Музыкальное воспитание в начальной школе. Методы музыкального обучения

Завьялова В.М., Ильина Л.В. Практический курс немецкого языка. Для начинающих.

ответы к учебнику Завьяловой 2005 года издания

Тут сделаны абсолютно все упражнения к урокам:

- Переведены основной и дополнительные тексты, деловая лексика. (Пока перевод только на русском языке, но планируется и украинский)

- Сделаны упражнения, творческие задания на составление диалогов, текстов по заданным словам.

- Написаны сочинения на тему. (Сочинения в конце каждого урока. Пока не все, но пополняются регулярно, заходите почаще. Как только закончу работу над всеми уроками онлайн, помещу сочинения на отдельной странице).

Пользуйтесь, не стесняйтесь:) Буду рада комментариям!!!

http://zavjalowa.blogspot.com/

Wir lernen Fremdsprachen

Ich bin Ingnieur. Ich arbeite schon 3 Jahre als Ingenieur. Ich arbeite nur am Tage. Die Arbeit beginnt um 8 Uhr morgens. Am Abend besuche ich einen Kurs für Fremdsprachen. Ich lernen

Ich besuche den Unterricht dreimal in der Woche. Ich wohne in der Nähe und gehe gewöhlich zu Fuß zum Unterricht. Der Unterricht beginnt um 7 Uhr abends. Um 10 Uhr ist er zu Ende. Die Gruppe zählt 12 Kursteilnehmer. Das sind Ingenieure, Lehrer, Ärzte, Journalisten, Studenten und Geschäftsleute.

Es läutet. Der Lektor kommt und die Stunde beginnt.

Der Lektor sagt: ―Guten Abend!‖ ―Guten Abend‖, antworten wir. ―Wer fehlt heute?‖ fragt er. Anna antwortet: ―Heute fehlen 2 Teilnehmer. Wahrscheinlich sind sie krank.‖

Zuerst prüft der Lektor die Hausaufgabe. Die Hausaufgabe ist heute leicht. Alle antworten gut. Wir sind immer sehr fleißig.

Wir lesen und übersetzen Texte. Die Texte sind nicht sehr schwer und wir lesen und übersetzen richtig. Manchmal machen wir Fehler. Der Lektor korriegiert, er sagt: ―Sie lesen falsch. Lesen Sie bitte noch einmal!‖ Wir lesen den Text noch ein Mal.

―Herr Below, kommen Sie an die Tafel!‖ sagt der Lektor. Below kommt an die Tafel. Er schreibt und wir schreiben auch. Um halb 9 läutet es wieder. Die Stunde ist zu Ende. Die Pause beginnt.

Übung 1, Seite 93 (упражнение 1, страница 93)

Мы изучаем иностранные языки

Я инженер. Я работаю инженером уже 3 года. Я работаю только днѐм. Работа начинается в 8 часов утра. Вечером я хожу на курсы иностранных языков. Я учу немецкий.

Я хожу на занятия 3 раза в неделю. Я живу недалеко и обычно хожу на занятия пешком. Урок начинается в 7 часов вечера. В 10 часов он заканчивается. В группе 12 слушателей. Это инженеры, учителя, врачи, журналисты, студенты и бизнесмены.

Звенит звонок. Приходит учитель, и начинается урок.

Учитель говорит: «Добрый вечер!» «Добрый вечер!» - отвечаем мы. «Кто сегодня отсутствует?» - спрашивает он. Анна отвечает: «Сегодня отсутствуют 2 слушателя. Возможно, они больны».

Сначала учитель проверяет домашнее задание. Тексты не очень сложные, и мы читаем и переводим их правильно. Иногда мы делаем ошибки.

Учитель исправляет, он говорит: «Вы читаете неправильно. Прочитайте, пожалуйста, еще раз!» Мы читаем текст еще раз.

«Господин, Белов, идите к доске!» - говорит учитель. Белов идет к доске. Он пишет, и мы тоже пишем.

В 9 часов снова звонит звонок. Урок заканчивается. Начинается перемена.

а) определите вид сказуемого

1 глагольное сказуемое (выражено любым глаголом, кроме sein) 2 составное именное сказуемое (выражено только глаголом sein)

б) определите порядок слов 1 прямой (на первом месте подлежащее, на втором - сказуемое)

2 обратный (на первом месте любой член предложения, кроме подлежащего, на втором - сказуемое)

Ich bin Ingnieur. – составное именное сказуемое (bin), прямой порядок слов

Ich arbeite schon 3 Jahre als Ingenieur. – глагольное сказуемое (arbeite), прямой порядок слов

Ich arbeite nur am Tage. глагольное сказуемое (arbeite), прямой порядок слов

Die Arbeit beginnt um 8 Uhr morgens. - глагольное сказуемое (beginnt), прямой порядок слов

Am Abend besuche ich einen Kurs für Fremdsprachen. - глагольное сказуемое (besuche),

обратный порядок слов

Ich lerne Deutsch.- глагольное сказуемое (lerne), прямой порядок слов

Ich besuche den Unterricht dreimal in der Woche. - глагольное сказуемое (besuche), прямой порядок слов

Ich wohne in der Nähe und gehe gewöhlich zu Fuß zum Unterricht.- глагольное сказуемое

(wohne), прямой порядок слов

Der Unterricht beginnt um 7 Uhr abends. - глагольное сказуемое (beginnt), прямой порядок слов

Um 10 Uhr ist er zu Ende. - составное именное сказуемое (ist), обратный порядок слов Die Gruppe zählt 12 Kursteilnehmer. - глагольное сказуемое (zählt), прямой порядок слов

Das sind Ingenieure, Lehrer, Ärzte, Journalisten, Studenten und Geschäftsleute. - составное именное сказуемое (sind), прямой порядок слов

Es läutet. - глагольное сказуемое (läutet), прямой порядок слов

Der Lektor kommt und die Stunde beginnt. - глагольное сказуемое (kommt, beginnt), прямой порядок слов

Der Lektor sagt: ―Guten Abend!‖ глагольное сказуемое (sagt), прямой порядок слов

―Guten Abend‖, antworten wir. - глагольное сказуемое (antworten), обратный порядок слов ―Wer fehlt heute?‖ fragt er. - глагольное сказуемое (fehlt, fragt), обратный порядок слов Anna antwortet: ―Heute fehlen 2 Teilnehmer. - глагольное сказуемое (antwortet), прямой порядок слов, глагольное сказуемое (fehlen), обратный порядок слов

Wahrscheinlich sind sie krank.‖ - составное именное сказуемое (sind), обратный порядок слов

Zuerst prüft der Lektor die Hausaufgabe. - глагольное сказуемое (prüft), обратный порядок слов

Die Hausaufgabe ist heute leicht. - составное именное сказуемое (ist), прямой порядок слов Alle antworten gut. - глагольное сказуемое (antworten), прямой порядок слов

Wir sind immer sehr fleißig. - составное именное сказуемое (sind), прямой порядок слов

Wir lesen und übersetzen Texte. глагольное сказуемое (lesen und übersetzen), прямой порядок слов

Die Texte sind nicht sehr schwer - составное именное сказуемое (sind), прямой порядок слов und wir lesen und übersetzen richtig. - глагольное сказуемое (lesen und übersetzen), прямой порядок слов

Manchmal machen wir Fehler.- глагольное сказуемое (machen), обратный порядок слов

Der Lektor korriegiert, er sagt: ―Sie lesen falsch. - глагольное сказуемое (korriegiert, sagt, lesen), прямой порядок слов

Lesen Sie bitte noch einmal!‖ - глагольное сказуемое (Lesen), обратный порядок слов Wir lesen den Text noch ein Mal. - глагольное сказуемое (lesen), прямой порядок слов

―Herr Below, kommen Sie an die Tafel!‖ sagt der Lector. - глагольное сказуемое (kommen, sagt), обратный порядок слов

Below kommt an die Tafel. - глагольное сказуемое (kommt), прямой порядок слов

Er schreibt und wir schreiben auch. глагольное сказуемое (schreibt, schreiben), прямой порядок слов

Um halb 9 läutet es wieder. - глагольное сказуемое (läutet), обратный порядок слов Die Stunde ist zu Ende. - составное именное сказуемое (ist), прямой порядок слов Die Pause beginnt. - глагольное сказуемое (beginnt), прямой порядок слов

Übung 2, Seite 93

Ich bin Ingenieur von Beruf

Ich arbeite in einem Betrieb (на предприятии) Ich arbeite schon drei Jahre.

