Нетрадиционные техники рисования в дошкольном возрасте. Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста

План самообразования воспитателя

Ахмадеевой Гульнары Газизжановны

МАДОУ детский сад «Жаргал»

Тема: Нетрадиционные техники рисования в старшем дошкольном возрасте.

Цели:

Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;

Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;

Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

Задачи:

Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;

Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;

Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;

Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

Совершенствовать технические умения и навыки рисования;

Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Актуальность темы:

«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие. За время пребывания в группе дети успевают изучить различные технологии изображения такие как: тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, оттиск пробкой, восковые мелки + акварель, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг, тычкование, монотипия пейзажная.

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно - логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику " кляксография". Созданию сложного симметричного изображения способствует техника " монотипия".

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

Распределение техники по возрастным группам.

В старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

Тычок жесткой полусухой кистью.

Печать поролоном;

Печать пробками;

Восковые мелки + акварель;

Свеча + акварель;

Отпечатки листьев;

Рисунки из ладошки;

Рисование ватными палочками;

С помощью ватных дисков;

Кляксография с трубочкой.

Рисование песком;

Рисование мыльными пузырями;

Рисование мятой бумагой;

Кляксография с трубочкой;

Монотипия пейзажная;

Печать по трафарету;

Монотипия предметная;

Пластилинография.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

План работы по самообразованию

1. Изучение учебной, справочной, научно-методической литературы :

1. А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки""

2. Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками"

3. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М. 2007г.

4. И. А. Лыкова "Цветные ладошки"

5. Журналы "Дошкольное воспитание", " Воспитатель".

6. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

7. И. А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».

Изучение интернет – ресурсов.

(maam.ru›…netradicionnye-tehniki-risovaniya, kidsmoy.su›…netradicionnye_tekhniki_risovanija…44, triz-plus.ru›…netradicionnye-texniki-risovaniya, doshvozrast.ru›

2. Разработка конспектов и проведение занятий с использованием нетрадиционных техник рисования в подготовительной и старшей группе.

3. Проведение занятий в соответствии с программой по кружковой деятельности.

4. Консультация для родителей «Значение рисования нетрадиционными способами.

Внедрение в практику:

  1. Разработка программы кружкой деятельности на сентябрь – май по нетрадиционной техники рисования в старшей группе.

2. Семинар-практикум для родителей «Использование нетрадиционных техник и материалов в совместном творчестве с детьми».

3. Выставки детских рисунков для родителей.

4. Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста».

5. Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические выводы

Подготовительный этап: аналитико-диагностический.

сентябрь 2017

Знакомство с теоретическими знаниями о нетрадиционной технике рисования, изучение литературы, отбор технологий, подбор материала.

Основной этап.

Апробация различных технологий и методик организации работы с детьми, работы с детьми и их родителями, подбор консультаций.

Распространение материала на уровне ДОУ, в интернете.

Заключительный этап.

Апрель 2018г.

Диагностика и мониторинг.

Обобщение.

Сентябрь 2018г.

Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования.

Представление материалов на педсовете

Отчет

Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании в старшей группе. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Нетрадиционные подходы к организации образовательной деятельности «Художественное творчество», вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, уверенными, у них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь.

Дети ощущают положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Работу проводила поэтапно:

На первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

На втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.

Мною были использованы следующие средства:

Совместная деятельность воспитателя с детьми;

Самостоятельная деятельность детей;

Применяла такие методы:

Словесные,

Наглядные,

Практические,

Игровые.

Диагностика творческих способностей детей на начальном этапе показала:

Высокий – %

Средний – %

Низкий – %

Мною были подготовлены выставки детских рисунков для родителей.

Для родителей подготовила несколько консультаций.

А так же составила конспекты занятий по нетрадиционному рисованию в Творческой мастерской «Умелые ручки».

Для воспитателей был проведен мастер – на методическом объединении 27.10.2017 г

Диагностика на контрольном этапе показала:

Высокий – %

Средний – %

Низкий – %

Перспектива:

продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования.


Юлия Слаутина

Слайд 2

Процесс рисования – это частица духовной жизни ребёнка.

Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего

мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты,

наслаждаются этой красотой.

В. А. Сухомлинский

Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и, чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одарённых, но и почти всех детей, т. е. увлекая ребёнка в сказочный мир искусства, взрослые, незаметно для него, развивают воображение и способности.

Все дети способны. Они рисуют, лепят, конструируют, сочиняют стихи, музыку, любят фантазировать. В рисунке они, как бы, закрепляют эмоционально пережитое состояние, глубже чувствуют его. Рисование для них не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд. И чтобы не иссякло в человеке ощущение счастья творчества, каждому ребёнку необходимо с детства развивать эту способность фантазировать и познавать окружающий мир. «Эти качества пригодятся ему в любой деятельности», - писал В. В. Курчевский в своей книге «А что там за окном?»

Слайд 3

Рисование для детей – радостный, творческий труд.

Счастье творчества, радость творчества становятся детям много доступнее, когда они учатся рисовать, когда они знают, что есть специальные приёмы, с помощью которых можно разрешить трудности в рисовании.

Свобода ни в коем случае не есть анархия. Предоставить свободу развития ребёнку – это значит, прежде всего, дать ему знания о рисовании, о художниках, освободить от сомнений в своих способностях, помочь ему сосредоточиться, обрести уверенность, дать ему возможность раскрыть задатки, которыми он обладает от природы. Наибольшее количество самых интересных рисунков принадлежит детям до 6-7 лет. В этом возрасте дети компенсируют недостаточность знаний о жизни мощной интуицией. Она помогает выполнить смелые и неожиданные замыслы.

Дети не изображают реальный мир, а воссоздают на бумаге свой собственный, подобно тому, как они создают какую-то свою реальность в играх. Именно поэтому сила детских рисунков в их лаконичности, сосредоточенности и концентрации мыслей.

Если из ребёнка не вырастет художник, то в нём мы должны надеяться, непременно разовьётся человек, способный, как истинный художник, внимательно замечать всё, что происходит вокруг него и обострённо реагировать на жизнь.

Слайд 4

Взгляды зарубежных и русских педагогов на обучение детей рисованию.

Очень часто возникает вопрос – нужно ли вообще учить детей рисовать, а особенно тех, которые сами хорошо рисуют? Нужно ли взрослым руководить детским творчеством?

Нет! Считали А. В. Бакушинский и его сторонники, полагавшие, что основой художественного воспитания должна быть система, освобождающая творческие силы ребёнка, а не система накопления знаний и навыков, необходимо исходить из внутренних потребностей ребёнка, а не из требований окружающей обстановки, нужно предоставить полную свободу детскому воображению, детской художественной воле.

Да! Утверждали первые исследователи детского рисунка К. Лепиков, Е. Разыграев, В. Бейер, а также Коррадо Риччи (Италия) и Либерти Тедд (США, которые подчёркивали особую важность обучения, без которого детское творчество не развивается, оставаясь на одном и том же уровне.

