Произведение шукшина я пришел дать вам волю. Василий макарович шукшин я пришел дать вам волю

Василий Макарович ШУКШИН

Я ПРИШЕЛ ДАТЬ ВАМ ВОЛЮ

Часть первая

ВОЛЬНЫЕ КАЗАКИ

Каждый год, в первую неделю великого поста, православная церковь на разные голоса кляла:

«Вор и изменник, и крестопреступник, и душегубец Стенька Разин забыл святую соборную церковь и православную христианскую веру, великому государю изменил, и многия пакости и кровопролития и убийства во граде Астрахане и в иных низовых градех учинил, и всех купно православных, которые к ево коварству не пристали, побил, потом и сам вскоре исчезе, и со единомышленники своими да будет проклят! Яко и прокляты новые еретики: архимандрит Кассиап, Ивашка Максимов, Некрас Рукавов, Волк Курицын, Митя Коноглев, Гришка Отрепьев, изменник и вор Тимошка Акиндинов, бывший протопоп Аввакум…»

Тяжко бухали по морозцу стылые колокола. Вздрагивала, качалась тишина; пугались воробьи на дорогах. Над полями белыми, над сугробами плыли торжественные скорбные звуки, ниспосланные людям людьми же. Голоса в храмах божьих рассказывали притихшим – нечто ужасное, дерзкое:

«…Страх господа бога вседержителя презревший, и час смертный и день забывший, и воздаяние будущее злотворцем во ничто же вменивший, церковь святую возмутивший и обругавший, и к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу, всея Великая и Малыя и Белыя Россия самодержцу, крестное целование и клятву преступивший, иго работы отвергший…»

Над холмами терпеливыми, над жильем гудела литая медная музыка, столь же прекрасная, тревожная, сколь и привычная. И слушали русские люди, и крестились. Но иди пойми душу – что там: беда и ужас или потаенная гордость и боль за «презревшего час смертный»? Молчали.

…"Народ христиано-российский возмутивший, и многие невежи обольстивший, и лестно рать воздвигший, отцы на сыны, и сыны на отцы, браты на браты возмутивший, души купно с телесы бесчисленного множества христианского народа погубивший, и премногому невинному кровопролитию вине бывший, и на все государство Московское, зломышленник, враг и крестопреступник, разбойник, душегубец, человекоубиец, кровопиец, новый вор и изменник донской казак Стенька Разин с наставники и зломышленники такого зла, с перво своими советники, его волею и злодейству его приставшими, лукавое начинание его ведущими пособники, яко Дафан и Авирон, да будут прокляты. Анафема!"

Такую-то – величально-смертную – грянули державные голоса с подголосками атаману Разину, живому еще, еще до того, как московский топор изрубил его на площади, принародно.

Золотыми днями, в августе 1669 года, Степан Разин привел свою ватагу с моря к устью Волги и стал у острова Четырех Бугров.

Опасный, затяжной, изнурительный, но на редкость удачливый поход в Персию – позади. Разницы приползли чуть живые; не они первые, не они последние «сбегали на Хволынь», но такими богатыми явились оттуда только они. Там, в Персии, за «зипуны» остались казачьи жизни, и много. И самая, может быть, дорогая – Сереги Кривого, любимого друга Степана, его побратима. Но зато струги донцов ломились от всякого добра, которое молодцы «наторговали» у «косоглазых» саблей, мужеством и вероломством. Казаки опухли от соленой воды, много было хворых. Всех 1200 человек (без пленных). Надо теперь набраться сил – отдохнуть, наесться… И казаки снова было взялись за оружие, но оно не понадобилось. Вчера налетели на учуг митрополита астраханского Иосифа – побрали рыбу соленую, икру, вязигу, хлеб, сколько было… А было – мало. Взяли также лодки, невода, котлы, топоры, багры. Оружие потому не понадобилось, что работные люди с учуга все почти разбежались, а те, что остались, не думали сопротивляться. И атаман не велел никого трогать. Он еще оставил на учуге разную церковную утварь, иконы в дорогих окладах – чтоб в Астрахани наперед знали его доброту и склонность к миру. Надо было как-то пройти домой, на Дон. А перед своим походом в Персию разинцы крепко насолили астраханцам. Не столько астраханцам, сколько астраханским воеводам.

