Лепка в старшей группе осенний натюрморт овощи. Лепка предметная из солёного или заварного теста «Осенний натюрморт

Создание психологического комфорта в группах детского сада

(семинар – практикум)

Задачи:

1. Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе.

2. Способствовать эффектному применению образовательных и воспитательных действий, направленных на личностно ориентированное взаимодействие с ребёнком.

Оборудование: презентация, тест «Педагогические стили общения», диагностический инструментарий.

План проведения семинара.

3. Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт в группе.

4. Диагностический инструментарий для воспитателей по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребёнка.

7. Обсуждение, подведение педагогов.

1. Проблема психологического здоровья на современном этапе.

(слайд 1) Чаще всего педагоги и родители по поводу их понимания термина «здоровье» говорят о стабильности физического самочувствия. Но, по сути, здоровье – это совокупность нескольких составляющих.

(слайд 2) Известный врач-психотерапевт Элизабет Кюблер-Росс выдвинула такую идею: здоровье человека можно представить в виде круга, состоящих из 4 квадратов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного. К сожалению, многие из нас достаточно поздно начинают понимать важность не только физического, но ещё и эмоционального здоровья, как самого себя, так и по отношению к ребёнку.

Почему столь важно сохранять эмоциональное (психическое, психологическое) здоровье детей?

Наверняка каждый из нас может ответить на этот вопрос, определив (слайд 3) последствия психологического дискомфорта для ребёнка: - появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности; - переход психологических переживаний в соматические расстройства, когда ребёнок, получивший психологическую травму, заболевает физически; - проявление психологических травм, полученных в детском возрасте, в более зрелом возрастном периоде в виде психологической защиты – позиция избегания, проявление агрессивных поведенческих реакций.

Вопросы о психологическом комфорте и психическом здоровье должны быть обращены, прежде всего, к педагогам, так как большую часть времени дети находятся в детском саду. Но многие могут возразить, что существуют объективные причины, по которым возможно в полной мере создать психологический комфорт в группе детского сада: - большая наполняемость групп; - один воспитатель в группе; - неблагоприятная семейная ситуация. Да, действительность такова. Но кто поможет нашим детям, если не мы сами?

2. Создание психологического комфорта в детском саду для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребёнка.

(слайд 4) Известно, что стоит только переступить порог группы можно ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе.

(слайд 5) Атмосфера в группе детского сада определяется:

1) Отношениями между воспитателем и детьми;

2) Отношениями между самими детьми;

3) Отношениями между воспитателями;

4) Отношениями между воспитателями и родителями.

(слайд 6) Хороший климат в группе возникает тогда, когда все её члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата. Фактически именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создаёт определённый климат в группе.

Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, заключается в том, чтобы создать и проанализировать групповую ситуацию.

3. Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт в группе. (слайд 7)

Давайте мы с вами узнаем, какой стиль педагогического общения подходит к нашим педагогам, я вам раздам анкеты, вы их заполните. В конце мы посчитаем баллы и получим результат.

Анкета «Стиль педагогического общения»

Внимательно прочитайте вопрос. Выберите наиболее предпочтительный вариант ответа.

1. Считаете ли вы, что ребёнок должен:

  • делится с вами своими мыслями, чувствами
  • говорит вам только то, что он сам захочет
  • оставляет свои мысли и переживания при себе.

2. Если ребёнок взял у другого ребёнка без спроса игрушку, карандаш, то вы:

  • доверительно с ним говорите и предоставите возможность самому принять решение
  • дети сами разберутся в своих проблемах
  • известите об этом всех детей и заставите вернуть взятое с извинениями

3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребёнок на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание, как вы поступите:

  • похвалите и всем детям покажете его работу
  • проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня
  • скажете ему «всегда бы так занимался».

4. Ребёнок при входе в группу не поздоровался. Как вы поступите:

  • заставите его поздороваться
  • не обратите на него внимание
  • сразу же вступите с ним в общение, не упоминая его промаха.

5. Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минута. Что вы предпочтёте делать:

  • спокойно, не вмешиваясь, наблюдать, как они общаются и работают
  • помочь, подсказать, сделать замечание
  • заниматься своими делами (записи, подготовка)

6. Какая точка зрения кажется вам правильной:

  • чувства, переживания ребёнка ещё поверхностны, быстро проходящие, и на них не стоит обращать внимания
  • эмоции ребёнка, его переживания – это важные факторы, с их помощью можно эффективно обучать и воспитывать
  • чувства ребёнка удивительны, переживания его значимы, к ним нужно относиться бережно, с большим тактом

7. Ваша исходная позиция в работе с детьми:

  • ребёнок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить его и воспитать
  • у ребёнка много возможностей для саморазвития, взрослый должен максимально повышать активность самого ребёнка
  • ребёнок развивается неуправляемо, находится под влиянием наследственности и семьи, поэтому главная задача, чтобы он был здоров, накормлен, не нарушал дисциплины.

8. Как вы относитесь к активности ребёнка:

  • положительно – без неё невозможно полноценное развитие
  • отрицательно – она часто мешает целенаправленно и планово вести обучение и воспитание
  • положительно, но только тогда, когда активность контролируется педагогом.

9. Ребёнок не захотел выполнять задание под предлогом, что он уже делал это дома, ваши действия:

  • сказали бы «ну и не надо»
  • заставили бы выполнить работу
  • Предложили бы выполнить задание

10. Какая позиция, по-вашему, правильная:

  • ребёнок должен быть благодарен взрослым за заботу о нём
  • если ребёнок не осознаёт заботу взрослых о нём, не ценит, то это его дело, когда-нибудь пожалеет
  • воспитатель должен быть благодарен детям за их доверие и любовь

Ответ

Число балов по номеру вопросов

Ответ Число балов по номеру вопросов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

a 2 3 2 2 3 1 2 3 1 2

b 3 1 3 1 2 2 3 1 2 1

c 1 2 1 3 1 3 1 2 3 3

ИТОГО: ____________
25-30 очков – тяготеет к демократическому стилю
20-24 очка – преобладает авторитарный стиль
10-19 очков – характерен либеральный стиль

  • Педагог – руководитель, организатор; дети – исполнители (несамостоятельные, безынициативные)
  • Принцип педагога: «Доверяй, но проверяй» (недостает уважения, доверия к личности ребенка);
  • Ожидание беспрекословного послушания, повиновения;
  • Не учитывает отношения между детьми;
  • Не признает ошибки;
  • Низко оценивает возможности детей;
  • Публично указывает ребенку на его ошибки, недостатки поведения.

(слайд 9) Либеральный (попустительский) стиль

  • Педагог безынициативен, недостаточно ответственен;
  • Переоценивает возможности детей;
  • Выполнение своих требований не проверяет;
  • Нерешителен;
  • Во власти детей;
  • Учитывает взаимоотношения в группе;
  • Человек настроения.

