Случайна ли встреча ассоль и грея. Напишите пожайлусто сочинение о том что "Почему встреча Грэя и Ассоль была неизбежной

КОНСПЕКТ УРОКА
По литературе в 6 классе
Тема:
« Феерия А.Грина «Алые паруса»- сказка о воплощенной в жизнь мечте», урок №3
1. Цель урока: обобщить и систематизировать представления учащихся о характерах героев повести, подвести итог изучению повести

2. Задачи:
- обучающие: познакомить с жанром феерии, учить
Соотносить художественное произведение и его интерпретацию в изобразительном искусстве и кинофильме, совершенствовать навыки анализа литературного текста, характеристики литературного героя.
- развивающие:
развивать умение устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач;
развивать речь, творческое воображение;
-воспитательные: формировать ценностные ориентиры, представления о нравственности
10. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.
11. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная работа учащихся.
12. Необходимое техническое оборудование: компьютеры, проектор, экран, выход в Интернет.
13. Структура и ход урока
I.Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Все готовы к уроку? Хорошо, присаживайтесь.
Чтобы мы с вами настроились на нужную волну урока, я предлагаю вам послушать музыку, окунуться в удивительный мир звуков.
(включаю музыку «Шум моря»)
- Ребята, что вы услышали? Какие звуки?
-Именно сегодня мы с вами окунемся в удивительный и сказочный мир А.Грина.
-На нашем уроке мы подведём итог изучению повести А.Грина «Алые паруса», обобщим и систематизируем наши представления о героях этой повести.
II. Актуализация знаний и их коррекция
На предшествующих уроках мы познакомились с творчеством А.Грина-писателя-романтика, считавшего «что лучше жить неуловимыми пленительными снами, чем грязью с мусором каждого дня». Мы совершили путешествие по карте Гринландии, созданной творческим воображением писателя, остановились в деревушке Каперне, где живет маленькая мечтательница Ассоль.
Дома вы должны были подготовить рассказ об Ассоль.
ЭОР:- Рассмотрите иллюстрацию С.Бродского «Ассоль»
.Какие черты личности Ассоль удалось художнику воплотить в картине?
Такой ли вы увидели Ассоль, когда читали произведение?

(чтение характеристики Ассоль)
Вывод:Ассоль, ребята, живет в мире жестоких грубых людей, не умеющих любить. Не способных поверить в сказку. - А есть ли в повести герой, близкий Ассоль, способный понять её?
(Да и это Грей)
ЭОР:Обратите внимание на иллюстрацию С.Бродского «Ассоль и Грей».
-Что общего в героях?
-Случайна ли встреча Ассоль и Грея? Что общего у этих героев?
(Нет, это родство душ привело к тому, что герой смог осуществить мечту Ассоль, сделать фантазию реальностью)

(Думаю, что Ассоль и Грей встретились неслучайно. Потому что Ассоль очень долго ждала своего принца, свою любовь. Свое счастье. Грей, в свою очередь, странствовал и искал избранницу. И нашел в ней Ассоль. Эта встреча была назначена самой судьбой).

Учитель: Встреча Ассоль и Грея была неизбежна, потому что их судьбы в детстве очень похожи, они понимают, любят все живое на земле, близки к природе, добры и бескорыстны, оба верят в мечту. Встреча не была случайной: Грей сделал все, чтобы эта встреча состоялась и была именно такой, о какой мечтала Ассоль

III.Повторение и анализ основных фактов,событий и явлений
-А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы теста, вспомнить как произошла встреча Ассоль и Грея. Как дальше развивались события?

ЭОР- Тест.
Обсуждение результатов теста, подведение итогов.
IV.Обобщение и систематизация понятий
ЭОР- Учебная статья.
-Прочитайте учебную статью, подводящую итог нашему изучению повести А.Грина. Грин определяет жанр своего произведения как феерия.
Прочитайте определение жанра. Разве есть в повести сказочное, волшебное, чудесное?
- Докажите, что ничего волшебного в появлении алых парусов не было.
(Все «чудо» совершил Грэй: он выбрал нужную материю и приказал сшить паруса; гл.4.)
Вывод: Герои повести сами творят чудо. Грей осуществляет мечту Ассоль. Ассоль верила в мечту и осталась верной ей.
Работа с учебником.
-Найдите в тексте слова Грея о том. Как можно творить чудеса своими руками.
(чтение текста) "Чудеса надо делать своими руками. Если душа человека жаждет чуда - сделай ему это чудо. Новая душа будет у Него, и новая у тебя!"

V.Перенос приобретенных знаний в новые условия
-Как вы поняли эти слова? Напишите сочинение –миниатюру «Как я понимаю слова Артура Грея о том, что «чудеса надо делать своими руками»
(работа в тетрадях)
Зачитывают несколько сочинений.
Оценка и поощрение интересных, самостоятельных работ.
-Итак, Грей творит чудо своими руками- осуществляет мечту Ассоль.
- Как в Каперне отнеслись к появлению алых парусов?
Давайте посмотрим Фрагмент из к\ф «Алые паруса» (1961)режиссера А.Птушко «Жители Каперны встречают «Секрет»

VI.Подведение итогов урока, рефлексия
- Нужна ли волшебная палочка, чтобы сотворить чудо?
-Символом чего являются алые паруса? (символом мечты и любви, исполнения желания)
"Алые паруса" Грина олицетворяют волшебную силу человеческой мечты. Плыть в жизни под алым парусом - значит ставить перед собой высокие цели, мечтать, стремиться осуществить задуманное.

Ребята нужно верить в чудеса,
Когда-нибудь весенним утром ранним
Над океаном алые взметнутся паруса,
И скрипка пропоёт над океаном.

VII.Постановка домашнего задания
Предлагает домашнее задание по выбору: 1. Придумать продолжение повести А.Грина (например, «Мир Каперны после описанных событий»)
2. Рассуждение «Нужны ли нам сегодня «Алые паруса»?
«Чему может научить феерия «Алые паруса»?

Главная > Исследование

Урок - исследование по повести-феерии А. Грина «Алые паруса»

