Развлечение для средней группы веселые ритмы. «В гостях у Витаминки» музыкальное развлечение для детей средней группы

Надежда Репницкая
Конспект музыкального развлечения в средней группе «В гости к Бабушке-Загадушке»

Цель : создание условий для развития у детей интереса к различным видам музыкальной деятельности .

Задачи :

Развивать звуковысотный слух ;

Развивать певческие навыки детей : петь одновременно, легким звуком, четко проговаривая слова;

Формировать умение передавать игровые образы в движениях;

Обогащать эмоциональную сферу детей.

Ведущий : Сегодня мы с вами, ребята, отправимся в гости к Бабушке-Загадушке . Давайте поедем к ней на поезде.

Дети становятся друг за другом, кладут руки на плечи ребенка, стоящего впереди.

Ведущий : Все готовы? Поехали!

Дети двигаются под музыку «Поезд» . «Марш-тренаж» . Т. Суворовой

Ведущий : Посмотрите, ребята, дом стоит, уж не в нем ли живет Бабушка-Загадушка ? Давайте постучим и узнаем.

Дети стучат, из домика выходит Бабушка-Загадушка .

Бабушка : Здравствуйте, дети! Как вас много! Давайте знакомиться : я Бабушка-Загадушка , а как вас зовут? Скажите мне все сразу.

Дети называют свои имена.

Бабушка : А вы знаете, почему меня так зовут? Правильно, потому что я очень люблю загадки загадывать. За это и прозвали меня Бабушкой-Загадушкой . А вы умеете загадки отгадывать? У меня в корзинке игрушки лежат, но чтобы узнать, какие, надо все загадки отгадать. Вот первая :

Кто там скачет по дорожке? Цок-цок-цок.

У кого так резвы ножки? Цок-цок-цок.

Шелковиста её грива,

Весела она, игрива.

У неё так шёрстка гладка,

Как зовут ее?

Дети : Лошадка!

Бабушка : Правильно, лошадка (достает из корзинки лошадку) . А давайте покричим, как лошадки : «Иго-го» . Вот молодцы! А вы знаете песенку про лошадку? Тогда давайте ее споем.

Песня «Лошадка Зорька» . Т. Ломовой

Бабушка : Ай да, молодцы, какая замечательная песенка. А у меня для вас еще загадка, послушайте :

Гребешок аленький,

Кафтанчик рябенький,

Двойная бородка,

Важная походка,

Дети : Петушок.

Бабушка достаёт из корзинки петушка.

Песня «Кто проснулся рано?» . Г. Гриневича

Бабушка : Хорошая песенка. Да, и правда, петушок мой, как будильник, всегда будит меня утром. А чтобы узнать, кто еще в моей корзиночке лежит, нужно следующую загадку разгадать :

Кого боится мышка

Кто бежит за ней вприпрыжку?

У кого на каждой лапке коготки-царапки?

Дети : Котик.

Бабушка : А про котика песенку знаете? Мне споете?

Песня «Котик» . И. Кишко.

Воспитатель : Бабашка-Загадушка, а наши ребята умеют не только песенки петь, но и показывать, как кот ловит мышку. Правда, ребята? Давайте покажем бабушке .

Бабушка : Вот будет здорово! А то у меня в избушке мышей развелось…

Игра «Хитрый кот» .

Бабушка : Вот молодцы, и песенку спели, и от мышей меня избавили. Слушайте ещё одну загадку.

У меня в корзинке шапочка

Хорошего певца, певца-молодца

Он встаёт на заре, и поёт во дворе!

Дети отгадывают. Бабушка достаёт шапочку петушка. По считалочке выбирается петушок. Игра проводится 2-3 раза.

Игра «Петушок» . Р. н. п.

Дети садятся на стульчики.

Бабушка :

Молодцы, ребятки, отгадали все мои загадки.

А ещё в корзинке у меня лежит пакет,

Много вкусных в нём конфет!

Ведущий : Ребята, понравилось вам в гостях у Бабушки-Загадушки ?

Дети : Да!

Бабушка : И мне с вами было весело! Приходите ко мне еще.

Бабушка угощает детей конфетами.

Задачи:

— расширять кругозор, фантазию;

— развивать эстетическое восприятие.

Предварительная работа:

— чтение произведения Дж. Родари;

— разучивание отрывков.

Действующие лица

Дети:

Виноград

Виноградинки

Воспитатель

Дорогие ребята!

Я скажу вам по секрету, как бывает:

Сказка вдруг нас в свой мир приглашает,

Чтобы чудесами удивить,

И чему-то научить.

Итак, жили-были жестокий принц Лимон и гроза всех бедняков синьор Помидор. В их владениях и построил себе домик Тыква. Он так долго мечтал иметь свой, хоть и маленький, домик.

Тыква

С друзьями я построил дом,

Хорошо живется в нем.

Здесь уютно, и тепло,

И просторно, и светло.

Теперь не страшны холода.

Дождь осенний и ветра.

К Тыкве подходят его друзья: Чиполлино, Вишенки, Груша, Редиска, Виноградинки. Исполняется «Танец друзей». Раздаются барабанный стук, звон. Друзья Тыквы убегают.

Воспитатель. Слышите стук барабана и звон колокольчиков? Это приближаются принц Лимон со своими лимончиками и синьор Помидор.

Входят солдаты-лимончики. Один впереди с барабаном, остальные с колокольчиками. Замыкают шествие принц Лимон и синьор Помидор. Звучит Шествие «Розимунда» (муз. Ф. Шуберта).

Лимон

Я принц Лимон.

Здесь в стране — мой закон:

Нельзя ни петь, ни веселиться,

Нельзя, где хочешь поселиться.

Помидор

А я — грозный Помидор,

Повелитель и синьор.

На полях и на грядках

Навожу порядки.

Кто мне не подчинится,

Посажу в темницу.

Лимон

Что за дом здесь на пути?

