«Изображение жизни трудового народа в сказках М. Е

Важное место в творчестве Салтыкова-Щедрина занимают его «Сказки», которые подводят итог сорокалетней творческой деятельности автора. Большая часть сказок была написана в последние десять лет жизни писателя. И это, конечно, не случайно. Салтыков-Щедрин прибег к жанру сказки в 80-е годы XIX столетия, когда политическая цензура была такова, что автору пришлось найти форму, наиболее удобную и понятную простому читателю.

Как и во всех произведениях Салтыкова-Щедрина, в сказках противоборствуют две силы: народ и его угнетатели. Народ выступает здесь под масками добрых, беззащитных, обездоленных зверушек, а эксплуататоры -под масками хищников. Это басенная традиция, Которую еще развивал в своем творчестве великий русский баснописец Крылов. Во всех сказках присутствует обобщенный образ труженика, над Которым издеваются угнетатели. Это и Коняга, представляющий собой символ рабочей и крестьянской Руси, и мужики из повести «Как один мужик двух генералов прокормил», и многие другие.

Изображая тяжелую жизнь трудового народа, Щедрин сочувствует ему, но в то же время и скорбит о его смирении и аокорности, безмерном послушании. Горький чувствуется сквозь строчки автора, когда он рассказывает нам, как мужик свил себе веревку. Практически во всех сказках писатель рисует мужика с любовью, показывая его великую силу и благородство. Народ в его произведениях честер добр, смел и умен. Он может сделать все: и себя с барином прокормить избу построить, и коня подковать, и одежду сшить, и «море-океан» перемахнуть. Угнетатели лее в сказках выглядят нелепо, смешно, автор смеется над их беспомощностью, невежеством, невозможностью прожить без мужика. Щедрин высмеивает такие человеческие пороки, присущ хозяевам жизни, как жадность, скупость, деспотизм, полное невежество. Все это прекрасно видно в салтыковском сборнике, вспомним хотя бы двух генералов или дикого помещика из одноименной сказки.

Одной из основных идей, которые проповедует автор в своих произведениях, является освобождение крестьян от ига самодержавия в лице помещиков. Лучше всего это видно в сказке «Дикий помещик», где автор как бы собрал воедино все свои мысли и идеи по этому поводу. Здесь особо остро поставлена проблема взаимоотношений между замученным народом и крепостниками: «Скотина на водопой выйдет - помещик кричит: моя вода! Курица за околицу выбредет - помещик кричит: моя земля! И земля, и вода, и воздух - все его стало. Лучины не стало мужику светец зажечь, прута не стало, чем избу вымести».

Автор показывает, что происходит с помещиком брошенным крестьянами: он становится лютым хищником, немытым, небритым, умирающим от голода. И тогда мы видим, что нет жизни барину без мужика, не может помещик куска хлеба себе сам добыть. Но как только возвращается народ, все становится на свои места. Этим Щедрин хочет сказать нам, что народ - создатель богатств, а его хозяин - лишь потребитель.

Олицетворением обывательщины стал «премудрый пискарь», который всю свою жизнь провел, прячась, боясь и опасаясь всех и вся. Целью жизни этого «просвещенного, умеренно либерального труса стало спасение своей шкуры, избежание неприятностей, уход от всех жизненных проблем. Пусть он и дожил до глубокой старости, но жизнь его была так пуста и ничтожна, что, кроме усмешки и презрения, никаких чувств у читателя не вызывает.

Целый ряд сказок посвящен высмеиванию Царской власти и государственного устройства. «Орел-меценат» является пародией на просвещенную Русь. Автор в лице Орла изображает правителя и его приближенных, которые уничтожают культуру, науку для достижения своих приземленных, материальных целей.

Несмотря на любовь к народу, писатель не мог не отразить такие его качества, как долготерпение, смирение, покорность. Автор говорит о том, что только сам народ может помочь себе, исправить свое приниженное, бедственное, подневольное положение.