Задачи:
    познакомить учащихся с удивительными героями повести; научить выделять в произведении сказочное и реальное; ввести понятия из теории литературы: феерия, феерическая повесть, портрет, сказочное, реальное; развивать навыки выразительного чтения художественного текста, в том числе наизусть; развитие коммуникативных навыков при работе в группе.
Оборудование: Оформление доски:
    портрет А.Грина; иллюстрации к повести «Алые паруса».
Вступительное слово учителя. УЧИТЕЛЬ. «Туман еще не рассеялся; в нем гасли очертания огромного корабля, медленно повертывающегося к устью реки. Его свернутые паруса ожили, свисая фестонами, расправляясь и покрывая мачты бессильными щитами огромных складок… Но вот воздушный напор усилился, рассеял туман и вылился по реям в легкие алые формы, полные роз. Розовые тени скользили по белизне мачт и снастей, все было белым, кроме раскинутых, плавно двинутых парусов цвета глубокой радости». Правда, красивые строки? Сквозь них словно проглядывает синее морское пространство, словно мы выглянули в окно, выходящее на море. Окно открывается: свежесть морского ветра, и соленые брызги, и шум прибоя врываются в комнату. То же случается, когда мы открываем книгу Александра Степановича Грина. УЧИТЕЛЬ. Если вам хоть раз мечталось о море, вы, наверняка, разделите мечты этого писателя и полюбите его мир, полный романтики, мир, в котором прекрасное несбыточное возможно. «Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве», - писал Д. Гранин. УЧИТЕЛЬ. Александр Грин создал свой необыкновенный мир, по которому в глубине души тоскует каждый из нас. В этом мире живет маленькая девочка Ассоль, доверчивая и ожидающая прекрасного. Это мир маленького Грэя, мальчика-чудотворца, залечивающего Христу окровавленные раны (пусть только на картине и с помощью краски), который превращается в смелого капитана со странной летящей душой. Это мир, где встречается «волшебник» Эгль, обещающий счастье. УЧИТЕЛЬ. Итак, урок-исследование по повести «Алые паруса». «Любить, мечтать и верить…» Книгами Грина зачитывается не одно поколение, ведь его герои умеют любить, мечтать и верить. Так мечтают и любят Ассоль и Грей. Мы познакомимся с удивительным миром и героями повести «Алые паруса» и будем искать ответы на вопросы: Случайна ли встреча Ассоль и Грея? Почему паруса алые, а корабль белый? В чем смысл названия повести? УЧИТЕЛЬ. Феерия, так определил сам писатель жанр своего произведения. Ребята, как вы думаете, что такое феерия?? (Перед нами мир любви и мечты; увлекательный мир сказки, фантастики, из которого не хочется уходить; мир, который учит надеяться, верить и ждать, любить, творить счастье своими руками; уникальный мир фантастики, чего-то волшебного, сказочного, где всегда добро побеждает зло. Грин вкладывает в слово «феерия» особый смысл. Ассоль и Грэй сами творят чудо.) Беседа по тексту. В первой главе «Предсказание» автор знакомит нас с печальной историей, случившейся в семье моряка Лонгрена. Умерла его жена, оставив новорожденную дочку. Виновником случившегося выступает лавочник Меннерс, который не захотел помочь бедной женщине. И Мэри вынуждена была отправиться в ненастную погоду в город. По дороге она простудилась, заболела и умерла. Лонгрен оставил свою работу моряка, стал жить в деревне, растить дочь, заниматься хозяйством. - Как вы думаете, почему именно изготовлением детских игрушек стал заниматься Лонгрен? - Какое событие повлияло на дальнейшую судьбу моряка и его дочери? - За что невзлюбили жители Каперны Лонгрена? За его поступок или за поведение? (он был не похож на остальных. Он умел любить, а это не умеют делать жители Каперны. Он выступил судьей, и этим поставил себя выше других. Этого ему простить не смогли.) - Нелюбовь к отцу отразилась и на его дочери. Вспомните, каково было отношение детей к маленькой Ассоль? (Именно Лонгрен помог Ассоль не озлобиться на людей, остаться по-прежнему доброй девочкой. Он учил ее «уметь любить».) - Вспомните, что отвечал Лонгрен Ассоль Ассоль на ее вопрос: «Почему нас не любят?» Лонгрен рассказывал Ассоль фантастические истории о жизни и людях. Ее голова была «полна чудесных снов». Она жила в мире мечты. Ассоль умеет любить людей. Она жалеет их, прощает их. Вспомним, как описывает Грин чуткое, бережное отношение девушки ко всему живому в лесу. (Стр. 31) - В чем очарование Ассоль? Что в лице Ассоль привлекло внимание Эгля? (невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы) УЧИТЕЛЬ. С образом героини связан мотив солнца и не случайно. Само имя девушки в переводе с испанского означает «к солнцу». Солнце – это тепло, жизнь. С появлением Ассоль на страницах повести меняется и стиль повествования. Он словно приобретает лиричность, задушевность, особую теплоту. - А что говорит мудрый старик Эгль об имени Ассоль? - Как вы понимаете слова «Прекрасная неизвестность»? (мечта, судьба) - Какую судьбу напророчил Эгль Ассоль? - Верил ли сам сказочник тому, что предсказывал Ассоль? - Каким описал Эгль корабль, вместе с которым в «Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго»? Обратите внимание на глагол «расцветет». - Почему паруса алые, а корабль белый? - А теперь посмотрим, что осталось от этой ало-розовой блистательной палитры в словах нищего, подслушавшего разговор отца с дочерью? («специальный красный корабль») В чем разница? - Вспомним, как долго выбирал Грэй цвет материала для парусов - Почему именно его из тысячи других оттенков выбрал Грэй? (Алый – полный благородного веселья, царственности, гордый цвет; в нем нет ничего, что вызывает сомнение. Алый цвет – цвет исполнения мечты, в нем не может быть сомнения.) УЧИТЕЛЬ. Алый цвет Ассоль, Лонгрена и Грэя становятся красным для нищего и многих других жителей Каперны. Антитеза, противопоставление может осуществляться и с помощью синонимии. Такой необычный оттенок приобретает она под пером Грина. - А как в Каперне отнеслись к этой сказке? (Насмехались, зло шутили, прозвали «корабельная Ассоль».) - Конечно, читая сцены хочется заступиться за беззащитную девушку. И в повести есть такой герой – Артур Грэй. - Ассоль росла одинокой, потому что дети Каперны вычеркнули ее из своего круга общения. А почему рос одиноким Грей? (Отец удалил из замка всех детей служащих, боясь того, что они испортят мальчика.) - Чем был заполнен мир его детства? Какие эпизоды из жизни Грея вам запомнились? Обратите внимание на истории с картинами. Какое значение имеют эти эпизоды в повести? (Первая история отображает главное в характере Грея - активное добро, нежелание терпеть, не вмешиваясь, чужую боль, страдание. Вторая история указывает не только на богатое воображение мальчика, умеющего пережить изображенное художником, но и на способность к решительным действиям. Это впечатление и определило его судьбу. Грэй решил стать капитаном и стал им.) - Как представлял он себе профессию капитана? Соответствовал ли «беспокойный труд» на корабле детским представлениям Артура Грея? - Итак, мы видим, что многое объединяет молодых людей? (Во-первых, они оба были лишены общения со сверстниками. Но это одиночество рождало в героях умение видеть и ценить красоту природы. Во-вторых, они понимают, любят все живое на земле, близки к природе. В-третьих, Ассоль и Грэй добры и бескорыстны, трудолюбивы. И, наконец, они оба верят в мечту.) УЧИТЕЛЬ. Случайна ли встреча Ассоль и Грэя? (Нет, это родство душ привело к тому, что герой смог осуществить мечту Ассоль, сделать фантазию реальностью.) - Почему Грэй не поверил трактирщику, сыну Меннерса? - Докажите, что ничего волшебного в появлении алых парусов не было. (Все «чудо» совершил Грэй: он выбрал нужную материю и приказал сшить паруса; пересказ эпизода «В лавке», гл.4.) - Грэй сделал мечту Ассоль реальностью. Почему? Только ли склонность к фантазии вела его? Что герои говорят о чудесах ? (Тема «Алых парусов» отчетливо сформулирована в словах Грэя. Предназначение человека в том, чтобы «делать так называемые чудеса своими руками» и дарить их людям. Чудо здесь – это добрый поступок, благородное движение души, «улыбка, веселье, прощение – и вовремя сказанное нужное слово».) - Как в Каперне отнеслись к появлению алых парусов? (Мир Каперны противопоставлен миру Ассоль и Лонгрена. Капернцы жили своей грубой, пошлой жизнью, руководствуясь примитивным обывательским «здравым смыслом». Им чужда была душевная тонкость, чуткость, с какой относился Лонгрен к своей дочери, к её вере в будущее появление корабля с алыми парусами: «А насчет алых парусов думай, как я: будут тебе алые паруса». Поэтому в последней финальной сцене автор ещё раз подчеркивает поражение деревни (обыденной пошлости, грубости) перед миром мечты. Автор ещё раз нас убеждает нас в необходимости веры в чудо.) - Какие слова-образы включает автор в описание алых парусов? Ваши ассоциации? (Цвет глубокой радости, символ любви, паруса мечты, романтика, ожидание, творчество, осуществленное чудо, метафора надежды, торжество счастья). - Можем ли мы беспокоиться о будущем наших героев? Счастливы ли они? УЧИТЕЛЬ. По мнению Грина, есть одно важное свойство человека, которое способно изменить его жизнь, - это удивительная сила воображения. Человеку дана удивительная возможность фантазировать, мечтать, творить. Совершив путешествие по стране мечты Грина, начинаешь понимать, что человек не умирает в памяти людской тогда, когда открывает сердце другим. И эти другие следуют за мечтой, проникаясь верой, надеждой, любовью. Символом чего являются алые паруса? (символом мечты и любви, исполнения желания) УЧИТЕЛЬ. Возможно, эта книга заставит тебя вдруг пожелать счастья так яростно и страстно, как его желала Ассоль и наполнит тебя ожиданием чуда. Возможно, ты захочешь, как Грэй построить для кого-нибудь корабль и плыть под алыми парусами. Грин навсегда подарил нам это ожидание и это стремление, и сам до конца своих дней сохранил в душе верность своему миру. Именно эта верность, не уходящая с годами, получает свою награду. Если ты раскроешь этому миру свое сердце, то поверишь, что «над океаном алые взметнуться паруса, и скрипка пропоет над океаном». Рефлексия. - Нужна ли волшебная палочка, чтобы сотворить чудо? - Почему “Алые паруса” называют сказкой, которая сбывается? Домашнее задание. Ответить на вопросы: «В чём сила этой книги?» «Из этой книги я узнал(-а) одну истину…»

Государственное учреждение образования

“Гурновщинский учебно-педагогический комплекс

детский сад - базовая школа Клецкого района”

Урок русской литературы

в 7 классе

Тема:

(с использованием ИКТ)

Подготовила:

учитель русского

языка и литературы

Хаванская Н.В.

