Роль фольклора в капитанской дочке. Фольклорно–сказочные мотивы в повести а.с


Произведения устного народного творчества и их художественная роль в романе «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»

В повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкин широко использует фольклорные мотивы и сим­волику. В первую очередь, обращают на себя внима­ние эпиграфы, не только ко всему произведению, но и к отдельным главам. В лаконичной форме они раскрывают главную мысль, свеобразный нравственный урок, который читатели могут из­влечь из прочитанного.

Так, например, эпиграф к повести представляет собой сокращенный ва­риант русской народной пословицы «Береги пла­тье снову, а честь смолоду». Эпиграф акцентиру­ет внимание читателя на главной проблеме про­изведения - нравственном воспитании подрас­тающего поколения.

Эпиграфом ко второй главе послужила слег­ка измененная цитата из рекрутской песни «По­родила меня матушка». Гринев обращается с воп­росом к Пугачеву, встреченному в степи, знает ли он эту сторону. На что мятежник отвечает: «Сто­рона мне знакомая». Слова песни переходят в диалог главных героев. Слегка изменяя строку песни, Пушкин как бы спорит с ней: ведь степь не чужбина для Пугачева.

Эпиграфы к главе «Любовь» - окончания пе­сен «Ах ты, Волга, Волга матушка» и «Вещевало мое сердце, вещевало». Слова песен предвосхи­щают дальнейшие события повести: любовную историю Петра Гринева и Маши Мироновой, вы­нужденное расставание влюбленных: Буде лучше меня найдешь, позабудешь, Если хуже меня найдешь, воспомянешь. Эти слова перекликаются со словами Маши, узнавшей об отказе родителей Гринева благосло­вить их брак. Кроме того, они точно передают спокойный, уравновешенный характер Марии Ивановны.

Эпиграф к главе «Пугачевщина» представляет собой две началь­ные строки песни о взятии Казани Иваном Гроз­ным: Вы, молодые ребята, послушайте, Что мы, старые старики, будем сказывати, Про грозного царя Ивана про Васильевича.

Эпиграфом к главе «Сирота» послужила сва­дебная песня , несколько видоизмененная Пуш­киным. Известно, что подобные песни пели, ког­да невеста - сирота и ее выдают замуж посаже­ный отец и посаженая мать. В повести посаже­ным отцом Маши как бы является Пугачев, что усиливает трагичность главы, так как Пугачев казнил родителей девушки.

Не менее важную роль народное творчество, как источник определенных фактов, оценок, иг­рает в изображении исторических событий. Так, например, образ Пугачева Пушкин создает имен­но на основе народных представлений о мятеж­нике . Бунтующий народ готов поверить, что Пу­гачев и Петр III - одно лицо, ведь царь-батюшка - это защитник народный. Связь Пугачева не только с казачеством, но и с крестьянством подчеркивает народная песня «Не шуми ты, мати зеленая дубровушка. Пушкин устами Гринева называет песню не разбойничьей, а бурлацкой, т. е. сложенной в широких кругах трудового крестьянства. Народ­ная песня рождалась в самых глубинах народной души: в песне простой человек делился своими радостями и бедами, потерями и надеждами.

На стилистике фольклора, народных погово­рок и прибауток основана речевая характеристи­ка Пугачева: «В огород летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком - да мимо. Ну, а что ваши?»

Пушкин использовал устное преда­ние о Панине и Пугачеве. Граф Панин на допросе спросил Пугачева, как смел он, вор, назваться государем? На что Пугачев ответил: «Я не ворон, я вороненок, а ворон-то еще летает». Панин, уви­дев, что дерзость Пугачева поразила народ, стол­пившийся около двора, ударил самозванца по лицу и вырвал у него клок бороды. Пугачев, по воспоминаниям очевидцев, любил игру слов и, по своему обыкновению, изъяснялся иносказатель­но.

Наиболее ярко речь Пугачева выразилась в афористической сказке об орле и вороне . Однако источник «калмыцкой» сказки не был установ­лен. Существует предположение, что ее сочинил сам Пушкин.

Как видим, мотивы народного творчества органично и прочно вошли в структуру повести, отражающей жизнь народа в один из наиболее трагических исторических периодов восстания под предводительством Пугачева.

Какова их художественная роль в структуре романа?

С одной стороны, произведения устного народного творчества исторического романа определяли его задачи - полностью раскрыть эпоху.

С другой - само название "Капитанская дочка" обнаруживает еще один план произведения - показать простую человеческую жизнь, понять человека в своем времени, его интимные, духовные и общественные стремления.

Причем обе эти структуры взаимосвязаны, и поэтому можно говорить о нескольких конфликтах в романе: историческом, личном, общественном, психологическом и бытовом.

При их раскрытии огромную роль играют письма героев, "вносящие" живую струю в роман. Так, есть в произведении письма, описывающие исторические события или предвещающие их. Письмо генерала капитану Миронову даже написано подобно исторической записке, как на лексическом так и на стилистическом уровне, и является завязкой исторического конфликта.

Само письмо построено как целостное произведение: сначала экспозиция (вводится образ Пугачева - "раскольник", "злодей", "самозванец"), затем динамичная картина его действий, созданная с помощью обилия глагольных форм ("собрал", "произвел", "разорил", "учиня", "произведя"), и вывод (приказ отразить, а то и истребить "указаного злодея"). Но это письмо поднимает не только исторические, но и бытовые, и философские вопросы.

Гинеева Баирма

В работе проанализированы фольклорно-сказочные мотивы повести "Капитанская дочка"

Скачать:

Предварительный просмотр:

МАОУ «Петропавловская средняя общеобразовательная школа №1»

Джидинский район

Республика Бурятия

Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»

Секция: «Литература XIX век»

Тема: Фольклорно-сказочные мотивы в повести

«Капитанская дочка» А. С. Пушкина.

Выполнила: Гинеева Баирма,

ученица 9 «Г» класса

МАОУ «Петропавловская СОШ №1»

Научный руководитель:

Шестакова В.Н.,

Учитель русского языка и литературы

Петропавловка, 2013 г

План.

  1. Вступление.
  2. Основная часть
  1. Роль фольклорных элементов в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
  2. Речь и образ Пугачева как показатель использования народнопоэтической основы
  3. Странно-сказочные ситуации в повести
  4. Использование сказочных элементов в повести
  5. Народно-сказочная трактовка образов
  1. Заключение.

Аннотация.

Данная работа посвящена анализу повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» с точки зрения присутствия в ней фольклорно-сказочных мотивов. Ученица рассматривает речь и образ Пугачева как показатель использования народнопоэтической основы, говорит о странно-сказочных ситуациях в повести, анализирует Использование сказочных элементов в повести.

Введение.

