Найти музыкальные портреты. Методическая разработка по музыке на тему: Портрет в музыке

Конспект урока

УчительАрхиповаНС

Предмет Музыка

Класс 5

Тема: Музыкальный портрет. Может ли музыка выразить характер человека.

Цели урока: Уметь сопоставлять произведения живописи и музыки; эмоционально откликаться на музыкальные произведение и уметь обращаться к внутреннему миру человека через музыкальные и зрительные образы.

Задачи урока:

Воспитывать интерес и любовь к музыкальному и изобразительному искусству.

Познакомить с жанром музыкального портрета.

Сопоставить произведения музыки и живописи.

Показать, как разные виды искусства – литература, музыка и живопись – по-своему и независимо друг от друга воплотили одно и тоже жизненное содержание.

Планируемые результаты(УУД)

    предметные

Развитие внутреннего слуха и внутреннего зрения как основы развития творческого воображения;

Углубление представлений учащихся об изобразительных свойствах музыки с помощью сравнительного анализа произведения музыки – « Песня Варлаама» М.Мусоргского и изобразительного искусства – картины Репина « Прототьякон»;

Метапредметные

Регулятивные

. владеть умением целеполагания в постановке учебных задач в процессе восприятия, исполнения и оченки музыкальных сочинений.

.планировать собственные действия в прцессе восприятия, исполнения музыки.

Познавательные

. выявлять выразительные возможности музыки.

. обнаруживать

. усваивать словарь музыкальных терминов и понятий в процессе музыкальной

деятельности

коммуникативные

передавать собственные впечатления о музыке, других дидов искусства в устной и письменной речи

.исполнять песни с группой одноклассников

Личностные

. выражать свое эмоциональное отношение к музыкаьным образам в пении, при прислушании музыуальных произведений.

. уметь осмысливать взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное станавление личности;

понимать жизненное содержание музыкального произведения.

Предметные

Выработка умения раскрыть свойства «живописной музыки» благодаря мастерскому использованию композиторами и исполнителями красок музыкальной речи (регистровых, тембровых, динамических, темпо- ритмических, ладовых)

Метапредметные

. обнаруживать общность музыки и других видов искусств

Личностные

. уметь осмысливать взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное станавление личности

Тип урока: комбинированный- изучение новой темы с использованием ИКТ.

Форма урока : диалог.

Музыкальный материал урока:

М. Мусоргский. Песня Варлаама. Из оперы «Борис Годунов» (слушание).

М. Мусоргский. Гном. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание).

Г. Гладков, стихи Ю. Энтина. Песня о картинах (пение).

Дополнительный материал: портреты композиторов, репродукции картин, учебник 5 класс « Искусство.Музыка» Т.И.Науменко, В.В. Алеев

Ход урока:

    Организационный момент.

Цель, которая должна быть достигнута уч-ся:

Подготовиться к продукпивной работе на уроке.

Цель, которую хочет достигнуть учитель:

Способствовать родготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи

Создать положительный эмоциональный настрой;

Помочь принять правильную рабочую позу;

Сядьте правильно. Молодцы! Начинаем урок!

Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Коммуникативные УУД:

Умение слушать и размышлять.

Личностный УУД:

Формирование интереса к музыкальным занятиям.

- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Пусть настроения останутся главной сущностью музыкальных впечатлений, но они полны также мыслей и образов».

(Н.А. Римский-Корсаков)

Определение темы урока и постановка учебной задачи.

Цель: готовность и осознание потребности к построению нового способа действий

Как вы думаете,о чем пойдет речь сегодня на уроке?

- Как вы думаете, ребята, а может ли музыка выразить характер человека, под силу ли ей это? На этот вопрос мы и попытаемся сегодня с вами ответить.

Сегодня вы познакомитесь с жанром -жанром музыкального портрета (Слайд).

Этап первичного закрепления

Познавательный УУД:

Знакомство с новым музыкальным произведением:

Регулярные УУД:

Умение слушать и анализировать характер музыкального произведения;

Умение сравнивать, видеть общее и различие;

Умение видеть проблему и стремление найти ответы на поставленные вопросы.

Коммуникативные УУД:

Умение выслушивать мнение товарищей и высказывать собственные суждения.

Личностные УУД:

Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки;

Рассматривая картину, мы включаем все наши органы чувств, а не только зрение. И мы слышим, в не только видим, что происходит на полотне.

Портрет в литературе - одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает своё идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.

В изобразительном искусстве портрет – это жанр, в котором воссоздаётся чей –то облик. Вместе с внешним сходством на портрете запечатляется духовный мир изображаемого человека.

Как вы думаете, может музыка нарисовать портрет и выразить характер человека, его душевный мир, его переживания? (Композиторы создавая музыкальный портрет, передают мысли и чувства своих персонажей с помощью музыкальной интонации, мелодии, характера музыки.).

Музыкальный портрет – Это портрет характера героя. В нём неразрывно слиты выразительность и изобразительная сила интонаций музыкального языка. (Слайд).

Произведение Пушкина пришлось по душе и русскому композитору 19 века Модесту Петровичу Мусоргскому

Биография композитора

Родился Модест Мусоргский 21 марта 1839 года в селе Карево Торопецкого уезда, в имении своего отца, небогатого помещика Петра Алексеевича. Мама, Юлия Ивановна, стала первой учить его играть на пианино. В десятилетнем возрасте он вместе со старшим братом приехал в Петербург: поступить – в Школу гвардейских подпрапорщиков. По окончании Школы Мусоргский был определен в Преображенский гвардейский полк. Модесту было семнадцать лет. Один из товарищей-преображенцев, знакомый с Даргомыжским, привел к нему Мусоргского. Юноша сразу покорил музыканта не только своей игрой на фортепиано, но и свободными импровизациями, там же познакомился с Балакиревым и Кюи. Так началась для молодого музыканта новая жизнь, в которой главное место заняли Балакирев и кружок "Могучая кучка". Вскоре период накопления знаний сменился периодом активной творческой деятельности. Композитор задумал написать оперу, в которой нашло бы воплощение его пристрастие к большим народным сценам и к изображению сильной волевой личности.