План-конспект урока русской литературы в 7 классе

_______________________

«И думая о счастье…»

Тема: А.С.Грин. “Алые паруса”. Ассоль и Грэй. Прославление мужества и радости жизни в повести

Цель и задачи:

Создание условий для вхождения в образный мир Александра Грина, для приобщения учащихся к глубокому содержанию его творчества;

Тип урока:

Форма проведения: урок-размышление

Технология : развитие критического мышления (диалоговое обучение)

Формы работы на уроке : работа в группах, в парах, индивидуальная

Оборудование : мультимедийная презентация, записи на доске, раздаточный материал, словари, макет корабля с парусами, текст повести, белые листы, цветные карандаши, эпиграф: «Человек в порыве к счастью способен своими руками творить чудеса». Константин Паустовский (записан на доске) , маленькие кораблики для рефлексии.

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивационный настрой

Здравствуйте! Рада видеть всех вас на нашем уроке.

Ребята, у вас на столах лежат белые листочки и цветные карандаши. Я сейчас зачитаю стихотворение, а вы с помощью цвета или фигур отобразите своё настроение.

Там, где вершины гор целуют небеса,

Где воздух так прозрачен, свеж и чист,

Где у подножия в цветах блестит роса,

Я выну из кармана белый лист.

И напишу на нем все то, что я хочу,

И нарисую то, что любо мне…

И вот уже в мечтах своих лечу,

К далекой и загадочной стране,

Где жизнь светла, чиста и хороша,

Где нет ни горестей, ни мелочных забот,

Где замирает от волнения душа,

А сердце веселится и поёт.

Я этот мир хочу вам показать,

И рада поприветствовать друзей!

Давайте вместе к счастью путь искать

И быть душою чище и добрей.

2. Этап целеполагания

Сегодня на урок я принесла символ веры и мечты, как вы думаете, для чего этот корабль здесь? (Ответы учащихся)

- Я хочу предложить вам сегодня не совсем обычное название урока: «И думая о счастье…». Слайд 1. Это фраза из феерии «Алые паруса», Слайд 2 и поместил её Грин в конце книги. Когда писатель создавал это произведение, то, наверное, тоже «думал о счастье».

- А о чём сегодня думаете вы, ребята, покажите как вы отразили своё настроение, с которым пришли на урок?

Эпиграфом урока сегодня станут слова Константина Паустовского «Человек в порыве к счастью способен своими руками творить чудеса». (запись на доске) Как вы понимаете смысл этих слов? (ответы учащихся) Запомните свои высказывания, потому что к этим словам мы вернёмся ещё в конце урока.

Ребята, нам уже известна тема нашего разговора, мы обсудили эпиграф. Давайте же сейчас сформулируем цели нашего урока. (Ответы учащихся). Слайд 3:

- Исследовать … (пути к счастью, мечте главных героев произведения);

- Раскрыть (выявить)… (основные черты образов главных героев)

- Сравнить (сопоставить) … (образы Ассоль, Грэя, жителей Каперны).

Самое главное - мы сегодня с вами попробуем доказать, что человек в порыве к счастью способен своими руками творить чудеса.

3. Проверка домашнего задания

4. Лексическая работа

Для Александра Степановича Грина очень важно сделать человека счастливым. Об этом он писал в своих произведениях. Самая большая награда для человека - принести счастье другому человеку. Так сделал Грэй для Ассоль в пленительной повести «Алые паруса», которую Грин начал писать в Петрограде в 1920 году, когда после тифа бродил по городу и каждую ночь искал ночлега у случайных людей.

- Вспомните, как сам писатель определил жанр произведения? (повесть-феерия)

Из какого языка заимствовано слово «феерия»? (из французского) . От какого слова образовалось? (от слова «фея») Слайд 4

Сейчас я предлагаю вам поработать в парах.

Работа в парах

1 пара: найти в словаре определение слову «феерия»; (раздаточный материал)

2 пара: из видов выбрать подходящий к изучаемому произведению. (раздаточный материал)

3 пара: что общего между феерией Грина и обычной сказкой?

Феерия

1. Определение. (Что?)

2. Виды феерии.

(предполагаемые ответы учащихся во время обобщающего диалога после заполнения таблицы:

Феерия

1. Определение. (Что?)

ФЕЕ́РИЯ 1 . Театральное или цирковое представление

сказочного содержания, отличающееся пышной постановкой исценическими эффектами

2 . Волшебное, сказочное зрелище

2. Виды феерии.

Цирковое представление;

Литература,

3. Что общего между феерией Грина и обычной сказкой?

Чудесная встреча с Эглем;

Необычная мечта Ассоль; яркая дерзкая мечта Грея; случайная встреча героев тоже удивительна; невероятное превращение мечты в реальность

5. Системная актуализация знаний. Работа с текстом феерии

Сказка, волшебство, мечты – все это так близко и так зыбко. Вы прочитали произведение, хочется, чтобы теперь вы поделились своими впечатлениями о прочитанном, о главных героях. Представим себе, каковы их портреты в словесном рисовании, представим воображаемый портрет Ассоль и Грэя.

Сейчас я предлагаю вам работу в двух группах. Первая группа работает с образом Ассоль, а вторая – с образом Грэя.

1) Работа в группах

I

5. Прочитайте описание Ассоль. Как вы думаете, какие самые главные черты ее характера хотел подчеркнуть автор? Вывод.

(Ответы обучающихся) Слайд 5.

- И так, АССОЛЬ, каково ваше представление о ней, и о ее пути к мечте? Какая она?

(Ассоль - дочь моряка Лонгрена, в ней живут две девушки, две Ассоль, перемешанных в замечательной неправильности, составляющие единый образ:

Она наблюдательна, видела все вокруг иначе, разговаривала с жуками и сама с собой; верила в свою мечту; умело управлялась по дому; доброжелательна и искренна.

Жила своими мечтами, в своем мире, понятном ей одной.)

Как зарождалась мечта Ассоль, нам сейчас представится возможность увидеть во фрагменте из фильма.

    Просмотр фрагмента видеофильма, эпизод № 1 (встреча Ассоль с Эглем).

Мы посмотрели яркий эпизод фильма, увидели и услышали, как зарождалась мечта Ассоль.

Ответьте на вопрос: Почему паруса были алыми? (алый цвет-это цвет мечты, надежды огня и любви). Чем интересен вам этот фрагмент?

II

(Ответы обучающихся) Слайд 6.

(Грэй родился с живой душой, жил в своём мире, в этом мире над всем возвышалась мечта. Он жадно читал книги, мечтал стать капитаном. Грэй испытал на себе все тяготы корабельной жизни, изменился внешне "потерял слабость", стал широк в плечах, крепок мускулами, "в думающих глазах отразился блеск", речь стало "краткой и точной. Но Грэй не потерял самого главного - своей странной летящей души".)

Как вы думаете, случайно ли произошла встреча Ассоль и Артура Грэя?

Я думаю, нет. Сама судьба свела героев. Тревожное чувство теснило грудь Грэя, "его как бы позвал кто-то". Ассоль неожиданно услышала "нечто, подобное отдалённому зову", и это позвало её на берег. Давайте посмотрим отрывок из фильма.