Не могу никак пройти!

Тыква

Я домик для себя сложил,

С друзьями много я потратил сил.

Лимон

Как же ты посмел?

Или в темницу захотел?

Или забыл ты мой закон?

Уходи отсюда вон!

Солдаты-лимончики выводят Тыкву из дома.

Законы надо соблюдать!

Я этот дом велю сломать.

Помидор

Стой, принц!

Зачем его ломать?

Здесь пес Мастино

Будет спать.

Выбегает Мастино.

Мастино . Гав-гав! (Обращается к Лимону и Помидору.)

Буду в этом доме жить,

Буду верно вам служить.

Под марш «Любовь к трем апельсинам» (муз. С. Прокофьева) Лимон, Помидор и лимончики уходят.

Воспитатель. Сидит наш Тыква грустный-грустный. А вот и Редисочки.

Редисочки, пританцовывая «Чарльстон», подходят к Тыкве.

1-я Редиска

Здравствуй, Тыквочка, мой друг!

Отчего ты плачешь вдруг?

Тыква

Грозный Помидор и принц Лимон

Выгнали из дома вон.

2-я Редиска. Пойдем с нами к музыканту Груше. Вдруг он нам поможет?

Воспитатель. И пошли они к музыканту Груше. А Груша в это время веселился со своими друзьями.

Исполняется общий танец.

Тыква . Здравствуй, Груша! У меня беда — грозный Помидор и принц Лимон выгнали меня из дома вон.

Груша

Не грусти! Вокруг так много овощей.

Значит, много у тебя друзей.

Фасолинка

Ой, друзья, я так плясала,

Что подметки оторвала.

Груша

Пусть придет сапожник Виноград,

Он всегда помочь нам будет рад.

Выходят Виноград и Виноградинки с молоточками и металлофонами.

Виноград

Не один я к вам пришел,

А помощников привел.

Виноградинки

Молоточки свои вынем,

Обувь каждому починим.

Вбегает Чиполлино.

1-я Редиска . Чиполлино, нужно Тыковке помочь.

Чиполлино . А что случилось?

2-я Редиска

Грозный Помидор и принц Лимон

Выгнали его из дома вон.

Чиполлино

Мы сейчас к Лимону все пойдем

И порядок быстро наведем.

Входят Лимон, Помидор и лимончики.

Вы зачем овощам угрожаете?

Из своих домов выгоняете?

Нам надоело вас бояться!

Не позволим Тыкве без дома остаться!

Помидор. Да как ты смеешь кричать на меня? Я — синьор Помидор! Мы тебя в темницу посадим. Стража! Схватить его!

Лимончики окружают Чиполлино.

Чиполлино. Ах, так! Ну, получишь! (Снимает с головы шапочку.)

Сейчас я стану раздеваться,

Вы будете слезами умываться.

Помидор, Лимон и лимончики начинают плакать.

Лимон . Мы больше не будем, простите нас.

Чиполлино . Простим их?

Дети отвечают.

Все (вместе)

Мы дружные ребята!

Не ссоримся совсем!

Мы дружные ребята

И скажем это всем.

Воспитатель. Дорогой Тыква! Твои друзья приготовили тебе на новоселье подарки. Ими мы украсим твой домик.

Дети дарят свои подарки Тыкве.

Есть за горами, за долами

Маленькая страна.

Там живут маленькие фруктовые

И овощные человечки,

И дружба для них очень важна.

Звучит песня «Маленькая страна» (сл. И. Резника, муз. И. Николаева). Сказочные герои прощаются со зрителями.

Дорогие гости! Если вам понравилось в нашем волшебном королевстве, приходите почаще, а мы всегда рады встретиться с вами. Не забывайте нас. До свиданья!

Весеннее развлечение в средней группе.

Звучит музыка. Дети друг за другом входят в зал и садятся на стульчики.

Вед. Зажурчал ручей в овражке,

Прилетели с юга пташки,

Греет солнышко с утра –

В гости к нам пришла ….

Дети (ХОРОМ) – Весна!

Вед. Ребята, сегодня мы собрались с вами в зале, чтобы петь,
плясать, веселиться. На улице сейчас весна! Прилетают птицы,
появляются первые цветы. Ребята, давайте позовем Весну на наш
праздник…

Песню мы весне споем, к себе в гости позовем.

Встают в круг. « Прейди, весна красная»

Весна (появляется на ширме) – Слышу, слышу вас, ребята. На полянку к вам

Спешу. И букет цветов прекрасных я в подарок вам

Несу.

«Танец с цветами» (вальс – В.А. Моцарт)

Весна Ребята, я сегодня предлагаю вам отправиться в гости к солнышку. А поедем с вами на поезде.

Дети встают друг за другом и под музыку «Паровоз» двигаются по залу за ведущим.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, что это за домик? Чей он? Кто, кто в домике живёт? Никого не видно. Я в колокольчик позвоню – кого-то в гости позову.

Ведущий на слова «раз-два-три» звенит колокольчиком.

Раз – два – три, закрой глаза, и не смотри. (дети закрывают глаза ладошками )
Раз – два – три, солнце в гости к нам приди!

Открой глазки и удивись.

На ширме около домика появляется солнце.

Солнышко : Здравствуйте, ребята!

К вам меня Весна послала,

Очень строго наказала:

Всех согреть своим теплом,

И поля, и лес, и дом.

Воспитатель : Солнце встало спозаранку,

Детям всем улыбки шлет.

На инструментах поиграем

И солнцу песенку споем.

«Зайчик солнечный стучится». (Игра на муз. Треугольнике и колокольчик)

Весна А теперь ребятки отгадайте-ка мои весенние загадки:

  1. Смастерим для птичек дом

С круглым маленьким окном.

Вот скворец сел на орешник,

Строем мы ему... (скворечник)

  1. Посмотрите-ка, ребята,

В небесах повисла вата -

К нам плывут издалека

В синем небе... (облака)

  1. В теплый день из-подо льда

Мчится талая вода.

