Русский бунт и еврейский бунд - николай смоленцев. Политические партии в Беларуси в начале ХХ в Русский бунт и еврейский бунд: что на очереди

Почти два года назад мы приводили любопытный материал о том, как В.И. Ленин поставил на место претендовавших на исключительность иудеев. И вот - академическое исследование того же вопроса.

Однако один вопрос всё же повисает в воздухе. В тексте неоднократно приводится словосочетание „еврейский рабочий класс ”. А сколько из было по сравнению с рабочими остальных национальностей России? Мизер.

Тогда зачем вообще надо было с ними связываться???

Особое, исключительное место в историографии научной критики сионизма как в дооктябрьский период, так и во все последующее время занимают произведения В. И. Ленина.

Во многих из них он рассматривал сионистскую идеологию , еврейский вопрос, Бунд, а также другие явления, связанные с идеологией и политикой еврейской крупной, средней и мелкой буржуазии.

Еще в первые годы активизации сионизма на международной арене после образования «Всемирной сионистской организации» (1897 г.) и Бунда (1897 г .) В. И. Ленин выступил против этих реакционных политических формирований.

В связи с тем, что сионистские организации настойчиво стремились подчинить своему влиянию немногочисленный, но политически активный еврейский рабочий класс, В. И. Ленин в ряде публикаций обращает внимание на необходимость «единства еврейского и нееврейского пролетариата».

«Среди евреев,— писал В.И.Ленин,— есть рабочие, труженики... Они наши братья по угнетению капиталом, наши товарищи по борьбе за социализм. Среди евреев есть кулаки, эксплуататоры, капиталисты... Капиталисты стараются посеять и разжечь вражду между рабочими разной веры».

Серьезным препятствием на пути к единству еврейского и нееврейского пролетариата предреволюционной России был Бунд — мелкобуржуазная по основному составу организация с явно просионистской идеологией. Лидеры Бунда — в большинстве выходцы из среды еврейской буржуазии, еврейской буржуазной интеллигенции — активно сотрудничали с сионистскими организациями и вовлекали в состав своего «рабочего союза» общественно активные элементы еврейства и из числа трудящихся. определенной мере они в этом преуспели.

И ленинские произведения, разоблачавшие мелкобуржуазную сущность бундизма, способствовали ослаблению влияния этого течения на евреев-рабочих.

Бунд, именовавший себя «Всеобщим еврейским рабочим союзом в Литве, Польше и России» (на идиш «бунд» — союз), возник в сентябре 1897 года, несколько дней спустя после образования «Всемирной сионистской организации». Весьма красноречивое признание сделал один из ведущих его деятелей — С. Гожанский, писавший, что руководившая Бундом интеллигенция так и не смогла «вырваться из... психологии феодального еврейства». В течение всего времени своего существования в России до марта 1921 года Бунд был воинствующим врагом революционного движения.

Сионисты иногда откровенно характеризовали «еврейский союз» именно как своеобразную разновидность сионистской организации. «Бунд и сионизм — это не два ростка из одного корня, — писал один из главарей международного сионизма В. Жаботинский,— это большой ствол и один из его побегов .

Когда будущий исследователь напишет связную историю сионистского движения, в его труде, может быть, особое внимание читателя привлечет одна глава... в начале ее читатель встретит повторение мыслей Пинскера, в конце — первую прокламацию «Поалей Цион» (в переводе с иврита — «Рабочие Сиона». Речь идет об одной из сионистских организаций, прикрывавшей свою сионистскую сущность таким ложным названием.— Авт.). этой главе будет рассказан один из эпизодов сионизма, и она будет озаглавлена „Бунд"».

В том же 1897 году был образован и американский филиал Бунда — «Еврейский рабочий союз», стоявший на сионистских позициях .

В. И. Ленин обращал особое внимание на связь идейного оснащения Бунда с сионистскими идеями . Необходимо более обстоятельно рассмотреть работы вождя революции о Бунде, так как они имеют непосредственное отношение к историографии исследуемой нами темы.

В статье «Нужна ли „самостоятельная политическая партия" еврейскому пролетариату », опубликованной в «Искре» 15 февраля 1903 года (№ 34), В. И. Ленин подверг критике бундовскую концепцию о необходимости «отдельной организации» сил еврейского пролетариата и бундовские попытки обвинить в «антисемитизме» рабочий класс. (Бундовцы имели тут в виду, разумеется, рабочих-неевреев.— Авт.)

Ленинская статья вышла в свет в период подготовки к созыву II съезда РСДРП, состоявшегося 17 июля—10 августа 1903 года. этот период разворачивалась жизненно важная для судеб нашей страны борьба за создание на съезде революционной рабочей партии нового типа. Оппортунистическая позиция Бунда, его стремление расколоть рабочий класс России и тем самым ослабить его революционные возможности не могли остаться без внимания. В. И. Ленин подверг резкой критике федерализм и сепаратизм Бунда в организационных вопросах.

Еще до II съезда партии, до фактического образования РСДРП, в бундовской газете «Последние известия» подчеркивалось, что Бунд сложился в самостоятельную политическую партию. До II съезда Бунд принял решение «не входить в Российскую социал-демократическую рабочую партию». На II съезде РСДРП делегация бундовцев, однако, присутствовала, и борьба против ее воинствующе оппортунистических позиций отняла у съезда много времени и сил. Когда же претензии бундовцев на особое положение в РСДРП были отвергнуты, их представители на съезде Либер, Абрамсон, Гольдблат, Юдин и Гофман заявили еще в начале работы съезда «о выступлении Бунда из РСДРП» и уходе со съезда.

Итак, в годы борьбы за создание РСДРП Бунд и в теории, и на практике отстаивал свое федеративное положение, понимаемое бундовцами как союзные отношения двух самостоятельных партий. «Самостоятельность и независимость Бунда не подлежит сомнению, равно как и постепенное их усиление» — так оценивал Б. И. Ленин положение этой оппортунистической организации .

Более того, бундовцы настаивали на том, чтобы вся партия революционного рабочего класса России строилась на началах федерализма в его, бундовском, понимании, то есть разделялась на самостоятельные «национальные» партии, также связанные одна с другой лишь как союзные организации. Это несомненно привело бы к раздробленности и серьезнейшему ослаблению революционного движения в России.

Труды В. И. Ленина этого периода имели, как и последующие его произведения о сепаратизме Бунда, и теоретическое и практическое значение. Он указал, что борьбу за обособленность бундовцы пытались обосновать сионистской идеей еврейской нации. период подготовки II съезда РСДРП В. И. Ленин писал:

«Готовить везде и среди всех почву для борьбы с Бундом на съезде . Без упорной борьбы Бунд не сдаст своей позиции. А мы никогда не можем принять его позиции ».

Вождь призывал искровцев: «Всем и каждому втолковывать... что с Бундом надо готовить войну, если хотеть с ним мира. Война на съезде, война вплоть до раскола — во что бы то ни стало » . С замечательной дальновидностью В. И. Ленин предсказывал перспективы борьбы: «Принять нелепую федерацию мы абсолютно не можем и не примем никогда » .

В. И. Ленин выработал точную политическую тактику по отношению к Бунду: «С Бундом надо быть корректным и лояльным (в зубы прямо не бить), но в то же время архихолодным, застегнутым на все пуговицы и на законной почве припирать его неумолимо и ежечасно, идя до конца без боязни » . Создатель партии революционного пролетариата считал противодействие бундизму одним из важнейших направлений всей работы по подготовке ее II съезда и призывал: «Подготовлять комитеты против Бунда — одна из самых важных задач момента, и это тоже возможно вполне без нарушения формы».

В. И. Ленин, все искровцы решительно настаивали на обсуждении вопроса о месте Бунда в партии с самого начала работы съезда. «Мотивы для постановки вопроса о Бунде на первое место имеются и формальные, и моральные. Формально мы стоим на почве Манифеста 1898 года, а Бунд выразил желание изменить коренным образом организацию нашей партии.

Морально многие другие организации выразили несогласие с Бундом по этому вопросу; таким образом возникли резкие разногласия, вызвавшие даже полемику. Нельзя поэтому приступить к дружной работе съезду, не устранив этих разногласий»,— говорил В. И. Ленин в своем выступлении на съезде еще при обсуждении порядка дня—18 июля 1903 года , на втором после торжественного открытия (17 июля) заседании.

