Где илья муромец нашел сокровища. «Делу время – потехе час»

Ключевой герой русского народного эпоса - сын крестьянина, Илья Иванович Муромец. Вспомним его собратьев - детей разных народов. Роланд - племянник (а по некоторым версиям - побочный сын) Карла Великого, Рустам - сын знаменитого богатыря, Геракл - сын Зевса... С каждым из них у Ильи немало общего, но они - отпрыски царских родов, потомки языческих божеств… А русским героем стал простолюдин, плебей, о котором надменные князья и бояре подчас говорили: «Мужик, деревенщина!». Об этом стоит задуматься. Илья человечнее, чем исполин Святогор, мудрее, чем Добрыня, честнее, чем Алёша. Сила и мудрость простого человека непобедимы - такое убеждение присуще русскому народу и оно нас никогда не подводило. Вот игры в «элитарщину» не раз приводили Русь на грань гибели - и у великих наших богатырей опускались руки.

Это прочувствовал Алексей Константинович Толстой, в его стихотворении Илья Муромец - носитель консервативных крестьянских ценностей. В патриции он не стремится, не потакает ничьей спеси, поварчивает на тех, кого искушают новомодные украшения жизни:

Не терплю богатых сеней,

Мраморных тех плит;

От царьградских от курений

Голова болит!..

Первым подвигом Ильи был подвиг милосердия. Болезнь с младенчества приковала его к постели. Но, когда калики перехожие попросили у него милостыню - Илья испытал настолько сильный порыв помочь им, что его вознаградили исцелением и богатырской силушкой.

В. М. Васнецов «Витязь на распутье»

Последний подвиг «старого казака Ильи Муромца» тоже известен: проехав по последней из «трёх дорог», Илья нашёл клад, несметные сокровища. Но к чему богатырю золото да серебро? Всё своё богатство он потратил на храм:

Построил он церковь соборную.

Тут Илья и окаменел,

И поныне его мощи нетленные.

В версии другого сказителя развязка выглядит так:

«Нагрузил Илья Бурушку дорогой казной и повёз её в Киев-град. Там построил три церкви каменные, чтобы было где от врагов спасаться, от огня отсидеться. Остальное серебро-золото, жемчуг роздал он вдовам, сиротам, не оставил себе ни полушечки».

Герои русского богатырского эпоса - самоотверженные защитники Православия и Отчизны. Таков Добрыня: один из его исторических прототипов - дядька князя Владимира, креститель Новгорода, подавивший мятеж волхвов. Таков и Алёша: он был сыном одного из святых ростовских епископов. По одной версии он - святителя Леонтия, по другой - Феодора. Они были крестителями Залесской Руси. Судьбы наших легендарных богатырей крепко связаны с Крещением Руси - исторически и мистически. Недаром Демьян Бедный в богоборческом порыве написал пьесу «Богатыри», в которой осмеял разом Крещение, Илью, Добрыню, Алёшу. Кощунственную комедию поставили в московском Камерном театре. Пьеса возмутила Молотова и Сталина, и вскоре Демьяна Бедного исключили из партии. Иногда и из партии воинствующих атеистов исключали за хулу на Крещение Руси…


Илья Муромец. 1895. Иллюстрация к книге "Русские былинные богатыри".1895 Andrei Ryabushkin

Проходили века, но герои русских былин всегда действовали в эпоху крещения Руси - при князе Владимире. Подвиги Ильи напрямую связаны с преодолением язычества. Он одолевает Идолище поганое, он отрубает голову вражескому богатырю Жидовину, который, по мнению некоторых исследователей, символизировал хазарскую экспансию. Князь Владимир в богатырском эпосе - далеко не идеальный герой. Подчас он несправедливо обижал Илью, но, когда нужно было встать на защиты Отечества, богатырь забывал об обидах, служил народу и государству. В этом сюжете - важная метафора нашей истории.

В эпической биографии Ильи есть и минуты затмения. В ответ на лукавство князя он подчас впадал в ярость, однажды затеял стрельбу по золотым куполам, а потом - загул с «голями кабацкими». Таковы все самые любимые в народе эпические герои: они подчас ошибаются, оступаются, поскольку не схематичны, а человечны. В этом Илья схож и с Гильгамешем, и с Гераклом, и с нибелунгами, и с Давидом Сасунским…

Другое дело - его исторический тёзка. В 1643-м году Илья Муромец - воин и монах - был причислен православной церковью к лику святых в чине преподобного. Полностью отождествлять его с былинным героем нельзя: эпос вобрал в себя многие сюжеты, славные дела столетий, который народ связывал с любимым образом богатыря. И всё-таки в этой истории есть поразительные факты!


