Информация об Лопатиной и Скребцовой. Читаем вместе

Скребцова Мария Владимировна
Лопатина Александра Александровна

Сайт "ДОБРЫЙ РЕБЕНОК"

Нравственное и Творческое Развитие Личности

Сейчас нами собрано более 200 подобных сказок и написано более 700 по разным
темам:
Природа:
Сказки лиственного леса
Сказки хвойного леса
Сказки о комнатных цветах
Сказки полевых и лесных цветов
О целебных травах для детей
Природоведение в сказках
Природа - глазами души
Питание:
Сказки золотой пчелки (мед и здоровье)
О хлебе и кашах (сказки о злаках)
Овощи целители (сказки об овощах)
Сказки фруктовых фей (о фруктах)
Ягодная академия (сказки о ягодах)
Сказки доброго самовара (о чае)
Об орехах и шоколаде.
Образование:
Сказки о буквах и словах
Добрая математика в сказках
Сказки о профессиях и мастерах
Искусство:
Краски рассказывают сказки (дважды издавалась)
Музыкальные сказки (готовится)
Тайны творчества (о картинах и художниках)
Другое:
600 Творческих игр для больших и маленьких
Беседы и сказки о семье
150 сказок о добрых качествах (в трех томах)

Мы влюблены в сказку и нам кажется, что этот уникальный вид творчества
ближе всего детской душе. Сказка заставляет ребенка плакать и смеяться,
переживать и надеяться, одним словом чувствовать. А ведь тонко чувствующий
человек сам способен на творчество.

ЛИСТВЕННЫЙ ЛЕС

ВНУТРЕННЯЯ КРАСОТА

Родилась как-то под ольхой березка. Обрадовалась ольха. Была она деревом добрым. Все деревья с ней дружили. Возле ольхи им хорошо рослось: обогащала она почву удивительным веществом - азотом. Так что повезло березке с нянькой. Ольха ее и от мороза лютого защищала (она ведь морозов не боится), и от ветра холодного укрывала.
Выросла березка и превратилась в стройную белоствольную красавицу. Нянька-ольха не нужна ей стала. Красуется березка перед ольхой своими нарядами: то весенним платьицем, то белоснежной корой. Ольха таких нарядов никогда не носила, да и времени у нее не было, чтобы наряжаться: березку вынянчить - дело нелегкое.

Как-то осенью стала березка перед ольхой хвастаться золотисто-желтыми листьями:
- Смотри, ольха, каким платьем меня осень одарила. Видно, заслужила я такой наряд своей красотой. А тебя, ольха, осень забыла. Как была ты зеленая, так и осталась.
Расстроилась ольха. Тем более, что правду березка сказала: листочки на ольхе держатся до поздней осени и опадают зелеными. Никогда они не золотятся, подобно березовым. А ей бы так хотелось примерить, хотя бы раз, осеннее разноцветное платьице!
Пожалела осень ольху и говорит:
- Не плачь, ольха. Я не виновата, что листочки твои не окрашиваются моими красками. Матушка-природа так распорядилась. Поговорю-ка я с ней. Может быть, она тебя утешит.

Полетела осень к Матушке-природе, рассказала ей про беду ольховую. Говорит Матушка-природа:
- Я, осень, утешу ольху. Деревце она доброе, ласковое, многим в лесу помогает. Назначу я ее хранительницей вод: речек, ручейков звонких да ключей хрустальных. Драгоценна влага земная, никто без нее жить не может: ни люди, ни звери, ни растения. Нет судьбы выше, чем хранить эту влагу для всех.
Сдержала Матушка-природа свое слово. С тех пор растет ольха по берегам речек, ручьев да ключей лесных. Сильные корни ее, как живые насосы, качают и качают воду из-под земли, не позволяют уходить ей на большую глубину. И выходит вода наверх где ключом, где ручьями. И еще одно удивительное свойство подарила ольхе Матушка-природа. Древесина ее один цвет на другой стала менять. Только срубленная, она белая, через несколько минут начинает краснеть, чуть подсохнет, станет нежно-розового цвета. Мебель из этого дерева удивительная.

Ольха больше не грустит об осенних нарядах и на березку не обижается. Некогда ей обижаться, у нее забот много: всех напоить, травы высокие вырастить. Люди говорят: "Где ольха - там сена вороха."
Осень, когда березку наряжает, всегда ольхе улыбается приветливо и говорит:
- Красота, ольха, разной бывает. У одних она внешняя, а у других - внутренняя.

ДОБРЫЕ СКАЗКИ

ВОЛШЕБНЫЙ ЦВЕТОК

Александра Лопатина


В высотном доме, под самой крышей, на чердаке жил художник. Жилище его было так просторно и так высоко, что ветер свободно прилетал к нему в гости. Художник любил свой чердак, ему казалось, что он парит над городом. Одно его огорчало - с такой высоты он не видел цветов, а он любил их. Иногда в банке у окна стоял букет полевых или лесных цветов, но чаще она пустовала, художник много работал и редко выходил на прогулки. Он скучал по цветам и, может поэтому, часто видел их во сне, и даже разговаривал с ними.
Однажды ему приснился удивительный цветок, невиданной красоты. Этот цветок не рос на лугу, или в лесу под кустом, но парил в небесной вышине и головка его сияла, как маленькое солнышко с лучистыми лепестками, а с голубых листьев падали вниз прозрачные капли.

Художник распахнул окно, протянул к цветку руки и воскликнул:
“Волшебный цветок, кто наполнил тебя таким дивным светом?!”
И услышал в ответ: “Сияние Благословенной Красоты!”
- А почему твои листочки плачут?
- Мое сердце истекает слезами жалости к спящим душам.

