В период среднего палеолита возник определенный. Верхний палеолит

Верхний палеолит - единая археологическая эпоха. На всем ее протяжении люди добывали средства существования также охотой и собирательством. Орудия изготовляли из камня, кости и дерева.

С социологической точки зрения это эпоха становления и развития первобытнообщинного и, по мнению большинства исследователей, родового строя. От предшествующих эпох верхний палеолит отличается кремневым и костяным инвентарем. На археологическом материале еще невозможно проследить принципиальные отличия между образом жизни и общественной организацией мустьерцев (мустье - эпоха среднего палеолита) Абрамова 3. А. Палеолитическое искусство на территории СССР. 1962. и людей верхнего палеолита. Основное занятие людей этих эпох - охота и собирательство. Почти все технологические приемы обработки кремневых орудий известны уже в мустье. Типы кремневых орудий в мустье достаточно разнообразны и содержат ряд верхнепалеолитических форм. Не отличаются резко общественные отношения мустье и верхнего палеолита, характер их поселений, а также первые проявления духовной жизни (погребения, зачатки искусства).

О связях между ними свидетельствует преемственность между локальными мустьерскими и верхнепалеолитическими культурами. Вместе с тем верхний палеолит имеет ряд прогрессивных особенностей, отражающих развитие культуры человека.

Знания о жизни палеолитического человека исследователи черпают из изучения его поселений, на которых сохраняются кремневые и костяные орудия, кости животных, очаги, остатки жилых сооружений и др. Если от предшествующих эпох до нас дошло очень мало остатков жилищ, то от верхнего палеолита их сохранилось много. Одни из них наземные, другие - углубленные. Жилища различаются по размерам, форме и материалу, применявшемуся для их сооружения. В одних случаях жилища строились с применением большого количества костей мамонта, в других - рогов северного оленя, в третьих - камней и каменных плит. Жилища различаются по планировке и конструктивным особенностям. Часто на одной стоянке обнаруживают несколько жилищ, что позволяет рассматривать стоянку как поселок. На некоторых стоянках исследователи выделяют комплексы, состоящие из жилищ и связанных с ними мастерских, где изготовлялись кремневые и костяные орудия, имелись очаги под открытым небом и хозяйственные ямы. Население таких поселков, вероятно, образовывало сплоченную производственную организацию - род или общину. Если на стоянке находится несколько жилищ с очагами или группами очагов внутри длинного жилища, то, по мнению некоторых авторов, можно говорить о семьях внутри общины. Для определения длительности обитания человека на той или иной стоянке привлекаются данные как палеоэкономические, палеодемографические, а также палеогеографические и палеонтологические. Используются также и этнографические материалы. Несмотря на то что многое в этом вопросе неясно, исследователи обычно говорят о преобладании относительной оседлости у палеолитических охотников.

На стоянках находят большое количество разбитых костей животных. Это свидетельствует о том, что охота была основной отраслью хозяйства. По остаткам скелета животных мы узнаем виды, на которых охотился человек. Такими животными были мамонт, шерстистый носорог, лошадь, северный олень, бизон, а из хищников - волк, бурый и пещерный медведь, лисица, песец; из грызунов - заяц, байбак. Значительно реже находят кости птиц и еще реже - рыб. Иногда обнаруживают целые скелеты песцов и волков. Это позволяет предположить, что на них охотились ради меха. Прослеживается избирательность охоты на то или другое животное, а иногда отмечается, что охотники предпочитали молодых животных.

Реконструируются способы охоты при помощи ловчих ям, загонов или облав в горных условиях, например, или засады у водопоев. Вероятнее всего, в то время уже использовались ловушки. Лишь немногие из кремневых орудий могли применяться как охотничьи. Таким образом, наличие кремневого инвентаря еще не доказательство охотничьей специализации стоянки.

Обычно охотничьими орудиями считаются листовидные наконечники с боковой выемкой и другие формы острий. Костяные наконечники метательных орудий (копий и гарпунов) обнаружены на ряде стоянок. Это ориньякские наконечники с расщепленным основанием и мадленские гарпуны. В других случаях изготовлялись вкладышевые наконечники: в паз костяного наконечника закрепляли острые кремневые пластинки. В некоторых стоянках Франции известна копьеметалка. В верхнем палеолите, возможно, были изобретены лук и стрелы. При таком охотничьем вооружении человек мог обеспечить себя добычей, лишь действуя коллективно и хорошо зная повадки животных. Охота верхнепалеолитического человека дополнялась собирательством плодов и корней съедобных растений. Ряд исследователей предполагают, что в это время происходит одомашнивание волка.

Охота обеспечивала людей пищей, одеждой, давала очень важное сырье - кость. Кость использовалась для изготовления орудий, строительства жилищ и, наконец, что также немаловажно, кость служила топливом.

Каменные орудия и техника их изготовления. По наличию призматического нуклеуса верхний палеолит отличается от предшествующих эпох с их дисковидными нуклеусами. Хотя приемы вторичной обработки кремня - различные типы ретуши, резцовый скол и т.п. - были известны и в предшествующие эпохи, однако в верхнем палеолите они использовались по-другому и для создания других форм орудий.

Разнообразием форм орудий верхний палеолит богаче всех предшествующих эпох. В этот период сохранились старые типы орудий и было создано много новых. В верхнем палеолите существуют такие известные ранее категории, как зубчато - выемчатые орудия, скребла, остроконечники, скребки высоких форм, резцы. Роль некоторых орудий увеличивается (резцы, скребки), других, наоборот, резко уменьшается (скребла, остроконечники), а некоторые исчезают совсем. Основная же черта, отличающая кремневый инвентарь верхнего палеолита, - разнообразие и богатство каменных орудий: свыше ста разновидностей. Разнообразие кремневого инвентаря сочетается со значительной устойчивостью форм и определенной их стандартизацией. Характерная особенность верхнего палеолита - относительно быстрое изменение форм орудий внутри отдельных культур, что не свойственно эпохе мустье.

Среди орудий особенно типичны разнообразные формы резцов, скребков, проколок, острий и ножей, пластинок с притуплённым краем, геометрических микролитов и долотовидных орудий. Ряд острий рассматривается как наконечники копий или дротиков; нередко они обработаны с обеих сторон. Многие орудия последам сработанности определяются как служившие для обработки кости и дерева (резцы), для обработки шкур (скребки) и т.д. В этом отражается специализация орудий, широко распространяются вкладышевые и составные орудия. Костяные орудия и техника обработки кости. Новым в верхнем палеолите является широкое использование кости, рога и бивней для изготовления орудий, утвари и украшений. Изредка костяные орудия встречались и в более ранние эпохи, но тогда человек недостаточно владел этим материалом. В верхнем палеолите при обработке кости применяются уже сложные приемы - рубка, резание ножом или резцом, сверление, обработка поверхности при помощи абразивов. Процесс обработки кости включал ряд операций. Каждая из них требовала специального инструментария из кремня или мягкого камня. При обработке кости, вероятно, применялось нагревание, вымачивание и т.д. Орудия из кости разнообразны. Это острия, которые, возможно, служили наконечниками копий, гарпуны из рога оленей, различные шилья, проколки, иглы, булавки, лощила, тесла, мотыги, так называемые выпрямители или «жезлы начальников» На глубине 70 тысяч лет// Культура № 35, 08.10.2005.. Часто орудия из кости очень тщательно обработаны и украшены орнаментом. О назначении костяных орудий, например так называемых тесел или лопаточек и целого ряда других, достоверных знаний мы пока не имеем.

