Коллективно-творческая работа по литературному чтению: "Царство Мороза Ивановича". Коллективная творческая работа «Царство Мороза Ивановича Коллективная творческая работа царство мороза ивановича

презентация находится в разделе " презентации"

Цели урока:

Планируемые результаты:

Метапредметные (УУД):

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа № 4

с Углубленным Изучение Отдельных Предметов им. Г.К.Жукова

г.о. Краснознаменск

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе

«Коллективное творчество «Царство Мороза Ивановича»

Подготовила учитель начальных классов

Гелецки Ольга Николаевна

Урок коллективного творчества «Царство Мороза Ивановича».

Литературное чтение 2 класс по программе «Начальная школа 21 века»

Цели урока:

Организация условий для обобщения знаний по литературному чтению.

Создание условий для формирования читательских умений при различных видах работы: анализ сюжета; выразительное чтение; чтение наизусть.

Формирование специально читательские умения: правильно называть произведение, автора, жанр, тему.

Развитие творческие способности учащихся, самостоятельность.

Создание условий для положительной мотивации к учению посредством литературы.

Планируемые результаты:

Метапредметные (УУД):

регулятивные: умения самостоятельно ставить цели, планировать, контролировать, оценивать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания;

познавательные: проводить сравнение, классификацию, строить объяснения по предложенному плану; выполнять действия по заданному алгоритму;

коммуникативные: создавать индивидуально, в группах истории о героях, учитывать позицию партнёра, организовывать и осуществлять сотрудничество, договариваться о процедуре работы в группе;

Личностные: понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры, оценивать полученный результат, осуществлять самоконтроль

Оборудование: бумага, цветные карандаши, ручки, музыка С.С. Прокофьев «Метель», компьютер, мультимедийный проэктор.

Ход урока.

1. Оргмомент.

Сегодня не совсем обычный урок, у нас присутствует много гостей, поприветствуйте их, подарите улыбку друг другу, посмотрели на меня и тихонько сели.

Сегодня вы работаете в группе, в коллективе, значит, работа будет какая? (коллективная). Вам предстоит не только показать знания, но и проявить творчество, значит, работа будет какая? (творческая).

Итак, урок коллективного творчества

Давайте вспомним секреты успеха на уроке.

1. Работать дружно.

2. Быть внимательными, вежливыми.

3. Не отвлекаться на посторонние дела.

4. Не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь.

5. Качественно выполнять работу.

6. Не лениться.

Вы любите сказку?- Что же такое сказка? (ответы детей)

Усвоение литературоведческих понятий.

Какие бывают сказки?- Назовите виды сказок. - Как устроена сказка? (Зачин, эпизод или событие (началодействия), испытание(развитие действия), концовка (конец действия).

Ребята, сегодня нас приглашают посетить один из уголков волшебного царства литературы. Но вот что это за уголок я и сама пока не знаю. Как по- вашему, куда нас позвала Фея Литература? Кажется, она оставила нам вот эту снежинку с запиской.

« Дорогие мои ребята! Сегодня я перенесу вас в свои владения, в Зимнее царство. А чтобы туда попасть, вам нужно сделать маленький снегопад, потому что Зимнее царство не бывает без снега. И второе, что вам поможет – это « зимние» стихи. В путь, друзья мои! Фея»

А как нам устроить снегопад? Давайте все вместе возьмём свои снежинки и будем под музыку размахивать ими так, как будто бы у нас в классе пошёл снег.

Слайд 2 - звучит музыка (дети размахивают снежинками)

Вот какой снегопад получился. Настоящая метель.

Первое условие мы выполнили. Надо выполнить и второе условие - прочитать «зимние» стихи.

(чтение стихов).

2. Коллективная формулировка темы и целей урока.

А к кому мы попали в гости в Зимнем царстве, сейчас узнаем. А догадаться нам поможет кроссворд!

1. Маленький, беленький

По лесочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык.

2. После осени пришла

И сугробы намела.

3. Раскрасил окна все без спросу.

Но кто же это? Вот вопрос!

Всё это делает…

4. Рассыпала Лукерья

Серебряные перья,

Закрутила, замела,

Стала улица бела.

5. Глаза – угольки,

Руки – сучки.

Холодный, большой. Кто я такой?

Запорошила дорожки, Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

Висит за окошком кулёк ледяной. Он полон капели и пахнет весной.Чернокрылый, красногрудый, И зимой найдёт приют.

Не боится он простуды –

С первым снегом тут как тут

На овчарку он похож Что ни зуб – то острый нож.

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

Маленький, беленький По лесочку прыг- прыг,

По снежочку тык- тык.

3. Постановка проблемного вопроса.

Есть предположения у кого-нибудь, почему эту тему берём? (сейчас зима, раздел изучили «Снежок порхает, кружится…», новый год приближается)

Какова же цель нашего урока, как думаете? (обобщить знания по разделу: вспомнить произведения, которые читали в этом разделе, героев, авторов)

А ещё нам предстоит выяснить, что такое царство Мороза Ивановича, и существует ли оно?

Кто такой Мороз Иванович? (дед Мороз, волшебник)

Давайте докажем, что он волшебник. Какие чудеса он совершает? (лужи, озёра запечатывает ледяными крышками, снежной периной накрывает травку, узоры на окнах рисует, живёт в колодце)

А в реальной жизни наблюдаем такие явления? От чего это происходит? (наступила зима, пришли морозы) А вместе с морозами настала нелёгкая жизнь для всего живого, особенно в давние времена, когда и жилище, и одежда не были такими тёплыми как сейчас. Люди оказывались во власти мороза. Сравнивали его с могущественным человеком. Кто помнит, как называется такой приём в литературе? (олицетворение)

Что же такое царство Мороза Ивановича? (зима) Существует оно? Для чего, как думаете, в сказках мороз называют Мороз Иванович? (для более яркого изображения зимних явлений, для того, чтобы речь была красивее, интереснее)

А что ещё используют поэты и писатели для того, чтобы речь была более красочной? (сравнения)

Давайте вспомним, с чем сравнивали снег, лёд, деревья.

(снег будто чистая белая скатерть; лёд как зеркало; деревья словно в серебре; похожи на кружевные арки; снежинки как звёздочки)

Как думаете, а нам с вами нужно употреблять в речи сравнения, образные выражения? Ответ обоснуйте.

А вот и сам Мороз Иванович решил с нами поговорить!

Инсценировка беседы с Морозом

Слайд 5,6,7,8,9

А вот и он идёт. Здравствуй, Мороз. Как тебе живётся нынче?

Да плохо мне, плохо!

Да чем тебе, Мороз, плохо?

Снег кругом, мороз царствует на улице! А ты жалуешься…

Это вы так только говорите, а разве кто обо мне помнит? Мороз это теперь столбик в термометре, а не я. И вьюги не я напускаю, и снежинки не по моей воле падают. Я думаю, и нет меня вовсе…

Да ты что, Мороз, не грусти. Наши дети любят тебя. Они верят в волшебство и знают много о сказках и твоем царсте!