Дискуссия на эту тему была особенно острой в 20-е годы.

Позднее вторая точка зрения была поддержана русскими педагогами Е. Флериной и Н. Сакулиной. В наше время особое внимание этой проблеме уделяет Т. Комарова. Тамара Семёновна не только подчёркивает необходимость формирования у детей навыков рисования, но и говорит о целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционной технике рисования.

Говоря о детском рисунке, часто употребляется слово «выразительность». В чём же она заключается? Одним даётся цвет, и только цвет, другим – композиция, и лишь немногим, рисунок, умение создать фигуры и предметы, создать образы несколькими точными штрихами.

Но ребёнок не художник – профессионал, ему и не требуются все средства выразительности, ему достаточно того, что он может использовать ту одну, понятную хотя бы ему одному.

Если судить по детским рисункам, то видно, что ребёнок очень любознателен и очень внимателен ко всему окружающему. Изображая увиденное, ребёнок акцентирует, подчёркивает и преувеличивает самые характерные ситуации и моменты. Он не рисует, он, кажется, играет.

Рисуя, ребёнок играет, но эта игра для него средство выразить себя, познать мир и, осваивая его, заново конструировать.

Большинство из нас уже забыло о той радости, которое нам приносило рисование в детские годы. Но она была, несомненно. Каждый ребёнок, начиная с 2-3 лет и до подросткового возраста, с упоением рисует.

Дети рисуют всё, что видят, знают, слышат и ощущают. Рисуют даже запахи и то, что никогда не видели, а только представляют, воображают, фантазируют.

Учёные, психологи, исследователи доказывают, что человек по своей природе творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и реализуются лишь в малой степени. Создавая условия в детском саду через организацию занятий по рисованию, лепке, аппликации, организуя кружки по интересам, образуя изостудии, мы побуждаем детей заниматься искусством, которое формирует и развивает их разносторонне, влияет на их духовный мир в целом. Искусство развивает глаза и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор и формирует нравственные принципы.

Человек, развитый искусством, поэтому и отличается от человека эстетически неразвитого, что у него органы чувств «чуткие» и «умные».

«Займитесь графикой, предложенными нетрадиционными техниками в рисовании и работе с другими материалами, и Вы увидите, что каждый день станет казаться Вам новым, неожиданным. Такое увлечение – лучший, заразительный пример и для детей, которых Вы воспитываете, и для Ваших внуков», - призывала Джуна Давиташвили.

Слайд 5

Художественные материалы и нетрадиционные техники

Известный отечественный художник-график В. А. Фаворский писал: «Было бы чрезвычайно радостно, если бы удалось детское творчество, не ломая и не отрывая, но не консервируя его, а постепенно усложняя, переводить в творчество взрослых, не теряя богатств, завоёванных ребёнком».

Очевидно, что это иной подход к обучению детей в рисовании.

Во-первых, он позволяет педагогу перейти от авторитарных методов руководства к личностному общению с детьми. Ведь авторитарный способ отношений между ребёнком и обучающим его взрослым проявляется независимо от того, «жёсткий» или «мягкий» педагог по натуре.

Во-вторых, этот метод позволяет изменить содержание обучения – перейти от освоения информационно – знаковых сторон к воспитанию личностного отношения ребёнка к своей деятельности.

Таким образом, рисование играет важную роль в развитии ребёнка. Самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности (формирование уверенности в себе и своих способностях).

Формирование всесторонне развитой личности начинается с младенчества, значит, в дошкольном учреждении такая работа должна начинаться с ясельной группы, что редко соответствует действительности. Мы продолжаем интенсивно учить детей математике, грамоте, другим предметам, забывая о рисовании. Я не призываю педагогов забросить всё и только рисовать, но игнорировать необходимость воспитания гармонично развитой и творческой личности не следует.

Леонардо да Винчи был не только великим математиком и изобретателем, но и величайшим художником. Законы Ньютона люди знают, а то, что он первым создал классификацию цвета, не знает почти никто. Гёте писал стихи, но он же создал цветовой круг, которым до сих пор пользуются художники и искусствоведы. Бидермайер был военным и создал свой стиль в интерьере и мебели, который так называется – стиль Бидермайера.

Поэтому, если ребёнок вычисляет в уме уже в три года, нужно активно развивать его в этом направлении, но и не забывать о том, что называется искусством, иначе малыш рискует вырасти великолепной вычислительной машиной, но равнодушным и эстетически глухим.

Слайд 6

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.

Слайд 7

«Пальцеграфия»

(«пальцевая живопись», «пальчики – палитра»).

Под рукой нет кисточки? Не беда! Каждому пальчику – определённый цвет. Чем не палитра? Для этого удобны гуашевые краски, которые наливают в плоские тарелочки, крышки от баночек с гуашью.

Если обмакнуть подушечки пальцев в краски можно нарисовать: «Новогодние конфетти», «Рассыпавшиеся бусы», «Огоньки на ёлке», «Весёлый горох», «Следы», «Узоры для платья» и т. д.

Слайд 8

Если обмакнуть в краску боковую сторону пальца и положить к бумаге, то получаются «Следы» более крупных зверей, «Осенние листья».

Если таким образом проводить линии разной длины, вновь набирая краску, то можно нарисовать более сложные предметы: деревья, птиц, животных и декоративные узоры, совмещая с рисованием подушечкой пальцев.

Если приложить боковую часть кулака к листу бумаги, а потом сделать отпечатки, то на листке появляются «Гусеница», «Сказочные деревья».

Очень интересны игровые приёмы рисования ладонью. Точно также в краску опускается ладонь со сжатыми или раскрытыми пальчиками. В оттисках видны изображения «солнца», «птицы – лебедя», «цветов».

Слайд 9

В современной пальцевой живописи занимается художник из Германии– Гюнтер Юккер.

Слайд 10

«Монотипия»

Лист бумаги сложить пополам, на одну из половин нанести пятна (тёплые или холодные, затем вторую половину прижить к первой, тщательно разгладить в разные стороны и развернуть.

Угадай, что получилось? Зеркальное отображение: «бабочка», «цветы».

Можно дать готовую форму бабочки и также заполнить пятнами одну сторону (была заколдованная белая бабочка – предложить расколдовать – раскрасить её способом «монотипии»).

Существуют и другие разновидности «монотипии». Лист бумаги складывать не по вертикали, а по горизонтали – получаются симметричные изображения. Например, «Весёлые медвежата», «Город на реке», «Два цыплёнка».

Слайд 11

«Тампонирование»

Это увлекательное занятие для детей даёт навыки нежного и лёгкого прикосновения к бумаге поролоновым тампоном с краской любого цвета, чтобы нарисовать что-то пушистое, лёгкое, воздушное, прозрачное. Например, «Облака», «Одуванчики», «Солнышко», «Волны на море» и т. д.