Кто бывал в Киево-Печерской лавре - тот не забудет мощи святого угодника Илии Печерского, Ильи Муромца, широкоплечего, крепкого человека. В ХХ веке несколько раз предпринимались исследования останков богатыря. Анатомы определили, что Илья перенёс серьёзную болезнь позвоночника, подтверждая былинный сюжет о многолетнем бессилии молодого сильного мужчины. А ещё на его теле обнаружено множество ран, одна из них - от вражеского копья, смертельная, в сердце. Видно, защитник земли русской принял неравный бой.



В 1956-м году на экраны страны вышел цветной широкоэкранный кинофильм режиссёра Александра Птушко «Илья Муромец». Роль богатыря исполнил Борис Андреев - актёр, олицетворявший героизм народа. Получилась впечатляющая, истинно эпическая картина. Компьютерных технологий в те времена не было - а чудеса «Ильи Муромца» впечатляют и по сей день… А разве можно забыть взгляд богатыря с картины Васнецова? Это полотно известно каждому русскому человеку, оно вдохновляет, учит мужеству, учит любить Отечество. Бдительно глядит вдаль православный богатырь - старый казак Илья Иванович Муромец, крестьянский сын, непобедимый воин. Он несёт свой крест, не прячась за чужими спинами. Первым грудью встречает вражьи стрелы. Не исчезнет память об Илье - не переведутся богатыри на земле русской.



Арсений Замостьянов

Илья Муромец

Илья Иванович Муромец родился в крестьянской семье, в селе Карачарово, что в Муромском районе Владимирской области. Самый главный русский богатырь. Жизненный путь Ильи Ивановича Муромца был славен и труден.

Тридцать лет он сиднем сидел на печи в своем Карачарове, так как родился «без рук, без ног». И просидел бы он так всю жизнь, не совершив ни одного подвига, но помог счастливый случай. Однажды, когда его родители (отец – Иван Тимофеевич, мать – Ефросиния Яковлевна) пошли на работу, к Муромцам постучали двое калек. Илья ответил им, что родителей нет дома, а сам он такой же калека как и они, даже еще хуже, потому что с печи встать не может. Калеки, наверное, его не услышали, поэтому постучали еще раз. Тут произошло настоящее чудо. Илья Муромец первый раз за тридцать лет вдруг встал на ноги и пошел открывать ворота.

В те далекие времена, гости часто приходили со своими едой и питьем. Вот и в этот раз, калеки, войдя во двор Муромцев, угостили Илью чаркой медового напитка. Осушив чарку и запив ее ключевой водой, Илья Муромец почувствовал в себе силу небывалую и пошел в поле помогать родителям.

После этого, Илья сел на богатырского коня и поехал в Киев. В те времена все богатыри ездили в Киев, чтобы послужить в богатырской дружине князя Владимира Красное Солнышко. Дружина эта действительно была элитной, княжеской. И служить там было не только интересно, но и почетно.

Отъехав совсем немного от своего села, Илья Иванович оказался в соседнем селе Девятидубье. Село это пользовалось у карачаровских дурной славой. Здесь на девяти дубах поселилась большая семья Соловьев Разбойников (смотри Соловей Разбойник ). Самым страшным был глава семьи, который сидел сразу на девяти дубах и поджидал редких прохожих.

Но ни соловьиный свист, ни змеиный шип, ни звериный рев не испугали богатыря. Немного испугался только его конь, которому потом было очень стыдно перед хозяином. Илья Муромец пустил каленую стрелу в правый глаз Соловья Разбойника. Тот сразу окривел и упал с дуба.

Жена Разбойника, – Соловьиха стала просить, чтобы богатырь отпустил ее мужа, но Муромец ей не поверил. А чтобы род Соловьев Разбойников больше не губил окрестных богатырей, он «прирубил у Соловья всех детушек».

Совершив свой первый подвиг, Илья привязал Разбойника к седлу и поехал в Киев. По дороге Илья Иванович сделал еще много добрых дел: очистил город Чернигов от вражеской «силушки великой» и возвел для местных жителей несколько пешеходных мостов через реку Смородину.