4. Работа в группах – выполнение коллективной творческой работы.

Вы попали в царство Мороза Ивановича, опишите, каким вы его увидели, используя карточку-помощницу, словарь зимних слов, сравнения, ну и воображение.

а) Составление рассказа-описания царства Мороза Ивановича, используя словари зимних слов, слова-сравнения.

Карточка – помощница.

Наша группа увидела царство Мороза Ивановича таким.

Наступило одно из замечательных времён года – зима.

Снег _______________________________________________________________

деревья_______________________________________________________________

Дети _________________________________________________________________

Это ещё просто волшебное место, где существуют ______________________________________________________________________

б) Отчёт групп – представление своего рассказа. Оценка детьми.

Видишь, Мороз, зря ты обижаешься. Ребята тебя не забыли и волшебство понимают и помнят. А ещё они сейчас нарисуют тебе в подарок зимний пейзаж.

(рисование пейзажей)

5. Подведение итогов. Рефлексия урока.

Ну и снегу намело, на дворе белым-бело!

Наш закончился урок, подведём теперь итог.

Закончите предложение.

Я доволен….

Мне было трудно…

Я расскажу дома….

Мне понравилось….

Мы смогли….

Я довольна вашей работой.

Ребята, получилось ли у нас следовать правилам сотрудничесива?

Домашнее задание

Мороз Иванович прислал вам изображение своего дома. Слайд 11

А). Он очень просит записать несколько слов на тему «Зима».б). Сочинить новую сказку, с новыми героями, другими приключениями.

(Домашнее задание даётся индивидуально, но учитывается желание детей)

Предварительный просмотр:

Литературное чтение во 2 классе по программе «Начальная школа 21 века»

Тема : Урок коллективного творчества «Царство Мороза Ивановича»

Цели :

*Создание условий для формирования читательских умений: анализ сюжета, выборочное чтение, чтение про себя, выразительное чтение, чтение наизусть, а также: умение правильно называть произведение, автора, жанр, тему.

Предметное содержание : проектная деятельность (работа в группах)

Планируемые результаты:

Предметные: .

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

познавательные:

коммуникативные:

Личностные : понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры, осуществлять самоконтроль.

Оборудование :

  1. Эталоны с внеурочных занятий по «Миру деятельности» (авторская программа

Л. Г. Петерсон): «Правила работы в группе».

2. Продукты проекта

3. «Заместители» на уроках Литературного чтения

4. Использование интерактивной доски

Ход урока:

  1. Организация.

Ребята, сегодня мы работаем в группах, значит, работа будет какая? (коллективная, групповая).

Вам предстоит показать не только знания, но и проявить творчество, значит,

Работа будет какая? (творческая)

Давайте вспомним « Правила работы в группе» по карточкам-эталонам:

1 слайд:

*В группе должен быть ответственный.

*Работать должен каждый на общий результат.

*Один говорит, другие слушают .

*Свое несогласие высказывай вежливо .

*Если не понял, переспроси.

  1. Формулирование темы и задач урока:

На протяжении нескольких дней вы работали над индивидуальными заданиями творческого проекта. Какова тема проекта? (Царство Мороза Ивановича)

Есть ли у вас предположения, почему эту тему берем? (Сейчас идет зима, изучили раздел «Снежок порхает, кружится…», приближается Новый год)

Какова же цель нашего урока, как вы думаете? (Обобщить знания по разделу, создав творческий проект).

3. Актуализация знаний.

Давайте сначала вспомним, с произведениями каких жанров мы познакомились в зтом разделе? (По 1 ученику из каждой группы работают с «заместителями» на доске, обозначая жанр и тему)

Какой жанр литературного произведения нас сегодня интересует? (Сказки. Литературные сказки)

Назовите, какие сказки Владимира Федоровича Одоевского помещены в наш учебник?

(«В гостях у дедушки Мороза», «Мороз Иванович»)

4 Работа в группах.

(Заранее все дети в классе были разделены на группы, в которых каждый ребенок работал индивидуально по своей теме:

*Рассказ-описание царства Мороза Ивановича»;

*Создание фотофильма «По работе и награда;

*Викторина по сказкам В. Одоевского;

*Кроссворд на тему сказок В. Одоевского;

*Объемная поделка персонажа сказок В. Одоевского из соленого теста).

Сегодня на уроке каждая группа должна представить оформление проекта и последующее представление его перед классом.

Оформление выполняется по следующему алгоритму:

Предмет, класс.

Краткая аннотация проекта (общая тема, своя тема, цель вашего проекта, ход

5 Отчет групп -представление своих заданий.

  1. Демонстрация фотофильма «По работе и награда» (инт. доска)
  2. Викторина по сказкам (инт. доска)
  3. Кроссворд по сказкам (инт. доска)
  4. Демонстрация поделок:

-«ЦАРСТВО», СТУДЕНЕЦ, ПОСТЕЛЬКА С РОСТКАМИ ОЗИМИ, ЛАВОЧКА.

5. Рассказ-описание «Царство Мороза Ивановича

Оценка детьми. Оценка учителем.

6 Подведение итога урока. Рефлексия.

Ну и снегу намело, на дворе белым-бело!

Наш закончился урок, подведем теперь итог.(Слова с движениями)

Закончите высказывание:

Я доволен…

Мне было трудно…

Я расскажу дома…

Мне понравилось…

Я буду…

Мы смогли…

  1. Домашнее задание

Рисунок с урока коллективного творчества.

Приложение. Задания для домашней подготовки:

1. Работа над проектом «Царство Мороза Ивановича» (Задания для 1 группы)

Сбор материала по теме «Рассказ-описание Царства Мороза Ивановича» по сказкам В. Ф. Одоевского:

Составить план рассказа.

Используя сравнения и образные выражения, составьте рассказ-описание

Представление рассказа, костюм сказочницы (проекта).

Оформление проекта:

Предмет, класс

  1. Работа над проектом «Царство Мороза Ивановича» (Задания для 2 группы)

Оформление проекта:

Предмет, класс

Краткая аннотация проекта (общая тема, своя тема, цель вашего проекта, ход

Выполнения работы, ее особенности, представление в классе)

  1. Работа над проектом «Царство Мороза Ивановича» (Задания для 3 группы)

Оформление проекта:

Предмет, класс

Краткая аннотация проекта (общая тема, своя тема, цель вашего проекта, ход

Выполнения работы, ее особенности, представление в классе)

  1. Работа над проектом «Царство Мороза Ивановича» (Задания для 4 группы)

Выполнить сетку кроссворда.

Выделить ключевое слово

Оформление проекта:

Предмет, класс

Краткая аннотация проекта (общая тема, своя тема, цель вашего проекта, ход

Выполнения работы, ее особенности, представление в классе)

  1. Работа над проектом «Царство Мороза Ивановича» (Задания для 5 группы)

Выполнить поделку.

