Лепка в старшей группе осенний натюрморт овощи. Сценарий педагогического мероприятия по лепке «Осенний натюрморт» (старший дошкольный возраст)

Ольга Выборнова
Сценарий педагогического мероприятия по лепке «Осенний натюрморт» (старший дошкольный возраст)

Задачи:

«Художественное творчество»

Учить детей создавать объёмную композицию (натюрморты) из пластилина;

Совершенствовать изобразительную технику (самостоятельно выбирать способ и приёмы лепки);

Развивать композиционные умения – размещать несколько объектов, создав гармоничную композицию (крупные в центре или на переднем плане, мелкие сверху или сбоку).

Формировать эстетическое отношение к произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности.

«Коммуникация»

Способствовать развитию связной речи и коммуникативных умений детей;

Совершенствовать речь как средство общения;

Развивать умение высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих, формировать умение отстаивать свою точку зрения.

«Социализация»

Способствовать развитию способности договариваться, работать в парах, малых группах;

Воспитывать умение действовать в команде;

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослым. Формировать умение договариваться и помогать друг другу;

Формировать умение спокойно отстаивать своё мнение.

«Художественная литература»

Пополнять литературный багаж стихотворениями и загадками;

Предварительная работа:

с детьми:

Загадывание и отгадывание загадок;

Рассматривание овощей, беседа об овощах и фруктах;

Рассматривание репродукций картин известных художников с изображением натюрмортов;

Дидактическая игра «Волшебны мешочек» ; лото, домино, дидактическая игра «Разрезные картинки» ;

Сюжетно-ролевая игра «Магазин» ;

Чтение стихотворения Трутнева E. «Урожай, урожай! »;

Подготовка основ для творческих работ.

С родителями:

Рассказ родителей о сборе урожая на даче;

Выпуск семейной газеты «Собираем урожай» ;

Проведение конкурса «Осенняя фантазия».

Используемое оборудование:

Репродукции картин известных художников; муляжи овощей и фруктов; фишки для игры; «волшебная» палочка; пластилин; основа под работ; дощечки; стеки; салфетки.

Упражнение на создание эмоционального настроя, включение участников в общий процесс.

Ребята, у меня сегодня хорошее настроение и я хотела бы его передать вам. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и подарим всем свою улыбку, чтобы весь мир вокруг нас стал светлее и прекраснее!

Воспитатель читает стихотворение У. Рашид:

Прекрасен наш осенний сад

В нём слива есть и виноград,

На ветках как игрушки,

И яблоки, и груши…

Мы утром рано в сад пойдём

И всех соседей позовём.

И солнышку помашем,

«Спасибо, Осень!» - скажем.

Педагог приглашает детей в круг и предлагает игру «Волшебная палочка» (передавая палочку по кругу дети произносит название овощей и фруктов, глядя в глаза друг другу).

Предлагает детям игру «Найди дружочка» (детям раздаются фишки с изображением фруктов и овощей, ребёнок должен найти себе пару (например: яблоко – яблоко, груша – груша, виноград – виноград и т. п.)

Каждая пара, которая у нас получилась должна найти в группе муляжи этих фруктов и принести в вазу составить натюрморт.

Дети вместе с воспитателем рассматривают натюрморт со всех сторон, обозначая местоположение каждого фрукта и овоща (н-р: яблоко лежит снизу, а сверху виноград)

Педагог создаёт творческую проблемную ситуацию: показывает яблоко с румяным бочком и спрашивает:

Как можно слепить такое яблочко? (варианты ответов обсуждаются)

Воспитатель показывает 2 способа создания 2-х цветного изображения.

Просит пары сесть с разных сторон от натюрморта и слепить его, как картину, прикрепляя вылепленные фрукты на картон.

Перед лепкой проводится пальчиковая игра «Компот» .

Для этого нужно обязательно договориться, кто что будет лепить, чтобы натюрморт был как настоящий.

А теперь подумайте и решите, какие материалы для работы вам необходимы и пусть кто-нибудь из пары подойдёт и возьмёт всё необходимое.

Разделившись на группы, дети самостоятельно выбирают основу (фон) и обсуждают коллективный замысел.

В конце занятия воспитатель предлагает поставить натюрморты на одном столе и рассмотреть их. Отмечает удачные композиции.

Понравилось ли вам лепить в парах?

Получились ли у вас, что вы задумали? Почему?