(слайд 10) Демократический стиль

  • Педагог учитывает особенности возраста детей, оптимально делит функции между собой и детьми;
  • Изучает и учитывает межличностные взаимоотношения;
  • Проявляет максимум требований, максимум уважения;
  • Испытывает потребность в обратной связи от детей;
  • Умеет признавать ошибки;
  • Предпочитает плодотворный разговор с ребенком наедине.

4. Диагностический инструментарий для воспитателей по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребёнка. Психолог знакомит педагогов с методиками по оценке психологического климата и эмоционального благополучия ребёнка в группе детского сада. Данные методики лежат на столах для изучения педагогами.

(слайд 11) Посмотрите перед вами лежат методики изучения оценки психологического климата и эмоционального благополучия ребёнка в группе детского сада.

  • Рисунок «Я в своей группе детского сада».
  • Цветовая диагностика «Домики».
  • Анализ «Атмосфера в моей группе».
  • Социометрия.

По этим методикам можно определить комфортно ли детям в группе, как эмоционально воспринимают группу дети, какая атмосфера в группе, и кто и в группе лидеры и аутсайдеры. Рассказать по каждой методике.

Таким образом, ознакомившись с практическими разработками в области изучения эмоциональных состояний дошкольников, понимаем, что создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние на все сферы психического развития. Полученные результаты представляют собой оценку профессиональной деятельности, успешности образовательных и воспитательных действий.

5. Эмоциональное благополучия педагога как условие положительного эмоционального состояния детей. Комплекс упражнений для снятия эмоционального напряжения у педагогов.

Прежде чем перейти к рекомендациям по созданию психологического комфорта в группах детского сада, хотелось бы уделить особое внимание психологическому комфорту педагогов. Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо устраивать себе психологический душ, который поможет ему снимать излишнее эмоциональное напряжение. Психолог проводит комплекс упражнений, которые способствуют повышению энергетического потенциала.

(слайд 12) Комплекс упражнений для снятия эмоционального напряжения педагогов .

Упражнение «Разогревки - самооценки»

цель: снятие напряжение усталости, создание атмосферы психологического и коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к коллегам по работе.

Участвуют все педагоги.

Задания:

если вы считаете, что ваше эмоциональное состояние помогает общению с окружающими, похлопайте в ладоши;

если вы умеете слышать только хорошее, независимо от того, какие звуки произносятся вокруг, улыбнитесь соседу;

если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль внешних проявлений эмоций, дотроньтесь до кончика носа;

если в магазине вы отвергаете предложенную одежду, не примеряя только потому, что вам не улыбнулся продавец, покачайте головой;

если вы полагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза;

если вы не можете удержаться от спора, когда люди не согласны с вами, топните ногой;

если вы полагаете, что преобладающий знак ваших эмоций зависит только от внешних стимулов, подмигните;

если вы выражаете гнев тем, что стучите кулаком по столу, повернитесь вокруг себя;

если вы можете удивить знакомых неординарным поступком, помашите рукой;

если вы входя в незнакомую комнату и знакомясь с кем –то, мгновенно ощущаете неприязнь или расположение, прикройте рот рукой;

если вы считаете, что не всегда получаете то хорошее, что заслуживаете, подпрыгните;

если вы уверены, что переживаемые вами отрицательные эмоции имеют для вас только нежелательные последствия, кивните головой;

если вы верите в то, что эмоции ваших воспитанников зависят от того эмоциональны ли вы, потанцуйте.

Комплекс упражнений, которые способствуют повышению энергетического потенциала.

1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом – левым, повторить: «Я очень собой горжусь, я на многое гожусь».

2. Положив ладонь на грудь: «Я на свете всех умней»; вытянув руки над головой: «Не боюсь я никого»; напрячь ягодицы: «Чудо как я хороша»; расслабить ягодицы: «Проживу теперь до ста».

3. Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично».

4. Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче».

5. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуты в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего».

6. Положив на лоб левую ладонь, затем правую, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь удача».

7. Руки на бедрах. Делая наклоны туловищем вперед – назад, повторить: «Ситуация любая мне подвластна. Мир прекрасен, и я прекрасна».

8. Руки на талии, делая наклоны вправо – влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут и я помогу».

9. Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «И все у меня получается».

10. Сжав кулаки, делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды, все получится так, как надо».

Спасибо, можно присесть. Немного отдохнули. А теперь приступим к рекомендациям.

Для создания условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду необходимо:

Принимать каждого ребёнка таким, какой он есть.

(слайд 13) Помните: плохих дошкольников нет. Есть плохие педагоги и родители.

В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком.

Быть затейником и участником детских игр и забав.

В затруднительных для ребёнка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ними, а не делать что-либо вместо него.

Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.

- (слайд 14) Помните: ребёнок нам не чего недолжен. Это мы должны ребёнку помочь стать более самостоятельным ответственным.

Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если ваши намерения благонравны.

Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведёт к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.

Тихий, застенчивый ребёнок также нуждается вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.

(слайд 15) В каждой группе детского сада создаётся психологически комфортная среда для детей. Создание такой среды включает в себя:

Организацию зоны для психологической разгрузки;
- обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;
- обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции;
- обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр;

Повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;
- обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

Также очень важный элемент психологической комфортности детей в группе это – (слайд 16) Психологические речевые настройки

Цель речевых настроек – создание в группе положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности и защищенности.

Основное предназначение – создание хорошего настроения.

Они могут проводиться утром, после зарядки , дети и воспитатель становятся в круг, держась за руки. При произнесении речевых настроек голос воспитателя полностью должен соответствовать тому, что он говорит, то есть голосом и мимикой должны передаваться доброжелательность и радость встречи и т.д.

Примерные речевые настройки, которые должны показать детям, что им рады, настраивать на доброжелательные отношения с взрослыми и другими детьми.

Проявите фантазию, дайте выход вашему творческому потенциалу:

Примеры психологических речевых настроек:

Сегодня я рада видеть вас в детском саду, в нашей группе! Этот день мы проведем все вместе. Пусть этот день принесет радость. Давайте постараемся радовать друг друга.

Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у нас у всех сохранилось до самого вечера. А для этого мы все должны чаще улыбаться, не обижать друг друга и не драться. Будем радоваться друг другу.

Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро. А в нашей группе тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами чаще улыбаться друг другу.

А теперь придумайте сами по одной психологической настройке и продемонстрируйте.

Очень хорошо на развитии детей сказываются такие формы отношений, при которых воспитатель с помощью различных доводов убеждает ребёнка в преимуществах того или иного поступка. При этом выбор оставляется за ребёнком. Такой тип отношений предполагает индивидуальный подход к особенностям и текущим состояниям детей. Именно в такой ненавязчивой опеке больше всего нуждаются дети и благодарят взрослого в искренней привязанностью к нему.

7. Рефлексия . Подведение итогов.

Давайте подведём итог семинара.

Что вы узнали нового о себе?

Какие чувства вы испытали после проделанных упражнений для снятия напряжения?

Как вы создаёте психологический комфорт в группах, поделитесь своим опытом?

(слайд 17) Спасибо за внимание!