Оформление проекта:

Предмет, класс

Краткая аннотация проекта (общая тема, своя тема, цель вашего проекта, ход

Выполнения работы, ее особенности, представление и защита в классе)

(Оформление проектной документации)

……………………………………………………..

…………………………………………………….

Г. Класс……………..

Д. Краткая аннотация проекта:

Своя тема: …………………………………………………………………………………

Цель проекта:……………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………..

Е . Оценка: своя -………….

Класса-………..

Учителя-…………..

Е. Оценка руководителя проекта: ………………………………………

2. Работа над проектом «Царство Мороза Ивановича»

……………………………………………………..

…………………………………………………….

………………………………………………………

………………………………………………………

Б. Предмет:……………………………………………………………………….

В. Учебная тема:……………………………………………………………………

Г. Класс……………..

Д. Краткая аннотация проекта:

Общая тема:………………………………………………………………………………..

Своя тема: ……………………………………………………………………………..

Цель проекта:…………………………………………………………………………..

План выполнения работы: …………………………………………………………...

………………………………………………………………………………………...

………………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………

Ее особенности: …………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………..

Представление в классе…………………………………………………………………..

Е . Оценка: своя -………….

Класса-………..

Учителя-………….

3. Работа над проектом «Царство Мороза Ивановича»

……………………………………………………..

…………………………………………………….

……………………………………………………..

Б. Предмет:……………………………………………………………………….

В. Учебная тема:……………………………………………………………………

Г. Класс……………..

Д. Краткая аннотация проекта:

Общая тема:………………………………………………………………………………..

План выполнения работы: …………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………

Ее особенности: …………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………..

Представление в классе…………………………………………………………………..

Е . Оценка: своя -………….

Класса-………..

Учителя-…………

4. Работа над проектом «Царство Мороза Ивановича»

……………………………………………………..

…………………………………………………….

……………………………………………………..

………………………………………………………

Б. Предмет:……………………………………………………………………….

В. Учебная тема:……………………………………………………………………

Г. Класс……………..

Д. Краткая аннотация проекта:

Общая тема:………………………………………………………………………………..

Своя тема: …………………………………………………………………………

Цель проекта:……………………………………………………………………..

План выполнения работы: ……………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………..

Ее особенности: …………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………..

Представление в классе…………………………………………………………………..

Е . Оценка: своя -………….

Класса-………..

Учителя-…………..

5. Работа над проектом «Царство Мороза Ивановича»

……………………………………………………..

…………………………………………………….

Б. Предмет:……………………………………………………………………….

В. Учебная тема:……………………………………………………………………

Г. Класс……………..

Д. Краткая аннотация проекта:

Общая тема:………………………………………………………………………………..

Своя тема: …………………………………………………………………………

Цель проекта:……………………………………………………………………..

План выполнения работы: ……………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………

Ее особенности: …………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………..

Представление в классе…………………………………………………………………..

Е . Оценка: своя -………….

Класса-………..

Учителя-………….

Работа над проектом «Царство Мороза Ивановича»

Сбор материала по теме «Создание фотофильма «По работе и награда» по сказкам В. Ф. Одоевского»:

Выделить основные сюжетные моменты сказки по своей теме

Проиллюстрировать их собственными фотографиями

Приготовить представление работы (проекта)

Оформление проекта:

Предмет, класс

Краткая аннотация проекта (общая тема, своя тема, цель вашего проекта, ход

Выполнения работы, ее особенности, представление в классе)

  1. Работа над проектом «Царство Мороза Ивановича»

Сбор материала по теме «Викторина по сказкам В. Ф. Одоевского»:

Обратить внимание на интересные детали, подробности и сюжетные повороты сказки

Сформулировать вопросы с тремя вариантами ответов, один из которых правильный.

Научиться проводить викторину с ребятами.

Оформление проекта:

Предмет, класс

Краткая аннотация проекта (общая тема, своя тема, цель вашего проекта, ход

Выполнения работы, ее особенности, представление в классе)

  1. Работа над проектом «Царство Мороза Ивановича»

Сбор материала по теме «Составить кроссворд на тему сказок В. Ф. Одоевского»:

Подобрать загадки-вопросы для кроссворда

Выполнить сетку кроссворда.

Выделить ключевое слово

Оформление проекта:

Предмет, класс

Краткая аннотация проекта (общая тема, своя тема, цель вашего проекта, ход

Выполнения работы, ее особенности, представление в классе)

  1. Работа над проектом «Царство Мороза Ивановича»

Сбор материала по теме «Выполнить из соленого теста объемную поделку персонажа сказок В. Ф. Одоевского»:

Выбрать понравившийся персонаж.

Заготовить нужное количество материала.

Выполнить поделку.

Определить форму защиты своей работы (проекта)

Оформление проекта:

Предмет, класс

Краткая аннотация проекта (общая тема, своя тема, цель вашего проекта, ход

Выполнения работы, ее особенности, представление и защита в классе)

МОУ «Судская основная образовательная школа №2»

Проект

«Царство

Мороза Ивановича»

Номинация:

Творческий

Проект выполнен

Группами обучающихся 2 класса

На уроке Литературного чтения

Руководитель проекта:

Учитель 2 кл . Кузнецова

Екатерина Николаевна

2014 – 2015 уч. г.

Цели:

*Организация условий для обобщения знаний по литературному чтению.

*Создание условий для формирования читательских умений: анализ сюжета, выборочное чтение и пересказ, наблюдения над выразительными средствами языка.

*Развитие самостоятельности, научно-познавательных и творческих способностей.

* Создание условий для положительной мотивации к учению средствами литературы.

Предметное содержание: проектная деятельность (работа в группах)

Планируемые результаты:

Предметные: умение выбирать нужную информацию из художественных произведений, выполнять творческие проекты, используя знания и умения, полученные на уроках .

Метапредметные (УУД):

регулятивные: умения самостоятельно ставить цели, планировать, контролировать, оценивать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания;

познавательные: проводить сравнение, классификацию, строить проект по предложенному плану, выполнять действия по предложенному алгоритму;

коммуникативные: создавать индивидуально и в группах истории о героях, учитывать позицию партнера, организовывать и осуществлять сотрудничество, договариваться о процедуре работы в группе;

Личностные : понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры, осуществлять самоконтроль .

Аннотация:

Проектная деятельность обучающихся 2 класса осуществляется на уроке коллективного творчества в базовом курсе «Литературного чтения» УМК «Начальная школа 21 века» по теме «Снежок порхает, кружится…».

Работа по подготовке к занятию строится по следующему плану:

  1. Целеполагание проектной деятельности.
  2. Формирование групп.
  3. Выдвижение возможных проблем.
  4. Формулировка задач.
  5. Выбор критериев оценивания.
  6. Рефлексия.

Все проектные группы получили задания, которые выполняли дома с частичной помощью родителей.