«Капитанская дочка», созданная в 1836 году, стала своеобразным художественным завещанием Пушкина: она оказалась последним произведением поэта, опубликованным при жизни. В повести находят свое завершение и концентрированное выражение многие идейные и творческие искания пушкинской мысли 1830-х годов: роль народа и сильной личности в истории, историческая закономерность и этическая оправданность «бунта» и тесно с ней связанная проблема гуманизма, «милости к падшим» и многое другое.

Среди проблематики произведения, отражающей важнейшие стороны пушкинской реалистической эстетики, особое значение приобретает вопрос использования фольклорно-сказочных мотивов в повести.

Цель нашей работы : определить место и роль фольклорно-сказочных мотивов в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочку».

Задачи:

  1. проанализировать речь героев повести
  2. определить типичные черты героев с точки зрения фольклорно-сказочных мотивов
  3. указать текстовую перекличку повествовательного стиля повести со стилем пушкинских сказок.

Гипотеза : если считать, что фольклор есть отражение восприятия народом действительности, то можем предположить, что именно через фольклор Пушкин пытался выразить такие важнейшие для него категории, как народность и историзм.

Объект исследования: повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Предмет исследования: фольклорно-сказочные мотивы в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Актуальность нашей работы не подлежит сомнению, так как интерес к творчеству А.С.Пушкина постоянен, а фольклорные мотивы всегда занимали одно из ведущих мест в его творчестве и были источником вдохновения.

Основная часть.

В специальной литературе написано много работ, в которых говорится о том, что фольклор в художественной системе «Капитанской дочки» выступает на правах важнейшего идейно и стилеобразующего фактора.

Веселова Т.С., говоря о роли фольклорных элементов в поэтике «Капитанской дочки», полагает, что содержание фольклорного мира повести отнюдь не исчерпывается теми народно - поэтическими реалиями, которые непосредственно присутствуют в тексте. Она имеет в виду эпиграфы из народных песен, пословицы и поговорки в речи героев, калмыцкая сказка об орле и вороне, разбойничья песня «Не шуми, мати зеленая дубравушка…» и др. Все это так называемые факты явного, «чистого» фольклоризма, без учета которого невозможно понять ни смысл авторской позиции в «Капитанской дочке», ни сущность многих ее образов. Этот аспект фольклоризма пушкинской повести достаточно обстоятельно и глубоко обследован в пушкиноведческой науке и широко внедрен в практику школьного изучения повести.

Однако, в «Капитанской дочке» есть факты внутреннего, «скрытого» фольклоризма, обнаруживающее себя не только в собственно фольклорных реалиях, но и в своем стиле повествования, его сюжетно-композиционных приемах, складе мышления героев и – в конечном счете – авторском историческом мироощущении, авторском видении мира. Вывод Т. С. Веселовой справедлив: в «Капитанской дочке» фольклорные образы и мотивы, очевидно, нужно воспринимать на только как компоненты произведения, а как народно – поэтическую стихию, пропитавшую весь текст.

Действительно, «Капитанская дочка» вся именно пропитана народно-образной стихией художественного творчества. Наша задача почувствовать эту стихию, определить ее значение и место в системе историзма пушкинской повести, которое приблизит нас к пониманию роли фольклора в реалистическом методе А.С.Пушкина.

Присмотримся повнимательнее к речи Пугачева. Уже в самом стиле его фраз явно чувствуется аромат народно - поэтического слова:

- «Выходи, красная девица; дарую тебе волю. Я государь».

- «Кто из моих людей смеет обижать сироту?.. будь он семи пядей во лбу, а от суда моего не уйдет».

- «Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь».

Везде отчетливо слышаться фольклорные интонации, носящий былинно-сказочный, легендарный оттенок. Причем достигается это Пушкиным не за счет приемов внешней стилизации, а в результате стремления выразить глубинные качества народного национального мышления через характерные особенности синтаксического, ритмико-интонационного и образного строя народной речи.

Поэт не делает народный язык архаичным, устаревшим, не пытается нарочито дополнить его диалектно-просторечной лексикой, Пушкин без нажима придает народно-разговорному стилю фольклорно-сказочный колорит. Этому способствуют народно - поэтическая лексика («красная девица», «сирота»), пословичные фразеологизмы («семи пядень во лбу», «ступай … во все четыре стороны»), а также интонация царского заступничества, мудрого великодушия, свойственная легендарно-героическому пафосу былин и волшебных богатырских сказок.

Согласно фольклорной традиции, разбойник – это не злодей, а мститель, карающий неправедных людей, защитник сирот. Сходную смысловую нагрузку получает в народной сказке и волшебный помощник. С легендами о Пугачеве как о народном царе-заступнике поэт во множестве вариаций встречался во время своего путешествия по Оренбуржью.

В «Капитанской дочке» все действительно совершается, как в сказке, странным, необычным образом. «Странное знакомство», «странная дружба», «странные происшествия», «странное сцепление обстоятельств» – вот тот далеко неполный перечень формул со словом «странный», которыми Гринев пытается охарактеризовать особенность своих отношений с «народным государем Пугачевым». Сказка могла подсказать Пушкину не только внешние черты, но и сам тип героя.

Гринев ведет «семейственные записки», отправляясь в дорогу, получает родительский наказ. О народнопоэтической основе наказа говорит и та пословичная форма, в которую он облекается: «Береги честь смолоду». В вихре исторического восстания он оказывается, побуждаемый, в конечном счете, личными причинами: Гринев ищет свою невесту – дочь казненного капитана Миронова, Машу.

Именно преломление социального через призму личных, частных интересов героя определяет сферу изображения действительности в народной волшебной сказке.

Сказка впервые открыла «большой» литературе ценность отдельной человеческой судьбы. Человек менее всего интересен сказке официальной, государственной стороной своей деятельности, герои привлекают сказку, прежде всего как обычные люди, подверженные гонениям, житейским неурядицам, превратностям судьбы. Характерно, что Маша в представлении Пугачева (на которое натолкнул Гринев) не дочь капитана правительственных войск, а своего рода невинно гонимая «сирота», которую «обижают». И Пугачев, подобно сказочному помощнику, едет выручать невесту, которую ищет Гринев. Таким образом, между Пугачевым и Гриневым в повести устанавливается неофициальный, человеческий контакт, на котором и основана их «странная дружба».

Сказочная ситуация дает героям возможность в отдельные моменты отступить от закономерной логики своего общественного поведения, поступать наперекор законам своей социальной среды, обращаясь к нормам общечеловеческой этики. Но сказочная идиллия рушится, как только «сирота», которую «спасал» Пугачев, в действительности оказывается дочерью казненного им Миронова. О резкой перемене настроения Пугачева красноречиво говорят его «огненные глаза», устремленные на Гринева. Суровая логика исторической реальности готова положить конец «странному согласию» между героями, но тут-то и проявилось истинное великодушие «народного царя».

