Цвета радуги в новогодней елке сюжетная композиция. Цвета радуги в новогодних игрушках» (декоративная композиция)

Тема: "Елочные игрушки" Цель: развитие навыка сочетания различных цветов в елочной игрушке; Задачи : предметные: - воспринимать, описывать и эмоционально оценивать предложенные образцы; -создавать простые сочетания цветов по данной теме; Метапредметные: Регулятивные: -понимать и сохранять учебную задачу -осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату Познавательные: -использовать знаково-символические средства для решения задач, -осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, -осознанно строить речевое высказывание в устной форме, Коммуникативные: -строить понятные для одноклассников высказывания, учитывающие,что партнёр знает и видит, а что нет, -использовать в общении правила вежливости. Оборудование: непроливайки, краски, кисточки, ножницы.

Ход урока:

Этапы урока

1)Тест -И какой же первый этап?(вспоминаем прошлое) -Каждой группе я раздаю тесты, даю вам 2 минуты вы на них отвечаете. 1.Какая из картин выполнена в жанре пейзаж?(Б) 2.Как называют художника изображающего природу?(Б) 3.Как называют художника изображающего море?(А) 4.Укажите, как называется изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композицию?(А) 2)Проверка. -Если вы правильно отвечаете, то на свою елочку вешаете 1 шарик, если не правильно, то ничего не вешаете.

Один человек из группы повесит елочку на доску.

-Какой следующий этап?(формулировка темы) 1)Прослушивание аудиозаписи. -Я предлагаю вам послушать отрывок из песни, которую вы наверняка знаете. Эта песня связана с нашей темой урока 2)Беседа. -О чем эта песня?(про новый год) -Что приносит радость в Новый год?(подарки) -А без чего НГ вообще не может быть? -А какую ёлочку мы приносим из леса? Нарядную? -А как вы понимаете слово "нарядная"? -Чем же елочку наряжают? -Кто догадался чем же мы будем заниматься?

Да, мы с вами будем раскрашивать елочные игрушки, которые потом повесим на нашу елочку.

1)Исследование. -Я вам предлагаю побыть исследователями. -У вас на партах лежит текст, внимательно прочтите его и ответьте на вопросы. У каждой группы свой вопрос. 1группа-Какие игрушки любят в Германии? -Действительно в Германии любят игрушки в виде Щелкунчиков. 2группа-Какие игрушки самые популярные в Швеции? -Вы правы в Швеции самыми распространенными считаются соломенные игрушки, для безопасности, если в доме есть малыш, а еще это очень красиво. 3группа-Что можно увидеть на елках Испании? -В Испании самая оригинальная идея украшения новогодних елок- сладости. 4группа-Что чаще всего одевали на макушки ели или сосен в США? -В США украшают верхушку ангелочками и смотрится это не менее красиво как наши звездочки. 2)Рассказ учителя. -Наряжать елку придумали еще в средневековой Европе. Изначально на ней можно было увидеть в основном яблоки и вафли. Первое украшение символизировало запретный плод, сорванной Евой. Второе - хлебцы, которые даются во время причастия. На ветвях укреплялись свечи, как символ ангельской чистоты. Со временем люди стали разнообразнее подходить к украшению Новогоднего или Рождественского дерева. Считается, что первые елочные шары придумали в Европе, а точнее в Германии. В России моду на украшение ели ввел Петр Первый. -Стеклянные елочные игрушки также приходят в Россию из Европы. Сначала елки украшались так, что на них буквально не оставалось свободного места, но потом появилась мода на минимализм. -Мы работаем с вами в группах, поэтому у каждой группы будет своя игрушка, а какая это игрушка поймете из загадки. 1группа:(варежки) Чтоб не мерзнуть, Пять ребят В печке вязанной Сидят. 2группа:(шар) У гирлянды есть сосед.
Он в хвойной зелени сверкает
И новогодней встречи свет
Стеклянным боком отражает.

3группа: (колокольчик)

Он растет цветочком в поле

Он звенит на колокольне

В школе первый он звоночек

Наш любимый...

