Егор летов годы жизни. Егор летов умер из-за новой квартиры

В феврале 2008 года в Омске неожиданно умер 43-летний лидер культовой панк-группы «Гражданская оборона» Егор Летов. С тех пор прошло два года, но точные причины безвременной смерти легендарного музыканта до сих пор не озвучены.


Ходят только слухи: будто бы Егор во сне захлебнулся рвотными массами, якобы у него из-за отравления алкоголем остановилось сердце... Самое интересное, что всей правды не знают (или тщательно скрывают?) даже близкие покойного. По крайней мере, старший брат Егора - «широко известный в узких кругах» московский джазмен Сергей Летов - до сих пор не понимает, что же случилось с его братом.

Последние четыре года мы с Игорем (настоящее имя Егора) не общались, - рассказывает "ЭГ" Сергей. - В очередной раз поссорились. У нас и до этого случались ссоры, после которых мы не общались по два-три года.

- А в последний раз что не поделили?

Ссора произошла заочно. Мы договорились, что я приеду в Омск на запись нового альбома Игоря. Я незадолго до этого купил ему профессиональный цифровой магнитофон, так как у брата к тому времени эта техника пришла в упадок. Студия «ГрОб рекордс» только называлась студией, на самом деле это была комнатка в папиной трехкомнатной хрущевке, наша бывшая детская... Незадолго до поездки у меня возникли финансовые трудности. И я написал Игорю по электронной почте, что приеду в Омск, если он оплатит мне авиабилет хотя бы в одну сторону. Он, видимо, страшно обиделся и даже не ответил. С тех пор мы с братом практически не общались.

- Но вам, как брату, наверняка известно, при каких обстоятельствах скончался Егор?

Для меня самого это загадка. Подозрений у меня еще больше, чем опубликовано версий. Я разговаривал с директором группы Сергеем Попковым, это самый надежный человек в окружении брата. Сергей сказал, что согласно свидетельству работников скорой помощи, смерть наступила около полудня (близкие обнаружили, что Егор мертв, около пяти часов вечера).

- Некоторым кажется странным то, что Егор умер на новой квартире, не прожив в ней и трех месяцев...

Действительно, в конце декабря 2007 года они с женой Натальей Чумаковой, гитаристкой «Гражданской обороны», переехали в новую трехкомнатную квартиру в элитном районе Омска. А 82-летнего отца с собой не взяли. Возможно, это и сыграло роковую роль. Ведь папа всегда следил за Игорем и, если что, вызывал «скорую».

- И часто приходилось вызывать? У Егора были серьезные проблемы со здоровьем?

Отец рассказывал мне, что за полгода до смерти у Игоря была остановка дыхания. Папа тут же вызвал «скорую», и врачи реанимировали брата дыханием «рот в рот» и стимуляцией сердца. А вообще, за свою жизнь Игорь пережил 14-15 клинических смертей. Мы с отцом не раз на простынях выносили его к «скорой»... Дело в том, что наша мать родом из Семипалатинска. Она получила приличную дозу радиации. И, как результат, мы с братом все детство не вылезали из больниц. Игорь был чрезвычайно болен - у него была врожденная недостаточность поджелудочной железы.

- Правда, что Егор с отцом жили как кошка с собакой? Говорят, ваш брат мог и руку на него поднять?

Не хотелось бы об этом говорить... Но думаю, вполне мог. Странно, ведь родители его обожали и позволяли буквально все. Считали, что Игорь не жилец на этом свете, поэтому его любое желание тут же выполнялось. Как-то брат в каком-то окошке увидел горшок с кактусом и сказал, что хочет такой же. Так отец пошел в ту квартиру и попросил от растения «детку»! При этом у Игоря с отцом всю жизнь были очень сложные отношения. А вот с мамой у него, наоборот, был очень тесный контакт. Она умерла в 53 года от рака, как и ее мать, моя бабушка. Так Игорь с тех пор каждый год 31 декабря в одиночку ходил на могилу мамы и наряжал для нее новогоднюю елку!

- Сергей, обсуждается и такая версия смерти, как передозировка наркотиков. Могло такое быть? Егор не раз говорил в интервью, что употреблял ЛСД...

Я ни разу не видел, чтобы он принимал наркотики. Он даже не курил! Правда, когда у меня были проблемы с девушкой, он советовал мне принять ЛСД. Но сам он пробовал наркотики всего один-два раза. Проблема у него была в другом...

- Алкоголь?

К сожалению, да. Подозреваю, что он начал употреблять алкоголь для того, чтобы выдерживать двухчасовые концерты. «Допинг» ему был нужен для драйва, для вдохновения. Кстати, я сам употреблял алкоголь перед выступлением всего несколько раз - и только тогда, когда играл с «Гражданской обороной». Во время концерта и в перерыве все выпивали. Не для опьянения, нет. Чтобы хватило сил довести концерт до конца.