Ich arbeite nur am Tage.

Die Arbeit beginnt um acht Uhr morgens. Ja, ich besuche einen Fremdsprachenkurs. Ich lerne Deutsch.

Ich spreche schon etwas Deutsch.

Der Unterricht beginnt um sieben Uhr abends. Um zehn Uhr ist er zu Ende.

Nein, ich bin Kursteilnehmer.

Nein, ich besuche einen Kurs für Fremdsprachen.

Ich gehe zum Unterricht am Abend.

Die Gruppe ist groß, sie zählt zwölf Kursteilhehmer. Im Deutschunterricht lesen sie und übersetzen Texte. Der Lektor prüft die Hausaufgabe.

Die Hausaufgabe ist heute leicht.

Die Studenten sind immer sehr fleißig.

Manchmal machen sie Fehler. Der Lektor korrigiert die Fehler.

Der Lektor heißt (имя учителя). Ich heiße (Ваше имя).

Übung 3, Seite 93 ich besuche

du besuchst er besucht sie besucht es besucht ihr besucht wir besuchen sie besuchen Sie besuchen

ich frage du fragst er fragt sie fragt es fragt ihr fragt wir fragen sie fragen Sie fragen

ich fehle du fehlst er fehlt sie fehlt es fehlt ihr fehlt

wir fehlen sie fehlen Sie fehlen

ich komme du kommst er kommt sie kommt es kommt ihr kommt wir kommen sie kommen Sie kommen

ich beginne du beginnst er beginnt sie beginnt es beginnt ihr beginnt wir beginnen sie beginnen Sie beginnen

ich schreibe du schreibst er schreibt sie schreibt es schreibt ihr schreibt wir schreiben sie schreiben Sie schreiben

ich korrigiere du korrigierst er korrigiert sie korrigiert es korrigiert ihr korrigiert wir korrigieren sie korrigieren Sie korrigieren

ich antworte du antwortst er antwortet sie antwortet es antwortet ihr antwortet wir antworten sie antworten

ich arbeite du arbeitest er arbeitet sie arbeitet es arbeitet ihr arbeitet wir arbeiten sie arbeiten Sie arbeiten

ich übersetze du übersetzt er übersetzt sie übersetzt es übersetzt ihr übersetzt wir übersetzen sie übersetzen Sie übersetzen

ich grüße du grüßt er grüßt sie grüßt es grüßt ihr grüßt wir grüßen sie grüßen Sie grüßen

ich sitze du sitzt er sitzt sie sitzt es sitzt ihr sitzt wir sitzen sie sitzen Sie sitzen

Übung 4, Seite 93 spreche

lernen arbeitet macht prüft übersetzt schreiben antwortet kommst

grüßt arbeitet lernen macht fragt beginnt korrigiert

Übung 5, Seite 93 er

sie es er sie es sie

Übung 6, Seite 93

besuchst du, arbeitest du, lernst du, gehst du besucht ihr, arbeitet ihr, lernt ihr, kommt ihr besuchen Sie, arbeiten Sie, lernen Sie, kommen Sie besuchen Sie, arbeiten Sie, lernen Sie, kommen Sie

Übung 7, Seite 94

Wir lernen Englisch

Der Lehrer fragt, wir antworten Ich spreche Deutsch

Wann beginnt der Unterricht? Er antwortet richtig

Peter arbeitet am Morgen Wo arbeitest du?

Sie lesen und übersetzen Die Studentin übersetzt gut

Wer fehlt heute?

Studierst du? – Ja, ich studiere an der Universität

Der Unterricht beginnt. Kommen Sie heute am Tage! Sprechen Sie Deutsch Antworten Sie richtig! Lesen Sie bitte noch einmal!

Übung 8, Seite 94 sind

ist ist seid ist ist

sind sind sind ist sind

Übung 9, Seite 94 wie lange

was was wann wie wer

Übung 10, Seite 94

Das ist ein Bleistift, ein Heft, ein Buch, eine Tafel, ein Kugelschreiber, Bücher, Bleistifte, Hefte Das ist Monika Weker, Herr Kramer, Professor Neumann

Er ist Student, Lehrer, Ingenieur, Arzt

Übung 11, Seite 95 grün

blau schwer gut leicht groß

Übung 12, Seite 95 ein, der

eine, die eine, die

Übung 13, Seite 95

Ich bin Ingenieur von Beruf. Wir sind schon Studenten. Der Unterricht ist zu Ende.

Wir zahlen 10 Teilnehmer. / Wir sind 10 Teilnehmer.

Er ist sehr fleißig.

Wann ist die Arbeit zu Ende?

Die Hausaufgabe ist leicht.

Bist du Ingenieur?

Was ist er (von Beruf)? – Er ist Lehrer.

Was ist sie (von Beruf)? – Sie ist Lehrerin.

Ist das ein Kugelschreiber? – Ja, das ist ein Kugelschreiber.

Ist der Kugelschreiber gut? – Ja, er ist gut.

Ist das Heft blau? – Ja, es ist blau.

Ist das Buch grün? – Nein, es ist schwarz.

Das ist ein Bleistift. Er ist grün.

Das ist ein Buch. Das Buch ist groß.

Übung 14, Seite 95

arbeiten – der Arbeiter, die Arbeiterin

übersetzen – der Übersetzer, die Übersetzerin besuchen – der Besucher, die Besucherin

Übung 15, Seite 95

einen Fremdsprachenkurs als Lehrerin

am Morgen und am Tage, … am Abend geht … zu Fuß

kommen Sie an die Tafel zum Interricht

ist … von Beruf

Übung 16, Seite 96

- Der Unterricht beginnt um 9 (neun) Uhr, nicht wahr? – Урок начинается в 9, правда?

Das stimmt. – Правда.

- Er geht gewöhnlich zu Fuß zum Unterricht, stimmt das? – Он идет обычно на урок пешком,

Das stimmt. – Правда.

- Sie besucht abends einen Deutschkurs, nicht wahr? – Она ходит вечером на курсы немецкого языка, правда?

Das stimmt. – Правда.

- Anna arbeitet hier schon drei Jahre lang. - Анна работает здесь уже 3 года, правда?

Das stimmt. – Правда.

- Ira Smirnowa ist schon Studentin, nicht wahr? - Ира Смирнова уже студентка, правда?

Das stimmt. – Правда.