Приехав, наконец, в стольный град Киев, Илья Муромец показал Владимиру Красное Солнышко свой трофей – Соловья Разбойника. Тот, конечно, сразу засвистел, чем очень испугал князя и его гостей. Тогда богатырь убил злодея, а напуганный Владимир сделал Илью Муромца своим самым главным богатырем.

И вовремя. Потому что в Киеве откуда ни возьмись появилось Идолище поганое. Все, конечно, испугались. Не испугался только Илья Муромец и пошел на бой. Но тут у него промашка вышла. Только начали они с Идолищем драться, видит Илья, забыл он где-то свою булатную палицу. А без нее Идолище не победить. В досаде Муромец снял с головы свою меховую «шапку земли греческой» (то ли его шапка была из Греции, то ли в ней была земля из Греции, – об этом былина умалчивает) и хвать ей об Идолище поганое! Тут ему и конец пришел.

Большую помощь оказал Илья Муромец обороне Киева от нашествия Золотой Орды. Встретившись как-то с их предводителем Калиным царем, богатырь сначала попросил его отвести свои войска от Киева по-хорошему. В ответ захватчик «плюнул Илье в ясны очи».

Это была его роковая ошибка. Схватил Илья Муромец ворога за ноги «и зачал помахивати: куда ли махнет – тут улицы лежат, куды отвернет – с переулками». Помахивал он Калиным, помахивал, а потом «ударил о горюч камень и расшиб его в крохи». Крепкий оказался Калин царь. Собрал все, что от него оставалось и убежал из под Киева вместе с войском.

А крохи горюча камня до сих пор, наверное, лежат где-то в Киеве. А еще Илья Иванович Муромец был путешественником. На своем богатырском коне он объездил всю Древнюю Русь, побывал в Индии, Турции, Монголии и даже Карелии.

Илья Муромец был настоящим богатырем и хорошим другом. Дружил в Алешей Поповичем и Добрыней Никитичем (смотри соответствующие статьи). У него была очень хорошая жена, которую он нежно называл «баба Златыгорка» и трое детей: Сокольник, Сокольничек и Подсокольничек.

В конце своей жизни Илья Муромец нашел клад, который отдал Владимиру Красное Солнышко для всего народа. О дальнейшей судьбе этого клада ничего неизвестно. Отдав клад, Илья Иванович ушел в киевские пещеры, где совершенно окаменел и находится в этом состоянии до настоящего времени.

Один из первых национальных героев России, Руси. В памяти народной он по-прежнему на коне, на верном Бурушке.

Богатырь Илья Муромец в России известен всем. Мы знаем его не только как былинный образ, не только как православного святого, чьи мощи покоятся в Киево-Печорской лавре, но и как покровителя Ракетных войск стратегического назначения и пограничных войск России. Если приглядеться к судьбе этого эпического героя - можно увидеть символику, сокровенно важную для понимания судеб нашей страны. Неслучайно в недавнем исследовании «Самосознание и национальный характер русских» Илья Муромец был признан наиболее ярко выраженным русским характером.

Героический эпос – это не только корни любой культуры, но и, уж извините за патетику, предначертание будущей судьбы народа. Илья Муромец – герой патриархального, консервативного общества. Сказители подчёркивают, что перед нами – опытный воин в почтенном возрасте – «Старый казак Илья Муромец». Былины об Илье Муромце стали появляться несколько позже былин о Добрыне Никитиче – и, как фольклорный персонаж, Илья был моложе своего благородного собрата. Может быть, поэтому авторы фильма «Илья Муромец» старшим по возрасту назвали Добрыню. Но во всех былинных сюжетах подчёркивается старшинство Ильи. «Старым» его величают даже, когда речь идёт о первых подвигах богатыря, хотя точно известен его возраст в то время – тридцать лет (в некоторых вариантах – тридцать лет и три года). Нередко в позднейшей истории нашей страны именно «старые казаки» становились героями и спасителями Отечества – вспомним Суворова в Альпах или Кутузова в 1812-м году. Так уж сложилось: образ Ильи появился, когда былины о Добрыне и Алёше Поповиче уже ходили в народе. Но он быстро завоевал центральное место в русском эпосе.

