Что относится к художественному материалу. Художественные материалы

(25,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.













































Назад Вперёд


















































Назад Вперёд





























Назад Вперёд

Введение

Данную работу можно использовать на вводных уроках по предметам художественного цикла, как правило, это первые ознакомительные уроки в 1 четверти учебного года, а также при смене задания и материалов исполнения. Можно применять на последних уроках 4 четверти для ознакомления с новыми материалами на будущий учебный год, а также материалами, применяемыми на пленэре. Удобно применять в работе с родителями, как на родительских собраниях, так и в индивидуальном порядке.

1. Материалы 1-4 класс (Презентация)

1.1. Материалы для рисунка

Пастель (классическая)

Представляет собой разноцветные мягкие мелки, спрессованные в виде палочек. Пастель получила свое название от итальянского слова "a pastello", которым в XVI веке называли технику рисования черным карандашом с подцветкой красной сангиной или другими цветными карандашами. Изготавливается из порошка очень тонкотертых красочных пигментов с добавлением связующих (клеящих) и разбеливающих веществ. Разбеливающие вещества вводятся для получения различных оттенков цвета по насыщенности и светлоте. Хорошего качества пастель должна легко ложиться на бумагу, не царапать и не скользить по ней, легко растираться. По опыту работы хорошего качества пастель "Koh-i-noor" или " Faber-Castell". Необходимое количество цветов в наборе 18-24.

Пастель (на масляной основе)

Представляет собой разноцветные мягкие мелки, спрессованные в виде палочек. В отличие от классической пастели связующим красочных пигментов служит воско-масляная основа. Не растушевывается, наносится штрихами. По опыту работы хорошего качества пастель "Faber-Castell" в наборе 18-24 цветов. Закрепитель для масляной пастели не требуется.

Бумага для пастели. Закрепитель (Фиксатив)

Для работы на учебный год могут потребоваться как теплые, так и холодные оттенки. Размер листа для работы 50х65 см, плотность160 g/m2. Так как пастель (классическая) содержит большое количество наполнителей и небольшое количество связующего, скрепление частиц пастели между собой и бумагой в основном механическое. Все это делает работу, выполненную пастелью, уязвимой перед механическими прикосновениями, воздействием влаги, для этого необходим закрепитель для мягких графических материалов. Можно использовать в качестве закрепителя красочного слоя лак для волос в аэрозольной упаковке.

Тушь. Кисти для туши

Потребуется черная тушь, на учебный год 1-2 флакончика 50мл. Кисти для работы тушью в сечении круглые из волоса колонка или белки тонкие - № 2-3, средние - № 6-8, толстые - № 9-10.

Бумага белая "Ватман", на учебный год понадобится 10 листов 60х80 см. Нужный формат бумаги для работы, в соответствии с заданием и задачами урока, учитель нарезает сам.

Бумага серых оттенков. Клей ПВА, цветная бумага, ножницы

Предназначается для определенных заданий, связанных со знакомством учащихся с понятиями "воздушная перспектива", тоновые градации, светлота и т.д. Оттенков от светло-серого до черного должно быть минимум 7. Можно использовать бумагу для пастели (листы размером 50х65 см, плотность160 g/m2), можно подобрать оттенки из самоклеящейся бумаги "Оракал".Клей ПВА (если бумага не самоклеящаяся), ножницы (с закругленными концами).

Фломастеры, маркеры

Основные характеристики: писать должны длительное время, и позволять проводить линии от 1мм до 5 мм толщиной. Набор цветов 12-24.

Цветные акварельные карандаши

Необходимое количество 18-24 шт. в наборе. Выбор обусловлен качеством нанесения на поверхность бумаги. В отличие от обыкновенных цветных карандашей, акварельные карандаши лучше ложатся на бумагу, работа, выполненная акварельными карандашами ярче и выразительнее. Обязательное дополнение к набору карандашей - точилка.

Графитовые карандаши

В 1-4 классах выступают как вспомогательный материал. Требование мягкости "ТМ", "М". Только не в пластиковой основе, она трудно затачивается точилкой. Учащийся начальной школы может не справиться.

1.2. Материалы для живописи

Гуашь

Слово "гуашь" в переводе с итальянского означает "влажный", "водяная краска". Гуашь приготавливается на сравнительно небольшом количестве связующего вещества при большой концентрации пигмента (порошка), поэтому она даже при небольшой толщине красочного слоя она непрозрачна. Благодаря непрозрачности красочного слоя гуашь дает возможность художнику вносить поправки в работу. Разбавителем гуашевых красок служит вода. Гуашевые краски в готовом виде должны иметь следующие качества:

  • консистенция "жидкой сметаны";
  • легко браться кистью и сходить с неё, ложиться на бумагу ровным слоем, без сгустков, комков, полос и пятен;
  • после нанесения в неразбавленном водой виде закрывать лежащий ниже красочный слой;
  • после высыхания не пачкать, не стираться и не растрескиваться;
  • во время хранения во флаконах не загустевать в течение длительного времени.

Хранить гуашь следует в плотно закрытых баночках.

Обязательные цвета в наборе:

  • белила;
  • кадмий желтый средний;
  • алая;
  • краплак красный;
  • ультрамарин или кобальт синий;
  • лазурь железная

Дополнительно необходимо закупить баночки "белила" и "желтая", так как эти краски у детей при работе заканчиваются первыми.