Большинство делегатов съезда: 30 против 10 (в секретарской записи в протоколе: «при трех воздержавшихся») выступило за ленинское предложение о том, чтобы рассматривать вопрос о месте Бунда в партии в первую очередь.

Последовавшие заседания съезда полностью подтвердили правильность ленинской тактики по отношению к Бунду.

Непримиримая борьба против бундизма, выявление его оппортунистической линии с самого начала, безусловно, в большой мере способствовали уяснению делегатами съезда подлинной роли Бунда на съезде. Делегация Бунда неизменно, активно, воинствующе выступала, по определению В. И. Ленина, за все, «что похуже», образовывала блоки с антиленинцами по многим вопросам.

И это — в обстановке, когда из 51 решающего голоса, которыми располагали делегаты, 33 принадлежали сторонникам «Искры», 10 — колеблющемуся центру— «болоту» и 8 — противникам ленинских идей — бундовцам (5) и «экономистам» (3). Искровцы «раскололись, в свою очередь, на две подгруппы,— указывал В. И. Ленин, анализируя итоги всего съезда.— Одна подгруппа, приблизительно в 9 голосов «„мягкой, вернее, зигзаговой линии"... и около 24 голосов искровцев твердой линии, отстаивавших последовательный искризм...».

«Мягкими» искровцами В. И. Ленин называл тех, кто шел за Ю. Мартовым, а Мартов (псевдоним Ю. О. Цедербаум а) занимал по отношению к бундизму и сионизму вполне определенную позицию. « день международной солидарности рабочих, 1 мая 1895 года, небезызвестный Мартов, один из будущих лидеров меньшевизма, отнюдь не именуясь сионистом, высказал следующие идеи в своем выступлении: «Поставив в центр программы массовое движение, мы должны были приспособить нашу пропаганду и агитацию класса, т. е. сделать их более еврейскими ...
Мы должны решительно признать, что наша цель, цель действующих в еврейской среде социал-демократов, состоит в том, чтобы создать специально еврейскую рабочую организацию ».

Речь идет о докладе Ю. Мартова «Поворотный пункт в еврейском рабочем движении», сделанном им в Вильно на собрании еврейской интеллигенции примерно за два года до образования в России Бунда и сионистской объединенной организации.

Таким образом, есть все основания видеть в политическом облике Мартова такие черты, которые вполне объясняют его особенное отношение к бундизму.

Итак, в связи с остротой борьбы на съезде против оппортунизма, ленинская тактика — поставить вопрос о Бунде на обсуждение съезда с самого его начала — свидетельство глубокого понимания В. И. Лениным сущности, особенностей бундизма.

И в ходе обсуждения этого вопроса бундовцы в пылу полемики вполне проявились как оппортунисты. При голосовании резолюции «О месте Бунда в партии» съезд 46 голосами против пяти бундовских отверг, «как безусловно недопустимую в принципе, всякую возможность федеративных отношений между РСДРП и Бундом». Следует заметить, что Ю. Мартов высказывался в пользу «более расширенной автономии» для Бунда, а Л. Троцкий (Л. Д. Бронштейн) предлагал признать Бунд в качестве специальной организации партии для агитации и пропаганды среди еврейского пролетариата.

В течение работы съезда (до ухода бундовской делегации 5 августа с 27-го, утреннего заседания) делегаты Бунда выступали чрезвычайно активно. Например, Либер (М. И. Гольдман) только при обсуждении проекта Программы партии выступил более 20 раз. союзе с бундовцами нападали на проект Программы, написанный В. И. Лениным и Г. В. Плехановым, «экономисты» Акимов (В. П. Махновец), Мартынов (А. С. Пиккер) и другие.

Троцкий при обсуждении Программы высказал одно из своих коренных оппортунистических положений о том, что «диктатура пролетариата будет не конспираторским „захватом власти", а политическим господством организованного рабочего класса, составляющего большинство нации» , то есть он отрицал возможность социалистической революции в России до тех пор, пока рабочий класс не будет составлять большинство нации. По Троцкому, Россия должна была бы пережить длительный период капиталистического развития, прежде чем в ней созрели бы условия для установления диктатуры пролетариата.

Особенно нападали па проект Программы именно бундовцы. В. И. Ленин в «Рассказе о II съезде РСДРП» писал: «Каждый пункт программы обсуждался и принимался отдельно, бундисты чинили тутотчаянную обструкцию и чуть ли не 2/з съезда, по времени, ушло на программу!»

В. И. Ленин, его единомышленники отстояли программное положение о диктатуре пролетариата, добились в целом того, что была принята «искровская программа».

Особенно острые разногласия на съезде возникли при обсуждении первого параграфа Устава партии — о членстве в партии.

Не пытаясь в данной работе рассматривать весь ход борьбы на II съезде партии по этому вопросу (это не входит в задачи историографии рассматриваемой темы), обратим внимание лишь на оценку В. И. Лениным позиции Бунда.

Речь шла о том, быть ли революционной партии российского пролетариата высокоорганизованной, дисциплинированной и сплоченной или с самого начала своего реального существования формироваться в нечто подобное социал-реформистским партиям Запада, быть ли партии высокоорганизованной, построенной на принципах демократического централизма или стать аналогичной расплывчатым реформистским профсоюзам.

Образовался блок мартовцев-бундовцев-«экономистов» и других противников «твердых искровцев». В. И. Ленин точно оценил роль Бунда в успешном для оппортунистов голосовании на съезде: «Мартов одержал тут победу : принята была... его формулировка, благодаря Бунду, который, конечно, сразу смекнул, где есть щелочка, и всеми своими пятью голосами провел „что похуже" (делегат от „Рабочего Дела" именно так и мотивировал свой вотум за Мартова!)».

В. И. Ленин подчеркивал в своих работах, что объединение бундовцев во главе с Либером, «мягких искряков» под руководством Мартова и «рабочедельцев» привело к опасному положению на съезде. «Бунд+"Рабочее дело" могут решить судьбу любого решения, поддерживая меньшинство искровцев против большинства»,— писал он. «Мартов и К° еще раз (и даже не раз, а несколько раз) победили большинство искряков при благородном содействии Бунда + „Рабочего дела" — напр., по вопросу о кооптации в центры (вопрос этот решен был съездом в духе Мартова)» .

Анализируя итоги съезда сразу же после его окончания, В. И. Ленин констатировал, что из 55 делегатов съезда (43 с решающим голосом и 12 — с совещательным) евреи составили немного меньше половины : 25 делегатов (21 — с решающим и 4 — с совещательным).

Бундовцы, представлявшие незначительную часть российского пролетариата, заняли по количеству выступлений, как, впрочем, и их соратники — «экономисты», непомерно большое место. Всем своим поведением на съезде бундовцы явно стремились навязать свою линию съезду, а затем, через решения съезда, и всей РСДРП.

Они настойчиво боролись за то, чтобы вместо признанного передовой социал-демократической общественностью органа — созданной В. И. Лениным газеты «Искра» — съезд утвердил нечто иное. Что же именно? Предложение фактического главы бундовской делегации Либера, высказанное в его выступлении на съезде, нельзя не воспроизвести. Оно очень показательно для оценки лавирующей тактики Бунда на съезде, направленной, однако, неизменно против большевизма:

«Я полагаю, что вопрос о Центральном Органе не сводится только к тому, какие принципы должны отстаиваться Центральным Органом. Остается еще вопрос о форме Центрального Органа. Центральным Органом считается „Рабочая газета". (Газета под таким названием первоначально выходила в Киеве при участии и под руководством Б. А. Эйдельмана, П. Л. Тучапского, Н. А. Вигдорчика и других. Вышло два номера этой газеты в августе и в декабре 1897 года. Затем редакция была арестована.

Попытку возобновить издание газеты взял на себя уцелевший от арестов ЦК Бунда. Таким образом, Либер в своем выступлении сначала явно претендует на то, чтобы Центральным Органом партии, призванным во многом определять всю организационную и идеологическую деятельность ее, стала газета, оказавшаяся в руках Бунда.— Авт.). Пока не отменена „Рабочая газета", мы не можем назначить новый орган. Я думаю, что, несмотря на те недостатки, которые я усматриваю в „Искре", она должна быть признана Центральным Органом.