Понравилось ли тебе сотрудничать со своим партнером? Какие трудности ты испытывал?

Не мешали ли вы друг другу?

(делается вывод: потому, что пары смогли договориться между собой)

Молодцы, вы сегодня замечательно поработали и мне хотелось бы, чтобы вы сейчас выбрали ту картинку с эмоцией, которая соответствует вашему настроению.

(дети выбирают карточки с эмоциями)

Я очень рада, что у вас у всех хорошее настроение.

Игра «Аплодисменты по кругу»

Цель: Развитие сплоченности детского коллектива.

Инструкция: У нас очень хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Игра проходит следующим образом. Вы становитесь в общий круг. Один из вас начинает: он подходит к кому-нибудь из ребят, смотрит ему в глаза и дарит ему свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего ребенка, который также получает свою порцию аплодисментов - они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют ему. Затем уже вся тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.

Спасибо всем за участие.

Публикации по теме:

Программное содержание: Речевое развитие: стимулировать детей давать содержательные ответы-размышления на открытые вопросы воспитателя;.

.

План мероприятия ко Дню театра (старший дошкольный возраст) Вечер развлечений: «Путешествие в Театрленд. Спасение кукол театра «Золотой ключик» Цель: развивать представления детей о видах театра,.

Сценарий праздника «Лето красное» (старший дошкольный возраст) Цель: создать положительный эмоциональный настрой у детей; устойчивый интерес к занятиям спортом. ЗАДАЧИ: 1. Закрепить у детей умение двигаться.

МБДОУ ДС КВ № 7 «Незабудка» г. Мегион Ханты – Мансийский Автономный Округ Югра музыкальный руководитель Янковская Л. В. Интеграция образовательных.

2 класс. Урок № 6 Дата_______

Школа: Гимназия «Самопознание» Кол-во уч-ся: 16

Педагог : Мельник Г.М.

Тема: «ЛЕПИМ НАТЮРМОРТ».

Цель: Знакомство с жанром «натюрморт», выполнение рельефной композиции.

Задачи:

Обучающие:

- научить выполнять рельефную композицию;

-научить работать с различными формами;

- давать определение: натюрморт, рельеф.

Развивающие:

- развивать у учащихся чувство размеренности и умиротворения через, индивидуальную творческую деятельность.

Воспитывать:

- спокойствие, умиротворение, внимание через ОЧЦ внутренний покой

Творческая задача для учащихся: создать рельефную композицию с использованием имеющихся знаний.

Ценность: Внутренний покой

Качества: Спокойствие, умиротворение.

Материалы: Листы картона, пластилин, стеки, клеенка – подложка или специальная дощечка для работы с пластилином.

Материалы для проведения урока: наглядный материал – репродукции с изображением натюрмортов, образец рельефного натюрморта, постановка несложного натюрморта из двух предметов.

Форма работы: Индивидуальная.

Метод: Словесный, наглядный, проблемно-поисковый, практический.

ПЛАН УРОКА:

1. Организационный момент.

2. Мотивация учебной деятельности

3. Изучение нового материала.

4. Полиязычие.

5. Порядок выполнения работы.

6. Самостоятельная работа.

7. Подведение итогов и оценка работ.

ХОД УРОКА:

    Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Сегодня на уроке, мы познакомимся с одним из жанров изобразительного искусства – натюрмортом, также познакомимся с «рельефом» - в скульптуре, и выполним рельефную композицию.

    Мотивация учебной деятельности

Перед вами висит несколько работ казахских народных художников, давайте вместе рассмотрим картины в жанре натюрморт.

Учитель: Что изображено на картине?

Дети: цветы в вазе и фрукты.

Учитель: Где были взяты предметы, изображенные на картинах?

Дети: Цветы росли во дворе или в поле, ваза стояла в кафу, фрукты лежали в холодильнике.

Учитель: Натюрморт можно составить из любых бытовых предметов, а не только из цветов и фруктов. Натюрморт – это словно кусочек из жизни. Если мы посмотрим на свои парты, то мы тоже увидим маленький натюрморт.

    Изучение нового материала.

Дети, давайте разберём с вами что такое натюрморт.

Учитель: Как вы думаете, что такое натюрморт в изобразительном искусстве?

Ответы детей: Натюрморт - это предметы которые создают единую композицию.

Учитель: Слово натюрморт переводится как застывшая, замершая природа.

Какие предметы можно изобразить в натюрморте?