Он оказался способен стать выше исторических интересов того лагеря, к которому сам принадлежит, истинно по-царски, вопреки всякой «государственной» логике, даруя Гриневу и Маше радость спасения и человеческого счастья: «Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу; вези ее куда хочешь, и дай вам бог любовь да совет!»

Таким образом, Пугачев в конечном итоге довершает взятую им на себя роль сказочного спасителям «невинно гонимой» «сироты», внемля просьбе Гринева: «Доверши как начал: отпусти меня с бедной сиротою, – куда нам бог путь укажет».

Народно-сказочное по своим истокам признание ценности отдельной человеческой судьбы, сострадание к ее «малым», «низким» с точки зрения общественно-исторической необходимости заботам и потребностям, концепция подчеркнуто личного – не общественного – успеха человека – все это, уходящее своими корнями в народное мироощущение волшебной сказки, дает жизнь «странной дружбе» между Пугачевым и Гриневым в пушкинской повести. Их отношения завязываются не в пылу военных сражений, а на случайном перепутье, в случайной встрече (отсюда так велика роль случая в судьбе народно-сказочного героя), где официальная, ранговая этика поведения отступает на второй план; первостепенное значение приобретают здесь чисто человеческие, непосредственно контактные связи между людьми. «Заячий тулупчик» положил начало тем «странным» взаимоотношениям дворянина и бунтовщика, когда они оказались способными отказаться от свойственного каждому социального стереотипа мышления, подняться над жестокими законами этики своего социального круга.

При этом Пушкин не погрешил против исторической и художественной правды. «Странное согласие», достигнутое между Пугачевым и Гриневым, это не следствие произвольных утопических настроений автора повести. Оно потому и странное, что не устраняет объективного исторического противостояния социальных лагерей, которое осознается и художественно воплощается Пушкиным именно как объективное. Автор отчетливо видит неизбежность противостояния господ и народа, закономерно приводящее к бунту, которому дворянин Гринев дает выразительную оценку – «бессмысленный и беспощадный».

Важно подчеркнуть, что в трактовке характера Пугачева как милосердного, великодушного царя Пушкин опирался не только на сказочно-легендарную основу народно-поэтического мышления, но и на реальные историко-документальные факты. Как известно, поэт тщательно изучил весь «архив» «штаба» пугачевского восстания. Среди многочисленных документов внимание его, несомненно, привлекли так называемые «манифесты» Пугачева. В заглавном титуле одного из них содержится многочисленная автохарактеристика «крестьянского царя», в которой он себя именует как «российского войска содержатель и великого государя, и всех меньших и больших уволитель и милосердом сопротивникам казнитель, …меньших почитатель же, скудных обогатетель».

Строки о «милосердном сопротивникам казнителе» и «скудных обогатетеле», без сомнения, могли записать в художественную память автора «Капитанской дочки». От его острого взгляда, очевидно, не укрылось то обстоятельство, что в формулах, подобных вышеприведенной, отчетливо явилось сознательное желание Пугачева «подать» свою личность «мужицкого царя» в форме, наиболее близкой и понятной казацким массам, т.е. окрашенной в тона народно-поэтической образности, в своей основе сказочно-легендарной.

Ведь, согласно легенде о самозванстве, Пугачев был сродни тому меньшему крестьянскому сыну, который, сказочно преодолев все преграды, преобразился в чудесно-прекрасный облик понятного и близкого народу царя-батюшки, царя-заступника. В сознании казаков Пугачев как бы вышел из сказки и своею деятельностью продолжил эту сказку. Сказка заканчивается вступлением героя на царский трон. Пугачев-царь уже одним фактом своего реального существования обязан был оправдать чаяния широких народных масс, желавших увидеть конкретно-практическое осуществление своих сказочных идеалов.

Так легенда о самозванстве «мужицкого царя» органично вобрала в себя сказочное содержание, образовав в таком единстве стихию исторического миросозерцания народа, которая была почувствована Пушкиным и в исторических преданиях о Пугачеве, и в документально-биографических обстоятельствах его жизненной судьбы.

На момент формирования замысла «Капитанской дочки» приходится, как известно, период интенсивной работы Пушкина над созданием собственного сказочного цикла. Сказки для Пушкина были той творческой лабораторией, в которой он, постигая законы народно-сказочного мышления, подготавливал свои будущие формы литературного повествования, стремясь, по собственному признанию, выучится говорить по сказочному, но не в сказке. Этой способности Пушкин в полной мере достиг в «Капитанской дочке», чему ярким доказательством служит явная текстовая перекличка повествовательного стиля повести со стилем пушкинских сказок.

Сравним:

Таким образом, явные совпадения – еще одно доказательство тому, что народно-сказочное миросозерцания, представленное ситуацией благодарного помощника, послужило общей основой как для собственно сказочного творчества поэта, так и для сюжетно-образной ткани исторической повести.

Представляет интерес также и общность народно-сказочной трактовки образов. Пушкин подчеркивает в своих героях ту общую черту, которую он считал важнейшей особенностью народного национального характера. И старик Савельич, и Пугачев простодушны, их поступки основаны на естественном сердечном влечении, вступающем в противоречие с логикой здравого смысла, официально принятых норм и правил поведения.

Заключение.

Таким образом, рассмотрев некоторые моменты присутствия фольклорного начала в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», мы пришли к выводу, что народнопоэтическое и, в частности, сказочное творчество необходимо было Пушкину для того, чтобы лучше понять склад национального характера народа, образ его исторического мышления. Особенности этого характера поэт стремился воплотить не только в конкретно создаваемых им образах, но и в целостном художественном мире своих произведений.

Пушкин стремился к тому простодушию, младенческой простоте восприятия действительности, которая свойственна именно народному взгляду на мир. Эту простоту, живую непосредственность взгляда на явление действительности увидел Пушкин и в народной волшебной сказке.

«Капитанская дочка» - качественно новый этап в использовании Пушкиным литературной и фольклорно-сказочной основы. Простодушный, неофициальный взгляд на вещи, подкрепляемый непосредственным присутствием сказочного стиля, диалектически соединен здесь Пушкиным с высотой собственного исторического мышления.

Таков один из аспектов «скрытого», внутреннего фольклоризма «Капитанской дочки».

Список использованной литературы.

  1. Веселова Т.С. Тема мятежного народа и фольклор на уроках по повести «Капитанская дочка». М.: Просвещение, 2001
  2. Лежнева А.А. Проза Пушкина. М., - 1980, с.257
  3. Лотман Ю.М. Идейная структура «Капитанской дочки» Книга для учителя. М., - 1988, с.340
  4. Мушина И.Е. Повесть Пушкина «Капитанская дочка». Комментарии. Л.: Просвещение, 1997, с. 186-190

Рецензия

Работа ученицы 9 «Г» класса Петропавловской средней общеобразовательной школы №1 Гинеевой Баирмы посвящена повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Ученица четко определила цель и задачи своего исследования. Она анализирует произведение с точки зрения отражения в нем фольклорно-сказочных мотивов, рассматривая речь героев (Пугачев, Савельич, Гринев), их типичные черты, находит примеры текстовой переклички повести «Капитанская дочка» со сказками Пушкина.