Художник проснулся, вскочил, распахнул окно и долго вглядывался в светлеющее небо, а потом нашел чистый холст и начал рисовать, пока волшебное видение не ушло из памяти. Он работал и работал, забыв про еду и печь, а ведь стояла зима. Но ему так и не удалось поймать чудесный образ. В отчаянии он зашвырнул кисти и лег спать, а утром не смог подняться. Голову ломило, в горле резало, художник дорожал от холода, но не было сил затопить печь.

Вдруг раздался звонок, с трудом художник поднялся и открыл дверь. На пороге стояла маленькая девочка с большой виолончелью.
“Извините, - сказала она вежливо, - я пришла на урок музыки, но, кажется, не туда попала?”
“Квартира музыканта внизу, - прохрипел художник, вспомнив, как часто звуки виолончели будили его на заре. Потом он вернулся в комнату и в беспамятстве свалился в постель. Очнулся художник от того, что кто-то мягко пытался поднять его голову и напоить душистым и теплым чаем.

В печке весело потрескивали дрова, а горло было укутано теплым шарфом. В углу стояла виолончель, и глаза маленькой незнакомой девочки смотрели на него с тревогой. “Ну, пожалуйста, выпейте, это очень полезный отвар, мама всегда дает мне его, когда у меня болит горло”, - просила она. Художник, выпил целых три чашки и тут же уснул. Всю ночь ему снились глаза незнакомой девочки, ему было тепло и хорошо от их лучистого света, но он никак не мог вспомнить, где он видел их раньше. Целую неделю болел художник, и девочка ухаживала за ним. Она появлялась после обеда, топила печь, поила художника чаем с травами и иногда немножко играла на виолончели. “Вы знаете, - извинялась она, - я еще не научилась играть по-настоящему, я пока играю по-своему.”

Но художнику ее музыка, сама она и все, что с ним случилось, казалось волшебным сном. На седьмой день, проснувшись, он почувствовал себя совершенно здоровым. Увидел в углу заброшенный холст и решил нарисовать портрет своей маленькой спасительницы. Он так увлекся работой, что не заметил, как наступил обед, и девочка опять пришла к нему. Увидев, что художник занят, она тихонько подошла. С холста смотрел на нее цветок с головкой, как маленькое солнышко с лучистыми лепестками, а с голубых листьев падали вниз прозрачные капли слез. “Какой волшебный цветок”, - прошептала девочка.
“Это - твой портрет, - ответил художник, - я вспомнил, где я видел тебя раньше.”

  • Как вы думаете, почему волшебный цветок, увиденный художником плакал, хотя он был таким красивым?
  • Были ли в вашей жизни моменты, когда вы плакали и переживали за других, хотя у вас самих было все хорошо?
  • Были ли в вашей жизни моменты, когда именно от счастья и от радости вам хотелось плакать, как будто у вас что-то сжималось внутри?
  • Почему именно в маленькой девочке художник узнал увиденный им во сне волшебный цветок?
  • Какою была маленькая девочка?
  • Художник нарисовал душу девочки в образе волшебного цветка. Нарисуйте душу своего друга тоже в образе цветка.
  • Согласны ли вы с тем, что душа каждого человека - это самый красивый на свете цветок, и если его разглядеть в каждом человеке, то можно стать самым счастливым человеком на свете?

Избранные сказки в файле ниже:

  • Сказки малышам , 748 Kб
  • СКАЗКИ О МУДРОСТИ, ЛЮБВИ И ДОБРОТЕ. , 113 Kб

А. Лопатина, М. Скребцова

Д обрый Р ебенок

Мальчик спросил солнышко:

- Нет, - ответило солнышко, - никогда не видело.

- Хочешь, я тебе ее покажу, - сказал мальчик. - Я знаю один подвал, где всегда очень темно.

- Хочу, - ответило солнышко, - это интересно.

Мальчик и солнышко пошли в подвал.

Мальчик открыл дверь, солнышко осветило подвал и спросило:
- А где же темнота?

^^^
КТО ВЫРАСТИЛ ЯГОДКУ?

Однажды девочка нашла в траве красную сладкую ягодку, съела ее и сказала:
- Спасибо, ягодка, что угостила меня.

Почему ты мне не говоришь спасибо? - послышался тоненький голосок.

- Ой, кто это? - испугалась девочка.

- Я водичка, я поила твою ягодку, чтобы она выросла большая пребольшая.

И мне забыли сказать спасибо, - прогудел толстый голос.

- Кто это говорит таким толстым голосом? - удивилась девочка.

Я земля, я кормила твою ягодку, чтобы стала сладкой пресладкой.

Мне тоже никто не сказал спасибо, - раздался звонкий голос.

- А ты кто? - спросила девочка в ответ.

Я солнышко, я грело твою ягодку, чтобы была она красная прекрасная.

- Спасибо вам всем: и тебе, водичка, и тебе, земля, и тебе, солнышко, за то, что вырастили для меня красную, большую и сладкую ягодку, - сказала девочка и весело побежала домой.

А водичка, земля и солнышко снова стали работать и вырастили много новых ягодок, яблочек и орешков. А что еще они вырастили, догадайся сам?!



^^^
ЧУДЕСНЫЙ ПОДАРОК

Посадила мама в саду на даче маленькую веточку. Увидел мальчик веточку и спрашивает:
- Зачем ты здесь растешь?

Чтобы яблочки для тебя вырастить, - отвечает веточка.

Ты не можешь яблочки вырастить. Они растут на яблоне, на большом дереве, - не поверил мальчик.