При обучении малышей закрашиванию можно сочетать эту технику с техникой «силуэт». Сначала вырезать в центре листа силуэт, затем приложить его к листу бумаги, закрепить при помощи скрепок и после того, как рисунок будет закрашен тампоном, силуэт убирать. Таким образом, получаются «весёлые зайчики – побегайчики», «снеговики», «кораблики».

В старшем возрасте «тампонирование» может быть применено в работе с «трафаретом». Сначала вырезать трафарет, затем, прижав его пальцами к листу бумаги, обвести по контуру частыми лёгкими прикосновениями тампона. Осторожно приподнять трафарет, – какой чёткий и ясный остался след на бумаге! Можно вновь повторить другим цветом и в другом месте сколько угодно раз!

Многие художники – иллюстраторы детских книг работают в этой технике.

Тампоны можно разнообразить, т. е. сделать из сжатой бумаги или грубой ваты.

Слайд 12

«Штампы», «печатка»

Позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции, украшая ими пригласительные билеты, открытки, салфетки, «Цветы на лужайке», «Пейзажные картинки».

Штампы и печатки несложно сделать из овощей (картофеля, моркови, ластика. Для этого надо нарисовать на основании задуманный рисунок и срезать всё ненужное. С другой стороны вставить зубочистку, получается удобная ручка у готовой печатки. Теперь нужно прижать её к подушечке с краской, а затем – к листу бумаги, должен получиться ровный и чёткий отпечаток.

Старшие дети составляют более сложные композиции, дорисовывая к отпечаткам нужные детали.

Печатки можно заменить сухими листьями от разных деревьев и кустарников.

Слайд 13, 14

«Кляксография»

Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию движений, фантазию и воображение. Эти игры обычно помогают снятию напряжения эмоционально расторможенных детей.

Вначале на листе бумаги нужно поставить большую и яркую кляксу (тушь, акварельная краска, так чтобы капля – клякса была «живая», затем взять и потрясти лист бумаги – она начнёт двигаться.

Можно на неё подуть, используя трубочку от сока, тогда она побежит вверх, оставляя за собой след. Снова подуть, поворачивая лист в ту сторону, где уже виден какой-то образ.

Можно капнуть кляксу другого цвета и снова подуть – пусть эти цвета встретятся, пересекут друг друга, сольются, и получится новый цвет.

Можно получить фантастическое изображение, не выдувая воздуха, а встряхивая бумагу, и капельки – кляксы забегают по листу.

А если предварительно на лист бумаги нанести свечкой восковые линии, а потом капнуть краску или тушь, то клякса быстрее «забегает» по бумаге оставляя множество интересных следов.

«Кляксографию» можно соединить с музыкой. Дать детям небольшие листы бумаги, на которых есть «живые» капельки краски. Дети двигаются под музыку, и ритм их тела передаётся на капельки, они тоже рисуют – танцуя. Затем посмотреть что получилось, при необходимости – дорисовать.

Характер музыки может быть различный.

Слайд 15

Рисование по сырой (мокрой) бумаге

Лист бумаги смочить чистой водой (тампоном, поролоном, а потом кисточкой или пальчиками нанести изображение.

На сырой бумаге можно рисовать с детьми младшей возрастной группы. Тем для такой техники очень много: «Волшебные облака», «Рыбки в аквариуме», «Мой маленький добрый друг» (щенок, котёнок, цыплёнок).

Старшим дошкольникам посильна более сложная тематика: «Осеннее дерево», «Метель», «Вьюга», «Морская сказка», «Волшебный цветок».

Чтобы бумага дольше не высыхала, её кладут на влажную салфетку. Изображения получаются как в тумане, размытые дождём. Если нужно прорисовать детали, то необходимо подождать, пока рисунок подсохнет или набрать на кисть очень густую краску.

Иногда применяется другой способ. На лист бумаги наносят линии, например контуры осенних деревьев, а в верхней части синяя линия (небо). Затем этот лист положить изображением вниз на поверхность воды (в тазик, ванночку, немного подождать и резко поднять вверх. Вода растекается по бумаге, размывая краску, цвет попадает на цвет, в результате получается яркая и необычная картина. Когда она подсохнет, можно дополнительно дорисовать необходимые детали, например, ствол, ветви. Также можно подчеркнуть контур тонкой кистью чёрной краской.

Художник – анималист Е. И. Чарушин рисовал иллюстрации именно в такой технике – «по сырой бумаге». Используя средства её выразительности, он изображал забавных пушистых маленьких животных, любопытных, как маленькие дети, птенцов.

Слайд 17

Рисование по мятой (предварительно скомканной) бумаге

Эта техника интересна тем, что в местах сгибов бумаги, там где нарушается её структура, краска при закрашивании, делается более интенсивной, тёмной – это называется эффектом «мозаики».

Рисовать по мятой бумаге можно в любом возрасте, т. к. это очень просто. А старшие дети сами аккуратно сминают лист бумаги, расправляют и рисуют на нём.

Слайд 18

«Граттаж»

Техника процарапывания использовалась в России и называлась «рисованием по восковой прокладке».

Перед тем как приступить к работе, необходимо сначала подготовить основу для рисования.

Плотную бумагу покрыть воском, парафином или свечой (затереть лист восковыми штрихами плотно друг к другу). Широкой кистью или губкой нанести слой туши несколько раз. Для плотности закрашивания можно приготовить такую смесь: в гуашь или тушь добавить немного шампуня (или мыла) и тщательно всё перемешать в розетке.

Когда высохнет, нанести рисунок путём процарапывания спицей, острой палочкой (зубочисткой) до появления белого цвета. Получается очень похоже на гравюру!

Слайд 19

Белый цвет бумаги можно закрасить цветными пятнами, тогда рисунок становится цветным. Дети называют такую бумагу «волшебной», так как неизвестно какой цвет может проступить через чёрный восковый слой. Удивляются, восторгаются и очень заинтересованно работают. В результате очень выразительные сказочные образы: «Волшебный цветок», «Жар – птица», «Космос», «Весёлая хохлома», «Подводное царство», «Дворец для Снегурочки».

Такая техника предлагается старшим детям, когда у детей достаточно хорошо развит глазомер и координация движений.

Слайд 20

«Линотипия»(«цветные ниточки»)

Несколько ниток, длиной 25-30 см окрасить в разные цвета, выложить как захочется на одной стороне сложенного пополам листа бумаги. Концы ниток вывести наружу. Сложить половинки листа, прижать левой рукой сверху, разгладить. Затем, не снимая левой ладони с листа, правой рукой осторожно выдернуть одну нитку за другой. Развернуть лист, а там, волшебный рисунок: «Морозные узоры», если нитки окрасить в белый цвет и выложить на цветной фон, «Вологодские кружева», «Красивые цветы».

И нет конца фантазии, игре воображения.

Слайд 21

Рисование свечой или восковыми мелками

Этот способ рисования также удивляет детей, радует их, учит сосредотачиваться, быть точными, аккуратными в рисунке. Таким способом издавна пользовались народные мастера при расписывании пасхальных яиц.