4группа:(подарок)

В упаковке новой яркой

В комнате стоит...

1)Правила ТБ -И теперь мы переходим к новому этапу. Какому?(практическая работа) -Но ведь у нас необычный урок рисования, мы с вами будем и вырезать, поэтому нам нужно вспомнить правила работы с ножницами. 1.Не держи ножницы концами вверх 2.не оставляй ножницы в открытом виде 3.При работе следи за пальцами левой руки 4.Клади ножницы на стол, чтобы они не свешивались за край стола 5.Передавай ножницы в закрытом виде и кольцами в сторону товарища. 6.Не режь ножницами на ходу и не подходи к товарищам во время резания. -А при работе с красками нужна осторожность и внимательность? -Давайте вспомним правила работы с красками. -Но самое главное в нашей сегодняшней работе- поменьше воды, чем меньше воды, тем насыщенней цвет, а нам это и нужно. 2)Самостоятельная работа детей. -У вас на партах лежат шаблоны их вам нужно раскрасить, используйте любые краски, но не забывайте про правило урока- меньше воды.

Приступить к работе.

1)Выставка работ. -1 группа выходит и развешивает свои варежки, 2 группа, 3. -А 4 группа положите ваши подарки под елочку. -Вот какая у нас получилась красивая елочка, как настоящая. 2)Рефлексия. -Кто дарит на новый год нам подарки? -А давайте и мы с вами подарим дедушке морозу подарки- свое настроение. Мы соберем ему вот такой мешочек, а соберем ему снежинки. Голубая снежинка- если вы довольны своей работы, а значит у вас хорошее настроение. Красная снежинка- если вы не очень довольны своей работой, и настроение у вас немого хуже.

Урок окончен.

Тип урока: урок-образ

Цели и задачи урока:

  1. Формирование и развитие творческих способностей учащихся.
  2. Развитие воображения и фантазии при создании данного образа.
  3. Формирование художественно-графических умений: получать пастельные цвета с помощью белил, уметь цветом выделять главное, размещая его в центре листа и как можно больше по размеру.
  4. Познакомить детей с разными формами изображения новогодней красавицы, используя различные приемы (мазок должен ложиться сверху вниз, при выполнении складки кисть ставим на кончик, а затем ведем с увеличением нажима.
  5. Развивать эмоциональное восприятие цвета, как средство передачи настроения, праздничной обстановки, своего отношения к изображаемому образу.

Оборудование:

  • Репродукции Л.Фроленковой Новый год, И.Шишкина На севере диком…
  • детские работы с изображением ёлки
  • таблицы тёплые и холодные цвета (приложение 1, приложение 2)
  • таблица цветовой круг и смешивание цветов (приложение 3)
  • поэтапное выполнение работы (приложение 4, 5, 6, 7)
  • кассета с новогодними песнями
  • гуашь, акварель
  • кисти, палитры, баночки с водой
  • виды изображения ёлки (приложение 8)

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели урока.
  3. Проверка знаний по цветоведению.
  4. Изложение нового материала.
  5. Самостоятельная работа по этапам.
  6. Выставка работ. Подведение итогов урока.

Ход урока

Этот урок проходит в праздничной обстановке: класс украшен гирляндами, ветками обвитыми нарезными салфетками, создающие прелесть зимнего узора. Снежинками, которые прикреплены везде: на стенах, стеклах, мебели. Напоминая о снеге, таком пушистом и мягком, игрушками из фольги, которые сверкая, переливаются, вращаясь в потоке тёплого воздуха, а на учительском столе стоит наряженная ёлочка. Звучат новогодние песни. Всё это создаёт праздничное настроение, особый настрой на проведение урока.

Вначале урока мы закрепляем знания о цвете: Какие цвета вы знаете? (приложение 2, 3)
Назовите основные и дополнительные цвета (приложение 4). Кроме таблиц для фронтального опроса использую карточки индивидуального пользования. Особое внимание уделяем зелёному цвету и по таблице видим, что он может быть и тёплым и холодным. (приложения 1, 2, 3)

Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими
Весёлая, нарядная
На новый год я главная!

