Характер конфликта и особенности сценического действия в комедии Грибоедова «Горе от ума. Как несценические персонажи углубляют конфликт комедии "горе от ума" Конфликт и система персонажей горе от ума

ХАРАКТЕР КОНФЛИКТА И ОСОБЕННОСТИ СЦЕНИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»

Чацкий — представитель передовой части дворянства. Его столкновения со средой, со своим же классом — конфликт с фамусовским обществом, борьба за свое понимание жизни. Идеал жизни Фамусова:

…не то на серебре,

на золоте едал; сто человек к услугам;

Весь в орденах; езжал — то вечно цугом;

Век при дворе, да при каком дворе!

Представления о жизни, идеи Чацкого противоположны идеалам Фамусова, они во многом отражают взгляды Грибоедова и идеологию декабристов. Это такие идеи, как протест Чацкого против крепостничества. В монологе «А судьи кто?» — идеи служения отечеству: «Кто служит делу, а не лицемерам». Идея национальной самобытности России слышна в словах Чацкого: «Ни звука русского, ни русского лица».

На протяжении всей комедии происходит столкновение этих противоположных сторон. Комедия построена в традициях классицизма, соблюдается принцип единства места и времени. Отступлением от этих традиций является отсутствие единства действия, так как нет единой любовной интриги в сюжете комедии. Главное место занимает идейный конфликт. Необычно построение характеров персонажей, они строятся по принципам, выходящим за рамки традиционного амплуа. Отступлением является также отсутствие счастливого финала — Чацкого постигает разочарование в любимой, он вынужден уехать из Москвы, но все же он одерживает победу над фамусовским обществом.

По ходу развития событий линии идейного конфликта и любовной интриги идут параллельно. Без любовной интриги действие не было бы полным, не был бы понятен дух московских гостиных. Да и появление Чацкого в доме Фамусова не нашло бы объяснения, ведь он приехал к Софье, и только к ней, а не к тем знакомым, о которых он говорит с сожалением: «Опять увидеть их мне суждено судьбой».

Завязкой действия послужил обморок Софьи, при падении Молчалина с лошади — Чацкий многое понимает:

Так можно только ощущать,

Когда лишаешься единственного друга.

Кульминация — объявление Софьей Чацкого сумасшедшим. Софья наказывает его за остроты, за обидные слова о Молчалине. Софья так отзывается о Чацком: «Унизить рад, кольнуть, завистлив, горд и зол!». И далее:

Чацкий, любите вы всех в шуты рядить, . Угодно ль на себе примерить?

Развязка наступает в IV действии — Чацкий узнает о том, что его считают сумасшедшим и раскрывается отношение Софьи к Молчалину и Молчалина к Лизе: «И вот любовника я принимаю вид в угодность дочери такого человека».

И, может быть, если бы Чацкий не стал свидетелем этой сцены, то отношения Софьи и Молчалина остались бы прежними, Софья бы смогла простить, или Фамусов поторопился бы со свадьбой Софьи со Скалозубом. «Но теперь нельзя: наутро, благодаря сцене с Чацким, вся Москва узнает…» (Гончаров).

Чацкий с жаром восклицает: «Слепец! я в ком искал награду всех тудов! Он порывает с Софьей, со всем фамусовским обществом, уезжает из Москвы «…искать по свету, «где оскорбленному есть чувству уголок!».