О том, что у брата проблемы с алкоголем, я впервые услышал году в 1996-м от его администратора Жени Грехова. Потом года через два ко мне с той же просьбой обратился его издатель Евгений Колесов: «Ты единственный, кого Игорь послушается». И я боролся. Насильно кормил его таблетками.

- Помогало?

Иногда. Я анализировал, почему с ним это происходит. И вспомнил, что был среди наших предков один алкоголик. Наш дед по матери - казак Мартемьянов, репрессированный в 1937 году - писал моей бабушке: «Нас у родителей было пятеро». Но перечислял только четырех. Мне это всегда казалось странным. А объяснилось все так: был у дедушки брат Володя, алкоголик, и дед его стеснялся, покупал ему одежду, давал деньги, лишь бы он только не показывался ему на глаза.

- Вы не пробовали убедить Егора кодироваться?

Психиатры сказали мне, что его нельзя кодировать. Поскольку он человек очень сильной воли, ничего не боится. И страх смерти его не остановит.

- Сергей, я так поняла, ваши отношения с Егором не отличались теплотой. Не разговаривать четыре года - это сильно...

Это неправильный вывод. Да, у нас периодически случались длительные ссоры. А бывало, что я каждую неделю получал от него из Омска по письму на 5-6 страниц! Но потом переписка прервалась - с Игорем боролся КГБ, его сажали на принудительное психиатрическое лечение. Мы даже по телефону разговаривали сухо - в конце 80-х линию прослушивали.

Но натянутыми наши отношения назвать нельзя. Наверно, именно тогда, когда я стал привозить 8-летнему еще Игорю пластинки, он решил стать музыкантом. Меня самого в детстве родители определили в музыкальную школу, но эта долбежка мне быстро обрыдла, и я уехал от матери с отцом в новосибирскую физико-математическую школу-интернат. А там.. затосковал по музыке. Через несколько лет купил саксофон и переехал в Москву. А еще через какое-то время ко мне нагрянул 16-летний Игорь и объявил, что хочет учиться игре на бас-гитаре. И эту гитару мы ему нашли - с помощью известного питерского звукорежиссера Андрея Тропилло, который записывал «Аквариум» и «Кино». Кстати, брат так и прожил жизнь музыкально неграмотным, нигде не учился...

- Не понимаю, как родители отпустили подростка-сына в Москву...

Игорь был довольно трудный в быту человек. А тут еще и переходный возраст... Родители от него рыдали и писали мне письма: «Сергей, забери его к себе». Он легко выходил из себя. Его мог довести до белого каления работающий телевизор. Советскую пропаганду он воспринимал как вражескую. А наш отец был армейским политработником, поэтому они на протяжении всей жизни ссорились.

- Меня все время интересовало, где Егор набрался этой оппозиционности?

У него всю жизнь была такая позиция: «А я против!». У меня в 80-е годы были патриотические убеждения, из-за чего он часто называл меня фашистом, националистом, мы ссорились, подолгу не общались... При этом Игорь очень легко поддавался влиянию. Кто-то расскажет ему что-то яркое - и вот брат начинает с пылом отстаивать новую точку зрения. Вот смотрите, в конце жизни он переименовал все свои альбомы. Был «Солнцеворот» - стал «Лунный переворот». От многого отрекся.

В начале 90-х его популярностью попыталась воспользоваться наша оппозиция. Брат сначала поддался их влиянию, а потом сказал мне: «Я понял, что оппозиция - это такая же власть, как и официальная. Только одни играют рыжего клоуна, а другие - белого. Доброго следователя и злого». Словом, он пришел к мысли, что оппозиция в не меньшей степени, чем власть, ответственна за происходящее в стране.

- Егор мечтал о славе?

Его всегда интересовало признание масс. И в этом мы с ним очень расходились. По мне, так лучше играть для 15-20 человек, но для тех, кого сам уважаешь. А Игорь осуждал меня за элитарность. Он говорил: «Я играю на стадионах. Хорошая музыка должна нравиться всем». Я тут же парировал: «Значит, выходит, лучший музыкант - это Киркоров?» Но при этом стремлении к популярности он никогда не грезил богатством. Деньги ему были нужны, чтобы заниматься творчеством, покупать книги и пластинки. После него осталась огромная библиотека и фонотека. Он вообще был куда более развит, чем большинство рокеров и уж тем более - панк-музыкантов. Образ жизни он вел совсем не рокерский. Ведь рокер как живет? Выпил, познакомился с девушками, а лучше - с двумя, на сцене поймал кураж, поломал инструмент... А Игорь в Москве первым делом шел в книжный магазин и увозил в Омск 20-30 килограммов книг. А потом месяцами сидел в своем квартире в хрущевке в Чкаловском поселке, ни с кем не общался, читал книги и сочинял новую музыку.

