Что дает ребенку посещение спектаклей кукольных театров. Театр и дети: волшебная сила искусства

Ольга Герасимова

В субботу мы с нашими детьми и родителями средней группы "Гномики" ходили в кукольный театр . Смотрели спектакль "Белоснежка и семь гномов".

Дети первый раз посетили театр . Как приятно, что в такой радостный момент для ребёнка были рядом не только родители, но и друзья. Ребята с восторгом рассматривали каждый этаж огромного театра , и с нетерпением ждали начало спектакля. Но вот и последний звонок. В зале гаснет свет, на сцене появляются артисты.

В антракте ребята обсуждают увиденное. Переживают за Белоснежку, смеются над весёлыми, озорными гномами и с нетерпением ждут продолжения сказки.


После окончания спектакля небольшая прогулка по городу. Дети и взрослые обменивались впечатлениями, делали фото на память.

Для детей это был настоящий праздник. Это был наш первый поход в театр , но я думаю что такие совместные походы в театр будут традицией в нашей группе.

Публикации по теме:

Не знаю как вы, а я очень люблю посещать наш театр!Мы часто ходим своей компанией и можем смотреть буквально любую постановку нашей труппы.

Для спектакля, в котором Дед Мороз вырастает, нужны три куклы разного размера. Для этого использовала сухие тыквы-бутылки. Разрисовала лица.

Тема: "Путешествие в мир кукол. " Задачи: - Продолжать знакомить детей с экспонатами "Музея кукол", умение использовать их в различных видах.

Кукла – это слово понятно и любимо всеми малышами. Она близка и понятна каждому человеку. Через кукольный мир мы все вошли в жизнь и постигли.

Мини-музей кукол «Путешествие в стану кукол» Проэкт. Мини – музей кукол. Воспитатель: Смирнова Мария Александровна. Участники проекта: воспитатели средней группы, педагоги и родители.

ОТЧЁТ об участии в мероприятии 04 октября 2016 года дети нашего детского сада посетили театр под названием «БАТАЛЕЙКА». Данный театр прошел.

В подготовительной группе «Росинка» были проведены различные мероприятия, посвященные дню начала Великой Отечественной войны. Мы проводили.

Беседа для детей старшего дошкольного возраста о театре

Описание:
Данная беседа рассчитана на дошкольников 5 – 7 лет и проводится в рамках изучения лексической темы «Театр» на театральной неделе в ДОУ

Цель : знакомство с театром, воспитание интереса к нему.

Задачи :
Познакомить детей с театром, историей театра, видами театра
Познакомить детей с театральными профессиями
Приобщать детей к театральной культуре

История возникновения театра.

Что это за красивое здание с колоннами, похожее на дворец? Это театр.
Вот театр – волшебный дом!
Сказку ты увидишь в нём.
Танцы, музыка и смех –
Представление для всех!

Слово «театр» - греческого происхождения. В греческом языке оно означало место для зрелища и само зрелище. Театральное искусство возникло очень давно и развивалось вместе с жизнью самого человечества.
Один из главных элементов театрального искусства – игра. С неё всё и началось. Младенчеством театра стали игры и обряды первобытных народов. В этих играх появились и первые «действующие лица» - добрые и злые силы. Их выражали не люди, а божества, духи, явления природы, смысла которых люди тогда ещё не понимали. Одним из наиболее важных средств достижения успеха в деле считалось волшебство. Оно состояло в том, что перед каким – нибудь действием, трудом разыгрывалась мимическая сценка, изображавшая успешное осуществление этого процесса. Участники обрядовых игр использовали сложную пантомиму, сопровождая её музыкой, танцами, песнями.
Местом рождения театра можно считать Древнюю Грецию. Древние театры были открытыми и достигали огромных размеров, они могли вмещать до 44 тысяч человек. Актёры пользовались в Греции большим почётом. Они должны были уметь петь, танцевать, владеть искусством слова.
В России, как и в других странах, появление национального театра связано с народными играми и обрядами. Первые шаги русского театра также связаны с различными обрядами. Так, перед охотой предки славян исполняли особые танцы. А самыми весёлыми были предвесенние праздники: нужно было задобрить божество, чтобы оно проснулось раньше, тогда урожай будет богаче. А задобрить его можно было только весельем, шутками, смехом. Во всех этих обрядах, играх, праздниках стали выделяться люди, которые своим умением петь, плясать, шутить, играть на музыкальных инструментах, рассказывать сказки привлекали всеобщее внимание.
Так в 11 веке на Руси появились скоморохи – бродячие актёры, комедианты. В течение нескольких столетий они устраивали свои представления прямо на улицах, площадях, ярмарках. Они разыгрывали маленькие смешные сценки собственного сочинения, пели забавные песенки, показывали акробатические номера, дрессированных животных. Главный герой скоморошьих представлений – весёлый и ловкий мужик, всегда умевший перехитрить злого и глупого барина. Скоморохи были бродячими артистами. Большой популярностью пользовались представления с учёным медведем – «медвежья потеха».
Постоянного театра на Руси тогда ещё не было. Такой театр открыл свой занавес в Ярославле. Его основателем был наш земляк Фёдор Григорьевич Волков. Федор Григорьевич Волков родился 20 февраля 1729 года в купеческой семье в Костроме, а с 10 лет жил в Ярославле. Был сообразительным, наблюдательным, трудолюбивым, любил книги, музыку, сам сочинял песни, играл на гуслях, любил участвовать в домашних спектаклях. Юношей во время учёбы в Московской академии всё свободное время отдавал любимому увлечению – театру.
Вернувшись в Ярославль в 1749 году, Волков создаёт театральную драматическую труппу и ставит спектакли в обыкновенном сарае, позднее строится деревянный театр. Множество людей приходили смотреть представления и восхищались талантом труппы. Слава о ярославском театре дошла до столицы, до императрицы Екатерины. В январе 1752 года труппа Волкова указом императрицы Елизаветы Петровны была вызвана в Петербург, где ярославцы дали несколько спектаклей при дворе, а также публичных, после чего четырех лучших актеров оставили в столице, в том числе Волкова и его брата Григория. Их двоих причислили к придворному театру. 30 августа 1756 был издан указ об учреждении постоянно действующего «Русского для представления трагедий и комедий театра». Директором театра был назначен драматург А. П. Сумароков, которому Волков сначала помогал в руководстве театром, а после заменил его. Волков обладал многими талантами: был замечательным актёром, стихотворцем, живописцем, музыкантом, скульптором.
Наш театр – первый национальный театр России. Называется он в честь его основателя: Академический театр драмы имени Фёдора Волкова.