P>Пьеса “Горе от ума” была написана в тот период, когда в литературе развивался романтизм и реализм. Грибоедов - писатель, заложивший основы новаторства в русской драматургии XIX века.
Несмотря на жесткие требования классицистических канонов - наличие 5-8 действующих лиц, в “Горе от ума”, по словам самого автора, “двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека”.
В основу образной системы комедии положен реалистический принцип типизации. Так как в основе реализма лежит историзм, то в пьесе отражена эпоха, наступившая после войны 1812 года. Это было время зарождения и развертывания декабристского движения. Именно в это время сложилось в обществе два лагеря: лагерь передовой дворянской молодежи и консервативный лагерь крепостников.
Московское барство представляют в пьесе Фамусов и его окружение, а прогрессивное дворянство - Александр Андреевич Чацкий, подлинный выразитель декабристских идей и настроений в комедии. Таким образом, в “Горе от ума” находит место социальная и психологическая типизация героев.
Не, несмотря на типичность, все персонажи пьесы индивидуальны. Например Фамусов - он не только московский барин, отстаивающий патриархальные устои, но и любящий отец:
Уж об твоем ли не радели
Об воспитаньи! С колыбели!
Кроме того, Фамусов довольно легкомысленный барин, заигрывающий с горничной своей дочери:
Ведь экая шалунья ты, девчонка...
Ой! Зелье, баловница.
К тому же он обладает чувством юмора:
Дался им голос мой, и как себе исправно
Всем слышится и всех сзывает до зари!
Его дочь Софья способна на глубокое чувство (“Молчалин! Как во мне рассудок цел остался! Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога!”) и на подлость. Именно она пускает сплетню о сумасшествии Чацкого: “Он не
в своем уме!”
Таким образом, кроме характеров явно положительных или отрицательных, есть герои, оценка которых неоднозначна (Фамусов, Софья, Платон Михайлович Горич, бывший некогда другом Чацкого по военной службе, но превратившийся в “мужа-мальчика, мужа-слугу”). Для классицизма же было характерно четкое деление персонажей на положительные и отрицательные.
С точки зрения любовной интриги образная система “Горя от ума” в основном соответствует классицистической системе амплуа. Сюжет комедии основан на любовном треугольнике (Чацкий - Софья - Молчалин). Есть и отец девушки, который не догадывается о ее любви, есть и горничная, помогающая в устройстве любовных свиданий своей госпожи.
Но есть и отступления от традиций. Чацкий не совсем герой-любовник, так как терпит крах в любви:
Слепец! Я в ком искал награду всех трудов!
Спешил!.. летел!. дрожал!
Вот счастье, думал, близко.
Пред кем я давеча так страстно и так низко
Был расточитель нежных слов!
С другой стороны, Чацкий - герой-любовник и резонер одновременно, потому что многие его высказывания выражают мнение самого автора: Ах! Если рождены мы все перенимать, Хоть у китайцев бы нам несколько занять Премудрого у них незнанья иноземцев. Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Соперник Чацкого Молчалин не совсем подходит под определение “второй любовник”, ведь он удачлив в любви, но в то же время он и не первый любовник, так как далеко не идеален и изображен с негативной авторской оценкой. Софья тоже не является идеальной героиней.
Выходят за рамки амплуа и второстепенные персонажи. Лиза, горничная Софьи, не только субретка, но и своеобразный второй резонер: дает меткие характеристики действующим лицам, комментирует происходящие события:
Как все московские, ваш батюшка таков:
Желал бы зятя он с звездами да с чинами,
А при звездах не все богаты, между нами;
Ну, разумеется, к тому б
И деньги, чтоб пожить, чтоб мог давать он балы...
Фамусов - не только не знающий о любви дочери отец, но и идеолог “века минувшего”.
Таким образом, характеры не укладываются в рамки традиционных амплуа, они шире.
Кроме основного, есть также и комические любовные треугольники: Лиза - Молчалин - буфетчик Петруша и Лиза - Фамусов - Петруша.
С точки зрения общественного конфликта, система персонажей построена на антитезе “века нынешнего” и “века минувшего”. Чацкий, единственный из сценических персонажей, противопоставлен фамусовскому обществу. Само появление Александра Андреевича в этой атмосфере низкопоклонства, самодурства и раболепства делает его конфликт с “веком минувшим” неизбежным. Он обличает пороки и недостатки фамусовского общества и является идеологом “века нынешнего”.
Пародией на Чацкого является Репетилов, член “секретнейшего союза”, претендующий на звание идеолога своего круга:
Что бал? Братец, где мы всю ночь до бела дня