Перед каждой группой стояла задача формулирования проблемы и определение творческого замысла, отражающего свой креативный взгляд. Для чего нужно было:

  1. Изготовить фигурки действующих лиц из сказки.
  2. Приготовить викторину по сказке.
  3. Создать кроссворд.
  4. Создать фотофильм «По работе и награда».
  5. Приготовить выборочный пересказ по тексту сказки.

Технологическая карта проекта представлена «Планом выполнения работы».

По нему обучающиеся вместе с родителями готовили продукт проекта.

Работая в группах, дети оформляли документацию по проекту, описывая

Особенности своей, отличной от других, работы по воплощению творческого

Замысла.

Результатом успешной работы над проектами являются фото и

Видеоматериалы, представленные в Приложениях.

Главным критерием при оценивании было мнение о том, насколько

Интересно и оригинально исполнение каждого проекта, как предмета обучения

Новому виду деятельности для второклассников.

На этапе рефлексии дети строили свои высказывания по началу таких

Предложений:

  • Я доволен…
  • Мне было трудно…
  • Я расскажу дома…
  • Мне понравилось…
  • Я буду…
  • Мы смогли…

Литература:

  1. Программа «Литературное чтение» 1-4 кл. (Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова) УМК «Начальная школа 21 века»
  2. Реализация междисциплинарной программы

«Работа с текстом. Работа с информацией»

(Курсы по ФГОС НОО. Вологда 2012 г.)

  1. Использование ИКТ в образовательном процессе современной нач. шк.с учетом требований ФГОС (Курсы г. Вологда, г. Шексна, Ботово 2013 г .) 4.
  2. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников. Пособие для учителя.
  3. Проектные задачи в начальной школе. Пособие для учителя. / Под ред. А.Б.Воронцова

Приложения – продукты проекта:

1 гр. – фотографии

2 гр.- фотофильм «По работе и награда»

3 гр .- презентация викторины

4 гр .- фотография

5 гр.- фильм В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович

Технологическая карта 1 группы

2. Елесичева Татьяна

  1. Зернова Вера
  2. Зернов Никита
  3. Петровцева Виктория

Краткая характеристика

Тема проекта

Изготовление поделки из соленого теста

Смысл проектной деятельности

Цель проекта

Обобщить материал по теме,

выполнить проект

Кому адресован проект

Всем одноклассникам для повышения мотивации к учению и развитию познавательной активности

Поделки фигурок из соленого теста

Необходимые средства:

Источники информации

УМК «Нач. шк. 21 века»

Приборы и материалы

Соленое тесто, приготовленное по особому рецепту

Необходимые умения и способы работы

Лепка, сушка, роспись

2 недели

План работы над проектом:

Этап 1

2. Выбрать понравившийся персонаж

Этап 2

1.Заготовить нужное количество материала

2.Выполнить поделку

3.Приготовить декорации к «Царству…»

Этап 3

Представление своих поделок на обобщающем уроке

Особенности работы:

Технологическая карта 2 группы

  1. Березкин Алексей
  2. Кузнецов Михаил
  3. Лобанова Полина
  4. Уразов Тимур

Разделы технологической карты

Краткая характеристика

Тема проекта

Создание фотофильма «По работе и награда»

Смысл проектной деятельности

Развитие самостоятельности, научно-познавательных и творческих способностей.

Цель проекта

Кому адресован проект

Всем одноклассникам для получения общего результата

Продукт проектной деятельности

Фотофильм «По работе и награда», альбом

Необходимые средства:

Источники информации

Учебник «Литературного чтения», 2 кл.;

УМК «Нач. шк. 21 века»,Интернет-источники

Приборы и материалы

ИКТ

ИКТ-компетентность

Время, необходимое для выполнения проекта

2 недели

План работы над проектом:

Этап 1

Этап 2

1.Выделить основные сюжетные моменты сказки по своей теме

2.Проиллюстрировать их фотографиями 3.Создать фотофильм

Этап 3

Приготовить представление проекта

Особенности работы: ребята нашей группы работали по-разному. Миша и Тимур выполнили только несколько рисунков. Лобановой Полине папа помог сделать очень хороший фотоальбом в виде книжки-малышки. А вот Алёша Берёзкин вместе со своей мамой сделали презентацию, очень похожую на фильм. Только по краям ленты - перфорация, как у настоящего фильма. Фотографии удачно перемежаются с текстом сказки. И, наконец,-мелодия «Зимняя сказка» из альбома «Песни Деда Мороза».

Технологическая карта 3 группы

  1. Землянкин Степан
  2. Перевозчиков Данил
  3. Туркина Арина
  4. Харапонов Илья

Разделы технологической карты

Краткая характеристика

Тема проекта

Создание викторины по сказке В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»

Смысл проектной деятельности

Создание условий для положительной мотивации к учению средствами литературы

Цель проекта

Обобщить знания по теме, создать проект

Кому адресован проект

Всем одноклассникам для достижения общего результата

Продукт проектной деятельности

Викторина по сказке В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»

Необходимые средства:

Источники информации

Учебник «Литературного чтения», 2 кл.

УМК «Нач. шк. 21 века»

Приборы и материалы

ИКТ

Необходимые умения, способы работы

Составление вопросов на основе анализа и синтеза изучаемого материала;

ИКТ-компетентность

Время, необходимое для выполнения проекта

2 недели

План работы над проектом:

Этап 1

Этап 2

1.Обратить внимание на интересные детали, подробности и сюжетные повороты 2.Сформулировать вопросы с тремя вариантами ответов, один из которых правильный

Этап 3

Подготовиться к проведению своей викторины в классе

Особенности работы:

Технологическая карта 4 группы

  1. Демичев Арсений
  2. Ронжина Дарья
  3. Южаков Данил

Разделы технологической карты

Краткая характеристика

Тема проекта

Создать кроссворд по сказке В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»

Смысл проектной деятельности

Создание условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала, творческого отношения к нему

Цель проекта

Обобщить знания по теме, создать проект

Кому адресован проект

Всем одноклассникам для общего результата

Продукт проектной деятельности

Кроссворд по сказке В. Ф. Одоевского «Царство Мороза Ивановича»

Необходимые средства:

Источники информации

Учебник «Литературного чтения», 2 кл.

УМК «Нач. шк. 21 века»

Приборы и материалы

ИКТ

Необходимые умения, способы работы

Составление вопросов-загадок на основе анализа и синтеза изучаемого материала;

ИКТ-компетентность

Время, необходимое для выполнения проекта

2 недели

План работы над проектом:

Этап 1

Этап 2

1.Подобрать вопросы-загадки для кроссворда 2.Выполнить сетку кроссворда

3.Выделить ключевое слово

Этап 3

Приготовиться к решению своего кроссворда

В классе

Особенности работы :

Технологическая карта 5 группы

  1. Кузнецова Екатерина
  2. Ермохина Оксана

Разделы технологической карты

Краткая характеристика

Тема проекта

Приготовить выборочный пересказ сказки

В. Ф. Одоевского «Царство Мороза Ивановича»

Смысл проектной деятельности

Создание условий для формирования читательских умений: анализ сюжета, выборочное чтение и пересказ, наблюдения над выразительными средствами языка.