В верхнем палеолите появляются и широко распространяются украшения из кости животных и раковин моллюсков. Это ожерелья из бус, изготовленные из бивня мамонта, зубов животных и раковин моллюсков. Нередко в них включаются более крупные подвески или бляхи. На голове верхнепалеолитический человек носил скрепляющие волосы орнаментированные обручи (диадемы) из бивня мамонта, на руках - различные браслеты, вырезанные из бивня или составленные из нанизанных бус. Бусы и раковины украшали головные уборы и одежду.

Специфические следы работы на скребках, кожевенных ножах, лощилах, проколках, иглах свидетельствуют, что человек умел обрабатывать шкуры животных и изготовлял из них одежду. О шитой одежде свидетельствуют как изображения людей, так и остатки украшений, нашитых на нее, обнаруженные в погребениях.

Особенно часто встречаются остатки головных уборов (или сложных причесок) как в погребениях, так и на женских скульптурах. Реконструируют два вида одежды. Один (на основании статуэтки из Бурети) позволяет реконструировать меховую одежду, в виде комбинезона шерстью наружу, плотно облегающего тело с головы до ног. Другая, более сложная одежда реконструируется О.Н. Бадером по погребению в Сунгире, по расположению низок бус и других украшений, нашитых на одежду. Так, сунгирьцы были одеты в плащи, заколотые крупными булавками. На них были штаны, обувь и т.д.

О духовной культуре верхнего палеолита исследователи судят по произведениям искусства и погребениям. Вероятно, только в верхнем палеолите возникает искусство. Почти одновременно появляются живопись. скульптура, гравюра, орнамент. Есть свидетельства о существовании музыкальных инструментов и танцев. Палеолитическое искусство поражает нас своим мастерством, выразительностью, своей эмоциональной окрашенностью, экспрессией. Особенно выразительны пещерная живопись, скульптура и гравюра. Пещерная многоцветная живопись с ее динамизмом, реализмом и декоративными композициями особенно потрясает зрителя. Основными сюжетами были образ зверя, в меньшей степени человека (чаще женщины). Сложные групповые композиции, объединенные сюжетом, встречаются редко. Появилась возможность предварительного районирования типов памятников искусства. Так, пещерная живопись встречается главным образом в Западной Европе - во Франции, Испании и Италии. На территории России пока известен лишь один памятник пещерного искусства - Каповая пещера на Урале. В Средней и Восточной Европе более характерна мелкая пластика (фигурки животных и птиц, женские статуэтки) и геометрический орнамент. То же типично и для памятников Сибири. На юге (Ближний Восток, Крым, Кавказ) памятники искусства в палеолите редки.

Содержание палеолитического искусства достаточно сложно и не ограничивается только кругом охотничьей магии. Многие исследователи видят в нем даже запись космологических представлений палеолитического человека. Большое место в творчестве палеолитического человека играет образ женщины. Ее скульптурные изображения известны в Европе и в Сибири. Обычно в изображении женщины видят сложный образ прародительницы - хозяйки зверей, охранительницы очага, повелительницы стихий. В последнее время предпринимаются попытки извлечь из палеолитического искусства зафиксированные в нем рациональные знания: знакомство со счетом, наличие календаря и т.п.

Погребения говорят о разнообразном и сложном погребальном обряде. Об этом свидетельствуют характер могильных сооружений, поза покойников, присыпка их красной охрой, а также специально положенные в погребение предметы: костяные и каменные орудия, украшения. Встречаются иногда и парные погребения. Как правило, погребения располагались на стоянках. Групповые могильники неизвестны. Погребения верхнего палеолита свидетельствуют о проявлении заботы об умершем сородиче и об усложнении мировоззрения, возникновении религиозных представлений.

Археологический материал не дает оснований для выделения единого или единственного центра, в котором возник верхний палеолит. Большинство исследователей предполагают, что верхний палеолит произошел от местных мустьерских культур. Этот процесс происходил на разных территориях в близкое время, вероятно 38 - 40 тысяч лет назад. Наиболее древние культуры верхнего палеолита очень разнообразны и имеют иногда сходство с местными мустьерскими культурами, что свидетельствует о безусловной генетической связи между ними. Это относится к памятникам верхнего палеолита Ближнего Востока и Европы. На остальных территориях (Африка, Азия) верхний палеолит в традиционном понимании вообще не известен. Там в это время существуют культуры совершенно другого облика. Таким образом, вся ойкумена делится на две провинции: в одной из них - верхний палеолит со всеми его характерными проявлениями, в другой - верхний палеолит как археологическая эпоха не выражен.