В приличьях скованы, не вырвемся из ига...
Образ Репетилова соотносится также с образом Молчалива. Алексей Степанович старается всем угождать, считает, что в “его лета не должно сметь свое суждение иметь”. Не доверяет своему мнению и Репетилов:
Частенько слушаю, не разжимая губ;
Мне не под силу, брат, и чувствую, что глуп.
Явным отражением образа Молчалина является всеобщий угодник Загорецкий:
Позвольте вам вручить, напрасно бы кто взялся
Другой вам услужить...
Загорецкий - истинный носитель таких черт, как угодничество и подхалимство.
С точки зрения речевой характеристики, все герои делятся на тех, кто говорит монологами (Чацкий, Фамусов, Репетилов), и тех, кто говорит репликами (все остальные).
Те, кто произносят монологи, являются идеологами (Фамусов и Чацкий) или им подражают (Репетилов). Идеологи не слушают друг друга, но и толпа их тоже не слышит.
Во время своего монолога о “французике из Бордо” Чацкий оглядывается и замечает: “все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам”.
Гости на балу составляют самостоятельную группу образов, без которых “галерея типов” фамусовской Москвы была бы неполной.
Свояченица Фамусова Хлестова - типичная московская барыня, “остаток Екатерининского века”. Шесть княжон и графиня-внучка представляют контингент невест, озабоченных поисками выгодных женихов. Князь Тугоуховский и его жена заняты поисками партий для своих дочерей. Загорецкий олицетворяет собой образ явного мошенника. Платон Михайлович Горич - “муж-мальчик, муж-слуга”, осознающий нелепость своего положения, говорит с женой “хладнокровно”, “глаза к небу”, “со вздохом ”.
Полковник Скалозуб - типичный представитель военщины, мечтающий только о том, чтобы ему “досталось в генералы”. Персонажи-маски господа N. и В. нужны для распространения сплетен в обществе. Все эти образы составляют такое понятие, как фамусовская Москва.
Внесценические персонажи вводятся для типизации конфликта. Среди них есть и представители “века нынешнего” и “века минувшего”, разделяющие взгляды Фамусова. Их карьера служит аргументом в споре с “веком нынешним”, они являются идеалом для фамусовского общества. Это почтенный камергер Кузьма Петрович, известный тем, что “был с ключом, и сыну ключ умел доставить; богат и на богатой был женат”. К ним относятся и Максим Петрович, умевший вовремя подслужиться, и Фома Фомич, бывший “при трех министрах начальник отделенья”, и Татьяна Юрьевна, имеющая полезных друзей и родственников. Эти люди наиболее ярко воплощают мораль и идеалы фамусовского общества.
В комедии рассказывается о нечеловеческой жестокости крепостников, расправляющихся со своими крепостными, как с собаками. Это помещик-театрал, который “сам толст, его артисты тощи”, помещик-балетоман, “Нестор негодяев знатных”, сестра Хлестовой Прасковья.
К “веку минувшему” относятся и иностранцы, прибывшие в Россию “на ловлю счастья и чинов”: мадам Розье, ментор Софьи и Чацкого, француз, “подбитый ветерком”, “французик из Бордо”.
Внесценические женские персонажи так же типичны и индивидуальны как и сценические, они дополняют последние. Это тетушка Софьи, “фрейлина Екатерины I”, Прасковья Федоровна, Татьяна Юрьевна, Пуль-херия Андреевна, Ирина Власьевна, Лукерья Алексевна.
Внесценические персонажи “века нынешнего” показывают, что Чацкий не одинок и свидетельствуют в пользу его грядущих побед. Представители фамусовского общества вспоминают, что и среди их близких есть люди, похожие на Александра Андреевича. К ним относятся двоюродный брат Скалозуба, который “службу вдруг оставил”” и “в деревне книги стал читать”, князь Федор, племянник княгини Тугоуховской, занимающийся химией и ботаникой, профессора Педагогического института, объявленные упражняющимися “в расколах и безверьи”. В своем мо"нологе “А судьи кто?..” Чацкий выступает от имени целого поколения:
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей найдется - враг исканий...
Пародией на “век нынешний” являются члены секретнейшего союза, о которых мы узнаем из монолога Репетилова. Это князь Григорий, Вор-кулов Евдоким, Левой и Боринька, Удушьев Ипполит Маркелыч и их председатель, “ночной разбойник, дуэлист”, который “крепко на руку нечист”.
Введение такого большого количества внесценических персонажей было новаторством. Они играют большую роль в развитии общественного конфликта и расширяют пространственно-временные рамки комедии.
Раскрывая внутренний мир персонажей, Грибоедов сосредоточивает внимание не на их чувствах, переживаниях, психологии, а на их общественных взглядах, убеждениях. Все герои пьесы выпуклы и многогранны. Это живые типы русских людей.