Ход работы подтверждает выдвинутую гипотезу: если считать, что фольклор есть отражение восприятия народом действительности, то можем предположить, что именно через фольклор Пушкин пытался выразить такие важнейшие для него категории, как народность и историзм.

Ученица приложил достаточно усилий, чтобы поставленная проблема была раскрыта полно.

Работа написана доступным для понимания языком. Примеры, представленные в работе, наглядно иллюстрируют положения, выдвигаемые Гинеевой Б.

Выводы, сделанные ученицей, аргументированы и точны.

Шестакова В.Н.,

Учитель русского языка и литературы.

Марусова Ирина Владимировна,Кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы и методики ее преподавания Смоленского государственного университета (г. Смоленск)[email protected]

Структура волшебной сказки в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Аннотация. В статье рассматривается роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка» с точки зрения соответствия его сюжета структуре волшебной сказки, выделенной В.Я. Проппом. В тексте романа не только присутствуют основные функции сказочного сюжета, но в значительной мере сохраняется их традиционная последовательность, а образы персонажей соотносятся с фольклорной моделью. Это позволяет говорить о глубокой связи «Капитанской дочки» с фольклорными традициями, основываясь на данных, предоставленных анализом структуры текста.Ключевые слова:А.С. Пушкин; «Капитанская дочка»; В.Я. Пропп; волшебная сказка; сюжет; функции.

В книгеВ.Я. Проппа «Морфология сказки», впервые опубликованной в 1928 году, была предложена оригинальная классификация волшебных сказок, основаннаяна их строении и морфологических признаках. В.Я. Пропп установил, что при сравнении сказок можно выделить постоянные и переменные величины. Так, в одной сказке царь дает удальцу орла, который уносит его в иное царство. В другой сказке царевна дает Ивану кольцо, и молодцы из кольца уносят его в иное царство. Меняются названия действующих лиц, их атрибутика; неизменными остаются их действия, или функции. «Под функцией понимаетсяпоступок действующего лица, определенный с точки зрения его значимости для ходадействия» .Число функций, известных волшебной сказке, ограничено. В.Я. Пропп выделяет 31 функцию (хотя далеко не все сказки дают все функции). Имеет значение также их последовательность: она всегда одинакова. Сущность функции определена тем значением, которое она имеет в ходе действия. Так, если змей похитил царевну, герой отправился на поиски, победил змея и освободил царевну, перед нами борьба героя с антагонистомвредителем. Если царевна требует, чтобы герой, желающий получить ее руку, победил змея, перед нами трудная задача (змей не является вредителем и может быть без ущерба для фабулы заменен другим существом). Одинаковые поступки имеют разное значение в зависимости от своего места в последовательности событий.В.Я. Пропп создал своего рода универсальную фабульную модель, которая, хотя и в измененном виде, встречается не только в фольклорных, но и в литературных произведениях, обнаруживающих генетическое родство с фольклором. О фольклорной основе произведений Пушкина говорили многие ученые. По мнению М.К. Азадовского, пушкинское восприятие фольклора прошло последовательный путь развитияот «Руслана и Людмилы» через «Песни о Разине» и «Песни западных славян» к «Сказкам» и «Капитанской дочке». Роман о пугачёвском восстании представляет собой «завершение пути целостного раскрытия через фольклор образа русского народа и его творческой силы» .Ряд исследований посвящён анализу фольклорных жанров, включённых в текст «Капитанской дочки».Так,Г.Ф. Благова, В Шмид , Г.Е. Данилова рассматривают функции пословицы в «Капитанской дочке»; С.В. Алпатов отмечает близость повествования к историческим песням ; Д.Н. Медриш исследует роль фольклорнопесенного подтекста в понимании важнейшего сквозного образа романа ‬заячьего тулупа ; Н.Н. Михайлова показывает связь «Капитанской дочки» снародным ораторскимсловом, которое особенно ярко воплотилось в указах Пугачёва и в диалоге Белобородова и Хлопуши в сцене суда над Гринёвым в Бердской слободе . Исследователи рассматривают структурную близость «Капитанской дочки» и народной волшебной сказки. Одним из первых это сходство отметил Шкловский, который сравнивает отношения Гринёва и Пугачёва с отношениями героя народной сказки и помощного зверя, а также выявляет другие параллели с сюжетом волшебной сказки (см. ). Сказочную основу характера Пугачёва рассматривает С. Сапожков . Сим Джи Ен полагает, что волшебная сказка оказала воздействие не только на фабулу и структуру образов персонажей, но и на идейное содержание «Капитанской дочки»: сказочная логика чудесного в сочетании с установкой на документальность мемуаров делает возможнымвоплощение утопического идеала, возводящего человечность в принципы государственной политики, на реальном историческом фоне . Указанные исследователи ограничиваются анализом отдельных эпизодов. Наиболее развернутым является сопоставление сюжетов пушкинского романа и народной сказки, проведенное С.З. Агранович и Л.П. Рассовской . Онивыделяют в «Капитанской дочке» два сказочных сюжета. Первый сюжет: герой уходит из дома на поиски волшебных предметов или невесты; на грани своего и чужого миров встречает дарителя или волшебного помощника; проходит ряд испытаний; побеждает антагониста. Сказка заканчивается женитьбой. Этот сюжет связан ссобытиями жизни Гринёва от отъезда из родительского дома до ареста. Второй сюжет: мудрая жена приходит к властителю и выручает мужа, попавшего в тюрьму. Этот сюжет соотносится с путешествием Маши в Царское Село.Однако и здесь отсутствует последовательноевыявление структурных элементов волшебной сказки в тексте романа; в поле зрения исследовательниц попадают лишь фрагменты романа.

