В осеева хорошее дать совет диме. Отзыв о рассказе В.Осеевой «Хорошее

Главный герой рассказа В.Осеевой «Хорошее» — мальчик Юра. В одно прекрасное утро захотелось ему сделать хорошее дело. Сначала он мечтал спасти сестренку, если та вдруг станет тонуть. Но в это время подошла сама сестренка и попросилась на прогулку с Юрой. Мальчик отмахнулся от сестренки – она мешала ему мечтать.

Потом он воображал, как спасет няню от волков, но сам при этом на просьбу няни убрать посуду ответил отказом. Затем был пес Трезорка, которого Юра мечтал вытащить из колодца, но не обратил никакого внимания, что пес очень хочет пить.

Юра так ничего и не придумал, но ему очень хотелось сделать хорошее дело. В конце концов, он пошел за советом к маме. А мама долго не думала и посоветовала Юре сходить с сестренкой на прогулку, помочь няне с уборкой посуды и напоить собаку водой.

Таково краткое содержание рассказа.

Главный смысл рассказа «Хорошее» состоит в том, что самое хорошее, доброе дело – это помощь всем окружающим. Не надо выдумывать какие-то особенные хорошие дела, надо только внимательно посмотреть вокруг и понять, кому и какая помощь нужна. Рассказ учит быть внимательным к людям и помогать тем, кто нуждается в помощи. Мечтать не вредно, но лучше почаще присматриваться к тому, что происходит в реальной жизни.

В рассказе «Хорошее» мне понравилась мама Юры, которая дала ему абсолютно правильные советы по поводу того, какие хорошие дела надо сделать мальчику.

Какие пословицы подходят к рассказу В.Осеевой «Хорошее»?

Не стоит жить в мечтах.
Доброму человеку помощь не в тягость.
Мама – лучший советчик.

Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Тыр Тырского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края

Населённый пункт: п. Тыр Хабаровский край Ульчский район

Тип учебного материала: Методическая разработка урока литературного чтения в условиях реализации ФГОС во 2 классе по теме: «В. Осеева «Хорошее»»

Предмет: Литературное чтение

УМК: « Гармония»

Тема: В. Осеева « Хорошее »

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний

Цель урока: познакомить учащихся с рассказом В. Осеевой «Хорошее»

Задачи урока:

Обучающие:

Способствовать формированию целостного представления об основной идее рассказа;

Содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать, находить в тексте ключевые слова, позволяющие характеризовать героя;

Создать условия для выразительного чтения;

Развивающие :

Формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения; развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения;

Воспитательные:

Воспитание нравственных чувств и этического сознания: способствовать сплочению детского коллектива, установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке, осознанию обучающимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки;

Воспитание трудолюбия: уважение к труду и творчеству, бережное отношение к результатам своего труда и труда других людей, осознание ценности совместной деятельности;

Планируемые результаты обучения и формирования УУД:

Предметные умения:

Составлять план текста, используя иллюстрации;

Метапредметные умения:

Регулятивные:

Выполнять учебное задание по алгоритму;

Адекватно оценивать результат выполнения учебного задания;

Познавательные:

Определять тему и основную мысль произведения и обосновывать своё мнение;

Подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор;

Коммуникативные:

Адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;

Личностные умения :

Проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения;

Оборудование:

Учебник О.В. Кубасова «Литературное чтение» 2 класс, ч.3, Смоленск «Ассоциация 21 век», 2012г

Выставка книг В. Осеевой;

Приёмы работы: технология критического мышления, обращение к личному опыту .

Ход урока:

Мотивация.

- Ребята, для того чтобы сегодня на уроке получить новые знания, нам необходимы такие же качества характера, как и у пчёлки . Назовите их ! ( трудолюбие, взаимопомощь, дружба, внимание, терпение, прилежание)

- Берём все эти качества с собой на урок, они нам очень пригодятся.