Два пути домой: Волгой через Астрахань и через Терки рекой Кумой. Там и там – государевы стрельцы, коим, может быть, уже велено переловить казаков, поотнять у них добро и разоружить. А после – припугнуть и распустить по домам, и не такой оравой сразу. Как быть? И добро отдавать жалко, и разоружаться… Да и почему отдавать-то?! Все добыто кровью, лишениями вон какими… И – все отдать?

…Круг шумел.

С бочонка, поставленного на попа, огрызался во все стороны крупный казак, голый по пояс.

– Ты что, в гости к куму собрался?! – кричали ему. – Дак и то не кажный кум дармовшинников-то любит, другой угостит, чем ворота запирают.

– Мне воевода не кум, а вот эта штука у меня – не ухват! – гордо отвечал казак с бочонка, показывая саблю. – Сам могу кого хошь угостить.

– Он у нас казак ухватистый: как ухватит бабу за титьки, так кричит: «Чур на одного!» Ох и жадный же!

Кругом засмеялись.

– Кондрат, а Кондрат!.. – Вперед выступил старый сухой казак с большим крючковатым носом. – Ты чего это разоряешься, што воевода тебе не кум? Как это проверить?

– Проверить-то? – оживился Кондрат. – А давай вытянем твой язык: еслив он будет короче твово же носа, – воевода мне кум. Руби мне тада голову. Но я же не дурак, штоб голову свою занапраслину подставлять: я знаю, што язык у тебя три раза с половиной вокруг шеи оборачивается, а нос, еслив его подрубить с одной стороны, только до затылка…

– Будет зубоскалить! – Кондрата спихнул с бочонка казак в есаульской одежде, серьезный, рассудительный.

– Браты! – начал он; вокруг притихли. – Горло драть – голова не болит. Давай думать, как быть. Две дороги домой: Кумой и Волгой. Обои закрыты. Там и там надо пробиваться силой. Добром нас никакой дурак не пропустит. А раз такое дело, давай решим: где легче? В Астрахани нас давно поджидают. Там теперь, я думаю, две очереди годовальшиков-стрельцов собралось: новые пришли и старых на нас держут. Тыщ с пять, а то и больше. Нас – тыща с небольшим. Да хворых вон сколь! Это – одно. Терки – там тоже стрельцы…

Степан сидел на камне, несколько в стороне от бочонка. Рядом с ним – кто стоял, кто сидел – есаулы, сотники: Иван Черноярец, Ярослав Михайло, Фрол Минаев, Лазарь Тимофеев и другие. Степан слушал Сукнина безучастно; казалось, мысли его были далеко отсюда. Так казалось – не слушает. Не слушая, он, однако, хорошо все слышал. Неожиданно резко и громко он спросил:

– Как сам-то думаешь, Федор?

– На Терки, батька. Там не сладко, а все легче. Здесь мы все головы покладем без толку, не пройдем. А Терки, даст бог, возьмем, зазимуем… Есть куда приткнуться.

В главных
ролях Оператор Кинокомпания Страна Год Выход фильма «Я пришёл дать вам волю»

«Я пришёл дать вам волю» - художественный фильм, съемки которого В. М. Шукшин планировал начать к осени 1974года.

Аннотация

Основой художественного фильма должен был стать роман В. М. Шукшина «Я пришёл дать вам волю» . Фильм планировался трёх серийным.

Съёмочная группа

  • Автор сценария: Василий Шукшин
  • Режиссёр: Василий Шукшин
  • Оператор: Анатолий Заболоцкий

Замысел

«Он национальный герой, и об этом, как ни странно, надо „забыть“. Надо по возможности суметь „отнять“ у него прекрасные легенды и оставить человека. Надо не утратить героя, легенды будут жить, а Степан станет ближе. Натура он сложная, во многом противоречивая, необузданная, размашистая. Другого быть не могло. И вместе с тем - человек осторожный, хитрый, умный дипломат, крайне любознательный и предприимчивый ».

Замысел этот возник задолго до создания романа . Шукшин пронес его через всю свою творческую жизнь. В сущности, вся его жизнь, прошла под знаком верности Разину . С детства история Стеньки поразила его воображение. Разин изумил его своей силой духа, беззаветной храбростью и решимостью постоять за народную волю. В пору первых серьёзных размышлений о смысле жизни, о месте человека в цепи поколений, его поразило, как прочно вошёл Разин в память народа .