Посещая Людмилу Ивановну Шестакову – сестру Глинки, Мусоргский познакомился у нее с Владимиром Васильевичем Никольским. Это был филолог, литературовед, специалист по истории русской литературы. Он и обратил внимание Мусоргского на трагедию "Борис Годунов". Никольский высказал мысль, что эта трагедия могла бы стать замечательным материалом для оперного либретто. Эти слова заставили Мусоргского глубоко задуматься. Он погрузился в чтение "Бориса Годунова". Композитор почувствовал: опера, созданная на основе "Бориса Годунова", может стать удивительно многогранным произведением.

К концу 1869 года опера была завершена. Свое детище Мусоргский посвятил товарищам по кружку. В посвящении он необычайно ярко выразил основную мысль оперы: "Я разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеею. Это моя задача. Я попытался разрешить ее в опере".

Затем было еще много произведений, которые достойны внимания.. 28 марта 1881 года Мусоргского не стало. Ему едва исполнилось 42 года. Мировая слава пришла к нему посмертно.

Опера "Борис Годунов" оказалась первой в истории мировой оперы произведением, в которой с такой глубиной, проницательностью и правдивостью показана судьба народа.

Опера рассказывает о времени царствования Бориса Годунова – боярина, которого обвиняли в убийстве законного наследника престола – маленького царевича Дмитрия.

Наше внимание на сегодняшнем уроке будет приковано к интереснейшему персонажу оперы- Варлааму.

Варлаам запевает песню про осаду Казани войсками Ивана Грозного.

Теперь посмотрим, как в музыке композитор описал этого человека. Вслушайтесь в музыкальную речь героя так, чтобы представить его внешний вид, и его характер.

- Послушаем, как поёт Варлаам свою знаменитую песню «Как во городе было во Казани».

Слушание песни Варлаама из оперы « Борис Годунов» М. П. Мусоргского. (Слайд).

Звучание Песни Варлаама в записи Ф. И.Шаляпина (попутно выполняем задание: вслушаться в музыкальную речь героя так, чтобы представить и его внешний вид, и его характер, обратить внимание на голос актера).

Каким вы представляете себе Варлаама поющего такую песню?.

Как характер исполнения и характер музыкального языка выдают характер и даже внешний вид этого человека? (буйная, громкая музыка…)

А теперь откройте учебник, параграф 23, стр.133 и посмотрите на картину Ильи Репина « Протодьякон»

Ребята, всмотритесь внимательно в картину Ильи Репина «Протодьякон», кого вы видите перед собой, опишите. (Перед нами портрет протодьякона - это такой духовный чин в православной церкви. Мы видим пожилого человека, с длинной седой бородой, грузного, у него сердитое выражение лица/которое придают ему изогнутые брови. У него крупный нос, большие руки - в общем-то, мрачноватый портрет. Наверное, у него низ кий голос, может, даже бас .)

Вы правильно всё увидели и даже услышали его низкий голос. Так вот, ребята, когда эта картина появилась на выставке художников-передвижников, известный музыкальный критик В. Стасов увидел на ней персонаж из поэмы Пушкина «Борис Годунов» - Варлаама. Точно так же отреагировал и Модест Петрович Мусоргский, увидев «Протодьякона» он воскликнул: «Так ведь это же мой Варлаамище!»

Что общего между Варлаамом и Протодьяконом? (Это образы властных, жёстких людей, монахов и попов, типичных для Древней Руси).

Сравнительная таблица выразительных средств.

И.Репин картина « Протодьякон»

М. П. Мусоргский « Песня Варлаама»

Огромная фигура, руку держит на животе, борода седая, брови сдвинуты, красное лицо. Сумрачные краски. Характер надменный и властный.

Динамика: громкая музыка, мелодия – скачки вверх, тембр – медные духовые. Певческий голос – бас. Характер исполнения – выкрики в конце, грубая манера исполнения.

У-Для картины и оперы присуща одна важная особенность: это возможность словом, музыкой, изображением показать характер человека.

Что общего между картиной и песней?

Д - Общее между картиной и песней то, что они показывают необузданность нрава, грубость, склонность к обжорству и разгулу.

Вы правы, ведь это собирательный образ. Встречался такой тип людей на Руси в то время. Общим является не только внешнее сходство, но и определённые черты характера. Главное между ними - необузданность нрава, грубость натуры, склонность к обжорству и разгулу.

Что помогло композитору и художнику, независимо друг от друга, создать такие похожие образы? (Такие люди были на Руси.)

В портрете “Протодьякона” И. Е.Репин обессмертил образ дьякона Ивана Уланова, из своего родного села Чугуево, о котором написал: “…ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев…”.

Какими красками художник написал этот портрет? (Художник при помощи насыщенных красок, где преобладают более темные цвета.)

Не смотря на различные средства выразительности, в ИЗО – это краски, в литературе – слово, в музыке – звуки. Все они рассказали, показали об одном человеке. Но все-таки музыки подчеркнула и подсказала, те стороны, на которые сразу бы не обратили внимание.

Вокально хоровая работа

Познавательный УУД

Знакомство с мелодией и словами новой песни

Коммуникативный УУД

Взаимодействие с учителем в процессе музыкально- творческой деятельности;

Участие в хоровом исполнении музыкального произведения.

Личностнай УУД:

Формирование исполнительских навыков;

Воплощение характера песни в своем исполнении через пение, слово, интонацию.

Распевание.

Разучивание по фразам

Пение трудных мелодических оборотов.

Работа над текстом.

Песня, которая нам поможет запомнить названия жанров ИЗО называется «Песня о картинах » композитора Геннадия Гладкова.

Слушание песни.

О каких жанрах живописи поется в песне?

В музыке, какие бывают жанры?

Пение хором.

Подумайте и скажите, каждый из вас мог бы стать героем портрета?

Многие из вас выступили в роле художников и нарисовали портреты своих друзей

В какой форме написана песня?

Какой лад?

Какой темп?

Дайте название этой песни. (ответы детей)

Почему песня носит такое название?

3. Музыкальные образы

- Мы познакомились с двумя совершенно разными вокальными портретами, а следующий музыкальный образ будет звучать без слов. Это произведение «Гном» из фортепианного цикла М.П. Мусоргского «Картинки с выставки» - музыкальный портрет маленького сказочного существа, выполненный с необыкновенной художественной силой. Написан он под впечатлением картины В. Гартмана - близкого друга композитора.