Как внесценические персонажи углубляют конфликткомедии Горе от ума.Комедия Горе от ума стоит, по выражению И. А.Гончарова, особняком в литературе и от личается моложавостью, свежестью.Грибое дов, продолжая традиции Фонвизина и Крылова, в то же время сделалогромный шаг вперед.Своей комедией он положил начало критическому реа лизму врусской драматургии, поднял острейшие социальные и нравственные проблемы своеговре мени.Главная тема рассматриваемого произведе ния противоречия между веком нынешним и веком минувшим, то есть междупрогрессивны ми элементами, движущими общество вперед, и регрессивными,тормозящими его развитие.

Вто рых всегда больше, но побеждают рано или позднопервые.В комедии Горе от ума Грибоедов впервые в русскойлитературе выводит на сцену положи тельного героя. Конфликт между Чацким ифамусовским обществом является ведущей сюжетной линией произведения. Чацкий борец, у него есть свои убеждения, высокиеидеалы.Ему глубоко противна жизнь об щества, где царят Фамусов, Скалозуб,Молчалин, Репетилов со всей их косностью, лицемерием, ложью, ленью, тупостью.Яркий, деятельный ум героя требует иной среды, и Чацкий вступает в борьбу, начинает новый век. Он рвется к свобод ной жизни, к занятиям наукой иискусством, к службе делу, а не лицам. Но его стремлений не понимает общество,в котором он живет.В своем произведении Грибоедов дал широкуюхарактеристику быта и нравов московского дворян ства, сатирически изобразилстоличных тузов Фамусов, высокопоставленных солдафонов Ска лозуб,дворянских либералов Репетилов. Автор точно нарисовал ту среду, в которойпоявляются эти типы и противопоставил им Чацкого.Конфликты комедии углубляют внесценические персонажи.

Их довольно много.

Они расши ряют полотно жизни столичного дворянства. Большаячасть их примыкает к фамусовскому об ществу. Особенно запоминается, конечно,дядя Максим Петрович, снискавший благосклонность царицы низкопоклонством иугодничеством. Его жизнь пример служения царице.Дядюшка идеал Фамусова.Упал он больно, встал здорово.За то бывало в вист кто чаще приглашен? Кто слышит при дворе приветливое слово?Максим Петрович.

Кто пред всеми знал почет?Максим Петрович. Шутка!В чины выводит кто? и пенсии дает?Максим Петрович!Унижая свое человеческое достоинство, роняя честь,представители века минувшего получали все жизненные блага. Но их время ужепроходит.Недаром Фамусов сожалеет, что времена уже не те.Не менее ярок портрет Кузьмы Петровича, ко торый нетолько свою жизнь сумел устроить, но и о родственниках не забыл.

Покойник былпо чтенный камергер Богат, и на богатой был женат. Переженил детей, внучат. Что за тузы в Москве живут и умирают! восхищалсяПавел Афанасьевич Фамусов.Не уступают мужчинам и представительницы прекрасногопола.Присутствовать пошлите их в Сенат!Ирина Власьевна! Лукерья Алексевна!Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна!Дамы всесильны.Яркий персонаж Татьяна Юрьевна, котораяблизко знакома с чиновными и должностными. Наверняка имеет большую власть вобществе и княгиня Марья Алексевна, мнения которой очень боится Фамусов.Грибоедов высмеивает этих властительниц устами Чацко го, вскрывая их пустоту,глупость, вздорный ха рактер.

Кроме тузов, в дворянском обществе есть людипомельче. Они являются типичными пред ставителями среднего дворянства. ЭтоЗагорецкий и Репетилов. А из внесценических персонажей можно назвать черномазенького, на ножках жу равлиных, троих из бульварных лиц, о кото рыхупоминает Чацкий.Все они, сознавая свою ничтожность перед московскими чинами,стара ются им услужить, завоевать их благосклонность лицемерием иугодничеством.Люди типа Репетилова стремятся показать ок ружающим,что они тоже чего-нибудь стоят.

Опи сывая тайное общество Английского клуба,Грибоедов дает сатирические характеристики лучших его членов, либеральныхболтунов.Это князь Григорий, Евдоким Воркулов, Ипполит Удушьев и голова,какой в России нету. Но вы разить идеи общества Репетилов может только так Шумим, братец, шумим. На самом деле секретнейший союз обыкновеннаякомпания кутил, лгунов, пьяниц.Грибоедов-патриот борется за чистоту русского языка,искусства, образования.

