Декоративная живопись учебное пособие. Введение

«М.А. Карнаев ДЕКОРАТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ Учебное пособие Бийск АГАО им. В.М. Шукшина ББК 85.14+74 К 24 Печатается по решению редакционно-издательского совета ФГБОУ ВПО «АГАО» Рецензенты: ...»

-- [ Страница 1 ] --

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина»

(ФГБОУ ВПО «АГАО»)

М.А. Карнаев

ДЕКОРАТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ

Учебное пособие

АГАО им. В.М. Шукшина



Печатается по решению

редакционно-издательского совета

ФГБОУ ВПО «АГАО»

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор кафедры рисунка, живописи и художественного образования института искусств Новосибирского государственного педагогического университета, член СД России М.В. Соколов (г. Новосибирск);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства и дизайна Алтайской государственной академии образования имени В.М. Шукшина Е.А. Сысоева (г. Бийск).

К 24 Карнаев, М.А.

Декоративная живопись [Текст] : учебное пособие / М.А. Карнаев, Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина – Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2015. – 91 с. – 100 экз. – ISBN 978-5-85127-878-5.

В данном издании представлены психолого-педагогические особенности обучения декоративной живописи, критерии оценки, методика совершенствования живописной подготовки студентов, основанная на применении декоративного изображения натюрморта на занятиях по живописи. Предложенные в издании программные задания по выполнению декоративной стилизации позволяют концентрировать у студентов интерес к созданию новых цветовых гармоний в изобразительной деятельности, расширять творческий кругозор, способствовать переходу на дальнейший уровень профессиональной подготовки.

Учебное пособие рекомендуется для студентов, обучающихся по программам бакалавриата по направлениям подготовки 54.03.01 Дизайн, 44.03.01 Педагогическое образование (профиль Дополнительное образование (графический дизайн, дизайн интерьера), 44.03.01 Педагогическое образование (профиль Изобразительное искусство).

ISBN 978-5-85127-878-5 М.А. Карнаев, 2015.

ФГБОУ ВПО «АГАО», 2015.

Глава 1. Теоретические аспекты декоративной живописи.

1.1. Психолого-педагогические особенности обучения декоративной живописи на начальных этапах обучения................8

1.2. Специфика профессиональной живописной подготовки на начальных курсах обучения

2.1. Критерии оценки живописной подготовки студентов........ 35

2.2. Теоретические принципы совершенствования живописной подготовки студентов

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Актуальность методического пособия обосновывается происходящими в современной системе образования инновационными процессами, связанными с переходом высшего профессионального образования на многоуровневую систему обучения.

Известно, что занятия по живописи являются универсальным средством формирования высокой эстетической и художественной культуры студентов, эффективным стимулом развития их творческой деятельности и гармоничности восприятия; на них синтезируются и развиваются знания, умения, навыки по рисунку, композиции, цветоведению, проектированию.

Специфика живописной подготовки будущих дизайнеров заключается не только в обучении основам профессиональной грамоты, но и в активизации самостоятельной творческой деятельности, поскольку итоговой целью дисциплины «Декоративная живопись», является формирование у будущего дизайнера гармоничности цветового восприятия. Психологические особенности процесса восприятия исследовали Б. Г. Ананьев, А. В.

Брушлинский, Н. Н. Волков, Л. С. Выготский, В. П. Зинченко, Е.

И. Игнатьев, В. С. Кузин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б.

М. Теплов, Д. Н. Узнадзе, П. М. Якобсон и др.

Цель дисциплины - дать профессиональные знания и навыки будущему специалисту, развить его творческие способности в области декоративной живописи, подготовить к самостоятельной творческой работе.

Задачи дисциплины:

Основу профессионального освоения живописного мастерства составляют практическая деятельность студентов. Особое внимание уделяется на приобретение знаний и навыков построения декоративной формы, умения видеть и передавать разнообразное состояние натуры в зависимости от условий освещения и среды.

Занятия декоративной живописью, позволяют развивать творческие способности и дают базовые знания по цветоведению, решая задачи цвета – пространственного мышления, что очень важно для обучения художника – дизайнера. А так же способствуют общехудожественному развитию и помогают решению специфических проблем профессионального развития.

Главная задача курса декоративная живопись - овладение методами и примами академической живописи и переход к созданию декоративной стилизации.

Выражение пространства на изобразительной плоскости, овладение примами передачи пространства и глубины композиции на основе занятий декоративной живописи.

Задачи:

1. Дать необходимые знания, умения и навыки по дисциплине, информацию о материалах, техниках, способах, жанрах.

2. Научить целостно воспринимать натуру и выражать е живописными средствами.

3. Научить выделять главное и на этом сконцентрировать внимание:

а) на компоновку цветовых масс (плоскостей),

б) на выявление объма,

в) взаимодействие цветовых объмов на картинной плоскости.

Основным видом изучения декоративной живописи является работа над длительной многочасовой натурной обстановкой. В ней решается весь комплекс задач, связанных с изучением натуры и методов ее изображения, овладения техникой гуашевой живописи является обязательным требованием программы.

Наряду с приобретением профессиональной грамоты будущему художнику необходимо овладеть приемами быстрого и уверенного живописного изображения натуры. Такими видами живописного изображения натуры являются быстрые, лаконичные этюды в самых общих чертах характеризующие цвет и форму предметов.

Система практических упражнений, включая различные виды учебной работы, направлена на развитие творческих способностей студентов. Вся система занятий декоративной живописью в тесной связи с занятиями рисунком и композицией ведет к развитию таких творческих способностей студентов, как художественная наблюдательность, образное мышление, воображение.

Дисциплина «Декоративная живопись» относится к курсу по выбору студента (Б3.В.ДВ.10.2).

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

– готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

– осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

– владеет инструментарием, методами, приемами и практическими навыками работы в декоративно-прикладном искусстве, дизайне и компьютерной графике (СК-2);

– владеет навыками реалистического изображения с натуры:

натюрморта, пейзажа, портрета, фигуры человека (СК-3);

– готов реализовать изобразительные навыки в работе над композицией в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, дизайне (СК-4);

– готов к самостоятельной художественно-творческой деятельности в области изобразительного и декоративноприкладного искусства, дизайна и компьютерной графики (СКВ результате изучения дисциплины студент должен:

– теорию света и цвета;

– оптические свойства вещества,

– органические и неорганические красители и пигменты;

– стилизовать объекты предметного мира;

– создавать декоративные живописные композиции различной степени сложности с использованием разнообразных техник.

– методами изобразительного языка декоративной живописи;

– приемами колористики;

– приемами выполнения работ в материале.

Именно поэтому одним из главных условий эффективной подготовки бакалавров, следует считать разработку перспективных методик обучения живописи с учетом специфики дизайнерского образования. Большой вклад в исследование теоретических положений и концепций теории и методики обучения изобразительному искусству внесли Г. В. Беда, Л. А. Ивахнова, С. Е. Игнатьев, А. И. Иконников, В. С. Кузин, В. К. Лебедко, С.

П. Ломов, Л. Г. Медведев, Н. Н. Ростовцев, Е. В.Шорохов и др.