Übung 17, Seite 96 a)

1. Ich arbeite am Institut zweimal in der Woche.

2. Was machst du abends?

3. Gehst du heute zum Unterricht? – Ja, am Abend.

4. Was ist er von Beruf? Und als was arbeitet er?

5. Es läutet und der Unterricht beginnt.

6. Am Morgen und am Tage arbeite ich.

7. Am Abend gehe ich zum Unterricht.

8. Pawel wohnt in der Nähe und geht zum Unterricht immer zu Fuß.

9. Arbeitet er dreimal in der Woche? – Ja, das stimmt.

10. Wir zahlen / wir sind 10 Studenten.

11. ―Kommen Sie an die Tafel!‖, sagt der Lehrer.

12. Wie lange studieren Sie Deutsch? – Ich studiere Deutsch schon 3 Jahre. Ich spreche schon gut Deutsch.

13. Sie verstehen Englisch und sprechen gut Französisch.

14. ―Wer fehlt heute?‖, fragt der Lehrer. ―Heute fehlt Oleg Morosow. Wahrscheinlich ist er krank.‖, antwortet Anna.

15. Die Studenten sind fleißig.

16. Wann ist der Unterricht zu Ende.

17. Wie heißen Sie? – Ich heiße Maria.

18. Wie heißt er? – Er heißt Pawel Andrejewich.

19. Wie heißt das Buch? – Das Buch heißt ―Wir lernen Fremdsprachen‖.

20. Sprechen Sie Englisch? – Ja, ich spreche schon etwas Englisch.

21. Sie lesen falsch. Lesen Sie bitte noch einmal!

Ira Smirnowa ist schon Studentin. Sie studiert am Institut für Fremdsprachen. Sie studiert Deutsch und Englisch. Der Unterricht im Institut beginnt um 9 Uhr morgens. Zum Unterricht geht Ira gewöhnlich zu Fuß. Sie wohnt in der Nähe. Es läutet.Der Lehrer kommt. Zuerst prüft er die Hausaufgabe. Die Hausaufgabe ist leicht. Die Studenten antworten richtig. Nur Studentin

Petrowa macht noch Fehler. Der Lehrer korrigiert die Fehler und sagt: ―Olja Petrowa, lesen Sie bitte noch einmal!‖

Разговор с Анной

- Анна, где вы работаете?

- Я работаю на фирме.

- Как называется фирма?

- Фирма называется «Упаковочные машины Бухманн».

- Кем вы работаете?

- Я секретарь начальника.

- Что это значит? Какие у вас обязанности?

- Это значит готовить проведение деловых встреч, общаться с клиентами из нашей страны и из-за рубежа, оформлять договора, посещать выставки, переводить деловые письма, диктовать на магнитофон…

- Печатать на машинке?

- Нет, что вы! Я работаю на компьютере. Я хожу два раза в неделю на компьютерные курсы.

- Что вы там учите?

- Я получаю общую информацию про использование компьютеров в офисе, про компьютерные языки и про обслуживание компьютеров.

И как вам это?

- Мне это нравится.

- На каких языках вы разговариваете?

6-е изд., переаб. и дополн. - М.: Лист Нъю, 2005. - 8 80 с. + Audio

Цель курса - приобретение навыков чтения, понимания прочитанного, умение вести беседу на бытовые и деловые темы. В отличие от предыдущего одноименного курса немецкого языка, предлагаемый учебник представляет собой наиболее полное издание.
Он дополнительно включает:
вводно-фонетический раздел;
объяснение ряда сложных грамматических явлений, например, конъюнктива;
новые тексты, в том числе и диалогические, на такие темы, как Путешествие на автомашине, самолете и поезде, Проживание в гостинице, Страноведение Германии, Компьютер, Интернет, Спорт, Экология и др.; значительно расширенную систему тренировочных упражнений, нацеленных на эффективное развитие разговорных навыков.
Учебник предназначен для широкого круга лиц, изучающих немецкий язык.

Аудиоприложение к книге Завьяловой В, Ильиной Л. "Практический курс немецкого языка":
- Треки 1-5: Фонетика, уроки 1-10;
- Треки 6-13: Основной курс, уроки 1-8;
- Трек 14: Деловая лексика;
- Треки 15-30: Основной курс, уроки 9-24.
Из Основного Курса - озвучены лишь диалоги.

Book :

Формат: djvu

Размер: 6 ,1 6 Мб

Скачать: drive.google

Формат: pdf

Размер: 37,4 Мб

Скачать: drive.google

Audio : (30 файлов)