- Сергей, несколько слов о женщинах в жизни Егора. Некоторые винят его в том, что покончила с собой его первая гражданская жена, певица Янка Дягилева ...

Что за ерунда! Игорь к ней очень хорошо относился. Это я поначалу ее не воспринял. Помню, они вместе приехали ко мне в Москву, и я поразился отсутствию у брата вкуса: Янка была некрасивой, полной, абсолютно не женственной особой. Помню, я даже сказал ему что-то по этому поводу. О том, что она писала стихи и песни, я узнал только после ее гибели. Брат так переживал по этому поводу, что даже нанес себе ножом два глубоких перекрестных пореза на руке. Чтобы болью физической заглушить боль душевную. Кстати, в гибели Янки тоже много неясного. Считается, что это было самоубийство, что она утонула в реке Ине, но говорят, что когда ее труп достали из воды, было заметно, что проломлен череп...

- А вообще, Егор был любителем женщин?

Точно нет. Можно сказать, за всю жизнь у него были устойчивые отношения с тремя женщинами: Янкой, Аней Волковой и последней женой Натальей Чумаковой, дочерью новосибирского профессора. С ней единственной у Игоря брак был зарегистрирован официально.

- Вам кто из жен брата больше всего нравился?

Если честно, Аня Волкова. Высокая, красивая, на все руки мастерица... Думаю, что если бы они с братом не разошлись, он бы сейчас был жив. Паяла провода, “строила” всех, несла на себе гитары, когда музыканты были не “в кондиции”. А могла и пощечин надавать, чтобы чересчур “расслабившихся” привести в чувство!

- Почему же Аня и Егор расстались?

Потому что брат в самом начале 1998-го влюбился в какую-то 19-летнюю замужнюю даму, жившую тогда в Москве. Я не знаю, кто она такая. Но знаю, что именно это привело к ссоре и разрыву с Аней.

Будущий «патриарх сибирского рока» Игорь Летов (Егор – псевдоним) появился на свет 10 сентября 1964 года в Омске, в обычной советской семье. Отец Егора был военным, затем исполнял обязанности секретаря городского райкома КПРФ, мать работала врачом. По слухам, в детстве Летов 14 раз перенес клиническую смерть.

У мальчика с детства перед глазами был живой пример неисчерпаемой любви к музыке: старший брат Егора Сергей – известнейший саксофонист, музыкант, работающий в разных стилях. Учился Егор в средней школе №45 города Омска, которую благополучно окончил в 1982 году. После окончания школы Летов уехал к брату в Подмосковье. Там Егор поступил в строительное ПТУ, но спустя год был отчислен за неуспеваемость.

Вернувшись в Омск, Летов продолжил работать над проектом под названием «Посев», который он основал в 1982 году. С этой поры биография и жизнь пионера «русского панк-рока» была неразрывно связана с музыкой и творчеством.

В те годы Егор Летов трудился на шинном и мотостроительном заводах Омска. В должности художника музыкант рисовал портреты Ильича и агитплакаты для коммунистических митингов и собраний, позже подрабатывал дворником и штукатуром.

Музыка

Свои песни группа «Посев» записывала на магнитоальбомы. Процесс этот проходил в обычных квартирах на примитивном оборудовании, благодаря чему звук получался глухим, дребезжащим и нечетким. Впоследствии, даже получив доступ к нормальной звукозаписывающей технике, Летов не отказался от «квартирного» метода, сделав «гаражный звук» своим фирменным стилем.

Неповторимость кустарного звучания, характерного и для поздней «Гражданской обороны», во многом была обусловлена музыкальными пристрастиями лидера обеих групп. В интервью Летов не раз упоминал, что на его песни повлиял американский гаражный рок 1960-х и творчество исполнителей, работающих в духе экспериментального, панковского, психоделического рока.


Группа «Посев» завершила свое существование в 1984 году. Примерно в это же время была образована легендарная «Гражданская оборона», известная также как «Г.О.» или «ГрОб». Летов продолжал работать в своем излюбленном «гаражном» стиле, одновременно открыв независимую студию звукозаписи «ГрОб-рекордс».

Студия располагалась в квартире обычной омской хрущевки. На деньги, вырученные от концертов, Егор издавал альбомы «Г.О.» и других групп, имеющих отношение к сибирскому панк-року.


Выпущенные альбомы, подпольные концерты, распространявшиеся с рук записи и совершенно неповторимый стиль исполнения наряду с матерными текстами песен, исполненными глубоким смыслом, принесли «Гражданской Обороне» оглушительную популярность у советской молодежи. Песни Летова отличает небывалая энергетика, узнаваемый ритм и самобытный звук.