Мусоргскому запомнился набросок ёлочной игрушки - гномика, маленького неуклюжего уродца на кривых ножках. Так художник изобразил щипцы для орехов. ---Послушайте эту пьесу и подумайте, какое у гнома настроение, какой он по характеру, что вы представляете под эту музыку?

Звучит «Гном» М.П.Мусоргского. (Ответы детей)

- Ребята, каким вам представился гном? (В музыке слышны и хромающая походка, и какие-то резкие, угловатые прыжки. Чувствуется, что гном этот одинок, он страдает .)

· Пьеса М.П.Мусоргского очень живописна. Слушая её, мы ясно представляем себе, как маленький человечек переваливаясь, пробежал немножко и остановился - трудно бегать на таких коротких и тоненьких ножках. Потом он устал, пошёл медленнее и всё так же старательно и неуклюже. Похоже, он даже сердится за это на себя. Оборвалась музыка. Упал, наверное.

Ребята, а если бы вы были художниками, то прослушав эту музыку какими бы красками изобразили этого гнома?

Правильно, движется он действительно угловато, скачками. Забавный гномик превращён композитором в глубоко страдающего человека. Слышно было, как он стонет, жалуясь на судьбу. Он вытащен из своей родной сказочной стихии и отдан на забаву людям. Гном пытается протестовать, бороться, но раздаётся отчаянный вопль... Ребята, как заканчивается музыка? (Она не заканчивается как обычно, она как бы обрывается. )

Видите, ребята, «Гном» - это не просто иллюстрация картины, это более глубокий образ, созданный композитором.

Самостоятельная работа

Познавательный УУД

Развитие умения осмысливать полученную информацию.

Регулярный УУД:

Осознание того, что уже усвоено, а что подлежит дальнейшему усвоению

Оценивание качества усвоения.

Коммуникативные Ууд:

Взаимодействие в процессе проверки результатов работы.

Личностные УУД

Формирование позитивного настроя и интереса к музыкальной деятельности

А теперь вам предстоит выполнить тест, а затем самим оценить свою работу

Кто оценивает свою работу на «5» и «4»?

Домашнее задание

ПознавательныйУУД

Поиск музыкальных произведений

Регулятивний УУД

Целеполагание.

Какие музыкальные жанры наиболее способны передать портретные черты героя?

Слушают Домашнее задание.

«Дневник музыкальных наблюдений» - стр. 26-27.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Абызова Е.Н. «Картинки с выставки». Мусоргского - М.: Музыка, 1987г. 47с. 2. Абызова Е.Н. «Модест Петрович Мусоргский» - 2-ое издание М.: Музыка, 1986г. 157 с. 3. Вершинина Г.Б. «...Вольна о музыке глаголить» - М.:»Новая школа» 1996 г. с.192 4. Фрид Э.Л. «Модест Петрович Мусоргский»: Популярная монография - 4-е изд.-Л.:Музыка, 1987г. с.110 5. Фейнберг С.Е. «Пианизм, как искусство» - М.:Музыка, 1965 г. с.185 6. Шлифштейн С.И. «Мусоргский. Художник. Время. Судьба». М.:Музыка. 1975 г.

Музыкальный портрет

Интересно сопоставить особенности воссоздания облика человека в литературе, изобразительном искусстве, музыке.

В музыке не может быть сходства с конкретным лицом, но в то же время

не случайно говорится, что «в интонации спрятан человек». Так как музыка искусство временно е (она развертывается, развивается во времени), ей, как и лирической поэзии, подвластно воплощение эмоциональных состояний, переживаний человека со всеми их изменениями.

Слово «портрет» применительно к музыкальному искусству, особенно к инструментальной не программной музыке, - метафора. В то же время звукопись, а также синтез музыки со словом, сценическим действием и внемузыкальными ассоциациями расширяют ее возможности. Выражая чувства, настроения человека, воплощая различные его состояния, характер движения, музыка может вызвать зрительные аналогии, позволяющие представить, что за человек перед нами.

Н.Рерих. Русский художник(1874-1947) Эскиз декорации оперы «Князь Игорь»

Персонаж, лирический герой, рассказчик, повествователь - эти понятия важны не только в литературном произведении, но и в музыкальном. Они необходимы для понимания содержания программной музыки, музыки для театра - оперной, балетной, а также инструментально-симфонической.

Интонация персонажа более ярко воспроизводит внешние приметы, проявления человека в жизни: возраст, пол, темперамент, характер, неповторимую манеру говорить, двигаться, национальные особенности. Все это воплощается в музыке, и мы как бы видим человека.

Музыка может помочь встретиться с людьми другой эпохи. Инструментальные произведения создают образы различных персонажей.

Ф. Гайдн признавался, что всегда сочинял музыку, имея в виду характерные типы человека. «Моцартовские темы подобны выразительному лицу…

Можно написать целую книгу о женских образах в инструментальной музыке Моцарта» (В. Медушевский).

Портрет композитора в литературе и кино

Портрет любого деятеля культуры и искусства создают прежде всего его произведения: музыка, картины, скульптуры и пр., - а также его письма, воспоминания современников и художественные произведения о нем, возникшие в последующие эпохи.

«Вселенная Моцарта» (Ирина Якушина ) так называется одна из книг о жизни и творчестве Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1799), австрийского композитора, автора бессмертных музыкальных сочинений - Симфонии № 40, «Маленькой ночной серенады», «Рондо в турецком стиле», «Реквиема».

П очему музыка Моцарта сравнивается со Вселенной? Видимо, потому, что в ней разнообразно и глубоко раскрываются различные явления жизни, ее вечные темы: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, прекрасное и безобразное. Контрасты образов, ситуаций составляют главную движущую силу его музыки, которая помогает слушателям понять его жизненное кредо: «На любимой земле несравненно прекрасна жизнь!»

Трагическая кончина Моцарта в возрасте 35 лет породила множество предположений о смерти композитора, находящегося в расцвете творческих сил. Одно из них - отравление Моцарта его современником, признанным в обществе придворным композитором Антонио Сальери (1750 -1825), легло в основу маленькой трагедии А. Пушкина «Моцарт и Сальери», оперы Н. Римского-Корсакова, современных кинофильмов и драматических спектаклей.

