Ольга Горбачева и Юрий Никитин: "Мы спасли свою семью". Почему KAZKA пошла на "Х-фактор"? А что в творческих планах

Юрий Никитин - один из самых известных украинских музыкальных продюсеров. Он работает в шоу-бизнесе с 1990-х годов. Среди его артистов такие звезды, как Ирина Билык, Верка Сердючка, Ольга Горбачева, дуэты NikitA и "НеАнгелы", группа KAZKA и Mountain Breeze. Никитин продюсировал теле-шоу "Суперзірка" и украинскую "Фабрику звезд".

Сегодня он увлечен передачей знаний молодежи, для чего открыл школу NIMBS. По словам продюсера, украинский музыкальный рынок преодолел кризис и начинает стремительно развиваться. В таких условиях особенно остро ощущается дефицит профессиональных кадров. Поэтому своей основной задачей он считает распространение знаний о шоу-бизнесе.

В интервью изданию Никитин рассказал, как относится к гастролям украинских артистов в России, чему учит молодых музыкантов и о том, как за последние годы изменился отечественный музыкальный рынок.

Определил для себя три основных принципа, которые активно стараюсь внедрять в свою повседневную жизнь - жить осознанно, помнить только хорошее, следовать своему жизненному предназначению

- Недавно вам исполнилось 50 лет. Это особая дата для многих людей. А что означает день рождения для вас?

День рождения для меня - период обнуления, переосмысления, пересмотра жизненных ценностей и приоритетов, подведение итогов за год прошедший и постановка целей на следующий год. Поэтому в большинстве случаев я уезжаю, и, как правило, один. По возвращении в Киев люблю собираться тесным кругом родных и близких.

- И как вы ощущаете себя на этом отрезке времени?

Полон новых идей, сил и энергии их осуществлять. Я по-прежнему редко оглядываюсь назад, строю большие планы на будущее, но стараюсь жить "здесь и сейчас". В канун дня рождения концентрировался на том, чтобы понять, как хочу жить дальше. И так определил для себя три основных принципа, которые активно стараюсь внедрять в свою повседневную жизнь - жить осознанно, помнить только хорошее, следовать своему жизненному предназначению.

Юрий Никитин с супругой певицей и телеведущей Ольгой Горбачевой.


- А что в творческих планах?

Эти принципы касаются всего, и особенно творчества. А оно напрямую связано с вдохновением. Чтобы продвинуться в бизнесе, который построен на творчестве, я постоянно нахожусь в поиске мест, занятий, вещей, которые меня вдохновляют. Когда я попадаю в поток, тогда с бизнесом все отлично.

- Вы всегда говорите о работе, шоу-бизнесе и практически никогда о личной жизни. В каком вы сейчас статусе?

Вся моя сознательная жизнь связана с музыкой. И каждый из членов семьи - часть моей команды, мой источник вдохновения. Но если говорить о нашем "кружке по интересам" на официальном языке, то с прошлого лета я снова женат. И во второй раз на той же самой женщине, Ольге Горбачевой, матери моих замечательных детей - Полины и Серафимы. Воспитывая детей, мы продолжаем заниматься развитием Олиной профессиональной карьеры. И именно в этом году добились существенного прорыва - выпустили альбом "Самый лучший день", запустили развивающий проект "7 жизней женщины" и всеукраинский фестиваль женской силы "Солнце".

Украина переживает время ниш - нишевой моды, нишевой музыки. Люди стали другими. Они, как никогда ранее, стараются отличаться друг от друга

- Какова, по-вашему, сегодня ситуация в украинском шоу-бизнесе? Он уже вышел из кризиса?

Только выходит, но это лишь часть истории. Главное, что меняется его бизнес-модель. Если раньше основная ставка делалась на частные мероприятия, то сейчас все концентрируется вокруг открытых кассовых концертов, как на развитых музыкальных рынках. Люди с радостью посещают концерты, но платят только за тех, кого реально любят. У большей части населения все еще ограничены бюджеты на развлечения, и поэтому зрители очень избирательны. Сегодня, чтобы быть востребованным, недостаточно быть известным, нужно становиться популярным.

- И что, по-вашему, значит популярность?

Это значит быть любимым. Известный артист - тот, чье имя и творчество я знаю, но вряд ли куплю билет на концерт. Популярный - когда я с трепетом жду каждой встречи или общения с ним. Популярность - это честность, открытость по отношению к своей аудитории. В том, что музыканты могут напрямую общаться со своим зрителем, заключен огромный плюс. Если ты особенный, уникальный, ты обязательно соберешь свою аудиторию, и если построишь работу с ней правильно, она будет верна тебе многие годы.


Никитин и "НеАнгелы". Фото: Юра Никитин / Facebook


- Молодым в таких условиях начинать гораздо сложнее...

И гораздо проще одновременно. Во-первых, рынок стал намного свободнее. 90% российских артистов не гастролируют в Украине. Во-вторых, раньше было засилье "штучных" продюсерских проектов, которые теперь перестали запускаться. В-третьих, для тех, кто поет на украинском языке, в связи с введением квот появилось значительно больше шансов попасть в широкий эфир. Хотя, с другой стороны, сильно выросла конкуренция среди отечественных исполнителей. Все стали производить очень высококачественный музыкальный продукт, в том числе и на украинском языке.

- Значит, квоты - хороший инструмент для украинского шоу-бизнеса?

Я всегда выступал против принудительных мер. Но если правила игры приняты на законодательном уровне, перестаю дискутировать на этот счет и стараюсь максимально эффективно адаптироваться к ним.

- Как оцениваете молодых музыкантов, которые появляются?

Мне нравится все происходящее в Украине, как в творческом, так и в коммерческом смысле. И я абсолютно согласен с мнением директора радио “Хит ФМ” Виталия Дроздова, что украинский музыкальный рынок сегодня - номер один в Восточной Европе.


Никитин: Артисты такие же граждане, как и все остальные, и должны подчиняться общим законам. А правительство должно эти законы определять и принимать - это его функция. Фото из архива Юрия Никитина


- Для крутого контента нужна крутая аудитория…

И у нас она есть. Украина переживает время ниш - нишевой моды, нишевой музыки. Люди стали другими. Они, как никогда ранее, стараются отличаться друг от друга, быть более избирательными и оригинальными в том, что они потребляют. И это не исключения, а тенденция. Украинские нишевые артисты добиваются серьезного признания среди широкой аудитории: Джамала, Дорн, Онука, KAZKA… Их музыку любят и платят за нее.

- А говорят, у людей нет денег.

В общей массе, наверное. Но с другой стороны, я вижу, что ресторанов открывается все больше и в вечернее время не так просто найти свободный столик. А концерты украинских артистов собирают все больше зрителей. Либо деньги у активной части населения все же есть. Либо людям просто необходима эмоциональная отдушина для того, чтобы двигаться вперед. Но и то и другое способствует еще большему росту музыкального рынка.

- И рост происходит, даже несмотря на войну?

В Америке расцвет Голливуда произошел как раз во время Великой депрессии. Позитивное творчество дает дополнительный смысл бороться и выживать в самые непростые времена. Музыка способна поднимать моральный дух и выступает сильным объединяющим фактором нации.

Что касается гастролей украинских артистов в России, позиция правительства точно не определена, поэтому каждый трактует по-своему, а в итоге получается неразбериха

Как вы относитесь к запретам для российских артистов на въезд в Украину и, например, к запрету сериала "Сваты"?

Я не анализировал конкретно этот случай. Но вижу, что существует много точек зрения. Это, правда, очень сложная тема. То, что происходит между Украиной и Россией, - ужасно. Однако это реальность, в которой мы все сейчас находимся. Каждый свой выбор делает сам: что снимать, где играть, с кем взаимодействовать. Сначала я пристально следил за всем, что происходит в политике, но со временем пришел к выводу, что можно продолжать нормально жить и развиваться, только фокусируясь на себе, на своем окружении, на своем деле, продолжая делать его хорошо.

В обществе еще не окончена дискуссия: должны ли украинские артисты гастролировать в России, если мы в условиях войны, или артист должен оставаться над схваткой? А как вы думаете?

Думаю, творчество должно оставаться над всем. Но многое зависит от позиции каждого конкретного артиста - это во-первых. А во-вторых, проблема не была бы такой острой, если бы решалась прежде на законодательном уровне. Как вопрос с Крымом. Приняли закон, который запрещает вести бизнес с крымскими компаниями, и всем все стало понятно. Артисты в данном случае - не исключение: выступил в Крыму - нарушил закон, отвечай.

