Жизнь и гибель Дженис Джоплин — «страшилы», гения, мамы блюза. Хорошая музыка: Janis Joplin


Имя Дженис Джоплин неизменно ассоциируют со свободолюбивыми 1960-ми. Она была первой американской рок-певицей, бросившей вызов моральным устоям того времени. Дженис буквально растворялась в музыке, которую исполняла. Несмотря на свою короткую жизнь, эта невероятная певица навсегда осталась символом эпохи.




Дженис Джоплин (Janis Joplin ) родилась в 1943 году в Порт-Артуре (штат Техас, США) в благополучной семье. Несмотря на то, что отец работал на консервном заводе, в доме всегда звучала классическая музыка. По выходным мать пела на всевозможных благотворительных концертах, беря с собой дочку. Поначалу маленькая Дженис вызывала у всех умиление и восторг, она была общительной и улыбчивой девочкой.

По мере взросления внешний вид Дженис стал меняться не в лучшую сторону: прыщи, невыразительное выражение лица, лишний вес. Одноклассники не упускали возможность отпускать колкости в ее адрес. Некогда улыбчивая Дженис замкнулась в себе, но это вовсе не значило, что она вела себя тише воды и ниже травы. Напротив, ненависть школьников закаляла в ней характер, девушка начала протестовать.



Поступив в университет Ламар в 1960 году, Дженис тут же стала местной знаменитостью. Девушка приходила на занятия в джинсах, босиком и с цитрой, а это шокировало общественность по тем временам. Тогда же Дженис попала в полуподпольный кружок, где молодежь интересовалась блюзом, фолком. В местной студенческой газете о Дженис Джоплин вышла гневная статья под заголовком: «Как она смеет быть непохожей?»



Общаясь с неформалами, Дженис Джоплин стала ездить по штатам, развлекаясь в ночных клубах и распивая алкоголь. Именно в таких местах девушка услышала настоящий блюз, покоривший ее. Постепенно Дженис сама начала петь. Родителям не нравилось вольное поведение дочери, в знак протеста она ушла из дома. Перебиваясь случайными заработками, Дженис отправилась в Калифорнию.



В Сан-Франциско нестандартную девушку со звонким голосом заметил Чет Хелмз, продюсер группы Big Brother And The Holding Company, и предложил ей присоединиться к коллективу. Новый альбом с новой вокалисткой тут же вывел группу на новый уровень. В 1967 о Дженис Джоплин заговорила вся Америка. Купаясь в лучах славы, певица поняла, что невыразительная внешность – не главное. Темперамент, харизма буквально магнитом тянули поклонников к ней.



Среди любовников Дженис были такие известные музыканты, как Джими Хендрикс, Джим Моррисон, Крис Кристофферсон. Любвеобильная певица имела отношения и с женщинами.

Через некоторое время Дженис Джоплин бросает группу на пике популярности и создает другую, желая развиваться в творческом плане. Так свободно и развязано держать себя на сцене, как это делала Дженис, не позволял себя в то время еще никто из исполнителей. Ее выступления называли не просто экспрессивными, но и агрессивными. Такое поведение еще и стимулировалось регулярным употреблением наркотиков.



Постепенно Дженис Джоплин стала уставать от имиджа эксцентричной блюз-певицы. Она хотела исполнять другую музыку, но публика требовала от нее того же драйва, что и раньше. Приходилось соответствовать, а после очередной дозы все вроде бы «становилось на свои места».


Финал яркой, но короткой жизни певицы оказался вполне закономерен. 4 октября 1970 года Дженис Джоплин собиралась принять очередную дозу наркотиков, но ее дилера не оказалось в городе. Тогда она купила наркотик у первого попавшегося торговца, вещество оказалось сильнее обычного. Дженис Джоплин скончалась от передозировки в возрасте 27 лет.

В 1969 году Дженис Джоплин приняла участие , который ознаменовал собой переход от рок-н-ролла к новой рок-эпохе.

0 19 января 2011, 09:00

Сегодня одной из самых великолепных белых исполнительниц блюза Дженис Джоплин могло бы исполниться 68 лет. Но она, увы, ушла из жизни слишком рано, как и многие знаменитые музыканты своего времени.

Дженис родилась в 1943 году в техасском городке Порт-Артур. Этот город славился консервативными взглядами, и родители девочки были типичными его представителями. Тем не менее, именно Дороти и Сет Джоплин привили маленькой Дженис любовь к музыке - мать в прошлом пела (перед тем, как завести семью, переехать в Порт-Артур и сосредоточиться на хозяйстве), а отец, по воспоминаниям брата и сестры Дженис, очень любил классическую музыку и неплохо в ней разбирался.

Дженис довольно рано стала самостоятельной. Она увлекалась искусством - в особенности живописью, с радостью участвовала в различных благотворительных мероприятиях. И именно она была одной из первых представительниц революционно настроенной молодежи в Порт-Артуре (позднее так ее охарактеризовал собственный отец) - она разделяла взгляды Мартина Лютера Кинга, чем вызывала недовольство среди земляков.

В школе над Дженис смеялись, в том числе и из-за проблем с лишним весом (из-за того, что в детстве она была "изгоем", у Дженис было немало психологических проблем и во взрослой жизни), у нее совершенно не было друзей. Зато у нее стали появляться товарищи вне учебной среды - это молодые люди, увлекавшиеся новыми течениями в музыке и литературе, завороженные культурой битников. С ними же юная Джоплин впервые услышала блюз, а вскоре и сама начала его петь.

