Как делают краску. Акварельные краски

Если вы как ответственный и заботливый родитель хотите счастливого детства своему ребенку — добавьте в него побольше ярких красок. И приступайте к всестороннему развитию вашего чада, изучайте науку с пеленок, читайте полезные книги, гуляйте и путешествуйте. На страницах Веселой Науки вы найдете много полезной информации.

А сегодня я расскажу вам, как в домашних условиях сделать безопасные ЭКО краски для своего ребенка. Уверяю вас, краски по моим рецептам ничуть не хуже фирменных, дорогостоящих аналогов. А в безопасности и экологичности даже не сомневайтесь: основа только натуральные ингредиенты, которые можно купить в вашем любимом магазине. Ну что, готовы, то встречаете.

Сама большая подборка рецептов ЭКО красок домашнего приготовления для вашего ребенка

Как сделать для своего ребенка пальчиковые краски за 10 минут

И поговорим, для начала про краски для самых маленьких — ПАЛЬЧИКОВЫЕ

Приготовить в домашних условиях безопасные и яркие краски просто.

Сохраните рецепт, чтобы не потерять.

Рецепт приготовления красок для ванной своими руками

Краски для рисования в ванной комнате сегодня стоят прилично дорого и не всем по карману. А от картин, нарисованных красками, например, китайского происхождения, вам придется избавляться долгое время и приобретать для этого дорогостоящие чистящие средства. Так что, если ваш ребенок любит рисовать в ванной комнате, приглашаю вас записать простой рецепт и сделать DIY краски своими руками.

Чтобы получить более густые краски, которым ребенок сможет рисовать пальцами, а не кисточкой, отправьте все ингредиенты, кроме красителей в кастрюлю. Доведите до кипения на медленном огне и сразу выключите. Такие краски не растекаются.

Как сделать объемные краски для детей (Puffy Paints) своими руками

А вы уже рисовали с ребенком объемными красками Puffy Paints? Надеюсь, что вам и вашему ребенку понравились эту вспухающие краски. Если вы еще не знаете о том, как из простых ингредиентов сделать эти пушап краски и радовать всех интересными рисунками… Добро пожаловать на мой мини мастер-класс.

Рисовать этими красками получиться лишь ватными палочками. А это новый, уникальный опыт. Рисуйте и раскрашивайте крупные раскраски. А для того, чтобы краски поднялись, отправьте ваше произведение искусства на 30 секунд в микроволновую печь при мощности. Или на 2 минуты в духовой шкаф. Температурный регулятор поставьте на 180 градусов. Будьте внимательны, следите, чтобы лист не перевернулся и краски прогрелись со всех сторон и хорошо набухли. А уже через пару минут после остывания краски станут твердыми, объемными и при этом не потрескаются.

Давайте я вам расскажу как сделать краски боди арт своими руками

Интересное, яркое, увлекательное и мега творческое занятие для ваших детей ни на пять минут — боди арт. Не стоит делать удивленно большие глаза, мол “КАК?” Легко, весело и креативно, друзья. Дети любят рисовать. А разрисовывать себя им понравится не меньше. Поверьте. А лучше при первой же возможности предоставьте своему ребенку возможность порадоваться, побаловаться и повеселиться от души. А сейчас я расскажу вам простой рецепт чудо красок для рисованию по телу. Советую рисовать ими, когда вы играете в детском бассейне или в ванной комнате. Отличный получается детский боди арт.

Наши читатели скорее всего заметят, что этот рецепт похож на неньютоновскую жидкость. Может быть, но наносить краску будем на тело, так что готовьтесь к цветосмешению.

Для замешивания можно использовать любую удобную емкость с широким горлышком. А для самой яркой игры отлично подойдет менажница, краски из которой можно черпать ватной палочкой или кисточкой.

Отмываются легко, благодаря детскому шампуню и кожа не пересыхает, потому как в составе красок — детский крем. Ребенку понравится отмываться самому и отмывать ванную после массовой грязюльки.

Простой рецепт о том как сделать витражные краски своими руками

Позволить детям проявить фантазию и рисовать красками по стеклу можно не только по новый год. Да и вообще рисовать витражными красками можно на любой стеклянной поверхности и даже на прозрачных файлах. И совершенно не обязательно покупать дорогостоящие наборы, ведь изготовить краски можно самим, дома.

Особую пикантность краскам придают блестки. Знаете, те, которые используют для маникюра. Красками можно рисовать и по трафарету. А если вы будете рисовать на файле, то после полного высыхания, отклейте рисунок от файла и приклейте витраж на любую гладкую поверхность — стекло, зеркало, кафель и т. д.

Для любителей масштабных проектов у меня есть особое предложение: изготовить в домашних условиях гель-краски для рисования.