Хранить работы, выполненные гуашью, следует в папках. Сворачивать в рулоны такие работы не рекомендуется из-за хрупкости красочного слоя.

Понадобятся кисти круглые в сечении, из волоса колонка или белки: тонкие - № 2-3, средние - № 6-8, толстые - № 9-10. Кисти плоские в сечении, из волоса колонка или белки, можно синтетические: тонкие - № 2-3; средние - № 6-8; толстые - № 9-10. Хранить кисти желательно в специальном пенале, зафиксированными внутри него, тогда ворс не будет менять свою форму. Брошенные как попало, с непросушенным ворсом кисти, очень часто похожи на метлу.

Бумага смотри пункт 1.1.

Палитра - небольшая, тонкая доска четырехугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски во время работы. Необходима пластмассовая белая палитра размером 30х40 см, с небольшими чашечкообразными углублениями по краям. Пользоваться бумагой в качестве палитры не рекомендуется, так как бумага, размокая от воды, дает ворс, а связующие клеящие вещества из гуаши впитываются в бумажную палитру в результате чего на рисунок попадает только пигмент, который осыпается по высыхании работы.

1.3. Материалы для композиции

Цветная бумага

Понадобится бумага широкого спектра оттенков. Можно покупать наборы бумаги разных фирм-производителей, у каждого производителя своя колористическая шкала, в результате соберется большой выбор оттенков каждого цвета. Самоклеящаяся бумага тоже пригодится.

Палитра смотри пункт 1.2.

Кисти смотри пункт 1.2.

Гуашь смотри пункт 1.2.

Бумага смотри пункт 1.1.

2. Материалы 5-9 класс (Презентация)

2.1 Материалы для рисунка

Графитовые карандаши

В 5-9 классах выступают как ведущий графический материал. Требование мягкости: "Т" ("H"), "F", "ТМ" ("HB"), "М" ("B"). Только не в пластиковой основе, она трудно затачивается. Карандаши затачиваются канцелярским ножом 1 см. затачивается графит, 2 см затачивается деревянный корпус. Резинка для стирания выбирается по критерию: чем больше резинки остается на бумаге, в процессе стирания, тем выше ее качество. Важное дополнение мягкий ластик "Клячка", легко разминается в руках, предназначен для удаления лишнего слоя графита с поверхности бумаги. Способ применения: ластик катают по поверхности бумаги или слегка прижимают к тем частям рисунка, которые осветляют: графит пристает к клячке и удерживается ею, после того как она будет отнята от бумаги.

Пастель (классическая) смотри пункт 1.1.

Пастель (на масляной основе) смотри пункт 1.1.

Бумага для пастели. Закрепитель (Фиксатив) смотри пункт 1.1.

Для работы на учебный год могут потребоваться как теплые, так и холодные оттенки. Размер листа для работы 50х65 см, плотность160 g/m2. Дополнительно для некоторых заданий потребуется цвет " Vanilla" или "CREMA". Так как пастель (классическая) содержит большое количество наполнителей и небольшое количество связующего, скрепление частиц пастели между собой и бумагой в основном механическое. Все это делает работу, выполненную пастелью, уязвимой перед механическими прикосновениями, воздействием влаги, для этого необходим закрепитель для мягких графических материалов. Можно использовать в качестве закрепителя красочного слоя лак для волос в аэрозольной упаковке.

Бумага серых оттенков. Клей ПВА, ножницы смотри пункт 1.1.

Бумага смотри пункт 1.1.

Планшет с зажимом формат А-4

Пачка бумаги для офисной техники формат А-4

Пастельные карандаши цвета "сепия", темно-коричневая

Пастельные карандаши - это пастель в деревянной оправе, являются мягким графическим материалом наравне с классической пастелью, растушевываются по поверхности, также как и классическая пастель: пальцем или растушкой. Работу, выполненную пастельными карандашами необходимо закрепить закрепителем для мягких графических материалов. Можно использовать в качестве закрепителя красочного слоя лак для волос в аэрозольной упаковке.

Пастельные карандаши цвет: белый, серый, черный. См. пункт выше

Растушка

Цилиндрической формы палочка с заостренными в форме конуса окончаниями. В продаже встречается из плотно скрученной тонкой оберточной бумаги или войлока разного диаметра в сечении. Применяется для растушёвывания и получения тонких красочных или тональных нюансов в работе.

Тушь. Кисти для туши смотри пункт 1.1.

Фломастеры, маркеры смотри пункт 1.1.

Цветные акварельные карандаши смотри пункт 1.1.

2.2. Материалы для живописи

Палитра смотри пункт 1.2.

Кисти смотри пункт 1.2.

Гуашь смотри пункт 1.2.

Бумага смотри пункт 1.1.

2.3. Материалы для композиции

Бумага смотри пункт 1.1.

Бумага для пастели. Закрепитель (Фиксатив) смотри пункт 2.1.

Цветная бумага смотри пункт 1.3.

Фломастеры, маркеры смотри пункт 1.1.

Гуашь смотри пункт 1.2.

Палитра смотри пункт 1.2.

Кисти смотри пункт 1.2.

Пастель (классическая) смотри пункт 1.1.

Пастель (на масляной основе) смотри пункт 1.1.