Актуальность подтверждается необходимостью анализа специфических особенностей обучения живописи студентовдизайнеров, выявления различий между методиками подготовки художников-дизайнеров и учителей изобразительного искусства, обоснования основных условий эффективной живописной подготовки студентов начальных курсов в процессе изучения основ декоративной стилизации. Проблемы организации учебнотворческой деятельности студентов-дизайнеров, в контексте изучения декоративной стилизации представлены в работах Л. П.

Ермолаевой, В. П. Козлова, Г. М. Логвиненко. Отдельные вопросы живописной подготовки учителей изобразительного искусства раскрыты в диссертационных исследованиях Е. М. Кожагулова, С. М. Кожуховской, К. А. Кравченко, А. В. Новиковой, Н. К. Прониной, Р. Н. Шайхулова, но теоретических и практических исследований, выявляющих специфику методики обучения живописи студентов-дизайнеров в системе высшего профессионального образования, недостаточно.

Анализ традиционной подготовки специалистов, показал, что она направлена на формирование профессиональных знаний, умений, навыков, и предполагает шестилетнее обучение, образовательный же процесс подготовки бакалавров предусматривает формирование общекультурных, профессиональных и специальных компетенций в течение четырех лет. В связи с изменением концепции образования очевидна необходимость пересмотра и научного осмысления содержания методики обучения живописи.

–  –  –

Психолого-педагогические особенности обучения 1.1.

декоративной живописи на начальных этапах обучения В контексте исследования необходимо выявить специфику целостного восприятия, цвета, тона, композиции в процессе живописного изображения, определить взаимодействие целостного восприятия и возможности технического воплощения умозрительного образа в материале и выявить особенности обучения живописи студентов-дизайнеров на начальных этапах.

Восприятие в психологической литературе рассматривается как процесс отражения предметов и явлений действительности в многообразии их свойств и сторон, которые непосредственно воздействуют на органы чувств человека (Б. Г. Ананьев, В. П.

Зинченко, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Д. Н. Узнадзе, П. М.

Якобсон и др.), как результат перцептивной деятельности объекта (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, И. П. Павлов, И. М. Сеченов и др.).

Результаты применения современных педагогических методик экспериментально показывают возможность развития творческого мышления, активизации творческой деятельности в процессе целенаправленного обучения. В связи с этим актуальными являются исследования, посвященные выявлению психологических особенностей художественного восприятия. Н. Н. Волков, В. П.

Зинченко, Е. И. Игнатьев, В. С. Кузин, Б. М. Теплов значительное внимание уделяют изучению в процессе творческой деятельности художника особенностей восприятия, выражающихся в целенаправленном, целостном восприятии и отражении действительности как эстетической ценности.

В современной психологии процесс восприятия характеризуется как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения . Необходимо отметить, что такое целостное oтpaжение склaдываeтся в результате взaимодействия aнализaтоpов, с пoдключением памяти и мыслительных oпераций, в результате чегo вoсприятие предстaвляет собой систему пeрцептивных дeйствий, для овладения которыми трeбуется спeциальное oбучение и прaктические нaвыки.

Л. С. Выготский доказывает, что сам акт восприятия является процессом сопоставления воспринимаемого с хранящимся в памяти образом, т. е. с уже имеющимся знанием относительно этого объекта .

Анализ работ отечественных психологов (Л. С. Выготский, А. Н.

Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) позволил выявить, что первичными данными восприятия являются структурные особенности воспринимаемого объекта. Известно, что зритeльнoe вoсприятиe связано с обнаружением oбщих структурных oсoбеннoстей oбъектa.

Первоначально воспринимаются предметы по отношению к пространству. Затем осваиваются отношения между предметами, далее между деталями предметов и т. д. Можно утверждать, что особенностью зрительного восприятия является процесс создания конкретного представления о целом.

По словам Р. Л. Грегори, зрительное восприятие вовлекает многочисленные источники информации помимо тех, которые воспринимаются глазом, когда человек смотрит на объект. В процесс восприятия, как правило, включаются и знания об объекте, полученные из прошлого опыта не только с помощью зрения, но и с помощью других ощущений .

Сложившийся зрительный образ объекта, находящийся в памяти человека, является образцом для последующего осознанного восприятия, иными словами, создается в результате многочисленных повторных воздействий. Формирование способности к восприятию отождествляется с формированием сознания. Информация, которая в восприятии не опирается на знание, не воспринимается, а просто фотографически отражает его внешнюю форму. В отличие от такого отражения объекта, восприятие предполагает постоянное получение новой информации, которая поступает в том случае, если объект по формальным признакам вызывает отличительную реакцию или отражает новые грани своего содержания.

Известный ученый и художник Н. Н. Волков утверждает, что всякое восприятие есть отражение действительности. Но существуют разные виды отражения действительности (например, восприятие, мысль, представление). Общий заголовок «восприятие» также объединяет разные виды отражения действительности. В самом деле, если бы мы, глядя на рисунок, видели только бумагу, группу штрихов и пятен и ничего больше, мы могли бы считать восприятие рисунка таким же по его природе, как и восприятие любого другого предмета.

Рисунок, конечно, прежде всего, реальная вещь, и мы воспринимаем его, прежде всего так, как воспринимаем всякую другую реальную вещь. Однако мы видим в нем не только линии и пятна, а изображенные предметы. Мы видим изображенное трехмерное пространство, хотя реальный лист бумаги – плоский. Мы видим изображенные объемные вещи, хотя линии и пятна рисунка – плоские линии и пятна.

Словом, специфическое восприятие рисунка идет дальше, чем обычное восприятие вещи. Через восприятие одной вещи – листа бумаги – мы воспринимаем в рисунке образ другой вещи, увиденной глазами художника и изображенной его рукой .

При помощи восприятия изображения осуществляется чувственное познание предметов – их объем, характер, пропорции, пространственные свойства среды, в которой они находятся. В этом процессе особенность восприятия состоит в том, что в сознании зрителя отражаются и фиксируются состояния и изменения изучаемого объекта, его количественные, качественные, структурные признаки. Необходимо подчеркнуть, что при рассмотрении восприятия как активного процесса выявления логики, синтеза и осознания информации о воспринимаемом объекте прежде всего выявляются закономерности, которые часто связаны не только с формой, величиной, фактурой или текстурой предмета, но и с опытом восприятия по отношению к данному объекту.

Восприятие выступает как осмысленный синтез разнообразных ощущений, получаемых от предметов или явлений различной сложности. Такое соединение всех ощущений выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.

Психологи, рассматривая общие закономерности процесса восприятия и их значение в изобразительной деятельности, выделяют в этой связи основные свойства образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия: предметность (восприятие в форме отделенных друг от друга предметов); целостность (образ достраивается до некоторой целостной формы); осмысленность (свойство восприятия создавать чувственный образ, который достигается посредством мыслительной деятельности человека); апперцепция (свойство восприятия, которое связано не только с различными состояниями индивида и основывается не только на зрительных ощущениях в момент наблюдения, но и на предшествующем жизненном опыте); избирательность (выделение из множества качеств изображаемого предмета лишь существенных, актуальных задачам изображения, требующих творческого уровня восприятия); константность (восприятие предметов относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров, независимо от меняющихся физических условий восприятия); категориальность (восприятие носит обобщенный характер) .

Таким образом, можно сделать вывод, что процесс восприятия состоит из множества вышеозначенных закономерностей, из синтеза взаимодействий которых и складывается обобщенный образ предмета или явления в изобразительном искусстве. В связи с этим представляется необходимым более подробно рассмотреть основные свойства образа.