    Просмотр фрагмента видеофильма, эпизод № 2 (первая встреча Асоль и Грэя).

2) Работа в группах.

Сейчас я предлагаю вам найти общие черты, которые объединяют Ассоль и Грэя.

Задание: Группы ищут общее в главных героях (раздаточный материал)

Сильная, мятежная личность (выбор - быть капитаном).

есть стремление к красоте, умение мечтать (игрушки для детей, любование красотой мира).

Стремление к неизвестности, приключениям, свободе (родился вдали от моря, в обеспеченной семье, но выбрал тяготы морской жизни).

вера в силу мечты, воображения, которые могут изменить мир; вера в то, что мечта есть у каждого

Выбор цели жизни (делать чудеса своими руками, чувствовать чужую боль как свою)

Вывод: Слайд 7. Итак, мы видим, что многое объединяет молодых людей? Слайд 7. (Во-первых, они оба были лишены общения со сверстниками. Но это одиночество рождало в героях умение видеть и ценить красоту природы. Во-вторых, они понимают, любят все живое на земле, близки к природе. В-третьих, Ассоль и Грэй добры и бескорыстны, трудолюбивы. И, наконец, они оба верят в мечту.)

3) Размышление

Обратите внимание на слайд: «Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками». Слайд 8.

Кому принадлежат эти слова? Как вы их понимаете?

Мы убедились, что Грин был прав, если идти навстречу мечте, то будут открыты все пути и мечты исполнятся. Мечты и романтика Грэя пересеклись со сказкой Ассоль, и Грэй откликнулся на эту сказку, так как сам любил романтику и море, а мечта Ассоль была связана с морем и чудесным кораблём. Осуществить мечту Ассоль ему помогла любовь. Он осуществил её мечту и приподнёс её другим как сказку.

Встреча Ассоль и Грэя потрясла всех жителей Каперны. Как это произошло? Обращаемся к тексту. (Дети находят фрагмент встречи Ассоль и Грэя, зачитывают. В тексте находят изображение состояния счастья, которое переполняет героев, зачитывают от слов «…торжественным хором…»)

    Просмотр фрагмента видеофильма, эпизод № 3 (встреча Асоль и Грэя. Алые паруса).

Что поняли люди Каперны? (Люди Каперны поняли, что мечта может осуществиться даже самая невероятная, если верить в нее и идти к ней навстречу.)

К.Г.Паустовский сказал: Слайд 9. «Будущее, к которому мы стремимся, рождается из непобедимого человеческого свойства – умения мечтать и любить»? Как это высказывание перекликается с жизнью и поступками главных героев произведения?

I группа Ассоль столкнулась со злобой, завистью, но злом не ответила. Она всегда была отзывчивой, доброй, нежной, чувствительной, необыкновенно красивой душой. Она стала счастливой, т.к. счастлив тот, кто на зло не отвечает злом, а творит добро, и не очерствел душой.

I І группа Грэй. Это высказывание Паустовского очень хорошо отображает образ, характер и поступки Грэя. Грэй с раннего детства стремился к своей мечте. Он понял как это замечательно, когда сбываются мечты, которые он осуществил сам, своим трудом, упорством, целеустремленностью.

А является ли это высказывание актуальным в наши дни? Почему?

4) Обобщение

Так какими же качествами надо обладать, чтобы достичь своей мечты, чтобы, не смотря ни на что идти к ней навстречу? На этот вопрос ответим в парах. (На столе лежат фломастеры и чистые листы бумаги.)

Ребята вы должны посоветоваться и написать те качества, которыми обладали Грэй и Ассоль, идя к своей мечте.

(Примерные ответы: 1. Вера в прекрасное, вера в чудеса, вера в сказку и чудесное исполнение мечты; искренность, трудолюбие, чтение книг - все это ведёт Ассоль к своей мечте. 2. Захватывающая любовь Грэя к морю, мечта быть капитаном, умение преодолевать трудности, целеустремленность, решительность, умение ценить прекрасное, доброта, чуткость, благородство- все эти качества позволили Грэю исполнить свою мечту и мечту Ассоль).

Прикрепить на доске ответы детей вокруг слова мечта.

Многие поколения перечитывают эту книгу, она стала легендой, символом первой любви и мечты. В данном произведении есть символы, об одном из них мы уже говорили - это алый цвет. Слайд 10.

Если алые паруса символ мечты, надежды, любви и огня, то белый корабль – это символ, который в Библии означает высшую духовную силу, которая перенесет через житейский океан и поможет преодолеть все невзгоды.

Как думаете, у людей 21 века живут эти символы? («Алые паруса» - это и сегодня символ мечты высокой и чистой. Это символ надежды и мечтаний о больших и благородных делах во имя светлого будущего.)

В Санкт-Петербурге существует традиция: Слайд 11 в день выпускного бала все выпускники собираются на Неве и ждут появления Алых парусов. Это очень символично, так как в этот день выпускники имеют свою мечту о счастливом будущем.

Чему учит книга? (Книга учит верить в свою мечту, быть целеустремленным, идти смело навстречу мечте, верить и знать, что человек сам творец своего счастья. Книга учит ребят быть настоящими мужчинами и рыцарями.)

Чем интересны подобные герои, нужны ли они сейчас? (Ответ обучающихся).

По мотивам произведения «Алые паруса» - создано немало других творческих работ, произведений искусств, художники пишут картины, сочиняют стихи поэты, композиторы пишут песни, даже есть опера «Алые паруса» - автор Богословский, 1996 год. В г.Феодосии есть памятник «Алым парусам».

Ребята, мы говорим сегодня с вами о литературных героях, которые мечтали, неустанно шли навстречу своей мечте и их мечты сбылись. А знаете ли вы примеры из жизни, когда бы люди мечтали и их мечты сбылись? (Ю.Гагарин, М. Ломоносов, многие спортсмены, артисты и обычные люди те, кто стал творцом своей мечты.)

Ребята, так для чего же человеку в жизни нужна мечта? Посовещайтесь в парах и ответе на этот вопрос. (Выслушиваем каждую пару).

6. Домашнее задание

Дома предстоит каждому выразить свое отношение к произведению, к его героям в сочинении-рассуждении: «Нужна ли человеку мечта?»

7. Комментированное выставление оценок

8. Рефлексия

Дети получают маленькие рисунки корабликов, на которых записывают свою мечту и озвучивают впечатление от произведения, над чем задумались.

Давайте ещё раз обратимся к эпиграфу нашего урока. Согласны ли вы со словами К.Паустовского?

Все, взрослые и дети, верят в чудеса. И пусть мечты наши сбываются! Если ты раскроешь этому миру свое сердце, то поверишь, что «над океаном алые взметнутся паруса, и скрипка пропоет над океаном». Пусть Каперна, Грэй, Ассоль, корабль с алыми парусами – всё это плод фантазии художника. Но пока на земле будут жить хорошие люди - романтики, умеющие так любить и мечтать, всё это может осуществиться. Грин уверял, что корабль с алыми парусами рано или поздно приходит к каждому, кто умеет мечтать, кто всем сердцем верит, что мечты, желания обязательно сбудутся. Ведь надо лишь помнить: «Чудеса надо создавать своими руками!».

Слайд 13.

Феерия

1. Определение. (Что?)

2. Виды феерии.

3. Что общего между феерией Грина и обычной сказкой?

Феерия

1. Определение. (Что?)

2. Виды феерии.

3. Что общего между феерией Грина и обычной сказкой?

Феерия

1. Определение. (Что?)

2. Виды феерии.

3. Что общего между феерией Грина и обычной сказкой?

I группа обучающихся представляет проект «Путь Ассоль к мечте».

1. Расскажите о детстве девочки.

2. Как складывались её отношения со сверстниками?

3. Почему Ассоль не могла подружиться с детьми своей деревни? Что её отличает от них?

4. Чему научил Лонгрен свою дочь?

5. Прочитайте описание Ассоль. Как вы думаете, какие самые главные черты ее характера хотел подчеркнуть автор?