В достаточно ранней юности Дженис начала ездить в Луизиану - это традиционное занятие для техасских подростков того времени, соседний штат считался "землей обетованной вина и блюза" (в клубах Порт-Артура, помимо тех, куда заглядывали афроамериканцы, играли исключительно кантри, а в Луизиане - блюз и рок-н-ролл). К моменту окончания школы, Джоплин уже многое знала о музыке - и решила развить свои знания до максимально возможного предела.

Дженис окончила школу Томаса Джефферсона в 1960-м, и в том же году поступила в колледж в Бомоне, Техас. В 1961-м Дженис дебютировала на сцене одного из бомонских клубов - и с тех пор начала выступать более-менее регулярно, поражая слушателей невероятным голосом и специфической манерой исполнения.

После окончания колледжа Дженис училась в Техасском университете Остина. Вскоре после начала учебы о ней появилась статья в университетской газете - материал был озаглавлен "Она смеет быть непохожей". И это, пожалуй, можно отнести ко всей биографии Джоплин.

В Остине Джоплин начала выступать с блюграсс-коллективом Waller Creek Boys. И именно в этот период жизни стала петь с характерной для нее хрипотцой. По одной из версий, это произошло из-за того, что уже тогда Дженис начала употреблять марихуану и алкоголь, по другой - она всегда умела петь с блюзовой хрипотцой, но не могла определиться, как же ей нравится исполнять больше - чистым голосом или в блюзовой манере. Что она выбрала, известно.

В 1963-м году Дженис покинула Остин и переехала в Сан-Франциско вместе с приятелем Четом Хелмсом (он побывал в этом городе и был им восхищен). Разумеется, Джоплин продолжила петь и в Сан-Франциско. Она выступала в местных клубах в сопровождении блюзовых музыкантов. Она завела дружбу со многими в будущем известными артистами (с некоторыми из них ей еще предстояло работать в будущем). Но вот на финансовом доходе ни эта дружба, ни выступления Дженис не сказывались - она продолжала перебиваться мелкими заработками, что, кстати, привело однажды к мелкой краже, за которую певицу арестовали. Сейчас на месте, где был произведен арест, установлена мемориальная доска.

В 1964-м Джоплин сделала первые студийные записи - это были несколько блюзовых стандартов, но за этим последовал перерыв в карьере. К 1965-му депрессия и наркозависимость Дженис стали слишком серьезны, и она решила послушать советов друзей, вернуться в отчий дом, пожить спокойной жизнью и продолжить образование.

Пока Дженис была дома, в Сан-Франциско была создана новая группа Big Brother & The Holding Company, менеджером которой стал ее старый друг Чет Хелмс. Он-то и решил вывезти Джоплин из Порт-Артура обратно в Сан-Франциско, чтобы она пела в коллективе. Дженис согласилась на это предложение. Шел 1966-й год.

К моменту приезда в Сан-Франциско Дженис очистилась от наркотиков и очень боялась, что зависимость вернется. Однако она уже перестала быть взбалмошной барышней, которую многие считали ненормальной - во всяком случае, многие знакомые вспоминали, что в тот период времени Дженис была чертовски спокойной, уравновешенной и целеустремленной молодой женщиной.

Период выступлений с командой стал очень важным для творчества Дженис - она сама упоминала, что до Big Brother & The Holding Company "никогда не пела по-настоящему". Ну и, разумеется, поворотным моментом в карьере Джоплин был фестиваль в Монтерее, где они с группой произвели настоящий фурор.

В октябре у команды появился новый менеджер, а вскоре она подписала контракт с Columbia Records. Правда, менеджер Альберт Гроссман видел звезду, в первую очередь, в самой Дженис, а не в других музыкантах. Тем не менее, в 1967-м вышел первый альбом коллектива, а в 1968-м ребята отправились в тур по Восточному побережью. Тогда-то журнал Newsweek назвал Дженис одной из рок-королев.

Дженис становилась суперзвездой, и с Big Brother & The Holding Company начали возникать трения - остальные музыканты превращались как бы в аккомпанирующий состав, что не соответствовало первоначальной идее. Тем не менее, в 1968-м вышел второй альбом группы, которого слушатели ждали с невероятным нетерпением. Правда, почти никто из создателей не остался доволен этой пластинкой - даже Дженис призналась, что разочарована звучанием. Чего не скажешь о слушателях - они "продержали" пластинку на вершине рейтинга Billboard восемь недель.

Между тем, конфликты в группе обострялись. И осенью 1968-го коллектив распался. Менеджер Альберт Гроссман взялся подыскивать Дженис новых музыкантов. Так образовалась Kozmic Blues Band. Первые выступления команды не сложились, зато европейский тур получился довольно удачным. Альбом коллектива I Got Dem Ol" Kozmic Blues Again Mama! хоть и собрал критические отклики, но все же стал "золотым".

ак или иначе, но в 1970-м коллектив перестал существовать. Вскоре вокруг Дженис собралась группа канадских музыкантов. Так появилась следующая группа Джоплин - Full Tilt Boogie Band.