Высмеивая суще ствующую систему образования, он вводитв коме дию такие персонажи, как французик из Бордо, мадам Розье. А многиедворянские дети с такими учителями растут недорослями и неучами, как и вовремена Фонвизина.Но самые отвратительные внесценические пер сонажи это помещики-крепостники, характер ные черты которых вобрал Нестор негодяевзнат ных, которого обличает в своем страстном монологе главный герой.Отвратительны господа, обменивающие своих слуг на борзых собак, рас продающиеотнятых у матерей детей.

Главная проблема комедии взаимоотношения помещи кови крепостных крестьян.Членов фамусовского общества много, они сильны.Неужели Чацкий одинок в борьбе с ними? Нет, отвечает Грибоедов, вводя вповество вание рассказ Скалозуба о двоюродном брате, ко торый крепко набралсякаких-то новых правил.Чин следовал ему он службу вдруг оставил.

В де ревнекниги стал читать. Князь Федор чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник.Значит, зреют уже в недрах общества прогрессивные силы. И Чацкий не одинок всвоей борьбе.Итак, внесценические персонажи можно разде лить на двегруппы и отнести одну к фамусовскому обществу, другую к Чацкому.Первые углубляют всестороннюю характерис тикудворянского общества, показывают времена Елизаветы.Вторые духовно связаны с главным героем, близки ему помыслям, целям, духовным искани ям, устремлениям.Особенно хочется отметить язык пьесы.

Комедия написанаразностопным ямбом, который приближа ет стихотворную речь к разговорной. Ирассказы о внесценических лицах органично вплетаются в по вествование. Итак, в комедии Горе от ума Грибоедов рас крылидейное содержание общественной борьбы начала XIX века, показал жизньдворянства Мос квы и путем введения в повествование внесцени ческих персонажейуглубил конфликт произведе ния, расширил картину нравов московского дворянства.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Роль любовной драмы Чацкого в основном конфликте комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Александр Андреевич нес с собой новые взгляды на жизнь, на существующие порядки. Но светское общество Москвы, привыкшее жить, не меняя ничего.. Это чувство началось с детской дружбы (ведь Чацкий был воспитанником в доме.. Психология девушек в таком возрасте такова, что им требуется любовь, ласка, внимание, восхищение. Разлуку же они..

Компаративистический анализ конфликтов к комедиях "Мизантроп" и "Горе от ума"
Поэтому нашим заданием является изучение опыта известных литературоведов, проанализировать его и сделать определённые выводы.Исследованиями.. В ней отражена борьба прогрессивно мыслящих людей с косным обществом.. Пьеса писалась в те времена 1816-1824 гг когда молодые люди типа Чацкого несли в общество новые идеи, настроения. В..

Споры вокруг главного героя комедии "Горе от ума" А.С. Грибоедова
Он даже не думает, слушают и понимают ли его или нет он высказал все, что лежало у него на сердце и ему как будто бы стало легче.Таков вообще.. Чацкий, главный герой комедии, появившейся накануне возмущения на Исаакиевской.. Накопилось множество споров, неоднозначных мнений об этой комедии, и еще больше о ее главном герое. Цель моего..

Образ Чацкого в комедии "Горе от ума"
И свобода от обветшалых представлений о любви, браке, чести, службе, смысле жизни. Чацкий и его единомышленники стремятся к «искусствам творческим.. Их идеал - «умеренность и аккуратность», их мечта - «забрать все книги бы да.. Как и всегда в драматическом произведении, суть характера главного героя раскрывается прежде всего в сюжете. ..

Женские образы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
В комедии есть также и другие проявления этого направления: женские образы типичны для своей эпохи и помещены в типичную, обыкновенную обстановку.. Все они обладают разными характерами, но при этом типичны, так как выражают.. Например, княгиня Тугоуховская, которая оценивает всех молодых людей как возможных женихов для своих дочерей..

«Кто разгадает вас!» (Загадка Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».)
Она подчиняет своим желаниям и причудам покорного и робкого Молчалина, с ловкостью обводит вокруг пальца собственного наивного родителя, а когда.. Читатель еще не знает, что Чацкий и Софья вместе росли и взрослели, что у.. По ходу действия данного произведения читатель начинает понимать, что Софья не вписывается в эту концепцию. Уже при..

Как можно понимать смысл названия комедии "Горе от ума" А.С.Грибоедова
Смысл названия комедии был бы так же ясен - горе умному человеку. Но Грибоедов изменил название, и сразу же изменился смысл комедии. Чтобы его.. Только неумный человек может "метать бисер перед репетиловыми и ему подобными". "Что такое Чацкий пишет Пушкин в своём..