По словам его коллег по цеху, Егор смог доказать, что играть рок можно, даже не умея виртуозно брать сложные аккорды или гениально использовать барабанную установку. Удивительно, но сам Летов никогда не причислял себя к панковскому движению, он просто всегда был «против». Против строя, системы, устоявшихся стереотипов, против самого себя. И этот нигилизм наряду с критичностью текстов взяли за образец последующие советские и русские панк-группы.

Спецслужбы и психиатрическая больница

На заре своей музыкальной карьеры лидер «Г.О.» был убежденным противником коммунизма и устоявшегося строя, хотя против самой советской власти он никогда не выступал. Однако политический и философский контекст его песен так явно проглядывал сквозь напускное панковское безразличие, что группой и ее создателем не могли не заинтересоваться соответствующие органы.


Егору неоднократно делались внушения сотрудниками КГБ. Они требовали прекратить деятельность группы. Поскольку Летов ответил отказом, в 1985 году его поместили в психиатрическую лечебницу. К музыканту применяли насильственные методы лечения, накачивая сильнейшими нейролептиками. Такие препараты применялись для полнейшего изменения психики «пациента», а сам Летов сравнивал их действие с лоботомией.

К счастью, заключение длилось всего 4 месяца. Выбраться из психбольницы Егору помог брат Сергей, который пригрозил опубликовать в западных СМИ историю о том, как в СССР борются с неугодными музыкантами.

Творчество

В период с 1987 по 1988 годы Егор возвращается к проекту «Гражданская Оборона» и записывает несколько альбомов, среди которых «Мышеловка», «Все идет по плану» и другие. Он сам исполняет песни, играет на инструментах, выступает в роли звукорежиссера и саундпродюсера. В 1988 году на студии Фирсова записан бутлег «Русское Поле Эксперимента».


В 1989 году были записаны альбомы нового проекта Егора «Коммунизм», чуть ранее он познакомился и стал работать с , выдающейся рок-исполнительницей, автором песен, чья жизнь трагически оборвалась в 1991 году. После смерти Янки Егор доделал и выпустил ее последний альбом «Стыд и Срам».

В 1990 году Летов распустил «Гражданскую Оборону», отыграв концерт в Таллине. Решив, что его проект превращается в попсу, музыкант увлекся психоделическим роком. Результатом этого увлечения стал очередной проект «Егор и О...зденевшие», в рамках которого вышло два альбома. В 1993 году Летов реанимировал «Гражданскую Оборону», продолжая работать в составе обеих музыкальных групп.


В последующие годы музыкант выпустил несколько альбомов, часть из которых были составлены из заново записанных старых песен. Последний концерт «ГО» состоялся в Екатеринбурге 9 февраля 2008 года.

На рубеже веков Летов увлекся политикой, состоял в НБП, водил дружбу с Лимоновым, Анпиловым, Дугиным. В 2004 году Егор Летов официально отрекся от политики.

Личная жизнь

Личная жизнь столь неординарного человека, как Летов, была довольно бурной. Знакомые описывали его как очень разностороннюю личность. Егор был способен неоднократно менять свои взгляды. На его мнение мог легко повлиять фильм, книга, при этом он был прирожденным лидером, рядом с которым тускнели все остальные.


На редких фото музыкант изображен во время концертов, с друзьями или с соратниками по рок-группам, а дома – исключительно с котами, однако это не означает, что в его жизни не было женщин. Официально женат Летов был один раз, неофициально – дважды, детей у музыканта не было.

В конце 80-х гражданской женой лидера «Гражданской Обороны» была Янка Дягилева, возлюбленная, муза и коллега Летова. Вместе они записали несколько альбомов и сыграли немало концертов-квартирников.


После трагической и загадочной смерти Янки женой музыканта стала подруга Дягилевой Анна Волкова, также принимавшая участие в записи некоторых альбомов «Г.О.». В 1997 году Летов женился на Наталье Чумаковой, по совместительству бас-гитаристкой группы.

Смерть

У Егора было немало творческих идей, среди которых проект фильма по роману Кортасара «Игра в классики» и альтернативные музыкальные проекты. Однако этим планам было не суждено осуществиться.


19 февраля 2008 года музыкант и певец скончался. Причиной смерти Летова официально названа остановка сердца, однако впоследствии была обнародована альтернативная версия: острая дыхательная недостаточность как следствие отравления этанолом.

Похороны, на которые приехало немало народу, в том числе из обеих столиц, сопровождались гражданской панихидой. Егора Летова похоронили в Омске рядом с могилой матери.