И шумит всех птиц звончей

Этот озорной... (ручей)

  1. Дни погожие не редки,

Греются на солнце ветки.

И, как маленькие точки,

На ветвях набухли... (почки)

  1. Снег и лед на солнце тают,

С юга птицы прилетают,

И медведю не до сна.

Значит, к нам пришла... (весна)

Медведь (на ширме) Это кто мне спать мешает?

Я сердит на вас! Да! Да!

Разбегайтесь кто куда!

Весна Хватит мишка, не сердись

А скорее улыбнись.

Зарядку делать начинай.

Медведь Зарядку? Не умею я!

Воспитатель : Для этого и есть друзья.

Посмотри ты, как ребятки

Дружно делают зарядку.

Музыкальная физкультминутка.

Мишка : Спасибо вам, ребята, что меня разбудили, а то проспал бы тёплую весну и жаркое солнечное лето. Я с вами косточки размял, пора и покушать, а то в животе урчит после зимней спячки. Пойду, мёд поем.

Медведь До свидания, друзья!

Весна Да, друзья скажу вам честно.

С вами очень интересно

И играть, и плясать.

Но подошел к концу наш праздник

Прощаться нам пора друзья.

Я всех подарком одарю,

Никого не обделю!

(Угощает детей)

Я очень полюбила вас,

Мы встретимся еще не раз.

До свидания!

Музыка - мощное средство воздействия на эмоциональную сферу ребёнка, делающее его более чутким и восприимчивым к прекрасному в жизни и искусстве. Особенно она необходима в дошкольном возрасте. Согласно научным исследованиям, отсутствие музыкальных впечатлений в детстве не лучшим образом сказывается на психике человека. Кроме того, важно, чтобы рядом с малышом был взрослый, который в полной мере раскроет для него красоту музыки и поможет её почувствовать.

Музыкальные занятия в средней группе ДОУ: структура и особенности

Дети 4–5 лет хорошо воспринимают новые знания и впитывают впечатления, у них активно формируется образное мышление. По сравнению с более младшим возрастом их внимание становится гораздо более устойчивым. Поэтому музыкальные занятия в средней дошкольном звене приобретают особую значимость. Как и любая образовательная деятельность, они включают в себя разные группы задач.

Образовательные задачи

  1. Слушание. У ребят формируется культура внимательного прослушивания музыкальной композиции, они учатся понимать её характер, узнавать знакомое произведение, высказывать впечатления о нём. Дети также осваивают понятия «тихо» и «громко», «медленно» и «быстро», «высокий» и «низкий» звук.
  2. Пение. Дошкольники учатся выразительно исполнять песни, чисто, протяжно или подвижно, чётко произнося слова, передавая определённый характер музыки; петь под инструментальное сопровождение и без него. Также малыши вырабатывают умение импровизировать, сочинять на ходу мелодию, опираясь на предложенный текст (например, отвечая на вопросы «как тебя зовут?», «где ты?» и пр.)
  3. Музыкально-ритмические движения. Продолжается становление хореографических навыков - дети учатся выполнять ритмичные движения в соответствии с характером музыкальной композиции. Малыши учатся быстро изменять их по ходу музыки. Совершенствуется работа в парах (кружение, пружинка, галоп, движение в хороводе). Ребята тренируются ритмично хлопать в ладоши, выполнять элементарные перестроения, подскоки, переставлять ножку с носка на пятку, различать характер ходьбы (спокойная, стремительная, торжественная).
  4. Танцевально-игровое творчество. Дети осваивают музыкальные игровые упражнения (например, порхают, как бабочки, кружатся, как листики), используют средства мимики и пантомимы (изображают сердитого волка, хитрую лису, испуганного зайчишку), ставят музыкальные мини-спектакли вместе с педагогами.
  5. Игра на музыкальных инструментах. Воспитанники средней группы учатся наигрывать простые мелодии на металлофоне и деревянных ложках, погремушках и барабане и пр.

Фотогалерея: музыкальные умения, которые формируются у детей пятого года жизни

Малыши осваивают танцевально-игровое творчество Воспитанники средней группы совершенствуют свои хореографические умения В средней группе продолжается развитие вокальных данных Одна из задач музыкальных занятий в средней группе - научить ребят наигрывать простейшие мелодии на музыкальных инструментах

Развивающие и воспитательные задачи

Занятия музыкой развивают воображение малышей пятого года жизни, учат их самостоятельности и проявлению инициативы. Выполняя танцевальные движения, дети становятся более подвижными, ловкими, учатся управлять своим телом. У детей воспитывается позитивное отношение к окружающему миру, вырабатываются эстетические чувства. В зависимости от тематики занятия ребятам также прививается любовь к природе, семье, своей стране.

Подходящие приёмы для работы в средней группе

Чтобы музыкальное занятие в средней группе проходило увлекательно, педагог должен вводить в него как можно больше игровых событий:

  1. Музыкальные игры, в том числе пальчиковые, проводятся между основными обучающими блоками.
  2. При обучении танцам хорошо использовать различные вспомогательные предметы (игрушки, цветы, ленточки, зонтики, обручи), надевать на детей различные атрибуты (веночки, косынки, бескозырки, колпачки и т. п.). Всё это очень нравится малышам, подстёгивает их энтузиазм и фантазию.
  3. На занятии с 4–5-летними детьми недопустимо формальное заучивание песенного материала, многократное однообразное повторение. Напротив, заинтересовать малышей поможет смена деятельности, введение игровых персонажей (если педагог сам нарядится, например, в фею или матрёшку, то сразу появится совершенно новая волшебная атмосфера, которая увлечёт детей).