Виды театра
Театр – удивительное место, где показывают спектакли, звучит музыка, читают стихи, где танцуют и поют, где можно посмеяться и поплакать, где есть над чем задуматься и чему удивиться. Иной раз бывает и страшновато, но чаще весело. Театр для того и создан, чтобы туда приходили зрители и смотрели представления. Театр – особое искусство. Есть театры разные.

Есть театр оперы и балета, где в спектакле главное – музыка. В опере (музыкально – драматическом спектакле), например, оперные артисты не говорят, а поют арии. Голоса у певцов в опере очень красивые, чистые. Но кроме голоса оперному артисту нужны ещё и актёрские способности – ведь это не просто концерт, а целый спектакль со своим сюжетом. В опере важно не только то, что поёт певец, но и то, как он это делает, какие чувства передаёт зрителям.
Как создаётся опера? Сначала выбирается какое – либо литературное произведение, например, сказка. По ней пишется либретто – текст – основа для будущего спектакля. Композитор сочиняет музыку, певцы разучивают свои арии. В опере может быть и ария одного певца, и дуэт, когда поют двое, и хоровое исполнение многих артистов, и просто музыкальные вставки. Всё это складывается в спектакль. Сочетание красивой музыки, красивых голосов и красивой истории – разве это не здорово! В наше время в Москве был создан первый в мире музыкальный театр для детей. Он основан Наталией Ильиничной Сац. Она поставила в театре для детей оперы «Морозко», «Волк и семеро козлят», «Три толстяка», «Мальчик – великан»…

Есть театр оперетты. Оперетта – весёлый спектакль с музыкой, песенками, зажигательными танцами, остроумными диалогами.

Балетное искусство – такой вид театра, где содержание передаётся зрителям без слов: музыкой, танцем, пантомимой. Слово «балет» происходит от латинского «танцевать».
Создание балетного спектакля начинается с того, что автор пишет либретто – сценарий будущего представления, краткое изложение того, что увидят зрители. В либретто излагается сюжет, рассказывается, какие события и с участием каких персонажей развернутся на сцене. Потом на основе либретто композитор пишет музыку. Потом за дело берётся балетмейстер – балетный режиссёр. Роли поручаются артистам – танцовщикам. Все вместе они создают спектакль, танцуют. Обо всех событиях, отношениях героев друг с другом артисты балета рассказывают с помощью танца. Для создания определённого настроения, атмосферы, места действия используют декорации, которые создают художники. Особую роль играет в балете костюм: он должен быть лёгким, удобным для танца, красивым. Знаете, сколько балетов поставлено по сказкам? «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Конёк – горбунок». Танцовщики движениями передают самые разные чувства, и зрители радуются и грустят вместе с героями так же, как если бы слышали их речь.

А в драматическом театре главное средство – слово. Не случайно драматический театр называют иногда разговорным.
Слово «драма» - по – гречески обозначает «действие». Драмой или пьесой называют особый текст, который написан для показа зрителям, публике в театре. В драме нет описаний, как в рассказе или в сказке. О героях, о событиях драматург – писатель, который сочиняет драму, – рассказывает в диалоге, разговор. Если бы о нас написали пьесу, то драматург бы включил нас в список действующих лиц, а потом бы поместил в пьесу наши разговоры – диалоги. Драматические спектакли бывают разные – комедия, трагедия, мелодрама. Комедия – спектакль весёлый, трагедия – серьёзный и печальный. Ведь в жизни есть не только радостные события. А трагедия заставляет людей задуматься. Мелодрама – пьеса, в которой происходят события грустные, но заканчивается всё хорошо – добрые герои становятся счастливыми, а злые – получают по заслугам.
Какой театр самый необычный? Таких театров много.
Например, театр зверей. Там выступают звери. Роли в спектакле исполняют кошки, собаки, мыши или даже слоны.
Есть ещё один театр – кукольный. Все мы знаем сказку Алексея Николаевича Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино». В ней рассказывается о приключениях деревянной куклы Буратино. А заканчивается сказка представлением в кукольном театре «Молния», где куклы сами пишут пьесы в стихах и сами в них играют. Театр кукол появился ещё в Древнем Риме. Постепенно кукольные герои появились во многих странах. В Италии любимцем зрителей стал Пульчинелла, во Франции – Полишинель, в Англии – Панч, в России – Петрушка… На современной сцене кукольного театра куклы могут играть вместе с актёрами. Это замечательный театр, и куклы там бывают самые разные. Есть верховые перчаточные куклы (их артист надевает как перчатку на пальцы, а сам прячется за ширмой), есть куклы на нитках (кукловод управляет ими сверху, дёргая то за одну ниточку, то за другую. Кукол этой системы часто называют марионетками, но это неправильно, потому что марионеткой во многих странах называют любую театральную куклу), тростевые куклы (их держат за палку, которая проходит через всю куклу. Актёр управляет руками куклы с помощью тонких палочек – тростей, которые скрыты от зрителя в рукавах или в одежде куклы), механические, теневые… В театре теней кукол вообще не видно, видны только их тени. Главным театром кукол в нашей стране стал Центральный театр кукол в Москве, его создатель и руководитель – Сергей Владимирович Образцов.