Изготовление этих красок не доставит вам хлопот и не займет много времени. Только приготовьте емкости размером побольше. Потому как рисовать можно будет на огромных ватманах бумаги. Для рисования в ванной комнате эти краски тоже подойдут, и смывать их будет легко. Но для начала, краски нужно изготовить. Этим мы с вами сейчас и займемся.

Как вам такой вариант красок для супер масштабного рисования? У нас так пользуется особой популярностью. Можно добавить блеска и положить в гель-краски блестки. Такие как используют мастера нейл-дизайна. Рисование начинается пальчика, потом в ход идут ладошки, а затем и разноцветные пяточки сверкают по ватманам. Но на этом наше путешествие в увлекательный мир красок не заканчивается. И самое вкусное я приготовила на последок.

А рецепт йогуртных пальчиковых красок хотите записать в свою копилку?

Самое сложное и интересное в этом рецепте то, что нет точных пропорций. И эти краски самые простые, натуральные и безопасные. Делаются они быстро, легко и просто.

Эти краски отлично подойдут для раннего развития. А рисунки, несомненно, будут, настоящими шедеврами.

В чем польза красок? Они помогают развивать:

  • мелкую моторику,
  • координацию руки,
  • ловкость и силу пальчиков,
  • цветовосприятие,
  • воображение,
  • речь.

А еще помогают у вашего ребенка сформировать:

  • художественный вкус,
  • творческое мышление,
  • самостоятельность.

Веселая Наука желает вам увлекательных творческих занятий с ребёнком. Отрабатываете различные техники рисования, учите ребенка смешивать цвета, различать оттенки и спокойно создавайте свои первые художественные шедевры.

Немногим известно, что для большинства видов красок, к примеру, акварельных, масляных, гуашевых, темперных - применяется одна и та же материальная основа, не меняющаяся долгие века.

Все мы, наверное, запомнили наши первые краски на акварельных основах в округлых формочках и длиной кистью. Многие пробовали акварельные краски на вкус и ничего не могли поделать с привычкой пробовать кисть на язык, как карандаш. Но, акварельную краску, увы, кушать нельзя, несмотря на то, что в её составе содержится некоторое количество мёда.

Основными компонентами всех красок являются пигментированные частицы и связующие вещества.

Смотря на то, на каком основном составляющем будет замешиваться краска, можно сказать какой она в результате окажется, гуашью или акварелью. Хотя пигментированные частицы у всех видов красок одинаковы, как капли воды. Краски изобрели в такой глубокой древности, что имя изобретателя попросту растворилось в потоке времени.

Наши древние предки перетирали сажу с пережженной глиной, смешивали с животным клеем и создавали с помощью полученного красочного состава свою бессмертную наскальную живопись. Глиняными и охряными красками они разрисовывали стены своих пещер, и эти рисунки сохранились до наших дней!

С течением времени составы красок усложнялись. Человек стал добавлять в них минеральные, каменные, глиняные порошки, изобрёл множество химических добавок. Несмотря на прогресс, есть художники, предпочитающие работать с красками, изготовленными по древним технологиям. Это современные иконописцы и реставраторы. Для воссоздания старых икон и картин им нужны краски по старым рецептам.

Они перетирают краски руками, в их мастерских стоит свинцовая ступка, в которой для прозрачного зелёного цвета растираются в пыль малахиты, для чёрного цвета перетирают виноградную косточку, красная краска добывается из ртутной минеральной киновари, а из лазурита - голубая.

Цветовое разнообразие красок росло и множилось с изобретением новых технологий.

В современном лакокрасочном производстве используются пигментированные частицы на минеральных и органических основах, дарованных нам матушкой-природой, либо искусственно выведенные материалы. К примеру, природный ультрамарин из очень дорогой минеральной ляписной лазури, заменил его «тёзка» синтетического производства.

Люди занимаются живописью не первое тысячелетие. В этом можно убедиться, сходив на любую выставку античного искусства или изучив каталог древних наскальных рисунков.

Если есть рисунок, то должна быть и краска, которой он был нарисован. Но, как древние люди, решившие запечатлеть свою сложную, первобытную жизнь, добыли её? Впрочем, ответ лежит на поверхности. Наверняка древние люди замечали, что многие ягодные культуры имеют хорошую красящую способность, и они решили использовать это качество. Помимо растительной палитры, первобытный человек научился использовать глину, сажу и несколько доступных ему минеральных пигментов для своих творческих потребностей.

Экспериментировал первый в человеческой истории живописец с размахом. Его первая и главная цель состояла в том, чтобы его работы сохранялись подольше. Следовательно, краска должна обладать стойкостью и долговечностью. А для этого необходимо связующее вещество. Эту роль можно возложить на глину, клеи животных происхождений, либо на яйцо. Кстати, яичные желтки и поныне применяются в изготовлении красок как одно из связующих звеньев красочной системы.