Суть в том, что краска скатывается с поверхности, по которой провели восковым мелком или свечой. Берётся большой тампон или широкая кисть с краской и ведётся по листу – на цветном фоне появляется рисунок: «Заиндевелое дерево», «Узоры Деда Мороза на оконном стекле», «Снежинки», «Лес ночью», «Кружевные воротнички», «Шубка для Снегурочки».

Есть и другой вариант этой техники. Нарисовать каракули свечой или просто хаотично расположить линии, затем задуманным цветом нарисовать изображение животного, птицы: сначала контур, а потом закрасить полностью – получается «пушистость» (воск не закрашивать, или панцирь у черепахи, или полоски у тигра, клетки у жирафа.

Очень весёлый зоопарк! Быстро, легко, весело!

Слайд 22

Заключение

Рисование, с использованием нетрадиционных техник – интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает детей к миру прекрасного, развивает креативность, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Часто несёт в себе и элементы психотерапии – успокаивает, отвлекает, занимает.

Не случайно, в современной медицине всё большее распространение получает, наряду с фототерапией, термин «арт-терапия» или «изо-терапия».

Речь идёт о восстановлении здоровья человека при помощи занятий изобразительным искусством. Изображая свои переживания, человек как бы заново переживает и «выплёскивает» отрицательные эмоции на бумагу. Воспроизводя свои чувства, он может и откорректировать своё отношение к тому, что вызывает у него неблагоприятные эмоции.

Из всего выше сказанного следует, что нетрадиционные техники рисования, а их очень много, помогут детям почувствовать себя свободными, дадут возможность удивляться, радоваться миру, познакомиться с техникой многих художников и попытаться самим создать красоту.

В дошкольном образовательном учреждении педагоги используют нетрадиционные техники рисования. Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения. На занятиях детей учат рисовать не только красками, карандашами, фломастерами, но и подкрашенной мыльной пеной, свечой, гофрированной бумагой, зубной пастой, солью и другими материалами.

Дети знакомятся с разными способами окрашивания бумаги: цветным клейстером, методом набрызгивания краски с помощью пищевой пленки, акварель по сырой бумаге, отмывка, вливание цвета в цвет(стекание краски вниз), цветные кляксы(растекание по сырой поверхности) и т.д. Узнают. что рисовать можно не только на бумаге, но и на специальном стекле, на ткани, на бархатной бумаге. Они пробуют рисовать ладошкой, пальцами, кулачком, ребром ладошки, получать изображения с помощью подручных средств(ниток, веревок, печатей, полых трубочек, спичечных коробок, катушек, пуговиц) и природного материала(листьев растений и травы).

На занятиях с использованием нетрадиционных техник изображения детям предоставляется возможность экспериментировать - смешивать краску с мыльной пеной, клейстером, на изображение,сделанное цветными восковыми мелками или свечкой, наносить гуашь или акварель.

При контакте пальцев рук с краской, дети узнают ее свойства, а при добавлении разного количества воды в акварель получают оттенки цвета. При смешивании основных цветов получают составные цвета. У детей развиваются тактильная чувствительность, цветоразличение.

Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться, радоваться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети начинают задавать вопросы, предлагать другие материалы, пытаться экспериментировать разным материалом. При этом обогащается и активизируется словарный запас.

Дети часто копируют предлагаемый взрослым им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют этого избежать, так как педагог вместо готового образца демонстрирует только способ действия с нетрадиционными материалами и инструментами. Это способствует развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы. Применяя и комбинируя разные способы изображения, ребята учатся думать, самостоятельно решать какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Они анализируют результат. сравнивают свои работы, учатся высказывать свои мысли, мнения

Нетрадиционные техники изображения требуют соблюдения последовательности производимых действий. Так у детей развивается память, они учатся планировать процесс рисования, стимулирует положительную мотивацию,вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют коррекции мелкой моторики пальцев рук(рисование по клейстеру руками, граттаж, рисование восковыми мелками и т.д.).Эти техники требуют точности и быстроты действия, умения определять силу нажима на материал или на инструмент(чтобы не порвалась бумага или не сломался инструмент),терпения, аккуратности. внимания. Рисование не утомляет детей, наоборот, у них сохраняется работоспособность, интерес, активность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Позволяет педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям. А коллективные работы сближают детей, развиваются навыки культуры общения, возникают теплые взаимоотношения, взаимопомощь.Коллективное творчество детей рождает особую атмосферу, благотворно действующую на психику ребенка, поскольку в творчестве есть желание заразить своим чувством другого человека. М.В.Ермолаева пишет: Вовлекая проблемного ребенка в подлинно творческую работу, мы способствуем коррекции его мотивационной сферы - основы его поведения, эмоционального реагирования.

Исследователи указывают на то, что использование нетрадиционных техник рисования способствует ослаблению возбуждения у слишком эмоциональных детей. Например, кляксография, монотипия увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредоточен. Активному ребенку нужно обширное поле деятельности, его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, поэтому в процессе игры с кляксами зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Движения рук становятся более сдержанными и точными. Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольника.

Дети и творчество – неразделимые понятия. Каждый ребенок в душе – художник и скульптор, певец и музыкант. Творческие порывы у детей проявляются в самом невообразимом виде, но очень часто связаны с художественной деятельностью. Многие мамы рано или поздно задаются вопросом о том, зачем ребенку учиться рисовать? И правда, зачем, если вы не планируете вырастить еще одного Сурикова или Айвазовского? Если ваша задача – видеть своего ребенка успешным, уверенным в себе человеком, то поощряйте творческие проявления, потому что любая изобразительная работа – важное условие для нормального развития малыша.

Нетрадиционные техники рисования в детском саду и дома помогают развивать пространственное мышление, глазомер, координацию. Ведь малышу нужно связать единой композицией соотношение размеров деталей и гармонично их расположить на листе. При работе над сложной декоративной композицией ребенок учится планировать свои действия, выбирать подходящий материал. Для него очень важно понимать, что он может создать что-то своими руками.

Всем известно, что рисование – одно из самых любимых занятий наших деток. С огромным удовольствием они рисуют цветными карандашами, фломастерами, красками, макая кисть в яркую субстанцию. А почему бы не мокнуть туда пальчик или измазать краской всю ладошку? Изобразительному творчеству нельзя устанавливать рамки, нужно разрушать все границы привычного и традиционного!

Нетрадиционные техники рисования привлекают наших непосед значительно больше, ведь они не требуют усидчивости, дают более ярко раскрывать во время творчества свой потенциал, знакомят ребенка с возможностью необычно применить окружающие нас вещи в качестве материалов для творчества. Если самые необычные краски и яркие карандаши у малыша уже не вызывают былого интереса, то можно разбавить творчество вашего непоседы другими методами рисования. Чем же полезно рисование нетрадиционными способами в детском саду и дома?