Формат: mp3 / zip

Размер: 7 0,5Мб

Скачать: drive.google

Содержание
Предисловие.. 3
Немецкий алфавит 6
Таблица транскрипционных знаков 7
ВВОДНО-ФОНЕТИЧЕСКИЙ КУРС
Основные понятия 8
Речевой аппарат 9
Гласные и согласные звуки 10
Классификация гласных 10
Основные отличия немецких гласных звуков от русских 11
Основные отличия немецких согласных звуков от русских 13
Урок1 15
Гласные звуки [а:], [а]. Редуцированный звук [э]. Согласные звуки [р], [b], [t], [d], [k], [g], , [s], [z], [m], [n], [f], [г]. Правила чтения долгих и кратких гласных. Ударение в простом слове.
Урок II 22
Гласные звуки , [i], [e], . Согласный звук . Аффрикаты [&], . Дифтонг , .
Урок IV
Гласные звуки [и:] [и]. Согласный звук [х] - Ach-Laut Ударение в сложных словах. Понятие об интонации. Грамматический комментарий.
УрокУ 41
Гласные звуки [о:], [э]. Согласные звуки - Ich-Laut.
Урок VI 46
Дифтонг [ао]. Согласный звук [h] - Hauchlaut. Неслоговые гласные [д], [у]. Полудолгие гласные [о-], [и-], [а-], [i]. Интонация вопросительного предложения с союзом oder и утвердительного предложения с союзом sondern. Грамматический комментарий.
Урок VII 55
Согласный звук . Интонация простого нераспрост-раиенного предложения с глагольным сказуемым. Интонация вопросительного предложения без вопросительного слова. Грамматический комментарий.
Урок VIII 62
Гласные [у:], [у]. Интонация простого распространенного предложения с глагольным сказуемым. Интонация побудительного предложения.
Урок IX 69
Гласные , [ое]. Ударение в производных глаголах с неотделяемыми и отделяемыми приставками. Интонация в предложениях со сказуемым, выраженным глаголом с отделяемой приставкой. Ударение в словах с
безударными приставками iiber-, unter-, wieder-. Интонация распространенного вопросительного предложения с вопросительным словом.
УрокХ 75
Дифтонг . Аффриката . Согласный звук . Интонация малораспространенного вопросительного предложения без вопросительного слова. Интонация обращения.
ОСНОВНОЙ КУРС
Урок1 84
Презенс (настоящее время) глагола. Личные местоимения. Имя существительное и артикль. Презенс (настоящее время) глагола sein «быть». Подлежащее. Составное имеииое сказуемое. Употребление артикля. Порядок слов в повествовательном предложении. Порядок слов в вопросительном предложении. Порядок слов в повелительном предложении. Текст: Wir lernen Fremdsprachen.
Урок II 98
Имя существительное в единственном и множественном
числе. Склонение имен существительных. Имя существительное в винительном падеже (в аккузативе). Презенс глагола haben «иметь». Отрицание в немецком языке. Текст: Im Ubungsraum.
Урок III 117
Презенс сильных глаголов с изменяющейся корневой гласной. Императив (повелительное наклонение).
Притяжательные местоимения. Склонение личных местоимений в именительном н винительном падежах. Предлоги с винительным падежом (аккузативом). Текст: Familie Miiller.
Урок IV ...141
Имя существительное в дательном падеже (в дативе). Личные местоимения в винительном и дательном падежах. Порядок слов в предложениях с дополнениями в дательном и винительном падежах. Предлоги с дательным падежом (дативом). Глаголы kennen н wissen. Образование прилагательных и существительных с по¬мощью приставки un-. Текст: Ein Brief.
УрокУ 161
Предлоги с винительным и дательным падежами. Гла¬голы, управляющие винительным н дательным падежом. Глаголы с отделяемыми и иеотделяемыми приставками. Текст: Die Wohnung.
Урок VI 183
Презенс глаголов с sich. Форма глаголов прошедшего времени (перфект). Субстантивация инфниитива.
Текст: Peters freier Tag.
Урок VII 207
Модальные глаголы. Презенс модальных глаголов. Сложносочиненное предложение. Количественные чис¬лительные. Образование глаголов с помощью приставки ver-. Текст: Die Post.
Урок VIII .245
Имя существительное в родительном падеже (генитиве). Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных. Вопросительные местоимения Welcher?, Was fur ein?. Употребление неопределенного артикля (обобщение). Образование имен прилагательных с помощью суффик¬сов -em (-en,) и -ig. Текст: Im Warenhaus.
Урок IX 283
Предлоги с родительным падежом (генитивом). Неоп¬ределенно-личное местоимение man. Склонение собст¬венных имен. Прошедшее время (претерит) глаголов sein и haben. Порядковые числительные. Образование слож¬ных слов. Текст: Weihnachten.
УрокХ 305
Прошедшее время глагола (претерит). Местоименные наречия. Сложноподчиненное предложение. Сложно¬подчиненное предложение с дополнительным прида¬точным. Сложноподчиненное предложение с придаточ¬ным причины. Употребление определенного артикля (обобщение). Образование наречии с помощью компо¬нента -weise. Текст: In der Buchhandlung.
Урок XI 338
Неопределенные и отрицательные местоимения. Пар¬ные союзы, Случаи отсутствия артикля перед существи¬тельными (обобщение). Обозначение времени в часах. Образование имен существительных с помощью суф¬фиксов -chen и -lein. Текст: Die Mahlzeiten.
Урок XII 369
Безличные предложения. Безличное местоимение es. Будущее время глаголов (футурум). Степени сравнения прилагательных н наречий. Название месяцев и даты. Образоваине глаголов с помощью приставок ег- и mit-.
Урок XIII 402
Инфинитив (неопределенная форма глагола). Сложно¬подчиненное предложение с придатомпым-подлежащим. Указательное местоимение derselbe. Образование имен прилагательных и существительных с помощью суф¬фикса -ег. Текст: Eine Reise nach Deutschland.
Урок XIV 437
Сложноподчиненное предложение с придаточным усло¬вия. Инфинитив П. Глаголы scheinen и glauben с инфини¬тивом. Сложноподчиненное предложение с придаточ¬ным сказуемым. Образование прилагательных с по¬мощью суффикса -lich и -lang. Текст: Mein Urlaub.
Урок XV 463
Сложноподчиненное предложение с придаточным цели. Инфинитивные обороты (шп + zu + ннфиннтив, ohne + zu + инфинитив, start + zu + инфинитив). Глагол lassen. Указательное месюимение selbst (selber). Образование существительных с помощью суффиксов -hcit и -keit. Текст: Ein Krankenbesuch.
Урок XVI 498
Сложноподчиненное предложение с придаточным вре¬мени Образование глаголов с помощью приставок hin-и her-. Текст: Im Theater.
урок XVII 530
Плюсквамперфект глагола. Перфект и плюсквамперфект модальных глаголов. Придаточное предложение с сою¬зом nachdem. Конструкция haben(sein) + zu + инфинитив. Образование прилагательных с помощью суффиксов -los,
-voll. Текст: Jun Alexejewitsch Gagarin.
Урок XVIII 564
Страдательный залог (пассив). Определительное прида¬точное предложение. Выражение предположения. Об¬разование прилагательных с помощью суффиксов -bar и -lich. Текст: Eine Reise von Hamburg nach Miinchen.
Урок XIX 605
Конъюнктив (образование и употребление). Образова¬ние имен прилагательных с помощью суффиксов -haft и -sam. Текст: Eine Reise von Hamburg nach Munchen (Fortsetzung).
Урок XX 648
Образование и употребление партиципа I и И. Обстоя¬тельственные придаточные предложения образа дей¬ствия с союзом indem. Абсолютный аккузатив. Образова¬ние глаголов с помощью приставок ent- и zer-. Текст: Ich komme zur rechten Zeit.
Урок XXI 688
Употребление конъюнктива в предложениях нереаль¬ного сравнения. Уступительные придаточные предложе¬ния. Образование имен прилагательных с помощью суффикса -isch. Текст: Notlandung.
Урок XXII 727
Сложноподчиненные предложения со сравнительными
придаточными. Приставочные глаголы, управляющие дативом. Образование прилагательных с помощью ком¬понента -frei. Текст: Mit dem Auto unterwegs.
Урок XXIII 756
Сложноподчиненное предложение с придаточным след¬ствия. Значение и употребление презенса конъюнктива. Образование имен существительных с помощью суф¬фиксов -ung и -schaft. Текст: Im Hotel.
Урок XXIV 790
Косвенная речь. Употребление конъюнктива в косвенной речи. Образование имен прилагательных с помощью компонента -freundlich. Текст: Auf demKongress.
Словарь 827
Список сильных глаголов 865

УДК 373.3/.5(075.8) ББК 74.200.54я73 КТК 402 Я89

Яфальян А.Ф.

Я89 Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе: учебное пособие для студентов пе­дагогических вузов. / А.Ф. Яфальян. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 380 с. : ил. - (Высшее образова­ние).

ISBN 978-5-222-13910-3

В пособии раскрываются наиболее важные вопросы му­зыкального воспитания в начальной школе, с учетом имею­щихся программ в современной школе и опыта музыкального воспитания с древних времен до современности; рассмотрены различные виды музыкальной деятельности, типы уроков, раз­нообразные формы, практический материал и методические разработки внеклассных музыкальных мероприятий.

Данная работа представляет собой учебное пособие ново­го поколения. В нем раскрыты новые подходы к музыкально­му образованию детей в начальной школе: предмузыкальное и аудиальное развитие детей, разнообразные виды фантазирова­ния, работа с музыкальным дневником, крупные и малые фор­мы внеклассной музыкальной работы. С целью создания це­лостной музыкальной картины мира у детей в большом объе­ме представлен материал по музыке Востока и восточной пе­дагогике.

Пособие написано для студентов дневного и заочного от­делений педагогических факультетов и учителей начальных классов.

УДК 373.3/.5(075.8)

ISBN 978-5-222-13910-3 ББК 74.200.54я73

© Яфальян А.Ф., 2008 © ООО «Феникс»: оформление, 2008

ВВЕДЕНИЕ

Там, где кончаются слова, - начинается музыка.

Формирование всесторонне и гармонически развитой пичности немыслимо без основ культуры, в том числе и му­зыкальной. Развивать музыкальную культуру детей младшего школьного возраста возможно лишь при условии целенап­равленной, систематической и планомерной организации учебно-воспитательной работы. Учитель начальных классов знае", как важно интересно и разнообразно организовать воспитательную работу в учебное и внеурочное время. Одна­ко на практике ему не всегда удается использовать огромный потенциал музыкальной культуры, поскольку специальная музыкальная литература и методические материалы по му­зыкальному образованию детей рассчитаны на специалис­тов - учителей музыки. В данном пособии предложены различные формы учебной деятельности, внеклассных му­зыкальных мероприятий, которые можно подготовить и провести не только музыканту-специалисту, но и истинно­му пюбителю музыки: учителю начальных классов, студенту педагогического вуза или педагогического колледжа и даже родителю - при непосредственном участии детей.