Дискография

Сольные альбомы:

  • «Русское поле эксперимента», 1988;
  • «Концерт в городе-герое Ленинграде», 1994;
  • «Егор Летов, концерт в рок-клубе «Полигон»», 1997;
  • «Братья Летовы» (с Сергеем Летовым), 2002;
  • «Егор Летов, ГО, Лучшее» (сборник питерских концертов), 2003;
  • «Вершки и корешки», 2005;
  • «Все как у людей», 2005;
  • «Апельсин. Акустика», 2011.

Другие проекты:

  • «Песни в пустоту» (акустика с Е. Филатовым), 1986;
  • «Музыка весны» (пиратский сборник), 1990-1993;
  • «Пограничный отряд гражданской обороны», 1988.

Лучшие песни:

  • «Русское поле экспериментов»;
  • «Вечную весну»;
  • «Про дурачка»;
  • «Все идет по плану»;
  • «Я всегда буду против»;
  • «Зоопарк»;
  • «Моя оборона» и другие.

Егор Летов был страстным футбольным болельщиком. Про себя говорил, что «вырос из футбола, все детство играл, полузащитником-диспетчером». На протяжении жизни его пристрастия менялись, но «болел» он всегда профессионально. Разбирался в футбольной тактике, с жаром мог расписать преимущества и недостатки той или иной команды.

Дольше всех продлилась у Летова страсть к ЦСКА. Должно быть, сказывалось влияние отца-военного. В последние годы стал болеть за Сhelsea. Как ни странно, он связывал свои симпатиии к этому клубу с именем Абрамовича: «Во-первых, меня поразил сам факт, что впервые за всю историю российского бизнеса человек потратил деньги не на говно, а создал реально нечто великое практически на пустом месте и сразу. А во-вторых, мне нравится, как играет Chelsea, даже сейчас, это самая тотальная война в премьер-лиге. Может, это не столь красиво и размашисто, как Manchester, зато более яростно и бескомпромиссно. И в-третьих, мне очень нравятся такие игроки, как Терри, Лэмпард, Чех, Дрогба».

В футболе Летов видел больше, чем просто игру. В интервью журналу Rolling Stone признавался: «А вообще для меня футбол - это не спорт, это рок-н-ролл, панк-рок, экстремальный вид искусства, философия и политика».

Егор Летов (Игорь Фёдорович Летов, 10.09.1964 – 19.02.2008) – российский поэт, музыкант, саундпродюсер. Наибольшую известность получил как основатель и лидер группы « ». Является ключевой фигурой сибирского андерграунда. Младший брат джазового саксофониста Сергея Летова. Автор ряда сольных альбомов и сборника стихотворений.

Биография Егора Летова

Игорь Фёдорович Летов родился 10 сентября 1964 года в Омске. Мать будущего музыканта работала военным врачом, отец – бывший военный, участник Великой Отечественной войны. Окончив десятый класс средней школы №45 Омска поступил в городское ПТУ но вскоре был отчислен за непосещаемость. Работал художником на Омском шинном и Омском моторостроительном заводах, а также дворником и штукатуром на стройке. В 1982 году начал заниматься музыкой, вместе Андреем Бабенко и Евгением Деевым основав проект «Посев».

Творческая биография

В период с 1982 по 1984 год Летов записывал магнитоальбомы в составе группы «Посев» (большинство записей не сохранилось). Осенью 1984 года вместе с Андреем Бабенко и Константином Рябиновым основал группу «Гражданская Оборона», некоторое время существовавшую параллельно с «Посевом». С середины 80-х годов становится одним из наиболее влиятельных независимых музыкантов СССР, а впоследствии и России.

После выпуска первых магнитоальбомов Егор Летов подвергся репрессиям со стороны властей. Местные органы КГБ не желали терпеть в Омске не подчиняющегося властям вольнодумца и поместили его на принудительное лечение в психушку, откуда он был вызволен благодаря старшему брату Сергею, пообещавшему рассказать о гонениях на музыкантов в Советском Союзе западным журналистам. По возвращении из лечебного учреждения Егор возобновил деятельность «Гражданской Обороны», в одиночку записав ряд магнитоальбомов 1987 и 1988 года.

В 1987 году под маркой «Г.О.» Летов записывает альбомы «Мышеловка», « », «Хорошо!!», «Некрофилия» и «Красный Альбом», самостоятельно играя на всех инструментах и выступив в качестве звукорежиссёра и саундпродюсера. Таким же образом были записаны альбомы 1988 года – « », «Так Закалялась Сталь» и «Боевой Стимул». В декабре 1988 года на домашней студии Сергея Фирсова в Ленинграде Егор записывает акустический бутлег «Русское Поле Эксперимента».

В 1989 году, во время работы над циклом « » Летов записывает два акустических сольника – «Всё Как У Людей» и «Вершки И Корешки». Одновременно с этим он помогает своей тогдашней сожительнице Янке Дягилевой записать альбомы «Домой!» и «Ангедония». После её смерти в 1991 году вместе с Константином Рябиновым на основании сохранившихся записей Егор доделывает последний альбом Янки – «Стыд и Срам».