Цель проекта

Обобщить знания по теме, создать проект

Кому адресован проект

Всем одноклассникам для конечного результата на обобщающем уроке

Продукт проектной деятельности

Выборочный пересказ сказки В. Ф. Одоевского «Царство Мороза Ивановича»

Необходимые средства:

Источники информации

Учебник «Литературного чтения», 2 кл.

УМК «Нач. шк. 21 века»

Приборы и материалы

Декорации к «Царству…», видеокамера,

ИКТ

Необходимые умения, способы работы

Работа над развитием связной речи, ее выразительностью. Видеосъемка и перенос материала на DVD-диск. ИКТ-компетентность

Время, необходимое для выполнения проекта

2 недели

План работы над проектом:

Этап 1

Этап 2

1.Используя образные выражения и сравнения, приготовить выборочный пересказ 2.Составить общий план поочередного пересказа

Этап 3

Приготовить представление проекта в классе, используя готовые декорации

Особенности работы : мы читали сказку, запоминали ее по плану, выбирали главное и распределяли слова так, чтобы смысл сказки был понятен ребятам. Старались выделять голосом «сказочные» интонации. Из дома принесли платки на плечи, а в Доме Культуры взяли на прокат кокошники. С помощью нашей учительницы и родителей мы приготовили декорации «Царства…» и пересказали сказку. Впоследствии взрослые на этой основе создали фильм.

Работа над проектом «Царство Мороза Ивановича»

(Оформление работы 1 группы )

1. Быстрицкая Диана

2. Елесичева Татьяна

3. Зернова Вера

4. Зернов Никита

5. Петровцева Виктория

Б. Предмет: Литературное чтение

В. Учебная тема: «Снежок порхает, кружится»

Г. Класс: 2

Общая тема: «Царство Мороза Ивановича»

Своя тема: изготовить поделку из соленого теста.

Цель проекта : обобщить материал по теме, выполнить проект.

План выполнения работы:

  1. Перечитать сказку.
  2. Выбрать понравившийся персонаж.
  3. Заготовить нужное количество материала.
  4. Выполнить поделку.

Ее особенности: дома с родителями мы читали сказку и представляли, какой будет наша поделка. В классе каждый из нас получил рецепт приготовления специального теста. Мамы замешивали необычное тесто. Все старательно вылепливали «свои» фигурки, сушили их и раскрашивали гуашевыми красками. Самыми первыми принесли работы брат и сестра Зерновы. Никита – Ленивицу, а Вера – Рукодельницу. Быстрицкая Диана принесла фигурку Деда Мороза. Особенно удачно получилась его борода. Все переживали за Таню Елесичеву, ей надо было сделать постельку, лавочку и студенец. Но тут ее мама попала в больницу, а Танюшке помогла бабушка. Мама вскоре поправилась. Вике дома не смогли помочь сделать царство, тогда она каждый день вместе с нашей учительницей готовила его в классе.

Представление в классе : демонстрация и участие в представлении декораций.

Е. Оценка : своя -… 5 ……….

Класса-… 5 ……..

Учителя-… 5 ……….

Работа над проектом «Царство Мороза Ивановича»

(Оформление работы 2 группы)

1. Лобанова Полина

2. Березкин Алексей

3. Кузнецов Михаил

4. Уразов Тимур

Б. Предмет: Литературное чтение

В. Учебная тема: «Снежок порхает, кружится…»

Г. Класс: 2

Д. Краткая аннотация проекта:

Общая тема: « Царство Мороза Ивановича»

Своя тема : создание фотофильма «По работе и награда»

Цель проекта : обобщить знания по теме, создать проект.

План выполнения работы:

  1. Перечитать сказку.
  2. Выделить основные сюжетные моменты сказки по своей теме.
  3. Проиллюстрировать их фотографиями.
  4. Приготовить представление проекта.

Ее особенности: ребята нашей группы работали по-разному. Миша и Тимур выполнили только несколько рисунков. Лобановой Полине папа помог сделать очень хороший фотоальбом в виде книжки-малышки. А вот Алёша Берёзкин вместе со своей мамой сделали презентацию, очень похожую на фильм. Только по краям ленты - перфорация, как у настоящего фильма. Фотографии удачно перемежаются с текстом сказки. И, наконец,-мелодия «Зимняя сказка» из альбома «Песни Деда Мороза».

Представление в классе: все ребята с удивлением рассматривали знакомый материал на экране через мультимедийную приставку. Многие решили осваивать эту работу на своих компьютерах дома.

Е. Оценка: своя -… 5 ……….

Класса- 4 …..

Учителя-… 5 ……….

Работа над проектом «Царство Мороза Ивановича»

(Оформление работы 3 группы)

1. Перевозчиков Данил

2. Харапонов Илья

3. Землянкин Степан

4. Туркина Арина

Б. Предмет: Литературное чтение

В. Учебная тема: «Снежок порхает, кружится...»

Г. Класс: 2

Д. Краткая аннотация проекта:

Общая тема: «Царство Мороза Ивановича»

Своя тема : создание викторины по сказке В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович »

Цель проекта:

План выполнения работы:

  1. Перечитать сказку.
  2. Обратить внимание на интересные детали, подробности и сюжетные повороты сказки.
  3. Сформулировать вопросы с тремя вариантами ответов, один из которых правильный.
  4. Подготовиться к проведению своей викторины в классе.

Ее особенности: Степа и Арина приготовили только по три вопроса. Данил Перевозчиков с родителями составил два варианта викторины. Данил сумел загадать вопросы, некоторые из них были такие смешные, что ребята долго смеялись, а Илья Харапонов (ему помогала старшая сестра) принес викторину, которую показали на интерактивной доске. Правильные ответы в ней так забавно двигались, что всем очень понравилось.

Представление в классе … демонстрация и отгадывание правильных ответов.

Е. Оценка : своя -…… 5 …….

Класса-…… 4 …..

Учителя-…… 5 …….

Работа над проектом «Царство Мороза Ивановича»

(Оформление работы 4 группы)

1. Южаков Данил

2. Ронжина Дарья

3. Демичев Арсений

Б. Предмет: Литературное чтение

В. Учебная тема: «Снежок порхает, кружится…»

Г. Класс: 2

Д. Краткая аннотация проекта:

Общая тема: «Царство Мороза Ивановича»

Своя тема : создать кроссворд по сказке В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»

Цель проекта: обобщить материал по теме, создать проект.

План выполнения работы:

  1. Перечитать сказку.
  2. Подобрать вопросы – загадки для кроссворда.
  3. Выполнить сетку кроссворда.
  4. Выделить ключевое слово.
  5. Приготовиться к решению своего кроссворда в классе.