Чтобы разнообразить цветовую гамму первых красок, люди использовали охру и умбру.


Любая краска состоит из четырёх основополагающих компонентов. Это:

  • Красящие пигментированные частицы.
  • Основное связующее вещество.
  • Растворительные добавления.
  • Наполнительные материалы.

Все перечисленные компоненты оказывают своё уникальное влияние на различные параметры краски. О пигментированных частицах уж было много сказано, так что сразу переходим к связующему веществу.

В роли связующего вещества часто применяются:

  • натуральный либо животный клей,
  • природная смола,
  • углеводородные соединения растворимые в жидких средах,
  • твёрдые масляные продукты,
  • полимерные добавления.

Весь этот джентльменский набор служит в красках плёнкообразователем. Именно они, по мере высыхания красочного материала, из-за своих связующих характеристик, покрывают обрабатываемую поверхность прочным слоем, сохраняющим в красящем материале пигментированные частицы и наполнительные вещества.

Растворительные добавления необходимы для уменьшения вязкости краски, что упрощает работу с кистью и делает удобным нанесение краски на рабочую плоскость. Растворители выбирают в связке со связующими веществами, использованными в определённом виде краски. В основном это:

  • водные,
  • масляные,
  • спиртовые,
  • кетоновые,
  • эфирные,
  • другие углеводородные соединения.

Наполнительные материалы добавляются в красочные составы, чтобы модифицировать текстуру и усилить матовость. Невозможно представить без наполнительных материалов производство термоустойчивой краски, применяемой в гончарных мастерских и при различных росписях.

Темперная краска

В её основе использована водорастворимая эмульсия, которая заменила желтковую смесь, применявшуюся в старые времена в традиционных иконописных работах. При больших объёмах производства темперной краски используются казеиновые добавления в сочетании с искусственными поливинилацетатными смолами.

Краски на темперной основе отличаются тем, сохнут крайне быстрыми темпами, меняя при этом изначальные тоновые и цветовые параметры. Однако, её прочность и долговечность не подлежат никаким сомнениям. Картины, написанные темперной краской, это искусство, созданное не на один век.

Одна из самых распространённых красочных систем. Её производят уже на протяжении нескольких десятков веков, ведь акварельную краску придумали как делать китайцы одновременно с бумагой. Европейцы же узнали о ней лишь в начале второго тысячелетия нашей эры.

Основу акварельных красок составляют:

  • Природный гуммиарабик.
  • Растительные смолы.
  • Пластифицирующие вещества.
  • Глицерин либо сахарный песок.

Такие основополагающие материалы придают акварельным краскам неповторимую лёгкость и прозрачность. Помимо этих основных компонентов в акварель в непременном порядке включают антисептические вещества, тот же фенол, и именно поэтому акварельная краска всё не должна входить в состав нашего меню.

Гуашевая краска

По своим составляющим компонентам гуашевая краска родственна акварели. В гуаши главную скрипку также играют пигментированные частицы и водорастворимое составляющее на клеевой основе. Но в отличии от акварели, гуашь обогащена натуральными белилами. Это делает её немного плотнее. К тому же по мере высыхания краска высветляется и придаёт поверхности нежную бархатистость. Картины, написанные гуашью или акварелью, отличаются особенной живостью и трепетностью.

Такая краска замешивается на сохнущем масле, в основном на прошедшем уникальную технологическую переработку льняном масле. В состав масляной краски входят также алкидные смоляные добавления и сиккативные растворительные вещества, обеспечивающие краске максимально быстрое высыхание. Краска на масляной основе появилась на европейском континенте в самой середине средневековья, однако имя человека, которому удалось её изобрести, установить невозможно.

Остатки рисунков сделанных масляной краской основой которой были маковое и ореховые масла обнаружены на стенах пещер, в которых обитали первые буддийские монахи, а масляная варёная олифа применялась ещё жителями в Древнем Риме. Краски на масляных основах не меняют цветовые характеристики по мере высыхания, и обладают удивительной глубиной и яркостью цвета.

Если спрессовать пигменты льняного масла, можно получить масляный мел. Если тот же процесс прессования проделать с краской на восковой основе, получим прекрасный восковый мел.

Пастельная краска тоже изготавливается методом прессования, но масла в неё не добавляются. Новые технологические разработки позволили значительно расширить ассортимент производимой красочной продукции.

Также разнообразился цветовой выбор красок, сегодня насчитывается несколько тысяч оттенков всех цветов, чего при старых способах производства добиться было невозможно. Тем не менее, пигментированная система на минеральной и органической основах, выработанной много веков назад, осталась практически неизменной даже в условиях бурно развивающегося технологического прогресса.

материалы по теме

Производство по выпуску металлического кремния ГК «Титан» ранее планировалось организовать в Омске. Тем не менее, население города отстояли право на безопасную экологию. Сегодня против строительства данного завода на территории Южного Урала выступают жители Новоуральска. Под петицией свои подписи поставили свыше 30 тысяч человек.