Другой вопрос о том, достаточно ли нам одного органа. Отвечала ли „Искра" на все запросы читателей? Я отвечаю — нет. РСДРП недостаточно иметь один Центральный Орган. Ей необходимо руководство одного Центрального Органа. Но неужели полагают, что нет необходимости в рабочей газете? Удивляюсь, как товарищи, до меня говорившие, не отметили этой необходимости... Мы должны создать такой орган, который был бы понятен широкой массе... Предлагаю высказаться по вопросу о том, находят ли товарищи необходимым второй орган — „Рабочую газету" — для популяризации идей в рабочей массе».

Немедленно Либера поддержал Акимов: «Я знаю, что „Искра" будет признана партийным органом. Но я высказываюсь против этого». На случай, если идея Либера — объявить «Рабочую газету» единственным Центральным Органом партии — не будет принята большинством участников съезда, лидер Бунда тут же, лавируя, вносит другое предложение: иметь два ЦО.

После острой борьбы съезд отверг претензии бундовцев и поддержавших их оппортунистов, «констатировал, что „Рабочая газета" перестала существовать» , и принял резолюцию, отменяющую решение I съезда РСДРП о признании «Рабочей газеты» Центральным Органом партии. Была принята резолюция, в которой II съезд РСДРП объявил «Искру» своим Центральным Органом .

Попытка бундовцев навязать партии свое идейное руководство, да и организующую линию своего Центрального Органа, — не увенчалась успехом.

На 27-м (утреннем) заседании 5 августа 1903 года съезд вернулся к обсуждению вопроса о положении Бунда в партии. Обсудив устав Бунда, построенный на принципах федерализма (в бундовском понимании: союз двух партий), съезд отверг его как противоречащий Уставу РСДРП. Тогда делегация Бунда, заявив о выходе Бунда из РСДРП, покинула съезд, оставив письменные заявления и два письма, в которых грубо искажалось существо борьбы съезда против сепаратизма Бунда.

Эти бундовские документы были явно рассчитаны на то, чтобы развернуть агитацию и пропаганду среди еврейского населения против РСДРП. В. И. Ленин в проекте резолюции о выходе Бунда из РСДРП, а также в ряде других своих произведений отмечал ошибочность позиции бундовской делегации и выразил «твердое убеждение в необходимости полного и теснейшего единства еврейского и русского рабочего движения в России, единства не только принципиального, но и организационного». В. И. Ленин считал необходимым, чтобы «еврейский пролетариат был подробно ознакомлен... с отношением русской социал-демократии» к происходящему.

Так «самоотторжением» Бунда от РСДРП завершилась борьба на II съезде партии.

Следует обратить внимание на выступление Либера во время заседания съезда, с которого бундовцы ушли. Он заявил: « 1895 г., т. е. за два года до основания Бунда, в одной нашей (разрядка моя.—Авт.) брошюре говорилось следующее: „...Мы должны решительно признать, что наша цель, цель действующих в еврейской среде социал-демократов, состоит в том, чтобы создать специально еврейскую рабочую организацию..."».

Либер имеет в виду бундовскую брошюру «Поворотный пункт в истории еврейского рабочего движения», а речь идет о докладе Ю. Мартова на съезде еврейской интеллигенции в Вильно. Таким образом, официально, на уровне съезда, бундовцы признали Ю. Мартова автором бундовской брошюры. Этот факт заслуживает особого внимания как неопровержимое свидетельство сотрудничества представителей еврейской буржуазной интеллигенции из числа оппортунистов на базе общих классовых интересов, кастовых традиций — в данном случае меньшевика Ю. Мартова и бундовцев.

После II съезда РСДРП бундовцы продолжали подрывную работу против большевизма, активно пропагандировали, в частности, идею еврейской «национальности», создавая, по точной оценке В. И. Ленина, в еврейском пролетариате «настроение „гетто"». После съезда вождь революционного пролетариата продолжил борьбу против бундизма и сионизма, разоблачал «идейное родство сионистов и бундовцев» .

Тщательно обоснованные выводы В. И. Ленина имели и имеют сейчас основополагающее значение.

На IV (Объединительном) съезде РСДРП, заседавшем с 10 по 25 апреля 1906 года, было принято 66 голосами против 32 при 8 воздержавшихся предложение Бунда о вхождении его в состав РСДРП. Уже в ходе обсуждения этого вопроса на 25-м заседании съезда снова развернулась острая борьба между противниками бундовского сепаратизма и бундовцами. «Вы являетесь партией нам чуждой»,— откровенно заявил Либер.

Но Бунд, если верить его словам на съезде, пошел на значительные уступки в вопросах федерализма, объединение формально состоялось. Ближайший последующий опыт показал, однако, что фактического объединения не произошло по воле лидеров Бунда: уже в октябре 1906 года ЦК Бунда специальным решением запретил объединение своих местных комитетов с комитетами РСДРП. Отказ Бунда от реального объединения констатировала конференция РСДРП 1908 года.

Итак, Бунд, претендовавший на представительство интересов еврейского пролетариата, но являвшийся по основному составу, по идеологии и политике мелкобуржуазной организацией, формально вошел в состав РСДРП на IV съезде, в 1906 году, фактически же остался самостоятельной партией. Но лидеры Бунда, неуклонно проводившие в жизнь свою линию на федерализм в низовых своих организациях, активнейшим образом действовали на пленумах, конференциях и съездах РСДРП в качестве воинствующих противников ленинских идей и последовательных союзников антиленинских течений, группировок, блоков.

На II (Первой Всероссийской) конференции РСДРП в ноябре 1906 года бундовцы образовали блок с меньшевиками и, пользуясь в итоге этого объединения большинством голосов, добились принятия резолюции «О тактике РСДРП в избирательной кампании». Эта резолюция допускала блоки с кадетами.

На V съезде РСДРП (30 апреля — 19 мая 1907 года) меньшевики и бундовцы вместе имели 143 решающих голоса (88 и 55) , а большевики — 89 . По всем принципиальным вопросам бундовцы выступили против сторонников В. И. Ленина в союзе с его противниками. Опасной была попытка оппортунистов протащить идею создания «широкой рабочей партии», в которую, по замыслам лидеров антиленинских группировок, вошли бы социал-демократы (меньшевики и большевики), эсеры, анархисты, бундовцы и т. д. Это привело бы на деле к ликвидации РСДРП, растворению ее в мелкобуржуазной массе.

В период VI съезда РСДРП (б) (26 июля — 3 августа 1917 г.) бундовцы продолжали активную борьбу против ленинских идей, выступая в союзе с меньшевиками, эсерами, анархистами, сионистами и другими врагами назревавшей социалистической революции.

Многозначителен теснейший альянс лидеров бундовцев, меньшевиков, эсеров и других мелкобуржуазных партий. Широко известна в истории знаменитая троица: Гоц—Либер—Дан, точно оцененная в популярнейшем в предоктябрьский период стихе Демьяна Бедного «Либердан». Активнейший лидер Бунда М. И. Либер (Гольдман), не менее деятельный член ЦК партии эсеров А. Р. Гоц и один из наиболее воинствующих меньшевиков Ф. И. Дан (Гурвич) в личном сотрудничестве осуществляли союз против большевиков более активно, чем это проявлялось в низах мелкобуржуазных партий.

Менее известно, что и вся руководящая верхушка меньшевистской партии — П. Б. Аксельрод, Р. А. Абрамович (Рейн), Ю. О. Мартов (Цедербаум), включая упомянутого Ф. И. Дана, а также ведущие деятели Бунда — А. И. Кремер (Вольф), В. Д. Медем (Гринберг), А. Я. Мутник (Абрамов), В. Коссовский (М. Я. Левинсон), Р. А. Абрамович (он был членом двух ЦК — бундовского и меньшевистского), А. И. Вайнштейн (Рахмилевич), и лидеры эсеров — В. М. Чернов, А. Р. Гоц, Д. Д. Донской, М. Я. Гендельман также образовывали более тесную коалицию в верхах, чем та коалиция в низах этих партий, которая тоже существовала.