Учитель начальных классов закладывает духовно-нрав­ственные и художественно-эстетические основы личности ребенка, становится первым проводником детей в мир ис­кусства. Современная музыкальная педагогика обладает широким потенциалом развития, образования и воспита­ния школьников. Музыка сопровождает ребенка ежеминут­но, однако поток музыкальной информации часто им не контролируется и не осознается. Музыка, минуя сознание, непосредственно воздействует на подсознательные и бес­сознательные процессы, влияет на психику и соматику ре­бенка.

Разнохарактерность и многообразие музыкального искус­ства агрессивность некоторых современных музыкальных

Tt зи!

направлений оказывают существенное влияние на эмоцио­нальную сферу ребенка, на его психику и способны не толь­ко гармонизировать личность, но и усиливать ее негатив­ные проявления.

В подавляющем большинстве учителя начальных клас­сов не являются специалистами в области искусства. Их роль в эстетическом становлении учеников заключается в организации развивающей художественной, в том числе и музыкальной, среды. Поэтому чрезвычайно важно овладеть будущему учителю основами отечественной и зарубежной музыкальной культуры, разнообразием жанров, направле­ний музыки, накопленным опытом многовековых тради­ций музыкального воспитания детей, методами и приемами работы с детьми в учебно-воспитательном процессе. Учео- ное пособие по курсу «Теория и методика музыкального воспитания» рассчитано на подготовку студентов педагоги­ческого факультета, которые обучаются по специальности 031200 - «Педагогика и методика начального обучения».



В области художественно-эстетического образования детей средствами музыки наметились и активно разрабаты­ваются в современной педагогике несколько направлений. Музыкальное образование рассматривается как профессио­нальная деятельность (музыка выступает как цель обоазова- тельного процесса, а ребенок выступает в качестве сред­ства); средство общего и всестороннего развития личности (целью воспитательного процесса становится ребенок); способ активизации творческой деятельности; условие эмоционального развития детей. В последние годы музыка рассматривается в качестве средства эстетотерапии (гар­монизация ребенка происходит под воздействием функ­циональной музыки), поскольку она может выполнять те­рапевтические функции, восстанавливать энергетический баланс ребенка.


Учитель начальных классов способен освоить основы музыкальной педагогики, направленной на гармонизацию личности ребенка в процессе музыкального развития. Дея­тельность педагога начальных классов в области музыкаль­ного воспитания должна быть направлена на общее разви­
тие детей средствами музыки. Учебное пособие учитывает необходимость расширения у будущих педагогов начальных классов музыкального кругозора и повышения их музы­кальной культуры. При этом включение в пособие такого материала проводилось с учетом содержания уроков музы­ки в начальной школе.

Так, в одной из наиболее распространенных программ, разработанной под руководством Д.Б. Кабалевского, тема­тика третьего класса связана с музыкой разных народов. В учебное пособие включены темы, раскрывающие особен­ности музыкального мышления различных народов, рас­сматривается музыкальное искусство не только народов За­пада, музыкальная культура которого явилась основой рус­ской классической музыки, но и Востока, с его особым стилем музыкального осмысления мира. Будущий учитель начальных классов знакомится также с особенностями му­зыкального воспитания в различных странах, и не только западного, но и восточного.

Такой подход позволит приоткрыть глубины националь­ной культуры, прикоснуться к источникам древнейших ци­вилизаций, понять особенности музыкального мышления Востока и сравнить его с устоявшимся и приоритетным му­зыкальным мышлением Запада, которое принято считать классическим. Но Россия находится между Западом и Вос­током, и в ней причудливым образом и в особом преломле­нии отражается то и другое видение мира. Такой подход позволяет создать целостную музыкальную картину мира и преодолеть имеющиеся стереотипы понимания классичес­кого искусства, сложившегося на основе западноевропей­ской музыкальной культуры.

Немаловажную роль в освоении музыкальной культуры играет пение. Голос - это единственный уникальный музы­кальный инструмент, которым человек наделен от природы. Владение этим инструментом говорит об уровне музыкаль­ной культуры. Знание вокально-хоровых навыков, владение собственным голосом и умение будущего педагога работать с детским голосом становятся для него основой развития, сохранения и оздоровления речевого голоса ребенка.

В пособии также рассматриваются основные тенденции в интеграции предметов в начальной школе, возможности использования музыки в различных условиях с целью по­вышения общего уровня детей, активизации их умствен­ной, физической, творческой деятельности.

Включение раздела пособия, связанного с развитием аудиальной культуры детей, обусловлено тем, что погруже­ние детей в мир большого музыкального искусства не учи­тывает их возрастные особенности. Существует колоссаль­ный разрыв между классическим искусством, создаваемым композиторами, которые учились музыке десятки лет для того, чтобы создать шедевр, и детским мышлением, не об­ремененным слушательским опытом и многовековыми му­зыкальными традициями. Важно пройти с детьми семи­мильными шагами за короткий промежуток времени мно­говековой путь, которое проделало человечество в развитии музыкальной культуры. Для этого ребенку нужно научиться слушать, слышать и понимать предмузыкальный - шумо­вой и звуковой - мир. Именно учитель начальных классов, а не музыкант способен научить детей слушать и слышать себя, учителя и окружающих, что становится основой разви­тия у них произвольного внимания, их слушательской куль­туры в процессе не только учебно-воспитательной деятель­ности, но и в условиях неорганизованного общения. Автор обобщает и систематизирует материалы, которые находятся в основе аудиального развития детей.

Учебное пособие состоит из трех разделов, каждый из которых отражает содержание программы подготовки буду­щих педагогов к музыкальной работе в начальной школе.

В первом разделе даются теоретические основы, исто­рические подходы к музыкальному образованию, воспита­нию и развитию детей. Причем, в отличие от традицион­ного подхода, когда история музыкального воспитания рассматривается лишь с позиций западной культуры и за­падного музыкального мышления, в данном пособии уделе­но внимание восточной музыке, музыкальному воспитанию на Востоке. Это связано еще и с тем, что в четвертом классе дети проходят темы музыки разных народов, в том числе и восточной. Материал о восточной музыке целесообразно использовать также во внеклассной работе.

Во втором разделе раскрыты основы предмузыкального и, шире, аудиального развития детей, представлены мате­риалы, раскрыты содержание, методы и приемы работы с детьми младшего школьного возраста в процессе включе­ния их в различные виды фантазирования. Этот раздел от­ражает новые тенденции в музыкальном развитии детей.

Третий раздел содержит методические материалы по проведению уроков музыки, по организации внеклассной музыкальной деятельности детей. В данном разделе описа- иы разнообразные формы и содержание работы педагога во впеучебное время, а также изложен подход к использова­нию музыкального занимательного дневника «Мир звуков», который разработан для младших школьников и уже не­сколько лет используется учителями начальных классов в различных регионах России.

Предложенные подходы и материалы данного пособия могут быть использованы не только в работе с детьми млад­шего школьного возраста, но и в работе с детьми дошколь­ного и среднего школьного возраста, так как отсутствие ос­мысленного домузыкального опыта мешает детям любого возраста понимать и принимать музыкальное искусство.