Графитовые карандаши смотри пункт 2.1

3. Материалы для декоративно-прикладного искусства (Презентация)

3.1. Материалы, используемые на уроках декоративно-прикладного искусства, в 5 классе (вышивка нитками мулине и плетение "ЧИ")

ВЫШИВКА НИТКАМИ МУЛИНЕ

Существует мнение, чтобы возникло желание сделать какую - либо работу хотелось бы увидеть ее конечный результат, то есть уже готовую работу, поразившую тебя красотой и изысканностью. Поэтому презентация, с которой начинаются наши вводные уроки и родительские собрания наглядно демонстрирует, то к чему в конечном итоге приведут этапы нашей работы. А уж если ее до тебя выполнил твой ровесник, то руки сами тянутся к таким радужным ниткам мулине и всевозможным интересным приспособлениям.

Особенностью работ в материале является то, что все они выполнены по собственным эскизам учащихся. И поэтому, работу на уроках ДПИ можно разбить на несколько этапов - это сбор материалов для выполнения эскизов будущей работы, выполнение эскизного ряда, подготовка приспособлений и материалов для вышивки, и работа в материале.

Материалы необходимые для выполнения эскизов вышивки:

  • Материалы для выполнения эскизов будущей работы, это работы учащихся, выполненные на пленэре, художественные открытки, репродукции работ художников.
  • Бумага формата А-4.
  • Папка с файлами для эскизов и собранного материала.
  • Ластик.

Материалы необходимые для выполнения вышивки (работа в материале):

Для копирования эскиза вышивки на ткань используются: специальный маркер, мел, простой карандаш, копировальная бумага.

В качестве ткани основы использованы различные ткани: креп - сатин, бархат, хлопчатобумажные, шелковые с выраженной фактурой и гладкокрашеные, лен:

Для тренировочных упражнений нам понадобятся пяльцы. Это специальное приспособление для закрепления ткани в натянутом состоянии и предохранения ткани от стягивания. Пяльцы бывают из дерева, пластмассы, металла и различной формы - круглые, овальные, квадратные. Для нас важен их диаметр, желательно чтобы он был не менее 25 - 30 см.

Работы выполняем на подрамнике формата А-4. Подрамник - приспособление прямоугольной формы, выполненное из деревянных брусков. На подрамнике ткань фиксируется кнопками.

В работах использованы нитки мулине, это нитки высокого качества, имеют приятный блеск и достаточную прочность. Цвет подбираем в соответствии с выполненным эскизом.

Иголки для вышивания должны быть с овальным широким ушком, чтобы нитка в несколько сложений (три или шесть, в зависимости от того, что вышиваем - ствол дерева, или стебелек цветка) легко проходила в ушко и не перетиралась в процессе работы. Номера 3-5.

Ножницы средней длины с загнутыми концами, считаются универсальными в работе.

И обязательным условием успешной работы является соблюдение всех правил безопасной работы на уроках и во время подготовки к ним. Все приспособления и инструменты должны хранится и использоваться должным образом, с соблюдением всех правил.

ПЛЕТЕНИЕ "ЧИ"

Историческая справка. "ЧИ" - один из древнейших видов плетения. Чий - циновка, сплетенная из стеблей травы чий (отсюда и название) или камыша. Плетение издавна распространено у народов Средней Азии, казахов. Искусно сплетенные циновки широко применялись для украшения стен юрты. В хозяйстве казахов - на них сушили молочные продукты, раскладывали и сортировали шерсть, в нее заворачивали шерсть в процессе валяния войлока, служили они и ширмой для разграничения жизненного пространства юрты. Узорными циновками оборачивали основание юрты для украшения стен и сохранения тепла внутри жилища.

В прошлом чий также широко использовался в изобразительном искусстве у народов Центральной Азии. Неотъемлемой частью кыргызского народного творчества являются циновки, изготовляющиеся из стеблей чия, оплетенных цветной шерстью. Чий, представляет собой высокую жесткую степную траву, стебли которой идут на изготовление циновок с узором или без узора. Изделия из чия широко используются в повседневной жизни сельского населения. Циновку из чия ставят при ветре как заслон возле очага. Её расстилают под войлочные ковры, оберегая их от сырости и порчи. Циновка из чия опоясывает всё юрту, утепляет и украшает её.

В настоящее время техника чий сохранилась в национальном и современном изобразительном искусстве. Мастерицы выбирают эскиз и делают разметку элементов узора. Затем каждый стебель отдельно оплетается шерстью различных цветов, и соединяются между собой.

Немалый интерес техника плетения представляет и для нас. Изучив технологию и приемы плетения, ученики с удовольствием выполняют работы в технике плетения "ЧИ", создавая декоративные композиции для украшения интерьера. Прежде чем приступить к выполнению работы в материале, самостоятельно разрабатывают эскизы на модульной сетке, продумывая заданные темы, цветовые сочетания. Затем выбирают необходимые материалы и приспособления.

Материалы необходимые для выполнения эскизов плетения "ЧИ"

  • Папка с файлами для эскизов.
  • Художественные открытки, репродукции работ художников.
  • Бумага формата А-4. Ученическая тетрадь в клетку используется как модульная сетка для эскиза.
  • Простые карандаши мягкости "ТМ", "М".
  • Цветные карандаши, количество цветов в наборе 18-24.
  • Ластик.