Нельзя не упомянуть и о языке сказок Щедрина. Создавая их, писатель опирался на опыт народного творчества, о чем свидетельствует наличие множества пословиц, поговорок, присказок. иносказания нашел отражение в этих произведениях, видоизменившись соответственно жанру политической сказки. Автор говорит о далеком прошлом или о каком-то неведомом месте, а на самом же деле он описывает современную ему действительность: «Нынче этого нет, а было такое время...». Щедрин прибегает к аллегории, использованию масок из животного мира которым все же не удалось скрыть свое социально-политическое содержание и идеи.

Во все времена тема народа, его волновали русских писателей. Не был исключением в этом ряду и Салтыков-Щедрин со своими сказками.

И в крепостнические, и в послереформенные годы он неустанно клеймил "аблакатов Балалайкиных", их "размазисто-стыдливо-пустопорожнее красноречие", оборачивавшееся попустительством и предательством в трагические минуты русской истории.

Формирование общественных и литературных взглядов писателя началось еще в эпоху тайного распространения в России социально-утопических теорий, а затем и могучей революционно-демократической проповеди В. Г. Белинского. Во время вятской ссылки Салтыкову-Щедрину пришлось впрямую столкнуться с царской провинцией, с чиновничьим и помещичьим губернским кланом. Он многое понял и пережил в эти годы.

В бурные шестидесятые годы он познакомился с революционно-демократическими деятелями "Современника", во многом приблизился к их воззрениям на политический момент и на движущие силы истории. Этому сближению сильно помогла и крепнувшая в нем ненависть ко всем формам социального и духовного насилия, основанная на широких наблюдениях и анализе действительности

Именно в эти годы Салтыков-Щедрин создает , отличающиеся особенной идейно-художественной зрелостью: "Сатиры в прозе", "Помпадуры и помпадурши", "История одного города", "Благонамеренные речи", "В среде умеренности и аккуратности". Знамя революционной демократии и социального прогресса он сумел пронести сквозь тяжелые времена реакции, через "эпоху контрреформ", когда его сатира приобрела трагические оттенки, но при этом не потеряла ни аналитической глубины, ни идейно-художественной монолитности. Да и сам писатель в эти трудные годы был образцом твердости, стойкости и выдержки.

В основе сурового, а подчас и трагического смеха Салтыкова-Щедрина лежали не скепсис и безверие, а ни с чем не сравнимая уверенность в торжестве идеалов гуманизма, предчувствие неиссякаемых духовных сил народа. Именно это делало его сатиру такой значительной, цельной и мудрой. "И чем сильнее удивление к храму, в котором благодетельно воспитывается человеческая мысль, - писал Салтыков-Щедрин, - чем страстнее преданность к интересам этой мысли, тем сильнее и страстнее становится негодование, возбуждаемое заразными притонами, которые стремятся заслонить храм и внести в него заразу, гниение и разврат". Писатель наполнял свои произведения не образами отдельных "злодейских" лиц, а мыслью о негодности всего эксплуататорского общественного строя: "Моя резкость имеет в виду не личности, а известную совокупность явлений, в которой и заключается источник всех зол, угнетающих человечество".

Анализ сказки «Дикий помещик» Салтыкова-Щедрина

Тема крепостничества и жизни крестьянства сыграла важную роль в творчестве Салтыкова-Щедрина. Открыто высказывать протест существующему строю писатель не мог. Беспощадную критику самодержавия Салтыков-Щедрин скрывает за сказочными мотивами. Свои политические сказки он пишет с1883 по 1886 годы. В них посатель правдиво отразил жизнь России, в которой деспотичные и всесильные помещики уничтожают трудолюбивых мужиков.

В этой сказке Салтыков-Щедрин размышляет о безграничной власти помещиков, которые всячески измываются над крестьянами, возомнив себя чуть ли не богами. Также писатель говорит о помещичьей глупости и пеобразованности: «был тот помещик глупый, читал газету»Весть«и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». Бесправное положение крестьянства в царской России Щедрин также оражает в этой сказке: «Лучины не стало мужику в светец зажечь, прута не стало, чем избу вымести». Главной же идеей сказки стало то, что помещик без крестьянина жить не может и не умеет, и работа помещику снилась только лишь в кошмарах. Так в этой сказке помещик, который не имел никакого представления о труде, становится грязным и диким зверем. После того, как его бросили все крестьяне, помещик даже ни разу не умывался: «Да я уж и то сколько дней немытый хожу! ».