Цель нашего исследования ‬выполнить подробный сопоставительный анализ фабулы волшебной сказки и текста «Капитанской дочки» иустановить степень их структурной близости, выделив основные функции и выяснив, как они распределяются по действующим лицам.Центром сюжета волшебной сказки является отправление героя из дома на поиски и его успешное возвращение. В «Капитанской дочке» подобные действия встречаются трижды: Гринев отправляется из дома на военную службу, Гринев едетв Белогорскую крепость освобождать Машу из рук Швабрина, Маша отправляется в столицу хлопотать за Гринева. Каждый из этих случаев заканчивается ликвидацией исходной ситуации нехватки чеголибо, недостачи. На основании этого текст повести можно разделить на три отрезка, которые, в соответствии с терминологией В.Я. Проппа, назовем ходами, и выяснить, насколько каждый ход структурно соответствует волшебной сказке.Первый ходвключает в себя главы 1‬9, описывающие события, произошедшие между первым знакомством читателя с Гриневым и отъездом героя из Белогорской крепости, захваченной Пугачевым.Важный морфологический элемент, с которого начинается сказка, ‬исходная ситуация: будущий герой вводится путем приведения его имени или упоминания его положения либо дается болееменее подробная характеристика членов его семьи, предыдущей жизни. Исходная ситуация изображается подчеркнуто благополучной, чтобы сделать более ярким контраст с последующими событиями.«Капитанская дочка» открывается описанием жизни Гринева в родительском доме. Упоминаются отец Гринева, отставной премьермайор, живущий в деревне, его жена Авдотья Васильевна. Описано рождение сына, с материнской утробы предназначенного для военной службы, его воспитание в безмятежной атмосфере усадьбы Гриневых: он «жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками» . Непосредственно завязке предшествует картина подчеркнутого семейного благополучия: «Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки. Батюшка у окна читал Придворный календарь, ежегодно им получаемый» .Для сказочной завязки характерна функция, названная В.Я. Проппом недостачей: одному из членов семьи чегото недостает, ему хочется иметь чтолибо. Недостача может быть вызвана действиями антагониста (гусилебеди похищают мальчика) либо введена изначально (у царевича нет жены).В повести Пушкина недостача возникает следующим образом: Гриневу исполняется шестнадцать лет, и приходит срок его отправки на службу. Сказка использует разнообразные виды мотивировок, чтобы сообщить герою о недостаче. Здесь в этой роли выступает чтение Придворного календаря: Андрей Петрович Гринев видит имена своих сослуживцев, задумывается о военной службе и вспоминает, что сыну пришла пора отправляться в полк. Следует функция посредничества‬герою сообщается о беде или недостаче: «пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон» .Следующая функция ‬начинающееся противодействие: герой реагирует на возникшую ситуацию, либо добровольно отправляясь на поиски (геройискатель), либо оказываясь жертвой обстоятельств (герой пострадавший, которого выгоняют из дома, обманом увозят в лес и т.п.). Гринев совмещает в себе эти два типа: с одной стороны, отец решительно отсылает его из дома, с другой ‬он сам с охотой едет навстречуславеи удовольствиямвоенной службы.Вслед за этим идет непосредственно отправка: Петруша Гринев выполняет волю отца и уезжает в Белогорскую крепость.Перед отъездом родители благословляют Гринева: «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду» . В волшебной сказке наказ родителей и его последующее нарушениеявляются одним из приемов завязки действия, открывая путь вредительству антагониста. В «Капитанской дочке» Гринев также нарушает отцовский наказ, по крайней мере, в том, что касается поведения: прибыв в Симбирск, проигрывает Зурину сто рублей, отправляется с ним кутить, напивается впервые в жизни. Следствием этого должно было бы явиться причинение вреда, и действительно, Гринев теряет значительную сумму денег. Однако впоследствии знакомство с Зуриным сослужит Гриневу добрую службу: когда Гринев и Маша, покинувшие Белогорскую крепость, попадают к правительственным войскам, лишь встреча с Зуриным освобождает их от участи пленников, а впоследствии обеспечивает Гриневу уважительное обращение при аресте. Нарушение родительского наказа оборачивается в итоге положительными последствиями, что нехарактерно для волшебной сказки. Кроме того, данная функция не определяет завязку,как это должно быть.После отправки героя из дома в сказке появляется новое лицо, названное дарителем. Обычно оно случайно встречено героем в дороге. От него герой получает волшебное средство, которое впоследствии поможет ликвидировать беду. Но этому предшествует испытание героя, которое тот выдерживает или не выдерживает, в зависимости от этого получая или не получая дар. Этот круг событий включает следующие функции: первая функция дарителя, реакция героя, получение волшебного средства.По дороге в Оренбург Гринев попадает в буран. В степи он случайно встречает Пугачева, который выводит его к постоялому двору. Гринев хочет наградить своего спасителя, видит, что тот мерзнет без теплой одежды, и жалует ему свой заячий тулупчик. Довольный мужик обещает: «Век не забуду ваших милостей» . Перед нами случайная встреча;одна из форм испытания ‬беспомощное состояние без просьбы о помощи;правильная реакция героя ‬оказанная услуга;обещание встреченным мужиком помощи, хотя и данное в косвенной форме, новпоследствии не раз выполненное. Таким образом, Пугачев вступает в текст в роли дарителя, но вместо волшебного средства обещает Гриневу свои услуги, соединяя в себе функции дарителя и помощника.Вслед за приобретением волшебного средства или волшебного помощника следует пространственноеперемещение героя, когда тот доставляется к месту поисков. Пугачев выполняет эту функцию, выводя заблудившегося Гринева к умету. Но совершает он это действие еще до испытания героя и его реакции, да и умет не является конечной целью поисков Гринева. Помощник выполняет свою функцию, но ее место в последовательности событий и значение для фабулы отличаются от характеристик соответствующей функции волшебной сказки.В сказке после указанных действий идет борьба героя с антагонистом, победа героя, ликвидация начальной беды и т.д. Однако в пушкинском романе Гринев прибывает в Белогорскую крепость. Здесь реализуется еще один вариант завязки, связанный с появлением антагониста.После первых дней жизни в крепости Гринев оказывается в ситуации, подобной исходной: «…жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною, но даже и приятною. В доме коменданта был я принят как родной… Я был произведен в офицеры. Служба меня не отягощала… Спокойствие царствовало вокруг нашей крепости» . Здесь видим то же подчеркнутое благополучие, покой и безмятежность.В варианте завязки, связанном с действиями антагониста, следует запрет герою какихлибо действий, нарушение запрета, выведывание антагонистом какихлибо сведений, выдача сведений, подвох и вредительство, в результате чего и возникает ситуация недостачи. В «Капитанской дочке» эти функции нашли своеобразное воплощение в отношениях Гринева со Швабриным.Антагонист появляется в сказке дважды. В первый раз он приходитсо стороны либо включен в начальную ситуацию, во второй раз отыскивается героем с целью устранить причиненный им вред. Швабрин впервые предстает перед нами, когда, как старожил Белогорской крепости, приходит к Гриневу знакомиться, то есть он включен в начальную ситуацию.Функции выведывания и выдачи сведенийв чистом виде отсутствуют в тексте.Но в качестве данных функций можно рассматривать диалог Гринева и Швабрина о сочиненной Гриневым песенке. Гринев адресует ее некоейМаше. Это вызывает у Швабрина вопрос о его чувствах к дочери коменданта Миронова. Гринев не дает прямого ответа, но все и так достаточно ясно. Антагонист получает сведения и не требует подтверждения своим догадкам.Далее следует подвох: антагонист пытается обмануть жертву, чтобы завладетьее имуществом. Швабрин, стремясь нейтрализовать соперника, клевещет на Машу, представляя ее легкомысленной женщиной. В сказке жертва вредителя поддается обману, тем самым невольно способствуя врагу. Гринев словам Швабрина не верит и называет его лжецом. Так функция пособничества обращается в свою противоположность.Последующую за этим дуэль Гринева и Швабрина соблазнительно интерпретировать как борьбугероя и антагониста. Но этому препятствует принцип определения функции по ее последствиям (см. ), на который В.Я. Пропп предлагает ориентироваться в трудных случаях при ассимиляции способов исполнения функций. За борьбой героя и антагониста следует победа героя и ликвидация начальной беды или недостачи. Однако в результате дуэли героя ранят, а донос Швабрина, сообщившего о поединке отцу Гринева, напротив, формирует новую ситуацию недостачи, лишая Гринева возможности жениться на Маше. С точки зрения структуры волшебной сказки, дуэль должна рассматриваться в круге функций, имеющих отношение не к кульминации, а к завязке сказочного сюжета.В волшебной сказке появлению антагониста предшествует отлучка родителей из дому, данный ими наказ и его нарушение. В качестве такого наказа мы можем рассматривать запрет на дуэли как в «воинском артикуле», так и в неписаном кодексе чести Гриневаотца. Сын нарушает этот наказ, вступая в поединок. Последовательность функций по сравнению с волшебной сказкой изменена, однако анализ их последствий дает нам возможность определить дуэль как подвох, а сообщение о дуэли родителям ‬как вредительство. Далее Пушкин повествует о взятии Белогорской крепости Пугачевым. Эти события имеют особое значение для Гринева. На протяжении первого хода в третий раз возникает ситуация недостачи. В первый раз недостача была ликвидирована прибытием Гринева в Белогорскую крепость, где он, казалось, нашел все, что искал. Недостача, связанная с действиями Швабрина, временно отходит на второй план. Продолжается линия, начатая встречей Гринева с Пугачевым, ‬развитие отношений героя и помощника.Пугачев захватывает крепость, и Гринев оказывается пленником мятежных казаков. Такова исходная беда. В этой ситуации Гринев встречается со своим помощником, обещавшим ему вечную благодарность за заячий тулупчик. Однако весь круг функций, связанных с дарителем, повторяется вторично. Пугачев вновь случайно появляется на жизненном пути Гринева: Савельич узнает в предводителе войска недавнего вожатого. Пугачев оставляет Гриневу жизнь, и это является расплатой за помощь Гринева. Но позже даритель вновь подвергает героя испытанию, выспрашивая его и предлагая поступить к нему на службу. Гринев снова с честью выдерживает испытание, давая правдивые и искренние ответы на вопросы. В награду Пугачев отпускает офицера на свободу и жалует ему лошадь, тулуп и даже полтину денег. Перед нами встреча с дарителем, испытание героя, реакция героя и оказание ему помощи.Мы видим, что первый ход «Капитанской дочки» содержит ряд функций, характерных для строения волшебной сказки, но последовательность их в ряде случаев изменена в соответствии с авторским замыслом. По своей сути, первый ход представляет собой разветвленную завязку, в которой представлены оба варианта сказочных начал. Первый вариант соотнесен с исходной недостачей и появлением дарителя и определяет дальнейшее развитие отношений Гринева и Пугачева, а второй связан с действиями антагониста и предшествует событиям второго хода.Второй ходвключает события, связанные с поездкой Гринева в пугачевский стан и освобождением Маши из рук Швабрина (главы 10‬12).Вначале представлена ситуация недостачи: Гринев живет в Оренбурге, а его возлюбленная осталась в захваченной мятежниками крепости, в полной власти злейшего врага Гринева.Швабрин держит Машу в плену и вынуждает ее на брак с ним. Тем самым он выполняет функцию антагониста, похитившего царевну, ‬вредительство.Вскоре Гринев во время вылазки встречает урядникаизБелогорской крепости. Он выполняет функцию посредничества ‬оповещает героя о беде, передавая ему письмо от Маши, в котором она просит Гринева о помощи. Генерал в Оренбурге остается глух к просьбам офицера, и тогда Гринев принимает решение в одиночку отправиться на выручку возлюбленной. В структуре волшебной сказки этому соответствует функция начинающегося противодействия.