А именно эти люди — в основном выходцы из среды еврейской буржуазной интеллигенции — составляли руководящее ядро этих партий, вступивших на путь сотрудничества с «буржуазной демократией» и изменивших делу революции .

Бундовцы сотрудничали и с сионистами. Так, в 1909 году они провели совместную конференцию в Черновцах, с 1908 года сообща издавали в Вильно журнал «Литерарише монатшрифтэн», редакторами которого были сионисты и бундовцы, совместно участвовали в «движении идишизм» на совместных сионистско-бундовскпх съездах и т. д. Один из крупнейших сионистских вождей С. М. Дубнов в те годы выдвинул лозунг: «Евреи всех классов и партий, объединяйтесь!»

В этих условиях борьба В. И. Ленина в течение всего дооктябрьского периода против сионистско-бундовских идей изоляции евреев, в том числе социальных низов еврейства, от общероссийского демократического, рабочего движения имела серьезное значение, и ленинские произведения по этой проблеме наиболее точны, содержат глубоко обоснованные оценки, особенно полно отражают существо дела.

В статье «К еврейским рабочим», напечатанной в 1905 году как предисловие к брошюре на идиш «Извещение о III съезде Российской социал-демократической рабочей партии», В. И. Ленин подробно раскрыл историю борьбы партии против лидеров Бунда в период I, II, III ее съездов. Социал-демократы в России неизменно выступали под великим лозунгом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Они провозглашали, что без подлинного единства трудящихся «невозможна победоносная борьба» против царизма. «К сожалению...— пишет В. И. Ленин,— единство еврейских и нееврейских социал-демократов в одной партии было уничтожено».

Он отмечает, что лидеры Бунда стали распространять идеи, которые «резко противоречат всему мировоззрению социал-демократии. Вместо того, чтобы стремиться к сближению еврейских рабочих с нееврейскими, Бунд начал вступать на путь отрыва первых от последних, выдвигая на своих съездах обособленность евреев...

Вместо того, чтобы продолжать работу I съезда Российской социал-демократической партии в сторону еще более сильного объединения Бунда с партией, Бунд сделал шаг к своему отделению от партии: Бунд сперва выступил из единой заграничной организации РСДРП и основал самостоятельную заграничную организацию, а позже Бунд выступил также из РСДРП, когда II съезд нашей партии в 1903 году значительным большинством голосов отказался признать Бунд единственным представителем еврейского пролетариата».

Издание отчета о III съезде РСДРП было важным шагом на пути привлечения рабочих-евреев в ряды РСДРП, вопреки воле бундовской верхушки.

Бунд упорно сопротивлялся объединению социал-демократов-рабочих на местах, препятствовал РСДРП в решении этой задачи, развернул пропаганду идеи «культурно-национальной автономии», противопоставлял ее идеям пролетарской солидарности.

Эти лозунг, идея, линия «культурно-национальной автономии», эта политика Бунда поддерживались всеми еврейскими буржуазными партиями в России, сионистами. Августовская (1912 г.) конференция ликвидаторов-оппортунистов, добивавшихся прекращения существования революционной партии российского пролетариата, то есть лидеры меньшевиков, троцкистов и других антиленинских группировок в РСДРП, также признала правомерной политику «культурно-национальной автономии».

В. И. Ленин в своих произведениях дал обстоятельную оценку сионистско-бундовской идее. «Социалисты, — писал он,— борются со всеми и всякими, грубыми и тонкими, проявлениями буржуазного национализма. Именно таким проявлением является и лозунг „национально-культурной автономии».

Родство идей Бунда и идеологии еврейской буржуазии В. И. Лениным подчеркивалось в связи с критикой им сионистско-бундовского лозунга еврейской «национальной культуры» неоднократно. «Кто прямо или косвенно ставит лозунг еврейской „национальной культуры",— писал он,— тот (каковы бы ни были его благие намерения) — враг пролетариата, сторонник старого и кастового в еврействе, пособник раввинов и буржуа».

В. И. Ленин остро критиковал компилятивность бундовской идеологии в целом, ее особенную реакционность. «Наши бундовцы,— писал он,— ...собирают на всем свете все ошибки и все оппортунистические шатания социал-демократов разных стран и разных наций, забирая в свой багаж непременно самое худшее...» Многократно он указывает, что Бунд фактически является «подголоском» еврейских буржуазных партий, то есть сионизма.

В. И. Ленин точно оценил позицию бундовцев в годы первой мировой войны. Они враждебно относились к России, России вообще. «Бундовцы,— писал В. И. Ленин,— ...большей частью германофилы и рады поражению России» .

После Февральской революции сионисты и бундовцы развернули большую активность. Считали, что свержение царизма открыло новые возможности для капиталистического развития России, для буржуазного демократизма. Теперь они открыто перешли в лагерь буржуазии, отбросив «социалистическое» фразерство.

Еврейская крупная, средняя и мелкая буржуазия получила самые широкие возможности для активной деятельности в стране. Десятая конференция Бунда, состоявшаяся в апреле 1917 года, отметила «всю важность поддержки нового правительства (это было контрреволюционное Временное правительство, активно сотрудничавшее с еврейской буржуазией.—Авт.) для того, чтобы удержать завоеванную свободу» (читай: буржуазно-демократические свободы, которые вполне удовлетворяли интересы еврейской буржуазии и ее агентуры в мелкобуржуазных партиях).

В период между Февралем и Октябрем 1917 года Бунд стал составной частью сионистского движения и фактически, и формально. Он участвовал в лице своих представителей в комитете по созыву сионистского съезда, присутствовал на съездах сионистов в мае в Киеве и Екатеринославе, организационно объединившись с самыми реакционными формированиями еврейской буржуазии.

Бунд, сионисты, меньшевики и эсеры ожесточенно противодействовали надвигавшейся очистительной грозе пролетарской социалистической революции.

Одним из средств их борьбы против большевиков была ожесточенная клеветническая кампания, в которой участвовали кадеты, бундовцы, меньшевики и все прочие враги социалистической революции. статье «Политический шантаж», опубликованной в сентябре 1917 года, В. И. Ленин писал об этой тактике классовых врагов пролетариата: «Газетная травля лиц, клеветы, инсинуации служат в руках буржуазии и таких негодяев, как Милюковы, Гессены, Заславские, Даныи пр., орудием политической борьбы и политической мести» .

Клеветническая кампания была в значительной мере направлена против В. И. Ленина. Но клеветники не достигли цели. Рабочий класс верил своему вождю и шел за ним.

Победа Великого Октября была поражением сионизма в России и его союзника — Бунда.

Значение дооктябрьских ленинских произведений для историографии дооктябрьского периода и современной научной критики сионизма неоценимо.

Значительное внимание уделил В. И. Ленин разоблачению «сионистов-социалистов», стремившихся в целях обмана еврейских социальных низов проповедовать теорию соединения сионизма с социализмом. Он отмечал, что «сионисты-социалисты» относятся к буржуазным партиям .

Перед Штутгартским международным социалистическим конгрессом, состоявшимся в августе 1907 года, Центральный комитет «Сионистско-социалистической рабочей партии» (образовавшейся в 1904 году) обратился в Центральный Комитет РСДРП с предложением принять ее в социал-демократическую подсекцию русской секции II Интернационала.

ЦК РСДРП отказал. Тогда сионисты попытались вступить во II Интернационал с помощью эсера Рубановича и лидера входившей в эсеровскую подсекцию «Социалистической еврейской рабочей партии» («СЕРП») Житловского. В. И. Ленин на заседании Международного социалистического бюро (МСБ) решительно выступил против приема сионистов в Интернационал.

В результате бюро приняло решение об отказе в приеме «социалистов-сионистов» в состав II Интериацнонала. Принятие в МСБ другой сионистской организации— «СЕРП», которую эсеры раньше протащили в свою подсекцию МСБ, В. И. Ленин считал совершенно неоправданным и также протестовал против пребывания «СЕРП» в МСБ. Его последовательная и непримиримая борьба против сионизма имела огромное значение для международного революционного движения.

В дооктябрьский период против сионизма, бундизма активно выступали многие российские социал-демократы.