\втор надеется, что каждый студент, педагог и заинте­ресованный в развитии своего ребенка родитель будет твоо- чески использовать содержащиеся в пособии материалы, потому что слово лишь аккумулирует духовный опыт чело­века, а звук возвращает его к интуитивной сфере, области сверхчувствования мира. Педагог же работает со звуком, с музыкой, а значит, владеет мощным средством воздействия па ребенка, которое следует использовать очень осторожно. Осознание тонкой материи и есть осознание Духовности.

Материалы параграфа «Музыкальное воспитание в Ин­дии» были написаны совместно с профессором Д.Х. Жоши (Индия). Автор благодарен господину Д.Х. Жоши за воз­можность использовать его материалы.

Учебное пособие освещает, наряду с традиционными, новые подходы музыкального воспитания детей. Некоторые темы, которые разработаны другими авторами достаточно подробно, затронуты в данном учебном пособии лишь от­части, поэтому предложенные материалы целесообразно использовать в сочетании с имеющимися учебниками и учебными пособиями для студентов педагогических фа­культетов.

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Планы семинарских занятий по предмету «Методика музыкального воспитания»

1 раздел. Общие основы теории и методики музыкального воспитания и развития детей

Тема 1.1. Теоретические основы музыкального воспитания детей

1. Задачи современного искусства

2. Музыка как один из видов искусства

3. Проблемы музыкально-художественного воспитания детей

4. Психологические основы музыкального воспитания детей

Тема 1.2. Структура музыкальности и возрастные уровни развития детей

1. Структуры музыкальности

2. Музыкальность как комплекс способностей

3. Развитие музыкальности в зависимости от учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.

4. Уровни развития музыкальных способнос­тей детей

Тема 2. Основные исторические этапы музыкального образования детей в России

1. Музыкальное воспитание в дореволюционной России

2. Становление системы отечественного музыкального воспитания (1917-1990 г.)

3. Некоторые современные тенденции музыкального воспитания

4. Внешние формы музыкального воспитания детей

5. Музыкальные школы в системе музыкального образования и воспитания детей

Тема 3. Предмет и методики музыкального воспитания детей

1. Значение музыкального воспитания

2. Взаимосвязь музыкального воспитания, обучения и развития

3. Задачи музыкального воспитания детей

4. Характеристика системы музыкального воспитания

5.Средства музыкального воспитания

6.Музыкотерапия и ее педагогические возможности. Каковы истоки музыкотерапии?

7. Каково воздействие музыки на бессознательные и подсознательные процессы?

8. В чем заключается сущность методов музыкотерапии и их педагогические возможности?

Тема 4.1. Методы и приемы музыкального воспитания, обучения и развития детей

1. В чем заключается специфика применения общедидактических методов в музыкальном образовании?

2.Охарактеризуйте специальные и инновационные методы музыкального образования.

3. Раскройте содержание метода эмоциональной драматургии на музыкальных занятиях.

4. Этапы музыкального обучения детей дошкольного возраста.

5.Использования методов и ме­тодических приемов в разных возрастных группах: а) младшая группа; б) средняя группа; в) старшая и подготовительная к школе группы

2 раздел. Виды детской музыкальной деятельности

Тема 4.2. Слушание – восприятие музыки

1. Значение и задачи слушания – восприятия музыки

2. Формы слушания музыки

3. Общая характеристика приемов воспитательной работы

Тема 5. Пение

1. Роль и задачи пения

3. Основные певческие навыки

4. Формирование музыкального слуха в процессе обучения детей пению

5. Песенный материал и требования к его подбору

6. Подготовка педагога к обучению детей пению

7. Обучение пению в разных по возрасту группах: а) первый год жизни; б) второй год жизни; в) третий год жизни; г) четвертый год жизни; д) пятый год жизни е) шестой год жизни; ж) седьмой год жизни

Тема 6. Музыкально-ритмические движения

1. Значение и задачи музыкально-ритмического воспитания

2. Виды музыкально-ритмической деятельности

3. Общие приемы обучения музыкально-ритмическим движениям

4. Подготовка педагога к обучению детей музыкально-ритмическим движениям

Тема 7.1. Игра на музыкальных инструментах

1. Значение игры на инструментах

2. Классификация музыкальных инструментов

3. Организация занятий по обучению игре на инструментах

4. Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах

Тема 7.2. Музыкально-дидактические игры

1. Назначение музыкально-дидактических игр

2. Виды музыкально-дидактических игр и методика их проведения

3 раздел. Методика музыкального воспитания в начальной школе

Тема 8. Методика музыкального воспитания в начальной школе

Вопросы:

1.Раскройте и обоснуйте методологические и научные основы музыкального развития, образования и воспитания младших школьников.

2. Перечислите и охарактеризуйте основные дидакти­ческие принципы музыкального воспитания детей младше­го школьного возраста.

3. Обоснуйте связь методики музыкального воспитания с возрастной психологией и общей педагогикой.

4. Охарактеризуйте методы музыкального развития де­тей младшего школьного возраста.

5. Проанализируйте особенности детского голоса и оп­ределите песенный репертуар для детей 1-го, 2-го и 3-го классов.

6. Охарактеризуйте методы активизации музыкального восприятия детей младшего школьного возраста.

7. Охарактеризуйте значение и функции музыкально-ритмических движений как вида музыкальной деятельнос­ти.

8. Охарактеризуйте основные знания и умения по музы­кальной грамоте, которые дети должны освоить в 1-м, во 2-м и в 3-м классах.

9. Проанализируйте программу по музыке для началь­ной школы, разработанную авторским коллективом под ру­ководством Л.А. Безбородовой, и сравните ее с программой Д.Б. Кабалевского.

10. Дайте характеристику программам: «Музыка в четы­рехлетней начальной школе» (разработана под руковод­ством Л.В. Школяр); «Музыка для 1-8-х классов» (програм­ма для начальной школы, разработана под руководством Ю.Б. Алиева).

11. Охарактеризуйте традиционные формы внеклассной музыкальной работы (музыкальные кружки, хор, ритмика, музыкальный театр, фольклорный ансамбль и др.). Расска­жите об основных принципах организации музыкальной деятельности во внеклассной работе.

12. Выявите сходства и различия урока музыки с другими предметами.

13. Музыкальный дневник как способ музыкальной рефлексии

Задания для НИРС

1. Составить драматургию урока или внеклассного занятия по музыкальному воспитанию для детей младшего школьного возраста. Объясните драматургические компоненты предложенной вами разработки.

2. Представить фрагмент музыкального мероприятия, разработанного для детей младшего школьного возраста.

3. Приведите фрагмент мероприятия, разработанного вами для детей. Сделать отчет.

4. Разработайте план урока на тему "Путешествие в мир звуков" направленный на актуализацию знаний обучающихся о звуках окружающего мира, развитие слухового восприятия, внимания, памяти. (Возрастную категорию детей студент выбирает самостоятельно).

5. Разработайте перспективное планирование по музыкальному воспитанию в детском саду. (Возрастную категорию детей студент выбирает самостоятельно).

1. Составление электронных презентаций по темам курса.

2. Составление глоссария по темам дисциплины.

3. Составьте список музыкальных произведений из программы «Музыка» для первого класса, которые можно использовать для создания спокойной атмосферы в классе.

4. Проанализируйте средства музыкальной выразительности одного из музыкальных произведений.