«Век нынешний» и «век минувший» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Главный представитель «века нынешнего» в комедии - Александр Андреевич Чацкий - молодой человек, хорошо образованный, понявший, что хотя «дым.. Сам Фамусов («Английского клуба почтенный член до гроба») заявляет, что.. Каждого мужчину, посещающего его дом, он рассматривает как потенциального жениха для Софьи, но к «кандидату в женихи»..

Система действующих лиц в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Одновременно с этим, Софья оказалась жертвой традиционного московского воспитания, и, в результате, отвергла и язвительного и смелого Чацкого, чьи.. Но, в результате, Софья выбрала Алексея Степановича Молчалина – угодливого и.. Лиза – служанка и подруга Софьи, беззаветно преданная своей барыне. Ради ее блага она готова на все что угодно –..

Идеи декабризма в комедии Грибоедова "Горе от ума"
Таков лирический герой Послания Приклонскому Раевского, которыйвосклицает Для пользы ближних жить есть сладкая мечта. В один ряд с ними можно.. Близок к этим идеям и Чацкий он не приемлет низкопоклонства перединоземными.. На страницах комедииупоминается ряд внесценических персонажей, которых можно отнести к союзникамглавного героя это..

0.044

Новаторство комедии «Горе от ума»

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» является новаторской. Связано это с художественным методом комедии. Традиционно «Горе от ума» считают первой русской реалистической пьесой. Главное отступление от классицистических традиций заключается в отказе автора от единства действия: конфликт в комедии «Горе от ума» не один. В пьесе сосуществуют и вытекают один из другого два конфликта: любовный и социальный. Целесообразно обратиться к жанру пьесы для выявления основного конфликта в комедии «Горе от ума».

Роль любовного конфликта в комедии «Горе от ума»

Как и в традиционной классицистической пьесе, в основе комедии «Горе от ума» лежит любовная интрига. Однако жанр этого драматического произведения – общественная комедия. Поэтому социальный конфликт главенствует над любовным.

Все же открывает пьесу любовный конфликт. Уже в экспозиции комедии прорисовывается любовный треугольник. Ночное свидание Софьи с Молчалиным в первом же явлении первого действия показывает чувственные предпочтения девушки. Также в первом явлении служанка Лиза вспоминает Чацкого, которого когда-то связывала с Софьей юношеская любовь. Таким образом, перед читателем разворачивается классический любовный треугольник: Софья – Молчалин – Чацкий. Но, как только Чацкий появляется в доме Фамусова, параллельно с любовной начинает развиваться социальная линия. Сюжетные линии тесно взаимодействуют друг с другом, и в этом заключается своеобразие конфликта пьесы «Горе от ума».

Для усиления комического эффекта пьесы автор вводит в нее еще два любовных треугольника (Софья – Молчалин – служанка Лиза; Лиза – Молчалин – буфетчик Петруша). Влюбленная в Молчалина Софья и не подозревает о том, что служанка Лиза ему куда милее, о чем он недвусмысленно Лизе намекает. Служанка же влюблена в буфетчика Петрушу, но боится признаться ему в своих чувствах.

Общественный конфликт в пьесе и его взаимодействие с любовной линией

В основу социального конфликта комедии легло противоборство «века нынешнего» и «века минувшего» – прогрессивного и консервативного дворянства. Единственным представителем «века нынешнего», за исключением внесценических персонажей, в комедии является Чацкий. В своих монологах он страстно придерживается идеи служения «делу, а не лицам». Ему чужды нравственные идеалы фамусовского общества, а именно стремление приспособиться к обстоятельствам, «подслужиться», если это поможет получить очередной чин или другие материальные выгоды. Он ценит идеи Просвещения, в разговорах с Фамусовым и другими персонажами защищает науку и искусство. Это человек, свободный от предрассудков.

Основной представитель «века минувшего» – Фамусов. В нем сосредоточились все пороки аристократического общества того времени. Пуще всего озабочен он мнением света о себе. После отъезда Чацкого с бала его волнует только «что станет говорить княгиня Марья Алексевна».