Ответы детей: Чайник, кружку, огурец, цветок и т. д.

Учитель: Правильно, овощи, фрукты, цветы, предметы быта- все это изображают в натюрморте. Но не только художники могут выполнять натюрморты, но и скульпторы. Скажите ребята кто такой скульптор?

Дети: Скульптор - это художник, занимающийся скульптурой.

Учитель: Что по-вашему мы называем скульптурой?

Дети: Скульптура - искусство создания объёмных художественных произведений путём резьбы, лепки или отливки. Рельефный натюрморт - это полуобьемное изображение.

Учитель: Какими качествами должен обладать скульптор, что бы у него получилось произведение искусства?

Дети: терпение, настойчивость, трудолюбие.

Учитель: Произведения художников и скульпторов выполняются в течении долгого времени, для того что бы у скульптора получилось скульптура, он должны быть сдержанным, умиротворенными, терпеливым. Если у художника на холсте не получился какой-то элемент натюрморта, то он может, легко нарисовать новый предмет и даже изменить его, а вот если у скульптора не будет терпения и спокойствия, то ему придётся начинать за нового создавать скульптуру.

    Полиязычие.

Учитель: давайте прочитаем как будет на трех языках слово натюрморт.

Натюрморт –- still life - әлі күнге дейін өмір

    Порядок выполнения работы.

Подготовим фон нашего рельефа.

Разметим брусок пластилина и раскатаем его на поверхности листа картона.

Разминаем и раскатываем в пласты (толщина 3-5мм) бруски пластилина на подложке или дощечке для предметов натюрморта.

Острым концом стеки на пластилинах намечаем рисунок предметов и вырезаем их по намеченному рисунку.

Переносим и прикрепим, плотно прижимая на предметы натюрморта, на фон- основание и украсим их орнаментами.

6.Этапы практической деятельности.

    Правильно работать с пластилином.

    Экономно использовать материал.

    Правильно разместить предметы натюрморта на основании.

7.Самостоятельная работа

Во время практической работы делать целевые обходы.

1. Контроль правильности выполнения рельефной композиции.

2. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.

3. Контроль объема и качества выполнения работы.

8.Подведение итогов и оценка работ

Провести выставку работ.

Критерии оценивания работ.

1. Соразмерная компоновка в листе.

2. Правильные формы (пропорции, строение)

3. Аккуратность исполнения.

4. Завершенность.

Экспресс – выставка. Задать вопросы детям.

Какие работы вам больше всего понравились и почему?

Дети называют понравившиеся работы и оценивают по критериям вместе с учителем.

УБОРКА РАБОЧИХ МЕСТ.

Целями данной методической разработки являются исследование межпредметных связей между скульптурой, рисунком и композицией. Объемное изображение предметов в рельефе, развитие наблюдательности, зрительной памяти и умение использовать композицию, в том числе и декоративную композицию. Также целью этой методической разработки является подведение анализа над работой по предмету "Скульптура" за последние четыре года художественного класса Думиничской детской школы искусств. А также передача наработанного опыта коллегам преподавателям художественных классов школ искусств.

Задачами данной методической разработки является обучение учащихся художественного класса школы искусств лепке рельефа. Необходимо учитывать ограничение часовой нагрузки на предмет "Скульптура". Кроме классического натюрморта ставится задача декоративной композиции. В данном случае выполняется задание по лепке декоративной рамки. Как следствие изучаются связи между скульптурой, рисунком, композицией, в том числе декоративной. Очень важным является сочетание работы, как с натуры, так и выполнение композиционных заданий.

Лепка натюрморта

Лепка натюрморта невозможна без базовых знаний рисунка и линейной перспективы.

Занятие по скульптурному рельефу стоит проводить в старших классах школы искусств. К этому возрасту происходит окончательная постановка руки и развивается мелкая моторика пальцев. Ученики осваивают скульптурный пластилин и обладают достаточными навыками работы стеками.

Вначале процесса выполнения натюрморта проводится установочная беседа. Даётся понятие рельефа. Изучаются примеры рельефа, барельефа и горельефа. Кроме доски и мела используется классный компьютер, на нём рассматриваются как учебные фото, так и шедевры мировой скульптуры разных времён.

После этого проводится разбор натюрмортного фонда. Выбираются предметы, из которых составляется натюрморт. Постановки подбираются дифференцированно. Нужно учитывать возраст и уровень подготовки учеников. Очень интересно проводить это упражнение в комплексе. Рисунок, "гризайль", лепка.