Проект «Егор и Опизденевшие»

Весной 1990 года Летов распускает «Гражданскую Оборону», мотивируя тем, что не хочет становиться частью попса. Сыграв последний концерт коллектива в Таллине, Егор возвращается в Омск, где спустя некоторое время начинает работать над новым материалом, впоследствии изданным под маркой «Егор и Опизденевшие». Первый альбом нового проекта был записан в 1990 году и получил название «Прыг-Скок».

Во время работы над диском Егор Летов часто путешествует по Уралу и во время одной из таких поездок его кусает энцефалитный клещ. В течение месяца музыкант балансирует на грани между жизнью и смертью, на всё время болезни лишаясь сна и выдерживая температуру под 40º. В конечном итоге болезнь отступает и Егор возвращается к активной творческой деятельности.

В 1993 году в рамках проекта «Егор и Опизденевшие» выходит одна из лучших работ Летова – двойник «Сто Лет Одиночества». Спустя некоторое время музыкант объявляет о возрождении группы «Гражданская Оборона», в составе которой выступает вплоть до своей смерти в 2008 году. Параллельно Егор даёт сольные акустические концерты, исполняя на них песни из ранних альбомов.

Личная жизнь Егора Летова

Во второй половине 80-х годов Летов сожительствовал с Яной Станиславовной Дягилевой. По воспоминаниям соратников, отношения были непростыми и часто доходили до скандалов. Многие обвиняли Егора в смерти Янки, считая, что именно он довёл её до самоубийства, факт которого так и не был доказан.

В 90-х годах гражданской женой Летова была Анна Волкова, подруга Янки, в настоящее время жена клавишника группы «Калинов Мост» Александра «Анаксагора» Владыкина. Она принимала участие в записи ряда альбомов «Гражданской Обороны». В частности, играла на электроскрипке в «Сто Лет Одиночества» и подпевала в альбомах « » и « ».

С 1997 года женой Егора стала Наталья Чумакова. Она же являлась бас-гитаристкой последнего состава «Г.О.», а сейчас занимается реставрацией сохранившихся записей коллектива.

Смерть Егора Летова

Музыкант скоропостижно скончался 19 февраля 2008 году в 16:57 по омскому времени. На момент смерти Егору было полных 43 года. В качестве причины смерти называлась внезапная остановка сердце. Егор Летов похоронен на Старо-восточном кладбище Омска рядом с могилой матери.

Дискография Егора Летова

Егор Летов является автором и продюсером всех альбомов группы “Гражданская Оборона”. Он же является одним из главных основателей проекта “Коммунизм”, выпустившего более десяти студийных работ. Также Егор записал ряд сольных пластинок.

Сольные альбомы

  • , 1988
  • Вершки и Корешки, 1989
  • Всё Как У Людей, 1989

В феврале 2008 года в Омске неожиданно умер 43-летний лидер культовой панк-группы «Гражданская оборона» Егор Летов. С тех пор прошло два года, но точные причины безвременной смерти легендарного музыканта до сих пор не озвучены.


Ходят только слухи: будто бы Егор во сне захлебнулся рвотными массами, якобы у него из-за отравления алкоголем остановилось сердце... Самое интересное, что всей правды не знают (или тщательно скрывают?) даже близкие покойного. По крайней мере, старший брат Егора - «широко известный в узких кругах» московский джазмен Сергей Летов - до сих пор не понимает, что же случилось с его братом.

Последние четыре года мы с Игорем (настоящее имя Егора) не общались, - рассказывает "ЭГ" Сергей. - В очередной раз поссорились. У нас и до этого случались ссоры, после которых мы не общались по два-три года.

- А в последний раз что не поделили?

Ссора произошла заочно. Мы договорились, что я приеду в Омск на запись нового альбома Игоря. Я незадолго до этого купил ему профессиональный цифровой магнитофон, так как у брата к тому времени эта техника пришла в упадок. Студия «ГрОб рекордс» только называлась студией, на самом деле это была комнатка в папиной трехкомнатной хрущевке, наша бывшая детская... Незадолго до поездки у меня возникли финансовые трудности. И я написал Игорю по электронной почте, что приеду в Омск, если он оплатит мне авиабилет хотя бы в одну сторону. Он, видимо, страшно обиделся и даже не ответил. С тех пор мы с братом практически не общались.

- Но вам, как брату, наверняка известно, при каких обстоятельствах скончался Егор?

Для меня самого это загадка. Подозрений у меня еще больше, чем опубликовано версий. Я разговаривал с директором группы Сергеем Попковым, это самый надежный человек в окружении брата. Сергей сказал, что согласно свидетельству работников скорой помощи, смерть наступила около полудня (близкие обнаружили, что Егор мертв, около пяти часов вечера).