Чем работа музыканта отличается от работы официанта, журналиста или водителя, если смотреть на нее под этим углом? Ничем. Артисты такие же граждане, как и все остальные, и должны подчиняться общим законам. А правительство должно эти законы определять и принимать - это его функция.


Никитин и участники "95 квартала" Евгений Кошевой и Владимир Зеленский


Что же касается гастролей украинских артистов в России, позиция правительства точно не определена, поэтому каждый трактует по-своему, а в итоге получается неразбериха. Еще имеют место факты, когда в России выступают многие наши артисты, но только некоторых из них бойкотируют.

Вы хотите сказать, что существуют некие договоренности относительно бойкотов, и те, кто бойкотирует, участвуют в таких договоренностях?

Думаю, да. А как это еще можно объяснить? Некоторые украинские топ-артисты участвуют в главных церемониях, получают награды, проводят широкомасштабные рекламные кампании и туры по России - и о них ни слова в украинской прессе. Тишина. Вторым стоит раз где-то появиться, выложить фото в своих соцсетях - и понеслась.

- В музыкальной среде это обсуждается?

Скорее, лишь констатация фактов. Много разных точек зрения на этот счет. Есть очень неожиданные, из серии: "Так ясно же, кому наиболее выгодно "сбить" этого артиста". Дальше идет конкретное имя…

Почему сразу заходит речь об интригах? Артист - публичная личность, представляющая страну. Концерты - это уже вопрос не культуры или творчества, а антиукраинской пропаганды в России...

Вот поэтому я говорю, что непростая тема. Слишком много разночтений. Не проще ли решить вопрос на законодательном уровне? Тогда у всех будет один общий вектор.

Открыто все обожали Данилко, но на самом деле тогдашняя музыкальная элита России не могла пережить его неконтролируемый уровень популярности

- Помните скандал с “Раша гудбай”? Выходит, Андрей Данилко невольно предсказал будущее?

Правда? Никогда не думал об этом. Для начала важно понимать, что Verka Serduchka никогда не пела фразу “Раша гудбай”. Это была спланированная кампания против самого популярного артиста на территории всего постсоветского пространства Данилко и его персонажа.

- И кому же он помешал?

Все началось с российского "Первого канала". Именно там еще до объявления результатов голосования "Евровидения" начался весь этот словесный бред. И одна из причин, которая на поверхности - Verka Serduchka обошла российскую группу “Серебро” - личный проект главы "Первого канала" Константина Эрнста и российского музыкального продюсера Максима Фадеева.

Никитин: Андрей Данилко - удивительный человек. Таких я не встречал больше в своей жизни: надежный друг, который с тобой и в горе, и в радости, суперпроницательный и мудрый человек с большим добрым сердцем.


А невидимая причина - та, о которой я говорил выше. Как мне кажется, в истории поп-музыки СНГ было всего несколько случаев, когда любовь к артисту начинала прорастать из сердец публики и в итоге он добивался популярности. Когда все общество было вовлечено в его творчество, когда все слушали только его. Когда его присутствие на рынке не было навязано масс-медиа. Люди просто хотели его всем сердцем. Среди таких артистов Владимир Высоцкий, группа “Ласковый май”, Verka Serduchka. Открыто все обожали Данилко, но на самом деле тогдашняя музыкальная элита России не могла пережить его неконтролируемый уровень популярности.

- Любили-любили, а потом вдруг решили потопить из-за песенного конкурса?

Не совсем так. История с "Евровидением" - это второй и наиболее серьезный случай. А первый был годом раньше, когда мы проводили первые большие гастроли Verka Serduchka в Москве. Мы давно хотели выступить в Кремлевском дворце - самой престижной на тот момент концертной площадке России - и вот этот день настал. Мы получили разрешение, вышли в рекламу и продали уже больше половины зала, как вдруг позвонили из Кремля и сказали, что без объяснения причин нам отказано. Это произошло за три недели до дня шоу.

Мы перевесили рекламу и перенесли концерт на эти же даты во Дворец спорта “Лужники”… И продали два полных зала - более 20 тысяч билетов! Российские звезды были так удивлены, что не могли пропустить это знаковое событие. Без приглашения с нашей стороны концерт посетили Алла Пугачева, Филипп Киркоров, Максим Галкин, Кристина Орбакайте и многие другие. Просто, чтобы увидеть этот феномен.

В принципе, о том, как гастролировала Verka Serduchka, ходили легенды. В рамках только одного тура мы работали по 30 концертов в Германии, давали по 15 шоу в Израиле, по восемь шоу подряд на одной площадке в Нью-Йорке! И так по всему миру.


Андрей Данилко и исполнительница главной гроли в фильме "Шпионка" Мелисса Маккарти.


Если не ошибаюсь, вы работаете с Данилко вместе с 1997 года. Что вы можете сказать о нем как о человеке и профессионале?

Андрей - удивительный человек. Таких я не встречал больше в своей жизни: надежный друг, который с тобой и в горе, и в радости, суперпроницательный и мудрый человек с большим добрым сердцем. Глобальная личность и великий артист. Я много раз убеждался в этом, но окончательно - во время участия в съемках голливудского блокбастера Spy ("Шпионка"), когда вся съемочная группа, включая режиссера Пола Фига и актеров Джуда Лоу, Джейсона Стетхема и Мелиссу Маккарти, была очарована Verka Serduchka, и ни для кого не имело значения, что она не говорит на английском языке.

- Как вы попали на съемки этого фильма?

В офис Mamamusic позвонил голливудский кинопродюсер фильма Джон Келли и пригласил нас от имени режиссера Пола Фига сняться в главной мировой комедии года с трехминутным камео (эпизодическая роль для известного и легко узнаваемого человека - режиссера, артиста, политика . - “ГОРДОН” ). По словам Фига, его так впечатлило выступление на "Евровидении 2007", что он давно вынашивал идею участия Verka Serduchka в своем фильме.

Оказалось, что сам Фиг и члены его семьи просто без ума от Сердючки. Они пересмотрели все видеоработы с ее участием и знали практически все главные песни наизусть. И наши разговоры с ними были о том, что мы и сами до конца не осознаем гений и уровень Данилко, чья Verka Serduchka еще до участие в фильме Spy - мировая суперзвезда.

Главный гастролер в Украине сегодня - Олег Винник, но его чартовая история и онлайн-позиции далеки от идеала

На развитых музыкальных рынках есть такое понятие, как чарты. Это влиятельный инструмент оценки музыкантов. Почему в Украине такого нет?

В Украине тоже есть чарты, премии, гала-шоу. Но принцип их устройства другой. На Западе главные чарты основаны на рейтингах продаж и формируются на основе открытой информации. Там все прозрачно. Отечественные же хит-парады носят более субъективный характер. В этом основное отличие. И если в западных чартах артист в топе, это означает, что он соответственно зарабатывает. У нас же рейтинги не всегда привязаны к реальным деньгам, а скорее ко вкусам отдельных представителей музыкальной индустрии.

- То есть вы советуете начинающим артистам не обращать внимания на позиции в рейтингах?

Обращать. Но учитывать, что все относительно и зависит от конкретного артиста, его продукта и аудитории. Если ваш зритель из категории "40+", вы, конечно же, будете проигрывать онлайн-позиции музыкальным проектам, ориентированным на более молодого зрителя.

Никитин: Винник действует интуитивно, но концентрирует весь свой продукт вокруг потребностей зрителя. И это история о популярности. Фото: Alex Sakhnenko, Олег Винник / Facebook


У каждого свой путь. Главный гастролер в Украине сегодня - Олег Винник, но его чартовая история и онлайн-позиции далеки от идеала. И мне кажется, только сейчас, спустя много лет, индустрия стала относиться к этому артисту соответственно и он стал появляться в рейтингах на высоких позициях. Плюс его аудитория не очень активна онлайн, поэтому он строит отношения с ней, используя другие каналы коммуникации. Те, которые важны конкретно для его зрителя.

Получается, определить лидера в украинской музыке не так-то и легко. Как же понять, кто действительно лучший?

- "Лучший" - звучит не совсем объективно. "Лучший для конкретной целевой аудитории" - более точное определение. Главный показатель здесь - продажа билетов на открытые концерты артиста по всей Украине. Территориальная история особенно важна. Многие известные артисты, например, пользуются успехом исключительно в русскоговорящих регионах Украины или исключительно больших городах и Киеве. Но Киев - это не вся Украина. Все остальные показатели плюс-минус относительны.