На следующий год снова пришел мальчик в сад, а веточки нигде нет. Растет на ее месте маленькое деревце, повыше его ростом. Спрашивает его мальчик:
- Деревце, ты не видело здесь маленькой веточки?

Это я и есть, - отвечает деревце. - Ты меня не узнал, потому что я выросло.

Почему ты растешь быстрее меня? - удивился мальчик.

Хочу поскорее тебя яблочками угостить, - отвечает деревце.

Ты стало выше меня, но все равно ты не похоже на большую яблоню, - опять не поверил мальчик.

Прошел еще один год. Мальчик снова пришел с мамой в сад, а маленького деревца нигде нет. Растет на его месте молодое дерево, ростом выше мамы. Спрашивает его мальчик:
- Дерево, ты не видело здесь маленькое деревце?

Это я и есть, - отвечает молодое дерево, - посмотри, у меня для тебя подарок - три розовых цветочка.

Можно я их сорву? - попросил мальчик.

Если ты их сорвешь, не получишь другой чудесный подарок, - ответило молодое дерево.

Мальчику очень хотелось получить новый чудесный подарок, и он не тронул цветочки.

Когда лепестки у цветов осыпались, вместо них появились твердые зеленые шарики. Они не понравились мальчику, и он перестал приходить в гости к молодому дереву.

Однажды, в конце лета, мама позвала мальчика в сад и говорит:
- Посмотри, сынок, что нам наше молодое дерево подарило.

Смотрит мальчик и видит: вместо твердых зеленых шариков висят три больших красных яблока.

Откуда они взялись, мама? - удивился мальчик.

Догадайся сам, сынок, кто для тебя вырастил этот чудесный подарок, - ответила мама.


^^^
СКАЗКА О СОЛНЕЧНОМ ЗАЙЧИКЕ

Проснулось утром солнышко, умылось под дождиком и посмотрело сверху на город. Все ли там в порядке. В городе было все в порядке. Дома стояли, машины ехали, взрослые спешили по делам, малыши играли.

Посмотрело солнышко на лес. В лесу тоже было все в порядке. Деревья росли, птицы песни пели, звери по лесу бегали.

Посмотрело солнышко на луг и увидело беспорядок. Зайчата на лугу весело травку щипали, а один сидел в траве и плакал.

Почему ты плачешь? - спрашивает солнышко зайчонка.

Я родился слепым, мои глазки всегда закрыты и не видят света. Поэтому мне очень грустно, - отвечает зайчик.

Солнышко приласкало грустного зайчонка лучиками, согрело его своим теплом. Успокоился он и рассказал солнышку свою историю.

Однажды я попал к людям. Они жили в большом доме и часто говорили: "Нужно зажечь свет". Я спросил у дедушки, что такое свет. Он дал мне холодный длинный предмет и сказал, что это свеча. Наверху у свечи был горячий огонек, и я обжег лапку.

Тогда я спросил у папы, что такое свет. Он дал мне круглый горячий предмет и сказал, что это лампа, но я только обжег носик.

Я спросил у мальчика, что такое свет. Он сделал во дворе костер. Палки и веточки стали такими горячими, что обожгли мои ушки.

Хочешь, я превращу тебя в солнечного зайчика? - спросило солнышко.

Конечно, хочу, - обрадовался зайчонок.

Солнышко протянуло свой луч зайчонку, он прыгнул на него и сам стал светом.

С тех пор солнечный зайчик помогает всем, кому нужен свет.

Не может мальчик в лесу гриб найти: темно под кустом, ничего не видно. Прыгнет солнечный зайчик под куст, и гриб сразу находится.

Долго спит девочка, никак не проснется. Не хотят глазки открываться. Согреет солнечный зайчик глазки девочки, и они сразу откроются.

Солнечный зайчик и тебе поможет, если позовешь его.

^^^
ДОБРОЕ ОБЛАКО

Утром мама сказала мальчику:
- Скорее одевайся. Сегодня светит солнышко, и мы пойдем гулять.

Но тут на небе показалось облако, и мама решила:
- Нет, лучше останемся дома, вдруг будет дождик.

Мальчик обиделся на облако и сказал сердито:
- Уходи с неба. Ты мне гулять мешаешь.

Облако спустилось пониже, заглянуло в окошко к мальчику и предложило:
- Хочешь по небу погулять? Я тебя на себе покатаю.

Мальчик очень обрадовался, открыл окошко и прыгнул прямо на облако.
Поплыл мальчик на облаке над крышами домов, над улицами, над машинами.

Слышит, как все они просят:
- Умой нас скорее, облако. Мы пылью покрылись, а дождика все нет и нет.

Хорошо, - сказало облако, - и полило всех маленьким дождиком.

Заблестели крыши домов, улицы и машины. Чистенькими стали.

За городом было поле. Облако поплыло над полем, и мальчик увидел много-много желтых колосков.

Напои нас скорее, облако, - зашелестели колоски. Без дождика мы не можем вырастить зернышки. Без зернышек у людей не будет хлеба и каши.

Хорошо, - согласилось облако, - и полило колоски средним дождиком.

Подняли колоски кверху золотые головки, и зернышки в них сразу окрепли и подросли.

Налей мне скорее водички, облако, - попросил пруд. - Я совсем высох. Мои рыбки без водички не могут дышать и плавать.

Хорошо, - согласилось облако.

Тут пошел такой сильный дождь, что пруд до краев наполнился. Рыбки обрадовались и закружились, а лягушки заквакали веселые песенки. Только облако стало маленьким. Говорит оно мальчику:
- Пора возвращаться, пока я совсем не растаяло.

Вернулся мальчик домой, а мама ему говорит:
- Дождик кончился, снова светит солнышко, и можно идти гулять.