Размеры будущего плинта и рисунка одинаковы. Формат А3 или, грубо говоря, 30х40 сантиметров. Сама постановка ставится ниже уровня глаз, "горизонта", самого невысокого ученика. Как правило, это табурет или стул. Используется простая драпировка с минимумом складок.

Вначале выполняется карандашный рисунок. Внимание уделяется конструкции натюрморта. Тщательно выстраивается плоскость стола, и соблюдаются все правила перспективы. Потом, делается перевод рисунка через стекло. Всё это делается исключительно из-за того что лимит часов на скульптуру очень мал. Поэтому рисунок и гризайль можно сделать на уроках рисунка и живописи. Гризайль делается в технике многослойной акварельной живописи. Главное на том этапе разобрать объём и глубину постановки. Конечно это не традиционная техника "гризайль" а нечто более условное приспособленное к школьным условиям и требованиям. Скорее это архитектурная отмывка с использованием черной акварели.

После подготовительного этапа переходим к подготовке плинта. На кусок оргалита, фанеры или линолеума наносим слой скульптурного пластилина толщиной от двух до трёх миллиметров. Размер плинта, как упоминалось выше, равен рисунку. Мы имеем конструкционный рисунок, "гризайль", на котором мы отработали будущий объём, переходим к созданию так называемого "картона".

Само понятие картона его происхождение и применение даётся на установочном занятии. Калька, сделанная через стекло в масштабе плинта 1:1 прикладывается на поверхность, где ровным слоем нанесён скульптурный пластилин. Потом стилусом, им является старая шариковая ручка. На кальке, делаются сквозные отверстия. Техника ещё известная со средневековой фрески. Примерно так же наносился рисунок под рельефы. Только вместо продавливания использовалось припорашивание углем. Шаг наносится каждые 3-4 миллиметра. Снимаем "картон". Соединяем точки линиями. На плинте получаем схему будущего натюрморта.

Теперь необходимо доработать конструкционный рисунок, либо "гризайль" на выбор. Но рисунок предпочтительней. Лучше работать, используя обе подготовительные работы. На рисунке начинаем прорабатывать планы будущего рельефа. Для этих целей лучше подойдёт тонкий маркер. Линии переднего плана делаем жирными, среднего и заднего планов соответственно тоньше. Для большей внимательности ставим галочки "больше" "меньше", как в математике.

Приступаем к лепке. Для этих целей лучше подойдёт скульптурный пластилин телесного цвета. Он более мягок для детских рук. Конечно, лучше бы использовать глину. Но по особым требованиям школы пластилин предпочтительней. Он может легко вынести перерыв между занятиями. Наносим пластилин на более массивный передний план. Для большей передачи глубины и перспективы лепим с угла стола или табурета. Главным орудием скульптора являются руки. Но в работе широко используются и металлические стеки. Главное условие чтобы они были достаточно тупые, чтобы избежать травматизма. Пластилин наносим размятыми комками, придавая необходимый объём переднего плана. Выравниваем стальными стеками в виде резчицкого или сапожного ножа. Переходим к среднему плану. Лепку начинаем с наиболее крупного предмета, кувшина, бутыли, геометрической формы. Лепя фигуры вращения необходимо уделить внимание четкости дуг по осям. Для этого можно вырезать небольшие шаблоны. Тщательно выполняем переход между предметами и линии плоскости стола. Главное выдержать правила перспективы и избежать "зависания" предметов над плоскостью.

Здесь мы как раз сталкиваемся с особенностями лепки рельефа. Полезно сделать "почеркушку" видов рельефа снизу, сверху, сбоку. То есть изучить, ещё раз, как ведут себя предметы вращения на плоскости. Очень полезно провести показательный опыт с погруженными в воду предметами. Для этого подойдёт обычный тазик. Очень ценно, периодически проводить фото хрономентаж работы. Тем более это сейчас вполне доступно. Практически у всех есть фотокамера в телефоне. Вернемся к лепке. Планы в рельефе передают глубину работы и линейную перспективу. Поэтому драпировка не может быть выпуклей, к примеру, кувшина или табурета на котором он стоит. Поэтому переходя к заключительной стадии лепки необходимо не только объединить планы натюрморта, убрать лишнее и прибавить необходимое. Произвести окончательную отделку. Навести лоск. Для этого ученики используют воду и свои пальцы. В завершении работы проводится анализ выполненного натюрморта. Рельефы выносятся в класс рисунка, где они сравниваются с начальной постановкой. Происходит обсуждение работ. Разбор ошибок и удач. Так как чужую ошибку найти легче и приятней.