ее особенности: все ребята нашей группы приготовили интересные задания. Такая работа для нас была новой. Это здорово! Каждый придумал свои вопросы, а ответы – слова в клеточках. Данил Южаков по совету мамы выполнил все на клетчатой бумаге, да еще разными фломастерами. Получилось аккуратно и красиво. Молодец. Даша с обратной стороны приклеила кармашек с ответами. Тоже необычно. У нее 12 вопросов и длинное ключевое слово. А Арсений приготовил два кроссворда «царство» и «мороз», и оба были показаны на интерактивной доске. На сетке созданных кроссвордов мы решили их, а потом проверили. Очень интересно!

представление в классе: демонстрация, решение и проверка кроссвордов .

Е. Оценка: своя -… 5 ……….

класса-… 5 ……..

учителя-… 5 ……

Работа над проектом «Царство Мороза Ивановича»

(Оформление работы 5 группы)

А . Авторы проекта:

1. Кузнецова Екатерина

2. Ермохина Оксана

Б. Предмет: Литературное чтение

В. Учебная тема: «Снежок порхает, кружится…»

Г . Класс :… 2

Д. Краткая аннотация проекта:

Общая тема: «Царство Мороза Ивановича»

Своя тема: «Выборочный пересказ сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»

Цель проекта: обобщить материал по теме, создать проект.

План выполнения работы:

  1. Перечитать сказку.
  2. Составить общий план поочередного пересказа.
  3. Используя образные выражения и сравнения, приготовить выборочный пересказ.
  4. Продумать представление проекта в классе.

Ее особенности: Мы читаем сказку, запоминаем ее по плану, выбираем главное и распределяем слова так, чтобы смысл сказки был понятен ребятам. Стараемся выделять голосом «сказочные» интонации. Из дома принесли платки на плечи, а в Доме Культуры взяли на прокат кокошники. С помощью нашей учительницы и родителей мы приготовили декорации «Царства…» и пересказали сказку. Впоследствии взрослые на этой основе создали фильм.

Представление в классе: демонстрация фильма по выборочному пересказу сказки

В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович».

Е. Оценка: своя -… 4 ……….

класса-… 5 ……..

учителя-… 5 ………


«Царство вирусов» - Проект на тему: «Тайны третьего царства». У вирионов в форме палочек в центре находится спирально закрученная нуклеиновая кислота. Существуют разные виды вирусов. Но вот с другими царствами… Многие вирусы, помимо белкового капсида, имеют ещё и внешнюю оболочку. Появление электронного микроскопа значительно помогло в изучении вирусов.

«Резиденция Деда Мороза» - Дом Деда Мороза. Гардеробная комната. Тропа сказок. Карта путешествия Деда Мороза. 12 месяцев. Почта Деда Мороза. Тронный зал. Рабочий кабинет Деда Мороза. Горка. Встреча гостей. Терем Деда Мороза. Спальня – опочивальня Деда Мороза. Календарь Деда Мороза. Костёр «12 месяцев» на Тропе сказок. Почта Деда Мороза в Великом Устюге.

«Два мороза» - Как бы нам позабавиться – людей поморозить? Сказано – сделано. Старший брат, Мороз – Синий нос, посмеивается, да рукавицей об рукавицу похлопывает. Два мороза. Пусть, как оденется, да узнает, каков Мороз - Красный нос. Свистнули, щёлкнули – и побежали. Говорит один Мороз другому: – Братец Мороз – Синий нос!

«Урок Царство грибов» - Ядовитые грибы. Закрепление. -Эй, грибник! Стоят опятки, сдвинув пятки, На пеньке трухлявом в ряд. Царство Грибы, отличающееся от царств Растения и Животные. Грибы, занесённые в Красную книгу. Лесной коралл. Ножка. Царство Грибы. Пусть отыщет без уловок, Где в траве укрылся груздь! Ну и пусть. Какие ещё ядовитые грибы вы знаете?

«Царство животных» - Животные. Царство ЖИВОТНЫЕ. Симметрия. Одноклеточные. ЛУЧЕВАЯ (радиальная) можно провести несколько воображаемых плоскостей, тело делят на несколько зеркальных частей, линии пересече- ния плоскостей расходят- ся от центра лучами, характерна для животных, ведущих малоподвижный или сидячий образ жизни.

«Царство животные» - Царь зверей. Белка. Ошибка. Люди издавна использовали животных в своей жизни. Волк. Следующий вопрос. Беличьи - одно из семейств разношерстного и многоликого отряда грызунов. Держится панда чаще всего в одиночку, прячась в густых зарослях. Дельфины. Гепард. Каждый класс состоит из отрядов. Лев. Тигр.

Нетрадиционный урок литературного чтения

«Литературно – театральная гостиная»

Учитель начальных классов Бугакова О.Г.

Тема урока: «Царство Мороза Ивановича»

Цели урока:

— Организация условий для обобщения знаний по литературному чтению

— Создать условия для обогащения речи учащихся за сет выразительных средств языка (использование эпитетов, синонимов, сравнений).

— Создать условия для формирования читательских умений при различных видах работы:

А) анализ сюжета

Б) выборочное чтение

Г) чтение про себя

— Формировать специально читательские умения: правильно называть произведение, автора, жанр, тему.

— Осуществлять нравственно – этическое воспитание учащихся через понятие «прекрасное»

— Развивать интеллектуальные способности учащихся, самостоятельность

— Прививать любовь к театру, музыке, искусству.

— Создать условия для положительной мотивации к учению посредством литературы и театральному искусству.

Оборудование:

    Картина Л. Бродской. «Русская зима» (1979-1980). Фрагмент.

    Музыкальные произведения: А. Вивальди «Зима», П.И.Чайковский «Январь. У камелька» (из цикла времена года)

    Художественные фотографии русской зимы.

    Плакаты с высказываниями великих людей.

    Карточки с заданиями.

    Кукольный театр, куклы к спектаклю «Мороз и Морозец» (по мотивам русских народных сказок)

Ход урока:

    Организационный момент.

— приветствие.

— эмоциональный настрой

    Здравствуйте дети. Сегодня у нас необычная встреча. Мы находимся в литературно – театральной гостиной к нам пришли гости. Давайте поприветствуем дорогих гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобиться сегодня для нашей работы.

    Поможет нам настроиться на рабочий лад это стихотворение:

Подарите каждому

По кусочку солнышко,

Пусть добром наполнятся

Души их до донышко.

И тогда увидите

Вы картины светлые,

Облака небесные,

Легкие, несмелые

    Актуализация знаний.

    • Понравилось вам стихотворение? Чем? Какое оно? Помогло оно настроиться на нашу встречу?

      Как вы думаете, какая атмосфера будет царить в нашей гостиной (теплое, доброе, прекрасное)

      Ребята вы, наверное, согласитесь со мной, что театр и литература – это необыкновенная, волшебная страна. Мир – прекрасное. И мы сегодня постараемся это увидеть. А как вы понимаете, что входит в понятие «Прекрасное»? Что помогает нам увидеть этот мир, понять его.

(музыка, поэзия, живопись …)

    Да действительно театр музыка, живопись, литература и поэзия помогает нам увидеть и оценить мир «Прекрасного». Кто же создает этот мир? Кто творит в нем?