  • Малыш использует разнообразные материалы, узнает различия в фактурах, что позволяет совершенствовать мелкую моторику.
  • Происходит знакомство с объемом, формой и пространством, что развивает воображение.
  • Умение сочетать и смешивать оттенки развивает эстетический вкус.
  • Использование необычных материалов развивает мышление, учит принимать нестандартные решения.
  • Рисунки с использованием таких техник получаются значительно быстрее, что радует крох, которым так не хватает усидчивости.
  • Добавляет уверенности в себе и веру в свои силы, ведь и без выдающихся умений можно создать неповторимый «шедевр»!

Все самые интересные техники и методики собрала и систематизировала Г.Н. Давыдова в книге «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Эта книга – прекрасный помощник как для воспитателя, так и для мамочки, которая хочет разнообразить досуг с малышом.

Начинаем творить: пальчики или ладошки

Нетрадиционные техники рисования подразумевают изображение образов с помощью различных материалов, в том числе и «нехудожественных»: скомканная бумага, поролон, нитки, парафиновая свеча или восковые мелки, высушенные листья; рисование без использования инструмента – ладошками или пальчиками и еще много чем. Такие методы с успехом применяют как в детсаду, так и дома.

Для разного возраста можно предложить свою технику, например, самым маленьким будет интересно рисовать пальчиками, ведь кисточку крохе держать еще трудно, а вот своими собственными ручками малыш уже владеет блестяще. Обмокните ладошку крохи в краску и предложите оставить след на бумаге, как оставляют следы кошечки и собачки. Рассмотрите с малышом отпечаток, на кого он похож? Выглядит, как слоник или черепашка, а если дорисуем глазик, будет рыбка! Всем действом руководит только фантазия вашего малыша, и если вдруг он растерялся, то помогите ему, проведите масте-класс – окрасьте свою ладонь и оставьте отпечаток. «Смотри, получилась мама слониха, а где же малыш слоненок?», – ребенок с удовольствием включится в такую забавную игру.

Обмакивать в краску можно и не всю ладошку, а только пальчики, и оставлять малюсенькие отпечатки. Чем больше разноцветных отпечатков, тем интереснее рисунок, – пусть малыш фантазирует в свое удовольствие. Взрослые должны быть готовы к тому, что краска будет не только на листочке, но и на малыше, точнее, малыш будет в ней весь и окружающие предметы тоже. Поэтому о чистоте позаботьтесь заранее: застелите стол, где планируете устроить творческую мастерскую, клеенкой, а на малыша наденьте фартучек и нарукавники, в противном случае о каком полете фантазии может быть речь, если вы будете постоянно одергивать малыша: «Аккуратнее, испачкаешься!».

Продолжаем фантазировать. Штампы, оттиски

Детишкам разного возраста в ходе рисования нравится использовать штампы. Эта уникальная техника нетрадиционного метода рисования в детском саду настолько легка в исполнении и многообразна в проявлении, что прекрасно подходит для работы и в садике, и дома. Готовые штампы можно приобрести в магазине художественных товаров. Но гораздо интереснее изготовить штамп самостоятельно, а еще лучше с малышом.

В качестве штампа подойдет практически все, что можно обмакнуть в краску, а затем оставить отпечаток на листе бумаги. Можно разрезать яблоко или картофель – это самый простой штамп. На половинке картофеля можно вырезать какую-нибудь фигурку: сердечко или цветочек. Еще штамп делают из обыкновенных ниток, намотав их на любое основание. Нитки можно и не наматывать, а просто погрузить в краску. После тщательной пропитки их раскладывают на одном листе, другим накрывают, слегка прижимают, и любуются замысловатым узором.

Несложно изготовить штамп из обыкновенного пластилина. Придумайте интересную форму и оформите небольшой кусочек пластилина. Краску для классических штампов лучше выбирать густую. Необычную фактуру фону можно придать, применив скомканную салфетку или бумагу, а дальше по отработанной схеме: макаем в краску и штампуем. Очень красивые штампы получаются из засушенных листьев: покрасьте листик краской с одной стороны, положите на бумагу и прижмите. После того как убрали крашеный листик, получилась картина «Золотая осень» – малыш в полном восторге.

Существует еще одна нетрадиционная техника рисования, похожая на штамп, но с интересной особенностью, – рисование поролоном. Отрежьте небольшой кусочек от обыкновенной губки, обмакните в краску и с несильным нажимом покрывайте лист. Вот так легко и просто получается замечательный фон для дальнейшего рисования, а если использовать трафареты или шаблоны для детского рисования, получится изумительный цветочный, или геометрический узор.

Рисование точками

Как метод изобразительного творчества для малышей можно выделить рисование точками. Эта несложная техника понятна даже крохе. Вам понадобятся краски и ватные палочки или обычные фломастеры. Окунаем палочку в краску, и несильным нажатием рисуем точку на листе бумаги, потом еще одну – так до тех пор, пока придуманный образ не проявится на альбомном листе. Можно помочь малышу, нарисовав контур будущего рисунка, а он заполнит его большим количеством ярких отпечатков. Тематика точечного рисунка может быть любая – и зимняя сказка, и яркое солнышко. Обучение в таком нежном возрасте следует проводить ненавязчиво, в виде игры.

Техника «монотипия»

Для старших деток можно предложить более интересные виды художественного творчества. Например, интересная техника, которая тоже основана на оттисках – «Монотипия». Ее целью является создание симметричного рисунка, такого как гриб, насекомое (бабочка или божья коровка), для старшей дошкольной группы можно изобразить пейзаж, отражающийся в озере.

Берем альбомный лист бумаги, перегибаем пополам, далее, разворачиваем и рисуем на одной половине относительно линии сгиба. Раз мы договорились изобразить бабочку, то рисуем одно крылышко, затем проглаживаем рукой сложенный лист. Раскрываем – у бабочки уже два крыла и они совершенно одинаковые! Недостающие элементы можно дорисовать кисточкой.

Чувство восторга обеспечено, в то время как ребенок понимает, что его «хулиганские» действия, когда на лист альбома летят кляксы и брызги, – это тоже вид искусства. «Кляксография» ещё имеет название «Набрызг». Такими техниками можно достичь необычных художественных эффектов.

Разбрызгивание краски, он же «Набрызг». На помощь нам придет зубная щетка. Аккуратно макают ее в краску и несильно постукивают ручкой или карандашом по направлению к себе. На листе остается огромное количество мелких капелек. С помощью такой нетрадиционной техники рисования получается очень реалистичный зимний пейзаж или далекий космос с множеством звезд. «Кляксография» поможет юному художнику заселить необитаемые планеты космоса забавными пришельцами. Стоит только набрать на кисть побольше краски и дать ей стечь на лист бумаги, – получилась клякса. А теперь дуем на нее, разгоняя лучики в разные стороны. Дорисуем высохшей кляксе пару глазок, а можно и две пары, это же неведомое животное, и отправим заселять его далекие миры!