  • Раздел III история средних веков христианская европа и исламский мир в средние века § 13. Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе
  • § 14. Возникновение ислама. Арабские завоевания
  • §15. Особенности развития Византийской империи
  • § 16. Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в Европе.
  • § 17. Основные черты западноевропейского феодализма
  • § 18. Средневековый город
  • § 19. Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы Раскол церкви.
  • § 20. Зарождение национальных государств
  • 21. Средневековая культура. Начало Ренессанса
  • Тема 4 от древней руси к московскому государству
  • § 22. Образование Древнерусского государства
  • § 23. Крещение Руси и его значение
  • § 24. Общество Древней Руси
  • § 25. Раздробленность на Руси
  • § 26. Древнерусская культура
  • § 27. Монгольское завоевание и его последствия
  • § 28. Начало возвышения Москвы
  • 29.Образовани единого Русского государства
  • § 30. Культура Руси конца XIII - начала XVI в.
  • Тема 5 индия и дальний восток в средние века
  • § 31. Индия в Средние века
  • § 32. Китай и Япония в Средние века
  • Раздел IV история нового времени
  • Тема 6 начало нового времени
  • § 33. Экономическое развитие и перемены в обществе
  • 34. Великие географические открытия. Образования колониальных империй
  • Тема 7 страны европы и северной америки в XVI -XVIII вв.
  • § 35. Возрождение и гуманизм
  • § 36. Реформация и контрреформация
  • § 37. Становление абсолютизма в европейских странах
  • § 38. Английская революция XVII в.
  • § 39, Война за независимость и образование сша
  • § 40. Французская революция конца XVIII в.
  • § 41. Развитие культуры и науки в XVII-XVIII вв. Эпоха Просвещения
  • Тема 8 россия в XVI -XVIII вв.
  • § 42. Россия в правление Ивана Грозного
  • § 43. Смутное время начала XVII в.
  • § 44. Экономическое и социальное развитие России в XVII в. Народные движения
  • § 45. Становление абсолютизма в России. Внешняя политика
  • § 46. Россия в эпоху петровских преобразований
  • § 47. Экономическое и социальное развитие в XVIII в. Народные движения
  • § 48. Внутренняя и внешняя политика России в середине-второй половине XVIII в.
  • § 49. Русская культура XVI-XVIII вв.
  • Тема 9 страны востока в XVI-XVIII вв.
  • § 50. Османская империя. Китай
  • § 51. Страны Востока и колониальная экспансия европейцев
  • Тема 10 страны европы и америки в XlX в.
  • § 52. Промышленный переворот и его последствия
  • § 53. Политическое развитие стран Европы и Америки в XIX в.
  • § 54. Развитие западноевропейской культуры в XIX в.
  • Тема II россия в XIX в.
  • § 55. Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX в.
  • § 56. Движение декабристов
  • § 57. Внутренняя политика Николая I
  • § 58. Общественное движение во второй четверти XIX в.
  • § 59. Внешняя политика России во второй четверти XIX в.
  • § 60. Отмена крепостного права и реформы 70-х гг. XIX в. Контрреформы
  • § 61. Общественное движение во второй половине XIX в.
  • § 62. Экономическое развитие во второй половине XIX в.
  • § 63. Внешняя политика России во второй половине XIX в.
  • § 64. Русская культура XIX в.
  • Тема 12 страны востока в период колониализма
  • § 65. Колониальная экспансия европейских стран. Индия в XIX в.
  • § 66: Китай и Япония в XIX в.
  • Тема 13 международные отношения в новое время
  • § 67. Международные отношения в XVII-XVIII вв.
  • § 68. Международные отношения в XIX в.
  • Вопросы и задания
  • Раздел V история хх - начала XXI в.
  • Тема 14 Мир в 1900-1914гг.
  • § 69. Мир в начале хх в.
  • § 70. Пробуждение Азии
  • § 71. Международные отношения в 1900-1914 гг.
  • Тема 15 Россия в начале хх в.
  • § 72. Россия на рубеже XIX-XX вв.
  • § 73. Революция 1905-1907гг.
  • § 74. Россия в период столыпинских реформ
  • § 75. Серебряный век русской культуры
  • Тема 16 первая мировая война
  • § 76. Военные действия в 1914-1918гг.
  • § 77. Война и общество
  • Тема 17 россия в 1917 г.
  • § 78. Февральская революция. От Февраля к Октябрю
  • § 79. Октябрьская революция и ее последствия
  • Тема 18 страны западной европы и сша в 1918-1939 гг.
  • § 80. Европа после Первой мировой войны
  • § 81. Западные демократии в 20-30-е гг. Хх в.
  • § 82. Тоталитарные и авторитарные режимы
  • § 83. Международные отношения между Первой и Второй мировыми войнами
  • § 84. Культура в меняющемся мире
  • Тема 19 россия в 1918-1941 гг.
  • § 85. Причины и ход Гражданской войны
  • § 86. Итоги Гражданской войны
  • § 87. Новая экономическая политика. Образование ссср
  • § 88. Индустриализация и коллективизация в ссср
  • § 89. Советское государство и общество в 20-30-е гг. Хх в.
  • § 90. Развитие советской культуры в 20-30-е гг. Хх в.
  • Тема 20 страны азии в 1918-1939 гг.
  • § 91. Турция, Китай, Индия, Япония в 20-30-е гг. Хх в.
  • Тема 21 вторая мировая война. Великая отечественная война советского народа
  • § 92. Накануне мировой войны
  • § 93. Первый период Второй мировой войны (1939-1940)
  • § 94. Второй период Второй мировой войны (1942-1945)
  • Тема 22 мир во второй половине хх - начале XXI в.
  • § 95. Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны»
  • § 96. Ведущие капиталистические страны во второй половине хх в.
  • § 97. Ссср в послевоенные годы
  • § 98. Ссср в 50-х начале 6о-х гг. Хх в.
  • § 99. Ссср во второй половине 60-х начале 80-х гг. Хх в.
  • § 100. Развитие советской культуры
  • § 101. Ссср в годы перестройки.
  • § 102. Страны Восточной Европы во второй половине хх в.
  • § 103. Крушение колониальной системы
  • § 104. Индия и Китай во второй половине хх в.
  • § 105. Страны Латинской Америки во второй половине хх в.
  • § 106. Международные отношения во второй половине хх в.
  • § 107. Современная Россия
  • § 108. Культура второй половины хх в.
  • § 4. Люди эпохи палеолита

    Условия жизни первобытных людей.

    Процесс антропогенеза за­нял около 3 млн. лет. За это время в природе не раз происходили кардинальные перемены, Было четыре крупных оледенения. Внутри ледниковых и теплых эпох были свои периоды потеплений и похолоданий.

    В ледниковые эпохи на севере Евразии и Северной Америки слой льда толщиной до 2 км покрывал обширнейшие территории. Граница ледника в пору его наибольшего распространения во время последнего оледенения (начало его датируется от 185 до 70 тыс. лет назад) проходила южнее Волгограда, Киева, Берлина, Лон­дона.

    От ледника на юг тянулась бескрайняя тундра. Летом здесь буй­но, но ненадолго разрастались травы и зеленели кусты.

    Люди довольно густо заселили приледниковые территории. Там обитали животные, которые на многие тысячелетия стали для человека главным объектом охоты, поскольку давали обильную пищу, а также шкуры и кости. Это мамонты, шерстистые носоро­ги и пещерные медведи. Здесь же паслись стада диких лошадей, оленей, зубров и т.д.

    Периоды оледенения стали суровым испытанием для перво­бытных людей. Необходимость противостояния неблагоприятным условиям способствовала поступательному развитию человечества. Охота на крупных животных была возможна только при условии участия в ней значительного числа людей. Предполагается, что охота была загонной: зверей гнали либо к обрывам, либо к спе­циально вырытым ямам. Таким образом, человек мог выжить лишь в группе себе подобных.

    Родовая община.

    Очень сложно судить о социальных отношени­ях в период палеолита. Даже самые отсталые племена, изученные этнографами (бушмены, австралийские аборигены), по археоло­гической периодизации находились на этапе мезолита.

    Предполагается, что первые люди подобно современным обезьянам, жили небольшими группами (термин «человеческое стадо» сейчас большинством исследовате­лей не употребляется). В группах современных человекообразных обезьян вожак и несколько близких ему самцов доминируют над всеми остальными самцами и самками. У некоторых изученных этнографами народов, находившихся на стадии первобытности, также наблюдалась система доминирования вождей и их прибли­женных над остальными членами коллектива. Возможно, также было у первых людей.

    Однако существует и другое мнение, которое тоже подтверж­дается этнографическими исследованиями. В коллективах большин­ства отсталых народов зафиксированы отношения, которые в на­учной литературе называли «первобытным коммунизмом». Для них характерно равенство членов коллектива, взаимовыручка и взаи­мопомощь. Скорее всего, именно такие общественные отноше­ния позволили людям выжить в экстремальных условиях леднико­вых периодов.

    Изучение поселений позднего палеолита, данные этнографии, фольклористики позволили ученым прийти к выводу о том, что основой общественной организации кроманьонцев являлась ро­довая община (род) - коллектив кровных родственников, веду­щих свое происхождение от общего предка.

    Судя по раскопкам, древняя родовая община состояла из 100- 150 человек. Все родственники совместно занимались охотой, со­бирательством, изготовлением орудий и обработкой добычи. Жи­лища, запасы пищи, шкур животных, орудий труда считались общей собственностью. Во главе рода стояли самые уважаемые и опытные люди, как правило, старшие по возрасту (старейшины). Все важнейшие вопросы жизни общины решались на собрании всех ее взрослых членов (народном собрании).

    С проблемой общественного устройства первобытных народов тесно связана проблема половых отношений. У человекообразных обезьян существуют гаремные семьи: только вожак и его приближенные участвуют в размножении, используя всех самок. Ученые предполагают, что в условиях ликвидации системы доминирова­ния вожака половые отношения имели форму промискуитета - каждый мужчина в группе считался мужем каждой женщины. Позже появилась экзогамия - запрет на вступление в брак внутри родо­вой общины. Сложился дуально-родовой групповой брак, при котором члены одного рода могли вступать в брак только с члена­ми другого рода. Данный обычай, зафиксированный у многих на­родов этнографами, способствовал биологическому прогрессу человечества.