Я знаю, я летал на облаке и видел, как дождик всем помогал, - ответил мальчик.

Разве можно летать на облаке? Оно пушистое и похоже на дым, - не поверила мама.

А ты как думаешь, можно ли летать на облаке?

СК АЗ КИ О САМОМ ГЛАВНОМ

Знакомство с солнечным лучом

Рано утром мышонок Рыжая Спинка вылез из норки под старой сосной, вскарабкался по ее шероховатому стволу и уселся на широкой толстой ветви, в ожидании, когда над краем горы появится солнце.

«Если сидеть тихо-тихо, - думал Рыжая Спинка, - можно услышать первый солнечный луч и понять самое главное».

Рыжая Спинка хотел понять самое главное: откуда взялся лес, солнце, звезды - весь чудесный мир вокруг. Никто кроме него этим не интересовался.

Зачем мне это знать? - фыркал заяц, когда мышонок его спрашивал, откуда все взялось. - Мне должен знать: какая трава вкусная и как от врагов спрятаться.

Даже старший брат мышонка Быстрые Лапки - не знал ответа на главный вопрос.

Ты лучше изучай полезные секреты природы: какие корешки самые вкусные и какие листья заживляют ранки, - учил он Рыжую Спинку. Мышонок Быстрые Лапки часто отправлялся в дальние походы к озеру; за это его и прозвали Быстрые Лапки.

Если Рыжая Спинка спрашивал о самом главном младшего брата, мышонка по имени Домосед, тот ворчливо отвечал:

Глупости это, лучше помоги мне норку почистить.

Мышонок Домосед считал, что самое главное в жизни - побольше припасов иметь, и не забивал себе голову глупыми вопросами.

Однажды Рыжая Спинка ждал, как обычно, когда взойдет солнце. Он задумался и не заметил, как первый луч коснулся его ушек. Мышонок словно оцепенел и очнулся только тогда, когда его снизу позвал Быстрые Лапки:

Эй, Рыжая Спинка, слезай. Пошли, я покажу тебе земляничную поляну.

Рыжая Спинка слез с задумчивым видом, потер лапками мордочку и сказал:

Со мной сегодня случилось чудо! Ко мне солнечный луч пришел.

Вот так чудо, - засмеялся Быстрые Лапки. - Солнечные лучи приходят каждое утро и к тебе, и ко мне, и ко всем зверям, птицам и цветам.

Нет, - ответил Рыжая Спинка, - ты не понял. Солнечный луч вошел прямо в меня. Он попал в мое сердце, и я стал легким, как золотое облачко.

Ты кто? - спросил я его:

А как ты думаешь? - ответил он.

Ты - нежная солнечная струна.

Правильно, я всегда такой, каким ты меня видишь, - засиял он в ответ.

Почему ты раньше не приходил ко мне?

Каждое утро я приходил к тебе. Ты знал это и всегда спешил на встречу со мной.

Ты удивительный! Ты светишь снаружи, но как будто ты внутри меня, в моем сердце, - прошептал я.

- Запомни свои слова, и я тебя никогда не оставлю... засиял солнечный луч.

- Тут ты позвал меня, и я перестал его слышать.

Да, - Быстрые Лапки задумался, - наверное, ты проглотил солнечный луч.

Нет, - ответил Рыжая Спинка, - ничего я не глотал, и даже с ним разговаривал без слов. Я думаю, это волшебный солнечный луч. Завтра я спрошу его о самом главном , а сейчас надо подкрепиться.

И мышата побежали за земляникой.

СКАЗКА 2

СК АЗ КИ О САМОМ ГЛАВНОМ
(сказка 2)

Разве можно разделить свет на части

На следующее утро мышонок Рыжая Спинка выскочил из норки и увидел, что моросит дождик. Быстрые Лапки, которому хотелось посмотреть, как Рыжая Спинка разговаривает с солнечным лучом, высунул мордочку вслед за ним, но тут же спрятался обратно.

Рыжая Спинка, залезай назад, видишь дождь идет; сегодня твой волшебный луч не придет, - позвал он, но мышонок Рыжая Спинка не послушался брата и осторожно вскарабкался по мокрому стволу. Только он примостился на зеленой, пушистой ветке, как капля дождя упала ему прямо на нос.

Из-за тебя солнечного луча не видно, - упрекнул мышонок каплю и вдруг услышал:

Солнечный луч послал меня на землю. Он дает земле свет и тепло, а я пою ее.

Ты с ним знакома? - удивленно спросил Рыжая Спинка.

Конечно, - зазвенела капелька, - мы с ним друзья.

Тогда, ты, наверное, знаешь, откуда все взялось: наш лес, и вся земля?

Все началось, мышонок, с самого первого солнечного луча и от самой первой капельки. Они подружились и вместе согрели и напоили землю. С тех пор солнечные лучи и капельки воды всегда дружат. Я родилась в большом прозрачном озере, и солнечные лучи играли с нами в блики и зайчики. Потом один жаркий лучик унес меня на небеса. Там я росла в туче вместе с другими капельками и вот прилетела, чтобы напоить землю.

Ты такая маленькая, что не сможешь напоить даже мышонка! - воскликнул Рыжая Спинка.

Но ведь нас много, мышонок! Каждой травинке, каждому листочку достанется своя капелька. Солнечный луч тоже малютка, но солнце посылает на землю мириады своих лучей, и всем хватает тепла и света.

Ты права, капелька, - ответил мышонок, - но мне кажется, не стоит греть и поить всех без разбора. Злых зверей я бы не стал поить и греть.

- Разве можно разделить свет и воду на части , мышонок? Это вы разделили мир на добрые и злые части, но свет и вода - для всех.