Чем он уникален, ключевой герой русского народного эпоса – сын крестьянина, Илья Иванович Муромец? Вспомним его собратьев – детей разных народов. Роланд – племянник (а по некоторым версиям – побочный сын) Карла Великого, Рустам - сын знаменитого богатыря, Геракл – сын Зевса... С каждым из них у Ильи немало общего, но они – отпрыски царских родов, потомки языческих божеств… А русским героем стал простолюдин, плебей, о котором надменные князья и бояре подчас говорили: «Мужик, деревенщина!». Об этом стоит задуматься. Илья человечнее, чем исполин Святогор, мудрее, чем Добрыня, честнее, чем Алёша. Сила и мудрость простого человека непобедимы – такое убеждение присуще русскому народу и оно нас никогда не подводило. Вот игры в «элитарщину» не раз приводили Русь на грань гибели – и у великих наших богатырей опускались руки.

Это прочувствовал Алексей Константинович Толстой, в его стихотворении Илья Муромец – носитель консервативных крестьянских ценностей. В патриции он не стремится, не потакает ничьей спеси, поварчивает на тех, кого искушают новомодные украшения жизни:

Не терплю богатых сеней,

Мраморных тех плит;

От царьградских от курений

Голова болит!..

Первым подвигом Ильи был подвиг милосердия. Болезнь с младенчества приковала его к постели. Но, когда калики перехожие попросили у него милостыню – Илья испытал настолько сильный порыв помочь им, что его вознаградили исцелением и богатырской силушкой. Есть и такое мнение: миф об Илье Муромце воспевает пассивность, лень. Чему учит былина? Пролежи на печи тридцать лет и три года – и будут тебе честь и хвала. Но нельзя упускать суть сюжета: не за лень вознаградили Илью, а за душевный порыв, за доброту, за желание помочь людям. Только глухое сердце может воспринять это как пассивность. За доброе сердце получил Илья богатырскую силу.

Что было потом – всем известно:

Из того ли-то из города из Мурома,

Из того села да с Карачарова,

Выезжал удаленький дородный добрый молодец,

Он стоял заутрену во Муроме,

А-й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град…

Первая проба богатырских сил - сеча с вражескими войсками под Черниговом и пленение Соловья-разбойника.

Последний подвиг «старого казака Ильи Муромца» тоже известен: проехав по последней из «трёх дорог», Илья нашёл клад, несметные сокровища. Но к чему богатырю золото да серебро? Всё своё богатство он потратил на строительство храма:

Построил он церковь соборную.

Тут Илья и окаменел,

И поныне его мощи нетленные.

В версии другого сказителя развязка выглядит так:

«Нагрузил Илья Бурушку дорогой казной и повёз её в Киев-град. Там построил три церкви каменные, чтобы было где от врагов спасаться, от огня отсидеться. Остальное серебро-золото, жемчуг роздал он вдовам, сиротам, не оставил себе ни полушечки».

Любопытно, что первым театральным представлением петровского времени, который играли в селе Преображенском в честь молодожёнов – царя Петра и Евдокии Лопухиной – был спектакль «Илья муромский богатырь и Соловей разбойник».

Герои русского богатырского эпоса – самоотверженные защитники Православия и Отчизны. Таков Добрыня: один из его исторических прототипов – дядька князя Владимира, креститель Новгорода, подавивший мятеж волхвов. Таков и Алёша: он был сыном одного из святых ростовских епископов. По одной версии он – святителя Леонтия, по другой – Феодора. Они были крестителями Залесской Руси. Судьбы наших легендарных богатырей крепко связаны с Крещением Руси – исторически и мистически. Недаром Демьян Бедный в богоборческом порыве написал пьесу «Богатыри», в которой осмеял разом Крещение, Илью, Добрыню, Алёшу. Кощунственную комедию поставили в московском Камерном театре. Пьеса возмутила Молотова и Сталина, и вскоре Демьяна Бедного исключили из партии. Иногда и из партии воинствующих атеистов исключали за хулу на Крещение Руси…

Проходили века, но герои русских былин всегда действовали в эпоху крещения Руси – при князе Владимире. Подвиги Ильи напрямую связаны с преодолением язычества. Он одолевает Идолище поганое, он отрубает голову вражескому богатырю Жидовину, который, по мнению некоторых исследователей, символизировал хазарскую экспансию. Князь Владимир в богатырском эпосе – далеко не идеальный герой. Подчас он несправедливо обижал Илью, но, когда нужно было встать на защиты Отечества, богатырь забывал об обидах, служил народу и государству. В этом сюжете – важная метафора нашей истории.