Вот, что писал сам Шукшин по этому поводу:

« Здесь речь пойдет об ОДНОМ человеке, которого хватит на три фильма, потому что человек этот огромной судьбы. Мало, что он герой, история знает много героев, судьба которых точно укладывается в анекдот; он герой, чья личная судьба ему не принадлежит, она- достояние народа, гордость народа. Поэтому всё, что отрицает её, как таковую, церковь, например, - мне мне глубоко ненавистно. Что делает таких героев ТАКИМИ? Редкая, изумительная, невероятная способность полного самоотречения. И героев-то таких в истории человечества - девять-десять: основатели религий, Христос в том числе, вожди народных восстаний, не все: Пугачев сюда не может быть отнесен. Наполеон тоже „не вышел“ на такого героя, хоть шуму наделал больше всех их. Разин… »

Отказ Киностудии им. М. Горького , полученный им в 1966 году, Шукшина не обескуражил - сценарий уже перерастал в большое художественное полотно, и это было необходимо для философски-нравственного осмысления материала. Впоследствии Шукшин вспоминал:

«Только в литературном письме я вроде бы сумел до конца выразить все, что мне хотелось. А вот теперь можно переводить роман на кинематографический язык. Так мне кажется. »

Образ Степана Разина окончательно сложился в его представлении. Именно в литературном творчестве он смог по-настоящему, с полной отдачей выразить свое отношение к герою и отобразить его личность . Как ни зрелищен, ни кинематографичен был роман, но в сценарии многие линии пришлось спрямить, многие эпизоды упростить - эта неизбежная работа была трудна и кропотлива. Шукшин замышлял теперь фильм не в двух, а в трех сериях . И все ровно, даже при таком раскладе материал, заключённый в романе, требовал больших сокращений.

К концу 1970 года Шукшин посчитал работу над сценарием законченной, опубликовал его в журнале «Искусство кино » и обратился на Киностудию им. М. Горького с заявкой на производство фильма . И сразу же столкнулся с резким неприятием своего детища. Возражений было так много, что в пору было не поправки вносить, а писать новый сценарий. При этом перед ним лежали рецензии четырех докторов исторических наук, и все они высоко оценивали работу.

Вот как понимал кинематографический образ сам Шукшин:

«…если всерьез поднимать тему „воли“ - надо всерьез, до конца знать, что это значит: это значит, что человек, принявший в сердце народную боль, поднимает карающую руку. И, господи, нам ли считать, сколько он нанес ударов, и не было ли на наш взгляд, лишних? Пусть они будут тяжкими! Я к тому это, что сценарий всё-таки вызвал нарекание в жестокости - жесток Степан. Вот тут я не знаю, что говорить. Жесток - с кем? Ведь если человек сильный жесток, он всегда жесток с кем-то, а с кем-то нет. Во имя чего он жесток? Жесток во имя поганой власти своей - тогда он, сильный, вызывает страх и омерзение. Тогда этот исторический карлик сам способен скулить перед лицом смерти - она сильней. Она разит его. Способный к самоотречению, умирает без страха - и живет в благодарной памяти людской, в песне, в легенде. »

«Разин - это русская трагедия. Сколь способен любить Разин - столь любит народ, породивший его, сколь ненавистны ему страх и рабство, так они прокляты изначально прародителем его - народом. В то далекое время народ не знал, как освободить себя. Не знал и Разин. Если б знал, освободил бы. „Я пришёл дать вам волю“ - и принял топор палача. Разин не может быть жесток исторически. Жесток, повторяю, тот, кто губит из страха и властолюбия. »

«Построение киноромана замыслилось как повествование об историческом герое с преобладанием его личного характера, психологии, поступков, кои, конечно же, не самоценны. Но все-таки, восстание - во многом, если не в решающие моменты - суть порождение одной воли, одного ума. И это - часть трагедии. Даже когда общественные силы сгруппировались должным - враждебным - образом, даже когда столкновение неизбежно, даже и тогда вперед выйдут те, кого вышлют из своих рядов силы те и эти. Так в середине XVII века на Руси вышли - и на долгое время вперёд определили ход событий три деятеля: Разин, боярин Алексей Романов- царь, и Никон- патриарх. Решалась судьба русского государства, русского крестьянства. Крестьянство было задавлено, заступник его, донской атаман Степан Разин, четвертован в Москве. Когда я так понимаю события, а я их так понимаю, разговоры о жестокости Разина мне представляются лишними. »

Почти вся зима 1970-1971 года протянулась под знаком неминуемого худсовета. В эту зиму Шукшин неоднократно обращался к своему Степану Разину, размышлял о том, как лучше сделать дело, как перенести на экран художественную ткань романа. В тот период он решился несколько изменить финал киноромана:

«…перед казнью Степан обязательно увидит солнце: оно вырвется из-за туч и - во весь экран - просияет миру. »

Худсовет был назначен на 11 февраля , Лариса Ягункова, работавшая в то время с Шукшиным, получила записку:

«ФИЛЬМ ЗАКРЫЛИ! »

«ВСЕ. Пусть отныне судьбу России решают балерины. Па-де-де - С комсомольским задором… ТОШНО ».