Спасибо тебе, капелька, - поблагодарил Рыжая Спинка, - ты хотя и маленькая, но очень мудрая.

Рада, мышонок, что помогла тебе. Слизни меня, и я напою тебя, - зазвенела капелька.

Рыжая Спинка слизнул капельку язычком и пошел погреться в норку. Он хотел подумать над словами капельки, но заснул, и ему приснился удивительный сон.

СКАЗКА 3

СК АЗ КИ О САМОМ ГЛАВНОМ
(сказка 3)

Почему улетели дождевые капельки

Рыжей Спинке приснилось, что он стал маленькой тучкой, внутри которой живут капельки. Он взлетел высоко в небеса и познакомился с другими тучками. Все они ласково здоровались с мышонком. и Рыжая спинка предложил тучкам поиграть с каким-нибудь облачком в пятнашки, Было приятно плавать по синему небу, но капельки позвали его:

Рыжая Спинка, ты забыл про дела, нам надо напоить кого-нибудь. Спускайся к земле.

Мышонок хотел еще полетать в вышине, но неожиданно почувствовал, что не может возражать капелькам, и полетел вниз, к лесу.

На краю лесной прогалины, в кустах, лежала волчица. Палило солнце, и она тяжело дышала, высунув красный язык. Ночью она попала в капкан, но сумела вырваться из него. Однако ее задняя лапа была сломана. Волчица зализывала рану и очень беспокоилась о своих маленьких волчатах, которые остались одни в норе. С тоской смотрела волчица на приближающуюся маленькую тучку. Может пойдет дождик? Тогда она утолит жажду и доберется до своей норы.

Капельки уже приготовились ринуться вниз, но Рыжая Спинка закричал:

- Нет! Я не хочу поить волчицу. Она страшная и ловит на обед разных зверей.

И тучка пролетела мимо. На соседней поляне кто-то жег костер, и большое пятно чернело посреди нее. Цветы и травы вокруг кострища повяли, были поломаны и потоптаны.

Давай напоим их, мышонок, чтобы они быстрее ожили и выпрямились, - предложили капельки.

Нет, капельки, пожалуйста, полетели дальше, - попросил Рыжая Спинка, - у меня есть очень хорошая идея. Возле нашей норки брат Домосед посадил большой огород. Когда стоит жара, Домосед целыми днями носит воду для поливки. Вот я и придумал полить огород. То-то Домосед удивится.

Капельки не отвечали, и Рыжей Спинке стало не по себе. В этот момент капельки вдруг покинули его и устремились к земле.

Прощай, Рыжая Спинка, - зазвенели они, улетая, - ты не понял самого главного.

---

Виталий Бианки

Чьи это ноги

Виталий Валентинович Бианки

Чьи это ноги?

Летал Жаворонок высоко над землёй, под самыми облаками. Поглядит вниз сверху ему далеко видно - и поёт:

Я ношусь под облаками,

Над полями и лугами,

Вижу всех, кто подо мной,

Всех под солнцем и луной.

Устал петь, спустился и сел на кочку отдыхать.

Вылезла из-под дерева Медянка и говорит ему:

Сверху ты всё видишь, - это правда. А вот снизу никого не узнаешь.

Как это может быть? - удивился Жаворонок. - Непременно узнаю.

А вот иди ложись со мной рядом. Я тебе буду снизу всех показывать, а ты отгадывай, кто идёт.

Ишь какая! - говорит Жаворонок. - Я к тебе подойду, а ты меня ужалишь. Я змей боюсь.

Вот и видно, что ты ничего земного не знаешь, - сказала Медянка. Первое - я не змея, а просто ящерица; а второе - змеи не жалят, а кусают. Змей-то и я боюсь, зубы у них такие длинные, и в зубах - яд. А у меня гляди-ка: малюсенькие зубки. Я ими не то что от змеи, от тебя и то не отобьюсь.

А где же у тебя ноги, если ты ящерица?

Да зачем мне ноги, если я по земле ползаю не хуже змеи?

Ну, если вправду ты - безногая ящерица, - сказал Жаворонок, - так мне бояться нечего.

Соскочил с кочки, лапки под себя поджал и лёг рядом с Медянкой.

Вот лежат они рядышком. Медянка и спрашивает:

Ну-ка, ты, верхогляд, узнавай, кто идёт и зачем он сюда пожаловал?

Взглянул Жаворонок перед собой и обмер: идут по земле высоченные ноги, через большие кочки, как через малые комочки земли, шагают, пальцами в землю след вдавливают.

Перешагнули ноги через Жаворонка и пропали: не видать больше.

Медянка на Жаворонка посмотрела и улыбнулась во весь рот.

Облизнула сухие губы тонким язычком и говорит:

Ну, друг, видно, не разгадал ты моей загадки. Кабы ты знал, кто через нас шагнул, так не испугался бы. Я вот лежу и смекаю: две ноги высоких, пальцев на каждой счётом три больших, один маленький. И знаю уж: птица идёт большая, высокая, по земле гулять любит - хороши ходули для ходьбы. Так оно и есть: Журавль это прошёл.

Тут Жаворонок встрепенулся весь от радости: Журавль ему знакомый был. Спокойная птица, добрая - не обидит.

Лежи, не пляши! - зашипела на него Медянка. - Гляди: опять ноги идут.

И верно: ковыляют по земле голые ноги, неизвестно чьи.

Пальцы словно лоскутами клеёнки обшиты.

Отгадывай! - говорит Медянка.

Жаворонок думал-думал, - никак не может припомнить, чтобы прежде такие ноги видел.