Так звучит тема урока образа и сразу лес рук. Конечно, ребята, новогодняя ёлка! С чего же мы начнем работу на белом листе. Сначала определимся с расположением листа (вертикально) и вспомним правило: «Кто прилежен и умён тот сначала пишет фон.» Каким он может быть,чтобы передать восторг, радость, праздничное настроение. Для этого рассмотрим две картины художников и ребята безошибочно говорят о выборе тёплой цветовой гаммы. Выполняя фон, ученики смешивают на палитре краски с белой, получая мягкие, пастельные тона (приложение 5). И вот фон готов. И мы переходим к главной задаче нашего урока, как нарисовать ёлочку. И в этом нам помогает вопрос: «На что похожа ёлка по форме?» Дети называют треугольник, зонтики, и что важно, женскую фигуру в длинном платье. Ассоциируя ёлку с женской фигурой, чаще говорят о фигуре девушки, подчёркивая тем самым её стройность. Эта ассоциация сразу создаёт правильный по пропорциям образ дерева:

  • маленькая головка с головным убором;
  • небольшие плечи;
  • юбка расширяющаяся к низу.

«Если ёлка – это женщина в сарафане, то как на нём будут лежать складки?». «Сверху вниз», - отвечают ребята. А значит, что мазок, которым следует рисовать елку должен ложиться сверху вниз. Ставим кисть на кончик, а затем ведем вниз с увеличением нажима – получается складка. Чтобы ёлочка получилась объёмной между складками – ветками положим по темному мазку, смешивая зеленую и синюю краски. Затем рисуем ствол, но не сплошной линией, а так будто он проглядывает из-за колючих веток. У ёлки ствол в иголках поэтому, он не просто коричневый, а коричневато-зеленый. Смешиваем на палитре и прорисовываем (приложение 5).

Пока наша ёлочка подсыхает, ребята придумывают разные украшения для зала (приложение 6), где стоит новогодняя красавица, подарки, которые приготовил Дед Мороз для детей (приложение 7). Как только видим, что ёлочка готова, одеваем её в праздничный наряд. В конце урока мы видим, что работа удалась! (выставка работ учащихся на доске - приложение 8) Итог великолепен! Ёлочки - стройные красавицы с нетерпением ждут гостей! А в классе царит атмосфера праздника - Нового года!

Используемая литература.

«Сказка о красках» книжка - раскраска

Рисование в начальной школе. - СПб.: «Издательский Дом «Нева»»: «ОЛМА-ПРЕСС», 2003. - 192 с. (Серия «ЗОЛОТАЯ коллекция начальной школы»).

Аппликативно выполненная таблица по цветоведению по обложке учебника Т.Я.Шпикаловой Изобразительное искусство в 3 классе. Москва «Просвещение» 1985.

Декоративная композиция (1 ч )

Восприятие произведений народного ма- стера М. Дмитриевой из Мстёры и русско- го художника первой половины XX в. З. Се- ребряковой на тему новогоднего праздника. Основные содержательные линии. Разно- образие форм и предметного мира и пере- дача их на плоскости и в пространстве. Жанр натюрморта. Элементарные приёмы композиции на плоскости. Понятия бли- же - больше, дальше - меньше, загора- живание. Способы передачи объёма на пло-

скости. Ритм линий, пятен, цвета.

Диалог об искусстве. Ритм в расположе- нии новогодних игрушек на ёлке и на та- блице; ритм разнообразных форм игрушек (круглых, вытянутых, овальных...), чередо- вание цветных пятен, ритм размеров (боль- ших и маленьких), ритм в декоре ёлочных украшений.

Работа по художественно-дидактической таблице «Ближе - дальше».

Творческое задание с использованием из- вестных средств художественной вырази-

Рассматривать лаковую миниатюры (Мстёра). Узна- вать и называть приёмы (цвет, ритм, симметрия), с по- мощью которых народный мастер передаёт праздничное настроение. Рассказывать о своих впечатлениях от его восприятия.