Писатель едко высмеивает всю эту нерадивость господского класса. Жизнь помещика без крестьянина далеко не напоминает нормальную человеческую жизнь.

Барин до того одичал, что«с головы до ног оброс волосами, ногти сделались, как железные, он утратил даже способность произносить членораздельные звуки. Но хвоста ещё не приобрёл». Нарушилась жизнь без крестьян и в самом уезде: «податей никто не вносит, вино в кабаках никто не пьёт».«Нормальная»жизнь наступает в уезде только тогда, когда в него возвращаются мужики. В образе Этого одного помещика Салтыков-Щедрин показал жизнь всех господ в России. И завершающие слова сказки обращены к каждому помещику: «Раскладывает гранпасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит.»

Эта сказка полна народных мотивов, близка к русскому фольклору. В ней нет мудрёных слов, а есть простые русские слова: «сказано-сделано», «мужицкие портки»и т.д. Салтыков-Щедрин сочувствует народу. Он верит в то, что мучения крестьян не безконечны, и восторжествует свобода.

М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

ДИКИЙ ПОМЕЩИК

“В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил и на свет глядючи радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот помещик глупый, читал газету “Весть” и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое”.

Только одно беспокоило помещика: “…Очень уж много развелось в нашем царстве мужика!” Только ничем Бог ему помогать не стал.

Решил тогда помещик ответ на вопрос искать в газете “Весть”. А там написано: “Старайся!”

“И начал он стараться”. Штрафы стал брать с мужиков, а если курица крестьянская к нему во двор забредет, он ее “по правилу, в суп”.

“Моя вода!”, “Моя земля!” – кричит помещик людям. Совсем зажал крестьян и стали они тогда к Господу Богу молиться: “Господи! легче нам пропасть и с детьми с малыми, нежели всю жизнь так маяться!”

Послушал Господь молитву мужицкую и “не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика”.

Стал тогда у помещика “воздух чистый”. Обрадовался, решил театр у себя устроить. Приехал к нему актер Садовский “и актерок привез”. Только ставить театр некому. И умыться гостям никто не подает. Уехал Садовский.

Решил тогда помещик с генералами в “пульку-другую сыграть!”.

Только поесть им никто не приготовит. Тогда и генералы ушли. Стал помещик сам раскладывать гранпасьянс. Решил, если три раза выйдет, значит, он прав. И все у помещика вышло. Стал он тогда думать, как он “плодовый сад разведет”, а потом и спать ложится. “А во сне сны еще веселее, нежели наяву, снятся. Снится ему, что сам губернатор о такой его помещичьей непреклонности узнал и спрашивает у исправника: “Какой такой твердый курицын сын у вас в уезде завелся?” Потом снится, что его за эту самую непреклонность министром сделали…”

И тут к помещику приезжает сам капитан-исправник. Для него даже достал “два печатных пряника”.

Только исправник заставил помещика за каждого мужика подати платить. Ведь из-за него даже мяса на базаре нет.

И теперь помещика даже мышонок не боится. Понимает, “что помещик без Сеньки никакого вреда ему сделать не может”. А в саду дорожки репейником поросли. Совсем одичал помещик, “…ногти у него сделались, как железные”. Сам стал зайцев ловить. Решил с медведем подружиться. Говорит ему медведь:

– Ты напрасно мужика этого уничтожил!

– А почему так?

– А потому, что мужика этого есть не в пример способнее было, нежели вашего брата дворянина. И потому скажу тебе прямо: глупый ты помещик, хоть мне и друг!

Затем поступила жалоба, что какой-то человеко-медведь чуть не задрал человека. И все решают, что это помещик.

“Как нарочно, в это время чрез губернский город летел отроившийся рой мужиков и осыпал всю базарную площадь. Сейчас эту благодать обрали, посадили в плетушку и послали в уезд”.