Иную трактовку взаимоотношений двух композиторов дает зрителям кинорежиссер М. Форман - создатель фильма «Амадей», удостоенного пяти премий «Оскар» Американской киноакадемии: обезумевший старик Сальери, которого спасают после попытки самоубийства, на исповеди рассказывает священнику о своих чувствах и переживаниях, которые он испытывал, наблюдая за расцветом таланта Моцарта. В заключительной части фильма запечатлены моменты постановки оперы «Волшебная флейта» и создания «Реквиема».

Прочитайте маленькую трагедию

А.С.Пушкин. Моцарт и Сальери. Слушать Здесь.

Рассмотрите иллюстрации М. Врубеля.

Посмотрите фрагменты фильма «Амадей». Какие особенности характеров Моцарта и Сальери раскрывают перед вами эти произведения?

Какой опыт взаимоотношений между людьми вы приобретаете в результате знакомства с произведениями искусства?

Послушайте фрагменты знакомых вам сочинений Моцарта.

Моцарт Ария Фигаро из оперы "Свадьба Фигаро". Слушать Здесь.

Какие чувства, выраженные в музыке Моцарта, созвучны чувствам современного слушателя?

Послушайте современную обработку одного из сочинений Моцарта. Почему известные исполнители обращаются к творческой интерпретации музыки Моцарта?

Моцарт симфония №40 в современной обработке. Слушать Здесь.

Прочитайте литературные произведения, в которых нарисован образ-портрет композитора (отрывки из романа Д. Вейса «Возвышенное и земное» Слушать Здесь, стихотворения Л. Болеславского, В. Бокова и др.).

Ю.Воронов Моцарт. Слушать Здесь.

Моцарт Фантазия ре минор.Слушать Здесь.

Моцарт Фантазия ре минор лит-ра. Слушать Здесь.

Лев Болеславский. Реквием. Слушать Здесь

    Класс Тема четверти Можем ли мы увидеть музыку.

Тема урока Портрет в музыке и изобразительном искусстве. (с использованием здоровьесберегающих технологий)

1. Вход и выход под песню «Я хочу увидеть музыку» Г. Струве.

2.Музыкальное приветствие.

3..«Песенки о картинах» Г. Гладкова (3 куплет).

4.«Песня Варлаама» М. П. Мусоргский из оперы «Борис Годунов».

5.Беседа по картине «Протодьякон» И. Репин.

6.Физкультминутка.

7.«Песня о маленьком трубаче» С. Никитина.

Цель урока: углубление представлений учащихся об изобразительных свойствах музыки с помощью сравнительного анализа произведений – «Песня Варлаама» М. П. Мусоргского и картины «Протодьякон» И. Репина

Образовательные:

    Развивать внутренний слух и внутреннее зрение как основу развития творческого воображения;

    Дать понятие «музыкальный портрет» на примере «Песни Варлаама»;

    Научить сопоставлять произведения музыки и изобразительного искусства (как разные виды искусства - по- своему и независимо друг от друга воплотили одно и тоже жизненное содержание;

    Понимать значение цветовой гаммы, оттенков;

Дать представление о сообществе «Могучая кучка».

Воспитательные:

    Воспитывать интерес к истории и культуре России;

    Формирование эстетического вкуса учащихся;

    Воспитание нравственно- патриотических качеств у учащихся через историю родной страны, музыкального наследия русского народа.

Развивающие:

Оборудование: мультимедийный проектор и экран, компьютер, диски, презентация, выставка детских рисунков, фортепиано.

Технологии: критического мышления, интерактивного обучения, икт.

В ходе урока обучающиеся приобретают знания о жанре музыкального портрета, умение анализировать произведения музыки и живописи, навыки сравнения произведений музыкального и изобразительного искусства, исследовательской деятельности, работы с современными электронными средствами обучения. Для того чтобы работа на уроке шла педагогически правильно и то же время полезно для здоровья необходимо соблюдать условия:

– Помещение перед началом урока должно быть хорошо проветрено. Во время пения учащиеся глубоко дышат полной грудью, поэтому воздух должен быть чистый, и тогда в это время действительно будут развиваться лёгкие, и не будет отравления запыленным воздухом.

– Ввиду того, что пение представляет собою полезную естественную гимнастику, необходимо извлечь из него наибольшую пользу для детей.

– Все ученики должны находиться в поле зрения учителя, так чтобы он мог постоянно наблюдать за детским вниманием, интересом, утомляемостью, осанкой во время пения, выполнения творческих заданий.

Ход урока.

Эпиграф урока: “Как сходна музыка с человеком! У нее человеческое лицо в моменты, когда ее вдруг увидишь воочию” А. Сууман.

    Организация начала урока. Психологический настрой детей на урок.

Здравствуйте ребята. Прежде чем начать урок, посмотрите друг на друга, подумайте о

чем - нибудь хорошем, улыбнитесь друг другу.

Музыкальное приветствие.

Учитель: Прозвенел для вас звонок, нам пора начать урок! (проводится рефлексия настроения)

Учитель: Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть красивыми и здоровыми.

Ученики: Здравствуйте!

Учитель: Как ваше настроение?

Ученики: Так же как всегда.

Учитель: Пора нам заниматься.

Ученики: Да, да, да.

Учитель: Вы будете стараться?

Ученики: Так же как всегда.

    П одготовка к основному этапу урока.

Перед тем как перейти к новой теме нашего урока, давайте вспомним тему 3 четверти. « Можем ли мы увидеть музыку?)

Наши уроки объединяет живопись и музыка. На музыкальном языке живописать – значит звуками будить нашем сердце те или иные воспоминания, а в нашем уме те или иные образы. (О. Бальзак).

На каких примерах мы уже проследили связь музыки и изобразителього искусства? Музыка и изобразительное искусство очень тесно связаны между собой. Не зря художник И. Репин говорил: «Без музыки я не мыслю жизни»

(показ портрета)

А что является основой для создания произведений искусства? (жизнь)

Объяснение новой темы. Давайте, ребята мы послушаем отрывок из песни и вы поймете, о чем сегодня мы с вами будем говорить.

Звучит 3 куплет «Песни о картинах» Г. Гладкова.

Немного истории.

Более ста лет назад, во второй половине XIX века, в русском искусстве появились два замечательных содружества передовых художников и музыкантов.

Пять талантливых молодых композиторов, которые горячо любили русскую музыку и русский народ, объединились в творческий союз, чтобы вместе бороться за сохранение народного творчества, за создание национальной русской музыки в традиции, заложенной Михаилом Ивановичем Глинкой, который в своих произведениях рассказывал о жизни простого народа и развивал русскую национальную музыку, опираясь на фольклор.