Дженис невероятно нравилась работа с новой группой, она была вдохновлена. Новый звук, новый настрой - все это сделало первые концерты команды невероятно успешными. Осенью 1970-го ребята приступили к записи альбома. Сама Дженис дни напролет проводила в студии. Знакомые вспоминают, что тогда она была по-настоящему счастлива - ей работалось легко. До этого студийные записи - с двумя предыдущими ее командами - происходили в атмосфере неразберихи и конфликтов. Теперь же все складывалось как по нотам - музыканты были довольны, Дженис была в восторге. Альбом обещал стать настоящим прорывом. Но...

Четвертого октября 1970-го года Дженис не явилась в студию звукозаписи. Позже она была найдена в отеле, в своем номере, уже мертвой. Смерть наступила в результате остановки сердца, вызванной передозировкой опиатами.

Вообще, смерть молодой певицы вызвала множество слухов - при первичном обыске наркотиков в комнате Дженис не было обнаружено. Более того, номер был чисто прибран. Это породило версию об убийстве - мол, неизвестный устранил улики и скрылся. Также говорили о самоубийстве.

Пересуды были вызваны тем, что в последние месяцы жизни Дженис выглядела на редкость счастливой и почти не притрагивалась к наркотикам. Она наконец-то была удовлетворена и творчеством, и личной жизнью, и даже собиралась замуж. Но депрессия и одиночество все же настигали ее - также как и страсть к наркотикам. Это ее и погубило.

На момент смерти Дженис ее очередной альбом был почти закончен. Пластинка Pearl была выпущена в феврале 1971-го. Критики посчитали ее одной из самых лучших студийных работ Джоплин. Альбом возглавил Billboard 200 и продержался на вершине девять недель.

Дженис Джоплин еще при жизни стала культовой персоной. Ее любили, слушали, ненавидели, распускали слухи. Разумеется, объектом слухов была и личная жизнь Дженис. Певица была весьма любвеобильна, но отнюдь не всегда ее любовь находила отклик в мужских сердцах (хотя спутников жизни у нее было множество - кстати, о личной жизни Дженис подробно рассказала в своем блоггер lisenok). Тогда она обращалась к женщинам. Ее связи с представительницами слабого пола порождали еще больше слухов. Но несмотря на свою активную личную жизнь Джоплин так и не встретила человека, который смог бы ее оценить и уберечь от наркотиков. Например, ее последний жених Сет Морган в ночь смерти развлекался в бильярдной. Говорят, компанию ему составила другая подружка. Джоплин, по воспоминаниям друзей, до конца жизни чувствовала себя невероятно одинокой.

Дженис рано ушла из жизни, но многое успела сделать даже за столь короткий срок. Ее жизнь позднее сама по себе стала предметом искусства - так, о ней снят документальный фильм "Дженис" (1974-й). Также на основе ее биографии создана художественная лента "Роза", где главную роль исполнила Бетт Мидлер.

Дженис вряд ли забудут - во всяком случае, люди, которые любят блюз с удовольствием прослушивают ее немногочисленные записи. И, конечно, особенная радость - это оставшиеся кадры живых выступлений Дженис. Например, эти - с выступления в Торонто в 1970-м:

Фото Gettyimages.com/Fotobank

«Всю жизнь я мечтала - быть битником, встречаться с heavies, долбиться, трахаться и веселиться: вот всё, чего я желала от жизни. При этом я знала, что голос у меня хороший: им я всегда заработаю себе на пару пива. И вдруг кто-то словно швырнул меня в этот рок-бэнд. Ну вывалили на меня этих музыкантов - звук пошёл из-за спины, заряжающий энергией бас - и я поняла: вот оно! - ни о чём другом я никогда и не мечтала! И от этого пошёл кайф - почище, чем с любым мужчиной. Возможно, в этом и была вся проблема»…

Увы, это не было всей проблемой великой блюзовой исполнительницы американского происхождения Дженис Джоплин . Она была яркой, талантливой – диапазон голоса в 3 октавы! – свободной от предрассудков Южного Техаса, где она родилась 19 января 1943 года в Порт-Артуре, небольшом нефтепромышленном городке. Мама Дженис, обладавшая оперным сопрано, поощряла в дочери увлечение музыкой и пением, отец был «скрытым интеллектуалом», читал Данте и слушал классическую музыку.

Намного опередив сверстников в развитии, Дженис в школе была одинока, открыто выступая против привычного для Юга расизма. Друзей ей заменили джазовые и блюзовые пластинки. В 17 лет она ушла из дома, пела в ночных барах Хьюстона и Остина.

В 1966 году она прошла по конкурсу в оркестр, исполнявший кантри-энд-вестерн, однако через несколько месяцев ей предложили присоединиться к новой сан-францисской группе Big Brother And The Holding Company. В том же году Дженис Джоплин стала членом сан-францисской общины хиппи. А где хиппи – там в те годы были и наркотики, и свободная любовь.
Вскоре Дженис Джоплин “переросла” группу и, основав собственную группу Kozmic Blues Band, начала сольную карьеру. Они много гастролировали, участвовали в различных телевизионных шоу. В 1969 году появился ее дебютный сольный альбом, получивший широкое признание: входящая в диск композиция “Try (Just A Little Bit Harder)” стала хитом. Вскоре она собрала новую группу Full Tilt Boogie Band и записала великолепный альбом “Pearl” – «Жемчужина» (это, как и «Роза», одно из прозвищ певицы).