Материалы, инструменты и приспособления для выполнения работы в технике "ЧИ"

  • Нитки мулине обычные и меланжевые, это нитки высокого качества, имеют приятный блеск и достаточную прочность. Цвет ниток подбираем в соответствии с выполненным эскизом
  • Модули - деревянные рейки, прямоугольного сечения 0,4х0,8см., количество просчитываем по эскизу, выполненному на модульной сетке.
  • Клей-карандаш для закрепления модулей на картоне и для оформления работы.
  • Небольшие острые ножницы для обрезания ниток.
  • Картон для закрепления модулей. Формат картона А-4
  • Рамочка для оформления работы.

В процессе работы обязательно соблюдение всех правил безопасности. Все материалы, приспособления и инструменты должны хранится и использоваться должным образом, с соблюдением всех правил.

3.2. Материалы для уроков декоративно-прикладного искусства в 6 классе (пэчворк)

ПЭЧВОРК

Это особый стиль шитья из кусочков ткани, развивающий художественный вкус и умение, воспитывающий терпение, приучающий к аккуратности. Лоскутная техника - достаточно популярный вид рукоделия, т.к. не требует больших материальных затрат и предполагает возможность использования содержимого "бабушкиных сундуков". Для пэчворка можно использовать любые ткани как новые, так и бывшие в употреблении. Шитье из лоскутов - пэчворк вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из разноцветных и пестрых кусочков ткани с определенным рисунком. В процессе работы создается полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. Лоскутные стеганые вещи передавались по наследству и служили долгие годы.

История техники пэчворк насчитывает около 3000 тысяч лет. Несмотря на древность корней, он становится все популярней с каждым годом. Если раньше лоскутное шитье было излюбленным хобби экономных домохозяек, то теперь это модный дизайнерский тренд. Сегодня изделия, выполненные в этом стиле весьма актуальны. Это не только одежда, обувь и аксессуары, но даже мебель и всевозможные предметы интерьера. Особенно красивые произведения - впечатляющие по разнообразию и оригинальности материалов, форм, структур и цветовых сочетаний - принято вешать на стены как картины или ковры.

Цель наших занятий показать, что лоскутное шитье не только ремесло, а полноценная творческая работа, в которой ценится, прежде всего, ее эстетический аспект. В презентации представлены работы, выполненные на уроках декоративно-прикладного искусства.

Материалы необходимые для выполнения эскизов.

  • Аналоги работ, выполненных в технике пэчворк.
  • Папка с файлами для эскизов.
  • Бумага формата А-4.
  • Простые карандаши мягкости "ТМ", "М".
  • Линейки и угольники.
  • Цветные карандаши, количество цветов в наборе 18-24.
  • Ластик.

Материалы, инструменты и приспособления для выполнения работы в материале.

  • Хлопчатобумажные и шелковые ткани разнообразной фактуры, шнуры, тесьма, кружево. Почти все ткани можно использовать в лоскутном шитье. Но начинающим проще работать с хлопчатобумажными тканями, они более податливы в работе, это ситец, сатин, лен. Ткани однотонные и с мелким рисунком. Размер кусочков ткани - примерно формат А-4.
  • Флизелин (флизофикс) - представляет собой тонкий нетканый прокладочный материал с односторонним клеевым покрытием, придает тканям прочность и предохраняет от осыпания. Понадобится 1 метр, цвет белый.
  • Утюг с отпаривателем.
  • Инструменты для разметки на ткани - специальные маркеры, мелки, карандаши, пластмассовые линейки и угольники.
  • Ручные швейные иглы с острым кончиком для сшивания деталей, иглы для вышивания с овальным широким ушком, портновские булавки.
  • Нитки катушечные разных цветов и нитки мулине. Цвет подбираем в соответствии с выполненным эскизом.
  • Острые ножницы для нарезания деталей лоскутной композиции. Для удобства работы полезно иметь несколько пар ножниц.

Список используемой литературы

  1. Журналы "Художественный совет" №48 2006г., №1 2003г.
  2. "Все о технике цвет", Арт-родник, 2002г.
  3. Одноралов Н.В. "Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве", М., изд. "Просвещение", 1988г.
  4. Яшухин А.П. Живопись: учебное пособие для учащихся педагогических училищ по специальности №2003 "Преподавание черчения и изобразит. Искусства". - М.: Просвещение, 1985
  5. Беда Г.В. Живопись: Учебник для студентов педагогических институтов по специальности №2109 "Черчение, изобразительное искусство и труд". - М: Просвещение, 1986
  6. Базанова М.Д. "Пленэр".- М. "Изобразительное искусство" 1994
  7. Анна Чудновская. "Стильные сумки от пляжных до гламурных". М. Эксмо. 2006
  8. Маргарита Максимова. "Дизайнерские идеи для дома и дачи".- М. Эксмо. 2006
  9. "Чудесные мгновения". Первый Российский журнал по лоскутному шитью. №1 - 4. 2007г.
  10. Марина Кузьмина. "Аксессуары из ткани" НИОЛА - ПРЕСС1998г.
  11. Элис Уэстчейт. "Уютный дом".- М.БМИ АО 2001
  12. Дюмина Г.Б. "Бисер".- АСТ Астрель. М.,2001
  13. Дюмина Г.Б. "Фигурки из бисера".- АСТ Астрель. М.,2000
  14. Лындина Ю. Бисер. Техника "Кирпичный стежок". Культура и традиции.- Ярославль. 2001.
  15. Махмутова Х. Краткие сведения по цветоведению.-М.,1976
  16. Измайлов Ч. "Психология цветного зрения"- М., 1998
  17. Толковый словарь русского языка Кузнецова.
  18. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940

Адреса сайтов

Что называют художественными материалами? Это все, что помогает создать произведение искусства. Это темперные, акриловые, алкидные, аэрозольные, масляные краски, акварель, бумага, картон и грунт, аэрографы, глина для лепки, карандаши, гуашь, кисти, пастель, лаки и разбавители, соус, составы для золочения, тушь, сангина, различные вспомогательные жидкости и многое другое. Многообразие материалов и способов их использования привело к созданию исключительного разнообразия художественных и технических приемов.