Союз этих композиторов назвали «Могучей кучкой». В содружество входили: талантливый двадцатилетний музыкант Милий Алексеевич Балакирев,молодой военный инженер Цезарь Антонович Кюи, восемнадцатилетний гвардейский офицер Модест Петрович Мусоргский, учёный-химик Александр Порфирьевич Бородин и совсем ещё юный моряк Николай Андреевич Римский-Корсаков. Всех их объединяла страстная любовь к музыке. Название «Могучая кучка» дал известный русский искусствовед Владимир Васильевич Стасов. «Сколько поэзии, чувства, таланта у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов...»

Во главе кружка встал Милий Алексеевич Балакирев. Михаил Иванович Глинка считал его своим преемником в русской музыке.

Из всех композиторов «Могучей кучки» наиболее самобытным талантом обладал Модест Петрович Мусоргский, который проявлял особенно большой интерес к народной жизни и к русскому человеку. Ему тогда было 18 лет.

Он недавно окончил школу гвардейских прапорщиков в Петербурге, и некоторое время служил в Преображенском гвардейском полку. Но вскоре понял,что главным занятием в его жизни будет музыка и оставляет службу.Он создал множество национально ярких музыкальных образов, в которых раскрывается неповторимость русского характера. Эти образы живут в его произведениях. Вся сила таланта раскрылась в опере «Борис Годунов» по трагедии Пушкина. Это настоящий шедевр оперной музыки. В пушкинской трагедии композитора привлекла возможность воссоздать в опере пробуждение силы народа. Которое выливается в открытое недовольство, а под конец в стихийное восстание.

Рассказ сопровождается презентацией.

О таких образах – музыкальных портретах – мы и поговорим сегодня. Как вы думаете, может музыка нарисовать портрет?

Звучит «Песенки о картинах» Г. Гладкова (3 куплет).

А поможет нам разобраться музыка М. П. Мусоргского.

Музыкальный портрет-это описание характера героя средствами музыки. В нем неразрывно взаимосвязаны выразительность и изобразительная сила интонаций музыкального языка. Музыкальный портрет - особенный. Ведь это портрет внутреннего мира человека (его чувств, мыслей, настроений, характера), который трудно увидеть глазами, но можно почувствовать.

Слушание «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов « М. П. Мусоргского (видео).

Цель: рассмотреть.как музыка может воплотить внешний облик человека, его нрав и характер.

К нам в кабинет сейчас войдет герой музыкального произведения. Мы не знаем, как он выглядит.Но музыка нам поможет нарисовать его портрет. Вслушаться в музыкальную речь героя так, чтобы представить и его внешний вид, и его характер.

Перед слушанием вы получите задание, на которое потом дадите аргументированный ответ.

Первая группа (1ряд). Вам даны эпитеты. Давайте их прочитаем: молодецкий, могучий, добрый, нежный, светлый, залихватский, буйный, яркий, спокойный, мощный. Ваша задача – прослушав номер, попытаться определить характер Варлаама и его песни с помощью этих эпитетов. Можете добавить свои, если у вас возникли какие-то другие впечатления.

Вторая группа (2 ряд).

Слушая музыку, попытайтесь сопоставить цветовую гамму с музыкальным характером, увидеть цветовую палитру, которая возникла у вас в воображении от прослушиваемого эпизода. - Перед слушанием вы получите задание, на которое потом дадите аргументированный ответ.

Вторая группа. Мы знаем, что краски и звуки дружат друг с другом, помогая в работе. Они, как волшебники, могут создать любое настроение, любую картинку. Нужно только раскрыть секрет этого волшебства.

Слушая музыку, попытайтесь сопоставить цветовую гамму с музыкальным характером, увидеть цветовую палитру, которая возникла у вас в воображении от прослушиваемого эпизода.

Какими музыкальными красками композитор написал этот музыкальный портрет? Как манера исполнения выдаёт характер героя?

(Низкий голос певца, его густой бас, постоянно громкое звучание песни, грозные, звероподобные интонации в голосе, дикий выкрик Варлаама (Эй!) с радостной интонацией в голосе, поющем о гибели людей.). Его душа – душа разбойника.

(Разухабистый, чуть ли не плясовой характер оркестрового вступления, быстрый темп, использование разных регистров в оркестре, которые постоянно мечутся вверх – вниз.)

Какими словами можно охарактеризовать главную интонацию мелодии?

Дети (выбирают на доске подходящие слова (молодецкая, мощная, могучая, добрая, нежная, светлая, лихая, буйная, густая, яркая).

Варлаам – беглый монах, живущий свободной, разгульной жизнью.

Рассказ о посещении М. П. Мусоргским выставки. На которой он увидел «Протодьякона» Репина. «Видел «Протодьякона», созданного нашим славным Ильею Репиным. Да ведь это целая огнедышащая гора! А глаза Варлаамища так и глядят за зрителем. Что за страшный размах кисти, какая благодатная ширь!»

Что помогло композитору и художнику создать такие похожие образы?

Это портрет характера героя, в нем неразрывно слиты выразительная и изобразительная сила интонаций музыкального языка. Когда эта картина появилась на выставке передвижников, известный музыкальный критик В.Стасов увидел в персонаже этой картины один из самых истинных, глубоко национальных русских типов. «Варлаамище» из пушкинского «Бориса Годунова» - так определил он колоритную фигуру, изображенную на портрете. Точно так же Мусоргский, увидев «протодьякона», воскликнул: «Так ведь это же мой Варлаамище! Это же целая огнедышащая гора!”

В портрете “Протодьякона” И.Е.Репин обессмертил образ дьякона Ивана Уланова, из своего родного села Чугуево, о котором написал: “…ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев…”. На картине изображен огромный монах, разгульно живущий, любящий поесть и выпить. Центр картины – гигантское пузо, сильная рука, сжимающая посох, красный нос. Бросается в глаза злой взгляд безразличного к другим людям человека. Его душа – душа разбойника.

Но, когда Репин писал свою картину, он не имел ввиду образ Варлаама и наоборот…

Просто разные виды искусства отобразили образ монаха по- разному- композитор создал песню, а художник написал портрет.