Часто уровень популярности артиста в нашей стране определяют исходя из того, насколько он востребован в России, забывая, что сегодня это два абсолютно разных рынка. Составители хит-парадов смотрят на количество просмотров или подписчиков в социальных сетях артиста в целом. А если копнуть глубже, то понятно, что основная часть этих людей - жители России. Артист более популярен там, чем в Украине.

- Давайте вернемся к Олегу Виннику. Понимаете ли вы секрет его популярности?

В то время как все пытаются делать "модную музыку", он делает то, что чувствует. И то, что, по его мнению, хочет его целевая аудитория. Я придумал этому свое определение - "знать каждого фана в лицо", понимать его, знать о его желаниях и его болях. Скорее всего, Винник действует интуитивно, но концентрирует весь продукт вокруг потребностей своего зрителя. И это история о популярности.

А если говорить о деньгах, приведу маленький пример. Последнее время я интересуюсь устройством музыкального рынка Германии. Сегодня - это номер один рынок в Европе, и естественно, в нашем представлении Германия - это модная музыка, современные технологии, много денег. Так вот, на самом деле 80% рынка музыки и денег в музыкальном бизнесе приходится на "дойче шлягер" (немецкий шлягер)! Это что-то наподобие нашей эстрады 1990-х: запоминающаяся мелодия, простой текст, танцевальный ритм, всегда позитивный контекст и обязательно немецкий язык. 80% рынка, потому что Германия - это та страна, где маленькие города и сельская местность доминируют, в них живет основная часть населения.


Никитин: Вакарчук не допустил ни одной стратегической ошибки. Когда было нужно, он уходил, когда нужно, снова появлялся, но уже в новом амплуа.


А где живет основная часть населения Украины? Крупные города - то только 20-30% всех жителей. Понимаете, что я хочу этим сказать? Остальным 70% тоже нужны свои кумиры. И популярность Олега Винника зарождалась, уверен, среди них. А вся остальная наша музыкальная поп-культура рассчитана в основном на жителей крупных региональных центров.

Хочу еще спросить вас о Святославе Вакарчуке. С одной стороны, это успешный музыкант, с другой - человек, интересующийся политикой. Как вы считаете, политика мешает его творчеству?

Его личностному и профессиональному росту, думаю, только помогает. Как музыкант он добился в Украине максимума. И чтобы продолжать движение вперед, ему нужно развиваться либо на других территориях, либо в новых направлениях. Так что его погружение в политику мне понятно. А если учесть тот факт, что Вакарчук - искусный маркетолог, он может достичь многого. Он точно понимает, когда, где и с каким продуктом следует проявиться, чтобы добиваться нужного результата.

Я наблюдаю за развитием его карьеры с того самого момента, как в 1998 году наша компания Nova Records выпустила первый альбом его группы "Океан Ельзи". И с тех пор Вакарчук, насколько я помню, не допустил ни одной стратегической ошибки. Когда было нужно, он уходил, когда нужно, снова появлялся, но уже в новом амплуа.

Музыкальный бизнес переживает нехватку профессионалов. Где их брать в таком количестве, если рынок стремительно развивается? Путь один - находить и воспитывать

- Интересно, насколько наши артисты востребованы на Западе?

Их работа ограничивается только диаспорными рынками. Сегодня нет ни одной украинской поп-звезды, которая работала бы широко на коренных жителей развитых стран. Существуют либо фестивальные истории, либо этническая тема, в крайнем случае - нишевые проявления. Если же говорить о глобальном мировом потенциале, его, по моему мнению, имеет пока только одна отечественная суперзвезда - Verka Serduchka. И это стало абсолютно очевидным после нашего участия в голливудском блокбастере Spy.

- Какие идеи движут вами сейчас?

Я успешен, потому что работаю давно. Профессионально заниматься музыкой начал более 30 лет назад, а выступаю в качестве продюсера и музыкального менеджера более 25 лет. За это время я набрался опыта и развил интуицию. Если об идеях, то у меня их, как всегда, много. Но только несколько вдохновляют меня больше других сегодня: мощный запуск проекта Verka Serduchka на Западе, сотрудничество с новыми молодыми артистами, такими как KAZKA и Mountain Breeze, новые форматы для уже известных имен - Славы Каминской и Ольги Горбачевой. Плюс работа над образовательным проектом "NIMBS - Школа музыкального бизнеса".


Никитин, исполнитель и педагог Михаил Поплавский и учащиеся школы NIMBS. Фото: Yuriynikitin / Instagram


Запуск школы - главное, что со мной случилось в прошлом году с точки зрения моего профессионального роста. Работая над материалами, я расставляю "по полочкам", структурирую все, что накопилось за 30 лет в моей голове. Потому что знать самому и научить этому кого-то другого - две абсолютно разные истории.

- Почему вдруг вы решили заняться музыкальным образованием?

Во-первых, я считаю передачу знаний новому поколению музыкантов очень даже хорошим делом. Во-вторых, действую в том числе из корыстных побуждений. Любой человек, который приходит к нам в компанию, требует адаптации и более глубоких знаний об устройстве рынка и правилах работы на нем. И я вынужден уделять каждому в отдельности много личного времени. А теперь я делаю то же самое, только в более структурированной форме и для большего количества людей.

К тому же музыкальный бизнес переживает нехватку профессионалов. Где их брать в таком количестве, если рынок стремительно развивается? Путь один - находить и воспитывать. И NIMBS - то место, куда все заинтересованные приходят сами с целью научиться и работать в этой сфере.

И главный вопрос - звезды. Талантов в Украине много, суперзвезд мало. Суперзвезда, как и хороший музыкальный менеджер, это годы обучения и работы. Звездами не рождаются, а становятся. И в этом контексте NIMBS - школа для тех, кто хочет добиться успеха, точка входа в музыкальный бизнес! Я с радостью делюсь информацией. В открытии новых талантов, в помощи в их реализации я вижу часть моей миссии, моего жизненного предназначения. Через популярность артистов и их влияние на людей я несу в мир и свои идеи.

Какое бы сейчас не высказать мнение об этом продюсере, все равно найдется кучка недовольных этим - хорошим или плохим мнением. И тем интереснее - Юрий Никитин заставляет своих артистов ишачить на себя (вспомните, как в сказке Карабас Барабас принуждал Буратино и других игрушек пахать на театральных подмостках). Между методами воспитания этих двух кукловодов есть разница - Барабасовские куклы страдали под плеткой своего босса, а Никитинские -- получают удовольствие.

Очевидное за невероятное. Ольга Горбачева - женщина, родившая Юрию Никитину дочь Полину. Женщина, утверждавшая в многочисленных интервью, что Никитин подлец - бросил ее с малышкой на руках. Женщина, с помощью Никитина превращающаяся в певицу. Окружающие восклицают: «Боже, ну что он в ней нашел?!» А как вы думаете? Когда Оля была ведущей музыкальной программы «Мелорама» ее ж неспроста называли «Мамарама» (продюсерская компания Никитина носит название mamamusic) - практически в каждом сюжете этой передачи рассказывалось об успехах никитинских артистов.


При всех нелестных отзывах, Юрий Никитин примерный отец.

Николай Гнатюк. Помните песенку «Барабан был плох, барабанщик - глох»? Это он.

Кристина Орбакайте утверждает: «Не люблю фотографироваться на ходу!»

Ну если не любит, почему же она никогда не остановится?

А рассказывали, что у Пьера Нарцисса закончилась российская виза...

Невероятное за очевидное. Никитинские артисты знают, что надо производить впечатление. Они готовы бесконечно отвечать на одни и те же вопросы, рассказывать о себе невероятные небылицы.

На вопрос журналиста «Оля, что у вас с губами?» Горбачева ляпнула: «Накачала ботоксом». И что вы думаете, назавтра эта "новость" появилось в газетах. Люди верят, артисты смеются. Над людьми.

Ничто не вечно. Раньше Настя Стоцкая после своего триумфа на «Новой волне» бегала от журналистов, аж пятки сверкали. Теперь ее менеджер бегала по арт-фойе: «Настя сказала, что может дать три интервью. Есть желающие? А то потом она уедет ночевать к бабушке!»