Лепка декоративной рамки

Декоративная скульптура в художественных классах Детских школ искусств, как правило, идёт по пути создания круглой скульптуры с использованием сказочных или жанровых сценок. С точки зрения новых требований к дополнительной предпрофессиональной программе в области декоративно-прикладного искусства этого недостаточно. Лепка декоративных орнаментов нужна и будущим резчикам по дереву и керамистам.

Подготовительная работа по лепке декоративной рамки начинается с изучения исторического наследия. В начальных классах школы искусств на уроках декоративной композиции изучался орнамент. Давалось понятие раппопорта статичной и динамичной композиции в орнаменте. В старших классах отводится время на изучения лепного узора. Исторический экскурс начинается с изучения орнамента сквозь века. От Древнего Египта, Греции, Рима до Европы эпохи Ренессанса, Барроко, Модерна. Отдельно изучается отечественная резьба по дереву и камню. Корабельная, домовая, храмовая. Для ознакомительной беседы используется как литература преподавателя, так и распечатки из интернета. На примере натюрмортного фонда делаются зарисовки аканта и пр.

Следующий этап это этап компиляции. Учащиеся получают задание, опираясь на изученный материал сделать несколько набросков в свободной манере. Перед ними не ставится конкретная имитация одного из виденных стилей. Скорее наоборот всячески поощряется свобода творчества. Как правило, работы выполняются в двухсторонней симметрии, но могут быть и ассиметричные варианты.
После того как этап эскиза пройден выполняется "картон". В том случае если работа симметрична, может делаться одна сторона, которая потом копируется через стекло.

Работы выполняются скульптурным пластилином на плинте из оргалита, фанеры или линолеума. На плинт наносится слой пластилина от двух до трёх миллиметров. На него с "картона" накалывается рисунок.

Технология лепки не представляет больших затруднений, так как пластилин подобран по мягкости, а в помещении тепло. Может происходить обратное, пластическая масса слишком мягка и липка. Но тут надо учитывать силу детских рук. В крайнем случае, пластилин нагревается в горячей воде, а потом заворачивается в холстину. Таким образом, можно улучшить его пластические свойства.
В процессе самой лепки важно чтобы ученик уловил алгоритм работы. Существуют два варианта лепки. Первый состоит из изготовления деталей "полуфабрикатов", которые потом собираются по принципу конструктора. Недостатком этого способа является то, что в спешке детали плохо крепятся к плинту. После некоторых попыток ученик понимает, что их нужно крепить надёжней, "примазывать". Второй вариант более трудоёмок. Он подразумевает широкое использование всевозможных стек. На готовый рисунок, на плинт наносится, слой пластилина около трёх сантиметров. А потом подрезается стеками и петлями.

Сложность этого способа является то, что пластилиновая "подошва" закрывает перенесённый с картона рисунок. И ученик может растеряться, запаниковать. Поэтому важно чтобы подготовительный рисунок всегда был под рукой. А сама работа выполнялась частями. Не стоит сразу делать толстый плинт под подрезку. Не более четверти рисунка.

Так как общее количество часов на предмет "Скульптура" мало, то эти упражнения целесообразно проводить в третьей, самой большой четверти. Оценка может учитываться при подведении годовых итогов.

Применение этих упражнений значительно разнообразит учебный процесс и вызывает неподдельный интерес учащихся….

МКОУ ДОД "Думиничская Детская Школа искусств"

Методическая разработка по предмету ДПОП "Скульптура"

На тему: "Лепка рельефа в старших классах художественного отделения школы искусств"

Выполнил преподаватель МКОУ ДОД Сергей Карпиков

Думиничи 2012

Список использованной литературы:

П.П. Гнедич "История искусств". М. Эксмо 2007

Э.Лантери "Лепка" М. 1963 "Издательство Академии Художеств СССР"

Б.Р Виппер "Введение в историческое развитие искусства. Раздел скульптура". М. 2004 Аст-Пресс

А.А. Мельник "Основные закономерности построения скульптурного рельефа" М. 1985. "Высшая школа"

Рецензия

Фарниева С.И.