А 4 октября 1970 года полиция обнаружила тело Дженис Джоплин в одном из отелей Голливуда, бездыханное, с зажатыми в кулаке 4 долларами. Причиной смерти была передозировка героина... Ей было всего 27 лет. Она погибла на самом взлете карьеры, приняв по ошибке очень сильный, очищенный героин.

Как писал впоследствии Артур Купер (Newsweek, 1973), смерть Джоплин могла показаться жестокой шуткой судьбы, ведь произошла она в тот момент, когда прежде беспорядочная жизнь певицы начала налаживаться: она собиралась замуж (за Сета Моргана), в течение пяти месяцев не употребляла героин.

Однако известно, что Джоплин по-прежнему чувствовала себя одинокой (в ночь её гибели Морган развлекался в бильярдной стрип-клуба в Сан-Франциско). Новообретённое благополучие Джоплин было кажущимся, она не раз признавалась друзьям, что несчастлива. «Лучше мне не становится, - признавалась она Крису Кристоферсону. - Наверняка я снова сяду на иглу». Жаль, что никто не протянул в тот момент певице руку помощи, не предложил лечиться.

Свободной Дженис осталась даже после смерти – ее тело кремировали, а прах развеяли над …

    1. Незадолго до смерти Дженис отдала дань уважения исполнительнице, сильно повлиявшей на её творчество.
      Блюзовая певица Бесси Смит (в своё время наречённая ни много ни мало «Императрицей Блюза») в 1937 году умерла в результате травм, полученных в автомобильной аварии. К сожалению, ей не оказали должных почестей и похоронили в безымянной могиле. Такое положение дел сохранялось до августа 1970 года, когда Дженис, высоко оценивавшая творческое наследие Бесси, вместе с Хуанитой Грин (в детские годы служившей домработницей у Смит) заплатила за наддгробие и оформление могилы, приличествующие памяти «Императрицы».
    2. Последней записью Джоплин оказалось поздравление с днём рождения для Джона Леннона.
      Последние записи, которые Дженис успела завершить, были композиция Mercedes-Benz и поздравление для Джона Леннона. 1 октября 1970 года в честь скорого дня рождения бывшего участника The Beatles, певица записала старую ковбойскую мелодию из репертуара Дэйла Эванса, Happy Trails. В песне, в частности, имелись такие строки: «Счастливого пути тебе, пока мы не встретимся снова». Композиция была озаглавлена «Happy Birthday, John (Happy Trails)» и впоследствии выпущена на бокс-сете Дженис в 1993 году. Леннон позже признался ведущему ток-шоу Дику Кэйветту, что поздравление было доставлено к нему домой уже после смерти Дженис.
    3. Прах Дженис был развеян над водами глубокого синего моря.
      Тело Дженис было кремировано в Лос-Анджелесе, затем её прах с самолёта был развеян над Тихим Океаном и вдоль пляжа Стинсон. Имела место небольшая частная панихида, на которой присутствовали только родители певицы и её тётя.
    4. Дженис была вознаграждена за свои неоднократные потери сознания вследствие употребления алкоголя.
      Известно, что певица злоупотребляла выпивкой, и Southern Comfort был её любимым напитком. Виски стал неотъемлемой частью имиджа Дженис, благодаря чему его продажи увеличились до такой степени, что Джоплин сумела получить от компании-производителя пальто из меха рыси в знак благодарности.
    5. Певица делала себе татуировки до того, как это вошло в моду.
      В апреле 1970 года татуировку Дженис сделал легендарный художник Лайл Таттл – это знаменитый знак на внешней стороне запястья Дженис, символ, обозначавший эмансипацию женщин. Также Джоплин имела татуировку в виде маленького сердечка на левой груди. «Я хотела немного украшений. Одно, на моём запястье, для всех; другое, на моей груди, для меня и моих друзей», — сказав это, Дженис усмехнулась и добавила: «Просто немного удовольствия для парней, как глазурь на торте».
    6. Композиция All is Loneliness исходила прямо из сердца певицы.
      Действительно, несмотря на жизнерадостный характер и всех людей, окружавших её, Дженис в целом была несчастной девушкой. Она была любвеобильна, имела нескольких любовников, но во многих отношениях оставалась очень одинокой, ибо настоящей, искренней любви не было. «На сцене я занимаюсь любовью с 25000 людей, а затем иду домой одна».
    7. Вы могли бы увидеть выступление Дженис на Вудстокском фестивале за 8 долларов.
      Картинка из Variety Magazine, опубликованная на JanisJoplin.net, показывает, что Джоплин получила 7500 долларов за выступление на знаменитом Вудстокском фестивале, хотя говорится, что многим из выступающих не заплатили вообще ничего. Знаете, во сколько вам обошлось бы посещения этого эпохального события? Аж за 8 долларов вы могли приобрести билет на один день. А ежели вы большой транжира, то потратили бы целых 18 долларов за трёхдневный абонемент.
    8. Книга-биография Билли Холидэй была для Джоплин чем-то вроде Библии.
      Мы уже упоминали о влиянии Бесси Смит на Дженис. Двумя другими важными исполнителями в её жизни были Билли Холидей и Ледбелли. По признанию Джоплин, первым купленным ею альбомом была запись Ледбелли. Что касается Холидей, то её автобиография «Lady Sings The Blues» была одной из двух книг, которые Дженис взяла с собой в Сан-Франциско. Друг Джоплин, Ричард Хангден, считает, что данная книга была для певицы сродни Библии, и Дженис держала её при себе до конца своих дней.
    9. Альбом Cheap Thrills изначально был озаглавлен несколько по-другому.
      Выпустить Cheap Thrills планировалось под названием Sex, Dope And Cheap Thrills, но руководство Columbia Records наложило вето на 2/3 заглавия. Поскольку пропаганда «дешёвых острых ощущений» не угрожала ни самой компании, ни общественной морали в той же степени, в какой другие два удовольствия, альбом в итоге вышел под названием Cheap Thrills.
    10. Однажды Джоплин довольно жёстко отшила Джима Моррисона.
      Первая встреча двух выдающихся музыкантов в истории рока закончилась для Джима весьма болезненно: Дженис разбила бутылку Southern Comfort о его голову, нокаутировав фронтмена The Doors. Однако Моррисон, любивший физические конфронтации и выяснения отношений с применением насилия, казалось, был покорён решительной девушкой. На следующий день он попросил у продюсера Пола Ротшильда телефон Джоплин. Однако Ротшильд уведомил его, что Дженис не заинтересована в повторной встрече, так что два будущих члена «клуба 27» никогда больше не увиделись. По словам Ротшильда, Моррисон был убит горем.