Фотогалерея: примеры приёмов работы на музыкальном занятии в средней группе

Использование костюмов и атрибутов, несомненно, вызовет повышенный интерес у малышей Музыкальная игра поднимет ребятам настроение Несложное «перевоплощение» музыкального руководителя позволит детям совсем по-другому воспринимать занятие

Видео: музыкальная игра «Тётя-весельчак»

https://youtube.com/watch?v=gmycH2NgNoQ Video can’t be loaded: Танец с мамами «Тетя Весельчак!». Средняя группа. (https://youtube.com/watch?v=gmycH2NgNoQ)

Видео: музыкальная игра «Ёлочки-пенёчки»

Структура занятия

Традиционное музыкальное занятие в средней группе имеет определённую структуру.

  1. Начинается оно, как правило, с разминочного ритмического упражнения. Оно может включать в себя танцевальный шаг (галоп, подскоки), отдельные танцевальные элементы, построения из разучиваемого хоровода и пр. Это позволяет создать бодрое настроение у детей и подготовить к деятельности, требующей повышенного внимания.
  2. Следующий этап - прослушивание музыкальных композиций, исполнение песен. Сюда же относятся упражнения на развитие слуха, вокальных данных.
  3. Третий этап - музыкально-ритмическая деятельность. Это может быть игра, танец, хоровод. При этом спокойные задания необходимо чередовать с более динамичными.
  4. Четвёртый этап - игра на музыкальных инструментах.
  5. Закончить занятие лучшего всего игрой музыкального содержания.

Организационные нюансы

Задача музыкального руководителя - создать во время занятия определённую обстановку. Как правило, занимаются дети в зале. Туда не должны проникать посторонние шумы, поскольку они будут мешать восприятию и выполнению творческих заданий. Но ближе к лету можно перенести процесс на улицу. На свежем воздухе дети поют и танцуют, для музыкального сопровождения можно использовать аккордеон или баян, аудиотехнику.

Во время пения в помещении дошкольники сидят на стульчиках возле педагога. Причём на первый ряд целесообразно посадить ребят, имеющих проблемы с дисциплиной, недавно поступивших в детский сад (некоторые дети начинают ходить туда только с четырёх лет) или же испытывающих затруднения при пении. Одежда малышей должна быть максимально удобной, не стеснять движений, на ногах желательны чешки.

На ногах у малышей желательны чешки, а одежда не должна стеснять движений

Проводятся музыкальные занятия в средней группе два раза в неделю. Продолжительность каждого - 20 минут.

Индивидуальный подход на музыкальном занятии в средней группе

Конечно, музыкальные способности у детей развиты не одинаково. И в средней группе это уже отчётливо проявляется. Кроме того, есть ребята способные, но стеснительные, неактивные, которым нужно помочь раскрыться. Если малыш какое-то время не ходил в детский сад из-за болезни, то он также может теряться, не понимая, как вести себя в конкретной ситуации. Именно поэтому на музыкальном занятии необходим индивидуальный подход к каждому воспитаннику даже в условиях групповой деятельности.

Скромному ребёнку нужно помочь раскрыться на музыкальном занятии

Каждому ребёнку (или группе детей) подбирается задание по способностям. Также полезно использовать на занятии взаимообучение (например, дошкольники могут помочь друг другу освоить новые движения или игру на музыкальном инструменте). Это очень важно для успешной социализации малышей и их коммуникативного развития, они становятся более доброжелательными и внимательными друг к другу.

С отстающими детьми музыкальный руководитель может позаниматься дополнительно (по договорённости с родителями), например, в вечернее время. Как показывает практика, после такой индивидуальной работы (2–3 раза) малыш подтягивается до среднего уровня. А если детям нужно, например, подготовить номер для исполнения на утреннике «по секрету» от остальных воспитанников, можно организовать отдельное занятие для подгруппы.

Для педагога совершенно недопустимо выделять каких-либо детей, относиться только к ним как к будущим танцорам или певцам. Это способствует разобщённости малышей, вызывает у одних зазнайство и завышенную самооценку, а у других чувство зависти и обиды. Ребята должны искренне переживать за успехи и неудачи друг друга и быть уверенными в своих силах, не ставя себя выше других.

Виды музыкальных занятий в средней группе

В средней группе проводятся такие типы музыкальных занятий:

  1. Традиционное. Занятие объединяет все виды деятельности, предусмотренные программой для средней группы и отличается типовой структурой (ряд последовательно сменяющих друг друга этапов).
  2. Доминантное. В занятии преобладает какой-то конкретный вид деятельности (например, хореография или игра на музыкальных инструментах). Такая деятельность часто используется, чтобы преодолеть отставание группы в определённом направлении.
  3. Тематическое. Образовательная деятельность строится вокруг конкретной темы (например, зима в лесу или путешествие в какую-то сказку). Разновидностью данного типа являются комплексные и интегрированные занятия. В первом случае выбранная тема раскрывается с помощью различных видов искусства (а не только музыкальными средствами) – музыки, хореографии, театра, поэзии, живописи. Во втором - музыкальная деятельность комбинируется с познанием окружающей среды, математикой, развитием речи, физической культурой. Они объединены при этом общей темой или единым художественным образом.

Примером интегрированного занятия является тема «Путешествие в лес», где музыка тесно переплетается с познанием окружающей среды. Ребята поют песни про животных, исполняют танцы соответствующего содержания и при этом закрепляют знания об обитателях леса.

Другой вариант - занятие, посвящённое старинному музыкальному инструменту, например, шарманке. Дети знакомятся с композицией П. Чайковского «Шарманщик». В связи с этим вспоминается сказка про Буратино и проводится мини-беседа о профессии шарманщика на доступном малышам уровне. Можно также показать ребятам картины художников, изображающие бедных музыкантов со своим инструментом.

Всегда интересно проходят интегрированные занятия и на патриотическую тему. Например, деятельность может быть посвящена матрёшке - традиционному русскому сувениру. Дошкольники исполняют подходящий танец, отгадывают загадки, закрепляют математические понятия (один и много, большой и маленький), узнают что-то интересное об этой игрушке.