Актуализация знаний и постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением. Автор вам уже знаком по изученным произведениям. Составьте его фамилию из букв. (СЛАЙД 1)

Рассмотрите выставку книг В. Осеевой. (СЛАЙД 2) Какие книги вам знакомы? («Добрая хозяюшка», «Всё вместе», «Сторож», «Кто наказал его?», «Плохо»)

Все ли произведения мы читали на уроках литературного чтения? (Нет. Произведение В. Осеевой « Хорошее » мы ещё не читали.)

Как вы думаете, какие задачи мы поставим на сегодняшний урок? (Вспомнить, что мы знаем о В. Осеевой, научиться бегло и грамотно читать произведение, выяснить для чего мы изучаем это произведение.)

Посмотрите (СЛАЙД 3) на ленту жизни писательницы и вспомните по датам о жизни писательницы. (Валентина Александровна Осеева родилась в 1902г. на Украине. В 1923г. семья Осеевых переезжает в Москву. С 1937г. она начинает печатать свои книги. Её стихи, сказки, короткие рассказы для малышей вошли в сборник «Рыжий кот», «Волшебное слово», «Отцовская куртка», «Простое дело». Юная Осеева работала педагогом в детских колониях для беспризорников. Она проработала 16 лет педагогом, помогала вернуть детям радость и стать достойными гражданами страны. В 1951 году она получила Сталинскую премию за повесть “Васек Трубачев и его товарищи”.)

Для детей, читающих её книги, она написала вот это письмо. (СЛАЙД 4)

Чему она хотела научить детей? ( научиться читать и думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных)

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с произведениями В. Осеевой с рассказом - «Хорошее». Предположите, о чём этот рассказ? (Заполнить на доске древо предсказаний)

Осмысление: первичное восприятие и усвоение нового материала.

- Чтение учителем рассказа.

Кто правильно определил, о чём будет рассказ?

Какой это рассказ - веселый или грустный? Почему?

Как зовут главного героя?

Какое желание однажды появилось у Юрика?(Сделать самому что-то хорошее)

О чем мечтал мальчик?

Как он отвечал сестре, няне, Трезорке?

Как вы думаете, мог ли мальчик сделать что-нибудь хорошее людям, которые его окружали? Почему?

Почему рассказ назвали «Хорошее»? (Хорошее нужно совершать на деле, а не в мыслях»)

Физминутка.

Мы немножечко устали,

А теперь все дружно встали.

Раз - поднялись, потянулись,

Два - согнулись, разогнулись,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - ровно стать.

Вторичное закрепление учебного материала

Прочитайте рассказ в парах по «цепочке» и отметьте то, что было хорошим в нём.

Что хорошего в произведении? (Мысли, желания Юры.)

Что вам не понравилось? (Поступки мальчика. Он мечтал кому-то помочь, но обязательно так, чтобы стать героем.)

Можно ли назвать его воображаемые поступки героическими? Почему?

Героическим поступком можно назвать поступок, который совершается в трудных условиях, это добрый и благородный поступок для других людей. Предположить, что сейчас я выполню героический поступок, невозможно, это незапланированный поступок.

Представьте себе на секундочку, что все Юрины мечты сбываются: сестрёнка тонет, а он ее спасает.

Что сестрёнка испытывает в этот момент? (ужас, страх)

А что испытывает няня, Трезорка?

О ком думает Юра на самом деле? Почему?

Каким вы себе представляете мальчика? Из словаря (СЛАЙД 5) подберите нужные слова. (Грубый, резкий, невежливый, мечтатель)

Сколько действующих лиц в рассказе?

Ребята, обратимся к тексту учебника: кто должен читать слова, после авторских слов: «Юра думает…»?

Есть ли слова у Трезорки? Прочитайте. (То, что думает собака, как будто хочет сказать)

Задание по группам: распределить роли и подготовить выразительное чтение по ролям.

Проверка выполнения задания учащимися и оценивание.

На странице 35 учебника изображены иллюстрации к рассказу. Пронумеруйте картинки по порядку и подберите к каждой картинке заголовок.