Муки выбора

Как же справиться со всем многообразием ассортимента отделов где представлено все для художников и декораторов? В живописи, как и во многих других видах искусства актуальны вопросы покупки оптом и в розницу. Инструменты могут быть единичными и строго определенными для каждого мастера, а вот, например, краски их должно быть много, разных, самых невероятных, все они нужны для создания точного оттенка. Блестки, маркеры, фломастеры, карандаши печально художнику, даже начинающему, иметь только один карандаш, как минимум нужна разная толщина стержня и мягкость грифеля. Если опытный художник посещает художественные товары, чтобы купить «наработанную» годами краску, то для тех, кто еще не определился все гораздо сложнее. Как же подобрать «свой» материал? Только методом проб, других способов пока не придумали. Придется поэкспериментировать со многими видами материалов, прежде чем наступит момент понимания: вот оно, это «мое», именно этот материал передает максимально точно мои чувства, муки творчества и работы с ним доставляют мне наибольшую полноту ощущений.

Тонкости некоторых процессов

Прежде чем окончательно утвердиться в выборе и купить материалы для художников, стоит запомнить несколько ошибок, которые могут испортить впечатление от процесса и уже реализованного проекта.

Твердые карандаши не меняют толщину линии при нажиме и при неверном положении и качественной заточке могут поцарапать бумагу, а мягкие позволяют регулировать полноту цвета нажимом на инструмент и производить разнонаправленные движения. На больших листах бумаги маленькие рисунки теряются и под серии небольших эскизов стоит брать бумагу меньшего формата. Рисовать на цветной бумаге очень сложно, почти любой рисунок теряет выразительность. Акварельные краски не принимают исправлений рисунка, они теряют насыщенность и прозрачность. Угольные карандаши, сангина, пастельные мелки очень хрупкие и лучше иметь замену на случай поломки в нескольких местах. Пластилин нельзя оставлять на солнце, он рискует растаять и стать временно непригодным. При рисовании гуашью нужно следить за толщиной слоя краски, слишком толстый может просто осыпаться при высыхании.

Художественные материалы оказывают непосредственное воздействие на художественную работу клиента:

Они побуждают его видеть и осязать;

Они порождают эмоциональный подъем и осознание; сами по себе являясь частицами реальности, эти материалы помогают клиенту с ней соприкоснуться.

Способствуют динамическому взаимодействию между творцом и художественным материалом происходит.

Задача арт-терапевта - выяснить, какой материал вызывает наибольшую экспрессивность клиента. Тем самым свободный выбор материала является важнейшей движущей силой в процессе художественной работы [Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии ].

Арт-терапевты должны понимать свойства различных изобразительных материалов, а также то, в каких случаях применение тех или иных материалов наиболее целесообразно, а когда - нежелательно.

Основной набор материалов для творческого процесса

Краски, карандаши, восковые мелки, пастель;

Журналы, газеты, обои, бумажные салфетки, цветная бумага, фольга, пленка, коробки от конфет, открытки, тесьма, веревочки, текстиль;

Природные материалы - кора, листья и семена растений, цветы, перышки, ветки, мох, камешки;

Глина, пластилин, дерево, пластика, специальное тесто;

Бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон;

Кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, кусочки шерсти, пуговицы разные типы клеев, скотч.

Основные группы материалов

1) бесформенные материалы, позволяющие создавать объемные образы;

2) материалы, имеющие определенную форму;

3) предметы, имеющие определенную форму, которые можно использовать в качестве материалов.

Рассмотрим основные группы материалов и их свойства.

1 группа - бесформенные материалы , позволяющие создавать объемные образы. Различные мягкие и твердые бесформенные материалы могут быть использованы для создания из них объемных образов. Особенности художественной продукции определяются свойствами материала в той мере, в которой он влияет на художественный замысел и сам процесс работы.

Мягкие материалы , такие как краски, принадлежности для рисования, глина и смешанный с водой песок, не имеют определенной формы и допускают разные виды игровых манипуляций, а также могут быть использованы для создания художественных объектов, живописных произведений или скульптуры.

Твердые материалы , такие как камень, металл и дерево, применяются для создания объемных образов, для вырезания на их поверхности различных изображений. Уровень психического развития клиента и его умений в использовании разных материалов определяет особенности создаваемой им художественной продукции. При высоком уровне художественного мастерства и технических умений могут быть созданы скульптуры из металла или камня, сочетающие высокую долговечность со значительной выразительностью, что позволяет изображать человеческое тело, ткань и т.д.