Театры всякие бывают,
И чего в них только нет!
Здесь спектакли вам сыграют,
Драму, оперу, балет.
Здесь на сцене можно встретить
Разных кукол и зверей.
Театр очень любят дети,
Так пойдём туда скорей.

Театральное здание
Театральное здание – дом для волшебных представлений. Современное театральное здание насыщено техникой, электроникой, оптикой, как большое промышленное предприятие.
А начиналось театральное здание с простой открытой площадки, как это было в древнегреческом театре. Гораздо позднее, в 17 веке, «театральное здание» скоморохов – кукольников заключалось в куске ярко раскрашенного холста. Посреди площади на ярмарке появлялся актёр – кукольник в странной одежде: вокруг пояса свисала почти до земли крашенина – нечто вроде юбки. Актёр поднимал руки и поднятая вверх «юбка» закрывала всю верхнюю часть его тела. И тогда наверху, по краю такой самодельной ширмы возникали и разыгрывали свои истории куклы. Иногда театральные представления разыгрывались прямо на площадях.
Сегодня обслужить сложное устройство театра, особенно сцены, может только коллектив специалистов. Особое значение при проектировании и строительстве театральных зданий имеет их акустика – создание наилучшей слышимости с любого места. Этим занимаются учёные – акустики.

Вот зал. На сцене театральный занавес. Он открывается только во время спектакля. Занавесы имеют большое значение: есть противопожарный железный занавес, отделяющий при необходимости сцену от зрительного зала, антрактный опускной, антрактный раздвижной, глушитель, поглощающий разные ненужные шумы.
В зале есть огромная красивая люстра. Во время спектакля свет в зале не горит, а сцена освещена. Наверху есть прожекторы – софиты. Их в зале много, и по бокам, и над сценой. Они освещают сцену и актёров лучами – то приглушёнными, то яркими, то белыми, то цветными.

Сцена – главная часть театрального здания, площадка для игры актёров.
Сцена – часть театрального здания, где происходит представление. «Сцена» - слово греческое.
В древнегреческом театре это была лёгкая постройка, где переодевались и откуда выходили артисты. А играли они в орхестре – круглом или полукруглом открытом пространстве перед сценой, под открытым небом. Позднее местом для игры актёров стала площадка, образуемая высокой декоративной постройкой перед сценой. В древнеримском театре она занимала большую часть орхестры и стала называться просцениум. Из него и развилась современная сцена.
Здесь есть всё. И подземное царство, где спрятаны сложные механизмы, оно называется трюмом. Трюмы в зависимости от своего назначения бывают разной глубины. Сюда, например, может в случае надобности провалиться герой спектакля – как сквозь землю. Пол сцены – планшет – состоит из отдельных щитов размером 2 * 1,5 метра. Трюм и планшет составляют нижнюю сцену.
Есть и заоблачные высоты, где расположены колосники, решётчатый настил, подъёмные устройства для декораций. В это театральное небо может вознестись волшебник, Баба – Яга…
Современная сцена – это сцена – коробка. Она отделена от зрителей портальной аркой. Часть сцены, выступающая перед ней, - просцениум – место, предназначенное главным образом для вставных эпизодов спектакля. Передняя часть сцены, вплотную примыкающая к занавесу, - авансцена; пространство за ней – игровая сцена, а у задней стены находится арьерсцена, где размещается, а иногда заранее заготавливается оформление спектакля. По обе стороны от портальной арки у боковых стен сцены расположены скрытые от зрителей пространства – карманы. Здесь готовятся к выходу артисты и хранятся необходимые для спектакля части оформления.
По бокам сцены на разных уровнях расположены рабочие площадки, с которых рабочие поднимают и опускают подвесные декорации. Рабочие площадки поднимаются несколькими ярусами и образуют так называемую верхнюю сцену. Над верхней сценой расположена колосниковая решётка – колосники. На ней установлены блоки для подвески декораций.
Оборудование верхней сцены состоит из сложной подъёмной системы, служащей для подачи на сцену и уборки под колосники части декораций.
Благодаря механическому оборудованию нижней сцены со сцены может мгновенно исчезнуть предмет или человек. Иногда в спектаклях сцена может крутиться. Она оборудована очень сложными механизмами. Пол у сцены не цельный, в него вделан вращающийся круг. Декорации на этом кругу поворачиваются, кулисы на колёсиках разъезжаются, и декорации сменяют друг друга прямо во время спектакля.
Рампа – граница между сценой и зрительным залом. Вдоль неё по самому переднему краю сцены устанавливаются осветительные приборы, невидимые зрителям (это лишь часть осветительной аппаратуры современного театра).
Перед сценой оркестровая яма. Тут стулья и разные музыкальные инструменты. Слово «оркестр» происходит от греческого термина орхестра. Так в греческом театре называлась круглая площадка, на которой выступали актёры. До середины 18 века оркестром называли место расположения музыкантов во время представления. Лишь позднее это слово приобрело современный смысл.
Оркестр – группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на различных инструментах. Оркестры разделяются на симфонические, оперные, эстрадные, военные, духовые, оркестры народных инструментов. Торжественная одежда оркестрантов – одинакова для всех: у мужчин – чёрные фраки, у женщин – длинные – чёрные платья.
Слова дирижёр, дирижировать происходят от немецких и французских слов, которые означают «направлять», «руководить». Дирижёр необходим для того, чтобы оркестранты играли стройно, в нужном темпе и ритме, как единый ансамбль. Дирижёр определяет трактовку – настроение музыкального произведения. Так, например, танцевальную мелодию можно исполнять грустно или весело. Дирижёр становится соавтором композитора. Дирижёр необходим в каждом спектакле, который сопровождается музыкой.
Иногда во время спектакля на сцене поют птички, шумит ветер. Это не оркестр, а работа звукооператора. Он включал запись – фонограмму. В театре есть целое собрание – фонотека всяких звуков. Можно включить шум дождя, рокот волн, гул толпы, свист ветра…
Сцена оборудована сложной осветительной аппаратурой: рампа (нижний свет), подвесные софиты (верхний свет), выносной свет (из зрительного зала), контражурный свет (из глубины сцены), местный свет, скрытые подвесы, световые эффекты, отдельные светильники. Все они оснащены цветными светофильтрами тончайших оттенков, благодаря чему меняется окраска света. Свет создаёт нужное настроение и атмосферу, разнообразные сценические эффекты (дождь, снег, восход…) Специалисты по свету – осветители. Каждый спектакль расписан строго по минутам: когда и какой софит должен включиться, какой свет должен быть направлен на главного героя… У осветителей своя роль – как изобразить на сцене, например, рассвет, вспышки молнии, звёздное небо…
В театре у спектаклей есть световая и звуковая партитуры: когда звучать оркестру, когда включать фонограмму.
А теперь поднимемся на подмостки. Это ещё одно название площадки, на которой происходит театральное действие. Заглянем за краешек занавеса. Кто – то что – то приносят, уносят, расставляют. Это рабочие сцены должны успеть поменять декорации для следующего действия. Избушка в лесу, дерево, скамейка – это всё декорации.
Артисты выступают на сцене. Перед ней оркестровая яма, за ней – партер. В партере самые удобные места. А потом пол поднимается горкой – это амфитеатр. Над амфитеатром – бельэтаж, над ним ярусы, дальше галёрка, дальше ложи и балкон.
Мы узнали о премьере,
Дайте нам билет в партере.
Но билетов нет в театре –
Дайте хоть в амфитеатре,
На балконе, в бельэтаже,
На галёрке сядем даже.
Только слышится в ответ:
Всё! Аншлаг! Билетов нет.

