала быть тайною тайна.

Вечная тайна древнего имени

Мамы моей,

Гончаровой Нины Максимовны.

«Проститься» с именами мы хотели бы стихами, где находим глубокие мысли о воплощенном имени:

Что в имени тебе моём?

Оно умрёт, как шум печальный

Волны, плеснувшей в берег дальний,

Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке

Оставит мёртвый след, подобный

Узору надписи надгробной

На непонятном языке.

Что в нём? Забытое давно

В волненьях новых и мятежных,

Твоей душе не даст оно

Воспоминаний чистых. Нежных.

Но в день печали, в тишине

Произнеси его тоскуя:

Скажи: есть память обо мне,

Есть в мире сердце, где живу я.

А.С.Пушкин

Изучение этимологии имени, фамилии, названий сёл зачастую приводит не к ответам, а к вопросам. Почему озеро около школы называется Кулиёвым? Почему сёла вокруг Павловки носят такие названия: Журавлиха, Покровка, Гордёвка, Солоновка, Лысый посёлок, улицы в Красноярке Бабская, Мешо