Методики изучения оценки психологического климата и эмоционального благополучия ребёнка в группе детского сада.

Цветовая диагностика «Домики»

Данная методика была разработана с опорой на «Цветовой тест отношений» А.М.Эткинда.

Цель методики – определение эмоционального состояния, отражающего отношение ребенка к дошкольному учреждению.

Цветовая диагностика проводится индивидуально с каждым ребенком: в течение первого месяца посещения детского сада, после трех и шести месяцев нахождения в дошкольном учреждении.

Детям предлагается в игровой форме выбрать один из домиков разного цвета. В методике используются следующие цвета: синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, серый, черный.

Инструкция: «Это девочка Катя (мальчик Коля). Катя (Коля) ходит в детский сад. Выбери детский сад для Кати (Коли)».

После выбора домика с ребенком проводится беседа:

Кате нравится ходить в детский сад?

Что Катя будет делать в детском саду?

Что Кате больше всего нравится в детском саду?

Что Кате не нравится в детском саду?

В ходе диагностики показатели фиксируются и протоколируются.

Типы реагирования на задание:

I. Резко негативная реакция на предложенное задание.

Отказ от участия.

II. Негативная реакция.

1. Ребенок неохотно вступает в игровую ситуацию. Речевое сопровождение практически отсутствует. Отмечается напряженность в поведении. Выбираются дополнительные цвета – коричневый, серый, черный. При ответе на вопросы волнуется. Все сводится к тому, что дома с мамой (или другими членами семьи) лучше.

2. Ребенок достаточно быстро соглашается принять участие в задании. Во время проведения диагностики заметны раздражительность, агрессивность, преобладание негативных эмоций, большая подвижность. Домики выбираются серого, черного или коричневого цветов. Проявляется нежелание общаться с детьми и некоторыми взрослыми. Отмечается большая речевая активность.

III. Безразличная реакция на задание.

Речевое сопровождение практически отсутствует. Отмечаются вялые ответы на вопросы. Ответы больше свидетельствуют о необходимости посещения детского сада, так как родителям надо ходить на работу. Выбор цветов такой же, как и во второй группе (серый, черный, коричневый).

IV. Тревожная реакция.

1. Отмечается быстрое и охотное включение в задание, но при этом проявляются нервозность, большая подвижность. Домики выбираются фиолетового либо красного цвета. Из ответов на вопросы следует, что детям в саду нравится играть, но есть трудности во взаимоотношениях с окружающими. В ходе диагностики наблюдается активное речевое сопровождение действий.

2. Доброжелательная реакция на игровую ситуацию, но во время проведения диагностики обращает на себя внимание нерешительности, как при выборе цвета домика, так и при ответах на вопросы. В детском саду дошкольники данной группы хотят больше играть с детьми, а также, чтобы взрослые (воспитатели) уделяли им большое внимание. Выбираются зеленый или синий цвет. В начале выполнения задания отмечается почти полное отсутствие речевого сопровождения, к концу методики ребенок использует речь значительно чаще.

V. Позитивная реакция на участие в задании.

Активное и доброжелательное участие в задании. Домики выбираются желтого или красного цвета. В детском саду нравится играть и общаться с детьми и взрослыми. Не нравятся поступки некоторых детей. Выбор домиков и действия детей сопровождаются речью.

На основании полученных данных можно выделить три типа отношений детей к детскому саду:

1. Негативное отношение. Данный тип отношений к детскому саду отмечается у детей с явным преобладанием отрицательных эмоций в ходе проведения диагностики (I и II группы реагирования).

2. Амбивалентное отношение. В эту категорию отнесены дети, у которых наблюдалась безразличная или тревожная реакция на предложенное задание (III и IV группы реагирования).

3. Положительное отношение. Данный тип отношений к образовательному учреждению отмечается у детей с явным преобладанием позитивных эмоций в ходе выполнения задания (V тип реагирования).

Схема наблюдения за поведением ребенка в процессе психологического обследования

Методика: цветовая диагностика «Домики».

Цель: определение эмоционального состояния, отражающего отношение ребенка к дошкольному учреждению.

Фамилия, имя ребенка _______________________________________________

Группа ____________________________________________________________

Возраст ___________________________________________________________

Дата проведения ___________________________________________________

Показатели

Оценка

Примечание

1. Принятие задания:

  • негативная реакция (иногда вплоть до отказа от участия в тесте);
  • безразличная реакция на задание;
  • быстрое включение в задание;
  • доброжелательная реакция

2. Включенность в ситуацию:

  • пассивное участие в задании (ребенок неохотно принимает участие в игре, речевое сопровождение практически отсутствует, плохо вступает в контакт с экспериментатором);
  • активное участие (ребенок охотно и быстро принимает ситуацию, охотно вступает в контакт с экспериментатором)

3. Эмоциональные состояния:

  • преобладание негативных эмоций;
  • равное проявление как положительных, так и отрицательных эмоций;
  • явное преобладание позитивных эмоций

4. Выбор цвета:

  • выбор темных цветов (черного, коричневого, серого) говорит о преобладании негативных эмоций, связанных с посещением детского сада: чувства тревоги, страха, реакции протеста;
  • выбор красного и фиолетового цветов говорит о преобладании таких эмоциональных состояний, связанных с посещением детского сада, как раздражительность и агрессия;
  • выбор зеленого и синего цветов говорит о наличии чувства беспокойства, тревожности;
  • выбор желтого, красного цветов – о преобладании положительных эмоции

5. Речевое сопровождение:

  • речевое сопровождение отсутствует; малая речевая активность (ребенок неохотно отвечает на вопросы взрослого, ответы в основном односложные);
  • нормальная речевая активность (ребенок охотно вступает в контакт с экспериментатором, отвечает на вопросы предложениями, сопровождает речью свои действия;
  • чрезмерная речевая активность (речь сопровождает действия ребенка, от ответа на вопросы переходит к рассказам из жизни)

Выводы по определению типа отношения ребенка к детскому саду:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Тест на эмоциональное отношение.

Материал: лист бумаги, цветные карандаши.

Младшим и средним детям даются готовые карточки с нарисованными 5 кружками. Старшим детям предлагается нарисовать 5 кружков через клетку.

Вопросы можно подобрать самим.

Детей сажают по одному за стол.

1. Закрась первый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты идешь в детский сад.

2. Закрась второй кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты занимаешься математикой.

3. Закрась третий кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты играешь.

4. Закрась четвертый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты уходишь домой.

5. Закрась пятый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты ложишься спать.

Проводят до 3 раз.

Обозначение цветов

Красный – возбужденное, восторженное отношение.

Оранжевый – радостное, приятное.

Желтый – теплое, доброжелательное.

Зеленый – спокойное.

Синий – грустное, неудовлетворительное.

Фиолетовый, коричневый – тревожное.

Черный – печаль, уныние.

Если черным цветом постоянно закрашивается один или несколько видов деятельности, то воспитателю надо немедленно обратить внимание на это. Например, на занятиях: пересмотреть структуру, содержание, чтобы ребенку было интересно, и так по каждому виду деятельности.