II группа представляет проект «Путь Грэя к мечте»

1. А почему рос одиноким Грэй? (Отец удалил из замка всех детей служащих, боясь того, что они испортят мальчика.)

2. Чем был заполнен мир его детства?

3. Какие эпизоды из жизни Грэя в родном доме вам запомнились?

4. Обратите внимание на истории с картинами. Какое значение имеют эти эпизоды в повести?

5. Как представлял он себе профессию капитана? Соответствовал ли «беспокойный труд» на корабле детским представлениям Артура Грэя?

Ассоль

Грэй

Ассоль

Грэй

Толковый словарь Ожегова ФЕЕ́РИЯ [« ее » произносится как один полудолгий слог ], -и ,жен . 1 . Театральное или цирковое представление сказочного содержания ,отличающееся пышной постановкой и сценическими эффектами . 2 . перен . Волшебное ,сказочное зрелище (книжн . ).Ф . зимнего леса . | прил . феерический , -ая , -ое (к 1 знач . ).Феерические эффекты .

Синонимы :

волшебное зрелище , представление , сказочное зрелище , фантасмагория

Какие значения имеет слово «феерия»?(1. театральное или цирковое представление со сказочным сюжетом, роскошными декорациями, костюмами. 2. волшебное, сказочное зрелище)

ФЕЕРИЯ (франц. féerie, от fée – волшебница, фея), жанр сценических зрелищных искусств (театрального, эстрадного, циркового, кинематографического). В феерии, как правило, используется сказочный, волшебный сюжет; роскошные костюмы и декорации; многочисленные сложные постановочные эффекты. Феерия традиционно считается «легким», развлекательным жанром сценического искусства.

Благодатную почву для становления и развития жанра феерии предоставлял придворный театр эпохи абсолютизма, когда финансовые средства на постановки спектаклей были практически неограниченными. Характер феерии очень часто носят оперные и балетные спектакли.

Считается, что черты феерии свойственны и народному ярмарочному, балаганному театру, использующему в своих представлениях сложные механизмы машинерии, звуковые и световые эффекты. Однако в строгом смысле эстетика народного балагана скорее противоположна принципам феерических представлений, стремящихся к достижению максимально убедительного, жизнеподобного впечатления чуда. Грубоватые эффекты балагана, густо замешанные на юморе, импровизации, непосредственном контакте с публикой, недвусмысленно отсылают к условному театру маски и фарса .

Точно так же к жанру феерии невозможно отнести и, скажем, многочисленные голливудские триллеры. При всем том, что современные сложнейшие постановочные технологии здесь позволяют достичь максимально убедительного эффекта, подобный тип зрелищ подразумевает принципиально иную эмоциональную включенность зрительской аудитории.

В феерии зрительские реакции базируются на удивлении и восхищении; сильные психологические реакции возможны только в этих границах эмоционального поля. Вот почему жанр феерии чрезвычайно распространен в цирковых представлениях. Изначально запрограммированная реакция восхищения необычными навыками и умениями артистов, превышающих способности среднего человека и выходящих за рамки обыденного, может быть многократно усилена сложным техническим оснащением – например, полностью заполненным водой манежем. Как правило, в жанре феерии строятся номера циркового и эстрадного иллюзиона, по своей природе близкие к чуду.

Говоря о театральной феерии, нельзя не вспомнить русского антрепренера, актера, режиссера М.В.Лентовского , открывшего в 1882 в Москве «Фантастический театр». Театр пользовался огромной популярностью, поражая зрителей грандиозностью постановок, необычностью эффектов, живописностью массовых сцен. В содружестве с блистательным театральным машинистом и декоратором К.Ф.Вальцем, Лентовский создавал феерии, исполненные яркой зрелищности и изобретательности. Театр Лентовского произвел большое впечатление на К.С.Станиславского , хотя, казалось бы, трудно представить себе более полярные театральные эстетики. Это, собственно, лишний раз свидетельствует о том, что в театре все жанры – равноправны, и что высокий уровень профессионализма в любом из них не оставит равнодушным представителей иных эстетических стилей и направлений.





Самоанализ урока русской литературы

Тема: «И думая о счастье…»

А.С.Грин. “Алые паруса”. Ассоль и Грэй. Прославление мужества и радости жизни в повести

Задачи:

Помочь учащимся путём наблюдения выделить основные черты характеров Ассоль и Грэя, понять, почему именно Ассоль и Грэй заслужили счастье; увидеть позицию автора по отношению к таким людям, как герои повести;

Содействовать развитию ряда важных психологических характеристик личности учащихся: склонностей к сравнению, сопоставлению, аналитическому мышлению; способностей к абстрагированию, выдвижению гипотез, к творческому воображению;

Способствовать воспитанию активной жизненной позиции; высоких нравственных чувств, целеустремленности; любви к ближнему, веры в добро, любовь и мечту.

Тип урока: обобщающий урок с использованием информационно-коммуникативных технологий

Технология : информационно-коммуникативная

Форма проведения: урок-размышление

Урок проводился в 7 классе. Средний балл класса по предмету – 7,4. На высоком уровне (9 баллов) – 2 учащихся, на достаточном 4, 1 из них имеет 8 баллов, 3 - 7 баллов, 1 учащийся имеет средний балл (5).

Данный урок является третьим по изучению творчества А.С.Грина, его повести-феерии «Алые паруса». Поэтому целью урока было создание условий для осмысления образного мира Александра Грина, для приобщения учащихся к глубокому содержанию его творчества. Для реализации данной цели я использовала:

Отрывки фильма по данному произведению для мотивации учебной деятельности;

Мультимедийную презентацию с целью активизации внимания учащихся;

Работу в парах для определения понятия «феерия»;

Работу в группах на этапе характеристики образов главных героев;

Учащимся были предложены опережающие задания:

Написать мини-сочинение «Что такое счастье?».

На уроке соблюдены требования здоровьесбережения: проведена зрительная гимнастика, выполнены нормы использования мультимедийной презентации (до 25 минут), урок носил динамичный характер: все учащиеся активно работали. Считаю, что задачи урока реализованы. Оценки выставлены. Домашнее задание носит творческий характер.

Ч. 1
Девятых С.Н., учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №126» Советского района г. Казани РТ

Система уроков по повести А. Грина «Алые паруса». (6 класс)

Цели:


  1. познакомиться с биографическими данными А.Грина; продолжить формирование умений анализировать на примере повести А. Грина «Алые паруса», проследить как решается проблема нравственного выбора.

  2. Продолжить развивать у школьников речевые компетенции, уметь сравнивать, обобщать, развивать эмоции учащихся, активизировать познавательный интерес.

  3. Содействовать в ходе урока гуманистическому характеру обучения личности.
Средства обучения: текст повести А. Грина «Алые паруса», мультимедийный проектор, слайды, магнитофон, свеча.
Урок 1.

Тема: «Как сотворить чудо?»

1. Фотоматериалы с изображением океана.

УЧИТЕЛЬ. «Туман еще не рассеялся; в нем гасли очертания огромного корабля, медленно повертывающегося к устью реки. Его свернутые паруса ожили, свисая фестонами, расправляясь и покрывая мачты бессильными щитами огромных складок… Но вот воздушный напор усилился, рассеял туман и вылился по реям в легкие алые формы, полные роз. Розовые тени скользили по белизне мачт и снастей, все было белым, кроме раскинутых, плавно двинутых парусов цвета глубокой радости».

Правда, красивые строки? Сквозь них словно проглядывает синее морское пространство, словно мы выглянули в окно, выходящее на море. Окно открывается: свежесть морского ветра, и соленые брызги, и шум прибоя врывается в комнату. То же случается, когда мы открываем книгу Александра Степановича Грина.

УЧИТЕЛЬ . Если вам хоть раз мечталось о море, вы, наверняка, разделите мечты этого писателя и полюбите его мир, полный романтики, мир, в котором прекрасное, несбыточное возможно.

«Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве», - писал Д. Гранин.