А помещик “жив и доныне. Раскладывает гранпасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит”.

(No Ratings Yet)

  1. В своих сказках М. Е. Салтыков-Щедрин выступал против социальной несправедливости и общественного зла в любых его проявлениях. “Я вырос на лоне крепостного права”, – вспоминал писатель впоследствии. Выросший в Тверской...
  2. Сказка – один из эпических жанров литературы, для которого характерен глубокий подтекст, сказки мы читаем не только ради того, чтобы повеселиться – “в сказке ложь, да в ней намек…” Именно...
  3. СОЦИАЛЬНЫЙ ПАФОС СКАЗОК М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина свидетельствовали о новом взлете могучего таланта автора и были своеобразным итогом его творчества. Многие вопросы и проблемы, многие темы и...
  4. “Сказки” Салтыкова-Щедрина не случайно называют итоговым произведением автора. В них со всей остротой подняты те проблемы России 60-80 гг. XIX века, которые волновали передовую интеллигенцию. В спорах о дальнейших путях...
  5. КЛАССИКА Н. А. НЕКРАСОВ ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ Н. А. НЕКРАСОВА “КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО” Венцом творчества Н. А. Некрасова является народная поэма-эпопея “Кому на Руси жить хорошо”. В...
  6. Сказку как жанр использовали в своем творчестве многие писатели и поэты. С ее помощью автор выявлял тот или иной порок человечества или общества. Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина резко индивидуальны и...
  7. Сказки подводят итог всему сатирическому творчеству Салтыкова-Щедрина. В сказках показаны все стороны общественной и политической жизни России 60-80-х годов ХГХ века. Салтыков-Щедрин разоблачал социальное неравенство, произвол самодержавия, жестокую эксплуатацию народа....
  8. К М. Е. Салтыкову-Щедрину можно отнести пушкинскую фразу: “Сатиры смелый властелин”. Эти слова были сказаны А. С. Пушкиным о Фонвизине, одном из зачинателей русской сатиры. Михаил Евграфович Салтыков, писавший под...
  9. А. П. ЧЕХОВ КРЫЖОВНИК В пасмурный нежаркий день ветеринарный врач Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин шли по полю, которое уже стало им казаться бесконечным. Они разговаривали. Когда же пошел...
  10. Гоголь создавал свои произведения в тех исторических условиях, которые сложились в России после неудачи первого революционного выступления – восстания декабристов 1825 года. Новая общественно-политическая обстановка поставила перед деятелями русской общественной...
  11. О втором томе “Мертвых душ”: Гоголь в образе помещика Костанжогло попытался показать положительный идеал. В нем воплотились идеи Гоголя о гармоническом устройстве жизни: разумное хозяйствование, ответственное отношение к делу всех...
  12. Русская литература 2-й половины XIX века Подлинная литература подлинной, а не вымышленной Руси. (По творчеству Н. А. Некрасова) Национальная литература впитывает в себя нравственные, философские ценности, накопленные поколениями народа. Литература...
  13. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ГОМЕР Древнейшими письменными памятниками греческой литературы валяются поэмы “Илиада” и “Одиссея”, созданные приблизительно в IX-VIII веках до н. э., автором которых считается слепой странствующий поэт Гомер. ОДИССЕЙ У...
  14. М. Ю. ЛЕРМОНТОВ ПЕСНЯ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА, МОЛОДОГО ОПРИЧНИКА И УДАЛОГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА “Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!” – с такого характерного для народного поэтического творчества зачина...
  15. ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ (1783-1852) Три важных обстоятельства во многом определили жизнь, характер, умонастроение Жуковского, его отношения с современниками. Первое обстоятельство связано с его рождением: Жуковский – внебрачный сын помещика Афанасия...
  16. Главные герои рассказа Джеймса Олдриджа “Последний дюйм” – это старый летчик Бен и его сын Дэви. Бен. работал во многих странах: в Канаде, в США, в Иране. В последнее время...
  17. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” завершает творчество Некрасова. Он писал ее в семидесятые годы, смерть помешала ему закончить поэму. И уже в первой строфе “Пролога” ставится основная проблема поэмы...
  18. Вглядываясь в черты главного героя романа И. А. Гончарова “Обломов” Андрея Штольца мы видим прототип современного делового мужчины. Но на то время его образ был не понятен для русского народа...
  19. М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН ВЕРНЫЙ ТРЕЗОР “Служил Трезорка сторожем при лабазе московского 2-й гильдии купца Воротилова и недреманным оком хозяйское добро сторожил. Никогда от конуры не отлучался; даже Живодерки, на которой...
  20. ГРЕЦИЯ Лонг (longos) III в. до н. э. ? Дафнис и Хлоя (Daphnis kai Сhlоe) – Роман-идиллия Действие происходит на хорошо знакомом грекам острове Лесбосе в Эгейском море, и даже...
  21. ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич (1818 – 1883) – русский поэт, прозаик, драматург. Родился Тургенев в очень богатой помещичьей семье. Все свое детство и первые годы юности он провел в своей усадьбе...
  22. Русская литература 1-й половины XIX века Образ дороги в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Тема России и ее будущего всегда волновала писателей и поэтов. Многие из них пытались предсказать...
  23. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА М. Б. Салтыков-Щедрин Идейно-художественное своеобразие сказок Сказки – итог творчества писателя. Три из них написаны в 60-е гг. (“Повесть о том, как один мужик двух...
  24. Прокомментируйте мнение С. Макашина: “По содержанию же “Сказки” являются своего рода “микрокосмом” – “малым миром” всего творчества Салтыкова”. В начале своего сочинения отметьте, что М. Е. Салтыков-Щедрин является мастером сатирического... Салтыков-Щедрин – один из величайших сатириков мира. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за освобождение русского народа, критикуя в своих произведениях самодержавие и крепостничество, а после реформы 1861 года –...
ДИКИЙ ПОМЕЩИК