Предметность – это способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения . Получается, что различные предметы способны вызывать у индивида совершенно конкретные ощущения.

Е. И. Игнатьев, рассматривая взаимосвязь восприятия и представления о предмете, особо подчеркивает: «Всякое новое восприятие предмета всегда ведет к изменению (дополнению или уяснению) представления этого предмета. Чем большее число предметных связей данного предмета будет отражено в нашем мозгу в процессе восприятия, чем больше сторон этого предмета будет выяснено, тем богаче и правильнее будут наши представления о данном предмете»

При анализе понятия целостности восприятия необходимо уточнить, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми второстепенными элементами, а только мысленно достраивается до целостной модели на основе ограниченного набора характерных, индивидуальных признаков.

Изучая проблему целостного восприятия в изобразительной деятельности, Г. В. Беда, писал: «Художник заботится о целостности изображения не только для выделения главного, характерного и подчинения ему второстепенного, но ради естественного, единого, целостного зрительного впечатления от рисунка или этюда» .

В данном контексте необходимо отметить, что целостное отражение предмета требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, тон, форма, пропорции, фактура, текстура и т. д.) основных характерных признаков с одновременным отвлечением от второстепенных.

На начальном этапе восприятия, в формировании перцептивного образа может принимать участие мышление. Следующий этап восприятия требует объединения группы основных характерных признаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете, т. е. в процессе восприятия участвует память.

Целостное восприятие предметов возникает как результат сложной интеллектуальной работы, при которой умышленно выделяются одни (характерные) признаки, тормозятся другие (второстепенные). Воспринимаемые признаки объединяются в одно осмысленное целое образное представление о предмете.

Важнейшая специфическая, профессиональная характеристика художника – целостность восприятия, т. е. способность воспринимать натурную среду, выделяя самое характерное и существенное, определяя взаимосвязь между разрозненными частями. Необходимо уточнить, что восприятие художника фиксирует не всю предметно-пространственную среду во всем ее изменчивом многообразии, а выборочно, самое характерное:



особые выразительные качества или конструктивные особенности, оригинальную пластику формы, присущую только одному предмету или явлению. Соответственно, только целостное восприятие позволяет удерживать в поле зрения индивидуальные особенности, объединяющие натуру, исключая ее фотографическое копирование в живописном этюде. Поэтому целостность восприятия следует считать важнейшим условием для формирования профессиональных живописных умений на начальных этапах обучения будущих дизайнеров, способствующих построению художественного живописного изображения, а их взаимодействие – важнейшей составляющей творческого процесса.

Убедительным свидетельством сформированности профессиональной зрелости художника является осознанный отбор из многочисленных качеств объекта изображения только тех, которые направлены на создание выразительного образа в живописном произведении, что возможно лишь при взаимодействии между становлением образа натуры и деятельностью целенаправленного художественного восприятия.

Анализ записей движений глаз, проведенный А. Л. Ярбусом, показал, что элементы плоскостных изображений, привлекающих внимание человека, содержат участки, несущие в себе наиболее интересную и полезную для воспринимающего информацию. При внимательном изучении таких элементов, на которых более всего останавливается взор в процессе рассматривания картин, обнаруживается, что движения глаз фактически отражают процесс человеческого мышления .

Целенаправленность восприятия проявляется как в целостности образного видения, так и в умении воспроизводить предметно-пространственную среду как с натуры, так и по памяти, воображению. Развитие творческого восприятия включает способность осознанно проводить анализ строения формообразующих элементов предметов, сравнение и оценку пропорциональных, цветовых и тональных отношений, композиционных связей и т. д.

Одной из характерных особенностей восприятия является осмысленность. С. Л. Рубинштейн, рассматривая осмысленность как свойство восприятия отмечал его предметность. Он считал, что восприятие не сводится к одной лишь чувственной основе.

«Мы воспринимаем не пучки ощущений и не структуры, а предметы, которые имеют определенное значение. Практически для нас существенно именно значение предмета, потому что оно связано с его употреблением: форма не имеет самодовлеющей ценности; она обычно важна лишь как признак для опознания предмета в его значении, т. е. в его отношениях к другим вещам и в возможном его употреблении. Мы сплошь и рядом можем сразу сказать, что, т. е. какой предмет, мы восприняли, хотя затруднились бы воспроизвести те или иные его свойства – его цвет или точную форму. По различному колеблющемуся, изменяющемуся содержанию мы узнаем один и тот же предмет»

Весьма значим вывод исследователя: будучи осознанием предмета, восприятие человека нормально включает акт понимания, осмысления. Восприятие человека представляет собой единство чувственного и логического, чувственного и смыслового, ощущения и мышления.

В данном контексте необходимо отметить, что сложность создания живописного этюда на начальном этапе обучения студентов заключается в том, что целостное восприятие и возможность технического воплощения умозрительного образа в материале имеют существенное различие. Перед студентом возникает проблема преодоления стереотипов, связанных с понятием, локальный цвет предмета, так как при живописном изображении активную роль играет аконстантное восприятие цвета (цвета, претерпевшего изменение под воздействием освещения, окружающей среды или удаления).

По мнению психологов, константность восприятия является одной из главных причин ошибок студентов в определении цвета изображаемого предмета, измененного условиями освещения или удаления. Знание о локальном цвете предмета, хранящееся в памяти студента в момент зрительного восприятия, мешает увидеть градации тепло-холодных оттенков в окраске реальных предметов, находящихся под воздействием пространственной среды.

Константность определяется как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия . В. С. Кузин отмечает, что константность – это более или менее длительное постоянство отдельных свойств и качеств зрительно воспринимаемых объектов и оно независимо от происходящих с ними изменений, хорошо видимых нами .

Таким образом, необходимо отметить, что на начальных этапах обучения студент воссоздает то, что соответствует его сложившемуся представлению о натуре, а не то, что наблюдается в действительности в данный момент времени, при определенных условиях освещенности, на том или ином расстоянии.

Задача формирования профессионального восприятия у студента на начальных курсах заключается в том, чтобы с самого начала обучения научить видеть аконстантно, т. е. улавливать изменения цвета и тона объемных форм, напряженность силуэтных линий предметов в зависимости от освещения и удаления.

Н. Н. Волков утверждает, что в картине мы воспринимаем мир опосредованно, а посредником между зрителем и действительностью становится художник с его особым способом видеть мир и способностью выражать увиденное. В этом случае субъективность восприятия картины зрителем сталкивается с субъективностью восприятия мира художником, а общественная обусловленность творчества художника – с общественной обусловленностью восприятия зрителя и, в частности, с воспитанием зрительного глаза.

Понимание зрителем художника означает, что в способе видеть мир у зрителя и художника есть много важных общих черт.

«Общность в восприятии мира художником и зрителем, – утверждает Н. Н. Волков, ограничивает субъективную сторону в реалистическом искусстве. Двойственная природа восприятия картины, заставляющая сталкиваться опыт художника и опыт зрителя, – психологический факт огромного значения» .

В психологической литературе выделяется важное свойство восприятия, связанное с различными состояниями индивида.