УЧИТЕЛЬ. Александр Грин создал свой необыкновенный мир, по которому в глубине души тоскует каждый из нас. В этом мире живет маленькая девочка Ассоль, доверчивая и ожидающая прекрасного. Это мир маленького Грэя, мальчика-чудотворца, залечивающего Христу окровавленные раны (пусть только на картине и с помощью краски), который превращается в смелого капитана со странной летящей душой. Это мир, где встречается «волшебник» Эгль, обещающий счастье.

Сегодня на уроке я зажгла свечу, чтобы создать атмосферу уюта и расположить вас к разговору о мечте, а ещё в память об изумительном человеке, «последнем романтике 20 века».

Вы слышите шум моря, песни волн, набегающих на берег. Небольшой посёлок Каверна, где живёт маленькая девочка, мечтающая о настоящей и большой любви.

А где-то далеко-далеко в огромном замке живёт благородный, смелый мальчик, который чуть позже произнесёт такие слова:

«Я прихожу к той, которая ждёт только меня, я же не хочу никого другого, кроме неё…благодаря ей я понял одну нехитрую истину».

Понять эту нехитрую истину – значит определить главную мысль произведения, а это и есть цель нашего урока.

Итак, знакомьтесь – Александр Грин.

- Как вы думаете это русский или зарубежный писатель?

- В какое время, в какой стране жил?

- Что это за чудесная страна ГРИНЛАНДИЯ?

Первые биографы Александра Грина строили догадки о его прошлом. Одни утверждали, что он старый морской волк; другие говорили, что он, будучи матросом, убил английского капитана и завладел его сундуком с рукописями; третьи клялись, что он найдёныш – его подобрала младенцем на необитаемом острове команда американского китобоя и воспитала как своего сына.

Чтение статьи учебника.

УЧИТЕЛЬ: Окружающая действительность была страшной, жизнь невыносимой. Грин старался уйти от неё. «Блистающий мир», «Бегущая по волнам», «Золотая цепь», «Алые паруса» - вслушайтесь в эти названия!

Пленительную повесть «Алые паруса» Грин начал писать в Петрограде, в 1920 году, когда после тифа бродил по городу и каждую ночь искал ночлега у случайных людей.

Феерия, так определил сам писатель жанр своего произведения. Ребята, как вы думаете, что такое феерия?

Словарная работа: Феерия театральное представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов, волшебное сказочное зрелище.

В самом деле, мир повести похож на волшебную сказку, которая становится явью, похожей на сказку. Но это скорее не сказка, а некая условная действительность, созданная авторской фантазией.

Что же напоминает нам о сказке в повести?

(Перед нами мир любви и мечты; увлекательный мир сказки, фантастики, из которого не хочется уходить; мир, который учит надеяться, верить и ждать, любить, творить счастье своими руками; уникальный мир фантастики, чего-то волшебного, сказочного, где всегда добро побеждает зло. Грин вкладывает в слово «феерия» особый смысл. Ассоль и Грэй сами творят чудо.)

Анализ произведения.

1.Анализ композиции

Определите элементы композиции повести: завязка действия, развитие действия, кульминация, развязка действия.

2. Давайте вспомним главных героев.

3. Характеристика героев повести. Художественный анализ текста. Работа в группах.

1 группа: Лонгрен, Ассоль и жители посёлка.

2 группа: Сказка, рассказанная Эглем.

3 группа: Артур Грэй.

2 урок.

Блок вопросов:

Вывод: Попытки к сближению ни к чему не привели, но Ассоль кротко терпит оскорбления, не озлобившись душой.


1.В чем очарование Ассоль? Что в лице Ассоль привлекло внимание Эгля? (невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы)

УЧИТЕЛЬ. С образом героини связан мотив солнца и не случайно. Само имя девушки в переводе с испанского означает «к солнцу». Солнце – это тепло, жизнь. С появлением Ассоль на страницах повести меняется и стиль повествования. Он словно приобретает лиричность, задушевность, особую теплоту.

2. А что говорит мудрый старик Эгль об имени Ассоль?

3. Как вы понимаете слова «Прекрасная неизвестность»? (мечта, судьба)

8.А теперь посмотрим, что осталось от этой ало-розовой блистательной палитры в словах нищего, подслушавшего разговор отца с дочерью?(специальный корабль) В чем разница?

3 группа: Артур Грэй.

УЧИТЕЛЬ.Конечно, читая сцены хочется заступиться за беззащитную девушку. И в повести есть такой герой – Артур Грэй. Ассоль росла одинокой, потому что дети Каперны вычеркнули ее из своего круга общения.

1. А почему рос одиноким Грей? (Отец удалил из замка всех детей служащих, боясь того, что они испортят мальчика.)

4. Обратите внимание на истории с картинами. Какое значение имеют эти эпизоды в повести? (Первая история отображает главное в характере Грея - активное добро, нежелание терпеть, не вмешиваясь, чужую боль, страдание. Вторая история указывает не только на богатое воображение мальчика, умеющего пережить изображенное художником, но и на способность к решительным действиям. Это впечатление и определило его судьбу. Грэй решил стать капитаном и стал им.)

7. Каким секретом владел и поделился с командой Грэй?

ВЫВОД: Итак, мы видим, что многое объединяет молодых людей? (Во-первых, они оба были лишены общения со сверстниками. Но это одиночество рождало в героях умение видеть и ценить красоту природы.

Во-вторых, они понимают, любят все живое на земле, близки к природе.

В-третьих, Ассоль и Грэй добры и бескорыстны, трудолюбивы. И, наконец, они оба верят в мечту.)


  1. группа: Встреча и тайна «алых парусов».
1.Как произошла встреча Ассоль и Грея? Случайна ли она? (Нет, это родство душ привело к тому, что герой смог осуществить мечту Ассоль, сделать фантазию реальностью.)

3.Докажите, что ничего волшебного в появлении алых парусов не было. (Все «чудо» совершил Грэй: он выбрал нужную материю)

Что герои говорят о чудесах ? (Тема «Алых парусов» отчетливо сформулирована в словах Грэя. Предназначение человека в том, чтобы «делать так называемые чудеса своими руками» и дарить их людям. Чудо здесь – это добрый поступок, благородное движение души, «улыбка, веселье, прощение – и вовремя сказанное нужное слово».)

5. Как в Каперне отнеслись к появлению алых парусов? (Мир Каперны противопоставлен миру Ассоль и Лонгрена. Капернцы жили своей грубой, пошлой жизнью, руководствуясь примитивным обывательским «здравым смыслом». Им чужда была душевная тонкость, чуткость, с какой относился Лонгрен к своей дочери, к её вере в будущее появление корабля с алыми парусами: «А насчет алых парусов думай, как я: будут тебе алые паруса». Поэтому в последней финальной сцене автор ещё раз подчеркивает поражение деревни (обыденной пошлости, грубости) перед миром мечты. Автор ещё раз нас убеждает нас в необходимости веры в чудо.)

Почему именно его из тысячи других оттенков выбрал Грэй? (Алый – полный благородного веселья, царственности, гордый цвет; в нем нет ничего, что вызывает сомнение. Алый цвет – цвет исполнения мечты, в нем не может быть сомнения.)

УЧИТЕЛЬ. Работа со словом: пурпурный, красный, бледный розовый, розовый тёмный, густые закипи вишнёвых, оранжевых, мрачно-рыжих тонов.

Алый цвет Ассоль, Лонгрена и Грэя становятся красным для нищего и многих других жителей Каперны. Антитеза, противопоставление может осуществляться и с помощью синонимии. Такой необычный оттенок приобретает она под пером Грина

(Она в том, « чтобы так называемые чудеса делать своими руками». Чудеса – это «улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем».)

УЧИТЕЛЬ: Но вот герои встречаются. Грэй говорит девушке: “Вот я пришёл. Узнала ли ты меня?” . Счастливы ли герои? (“Счастье сидело в ней пушистым котёнком ”). Что же увидел в глазах любимой Грэй? (“В них было всё лучшее человека”)

Заключение:

Можем ли мы беспокоиться о будущем наших героев? Счастливы ли они?