Прежде, чем зрители пойдут в зрительный зал, они попадут в фойе. Здесь можно погулять и во время перерывов в спектакле. Часто в фойе на стенах висят фотографии артистов театра, фотографии сцен из спектаклей.

В театре есть свои правила, например, если спектакль хороший, то зрители хлопают актёрам. А если зрители хотят увидеть спектакль ещё раз, они хлопают и кричат «Бис!», «Браво!»
В театре нельзя шуметь, особенно во время представления. Аплодировать можно после спектакля или в начале, если понравилось оформление сцены. Если в спектакле занят известный артист, его приветствуют аплодисментами, можно похлопать и после окончания действия.

Художественное оформление спектакля
Спектакль создаётся и готовится не только на сцене, но и в театральном закулисье.
Художник – постановщик – очень важный человек в театре, один из создателей спектакля, его художественного оформления. Художественное оформление спектакля составляют декорации, бутафория, мебель, костюмы, грим, освещение.
Прежде всего художник пишет эскизы будущего оформления спектакля. По его эскизам создаётся макет – модель будущей декорации. Театральный макет – уменьшенная модель оформления спектакля. В нём воспроизводится сцена, декорации, мебель, бутафория, даже освещение – всё, что будет окружать актёров на сцене. Такой макет похож на кукольный домик. В нём бывают и куклы – фигурки актёров.
По проверенному макету изготавливают точные чертежи. Затем начинается изготовление декораций, мебели и бутафории столярами, бутафорами и художниками – декораторами. Готовые декорации передают на сцену для монтировки.
Декорация – оформление сцены и спектакля художником, общий вид места действия.
Сегодня декорационное искусство, создание сценической обстановки стали называть сценографией. Декорации делают в художественно – производственных мастерских. Есть живописно – декорационный цех: художники цеха мягких декораций расписывают задник сцены, кулисы, обивку мебели, скатерти… Обычную мешковину превращают в бархат с помощью красок. В цехе жёстких декораций столяры – краснодеревщики, токари, резчики делают театральную мебель. Она должна быть лёгкой, прочной, разборной. Ведь декорации перевозят на гастроли. Рядом со столярным цехом слесарный. Здесь работают специалисты по металлу, они делают старинные кубки, абажуры из проволоки, бутафорские мечи.
Рабочие сцены не путаются, куда что ставить и прикреплять. Перед спектаклем они тренируются, чтобы знать, как и когда сменить оформление, поменять декорации, ничего не перепутать.
Вот, например, лес на сцене – нарисованный. Рисунки стоят на ширмочках вдоль сцены. Эти ширмочки – кулисы. Художник, который работает над оформлением спектакля, расписывает красками и кулисы, и задник – большая картина в глубине сцены. Артистам из – за кулис удобно смотреть спектакль, видеть, когда им выходить на сцену.
Реквизит происходит от латинского слова, которое в переводе на русский язык обозначает «необходимый». Так называют подлинные и бутафорские вещи, необходимые по ходу спектакля: портфель, велосипед, веер, очки, посуда, лампы и многое другое. Это необходимо, чтобы зритель лучше представил себе обстановку и время действия персонажей.
Бутафория – итальянское слово, означающее хлам. Бутафория – предметы, употребляемые в театральных постановках вместо настоящих: мебель, скульптурные украшения, оружие, части костюма, люстры, подсвечники…
Они по виду не отличаются от настоящих, но делаются из более лёгких и дешёвых материалов: из картона, папье – маше, дерева, гипса, холста… В дело идут фанера, жесть, проволока, пенопласт, пластилин. А большие бутафорские предметы делаются разъёмными.
Вот, например, посуда сделана из папье – маше, фрукты – поролоновые, оружие – из дерева… Но на сцене есть и настоящие вещи: еда, спички… Всё, что во время спектакля уничтожается, каждый раз готовится заново.