Внутренняя картина мира для каждого человека не просто образ окружающего, но и субъективный образ, зависящий от знаний, опыта, интересов, умений и навыков, чувств, потребностей каждой конкретной личности. Зависимость восприятия от указанных факторов называется апперцепцией.

В психологии под апперцепцией принято понимать свойства восприятия, которые связаны как с различными состояниями индивида и основываются на зрительных ощущениях в момент наблюдения, так и на предшествующем жизненном опыте, т. е.

перцептивный образ отражает не только то, что художник воспринимает в данный момент. По Р. Арнхейму, восприятие не есть механическое регистрирование сенсорных элементов, это поистине творческая способность «мгновенного схватывания действительности», способность «образная, проницательная, изобретательная и прекрасная» .

Апперцепция в изобразительной деятельности имеет большое значение в работе над краткосрочным живописным этюдом, так как на эмоциональное состояние студента воздействуют первоначальные зрительные ощущения, существующие в русле активной педагогической установки.

Существуют способы управления восприятием. К ним, прежде всего, относится установка, которая предопределяет направленную организацию восприятия через сознание, слово, ожидание определенных изобразительных действий студента. Д.

Н. Узнадзе определяет установку как «состояние субъекта, меняющееся в зависимости от задач, которые он себе ставит, и условий, в которых он их разрешает» .

В зависимости от педагогической установки в одном и том же натюрморте можно выделить разные свойства и признаки объемно-пространственной среды. Например, если в академической живописи поставлена задача на углубленное изучение натурной постановки, значит, установка направлена на восприятие колористических особенностей, композиционных связей, т.

е. на живописно-пластическое построение объемной формы натюрморта. В процессе декоративной стилизации натюрморта задачи меняются на создание обобщенного, видоизмененного, целостного изображения натурной постановки. Следовательно, и установка направлена на декоративное, плоскостное восприятие формы предметов. Целенаправленная педагогическая установка влияет на выбор объектов, которые воспринимаются, а также на отбор и поиск изобразительных средств для реализации замысла живописного произведения.

Известно, что объекты и явления предметнопространственной среды находятся в таком многообразии, что человеку сложно все их воспринимать одновременно. Отсюда избирательность восприятия, которая зависит от интересов и установок личности, проявляется в доминирующем выделении одних свойств объектов по сравнению с другими.

Таким образом, под избирательностью мы понимаем выделение из множества качеств изображаемого предмета самых существенных, актуальных задачам изображения, требующих более активного, творческого уровня восприятия. Избирательность определяется как субъективными условиями, зависящими от самого воспринимающего индивида, так и объективными свойствами воспринимаемых предметов.

Категориальность человеческого восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим к определенному классу. В соответствии с этим классом нами в воспринимаемом предмете ищутся и видятся признаки, свойственные всем предметам данного класса и выраженные в объеме и содержании этого понятия .

Воспринимая предмет для изображения, глаз художника пытается получить всю возможную зрительную информацию о предмете: его размер, форму, пропорции, силуэт, пространственное расположение в среде и т. д. Б. Ф. Ломов выделяет три пространственных порога видения и отмечает большое значение контура как элемента, несущего в процессе восприятия важную информацию: объект воспринимается как нерасчлененное бесформенное пятно; в восприятии вычленяются отдельные детали объекта; узнается форма объекта . Таким образом, предшествующий опыт и сформированные представления помогают человеку опознать действительную форму предмета по виду той его части, которая воспринимается непосредственно в данный момент.

Субъективным фактором активности восприятия на занятиях по живописи выступает наличие предшествующего изобразительного опыта, что позволяет целенаправленно выявлять наиболее важные, информативные базовые точки. При восприятии полученная информация соотносится с имеющимся изобразительным опытом, и происходит процесс выявления наиболее важных для изображения информативных данных о воспринимаемом предмете.

Таким образом, зрительное восприятие предмета многократно изменяется в связи с условиями, в которых мы его рассматриваем. Этот факт позволяет сделать вывод, что человек видит не только глазами, но и «мозгом», который проводит корректирующую, синтетическую, объединяющую работу. В творческой практике эти виды деятельности человеческого сознания находятся во взаимодействии и представляют собой органическую целостность, ибо художник одновременно воспринимает, оценивает и создает свой субъективный образ.

Значительный вклад в понимание того, как из отдельных зрительно воспринимаемых деталей предметов складывается их целостная картина – образ, внесли представители гештальтпсихологии. Так, М. Вертгеймер предложил классификацию факторов, влияющих на организацию зрительных ощущений в образы:

1. Близость друг к другу элементов зрительного поля, вызвавших соответствующие ощущения. Чем ближе друг к другу пространственно в зрительном поле располагаются соответствующие элементы, тем с большей вероятностью они объединяются друг с другом и создают единый образ.

2. Сходство элементов друг с другом, проявляющееся в том, что похожие элементы обнаруживают тенденцию к объединению.

3. Фактор «естественного продолжения»: элементы, выступающие как части знакомых нам фигур, контуров и форм, с большей вероятностью в нашем сознании объединяются именно в эти фигуры, форму и контуры, чем в другие.

4. Замкнутость – стремление элементов зрительного поля создавать целостные, замкнутые изображения .

Экологический подход к восприятию предложил Дж. Гибсон, утверждавший, что «зрение и слух работают в основном так же, как осязание, они позволяют ознакомиться с реальными объектами и событиями и отреагировать на них. Волновая энергия света или звука, так же как кинетическая энергия давления на кожу, может нести информацию об объекте» .

Отечественная психология ведет изучение процесса восприятия с позиций деятельностного и информационного подходов.

Деятельностному подходу соответствует теория о визуальном мышлении как виде человеческой деятельности, где зрительный образ рассматривается в качестве продукта перцептивной деятельности. Информационная теория дает представления о самом процессе восприятия. Согласно ей, процесс обработки информации есть психический процесс восприятия, который предшествует появлению образа художественного произведения.

Б. Г. Ананьев в работе «Психология чувственного познания»

выделяет в отдельные группы перцептивные действия, которые характерны для визуального восприятия и формируются при жизни человека: измерительные – оценивающие величину воспринимаемого объекта; соизмерительные – действия на сопоставление размеров нескольких воспринимаемых объектов; построительные – отвечающие за построение перцептивного образа; контрольные – направленные на сравнение возникшего образа с особенностями предмета; корригирующие – исправляющие ошибки в перцептивном образе; тонические (регуляторные) – поддерживающие необходимый уровень мышечного тонуса для осуществления процессов восприятия .

Психологами (Б. Г. Ананьев, М. Д. Алексеев, Л. М. Веккер, Б. Ф. Ломов, М. С. Шехтер и др.) установлено, что при большом числе существенных признаков предмета процесс восприятия осуществляется по элементам и длится дольше. По мере усвоения элементов процесс восприятия резко сокращается за счет отсева лишней информации, за счет выделения критических и опорных признаков, а также за счет преобразования отдельных признаков в структурные, целостные представления.

Таким образом, восприятие – это система действий, производящих поиск свойств и признаков, направленных на установление внешних и внутренних взаимосвязей между предметами или явлениями, что способствует в итоге формированию и развитию целостных образов-представлений.