Дженис Джоплин (Джэнис Джоплин, англ. Janis Lyn Joplin; 19 января 1943, Порт-Артур, штат Техас - 4 октября 1970, Лос-Анджелес) - вокалистка, работавшая с рядом коллективов в жанре блюз-рока и психоделического рока. Многими считается величайшей вокалисткой в истории рок-музыки.

Дженис Лин Джоплин родилась 19 января 1943 года в Порт-Артуре, Техас, в семье Сета Джоплина, рабочего компании Texaco (с братом и сестрой, Майклом и Лорой). В школе (Thomas Jefferson High School, Порт-Артур) Дженис была примерной ученицей, выставляла собственные рисунки в местной библиотеке и в целом соответствовала нормам общественных ожиданий. Однако подруг у нее не было: она общалась исключительно с парнями. Один из них, футболист по имени Грант Лайонс, и познакомил ее с творчеством Лидбелли, сделав страстной поклонницей этой музыки. Вскоре Дженис начала и сама исполнять блюз. Психологические проблемы (связанные, основном, с лишним весом) начались в подростковом возрасте: Дженис тяжело переживала издевательства одноклассников и страдала от ненависти к себе и окружающему миру. В эти годы сформировался взрывной характер Дженис Джоплин, которая «стилизовала» себя под своих блюзовых героинь (Бесси Смит, Биг Мама Торнтон, Одетта).

В 1960 году, закончив школу, Дженис поступила в колледж Ламар (Бомон, Техас); лето 1961-го провела в Венеции (районе Лос-Анджелеса) среди битников, а осенью, вернувшись в Техас, поступила в университет, где и вышла впервые к микрофону на сцену, продемонстрировав выразительный вокал с трехоктавным рабочим диапазоном.

Первой группой Дженис Джоплин стала Waller Creek Boys, где играл Р. Пауэлл Сент-Джон, писавший песни для 13th Floor Elevators (и позже основавший Mother Earth). Здесь в её голосе и появилась первая хрипотца, позже разросшаяся до неимоверных масштабов. Разрыв со студенческой средой произошёл в январе 63-го. После того, как одна из университетских газет присвоила ей титул «самого страшного из ребят», Дженис собрала вещи и с приятелем по имени Чет Хелмс на попутках отправилась в Сан-Франциско, где очень скоро стала популярной фигурой на «кофейной» сцене выступая с Йормой Кауконеном (позже - гитаристом Jefferson Airplane).

25 июня 1964 года дуэт записал семь блюзовых стандартов («Typewriter Talk», «Trouble In Mind», «Kansas City Blues», «Hesitation Blues», «Nobody Knows You When You’re Down And Out», «Daddy, Daddy, Daddy» и «Long Black Train Blues»), которые позже были выпущены бутлегом («The Typewriter Tape»). В качестве перкуссии здесь была использована пишущая машинка, на которой стучала Маргарита Кауконен.

Первые эксперименты с амфетаминами поначалу помогли певице избавиться - как от депрессии, так и от лишнего веса, но уже через два года она оказалась в реабилитационой клинике, истощенная и опустошенная.

Весной 1966 года старый знакомый Чет Хелмс пригласил Джоплин в Big Brother & the Holding Company - группу, делами которой управлял он сам. Хелмс, один из лидеров хиппи-коммуны Family Dog, владел концертным залом Avalon Ballroom: здесь и обосновался в качестве резидентов ансамбль в составе: Сэм Эндрю (вокал, гитара), Джеймс Герли (гитара), Питер Албин (бас), Дэвид Гетц (ударные) и Дженис Джоплин (вокал).