Литература

Василий Шукшин. Земной праведник/ Л. Д. Ягункова.- М.: Алгоритм: Эксмо; 2009.- 320с.: ил.- (Лучшие биографии).

Шукшин, В. М. Ш95 Тесно жить/Василий Шукшин.- М.: Зебра Е, 2006.- 522,(6)с.

В произведении под названием "Я пришёл дать вам волю" идет описание трудного периода расцвета самосознания у русского народа. Описываемые в романе события соответствуют реальным историческим явлениям, унижение и угнетение русского народа. Главный герой романа человек по имени Степан Разин, он пытается изо всех возможностей добиться справедливости для обычных крестьян. У него есть достаточно много положительных качеств, он человек способный защитить обездоленных, но одновременно в нем присутствует и жестокость, и непреклонность в своих действиях. Степан - мужчина, отображающий внутренний мир и душу русского человека того непростого и тяжелого времени для русского народа.

События, описываемые в данном романе, являются реальными событиями, происходившими в конце 17 века. Автор, работал над романом чуть больше чем шесть лет, при этом очень хорошо изучая архивы и документы. В произведение хорошо описан быт и нравы казаков того времени.

Разин был рожден в крестьянской семье, которая была весьма зажиточная. Первое упоминание в документах о нем датируется 1652 годом. На тот момент времени обстановка в обществе была обострена из-за принятого Соборного соглашения. Исход принятие этого закона было то, что все крестьяне были окончательно закрепощены. Много кто из крестьян были недовольны таким решением и решили сбежать от своего помещика и переметнуться к казакам. Попадая к ним, они получали статус "голлутвенные" казаки, это означало, что они не могли иметь собственное имущество, поэтому они занимались разбоями.

Говоря конкретнее, в романе, автор, описывает события, происходившие в 1667 году, которые получили название Разинское восстание. Начался данный бунт около Волго-Донской переволки, а если быть точнее, то у небольших городов Паншин и Качалин. Войско Степана Разина насчитывало порядка 2000 людей. Во время своего похода они ограбили несколько купцов и суд бояр, чем вызвали недовольство царя. Их шествие по Руси длилось около трех лет и было окончено в 1669 году. Разину удалось добиться того, что его принял самый главный воевода. Он согласился пропустить армию Разина, за это он должен был сдать пушки и военных.

В апреле 1671 года, Разин и его брат были выданы царской армии. Второго апреля они были доставлены в Москву, где Разина приговорили к казни.

Картинка или рисунок Я пришел дать вам волю

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Свеча горела Гелприна

    В книге рассказывается про бывшего преподавателя литературы Андрея Петровича. Преподаватель давно уволился с работы и волочил жалкое существование. Он обошел пороги всех гимназии

  • Краткое содержание Карамзин Рыцарь нашего времени

    Главный герой Леон был рожден в прекрасной, но небольшой деревне. Отец его был дворянином. Семья была порядочной, Леон получал все что хотел, его очень сильно любят родители. Из-за этого и мальчик также любит свою маму и всегда с ней.

  • Краткое содержание Тэффи Ностальгия

    В произведении повествуется о русской интеллигенции, сбежавшей от террора большевиков. Автор раскрывает моральное состояние иммигрантов

  • Краткое содержание Гранин Картина

    Глава небольшого районного городка Лосев находился в рабочей командировке в столице. В свободное от работы время он решил посетить художественную выставку, на которой обратил внимание на неприметную, на первый взгляд, картину.

  • Краткое содержание Горький Песня о соколе

    В этом произведении описан спор между Ужом и Соколом. Каждый из них имеет свое мнение и свою жизненную позицию, оба сделали выбор и оба считают, что он правильный. Один стремится в небо и для него это единственный смысл жизни, свобода и гордость