Просмотрев учебный материал, отмечаю его методическую наполненность, межпредметную связь, а также реальную заботу преподавателя о безопасности выполнения учебных заданий для учащихся. Со своей стороны хочу добавить пару профессиональных рекомендаций. Они касаются достижения ощущения объёмности предметов. Чтобы предметы не казались разрезанными пополам и приклеенными к фону, надо делать отрыв от фона по силуэту на линии горизонтальной оси основания, и высота самой выпуклой части не выше этого размера. Это создаёт ощущение закруглённости предмета по невидимой стороне и в целом делает предмет объёмным.

Ещё раз поздравляю с хорошей и нужной методической разработкой.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕПКЕ ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА: «ОСЕННИЙ НАТЮРМОРТ»

Задачи:

  1. Учить детей задумывать содержание своей работы на основании личного опыта.
  2. Уточнить и закрепить знания детей о фруктах и овощах.
  3. Формировать умение передавать форму знакомых предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приёмы лепки.

Ход:

Часть первая

  1. Организационный момент

В.: Ребята, сегодня мы с вами будем лепить настоящий осенний натюрморт. Послушайте стихотворение:

Если видишь на картине чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине, или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,

Или все предметы сразу, знай, что это - натюрморт. (Григорий Гладков)

Вы уже догадались, что же это такое, натюрморт?

Д.: варианты ответов

В.: Молодцы ребята, натюрморт это и ваза с цветами, и конфеты, и фрукты. А как вы думаете, что означает «осенний» натюрморт?

Д.:

В.: Правильно, «осенний» натюрморт может включать в себя все дары осени, все что мы с вами собираем, когда наступает золотая пора: овощи, фрукты, грибы и т.д.

  1. Актуализация знаний .

Где растут овощи, фрукты, грибы? (в поле, на грядке, в теплице, в лесу, на деревьях)

Как называются люди, которые выращивают фрукты и овощи? (садоводы)

Что делают с овощами, фруктами, грибами? (собирают, солят, консервируют, варят варенье, сушат, солят)

Загадки на тему даров осени:

Листья собраны в кочан

В огороде у сельчан.

Без нее во щах не густо.

Как зовут ее? (Капуста)

Он на грядке вырастает,

Никого не обижает.

Ну, а плачут все вокруг,

Потому что чистят... (лук)

На арбуз похожая -

Тоже толстокожая.

К платью желтому привыкла,

Греется на солнце... (тыква)

Он в теплице летом жил,

С жарким солнышком дружил.

С ним веселье и задор.

Это - красный... (помидор)

Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки. (яблоко)

Все о ней боксеры знают
С ней удар свой развивают.
Хоть она и неуклюжа,
Но на фрукт похожа. (груша)

Он почти как апельсин,
С толстой кожей, сочный,
Недостаток лишь один –
Кислый очень, очень. (лимон)

  1. Физкультминутка «Листики»

Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (присесть)
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели. (присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели. (присесть)

  1. Обращаем внимание на коробку, стоящую на столе. Предлагаем каждому ребенку по очереди подойти и достать из нее овощ или фрукт (макет) – это то, что сегодня будет делать ребенок. Рассаживаемся на места и приступаем к работе. Макет овоща/фрукта используется как подсказка, в случае затруднений помогаем детям.
  2. В конце занятия поделки отправляются в печь на просушку, а дежурные помогают убрать столы.

Часть вторая

Просушенные поделки покрываются гуашевой краской. Детям также раздаются макеты для образца. В конце занятия дежурные помогают убрать со столов, поделки сохнут.

Задачи. Учить детей создавать объём­ные композиции (натюрморты) из солёно­го теста. Совершенствовать изобразитель­ную технику (самостоятельно выбирать способ и приёмы лепки). Развивать ком­позиционные умения - размещать не­сколько объектов, создавая гармоничную композицию (крупные в центре или на пе­реднем плане, мелкие сверху или сбоку).

Предварительная работа. Подготовка материала.

Солёное тесто. Смешать компоненты в таком соотношении: на 150 г муки - 300 г соли, 3 ложки любого обойного клея (су­хого), 100 мл воды - мешать до получения крутого теста. В часть смеси добавить цветной краситель. Хорошо сразу сделать несколько нужных цветов. Хранить тесто в полиэтиленовых пакетах или пластиковых коробках с плотно закрывающимися крышками (кусок теста каждого цвета в отдельном пакете) в холодильнике.