Как мотивировать детей: начало занятия

Хотя музыкальная образовательная деятельность в детском саду сама по себе увлекательна, важно вызвать к ней дополнительный интерес у воспитанников. Для этого педагог продумывает мотивирующее начало занятия. Конечно, основную роль будет играть игровой компонент. Например, музыкальный руководитель может сказать ребятам, что к ним в гости пришли матрёшки, которые очень хотят с ними поиграть. Или в комнате появляются игрушки, которые живут в домике и выйдут оттуда, если ребята правильно выполнят задание - определят характер исполняемой музыкальной композиции.

Игрушки можно задействовать в начале занятия

Музыкальное занятие, посвящённое весне, можно начать с появления куклы в соответствующем наряде (в зелёном платье и с веночком на голове), которая расскажет малышам о себе. Другой вариант - мотив путешествия. Педагог приглашает детей отправиться в сказочную страну, где игрушки способны оживать. Поможет туда перенестись волшебный сундучок (под композицию С. Майкапара «Музыкальная шкатулочка»). Из сундучка музыкальный руководитель достаёт Петрушку, который «оживает».

Петрушка появляется из волшебного сундучка

Можно устроить дошкольникам путешествие в лес, где их ждут милые зверюшки. Чтобы никто не потерялся, нужно крепко взяться за руки и под музыку двигаться змейкой. По пути ребята приседают на воображаемые пенёчки и дышат свежим воздухом (выполняют дыхательное упражнение).

Ещё одно интересное решение - в зале «открывается» лавка музыкальных игрушек, где воспитатель работает продавцом. А дошкольники должны помочь игрушкам подобрать музыкальный инструмент. В качестве платы за музыкальные инструменты могут выступать правильные ответы детей на вопросы продавца.

Педагог может предложить малышам посетить магазин музыкальных инструментов

Варианты тем

Конечно, традиционная музыкальная деятельность не привязана к конкретной теме. Если же занятие тематическое, то в средней группе можно предложить следующие интересные варианты:

  1. Времена года: например, «Дары осени», «Пришла весна», «Волшебница Зима», «Лето красное».
  2. «В гостях у лесных обитателей», «Птицы», «Хлеб», «В гостях у игрушек», «Матрёшка».
  3. Занятия, где преобладает прослушивание композиций и игра на музыкальных инструментах: «В мире музыкальных звуков», «Яркий мир звуков», «Музыкальный сундучок» (теремок, шкатулка и т. п.), «Шарманка», «Русская гармошка», «Балалайка».

Таблица: фрагменты конспектов музыкальных занятий

Автор и название занятия Ход занятия
Алла Козлова «Приключения в лесу» Педагог предлагает дошкольникам отправиться в волшебный лес, где их ждут удивительные приключения. Нужно пойти змейкой по извилистой тропинке, взявшись за руки. Звучат звуки леса. Детям предлагается сесть на воображаемые пенёчки и подышать чистым воздухом (выполняется дыхательное упражнение «Носик-дудочка»: поочерёдно прикрываются ноздри и делаются глубокие вдохи).
Музыкальный руководитель исполняет песню М. Красева «Кукушка», просит ребят определить настроение этой музыки. Затем детям предлагаются музыкальные инструменты, они должны выбрать, какой может передать звонкое пение кукушки (металлофон), а какой тихое (треугольник), какой передаст журчание лесной речки (колокольчики), прыжки лягушек (деревянные ложки). Дети исполняют песню совместно с игрой на инструментах.
Звучит аудиозапись жужжания комаров. Проводится физкультминутка:
  • Воспитатель (с веточкой в руках):
    Кыш, кыш, комары.
    Разлетайтесь, комары.
    Не кусайте вы меня,
    Столько раз средь бела дня.
    Музыкальный руководитель: Отвечают комары…
    Дети: Мы и так к тебе добры (тремор ладошек).
    Ведь кусаем мы тебя (хлопки)
    Хоть до крови, но любя. (Хлопки).

Дошкольники исполняют песню «Комар» М. Лазарева.

Встреча с ёжиком - он спит под ёлкой.
Инсценировка песни «Ёжик»:
  • Весь в иголочках зверёк (поют дети, передавая игрушку по кругу),
    С головы до самых ног.
    Ты куда, колючий ёж?
    Ты куда идёшь-бредёшь?
    Шарю, шарю по кустам (поёт ребёнок, у которого в руках оказывается игрушечный ёж).
    Добываю пищу сам.
    Я мышей в траве ищу
    И в гнездо к себе тащу.
    Ищет ёжик червяка (поют дети),
    И лягушку, и жука.
    Шарит, шарит по кустам,
    Добывает пищу сам. (Игрушка возвращается воспитателю).

Чтение ритмической потешки «Ёжик»:

  • Ёжик, ёжик колкий,
    Дай свои иголки -
    Починить штанишки
    Драчуну зайчишке.
    Ёжик, ёжик колкий -
    Одолжи иголки.
Встреча с мишкой-топтыжкой. Дети исполняют песню Ф. Гершовой «Медведь». Педагог надевает маску медведя и играет с детьми в прятки - обыгрывается песня «Весёлые медвежата»:
  • На полянке медвежатки
    Разыгрались с мамой в прятки.
    Разбежались кто куда.
    Не найти их никогда. (Поёт воспитатель).
    Дети присаживаются на корточки. Проигрыш: дети поднимаются.
    Но медведица схитрила (поют дети, выполняя движения по тексту: указательный пальчик к губам),
    Вкусной каши наварила (поглаживают животики),
    Ставит чашку на пенёк (разводят руки в стороны),
    Рядом липовый медок. (Хлопают в ладоши. Проигрыш: дети берут в руки деревянные ложки).
    Детки сами прибежали,
    Чашки, ложки застучали.
    Стук, стук, чок! (Дети поют и играют на ложках).
    Стук, стук, чок!
    Съел и чашку на сучок.
    Стук, стук, чок. (3 раза) (Короткий удар в ложки, руки вытянуть вперёд, ложки от себя).
Дошкольники прощаются с лесом и выходят из зала.
С.К. Даниелян «Волшебный сундучок» Дети под музыку входят в зал. Педагог обращает их внимание на красивый сундучок и сообщает, что они оказались в стране, где игрушки оживают. Музыкальный руководитель исполняет композицию С. Майкапара «Музыкальная шкатулочка». Из сундучка появляется Петрушка, который, в свою очередь, достаёт Чебурашку. Малыши исполняют танец «Чебурашка».
Петрушка достаёт из сундучка куклу-неваляшку. Исполняется танец «Куклы-неваляшки».
Следующий предмет - барабан. Дошкольники исполняют песню «Барабан».
Песня-танец «Разноцветная игра».
Педагог предлагает немного отдохнуть под красивую музыку – «Вальс цветов» Г. Свиридова. После прослушивания композиции ребята делятся впечатлениями.
Игра «Кому достанется погремушка»: Внутри обруча лежат 6 погремушек. Под музыку 7 детей бегут вокруг обруча. Когда она останавливается, каждый должен взять себе игрушку. Таким образом, каждый раз выбывает по ребёнку, и в итоге остаётся один победитель.
Петрушка прощается с ребятами. Под музыку они покидают зал.
Л.И.Курлыкова
«В гости к нам пришли Матрёшки»
Музыкальный руководитель сообщает детям, что в гости к ним пришли матрёшки. Чтобы большая матрёшка вышла из домика, нужно определить характер музыки и сказать, что под неё можно делать, – звучит рус. нар. мелодия «Ах ты, берёза».
Проводится игра на развитие тембрового восприятия «Узнай по голосу» (нужно пропеть имя ребёнка).
Дошкольники исполняют песню М. Парцхаладзе «Дождик».
В следующем домике живут маленькие матрёшки. Дети берут каждый по одной, делятся на две группы (мальчики и девочки). Педагог хочет посмотреть, чьи матрёшки лучше пляшут (дети танцуют под музыку).
В третьем домике живут варежки-матрёшки. Дети надевают их на руки и встают в круг. Исполняется «Танец с матрёшками» под музыку Н. Караваевой.
Педагог предлагает забрать матрёшек в группу, в музыкальный уголок.

Музыкальное развлечение и досуг

Один из любимых детьми видов образовательной деятельности в ДОУ - так называемые музыкальные досуги или развлечения. В средней группе они очень уместны. Музыкальные досуги положительно влияют на умственное, эмоциональное и физическое развитие детей, поскольку включают в себя не только пение и слушание музыки, но и спортивные игры, декламацию стихов, маленькие театральные инсценировки.

Музыкальный досуг в средней группе - всегда весёлое зрелище, развивающее двигательную активность детей

Главное достоинство таких мероприятий - атмосфера непринуждённого веселья, праздника. Можно приглашать родителей, воспитанников других групп. Музыкальный руководитель и воспитатели наряжаются в костюмы сказочных персонажей, животных. Да и сами малыши с удовольствием перевоплотятся в волшебных героев (пусть даже это будет просто маска).

Когда в подготовке задействованы и сами дети, это воспитывает в них самостоятельность и ответственность. Мероприятие становится не просто забавой, а важным делом, способом самореализации. Это особенно актуально для стеснительных ребят: они, например, с радостью участвуют в кукольных спектаклях - в этом случае преодолеть робость помогает ширма.

Темой для музыкального события может стать, например, определённая композиция, наступающее время года («Сбор урожая»), праздник («День Победы»). Содержание мероприятия при этом должно включать в себя соответствующие песни, стихи, игры.

Фрагменты сценария музыкального досуга по пьесам из «Детского альбома» П.И. Чайковского автора Л.В. Горобцовой

  1. Музыкальный руководитель в наряде феи предлагает ребятам отправиться в волшебный лес. Под пьесу П. Чайковского дети берут осенние листочки и кружатся.
  2. Педагог сообщает дошкольникам, что они попали в волшебную страну, и обращает внимание на куклу, сидящую на скамейке. Звучит музыкальная пьеса «Болезнь куклы».
  3. Ребята высказывают предположения, почему кукла грустит. Оказывается, она заболела, и виновата в этом Баба-Яга. Звучит зловещая тревожная музыка (пьеса «Баба-Яга»).
  4. Воспитатель читает стихотворение:
    Баба-Яга, костяная нога!
    Мимо куклы пролетала,
    Всех друзей её забрала.
    Спрятала и улетела,
    Вот и кукла заболела!
  5. Ребята должны помочь кукле найти своих друзей. Они идут по залу под пьесу «Марш деревянных солдатиков» и находят возле барабанов игрушечных солдатиков. Дети относят их к кукле.
  6. Звучит пьеса П. Чайковского «Играем в лошадки». Ребята скачут галопом, имитируют стук копыт.
  7. Возле деревянных ложек они находят ещё одних друзей кукол - лошадок.
  8. Звучит радостная музыка - ребята догадываются, что кукла выздоровела. Педагог предлагает сделать ей музыкальный подарок - сыграть на музыкальных инструментах. Импровизированный оркестр - «Камаринская».
  9. Воспитатель-Фея благодарит ребят за помощь и дарит им на память раскраски.

Перспективное планирование занятий по музыке в средней группе

Перед началом учебного года музыкальный руководитель составляет перспективный план непосредственно-образовательной деятельности, в котором обозначает задачи каждого занятия, его содержание (репертуар). Также в плане можно указать используемые виды деятельности.