Анализ «Атмосферы в моей группе»

Педагогам предлагается проанализировать групповую ситуацию с использованием следующей схемы:

Обстановка в группе.

1. Какова атмосфера в моей группе? (Общие впечатления.)

2. Почему я так думаю?

3. Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как положительные?

4. Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как отрицательные?

Взаимоотношения между воспитателем и ребенком.

1. С кем из детей у меня хороший контакт?

2. Чем это объясняется?

3. С кем из детей у меня не такие хорошие отношения?

4. Чем это можно объяснить?

Взаимоотношения между детьми.

1. Между какими детьми существуют хорошие отношения?

2. Чем это вызвано?

3. Какие дети часто ссорятся между собой?

4. Почему это происходит?

5. Каких детей часто обижают?

6. Почему это происходит?

Таким образом, ознакомившись с практическими разработками в области изучения эмоциональных состояний дошкольников, вы понимаете, что создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние на все сферы психического развития. Полученные вами результаты представляют собой вместе с тем и оценку вашей профессиональной деятельности, успешности ваших образовательных и воспитательных действий.

Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей

в группе детского сада.

Самый удобный вариант, чтобы понять, насколько комфортно чувствуют себя воспитанники в группе, - предложить детям выполнить рисунок на тему «Я в своей группе детского сада». Это не отнимает у воспитателя много времени в течение рабочего дня, а поразмыслить над результатами можно на досуге.

Предполагаемые рисунки детей можно условно разделить на три группы:

1. Ребенок рисует только здание.

2. Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки.

3. Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице.

Первая группа рисунков – самая тревожная. Если на рисунке нет ничего, кроме здания, значит, малыш воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Значит, жизнь в детском саду не вызывает в нем положительных эмоций и не отождествляется с происходящими там событиями.

Больше всего оптимизма внушает ситуация, когда ребенок изображает на рисунке самого себя: значит, события, происходящие в детском саду, являются для него личностно значимыми. Но этим анализ ситуации не ограничивается.

Нужно обратить внимание на другие элементы картинки: присутствуют ли на рисунке дети, воспитатель, игровое поле, игрушки. Их наличие говорит о том, что ребенок изобразил в своей работе множество разнообразных связей и отношений к ним. Игровое поле, например, очень важный элемент.

Если ребенок изображает себя стоящим на ковре, на полу или земле (дети часто изображают свою опору в виде прямой линии), - это хороший показатель. Значит, он «крепко стоит на ногах», чувствует себя уверенно. Хорошо, если на рисунке изображены цветочки, солнышко, птички – все это детали, свидетельствующие о «мире» в душе.

Нужно попытаться понять, что выражает ребенок, рисуя воспитательницу. С одной стороны, ее появление на рисунке – положительный момент. Значит, педагог для ребенка – значимый персонаж, с присутствием которого он должен считаться. Но важно, как воспитательница развернута к ребенку – спиной или лицом, сколько места она занимает на рисунке, как изображены ее руки и рот. Подчеркнутое выделение рта, множество линий вокруг него могут свидетельствовать о том, что ребенок воспринимает педагог как носителя словесной (вербальной) агрессии.

Немаловажное значение имеет и цветовое решение картинки.

О положительном эмоциональном настрое свидетельствует использование ребенком теплых тонов (желтый, розовый, оранжевый) и спокойных холодных (синий, голубой, зеленый).

Насыщенно фиолетовый цвет, которым закрашены довольно большие участки рисунка, может свидетельствовать о напряжении, которое испытывает ребенок, а изобилие красного – о переизбытке эмоциональных стимулов.

Злоупотребление черным цветом, жирная, продавливающая бумага штриховка, похожая на зачеркивание, сигналят о повышенной тревожности ребенка, о его эмоциональном дискомфорте.

Примечание. Не может считаться диагностическим шаблонный рисунок, когда ребенок изображает привычные и знакомые элементы, которые рисовал множество раз, и рисунок по образцу, выполненный на занятии по рисованию.

Во время тестирующего рисования педагог не должен комментировать действия детей и подсказывать им прямо или косвенно, какие элементы внести в рисунок.

Оценивать работы детей в этом случае тоже нельзя. Лучше, если воспитатель просто попросит подарить ему рисунок на память.

Какие-то элементы рисунка могут оказаться для педагога непонятными, а какие-то приведут к ложным выводам. Рисунок, например, может отражать лишь ситуативную тревожность или психический дискомфорт ребенка, связанные, например, с семейными конфликтами, свидетелем которых он мог стать утром, или с плохим самочувствием, с предстоящим визитом к врачу и т.п.

Поэтому, чтобы иметь подлинную картину психологического состояния ребенка в группе, по прошествии двух недель тест надо повторить.

Диагностическая методика “Секрет” (”Подарок”)

(разработана Т.А. Репиной, модифицирована Т.В. Антоновой)

Цель: выявление положения (социометрического статуса) ребенка в группе детского сада, его отношения к детям, а также представления об отношении сверстников к нему; степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия.

Эксперимент проводится педагогом-психологом и (или) старшим воспитателем индивидуально с каждым ребенком, желательно в первой половине дня. Дети с воспитателем находятся в групповой комнате. Педагог-психолог приглашает одного из детей группы в спальную комнату (или раздевальную), предлагает сесть за стол, на котором заранее разложены картинки или игрушки в количестве трех предметов.

Инструкция: “Сегодня все дети вашей группы по секрету, чтобы пока никто не знал об этом, дарят друг другу картинки (игрушки). Здесь на столе лежат картинки (игрушки), которые ты можешь подарить. А другие дети подарят тебе, ведь сегодня все друг другу дарят. Ты хочешь подарить картинки (игрушки) детям вашей группы? (Получив положительный ответ, взрослый продолжает). Тогда выбери, пожалуйста, картинку (игрушку), которая тебе больше всех нравится. Кому из детей вашей группы ты хочешь ее подарить? Почему?

(Получив ответ, взрослый предлагает положить подарок под подушку названному сверстнику, если эксперимент проводится в спальне, или в шкафчик, если с ребенком беседуют в раздевальной). Кому из детей ты хочешь подарить вторую картинку (игрушку)? Почему? А третью?”

После того, как все подарки разложены, взрослый задает ребенку вопросы: “Есть в вашей группе такие дети, которым тебе совсем не хочется дарить? Почему? Как ты думаешь, кто из детей тебе подарит? Почему? А кто из детей не захочет тебе дарить? Почему?”

Ответы фиксируются в протоколе. По окончании эксперимента взрослый благодарит ребенка и просит его хранить секрет. Чтобы исключить возможность сговора, ребенка провожают в другое помещение. Когда все дети группы сделают свой выбор, педагог-психолог выявляет детей, которые ничего не получили, и кладет им 1 или 2 картинки (игрушки), а затем приглашает всех в спальную (или раздевальную) комнату, чтобы получить подарки от сверстников. При этом желательно регистрировать поведение и высказывания детей.