Интересную фактуру можно достичь методом использования сухой кисти. Сухую широкую кисть слегка погрузить в гуашь, лишнюю краску обтереть о баночку. Рисуем вертикальными тычковыми движениями. Изображение получается «лохматым» и «колючим», таким способом очень реалистичными получаются ёлочки и ёжики, поле с зеленой травой. Таким нетрадиционным способом в детском саду можно рисовать цветы, например, астры.

Невероятные возможности привычных вещей.

  1. Мыльные пузыри.

Оказывается, мыльные пузыри можно не только надувать и лопать, а еще ими можно рисовать. В стаканчике с мыльным раствором развести немного краски, взять трубочку и напускать в стакан пузырей. Такой фокус ваши детки проделают с удовольствием. Ну вот, яркой разноцветной пены много, прикладывайте к ней лист бумаги, а как только пузыри начинают проявляться, бумагу нужно убрать – красочный узор готов!

  1. Соль.

Не удивляйтесь, но соль можно использовать не только в кулинарии. Интересная фактура получится, если невысохший рисунок посыпать солью, а когда краска высохнет, просто струсить.

  1. Песок, бисер и различные крупы также применяют для создания творческих фактур. Существует несколько вариантов использования таких материалов.
  • Предварительно покрытый клеем лист посыпаем крупой, песком или бисером, а затем рисуем по фактурной поверхности.
  • Покрываем клеем участки в тех местах, где будет изображен рисунок.
  • Заранее раскрасить и высушить нужные материалы, а затем украшать ими рисунок.

Классика в нетрадиционном прочтении

Давайте отложим штампы и соль, вытрем ручки, испачканные краской, достанем акварель и кисточки. Скучно? Вовсе не скучно, а очень интересно, ведь с помощью классических акварельных красок мы будем творить чудеса!

Необходимо взять плотную бумагу (лучший вариант – специальная акварельная), намочить, чтобы она достаточно промокла. Наберите на кисть немного краски и легким движением дотрагивайтесь кистью до мокрой бумаги. Движения должны быть именно легкими и плавными, от этого зависит красота результата. На ваших глазах капелька краски расползаются в разные стороны, превращаясь в нечто удивительное! Подходящее время рассказать малышу о правилах получения новых цветов и оттенков. Сейчас такая практика наиболее наглядна. Получившиеся немыслимые разводы будут служить интересным фоном для будущих творческих работ.

Следующая нетрадиционная техника рисования, которую мы рассмотрим, тоже из разряда «чудеса рядом», называется «Акватипия».

Это техника рисования красками и водой, еще она известна под названием водная печать. Так же, как и в предыдущем методе, нам пригодится плотная бумага, краски выберем не менее традиционные – гуашевые, еще нужна черная или любая темная тушь. Подумайте с малышом, что бы он хотел изобразить? Этим методом необычайно красиво получаются цветы. После высыхания красок закрасьте полностью лист тушью, затем погрузите вашу работу в мисочку с водой, и наслаждайтесь чудесными превращениями! Гуашь вся растворится, останется только ваш рисунок на темном фоне. Чем же не волшебство?

Череда невероятных превращений не завершилась! Возьмем все ту же плотную бумагу, и восковыми мелками (если их не оказалось под рукой, можно использовать обыкновенную свечу) нанесем рисунок или узор. Далее, наносим акварельную краску на весь лист (места, обработанные воском, не окрасятся). На цветном акварельном фоне проявится рисунок, который станет для малыша сюрпризом, ведь когда рисуешь бесцветным мелком по белому листу, то довольно трудно представить конечный результат. Процесс волшебства в итоге тоже может принести довольно практичный результат.

Изготовление «мраморной бумаги» – чрезвычайно увлекательное занятие, которое очень нравится малышам: забавно же играть с вещами, которые вообще брать не разрешают. Например, папина пена для бритья. Для работы понадобятся:

  • пена для бритья;
  • акварельные краски;
  • плоская тарелочка;
  • лист плотной бумаги.

Для начала необходимо получить насыщенный раствор: краску смешиваем с водой. Затем нанесите толстым слоем пену для бритья на тарелку, и капните несколько ярких капель краски в хаотичном порядке. С помощью кисточки рисуем каплями краски на пене, получая замысловатые зигзаги и узоры. Вот оно – волшебное таинство, которое полностью поглотит увлеченного малыша. А вот и обещанный практичный эффект. Лист прикладываем к радужной пене, а затем переворачиваем так, чтобы пена оказалась сверху листа. Оставшуюся на бумаге пену убираем скребком. И – о чудо! Из-под пены проявляются невообразимые разводы, похожие на мраморный узор. Бумага впитала краску. После высыхания «мраморную бумагу» можно использовать при изготовлении поделок или как дополнение к декору.

Нет предела творческим проявлениям

Для ребят, которые уже познакомились со многими интересными техниками и проявили свои незаурядные творческие способности, можно предложить довольно непростую технику рисования – «граттаж».

Необходима плотная бумага, раскрасить ее нужно восковыми мелками, желательно ярких цветов, далее, с помощью широкой кисти покрыть черной гуашью или тушью. Если намерены использовать гуашь, добавьте немного клея ПВА, чтобы высохшая краска не крошилась. Когда тушь (или гуашь) высохнет, заготовка для дальнейшей работы готова. Теперь берем тонкий стек (любой острый, не пишущий инструмент) и начинаем рисовать. Но рисованием этот процесс можно назвать лишь условно, так как происходит соскабливание верхнего слоя краски. Так, штришок за штришком проявляется яркий восковой слой и проецируется в задумку художника.

Для юных художников будет увлекательной техника рисования с помощью пластилина по стеклу.

Выберите понравившийся рисунок, накройте стеклом, нанесите черным фломастером контуры рисунка на стекло. Затем приступаем к заполнению контуров мягким пластилином, стараясь не выступать за край. Изнаночная сторона смотрится не так аккуратно, но с лицевой стороны видна яркая и четкая картинка. Вставьте работу в рамку, а в качестве фона можно использовать цветной картон.

Существует еще целый ряд нетрадиционных техник рисования в детском саду, которые легко освоят дети средней и старшей дошкольной группы. Для повседневных занятий может подойти сочетание аппликации с классическим рисунком. Предварительно вырезанные элементы клеят на альбомный лист, после чего с помощью карандашей или красок придают образу законченный вид.

Одной из доступных и занимательных техник является «Фронтаж».

Этот вид изобразительного творчества нам знаком с детства, помните, прятали монетку под лист бумаги и заштриховывали простым карандашом? Таким же образом вместо монетки можно использовать сухие листочки, а заштриховывать не карандашом, а цветной пастелью. Рисунок получится ярким и насыщенным.

Мы познакомились с большим количеством техник рисования и уже много чему научились, так почему бы не применить наши знания на практике? С помощью как традиционных, так и нетрадиционных техник рисования декорируют любые предметы интерьера. Декоративное рисование в детском саду так же имеет прикладной характер, ребенок уже может украсить, например, подставку для карандашей или глиняную вазочку, а может порадовать маму и создать неповторимый узор на разделочной доске. Только следует помнить, что краски для таких работ нужно выбирать водостойкие: акриловые или масляные. Чтобы результат радовал дольше, покройте готовую поделку лаком.