10 июня 1966 года состоялось первое выступление нового состава группы в «Авалоне». Певица мгновенно установила контакт с аудиторией и тут же сделалась местной звездой. Спустя два месяца Big Brother подписали контракт с независимым лэйблом Mainstream Records и отправилась в студию записывать дебют, который выпущен был лишь год спустя, после того, как Дженис Джоплин произвела фурор на фестивале в Монтерее (июнь 1967 года), где она «привлекла внимание своим необычно сильным и богатым хрипловатым голосом, нервно-энергичной манерой пения». Её выступление с «Ball and Chain» стало центральным эпизодом фильма «Monterey Pop», который и по сей день считается шедевром рок-документалистики.

После фестиваля новый менеджер Алберт Гроссман (который вел также дела Боба Дилана) обеспечил группе котракт с Columbia Records. Mainstream Records все-таки выпустили залежалый (но при этом не вполне доработанный) дебют Big Brother & the Holding Company, который в августе 67-го появился на 60-м месте в списках Биллборда (позже Columbia выкупила права на пластинку и сделала её хитом).

16 февраля 1968 года группа начала свое первое турне по Восточному побережью, которое завершилось 7 апреля большим концертом в Нью-Йорке памяти Мартина Лютера Кинга, где также выступили Джими Хендрикс, Бадди Гай, Ричи Хэвенс, Пол Баттерфилд и Алвин Бишоп.

Дженис не назовешь красавицей в привычном смысле слова, но она, несомненно, - секс-символ, пусть и в несколько неожиданной „упаковке“. В её голосе соединились душа Бесси Смит, блеск Ареты Фрэнклин, драйв Джеймса Брауна… Взмывая к небесам, этот голос не знает границ и словно бы порождает в себе божественную многоголосицу. - Village Voice, 22 февраля 1968 года о концерте группы в нью-йоркском Anderson Theatre.

В марте 68-го группа приступила к работе над вторым альбомом, Cheap Thrills (первоначальный вариант заголовка: «Dope, Sex and Cheap Thrills» по понятным причинам пришлось сократить). 12 октября того же года пластинка, обложку которой оформил знаменитый в андерграунде карикатурист Роберт Крамб, возглавил списки «Биллборда» и продержался на вершине 8 недель. Способствовал успеху группы в чартах и хит Piece Of My Heart. Live at Winterland ‘68, записанный в зале Winterland Ballroom 12-13 апреля 1968 года также собрал восторженные отзывы прессы.

Едва только альбом уступил место на вершине Джими Хендриксу («Electric Ladyland»), как Джоплин с гитаристом Сэмом Эндрю покинула Big Brother и собрала собственный ансамбль Janis & the Joplinaires, вскоре переименованный в Janis Joplin & Her Kozmic Blues Band. Этот постоянно менявшийся состав просуществовал год, но успел провести европейское турне, завершившееся триумфальным концертом в лондонском Альберт-Холле 21 апреля 1969 года. Летом группа выступила в серии фестивалей (Ньюпорт, Атланта, Новый Орлеан, Вудсток), и её увидели более миллиона зрителей.

В октябре 1969 года I Got Dem Ol’ Kozmic Blues Again Mama! вошёл в первую пятерку «Billboard 200» и вскоре стал золотым. В целом, однако, группа была принята хуже, чем Big Brother. Свой последний концерт она дала 21 декабря 1969 года в нью-йоркском Мэдисон Сквер Гарден.

Распустив коллектив, Джоплин собрала The Full Tilt Boogie Band - в основом, из канадских музыкантов (бас-гигитарист Джон Кемпбелл, экс-Pauper, гитарист Джон Тилл, пианист Ричард Белл, органист Кен Пирсон, ударник Кларк Пирсон). В апреле группа собралась на первую репетицию, а в мае дала свои первые выступления (в Сан-Рафаэле, Калифорния). Прежде чем начать летнее турне с The Full Tilt Boogie Band, Дженис 4 апреля 1970 года выступила в концерте-реюнионе с Big Brother & The Holding Company в зале Fillmore West в Сан-Франциско.

Летом 1970 года Джоплин и The Full Tilt Boogie Band приняли участие в суперзвездном канадском турне вместе с The Band и The Grateful Dead. Из-за финансовых неурядиц гастроли пришлось приостановить. Документальные кинокадры выступлений Джоплин были обнародованы лишь спустя тридцать лет после её смерти.

В сентябре Дженис Джоплин с группой приступила к работе над альбомом Pearl, пригласив в студию продюсера Пола А. Ротшильда, прославившегося работой с The Doors. К этому времени она уже катилась вниз по наклонной плоскости, подгоняемая героином и алкоголем, которые лишь усугубляли нараставшую депрессию. 4 октября 1970 года после возлияния в «Барниз Бинери» на Бульваре Санта-Моники, Дженис Джоплин была найдена мертвой в номере отеля «Лэндмарк» - в тот самый день, когда должна была записать вокал к последнему треку альбома, «Buried Alive in the Blues» (буквально: «заживо похороненная в блюзе»). Ей было всего 27 лет. На причину смерти недвусмысленно указывали следы от свежих инъекций. Её последними записями стали «Mercedes Benz» и аудиопоздравление Джону Леннону с днем рождения от 1 октября, которое прибыло к нему в день смерти певицы. Останки Дженис были кремированы и пепел рассеян по калифорнийскому побережью.