2 группа - материалы, имеющие определенную форму. Эти материалы, учитывая их свойства, включаются в изобразительный процесс в неизменном виде. Качества определенных материалов без каких-либо объяснений могут ассоциироваться с эмоциональными состояниями, обозначая для автора те или иные события. Так, например, прозрачный целлофан, тонкая полупрозрачная бумага, шелк, песок, гравий или опилки могут быть включены в изобразительную работу в неизменном виде и вызывать у клиента определенные чувства и ассоциации, связанные с разными качествами этих материалов: ощущение легкости, нежности, грубости и т.д.

3 группа - предметы, имеющие определенную форму и используемые в качестве материалов. В качестве материалов в процессе художественного творчества могут применяться естественные или созданные человеком предметы или их части. При этом они в определенной мере сохраняют свое прежнее содержание. Старые пуговицы или детали наручных часов иногда используются при создании композиций из глины для того, чтобы создать с их помощью отпечатки, либо для изготовления некоего подобия мозаики.

Значение этих предметов в художественной работе определяется их функцией, цветом, особенностями материалов, из которых они изготовлены, дополняющих ассоциации с определенными чувствами и воспоминаниями. Однако, будучи включенными в художественную работу, они сохраняют некое содержание, определяющееся их прежней функцией, ассоциациями автора и их новой ролью в контексте законченной работы.

Еще одна классификация материалов , используемых в арт-терапии, основывается на их конкретных свойствах, на том, каким образом они обычно применяются, а также на тех чувствах и образах, которые они способны вызывать у человека. Выбор материала имеет большое значение, так как он указывает на конфликтные ситуации и на степень готовности к эмоциональному самовыражению. Если выбор материалов не очень большой и материал преобразуется таким образом, что он приобретает свойства другого материала, это указывает на то, что клиентам для выражения своего душевного состояния требуется иной материал.

Прошли школу рисунка. Каждому, чтобы овладеть секретами реалистического изображения, необходимо учиться.

Данный курс рисунка помогает освоить особенности изображения формы и пропорций предметов, их фактуры, передачи объема с помощью света и тени и линейной перспективы.

Чтобы научиться рисовать, недостаточно только читать книгу, необходимо тщательно выполнять специальные упражнения и длительные рисунки, стремиться добиться успеха.

Конечно, изучать искусство рисунка вы будете постепенно, шаг за шагом, осваивая секреты мастерства на теоретических и практических занятиях в процессе классной и домашней работы.

Рисунки из книги, показывающие последовательность изображения, можно повторить, но помните, что в основе обучения должно быть рисование с натуры.

Наблюдая окружающую действительность, выполняя наброски и зарисовки с натуры, учитесь основам реалистического изображения. Эти знания и умения используйте в процессе рисования по памяти и воображению, в творческих композициях.

Для выполнения рисунка, как правило, не требуется сложных приспособлений. Каждому приходилось рисовать карандашами, фломастерами или авторучками на бумаге , но добиться мастерства в точности передачи движения, характера, фактуры непросто.

Знание художественных материалов и техник работы ими поможет вам наилучшим образом реализовать свои творческие замыслы в небольшом наброске или законченном рисунке. Чем тоньше вы научитесь понимать особенности техник рисунка, овладеете ими, тем полнее почувствуете особенности их художественной выразительности.

Учебная практика показала, что в общеобразовательной школе для выполнения заданий по рисунку наиболее употребительны графитные и цветные карандаши, фломастеры, акварель, тушь, цветные мелки, а также уголь, сангина, пастель.

Графитный карандаш одинаково удобен как в учебных, так и в творческих работах. Он обладает приятным серым тоном и некоторым блеском, легко допускает исправления, стирается резинкой. Этим карандашом можно создать рисунки линейного, линейно-штрихо- вого и тонально-живописного плана. Из всех материалов рисунка графитный карандаш самое простое и доступное средство. Графит в сочетании с другими художественными материалами таит огромные возможности для каждого художника.

Графит хорошо ложится на любую бумагу и не осыпается. Подбирать карандаш и бумагу надо в соответствии с поставленными задачами. Сначала надо научиться работать одним карандашом и постараться извлечь из него все, что он может дать. Линией и штрихом хорошо работать на плотной, гладкой бумаге, а зернистая бумага подойдет для работы тоном.

Хорошо выглядят рисунки карандашом на бумаге, пожелтевшей от времени. Вообще, если говорить о бумаге, то попробуйте для ваших рисунков разнообразные ее сорта. Не смущайтесь, если что-то у вас не получится. Главное, вы приобретете бесценный опыт, который сможете использовать в своем творчестве.

При работе графитным карандашом не следует особенно увлекаться растушевкой, так как при этом часто создается впечатление затертости и засаленности рисунка.

Облегчения тона рисунка можно добиться при помощи хлебного мякиша. Нужно положить рисунок горизонтально, покрошить мелко белый хлеб и протереть им рисунок.

Графитный карандаш хорош для рисунков в альбоме, на ватманском листе, но если надо закрыть большие плоскости, то обычно применяют уголь.

Цветными карандашами также можно добиваться разнообразных графических или живописных эффектов, особенно это касается акварельных карандашей, которые можно размывать водой, добиваясь живописных приемов работы.

Уголь как рисовальный материал использовался художниками с глубокой древности. Рисовальный уголь обладает большими выразительными возможностями, им можно выполнить пейзаж, портрет, натюрморт и сюжетную композицию.