Старые грабли. Сколько раз уж наступали на них наступали, а они все лежат на том же месте и притягивают к себе зевак. Билык поехала в Рио и сыграла свадьбу с Дикусаром по местным обычаям... Все уже знают правду о личной жизни Васи Бондарчука... И стоит этой парочке только появиться вместе, нежно прижаться друг к другу и игриво заглянуть в глаза, грабли срабатывают и народ тащится «О-о-о!»

Вот идет супер звезда Наталья Могилевская - ее никто не замечает, если она этого не хочет.

Надо заполнить все пустоты. Группа «Армия». Женских групп столько, аж голова идет кругом. Они не несут ничего в себе, но если встает вопрос, кого пригласить на корпоратив - на ум приходят они, как говорит Данилко, «поющие трусы».

Эпатаж. Ирине Билык всегда удавалось претворить в жизнь свои невероятные идеи. Например, фасон и дизайн этого платья певица придумала сама. Сшить дорогую чешую и сетку помогла подружка. Дополнила внешний вид роскошным колье за 10 тысяч евро (так гласит легенда).

Дать повод. Оля Горбачева прилежная ученица своего продюсера. Он же покупает оптом колготы своим артисткам (на предыдущей фотке - такие же на Ирине). Да и платья носят друг после друга (прямо как родные сестрички). Не успела Слава из «НеАнгелов» сняться в оригинальном туалете в своем новом клипе, как Оля в нем появляется на светской тусовке. И? Уже есть, о чем говорить. Главное, дать повод.


Девочки из группы «НеАнглелы» очень любят фотографироваться и давать интервью. Личному менеджеру порой приходится силком отдирать их от журналистов.

Артисты часто спрашивают фотографов: -- Как вам удается так снять, что голова получается больше всего остального?

Способность достойно проигрывать. Виталий Козловский (опять же как гласит легенда) должен был быть артистом Никитина, но что-то переговоры Игоря Кондратюка (его теперешнего продюсера) с ним зашли в тупик. Говорят, Никитин рвал и метал и теперь без слез на глазах не может смотреть на Козловского. А Виталий беззаботно резвится с цветочками на радость общественности. Никитин не долго горевал и создал «проект Бондарчук» -- ответ Козловскому. Ну вроде как «палка в колесо».

Главная звезда Украины - Верка Сердючка. Не верится, что когда-то она станет бабкой. Наподобие Вероники Маврикиевны и Авдотьи Никитичны. Или Никитин не даст Сердючке состарится? Интересно, какая будет старость у Сердючки?

Юрий Никитин.

Известный украинский продюсер и генеральный директор компании MAMAMUSIC Юрий Никитин в интервью Сегодня.Lifestyle рассказал о том, как он познакомился с группой KAZKA, зачем они принимали участие в "Х-факторе", почему на "Евровидении-2007" Верка Сердючка заняла второе место, а также о главных этапах украинского музыкального бизнеса.

Вы были и есть первопроходцем в украинском шоу-бизнесе. Прошло уже более 25 лет с того момента. Как вы считаете, в правильную ли сторону шагнул украинский музыкальный бизнес и какой момент можно считать поворотным, помимо самого начала?

Мне кажется, он развивается так, как должен развиваться, во всех смыслах. С точки зрения культивирования и статуса украинских исполнителей - настолько высоко их планка не поднималась, в принципе, никогда. Давайте поговорим о поворотных моментах в музыкальном бизнесе в контексте артистов, с которыми сотрудничаю я. Учитывая то, что многие из них - знаковые, вот и получится плюс-минус история, как развивался музыкальный бизнес в нашей стране.

И первый такой поворотный момент для меня - знакомство и начало работы с Ириной Билык в 1990 году. Пример нашего сотрудничества - фактически, один из первых случаев работы артиста с профессиональным менеджментом - структурой в новой украинской музыке. Музыкальный рынок Украины в первые годы Независимости находился практически на нулевой отметке - полное отсутствие инфраструктуры и каких-либо инвестиций в бизнес. Так что смело можно сказать, что мы одни из тех, кто закладывал основу будущей индустрии.

Юрий Никитин

Первая серьезная волна интереса к украинской популярной музыке началась с 1995 года и продлилась до 1998-го. В этот период мы издали два альбома Ирины Билык, которые сегодня считаются культовыми - "Так Просто" и "Фарби". Легальный тираж обоих превысил полмиллиона копий (кассет). И это был серьезный переломный момент, потому что до этого ни один отечественный исполнитель в Украине в таком количестве ничего не продавал.

Важным стал и факт организации нами компании NOVA RECORDS, которая активно занималась поиском и изданием прогрессивной украинской музыки. Кстати, среди первых релизов был и альбом группы "Океан Эльзы" - "Я на небi був".

Следующий знаковый период для развития рынка случился в 2003-2006 годах, когда Verka Serduchka стала артистом номер один в СНГ. Два ее музыкальных альбома - "Хорошо" и "Чита-дрита", очевидно, - самый громкий и успешный музыкальный релиз за всю историю украинской независимой музыки.


Верка Сердючка с мамой

Гастрольная география Verka Serduchka была настолько широкой, насколько можно себе только представить и включала, как все страны СНГ, так и диаспорные рынки. В тот период мы редко работали меньше двух-трех концертов на одной площадке за один приезд. В Нью-Йорке, например, это было шесть аншлаговых концертов подряд, а в Москве - два Дворца спорта "Лужники".

В 2007 году, находясь на пике популярности, Verka Serduchka заняла второе, а не первое место на "Евровидении", мне стало абсолютно ясно: победа в таком конкурсе - не случайный вопрос. Это политика. Ни одна из стран, где Verka Serduchka была артистом "номер 1", не поставила нам 12 балов.

- Часто ли начинающие артисты просят у вас профессиональные советы?

Начинающие не часто. А если и приходят за советами, то крайне редко следуют им. Молодые люди, которые только начинают, как будто бы сразу знают, что им делать: какие песни им петь, как записывать, как заливать их в сеть. У нас ведь все разбираются в музыке, политике и футболе, не так ли?

Чаще с вопросами обращаются артисты, которые уже сделали первые шаги, потратили свои сбережения, но при этом так и не начали зарабатывать. И я с радостью делюсь тем, что знаю. Я всегда за развитие музыкальной индустрии.

Кстати, для этого я и запустил образовательную программу "NIMBS: Школа музыкального бизнеса". У меня накопилось много информации и материала, который мне просто необходимо передавать дальше, делиться им.

Я сам прошел длинный путь и первые 10 лет карьеры действовал крайне не осознанно, до конца не понимая законов и устройства бизнеса. Прочитать же негде было, интернета не было. Я пишу авторские программы - курсы, один из которых, к слову, на днях пройдет в Киеве, я их провожу для того, чтобы сэкономить время и деньги начинающих артистов.

Юрий Никитин

Расскажите о своем сотрудничестве с группой KAZKA. Как познакомились с солисткой коллектива и как образовалась сама группа?

Мы познакомились с Сашей - вокалисткой KAZKA - на кастинге в группу NIKITA в Одессе. Именно! Для нее, понятно, это был фан. Она вышла на сцену последней и очаровала всех ребят, кто организовывал прослушивание. С того момента, осенью 2016 года, мы постоянно думали о ней, подбирая подходящие концепции проектов, в которых она бы могла чувствовать себя абсолютно органично. И такой день настал. В январе 2017 мы записали первый трек "Свята" и поняли, что это именно тот продукт, тот голос и тот концепт, который изменит представление об украинской популярной музыке, и не только в Украине.

Месяцем позднее к группе присоединился андеграундный музыкант Никита. И при том, что популярность "Свята" росла стремительно и все было как нельзя лучше, нам не хватало третьего участника, который бы привнес в KAZKA украинский колорит и добавил более глубокие смыслы.


Юрий Никитин и Александра Зарицкая

Таким человеком стал Дима - простой парень из села в Черновицкой области. В прошлом - пастух, а теперь - студент столичного университета. Играть на сопилке (а он играет на всех видах сопилок, включая те, что делает сам), как гласит легенда, он начал в то время, когда занимался выпасом коров.

Фактически датой основания группы мы считаем 1 марта 2017 года Именно в этот день мы выгрузили "Свята" в сеть. Но поскольку группа не была до конца сформирована, то никаких активных действий с проектом не происходило, вплоть до того момента, когда трек стал песней №1 в отечественном радиоэфире, а прослушивания в YouTube превысили один миллион.