Служба Ильи проходила на заставе богатырской, первым встречал врагов, защищал Родину – и ни силой, ни хитростью никто не мог его одолеть. Именно поэтому его признали своим героем пограничники. Вершина русского эпоса – былина о противостоянии Ильи Муромца с иноземными захватчиками, с Калином-царём. Эта патриотическая былина обретала особую популярность в годы военных испытаний, когда вставал вопрос о независимости Родины, когда над страной нависала смертельная опасность. После победы на Угре наша страна, как бы она ни называлась – Московская Русь, Российская империя, РСФСР, СССР – не покорялась врагами, неизменно побеждала. Мы привыкли к победам в отечественных войнах, считаем их чем-то естественным, даже неизбежным. А ведь в истории гораздо больше примеров «благоразумного» подчинения напору завоевателя, чем образцов победного сопротивления. В последние три века именно Россия неизменно вставала на пути кандидатов в мировые гегемоны. В эти века былине об Илье Муромце были известны каждому мальчишке. Пример богатырского служения воспитывал воинов. И не было в мире более стойкой армии. Былины об Илье слушали и запоминали будущие ополченцы князя Пожарского, славные преображенцы и семёновцы – первые российские гвардейцы… А суворовские солдаты – те, кто был учён грамоте – читывали лубочную книжку «История о славном и храбром богатыре Илье Муромце и Соловье-Разбойнике», в которой пересказывались сюжеты нескольких былин. А 1812-й всем напомнил о победах Ильи над Калином. События ХХ века снова пробудили фантазию сказителей, и в былинах об Илье появились новые мотивы. К тому времени на всю Россию уже прогремели картины Виктора Васнецова, посвящённые богатырям – «Богатыри» (в народе её чаще называют «Три богатыря») и «Илья Муромец». Не счесть копий васнецовских «Богатырей», украшавших скромные избы и городские комнаты советских людей, знавших цену воинскому подвигу. Васнецов писал: "картина моя "Богатыри" - Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого!". Именно на страже, а не в бою, изобразил их художник, стремившийся передать образ грозной, но миролюбивой силы. И в центре картины, конечно, Илья Муромец – старший из «крестовых братьев». Он излучает спокойствие, он слит с русской природой – с предгрозовым небом, с широкими холмами, с крепкими дубравами. Защитник сирот и бедных вдов, защитник земли русской – именно так он говорил о себе перед большими битвами.

И приехали они ко силушке татарскоей,
Припустили коней богатырскиих,
Стали бить-то силушку татарскую,
Притоптали тут всю силушку великую,
И приехали к полатке полотняноей;
А сидит собака Калин-царь в полатке полотняноей.
Говорят-то как богатыри да святорусьскии:
– А срубить-то буйную головушку
А тому собаке царю Калину.–
Говорил старой казак да Илья Муромец:
– А почто рубить ему да буйная головушка?
Мы свезёмте-тко его во стольний Киев-град
Да й ко славному ко князю ко Владымиру. –

Так завершилось главное сражение Ильи Муромца.

В эпической биографии Ильи есть и минуты затмения. В ответ на лукавство князя он подчас впадал в ярость, однажды затеял стрельбу по золотым куполам, а потом – загул с «голями кабацкими». Таковы все самые любимые в народе эпические герои: они подчас ошибаются, оступаются, поскольку не схематичны, а человечны. В этом Илья схож и с Гильгамешем, и с Гераклом, и с нибелунгами, и с Давидом Сасунским… К тому же, сюжет о ярости Ильи Муромца связан с народным восстанием против ростовщиков. Илья в этой былине показывает своё презрение к золоту, к стяжательству. И всё-таки многие по сей день не могут ему простить стрельбу по куполам.

Другое дело – его исторический тёзка и один из исторических прототипов. В 1643-м году Илья Муромец – воин и монах – был причислен православной церковью к лику святых в чине преподобного. Полностью отождествлять его с былинным героем нельзя: эпос вобрал в себя многие сюжеты, славные дела столетий, который народ связывал с любимым образом богатыря. И всё-таки в этой истории есть поразительные факты! В 1701 г. мощи богатыря описал паломник И. Лукьянов: «Тут же видехом храброго воина Илью Муромца, в нетлении пребывающего под покровом златым, ростом яко нонешние крупные люди, рука у него левая пробита копьем; язва вся знать на руке, а правая рука его изображена крестное знамение».