(человек)

    Всегда когда речь заходит о прекрасном, мы, прежде всего, обращаемся к творчеству человека, к искусству. Как вы думаете, зачем человеку искусство? Почему он создает поэмы, пишет картины и музыку.

(ответы детей)

    Послушайте что об этом сказал Платон – древнегреческий мудрец: «Слышать и видеть Прекрасное – значит становиться лучше»

    Что значит становиться лучше? Как вы понимаете?

(значит быть добрее, быть внимательнее, любознательнее)

    Так для чего человек создает эти шедевры?

(Для того чтобы стать самому и сделать лучше мир. Увидев и оценив высоту окружающего мира постараться его сберечь)

    Да только доброму, чистому душой, светлому человеку откроется мир прекрасного, мир искусства.

Плакат: «Спишите делать добро. Спишите видеть прекрасное»,

    Скажите откуда человек черпает вдохновение?

    Где берет свои идеи?

    Где он может увидеть прекрасное?

(в природе)

    Только у природы человек научиться быть добрее, научиться видеть красоту окружающего нас мира. Вот как об этом говорил русский писатель Л.Н.Толстой.

Плакат: «Счастье быть с природой, видеть ее, говорить с ней».

    Каждому ли человеку природа может показать свою красоту?

(да каждому)

    Что для этого надо?

(быть наблюдательным, уметь удивляться, уметь слышать и слушать)

    Да, такие люди не перестают на протяжении всей жизни поражаться истинной красоте, неповторимости и непостижимость природы. Вот что об этом сказал русский поэт Ф.И.Тютчев:

Плакат: «В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык».

    Работа по теме урока.

Многие русские писатели, поэты, музыканты, художники любили и любят русскую природу. Многие посвятили ей свою работу, свои творения. Художник — увидев прекрасное перенес все увиденное на холст, музыкант – придумал музыку, поэт – стихи (звучит музыка Чайковского П.И. из цикла «Времена года»)

    Какие чувства вызвала музыка?

    Какое время года постарался изобразить композитор?

    Ваши ассоциации?

    Что вы увидели?

(дети делятся впечатлениями, время года зима)

    А художник увидев картину зимы постарался передать свои чувства на холст. (рассматривают репродукцию картины Л.Бродской «Русская зима»)

    Что он хотел нам сказать?

    Какие мысли и чувства хотел передать нам?

(красоту русской природы, зимы)

    Поэт С.Щипачев тоже постарался передать свои чувства увидив прекрасные пейзажи родной стороны.

Задание:

Определите к какой картине подойдут эти строки? (картина – репродукция «Русской зимы», фотографии с зимними пейзажами)

СТИХИ:

Себя не видят синие просторы

И в вечном холоде светлы, чисты.

Себя не видят снеговые горы

Цветок своей не видит красоты.

И сладко знать, идешь ли ты лесами

Спускаешься ли горною тропой:

Твоими ненасытными глазами

Природа восхищается собой.

(строки к картине «Русская зима»)

Читаем плакаты:

«Любите природу»

«Спешите видеть в ней прекрасное»

Поэтическая страница

Мы оказались на поэтической странице нашей гостиной. Сейчас мы будем говорить о красоте русской зимы. Вы получили творческие задания найти или сочинить стихотворение о зиме. Послушаем и постараемся определить какие выразительные средства используют поэты для описания красоты зимы. (дети читают стихи поэтов иллюстрируя собственными рисунками ),

Сочиненные стихи

Метель.

Я вышел на улицу в зимний день,

Как хороша зимой метель

Снежок порхает и кружиться

Пушинками на белый снег ложиться

(Тихонов Андрей)

*****

Сочиняю я стишок

Дед Мороз несет мешок

А в мешке игрушки

Мячики, хлопушки

А еще в мешке лежат сладкие конфеты

Жду я очень Новый год

Дед Моро, но где ты

(Кислинский Саша)

Работа по группам.

    Какие выразительные средства используют поэты для описания красоты русской зимы? (карточка задание №1)

    Послушайте еще одну творческую работу. С какими литературными произведениями перекликается стихотворение:

На стекле Мороз начертил узор.

Серебром нанес белый пышный бор

Рана по утру подойду к окну.

Буду в том бору слушать тишину.

Чудиться ли мне?

Или сниться сон?

Мчусь я по лыжне, слышу сосен звон

Вьется на снегу свежий лисий след.

Тает на лугу

Розовый рассвет.

И дрожит во мгле

Белый дым берез

Сказку на стекле

Начертил Мороз.

    Понравилась сказка на стекле?

    Что необычного, прекрасного вы увидели на этом стекле чем автор восхищается, какие явления природы описывает?

(ответы детей)

    С какими литературными произведениями перекликается стихотворение?

(«Следы на снегу», «Деревья в лесу», «Мороз Иванович», «Детство»)

Прозаическая страница.

    Вот мы оказались на другой странице нашей гостиной. Не только поэты, но и писатели восхищались красотой русской природой, любовались зимними пейзажами. Вы много читали произведений о зиме, давайте вспомним некоторые из них. (работа по карточкам)

Задание:

    Узнать произведения

    назвать литературный жанр

    Вспомнить содержание

    Подобрать иллюстрацию

    Какое настроение вызвало оно у вас

    Прежде чем открыть последнюю нашу страничку я предлагаю вам встать и пройти немного по сугробам. Представьте, что мы в зимнем лесу.

Физ. минутка.

Не боимся мы пороши –

Ловим снег хлопком в ладоши

Руки в стороны по швам

Снега хватит нам и вам!

Мы шагаем по сугробам.

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу

Проложи себе дорогу.

    Ну что ж присядьте, немножко отдохнем.

Релаксация.

(минутка отдыха под музыку А.Вивальди «Зима»)

Ночь. Мороз. Сверкают звезды.

С высоты небес.

Весь в снегу,

Как в горностаях

Дремлет тихий лес

Тишина вокруг.

Поляна спит в объятьях сна.

Из – за леса выплывает на дозор луна.

Звезды гаснут.

С неба льются

Бледные лучи.

Заискрился снег морозный

Серебром порчи

Широко раскинув ветви

В шубе снеговой

По среди поляны елка

В высь ушла стрелой

На красавицу лесную

Лунный свет упал

И огнями лед кристаллов

В ветках заиграл.

Бриллиантовые нити

В хвои заплелись

Изумруды и рубины

На снегу зажглись.

(Н.Хвостов)

Театральная страничка

    Мы оказались на последней страничке нашей литературно – театральной гостиной.

Мы очень любим сказки

В них мир и красота.

Волшебницы и феи

Творят там чудеса.

Там весело живется

Там царствует добро.

Там зла мы не боимся

Там победит добро

Спектакль «Мороз и Морозец» по мотивам русских народных сказок

    Подведение итогов. Работа по карточкам.

    • Чему научила сказка?

      Постарайтесь подобрать пословицу к сказке.

Рефлексия.

    Вспомните впечатление в начале урока: какое у вас было настроение?