Таблица: фрагмент перспективного плана занятий по музыке Е. В. Титовой

Вид деятельности Программные задачи Репертуар
СЕНТЯБРЬ
  • упражнения,
  • пляски,
  • игры.
  • Формировать у детей навык ритмичного движения.
  • Учить детей двигаться в соответствии с характером музыки.
  • Совершенствовать движение спокойного шага и развивать мелкие движения кисти.
  • Совершенствовать танцевальные движения: лёгкий бег, ритмичные притопы, приседания; менять их в соответствии с изменением характера.
  • Развивать внимание, чувство ритма, менять движения в соответствии с характером музыки.
1. «Пружинки» под рус. нар. мелодию;
2. Ходьба под «Марш», муз. И. Беркович;
3. «Весёлые мячики» (подпры-гивание и бег), муз. М. Сатулиной;
4. «Пляска парами», латыш. нар. мелодия
5. «Курочка и петушок», муз. Г. Фрида (игра)
6. «Лошадка», муз. Н. Потоловского (игра)
Слушание Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться и не отвлекать других), дослушивать произведение до конца. 1. «Колыбельная», муз. А. Гречанинова
2. «Марш», муз. Л. Шульгина
Пение
  • Обучать детей выразительному пению.
  • Начинать пение после вступления вместе с воспитателем и без него.
1. «Две тетери», муз. М. Щеглова, сл. народные;
2. «Осень», муз. Ю. Чичкова, сл. И. Мазнина
Развлечение
  • Побуждать детей активно участвовать в развлечении.
«В гостях у сказки»
ОКТЯБРЬ
Музыкально-ритмические движения:
  • упражнения,
  • пляски,
  • игры.
Музыкально-ритмические навыки:
  • закрепить умение различать характер музыки,
  • передавать его в движении,
  • ходить спокойно, без взмаха рук,
  • самостоятельно выполнять движения в соответствии с характером музыки.

Навыки выразительного движения:

  • продолжать совершенствовать навыки основных движений: бег лёгкий, стремительный, ходьба;
  • учить детей свободно ориентироваться в пространстве зала и импровизировать в танце.
1. «Качание рук с листочками», польск. нар. мелодия, обраб. Л. Вишкарева;
2. Прыжки под англ. нар. мелодию «Полли»;
3. «Барабанщик», муз. М. Красева;
4. «По улице мостовой», рус. нар. мелодия, обраб. Т. Ломовой
5. «Жмурки», муз. Ф. Флотова;
6. «Медведь и заяц», муз. В. Ребикова;
Слушание Учить детей чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения, высказывать свои впечатления о прослушанной музыке. 1. «Ах ты, берёза», рус. нар. песня;
2. «Осенний ветерок», муз. А. Гречанинова;
Пение
  • Развивать умение детей брать дыхание между короткими музыкальными фразами.
  • Способствовать стремлению петь мелодию чисто, смягчая концы фраз.
1. «Простая песенка», муз. и сл. Шаламоновой;
2. «Баю-бай», муз. М. Красина, сл. М. Чёрной;
3. «Огородная-хороводная», муз. Можжевелова, сл. А. Пассовой;
Развлечение
  • Создать непринуждённую, радостную атмосферу.
  • Побуждать детей активно участвовать в празднике.
Осенняя сказка «Репка»

Видео: занятие по музыке с использованием ИКТ

https://youtube.com/watch?v=C59vLSE0zYU Video can’t be loaded: Музыкальное занятие в средней группе (https://youtube.com/watch?v=C59vLSE0zYU)

Видео: музыкальное занятие в средней группе с включением игр

Видео: комплексное музыкальное занятие «Осень бродит по дорожкам»

https://youtube.com/watch?v=iIHsp4lYfK4 Video can’t be loaded: Комплексное музыкальное занятие для средней группы МДОУ№291 осень бродит по дорожкам,музыкальный рук (https://youtube.com/watch?v=iIHsp4lYfK4)

Музыкальные занятия очень важны в средней группе. Помимо своего образовательного значения, они воспитывают в детях позитивные качества, формируют основы вкуса, способствуют сплочению детского коллектива и улучшению физической формы.

Сценарий для детей 4-5 лет «День рождения Козочки»

Конспект музыкального занятия в средней группе ДОУ.

Описание: данный конспект предназначен для проведения НОД по музыкальному воспитанию с детьми среднего дошкольного возраста в ДОУ, будет интересен музыкальным руководителям, занимающимся по программе "Музыкальные шедевры" О.П. Радыновой.

Цель: Формировать эмоциональное восприятие музыки через
разные виды музыкальной деятельности.

Задачи:
1. Расширять представления детей об изобразительных возможностях музыки: рассказать, что музыка передает не только настроение, но и характер человека.
2. Развивать музыкальные способности детей: музыкально - ритмические - умение двигаться в соответствии с музыкой, выполнять движения под стихотворение, ориентироваться в пространстве зала; певческие - умение петь на одном звуке, правильно вести мелодическую линию, петь слаженно, передавая настроение песни.
3. Способствовать формированию выразительных навыков в движении, мимики, пении.
4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку через умение вслушиваться в интонации мелодии, определение общего настроения.

Оборудование: Флажок; иллюстрации к пьесам «Плакса», «Злюка; металлофон;костюм для Козы; кувшин деревянный; ложки деревянные по количеству детей; иллюстрация к песне «Я иду с цветами» с нотной строчкой; угощение детям.

Ход занятия.

Педагог встречает детей. Здороваются с использованием «звучащих жестов», пропевая слово «Здравствуйте!» разными интонациями.

Муз. руководитель. Ребята, отгадайте загадку, кто это.
(Загадка о козе) Идет она рогатая, идет она бодатая, копытцами
стучит, «Ме-е-е!» - говорит.
Правильно, это наша козочка - красавица, она вовсе не бодается.
Коза в гости нас на день рождения приглашает. Пойдем? (Ответ
детей)
По дорожке вы идите
Да флажок с собой возьмите.
А я вам веселый марш сыграю.