Именно тогда, летом 2017, и началась серьезная работа над проектом - стратегии, инвестиции, подготовка к съемкам первого клипа. Прошло чуть больше года с момента включения MAMAMUSIC в проект. За это время мы сняли три видео, выпустили четыре сингла, последний из которых - "Плакала" стал песней "Номер 1" на многих территориях, включая и Россию, а в YouTube трек уже послушали почти 50 миллионов раз.

Сегодня песня на украинском языке играет в эфире российских федеральных радиостанциях, а это единичные случаи за всю историю украинской музыки (наряду с ранними ВВ, "Бумбокс" и "Океан Эльзы"). Именно поэтому трек "Плакала" и называют феноменом.

- Сколько стоит раскрутка начинающего артиста?

Это один из часто задаваемых вопросов: "Сколько нужно денег, чтобы состояться? Чтобы стартануть?" и т.д., и я не скажу ничего нового, если отвечу, что: "Все зависит от артиста!" Это во-первых. И во-вторых: от стратегии, которую артист или его менеджмент выбирает для себя.

Мне часто задают вопрос: "Почему так мало новых артистов на рынке?". На самом деле их много. Но молодежь сейчас старается позиционировать себя как независимых (от продюсеров и менеджеров) артистов. Они пытаются все делать сами, считая, что это круто и просто. Но в то же время не обладая достаточным ресурсом, знаниями, инструментами.

Они просто пишут песни и выкладывают их в сеть, а она, понятно, не становится популярной в общей массе. Потому что без видения, правильного концепта, четкой стратегии ничего не выйдет. А еще и не забывайте про деньги, которые необходимо инвестировать. Время аматоров проходит. Плотность рынка сегодня очень высокая - старые артисты не уходят, а новые приходят каждый день. Это и диктует бюджеты на раскрутку.

Если посмотреть на KAZKA, можно подумать, что потрачены миллионы. Но на самом деле мы укладывались в довольно скромный бюджет. Так как с самого начала позиционировали проект, как независимый, как True артист. Для нас первичным была музыка, а не обвязка. Именно поэтому мы экономили на всем, кроме написания и производства музыкального материала.

Кто-то пишет песни сам для себя - и это не стоит ничего, кто-то делают аранжировки на кухне для себя - и это тоже не стоит ничего. Очень часто, когда музыканты снимают клипы на мобильный телефон и укладываются в бюджет 10 тысяч гривен. И наряду с этим бюджеты новых клипов отечественных суперзвезд доходят до 100-150 тысяч долларов. Плюс - солидный бюджет на продвижение.

То есть у каждого свой путь развития. Для одних, чтобы донести свой продукт до максимально широкой аудитории, нужно вложить массу денег в продвижение. А для кого-то достаточно просто залить песню в сеть. Например, на продвижение самого трека "Плакала" в YouTube мы не потратили ни одного доллара. 50 миллионов просмотров - чистая органика.

Вы можете сами написать песню, а можете купить у именитого автора за несколько тысяч долларов. И так во всем. И это решение зависит исключительно от вас самих.

- Но ведь долго так продолжаться не может, так или иначе придется снять клип подороже?

И снова - зависит, например, от музыкального направления и ниши, которую вы выбираете. Вопрос не в "дорого-дешево". Вопрос - насколько точно.

Плюс каждое новое видео, каждый новый маркетинговый шаг не должны повторяться, даже если ты повторяешь сам себя. Проект должен эволюционировать. Только при таком раскладе зритель не будет терять к артисту интерес. И самое важное - идеи. И они тоже не связаны напрямую с "дорого-дешево", просто они могут быть реализованы с разным размахом.

Например, новая видеоработа Ольги Горбачевой "Хорошие новости" - не очень дорогая в реализации. Ее задача - "включить" трек, не отвлекать от него внимание, и клип отлично справляется с этим. Аналогичная история с песней "Плакала". Эти песни настолько хороши, что главное - не помешать им.


Группа KAZKA

- Почему KAZKA пошла на "Х-фактор"?

Этот шаг был частью стратегии. "Х-фактор" не был проектом ради проекта как у большинства участников. С помощью участия в нем мы решали несколько основных задач. Песня "Свята" летом 2017-го была треком "номер 1" в Украине в радиоэфире. Слушатели знали трек, но то, что его поет группа KAKZA - нет. Так часто бывает, особенно на этапе запуска проекта. Никто не знал, как выглядят участники и т.д. Так что первая задача заключалась в том, чтобы построить мощную ассоциативную связь между группой, песней "Свята" и аудиторией.

Во-вторых: Саша (солистка группы) не имела опыта работы на сцене, никогда профессионально не занималась вокалом. Так что "Х-фактор" был тем проектом, который реально мог ее чему-то научить, закалить. В-третьих: к коллективу только присоединился Никита, и не как сессионный музыкант, а "лицо" проекта, и нам было важно показать и его.

Юрий Никитин

Вы говорили о том, что многие наши артисты популярны и в России. Чем отличается музыкальный бизнес в России и в Украине?

У нас рынок намного меньше, динамичнее, и для того чтобы быть успешными, здесь нужно совершать очень оригинальные креативные действия, чтобы опережать своих конкурентов. В России сделал крутой трек и можешь с ним два года гастролировать, потому что страна огромная, рынок более инертный, цикл жизни альбома намного длиннее, чем у нас.

Новый этап в карьере артиста в Украине должен проходить не реже полутора лет. Тогда как в России это в среднем - три года. На российский рынок тяжелее входить, но можно на дольше в нем остаться. И еще. Российский рынок существует давно (СССР). Многие яркие и большие артисты там уже состоялись и перешли в другую касту, заняли свои ниши на рынке, и поэтому для нового не так уж и много места. Это если говорить о традиционных стилях музыки.

Но что касается интернет-героев, то да, их там много, и в их мире все развивается совершенно иначе. Вы спрашивали, почему украинские громкие имена пользуются такой популярностью в России? Там они - новички, но с огромной базой слушателей, опытом, репертуаром. Вот, новый артист появился, говорят россияне. Но, на самом деле - это суперзвезда, о которой там не знали до сих пор. Так происходит со всеми - Лорак, Лобода, Барских, Потап и Настя, "Время и Стекло", Алексеев и другие - все они имели успешное развитие в Украине до того, как стать популярными в России артистами.

Читайте самые важные и интересные новости на наших страницах

Успех песни «Плакала» группы KAZKA вышел за пределы украинского шоу-бизнеса. С середины августа отечественный хит получил новую жизнь – в эфирах зарубежных радиостанций. Это спровоцировало прорыв KAZKA в чарты iTunes некоторых стран.

О том, как все происходило, нам рассказал продюсер группы, основатель и владелец компании MAMAMUSIC Юрий Никитин.

Хит, сделанный «на коленке»

Во время релиза альбома KARMA мы одновременно загрузили каждый из его треков в YouTube, в широкий доступ. Слушатель – наше всё, поэтому мы были готовы идти за его предпочтениями, выбирая следующий сингл. В принципе, мы всегда стараемся строить работу, согласовывая наши маркетинговые действия с запросами аудитории.

Юрий Никитин

И вот, в определенный момент, песня «Плакала» рванула – существенно обошла остальные треки по количеству прослушиваний. Нам стало очевидно, что именно эта работа станет следующим номерным синглом группы.

Интересно, что «Плакала» — единственный трек в альбоме, который делался в самый последний момент, практически «на коленке». Буквально за день до релиза мы закончили работу над ним. И разумеется, не делали на него никаких суперставок, в отличие от «Свята», например. При этом одна из моих любимых песен альбома, трек «Карма», набрал меньше всего просмотров.

Без какого-либо нашего активного вмешательства в короткий период времени «Плакала» в YouTube обошла по показателям остальные песни альбома KARMA в 10-20 раз. Нам важно было сохранить органический прирост слушателей, так что вначале мы просто наблюдали за процессом. Нашим внутренним планом по треку была цифра в 25 млн прослушиваний. Но на сегодня, 19 сентября 2018 года, мы имеем более 44 млн.

Выход на Запад

Примерно месяц назад, на пороге 30 млн, в процесс начали включаться другие страны. Трек «Плакала» стал появляться в Shazam и очень быстро дошел до первого места в Болгарии и Молдове, а также зашел в рейтинги Беларуси, Литвы и других стран.

Что это означало? Что песню там слышат и она нравится. Сегодня «Плакала» на 41-й позиции в мировом Shazam, а час назад мы получили предложение приехать с концертом в Болгарию в январе.