В театре работает много людей, профессии которых очень важны и интересны: осветитель, звукооператор, музыканты, гримёры, сотрудники театральных цехов…
Над спектаклем работает много людей. Кто же самый главный?
Есть человек, который организует всё, что происходит на сцене, хотя сам перед зрителями не появляется. Это режиссёр. Главный человек в театре – режиссёр. От него зависит, каким будет новый спектакль, как будут играть актёры, как прозвучит пьеса. Режиссёр выбирает пьесу, назначает на роли актёров, осуществляет постановку на сцене, вместе с художником решает, как спектакль будет выглядеть внешне, какими будут декорации, следит за подбором света, грима, звука, за декорациями, костюмами, музыкой. Режиссёр проводит репетиции с актёрами, объясняет им, как правильно двигаться, когда сделать паузу, какие слова произносить громче, тише. Репетиция в переводе с латинского – повторение. В репетициях, в повторениях и состоит главный способ подготовки любого спектакля. Во время репетиций режиссёр и актёры сначала читают пьесу, обсуждают её, обдумывают характеры героев. Затем репетиции переносятся на сцену. А накануне премьеры – первого представления – проводится генеральная репетиция.

Актёр, артист
Искусство актёра – искусство создания на сцене образа человека, героя пьесы. Артист как бы превращается в своего героя, перевоплощается, как говорят в театре.
Амплуа – театральное понятие. Раньше театральный актёр выбирал себе роль одну на всю жизнь – амплуа: смешные роли или роли злодеев, роли героев или простаков. Сейчас это понятие уходит в прошлое. Современные актёры – универсальные – они играют разные роли и характеры.
Перевоплощение бывает иногда только внешним: артист изменяет с помощью грима своё лицо, надевает парик, старается изменить голос, придумывает походку.
Но артист должен ещё показать и характер своего героя, передать его мысли и чувства.
В своей работе артист пользуется телом, мимикой, голосом, речью, жестами. Ему помогают память, наблюдательность, воображение, эмоциональность. Артист должен правильно, грамотно, красиво говорить. Сценическая речь – особое искусство, которое преподают в театральных учебных заведениях. Когда мы радуемся, грустим, сердимся, испытываем любое чувство, даже когда просто скучаем, мышцы нашего лица непроизвольно приходят в движение. Глядя на человека, мы можем определить, какое у него настроение, без всяких слов. Эти движения лицевых мышц, изменения выражения лица и называются мимикой. На сцене мимика – важная часть актёрского искусства.
Актёрский труд очень сложный. Актёрскому мастерству учатся годами: учатся владеть голосом, телом, жестами, мимикой, учатся быть наблюдательными, чтобы роль была правдивее. Сначала артисты играют роли в массовках, потом получают небольшие роли, а самые талантливые получают главные роли и становятся знаменитыми. Но есть примеры, когда актёр из маленькой роли делал шедевр. Не зря говорят: нет маленьких ролей, есть маленькие актёры. Актёр профессия важная, он – главное лицо в спектакле. Театр – искусство коллективное. Каждый актёр должен согласовывать свою игру с игрой партнёра.
Гримёрные – комната, где актёры переодеваются, отдыхают, готовятся к выходу на сцену. В комнате большое зеркало, лампа, перед зеркалом много баночек, коробочек с красками, гримом, кисточки. Актёры сидят перед зеркалом, а гримёр накладывает грим – раскрашивает лицо. Гримёр – интересная театральная профессия. Опытный гримёр может до неузнаваемости изменить внешность актёра – может использовать накладные усы, бороды, брови, носы…; из молодого сделать старичка – нарисовать морщины, приклеить бороду… В театре постоянно пользуются гримом. Характер грима зависит от работы актёра над образом, замыслом режиссёра. Гримёр надевает артисту на голову парик. Разные парики, усы, бороды делают в постижёрном цехе мастера – постижёры.
Костюм помогает передать характер героя. В понятие театрального костюма входят все виды одежды, обувь, головные уборы, украшения и другие предметы. Костюм для роли выбирается не по вкусу артиста. Эскизы, зарисовки всех видов одежды для персонажей спектакля выполняет художник, тот, кто оформляет весь спектакль. По его эскизам шьют костюмы в костюмерных мастерских театра.
В театральном ателье можно найти много костюмов и обувь. В театре есть и обувная мастерская.
Художник нарисует костюм, портные подберут ткань. Можно даже выкрасить ткань – этим занимаются художники по росписи ткани.
Актёры делают всё, что скажет им режиссёр. Но каждый вносит в роль что – то своё. В театре все должны быть талантливыми.
Чтоб состоялась в театре премьера,
Долго готовят её костюмеры,
И осветители, и декораторы,
И драматург, и звукооператоры,
Главный художник, кассир, бутафоры,
Много хороших актрис и актёров,
Плотник, рабочие, токарь, гримёр,
А отвечает за всё режиссёр.

Спектакль
Прежде чем купить билеты в театр, нужно выбрать спектакль, который мы хотим посмотреть. Нам поможет в этом знакомство с репертуаром театра. Репертуар – список, перечень спектаклей, идущих в театре в данном сезоне. Поможет нам и театральная афиша – яркое, красивое объявление. На ней написано название спектакля, например: «Бременские музыканты. Музыкальная комедия по сказкам братьев Гримм. Премьера». Слово «премьера» означает «первый» – спектакль совсем новый.
Вот надпись «Касса». Над ней табличка «Аншлаг» - все билеты на спектакль проданы. Это слово происходит от немецких слов «афиша», «объявление». Так называют специальное объявление у кассы о том, что все билеты на спектакль проданы. Слово «аншлаг» можно употреблять и для обозначения полного сбора – вместо того, чтобы говорить «зал был полон». Значит, спектакль хороший.
Театральный спектакль делится на части – действия, или как их ещё называют – акты. В разных спектаклях разное количество действий. Антракт – перерыв между действиями, актами. Это слово происходит от французских слов, означающих в переводе «между» и «действие». Первое значение термина – перерыв между актами или действиями спектакля, концерта или представления. Он предназначен для отдыха исполнителей и перемены декораций. Но так же называется и небольшая музыкальная пьеса (музыкальный антракт). Она исполняется перед началом очередного действия в опере или спектакле с музыкой.
Пьеса делится на акты,
Между актами – антракты
.
Но вот звенит первый звонок, второй. Спектакль начинается после третьего звонка.