Коллективная проверка выполнения учащимися работы.

Юрик проснулся.

Просьба сестрёнки.

Нянина просьба.

Трезорка хочет воды.

Совет мамы.

Что получилось, когда вы расположили картинки по порядку? (картинный план)

Что получилось, когда вы дали название каждой картинке? (составили словесный план)

В. Осеева написала этот рассказ очень давно. Когда рассказ был напечатан первый раз, то он заканчивался так: «Что бы мне такое хорошее сделать?» — спрашивает Юра. А мама и отвечает: «Погуляй с сестренкой, помоги няне, напои собаку». В следующем издании В. Осеева изменила конец этого рассказа. Как вы думаете, почему?

Какое отношение к Юре у вас появилось?

Какой совет вы можете дать Юре?

Какая пословица подходит к нашему рассказу? Почему? (СЛАЙД 6)

Рефлексия

Какую учебную задачу мы ставили на урок?

Удалось ли нам решить поставленную задачу?

Чему учит рассказ В. Осеевой «Хорошее»? (СЛАЙД 7)

Какие хорошие поступки вы можете совершать каждый день?

Будете ли вы ждать за это награды?

Домашнее задание: Пересказать рассказ В. А. Осеевой. Приготовить рассказ о каком-нибудь вашем хорошем поступке.

- Ребята, наш урок я хотела бы закончить словами (СЛАЙД 8)

Я хочу, ч тоб добрыми вы были!

Слов волшебных не забыли!

Чтобы добрыми словами

Говорили вы с друзьями!

Урок литературного чтения

во 2 классе

Учитель начальных классов Загвозкина Валентина Викторовна

Тема: В.А. Осеева. «Хорошее»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цели деятельности учителя. Создать условия для ознакомления с рассказом В.Осеевой «Хорошее» ,способствовать развитию умений прогнозировать

Планируемые образовательные результаты.

Предметные: научатся воспринимать на слух произведение, составлять план рассказа, пересказывать по плану; объяснять нравственный смысл рассказа, соотносить пословицы с главной мыслью.

Метапредметные: познавательные: пользуются дополнительной и справочной литературой для нахождения необходимой информации; регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности коммуникативные: активно используют речевые средства для решения познавательных задач.

Личностные: развивают посредством литературных произведений целостный взгляд на мир в его единстве и разнообразии.

Воспитательные:

Воспитывать честность и чувство ответственности за свои поступки, доброе отношение к людям, стремление помогать людям.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер.

Учебник “ Литературное чтение»2 класс 2 часть Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова, с.93-94; Презентация.

Ход урока

I . Мотивация к учебной деятельности.

Учитель:

Возьмите своего соседа по парте за руку, улыбнитесь друг другу.

Что вы почувствовали?

Какое у вас настроение?

II . Актуализация знаний.

1.Проверка домашнего задания. -Над каким рассказом вы работали дома? -Кто автор этого рассказа? -Составьте план этого рассказа.

1.«Лена, дай мне одну краску, пожалуйста.»

2. «Скамейка была пуста…»

3. « Скоро совсем убегу…»

4. «Дай мне зеленый карандаш.»

5. «Возьми меня, пожалуйста,…»

6. « Есть такое волшебное слово…»

7. «Дай мне кусочек пирожка, пожалуйста.»

8. «Я никогда больше не буду трогать твои краски…никогда…никогда…не буду!»

2. Ученики работают самостоятельно.

Проверка. (№2,№6,№1,№7,№5,№2).

О ком этот рассказ?

Что случилось с Павликом?

Как об этом узнал старик?

3. Задание. Выберите эпизод, который относится к рассказу «Волшебное слово».

C лайд№3

Слайд №4. Проверка и выполнение следующего задания.

Проверка. Ответ №3.

Как вы догадались?

Кто на самом деле в рассказе творил «чудеса»?

Знаешь, почему волшебное слово имеет такую силу?

Слайд №5.

4. Чтение пословиц.