2 класс. Урок № 6 Дата_______

Школа: Гимназия «Самопознание» Кол-во уч-ся: 16

Педагог : Мельник Г.М.

Тема: «ЛЕПИМ НАТЮРМОРТ».

Цель: Знакомство с жанром «натюрморт», выполнение рельефной композиции.

Задачи:

Обучающие:

- научить выполнять рельефную композицию;

-научить работать с различными формами;

- давать определение: натюрморт, рельеф.

Развивающие:

- развивать у учащихся чувство размеренности и умиротворения через, индивидуальную творческую деятельность.

Воспитывать:

- спокойствие, умиротворение, внимание через ОЧЦ внутренний покой

Творческая задача для учащихся: создать рельефную композицию с использованием имеющихся знаний.

Ценность: Внутренний покой

Качества: Спокойствие, умиротворение.

Материалы: Листы картона, пластилин, стеки, клеенка – подложка или специальная дощечка для работы с пластилином.

Материалы для проведения урока: наглядный материал – репродукции с изображением натюрмортов, образец рельефного натюрморта, постановка несложного натюрморта из двух предметов.

Форма работы: Индивидуальная.

Метод: Словесный, наглядный, проблемно-поисковый, практический.

ПЛАН УРОКА:

1. Организационный момент.

2. Мотивация учебной деятельности

3. Изучение нового материала.

4. Полиязычие.

5. Порядок выполнения работы.

6. Самостоятельная работа.

7. Подведение итогов и оценка работ.

ХОД УРОКА:

    Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Сегодня на уроке, мы познакомимся с одним из жанров изобразительного искусства – натюрмортом, также познакомимся с «рельефом» - в скульптуре, и выполним рельефную композицию.

    Мотивация учебной деятельности

Перед вами висит несколько работ казахских народных художников, давайте вместе рассмотрим картины в жанре натюрморт.

Учитель: Что изображено на картине?

Дети: цветы в вазе и фрукты.

Учитель: Где были взяты предметы, изображенные на картинах?

Дети: Цветы росли во дворе или в поле, ваза стояла в кафу, фрукты лежали в холодильнике.

Учитель: Натюрморт можно составить из любых бытовых предметов, а не только из цветов и фруктов. Натюрморт – это словно кусочек из жизни. Если мы посмотрим на свои парты, то мы тоже увидим маленький натюрморт.

    Изучение нового материала.

Дети, давайте разберём с вами что такое натюрморт.

Учитель: Как вы думаете, что такое натюрморт в изобразительном искусстве?

Ответы детей: Натюрморт - это предметы которые создают единую композицию.

Учитель: Слово натюрморт переводится как застывшая, замершая природа.

Какие предметы можно изобразить в натюрморте?

Ответы детей: Чайник, кружку, огурец, цветок и т. д.

Учитель: Правильно, овощи, фрукты, цветы, предметы быта- все это изображают в натюрморте. Но не только художники могут выполнять натюрморты, но и скульпторы. Скажите ребята кто такой скульптор?

Дети: Скульптор - это художник, занимающийся скульптурой.

Учитель: Что по-вашему мы называем скульптурой?

Дети: Скульптура - искусство создания объёмных художественных произведений путём резьбы, лепки или отливки. Рельефный натюрморт - это полуобьемное изображение.

Учитель: Какими качествами должен обладать скульптор, что бы у него получилось произведение искусства?

Дети: терпение, настойчивость, трудолюбие.

Учитель: Произведения художников и скульпторов выполняются в течении долгого времени, для того что бы у скульптора получилось скульптура, он должны быть сдержанным, умиротворенными, терпеливым. Если у художника на холсте не получился какой-то элемент натюрморта, то он может, легко нарисовать новый предмет и даже изменить его, а вот если у скульптора не будет терпения и спокойствия, то ему придётся начинать за нового создавать скульптуру.

    Полиязычие.

Учитель: давайте прочитаем как будет на трех языках слово натюрморт.

Натюрморт –- still life - әлі күнге дейін өмір

    Порядок выполнения работы.

Подготовим фон нашего рельефа.

Разметим брусок пластилина и раскатаем его на поверхности листа картона.

Разминаем и раскатываем в пласты (толщина 3-5мм) бруски пластилина на подложке или дощечке для предметов натюрморта.

Острым концом стеки на пластилинах намечаем рисунок предметов и вырезаем их по намеченному рисунку.

Переносим и прикрепим, плотно прижимая на предметы натюрморта, на фон- основание и украсим их орнаментами.

6.Этапы практической деятельности.

    Правильно работать с пластилином.

    Экономно использовать материал.

    Правильно разместить предметы натюрморта на основании.

7.Самостоятельная работа

Во время практической работы делать целевые обходы.

1. Контроль правильности выполнения рельефной композиции.

2. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.

3. Контроль объема и качества выполнения работы.

8.Подведение итогов и оценка работ

Провести выставку работ.

Критерии оценивания работ.

1. Соразмерная компоновка в листе.

2. Правильные формы (пропорции, строение)

3. Аккуратность исполнения.

4. Завершенность.

Экспресс – выставка. Задать вопросы детям.

Какие работы вам больше всего понравились и почему?

Дети называют понравившиеся работы и оценивают по критериям вместе с учителем.

УБОРКА РАБОЧИХ МЕСТ.

Целями данной методической разработки являются исследование межпредметных связей между скульптурой, рисунком и композицией. Объемное изображение предметов в рельефе, развитие наблюдательности, зрительной памяти и умение использовать композицию, в том числе и декоративную композицию. Также целью этой методической разработки является подведение анализа над работой по предмету "Скульптура" за последние четыре года художественного класса Думиничской детской школы искусств. А также передача наработанного опыта коллегам преподавателям художественных классов школ искусств.

Задачами данной методической разработки является обучение учащихся художественного класса школы искусств лепке рельефа. Необходимо учитывать ограничение часовой нагрузки на предмет "Скульптура". Кроме классического натюрморта ставится задача декоративной композиции. В данном случае выполняется задание по лепке декоративной рамки. Как следствие изучаются связи между скульптурой, рисунком, композицией, в том числе декоративной. Очень важным является сочетание работы, как с натуры, так и выполнение композиционных заданий.

Лепка натюрморта

Лепка натюрморта невозможна без базовых знаний рисунка и линейной перспективы.

Занятие по скульптурному рельефу стоит проводить в старших классах школы искусств. К этому возрасту происходит окончательная постановка руки и развивается мелкая моторика пальцев. Ученики осваивают скульптурный пластилин и обладают достаточными навыками работы стеками.

Вначале процесса выполнения натюрморта проводится установочная беседа. Даётся понятие рельефа. Изучаются примеры рельефа, барельефа и горельефа. Кроме доски и мела используется классный компьютер, на нём рассматриваются как учебные фото, так и шедевры мировой скульптуры разных времён.