Эх ты! - засмеялась Медянка. - Да ведь это совсем просто отгадать. Видишь: пальцы широкие, ноги плоские, по земле идут - спотыкаются. Вот в воде с ними удобно, повернёшь ногу боком - она воду как ножом режет; растопыришь пальцы, - и весло готово. Это Чёмга-нырец - водяная такая птица - из озера вылезла.

Вдруг упал с дерева чёрный комок шерсти, приподнялся с земли и пополз на локтях.

Присмотрелся Жаворонок, а это вовсе не локти, а сложенные крылья.

Повернулся комок боком - сзади у него цепкие звериные лапки и хвост, а между хвостом и лапками кожа натянута.

Вот чудеса! - сказал Жаворонок. - Кажется, крылатая тварь, как и я, а на земле узнать её никак не могу.

Ага! - обрадовалась Медянка, - не можешь узнать. Хвастался, что под луной всех знаешь, а Летучей-то Мыши и не узнал.

Тут Летучая Мышь вскарабкалась на кочку, расправила крылья и улетела к себе на дерево.

А уж из-под земли другие ноги лезут.

Страшные лапы: короткие, мохнатые, на пальцах тупые когти, жёсткие ладошки в разные стороны вывернуты.

Затрепетал Жаворонок, а Медянка говорит:

Лежу, гляжу и смекаю: лапы в шерсти - значит, звериные. Короткие, как обрубки, и ладошками врозь, а на толстых пальцах когтищи здоровые. На таких ногах по земле шагать трудно. А вот под землёй жить, землю лапами рыть да назад её за собой отбрасывать - очень даже удобно. Вот вышло у меня: подземный зверь. Крот называется. Гляди, гляди, а то он сейчас опять под землю уйдёт.

Зарылся Крот в землю - и опять нет никого. Не успел Жаворонок в себя прийти, глядь: бегут по земле руки.

Это что за акробат? - удивился Жаворонок. - Зачем ему четыре руки?

А по веткам в лесу прыгать, - сказала Медянка. - Ведь это же Белка-Векша.

Ну, - говорит Жаворонок, - твоя взяла: никого я на земле не узнал. Дай-ка теперь я тебе загадку загадаю.

Загадывай, - говорит Медянка.

Видишь в небе тёмную точку?

Вижу, - говорит Медянка.

Отгадай, какие у неё ноги?

Да ты шутишь! - говорит Медянка. - Где ж мне так высоко ноги разглядеть?

Какие тут шутки! - рассердился Жаворонок. - Уноси свой хвост подобру-поздорову, пока не сгребли тебя эти когтистые лапы.

Кивнул Медянке на прощанье, вскочил на лапки и улетел.



С ТУПЕНИ М УДРОСТИ

50 УРОКОВ О ДОБРЫХ КАЧЕСТВАХ

http://www.dobrieskazki.ru/books2_37.htm

Нравится

Мария Скребцова и Александра Лопатина предлагают читателям свои рассказы, сказки, стихи с заданиями и вопросами, как повод для размышления о смысле жизни, честности, доброжелательности. Авторы также используют произведения русских и зарубежных классиков, фольклор более 100 стран народов мира. Эти не хрестоматийные произведения, вошедшие во множество антологий, а неизвестные широкому кругу читателей сказки, притчи классиков, оригинальные произведения самих авторов предполагают совместное, взрослого и ребенка, чтение. Авторами на протяжении 15 лет написано более 30 книг.

В чем уникальность методики авторов книг? Если традиционная отечественная школа предполагает "наукоучение", развитие навыков логического мышления ребенка, литературоведение при анализе художественного произведения, то А.А. Лопатина, М.В. Скребцова в русле гуманистической педагогики сотрудничества обращаются к личностному осмыслению прочитанного каждым читателем. Задания, вопросы к сказкам, притчам побуждают ребенка, взрослого к совместному размышлению над своим жизненным опытом, своими отношениями с окружающими, помогают решать детям свои насущные проблемы общения со сверстниками, понимания в семье, формирования позитивной самооценки.

Авторы предлагают юным читателям осмыслить собственный жизненный опыт, чувства в разговоре о проблемах произведения, его "проживание-переживание" в творческих заданиях. Работа по книгам предполагает диалог между родителем и ребенком, учителем и учеником, их эмоциональную, духовную близость. Взаимодействие детей и взрослых поможет выстраиванию доверительных отношений в семье, стимулирует интерес детей к учебе.

Самое важное в серии книг А.А. Лопатиной и М.В. Скребцовой – их направленность на развитие в ребенке желания и умения творчески мыслить, анализировать окружающий мир, изучать себя с позиций добра, справедливости, любви. Родители, учителя найдут в предложенных текстах и заданиях к ним материал, который поможет их питомцам стать уверенней, терпеливей, научиться слушать и слышать окружающих, принимать противоречивость и многообразие мира.

Главный смысл обучения детей авторы видят в духовно-нравственном воспитании. Посвящена ли книга таким традиционным школьным предметам, как математика, русский язык, труд, рисование и т.д., или относительно новым на постсоветском пространстве – этике, эстетике, валеологии, человековедению, мировой художественной культуре, вы встретите в ней много добрых и мудрых сказок и стихов, написанных авторами или найденных ими среди сокровищ мировой литературы. Необычные задания, групповые и индивидуальные, помогают детям творчески развиться, духовно вырасти, наладить гармоничные отношения с родителями и сверстниками.

Об авторах

Скребцова Мария и Лопатина Александра являются авторами серии книг для занятий по нравственному и творческому воспитанию.

Мария Скребцова, 1968 г. рождения, окончила институт иностранных языков имени Мориса Тореза в 1990г. Преподаватель французского языка, автор двух поэтических сборников, вышедших в свет в 1993 и 1994 году.