Современные производители сталкиваются с большой проблемой при разработке малярной лакокрасочной продукции, и одной из причин может быть то, что образцы красок просто дают им возможность оценить протекание дисперсии в реакционной емкости. Теперь исследователи из Fraunhofer сотрудничают с Потсдамским PDW Analytics GmbH впервые для постоянного наблюдения за производством лаков, красок и клеев в реальном времени и таким образом проектирования более эффективного метода для разработки красок.

В старых книгах часто встречаются названия экзотических красителей: красный сандал, кверцитрон, кармин, сепия, кампешевое дерево... Некоторые из этих красителей применяют и поныне, но в очень небольших количествах, главным образом для приготовления художественных красок. Ведь природные красители с такими красивыми названиями получают из растений и животных, а это, как вы понимаете, дорого и сложно. Зато натуральные красящие вещества очень ярки, прочны, светостойки.

Любопытно было бы проверить. Но каким образом? Кампешевое дерево растет в Южной Америке, сандал - в Южной Азии, сепию добывают из каракатиц, кармин - из кошенили (крошечных насекомых)...

И все же получить природные красители даже в домашних условиях, даже в средней полосе нашей страны вполне возможно. И в привычных для нас растениях есть красящие вещества, пусть не такие яркие и не такие стойкие. Наши предки часто ими пользовались. Попробуем и мы извлечь красители из растений, а потом на их основе приготовим водорастворимые краски, известные всем как акварельные. Естественно, что красители, которые мы будем добивать, должны хорошо растворяться в воде.

Все красители будем готовить одним и тем же способом: измельчим растения или какие-либо их части и будем долго кипятить в воде, чтобы получился концентрированный отвар. Он должен быть достаточно густым. Извлекать сухой краситель нам не потребуется - все равно ведь нам предстоит готовить водорастворимую краску.

Очень важное замечание: берите только те растения, которые разрешено собирать там, где вы живете; ни в коем случае не рвите растения, взятые под охрану в вашей области или республике. И в любом случае, чтобы не наносить вреда природе, ограничьте число собранных растений до минимума.

Начнем с красного красителя. Его можно получить из стебля зверобоя (отвар надо подкислить) или из корня подмаренника, Возможно, вы не знаете, как выглядят названные растения. В таком случае посоветуйтесь с учителем биологии либо возьмите в библиотеке какой-либо справочник или определитель растений; в них, как правило, даются и описания растений, и их рисунки.

Ольховую кору положите в воду на несколько дней, а потом приготовьте отвар. Вновь у вас получится красный краситель. Его можно извлечь также из корней конского щавеля, но в этом случае не забудьте прибавить к готовому отвару немного алюминиевых квасцов - иначе цвет будет тусклым.

Из корней известного растения девясила (он, как и зверобой, относится к лекарственным травам) можно получить синий красителе. Для этого корни надо сначала подержать в нашатырном спирте - водном растворе аммиака. Синий краситель можно добыть также из цветов живокости и корней птичьей гречишки.

Краситель зеленого цвета извлекают из листьев трилистника (тоже, кстати, лекарственная трава). Не такой яркий, но тем не менее красивый серо-зеленый краситель вы добудете из листьев и стеблей манжетки; перед приготовлением отвара их необходимо тщательно измельчить.

Желтый краситель дают многие растения: дрок красильный, орешник (кора), ольховидная крушина (кора, листья, ягоды), подмаренник (цветы). Из плодов барбариса получается желтый краситель с лимонным оттенком.

Если отварить в воде сухую кожуру репчатого лука, то получается коричневый краситель разных оттенков - от почти желтого до темно-коричневого. Другой источник такого красителя - сухая кора жостера.

Ягоды черники и ежевики, как нетрудно догадаться, содержат фиолетовый краситель. Он не очень стоек, но вполне может пригодиться для акварельных красок. А из стеблей и листьев чистотела удается извлечь краситель оранжевого цвета.

А как получить черный пигмент? Во-первых, для этого можно приготовить отвар из ягод и корней воронца. Но есть и другой способ, более простой: добавить железный купорос к одному из полученных ранее отваров. Почти все наши отвары содержат дубильные вещества типа танина (вспомните опыты с чаем), и в присутствии солей двухвалентного железа они становятся черными.

Вы запаслись достаточным количеством густых разноцветных отваров? Тогда приступим к главному - изготовлению акварельной краски. Главные ее составные части - краситель и вода, но есть и другие обязательные компоненты. Прежде всего, такие вещества, которые скрепляют краску с бумагой, например гуммиарабик или древесные клеи - вещества с повышенной липкостью. Далее, нужны вязкие вещества, они помешают краске растекаться по бумаге, заставят ее лечь ровным слоем; хороши для этого мед, патока, глицерин. И последняя добавка - антисептик и дезинфицирующее вещество. Ведь мы имеем дело с веществами растительного происхождения, а их надо защищать от действия микроорганизмов (плесневых грибков, которые непременно захотят питаться нашими красками).