Чарт iTunes Болгарии

Чарт iTunes Молдовы

Успех в России

После аналогичной истории с Shazam в России, трек заиграл в эфире российской станции «Новое радио». Они спросили нас, есть ли версия на русском или английском языках и после отрицательного ответа (хотя мы готовим англоязычную версию), сказали: «Ок, будем крутить на украинском».

Это один из редких случаев наряду с ранними ВВ, Океаном Ельзи и Бумбоксом, когда песня на украинском языке играет в эфире российских радиостанций. Еще и в такое непростое время. Вот еще почему многие называют этот трек феноменальным.

Через пару дней с нами связался программный директор Love Radio – большой федеральной станции в России (147 городов): «С завтрашнего дня «Плакала» в эфире Love radio». Я отметил, что это «очень смелое решение» и поинтересовался: «В чем прикол?» Он сказал: «Все просто. Вы сделали очень хороший трек».

Чарт iTunes России

Хит-парад Love Radio (Россия)

Хит-парад «Новое радио» (Россия)

А дальше включились Радио «Жара», Like FM… Количество станций, которые крутят «Плакала» в России, растет с каждым днем. К федеральным радиостанциям подключаются региональные. Это напоминает большой снежный ком, который увеличивается с каждым днем.

Понять до конца, с чем связан подобный успех песни на других территориях, сложно. Но мне кажется, она идеально соответствует менталитету украинских женщин (а, в большинстве своем, песни KAZKA предназначены именно для женской аудитории) и точно отображает культурный код Украины. Это делает группу и ее музыку непохожей на остальных. А это, как известно, всегда работает.

На сегодня «Плакала» уже успела стать #1 треком в российском чарте iTunes, и #1 в Чечне и Дагестане. Признаюсь, мы не предполагали, что для песни на украинском языке это сегодня в принципе возможно.

Как это стало возможно

Радиостанциям других стран не нужны разрешения правообладателей, чтобы крутить песни в эфире. Они просто ставят менеджмент артиста в известность и берут трек из сети.

В основной массе, станции крутят только актуальную музыку, которая создает хайп и делает рейтинги. Времена изменились. Медиа нужна музыка, которая бы нравилась их аудитории. Если вокруг трека возникает серьезное движение онлайн, радио сразу старается поставить трек в эфир. 40 млн просмотров в YouTube «Плакала» – серьезный аргумент для этого.

Меня радует эта тенденция. Этот, пусть и небольшой, но успех на других территориях. Делать продукт конкурентоспособным в мире – часть общей стратегии MAMAMUSIC. Мы планировали выход KAZKA на другие рынки, но немного позднее и с треками на английском.

KARMA – это акцентированно украинская, в чем-то даже шаманская, и при этом современная музыкальная работа, колорит которой может быть понятен и близок каждому

Хотя, с другой стороны, у нас есть пример Верки Сердючки и ее успеха за рубежом. Кто мог подумать, что Сердючка с песнями на «тарабарским» языке (смесь украинского, немецкого и английского) добьется прямых контрактов с Universal France или Warner Germany? Ей не пришлось петь на английском, чтобы это произошло.

Уникальности образа и музыки оказалось достаточным, чтобы появиться и в голливудском боевике «Шпион» (Spy), например. Когда мы получили предложение от продюсеров фильма, первым делом стали улучшать песню DANCING . Мы думали, что в таком виде она не очень актуальна, но нам сказали: «Все прекрасно звучит. Нас все устраивает». Пришлось поверить, потому что это были люди, которые работали над саундтреками «Мулен Руж», «Великий Гэтсби» и другими.

Вместе с нашей командой, со всеми, кто работал над альбомом KARMA (Сергеем Рановым, Андреем Игнатченко, Сергеем Локшиным, Андреем Уреневым, Катей Офлиян, Валерием Вороненко, Катей Роговой и другими ребятами) мы хотели сделать альбом оригинальным музыкально и визуально, но главное – глубоким по смыслам. И чтобы он при этом абсолютно отражал дух времени – актуальное звучание в сочетании с украинским колоритом. Его в какой то степени можно даже отнести к категории world music. Ведь KARMA – это акцентированно украинская, в чем-то даже шаманская, и при этом современная музыкальная работа, колорит которой может быть понятен и близок каждому.

29 сентября в киевском пространстве Fedoriv Hub состоится авторский интенсив Юрия Никитина « Self made Music Management ». Его посетители смогут узнать о правилах успеха музыкального менеджера, понять структуру доходов в отечественном музыкальном бизнесе, получить ключевые знания об устройстве рынка и мотивацию для их применения. Начало в 10.00. Больше информации на сайте: NIMBS . com

Юрий Никитин (РБК-Украина)

Известный украинский продюсер рассказал, почему решил посвятить жизнь музыке, что изменилось в его проектах НЕАНГЕЛЫ и NIKITA, а также назвал основные проблемы, связанные с выплатой роялти в Украине

В Украине продюсеров и менеджеров такого уровня, как Юрий Никитин - единицы. Мало кто знает, что начинал он свою профессиональную деятельность как портной. Никитин закончил с отличием Киевское швейное профтехучилище по специальности портной верхней мужской одежды. Но при этом он увлекался музыкой и играл на гитаре в группе с 14 лет.

Как так получилось, что из подающего надежды стилиста и дизайнера Юрий вырос в одного из самых успешных музыкальных продюсеров в Украине, что стало переломным моментом в его жизни, а также каких изменений ждать от его популярных проектов НЕАНГЕЛЫ и NIKITA - в эксклюзивном материале .

О начале карьеры. Шитье или музыка?

"Это был легкий и интересный путь, потому что все это время я занимаюсь любимым делом - делом, которое меня вдохновляет, дает мне силы, радует", - говорит Юрий Никитин.

Фото: "У меня было две страсти – это музыка и fashion" - Никитин (РБК-Украина)

Как признался продюсер, уже с 17 лет он сам зарабатывал приличные деньги, причем намного больше, чем зарабатывали его родители.

"Когда я начинал как портной, я уже тогда очень активно музицировал. И у меня было две страсти – это музыка и fashion. И вот в какой-то момент, когда я закончил профтехучилище, в какой-то момент просто музыка перевесила все: я решил навсегда закончить со швейной историей и полностью уделить все свое время музыке", - вспоминает Никитин.

По его словам, работа в швейной мастерской стала его первым опытом в бизнесе.

"Тогда джинсы, например, негде было купить. Их просто физически не продавали в магазинах, - замечает Никитин. - Я покупал коттон, шил из него самые модные модели джинсовых изделий и продавал их. Таким и был мой первый серьезный бизнес-опыт. И на деньги, которые получал и развивал свое дело. В момент расцвета в моем арсенале было 5 швейных машин и люди, которые со мной работали. Это считалось круто, потому что в то время не так, как сегодня, - купить что-либо, даже имея деньги, было не так просто. Нужно было выстраивать особую систему договоренностей".

Несмотря на успешный старт карьеры в столь юном возрасте, Юрий Никитин не считает себя особенным и фартовым человеком. На его взгляд, это все благодаря труду и стремлению.

"Мне очень нравилось шить! У меня это хорошо получалось, - говорит продюсер. - У меня был неплохой вкус и я понимал, что мне нужно развиваться. Сколько себя помню, всегда находился в развитии, если останавливаюсь, сразу начинаю деградировать. Я постоянно покупал новое оборудование, совершенствовался в шитье, привлекал толковых специалистов к сотрудничеству и развивал клиентскую базу".

Он добавляет, что абсолютно серьезно относился к своей работе.

"На то время все, что меня интересовало, я мог осуществить. У меня был бизнес, который начинал приносить деньги, у меня были хорошие знания, которые я получил во время учебы, и мне безумно нравилось делать то, что я делал. И вдруг я почувствовал, что мое увлечение музыкой стало занимать все мои мысли", - говорит он.

Видео: Юрий Никитин о начале карьеры портного ()

Никитин рассказал, что с 14 лет у него была своя музыкальная группа, в которой он играл в свободное время. Но однажды, когда проходил практику на швейной фабрике, понял, что больше не может совмещать две свои страсти и сделал выбор в пользу музыки... Это был 1986-й год. Через четыре года он познакомился с Ириной Билык, и они стали работать вместе. Она - певица, он - музыкант. Все мысли и силы Юрий направил на развитие отечественного музыкального бизнеса в Украине, который после распада Советского Союза только начинал зарождаться.

О творческом пути

Как отметил Никитин, перестроечный период был сложным для всех, и музыкантов в том числе. Украинцам было не до развлечений, поэтому нужно было искать новые идеи и формы.