Сочинение

Важное место в творчестве Салтыкова-Щедрина занимают его «Сказки», которые подводят итог сорокалетней творческой деятельности автора. Большая часть сказок была написана в последние десять лет жизни писателя. И это, конечно, не случайно. Салтыков-Щедрин прибег к жанру сказки в 80-е годы XIX столетия, когда политическая цензура была такова, что автору пришлось найти форму, наиболее удобную и понятную простому читателю.

Как и во всех произведениях Салтыкова-Щедрина, в сказках противоборствуют две силы: народ и его угнетатели. Народ выступает здесь под масками добрых, беззащитных, обездоленных зверушек, а эксплуататоры -под масками хищников. Это басенная традиция, Которую еще развивал в своем творчестве великий русский баснописец Крылов. Во всех сказках присутствует обобщенный образ труженика, над Которым издеваются угнетатели. Это и Коняга, представляющий собой символ рабочей и крестьянской Руси, и мужики из повести «Как один мужик двух генералов прокормил», и многие другие.

Изображая тяжелую жизнь трудового народа, Щедрин сочувствует ему, но в то же время и скорбит о его смирении и аокорности, безмерном послушании. Горький смех чувствуется сквозь строчки автора, когда он рассказывает нам, как мужик свил себе веревку. Практически во всех сказках писатель рисует мужика с любовью, показывая его великую силу и благородство. Народ в его произведениях честер добр, смел и умен. Он может сделать все: и себя с барином прокормить избу построить, и коня подковать, и одежду сшить, и «море-океан» перемахнуть. Угнетатели лее в сказках выглядят нелепо, смешно, автор смеется над их беспомощностью, невежеством, невозможностью прожить без мужика. Щедрин высмеивает такие человеческие пороки, присущ хозяевам жизни, как жадность, скупость, деспотизм, полное невежество. Все это прекрасно видно в салтыковском сборнике, вспомним хотя бы двух генералов или дикого помещика из одноименной сказки.