За этим следует отправка героя на поиски: Гринев в сопровождении Савельича выезжает из Оренбурга.Когда Гринев проезжает мимо Бердской слободы, его захватывают в плен и препровождают к Пугачеву. Так происходит новая встреча героя и дарителя. Она в какойто мере тоже является случайной, так как Гринев не ищет встречи сознательно, хотя и не исключает такой вероятности.Гринева приводят во «дворец» Пугачева, который вместе с советниками допрашивает офицера. Гринев убеждает их в чистоте своих намерений и просит помощи. Так в третий раз повторяется испытание дарителя. Гринев выдерживает его благодаря своему мужеству и честности, и Пугачев принимает решение сопровождать Гринева в Белогорскую крепость.Для волшебной сказки характерно подобное утроение отдельных функций. Но в сказке это именно повторение одного и того же действия, и результат следует лишь после третьего раза. Например, клубочек приводит Ивана сначала к одной сестре, потом к другой, и лишь третья сестра указывает ему путь; царь задает герою три задачи и лишь после этого отдает ему дочь и т.п. В «Капитанской дочке» очередное испытание дарителя приводит всякий раз к новому результату: в первый раз Пугачев оставляет Гриневу жизнь, во второй ‬отпускает на волю с дарами, в третий ‬помогает выручить из плена возлюбленную. Весь круг функций дарителяпомощника повторяется трижды, и в этом одно из отличий пушкинского сюжета от волшебной сказки.Пугачев в своей кибитке везет Гринева в Белогорскую крепость. Это функция пространственного перемещения, характерная для волшебного помощника.За пространственным перемещением в волшебной сказке следует борьба героя и антагониста. Они вступают в сражениелибо используют иные формы состязания. В романе Швабрин и Гринев вступают в спор: каждый из них старается убедить Пугачева в своей правоте и обвинить соперника во лжи.Следующая функция, выделенная Проппом, ‬победа героя над антагонистом. Пугачев верит именно Гриневу.Далее идет ликвидация беды или недостачи: Пугачев помогает влюбленным воссоединиться, и Гринев с Машей навсегда покидают Белогорскую крепость.Второй ход структурно наиболее соответствует волшебной сказке, так как здесь присутствуют все основные функции и последовательность их остается неизменной.Третий ходохватывает 13‬14 главы, где речь идет о пребывании Гринева в отряде Зурина, его аресте и последующем освобождении по ходатайству Маши Мироновой.Тринадцатая глава описывает пленение Гринева и Маши отрядом Зурина и их последующее освобождение. Здесь завершается сюжетная линия, берущая начало от первого хода и связанная с отношениями персонажей, в которых Гринев выступает как прошедший испытаниегерой, а Зурин ‬как награждающий его даритель. Зурин принимает Гринева в отряд, они сражаются с войсками Пугачева. Затем приходит приказ об аресте Гринева, и его препровождают в следственную комиссию. Гринев узнает,что его арестовали на основании показаний Швабрина. Этот поступок можно расценивать как новое вредительство, создающее новую ситуацию недостачи.Далее в центре повествования оказывается Маша Миронова. Перед нами встает проблема: как расценивать ее дальнейшие действия по освобождению Гринева? Переходят ли к ней функции героя, чего не можетбыть в волшебной сказке? Или она выполняет иную функцию?Пребывание Маши в доме Гриневых сопровождается вновь относительным благополучием: родители приняли девушку как родную, полюбили ее и начали желать женитьбы своего сына на дочери капитана Миронова.Исходное равновесие нарушается, когда распространяется слух об аресте Гринева, а вслед за этим приходит письмо от князя Б., уже определенно сообщающего о ссылке Петра Андреевича на вечное поселение в Сибирь. Письмо выполняет функцию посредничества, сообщая о несчастье.Маша решает отправиться в столицу и ходатайствовать за Гринева перед императрицей. Она едет в Петербург, случайно встречает императрицу на прогулке, беседует с ней и убеждает ее в невиновности своего жениха. Императрица полностью оправдывает Гринева. Гринев и Маша женятся и живут долго и счастливо.Центральным событием здесь является беседа Маши с императрицей. Перед нами случай ассимиляции способов исполнения функций. Можно определить эту беседу как испытание дарителя либо как трудную задачу. В зависимости от этого третий ход представляет собой самостоятельную последовательность функций, отличную от структурыволшебной сказки, либо продолжение второго хода, соответствующее законам сказочного сюжета.Обратимся вновь кпринципуопределения функции по ее последствиям. Если следствием выполнения задачи является получение волшебного средства (либо обещание услуг), перед нами испытание дарителя. Если результатом становится добыча искомого персонажа, мы определяем трудную задачу.В данном случае следствием разговора Маши с императрицей является освобождение Гринева, то есть ликвидация начальной беды. Значит, перед нами трудная задача. Поскольку разрешение задач входит в круг действий волшебного помощника, Маша выполняет именно эту функцию.В 13‬14 главахотсутствует ряд важных функций: встреча с дарителем, получение волшебного средства, бой с антагонистом. Их место занимают функции, характерные для продолжения волшебной сказки: повторное вредительство, трудная задача, разрешенная помощником, восстановление доброго имени героя, наказание врага и женитьба. Все это позволяет считать третий ходпродолжением второгохода, связанным с ситуацией повторного вредительства и обладающим особым набором функций.Многие функции логически объединяются по отдельным кругам, которые соответствуют определенным исполнителям. На основании этого Пропп выделяет основных персонажей волшебной сказки. Это герой, антагонист, ложный герой, царевна, даритель, помощник, отправитель. Ложный герой присутствует лишь в некоторых сказках, афункции дарителя и помощника могут быть объединены в одном персонаже.В «Капитанской дочке» центральными персонажами являются Гринев, Пугачев, Маша Миронова, Швабрин. Среди прочих можно особо выделить Савельича ‬верного спутника Гринева, Зурина, родителей Гринева и Мироновых, императрицу. Определим, как они соотносятся с персонажами волшебной сказки, обобщив вышеизложенные наблюдения.Повествование разворачивается вокруг судьбы Гринева, ведется от его лица. С Гриневым связаны следующие функции: отправка на поиски, реакция на испытания дарителя, борьба с антагонистом и одержание победы, свадьба. Этот круг действий в общих чертах повторяется как в первой, так и Вов торой части и полностью соответствует функциям героя.Для сказочного героя характерны также определенные атрибуты. Это особая форма появления героя ‬чудесное рождение, которое обычно сопровождается пророчеством о судьбе героя. Рассказывается о быстром росте героя, о его превосходстве над братьями.В «Капитанской дочке» повествуетсяоб обстоятельствах рождения Гринева: еще будучи в утробе матери, он становится солдатом Семеновского полка.Это можно считать своеобразным пророчеством о судьбе героя. У Гринева было девять братьев и сестер, которые умерли во младенчестве. Герой какимто образом отмечен судьбой, раз выжил один из всех. До шестнадцати лет Гринев ничего не делает и растет недорослем, подобно тому как сказочный герой иногда лежит на печи тридцать лет и три года, зато потом проявляет чудеса силы и сообразительности. И Гринев, вырвавшись изпод родительского крыла, после первых юношеских выходок демонстрирует необыкновенные для неопытного домашнего воспитанника рассудительность, честность и мужество. Даже шпагой он владеет не хуже бретера Швабрина! Исследователи поразному объясняют такой поворот событий. На наш взгляд, одной из причин является связь образа Гринева с фольклорной моделью героя.Не менее ярким в романе является образ Пугачева, воплотивший в себе одновременно злую силу, изменившую жизнь Гринева, и милосердие, восстановившее утраченное героем благополучие. Эта двойственность образа Пугачева позволила С.З. Агранович и Л.П. Рассовской определить его как антагониста и волшебного помощника в одном лице.Выясним, так ли это, рассмотрев круг действий и атрибуты персонажа.Пугачев и в первой, и во второй части появляется случайно. Особенно сказочным представляется его появление в первой части, когда он возникает из снежного буранаподобно оборотню: «…воз не воз, дерево не дерево, а кажется, что шевелится. Должно быть, или волк или человек» . Отметим, что в волшебной сказке волк часто является помощником героя. Далее Пугачев испытывает Гринева, в первой части демонстрируя ему свое бедственное положение, во второй ‬задавая вопросы. После того как герой выдерживает испытание, Пугачев обещает ему свою помощь, выводит его в первой части к умету, а во второй ‬отвозит в Белогорскую крепость, помогает выручить машу из рук Швабрина. Таким образом, ему присущи следующие функции: испытание, снабжение волшебным средством (в форме обещания своих услуг), пространственное перемещение героя, ликвидация начальной беды или недостачи. Эти функции характерны для дарителя и волшебного помощника, которые объединяются в лице Пугачева. Способ включения в повествование ‬случайное появление ‬также характерен для дарителя. С точки зрения структуры сюжета Пугачев не является антагонистом, так как не выполняет его функций.Роль антагонистав романе играет Швабрин. Он соответствующим образом включается в действие: сначала представляет собой часть исходной ситуации, позже отыскивается Гриневым. Швабрин выполняет следующие функции: выведывание, подвох, вредительство, бой с героем.Некоторую сложность представляет определение роли Швабрина в последних главах. Для продолжения волшебной сказки, связанного с новым вредительством, характеренособый тип вредителя‬ложный герой, который обманом похищает добычу героя и предъявляет необоснованные притязания, выдавая себя за него.Швабрин не может встать на место Гринева, но, оговаривая его, низводит его до положения такого же арестанта, возможно, желая не только отомстить сопернику, но и смягчить свою участь. Сказказаканчивается наказанием ложного героя. Об участи Швабрина нам ничего не известно, однако мы можем сделать предположение, основываясь на судьбе первого прототипа пушкинского мятежного дворянина ‬Шванвича, который умер в ссылке, не дождавшись амнистии(см.). Однако в третьей части Швабрин появляется лишь эпизодически, что позволяет считать его основной ролью роль антагониста.Маша Миронова также совмещает в себе функции двух персонажей: царевны и волшебного помощника. Во второй части она похищена у героя антагонистом и является предметом его поисков. Здесь Маша выступает как царевна. Царевна в сказках узнает подлинного героя и обличает обидчика. К данным функциям можно отнести слова Маши в разговоре с Пугачевым, когда девушка бросается и Гриневу и говорит, что Швабрин лжет и никогда не был ее мужем.В третьей части Маша выполняет уже иные функции. Она разрешает трудную задачу, убеждая императрицу прислушаться к ее доводам в пользу Гринева, и ликвидирует своим заступничеством начальную беду. Эти функции характерны для волшебного помощника. Выполнив их, Маша возвращается к роли царевны, выходя замуж за героя. Родители Гринева играют роль отправителей: они посылают Гринева на службу и дают ему наказ.Зурин выступает в качестве волшебного помощника. Испытанием для героя является выплата карточного долга в ответ на нужду ротмистра в деньгах. Императрица появляется в тексте лишь эпизодически. Она задает Маше трудную задачу, хоть и в косвенной форме, а также наказывает вредителя Швабрина. Эти функции в сказке выполняют царевна и ее отеццарь.Что касается Савельича, он не выполняет какихлибо функций, определяющих развитие действия по сказочным законам. Верный слугаповсюду сопровождает Гринева и во всем разделяет его судьбу, являясь своеобразным комическим двойником героя(подробнее см. ).Таким образом, фабула «Капитанской дочки» обнаруживает большую структурную близость к волшебной сказке. Особенно это справедливо для 10‬12 главы,где логика чудесного спасения персонажей поддерживается на уровне фабулы. Мы можем говорить о глубокой связи Пушкина с фольклорными традициями, основываясь на данных, предоставленных анализом структуры текста.