Если у вас нет гуммиарабика, то в качестве клеящего вещества лучше всего взять вишневый или сливовый клей, натеки на стволах, которые можно собрать прямо с деревьев - им это не во вред. Правда, такой клей (говоря точнее,-камедь) в воде растворяется с трудом, но если добавить немного кислоты, то растворение пойдет значительно быстрее.

Для краски каждого цвета приготовьте 5-7 мл клеевого раствора примерно 50%-ной концентрации. Смешайте его с равным количеством глицерина или же примерно втрое меньшим количеством меда. Антисептиком будет служить фенол, его 5 %-ный раствор под названием «карболовая кислота» есть в аптеках. Этого вещества нужно очень мало, буквально несколько капель.

Все компоненты будущей краски смешайте. Основа краски готова, нет только самого важного - красителя. Добавляйте его в последнюю очередь в виде густого отвара, взяв его примерно столько же, сколько у вас получилось основы для краски.

Вот, собственно, и вся процедура. Возможно, вы удивлены, отчего краска получилась не твердая - в магазинах ее продают в плитках. Однако художники пользуются и полужидкими акварельными красками, в тюбиках. По консистенции они как раз напоминают те разноцветные краски, которые вы только что приготовили.

Если вы собираетесь хранить свои краски, обязательно перелейте их в какие-нибудь склянки, плотно закрывающиеся полиэтиленовыми пробками, в противном случае краски скоро высохнут. А работать ими надо так же, как и всякими другими акварельными красками: мягкая кисть, плотная бумага... Впрочем, среди юных химиков наверняка есть и юные художники.

Прежде чем перейти к новой теме, дадим еще один совет: попробуйте окрасить ткань. Ведь в старину большую часть растительных красителей использовали именно для этой цели. Договоримся только вот о чем: не кладите в красильную ванну (а ею может служить миска или таз) хорошие вещи. Поэкспериментируйте сначала с кусочками чистой белой ткани или пряжи. И только в том случае, если вы убедитесь, что опыт проходит успешно, берите какую-либо вещь - обязательно из тех же волокон, на которых вы ставили эксперимент.

Перед окраской ткань, как правило, требуется протравить - подержать в горячем растворе какой-либо соли; для этой цели часто берут раствор алюмокалиевых квасцов. Подержав ткань или пряжу в протраве несколько минут, опустите ее в отвар красителя, предварительно процеженный через марлю, и кипятите в нем. Точного совета, насколько крепким должен быть отвар, дать, к сожалению, нельзя, потому что два внешне одинаковых растения могут содержать разные количества красящего вещества. Так ч то концентрацию и время обработки придется подбирать опытным путем.

Назовем несколько растении, из которых можно получить неплохие красящие отвары для ткани. Начнем с упоминавшейся уже луковой шелухи. В ее отваре ткань станет желто-красной, если протравить ее квасцами, и зеленой, если протравить железным купоросом. Луковую шелуху использовали с давних времен для крашения шерсти и льна.

Из листьев и стеблей картофеля тоже можно приготовить краситель. Их отвар окрасит ткань в лимонный цвет, если ткань заранее обработана раствором какой-либо соли олова. А отвар корня ревеня придаст ткани, протравленной раствором железного купороса, болотный цвет.

Для окрашивания шерсти можно использовать и отвары из коры деревьев. Так, кора ольхи окрасит шерсть в темно-красный цвет, кора ясеня - в синий. Древесина дикой груши содержит коричневый краситель (шерсть перед крашением надо протравить в водном растворе какой-либо соли висмута). В листьях березы есть серо-зеленый краситель, правда, он не очень эффектен.

В былые времена редко, но все же красили шерсть раствором кофе, только сырого, чтобы получить зеленый цвет. Опробуйте и этот краситель, благо сырых кофейных зерен нужно совсем немного. Их надо размолоть и отварить с добавкой стиральной соды, а шерсть перед тем, как погружать ее в отвар, протравите в горячем растворе квасцов.

Если это занятие придется вам по вкусу, проверьте сами красящее действие других растений в сочетании с разными протравами. Не исключено, что вы обнаружите какое-либо неизвестное или совершенно забытое сочетание, и окраска окажется на редкость красивой.

О. Ольгин. "Опыты без взрывов"
М., "Химия", 1986

Аннотация

История красок началась, наверное, вместе с появлением человека. До нашего времени сохранились первобытные рисунки, выполненные углём и сангиной (глиной). Пещерные жители рисовали на камнях то, что их окружало: бегущих животных и охотников с копьями. Средневековые художники тоже готовили краски сами, смешивая порошки пигментов и жиры. Такие краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они окислялись и затвердевали.