Г. В. Плеханов именовал бундовцев «непоследовательными сионистами» и отмечал, что они стремились «утвердить Сион не в Палестине, а в пределах российского государства». И это мнение было свойственно не ему одному. Большевистская газета «Социал-демократ» в редакционной статье 5 (18) ноября 1912 года подчеркивала точно в той же формулировке, что Бунду присущ «непоследовательный сионизм». Оценка бундизма, как разновидности сионизма, имеет несомненно принципиальное значение для историографии.

***

Упомянутая выше публикация „Как В.И. Ленин поставил иудейский Бунд на место. Правда, позже Ильич получил-таки от них пулю...” - .

Польше и России). Среди еврейского ремесленного пролетариата, населявшего города Белоруссии, Литвы, Украины и Польши, экономические организации в виде рабочих ссудных касс возникли задолго до организации Б. В 1888 в Вильно существовали такие кассы среди плотников, чулочниц, портних, слесарей и пр. К тому же времени стали организовываться первые рабочие социалистические марксистские кружки. В начале 90-х гг. зародилась идея о необходимости особой еврейской рабочей организации не только для агитации, но и для «особых» национальных задач.

Это означало некоторое недоверие к российскому пролетариату, так как завоевание политических прав и еврейского равноправия ожидалось не от пролетарской борьбы в целом, а от деятельности особой еврейской рабочей партии. Организационное оформление Бунда произошло в сентябре . При участии Бунда в первых числах марта 1898 в Минске состоялся первый съезд РСДРП (см.). Период после первого съезда характеризовался исключительным ростом стачечного движения и политическими демонстрациями в Вильно, Гродно, Витебске и Белостоке.

Но в основном движение развивалось под влиянием «экономизма » (см.), что к началу 20 в. привело к кризису в Бунде. В Минске организовалась независимая еврейская рабочая партия «с благословения Зубатов а» (см.). ЦК Бунда вел энергичную борьбу против зубатовщины. 5-я конференция Бунда в 1902 отмежевалась от идеологии «экономизма», но поддалась террористическим настроениям. По мере роста влияния Бунда среди еврейских рабочих, росло и его влияние среди непролетарских слоев еврейского населения. Это влияние особенно усилилось после погрома, устроенного Плеве в Кишиневе в 1903. Интеллигентская мелкобуржуазная молодежь видела в Бунде защитника угнетенного еврейства. Такое положение в свою очередь усилило националистические тенденции в Бунде. Еще в 1901 IV съезд Бунда провозгласил необходимость борьбы за национальное равноправие и за переустройство РСДРП на федеративных началах, что вызвало решительный отпор со стороны «Искры» . В результате Бунд на II съезде РСДРП осенью вышел из партии. Бунд настаивал на признании партией, что «Бунд есть соц.-демократическая, неограниченная в своей деятельности какими-либо районными рамками, организация еврейского пролетариата и входит в партию в качестве его единственного представителя». Большинство съезда высказалось против националистических стремлений Бунда.

В период с 1903 до 1905 Бунд фактически выступал как самостоятельная политическая партия. Влияние Бунда на еврейских рабочих и мелкую буржуазию росло, причем одновременно рос и национализм в Бунде. В 1905 на VI съезде Бунда была принята программа о культурно-национальной автономии , формулированная следующим образом: изъятие из ведения государства и органов местного и областного самоуправления функций, связанных с вопросами культуры (народное образование и пр.), и передача их нации в лице особых учреждений - местных и центральных, избираемых всеми ее членами на основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования.

В период подъема революционной волны в Бунде преобладали симпатии к тактической линии большевиков . Но после поражения революции в Бунде наметился резкий поворот к меньшевизму ; VII съезд Бунда в сент. 1906 принял организационный устав, в котором § 1 копирует формулу, предложенную меньшевиками на II съезде. Политическая резолюция также знаменовала переход на платформу меньшевиков. Этот же съезд решил, что Бунд должен вернуться в РСДРП. Однако и после этого Бунд продолжал свое существование в качестве самостоятельной политической партии. При этом Б. все больше выявляется как определенно меньшевистская организация. Годы реакции 1908-10 нанесли Бунду сильный удар; в его подпольных организациях едва остается несколько сот членов.

В то же время создался ряд легальных рабочих и общедемократических организаций, находившихся под влиянием Бунда. Эти легальные организации занимались преимущественно культурной работой на еврейском языке . Одновременно с этим усилилось внимание работников Бунда к вопросам еврейской культуры, языка и общины. В связи с этим внимание отвлекалось от общеполитических вопросов в сторону узко-национальных. Характерно, что из 6 пунктов порядка дня 8-й конференции (октябрь 1910) три были посвящены вопросам о еврейской общине, борьбе за равноправие еврейского языка и о субботнем отдыхе. После фактического раскола партии на две части в 1912, в июне 1912 собралась 9-я конференция Б., к-рая провозгласила союз с ликвидаторами, и в авг. 1912 Бунд явился одним из активнейших участников августовской конференции, организовавшей так назыв. августовский антибольшевистский блок (см. Августовский блок ). На той же августовской конференции Бунд добился санкционирования национально-культурной автономии.

Годы войны характеризовались меньшевистской, оборонческой позицией Бунда с наличием небольшого пацифистского крыла. Представители Б. принимали участие в военно-промышленных комитетах вместе с меньшевиками-оборонцами. Совещание Бунда в Харькове в мае 1916 дало победу течению так наз. «революционного оборончества».

После Февральской революции в Бунде наметилось два течения: правооборонческое, во главе с Либером, и якобы «левое», «мартовское», во главе с Абрамовичем. Однако на практике оба эти течения почти не отличались друг от друга. На Украине Б. принял участие в Украинской Центральной Раде (см. Центральная Рада ) и отмежевался от большевиков; представитель Б. вошел в правительство Центральной Рады - Генеральный секретариат. Во время январского восстания в 1918 в Киеве , когда рабочие арсенала восстали против Центральной Рады, Б. призывал к ее поддержке. В дек. 1918 в Бунде оформилось левое крыло. В янв. 1919 произошло совещание организаций Б., на к-ром вожди Б. занимали еще колеблющуюся позицию. 1 марта 1919 на Украине создалась организация коммунистич. Б., и в июле 1919 произошло его слияние с компартией Украины. Меньшевики ушли из Бунда.

Предпосылки появления Бунда

Еврейское рабочее движение в Российской империи возникло и оформилось в Бунд в «еврейской Литве», то есть в шести северо-западных губерниях еврейской черты оседлости (Виленская, Витебская, Гродненская, Ковенская, Минская, Могилевская) с городом Вильна (Вильнюс) в качестве центра, и в Варшаве , то есть в районах с абсолютно и относительно многочисленным еврейским пролетариатом. Тенденция к ассимиляция была менее сильной в этом регионе. Оттуда пришли первые лидеры Бунда. Из Литвы и Белоруссии еврейское рабочее движение постепенно распространилось в Польше и Украине .

Еврейское рабочее движение образовалось из трёх секторов в еврейском обществе. Во-первых, наёмных работников, имевших корпоративное сознание и сплоченность в результате капитализации ремёсел и распада традиционных ремесленных объединений (хеврот ), что привело к созданию отдельных организаций учеников (с середины 19-го века, особенно в швейной промышленности). Отдельные забастовки имели место в 1870-х годах среди ткачей и табачников.

Во-вторых, были круги радикальной интеллигенции, которые в этом регионе сочетали революционные идеи и марксистскую идеологию с еврейской идентичностью и ответственностью перед еврейским пролетариатом. Наконец, была полуинтеллигенция, которая, хотя ей не хватало формального общего образования, была глубоко укоренена в еврейской культуре. В 1870-х годах Аhарон Шмуэль Либерман и его круг сделали первые попытки распространить социалистические идеи среди еврейского народа на их родном языке и начать революционное движение.

С 1880-х годов это движение стало постоянно развиваться, создавая еврейское рабочее движение. В 1882 году 70 евреев-ткачей в Белостоке прекратили работу на фабрике и потребовали повышения зарплаты. Это считается первой забастовкой в еврейском секторе в царской России .