    Отдельный род не мог существовать изолированно. Родовые общины объединялись в племена. Первоначально в племени было два рода, а затем их становилось все больше. Со временем появля­лись ограничения и в групповом браке. Члены рода разделялись на классы по возрасту (браки разрешались только между соответству­ющими друг другу классами). Затем сложился парный брак, кото­рый первоначально был очень непрочным.

    Долгое время в науке господствовало представление, что в своем развитии родовая организация прошла два этапа - матриархата и патриархата. При матриархате счет родства велся по материн­ской линии, а мужья переходили жить в род жены. При патриар­хате основной ячейкой общества становится большая патриар­хальная семья. В настоящее время высказываются мнения, что эти этапы не были универсальными для всех первобытных народов, а элементы матриархата могли возникать и на более поздних этапах развития первобытных племен.

    Достижения людей в период позднего палеолита.

    Поздний па­леолит археологически характеризуется, прежде всего, наличием разнообразнейших каменных орудий. В качестве материала исполь­зовался кремень, а также обсидиан, яшма и другие породы твердого, но легко раскалывающегося камня. Наряду с универсаль­ным ручным рубилом появились специализированные орудия для разных целей. Шкуры обрабатывали каменным скреблом, прока­лывали в них дырки проколкой, остроконечником, резали но­жом, резцом и т.д. Делали составные орудия: к деревянной руко­ятке привязывали острый камень, и получалось копье, топор.

    Изменилась техника обработки камня. Путем отжима откалы­вали тонкие и легкие пластины от специально подготовленного камня - нуклеуса (ядрица). Режущие края орудия заостряли с помощью нажатия и легких ударов (ретушь).

    Была изобретена копьеметалка - дощечка с упором, позволя­ющая метать копье с большой скоростью. Это было первое меха­ническое приспособление в истории человечества.

    Холодный климат привел к появлению одежды и совершен­ствованию жилищ. Шкуру животного резали на куски, каменны­ми иголками прокалывали по краям отверстия и сшивали жилами животных. В качестве жилищ в Западной Европе и ряде других мест широко использовали пещеры. Некогда считалось, что пер­вобытные люди обычно жили в пещерах. Этих людей называли троглодитами (пещерными людьми). Однако в Восточной Европе, даже там, где были пещеры (например, на Урале), люди в них не селились. Здесь обычно копали круглую или овальную яму, по ее краям вкапывали стоймя загибавшиеся вовнутрь кости мамонтов или других крупных животных, покрывали их шкурами, ветками и засыпали землей. В таком «доме» могло обитать до 50 человек. В центре складывали из камней несколько очагов. В поселениях было обычно 2 - 3 подобных жилища.

    Происходит первое половозрастное разделение труда: мужчины ходили на охоту, женщины занимались собирательством, готови­ли еду, шили одежду. Дети помогали женщинам.

    Переход из подростков во взрослые происходил в ходе обряда инициации. При подготовке к инициации взрослые учили подрост­ков пользоваться оружием, охотиться, добывать пищу. Во время самого обряда их подвергали испытанию голодом, побоями, ос­тавляли одних в лесу и т.д. Иногда происходила символическая «смерть» подростка и его «возрождение» как взрослого. Инициа­цию проходили как юноши, так и девушки. После инициации они становились полноправными членами племени, могли всту­пать в брак.

    В период позднего палеолита люди заселили все доступные им земли Евразии. Во времена потеплений они продвигались на се­вер, при наступлении ледника отходили на юг. Еще 40 тыс. лет назад (а может, и раньше) началось заселение Америки. Предпо­лагается, что люди попали туда через перешеек, связывавший Чукотку и Аляску, либо по льду в ледниковый период. Появились люди и в Австралии.

    Для раннего палеолита все следы пребывания человека во всех районах Земли вписываются в рамки общих сменяющих друг дру­га археологических культур (олдувай, ашель, мустье), хотя име­ются и местные отличия. Для позднего палеолита фиксируется сосуществование различных археологических культур. Это свиде­тельствует о зарождении этнических отличий. Еще в начале палеолита начали складываться три основные расы человечества.

    Первобытная религия и искусство .

    Первобытные люди много знали о мире. Они разбирались в повадках животных, в свойствах разных растений и камней, умели предсказывать погоду, лечить гран и укусов ядовитых змей. Каменными орудиями делали даже хирургические операции отрезали поврежденную руку или ногу

    По многим практическим познаниям древние люди превосходили современного человека. Однако о многом они не имели ни­кого понятия. Наблюдения за природными явлениями, размышления о жизни людей привели к зарождению представления существовании невидимых сил - духах и богах, которые влияют природу и жизнь человека. Так зародилась религия, Первобытная религия значительно отличалась от религии последующего времени. Для первобытных людей боги и духи не были 1"Нвкими потусторонними силами, управляющими миром, они не |^воспринимались как нечто отличное от человека. Боги воплощались во вполне конкретных объектах: камнях, деревьях, животных. Богами были и предки рода. Эти предки часто также считались какими-либо животными. Люди ощущали свою постоянную " связь с богами. Поэтому они считали, что могут воздействовать на |"6огов и духов: задабривать, кормить их (обряд жертвоприноше­ния), а иногда и наказывать.

    Многие религиозные обряды были связаны с охотой. С помо­щью магических действий стремились сделать животных более легкой добычей. Большое внимание уделялось обряду захоронения, поскольку уходивших в загробный мир членов рода нужно было обеспечить всем необходимым для жизни там.

    С религией связано первобытное искусство, проблема происхождения которого до сих пор является предметом научной дискуссии. Предполагают, что искусство, как и религия, стало одним из способов осмысления окружающего мира.

    Искусство зародилось у неандертальцев (насечки, орнаменты). При кроманьонцах наступило время его подлинного расцвета. Наиболее впечатляющим памятником времен палеолита является, пещерная живопись. В ряде пещер обнаружены сотни великолепных цветных реалистичных изображений мамонтов, бизонов, оленей, лошадей, медведей. Пещерные рисунки датируются перио­дом от 30 до 12 тыс. лет назад. Эти изображения создавались для колдовских охотничьих обрядов, на некоторых из них обнаруже­ны следы ударов каменными наконечниками. Возможно, пещеры с рисунками также использовали с время инициации как свое­образную школу охотничьего мастерства.

    Не менее интересна скульптура палеолита. Это фигурки живот­ных из камня, кости, дерена. На некоторых из них имеются следы от ударов, которые наносились во время магических обрядов.

    В отличие от животных, изображения людей, как правило, выполнялись абстрактно. На стенах пещер все люди имеют маски на лицах. Практически нет лиц и у палеолитических венер - не­больших (5-15 см) статуэток женщин, как правило, обнажен­ных, изредка одетых. Немало таких статуэток найдено в Западной Европе, но больше всего в России, в районе Воронежа, а также "около Байкала. Историки предполагают, что это прародительни­цы рола. Подобные скульптуры также выражали идеи материн­ства, плодородия.

    Помимо изобразительного искусства большую роль в жизни людей, несомненно, играли песни, тайны.

    Стоянки палеолита на территории России.

    Первые признаки пребывания человека на территории современной России неко­торые археологи датируют возрастом около 1 млн. лет назад. Так, на стоянках Улалинка (в черте города Горно-Алтайска), Деринг-Юрях неподалеку от Якутска, Мысовая на Южном Урале обнару­жены примитивные орудия труда из галек, похожие на древней­шие изделия из Восточной Африки. В период позднего палеолита большая часть современной России уже была заселена.