Фото: Ирина Билык и Юрий Никитин (пресс-служба)

"Мы понимали: для того чтобы развиться и вырасти до уровня суперзвезд - просто играть недостаточно. В то время в Украине напрочь отсутствовала инфраструктура музыкального бизнеса, и для того чтобы “подняться”, нужно было все делать самим: продавать концерты, продвигать свой музыкальный продукт, коммуницировать с прессой... В те времена таких словосочетаний как пиар-менеджер, тур-менеджер и т.д. просто не было в обиходе. И с 1991 года мы начали на ощупь "пробираться" к подножью отечественного музыкального Олимпа... Мы сильно этого хотели - и у нас получилось”, - признался Никитин.

В мировом музыкальном бизнесе продюсер - это человек, который работает со звуком в студии. Это фактически саунд-продюсер, аранжировщик, как принято называть такого специалиста у нас. Это человек, который определяет концепцию звучания музыкального проекта, работает с творческими процессами. Менеджер - тот, кто организовывает все процессы вокруг артиста.

Та работа, которой занимается Юрий Никитин - это и менеджмент, и продюсирование. Но поскольку само слово “продюсер” более благозвучное, более статусное, то в Украине многие предпочитают, чтобы их называли продюсерами.

Фото: Юрий Никитин и Андрей Данилко (пресс-служба)

"Что касается меня, я работаю и в студии, и с музыкальными концептами в целом, и занимаюсь управлением процессов. Поэтому фактически я и продюсер, и менеджер. То есть, пытаюсь соединять в своей каждодневной работе бизнес с творчеством. С некоторыми артистами я больше продюсер, с другими - менеджер. Как правило, это зависит от вклада самого артиста в проект. В 20-летней работе с Андреем Данилко, например, который сам делает практически всю музыку для Верки Сердючки, я больше выступаю в роли менеджера. В сотрудничестве же с начинающими артистами, где я полностью подбираю репертуар, работаю с концептами, я - Продюсер. Надо сказать, что в этой работе рядом со мной большая команда профессионалов", - сообщил Никитин.

О школе музыкального бизнеса

Недавно Юрий Никитин, имея за плечами 30-летний опыт работы в музыкальном бизнесе, презентовал свой новый проект (на сей раз - образовательный) - первую в Украине Школу Музыкального Бизнеса. Он давно вынашивал идею образовательной инициативы, и наконец нашел ее воплощение в "NIMBS: Школа Музыкального Бизнеса".

"Это уже оформленная история всего того, что было наработано ранее, - рассказывает Никитин. - NIMBS: Школа Музыкального Бизнеса - это образовательная программа, которая имеет свою миссию, цели, свою уникальную систему. И самое главное - это не только моя личная программа. Я стараюсь подключить к ней как можно большее количество самых экспертных и влиятельных людей в музыкальной индустрии. У каждого из них точно так же, как у меня, сформировалось видение и накопился огромный профессиональный опыт, которым они точно так же хотят делиться".

Фото: "С некоторыми артистами я больше продюсер, с другими - менеджер" - Никитин (РБК-Украина)

По его словам, у проекта - ряд основных целей. Первая - находить толковых людей, обучать их и привлекать к сотрудничеству в качестве менеджеров. Вторая – "открывать" для широкой аудитории ярких талантливых артистов. NIMBS - это своеобразный открытый кастинг, точка входа в музыкальный бизнес. Передавать информацию об основных аспектам развития музыкального бизнеса, правильных инструментах, с помощью которых успеха можно достичь в разы быстрее.

"Алгоритм действий начинающих артистов практически одинаковый. Артист записывает песню, которую сам написал или кто-то ему дал, которая нравится ему, снимает видео, выпускает их в мир, ждет, ничего не происходит и тогда он приходит с вопросами: "А почему никто не слушает мою песню и не покупает ее? И почему, когда я пишу свое имя на афише, никто не покупает билеты на концерт?" Потому что музыкальный бизнес – это точно такой же бизнес, как и любой другой - как строительство домов или открытие ресторанов. Он не менее технологичный, системный и высокорентабельный. И для того чтобы добиться успеха, необходимо соблюдать определенные правила", - говорит продюсер.

Видео: Юрий Никитин о Школе Музыкального Бизнеса ()

Никитин добавляет, что у каждого рынка есть свои особенности, но схемы работы схожи. Песня не должна быть сама по себе. Она должна служить дополнением, продолжением концепции музыкального проекта. А сам концепт - это то, с чего в принципе должна начинаться карьера любого артиста в музыкальном бизнесе.

О начинающих артистах

"Именно творческая молодежь интересует меня больше всего сегодня. Работа с ними - источник энергии и вдохновения для меня лично. Это как будто я начинаю все заново, и так - с каждым новым проектом. Без работы с новыми артистами, мне кажется, я давно остановился бы в развитии. Именно поэтому мы уделяем особое значение в компании поиску и работе с молодежью", - поделился продюсер.

О проектах НЕАНГЕЛЫ и NIKITA

Не так давно в Киеве состоялся большой сольный концерт группы НЕАНГЕЛЫ, на котором солистки Слава и Виктория исполняли сольные песни, чем премного удивили поклонников. Однако из-за этого появились и разные слухи. Стали поговаривать о возможном распаде дуэта. Юрий Никитин решил расставить все точки над "i".

"Артисты всегда должны развиваться. И рано или поздно наступает момент, когда артисту становится "тесно" в рамках одного проекта. И он начинает делать разного рода творческие эксперименты, как правило, сольного характера. То, что происходит с НЕАНГЕЛАМИ - это один из таких вот экспериментов", - отметил продюсер.

По его словам, в группе две солистки, каждая из которых имеет свой характер, музыкальные вкусы и пристрастия.

"Наступает момент, когда творческая личность хочет пробовать себя в других амплуа. И если все сделано правильно и честно, зритель реагирует на это соответствующе. Трек "Хорошо" Славы Каминской уже прослушало на YouTube более миллиона человек. Как по мне, такая сольная работа только добавляет ценности и статусности для группы НЕАНГЕЛЫ, которая, конечно же, продолжает не только свое существование, но и стремительное развитие”, - комментирует продюсер.

Фото: НЕАНГЕЛЫ и Юрий Никитин (пресс-служба)

Также Юрий Никитин рассказал о дальнейшей судьбе проекта NIKITA, состав которого, как стало известно, покинула Даша Астафьева.

"Я всегда руководствуюсь двумя важными принципами: "Все своевременно!" и "Все во благо!". Это касается моего отношения ко всему, что я делаю, и проекту NIKITA в том числе. Почти 10 лет NIKITA - это один из наших самых успешных проектов. Но даже самые выигрышные фишки нельзя использовать вечно", - поделился продюсер.

Фото: Юлия Кавтарадзе и Даша Астафьева - солистки первого состава группы NIKITA (пресс-служба)

"Время не стоит на месте, все стремительно меняется, и мы хотим трансформировать формат проекта, адаптировать его к сегодняшним реалиям. Потому что NIKITA – это не просто артисты, личности. NIKITA – это философия, эмоции, образ жизни. Это проект, рассчитанный на молодого зрителя. А он сегодня, согласитесь, хочет жить и отдыхать совсем не так, как 10 лет назад. Совсем скоро мы представим миру совершенно иную группу - мощную, модную и очень музыкальную. Группу, которая будут абсолютно соответствовать моему представлению о NIKITA", - сообщил Никитин.

Видео: Юрий Никитин о проектах НЕАНГЕЛЫ и NIKITA ()

Продюсер не стал раскрывать всех секретов о проекте, будет ли это дуэт или трио. По его словам, в скором времени поклонники группы все узнают.

О роялти в Украине

В разговоре с Юрием Никитиным мы затронули проблемную тему для украинского шоу-бизнеса - роялти. Напомним, в 2016 году началась реформация рынка роялти Украинским агентством по авторским и смежным правам (УААСП). В Верховную Раду Украины был внесен законопроект №4461, направленный на монополизацию прав на выплаты, который полностью меняет всю существующую систему авторского права. Против этого законопроекта выступили многие продюсеры в Украине. В частности, против монополизации деятельности УААСПа.

"Авторские отчисления организациями по коллективному управлению - один из самых высоких источников дохода для авторов и владельцев прав в мире. И вся “каша, которая варится” в Украине вокруг этого вопроса не случайна, - говорит Никитин. - УААСП имеет репутацию организации, которая постоянно обворовывала авторов и правообладателей. Как можно после всего, что там происходило, доверить им выплату всех роялти в стране, да еще и сделать эту организацию единственной?"