    Понравилась ли вам сказка?

    Какие чувства она вызвала?

    Какое настроение у вас сейчас?

    Спасибо за работу. Наша встреча завершена.

    Надеюсь, что прекрасное всегда будет с вами.

Предмет: литературное чтение
Дата проведения: 10.12.2012
Класс: 2
Автор: Л.А. Ефросинина
Тема урока: Коллективная творческая работа «Царство Мороза Ивановича»
Тип урока: проектная деятельность (работа в группах)
Оборудование: бумага, краски, карандаши, ручки, магнитофон, музыка П. И. Чайковского « Времена года».

Цель: обучение составлению устного текста повествовательного типа;формирование умения сочинить сказку по предложенному сюжету; формирование навыков работы в группе.

Задачи урока, направленные на достижение личностных результатов обучения: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие доброжелательности, самостоятельности; привитие любви к русской литературе.

Задачи урока, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: развитие познавательных способностей учащихся; расширение и обогащение словаря читателя; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов обучения: формирование осознанного правильного, выразительного чтения и рассказывания; умение выражать своё отношение к прочитанному и услышанному; умение пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации.

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД

I. Организационный момент.

Вы любите сказку?- Что же такое сказка?
Настраиваются на работу

Личностные:
Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.
Регулятивные:
Нацеливание на успешную деятельность.

II. Актуализация знаний.
Усвоение литературоведческих понятий.
- Какие бывают сказки?- Назовите виды сказок. - Как устроена сказка?

Выстраивают план построения сказки:
Зачин.
Эпизод или событие (начало действия).
Испытание (развитие действия).
Концовка (конец действия).

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.
Познавательные:
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию
Регулятивные:

III. Определение темы и цели урока

На уроках литературного чтения вы прочитали много сказок - и народных, и авторских. Сегодня вы попробуете сочинить свою сказку. На какую тему будет сказка, вы узнаете, разгадав кроссворд.
Так как работать вы будете в группах, давайте обговорим правила совместной работы.

Разгадывание кроссвордов.
(см.приложение)
Определяем тему: «Мороз». Значит, сказка должна получиться зимняя.
У вас на столах «зимний словарь»: слова, пословицы, поговорки на зимнюю тему. Каждая группа выбирает одну пословицу или поговорку, объясняет её смысл.

Обговаривание правил совместной деятельности:
А) работать дружно; быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старших;Б) своевременно выполнять задания, доводить начатое до конца, следить за временем;В) качественно выполнять работу, соблюдать технику безопасности, экономию материала;Г) каждый из группы должен уметь защитить общее дело и своё в частности
Коммуникативные:
проявлять активность в решении познавательной задачи,
аргументировать свою позицию.
Познавательные:
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию,
обсуждать проблемные вопросы,
анализировать результаты исследований.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную цель и задачу,
дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.

IV.Введение в тему.

На дворе белым – бело,Ну и снегу намело!А мы в классе посидим,Дружно сказку сочиним.
Открывается доска: зимние пейзажи русских художников, запись: «Царство Мороза Ивановича».
Так будет называться наша сказка.
-Что дальше будет происходить в нашей сказке?
-О чём можно рассказать? Как передать красоту зимнего леса?
Каждой группе на парту кладётся герой (оленёнок, медвежонок, зайчонок, волк). Предположите, что он стал причиной переполоха. А вот с чем пожаловал герой – думайте.
Обсуждение получившихся вариантов. Выбирается самый интересный.

А) Каждая группа предлагает своё начало сказки или зачин. Выбирается лучший или оригинальный.
Б) Начало действия. Эпизод или событие.
В) Сейчас в нашей сказке что-то должно случиться. Я говорю: «Вдруг»
Г) Концовка сказки. Обсуждение. Выбор варианта.

Познавательные:
выделять существенную информацию из рассказа ребят,
классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)
Регулятивные:
уметь слушать в соответствии с целевой установкой

V. Физкультминутка

Активное выполнение
Коммуникативные:
проявлять активность в коллективной деятельности.

VI. Полный пересказ получившейся сказки.
- Ребята, ведь нашей сказке чего-то не хватает?
- Конечно, ярких красивых рисунков.
- Сейчас каждая группа нарисует свою иллюстрацию. (На фоне музыки П.И.Чайковского)
1- зачин.2- пейзаж3- происшествие4 – концовка
Показ рисунков и пересказ сочинённой сказки

Презентация групповой сказки.

Личностные:
умение выражать свои чувства, мысли,
проявлять эмоциональную реакцию на текст, адекватную тексту.
Познавательные:
анализировать содержание произведения.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную цель и задачу
устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
Коммуникативные:
проявлять внимание к суждениям товарищей.

VII.Сравнение сказок.
А сейчас поработаете в группах.
Как вы думаете, чем отличаются сказки?
Каковы особенности каждой сказки?
Дети в группах обсуждают и анализируют сказки своих товарищей.

Коммуникативные:
проявлять активность во взаимодействии,
договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.
Личностные:
применять правила делового сотрудничества.

VIII. Рефлексия урока.

Ребята, получилось ли у нас следовать правилам сотрудничества?

Подводят итог урока.

Личностные:
оценивать собственную и коллективную деятельность.
Познавательные: выделять необходимую информацию, обосновывать выбор.

IX. Домашнее задание.

Мороз Иванович прислал вам изображение своего дома.
А). Он очень просит его раскрасить, записать несколько слов на тему «Зима».Б). Записать сочинённую сказку на этот лист.В). Сочинить новую сказку, с новыми героями, другими приключениями.

Домашнее задание даётся индивидуально, но учитывается желание детей.

Личностные:
формировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

№ 1.

1. Рассыпала ЛукерьяСеребряные перья,Закрутила, замела,Стала улица бела.
2. Глаза – угольки,Руки – сучки.Холодный, большой.Кто я такой?
3. Отдыхают мужики,На них белы колпакиНе шиты, не вязаны.
4. В круглом окне днёмСтекло разбито -К вечеру вставлено.
5. Снег на полях,Лёд на реках,Вьюга гуляет –Когда это бывает?
№ 2.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
1. Запорошила дорожки,Разукрасила окошки,Радость детям подарилаИ на санках прокатила.
2. Висит за окошком кулёк ледяной.Он полон капели и пахнет весной.
3. Чернокрылый, красногрудый,И зимой найдёт приют.Не боится он простуды –С первым снегом тут как тут,
4. На овчарку он похожЧто ни зуб – то острый нож.Он бежит, оскалив пасть,На овцу готов напасть.
5. Маленький, беленькийПо лесочку прыг- прыг,По снежочку тык- тык.
Пословицы и поговорки
Мороз невелик, да стоять не велит.
Береги нос в большой мороз.
Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
Спасибо мороз, что снегу нанёс.
Зимой снег глубокий – летом хлеб высокий.
Зимой льдом не дорожат.
Зима лето пугает да всё равно тает.


Приложенные файлы