    Одним из самых известных мест, говорящих о пребывании первобытных людях в нашей стране, является Капова пещера в Башкирии на Южном Урале. Там найдено более 40 выполненных красной охрой рисунков: мамонты, бизоны, дикие лошади, но­сорог. Возраст рисунков - 15-13 тыс. лет.

    Для археологов одним из самых интересных стал Костенко-Борщевский район под Воронежем. Здесь на небольшой террито­рии раскопано 24 стоянки и 4 погребения, найдено огромное ко­личество каменных и костяных орудий, статуэток, в том числе огромное количество палеолитических Винер. Всего в этом районе обнаружены следы пяти археологических культур.

    К одной из этих культур, распространившейся на значитель­ной территории, относят и известную стоянку Сунгирь под Вла­димиром. В 60-х гг. XX в. там раскопано два захоронения, возраст которых 25 - 30 тыс. лет. В одном из погребений лежал мужчина 55 - 65 лет. Предполагают, что это был вождь племени. Вся его одежда и шапка были расшиты сотнями маленьких бусинок из бивней мамонтов. Его руки украшали более 20 браслетов, изготов­ленных также из бивней. Еще интереснее вторая могила. В ней лежа­ли головами друг к другу мальчик 12- 13 лет и девочка 7 - 8 лет. Их одежда была также богато украшена изделиями из кости, всего собрано 7,5 тыс. бусинок. На груди мальчика лежала плоская статуэтка лошади, а у плеча - мамонта. Остается загадкой, почему, эти удостоились такого пышного захоронения.

    Нижний (ранний) палеолит продолжался с возник-новения первобытного человека (ок. 2 млн лет назад) до примерно 40-го тысячелетия до н. э. Этот промежуток времени делится последовательно на четыре культуры: дошелльскую (галечную), шелльскую (г. Шелль), ашельскую (местность Сент-Ашёль), мустьерскую (пещера Лe Мустье).

    В дошелльский период землю населяли питекантро-пы, на смену которым в шелльский период пришли си-нантропы, а в ашёльский и мустьерекий — неандерталь-цы. Все они переживали эпоху дикости, которой соот-ветствовали присваивающие отрасли хозяйства, сначала собирательство (первая ступень), потом дополнившееся охотой (вторая ступень), а впоследствии и рыболовством (третья ступень). Их первобытнообщинная формация укладывается в два этапа: первобытное человеческое стадо — в дошелльский период и раннюю матриар-хальную родовую общину собирателей, охотников и ры-боловов — в последующие культуры (шелльскую. ашёльскую и мустьерскую).

    Дошелльская культура. Появление первых орудий

    Дошелльская (галечная) культура представляет древ-нейший период в истории (ок. 2 млн — 100 тыс. лет назад), когда люди научились применять палки и кам-ни в качестве орудий и освоили начальные приемы их обработки.

    Если самые первые орудия, применявшиеся австрало-питеками, представляли случайные, необработанные кам-ни с острыми краями и обыкновенные палки, то затем первобытные люди (питекантропы) начали подвергать их примитивной обработке — раскалывать камни и за-острять палки, Последнее можно только предполагать, так как изделия из дерева до наших дней не сохранились.

    Характерными для данного периода были грубые ору-дия из целых галек, грубо отесанных только с одной сто-роны," а также грубые массивные отщепы, получаемые при раскалывании крупных камней. Поэтому дошелль- ская культура и получила название галечной.

    Шелльская культура». Совершенствование каменных орудий и техники их изготовления

    В шелльский период (ок. 400—100 тыс. лет назад) тех-ника изготовления и использования первобытным чело-веком (синантропом) каменных орудий уже вполне сло-жилась. Материалом чаще всего служил кремень — до-статочно распространенный и чрезвычайно твердый минерал, который мог раскалываться на тонкие пластин-ки (отщепи) с острыми краями, обладающими превосход-ными режущими свойствами.

    Основным орудием труда было «шелльское руби-ло* — массивный камень миндалевидной, овальной или копьевидной формы с гладкой пяткой для упора ладонью и заостренной режущей частью. Рубило было универ-сальным по своему назначению и позволяло с помощью мощных ударов рубить, а также резать и копать землю. Кроме того, оно было незаменимым оружием для охоты, при защите и нападении.

    Изготовлялись рубила путем грубой, двусторонней обивки лезвия другим камнем — отбойником. Обивка производилась сильными и резкими ударами, приводя-щими к отделению крупных кусков, что не позволяло по-лучить качественное и острое лезвие.

    Рис 1. Орудия каменного века: а — эолит, б — палка-копалка, в — дубинка, г — рубило, д — скребло, е — остроконечники, ж — каменный топор, з — копье с каменным наконечником, и — гарпун с костяным наконечником

    Кроме рубил синантропы использовали и отщепи, по-лученные в результате отесывания исходного желвака или гальки. Отщепи чаще всего использовались без даль-нейшей обработки в качестве примитивных режущих ин-струментов для расчленения добычи, а также изготовления изделий из дерева. Кроме того, использовались рубящие и колющие орудия других конструкций — дисковидной формы и в виде массивных остроконечников.

    Смысл изготовления большинства первобытных ору-дий состоял в придании их рабочей части формы клина, который сам по себе стал первым выдающимся изобре-тением первобытного человека. Именно клин лежит в основе всех современных режущих инструментов, в виде клина оформляется внешняя форма пуль, снарядов, ракет, самолетов, лодок и многих других современных конст-рукций, предназначенных для перемещения в различных средах (твердых, жидких, газообразных).

    Ашёльская культура. Овладение техникой ретуши и применение огня

    В ашёльский период (ок 100-40 тыс. лет назад) ка-менные орудия продолжали совершенствоваться, улуч-шалась техника их изготовления Появились новые их виды, такие как каменные скребло для выскабливания и сверла-проколки для высверливания углублений и отверстий.

    Ашёльский человек наряду с техникой крупных ско-лов овладел также техникой ретуши (от фр. retouche — исправление), заключающейся в «исправлении» формы исходной заготовки путем отделения от нее мелких пла-стинок с помощью частых несильных ударов. Такая тех-ника в сочетании с точностью нанесения ударов умелой рукой мастера позволяла придавать орудиям более пра-вильные геометрические формы, а их лезвиям — прямоту и остроту. Инструменты стали не только более изящны-ми, но и меньшими по весу.

    Для жилья ашёльский человек чаще всего приспосаб-ливал пещеры, гроты и другие естественные, природные укрытия, но постепенно начал осваивать и технику строительства искусственных жилищ. Вначале это были простейшие шалаши из жердей, опирающихся на централь-ный столб и накрытых ветвями, с очагом посередине.

    Огромную роль начал играть огонь, который ашёль- ский человек использовал не только для обогрева сво-его жилища, но и для защиты от хищников, а также для поджаривания мяса животных, съедобных плодов и кореньев. Это улучшило и разнообразило питание че-ловека, обеспечило более комфортные условия его су-ществования и позволило выжить в условиях резкого похолодания, связанного с самым длительным в исто-рии Земли оледенением. К тому же была проведена еще более резкая грань между человеком и остальным животным миром.

    Резкое похолодание заставило человека изобретать одежду, в качестве которой использовались шкуры уби-тых животных, сначала в невыделанном виде, а затем человек начал осваивать и технологию выделки кож.