УЧИТЕЛЬ. По мнению Грина, есть одно важное свойство человека, которое способно изменить его жизнь, - это удивительная сила воображения. Человеку дана удивительная возможность фантазировать, мечтать, творить. Совершив путешествие по стране мечты Грина, начинаешь понимать, что человек не умирает в памяти людской тогда, когда открывает сердце другим. И эти другие следуют за мечтой, проникаясь верой, надеждой, любовью.

В чем смысл названия повести?

Символом чего являются алые паруса? (символом мечты и любви, исполнения желания).

УЧИТЕЛЬ. Возможно, эта книга заставит тебя вдруг пожелать счастья так яростно и страстно, как его желала Ассоль и наполнит тебя ожиданием чуда. Возможно, ты захочешь, как Грэй построить для кого-нибудь корабль и плыть под алыми парусами. Грин навсегда подарил нам это ожидание и это стремление, и сам до конца своих дней сохранил в душе верность своему миру. Именно эта верность, не уходящая с годами, получает свою награду. Если ты раскроешь этому миру свое сердце, то поверишь, что «над океаном алые взметнуться паруса, и скрипка пропоет над океаном».

Домашнее задании: Написать сочинение «Моя заветная мечта.

Приложения.

Викторина.

1.Как А.Грин определил жанр своего произведения? (феерия)

2. Кто такой Лонгрен? .(Отец Ассоль, матрос.)

3. Каким ремеслом занялся Лонгрен, чтобы прокормить семью?(Он стал делать игрушечные корабли.)

4.Как звали жену Лонгрена? (Мери)

5.Где развиваются события повести? (На берегу моря, в Каперне)

6.«В этот вечер была холодная, ветреная погода…» А что случилось в этот вечер? (продрогла и заболела Мери пошла в Лисс, заложила кольцо и раздобыла немного денег. Она помокла...)

7.«Десять лет скитальческой жизни оставили в его руках немного денег..» О ком речь? (О Лонгрене).

8.«Он стал работать…» Чем занялся Лонгрен? («Скоро в городских магазинах появились его игрушки…»

9.«Она также просила тебя!» Чьи это слова? К кому они обращены?(Лонгрен говорит Меннерсу)

10.«…разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они не могут.» О ком так говорит герой? (О жителях Каперны.)

11. На чей вопрос он отвечает? (Вопрос Ассоль).

12. Какой это был вопрос? (Почему нас не любят?)

13. Что было любимым развлечением Ассоль? (Забраться на колени к отцу и слушать рассказы его о людях и о жизни.)

14.Седые кудри, серая блуза, синие брюки. Высокие сапоги, трость и сумка…Кто это? (Эгль, известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок.)

15.Кто такой Эгль?

16.Чей дом был мрачен внутри и величествен снаружи?(Артура Грэя.)

17. Чей портрет перед нами: « Стиранное много раз ситцевое платье…, худенькие загорелые ноги, темные густые волосы, забранные в кружевную косынку… Каждая черта.. выразительно легка и чиста…» (Ассоль)

18. «Не знаю, сколько лет пройдет… Однажды утром…» Кто предсказал будущее Ассоль? (Эгль).

19. А что же произойдет однажды утром? («…в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе…»)

20. Почему, как вы думаете, рассказ о жизни Ассоль ведется параллельно жизнеописанию Грея? (Автор готовит читателя к мысли о том, что судьбы этих героев переплелись не случайно.)

21. «Отец и мать Грея были надменные невольники своего положения…» Чем отличался от них Артур Грей? (Живой душой.)

22. Почему Грей испортил картину, изображавшую распятие? («Я не могу допустить, чтобы при мне торчали из рук гвозди и текла кровь. Я этого не хочу.»)

23. Какой эпизод сделал друзьями Грея и служанку Бетси? (Бетси обварила руку, а Грей специально ошпарил себе руку, чтобы почувствовать, как больно девушке.)

24. Какую роль сыграл Грей в судьбе Бетси? (Он дал ей денег, чтобы она могла выйти замуж за любимого человека.)

25.С кем играл в детстве Артур Грей? (Один)

26. «Грей несколько раз приходил посмотреть на эту картину….» А что было изображено на картине? (Корабль)

27. Продолжите фразу:« Осенью, на пятнадцатом году жизни, Артур Грей ….» («…тайно покинул дом…»)

28. Продолжите фразу: «Капитан»Ансельма»…заранее торжествовал, представляя, как месяца через два Грей скажет ему…» (Я хочу к маме…)

29. «Победа на твоей стороне, плут». Чьи это слова? К кому они обращены? (Капитана Гопа, к Грею).

30. Кто молился такими словами: «О плавающих, путешествующих, болеющих, страдающих и плененных…» (Мать Грея.)

31. Как назывался новый корабль Грея?(«Секрет»)

32. «Капитан выбрался на открытое место…и увидел здесь…» А что же увидел капитан Грей? (Спящую Ассоль).

33. Кто рассказал Грею историю Ассоль? (Меннерс,длинный молодой парень…)

34. «С тех пор так ее и зовут…» А как звали Ассоль в Каперне? (Ассоль Корабельная.)

35.Кому принадлежат данные реплики из текста.

“У нас в доме нет ни крошки съестного, я схожу в город, и мы с девочкой перебьемся как-нибудь до возвращения мужа” (Марии).

36. “Если я спущу шхуну на воду поплавать немного – она ведь не промокнет, я ее потом вытру” (Ассоль).

37. “Я, пожалуй, разбужу ее, но только затем, чтобы намылить твою здоровенную шею” (Лонгрен)

38. “Я не испортил картину. Я не могу допустить, чтобы при мне торчали из рук гвозди и текла кровь, я этого не хочу”.(Артур Грей)

39. Продолжите фразу: « …В ней две девушки, две Ассоль, перемешанных в замечательной прекрасной неправильности. Одна была дочь матроса…, другая -….» «…живое стихотворение.»

40. Кто истинные друзья Ассоль? (Это крупные старые деревья)

41. «Чья это шутка?Чья шутка?» О чем спрашивает Ассоль?

42. Как на ее пальце появилось кольцо? (Грей одел ей кольцо, пока она спала.)

43. «Он рдел, как улыбка, прелестью духовного отражения»… О чем речь? (О алом шелке, купленном Греем.)

44. Сколько метров алой материи купил Грей? (Две тысячи метров.)

45. Продолжите фразу, которую сказала Ассоль угольщику: «…ты, наверное, когда наваливаешь углем корзину, то думаешь,что…» («.. она зацветет.»)

46. Завершите предложение: « благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы …» («…делать так называемые чудеса своими руками.»)

47. Продолжите фразу: « Когда для человека главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо…» («Новая душа будет у него и новая у тебя».)

48. «Счастье сидело в ней пушистым котенком…» Когда счастье поселилось в сердце Ассоль? (Когда она увидела Грея.)

49. О чем попросила Ассоль Грея, как только оказалась на корабле? («Ты возьмешь к нам моего Лонгрена?»)

50. Как Летика назвал Ассоль? (Лучшим грузом, лучшим призом «Секрета»)

51. Последняя фраза повести: «Циммер…сидел …и думал о …». Произнесите последнее слово книги А.Грина.(«…о счастье.»)

Цитаты о счастье:

1. Человек создан для счастья, как птица для полёта.(В.Г. Короленко, “Парадокс”).

2. Счастливы кроткие, – им будет принадлежать весь мир.

Счастливы милосердные, - с ними тоже поступят милосердно.

Счастливы чистые сердцем, – они увидят Бога. (Евангелие от Матфея, “Нагорная проповедь”).

3. Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым. (Л.Н. Толстой).

4. Немногие из нас могут вынести счастье – разумею, счастье ближнего. (Марк Твен).

5. Хронического счастья так же нет, как нетающего льда. (А. Герцен).

6. Несчастен, кто берёт, но не даёт взаимно, я счастлив оттого, что брал, но и даю. (Рудаки).

7. Счастье достаётся тому, кто много трудится. (Леонардо да Винчи).

8. Самый счастливый человек тот, кто даёт счастье наибольшему числу людей. (Д. Дидро).

9. Чтобы быть вполне счастливым, недостаточно обладать счастьем, надо ещё заслуживать его.(В. Гюго).

10. Право на счастье составляет самое неотъемлемое право человека. (К. Ушинский).