Определи общую тему пословиц. (О доброте).

Подбери к слову доброта однокоренные слова. (Добро, добрый, …).

Подбери к слову доброе синоним. (Хорошее, полезное, положительное,…).

Слайд №6

Вывод. Главная мысль в том, что если ты будешь добрым с людьми, то и они с тобой тоже будут добрыми – «За добро добром и платят», волшебные слова действительно существуют.

Постановка проблемного вопроса.

Что такое доброта?

Ответы учеников. Обратимся к толковому словарю Ожегова.

Слайд №7

В каждом из вас есть маленькая частичка доброты, как маленькое солнышко. Добрый человек – тот, кто любит людей, помогает им, с таким человеком комфортно везде. Любовь доброго человека, доброе слово, его помощь согревает, как нежное весеннее солнышко.

III Изучение нового материала.

Слайд №8

Сегодня мы прочитаем рассказ В.А.Осеевой «Хорошее»

1. Прогнозирование текста по названию.

Как вы думаете, о чём этот рассказ? Подумайте, о чём мечтает мальчик?

Читая, подмечайте всё хорошее.

Поставьте задачи к нашему уроку

Ученики: Познакомиться с рассказом, учиться выразительно читать.

И анализировать содержание рассказа.

2. Первичное чтение рассказа.

Проверка понимания.

Что же хорошего в рассказе? (Хорошие мысли, хорошие желания.)

А что было не очень хорошим в рассказе? (Поступки мальчика.)

О каких делах мечтал Юра?

А как он поступил на самом деле?

Как это характеризует мальчика?

Надо ли дожидаться беды, или можно найти хорошие дела в обычной жизни?

Мог бы Юрик стать вашим другом? Почему?

Что посоветовали бы вы Юре?

Какие ещё пословицы, кроме той, что напечатана в учебнике, подходит к этому рассказу?

3. Чтение по ролям с предварительной подготовкой.

Сколько действующих лиц в рассказе?

Есть ли слова у Трезорки? (Да, то что он думает, как будто хочет сказать.)

А слова, обращённые к сестре, няне и собаке? (Грубо, резко.)

IV .Физкультминутка.

V . Продолжение изучения нового материала

1.Выборочное чтение.

Какая погода была в тот день?

Что захотелось сделать мальчику?

Что посоветовала мама мальчику?

2.Деление рассказа на части.

1-я часть. Юрик проснулся.

2-я часть. Просьба сестрёнки.

3-я часть. Нянина просьба.

4-я часть. Трезорка хочет воды.

5-я часть. Совет мамы.

VI . Итоги урока. Рефлексия.

Назовите хорошие качества человека.

Каким должен быть человек?

Какой совет вы бы дали Юре

Какие хорошие поступки вы можете делать каждый день? Будете ли вы ждать награды за эти поступки?

Какие задачи мы ставили к нашему уроку?

Стихотворение И.Н.Гавриловой « Просто делать добро».

(читает заранее подготовленный ученик)

А рядом ходит Доброта.

Её шагов едва услышим.

Но оставляет след она,

В делах благих её мы видим.

И нам её не надо звать,

Она всегда всё примечает.

Не думает, чем время ей занять,

Ведь меру для добра она не выбирает.

Не ждёт в ответ она награды.

Отрада ей, что счастлив ты.

И соберёт в букет улыбки, ваши взгляды…

Плоды её, как свежие цветы.

Она спешит дарить тепло,

Чтоб в мире было всем светло.

И крутится в делах своих быстрей,

Чтоб были с вами мы добрей

VII . Домашнее задание. Стр. 93-95 выразительное чтение по ролям.

Нарисовать иллюстрацию к рассказу «Хорошее».


Методическая разработка урока литературного чтения по теме "В.Осеева "Хорошее", проведённого учителем начальных классов МБОУ КСОШ Топоровой А.В. во 2ᴮ классе по программе "Гармония"
Тема урока: В. Осеева «Хорошее»
Цель: создание условий для восприятия рассказа В. Осеевой «Хорошее».
Задачи:

1.Образовательные: познакомить с произведением, выявить главную мысль рассказа , дать характеристику главного героя произведения, совершенствовать навык правильного, осознанного чтения.