Кружки еврейских интеллектуалов по содействию культуре и социализму среди еврейских рабочих были сформированы в Вильно в течение 1886-1887 гг., и все их мероприятия проводились на русском языке. Были основаны кассы взаимопомощи трудящихся и сделаны попытки основания артелей. Постепенно, однако, идеология этих кружков изменилась, и от традиционной популистской позицию российских социалистов обратилась к марксизму, пропагандируемому Плехановым. Круги интеллигенции также постепенно изменили свое отношение к еврейскому ремесленнику и отказались от своей прежней «космополитической» позиции, которая на практике означала «русификацию» еврейских элементов в России.

Изменения произошли в несколько этапов до 1895 г. Ведущая роль в них принадлежала, среди других А. И. Кремеру , Ш. Гожанскому , Й. Миллю, И. Айзенштадту , З. Копельсону, В. Коссовскому , А. Мутнику (Мутниковичу). Количество кружков и их членов увеличилось, в то же время были увеличены усилия улучшить условия труда, в частности, сократить рабочий день в вязании носков, обработке табака и швейной промышленности, где условия были просто позорные.

В дополнение к общей революционной напряженности в России в это время, волнения среди евреев были расширены из-за широкого антисемитизма в обществе в целом и в правительственных кругах, что, в сочетании с социальной и экономической напряжённостью в переполненных местечках, также привело к массовой эмиграции и породило деятельность Ховевей Цион .

В конце концов, руководители этих кружков пришли к выводу, что еврейские рабочие могут и должны сформировать у себя социалистическое рабочее движение, так как их конкретные обстоятельства порождали требования, которые были в значительной степени свойственны еврейскому рабочему. Они также считали, что еврейская среда в целом была более объективно восприимчивы к идее оппозиции и восстания против царского авторитарного режима.

Новая линия действий была сформулирована Кремером и Гожанским в памфлете «Письмо к агитаторам» (1894), который должен был влиять на всё русское социал-демократическое движение. Это «Письмо» и «Лекция о майском дне» Юлия Мартова (1895) призвали к переходу от закрытых кружков к агитации в широких массах рабочих. Чтобы включить «агитацию», было решено заменить русский язык идишем в качестве средства пропаганды, и были сформированы «Жаргонные комитеты» (в Вильно в 1895 году) для этой цели. Таким образом, движение было интегрировано в сопутствующий процесс возрождения языка идиш и литературы .

Радикальную еврейскую интеллигенцию призвали отказаться от её «недоверия к еврейским массам» и «национальной пассивности», работать на создание организации еврейских рабочих, направленной на получение ими прав, и проводить «политическую национальную борьбу» для получения гражданской свободы для всех евреев. Эта организация должна связать себя с нееврейским пролетариатом и общероссийским рабочим движением, но только на основе равноправного партнерства, а не интеграции евреев в общее рабочее движение. Этот дуализм был причиной идеологических колебаний всё время существования Бунда.

«Рабочая оппозиция» этой «новой программе» во главе с А. Гордоном не имела успеха, и в 1894 году новая тенденция получила поддержку во многих промышленных центрах. Кассы взаимопомощи были преобразованы в фонды борьбы трудящихся (профсоюзы). В начале 1896 года 32 таких фонда существовали только в Вильно . Последовала волна успешных забастовок. Еврейские лейбористские группы были представлены на съезде Социнтерна в Лондоне в 1896 году. Была сформирована Центральная «Группа еврейских социал-демократов», и начали выходить периодические «Идишер арбайтер» (1896-1905) и «Арбайтер штиме» (1897-1905) - оба они впоследствии стал органами Бунда.

Начало Бунда

Бунд был основан на нелегальном съезде в Вильне , с участием 13 делегатов (8 из них рабочие). В октябре 1897 г. Бунд входил в состав социал-демократической рабочей партии (РСДРП); на 1-м (учредительном) съезде РСДРП в Минске в 1898 г. трое из девяти делегатов были бундовцы. Бунд вошел в русскую партию в качестве автономного органа, и Кремер был избран членом её центрального комитета.

В дополнение к учредительному съезду, были проведены следующие:

  • второй съезд - октябрь 1898 в Ковно ;
  • третий - декабрь 1899 года в Ковно;
  • четвертый - май 1901 года в Белостоке ;
  • пятый - июнь 1903 года в Цюрихе ;
  • шестой - октябрь-ноябрь 1905 года в Цюрихе;
  • седьмой - август-сентябрь 1906 года в Лемберге (Львове);
  • восьмой - декабрь 1917 года в Петрограде .

Съезд избирал Центральный комитет, который был главным политическим, административным и представительным органом Бунда. Между съездами также проводились конференции, чей авторитет был более ограничен. Большие отделения возглавлялись комитетами, главным образом в составе членов, назначенных ЦК. «Забастовочные фонды», в том числе национальных союзов щёточников и кожевников, были включены в Бунд. Были также группы интеллектуалов.

Количество членов Бунда выросло с 25000 в 1903 г. до 35000 в 1905. «Заграничный комитет», основанный в декабре 1898 года студентами и рабочими, уехавшими из России, включая в различные периоды наиболее важных лидеров Бунда, служил представителем Бунда в международном социалистическом движении, привлекал средства, издавал печатные материалы и организовывал их транспортировку. Значительное помощь оказывали Бунду его «ландсманшафтен» (землячества) и группы сочувствующих в Соединенных Штатах во главе с Центральным союзом («Централ Фарбанд»), который в 1906 году состоял из 58 организаций с 3000 членов.

Несмотря на то, что Бунд был против сотрудничества с еврейскими рабочими движениями в других странах, он имел значительное влияние на формирование еврейской Социал-демократической партии в Галиции в 1905 году. Бундовские активисты внесли вклад в создание еврейской Социалистической Федерации Америки в 1912 году. Некоторые видные деятели американской еврейского рабочего движения пришли из рядов Бунда, в том числе С. Хиллман, Б. Гофман, Цивьон Б. Владек, Й. Б. Салуцкий-Хардман, М. Ольгин , Н. Чанин и Д. Дубинский . Деятельность и идеи Бунда также оказали влияние на еврейский социализм в Аргентине , Болгарии и Салониках (Греция).

Представители Бунда неоднократно полемизировали с руководством РСДРП по вопросу о еврейской культурно-национальной автономии. Бунд требовал, чтобы РСДРП признала его единственным представителем еврейских трудящихся по национальному (в противоположность территориальному) признаку, так как, в отличие от других народов Российской империи, евреи не были сконцентрированы на особой территории, где бы они являлись национальным большинством.

Организации РСДРП были построены по территориальному признаку и объединяли всех членов партии, проживавших в данном районе, независимо от национальной принадлежности; Бунд же указывал на необходимость создания отдельных местных организаций для членов партии - евреев. В начале 20 в. эти разногласия настолько обострились, что Бунд покинул РСДРП в 1903 г. (вернулся в 1906 г.); Ленин и другие вожди РСДРП вели идеологическую борьбу против позиции Бунда.

Идеология Бунда

Бунд, наряду с марксистской идеологией РСДРП, усвоил также некоторые особые принципы, связанные с еврейскими проблемами, как, например, приоритет идиша как языка еврейских трудящихся масс и культурно-национальной автономии. В полном согласии со взглядами РСДРП Бунд рассматривал сионизм как «реакционное буржуазное или мелкобуржуазное националистическое» движение, отвлекающее еврейские массы от политической борьбы в России .

Третий съезд Бунда (1899) отклонил предложение Милля, чтобы требование еврейских «национальных прав» было включены в программу. На четвертом съезде Бунд продвинулся дальше требования равных политических и гражданских прав для евреев, и наметилась тенденции к национальной культурной автономии (под влиянием деятельности С. Дубнова , Х. Житовского и набиравшего силу сионизма).

Тем не менее, в качестве компромисса с оппонентами этого предложения, было принято решение не выступать за еврейскую автономию в конкретных требованиях из-за боязни «раздувания национального чувства», которое может «чтобы размыть классовое сознание пролетариата и привести к шовинизму». Это ограничение не соблюдаелось на практике даже в 1904 году, и был официально отменено на шестом съезде в 1905 г. Ещё одна резолюция четвертого съезда стремилась воссоздать российскую социал-демократическую рабочую партию на национально-федеративных началах. Это предложение было отклонено на втором съезде Российской социал-демократической партии. В результате Бунд откололся от неё и сложился как самостоятельная партия.