Образ представления предмета обычно не возникает сразу в окончательной форме, а развивается, дополняется и видоизменяется в процессе восприятия. Новое восприятие предмета ведет к изменению представления о нем: чем больше характерных особенностей этого предмета будет выявлено, тем содержательнее будут представления человека о нем. Исследования ряда авторов показывают, что одной из наиболее характерных особенностей представлений является их обобщенность, т. е. материал отдельного восприятия обязательно связывается с информацией всех прошлых восприятий конкретного предмета или явления. Часто различные представления соединяются, приобретая характер синтетического образа.

Представление о предмете и о его изображении формируется в сознании художника в процессе целенаправленного восприятия. Необходимо отметить, что представление понимается как наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе соединения прошлого опыта, новых ощущений и восприятий путем его воспроизведения в памяти или в воображении.

Л. Д. Столяренко определяет воображение как психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи . Е.И. Игнатьев исследуя воображение и его развитие в творческой деятельности человека, указывал на то, что «основной признак процесса воображения в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получается новое представление» . Следует уточнить принципиальную разницу процессов восприятия и воображения. По Р. С. Немову, «от восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла» .

Процесс обучения живописи служит одним из наиболее важных средств развития воображения. В процессе творческого воображения формируются новые образы, реализация которых приводит к созданию самостоятельных художественных произведений. Особую роль играют представления, которые являются основным материалом воображения. В психологии принято разделять представления на два основных вида: образы памяти (воспроизведение явлений, предметов, которые прежде воспринимались) и образы воображения (формируемые заново в результате видоизменения тех, которые сохраняются в памяти). В процессе живописной подготовки у студентов важно развивать оба вида представлений.

В творческом воображении всегда происходит процесс отбора впечатлений и создания на этой основе нового образа, являющегося синтезом его наиболее выразительных элементов. Повторяемость чувственного восприятия, разносторонний анализ предмета, включающие в себя операции поиска и выделения индивидуального содержания, осмысления и сопоставления с прошлым опытом, способствуют формированию в сознании студента художественного замысла. С понятием воображение в практической деятельности, прежде всего, связан сложный процесс художественного творчества, что имеет исключительное значение для педагогической установки, так как дает возможность целенаправленно развивать декоративное восприятие у студентов на занятиях по живописи.

Одной из наиболее существенных особенностей творческого мышления является осознанное преобразование художником предметной среды из окружающей действительности в художественный образ. Оно характеризуется взаимопроникающим единством абстрактного и конкретного, объективного и субъективного, эмоционального и рационального. По этому поводу Р.

Арнхейм писал, что элементы мышления в восприятии и восприятия в мышлении взаимно дополняют друг друга, превращая познание в единый процесс, ведущий «неразрывно от элементарного приобретения сенсорной информации к самым обобщенным теоретическим идеям» .

Формирование у студентов на начальных курсах обучения творческого мышления – процесс, в ходе которого происходит развитие видов и форм восприятия, в соответствии с целями и задачами профессиональной деятельности.

На основе анализа психолого-педагогической литературы было выявлено, что в основе обучения студентов живописи на начальных этапах лежит целенаправленное творческое восприятие, основанное на таких свойствах образа, как предметность, целостность, осмысленность, апперцепция, избирательность, константность и категориальность. В контексте нашего исследования целостность художественного восприятия следует считать важнейшим условием для формирования у студентов творческого мышления. Под целостностью восприятия мы понимаем способность воспринимать предмет или явление, выделяя при этом главное и существенное в объекте восприятия, определяя внутреннюю взаимосвязь между отдельными частями.

Целенаправленность восприятия студента проявляется как в целостности образного видения, так и в умении воспроизводить предметно-пространственную среду как с натуры, так и по памяти, воображению. Развитие творческого восприятия включает в себя способность осознанно проводить анализ строения формообразующих элементов предметов, сравнение и оценку пропорциональных, цветовых и тональных отношений, композиционных связей и т. д. Поэтому целостность творческого восприятия следует считать важнейшим условием для формирования у студентов на начальных этапах обучения профессиональных живописных умений, способствующих построению художественного живописного изображения, а их взаимодействие – важнейшей составляющей творческого процесса.

Контрольные вопросы по параграфу 1.1. Психологопедагогические особенности обучения декоративной живописи на начальных этапах обучения:

1. Какие общие закономерности процесса восприятия и их значение в изобразительной деятельности рассматривают психологи?

2. Раскройте понятие предметности как основного свойства образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия.

3. Что в психологии понимают под целостностью восприятия?

4. Назовите свойство восприятия создавать чувственный образ, который достигается посредством мыслительной деятельности человека.

5. Что такое апперцепция?

6. Какая закономерность процесса восприятия характеризуется выделением из множества качеств изображаемого предмета лишь существенных, актуальных задачам изображения, требующих творческого уровня восприятия?

7. Что мы понимаем под константностью восприятия предметов относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров, независимо от меняющихся физических условий восприятия?

Специфика профессиональной живописной подготовки 1.2.

на начальных курсах обучения В настоящее время существует проблема калькирования приемов и методов подготовки художников-станковистов и учителей изобразительного искусства в образовательный процесс художников-дизайнеров. Анализ рабочих программ по живописи Новосибирской государственной архитектурнохудожественной академии показал, что занятия проводятся кафедрой рисунка, живописи и скульптуры для всех специальностей вуза без выявления специфических особенностей обучения будущих специалистов и основаны на изучении объемнопространственных и перспективных построений. В Московском государственном университете дизайна и технологии изучение живописи носит декоративный характер, но различия в рабочих программах для разных групп специальностей не предусматривается. Подобные ситуации можно наблюдать и в Алтайском государственном университете на факультете искусств и в педагогических вузах, реализующих образовательные программы по специалитету и бакалавриату.

В связи с этим необходимо отметить, что методика преподавания курса «Живопись» для художников-дизайнеров должна отличаться от методики подготовки художников-станковистов и учителей изобразительного искусства, основанной на изучении объемно-пространственных и перспективных построений. У будущих дизайнеров необходимо развивать плоскостноорнаментальное видение натуры и образно-ассоциативное мышление, поскольку это связано со спецификой их профессиональной деятельности, основанной на принципах декоративной стилизации предметно – пространственной среды.

Таким образом, изучение состояния преподавания живописи в вузах показало недостаточную эффективность «академического» подхода к обучению, которое сводится к сумме знаний, умений и навыков реалистического изображения натуры. При этом практически не рассматривается сфера художественнообразного языка декоративной живописи. Хотя значимость этой сферы трудно переоценить. Так, К. Ф. Юон считал, что «декоративная мысль всегда лежала в основе образования больших историко-художественных стилей», «чувство декоративного является выражением национального самосознания, народного понимания красоты реального мира» . По мнению Л. П. Ермолаевой, декоративность – это форма выражения красоты синтезированного мира через отношение части и целого, это связь с окружающей предметно-пространственной средой, не натуральное, а условное ее отображение, наполненное метафорическим смыслом .

Что же такое декоративная живопись? По мнению Ю. Г.

Аксенова и М. М. Левидовой, декоративной следует считать живопись, предназначенную для украшения или выявления конструкции и назначения предмета и не имеющую явно самостоятельного значения . Эта позиция поддерживается Г.

М. Логвиненко, утверждающей, что для станкового произведения, не имеет значения среда, в которой оно будет находиться (жилой, промышленный интерьер, офис, вернисаж). Декоративное же произведение отличается своей несамостоятельностью, и уже при работе над ним «художник мысленно или практически закладывает среду (интерьер, в котором она будет находиться), так как любое изделие декоративно-прикладного искусства призвано украсить какой-то объект: интерьер, человека, орудие производства и т. д.».