    Мустьерская культура. Дифференциация орудий по назначению и технологии изготовления

    Ашёльская культура сменилась мустьерской, а на смену питекантропам и синантропам пришли неандертальцы с более развитой культурой. К этому времени существенно расширилась номенклатура каменных ору-дий и началась их дифференциация по назначению и технологии изготовления. Формы каменных орудий стали более законченными и определенными, начали появ-ляться и орудия из кости.

    Для мустье наиболее характерными были остроконеч-ники и скребла — первые специализированные мужские и женские орудия. Мужской остроконечник служил для обработки дерева и добивания животных, женское скреб-ле — для сдирания шкур, соскабливания с них жира и подготовки для изготовления одежды. Появился также скобель, отличающийся от скребла выемкой в средней части и лучше приспособленный для строгания дерева и сдирания кожи. Двусторонне заостренные наконечники стали использоваться как кинжалы, а также могли прикрепляться к концу палки. Так появилось копье, кото-рое стало наиболее распространенным оружием неандер-тальца, незаменимое во время охоты на крупного зверя.

    Освоение контрретуши. Появление инструментов

    Техника обработки камня пополнилась контрударной ретушью, с помощью которой обрабатывались, а чаще все-го подправлялись режущие лезвия и наконечники ору-жия и инструментов. Для этого обрабатываемый предмет клали на массивную каменную наковальню и ударяли по нему деревянной колотушкой. В результате соударения с наковальней затачиваемого лезвия от него отслаивались совсем мелкие чешуйки и оно приобретало правильную геометрическую форму и высокую остроту.

    Ударники, ретушеры, молотки, наковальни, сверла и прочие орудия, с помощью которых изготовлялись все ос-тальные, стали первыми инструментами, стоящими у ис-токов цивилизации, без которых немыслима и жизнь со-временного человека.

    Транспортировка добычи по суше осуществлялась в заплечных мешках и волоком, для форсирования водных преград служили деревья, связки хвороста и камыша, гребля осуществлялась руками и ногами. С этого началось зарождение сухопутного и водного транспорта.

    Овладение техникой добывания огня. Самым важ-ным техническим достижением мустьерской культуры было овладение способами искусственного добывания огня, который раньше использовался как полученный случайно и назывался природным («диким»).

    Для получения огня использовался метод трения палочки, который применялся также для высверлива-ния отверстий, причем точно не установлено, что было первичным, обнаружение возгорания палочки при выс-верливании отверстия или наоборот. Вторым способом получения огня было высекание искр при ударе камня о камень — явление, которое человек раньше замечал при обработке заготовок отбойником. Как отмечал Ф. Энгельс, овладение огнем «...впервые доставило человеку господство над определенной силой природы и тем окончательно отделило человека от животного царства».

    Дятчин Н.И.

    Из книги «История развития техники»

    Палеолит - (Древнекаменный век)

    Каменный век – начальный и самый продолжительный период в истории человечества. Начинается около 1 миллиона лет до н.э. и продолжается до 13-10 тысяч лет до н.э. Именно в этот период на территории Украины появляются первые люди. Всех древних людей называют палеоантропами или архантропами (палайос – древний, антропос – человек). Переселение осуществлялось двумя путями: из Европы и Закавказья. На территории Украины исследованы более 500 стоянок древних людей. Наиболее известные древние стоянки: Кирилловская на терр. современного Киева, Кодак на Днепре, Мизинская на Десне, Королёво в Закарпатской области, Лука Врублевская на Днестре, Амвросиевская в Донбассе, пещера Киик-Коба в Крыму, Деркульская, Радомышленская, Каменная могила и т.д.

    Ранний палеолит

    От 1 миллиона лет до приблизительно 150 тысяч лет до н.э.

    В Европе был тёплый, влажный климат. В эпоху раннего палеолита Украину населяли питекантропы (питекос обезьяна, антропос – человек)

    Занятие людей – собирательство. Древние орудия труда: палка-копалка, дубинки, заострённый камень, рогатины, крючки, позже массивное каменное рубило. Ведут бродячий образ жизни, объединяются в первобытное стадо. Позже - осваивают пещеры, делают заслоны у входа, палатки из шкур.

    Средний палеолит 150 тыс лет до н.э. – 40 -35 тыс. лет до н.э.

    Эпоха ледника, значительная часть Украины была непригодна для жизни людей, приледниковая тундра имела бедную растительность, cуществовали болота, озёра.

    В этот период появляется новый тип человека – неандерталец, (невысокий, сутулый, с массивным подбородком и покатым лбом) найдено множество останков неандертальцев, живших 100 – 50 тыс лет до н.э. Около 100 тысяч лет до н.э. люди овладели огнем, который помогал отпугивать хищников, освещать пещеры, согревать людей, коптить мясо и заготавливать его впрок… Их шкур и меха диких животных делали одежду, обувь, стягивая шкуры сухожилиями животных. Орудия труда более разнообразны: ручные рубила, скребки, кремниевые наконечники копий. Применяются изделия из кости и рога: костяные проколки, шила, иглы, гарпуны.

    Основные занятия – коллективная охота мужчин на крупных животных: мамонтов, пещерных медведей, старики готовили орудия труда, женщины ловили рыбу, занимались собирательством, выделывали шкуры. В пещере или домах, изготовленных из костей крупных животных, накрытых шкурами, проживала родовая община, коллектив кровных родственников, где все имели равные права и обязанности и вкладывали свой труд в дело всего племени. Средняя продолжительность жизни – около 20 лет, родовая община состояла не менее чем из 20-30 (меньшее количество не могло бы противостоять хищникам и делать всё возможное для жизнеобеспечения рода) и не более 100 (большее количество в одной местности не смогло бы прокормиться)


    Поздний палеолит 40- 35 – 13-10 тыс. лет до н.э.

    В эту эпоху появляется новый тип человека – кроманьонец (название от пещеры Кро-Маньон во Франции, где были впервые найдены подобные люди), мало чем отличающийся от современного человека по внешнему виду.

    Около 40 лет до н.э. появляется первобытное искусство, наскальная живопись, религиозные верования. Была приручена собака.Орудия труда были более разнообразны.

    Мезолит (средне-каменный век) 13-10 тыс. – 7 тыс. лет до н.э.

    Таяние ледника, формирование современного ландшафта Европы, появились горы, долины, реки, озёра, современная флора и фауна. Древние люди заселили всю территорию Украины. Появляются лодки-долбленки, плоты, часто именно по рекам, отталкиваясь шестом, люди переселяются далеко от родных мест.

    Появляются большие дома, где живёт вся родовая община.

    В эпоху мезолита были изобретены лук и стрелы, дротики, человек перешёл к индивидуальной охоте на парнокопытных, водоплавающую птицу. Началось приручение диких животных. В конце мезолита происходит переход от матриархата к патриархату, где главой рода становится мужчина. На смену родовой общине прихолит соседская.

    (краткая справочная информация)

    Нижний палеолит : 2,6 млн - 150 тыс. лет до н. э. Homo habilis, существовавшие в этот период мало отличались от древопитеков и австралопитеков, он также жил за счёт природы, но питекантроп умел, пусть и примитивно, мыслить и творить. Использовались каменные, костяные и деревянные орудия. Деревянные орудия до нас, естественно, не дошли. Основными занятиями были охота и собирательство, появлялось рыболовство. Земледелия и скотоводства не существовало. Важнейшим достижением этого периода является начало использования огня: жареная пища усваивалась гораздо быстрее и легче, чем сырая, что стимулировало деятельность всего организма, в том числе мозга.