Лопатина Александра, 1951 г. рождения, преподаватель мировой художественной культуры и истории религии, окончила институт в 1976г.

От авторов:

Мы сказочники и авторы 50 книг. Собираем и пишем добрые, мудрые, обучающие и воспитывающие сказки. Сейчас нами собрано более 200 подобных сказок и написано более 1000 по разным темам. Мы влюблены в сказку и нам кажется, что этот уникальный вид творчества ближе всего детской душе. Сказка заставляет ребенка плакать и смеяться, переживать и надеяться, одним словом чувствовать. А ведь тонко чувствующий человек сам способен на творчество.

Отзывы педагогов

Педагоги порой из самых удаленных городов и поселков пишут о том, как книги помогают им переосмыслить свои занятия с детьми и выстроить их по-новому, делая главный акцент на развитии духовных качеств ребенка. Книги используются педагогами самых разных предметов, воспитателями и родителями, в школах, клубах, детских домах и даже в таких учреждениях, как социальные приюты.

Из письма: "В Иркутске книги используются в 68 школах, детских садах и клубах. В вспомогательной школе педагоги были поражены, когда на уроках по духовному воспитанию у них стали участвовать в обсуждении самые трудные дети, которых было невозможно вовлечь в процесс обучения. Дети стали лучше говорить. Даже язык педагогов изменился, что заметили проверяющие и заинтересовались, какие книги используются для таких интересных уроков".

"Уроки нравственного здоровья вдохновляют возможностью сеять добро и ставят перед ребятами, и нами педагогами, выбор, куда идти: к свету или бродить во тьме".

Дополнительная информация

Книги А. Лопатиной и М. Скребцовой апробированы во многих школах и детских садах России и СНГ. К настоящему моменту издано свыше 50 детских книг общим тиражом свыше 600,000 экз.

Книги А. Лопатиной и М. Скребцовой в 1998 г. были награждены почетным дипломом конкурса "Лучшие книги года" По детским книгам Лопатиной и Скребцовой составлены авторские программы и проведены семинары во многих городах России и СНГ. Многие из книг были переведены на английский язык - подробности на английской версии сайта Moral Education: Kind Book. Данный зарубежный проект Добрые Сказки - Kind Book пользуется большим спросом на Западе. Книги Kind Book приобрели популярность в Канаде, США, Англии, ЮАР и Индии. Отдельные книги даже уже переведены на голландский и персидский языки. Положительные отзывы педагогов, родителей и учеников подтверждают необходимость нравственного и творческого развития детей в школе.

— Анечка, покушай. Смотри, какая вкусная каша! – ласково уговаривала мама, но девочка в ответ молча качала головой.

Мама была в отчаянии. Уже месяц ее дочка грустная и бледная лежала в постели и от всего отказывалась. Врач сказал, что у девочки отсутствие интереса к жизни и упадок сил и тут может помочь только чудо. Оставалась последняя надежда на старого доктора. Старичок давно вышел на пенсию, но люди говорили, что в свое время он творил чудеса.

— К сожалению, я уже никуда не езжу, к тому же у вашей девочки нет ничего страшного, — ответил старый доктор на просьбу мамы.

— Что может быть страшнее, если ребенок не хочет жить! – в отчаянии воскликнула мать и доктор вдруг переменил свое решение.

Одетый в коричневый плащ, коричневую шляпу и с коричневым саквояжем в руках старик вошел в комнату девочки, но она даже не взглянула на него. Мама хотела забрать у доктора плащ и шляпу, но он жестом остановил ее и начал рассказывать: «В далекой шоколадной стране произошло великое событие.

Шоколадный ученый с помощью своего нового телескопа открыл нашу страну. Все шоколадные человечки закричали ура, но астроном грустно сказал: «Мой новый телескоп такой мощный, что я смог разглядеть одну маленькую девочку. Она целыми днями грустит и ничего не ест, и это ужасно».

Шоколадные человечки очень расстроились и решили послать к нам воздушный корабль с волшебным шоколадным мешком. Шоколад в этом мешке вылечивает все болезни и печали. Сегодня я выглянул в окно и увидел, что этот шоколадный корабль приземлился возле моего дома. Там лежала записка: «Для Анюты! Прибавляет радость, силы и здоровье». Поэтому я принес этот мешок тебе. Но, извини, пожалуйста, я истратил по дороге одну шоколадку. Возле школы, плакал мальчик, из-а того, что его не взяли в игру. Я подарил ему шоколадку, и он закричал: «Эй ребята, у меня есть что-то вкусное»! мигом вокруг него собралась толпа детей, и все с удовольствием принялись уплетать шоколад. А уже через минуту мальчик весело играл вместе со всеми».

Когда доктор закончил свой рассказ, девочка, широко открыв глаза, прошептала:

— А вы кто, шоколадный волшебник!?

— Конечно, — улыбнулся старый доктор. Он достал из своего саквояжа красивый пакет с шоколадом, положил его Анюте на кровать и вышел.

— Не знаю, как вас благодарить доктор, — радостно сказала мама в прихожей, пытаясь отдать старичку все свои сбережения.

— Денег мне не надо. Пакет с шоколадом мне присылает каждый год одна богатая дама в благодарность за то, что я когда-то также вылечил ее сына. Лучше потратьте деньги на маленькие шоколадки. Время от времени подкладывайте их в пакет девочке. «Ей шоколад необходим для укрепления жизненного тонуса», — сказал старый доктор на прощание.

Мама так и сделала. К сожалению все ее сбережения быстро растаяли. Она была хорошей портнихой и не плохо зарабатывала, но шоколад в ту пору был так дорог, что покупать его могли только богатые люди.