Одной из основных идей, которые проповедует автор в своих произведениях, является освобождение крестьян от ига самодержавия в лице помещиков. Лучше всего это видно в сказке «Дикий помещик», где автор как бы собрал воедино все свои мысли и идеи по этому поводу. Здесь особо остро поставлена проблема взаимоотношений между замученным народом и крепостниками: «Скотина на водопой выйдет - помещик кричит: моя вода! Курица за околицу выбредет - помещик кричит: моя земля! И земля, и вода, и воздух - все его стало. Лучины не стало мужику светец зажечь, прута не стало, чем избу вымести».

Автор показывает, что происходит с помещиком брошенным крестьянами: он становится лютым хищником, немытым, небритым, умирающим от голода. И тогда мы видим, что нет жизни барину без мужика, не может помещик куска хлеба себе сам добыть. Но как только возвращается народ, все становится на свои места. Этим Щедрин хочет сказать нам, что народ - создатель богатств, а его хозяин - лишь потребитель.

Олицетворением обывательщины стал «премудрый пискарь», который всю свою жизнь провел, прячась, боясь и опасаясь всех и вся. Целью жизни этого «просвещенного, умеренно либерального труса стало спасение своей шкуры, избежание неприятностей, уход от всех жизненных проблем. Пусть он и дожил до глубокой старости, но жизнь его была так пуста и ничтожна, что, кроме усмешки и презрения, никаких чувств у читателя не вызывает.

Целый ряд сказок посвящен высмеиванию Царской власти и государственного устройства. «Орел-меценат» является пародией на просвещенную Русь. Автор в лице Орла изображает правителя и его приближенных, которые уничтожают культуру, науку для достижения своих приземленных, материальных целей.

Несмотря на любовь к народу, писатель не мог не отразить такие его качества, как долготерпение, смирение, покорность. Автор говорит о том, что только сам народ может помочь себе, исправить свое приниженное, бедственное, подневольное положение.

Нельзя не упомянуть и о языке сказок Щедрина. Создавая их, писатель опирался на опыт народного творчества, о чем свидетельствует наличие множества пословиц, поговорок, присказок. Язык иносказания нашел отражение в этих произведениях, видоизменившись соответственно жанру политической сказки. Автор говорит о далеком прошлом или о каком-то неведомом месте, а на самом же деле он описывает современную ему действительность: «Нынче этого нет, а было такое время...». Щедрин прибегает к аллегории, использованию масок из животного мира которым все же не удалось скрыть свое социально-политическое содержание и идеи.

Во все времена тема народа, его жизнь и судьба волновали русских писателей. Не был исключением в этом ряду и Салтыков-Щедрин со своими сказками.

И в крепостнические, и в послереформенные годы он неустанно клеймил \"аблакатов Балалайкиных\", их \"размазисто-стыдливо-пустопорожнее красноречие\", оборачивавшееся попустительством и предательством в трагические минуты русской истории.

Формирование общественных и литературных взглядов писателя началось еще в эпоху тайного распространения в России социально-утопических теорий, а затем и могучей революционно-демократической проповеди В. Г. Белинского. Во время вятской ссылки Салтыкову-Щедрину пришлось впрямую столкнуться с царской провинцией, с чиновничьим и помещичьим губернским кланом. Он многое понял и пережил в эти годы.

В бурные шестидесятые годы он познакомился с революционно-демократическими деятелями \"Современника\", во многом приблизился к их воззрениям на политический момент и на движущие силы истории. Этому сближению сильно помогла и крепнувшая в нем ненависть ко всем формам социального и духовного насилия, основанная на широких наблюдениях и анализе действительности

Именно в эти годы Салтыков-Щедрин создает произведения, отличающиеся особенной идейно-художественной зрелостью: \"Сатиры в прозе\", \"Помпадуры и помпадурши\", \"История одного города\", \"Благонамеренные речи\", \"В среде умеренности и аккуратности\". Знамя революционной демократии и социального прогресса он сумел пронести сквозь тяжелые времена реакции, через \"эпоху контрреформ\", когда его сатира приобрела трагические оттенки, но при этом не потеряла ни аналитической глубины, ни идейно-художественной монолитности. Да и сам писатель в эти трудные годы был образцом твердости, стойкости и выдержки.