Он восхищен полковником Скалозубом, глупым и неглубоким человеком, который мечтает лишь «добыть» себе генеральский чин. Это его Фамусов желал бы видеть своим зятем, ведь Скалозуб обладает главным достоинством, признанным светом, – деньгами. С упоением Фамусов рассказывает о своем дяде Максиме Петровиче, который при неловком падении на приеме у императрицы был «высочайшею пожалован улыбкой». Восхищения, по мнению Фамусова, достойно умение дяди «подслужиться»: чтобы повеселить присутствующих и монарха, он упал еще два раза, но уже намеренно. Фамусов искренне побаивается прогрессивных взглядов Чацкого, ведь они угрожают привычному укладу жизни консервативного дворянства.

Следует обратить внимание на то, что столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» это вовсе не конфликт отцов и детей «Горя от ума». Например, Молчалин, являясь представителем поколения «детей», разделяет взгляды фамусовского общества о необходимости заводить полезные знакомства и умело их использовать для достижения своих целей. Он питает такую же трепетную любовь к наградам и чинам. В конце концов, он общается с Софьей и поддерживает ее увлечение им только из желания угодить ее влиятельному отцу.

Софью, дочь Фамусова, нельзя отнести ни к «веку нынешнему», ни к «веку минувшему». Ее противостояние отцу связано только с ее влюбленностью в Молчалина, но не с ее взглядами на устройство общества. Фамусов, откровенно заигрывающий со служанкой, является заботливым отцом, но не является хорошим примером для Софьи. Молодая девушка довольно прогрессивна в своих взглядах, умна, не обеспокоена мнением общества. Все это и является причиной разногласий отца и дочери. «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!» – сокрушается Фамусов. Однако она и не на стороне Чацкого. Ее руками, а точнее словом, сказанным из мести, Чацкий изгнан из ненавистного ему общества. Именно Софья автор слухов о сумасшествии Чацкого. А свет с легкостью эти слухи подхватывает, ведь в обличительных речах Чацкого каждый видит прямую угрозу своему благополучию. Таким образом, в распространении слуха о безумии главного героя в свете решающую роль сыграл любовный конфликт. Чацкий и Софья сталкиваются не на идейной почве. Просто Софья обеспокоена тем, что бывший возлюбленный может разрушить ее личное счастье.

Выводы

Таким образом, главная особенность конфликта пьесы «Горе от ума» – наличие двух конфликтов и их тесная взаимосвязь. Любовная интрига открывает пьесу и служит поводом для возникновения столкновения Чацкого с «веком минувшим». Любовная линия помогает также фамусовскому обществу объявить своего врага безумным и обезоружить его. Однако социальный конфликт является основным, ведь «Горе от ума» – общественная комедия, цель которой – обличить нравы дворянского общества начала 19 века.

Тест по произведению

Урок литературы 9 класс

(увертюра к уроку) сценка-ситуация конфликта

Тема: Любовный конфликт комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Цель:

Анализ возникновения, развития и развязки любовного конфликта комедии обучающая: способствовать выработке своей точке зрения на произведение, которая будет в итоге зафиксирована в сочинении.
развивающая: умение инициировать учебное взаимодействие с учителем и одноклассниками – вступать в диалог,задавать вопросы, выдвигать и отстаивать свою точку зрения; навыки делового партнерского общения, монологической и диалогической речи,артистические умения. воспитывающая: воспитание толерантности в классе.

Задачи:
1. найти и обосновать завязку, развитие, развязку любовного конфликта
2. работать с текстом комедии
3. уметь вычленять в видеофильме элементы развития и развязки любовного конфликта.
4. развивать умение анализировать отдельные эпизоды комедии
5. развивать творческое воображение учащихся
6. уметь систематизировать материал, обобщать, делать выводы