Я уже 3 года рисую на изостудии разными красками: акварелью, гуашью, масляными красками, пастелью. Эти краски можно купить в любом магазине канцелярских товаров. И современные художники так и поступают. Но давным–давно, когда не было магазинов и краски не изготавливали на заводах, где же художники брали краски? В настоящее время краски делают из химических элементов. Можно ли изготовить экологически чистые краски?

Цель исследования:

Узнать из каких веществ состоят краски, определить преимущества и недостатки “самодельных” красок.

Задачи исследования:

1. Ознакомиться с научно–популярной, учебной литературой и периодической печатью по теме исследования;
2. Изучить из каких веществ состоят краски.
3. Провести эксперимент: изготовить краски самостоятельно в домашних условиях.
4. Сравнить краски сделанные в домашних условиях и купленных в магазине.
5. Нарисовать рисунок из полученных красок.

Гипотеза: я предполагаю, что краски можно изготовить самостоятельно в домашних условиях, но они будут отличаться от магазинных.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Состав красок

Краска–материал, служащий для придания цвета.
Краски состоят из пигмента и связующего вещества.
Пигмент – это сухой краситель.

Мир вокруг нас разноцветен.

Древние художники отыскивали материал для красок прямо под ногами. Из красной и жёлтой глины, тонко ее, растерев, можно получить красный и жёлтый краситель, или, как говорят художники, пигмент. Пигмент чёрный даёт уголь, белый – мел, лазорево – голубой или зелёный даёт малахит и лазурит. Зелёный пигмент дают и окиси металлов.

Первая синяя краска из лазурита продавалась 1кг за 600 франков. Краски из природных пигментов были не только разнообразных оттенков, но и удивительной прочности. До нашего времени сохранилась псковская икона Дмитрия Солу. Этой иконе более 600 лет, она и сейчас в хорошем состоянии. Псковский мастер сам изготавливал эти краски. До сих пор известны: псковская зелень, красная киноварь и желтая псковская.

В настоящее время почти все краски делают в лабораториях и на заводах из химических элементов. Поэтому некоторые краски даже ядовиты, например, красная киноварь из ртути. Фиолетовые краски могут делать из персиковых косточек или из виноградных шкурок.

Сухой краситель не может держаться на холсте, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в единую цветную краску–массу. Художники брали то, что было под рукой: масло, мед, яйцо, клей, воск. Чем ближе друг к другу частички пигмента, тем гуще краска. Густоту краски можно определить, если взглянуть, как растекается капля меда, яйца, на долгосохнущую каплю масла, которая даже не соединяется с водой, а при высыхании оставляет жирный след.

Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями.

Клей входит в состав акварели и гуаши. Акварель легкая, полупрозрачная краска, которая требует разбавления водой. Само название говорит об этом.
Масло входит в состав масляных красок, они самые прочные и ложатся на бумагу жирными мазками. Хранятся они в тюбиках и разбавляются растворителем, керосином или скипидаром.
Одна из древних живописных техник – темпера. Это краски, замешанные на яйце, иногда их называют “яичные краски”. Более двух тысяч лет назад темперу получали, смешивая пигмент с яичным желтком, а восемьсот–пятьсот лет тому назад с яичным белком, к которому одновременно добавляли фиговый сок, мед или другие не известные нам вещества.
Была еще одна краска, очень стойкая, но рецепт ее приготовления утерян. Это энкаустика – краска, замешанная на воске. На рисунке 1 изображен Фаюмский портрет. Этой картине около двух тысяч лет, она найдена в могиле, мы видим выразительный и яркий взгляд.
В настоящее время не удалось приготовить краску на основе воска.
Итак, я выяснила, что краски состоят из пигмента и связующего вещества.

Процесс приготовления красок.

Проанализировав литературу и статьи в Интернете, можно описать, как готовятся краски. Сначала ищут сырье. Это может быть уголь, мел, глина, лазурит, малахит. Сырье нужно очистить от посторонних примесей. Затем материалы необходимо измельчить до порошка.
Уголь, мел и глину можно измельчить и в домашних условиях, а вот малахит и лазурит очень твердые камни, для их измельчения необходимы специальные инструменты. Старинные художники растирали порошок в ступке пестиком. Полученный порошок и есть пигмент.
Затем пигмент нужно смешать со связующим веществом. В качестве связующего вещества можно использовать: яйцо, масло, воду, воск, клей, мёд . Краску нужно хорошо промешать, чтобы не было комочков. Получившуюся краску можно использовать для рисования.
Выяснив состав красок, узнав о процессе приготовления красок, я поняла, что смогу сделать некоторые краски сама.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Описание экспериментов

Для проведения экспериментов мне надо было раздобыть природные пигменты и связующие вещества. В моем распоряжении оказались глина, мел и уголь. Я составил план трех экспериментов.