По его мнению, в этом вопросе, как и во многих других, Украина имеет исторический шанс построить правильную прозрачную систему авторских отчислений.

"Нас обязывают договоренности с мировым сообществом. Но тем, кто стоит за УААСПом, не выгодно принимать прозрачный и четкий закон. За счет чего же они будут "кормиться" тогда? То, что мы и стали об этом говорить, может быть и не изменит картину в целом, но точно влияет на ход развития событий. По крайней мере тот дикий закон, который они пытались провести в самом начале не прошел", - комментирует Никитин.

Он убежден в том, что организация, которая бы контролировала все роялти и отчисления в стране, не может быть одной.

"Представьте, что такое условно роялти за использование определенных видов прав? Они есть в цирках, песнях, театрах... где угодно - это все, что звучит везде. Поэт написал книгу - он должен получать роялти. Сценарист в театре написал сценарий - должен получать роялти. Но роялти за сценарий в театре – это одна копейка, а роялти за песню, которая звучит из каждого окна, – это миллионы. Как можно все это "сливать" в один котел и говорить, что теперь кто-то один будет заниматься всеми этими направлениями: циркачами, поп-музыкантами, оперой, литературой. Это нонсенс! Как минимум, такая организация не может быть одна. Их должно быть несколько", - уверен продюсер.

Он напомнил также, что в УААСП заявили, что будут сотрудничать только с авторами, а не с правообладателями. Есть разница между авторами и правообладателями. Автор – человек, который написал трек, а Правообладатель – человек или организация, которые владеют правами на него. Эти права автор добровольно передает правообладателю.

"УААСП говорит: "Мы не будем работать с организациями и правообладателями, а будем работать только с авторами напрямую". Хорошо, а как же Правообладатели, компании, которые владеют тысячами музыкальных произведений? Права же не дарятся, компании инвестируют в творчество, развивают его. На эту работу с авторами и исполнителями у издательства MAMAMUSIC, например, ушло более 15 лет. И что же делать? УААСП не может ответить на этот вопрос, они избегают его. А знаете, почему? Потому что авторов, которые действуют по одиночке, легко разводить. А крупную организацию, которая имеет штат юристов, и очень точно знает, что нужно делать, сколько денег должно отчисляться и т.д. - это другое кино. Конечно, это не выгодно УААСПу, они не смогут много украсть. Вот и забалтывают вопрос. А время идет. И они по-прежнему продолжают контролировать и распределять деньги авторов непонятным образом", - делится Юрий Никитин.

Видео: Юрий Никитин о роялти в Украине ()

Продюсер добавляет, что таких примеров он может привести сотни, но в этом не видит смысла. Потому что подобная неразбериха происходит не только в сфере интеллектуального творчества, но и, к сожалению, во многих других отраслях в Украине.

Немного о личном

9 декабря Юрию Никитину исполнилось 50 лет. В связи с юбилеем мы расспросили его о личных качествах: какой он как руководитель, насколько строг в семье с дочерьми. Напомним, Никитин женат на певице, телеведущей и менторе Ольге Горбачевой. Пара воспитывает двух дочерей: Полину и Серафиму.

Фото: Юрий Никитин с женой (пресс-служба)

"В работе я часто бываю излишне эмоционален, излишне доверчивым, - признается продюсер. - Изначально любой, кто приходит к нам, воспринимается мной как взрослый, амбициозный, самодостаточный человек. И меня иногда сильно расстраивает, когда это оказывается не так".

"Есть те, кто контролируют каждый шаг. Я даю больше свободы. Но это часто приводит не к тем результатам, которые ожидаешь. Приходится переделывать самому, включаться. Вот тогда я и расстраиваюсь", - добавляет Никитин.

В личной жизни Юрий во многом полагается на мнение жены. Последние несколько лет Ольга Горбачева посвятила себя менторской деятельности - обучению женщин в раскрытии их внутреннего потенциала. Осенью 2017 года она запустила развивающий курс "7 жизней женщины" и поехала в тур по Украине с фестивалем женской силы "Солнце". Один из концертов удалось посетить и Юрию. О нем он рассказывает с трепетом и восхищением.

"То, что делает Оля сейчас – бесценно. Она объединяет музыку и обучение, которое направлено на развитие женщин. Это глубокая работа, которая реально меняет жизни людей. Менторство - это сегодня тренд, но большинство специалистов подходят к этому довольно поверхностно, мотивируя, и не более того. Работу, которую делает Оля со своей командой замечательных женщин, не делает никто в нашей стране. Она как первооткрыватель, чей творческий эксперимент оказался очень нужным и своевременным", - говорит Никитин.

Он сообщил, что помимо самой Ольги, на фестивале "Солнце" выступают мастера, которые помогли Горбачевой в ее личной трансформации, и она впервые показывает их широкой аудитории.

Фото: Юрий Никитин (пресс-служба)

"Это очень интересное зрелище и полезное мероприятие, где концерт является венцом, как бы объединяющей и гармонизирующей точкой. Несмотря на то, что длится программа практически целый день, зритель уходит вдохновленный и наполненный, а не прибитый океаном информации, с которой не понимает, что делать.

Я посетил в Киеве один из ивентов и могу сказать, что сам не ожидал такой глубокой проработки. Это было нечто! Сначала ты не понимаешь, куда попал. Ко многим вещам, которые звучат со сцены, ты не понимаешь, как относиться. Но, по ходу развития событий, приходит осознание.

Фестиваль рассчитан на женщин, и я как мужчина не все мог выдерживать. Например, очень сильные женские медитации... На одной из них мне даже пришлось выйти из зала, не мог физически усидеть на месте. Всем, кто не посетил фестиваль, настоятельно рекомендую это сделать. Если, конечно вы хотите меняться в лучшую сторону", - делится продюсер.

Видео: Юрий Никитин о новом этапе в творчестве Ольги Горбачевой ()

В семейной жизни, как признался Никитин, старается обходить острые углы. Он многое позволяет дочерям, но когда нужно - проявляет строгость.

"Папа должен быть строгим с дочерьми. Иначе дочери могут расти с неправильными жизненными ориентирами. Мама же, наоборот, должна быть доброй, всепонимающей и всепрощающей. В противном случае, дочь начинает конкурировать с мамой и не воспринимать ее как друга. Мама должна быть именно тем человеком, который всегда погладит по головке. А папа - тот, кто диктует в доме условия и правила. И проявляет строгость, если это нужно", - поделился Юрий Никитин.

Фото: Старшая дочь Юрия Никитина - Полина (пресс-служба)

Отметим, что 50-летний юбилей продюсер ярко отпраздновал в одном из столичных ресторанов. Родных и друзей Никитин собрал на "золотой" вечеринке #NikitinGoldenParty .









На входе гостей встречали огромные букеты из шаров, красочная фотозона и тонны метафана. На экранах транслировалась видеохронология из жизни именинника, во время которой можно было увидеть юного Никитина и даже раритетные кадры с Ириной Билык.

Фото: Юрий Никитин с родителями (пресс-служба)

Фото: Ольга Горбачева и Юрий Никитин (пресс-служба)

Именинник вместе с супругой Ольгой Горбачевой весь вечер принимали поздравления от родственников, друзей и коллег по цеху. Праздник прошел в душевной дружеской атмосфере.

Фото: Андрей Задорожный и Ирина Билык, Ассия Ахат и Ольга Горбачева (пресс-служба)

На вечеринке настоящим сюрпризом для гостей стал мини-концерт от молодых артистов MAMAMUSIC - группы KAZKA, которая погрузила всех в лиричную атмосферу, исполнив нашумевший хит "Свята". К их поздравлениям присоединились Mountain Breeze, которые "растанцевали" публику гитарными партиями и барабанами, подняв с диванов даже самых скромных гостей.





Фото: Вечеринка по случаю юбилея Юрия Никитина (пресс-служба)

В завершение беседы Юрий Никитин сообщил, что работает над авторской книгой. Это будут методики о том, как добиться успеха в музыкальном бизнесе в сжатые сроки.

Конечно, у каждого свой путь, свои жизненные принципы, свой подход, но универсальные ключи успеха развития проекта практически для всех одинаковые, и понимание значительно ускоряет восхождение артиста на музыкальный Олимп. Об этом и будет новая книга.