В музыке, в отличие от живописи, на первый план выходит изображение характера и настроения героя, а внешность можно представить через воображение и фантазию. В живописном портрете всё наоборот. Итак, музыкальный портрет – это портрет характера героя.

Просмотр видеофрагмента из оперы «Борис Годунов».

Действительно ли музыка и изобразительное искусство так тесно взаимосвязаны друг с другом?

- Обладает ли музыка изобразительностью?

Вот мы и проанализировали «Песню Ваарлама», нашли даже портрет, очень похожий на Ваарлама. Давайте мы еще раз послушаем это произведение. А вы дома нарисуете своего монаха.

А сейчас вы своим исполнением нарисуете портрет героя этой песни.(наигрываю мелодию «Песни о маленьком трубаче» Никитина.

Задача: формирование правильного дыхания, способствование нормальному развитию голоса, охрана голоса от заболевний.

Упражнение «Ладошки» и «Нанос».

Исполнение «Песни о маленьком трубаче» Крыловы и Никитина.

Обязательно связать с 70- летием Победы и провести беседу «Дети войны».

Мог ли такой человек как Варлаам совершить подвиг какой совершил маленький трубач?

Каждый человек, в силу своего воображения и фантазии, может представить себе зрительные образы. Если произведение программное, то и зрительные образы будут совпадать в главном, но при этом отличаться в деталях. Это высказывание выражает сущность жанра музыкального портрета.

Подведение итога урока. Оценка деятельности учащихся. Выставление в дневник оценок.

Д\з: нарисовать «своего Варлаама».

Я всех благодарю за прекрасный урок.

Выход из класса под песню Г. Струве «Я хочу увидеть музыку».

Публикации раздела Музыка

Музыкальные портреты

З инаида Волконская, Елизавета Гилельс, Анна Есипова и Наталия Сац - настоящие звезды прошлых веков. Имена этих женщин были известны далеко за пределами России, их выступлений и постановок ждали любители музыки по всему миру. «Культура.РФ» рассказывает о творческом пути четырех выдающихся исполнительниц.

Зинаида Волконская (1789–1862)

Орест Кипренский. Портрет Зинаиды Волконской. 1830. Государственный Эрмитаж

После смерти своего педагога Сергей Прокофьев писал: «Я оказался ее последним учеником-победителем из той колоссальной фаланги лауреатов, которых она готовила на своей фабрике» .

Наталия Сац (1903–1993)

Наталия Сац. Фотография: teatr-sats.ru

Наталию с детства окружали люди творчества. Друзьями семьи и частыми гостями московского дома были Сергей Рахманинов , Константин Станиславский , Евгений Вахтангов и другие деятели искусства. А ее театральный дебют состоялся, когда девочке едва исполнился год.

В 1921 году 17-летняя Наталия Сац основала Московский театр для детей (современный РАМТ), художественным руководителем которого оставалась в течение 16 лет. Один из самых авторитетных отечественных театральных критиков Павел Марков вспоминал о Сац как о «девушке, почти девочке, которая стремительно и энергично вошла в сложный строй московской театральной жизни и навсегда сохранила ответственное понимание своего жизненного и творческого признания» . Она стремилась создать такой театр, который стал бы для детей всех возрастов порталом в светлый и сказочный мир, местом ничем не ограниченной фантазии - и ей это удалось.

Культовый немецкий дирижер Отто Клемперер, посмотрев режиссерские работы Сац в детском театре, пригласил ее в Берлин и предложил поставить оперу Джузеппе Верди «Фальстаф» в «Кролль-опере». Для Сац эта постановка оказалась настоящим прорывом: она стала первой в мире женщиной-режиссером опер - и без преувеличения всемирно известным театральным деятелем. Успешными стали и другие ее зарубежные оперные постановки: «Кольцо нибелунга» Рихарда Вагнера и «Свадьба Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта в аргентинском «Театро Колон». Газеты Буэнос-Айреса писали: «Русская художница-режиссер создала новую эпоху в искусстве оперы. Спектакль [«Свадьба Фигаро»] глубоко психологичен, как это бывает только в драме, и этим нов и привлекателен для зрителя» .

После возвращения в СССР в 1937 году Наталия Сац была арестована как жена «изменника Родины». Ее мужа - наркома внутренней торговли Израиля Вейцера - обвинили в контрреволюционной деятельности. В ГУЛАГе Сац провела пять лет, а после освобождения уехала в Алма-Ату, так как не имела права вернуться в Москву. В Казахстане она открыла первый Алма-Атинский театр юного зрителя, где работала в течение 13 лет.

В 1965 году Наталия Сац, уже вернувшись в столицу, основала первый в мире Детский музыкальный театр. Она ставила не только детские спектакли, но и «взрослые» оперы Моцарта, Пуччини, а в симфонические абонементы включала «серьезную» музыкальную классику.

В последние годы жизни Наталия Сац преподавала в ГИТИСе , основала благотворительный фонд содействия развитию искусства для детей и написала множество книг и пособий по вопросам музыкального воспитания.

Елизавета Гилельс (1919–2008)

Елизавета Гилельс и Леонид Коган. Фотография: alefmagazine.com

Елизавета Гилельс, младшая сестра пианиста Эмиля Гилельса, родилась в Одессе. Семья всемирно известных исполнителей была отнюдь не музыкальной: отец Григорий служил бухгалтером на сахарной фабрике, а мать Эсфирь вела домашнее хозяйство.

Лиза Гилельс впервые взяла в руки скрипку в шесть лет, а азам музыкального искусства ее обучал известный одесский педагог Петр Столярский. Еще подростком Гилельс заявила о себе как о вундеркинде: в 1935 году юная скрипачка получила вторую премию на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей. А в 1937 году, когда ей было 17, Елизавета в составе делегации советских скрипачей произвела фурор на Конкурсе имени Эжена Изаи в Брюсселе. Первую премию конкурса присудили Давиду Ойстраху, вторую - исполнителю из Австрии, а Гилельс и ее коллеги разделили места с третьего по шестое. Эта триумфальная победа прославила Елизавету Гилельс и в Советском Союзе, и за его пределами.