5. Разработайте план-конспект диагностики по музыкально-эстетическому воспитанию «Развитие эмоциональной отзывчивости к прекрасному в искусстве». (Возрастную категорию детей студент выбирает самостоятельно).

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27

Теория и методика музыкального образования. Учебное пособие Безбородова Людмила Александровна

5. Методы музыкального образования

В определении методов «Теория и методика музыкального образования» опирается на общую педагогику. При этом критерий выбора методов в контексте специфики работы по музыкальному образованию зависит от особенностей содержания учебного материала (его сложности и новизны), конкретных педагогических целей, подготовленности детей, а также индивидуальности педагога. Наряду с общепедагогическими методами «Теория и методика музыкального образования» имеет собственные методы, обусловленные эстетической сущностью и интонационной природой музыкального искусства.

Под методами музыкального образования (следуя дословному переводу слова «методос» с греческого как «путь к чему-либо») понимаются определенные действия педагога и учащихся, направленные на достижение цели музыкального образования школьников, или способы работы учителя и учеников. Это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение задач музыкального образования, воспитания и развития учащихся. Методы состоят из более частных приемов, которые их конкретизируют и детализируют.

Из общепедагогических методов применяется следующая группа методов:

– по источнику знаний (практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод);

– по назначению (приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение знаний, творческой деятельности, закрепления, проверки знаний, умений и навыков);

– по характеру познавательной деятельности (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический, исследовательский, игровой);

– по дидактическим целям (методы, способствующие первичному усвоению материала, закреплению и совершенствованию приобретенных знаний).

Все перечисленные выше методы общей педагогики выполняют: обучающую роль, развивающую, воспитывающую, побуждающую (мотивационную) и контрольно-коррекционную функции в музыкальном образовании детей.

Естественно, что общепедагогические методы в музыкальном обучении имеют свою специфику. Так, например, широко распространенный словесный метод, экономичность и эффективность которого в педагогической практике была отмечена рядом отечественных ученых (М. Н. Скаткиным, И. Я. Лернером и др.), в музыкальном обучении понимается не столько как передача необходимой информации, сколько как образно-психологический настрой, направленный на духовное общение ребенка с музыкальным искусством. То есть для словесного пояснения музыки речь должна быть не бытовой, а образной.

Аналогично вышесказанному есть своеобразие и других общепедагогических методов в музыкальном обучении школьников, которое заключается в применении наглядного и практического методов, что отражено в самих формулировках, претерпевших некоторую трансформацию: наглядно-слуховой, наглядно-выразительный и художественно-практические методы.

К группе методов, определяемых спецификой музыкального искусства, известные педагоги-музыканты относили и относят:

– метод наблюдения за музыкой (а не обучения ей), метод не навязывать музыку, а убеждать ею, не развлекать, а радовать, метод импровизации (Б. В. Асафьев);

– метод сопереживания (Н. А. Ветлугина);

– методы музыкального обобщения, забегания вперед и возвращения к пройденному, размышления о музыке, эмоциональной драматургии (Д. Кабалевский и Э. Б. Абдуллин);

– метод развития стилеразличения у подростков (Ю. Б. Алиев);

– метод музыкального собеседования (Л. А. Безбородова);

– метод интонационно-стилевого постижения музыки и моделирования художественно-творческого процесса (Е. Д. Критская и Л. В. Школяр).

Группу методов разработала О. П. Радынова для музыкального воспитания дошкольников. Это методы контрастных сопоставлений произведений и уподобления характеру звучания музыки, которые способствуют осознанности восприятия музыки, созданию проблемных ситуаций, углубляют эмоциональную отзывчивость на музыку, развивают воображение и творчество детей. В методе контрастных сопоставлений О. П. Радынова разработала систему заданий, в которых сравниваются контрастные произведения одного жанра, пьесы с одинаковыми названиями, контрастные произведения в пределах одного настроения (различение оттенков), сравнение интонаций музыки и речи, сравнение различных вариантов интерпретации одного произведения (оркестровое звучание и сольное, варианты исполнительской трактовки на фортепиано).

Метод уподобления характеру звучания музыки, разработанный О. П. Радыновой, предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа. Радынова применяет различные виды уподобления звучанию музыки – моторно-двигательное, тактильное, словесное, вокальное, мимическое, темброво-инструментальное, интонационное, цветовое, полихудожественное.

Главное не забывать, что в музыкальном обучении важно постижение музыки через интонацию, постижение музыки музыкой, музыки другими видами искусства, жизнью природы и человека, а не отдельными музыкальными средствами, вырванными из целого.

Все методы музыкального образования направлены на развитие художественного мышления школьников и адекватны эстетической сущности музыкального искусства, а также целям и задачам музыкального воспитания.

Так, метод музыкального обобщения предполагает становление у учащихся системы знаний, развитие осознанного отношения к музыке.

Э. Б. Абдуллин определяет ряд последовательных действий этого метода:

– активизация музыкального, жизненного опыта школьников с целью введения в тему или углубления ее;

– ознакомление с новым знанием посредством четко поставленной учителем задачи, совместного решения ее с учащимися и формулированием детьми вывода;

– закрепление знания в разных видах учебной деятельности ребенка.

В силу направленности метода обобщения на развитие художественного мышления Д. Кабалевский считал данный метод основным в музыкальном обучении школьников.

Метод забегания вперед и возвращения к пройденному направлен на формирование у детей целостного представления о музыке. В программе Кабалевского данный метод реализуется на нескольких уровнях связи между этапами обучения, темами четвертей и музыкальными произведениями в процессе изучения тем программы. Так, например, в программе 2-го класса Кабалевского бытовые жанры марша, танца и песни, знакомые детям по 1-му классу, трансформируются в такие важнейшие качества музыки, как маршевость, танцевальность и песенность. При этом сообразно принципу от неосознанного к осознанному дети еще в 1-м классе интуитивно пережили преобразование трех основных видов музыки как ассоциативных моделей в нечто более емкое, знакомясь с произведениями Ж. Бизе, П. Чайковского, С. Прокофьева и др. В этом смысле возвращение к усвоенным от года к году знаниям, по сути, есть выражение качественного преобразования сознания детей.

На уровне связи между темами четвертей реализация метода забегания вперед и возвращения к пройденному еще более очевидна. Так, первое полугодие 3-го класса имеет название «Музыка моего народа», второе – «Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непереходимых границ». Возвращение к пройденным произведениям аналогично подразумевает не просто повторение его, а восприятие знакомого в условиях новой темы. Так, во 2-м классе дети обращаются к прелюдиям № 8 и № 20 Ф. Шопена в первой и третьей четвертях, сначала, когда проходят тему «Маршевость, песенность, танцевальность», и позже, когда постигают принципы развития музыки.

Метод эмоциональной драматургии активизирует эмоциональное отношение учащихся к музыке, а также способствует созданию увлеченности и живого интереса к музыкальному искусству. Не менее важная функция данного метода – «режиссура» структуры урока, определение его кульминации. В таком понимании метод эмоциональной драматургии (Э. Б. Абдуллин) близок методу эмоционального воздействия (Л. Г. Дмитриева и Н. М. Черноиваненко).

Принципами метода эмоциональной драматургии являются: эмоциональный контраст и последовательное насыщение эмоционального тона урока.