Таким образом, «всякая декоративная композиция должна органично вписываться в интерьер, не разрушая плоскость стены, и в первую очередь быть не пространственной, а плоскостной» . Таким образом, следует подчеркнуть, что применение именно декоративного подхода как специфической особенности дизайнерской деятельности и приема художественно-образного мышления является основополагающей теоретической предпосылкой преподавания курса «Живопись» на начальном этапе обучения студентовдизайнеров.

При художественном оформлении дизайнерских проектов художник-дизайнер работает с образами, взятыми из той же реальной, объективной действительности, что и художникстанковист, но отбирает самые выразительные, характерные свойства и качества натуры, которые в наибольшей степени соответствуют специфическому ассоциативно-образному языку жанра. Необходимо отметить, что при создании декоративной живописной композиции решающее значение приобретает то, насколько креативно художник-дизайнер может переработать окружающую действительность в емкую знаковую систему, отражающую его мысли, идеи, индивидуальные особенности.

Данный процесс и называется стилизацией.

Г. М. Логвиненко в работе «Декоративная композиция» придает большое значение стилизации как процессу работы, представляющему собой декоративное обобщение изображаемых объектов (фигур, предметов) с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений.

В живописной подготовке дизайнеров декоративная стилизация является методом ритмической организации картинной плоскости, благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной выразительности.

Стиль – наиболее общая категория художественного мышления, характерная для определенного этапа исторического развития. Стиль выражает суть, уникальность художественного творчества в единстве всех его компонентов, содержания и формы, изображения и выражения, личности и эпохи. Художник А. Дерен считал, что «стиль

– это постепенный переход от человека к действительности и обратно» .

Будущие дизайнеры должны осознавать, что оригинальный стиль дизайн-проекта возникает при условии, когда в мышлении художника происходит творческая работа, в результате которой изображаемый объект приобретает новую визуальную модель, отличающуюся от фотографического отображения окружающей действительности и превосходящую ее силой впечатления; когда локальный цвет предмета усиливают цветовые оттенки с целью создания более яркого, выразительного образа, а силуэтная динамика форм передает идейную составляющую и мировоззренческую позицию автора.

Стиль определяют как систему внутренних связей между всеми компонентами творческого процесса, содержанием и формой, колоритом и техникой выполнения, пространственными построениями.

Если сравнить стиль и манеру, то манера – это особенные черты творческого процесса, а стиль – его конечный результат, обязательный синтез, целостность всех компонентов художественного произведения .

Похожие работы:

« концертмейстерского мастерства Рабочая программа дисциплины Чтение с листа Направление подготовки: 073100 Музыкально-инструментальное искусство Профиль «Оркестровые духовые и ударные инструменты»Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр Форма обучения Очная / заочная Нальчик 2011год Содержание 1.Цели и задачи освоения дисциплины..3 2.Место...»

«МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ С. УСПЕНСКОГО СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА 2015 год «Рассмотрено» «Утверждаю» Методическим советом Директор МБОУДОДДШИ с.Успенское МБОУДОДДШИ с.Успенское Заместитель директора по УМР _ С.Н.Соснина Е.С.Пилина «»2015г. «_»_2015г. Разработчик Пушик Дарья Эдуардовна, преподаватель теории музыки, первая квалификационная категория...»

« НАУК И ИСКУССТВ Н. Б. КИРИЛЛОВА МЕДИАПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ Рекомендовано методическим советом УрФУ в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по программе магистратуры по профилю подготовки 071800 «Аудиовизуальные коммуникации и медиатехнологии в социально-культурной деятельности» и 033000...»

« Новосибирский государственный университет Новосибирский государственный театральный институт ТЕАТРАЛЬНЫЙ РОМАН МАРИНЫ РУБИНОЙ Материалы к курсам «Основы творческой деятельности», «Искусство глазами журналиста», «История театров Новосибирска» для студентов факультетов журналистики и студентов театральных вузов Новосибирск 2010 УДК...»

«3 квартал Отдел литературы по искусству НОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ КНИГ И ДРУГИХ ПЕЧАТНЫХ ДОКУМЕНТОВ 1. Абызова, Лариса Ивановна (кандидат искусствоведения). История хореографического искусства: отечественный балет XX-начала XXI века: учебное пособие для студентов средних учебных заведений, обучающихся по специальности Хореографическое искусство / Лариса Абызова. Санкт-Петербург: Композитор, 2012. 302, с., ил., портр. : портр. Библиогр.: с. 276-279 и в подстроч. примеч. Указ. имен: с. 283-302...»

« Учебная программа для специальности: 1-19 01 01 Дизайн, направление специальности: 1-19 01 01-02 Дизайн (предметно-пространственных комплексов), специализация: 1-19 01 01-02 02 Дизайн интерьеров Учетно-финансовый факультет Кафедра дизайна Курс 3,4 Семестр 5,6,7 Лекции 10 Экзамен. просмотр 7 семестр Практические (семинарские) Зачеты 5,6...»

«Содержание 1 Общие положения.1.1 Образовательная программа высшего образования (ОП 4 ВО), реализуемая вузом по направлению подготовки 073400.62 Вокальное искусство и профилю подготовки Академическое пение.1.2 Нормативные документы для разработки ОП ВОпо 4 направлению подготовки 073400.62 Вокальное искусство 1.3 Общая характеристика образовательной программы 5 высшего образования.1.4 Требования к абитуриенту. 6 2 Характеристика профессиональной деятельности 6 выпускника. 2.1 Область...»

«МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ» Исполнительский факультет Кафедра народных инструментов РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ История исполнительского искусства Направление подготовки 073100 Музыкально-инструментальное исполнительство профиль (Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты) Квалификация (степень): Бакалавр Форма обучения...»

«Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный национальный исследовательский университет» Утверждено на заседании Ученого совета университета от 29.01.2014 №5 Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 50.03.01 Искусства и гуманитарные науки Профиль «Дизайн» Квалификация (степень) «Академический бакалавр»...»

«Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская художественная школа города Абинска муниципального образования Абинский район ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДИЗАЙН ПРОГРАММА по учебному предмету ОСНОВЫ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ Абинск 2015 Разработчики: Светлана Геннадьевна Овсиенко, преподаватель Детской художественной школы города Абинска, Оксана Николаевна Никитина, преподаватель Детской художественной...»

«ПОЛОЖЕНИЕ о проведении Шестого ежегодного Республиканского конкурса научнометодических работ преподавателей музыки, изобразительного искусства, хореографии и мировой художественной культуры общеобразовательных организаций, учреждений дополнительного образования, музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений (Майкоп, 2015) Конкурс проводится Министерством образования и науки Республики Адыгея совместно с Институтом искусств Адыгейского государственного...»

«Содержание Раздел 1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине «Культура и искусство Дагестана».. Раздел 2. Место дисциплины в структуре образовательной программы. Раздел 3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся.. Раздел 4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на...»

«Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Сертоловская детская школа искусств»ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА на Педагогическом совете школы Приказом директора школы Протокол № 5 от 27.08.15г. № 56 от 01.09.2015г. Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Хореографическое искусство» Срок реализации: 7 лет Разработчик программы: Бойко Т.В. – преподаватель г. Сертолово 2015 год Дополнительная общеразвивающая программа художественной...»

« концертмейстерского мастерства Рабочая программа дисциплины История исполнительского искусства Направление подготовки 073100 Музыкально-инструментальное искусство Профиль /специализация 03 «Оркестровые духовые и ударные инструменты»Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр Форма обучения – очная, заочная Нальчик, 2011 г. Содержание 1.Цели и...»

«Автономное учреждение «Образовательное учреждение дополнительного образования детей «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Городской округ город Радужный ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Предметная область ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО Учебный предмет ПО.01. УП.01.СПЕЦИАЛЬНОСТЬ (ФЛЕЙТА) Радужный 2015 год «Рассмотрено» «Утверждаю»:...»

«МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ МЕНЕДЖЕР ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ Учебно-методическое пособие Под общей редакцией профессора В.К. Клюева Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 071201 –...»

«Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская художественная школа ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА по учебному предмету ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И ДИЗАЙН Пятигорск 2015 г. «Одобрено» «Утверждаю» Методическим советом Директор МБОУ ДОД ДХШ МБОУ ДОД ДХШ г. Пятигорск г.Пятигорск Протокол № Г. В. Рукавкова от «»2015 г. «»2015 г. Разработчик: Надеина Евгения...»

«Сахалинская областная универсальная научная библиотека Отдел литературы и искусства Чародей русской музыки Сборник методических материалов для библиотек по актуализации творческого наследия великого русского композитора Петра Ильича Чайковского Южно-Сахалинск Составитель Н. А. Павловская Редакторы: С. И. Добровольская, Т. М. Ефременко Тех. редактор Т. М. Ефременко Корректор М. Г. Рязанова Компьютерный набор Н. А. Павловской Верстка Т. М. Ефременко Печатается по решению редакционного совета...»

«Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств № 1 имени Александра Семеновича Розанова» Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Инструментальное музицирование» Рабочая программа по учебному предмету ПО.02. УП.03. «Музыкальная литература» Срок обучения – 4 года г. Кировск, 20 ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ: Педагогическим советом Директор МБОУ ДОД МБОУ ДОД «ДШИ № 1 им. А.С. Розанова» «ДШИ № 1...»
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Является частью архитектурного ансамбля или произведения декоративно-прикладного искусства , предназначена для украшения или подчеркивания конструкции и функции здания или предмета. Декоративность - качественная особенность произведения искусства , определяемая его композиционно-пластическим и колористическим строем, форма выражения . Декоративная живопись тесно связана с архитектурными сооружениями или произведениями прикладного искусства . В первом случае такую живопись называют также монументальной живописью как вследствие ее размеров, так и в силу тесной ее связи с архитектурой, носящей в большинстве случаев монументальный характер. Отличие монументальной живописи от станковой заключается в том, что она и по содержанию и физически неотъемлема от того объекта, для которого она исполняется. Связь эта обусловливает и содержание (сюжет ) декоративно-живописного произведения, и его форму, и его технику, т.е. способы выполнения.

Путь развития декоративной живописи насчитывает многие тысячелетия. Наиболее древними ее образцами являются изображения животных, нанесенные на стены и потолки пещер, в которых жили люди. Время исполнения этих изображений точно определить пока невозможно, но ученые относят их к самому раннему периоду развития человеческого общества, к так называемому древнекаменному периоду (палеолиту). Эти изображения иногда исполнялись в виде рельефа или выцарапывались острым орудием на камнях, а то наносились красной глиной, черной копотью и коричневой, состоящей из смеси первых двух красок , смешанных с жиром или костным мозгом. Эти довольно реалистические изображения травоядных и хищных животных уже в полной мере могут быть названы живописью.

Более разработанный и законченный вид имеют декоративные росписи Египта. Уже в третьем тысячелетии до н.э. погребальные сооружения украшались изображениями сцен охоты, рыбной ловли, трудовой жизни земледельцев, ремесленников, военными сценами. Эти изображения тоже не имели значения украшения: после погребения входы в гробницы замуровывались наглухо, и никто не мог их созерцать. Изображения египтян носили условный характер: лицо рисовалось в профиль с глазом в фас , плечи разворачивались в фас , но ноги показывались в профиль. Несмотря на эти условности, изображения египтян не лишены были реализма в передаче движений различных фигур и характеристике типов лица, в обликах животных и птиц, с присущими им повадками, характерными позами.

В античной Греции, древнем Риме также широко пользовались декоративной живописью для украшения жилых и общественных зданий. Декоративная живопись античного периода служила уже определенно целям украшения и в то же время имела и религиозно-политическое значение. Тогда получили большое развитие живописный орнамент и декоративные композиции , покрывающие стены и своды. В этой новой технике мозаика с пола переходит на стены и своды зданий и дает возможность создавать подлинную декоративную живопись . Вскоре к цветным камням мозаики стали добавлять кусочки стекла, специально изготовленного в большом разнообразии расцветок - до золотых и серебряных цветов включительно.

В период раннего средневековья в Западной Европе декоративная живопись в виде стенных росписей встречается сравнительно редко, ее сменяют расписные стекла - так называемые витражи . Это объясняется тем, что в храмах, где преимущественно находились росписи, до XII века оконные проемы имели очень малые размеры. Поэтому живопись на стенах плохо освещалась и не производила должного впечатления . Расписные же стекла, среди общей мрачности храмов, горели и светились яркими красками. В гражданских сооружениях, где освещение было лучше, но где холод каменных стен лишал залы и комнаты уюта, росписи заменялись коврами, покрывавшими сплошь все стены. Ковры сначала привозились с Востока, а затем выделывались и в самой Европе. Здесь воспроизводились те же религиозные сюжеты , что на витражах, но появляются и сюжеты , иллюстрирующие рыцарские подвиги, символические изображения добродетелей, пороков, ремесел и искусств . Условные приемы изображений становятся все более и более реалистическими.

На Руси фресковая живопись начала развиваться еще ранее, чем в Западной Европе, продолжая практику декоративной живописи Византии. Но русские росписи сразу же внесли в византийские приемы много своего, нового. Условный, отвлеченный характер византийских фресок и мозаик был чужд русскому народу. Русские мастера сразу внесли в живопись реальное направление, простоту и ясность выражения своих идей . В религиозных изображениях воспроизводимые типы индивидуализируются, их прообразами являются окружающие мастера русские люди. Их жесты, движения , вначале еще несколько условные и связанные, вскоре становятся более свободными.

Зарождение декоративно-прикладного творчества как общей основы изобразительного искусства.

Археологические и этнографические исследования первобытных обществ, проживавших в эпоху раннего палеолита (древнекаменный век. свыше 40-35 тыс. лет до н. э.) на территории России и за ее пределами в разных частях земного шара, не дали никаких предметных находок или указаний о существовании первобытного искусства. Однако уже тогда появились предпосылки к его зарождению Изготовление древнекаменных орудий труда из твердых кремней постепенно вырабатывало и закрепляло в сознании человека интуитивное чувство формы. Древние каменные топоры, ножи, скребки были не только удобны для работы, но и имели довольно четко выраженную симметричную форму Используя для изготовления орудий труда и охоты кости животных, первобытный мастер с течением веков понял, что на предметах из кости можно делать кремневым топором зарубки. Так появился первый на Земле простейший орнамент: ритмически чередующиеся зарубки на костяных орудиях труда.