Сопоставлят ь приёмы передачи праздничного новогод- него настроения в произведении народного мастера и живописном портрете, находить сходство и различия.

Участвовать в обсуждении выразительных средств пе- редачи настроения праздника в декоративно-приклад- ном и живописном искусстве, роли композиции, цвета и ритма, симметрии.

Работат ь по художественно-дидактической таблице. Определять место игрушек в композиции, расположе- ние их в изображении на плоскости (ближе - дальше), пояснять свой ответ.

Решать , какие предметы войдут в собственную ком- позицию, как их расположить в композиции (ближе -

Продолжение

Т ематическое планирование Характеристика деятельности учащихся

тельности (линии, цветные пятна) и приё- мов (раздельный мазок, кистевое письмо, отпечаток тычком и др.).

Материалы: кисть, тычок, гуашь, бумага белая или цветная.

Советы мастера.

дальше), как чередовать их по размеру, форме, цвету. Рисовать по памяти, по представлению декоративную композицию из новогодних игрушек с использованием средств художественной выразительности (линии, цвет- ные пятна) и приёмов выполнения декора (раздельный мазок, кистевое письмо, отпечаток тычком и др.). Вы- ражать в творческой работе своё отношение к новогод- нему празднику известными художественными приёма- ми и средствами выразительности.

Подведение итогов. Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности.

Страница для любознательных. Сохра- нение и развитие народных традиций в ис- кусстве и культуре народов России. Изовик- торина.

Задания контрольного характера. Группировать произведения на основе общих призна- ков. Распределять их по классам.

Задания творческого и поискового харак- тера

15. Наши достижения. Я умею. Я мог у . Наш проект (1 ч )

Демонстраци я достигнутых результатов в творческих работах первоклассников и обсуждение их по видам изобразительного искусства (живопись, графика, декоратив- но-прикладное искусство), жанрам (пейзаж,

Выполнять задания творческого и поискового харак- тера, применяя знания в изменённых условиях

Характеризовать работы одноклассников, созданные в течение второй четверти, и давать оценку им.

Принимать участие в коллективной работе по завер- шению проекта «Оформление класса к новогоднему празднику».

декоративная композиция), по видам народ-


ного искусства (орнамент, народная глиня-

ная игрушка, кружево), средствам художе-

ственной выразительности (линии, цветные

пятна) и приёмам (раздельный мазок, ки-

стевое письмо, отпечаток тычком и др.);

традиции празднования Нового года и Рож-

дества в семье и в школе.

Творческо е задани е - проект-инсталля- ция «Оформление класса к новогоднему празднику» с использованием работ, создан- ных во второй четверти, результатов изо- эстафеты «Конкурс новогодних фантазий».

Работа в творческих группах. Материалы: кисть, гуашь, бумага белая,

цветная, гофрированная, пергаментная, обёрточная, глянцевая, блестящая и т. д., работы учащихся, выполненные в течение второй четверти

Выбирать рабочую группу в соответствии со своими

интересами.

Выполнять творческое задание.

Работать в группах: определять задачу работы, рас- пределять виды работ между членами группы, устанав- ливать сроки выполнения работы по частям и в целом, оценивать промежуточно и в целом результаты работы в выбранной рабочей группе:

создать коллективное панно «Я люблю тебя, Рос- сия» с использованием рисунков одноклассников, в ко- торых отражена зимняя природа родной земли, в груп- пе художников-пейзажистов ;

вылепить фигурки сказочных персонажей и укра- сить их по мотивам каргопольских узоров (импровиза- ция) в группе игрушечных дел мастеров ;

создат ь коллективную композицию «Новогодние украшения праздничной ёлки» в группе знатоков на- тюрморта ;

выполнить украшения (вырезанки-снежинки, ново- годние персонажи, сказочные деревья) для окон в груп- пе художников-дизайнеров.

Принять участие в изоэстафете «Конкурс новогодних фантазий», дополнить свою часть проекта изделиями из