    Выделяют несколько периодов нижнего палеолита:

    1) Олдувайский период (2,6 млн - 900 тыс. лет назад ) Основные памятники расположены на территории Восточной Африки. Обнаружены намеренно расчищенные площадки, очевидно, для строительства жилищ.

    2) Аббевиль (900-600 тыс. лет назад) Появление универсальных орудий, таких как: ручное рубило (двусторонне обработанное орудие). Ручное рубило использовалось как для рубки, так и для резки. Активно используются галечные орудия.

    3) Ашель (600-150 тыс. лет назад) Происходит изменение техники обработки камней. Появляются техники «клектон», «леваллуа». Появляются дополнительные инструменты для расщепления, изготовленные из кости и рога. Появление каменных ножей, скребков. Начало использования огня.

    Средний палеолит: 150 000 - 35 000 до н. э . В связи с наступлением ледника ухудшился климат, что усилило борьбу за выживание и потому стало мощным толчком для развития человека. Появились новые орудия труда-рубила, остроконечники, скребла. Зарождение первых религиозных представлений и изобразительного искусства.

    Мустьерская культура, мустьерская эпоха - наиболее поздняя эпоха древнего палеолита, следует за ашельской культурой (эпохой) и сменяется культурами позднего (верхнего) палеолита. Многими исследователями выделяется под названием «средний палеолит».

    Впервые определена Г. Мортилье в конце 60-х гг. XIX в. И названа по пещере Ле-Мустье (Le Moustier) на юго-западе Франции (департамент Дордонь). Распространена в Европе (к Ю. от 54° северной широты), на севере Африки, Ближнем Востоке и в Средней Азии. Геологически датируется верхним плейстоценом, концом бив-вюрмского межледникового периода и первой половиной последнего (вюрмского) оледенения Европы.

    Памятники поздней Мустьерской культуры в Европе датируются радиоуглеродным методом 53-33-м тыс. до н. э.; возникновение же её, вероятно, относится к 100-80-му тыс. до н. э. Для мустьерской техники обработки камня характерны дисковидные и одноплощадочные нуклеусы (ядрища), от которых откалывались довольно широкие отщепы, превращаемые с помощью оббивки по краям в различные орудия (скрёбла, остроконечники, свёрла, ножи и т. Д.). Обработка кости развита слабо. Имеется много разновидностей Мустьерской культуры, которые нередко распространены на одних и тех же территориях. Носителями Мустьерской культуры были неандертальцы. Они жили в пещерах и под открытым небом, иногда в жилищах, сооружённых из крупных костей мамонта и шкур, занимались охотой на мамонтов, пещерных медведей и др. животных, а также собирательством. Погребения неандертальцев свидетельствуют о зарождавшихся религиозных верованиях.

    Поздний Палеолит: 35 000 - 8000 до н. э. Возник и распространился человек современного физического типа - Homo sapiens. Первые различия между представителями рас - европеоидной (кроманьонцы), монголоидной и негроидной (гримальдийцы). Используется более двадцати видов орудий труда, в том числе иглы, позволившие шить одежду из шкур животных и копьеметалка-прародительница лука. На смену первобытному стаду приходит родовая матриархальная община, родство ведётся по женской линии. Появляется примитивный институт брака. Возникают первые языческие верования: тотемизм, фетишизм, анимизм, вера в магию об этом свидетельствуютизображения на стенах пещер и статуэтки из бивня мамонта.

    Более дробные подразделения позднего Палеолита имеют только местный характер; нет подразделений, которые были бы представлены всюду. Изложенная периодизация Палеолита не является всеобщей. Многие исследователи принимают не трехчленное, а двухчленное деление Палеолита, не выделяя мустьерскую культуру как средний

    Ориньякская культура - археологическая культура раннего этапа позднего палеолита. Названа по раскопкам в пещере Ориньяк (Aurignac) в департаменте Верхняя Гаронна (Франция).Впервые выделена в начале XX в.

    Ориньякская культура в узком смысле слова распространена во Франции, где она датируется радиоуглеродным методом 33000-19000 лет до н. э., сменяет мустьерскую культуру, сосуществует с перигорской и сменяется солютрейской культурой. Существуют различные версии происхождения ориньякской культуры: 1) из предориньяка (ближневосточного варианта мустье); 2) из мустье Ла-Кина. Ориньякская культура в широком смысле слова представлена в ряде стран Западной и Центральной Европы. Для Ориньякской культуры характерны кремнёвые пластины с ретушью и выемками по краям,скребки, нуклевидные орудия, довольно развитая обработка кости (в частности, костяные наконечники копий с рассеченным основанием), остатки долговременных жилищ и относительно развитое изобразительное искусство. В это время начинают появляться первые произведения первобытного искусства, которыми являются схематичные контурные рисунки звериных голов, обычно выполняемые на известняковых плитах, найденные в пещерах Франции Ла-Ферраси. Также интересны рельефы, высеченные на плитах известняка, найденные в пещерах Лоссель во Франции. На одной из таких плит изображен охотник, бросающий копье, на других – женщины, остальные же заняты изображениями зверей, на которых охотятся. Носителями ориньякской культуры были кроманьонцы. Люди ориньякской культуры жили в условиях холодного климата. Охотились на мамонта, дикую лошадь, северного оленя, шерстистого носорога. В эту эпоху впервые появляются постоянные зимние общинные жилища. Существование их доказано раскопками произведенными советскими археологами П. П. Ефименко и С. Н. Замятиным в конце 20-х и в 30-х гг. XX в.

    Солютре́йская культу́ра - археологическая культура середины позднего палеолита, распространённая на территории Франции и Северной Испании. Сменила ориньякскую культуру и перигорскую культуру и, в свою очередь, сменилась мадленской культурой. Датируется (радиоуглеродным методом) 18-15 тыс. лет до н. э. Впервые выделена Г. Мортилье в конце 60-х гг. XIX в. И названа по стоянке Солютре (Solutre, департамент Сона и Луара во Франции). Характеризуется тщательно изготовленными, обработанными совершенной отжимной ретушью кремнёвыми, т. Н. солютрейскими, наконечниками в форме лаврового или ивового листа, а также с выемкой. Часть из них служила наконечниками копий и дротиков, часть - ножами и кинжалами. Вместе с ними находят кремнёвые скребки, резцы, проколки, острия, костяные наконечники, иглы с ушками, жезлы, произведения искусства и др. В ряде позднепалеолитических стоянок Центральной Европы и Европейской части России обнаружены отдельные черты сходства с Солютрейской культурой. Также существует версия о проникновении носителей Солютрейской культуры в Северную Америку (так называемая Солютрейская гипотеза, предложенная в 1998 году и предполагающая что именно люди из Европы были первыми поселенцами в Америке).

    Мадленская культура (др. название - Мадлен) - культура позднего палеолита; была распространена на территории Франции, Испании, Швейцарии, Бельгии, Германии. Возраст - 15-8 тыс. лет. Преобладают разнообразные кремневые резцы, проколки, скребки. Высоко развита обработка кости. Характерны резные изображения на роге и кости, скульптура из рога, кости и бивня мамонта, гравированные и др. изображения на стенах и потолках пещер. Произошел переход к микролитам, то есть мелким орудиям труда из камня. Мадленские охотники жили преимущественно в пещерах, а также в жилищах из костей и шкур. Мадленская культура в широком смысле охватывает заключительный этап развития позднепалеолитической культуры всей европейской приледниковой области от Франции до Приуралья. Мадленское население оставило нам великолепное пещерное искусство и предметы из кости.