Вскоре после смерти Дженис Джоплин вышел альбом Pearl. 27 февраля 1971 года пластинка возглавила Billboard 200 и продержалась на вершине 9 недель. Отсюда же вышел и единственный чарт-топпер Дженис Джоплин в Billboard Hot 100 - композиция Криса Кристоферсона «Me and Bobby McGee» (20 марта 1971 года), финальный аккорд стремительной и яркой творческой жизни, оставившей неизгладимый след в истории рок-музыки.

В 1979 г. любимая актриса Джоплин, Бетт Мидлер, сыграла певицу в фильме «Роза» и была представлена за эту роль к премии «Оскар» за лучшую женскую роль. В 1990-х одним из самых популярных бродвейских мюзиклов был «Love, Janis», основанный на биографической книге сестры Дженис. На 2008 год запланирован выход нового боевика о её судьбе - «Евангелие от Дженис».

Дискография:
Janis Joplin & Jorma Kaukonen:
The Typewriter Tape (1964)
Big Brother and the Holding Company:
Big Brother & the Holding Company (1967)
Cheap Thrills (1968)
Live at Winterland ‘68 (1998)
Kozmic Blues Band:
I Got Dem Ol’ Kozmic Blues Again Mama! (1969)
Full Tilt Boogie Band
Pearl (1971, посмертно)
In Concert (1972)

Janis Joplin
ДЖОПЛИН, ДЖЭНИС (1943–1970), американская рок-певица, по мнению критиков – воплощение рок-культуры 1960-х годов. Родилась в Техасе 19 января 1943 в благополучной семье. В 17-летнем возрасте ушла из дома и в надежде стать певицей отправилась в Калифорнию. В середине 1960-х годов выступала в маленьких клубах Сан-Франциско, исполняя вещи из репертуара своих кумиров – фолксингеров и блюзовых исполнителей. Привлекла внимание своим необычно сильным и богатым хрипловатым голосом, нервно-энергичной манерой пения. В это время группа «Биг бразер энд холдинг компани» искала вокалистку, и кто-то вспомнил про удивительную певицу из Техаса. Джэнис вернулась в Сан-Франциско и стала солисткой группы. Первый успех пришел к ней в 1967 на рок-фестивале в Монтерее, где она поразила слушателей пронзительно-энергичными рок-версиями блюзов и кантри-баллад. Джоплин не пела, а выкрикивала строчки песен, передавая всю горечь, боль и страдания блюзовых композиций. В начале 1968 состоялись первые гастроли Джэнис Нью-Йорке. Студия «Коламбия» быстро распознала в солистке «Биг бразер» многообещающий талант, и группа получила контракт. Альбом Дешевые страсти (Cheap Thrills, 1968) почти сразу стал бестселлером. Однако Джэнис решила бросить группу ради сольной карьеры. Ее дебютный альбом Опять меня охватила эта вселенская тоска, мама (I Got Dem Ol’ Kozmic Blues Again Mama!), где соединились стили блюз, соул и рок, вышел в 1969 и сразу попал в хит-парады. Осенью 1970 Джэнис отправилась в Лос-Анджелес работать над записями для очередного альбома, но закончить работу не успела. Умерла Джоплин в Лос-Анджелесе 3 октября 1970. Вышедший посмертно альбом Жемчужина (Pearl, 1971) разошелся миллионным тиражом, а сингл Я и Бобби Макги (Me and Bobby McGee) возглавил хит-парад журнала «Биллборд». В 1980-е годы вышли два альбома с ранее не издававшимися записями певицы 1960-х годов – Прощальная песня (Farewell Song, 1982) и Биг бразер энд холдинг компани лайв (Big Brother and Holding Company Live, 1985). О жизни и творчестве Джоплин снят фильм Роза (The Rose) c Бетт Мидлер в главной роли, издано несколько биографий, в частности Заживо погребенная (Buried Alive) Майры Фридмана. Из творческого котла Хэйт-Эшбери вышли также Big Brother and the Holding Company, с которыми выступала самая интересная певица того периода Janis Joplin. Как и многие музыканты, выросшие в районе Калифорнийского залива, она воспитывалась на блюзе и фолке. Но летом ‘67 переработки блюзовых номеров все чаще перемежались солнечными фантазиями мягкого рока, а затем музыка стала более тяжелой, более резкой.Jeremy Pascall «The illustrated history of rock music», Глава 4. Эра рока: 1967 - 1970.В музыкальном плане Джэнис дала року совсем немного: она оставила после себя всего лишь несколько пластинок. Ее значение в другом: она доказала, что женщины могут петь рок не хуже мужчин. Это была разбитная девка: много пила, принимала наркотики, о ее сексуальных победах ходит много легенд. На сцене она была неподражаема: мощный голос, абсолютная раскованность, личный магнетизм. Она орала свои блюзы так, как прочувствовала их. Нелегкая жизнь болью и ненавистью ворвалась в ее песни. Публика любила ее, любила страстно и похотливо. На сцене она была счастлива, вне сцены - нет. Однажды она призналась: «На сцене я занимаюсь любовью с 25 тысячами людей, а потом иду домой одна».
Она умерла 4 октября 1970 года в номере одного голливудского отеля. Jeremy Pascall «The illustrated history of rock music», Глава 5. Расколотые семидесятые.