Для декора интерьера используют технику «витраж».

Суть техники заключается в нанесении клеевого контура и заполнении его краской. Вариантов исполнения данной техники существует множество, но один из самых интересных – нанесение рисунка на клеёнку, а после высыхания, с клеёнки рисунок можно снять и приклеить на любую поверхность, например, на стекло, – будет полупрозрачная яркая картинка.

Остановимся подробнее на самой технике выполнения.

Идеальным вариантом будет использовать специализированные витражные краски, но если таких не оказалось, можно проявить смекалку и изготовить их самостоятельно. Возьмите обыкновенную гуашь и добавьте клей ПВА, после высыхания, краски имеют эластичную структуру, что позволит снять картинку с пленки без труда. Выберите понравившийся рисунок и нанесите его контур на прозрачную клеёнку (можно взять обычный файл или пластиковую прозрачную папку). Контур лучше сделать вначале карандашом или фломастером, а затем обвести или готовым витражным контуром, или обычным клеем ПВА из тюбика с дозатором. Дождитесь высыхания контура, затем заполняйте яркими цветами. После полного высыхания можно рисунок отлепить от пленки, и декорировать задуманную поверхность.

Декорировать можно не только предметы интерьера, но и предметы гардероба специальными красками для ткани. Такая техника называется «Холодный батик». Предложите ребенку сделать дизайнерскую роспись обычной белой футболки, такая будет только у вашего малыша, единственная и неповторимая!

  • Предварительно футболку необходимо зафиксировать в пяльцах для вышивания или в подрамнике для рисования на холсте.
  • С помощью карандаша и кальки переведите изображение любимого мультяшного героя на ткань.

Одним из главнейших этапов этого метода является нанесение резервирующего состава, другими словами, защитного контура, который предотвратит растекание краски по ткани. Контур должен быть замкнутым, для предотвращения растекания.

  • После высыхания, по известной нам схеме заполняем контуры краской.
  • Затем рисунок необходимо закрепить. Подложите один лист бумаги под рисунок, а другой на рисунок и прогладьте утюгом.

Стирать такое изделие можно, но лучше в ручном режиме в прохладной воде. Уникальное изделие готово.

Заключение

Все рассмотренные нетрадиционные техники рисования применимы только в условиях помещения. А как же прогулки летом на свежем воздухе? Неужели для улицы подходят только подвижные игры? Нет, можно заняться изобразительным творчеством. Рисование летом в детском саду можно проводить и на улице, используя классический мел. Рисование на асфальте в детском саду – прекрасное развлекательное и познавательное занятие. Дети рисуют мелками везде, где есть более или менее твердое покрытие: асфальт, плитка, забор, стены дома. Замечательно видеть вместо серого асфальта яркое воплощение фантазии.

Наталия Александровна Николаева
Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста

Дошкольный возраст- это тот период , когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только одарённых, но и всех детей. Для развития творческого воображения, необходимо особая организация изобразительной деятельности. Существует множество видов , позволяющие развивать интеллектуальную способность детей в изобразительной деятельности.

Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют , отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

Рисование :

Один из методов общения ребенка;

Имеет огромное значение в формировании личности;

Является одним из важных средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с мышлением ребёнка, самостоятельной, практической и творческой деятельностью.

Рисование развивает :

Интеллектуальные способности детей;

Память, внимание, мелкую моторику рук;

Учит думать, анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

В процессе совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие особенности ребенка. И если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах. Мало того, обычно взрослые со страхом воспринимают предложение, что-нибудь нарисовать . Причина данного явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать . Поэтому и не стоит удивляться тому, что взрослые не умеют рисовать , а дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься изобразительной деятельностью и, таким образом, останавливают развитие навыков рисования . Но, как показывает опыт, наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль.

Чем же хороши нетрадиционные техники ?

Они не требуют высокоразвитых технических умений , дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования , их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании , учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Данные техники не утомляют дошкольников , у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии :

Личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации) ;

Коммуникативные (эвристическая беседа и диалог, расширение и активизация словаря) ;

Игровые (оригинальность сюжета, мотивация) ;

Педагогические (доверительная беседа, стимулирование, авансирование успеха, пауза) .

Свою работу строю на следующих принципах :

От простых занятий к сложным занятиям.

Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

Связь обучения с жизнью : изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

Техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Хочу отметить, что нетрадиционное рисование , например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом .

Все дети с успехом справляются с выполнением работ в нетрадиционной технике рисования .

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях :

От рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию ;

От применения простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным видам;

От использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

От применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения ;

От индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования .

Задачи в работе с детьми :

Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать .

Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками .

Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками .

Развивать творчество, фантазию.

Активизировать детей при выборе тематики.

Воспитывать у детей умение работать индивидуально и создавать коллективные композиции, развивать эмоционально положительные эмоции на предложение рисовать , формирование умений использовать опыт для достижения цели.

Развивать у детей эстетические чувства формы, цвета, ритма, композиции, пропорции.

Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.

Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке.

Условия необходимые для успешного овладения изобразительной деятельностью и развитию творческих способностей детей.

Процесс развития творческих способностей у старших дошкольников будет успешным , если будут реализованы следующие педагогические условия :

1. Обеспечение воспитателей дошкольных учреждений дидактическим материалом;

2. Создание эмоционально – комфортной атмосферы обучения детей;

3. Своевременное диагностирование и развитие творческих способностей у детей.

4. Взаимосвязь воспитания, обучения и творчества. В связи с этим большое внимание уделяем развитию самостоятельности. Детям предоставляется возможность выражения собственных замыслов. Это выражается в занятиях на свободную тему.

5. Необходимым условием формирования художественного творчества является интеграция различного содержания и различных видов художественной деятельности и искусства.

6. Творческий подход педагога к отбору содержания образования, построенного на основе интеграции, а так же к организации занятий с использованием разнообразных методов и приёмов.

7. Создание художественно-эстетической среды. При этом активное участие в этом принимают дети. Мы совместно украшаем зал для праздников, создаём элементы декораций для игр-драматизаций. Используем в оформлении детского сада детские рисунки, поделки, коллективные и индивидуальные коллажи.

8. Использование в педагогическом процессе игры, игровой ситуации.

9. Правильное размещение центра изобразительного искусства. Он должен располагаться около туалетной комнаты. В которой дети могли бы вымыть руки после работы, заменить воду в баночках, помыть кисти, т и другие предметы, использованные на изобразительном занятии. Пространство вокруг рабочего стола должно быть свободное. Дети должны свободно перемещаться во время коллективной работы, не мешая друг другу.

10. Другое важнейшее условие для развития у детей изобразительных способностей - организация интересной содержательной жизни ребенка в ДОУ и семье, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально - интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.