    Периодизация палеолита Евразии (по А.И. Мартынову)

    Основные понятия и термины темы :

    Антропогенез - учение о происхождении человека.

    Архантропы - древнейшие предки человека (древнейшие гоминиды - питекантропы, синантропы).

    Галечная техника - древнейшая техника обработки камня и изготовления орудий из галек путем отбивки.

    Гарпун - метательное орудие из кости или металла, наконечник имеет зазубрины с одной или с двух сторон.

    Галечные орудия - наиболее ранний и примитивный тип орудий. Сделаны из гальки техникой скола.

    Гоминиды. (от лат. Homo - человек) - семейство отряда приматов: человекообразные обезьяны, ископаемые и современные люди.

    Индустрия - определенные, устойчиво повторяющиеся приемы обработки камня и изготовления каменных орудий труда.

    Кливер - в археологии орудие с косым сколом.

    Копье - колющее или метательное оружие, состоит из древка и наконечника из камня или металла.

    Леваллуа - двойная техника обработки камня: 1) скалывание правильной формы пластин (треугольных, овальных) с тщательно подготовленного, нуклеуса (ядрища) дисковидной формы; 2) дальнейшая обработка пластин для получения нужного орудия.

    Лощило - инструмент для шлифовки изделий, поверхности сосудов.

    Макролиты - крупные грубо оббитые каменные орудия.

    Ножевцдные пластины - кремневые удлиненные пластины, полученные скалыванием с призматического нуклеуса. Служили универсальными заготовками для изготовления орудий, вкладышей путем вторичной обработки отжимной ретушью; характерны для верхнего палеолита и мезолита.

    Нуклеус (букв. Ядро, сердцевина) - специально обработанный камень, с которого скалывали пластины для изготовления орудий; самые ранние нуклеусы - дисковидные (овальные), затем пирамидальные (эпоха мустье) и призматические (верхний палеолит).

    бивка - ударная техника обработки каменных орудий. Самая древняя в истории каменной индустрии.

    Остроконечник - каменное вытянуто-треугольное орудие из отщепа, крепилось на древко.

    Остеологический материал - костный материал скелетов.

    Отбойник - камень, которым наносились удары при обработке каменных орудий.

    Отжимная ретушь - техника обработки каменных орудий, при которой мелкие чешуйки отделялись при помощи костяных или каменных инструментов.

    Отжимник - заостренная костяная палочка, использовавшаяся для скола каменных чешуек.

    Отщеп - осколок, отбитый с поверхности камня при обработке.

    Палеоантропы - обобщенное название ископаемых древних людей мустьерской эпохи.

    Петроглифы - рисунки, изображения на каменных плитах, скалах.

    Пещерное искусство - палеолитические гравировки и росписи, реже - барельефы и одиночные образцы лепки из глины в пещерах позднего плейстоцена.

    Пластина ножевидная - длинный отщеп с параллельными краями, полученный от специально подготовленного нуклеуса. Она может быть орудием сама или служить заготовкой для другого орудия (например, резца или скребка). Появляются в начале верхнего палеолита.

    Ретушь - снятие мелких осколков, чешуек с поверхности обрабатываемого орудия. Известны три типа ретуши: 1) ударная - чешуйки отбивают ударом; 2) контрударная - орудие кладут на наковальню, ударяют по нему отбойником; 3) отжимная - когда мелкие чешуйки отделяются путем нажима острой костяной палочкой, отжимником.

    Рубило- универсальное ударно-рубящее орудие, обработанное с двух сторон (бифас). Распространено в раннем палеолите.

    Скребло - каменное орудие, наиболее распространенное в мустьерскую эпоху. Могло служить в качестве ножа или скребка.

    Составные орудия - орудия, состоящие из основы (кость, дерево) и вкладышей - каменных пластин, которые крепились в продольном разрезе основы. Так получались составные ножи, кинжалы.

    Стоянка - временное поселение.

    Стратиграфия - в археологии изучение залегания слоев, напластований человеческой деятельности на поселениях и других археологических объектах.

    Ударная площадка - поверхность на каменном нуклеусе, по которой наносился удар для получения отщепа или пластины. Площадка подготавливается снятием одного или нескольких сколов или отщепов.

    Чоппер - крупное продолговатое каменное орудие из гальки, обработанное одним-двумя ударами с одной стороны.

    Чоппинг - крупное каменное орудие из гальки, обработанное несколькими ударами с двух сторон. Рабочий край имел вид ломаной линии.

    Тема 2. Неолит .

    1.Общие черты неолитической эпохи. Неолитическая революция.

    2. Формирование культур производящего неолита.

    3. Археологические культуры неолита Восточной Европы.

    Литература:

    1. Археология России: Неолит Северной Евразии. М., 1996

    2. Каменный век на территории СССР. М., 1970.

    3. Неолит лесной полосы Восточной Европы. М., 1997.

    4. Крижевская Т.Д. Начало неолита в степях Северного Причерноморья. Л., 1985.

    5. Формозов А.А. Древнейшие этапы истории Европейской России. М, Наука, 2003.

    6. Формозов А.А. Памятники первобытного искусства. М., 1980

    7. Шнирельман В.А. Возникновение производящего хозяйства. М., 1989.

    Методические указания:

    Эпоха неолита является одним из важнейших этапов в развитии человечества. С этой эпохой связан ряд важнейших новаций в развитии материальной культуры, появление крупных этнических групп древних людей и самое главное, в эпоху неолита формируется производящее хозяйство. Все это дает основание для того, чтобы уделить самое пристальное внимание данной теме.

    Первый вопрос семинарского занятия посвящен особенностям развития древних обществ в эпоху неолита. При подготовке к данному вопросу необходимо на материалах неолитических культур Восточной Европы, Балкан, Закавказья показать качественные изменения в материальной культуре древних обществ. Особое внимание необходимо уделить таким новациям в материальной культуре как открытие керамики, ткачества, появление шлифованных орудий из камня. Качественно новый уровень материальной культуры позволил древнему человеку сделать серьезный скачек в развитии производительных сил и перейти к производящему хозяйству, т.е. неолитической революции. Рассматривая данную проблему следует учесть влияние климатических и природно-ландшафтных условий в которых развивались племена эпохи неолита. Так же необходимо определить в каких регионах начинается формирование культур производящего неолита и чем это связано.

    Второй вопрос посвящен характеристике культур производящего неолита, таких как Джейтунская культура Средней Азии, культуры линейно-ленточной керамики и буго-днестровская в Центральной и Восточной Европе, неолитические памятника Закавказья (Шому-Тепе, Шулавери). В рамках данного вопроса необходимо охарактеризовать поселения, материальную культуру, орудия труда, данные о наличии производящего хозяйства.

    Третий вопрос семинарского занятия посвящен анализу культур присваивающего неолита лесной зоны восточной Европы. При разработке данного вопроса необходимо учесть особенности природно-ланшафтных условия лесной зоны Восточной Европы в эпоху неолита, особенности развития культурного племен данного региона. На примерах памятников льяловской, нарвско-неманской, волго-камской культур и культуры ямочно-гребенчатой керамики необходимо дать характеристику материальной культуры, хозяйства, общественного строя племен неолита лесной зоны Восточной Европы.