Чтобы помочь театральному делу, попытаться «остановить» яркие сценические мгновения создаются театральные музеи. В них хранятся и выставляются картины, скульптуры, рисунки, фотографии, посвящённые театру. Хранители и научные сотрудники театральных музеев собирают, берегут, изучают и показывают посетителям эскизы декораций и костюмов к спектаклям, сами костюмы великих актёров, предметы сценического быта, редкие фотографии, письма, документы, дневники и звуковые записи выдающихся мастеров сцены.
Используемые источники

Все малыши верят в волшебство и любят сказки. А играя в различные игры, дети представляют себя героями этих сказок. Таким образом, ребенок еще с трудом отделяет развлечения от обычных действий: для него одинаковы по значимости кормление своей куклы и чистка зубов по утрам и вечерам. И если вы с малышом вместе пойдете в театр, то он будет вопринимать происходящее на сцене как правду.

Театр способен очень сильно повлиять на детскую психику: во время просмотра спектакля ребенок «вливается» в сценическое действо, сопереживая и подражая героям. Это очень полезно, так как малыш усваивает новые модели поведения, учится отличать хорошие поступки от плохих и пр. Театр может стать отличным другом и помощником в вопросах воспитания: сказочные герои спектакля имеют авторитет для маленького зрителя, поэтому истины или модели поведения, которые он услышит или увидит, помогут в устранении капризов ребенка.

"Театральный" возраст

Многие родители задаются вопросом, в каком возрасте начинать знакомство малыша с театром? Ответа однозначного нет, но большинство психологов говорит, что в 2-3 года уже вполне можно, главное - правильно подобрать спектакль! Лучше, конечно, начинать с Кукольного театра, так как именно в нем он сможет увидеть знакомых ему по детским произведениям персонажей — Муху Цокотуху, Колобка, Трех поросят и др. Да и кукол и игрушек, которые являются неотъемлемой частью жизни малыша, ему легче воспринимать: меньше вероятности, что ребенок заскучает и у него пропадет интерес к происходящему на сцене. Длительность представления не должна первышать 40-50 минут.

Ребенка 4-6 лет можно брать уже не только в Кукольный театр: восприятие у ребенка меняется, он способен уже отличать смешное от трагического, начинает понимать юмористические ситуации. А значит — малыша можно взять на спектакль, где играют уже не куклы, а настоящие артисты. Постановки могут быть уже с более сложным сюжетом: «Приключения Незнайки», «Снежная королева», «Старик Хоттабыч» и многие другие. По длительности спектакль может быть уже более продолжительным, но лучше если между действиями спектакля будет антракт.

Какой театр выбрать?

Итак, вы собрались с ребенком посетить театр...Но как сделать правильный выбор? На что следует опираться?

Лучше, конечно, отдать предпочтение театру, который специализируется именно на постановках для детей (ТЮЗ, Кукольный, Театр клоунады, Музыкальный театр, Интерактивный театр). В таких театрах обычно и обстановка соответствующая: нет камерности, детей встречают сказочные персонажи, часто до начала представления в холле проводятся различные конкурсы и игры. Места в зале разделяются согласно возрасту: первые 2-3 ряда для детишек до 3-х лет, выше — для более старшего возраста.

Собираемся в театр

Многие родители считают, что если они выбрали спектакль согласно возрасту ребенка, то малыш прекрасно поймет все происходящее на сцене. Но это совсем не так! Лучше, если вы купите билеты на спектакль, сюжет которого знаком и вам, и вашему ребенку — тогда вы сможете ответить на вопросы ребенка и ему будет интереснее наблюдать за уже знакомыми персонажами. Если вы все же выбрали незнакомую постановку, то почитатйте ребенку сказку или посмотрите мультфильм, по мотивам которого создан спектакль.

2. Билеты лучше купить заранее, что ребенок сидел согласно своей возрастной группе и ничто не загораживало ему обзор и не отвлекало. Если вдруг нужных мест не окажется, то лучше отказаться от посещения.

3. Выходите из дома заранее, рассчитав время на дорогу, чтобы не нервничать и не торопить ребенка. Желательно попасть в театр за 30 минут до начала спектакля.

4. Если ребенок плохо себя чувствует, то поход в театр лучше отложить.

5. Заранее ознакомьте малыша с правилами поведения в театре.

6. Желательно постараться превратить поход в театр в торжественное мероприятие: нарядите ребенка в красивое платье или костюм.

7. После спектакля побеседуйте с малышом о его впечатлениях, поинтересуйтесь его мнением относительно главных героев увиденного спектакля.

Я, как мама трехлетней дочки, активно слежу за новинками в области обучения и развития малышей. Мультики, обучающие программы, книги. Всего хватает. Как-то нам предложили билеты в театр. «Три года, может рановато?» — подумала я, но мы решились и…

dszasechnoe.ru

Зачем придумывать что-то новое, если есть хорошо забытое старое?

Театр — это здорово! Это еще один легкий способ для воспитания в своем ребенке тех самых по истине человеческих качеств, которых так не хватает в жестком современном мире деловых бумаг и денег.

Вы скажете, что там полезного, можно грамотно подбирать мультики. И эффективно, и ходить никуда не нужно. Готова поспорить.

Во-первых, малыш попадает в общество сверстников, учится правилам поведения в обществе.

Во-вторых, торжественность и таинственность самого здания театра и действа на сцене формируют особенное, ни с чем несравнимое настроение.

В-третьих, игра актеров способна создать неизгладимое впечатление, которое навсегда поселится в душе и сердце ребенка, породив доброе и прекрасное.

В-четвертых, расширение кругозора и обогащение лексикона. Живая обстановка, интонации, мимика, жесты — все это полностью овладевает малышом. Ураган эмоций. Да что говорить. Просто понаблюдайте за своим чадом во время представления.