Углем можно проводить как самые тонкие линии, так и широкие, можно быстро заштриховывать большие поверхности боковой стороной. Уголь дает глубокий бархатистый черный цвет и большой диапазон тональных переходов. Им можно выполнять быстрые наброски, эскизы и длительные рисунки. Он очень удобен в работе и легко стирается. Уголь четко выявляет форму предмета, дает возможность передать свет и тень. Углем можно рисовать на бумаге, картоне, холсте, стене и других поверхностях, пригодных для рисунка. Лучше использовать шероховатую бумагу, можно и плотную чертежную, которую следует слегка протереть мелкой наждачной бумагой. Интересные рисунки углем получаются на цветном фоне неярких тонов.

Рисовальные угольки должны быть различными по величине и форме. Для проведения тонких линий уголь затачивают косо, так как средняя часть (сердцевина) угольков, приготовленных из прутиков, более рыхлая. При работе на холсте уголь самозатачивается.

Допускается сочетание угля с другими материалами - с сангиной, мелом, пастелью, цветными карандашами, акварелью , специальным угольным карандашом «Ретушь».

Углем можно работать двумя способами: обычным графитным карандашом, используя линии и штрихи, и с применением тональной тушевки. Растирать уголь можно тряпочкой, рукой или специальной растушевкой, которая изготавливается из замши, лайковой кожи или плотной бумаги и представляет собой туго скрученный валик с заостренными концами. Не следует использовать для этого резинку, так как после нее уголь ложится неровно.

Можно облегчить тон, смахнув лишний уголь тряпочкой или щетинной кистью. По освещенным местам формы рекомендуется пройтись мягкой булкой или проработать их мелом.

Рисунки углем следует закреплять. Можно использовать для этого специальный фиксатив или лак для волос. Фиксируют, распыляя лак постепенно, в несколько приемов, с расстояния примерно один метр, не допуская образования капель. Имейте в виду, что даже самое осторожное фиксирование делает рисунок темнее.

Каждому, кто рисует фломастером, надо учитывать его возможности. Фломастер легко скользит по бумаге и оставляет за собой красивую плавную линию, которую нельзя стереть, поэтому работать им надо твердой и уверенной рукой. Фломастеры бывают тонкие и толстые, различных цветов, что расширяет их художественные возможности. Ими можно работать, используя линию, штрих или декоративные пятна. Хороши фломастеры для набросков с натуры, зарисовок пейзажей, декоративно- оформительской работы.

Сангину, материал красно-коричневого цвета, использовал в рисунке еще Леонардо да Винчи. Другое название этого материала - красный мел. Сангина вырабатывается в виде круглых или квадратных палочек и бывает разных оттенков. Рисовать сангиной можно линией, штрихом, используя растушевку, на различной бумаге, картоне , грунтованном холсте. Часто художники сочетают сангину с углем, мелом, карандашом. Тем, кто не приобрел первых навыков в рисунке, работать сангиной не рекомендуется. Осваивать технику работы этим материалом следует начинать в набросках, а продолжить в более длительных рисунках с натуры или по представлению.

Произведения, созданные сангиной выдающимися мастерами - Леонардо да Винчи, Рафаэлем, Рубенсом, Микеланджело, Рембрандтом, Тицианом, Шарденом и многими другими,- разнообразны по техническим приемам.


Рисование пером является отличной школой воспитания руки и глаза. Перья бывают разных размеров и из разных материалов. Прежде всего для работы важно, чтобы перо не царапало бумагу. Меняя нажим на перо, можно добиться разнообразной толщины линии. Стальное перо дает четкую, тонкую линию, а гусиное или тростниковое - живую и выразительную.

При работе пером на листе большого формата надо следить за тем, чтобы линия и штрих были разнообразны. Лучше рисовать пером на гладкой мелованной бумаге, где допущенные иной раз ошибки можно исправить, пользуясь лезвием бритвы. Выразительные работы получаются, когда линия и штрих сочетаются с тоном бумаги (серым, голубым, желтым, зеленоватым и т. п.) и создают впечатление живописной манеры исполнения рисунка.

Большое распространение получила техника рисунка кистью на бумаге. Она позволяет выполнять тончайшие рисунки и широко прокладывать тоном большие плоскости, добиваться лепки формы с помощью мазка. Хорошие материалы для рисунка кистью - черная и цветная тушь. Художники могут выбирать только серый или коричневый цвет, работая акварельными красками. Монохромная живопись - гризайль широко применялась у старых мастеров. Полезно выполнять задания гризайлью по рисованию с натуры натюрмортов и пейзажей в учебных целях.

Поскольку акварель так же, как и пастель, можно отнести и к графике, и к живописи, то будьте внимательны при классификации произведений, выполненных этими материалами, во многом полагайтесь на интуицию и здравый смысл, следите за тем, что предпочитает художник, – линию или тон, один цвет или богатство цветовых оттенков.

Техника пастели многогранна и проста. Пастельные мелки - хрупкие и нежные по цвету. Ими можно работать штрихом или широкими пастозными мазками. Втирание цвета в цвет дает необычный эффект мягкости и точности тональных переходов.

Пастель любит тонированную основу, ею можно работать на цветной бархатной бумаге, картоне, обработанном мелкозернистой шкуркой. Пастель лучше держится на шероховатой поверхности. Она требует закрепления и бережного хранения. Лучше предохранять красочный слой пастели от осыпания с помощью тонкого листа бумаги, прикрепив его клапаном на оборотной стороне рисунка. Тогда пастель сохраняет свой цвет, что дает большие технические возможности художнику. Но можно использовать для этого и лак для волос, в таком случае краски пастели немного потемнеют.