Ход урока:
1.Формулировка темы урока
После просмотра увертюры вопрос классу:
- Что было перед нами?
- Конфликт
- Что такое конфликт? (на доске открываем)
2.Формулировка проблемы урока
Закрыта последняя страница комедии. Теперь попытаемся разобраться в пружине, которая двигает действие пьесы. Пружина эта – конфликт. Давайте, исходя из определения понятия «конфликт» и увертюры к уроку, сформулируем тему нашей работы.
«Завязка, развитие, развязка любовного конфликта комедии Грибоедова «Горе от ума»
Конфликт является основной пружиной, источником напряжения литературного произведения, обеспечивающим развитие сюжета.
3.Аналитическая работа с текстом произведения
Чтобы вычленить этапы конфликта, обратимся к тексту
Действие первое – завязка конфликта
-
С какими словами входит Чацкий?
- Какая характеристика предшествует появлению Чацкого?
- Совпадают ли его эмоции с состоянием Софьи?
- Что Чацкий вспоминает из детства?
- Что вспоминает и над чем смеется Чацкий?
-Как реагирует София?
-Что задело Софью? В чем завязка любовного конфликта? (Насмешки над Молчалиным, образовался любовный треугольник)
Охарактеризуем участников треугольника.
Итак, завязка найдена.
Действие второе, третье- развитие конфликта ( видеофрагмент )
Чацкий пытается узнать – нет ли тут жениха какого?
- Какие характеристики Молчалину и Скалозубу дает Чацкий?
- Что София ценит в Молчалине?
-Какие выводы из слов Софии о Молчалине дает Чацкий?
- Почему Чацкий не понимает,что София любит Молчалина?
- Чацкий хочет добиться признания Софии. Что из этого получается?

Действие четвертое – развязка (видеоролик)
В чём комизм и трагизм этой сцены?
В чём здесь Грибоедов отходит от канонов классицизма?
Какие качества в этой сцене обнаруживает Молчалин?
Почему Молчалин не любит Софью?
Какие заветы он получил от отца?
Какие качества в этой сцене проявляет Софья?
Как вы понимаете фразу Чацкого «Молчалин блаженствую на свете»

Вывод: прозревший Чацкий стремится вон из Москвы
У каждого из героев остается свой «мильон терзаний»
-
Какой у каждого из героев?
В первой четверти 19в. Одна из основных сюжетных комедийных схем – история борьбы двух претендентов на руку одной девушки. Один их них, пользуясь благосклонностью родителей девушки, оказывается персонажем отрицательным, наделенным каким-то протоками, а другой добивается любви за счет своих душевных качеств. Его моральное превосходство над щеголем приводило к тому, что симпатии родителей тоже переходили на его сторону. В итоге добродетель – положительный герой – торжествовал, а порок – отрицательный герой – изгонялся.

Согласны ли вы,что в комедии «Горе от ума» место традиционного отрицательного героя в сюжете занимаете Чацкий, а положительного – Молчалин?
Докажите свою точку зрения, приводя цитаты из текста.
Б.Голлер в статье «Драма одной комедии» писал: «Грибоедов не хуже своих критиков, знал, как должна себя вести барышня из общества … Поведение барышни судили весьма строго … Барышню, нарушившую запреты, ожидал разрыв с обществом … И когда мы слышим первые слова Софьи в пьесе … мы должны представить себе, сто эта девица ходит по лезвию ножа! Что на самом деле в доме Фамусовых бунт. Против привычной морали … Но какое действие, происшествие выдвигает автор как зачин всех прочих событий пьесы? … Единственное, любовь этой девушки …»
Что за бунт устроила Софья и кого же все – таки она любит? Как по-вашему, любовь Софьи – подлинное чувство или стремление осуществить свой «бунт против морали?»
И.А.Гончаров в статье «Мильон терзаний» писал: « Сам Грибоедов приписал горе Чацкому его уму, а Пушкин отказал ему вовсе в уме («… Все, что он говорит, очень умно. Но кому говорит он все это? …»). Но Чайкий – положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием … Только личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин …»
О каких причинах, с вашей точки зрения, можно говорить в связи с «горем» Чацкого – в чем это «горе», в чем причина терзаний героя? (обратитесь к любовной линии произведения).
Соответствие урока поставленным целям
- обучающие : ученики работали литературным материалом, отвечая на поставленные вопросы перед ними вопросы, затем, сформулировав свое видение проблемы и отношение к ней, высказывали свое видение проблемы, отстаивая свою точку зрения. Текст комедии прочитан всеми учащимися, что позволило им, выслушать друг друга, вступить в диалог, задать вопросы и в итоге выработать свое мнение на поставленные перед ним проблемы.
-
развивающие: работая с материалом, ответы ученики кратко записывали, что помогло им целостно представить картину, сформировать свое отношение к ней, обосновывая и отстаивая свою точку зрения. Самостоятельная работа помогла развитию навыков делового партнёрского общения – ребята общались, вступали в диалог, отстаивали свою позицию. Тем самым совершенствовались внимание, связанная речь.