План эксперимента 1
1. Очистить уголь от посторонних примесей.
2. Измельчить уголь в порошок.
3. Просеять порошок.
4. Смешать уголь с водой.

План эксперимента 2
1. Очистить глину от посторонних примесей.
2. Измельчить глину в порошок.
3. Просеять порошок.
4. Смешать глину с маслом.

План эксперимента 3
1. Очистить мел от посторонних примесей.
2. Измельчить мел в порошок.
3. Просеять порошок.
4. Смешать мел с яйцом.

Все эксперименты прошли успешно, и я получила черную, коричневую и белую краски. Коричневой краской я нарисовала рисунок.

После проведения этих экспериментов мне захотелось попробовать и другое сырье, так я провела еще несколько экспериментов. Каждый вид сырья я смешивала с водой, маслом и яйцом, в результате получились разные по цвету и по консистенции краски.

Результаты экспериментов

Теперь я знаю, из чего состоят краски. Приготовить некоторые краски можно в домашних условиях.

Полученные краски отличались по консистенции и качествам:
Уголь с водой дал краску металлического оттенка, легко набирался на кисточку и оставлял на бумаге яркий след, быстро высыхал
Глина с маслом дала грязно–коричневую краску, плохо смешивалась с маслом, трудно набиралась на кисточку, на бумаге оставляла жирный след и долго высыхала
Мел с яйцом дал белую краску, которая легко набиралась на кисточку, оставляла на бумаге густой след, долго высыхала, но оказалась самой прочной

Результаты других экспериментов можно увидеть в таблице.
Полученные краски имеют преимущества и недостатки: экологически чистые, бесплатные, имеют естественные цвета, но трудоемкие, нет ярких цветов и их неудобно хранить.
Кроме этого, я нарисовала красками собственного приготовления рисунок
Итак, чтобы приготовить краску, нужно смешать пигмент (мел, уголь, глину, малахит, лазурит) со связующим веществом (масло, яйцо, вода).

Выводы

* История красок началась вместе с появлением человека.
* Краски для рисования состоят из пигмента и связующего вещества.
* Изначально в качестве пигмента использовали землю, глину, уголь, мел, малахит, лазурит.
* В качестве связующего вещества использовали яйца, масло, воду, воск.
* Сейчас краски изготавливают в лабораториях и на заводах из химических элементов.
* В ходе экспериментов мне удалось получить краски разных цветов и оттенков, нарисовать рисунок.

Руководитель: Тарасова Наталия Геннадьевна

МОУ “Начальная общеобразовательная школа №5”
Россия, г. Нефтеюганск

aslan wrote in November 17th, 2016

Я постараюсь написать пост, боюсь, (да что там «боюсь», уверен!), что в один все не влезет, типа «Как это сделано» или «Как это работает» по аналогии c How It’s Made на канале Discovery. Рассказать я хочу о том, как делают цвет, а если быть точным, тО, что делает краску цветной.

Не про весь спектр конечно, но его основные цвета - красный и желтый со всевозможными оттенками.



Дисклеймер. Я задумал этот пост уже достаточно давно и фотографии сделаны чуть более года назад. Какое-то время заняло написание самого текста и его оформление, потом дела-заботы отвлекли меня и вот только сейчас я готов его выложить в сеть.
Некоторые фото, возможно, оставляют желать лучшего, но я там был не на экскурсии, я там работаю, и спасибо супервайзеру, который позволил это все снять. Хотя рабочие очень подозрительно смотрели, что же я делаю, поэтому мне не удалось сфтографировать их одухотворенные лица. :)

Вообще-то понятие «цвет» - это что-то эфемерное, то, что видит наш глаз, и характеризует предметы как и их форма и размер. Но цвет мы не можем пощупать, попробовать на вкус или ощутить его запах. Поэтому результатом производственного процесса, о котором я хочу рассказать, является порошковый пигмент, который будучи добавлен в белую краску или прозрачный пластик, сделает их цветными. Вот, например, образцы продукции, где используются наши пигменты

Знакомые нам с детства брусочки акварельных красок - это фактически тот же спресованный и упакованный пигмент и он мог бы быть продукцией нашего предприятия, если бы мы поставляли ее в розничную продажу.

Еще на нашем предприятии изготавливают dye - краситель для одежды от синего до фиолетового цвета. Это тот краситель, который, например, делает рабочие комбинезоны темно-синими или фиолетовыми. А когда-то мы еще делали «кровь», ту краску, что используется в кино и театральных постановках.