После этого проводится разбор натюрмортного фонда. Выбираются предметы, из которых составляется натюрморт. Постановки подбираются дифференцированно. Нужно учитывать возраст и уровень подготовки учеников. Очень интересно проводить это упражнение в комплексе. Рисунок, "гризайль", лепка.

Размеры будущего плинта и рисунка одинаковы. Формат А3 или, грубо говоря, 30х40 сантиметров. Сама постановка ставится ниже уровня глаз, "горизонта", самого невысокого ученика. Как правило, это табурет или стул. Используется простая драпировка с минимумом складок.

Вначале выполняется карандашный рисунок. Внимание уделяется конструкции натюрморта. Тщательно выстраивается плоскость стола, и соблюдаются все правила перспективы. Потом, делается перевод рисунка через стекло. Всё это делается исключительно из-за того что лимит часов на скульптуру очень мал. Поэтому рисунок и гризайль можно сделать на уроках рисунка и живописи. Гризайль делается в технике многослойной акварельной живописи. Главное на том этапе разобрать объём и глубину постановки. Конечно это не традиционная техника "гризайль" а нечто более условное приспособленное к школьным условиям и требованиям. Скорее это архитектурная отмывка с использованием черной акварели.

После подготовительного этапа переходим к подготовке плинта. На кусок оргалита, фанеры или линолеума наносим слой скульптурного пластилина толщиной от двух до трёх миллиметров. Размер плинта, как упоминалось выше, равен рисунку. Мы имеем конструкционный рисунок, "гризайль", на котором мы отработали будущий объём, переходим к созданию так называемого "картона".

Само понятие картона его происхождение и применение даётся на установочном занятии. Калька, сделанная через стекло в масштабе плинта 1:1 прикладывается на поверхность, где ровным слоем нанесён скульптурный пластилин. Потом стилусом, им является старая шариковая ручка. На кальке, делаются сквозные отверстия. Техника ещё известная со средневековой фрески. Примерно так же наносился рисунок под рельефы. Только вместо продавливания использовалось припорашивание углем. Шаг наносится каждые 3-4 миллиметра. Снимаем "картон". Соединяем точки линиями. На плинте получаем схему будущего натюрморта.

Теперь необходимо доработать конструкционный рисунок, либо "гризайль" на выбор. Но рисунок предпочтительней. Лучше работать, используя обе подготовительные работы. На рисунке начинаем прорабатывать планы будущего рельефа. Для этих целей лучше подойдёт тонкий маркер. Линии переднего плана делаем жирными, среднего и заднего планов соответственно тоньше. Для большей внимательности ставим галочки "больше" "меньше", как в математике.

Приступаем к лепке. Для этих целей лучше подойдёт скульптурный пластилин телесного цвета. Он более мягок для детских рук. Конечно, лучше бы использовать глину. Но по особым требованиям школы пластилин предпочтительней. Он может легко вынести перерыв между занятиями. Наносим пластилин на более массивный передний план. Для большей передачи глубины и перспективы лепим с угла стола или табурета. Главным орудием скульптора являются руки. Но в работе широко используются и металлические стеки. Главное условие чтобы они были достаточно тупые, чтобы избежать травматизма. Пластилин наносим размятыми комками, придавая необходимый объём переднего плана. Выравниваем стальными стеками в виде резчицкого или сапожного ножа. Переходим к среднему плану. Лепку начинаем с наиболее крупного предмета, кувшина, бутыли, геометрической формы. Лепя фигуры вращения необходимо уделить внимание четкости дуг по осям. Для этого можно вырезать небольшие шаблоны. Тщательно выполняем переход между предметами и линии плоскости стола. Главное выдержать правила перспективы и избежать "зависания" предметов над плоскостью.

Здесь мы как раз сталкиваемся с особенностями лепки рельефа. Полезно сделать "почеркушку" видов рельефа снизу, сверху, сбоку. То есть изучить, ещё раз, как ведут себя предметы вращения на плоскости. Очень полезно провести показательный опыт с погруженными в воду предметами. Для этого подойдёт обычный тазик. Очень ценно, периодически проводить фото хрономентаж работы. Тем более это сейчас вполне доступно. Практически у всех есть фотокамера в телефоне. Вернемся к лепке. Планы в рельефе передают глубину работы и линейную перспективу. Поэтому драпировка не может быть выпуклей, к примеру, кувшина или табурета на котором он стоит. Поэтому переходя к заключительной стадии лепки необходимо не только объединить планы натюрморта, убрать лишнее и прибавить необходимое. Произвести окончательную отделку. Навести лоск. Для этого ученики используют воду и свои пальцы. В завершении работы проводится анализ выполненного натюрморта. Рельефы выносятся в класс рисунка, где они сравниваются с начальной постановкой. Происходит обсуждение работ. Разбор ошибок и удач. Так как чужую ошибку найти легче и приятней.

Лепка декоративной рамки

Декоративная скульптура в художественных классах Детских школ искусств, как правило, идёт по пути создания круглой скульптуры с использованием сказочных или жанровых сценок. С точки зрения новых требований к дополнительной предпрофессиональной программе в области декоративно-прикладного искусства этого недостаточно. Лепка декоративных орнаментов нужна и будущим резчикам по дереву и керамистам.

Подготовительная работа по лепке декоративной рамки начинается с изучения исторического наследия. В начальных классах школы искусств на уроках декоративной композиции изучался орнамент. Давалось понятие раппопорта статичной и динамичной композиции в орнаменте. В старших классах отводится время на изучения лепного узора. Исторический экскурс начинается с изучения орнамента сквозь века. От Древнего Египта, Греции, Рима до Европы эпохи Ренессанса, Барроко, Модерна. Отдельно изучается отечественная резьба по дереву и камню. Корабельная, домовая, храмовая. Для ознакомительной беседы используется как литература преподавателя, так и распечатки из интернета. На примере натюрмортного фонда делаются зарисовки аканта и пр.

Следующий этап это этап компиляции. Учащиеся получают задание, опираясь на изученный материал сделать несколько набросков в свободной манере. Перед ними не ставится конкретная имитация одного из виденных стилей. Скорее наоборот всячески поощряется свобода творчества. Как правило, работы выполняются в двухсторонней симметрии, но могут быть и ассиметричные варианты.
После того как этап эскиза пройден выполняется "картон". В том случае если работа симметрична, может делаться одна сторона, которая потом копируется через стекло.

Работы выполняются скульптурным пластилином на плинте из оргалита, фанеры или линолеума. На плинт наносится слой пластилина от двух до трёх миллиметров. На него с "картона" накалывается рисунок.

Технология лепки не представляет больших затруднений, так как пластилин подобран по мягкости, а в помещении тепло. Может происходить обратное, пластическая масса слишком мягка и липка. Но тут надо учитывать силу детских рук. В крайнем случае, пластилин нагревается в горячей воде, а потом заворачивается в холстину. Таким образом, можно улучшить его пластические свойства.
В процессе самой лепки важно чтобы ученик уловил алгоритм работы. Существуют два варианта лепки. Первый состоит из изготовления деталей "полуфабрикатов", которые потом собираются по принципу конструктора. Недостатком этого способа является то, что в спешке детали плохо крепятся к плинту. После некоторых попыток ученик понимает, что их нужно крепить надёжней, "примазывать". Второй вариант более трудоёмок. Он подразумевает широкое использование всевозможных стек. На готовый рисунок, на плинт наносится, слой пластилина около трёх сантиметров. А потом подрезается стеками и петлями.