Декоративно-прикладное искусство в современной жизни.

Декоративно-прикладное искусство в наши дни остается самым разносторонним видом изобразительного искусства, в котором используются не только вес известные
Художественно-выразительные средства. но и постоянно
создаются и совершенствуются новые специфические изобразительные приемы, методы и формы художественного творчества.
Опираясь на многообразие и гибкость собственных творческих методов, имея богатую и своеобразную художественную специфику; декоративно-прикладное искусство легко и органично вбирает в себя, переосмысливает, преобразует и эффективно использует художественные возможности родственных видов изобразительного искусства - живописи, графики и скульптуры. Органичная способность к художественному синтезу делает декоративно-прикладное искусство собирательным видом изобразительного искусства.

ВВЕДЕНИЕ
Часть 1 ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЗДАНИЯ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ
Часть 2. ЦВЕТ В ДЕКОРАТИВНОЙ композиции
Часть 3. СТИЛИЗАЦИЯ В ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ
ЛИТЕРАТУРА

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Декоративная композиция, учебное пособие, Даглдиян К.Т., 2010 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Как сильно ты этого хочешь, психология превосходства разума над телом», Фицджеральд М., 2019
  • Курс физики для профильных классов, учебное пособие, в 2-х частях, часть 1, Гладченко Е.Н., Глущенко Н.И., Петрова О.И., 2010

1.Прежде всего, в работе над натюрмортом студент должен ясно представлять, что в основе любого декоративного построения лежат общие для всех видов изобразительных искусств закономерности. Декоративная живопись требует тона и владения формой, умения в построении сложных колористических эффектов как и живопись академического плана.

2.Иметь полное представление о всем диапазоне возможных принципов декоративных решений.

3.Возрастает значение элементов композиционного творчества. В связи с этим большое внимание должно быть уделено разработке эскизов декоративных решений натюрморта.

4.Разработка активных по своему строю колористических систем, в которых используются сильные цветовые и цвето-тональные контрасты. Построение колорита на определенной заданной гамме цветов, а также на гамме оттенков одного цвета (например, натюрморт, построенный на различных оттенках синего цвета) – важнейшая проблема.

5.Проблема построения пространства в декоративной живописи. Здесь возникают две достаточно противоречивые тенденции. С одной стороны, оптимальные условия для решения декоративных задач создает максимальная плоскостность решения, так как только в плоскостном решении наиболее полно можно использовать качества основного элемента декоративного построения цветового пятна. С другой – любая предметная среда, являющаяся объектом изображения, несет в себе большое количество пространственных характеристик. Все эти пространственные характеристики в равной степени разрушают возможности для создания эффекта плоскости изображения. В плоскостном изображении пространство условно, вот почему только условными могут быть и те средства, которыми в декоративной живописи решается форма. Ключевой задачей декоративного решения становится задача трактовки формы. В первую очередь должны быть устроены все эффекты иллюзорности как в трактовке отдельных форм, так и в трактовке пространства.

6.Важная проблема декоративной живописи, особенно для жанра натюрморта, – это проблема орнамента и связанная с ней проблема организации орнаментальной среды. Орнамент является очень сильным средством создания декоративных эффектов. В декоративной живописи орнамент может играть разную роль. Введенный в большом количестве он может играть роль контрастного элемента, своеобразного орнаментального акцента в системе живописных средств натюрморта. Крупномасштабный орнамент, введенный в натюрморт в большом количестве, может стать основой общей ритмической структуры натюрморта и в то же время основным элементом декора. Примером этому могут служить натюрморты Анри Матисса. Уничтожая в своих декоративных натюрмортах иллюзорность пространства, художник в то же время сохраняет объемные характеристики предметов. «Статуэтка и ваза на восточном ковре». Сочетание плоскости и объемных форм, с изысканным сочетанием цветов и контрастом с черным цветом составляет особую прелесть этого натюрморта. «Натюрморт с голубой скатертью» 1909 г. Основным декоративным элементом является голубая скатерть с крупномасштабным орнаментом, которая не разрушается ни светотеневыми, ни пространственными эффектами. В эту среду погружены многочисленные предметы, масштаб которых невелик по отношению к холсту. На примере рассмотренных натюрмортов известных мастеров декоративной живописи очень хорошо видно, какое большое значение в произведении декоративной живописи имеет гармония цветов.

Декоративная (от лат. "decoro" — "украшаю") живопись является частью архитектурного ансамбля или произведением Основное ее предназначение - украшение и подчеркивание конструкции здания или функции предмета, поэтому декоративная живопись тесно связана с произведениями или архитектурными сооружениями.

В последнем случае такая живопись называется монументальной, не только вследствие ее размеров, но и в силу связи с архитектурой, носящей чаще всего черты монументализма. И физически, и по содержанию эта живопись неотъемлема от объекта, для которого была исполнена, и в этом ее отличие от станковой живописи. Именно эта функциональная связь обусловливает и сюжет, и технику, и форму, и способы выполнения

В своем развитии насчитывает несколько тысячелетий. Самые древние образцы обнаружены на стенах пещер, и хотя точное время их нанесения пока определить невозможно, ученые считают, что они относятся к палеолиту. Эти сравнительно реалистичные изображения, выцарапанные острыми орудиями или нанесенные черной копотью и красной глиной, уже без сомнения можно назвать живописью. Более разработанный вид имеет жанровая живопись Древнего Египта - росписи погребальных сооружений, изображающие сцены рыбной ловли, охоты, трудовой жизни, военных действий. Несмотря на многие условности изображения фигур, рисунки египтян не лишены реализма и довольно точно передают движения и характерные позы и людей, и животных, и птиц.

Декоративная античная живопись Греции и Древнего Рима широко применялась для украшения общественных и жилых зданий, но в то же время она служила и религиозно-политическим целям. Большое развитие получили и живописный орнамент, размещаемый на стены и своды. Со временем цветные камни мозаики стали дополнять кусочками стекла всевозможных расцветок.

В ранний период Средневековья характеризуется тем, что декоративная живопись на стенах сменяется расписными стеклами - витражами. Связано это с недостатком света: оконные проемы в храмах до 12 века имели малые размеры, и настенная живопись плохо освещалась. Витражи, напротив, светились яркими красками. В гражданских зданиях росписи заменяли ковры, сплошь покрывавшие холодные каменные стены. Сначала их привозили с Востока, а потом начали делать и в Европе. Преимущественно сюжеты воспроизводили религиозные темы, но постепенно стали появляться иллюстрации рыцарских подвигов, символические изображения ремесел и искусств, добродетелей и пороков, постепенно они приобретали художественный реализм.

На Руси фресковая декоративная живопись получила свое развитие даже раньше, чем в Западной Европе. Переняв ее практику у Византии, русичи сразу внесли в нее свое видение мира. Русским мастерам был чужд отвлеченный, условный характер византийских мозаик и фресок, они внесли в них ясность и простоту выражения идей. Неслучайно живопись - русское слово, которое указывает на искусства, его связь с живыми образами. Монументально-декоративная живопись с древних времен и поныне участвует в оформлении архитектурного пространства и организации идейно-насыщенной среды для человека.