Кто бывал в Киево-Печерской лавре – тот не забудет мощи святого угодника Илии Печерского, Ильи Муромца, широкоплечего, крепкого человека. В ХХ веке несколько раз предпринимались исследования останков богатыря. Анатомы определили, что Илья перенёс серьёзную болезнь позвоночника, подтверждая былинный сюжет о многолетнем бессилии молодого сильного мужчины. А ещё на его теле обнаружено множество ран, одна из них – от вражеского копья, смертельная, в сердце. Видно, защитник земли русской принял неравный бой. То ли защищал монастырь, то ли постригся в монахи после долгой воинской службы.

…В 1956-м году на экраны страны вышел цветной широкоэкранный кинофильм режиссёра Александра Птушко «Илья Муромец». Роль богатыря исполнил Борис Андреев – актёр, олицетворявший героизм народа. Получилась впечатляющая, истинно эпическая картина. Компьютерных технологий в те времена не было – а чудеса «Ильи Муромца» впечатляют и по сей день… И массовые сцены, не знающие равных в мировом кинематографе (былинный размах!), и распевная речь Бориса Андреева – всё в этом фильме соответствует эпическому настрою. А разве можно забыть взгляд богатыря с картины Васнецова? Это полотно известно каждому русскому человеку, оно вдохновляет, учит мужеству, учит любить Отечество. Образ Ильи Муромца любим и всеми, понятен миллионам – и всё-таки он таинственен, как сама природа. Бдительно глядит вдаль православный богатырь – старый казак Илья Иванович Муромец, крестьянский сын, непобедимый воин. Он несёт свой крест, не прячась за чужими спинами. Первым грудью встречает вражьи стрелы. Он бессмертен, пока помнятся на земле его подвиги. Не исчезнет память об Илье – не переведутся богатыри на земле русской.

Как то копаясь в городской библиотеке среди пыльных книг по археологии, Илья обнаружил старенький том «Клады Подмосковья».
Сдув пыль, он принялся листать книгу, вдруг, он увидел как из книги на пол, спланировал пожелтевший листок бумаги сложенный в двое. Подняв и развернув листок, он обнаружил там какую-то схему и текст. Положив листок обратно в книгу он направился к выходу.
Дома посмотрю – решил Илья.
Придя домой и наспех перекусив, он развернул листок, и принялся его изучать. На листе была изображена схема какой-то деревни испещренная какими-то стрелками, кружочками, а внизу написаны пояснение, как найти деревню и конкретный дом. Деревня называлась Ступино. Внизу ещё была схема дома, на которой стрелками было показано место обозначенное крестиком. Илья заинтересованно рассматривал схему. А вдруг, это указан путь к кладу! – подумал он. Если это клад, так это вообще здорово! Можно разбогатеть в один момент!

Он завалился на диван и мечтательно улыбнулся. Грёзы приходили одна лучше другой. Он видел себя, как он едет в означенное место, находит клад, а там много золотых монет и ювелирных украшений. Бурные фантазии завладевали его сознанием, он видел себя в новой квартире, в роскошном лимузине, как он отдыхает где-то на дорогих курортах, на лазурном берегу обласканный солнцем, в общем прожигает жизнь.
И вот проснувшись по утру, выпив чашку ароматного кофе, он отправился в путь.

Добравшись до железнодорожного вокзала. Он сел в электричку, развернул схему и принялся ещё раз её изучать.
Оказалось, что то место с домом не так уж и далеко находиться. Всего какой-то час езды.
Прибыв на место назначения, он принялся осматриваться на незнакомом месте. Но сколько не осматривался так и не мог определить в каком направлении двигаться. Спустившись с платформы, Илья увидел неподалёку старушку, торгующую овощами.
Ага! – вот у неё и спрошу, наверняка бабка из местных. Он подошёл поздоровался, и спросил.
– Скажите бабушка, а где здесь деревня Ступино? Старушка внимательно посмотрела на Илью
– А тебе зачем сынок? В той деревне уж как лет пять никто не живет, все дома заколочены. Люди то все разъехались кто куда. Работы не стало, вот и подались все в город.
– Да я бабушка из поисковиков. Ищу где раньше во время войны бои шли, а там говорят недалеко от Ступино наши бойцы оборону держали, вот и хочу разведать то место. А летом экспедицию снарядим, может кого-то из бойцов отыщем, так сказать земле предадим, по всем правилам и с воинскими почестями. Старушка не доверчиво посмотрела на Илью.
– Бои здесь везде шли, но вот возле Ступино не слыхала, ну да тебе видней сынок. А добраться туда можно так....
И старушка принялась подробно объяснять как Илье найти Ступино. Выслушав бабулю, Илья отправился в путь.