Сложность этого способа является то, что пластилиновая "подошва" закрывает перенесённый с картона рисунок. И ученик может растеряться, запаниковать. Поэтому важно чтобы подготовительный рисунок всегда был под рукой. А сама работа выполнялась частями. Не стоит сразу делать толстый плинт под подрезку. Не более четверти рисунка.

Так как общее количество часов на предмет "Скульптура" мало, то эти упражнения целесообразно проводить в третьей, самой большой четверти. Оценка может учитываться при подведении годовых итогов.

Применение этих упражнений значительно разнообразит учебный процесс и вызывает неподдельный интерес учащихся….

МКОУ ДОД "Думиничская Детская Школа искусств"

Методическая разработка по предмету ДПОП "Скульптура"

На тему: "Лепка рельефа в старших классах художественного отделения школы искусств"

Выполнил преподаватель МКОУ ДОД Сергей Карпиков

Думиничи 2012

Список использованной литературы:

П.П. Гнедич "История искусств". М. Эксмо 2007

Э.Лантери "Лепка" М. 1963 "Издательство Академии Художеств СССР"

Б.Р Виппер "Введение в историческое развитие искусства. Раздел скульптура". М. 2004 Аст-Пресс

А.А. Мельник "Основные закономерности построения скульптурного рельефа" М. 1985. "Высшая школа"

Рецензия

Фарниева С.И.

Просмотрев учебный материал, отмечаю его методическую наполненность, межпредметную связь, а также реальную заботу преподавателя о безопасности выполнения учебных заданий для учащихся. Со своей стороны хочу добавить пару профессиональных рекомендаций. Они касаются достижения ощущения объёмности предметов. Чтобы предметы не казались разрезанными пополам и приклеенными к фону, надо делать отрыв от фона по силуэту на линии горизонтальной оси основания, и высота самой выпуклой части не выше этого размера. Это создаёт ощущение закруглённости предмета по невидимой стороне и в целом делает предмет объёмным.

Ещё раз поздравляю с хорошей и нужной методической разработкой.

Лепка предметная из солёного или заварного теста

« Осенний натюрморт»



Задачи.

1.Учить детей создавать объём ные композиции(натюрморты) из солёно го теста. 2.Совершенствовать изобразитель ную технику (самостоятельно выбирать способ и приёмы лепки).

3.Развивать ком позиционные умения - размещать не сколько объектов, создавая гармоничную композицию (крупные в центре или на переднем плане, мелкие сверху или сбоку).

Интеграция разных видов деятельности

Подготовка материала.

Солёное тесто. Смешать компоненты в таком соотношении: на 150 г муки - 300 г соли, 3 ложки любого обойного клея (су хого), 100 мл воды - мешать до получения крутого теста. В часть смеси добавить цветной краситель. Хорошо сразу сделать несколько нужных цветов. Хранить тесто в полиэтиленовых пакетах или пластиковых коробках с плотно закрывающимися крышками (кусок теста каждого цвета в отдельном пакете) в холодильнике.

Поделки из солёного теста нужно очень хорошо высушить в духовке при темпера туре 100-110 градусов. Это займёт доволь но много времени - 5-6 часов. Поделки из солёного теста похожи на настоящие кулинарные шедевры за тем исключением, что их нельзя употреблять в пищу. Зато их можно покрыть лаком и хранить много лет.

Заварное тесто. Тщательно смешать 300 г муки, 100 г соли, 200 мл воды, 1 чай ную ложку растительного масла. Переложить смесь в кастрюлю и нагревать при постоянном помешивании на слабом огне до образования плотного кома. Остудить тесто и хорошо вымесить руками. Для получения теста разных цветов разделить сухую смесь на части, добавить в каждую пищевой краситель желаемого цвета (или хотя бы порошок какао) и только потом смешивать с водой. Хранить заварное тес то в холодильнике, поместив в плотные полиэтиленовые пакеты или пластиковые коробки с герметичными крышками. За варное тесто можно использовать много кратно как пластилин.

Материалы, инструменты, оборудование

Подготовленный заранее материал- со лёное или заварное тесто. Поворотные диски, дощечки или клеёнки, стеки (или за острённые палочки), салфетки бумажные и матерчатые, тарелки пластиковые или ке рамические для составления композиций.

Ход занятия:

Воспитатель:

Прекрасен наш осенний сад:

В нём слива есть и виноград,

На ветках, как игрушки,

И яблоки, и груши...

Мы утром рано в сад пойдём

И всех соседей позовём.

И солнышку помашем,

«Спасибо, осень!» - скажем.

(У. Рашид)

Из со бранных в саду фруктов и ягод можно составить красивый натюрморт. Ребята, натюрморт - это композиция состав ных предметов посуды.

Не спеша обойдите натюрморт и рас смотрите его со всех сторон.

(Дети рассматривают красивый натюрморт из свежих фруктов, который помещён на столе воспитателя или - в центре комнаты, если дети могут расположиться вокруг.)

Воспитатель:

Давайте и мы со здадим необычные натюрморты - лепные.

Нужно распределиться на 4-5 групп (по желанию), сесть с разных сторон от натюрморта и слепить его, как картину, выкладывая вылепленные фрук ты на тарелку. Для этого нужно обязательно договориться, кто что будет лепить, чтобы натюрморт был, как настоящий.

(Помочь детям разделиться на группы и настроить на обсуждение коллективного замысла).

Воспитатель:

Ребята, как можно слепить яблоко с румяным бочком? (Варианты ответов обсуждаются.)

Есть 2 способа с оздания двух- и трёхцветного изображен ия

1-й способ состоит в том, что 2-3 комо чка солёного теста разного цвета соед иняются в один и из него лепится задуманная форма;

2-й способ: форма лепится из комочка одного цвета, а потом к ней примазывается небольшой комочек другого цв ета.

Перед началом работы ещё раз вспоминаем, что с разных ст орон натюрморт выглядит

по-разному.

Итог:

Давайте теперь поставим работы на одном столе и рассмотрим их. Как называется композиция состав ленная из цветов, овощей, фруктов и раз ных предметов посуды?(Натюрморт)

Какие красивые композиции у вас получились! В этом натюрморте самые большие фрукты (например, яблоко и груша) лежат посередин е тарелки, а вокруг красиво размест ились более мелкие фрукты и ягоды (абрик осы, вишни и виноград).

Сабақтын бағдарламасы

Поурочный план

The plan of the lesson

Сынып/ Класс / Klass : 2

Пән/ Предмет/ Subject: изобразительное искусство

Сабақтың тақырыбы/ Тема урока/ Theme: выполнение рельефной композиции, натюрморт из двух предметов (лепка)

Сабақтың үлгісі / Тип урока/ Type of the lesson: комбинированный.