Марш со сменой ведущего, муз. «Учимся маршировать»,
муз. М. Раухвергера, Е. Тиличеевой

(Дети начинают и заканчивают движение точно под музыку. На окончание музыки ведущий передает флажок стоящему за ним, а сам перебегает в конец)

Муз. руководитель. Вот и сказочный лес, здесь деревья до небес. «Змейкой»
все деревья оббежим, кто внимательный из вас поглядим. Слушайте
внимательно музыку, если музыка остановится, значит, впереди какое-то
препятствие, вы тоже должны остановиться.

«Бег с остановками», муз. В. Семенова
(Дети под музыку легко бегут, на окончание музыки останавливаются. Воспитатель называет воображаемое препятствие, дети преодолевают его)

Муз. руководитель. Вот мы и пришли. А козы пока нет. Вы знаете, ребята
У козы рогатой
Чудные козлятки.
Давайте их изобразим.

Стихотворение с движениями.
Вот козлятки - остры рожки, - прыжки на двух ногах
Вот козлятки - быстры ножки
Пошли козлятки погулять, - «шагают»
Свои ножки поразмять, - «пружинки»
Козлята ножками стучат, - «топотушки»
Козлята весело кричат: «Ме-е-е!» - показываю рожки, «бодаются».

Муз. руководитель. А с каким настроением козлик может сказать «ме-е»? (Ответы детей)
(Стихотворение повторяется еще раз, меняется последняя строчка («ласково кричит», «грустно кричит» и т.п.)

Муз. руководитель. А хотите я вам расскажу, какие козлятки у нашей
Козы?
Один козленок
Был плаксой с пеленок.
Вот послушайте как музыка его изобразила.

Слушание пьесы «Плакса» Д. Кабалевского

Муз. руководитель. В музыке слышны всхлипывания, мелодия звучит
жалобно, тихо, медленно. Давайте попробуем изобразить плаксу под
музыку.(Дети изображают, «всхлипывают»)

Муз. руководитель. А другой козленок был букой, все время сердился, был
маленькой злюкой. Вот какой, послушайте.

Слушание «Злюка» Д. Кабалевского

Муз. руководитель. Музыка громкая, резкая, жесткая, сердитая, будто
козленок разговаривает грубо, жестко, резко, сердито. Как вы
думаете, какими движениями можно показать злюку? (Ответы
детей)
Муз. руководитель играет музыку, а дети изображают музыкальный образ.

Муз. руководитель. Один козленок плакса, другой - злюка, но все равно они
очень любят играть, бегать, а еще все они очень любят свою маму,
особенно сегодня, ведь у нее - день рождения. Приготовили
козлятки для мамы - козы подарок. Послушайте песенку и узнаете
какой.

Попевка «Я иду с цветами», муз. и сл. Е. Тиличеевой.

Муз. руководитель. Давайте все вместе споем эту песенку.
А) Поют все вместе, отхлопывая ритм.
Б) Педагог вызывает одного ребенка к металлофону. Он поет
песенку и играет на металлофоне.

Музыкальный руководитель. Ой, ребята, а что же мы с вами подарим Козе?
Что можно ей подарить, давайте пропоем.

Песенное творчество «Подарок»
Муз. руководитель поет первые слова, ребенок допевает предложение.

Муз. руководитель. Но как же нам быть? Мы же ничего не взяли с собой?
Может, подарим ей песенку? А какую?

Песня ««Очень я мамочку люблю» Сл. и муз. Л. А. Старченко
А) Пропеть отдельно слова в припеве - трезвучие со словами «очень я», «мамочку», протягивать первые слоги, интонировать чисто.
Б) Спеть песенку ласково, протяжно от начала до конца.

Муз. руководитель. Эта песня нежная, ласковая, протяжная. А веселую
песенку вы можете козе подарить? А какую?

Песня «Голубые санки», муз. М. Иорданского, сл. М. Клоковой
(Выразительное исполнение ранее разученной песни. Пение вместе; по одному, по желанию детей)

Муз. руководитель. Как вы хорошо пели. Слышите, кто -то идет.

Выходит воспитатель в роли Козы.
Коза. Здравствуйте, ребятушки!
(Дети и муз. руководитель здороваются с козой.)
Я козочка Ме-ке-ке,
Я гуляла на лужке,
У меня острые рожки, тоненький ножки,
На самой макушке - бархатные ушки,
Язык полотняный, хвостик конопляный.
Я коза к вам пришла молочка принесла. (Роняет кувшин) Ой,
молоко пролилось, одни ложки остались. Коза плачет.
Муз. руководитель. Не плачь, Коза - дереза, не переживай (Коза не перестает
плакать). Ребята, давайте козу развеселим. Козочка - красавица, для
вас мы станцуем и сыграем сейчас. Ой, а на чем же мы сыграем,
инструментов -то нет? (Дети: « На ложках!»)

Танец с ложками. под мелодию рус.нар. песни "Ах ты, береза"

Коза. Вот спасибо вам, ребятки, повеселили вы меня. А я за это с вами
поиграю сейчас.

Игра «Ловишки»
Дети стоят по кругу. Коза поет, обращаясь к какому - нибудь ребенку:
Выходи, козленок мой,
Пободаемся с тобой.
Дети отвечают: «Ме-ме-ме»! - звучит в ответ. -
А у нас и рожек нет!
Коза поет: Выходи, козленок мой,
Поиграем мы с тобой.
Дети: «Ме-ме-ме! Играть люблю!
Коза. Я вас, детки, догоню! (Дети убегают)

Коза. Какие ребятки у вас быстрые да ловкие, никого не поймала.
Муз. руководитель. Посмотрите, ребята, Козочка у нас счастлива,
До чего ж она красивая!
Коза. Это просто наслаждение -
Быть с друзьями в день рождения!

Дети поют Козе «Каравай»

Коза. Я люблю, конечно, всех,
Ну, а деток больше всех.
Я их к чаю приглашу,
Пирожками угощу.

Коза зовет всех в гости - в группу, где детей ждет чаепитие.