Идти пришлось минут тридцать через лес. Наконец выйдя из лесу, Илья увидел деревню. Да права бабка оказалась! Здесь кроме старых заколоченных домов ни хрена нет. Жуткое конечно местечко. А когда над головой неожиданно каркнул ворон, Илья испуганно вздрогнул. Дурной знак – подумал он. Кыш зараза – махнул он рукой сгоняя птицу с ветки. Тьфу.. чтоб тебя...
Оправившись от испуга, он направился в деревню. Побродив по пустынной улице, он наконец отыскал нужный дом. Дом снаружи, выглядел мрачновато, серые покосившиеся стены, крыльцо с сгнившими деревянными ступеньками, окна были заколочены старыми досками, дом излучал какую - то неприятную ауру. Где-то внутри зашевелилось чувство, то ли страха, то ли ещё чего-то. Илья не стал долго разбираться в своих ощущениях, а решил войти внутрь. Внутри он увидел кучу строительного мусора, старые разбитые стулья, опрокинутый шкаф, дохлую кошку с остекленелыми глазами и ещё кучу всякого хлама. Достав схему он еще раз посмотрел, где искать нужное место. Стрелка на схеме указывала на место в метре, от того, где он стоял. Но там кроме кучи мусора ничего не было.

Вот чёрт! – неужели ничего нет и эта схема, чья-то злая шутка? Илья подошёл к обозначенному на схеме месту, по ворошил ногой мусор, и вдруг увидел кольцо люка который вёл в подпол. Очистив люк от хлама, он ухватился за кольцо и потянул на себя. Люк с трудом удалось приоткрыть на несколько сантиметров, из щели пахнуло сыростью и гнилью. Илья напрягся и откинул крышку в сторону, в полу зияла тёмная пасть подпола. Вниз вела железная лестница поржавевшая от сырости. Илья потоптался в нерешительности. Что-то как то не очень, - спускаться в эту дыру – сомневался Илья всматриваясь в темноту подпола. Но желание найти клад манило его. Где наша не пропадала! – с этими словами он включил фонарь и начал спуск.

Спустившись в подпол, он посветил вокруг себя, осмотрелся. Глубина подпола была метра три, земляные стены пахнущие сыростью и старый сундук покрытый паутиной. Вот оно! – обрадовался Илья. Так. Интересно. Посмотрим, что там у нас в сундучке! Он подошёл поближе, осветил фонариком сундук. Ага – замка вроде нет. Илья смахнул паутину, нашел ручку, потянул за нее открывая крышку. Заглянул внутрь и, к своему разочарованию ни каких сокровищ там не увидел, кроме старой потёртой книги солидных размеров. Вот блин, эх ну и дурак! – зря тащился в эту тьмутаркань. Сокровища б...дь найти захотел, дурила картонная – клял он себя. Ладно. Посмотрим что за книженция там... с виду вроде старинная – Илья достал книгу из сундука, и полез обратно на верх.

На верху стряхнув пыль с книги, он стал рассматривать раритет. Ничего себе, увесистая книжонка! Кожаная обложка, тиснение, какой-то символ, похожий на чашу. Илья открыл книгу. На титульном листе была надпись крупными буквами «Книга судьбы». Книженция вроде старинная, а надпись на современном языке – удивился Илья. Под заглавием шла надпись мелким шрифтом «подумай, прежде чем перевернуть страницу», а что тут думать!? – чушь какая - то, и он перелистнул страницу. На странице была надпись, «ещё раз подумай, предупреждаем в последний раз». Да блин задолбали! – Илья переворачивает следующую страницу.
А там надпись: « Ну что Лох! Нашёл сокровища?»