Сабақтың түрі/Вид урока/ Kind of the lesson: практическое занятие.

Мақсаты/ Цели урока/ Objectives:

білімдік / образовательная/ educational: познакомить учащихся с рельефной композицией, научить грамотной компановки с учетом перспективы искажения.

дамытушылық/ развивающая/ developing : развивать мелкую моторику рук, координацию движения, глазомер, наблюдательность.

тәрбиелік/ воспитательная / bringing-up: воспитывать любовь к изобразительному искусству, ответственность, усидчивость, любовь к труду взрослых.

Көрнекі құрандар/Оборудование/Resources:

Әдіс/Метод/Method: объяснительно-иллюстративный, словесный, практический.

Сабақтың жоспары/ План урока/ Plan:

I . Организационный момент.

II . Психолого-педагогический настрой.

III . Актуализация знаний.

IV . Изучение нового материала.

V . Физкультминутка.

VI . Практическая работа.

VII . Итог урока. Оценивание работ учащихся.

Сабақтын барысы/Ход урока/The lesson’s going:

    Организационный момент:

Сәлеметсіз бе балалар!

    Здравствуйте, ребята!

    Good afternoon children!

Отырыңдар! Садитесь!

II . Психолого-педагогический настрой:

На уроках ИЗО мы открываем перед собой все многообразие окружающей нас жизни. Я прочитаю вам стихотворение М.Волошина. Послушайте, пусть эти слова вдохновят вас на активную работу.

Все видеть, все понять,
Все знать, все пережить,
Все формы, все цвета
Вобрать в себя глазами
Пройти по всей земле
Горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить!

III . Актуализация знаний.

Ребята, сейчас я буду называть предметы, которые нам необходимы для работы, а вы проверяйте глазками их наличие. У кого все готово поднимайте руку (пластилин, цветной картон, влажные салфетки)

Что такое лепка? (Лепка – это создание скульптурных произведений из пластичных материалов)

Какие виды лепки вы знаете? (предметная, сюжетная и декоративная)

Давайте, с вами повторим правила техники безопасности при работе с пластилином.

Правила безопасной работы с пластилином.

    Во время лепки не следует трогать руками лицо, глаза и одежду.

    Выбери для работы нужный цвет пластилина.

2. Обрежь стекой нужное количество пластилина.

3. Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.

4. По окончании работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только потом вымой их с мылом.

IV . Изучение нового материала

Сообщение темы урока

На уроке мы с вами будем выполнять пластилиновую аппликацию на дисках, а именно натюрморт. Посмотрите, на эту композицию, скажите из каких предметов состоит натюрморт.

Правильно, ребята. Это торсык и яблоко.

Скажите, как на казахском языке будет яблоко? (Алма) На английском? (Apple )

Какой город Казахстана славится яблоками?

А кто знает, что такое торсык?

(Торсык - классический казахский сосуд из кожи, предназначен для хранения жидкостей, прежде всего кумыса. К сожалению, искусство изготовления водонепроницаемых торсыков уходит из нашей жизни, а ведь в нем значительное время сохранялся кумыс или шубат, при этом, не теряя своих лечебных свойств. Сейчас только сувениры в форме торсыка напоминают о древнем изобретении казахов.)

Вводная беседа

Рельеф – вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым (или углубленным) по отношению к плоскости фона.

Основные виды – барельеф, горельеф, контррельеф.

При выполнении рельефов дети учатся обращаться с инструментом, различным приемам лепки, а главное - красивому декоративному заполнению пространства.

    Барельеф

Это рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, как правило, не более чем на половину объема.

Работа над рельефом проводится в несколько этапов: сначала основа покрывается тонким слоем пластилина, затем на нее стекой наносят рисунок, затем по рисунку выкладывается лепной орнамент. Края прочно примазываются к основе.

Рельеф можно выполнить и другим способом: на пластину наносится узор, а лишний пластилин вокруг него осторожно удаляется стекой, как бы выскабливается. В результате фон опускается, а рельеф остается приподнятым над плоскостью пластины.

    Горельеф

Это рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объема. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости.

    Контррельеф

А этот рельеф – наоборот, углубляется в поверхность, он представляет собой как бы «негатив» барельефа.

Контррельефный рисунок можно процарапать или продавить стекой, палочкой, пальцем, штампиком.

Виды пластилиновой аппликации

Пластичный и яркий прекрасно подходит для выполнения аппликаций, так как его легко обрабатывать, придавать нужную форму. А сама аппликация долго сохраняет форму. Для пластилиновой аппликации понадобиться разноцветный пластилин, картон (цветной или белый), кроме того, аппликацию можно выполнять на стеклянной поверхности, затем накрыв ее таким же куском стекла и вставив в рамку.

Сюжетом для аппликации может послужить любой рисунок из книги или журнала, который можно перенести на поверхности с помощью копировальной бумаги.

Аппликацию из пластилина можно выполнять разными способами.

Для начала нужно перенести понравившейся рисунок на лист картона или маркером на стекло, заполнить каждый участок картинки пластилином соответствующего цвета, что можно сделать маленькими шариками, жгутиками или целыми деталями, придав стеком краям нужную форму.

Виды аппликации из пластилина:

    аппликация из целых деталей

    аппликация из пластилиновых жгутиков.

    аппликация из пластилиновых шариков (пластилиновая мозаика)

    аппликация на стекле

    необычный вид аппликации - аппликация на дисках (DVD,CD и т.п.)

V . Физкультминутка

    Раз, два, три,четыре, пять,

Все такие нужные,

Крепкие и дружные.

    Теперь ребята сделаем массаж для своих пальчиков, правой рукой массажируем пальчики левой руки, и теперь наоборот левой рукой массажируем пальчики правой руки.

VI . Практическая работа

А теперь приступаем к работе. Для начала давайте я вам покажу, как делать, а потом вы будете делать.

Пед. Показ (поэтапно)

Расположите перед собой диск. Для начала наносим рисунок маркером (карандашом) на диск.

Затем нам нужен будет пластилин. Выбираем нужный нам цвет. Отсекаем половинку пластилина. Смягчаем его перед работой. И наносим небольшими кусочками по контуру на наш рисунок. После заполняем весь рисунок. По завершению стекой убираем лишнее. Вот такой вот натюрморт у нас должен получиться.

VI . Итог урока. Оценивание работ учащихся

Ребята, с какой сегодня композицией мы с вами познакомились?

Что такое рельеф?

Из каких предметов состоит наш натюрморт?

Как на казахском будет яблоко? На английском?

Что такое торсык?

Молодцы рябята!

Анализ и оценивание работ учащихся

Ребята первого ряда покажите свои работы ребятам второго и третьего ряда. Теперь второй – первому и третьему. И третий – первому и второму.

Молодцы, ребята!

Теперь убираем свое рабочее место, а я пройдусь и поставлю оценку.