Азадовский М.К. Пушкин и фольклор // Азадовский М. К. Литература и фольклор: Очерки и этюды. Л.: Художественная литература, 1938.С. 5‬64.3.Благова Г.Ф. Пословица в повести «Капитанская дочка» // Русская речь. 1999. № 6. С. 93‬97.4.Шмид В. Проза как поэзия: Пушкин, Достоевский, Чехов, авангард. СПб.: ИНАПРЕСС, 1998. 352 с.5.Данилова Г.Е. Пословицы и поговорки в композиции произведений А.С.Пушкина (на материале повести «Капитанская дочка») // Материалы Пушкинской научной конференции 12 марта 1995 г. Киев, 1995. С. 43‬45.6.Алпатов С.В. Историческая проза Пушкина в свете фольклорных жанров// Университетский пушкинский сборник. М.: Издательство МГУ, 1999. С. 83‬88.7.Медриш Д.Н. У истоков пушкинских изречений // Московский пушкинист: Ежегодный сборник. Вып. VIII. М.: Наследие, 2000.С. 157‬168.8.Михайлова Н.Н. Народное красноречие в «Капитанской дочке» // Пушкин: Исследования и материалы. Т. XIV. Л.: Наука, 1991. С. 253‬257.9.Шкловский В.Б. Тетива: О несходстве сходного. М.: Советский писатель, 1970. 376 с.10.Сапожков С. Фольклорносказочные мотивы в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина // Литература в школе. 1986. № 1. С. 66‬68.11.Сим Джи Ен. Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка»: движение истории и развитие характеров: дис. … канд. филол. наук. СПб., 2003. 168 с.12.Агранович С.З., Рассовская Л.П. Миф, фольклор, история в трагедии «Борис Годунов» и в прозе А. С. Пушкина. Самара: Издательство «Самарский университет», 1992. 214 с.13.Пушкин А.С. Капитанская дочка // Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 10 т. Т. VI: Художественная проза. М.: Наука, 1964.14.Оксман Ю.Г.Пушкин в работе над романом «Капитанская дочка»// Пушкин А.С. Капитанская дочка. Л.: Наука. Ленингр. отдние,1984. С. 145‬199. (Лит. памятники).URL:http://febweb.ru/feb/pushkin/texts/selected/kdo/kdo145.htm(дата обращения: 23.03.2014).15.Марусова И.В. Два этюда о «Капитанской дочке» А.С. Пушкина // Филологическому семинару ‬40 лет: сборник трудов научной конференции. Смоленск: Издво СмолГУ, 2008. Т. 1. С. 139‬155.