Активизируют внимание и интерес учащихся, особенно младшего возраста, различные задания перед прослушиванием музыки. Например, поднимать руку, когда музыка изменится или когда зазвучит скрипка (флейта и т. д.); поднимать руку каждый раз, когда будет звучать основная тема; делать это в том месте, которое ученику больше всего нравится; вспоминать другие произведения такого же характера, настроения. При ознакомлении учащихся младшего возраста с более сложными образами «взрослой» классической музыки полезно использовать прием «парного восприятия» произведений, облегчающий процесс слушания. Он состоит в том, что к каждому более трудно воспринимаемому классическому произведению подбирается аналогичная по настроению несложная детская пьеса, содержание которой тщательно разбирается с детьми, и когда они «войдут» в настроение пьесы, им предлагается послушать уже «серьезное» произведение. На него переносится настроение, возникшее при слушании детской пьесы, что облегчает восприятие (из опыта Ю. Б. Алиева).

Для включения детей и подростков в активную и приятную для них деятельность при слушании или исполнении произведения Ю. Б. Алиев рекомендует ряд эффективных приемов, особенно полезных в музыкальном образовании младших школьников.

Движения. С помощью движений детям легче «войти в образ», почувствовать музыку «всем телом», глубже проникнуться ее настроением. Поскольку места для движений в классе мало, их можно выполнять сидя или стоя возле парт; можно также предложить отдельным группам двигаться под музыку вдоль рядов парт.

Движения должны быть простыми, легко выполнимыми без специальной тренировки, ритмичными и главное – соответствовать настроению музыки. Например, под веселую музыку – «танцевать» в воздухе кистями рук, притопывать ногами (сидя), делать элементарные танцевальные движения (стоя). Под грустную или спокойную музыку – тихо шагать (на месте) или делать плавные движения руками. Под «таинственную» музыку – изображать любопытство или испуг, желание спрятаться.

Вначале учитель сам показывает ученикам различные «образцы движений» – так им легче импровизировать новые. Дети очень любят двигаться под музыку, и те произведения, которые были связаны с движением, они лучше запоминают и больше любят.

Игра в оркестр. Данный методический прием создает у детей впечатление участия в исполнении музыки. Это активизирует их восприятие и очень им нравится. Для участия в игре учащимся (всему классу или по очереди отдельным группам) раздаются элементарные музыкальные инструменты: палочки, звоночки, погремушки, металлические и деревянные ложки (все это они могут принести из дома). Под звучание исполняемого в записи произведения дети негромко выполняют заданные учителем ритмы. Когда они привыкнут к такой игре, можно предложить им импровизировать ритм. Учитель во время исполнения музыки указывает, какой именно группе пришел черед вступать со своим инструментом. Играть в оркестре следует в соответствии с настроением музыки: весело, бодро, громко – или тихо, нежно, или затаенно, со страхом.

Импровизация мелодий. Чтобы учащиеся лучше восприняли эмоциональное содержание музыки, можно предлагать им самим импровизировать мелодию в том же настроении (на заданный текст). Собственная мелодия, сочиненная на грустный, веселый, таинственный или героический текст, поможет полнее воспринять аналогичное по настроению музыкальное произведение. Полезно также петь мелодии, темы (если, конечно, они доступны детям) из прослушиваемых произведений. Это поможет лучше почувствовать и запомнить музыку.

Рисование картинок. После двух-трех раз повторного слушания произведения, когда оно уже будет у ребят на слуху, можно предложить им нарисовать (дома или на уроке изобразительного искусства в классе) картинку, которая возникла у них в воображении при восприятии музыки.

Чтобы учащиеся лучше запоминали музыкальное произведение, оно должно быть повторено. Повторение можно проводить в игровой форме – викторины, концерта-загадки, концерта по заявкам.

Характерным и адекватным эстетической сущности музыкального искусства является метод сопереживания . А. А. Мелик-Пашаев, определяя значимость данного метода в педагогике искусства, отмечал, что если сознательной деятельности по правилам, работе с терминами, понятиями, знаками предшествует эмоционально-чувственный опыт ребенка, то и сама история искусства откроется детям не как совокупность внешних факторов и объективных взаимосвязей, а как сокровищница духовных содержаний, которые ученик сопереживает, находя им аналогии в собственном внутреннем опыте, познавая и развивая свою душу, испытывая сопричастность культурному творчеству человечества. Необходимым условием появления сопереживания является образование определенного контекста сознания, когда реципиент отдается впечатлению от созерцания произведений искусства. При этом не следует забывать, что, пробуждая в детях внутреннее сопереживание, методика должна быть направлена на тактичную поддержку эстетических впечатлений. Естественность данного положения определяется пониманием эстетического восприятия как процесса личностно обусловленного, а эстетического переживания – как специфического проявления индивидуальной позиции человека.

Каждый метод музыкального образования, обучения и развития детей включает в себя комплекс уточняющих и детализирующих его методических приемов. Так, проблемный метод, согласно Кабалевскому, предполагает следующий алгоритм действий: четкая формулировка учителем задачи, постепенное решение задачи обоюдными усилиями педагога и учащихся, формулировка выводов.

На уроке музыки, как правило, различные методы применяются в совокупности с учетом источника приобретения знания, видов художественной деятельности детей, типов урока, а также задач развития художественно-творческих способностей человека.

Из книги Теория и методика музыкального образования. Учебное пособие автора Безбородова Людмила Александровна

Раздел 1 История музыкального образования и

Из книги История профессионального музыкального образования в России (XIX – XX века) автора

Глава 3 Основные тенденции развития социально-культурной сферы и музыкального образования на современном этапе Современный этап развития социально-культурной сферы России характеризуется наличием ряда особенностей. Одна из них обусловлена сложившейся

Из книги Основы музыкальной психологии автора Федорович Елена Наримановна

Раздел 2 Теория музыкального образования

Из книги автора

Глава 1 Общие вопросы теории музыкального

Из книги автора

1. Сущность теории музыкального образования Теория музыкального образования школьников рассматривается как система научных знаний и понятий о закономерностях управления музыкальным развитием ребенка, воспитания его эстетических чувств в процессе приобщения к музыке

Из книги автора

2. Специфика музыкального искусства Внешняя форма искусства вообще и музыкального искусства в частности имеет два измерения – онтологическое и семиотическое, поскольку она представляет собой некую материальную конструкцию и одновременно должна функционировать как

Из книги автора

Из книги автора

2. Принципы музыкального образования Общая педагогика определяет методику как научную дисциплину, изучающую общие закономерности педагогического процесса на материале какого-либо предмета. Значит, методику музыкального воспитания школьников, следует понимать как

Из книги автора

4. Драматургия музыкального занятия Музыка как вид искусства подчиняется законам драматургии, которая уже заложена в основе каждого музыкального произведения и определяется его содержательной основой. Можно выделить драматургию как эмоционально-содержательное

Из книги автора

Из книги автора

ГЛАВА 1. ЗАРОЖДЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕТСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ В ХIХ – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА 1.1. Зарождение фортепианной педагогики в РоссииПонятие «российская фортепианная педагогика» возникло во второй половине ХIХ в. –

4.2. Нейропсихические особенности музыкального мышления Корни особенностей протекания любых мыслительных процессов находятся в головном мозге человека. Деятельность полушарий мозга, разных их участков обеспечивает нейропсихическую основу всех интеллектуальных и

Из книги автора

4.3. Временная природа музыкального мышления Музыка – искусство времени, и в ряду других искусств, имеющих временную природу, выделяется тем, что имеет в качестве основания «чистое» время. Все виды театрального искусства, киноискусство основываются, помимо времени, и на

Из книги автора

7. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА 7.1. Общая характеристика творчества. Психологические особенности творческой личности Под творчеством понимают процесс создания новых материальных и духовных ценностей в области науки, искусства или техники. По мнению