11. Никогда не знает меры счастье. (Сенека).

1 группа. Лонгрен, Ассоль и жители посёлка.

1. Расскажите об отце Ассоль, матросе Лонгрене.

2. Какой была Мария, его жена?

3. Почему не помогли ей в трудную минуту?

4. Расскажите о детстве девочки.

6. Расскажите о людях и нравах приморской деревни Каперны.

7. Почему Лонгрен сторонился земляков?

8. Почему недолюбливали Ассоль? Как обижали девочку?

9. Почему Ассоль не могла подружиться с детьми своей деревни? Что её отличает от них?

2 группа: Сказка, рассказанная Эглем.

1.В чем очарование Ассоль? Что в лице Ассоль привлекло внимание Эгля?

2. Что говорит мудрый старик Эгль об имени Ассоль?

3. Как вы понимаете слова «Прекрасная неизвестность»?

4. Какую судьбу напророчил Эгль Ассоль?

5. Верил ли сам сказочник тому, что предсказывал Ассоль?

6. Каким описал Эгль корабль, вместе с которым в «Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго»? Обратите внимание на глагол «расцветет».

7. Почему паруса алые, а корабль белый?

8.А теперь посмотрим, что осталось от этой ало-розовой блистательной палитры в словах нищего, подслушавшего разговор отца с дочерью? В чем разница?

9. Что изменится в жизни Ассоль после встречи с Эглем?

3 группа: Артур Грэй.

1. Почему рос одиноким Грей?

2. Чем был заполнен мир его детства?

3. Какие эпизоды из жизни Грея вам запомнились?

4. Обратите внимание на истории с картинами. Какое значение имеют эти эпизоды в повести?

5. Как представлял он себе профессию капитана? Соответствовал ли «беспокойный труд» на корабле детским представлениям Артура Грея?

6.Случайно ли название шхуны «Секрет»?

7. Каким секретом владел и поделился с командой Грэй?


  1. группа: Встреча и тайна «алых парусов».
1.Как произошла встреча Ассоль и Грея? Случайна ли она?

2. Почему Грэй не поверил трактирщику, сыну Меннерса?

3.Докажите, что ничего волшебного в появлении алых парусов не было.

4. Грэй сделал мечту Ассоль реальностью. Почему? Только ли склонность к фантазии вела его? Что герои говорят о чудесах ?

5. Как в Каперне отнеслись к появлению алых парусов?

7. Вспомним, как долго выбирал Грэй цвет материала для парусов

Почему именно его из тысячи других оттенков выбрал Грэй?

8. Какую нехитрую истину понял Грэй, встретив свою любовь?

9. Соответствовала ли Ассоль образу, который сложился о ней в сердце Грэя?

1. Человек создан для счастья, как птица для полёта.(В.Г. Короленко, “Парадокс”).

2. Счастливы кроткие, – им будет принадлежать весь мир.

Счастливы милосердные, - с ними тоже поступят милосердно.

Счастливы чистые сердцем, – они увидят Бога. (Евангелие от Матфея, “Нагорная проповедь”).

3. Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым. (Л.Н. Толстой).

4. Немногие из нас могут вынести счастье – разумею, счастье ближнего. (Марк Твен).

5. Хронического счастья так же нет, как нетающего льда. (А. Герцен).

6. Несчастен, кто берёт, но не даёт взаимно, я счастлив оттого, что брал, но и даю. (Рудаки).

7. Счастье достаётся тому, кто много трудится. (Леонардо да Винчи).

8. Самый счастливый человек тот, кто даёт счастье наибольшему числу людей. (Д. Дидро).

9. Чтобы быть вполне счастливым, недостаточно обладать счастьем, надо ещё заслуживать его.(В. Гюго).

10. Право на счастье составляет самое неотъемлемое право человека. (К. Ушинский).

11. Никогда не знает меры счастье. (Сенека).

12. Ежели бессчастия бояться, то и счастья не будет. (Пётр Первый).
ч. 1

Встреча Ассоль и капитана Грея
Два человека, такие непохожие на обывателей вокруг, живут в двух мирах, реальном и своем собственном. И мечтают о необыкновенном. Встреча Ассоль и Грея - удивительная, как в сказке, но кажется, что именно так это и должно было произойти! Кажется, что Ассоль давно-давно любила и ждала своего принца - с того самого момента, как волшебник рассказал ей о корабле с алыми парусами, как Лонгрен решил - пусть дочка живет с этой сказочной мечтой. Кажется, что Грей давно-давно полюбил Ассоль - еще до того, как увидел ее спящей на дороге.
Как будто две струны зазвучали вместе.. . Скоро наступит то утро, когда корабль подойдет к берегу, и Ассоль закричит: "Я здесь! Вот я! " -- и бросится бежать прямо по воде. Мечта, если в нее поверить, то есть отдать ей жизнь, что бы ни говорили благоразумные" люди, становится могучей творящей силой.
Встреча Ассоль и Грея была неизбежна, потому что их судьбы в детстве очень похожи, они понимают, любят все живое на земле, близки к природе, добры и бескорыстны, оба верят в мечту. Встреча не была случайной: Грей сделал все, чтобы эта встреча состоялась и была именно такой, о какой мечтала Ассоль (девушка, «которая не может, не должна иначе выйти замуж, как только таким способом») . А стала ли встреча счастливой для Ассоль и Грея можно понять из слов самого Грея: «Что до меня, то наше начало – мое и Ассоль – останется нам навсегда в алом отблеске парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь»
Удивительно, поэтическое повествование Александра Грина как будто убеждает нас, читателей: сила любви огромна, если эта любовь чистая, искренняя, если это любовь нетронутой, незапятнанной, неиспорченной души. Уметь мечту превратить в действительность – это величайший человеческий талант « Бережно, но со смехом, сам потрясенный и удивленный тем, что наступила невыразимая, не доступная никому драгоценная минута, Грей поднял за подбородок вверх это давно-давно пригрезившееся лицо, и глаза девушки, наконец, ясно раскрылись… »

Так, - с л у ч а й н о, как говорят люди, умеющие читать и писать, - Грэй и Ассоль нашли друг друга утром летнего дня, полного неизбежности. "
Эта цитата из повести и раскрывает закономерность встречи... .
А сочинение надо писать самому
Древние греки говорили, что желание уже само по себе творит. Сила желания, мечты способны перевернуть жизнь и изменить человека. Александр Грин силой своей мечты создал целый мир, в котором живут отважные, чистосердечные мужчины, поэтичные и прекрасные женщины, где у моря стоят города с чудесными именами - Лисе, Зурбаган.
Грин знал силу мечты и силу любви. Все его рассказы о любви заканчиваются одной фразой - "Они жили долго и умерли в один день". Самое главное - встретиться, найти друг друга.
Маленькая Ассоль, отверженное дитя, воспитанная добрым и любящим отцом, живет уединенной жизнью. Ее отталкивают сверстники, недолюбливают взрослые, перенося на девочку нелюбовь к ее отцу.
Однажды в лесу ее встречает странный человек, рассказывает сказку о корабле с алыми парусами, и с этой минуты судьба начинает свою работу. Ассоль поверила в сказку, сделала ее частью своей души. Девочка была готова к чуду - и чудо нашло ее.
Грин показывает, как замысловатыми путями два человека, созданные друг для друга, идут к встрече. Грэй живет в совершенно другом мире. Богатство, роскошь, власть даны ему по праву рождения. А в душе живет мечта не о драгоценностях и пирах, а о море и парусах. Наперекор семье он становится моряком, плавает по миру, и однажды случай приводит его в таверну селения, где живет Ассоль. Как грубый анекдот, рассказывают Грэю историю о сумасшедшей, которая ждет принца на корабле с алыми парусами.
Как будто две струны зазвучали вместе.. . Скоро наступит то утро, когда корабль подойдет к берегу, и Ассоль закричит: "Я здесь! Вот я! " - и бросится бежать прямо по воде.
Мечта, если в нее поверить, то есть отдать ей жизнь, что бы ни говорили "благоразумные" люди, становится могучей творящей силой.