Когда Анюта обнаружила, что пакет опустел, она сначала расстроилась, но, подумав, сказала маме: «Ничего, скоро Новый год и у волшебника много дел. Но, когда он разнесет детям все подарки, он непременно пришлет мне самую красивую шоколадку».

Сердце мамы тревожно сжалось. Денег больше не было, и вдруг ее весело щебечущая девочка, снова заболеет, не получив шоколадного подарка. Когда дочка уснула, мама достала из комода единственное свое сокровище – жемчужное ожерелье, доставшееся ей от бабушки, и побежала в магазин сладостей.

На следующее утро она весело сказала дочке:

— Шоколадный волшебник прислал письмо. Он просит тебя сходить в магазин сладостей и выбрать себе самую большую шоколадку.

— Мамочка! Но ведь в магазине надо платить деньги, а у нас их нет?! – испугалась Анюта.

— Волшебник присылает в этот магазин шоколад из своей страны, и он завел правило, по которому раз в год один ребенок получает шоколадный подарок бесплатно. В этом году он выбрал тебя.

Когда они вошли в магазин, глаза девочки сразу остановились на огромной золотой коробке шоколадных конфет в центре витрины. Шоколадные фигурки, завернутые в разноцветную фольгу с блестящими звездочками, выглядели чудесно. А в центре коробки лежала большая шоколадная звезда.

Девочка умоляющим взглянула на хозяина магазина, и он сразу все понял. Сняв с витрины коробку, он протянул ее Анюте со словами: «Только вчера привезли из волшебной страны специально для вас».

Девочка весело захлопала в ладоши, а, увидев картину на верхней крышке коробки, замерла. На ней были изображены невысокие деревья с крупными листьями и соцветиями розовых цветов. Из стволов деревьев росли пучки смешных желтых и красных огурцов с короткой верхушкой. Возле деревьев черные люди в набедренных повязках складывали плоды в огромные чаны. А на золотом троне сидел король и пил из золотой чаши шоколад.

— Это шоколадная страна! – воскликнула Анюта.

— Так точно, сударыня, это Южная Америка. Там в тропически лесах растет шоколадное дерево. Оно цветет и плодоносит круглый год. В каждом из этих смешных огурцов созревают пятьдесят шоколадных семян. Они сначала горькие, но после того, как семена полежат в чанах, и вся мякоть плода сгниет, приобретают приятный шоколадный вкус, — блеснул своими познаниями хозяин.

— Вот бы мне одно шоколадное семечко. Я бы вырастила шоколадное дерево и дарила бы его плоды тем, кто не может купить себе шоколад, — мечтательно произнесла девочка.

— Это невозможно. Шоколадное дерево растет в тропиках и любит жару. Оно замерзает даже при пятнадцати градусов тепла, — объяснил продавец.

Девочка поблагодарила хозяина и, вышла, прижав к груди драгоценный подарок. На крыльце мама с дочкой остановились. Компания оборванцев пинала черного мальчика, а он горько рыдал и бормотал: «Вы не дали мне посмотреть, не дали посмотреть!»

— Не смейте! За что вы его бьете! — громко закричала девочка, расталкивая мальчишек.

— Пусть не ноет, все равно смотреть больше не на что! – хмуро буркнул самый старший мальчишка.

— А что он хотел увидеть? – удивилась девочка.

— Твою коробку, — усмехнулся другой мальчишка, одетый в такие лохмотья, что казалось его одежда состоит из одних дыр. Он сплюнул и пояснил:

— Некоторые покупают шоколад, а другие на него только смотрят. Твоя коробка сегодня появилась, и этот чернокожий не имел права подходить к витрине, пока мы не насмотрелись.

Девочка в ответ на эти слова показала ребятам картину на верхней крышке коробки.

— Видите, это шоколадная страна, а этот мальчик родом из шоколадного королевства, поэтому он такой черный, — объяснила Анюта.

— Можно еще посмотреть на твои шоколадки, — попросили мальчики, рассмотрев картину.

Открыв коробку, девочка сказала:

— Этот шоколад из волшебной страны и он может исполнить любое желание.

— Как бы я хотел бы чтобы моя мама выздоровела и пришла и больницы. Одному плохо, — вдруг вздохнул оборванец в лохмотьях

— Возьми одну шоколадку, съешь ее вместе с мамой, и она выздоровеет.

Мальчишка покраснел, как рак, и вытащил из коробки шоколадного зайца в синей фольге.

— А я хотел бы поступить в школу машинистов и водить поезда, — произнес самый старший мальчик.

— Тогда возьми маленький паровозик в красной фольге, — предложила девочка…

Один за другим мальчишки говорили свои желания и брали по шоколадной фигурке. Последним остался чернокожий мальчик.

— Тебе самый главный подарок, вот эта большая шоколадная звезда, ведь ты родом из шоколадной страны, — весело проговорила Анюта.

— А я хочу попасть туда, — прошептал он, протянув обе руки навстречу волшебному подарку.

— Конечно, ты попадешь туда. Ты станешь путешественником и побываешь во многих чудесных заморских странах, — успокоила его девочка.

— Доченька! Ведь это твой подарок, а ты не оставила себе ничего, — потрясенно сказала мама.

— Мое желание исполнилось, когда я получила эту коробку. Но это был один только один подарок, а теперь их стало целых десять, — засмеялась Анюта.

Когда мама и дочка подходили к дому, их догнал хозяин магазина. Он протянул женщине сверток с ожерельем и сказал:

— Возьмите, я все видел в окно. Пусть, как велел волшебник, раз в год один ребенок получает шоколадный подарок бесплатно.