- Некоторым кажется странным то, что Егор умер на новой квартире, не прожив в ней и трех месяцев...

Действительно, в конце декабря 2007 года они с женой Натальей Чумаковой, гитаристкой «Гражданской обороны», переехали в новую трехкомнатную квартиру в элитном районе Омска. А 82-летнего отца с собой не взяли. Возможно, это и сыграло роковую роль. Ведь папа всегда следил за Игорем и, если что, вызывал «скорую».

- И часто приходилось вызывать? У Егора были серьезные проблемы со здоровьем?

Отец рассказывал мне, что за полгода до смерти у Игоря была остановка дыхания. Папа тут же вызвал «скорую», и врачи реанимировали брата дыханием «рот в рот» и стимуляцией сердца. А вообще, за свою жизнь Игорь пережил 14-15 клинических смертей. Мы с отцом не раз на простынях выносили его к «скорой»... Дело в том, что наша мать родом из Семипалатинска. Она получила приличную дозу радиации. И, как результат, мы с братом все детство не вылезали из больниц. Игорь был чрезвычайно болен - у него была врожденная недостаточность поджелудочной железы.

- Правда, что Егор с отцом жили как кошка с собакой? Говорят, ваш брат мог и руку на него поднять?

Не хотелось бы об этом говорить... Но думаю, вполне мог. Странно, ведь родители его обожали и позволяли буквально все. Считали, что Игорь не жилец на этом свете, поэтому его любое желание тут же выполнялось. Как-то брат в каком-то окошке увидел горшок с кактусом и сказал, что хочет такой же. Так отец пошел в ту квартиру и попросил от растения «детку»! При этом у Игоря с отцом всю жизнь были очень сложные отношения. А вот с мамой у него, наоборот, был очень тесный контакт. Она умерла в 53 года от рака, как и ее мать, моя бабушка. Так Игорь с тех пор каждый год 31 декабря в одиночку ходил на могилу мамы и наряжал для нее новогоднюю елку!

- Сергей, обсуждается и такая версия смерти, как передозировка наркотиков. Могло такое быть? Егор не раз говорил в интервью, что употреблял ЛСД...

Я ни разу не видел, чтобы он принимал наркотики. Он даже не курил! Правда, когда у меня были проблемы с девушкой, он советовал мне принять ЛСД. Но сам он пробовал наркотики всего один-два раза. Проблема у него была в другом...

- Алкоголь?

К сожалению, да. Подозреваю, что он начал употреблять алкоголь для того, чтобы выдерживать двухчасовые концерты. «Допинг» ему был нужен для драйва, для вдохновения. Кстати, я сам употреблял алкоголь перед выступлением всего несколько раз - и только тогда, когда играл с «Гражданской обороной». Во время концерта и в перерыве все выпивали. Не для опьянения, нет. Чтобы хватило сил довести концерт до конца.

О том, что у брата проблемы с алкоголем, я впервые услышал году в 1996-м от его администратора Жени Грехова. Потом года через два ко мне с той же просьбой обратился его издатель Евгений Колесов: «Ты единственный, кого Игорь послушается». И я боролся. Насильно кормил его таблетками.

- Помогало?

Иногда. Я анализировал, почему с ним это происходит. И вспомнил, что был среди наших предков один алкоголик. Наш дед по матери - казак Мартемьянов, репрессированный в 1937 году - писал моей бабушке: «Нас у родителей было пятеро». Но перечислял только четырех. Мне это всегда казалось странным. А объяснилось все так: был у дедушки брат Володя, алкоголик, и дед его стеснялся, покупал ему одежду, давал деньги, лишь бы он только не показывался ему на глаза.

- Вы не пробовали убедить Егора кодироваться?

Психиатры сказали мне, что его нельзя кодировать. Поскольку он человек очень сильной воли, ничего не боится. И страх смерти его не остановит.

- Сергей, я так поняла, ваши отношения с Егором не отличались теплотой. Не разговаривать четыре года - это сильно...

Это неправильный вывод. Да, у нас периодически случались длительные ссоры. А бывало, что я каждую неделю получал от него из Омска по письму на 5-6 страниц! Но потом переписка прервалась - с Игорем боролся КГБ, его сажали на принудительное психиатрическое лечение. Мы даже по телефону разговаривали сухо - в конце 80-х линию прослушивали.

Но натянутыми наши отношения назвать нельзя. Наверно, именно тогда, когда я стал привозить 8-летнему еще Игорю пластинки, он решил стать музыкантом. Меня самого в детстве родители определили в музыкальную школу, но эта долбежка мне быстро обрыдла, и я уехал от матери с отцом в новосибирскую физико-математическую школу-интернат. А там.. затосковал по музыке. Через несколько лет купил саксофон и переехал в Москву. А еще через какое-то время ко мне нагрянул 16-летний Игорь и объявил, что хочет учиться игре на бас-гитаре. И эту гитару мы ему нашли - с помощью известного питерского звукорежиссера Андрея Тропилло, который записывал «Аквариум» и «Кино». Кстати, брат так и прожил жизнь музыкально неграмотным, нигде не учился...