Бунд не рассматривал всех евреев в мире как единый еврейский народ и поэтому отвергал глобальную еврейскую политику, ограничивая свои цели достижением гражданских прав и культурной автономии для российского еврейства. Бунд отклонял, во имя принципов классовой борьбы, любое сотрудничестве с другими еврейскими партиями, даже в организации самообороны против погромов . В то время как ассимиляторы среди русских социал-демократов рассматривали бундовскую идеологию как «недопустимо сионистскую», Бунд, со своей стороны, определял идеи сионизма как реакционные и буржуазные или мелкобуржуазные, в том числе даже таких партий, как Поалей Цион , Еврейская социалистическая рабочая партия и Сионистская социалистическая рабочая партия (территориалисты).

Партия всё время была разделена на две фракции, пропорционально представленные в центральных органах: центристы («эйсер») и левые («цвейер»). Раскол произошёл при обсуждении вопроса вхождения в Социнтерн. Параллельно Комбунду в России, в польском Бунде тоже проявляли верность диктатуре пролетариата и власти Советов. Краковский съезд в 1920 году принял решение о присоединении к Коминтерну, который требовал, что Бунд принял всю его программу в качестве условия принадлежности.

Это не получилось, но в результате некоторые старые известные бундовцы почувствовали себя не на своем месте в движении и эмигрировали (В. Медем , А. Литвак). Другие, (в частности, П. Розенталь) сформировали кратковременный Социал-демократической Бунд. Одна группа, тем не менее, устроила польский Комбунд, который позже вступил в Коммунистическую партию. Вопрос о принадлежности к Коминтерну продолжали беспокоить и разделять Бунд в течение длительного времени, большинство переходило сначала в одну сторону, потом в другую. В 1930 г. Бунд присоединился к Социалистическому Интернационалу, где он стал частью левого крыла.

Другой причиной разделения Бунда были его отношения с польской социалистической партией (ППС), которую левые бундовцы рассматривали как врага из-за её национализма и реформизма, а также за формирование левоцентристского фронта с несоциалистическими крестьянскими партиями. Сближение между двумя сторонами произошла, главным образом, в результате присоединения Бунда к Социалистическому Интернационалу и радикализации ППС в 1930-е годы. В 1930-е некоторые из активистов Бунда были заключены в концлагерь Береза ​​Картуска.

В первые годы своего существования польский Бунд подвергался жестоким преследованиям из-за оппозиции к войне против Советской России. В 1921-39 гг. польский Бунд выпускал на идише ежедневную газету «Найе фолксцайтунг». Бунд в независимой Польше действовал как легальная политическая партия. Он организовал и поддерживал молодежную организацию «Цукунфт», в которой накануне Второй мировой войны числилось до 15000 членов, детскую «SKIF» (с 1926 г.), женскую «YAF» и спортивную «Моргенштерн».

С первого дня своего существования Бунд в Польше упорно и неуклонно выступал против сионизма и религиозных партий, но сотрудничал в различных областях с другими еврейскими рабочими партиями. Иногда он блокировался даже с левым флангом сионистской рабочей партии Поалей Цион на муниципальных выборах. В 1930 году общий список был составлен с правым крылом Поалей Цион на выборах в Сейм (парламент). Представители Бунда составляли подавляющее большинство в Национальном совете еврейских профсоюзов, в котором в конце 1921 года было 7 союзов с 205 отделениями и 46,000 членов, а в 1939 г. было представлено 14 профсоюзов с 498 отделениями и приблизительно 99 тыс. членов.

Польский Бунд, не без внутреннего сопротивления, организовывал небольшие ремесленные и строительные кооперативы (1927) в сотрудничестве с ОРТ и Джойнтом . В 1921 году при большом участии Бунда была создана Центральная организация школ. Бунд был непреклонен в своем крайней оппозиции к обучению на иврите , но немного изменил свою позицию по отношению к традиционным еврейским праздникам и преподаванию еврейской истории. Он сохранил бюро для работы с эмиграцией, но его фиксированной привязанность к принципу «дойкейт» («здесесть») не дала польскому Бунду оценить важность еврейской эмиграции.

Наибольшего политического влияния польский Бунд достиг между 1936 и 1939 гг., в период, предшествовавший нацистской оккупации Польши. Ему принадлежали важные заслуги в борьбе с оголтелым антисемитизмом в польском правительстве и польском обществе после прихода к власти Гитлера в Германии . Бунд проявил много инициативы и энергии в организаций групп самообороны . Популярность Бунда возросла, и он добился значительных успехов на муниципальных выборах.

В марте 1936 года Бунд объявил всеобщую забастовку протеста против погрома в Пшытыке. Бунд организовал Конгресс работников против антисемитизма (1936), который был запрещен властями, и планировал в 1938 году Конгресс для борьбы еврейского населения в Польше (1938).

Во время оккупации Польши Бунд принимал активное участие в движении еврейского сопротивления (особенно известны А. Блюм, Л.Б. Фейнер, Б. Гольдштейн, М. Эдельман). Представитель Бунда при польском правительстве в изгнании Ш. Зигельбойм покончил с собой в Лондоне в 1943 году в знак протеста против пассивного отношения союзных держав к уничтожению евреев в Европе. Для

Бунд

Политическая угнетенность евреев, русификаторская национальная политика по отношению к белорусам, ограничение для польской буржуазии создали опасное напряжение в обществе. В экономическую и политическую борьбу вплетались аспекты национально-освободительного движения.

Среди значительной части социал-демократов западных губерний зародилась сепаратистская тенденция, которая проявилась в стремлении в создании рабочих организаций по национальным особенностям в городах с многонациональным населением. На такую платформу стала Литовская социал-демократическая партия. В сентябре 1987 г. в Вильно был организован съезд представителей еврейских социал-демократических организаций Вильни, Минска, Витебска, Варшавы, Белостока, но котором был создан Бунд - Всеобщий еврейский рабочий союз Литвы, Польши и России. Лидером его стал А. Кремер. Необходимость создания Бунда мотивировалась тем, что только национальная организация еврейских рабочих может лучше защитить их интересы.

Сразу после съезда была развернута агитация за вступление в Бунд рабочих организаций, которые существовали на то время в Беларуси. Брестская организация осенью 1897 г. вступила в Бунд, однако была разгромлена полицией. Гомельские социал-демократы, заметив угрозу раскола, отказались вступать в Бунд. Не согласились на вступление в Бунд и многие члены Минской еврейской рабочей организации.

«Обособлению еврейского рабочего движения способствовали и некоторые политические партии, ограничивающие работу только средой евреев. Бунд строился по национальному признаку на основе стачечных касс еврейских рабочих. Еврейское рабочее движение имело свою специфику. Пропаганда велась на еврейском языке, что затрудняло участи рабочих других национальностей в проводимых акциях. Многие еврейские рабочие просто не знали русского языка» 11 Бригадин П. Эсеры в Беларуси. Мн., 1994. - С. 29..

Бунд активно проводил агитационно-пропагандистскую работу, добиваясь пополнения своих кружков представителями радикальной интеллигенции, ремесленников и рабочих. «Марксизм трактовался применительно к традиционным представлениям об особой миссии еврейского народа» 22 Политические партии России. Конец XIX - первая треть XX века. Энциклопедия, М., 1996. - С. 93. .

В 1898 Бунд участвовал в подготовке и проведении 1-го съезда Российской социал-демократической рабочей партии, вошел в РСДРП как организация, автономная в вопросах, касающихся еврейского пролетариата. Бунд руководил экономической борьбой еврейских рабочих (в 1890-1900 гг. прошло 312 забастовок еврейского пролетариата в Северо-Западном крае), что расширило его влияние. К концу 1900 г. организации бунда были в 9-ти городах.

Зимой 1901 г. центральный комитет Бунда официально провозгласил лозунг "культурно-национальной автономии". В апреле 1901 г. IV съезд Бунда принял программу по национальному вопросу, по существу исходившую из признания евреев России экстерриториальной нацией, и одобрил в принципе буржуазно-националистическую "культурно-национальную автономию".