Когда советские музыканты возвращались из Бельгии, их встречала торжественная процессия, участником которой был талантливый, но в те годы еще неизвестный скрипач Леонид Коган. Свой букет он вручил именно Елизавете Гилельс, талантом которой всегда восхищался: так состоялось знакомство будущих супругов. Правда, парой они стали не сразу. Гилельс недавно стала звездой, активно выступала и гастролировала, к тому же была старше. Но однажды она услышала выступление неизвестного скрипача по радио. Виртуозная игра поразила ее, и, когда диктор объявил имя исполнителя - а им был Леонид Коган, - уже Гилельс стала его большой поклонницей.

Музыканты поженились в 1949 году. Гилельс и Коган долгие годы играли в дуэте, исполняли сочинения для двух скрипок Иоганна Себастьяна Баха, Антонио Вивальди, Эжена Изаи. Постепенно Елизавета отказалась от сольной карьеры: в 1952 году у пары родился сын - Павел Коган, он стал известным скрипачом и дирижером, а спустя еще два года появилась дочь Нина, одаренная пианистка и талантливый педагог.

С 1966 года Елизавета Гилельс стала преподавать в Московской консерватории. Ее учениками были скрипачи Илья Калер, Александр Рождественский, Илья Груберт и другие талантливые музыканты. После смерти Леонида Когана в 1982 году Гилельс занималась систематизацией его наследия: подготовкой к печати книг и выпуском записей.

Урок №8 Музыкальный портрет

Интересно сопоставить особенности воссоздания облика человека в литературе, изобразительном искусстве, музыке.

В музыке не может быть сходства с конкретным лицом, но в то же время не случайно говорится, что «в интонации спрятан человек». Так как музыка искусство временное (она развертывается, развивается во времени), ей, как и лирической поэзии, подвластно воплощение эмоциональных состояний, переживаний человека со всеми их изменениями.

Слово «портрет» применительно к музыкальному искусству, особенно к инструментальной непрограммной музыке, - метафора. В то же время звукопись, а также синтез музыки со словом, сценическим действием и внемузыкальными ассоциациями расширяют ее возможности. Выражая чувства, настроения человека, воплощая различные его состояния, характер движения, музыка может вызвать зрительные аналогии, позволяющие представить, что за человек перед нами.

РЕРИХ. Эскиз декорации оперы «Князь Игорь»

Персонаж, лирический герой, рассказчик, повествователь - эти понятия важны не только в литературном произведении, но и в музыкальном. Они необходимы для понимания содержания программной музыки, музыки для театра - оперной, балетной, а также инструментально-симфонической.

Интонация персонажа более ярко воспроизводит внешние приметы, проявления человека в жизни: возраст, пол, темперамент, характер, неповторимую манеру говорить, двигаться, национальные особенности. Все это воплощается в музыке, и мы как бы видим человека.

Музыка может помочь встретиться с людьми другой эпохи. Инструментальные произведения создают образы различных персонажей. Ф. Гайдн признавался, что всегда сочинял музыку, имея в виду характерные типы человека. «Моцартовские темы подобны выразительному лицу… Можно написать целую книгу о женских образах в инструментальной музыке Моцарта» (В. Медушевский).

ГОЛОВИН. Эскиз декорации оперы «Борис Годунов»

Художественно-творческое задание

Послушайте фрагменты из произведений разных композиторов: В.-А. Моцарта и С. Прокофьева, А. Бородина и Б. Тищенко, Ж. Бизе и Р. Щедрина, А. Шнитке и В. Кикты. Портреты каких людей вы «увидели » в музыке? Какие средства выразительности дают вам возможность представить особенности характеров героев и персонажей?

Сделайте эскизные зарисовки портретов персонажей полюбившихся вам музыкальных сочинений, дайте им словесную характеристику.

Творческие работы обучающихся:

Воронцова Анастасия

Послушав В.А.Моцарта Симфония №6" , мне представился образ девушки нежной, доброй и ласковой.Но вдруг, она чем-то обеспокоена и переживает, но вот узнаёт что-то печальное и грустное.Она расстроена и безмолвна.

Покой в беспокойстве

Где-нибудь на краю этой жизни

На душе моей будет светлее...

И застонут заснувшие мысли...

Уезжай, уезжай же скорее...

Прорываюсь сквозь сердца оконце,

Где душа моя нынче летает...

Обретаю покой в беспокойстве...

Значит снова душа воскресает...

После каждой написанной строчки

Я тебя одного вспоминаю...

После фразы - три вечные точки...

И как свечка тихонько сгораю...

Еле слышно уж жизни биенье...

Только вот не пойму почему...

И смертельно любое движенье...

Я его без остатка приму...

Лорченко Сергей

Прослушав произведение Прокофьева "Танец рыцарей" мне представилась, сухая поляна в вечернее время, где стоит одинокое старое засохшее дерево, а неподалеку большой камень. И вот на этой поляне встречаются два рыцаря, они испепеляют друг друга злыми взглядами, и вот они достают свои мечи из ножей и начинается долгая и смертельная схватка. И рыцарь ранил своего противника прямо в плечо, он медленно падет на землю, но раненный рыцарь находит силы и отважно став он сделал смертельный удар в сердце. Раненый в плечо рыцарь вернулся домой к своим детям и к жене.

Воронцова Екатерина

Послушав В.А.Моцорта Серенаду №13 , мне представился образ сдержанного и решительного человека, который проявляет какую-то симпатию к другому человеку, но старается этого не показывать. Об этом чувстве написано стихотворение:

Любовь к тебе на дне души скрываю,

Но всё равно её не утаишь,-

Во всём сквозит,

И люди замечают,

И даже спрашивают:"Ты о чём грустишь?"

Канэмори Тайра

Ульяна Ломакина

В Симфонии №40 В.А.Моцарта" Полужирное начертание" я «увидела» портрет ребенка, никогда не сидящего на месте. Он скачет, веселится, прыгает, бегает, резвится. Прослушав произведение С.С. Прокофьева «Вальс», я увидела портрет человека тоже очень задорного человека. Его захватывает эта мелодия, он танцует.

Из всех портретов я бы выбрала портрет ребенка. На этом портрете («Симфония №40 В.А.Моцарт») я вижу маленькую девочку, лет 5-7, которая играет. С ее лица не сходит улыбка, она очень жизнерадостна и искренна. Ее глаза будто наполняют окружающий серый мир весельем, глаза как бы зовут нас поиграть с ней, забыться и вернуться на секунду в детство.