- Не понимаю, как родители отпустили подростка-сына в Москву...

Игорь был довольно трудный в быту человек. А тут еще и переходный возраст... Родители от него рыдали и писали мне письма: «Сергей, забери его к себе». Он легко выходил из себя. Его мог довести до белого каления работающий телевизор. Советскую пропаганду он воспринимал как вражескую. А наш отец был армейским политработником, поэтому они на протяжении всей жизни ссорились.

- Меня все время интересовало, где Егор набрался этой оппозиционности?

У него всю жизнь была такая позиция: «А я против!». У меня в 80-е годы были патриотические убеждения, из-за чего он часто называл меня фашистом, националистом, мы ссорились, подолгу не общались... При этом Игорь очень легко поддавался влиянию. Кто-то расскажет ему что-то яркое - и вот брат начинает с пылом отстаивать новую точку зрения. Вот смотрите, в конце жизни он переименовал все свои альбомы. Был «Солнцеворот» - стал «Лунный переворот». От многого отрекся.

В начале 90-х его популярностью попыталась воспользоваться наша оппозиция. Брат сначала поддался их влиянию, а потом сказал мне: «Я понял, что оппозиция - это такая же власть, как и официальная. Только одни играют рыжего клоуна, а другие - белого. Доброго следователя и злого». Словом, он пришел к мысли, что оппозиция в не меньшей степени, чем власть, ответственна за происходящее в стране.

- Егор мечтал о славе?

Его всегда интересовало признание масс. И в этом мы с ним очень расходились. По мне, так лучше играть для 15-20 человек, но для тех, кого сам уважаешь. А Игорь осуждал меня за элитарность. Он говорил: «Я играю на стадионах. Хорошая музыка должна нравиться всем». Я тут же парировал: «Значит, выходит, лучший музыкант - это Киркоров?» Но при этом стремлении к популярности он никогда не грезил богатством. Деньги ему были нужны, чтобы заниматься творчеством, покупать книги и пластинки. После него осталась огромная библиотека и фонотека. Он вообще был куда более развит, чем большинство рокеров и уж тем более - панк-музыкантов. Образ жизни он вел совсем не рокерский. Ведь рокер как живет? Выпил, познакомился с девушками, а лучше - с двумя, на сцене поймал кураж, поломал инструмент... А Игорь в Москве первым делом шел в книжный магазин и увозил в Омск 20-30 килограммов книг. А потом месяцами сидел в своем квартире в хрущевке в Чкаловском поселке, ни с кем не общался, читал книги и сочинял новую музыку.

- Сергей, несколько слов о женщинах в жизни Егора. Некоторые винят его в том, что покончила с собой его первая гражданская жена, певица Янка Дягилева ...

Что за ерунда! Игорь к ней очень хорошо относился. Это я поначалу ее не воспринял. Помню, они вместе приехали ко мне в Москву, и я поразился отсутствию у брата вкуса: Янка была некрасивой, полной, абсолютно не женственной особой. Помню, я даже сказал ему что-то по этому поводу. О том, что она писала стихи и песни, я узнал только после ее гибели. Брат так переживал по этому поводу, что даже нанес себе ножом два глубоких перекрестных пореза на руке. Чтобы болью физической заглушить боль душевную. Кстати, в гибели Янки тоже много неясного. Считается, что это было самоубийство, что она утонула в реке Ине, но говорят, что когда ее труп достали из воды, было заметно, что проломлен череп...

- А вообще, Егор был любителем женщин?

Точно нет. Можно сказать, за всю жизнь у него были устойчивые отношения с тремя женщинами: Янкой, Аней Волковой и последней женой Натальей Чумаковой, дочерью новосибирского профессора. С ней единственной у Игоря брак был зарегистрирован официально.

- Вам кто из жен брата больше всего нравился?

Если честно, Аня Волкова. Высокая, красивая, на все руки мастерица... Думаю, что если бы они с братом не разошлись, он бы сейчас был жив. Паяла провода, “строила” всех, несла на себе гитары, когда музыканты были не “в кондиции”. А могла и пощечин надавать, чтобы чересчур “расслабившихся” привести в чувство!

- Почему же Аня и Егор расстались?

Потому что брат в самом начале 1998-го влюбился в какую-то 19-летнюю замужнюю даму, жившую тогда в Москве. Я не знаю, кто она такая. Но знаю, что именно это привело к ссоре и разрыву с Аней.