В основе сурового, а подчас и трагического смеха Салтыкова-Щедрина лежали не скепсис и безверие, а ни с чем не сравнимая уверенность в торжестве идеалов гуманизма, предчувствие неиссякаемых духовных сил народа. Именно это делало его сатиру такой значительной, цельной и мудрой. \"И чем сильнее удивление к храму, в котором благодетельно воспитывается человеческая мысль, - писал Салтыков-Щедрин, - чем страстнее преданность к интересам этой мысли, тем сильнее и страстнее становится негодование, возбуждаемое заразными притонами, которые стремятся заслонить храм и внести в него заразу, гниение и разврат\". Писатель наполнял свои произведения не образами отдельных \"злодейских\" лиц, а мыслью о негодности всего эксплуататорского общественного строя: \"Моя резкость имеет в виду не личности, а известную совокупность явлений, в которой и заключается источник всех зол, угнетающих человечество\".

Изображая народ в сказке "Дикий помещик", М. Е. Салтыков-Щедрин, не скрывая, проявляет к нему уважение и симпатию. Подобное впечатление складывается из наблюдений за противопоставлениями помещика, с одной стороны: "и был тот помещик глупый..." и трудолюбивого народа, с другой стороны.

На протяжении всего произведения автор подчеркивает мысль о том, что представитель из народа имеет нелегкую судьбу. Он находится во власти того, кто платит ему за труд, зависим от него. Но на самом деле барин без крестьянина не может самостоятельно справиться ни с одной проблемой. Помещик практически не дает народу права выбора, ущемляя его права. Такова доля угнетенного человека, находящегося в неволе.

Человек из народа оказывается незаменимым. Об этом свидетельствуют события произведения. Оказавшись без услуг своих работников, барин остался голодным и неухоженным. Только после того, как они исчезли, хозяин начал понимать их роль в своей жизни. У него происходит осознание того, что народ по крупинке строит весь быт своими руками - и свой, и хозяйский, проявляя при этом смекалку и трудолюбие. В его характере упорство, целеустремленность. Он доброжелательный, терпеливый и отзывчивый.

Незащищенный никем народ смиренно соглашался и на нелепые штрафы, и на другие правила помещика. При всем при этом не был глупым. Он все понимал про своего хозяина, разбирался в житейских делах, бытовых вопросах, поражаясь его жадности. Долгое время покорность и исполнительность были главными его характеристиками.

В скором времени и у бедняка терпение закончилось. Не вынес он издевательств со стороны угнетателя. Исчез в один миг, проявив таким образом свой протест против существующей системы, оставив хозяина наедине с самим собой.

Автор с искренним сочувствием относится к народу, высмеивая нерадивость помещика, его неспособность самостоятельно существовать, обслуживать самого себя. Он подчеркивает в сказке то, что этот деспот, имея безграничную власть над народом, становится заложником своей лени, скупости и агрессии. Автор унижает помещика перед народом, превращая его практически в животное (только "хвоста еще не приобрел"). Свободолюбивый народ, по его мнению, должен быть награжден по заслугам.

Несколько интересных сочинений

    У мене є багато людей, яких можу назвати друзями й приятелями. Але як і у всіх, в мене є найкращий друг. Його звуть Богдан. Він мій однокласник. Ростом він менший за мене, хоч ми й однолітки

  • Анализ рассказа Чехова Пари сочинение

    Рассказ Пари написан Чеховым за шесть лет до своей смерти. Он знал, что жить ему осталось немного, и последние его рассказы показывают переосмысление жизни Чеховым и подведения её итогов. Пари можно отнести к жанру рассказу-притче

  • Кто сказал, что слова не могут быть волшебными? Да, это сказано образно, но какую магию они творят, как помогают человеку, после этого не возможно их просто не назвать волшебными

  • Анализ произведения Астафьева Царь-рыба сочинение

    Знаменитое произведение Астафьева «Царь-рыба» изучается в школе. Главными героями данного произведения являются не только человек, но и сама природа.

  • Эзопов язык Салтыкова-Щедрина

    Отличительной особенностью произведений писателя является использование в них художественного иносказательного языка, называемого самим автором эзоповым, по имени известного баснописца Эзопа