V съезд Бунда (июнь-июль 1903 г.) выдвинул в качестве ультимативного пункта требование признания Бунда «единственным представителем еврейского пролетариата». II съезд РСДРП отклонил это требование, и делегация Бунда покинула его, заявив о выходе Бунда из РСДРП.

VI съезд в программе по национальному вопросу зафиксировал основное положение: полное гражданское и политическое равноправие евреев; для еврейского населения употребление родного языка в сношениях с судом, государственными учреждениями и органами местного самоуправления; национально-культурная автономия.

В период революции 1905 1907 гг. Бунд имел 274 организации, объединявшие около 34 тысяч человек. В 1906 г. Бунд снимает требование признание «единственным представителем еврейского пролетариата» и вступает в РСДРП.

После февральской революции Бунд раскололся и часть бундовцев объединилось в Витебске в Социал-демократический Бунд и разделили общую судьбу меньшевиков.

В 1898 г. трое из девяти делегатов были бундовцы. Однако представители Бунда неоднократно полемизировали с руководством РСДРП по вопросу о еврейской культурно-национальной автономии (см. автономизм). Бунд требовал, чтобы РСДРП признала его единственным представителем еврейских трудящихся по национальному (в противоположность территориальному) признаку, так как, в отличие от других народов Российской империи, евреи не были сконцентрированы на особой территории, где бы они являлись национальным большинством. Организации РСДРП были построены по территориальному признаку и объединяли всех членов партии, проживавших в данном районе, независимо от национальной принадлежности; Бунд же указывал на необходимость создания отдельных местных организаций для членов партии - евреев. В начале 20 в. эти разногласия настолько обострились, что Бунд покинул РСДРП в 1903 г. (вернулся в 1906 г.); Ленин и другие вожди РСДРП вели идеологическую борьбу против позиции Бунда.

Еврейское рабочее движение в Российской империи возникло и оформилось в Бунд в «еврейской Литве», то есть в шести северо-западных губерниях еврейской черты оседлости (Виленская, Витебская, Гродненская, Ковенская, Минская, Могилевская) с городом Вильна (Вильнюс) в качестве центра, и в Варшаве , то есть в районах с абсолютно и относительно многочисленным еврейским пролетариатом. Бунд, наряду с марксистской идеологией РСДРП, усвоил также некоторые особые принципы, связанные с еврейскими проблемами, как, например, приоритет идиш как языка еврейских трудящихся масс и культурно-национальной автономии. В полном согласии со взглядами РСДРП Бунд рассматривал сионизм как «реакционное буржуазное или мелкобуржуазное националистическое» движение, отвлекающее еврейские массы от политической борьбы в России.

Ряды Бунда значительно поредели в результате массовой эмиграции евреев из России. С ограничением политической и профсоюзной активности в период реакции после революции 1905 г. полулегальная деятельность Бунда сосредоточилась на культурных мероприятиях: организации литературных и музыкально-драматических кружков, вечерних курсов и т. п. После некоторого перерыва стали вновь выходить газеты Бунда на идиш («Лебенсфраген», «Цайт»). Бунд стал поборником крайнего идишизма и начал принимать активное участие в мероприятиях, связанных с проблемами повседневной жизни евреев в России и Польше, включая борьбу с польским антиеврейским бойкотом и кампанию против увольнения еврейских рабочих. В забастовке протеста против дела Бейлиса (см. М. М. Бейлис), организованной Бундом в 1913 г., приняли участие 20 тыс. еврейских рабочих. После окончательного раскола между меньшевиками и большевиками в 1912 г. Бунд остался в меньшевистской фракции РСДРП, которая признала право евреев на национально-культурную автономию, в то время как большевики продолжали яростно бороться против нее.

К концу 1917 г. Бунд насчитывал около 40 тыс. членов в 400 организациях. На общей политической арене лидеры Бунда защищали платформы правых и левых меньшевиков. Одновременно Бунд выдвинул требование образования еврейской национально-культурной автономии, участвовал в общинных выборах и был представлен в организационном комитете Общееврейской конвенции, которая должна была состояться в декабре 1917 г. На Украине Бунд был сторонником образования автономной Украины как части федеративной России. На выборах в Общееврейское национальное собрание Украины (ноябрь 1918) Бунд получил 18 % общего числа голосов. В мае 1919 г. он присоединился к Объединенной еврейской социалистической рабочей партии («Фарейникте»), после чего был образован Коммунистический союз («Комфарбанд»), который в августе объединился с коммунистической партией Украины. После установления советской власти руководство Бунда в России раскололось на «правых» и «левых» (1920). Значительная часть представителей правого крыла эмигрировала, а «левые» ликвидировали Бунд (1921) и частично вступили в коммунистическую партию - РКП (б). Впоследствии, при Сталине , большинство их подвергалось репрессиям.

В ноябре 1914 г., когда стала очевидной угроза вторжения германских войск в Польшу, Центральный комитет Бунда (включая И. Портного и В. Шульмана) организовал в Варшаве Комитет бундовских организаций Польши. Режим германских оккупационных властей дал возможность польскому Бунду выставить свои требования и организовать еврейские профсоюзы, рабочие кухни, кооперативные магазины и сеть культурно-просветительных организаций. Бунд принял также участие в выборах в муниципальные органы. В 1920 г. Еврейская социал-демократическая рабочая партия в Галиции присоединилась к польскому Бунду. В 1921–39 гг. польский Бунд выпускал на идиш ежедневную газету «Найе фолксцайтунг». Бунд в независимой Польше действовал как легальная политическая партия. Он организовал и поддерживал молодежную организацию «Цукунфт», в которой накануне Второй мировой войны числилось до 15 тыс. членов, детскую, женскую и спортивную организации. В 1930 г. Бунд присоединился к Социалистическому Интернационалу.

С первого дня своего существования Бунд в Польше упорно и неуклонно выступал против сионизма и религиозных партий, но сотрудничал в различных областях с другими еврейскими рабочими партиями. Иногда он блокировался даже с левым флангом сионистской рабочей партии По‘алей Цион на муниципальных выборах. Представители Бунда составляли подавляющее большинство в Национальном совете еврейских профсоюзов, в котором в 1939 г. было представлено 14 профсоюзов с 498 отделениями и приблизительно 99 тыс. членов. Наибольшего политического влияния польский Бунд достиг между 1936 и 1939 гг., в период, предшествовавший нацистской оккупации Польши. Ему принадлежали важные заслуги в борьбе с оголтелым антисемитизмом в польском правительстве и польском обществе после прихода к власти Гитлера в Германии . Бунд проявил много инициативы и энергии в организаций групп самообороны . Популярность Бунда возросла, и он добился значительных успехов на муниципальных выборах.

Во время оккупации Польши Бунд принимал активное участие в движении еврейского сопротивления . Представитель Бунда при польском правительстве в изгнании Ш. Зигельбойм покончил с собой в Лондоне в знак протеста против пассивного отношения союзных держав к уничтожению евреев в Европе. Два лидера польского Бунда, В. Альтер и Х. Эрлих , которые бежали в СССР , были там казнены. После окончания Второй мировой войны Бунд возобновил свою деятельность среди уцелевших польских евреев, но был ликвидирован коммунистическими властями в 1948 г. В начале войны некоторым польским бундовцам при содействии еврейского рабочего комитета удалось перебраться в США и организовать там представительство Бунда. 1-я международная конференция Бунда была проведена в Брюсселе в 1947 г.

Бунд входит в состав Социалистического Интернационала. Приняв отвергнутую прежде доктрину существования единой еврейской нации во всем мире, Бунд в целом (исключая меньшинство) и после создания Государства Израиль отрицает ведущую роль Израиля в жизни евреев в рассеянии . В этом отличие Бунда почти от всех других еврейских рабочих партий в диаспоре, кроме коммунистической. В настоящее время Бунд продолжает функционировать почти во всех странах Запада, где имеется еврейское население, но нигде не занимает существенных позиций в еврейской общественной жизни. Несмотря на свою последовательную антисионистскую позицию, Бунд существует также в Израиле, но не играет никакой существенной роли в духовной и общественной жизни государства.