Marusova Irina VladimirovnaPhD, Assistant professor of Literature and Methods of Teaching of Smolensk State University (Smolensk)The Structure of Fairy Tail in A.S. Pushkin’s Novel «The Captain"s Daughter»Abstract. The article discusses A.S. Pushkin’s novel «The Captain"s Daughter»in terms of its compliance with the plot structure of a fairy tale, establishedby V.Y. Propp. The main functions of fairy tale plot are not only found in the text of the novel, but their traditional sequence is largely retained and characters correlate with the folk model. This suggests that «The Captain’s Daughter» is deeply connected with folk traditions on the basis of the analysis of the text structure.Key words:A.S. Pushkin; «The Captain"s Daughter»; V.Y. Propp; fairy tale; plot; function.

Когда я прочел повесть «Капитанская дочка», то обратил внимание, что устное народное творчество повлияло на сюжет, стилистические особенности и язык произведения.

Эта повесть напоминает волшебную сказку: путь с испытаниями, чудесное спасение девушки, возвращение в родные края. Словно в сказке, Петр Гринев уехал из отчего дома. Испытанием для него послужила дальнейшая служба, встреча с Пугачевым. Гринев спас Машу и благополучно вернулся домой. Пушкин упоминает о русских народных песнях, о других фольклорных произведениях (сказке об орле и вороне). Даже своих героев Пушкин показывает, прибегая к фольклорным традициям. Пугачев показан словно народный богатырь: могучим, величественным. Под его защитой находятся и Гринев, и Маша Миронова.

Пушкин использует в качестве эпиграфов русские пословицы, строки из русских песен. Они звучат и в речи главных героев, которые заметно украшают ее. Пушкин показывает, что Пугачев любит песни своего родного края. Он поет и говорит о них вдохновенно, с любовью. В этой повести тесто переплетены фольклор, исторические особенности, традиции. Пушкин использовал эти средства для наилучшего раскрытия образов героев, сделал их более выразительными, запоминающимися.