Все мы наслышаны об эффективности сказкотерапии. С помощью театра ваш ребенок сможет не только побороть свои страхи, но и увидеть себя со стороны во время капризов и истерик. Отчего бы нам с вами вот так меркантильно не воспользоваться детской наивностью?

Театр начинается с вешалки? Театр начинается с беседы

ru.sputnik.az

Прежде, чем отправляться в театр, стоит подготовить малыша ко встрече с прекрасным. Чтобы эффект от посещения театра был максимальным, начните подготовку заранее.

  • Начинаем с элементарных правил поведения. Надеюсь, вы в курсе, что громкое чавканье, шелест оберточной бумаги — табу. Хотя, если вы не уверенны в аппетитах своего чада, возьмите с собой бутылочку с водой и парочку печенюшек.
  • Далее расскажите о том, как сказка оживает. Для чего срывать интригу, скажете вы? А вдруг ребенок испугается и устроит истерику. Неопытных театралов лучше познакомить с сюжетом сказки заранее. Не стоит читать все произведение до конца, но пусть сложится общее представление о сюжетной линии. Поверьте, скучно не будет. Декорации, софиты, костюмы – благодаря этим атрибутам и искренней игре актеров ребенок увидит знакомые сказки другими глазами.
  • Выбирая одежду, обратите внимание на умеренную торжественность мероприятия. Вечернее платье будет лишним, однако и спортивные штаны никак не вяжутся с образом будущего театрала.
  • Не спешите. Постарайтесь прийти заранее, чтобы ребенок осмотрелся, успел полюбоваться убранством и проникнуться духом театра. Все имеет значение. Даже такие мелочи, как поиск места в нужном ряду, сдача вещей гардероб. Обратите внимание на занавес, софиты, на приглушенные голоса зрителей.

Ненавижу оперу, или С какого возраста стоит начинать посещение театра

Моя мама, недолго думая, решила начать мое воспитание искусством сразу с оперы. Как оказалось, зря. Делюсь своими впечатлениями детства: темно, холодно, орущие на сцене люди, плюс — постоянно «шикающие» в мой адрес тети в очках («девочка, тише, девочка успокойся»). В итоге, в рот мне была запихнута мятная жвачка, которой я еще больше шокировала публику громким звуком лопающихся резиновых пузырей. Занавес. Воспитательный эксперимент не удался. С тех пор ассоциации с оперой у меня не самые приятные.

В чем ошибка моей мамы? Она мне польстила в своих предположениях о моей усидчивости и заинтересованности высоким искусством.

Учтите следующее:

  • Анализируя богатый репертуар детских постановок, обращайте внимание на возрастные ограничения и на сюжет сказочного представления.
  • Так же не игнорируйте индивидуальные особенности своего малыша. Скромняга навряд ли получит удовольствие, если его начнут насильно вовлекать в игру, а непоседа скорее утомится от полуторочасового пребывания в кресле.
  • С какого возраста начинать? Кто-то готов уже и в три года, отдельным стоит подождать лет до пяти. Вопрос персональный.

Взгляните на мир глазами ребенка

Мы с вами повидали на своем веку немало. Нам хочется чего-то свежего и необычного. Но это у нас с вами «все было», а у ребенка опыт общения с искусством небогатый. Может не стоит сразу окунать его в нетрадиционные формы театрального действа?

Навряд ли «свежего» зрителя вот так сразу увлечет театр пантомимы. Пожалуй, малолетним новичкам стоит начинать с непродолжительной кукольной постановки.

Непоседам понравятся интерактивные представления, во время которых зрителей вовлекают в игру. Сказочные герои не справятся без помощи юных театралов. Кроме безусловной пользы от театра ребенок сможет побороть страх выступления перед публикой, а так же узнать свои актерские таланты.

Первые посещения должны оставить приятные впечатления. Иначе говоря, наша с вами задача — привить вкус и желание дальнейшего общения с театром.

Впечатления детства самые прочные. Если ребенок сумел раствориться в театральном действе, в глазах отражается чудо — значит, ваш выбор оказался верным.

photostudiom.at.ua

На время малыш просто уходит в сказку. Его переживания искренние и настоящие. Он свято верит в чудеса на сцене. В это время формируется личность, характер и чувство прекрасного.

О чем стоит подумать заранее

  • Покупка билетов. Это вам только кажется, что в театры нынче никто не ходит. Ошибаетесь. Ходят. Поэтому заранее побеспокойтесь о покупке билетов.
  • Проанализируйте маршрут от вашего дома до театра. Учтите особенности передвижения транспорта в час «пик». Неплохо перед представлением прогуляться и поболтать с ребенком, настроить его, успокоить, расслабить.
  • Комфортная одежда. Кроме того, что наряд должен соответствовать мероприятию, помните об удобстве. Сомневаюсь, что в теплом комбинезоне ваш ребенок высидит полтора часа, чувствуя себя при этом довольным. Здесь уж никакая сказка не поможет.
  • Перекус. Если антракт не предусмотрен, возьмите с собой бутылку с водой, печенье, заранее сложенные в контейнер кусочки яблока. Маленькие дети хотят пить и есть вне зависимости от правил этикета.
  • Выбор мест. Часто билеты на представление распространяют среди школьников. Если есть возможность, постарайтесь приобрести билеты с местами подальше от шумной стайки 1 «А» во главе с грозной воспитательницей.
  • Очень неплохо, если время после театра вы проведете вместе со своим ребенком. Это же здорово, когда малыш будет восторгаться и делиться впечатлениями именно с вами.

Если слово «театр» у вас ассоциируется с чем-то чопорным и пахнущим нафталином, не стоит отказывать себе в удовольствии изменить подобное мнение. Современные авторы предлагают множество интересных постановок с учетом тенденций развития общества. Чебурашка пользуется мобильным телефоном, Фиксики разъезжают на сигвеях, а Красная Шапочка рассуждает о новых веяниях моды.