2. Развивающие: развивать воссоздающее и творческое воображение, развивать читательский и познавательный интерес, развивать стремление расширить свой кругозор, развивать умение оценивать свою работу.

3. Воспитательные: воспитывать нравственные качества личности ребёнка: честность, чувство ответственности за свои поступки, чувство доброго отношения к людям , воспитывать наблюдательность, воспитывать интерес к рассказу, как к жанру.

Оборудование:

учебник по литературному чтению 2 класс; книги В.Осеевой; дидактические карточки для определения характеристики Юры.
Материально – техническое обеспечение: компьютер с мультимедиапроектором.
Ход урока:

I. Орг. момент

Все мы знаем, был звонок, начинаем наш урок!
II. Настройка на урок

Урок литературного чтения. -Для того чтобы получить знания на уроке и уметь ими пользоваться, нам необходимы определённые личностные качества. Какие?
- Наша с вами задача «открыть» новое в литературной области. Чтобы «открыть» новое, вам, ребята, необходимо «подключить» внимание, старание, желание работать дружно, активно, уважая мнение говорящего, не стесняясь высказывать своё мнение по возникшим вопросам.
III. Подготовка к работе
1) Разминка речевого аппарата

Про перья пышные, про пух.
- Для чего нужны скороговорки? (Чтобы правильно произносить все звуки языка. Улучшается речь, дикция. Это упражнение для дикторов радио и телевидения, ораторов.)

Какие правила чтения скороговорок мы знаем? (Сначала надо читать медленно , затем в обычном темпе, а потом быстро.)

Проговорите шёпотом медленно, проговаривая каждый звук. Теперь прочитайте в обычном темпе. А сейчас постарайтесь прочитать быстро.
2) Подготовка к изучению нового материала

Я не зря подготовила для вас именно эту скороговорку.

О ком говорится в скороговорке? (О петухе)

Недавно мы с вами читали одно произведение, где одним из героев тоже был петушок, который так любил свою хозяйку, но хозяйка эта не очень хорошо поступила с ним и другими своими друзьями.

Догадайтесь, о коком рассказе идёт речь? А кто его автор? СЛАЙД 3
"Жила-была девочка. И был у неё петушок. Встанет утром петушок, запоёт:

Ку-ка-ре-ку! Доброе утро, хозяюшка!" (В.Осеева "Добрая хозяюшка")

Итак, о ком будем говорить на уроке? (О В.Осеевой)

Попробуйте поставить перед собой цели на сегодняшний урок. Что нам надо выполнить, как думаете? (Наверно, прочитать и проанализировать новый для нас рассказ.)
IV. Изучение нового материала
1. Знакомство с творчеством В. А. Осеевой

Ребята подготовили сообщение о творчестве этой писательницы, а вы послушайте и подумайте, хватит ли нам информации, чтобы предположить, о чём она писала рассказы. СЛАЙД 4
1 ученик :

Валентина Александровна Осеева родилась в 1902г. на Украине. Она училась на драматическом факультете Киевского института искусств.

В 1923г. семья Осеевых переезжает в Москву. В 35 лет она начинает печатать свои книги. Её стихи, сказки, короткие рассказы для малышей вошли в сборники “Рыжий кот”, “Волшебное слово”, “Отцовская куртка”, “Простое дело".
2 ученик :

Юная Осеева работала педагогом в детских колониях для беспризорников. Она проработала 16 лет педагогом, помогала вернуть детям радость и стать достойными гражданами страны.
- Ребята, кто такие беспризорники? (Человек, оставшийся без присмотра, живущий на улице, бездомный.)
3 ученик

Заслуги Валентины Александровной Осеевой в деле воспитания подрастающего поколения не остались незамеченными. В 1951 году она получила Сталинскую премию за повесть “Васёк Трубачёв и его товарищи”. Это трилогия. По II части создан кинофильм “Отряд Трубачёва сражается”.