Выполнение рисунков любым художественным материалом, как правило, ведется от общего к частному, с тем чтобы в конце опять вернуться к общему. Сначала продумывается композиционное решение рисунка, объекты размещают на листе выбранного формата, рисуют их общую форму, следят за соблюдением пропорциональных отношений, работают над деталями. Затем переходят к светотеневой моделировке формы, добиваются цельности рисунка.

Если вы научитесь рисовать куб, цилиндр, сферу, пирамиду и конус , то сможете передать все разнообразие мира в своих творческих работах. Легко убедиться, что в основе всех сложных форм лежат простые геометрические тела. В процессе рисования необходимо уметь измерять и сравнивать расстояния, определять пропорции своей модели, передавать объем с помощью света и тени.

Рисование простых геометрических тел по отдельности и в составе натюрморта, рисование кувшина, гипсового орнамента, разнообразных тематических натюрмортов, фигуры и головы человека, животных, объектов техники и архитектуры следует освоить каждому рисовальщику.

Необходимо быть еще и аккуратным, рисунок должен быть защищен от всего, что может его испачкать, и от вашей руки в том числе. Чистота - обязательное условие при выполнении работы. Не забывайте следить за чистотой рук, рабочего места.

Запомните, что все уроки рисунка должны подкрепляться вашими собственными мыслями, только тогда учебный процесс можно считать завершенным.

Сокольникова Н.М., Изобразительное искусство . Основы рисунка: Учебник для уч. 5 кл. - Обнинск: Титул, 2008. - 96 с:цв.ил.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

ПАСТЕЛЬ


Пастель (от лат. pasta - тесто) - один из старейших художественных материалов, применяемых в графике и живописи. Отличается яркими цветами и бархатистой текстурой. Художники XVI века, в том числе и Леонардо да Винчи, именовали приём рисования одновременно чёрным итальянским карандашом и красной сангиной «а пастелло», откуда взяла свое название пастель.

Различают три основных вида пастели:

Сухая пастель

Ультрамягкая пастель

Содержит на 35% больше пигмента, чем мягкая пастель. Внешне похожа на тени, выпускается в маленьких баночках, прекрасно смешивается, что позволяет добиться наиболее точной цветопередачи. Наносится специальными аппликаторами с насадками из микропористой губки.

PANPASTEL

Мягкая пастель

Содержит большее количество пигмента, и меньше связующего вещества. Из-за такого состава мягкая пастель легко крошится, зато идеальна для растушевки или широких штрихов.

Пастельные карандаши

Внешне напоминают обычные карандаши, с той лишь разницей, что имеют пастельный стержень. Используются в основном для проработки мелких деталей.

Масляная пастель

Содержит пигмент с минеральным маслом. Цвета менее матовые. Работы, созданные масляной пастелью, легче хранить, цвета не смазываются и не требуют дополнительной фиксации. Мягкие сорта масляной пастели можно растушевывать пальцами, а твердые - с помощью растворителя, специального или для масляных красок. Нужно иметь в виду, что некоторые виды растворителя могут сделать пастель более блеклой, а льняное масло - наоборот дать блеск.

Восковая пастель

Также известна как акварельная. Содержит воск и водорастворимые компоненты, из-за чего рисунок, созданный акварельной пастелью, при взаимодействии с водой больше похож на рисунок акварельными красками.

Подробнее о пастели в статье: Пастель

БУМАГА ДЛЯ ПАСТЕЛИ

Для рисования пастелью нужна бумага со специальной фактурной поверхностью, которая позволит удержать пигмент. Обычно бумага для пастели цветная, ее тон подбирается индивидуально для каждого рисунка. Следует учесть тот факт, что на белой бумаге светлые оттенки пастели выглядят не такими чистыми, как на тонированной, но насыщенные цвета пастели, такие как синие, зелёные, красные смотрятся более сочно.

Помимо фактуры и цвета, важно также учитывать плотность бумаги: техника пастельного рисунка часто требует растушёвки пальцами или инструментами, а это значит, что иногда пигмент придётся втирать с усилием, при котором очень тонкая бумага может замяться. К тому же, чем выше плотность, тем выше влагостойкость бумаги.

Выпускается бумага в различных форматах: отдельными листами, в рулонах, альбомах и склейках (блокноты с клейкой стороной по одному краю).

Подробнее о бумаге для пастели в статье: Бумага для пастели

ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ПАСТЕЛИ



Перед началом работы лист необходимо закрепить на планшете . Для этого лучше использовать малярный скотч , который впоследствии легко удаляется.

Для более качественного хранения рисунков, выполненных в технике пастель, можно поместить изображение под стекло в раму, предварительно проложив рисунок паспарту.

Фиксативы

Для сохранения рисунков сухой пастели многие используют специальные лаки фиксативы в аэрозольных баллончиках. Наиболее известные производители Royal Talens и Koh-i-Noor. Для закрепления пастели нужно два-три слоя.

Помимо специальных фиксативов, можно попробовать закрепить рисунок обычным лаком для волос. Минусом такого способа является то, что при воздействии обычного лака на пастель некоторые цвета могут измениться, стать темнее.