В современной гонке мы часто забываем о простых вещах, которые, пожалуй, играют очень важную роль в жизни. Видеть прекрасное – это способность, которую надо развивать. Не упустите этот момент. Театр вам в помощь.

Посещение театра с ребенком/

В процессе приобщения детей к сценическому искусству родителям предстоит решать важную задачу - формирование зрительской культуры, которая складывается из:

знания особенностей театрального искусства;

умения адекватно реагировать на сценическое действие;

понимания роли зрителя в процессе создания театрального художественного образа;

владения навыками взаимодействия с актерами в процессе развертывания сценического действия.

За долгие годы развития театра в соответствии с содержанием театрального действия и средствами театральной выразительности сложились различные театральные виды и жанры: драматический театр, музыкальный театр, кукольный театр, театр теней, пантомимы, эстрады и др. Цирк также относится к театральному искусству, цирковое представление разыгрывается артистами и подчиняется тем же сценическим законам.

Приобщать детей к театральному искусству можно начинать рано. Это обусловлено тем, что сценическое действие во многом созвучно детской игре: детская игра и игра актера требуют перевоплощения; любая роль имеет эмоционально-личностное значение; реализация сценического или детского игрового замысла требует овладения изобразительной техникой.

Первое посещение театра зависит от хорошо организованной предварительной работы и так называемого этапа ожидания. Предварительная работа включает в себя знакомство с содержанием спектакля, с правилами поведения в театре, подготовку вечерних туалетов. Необходимость предварительного ознакомления с содержанием спектакля продиктована тем, что ребенку сложно одновре- менно воспринимать игру актеров, оценивать характер героя, эмоционально откликаться на сценическое действие, понимать сценическую архитектуру, а также следить за сюжетной линией. Содержание пьесы надо пересказать ребенку в занимательной повествовательной форме. При этом не стоит разбивать рассказ на действия, явления или описывать картины. Все это ребенок увидит в театре сам. Гораздо важнее обратить внимание на действующих лиц, их характер и на хронологию событий.

После знакомства с содержанием пьесы ребенку необходимо сообщить о предстоящем походе в театр. С этого момента начинается этап ожидания. Продолжительность этого этапа - от 3 до 12 дней. В течение этого времени родители должны дать начальные сведения о театре, познакомить с правилами поведения в театре. Закрепить изученные правила поведения помогут разнообразные игровые упражнения. Итак, наступает день, когда вся семья отправляется в театр. Правила хорошего тона рекомендуют прибыть в театр не позднее, чем за 15-20 минут до начала спектакля. Заблаговременно заняв свои места, родители имеют возможность устроить ребенка так, чтобы ему было удобно следить за действием. Во время сценического действия у ребенка могут возникать вопросы. Необходимо приучать его задавать их шепотом. Детскую любознательность удовлетворить нужно, но ответ должен быть конкретным и коротким. Во время антракта лучше всего покинуть зал и в фойе обсудить увиденное, уточнить ответы на вопросы, возникшие во время спектакля. После просмотра спектакля лучше немного пройтись пешком (10-15 минут). Это позволит ребенку эмоционально разрядиться, снять мышечную усталость, а при желании - вспомнить наиболее яркие эпизоды спектакля. Важно, чтобы обсуждение происходило в форме обмена впечатлениями. С детьми дошкольного возраста целесообразно закрепить основную сюжетную линию и уточнить характеры героев (добрый, злой, умный). Младшие школьники уже в состоянии оценить декорации, костюмы, поступки действующих лиц. Подростки могут уже высказать свое мнение, отношение к увиденному, вступить в дискуссию, отстоять свою точку зрения. Завершающий этап - это этап эмоционального проживания полученных впечатлений.

Однако наиболее эффективным средством эмоционального проживания полученных впечатлений является домашний театр. Он помогает удовлетворить потребность ребенка в самовыражении, позволяет реализовать накопленный физический и эмоциональный потенциал.

При организации домашнего театра взрослым необходимо определить последовательность приобщения детей к искусству театра.

Вначале необходимо решить, будут ли в качестве актеров задействованы все члены семьи или только дети.

С точки зрения О.А. Белобрыкиной, последовательность может быть следующей:

миметрические игры (заключаются в том, что дети читают текст, сопровождая его имитационными движениями и звукоподражанием);

ролевые игры (характеризуются наличием диалога между действующими лицами, при этом каждый ребенок берет на себя роль и старается доступными средствами передать образ своего героя);

игры-импровизации (предполагают самостоятельное придумывание детьми сцен и диалогов на заданную тему);

игры-представления (включают инсценировку или драматизацию каких-либо жизненных ситуаций и любимых сказок);

кукольные представления.

Независимо от жанра и вида театра любая постановка реализуется в несколько этапов:

выбор пьесы, определение основной идеи спектакля;

определение характеров героев, распределение ролей;

работа с текстом;

репетиции на сценической площадке;

создание декораций, костюмов, бутафории;

генеральная репетиция;

подготовка билетов, программ, афиш.

Такое деление является несколько условным. Параллельно с репетициями может идти изготовление декораций, костюмов и др.

В заключение мы приведем краткую памятку для взрослых, в которой указаны основные этапы формирования зрительской культуры и пробуждения сознательного интереса к театру:

самому любить и понимать театральное искусство;

владеть навыками театрального поведения и уметь доступно объяснять их детям;

при выборе спектакля ориентироваться на возрастные и индивидуальные особенности детей;

знать основные этапы приобщения ребенка к искусству сцены;

стимулировать активность дошкольников и детей младшего школьного возраста, используя разнообразные игровые приемы;

активно использовать разнообразные продуктивные виды деятельности на этапах ожидания и проживания полученных в театре впечатлений;

стремиться к тому, чтобы все члены семьи принимали активное участие в организации походов в театр;

помнить, что наибольший воспитательный эффект будут иметь спектакли, которые увидят все члены семьи.