Лена Новоселова

Послушав, произведение Моцарта "Плач по любви" , мне представился образ влюбленной пары, которые в ссоре, но очень любят друг друга. Представляется то, как они ругаются: девушка плачет, парень, чуть сдерживая слезы, пытается объяснить ей всю ситуацию. Но она его как будто не слышит. И вот они решают расстаться. Они тяжело переживают это расставание. Но, когда чувства вроде бы прошли и мысли о нем или о ней перестали постоянно блуждать в голове, они пытаются найти замену, но понимают что такой или такого больше на свете нет. В надежде, что он или она простят друг друга, вновь разговаривают и мирятся! В дальнейшем так и хочется представить их счастливыми и с несколькими детишками!

Расстаться можно и любя,

Боль рассосется понемногу,

Но только, обманув себя,

Мы обмануть не сможем Бога.

Это строчки из песни Талькова "Моя Любовь"....

Даня Вершинина

Прослушав произведение Моцарта "Турецкий марш" , я увидела парад, большую яркую толпу людей, с барабанами, трубками, рожками и другими музыкальными инструментами. Мне представился один молодой солдат, стоящий в конце строя, запинающийся, позитивный до жути, веселый, пытается играть на инструменте. И представился другой, совершено противоположенный человеку, сидящий на трибунах, дедушка, дедушка лет восьмидесяти, сидит и у него текут слезы, он смотрит на молодого солдата и видит себя....видит себя в молодости.... Мне представился обычный парад, обычный парад для нашего времени, для того юноши, но очень горький и трогательный для того больного ветерана, защищавшего нашу Родину.

Аня Ивашина

Прослушав композицию В.А.Моцарта "Allegro" , я представила какой-то веселый придворный бал, там танцуют множество знатных людей, они веселятся, разговаривают и едят. Я "увидела" молодого парня, которому приглянулась девушка. Он не решался подойти. Но, осмелившись и набравшись уверенности, он подошел к ней и просил ее руки. И тут..этот самый момент..она согласна. Все их поздравляют, все рады за них.

Когда я послушала композицию С.Прокофьева "Балет Ромео и Джульетта. Танец рыцарей" мне представилась местность, где происходит тот самый танец в исполнении рыцарей. Сначала было некое напряжение, а потом все "спало". Стало спокойнее.

Из этих двух портретов я бы выбрала про рыцарей. Эта грациозная игра скрипки и восхитительная игра органа. Совместимы здесь удивительно! Как я уже писала, там происходит танец рыцарей. Чистое поле. Два рыцаря, перед боем, пускаются в танец. Начиная грубо и напряженно, но продолжая медленно и спокойно. Их грация, их манера исполнения. Мне очень понравилось!

Данил Калачёв

Я прослушал произведение Прокофьева "Танец рыцарей " мне представилось смутное военное время в средние века, колонны рыцарей в кованных тяжёлых доспехах с мечами и копьями, двигаются в бой с чужеземцами. Кони тянут за собой огромные орудия. Дух военного положения представляется благодаря тяжёлым музыкальным инструментам: барабаны, труба. Напряжённость ситуации позволяет понять тревожная игра скрипки. В середине произведения тяжёлая музыка сменяется спокойной лирической мелодией в этот момент мне представились женщины, старики и дети, которые с тревогой и любовью провожают своих героев на войну.

Алешина Катя

Прослушав музыку В.А. Моцарта "Реквием по мечте" , мне представилась ситуация: когда ты идешь к своей заветной мечте, преодолеваешь все трудности на своем пути, но вдруг… все рушится, твоя мечта так и не осуществилась, кажется это конец, ведь это была твоя цель жизни. Но рано или поздно каждая мечта или осуществляется или не сбывается, но мы не должны расстраиваться, если у тебя что-то не получается. Ведь когда мечта сбылась, ты ищешь новую мечту, и делаешь все для ее исполнения, хотя можно даже ничего не делая, мечта может вдруг осуществиться, ведь у всех мечты разные.

Малков Феликс

Я прослушал музыку Родиона Щедрина к балету «Анна Каренина» (последний акт) . Мне представляется женщина, которая в отчаянии мечется, делая выбор между жизнью и смертью, с которой мгновенно закончатся её душевные страдания, её позор и осуждение в обществе. В Анне Карениной зреет какое-то важное решение, и это подчёркивает оркестр, в котором зреет настоящая катастрофа. Сила музыки нарастает, создавая гнетущее чувство, предвещая что-то ужасное. Я представляю женщину, доведённую до предела и отчаянно идущую навстречу смерти, ещё мгновение, и она сделает этот необратимый шаг. В музыке великолепно передано приближение поезда и соответственно неминуемое приближение трагической развязки. И она происходит: последние звуки (скрежет удаляющегося поезда) дают понять, что жизнь Анны Карениной оборвалась.

Большое впечатление произвела на меня музыка Альфреда Шнитке «Полёт», написанная к фильму «Сказка странствий». Я представил человека, парящего над землёй, свободного, влюблённого, желающего достичь своей светлой и чистой мечты. Он как будто машет нам и приглашает за собой, утверждая своим примером, что каждый человек может полететь, если захочет, каждый, в ком есть доброта, надежда, искренность, человеколюбие и сострадание, одним словом, в ком есть душа! Пронзительная (звучание скрипок) и будоражащая (колокола) музыка А.Шнитке, словно магическая палочка, ведет за собой в мир, где царит добро, и воплощаются наши потаенные желания.

Сафронова Наташа

Слушая ораторию «Нагасаки» А.Г. Шнитке пред моим взором проходят ужасные последствия войны, потери, которые наполняли сердца неописуемой грустью потери близкого и дорогого человека.

Для этой композиции. На мой взгляд, как нельзя лучше подходят стихи В.С.Высоцкого «Братские могилы»:

На братских могилах не ставят крестов,

И вдовы на них не рыдают,

К ним кто-то приносит букеты цветов,

И Вечный огонь зажигают.

Здесь раньше вставала земля на дыбы,

А нынче - гранитные плиты.

Здесь нет ни одной персональной судьбы -

Все судьбы в единую слиты.

А в Вечном огне виден вспыхнувший танк,

Горящие русские хаты,

Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,

Горящее сердце солдата.

У братских могил нет заплаканных вдов -

Сюда ходят люди покрепче.

На братских могилах не ставят крестов,

Но разве от этого легче?..

И признаться, я плачу читая эти строки, слушая эту ораторию.