11. Учет индивидуальных особенностей ребенка – одно из основных условий развития изобразительных способностей в процессе обучения. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов (например, доминирующий вид воображения, и даже настроение ребенка в этот день.

Нетрадиционные техники рисования в группах старшего возраста

Акварель + восковые мелки

9Свеча + акварель

Отпечатки - тампонирование

Отпечатки листьев

Мятая бумага + жёсткая сухая кисть

Рисование на мятой бумаге

Рисование углём

Монотипия предметная

Монотипия через стекло

Рисование штрихом

Рисование манкой

Пластилиновая графика

Рисование солью

Вливание краски

Ниткография

Кляксография выдувание

Рисование клеем

Айрис-Фолдинг

Рисование песком .

Остановимся более подробно на нетрадиционных техниках рисования , используемых в работе с детьми старшего дошкольного возраста .

1. Тычок жесткой полусухой кистью (О. А. Белобрыкина) .

Средства выразительности : фактурность окраски, цвет.

Материалы : жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения : ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

2Оттиск смятой бумагой (М. Шклярова) .

Средства выразительности : пятно, фактура, цвет.

Материалы : блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения : ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

3. Фотокопия (Р. Романова) .

Средства выразительности

Материалы изображения : техника работы со свечой носит специфическое название - фотокопия. Слово «фото» в названии техники указывает на ее причастность к фотографии и объясняется тем, что эффект, получаемый при использовании свечи , как бы в упрощенном виде воспроизводит процесс проявления фотопленки. А достигается он следующим образом : ребенок наносит на лист белой бумаги какое-либо изображение или просто ставит жирные точки; после этого весь лист равномерно покрывают тушью (лучше темного цвета) . Происходит удивительный фокус - изображение, сделанное свечой и не видимое на белой бумаге, проявляется прямо на глазах.

4. Восковые мелки + акварель (Р. Романова) .

Средства выразительности : цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы : восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения : ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

5. Свеча + акварель (Р. Романова) .

Средства выразительности : цвет, линия, пятно, фактура. Материалы : свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения : ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

6. Монотипия предметная (А. Ильина) .

Средства выразительности : пятно, цвет, симметрия.

Материалы : плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения : ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные) . После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

7. Кляксография обычная (О. А. Белобрыкина) .

Средства выразительности : пятно.

Материалы : бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка. Способ получения изображения : ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается : определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются .

8. Кляксография с трубочкой (О. А. Белобрыкина) .

Средства выразительности : пятно.

Материалы : бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков) .

Способ получения изображения : ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку) . Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются .

9. Кляксография с ниточкой (О. А. Белобрыкина) .

Средства выразительности : пятно.

Материалы : бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины.

Способ получения изображения : ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются .

10. Набрызг (Р. Романова) .

Средства выразительности : точка, фактура.

Материалы : бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см) .

Способ получения изображения : ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

11. Отпечатки листьев (Е. К. Брыкина) .

Средства выразительности : фактура, цвет.

Материалы : бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие, гуашь, кисти.

Способ получения изображения : ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью .

12. Акварельные мелки (Р. Романова) .

Средства выразительности : пятно, цвет, линия.

Материалы : плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.

Способ получения изображения : ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.

13. Тычкование (М. Шклярова) .

Средства выразительности : фактура, объем.

Материалы : квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером (2x2 см, журнальная и газетная бумага (например, для иголок ежа, карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения : ребенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространства листа.

14. Монотипия пейзажная (А. Ильина) .

Средства выразительности : пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы : бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения : ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток) . Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников . Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник , как рисование пальчиками , ладошкой , обрывание бумаги и т. п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных : кляксографии, монотипии и т. п.

Создание фона также относится к нетрадиционным техникам в рисовании . Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требуют фона. Многие дети делают фон кисточкой. Но есть и другие способы делать фон :

Ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске;

Широкой полусухой кистью для побелки потолков, используя 2-3 цвета («шотландская клетка» );

На лист бумаги наносятся в свободной манере гуашевые краски, сверху прижимается целлофановый пакет, сушится вместе с ним («эффект мрамора» ) .

15. Клеевые картины (О. А. Белобрыкина)

Средства выразительности Материалы : бумага, кисти, гуашь либо акварель, акриловая краска, клей ПВА, манная крупа, гречневая или рисовая крупа .

Нарисовать на картоне простой карандашный набросок. Приставив узкую насадку с клеем ПВА, обвести по контуру рисунок. Клей выдавливать осторожно, плавно передвигая по контуру. Дать ему высохнуть. Потом покрыть рисунок акриловой краской. Дать просохнуть. Чтобы получился эффект «старого золота» , нанести на мягкую тряпочку черного крема для обуви и протереть рисунок.

Нарисовав рисунок карандашом , крупные детали промазать клеем ПВА, пока клей не высох, присыпать манной крупой. Дать клею высохнуть, стряхнуть лишнюю крупу и красками осторожно раскрасить.

Примечание : можно для образности в работе использовать гречневую крупу , различные по форме макароны.

16. Рисование пластилином (О. А. Белобрыкина)

Средства выразительности : фактура, объем.

Материалы : бумага, кисти, гуашь либо акварель, пластилин, стека.

Пластилин наносится пальцем на лист бумаги с предварительным рисунком и растирается, постепенно вырисовывается определенная картина.

Из пластилина вырезаются определенные детали и прикрепляются к основе (лист бумаги, деревянная доска) .

17. Граттаж (М. В. Добужинский)

Средства выразительности : фактура, объем, пятно, цвет, линия.

Материалы : бумага, мелки, мыло, свеча, гуашь, зубочистки.

Берется лист бумаги, покрывается (без пробелов) мелками, мылом или свечой. После этого наносится слой туши с добавлением моющего средства для посуды. Если тушь плохо укладывается, в тех местах, где остались пробелы, следует подкрасить их после высыхания. Когда заготовка полностью высохнет, можно начинать рисовать . Для этого понадобится пустая паста от шариковой ручки или зубочистка. С помощью этих приспособлений процарапывается изображение.

18.Sand-Art(рисование песком )

Особенности в работе с песком на световых столах : Рисование песком отличается простотой. Песочное рисование – это красота . Пластичность. Уменьшение стресса.

19. Техника айрис фолдинг возникла на территории Голландии. Эта техника достаточно проста и интересна для людей любого возраста , особенно она нравится детям, так как получаемое в результате изображение радует глаз объёмом и ярким пространственным решением. Сегодня широкое применение при создании работ в данной технике получили атласные ленты, бархатная бумага, подарочная бумага и цветной картон.

В заключение хотелось бы сказать следующее : рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности : формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

Творчество обогащает жизнь ребёнка новыми переживаниями и чувствами : преодолев трудности, ребёнок испытывает удовольствие, его радует достигнутый результат - своим рисунком он доставил удовольствие другим. Это порождает у детей новое желание, новое стремление к более полному, творческому выражению чувств, мыслей и настроений, способствует всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию поистине творческой личности.