Поделки из солёного теста нужно очень хорошо высушить в духовке при темпера­туре 100-110 градусов. Это займёт доволь­но много времени - 5-6 часов. Поделки из солёного теста похожи на настоящие кули­нарные шедевры за тем исключением, что их нельзя употреблять в пищу. Зато их можно покрыть лаком и хранить много лет.

Заварное тесто. Тщательно смешать 300 г муки, 100 г соли, 200 мл воды, 1 чайную ложку растительного масла. Переложить смесь в кастрюлю и нагревать при посто­янном помешивании на слабом огне до образования плотного кома. Остудить тес­то и хорошо вымесить руками. Для полу­чения теста разных цветов разделить су­хую смесь на части, добавить в каждую пищевой краситель желаемого цвета (или хотя бы порошок какао) и только потом смешивать с водой. Хранить заварное тес­то в холодильнике, поместив в плотные полиэтиленовые пакеты или пластиковые коробки с герметичными крышками. За­варное тесто можно использовать много­кратно.

Материалы, инструменты, оборудование.

Подготовленный заранее материал - со­лёное или заварное тесто. Поворотные диски, дощечки или клеёнки, стеки (или за­острённые палочки), салфетки бумажные и матерчатые, тарелки пластиковые или ке­рамические для составления композиций.

Воспитатель читает детям стихотворе­ние У. Рашид:

Прекрасен наш осенний сад:

В нём слива есть и виноград,

На ветках, как игрушки,

И яблоки, и груши...

Мы утром рано в сад пойдём

И всех соседей позовём.

И солнышку помашем,

«Спасибо, осень!» - скажем.

Воспитатель сообщает детям, что из со­бранных в саду фруктов и ягод можно со­ставить красивый натюрморт, и поясняет, что натюрморт - это композиция, состав­ленная из цветов, овощей, фруктов и раз­ных предметов посуды.

Дети рассматривают красивый натюр­морт из свежих овощей или муляжей, ко­торый помещён на столе воспитателя или в центре комнаты, если дети могут распо­ложиться вокруг. Воспитатель предлагает детям не спеша обойти натюрморт и рас­смотреть его со всех сторон.

Затем воспитатель предлагает детям со­здать необычные натюрморты - лепные. Показывает 2-3 варианта лепных картин. Объясняет задачу: нужно распределиться на 4-5 групп (по желанию), сесть с разных сторон от натюрморта и слепить его, как картину, прикрепляя вылепленные фрук­ты на картон или выкладывая на тарелку. Для этого нужно обязательно договорить­ся, кто что будет лепить, чтобы натюрморт был, как настоящий. Помогает детям раз­делиться на группы, выбрать основу (фон) и настраивает на обсуждение коллектив­ного замысла. Создаёт творческую про­блемную ситуацию: показывает яблоко с румяным бочком и спрашивает, как можно слепить такое яблоко? Варианты ответов обсуждаются. Воспитатель показывает 2 способа создания двух- и трёхцветного изображения (1-й способ состоит в том, что 2-3 комочка солёного теста разного цвета соединяются в один и из него лепит­ся задуманная форма; 2-й способ: форма лепится из комочка одного цвета, а потом к ней примазывается небольшой комочек другого цвета. Ещё раз напоминает, что с разных сторон натюрморт выглядит по-разному.

В конце занятия воспитатель предлага­ет поставить натюрморты на одном столе и рассмотреть их. Отмечает удачные ком­позиции, комментируя, например, таким образом: в этом натюрморте самые боль­шие фрукты (например, яблоки и груша) лежат посередине тарелки, а вокруг кра­сиво разместились более мелкие фрукты и ягоды (абрикосы, вишни и виноград).

После занятия. Чтение стихотворения В. Набокова «Кто выйдет поутру?»:

Кто выйдет поутру?

Кто спелый плод подметит?

Как тесно яблоки висят!

Как бы сквозь них

блаженно солнце светит,

Стекая в сад.

И, сонный, сладостный,

в аллеях лепет слышен:

То, словно каплет на песок

Тяжёлых груш,

пурпурных поздних вишен

Пахучий сок.

На выгнутых стволах

цветные тени тают,

На листьях солнечный отлив...

Деревья спят, и осы не слетают

С лиловых слив.

ВСЕ О РАБОТЕ С СОЛЕНЫМ ТЕСТОМ И ДАЖЕ БОЛЬШЕ -