Осеева прожила 67 лет. СЛАЙД 5
- Для детей, читающих её книги, она написала вот это письмо.

Дорогие ребята!

- Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

- Не знаю. Я о нем не думала.

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

(Подражательные движения по тексту.)
6) Работа в парах по характеристике Юры

Продолжим разговор о главном герое рассказа - Юре.

Хотел ли Юра что-то сделать для себя?

Можно ли назвать его воображаемые поступки героическими?

Кто такой герой?

А если вы не знаете значение слова, но хотите узнать, как это можно сделать? (Герой - это тот, кто совершил подвиг.)

Представьте себе на секундочку, что все Юрины мечты сбываются: сестрёнка тонет, а он ее спасает.

Что сестрёнка испытывает в этот момент?

А что испытали бы няня, Трезорка, если бы Юра им помог?

О ком думает Юра на самом деле? Думает ли он на самом деле о своих близких - сестрёнке, няне, Трезорке?

(Он думает о себе. Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.)

Как считаете, можно ли сделать что-то хорошее, когда думаешь только о себе, а не о других людях?
-Почему Юра не заметил простых дел: погулять с сестрёнкой, убрать посуду, дать попить собаке?

Какой же был Юра?
- На партах у вас лежат листочки с разными личностными качествами человека. Переверните и положите поближе к себе. Работать будете в парах. Вам необходимо выбрать и отметить те качества , которые соответствуют характеру Юры. Чья пара будет готова, поставьте руки домиком.

Проверим, что вы выбрали и почему именно это качество.
7) Составление плана рассказа

Посмотрите, ребята, на экран. Что вы видите? (Картинный план) СЛАЙД 7

Придумайте название для каждой картинки.
- Составим план к этому рассказу.

1ч. Юрик проснулся. (Захотелось Юрику сделать что-то хорошее.)

2ч. Просьба сестрёнки.

3ч. Нянина просьба.

4ч. Трезорка хочет воды.

5ч. Совет мамы.

8) Работа с пословицами (в парах)

На уроках чтения мы с вами часто вспоминаем один из жанров устного народного творчества - пословицы. СЛАЙД 8

Какие пословицы подходят к этому рассказу? Объясните.

Жизнь дана на добрые дела.

Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

Не мил свет, когда друга нет.

Вежливости открываются все двери.
V. Итог урока. Рефлексия.
- Итак, мы прочитали и разобрали рассказ.

Как вы думаете, зачем В. Осеева написала рассказ « Хорошее»? (Чтобы дети совершали хорошие дела.)

Вспомните, какие добрые дела недавно вы совершили?

А какие хотели бы совершить?

Будете ли вы ждать награды за свои поступки?
- Теперь потренируемся: я буду читать стихотворение, а вы должны ответить на вопросы в стихотворении словом "да", если, конечно, вы бы ответили так.


Я готов для всех всегда
Делать добрые дела.
Совершив такой поступок,
Говорю я - да, да, да!

Будем старших уважать?

Да!
Будем дерево сажать? ---Да!
Будем маме помогать? --Да!
А братишку одевать?

Да!
Позаботимся о кошке? --Да!
Птицам мы насыплем крошки?

Да!
Позаботимся о друге? ---Да!
И цветы польем на клумбе?

Да!
Будем добрыми всегда?
Кто мне скажет»

Да! Да! Да!

Я желаю, чтобы вы совершали только добрые дела и поступки. - Помните, что "Жизнь дана на добрые дела".

Все рассказы В.А. Осеевой интересны и поучительны. Я рекомендую прочитать их. СЛАЙД 9
VI. Домашнее задание

Пересказ от имени Юры. Если надо измените концовку текста.
VII. Самооценка

Интересно - не интересно

Не устал - устал

Доволен собой - не доволен собой

Старался - не старался

Волновался на уроке - не волновался
VII. Выставление оценок