Ты помнишь Дженис Джоплин?
Ты помнишь, как она просила тебя вернуться? А как она любила? Дженис и любовь подобны электрическому заряду. Ты когда-нибудь видел, как зажигаются на небе звезды? Вот так зажглась одна из них…
Маленькая Дженис Лин родилась в 9-45 19 января 1943 года в Порт Артуре, Техас. Ну разве не начало для доброй сказки? Сказки с грустным концом…
Дженис влюблялась с самого детства. Одним из первых ее мальчиков был парнишка с незатейливым именем Джек Смит. Вместе они читали книги, среди которых было Евангелие. Детство еще шло: однажды Дженис пришла к Джеку, чтобы он пригласил ее на фильм «10 заповедей». У бедного мальчишки не появилось лучшей идеи, чем разбить свинью-копилку и со всей этой мелочью придти в кино. Пока он разбирался с билетершей, Джен стояла в стороне. «Извините, я проиграл деньги в пари с другом», – сказал он. Похлопывая его по плечу, девочка засмеялась: «Не надо врать, если ты идешь посмотреть фильм о боге…»
Ближе к 14 годам она начала меняться. По словам ее сестры Лоры, в доме начинались военные баталии, если матери приходило в голову постирать вещи Дженис («Они же были в недостаточной кондиции загрязнения!»). Она пробовала быть «одной из» среди мальчишечьей компании. Они были старше, но позволили ей стать таким же оборванцем, какими были сами. Вместе они слушали Одетту и Лидбелли, читали Керуака и мечтали о романтике больших дорог.
Дженни и была смешным и милым пацаненком. Когда компания обсуждала кто поведет машину в очередной раз, она кричала: «Ведет тот, у кого самые большие яйца» и, смеясь, садилась за руль. Возможно, ощущение себя девочко-мальчиком и привело Дженис к свободной любви конца 60-х.
После первой поездки в Сан-Франциско компания Дженис устроила вечеринку. Теперь у каждого ее приятеля была девушка или жена. Это давило на нее: «Здесь Джек и Нова, Джим и Рей, Эдриан и Глория, тот и этот, но здесь всегда одна Дженис Джоплин».
Вскоре у нее появился друг Сетт, который просил ее руки и сердца. Свадьба планировалась через несколько месяцев после Рождества. Казалось, маленькая девочка нашла то, что ей было нужно. Однажды вечером Дженни сказала своей сестре: «Я бы хотела, чтобы у меня были длинные, красивые волосы. Днем я бы их убирала, но каждый вечер я бы расплетала волосы перед своим мужем. Прядка за прядкой».
Они вели переписку, но вскоре он перестал писать совсем. О свадьбе больше не говорили.
В своей книге «Заживо погребенная» Мира Фридман говорит о том, что внутренний эмоциональный мир Дженис был слишком маленьким, чтобы переживать за людей, стараться доставлять им радости. Ей больше нравилось, когда кто-то заботился о ней, любил ее…
Еще одним ее пунктиком было то, что она обожала распространять про себя разного рода истории. О начале своей известности она предпочитала рассказывать так: «I was fucked into being in Big Brother» (непереводимая игра слов…). Сейчас уже сложно и, наверное, не нужно узнавать так ли это было или нет.
Говорят, что все «Большие братья» были так или иначе близки с Дженис, говорят, что свидания на одну ночь были обыденным для нее делом (но не главным, уж точно), говорят, что среди ее мужчин были Джим Моррисон и Джими Хендрикс.
Хотите верьте, хотите – нет, но с Джимом Дженис встретилась единственный раз и этот раз был неудачным. Пол Ротшильд (продюсер Дженис и Doors) организовал вечер для прессы. Между глотками своего любимого виски Дженис указала пальцем на Моррисона и сказала: «Я хочу этот кусок мяса». Когда же он попытался залезть к ней в машину и быть максимально ближе, она начала сопротивляться и запустила пустой бутылкой ему в голову. Надо сказать, Джим был без ума от таких женщин. Он любил насилие.
В одном из интервью она сказала: «Я готова бросить все то, что у меня есть, если в моей жизни появится человек, способный любить меня».
Наверное, «тем самым» должен был стать Девид Ниехаус, с которым Дженис познакомилась во время карнавала в Рио, в феврале 1970. Само знакомство было своеобразным:
- Хей, ты напоминаешь мне какую-то рок-звезду. Джоплин что ли…
- Я и есть Дженис Джоплин!
Не смотря на ее известность и тщеславие, Девид увидел человека, а не икону. Им было хорошо, когда они были вместе. А когда им пришлось расстаться на пару дней, к Джен пришла ее старая «подруга» Пегги Казерта.
Что говорить… главным в жизни Дженис Джоплин всегда была музыка. Она сбегала от нее к любовникам, но как-никак «час выступления на сцене это как сто оргазмов сразу», потому что «ты можешь все бросить, бросить дом и друзей, детей и друзей, стариков и друзей, все что угодно что есть в этом мире, за исключением музыки».
Быть Дженис Джоплин и не страдать от камня на шее, прозванного эфемерным словом «любовь» нельзя. Она пропустила все свои пассии через свое творчество и отпустила их.
А ты ушел, хлопнув дверью.
И она ушла, сказав лишь: «I’ve got a secret».