Готовя этот пост, я понял, что у меня небольшая проблема с терминологией. По-английски это все звучит естественно, а вот по-русски - не совсем. Слово «пигмент», которое наиболее точно характеризует то, что получается на последней этапе производства, мне немножко коробит слух, а тем более слово «кОлер», знакомое многим, рожденным в СССР. Поэтому кроме «пигмента» я буду использовать слово «краска», ведь совершенно не важно чем вы испачкались, чернилами, водоэмульсионной или масляной краской, или, наоборот, прихорошились, используя помаду, лак для ногтей, тени для век и румяна. В конце концов, это цветная краска, которая оставила на вас свою отметину.

Честно говоря, как из разных порошков и жидкостей получается цветная краска, я не знаю, это чистой воды магия химия. Но составляющие используются довольно разнообразные: жидкие и твердые, в бочках и мешках, токсичные и смертельно ядовитые, из ближнего и дальнего зарубежья: каустическая сода, соляная и уксусная 92% кислота (напомню, что концентрация уксусной эссенции, что использовали наши мамы и бабушки для маринования огурцов, была всего 70%) и много еще всякого:

Канифоль, которая, как я понял, придает пигменту яркость и блеск

Исходные ингредиенты засыпаются в определенной пропорции в небольшие резервуары (танки), ...

Куда предварительно уже налита вода, и перемешиваются.

При необходимости, чтобы прошла химическая реакция, смесь нагревается с помощью пара или охлаждается с помощью льда. Лед мы делаем сами в так называем ice-house, что стоит на крыше, и он ссыпается на этаж, где делают краску, ...

А потом по конвейеру со шнеками (как в мясорубке) и системой заслонок лед попадает в нужный резервуар.
Лед представлет собой хлопья, а не коктельные кубики, как кто-то мог подумать, и его нельзя использовать в напитки, хотя иногда и хочется, особенно, в жаркую погоду.

После этого составляющие попадают в основные танки, которые занимают два этажа

Для желтой краски используютя четыре танка, для красной - два, для красителя одежды - один и еще один для treatment (исправления, обработки) воды, что осталась от производственного процесса, до допустимого показателя кислотности рН, чтобы ее можно было вернуть городу на очистные сооружения.

Это вид сверху на один из танков

А это снизу

Диаметр танков - 3 м, высота 4,5 м. Заглянем внутрь одного из них

Операторы управляют всем процессом с помощью touch-screen (полез в словарь, чтобы узнать, что по-русски это называется «сенсорный экран»).

Готовый жидкий пигмент...

Насосами...

Перекачивается в прессы, для каждого цвета краски свой соответсвенно

Основное назначение пресса отделить мух от котлет, отфильтровать собственно сам пигмент и сделать из жидкости что-то более-менее твердое, так называемый press-cake.

Сам пресс состоит из полых внутри пластин с отверстиями для закачки краски между ними.

На каждую пластину одеваются специальные фильтры...

Которые позволяют отфильтровать разведенный в жидкости пигмент.

Как можно было видеть на фотографиях выше, прессы закрыты, т.е. весь набор пластин сжат между собой под давлением. Когда краска закачана внутрь пресса, она находится в полостях между пластинами и, чтобы ее «отжать», внутрь каждой пластины отдельным насосом закачивается вода, раздувая пластины так, что жидкость уходит через фильтры, оставляя между пластинами жмых пигмента, т.е. press-cake.

Затем пресс открывается и наступает черед работы ручками, когда пластины раздвигаются с помощью специального устройства и оператор длинной пластиковой лопаткой очищает фильтры от полученных «оладушек» пигмента

«Оладушки» падают на конвейер...,

А оттуда в газовую сушилку

Перед тем как попасть в собственно сушилку, влажный еще пигмент подается в бункер, на дне которого установлена дырчатая решетка, ...

И резиновыми валиками он продавливается через дырочки...

И дальше по конвейеру в сушку. Надо сказать, что мне хорошо повезло, что в момент фотографирования бункер был пуст и вымыт и вы можете все это видеть. Смешно сказать, но это сушилка когда-то давно использовалась для изготовления макорон

А это бункер в процессе работы и краска в нем уже другого оттенка

Одна из газовых горелок

Пламя горелок регулируется в соответсвии с требуемым параметром влажности готового продукта, как правило, не более 2%, и проверяется автоматически на выходе из сушилки.

Это гранулы краски после сушилки

При поступлении заказов краски других оттенков, чуть отличных от основных, все оборудование моется: резервуары - практически кипятком раствора каустической соды, прессы и сушилки - просто водой из шлангов под большим давлением.

Для небольших объемов пигмента, чтобы избежать довольно продолжительной и затратной процедуры мыться основного оборудования, используются небольшие сушилки, где сырой пигмент высушивается горячим паром, как в сауне.

Для этого влажный пигмент, вышедший из-под пресса, обычной лопатой, (да-да, 21-й век и все ручками) ...

Укладывается на противни, которые пачками перевозятся внутрь сушилок.

Продолжение следует

Взят у
Жми на иконку и подписывайся!