Учимся театральному мастерству дома. Интересные упражнения для развития актерского мастерства

Недавно мне в очередной раз задали вопрос: как можно развить свой артистизм?

Умение быть артистически ярким, эмоционально включённым в процесс выступления - важное качество для оратора. Конечно, я всегда напоминаю, что оратору не нужно быть артистом драматического театра. И жанр не тот, и задачи другие. Но всё же, хотя бы минимально владеть актёрскими навыками полезно как на сцене, так и в жизни.

Отдавая себе отчёт в том, что развитие актёрских навыков - большой, длительный процесс, я всё же решил дать в этой статье 5 советов ищущим. Это будет 5 техник, которые помогут развить свою эмоциональность, снять эмоциональные блоки, мешающие выражать себя в жизни и т.д. Причём помогут делать это самостоятельно. С непривычки некоторые упражнения могут показаться глупыми. Это нормально. Многие из них и впрямь выглядят глупо. Главное - что они чрезвычайно полезны. Попробуйте и убедитесь сами.

Упражнение №1. «Дикая утка»

С такого упражнения хорошо начать день. Это сразу активизирует Ваш эмоциональный потенциал. Даёт творческий заряд на весь день.

Ход упражнения очень прост. Вы начинаете изображать дикую утку, попавшую в неизвестное ей помещение: вашу квартиру. А как её изображать? Понятия не имею. Это же Ваша утка! Действуйте, как бог на душу положит. Тут не может быть ничего «не правильного». Позвольте себе полностью самовыразиться. И лучше, если Вы в конце концов от изображения перейдёте к «актёрскому натурализму», т.е. «СТАНЕТЕ» дикой уткой. Я не об оборотнях. Я про психологическое вживание в роль. Хороший актёр не изображает - он находится в полном слиянии собственной самости с самостью изображаемого им объекта. Вы должны думать, как утка, действовать, как утка - словом, быть уткой! Приходит всё это богатство артистического просветления с опытом. Но если тренироваться - приходит обязательно.

Освоившись с утками, переходите к другим братьям меньшим, и большим тоже. Тигры, львы, орлы, слоны и куропатки… А в процессе дня можете делать творческие минутки и пробовать копировать уже не только животных, но и людей.

Упражнение №2. «Гавайский пляж»

Упражнение похоже на «Дикую утку» наоборот. Запутались? Сейчас всё прояснится.

Вам нужно учиться представлять себя в воображаемых пространствах. Находясь в своей квартире, вообразите, что находитесь на гавайском пляже. Лягте, погрейтесь на солнышке, подмигните кому-нибудь, попробуйте ногой набегающую морскую волну (плавать или нет?), обмакнитесь в водичку (хорошо!) и т.п. Думаю, Вы поняли принцип. Как видите, в отличие от «дикой утки» в «гавайском пляже» мы работаем не с воображаемой трансформацией внутреннего пространства, а трансформируем внешнее пространство, учимся верить в него и существовать в нём.

Как и в предыдущем упражнении, воображать можно различные пространства. Короче, желаю Вам приятного кругосветного путешествия. А потренировав навыки из этого и предыдущего упражнения, можно совместить подходы и стать дикой уткой на гавайском пляже.

Упражнение №3. «Окраски»

Каждый, кто хоть раз наблюдал за игрой актёров, согласится, что актёрское мастерство это, в первую очередь, умение по требованию входить в нужное эмоциональное состояние. Такая психическая подвижность может быть свойственна человеку от природы, а может быть результатом работы над собой. Развивать эту подвижность можно, входя и удерживая себя в заданном эмоциональном состоянии.

Как войти в эмоциональное состояние? Для этого есть много путей. Например, вам нужно войти в эмоцию радости. Вы можете представить себя в ситуации, где Вы точно испытали бы радость (метод ситуативного моделирования). Можете вспомнить себя в ситуации, где вы переживали эмоцию радости и, о, чудо, Вы уже ощущаете… дайте-ка угадаю что… - РАДОСТЬ! (метод поднятия опыта). Наконец, можете представить, как ведёт себя человек в состоянии радости и начать вести себя так же - и радость не замедлит прийти к Вам (метод поведенческого моделирования)… Есть и другие подходы, скажем, через прослушивание соответствующей музыки.

Экспериментируйте, тренируйтесь, творите! Перебирайте разные эмоциональные состояния: радость, гнев, удивление, воодушевление, скуку, страх, торжественность, гордость, обиду, нетерпение, спокойствие, мечтательность, нежность…

Учитесь находиться в каждой эмоциональной окраске не меньше трёх минут, а потом чередовать разные эмоциональные состояния. Пробуйте молчать в эмоции, действовать в эмоции, говорить с воображаемым слушателем, общаться с реальными людьми (пойдите в магазин, поговорите с продавцами в окраске радости или гнева). Поначалу общаться с реальными людьми в позитивных окрасках будет проще, чем в негативных. И только преодолев определённые барьеры в проявлении себя, Вы сможете по-настоящему достичь свободы эмоционального самовыражения.

Упражнение №4. «Тарабарщина»

Мы изучаем актёрское мастерство лишь с одной целью - успешнее общаться. Так что в наш «дорожный набор» актёрских упражнений обязательно должны войти мощные практики для тренировки актёрского мастерства в речи. И вот первое из них.

Вам нужно постараться как можно дольше говорить на непонятном, изобретаемом Вами по ходу языке. На первом этапе данное упражнение нередко вызывает шок: как это, говорить на непонятном языке? Очень просто: шахтаманан насариб тану, кастаранья нас такалан мако насараб - ранис затаналак уцапан нукарес йалах тум: оз, эстэрпаса ранал, жеймянык, астутрбаканар юфан! Этот язык нужно не придумывать заранее, а как бы рождать в процессе речи. Отпустите свои речевые органы, начните говорить бессмыслицу, не задумываясь о том, что там мелет язык. Ваша задача отпустить себя и включать интонации, так, чтобы речь эта была интонационно окрашена, выразительны. И чем больше - тем лучше. Пусть эмоции наполняют бессмыслицу смыслом.

«Тарабарщина» помогает избавиться от речевых зажимов, чрезмерной зависимости от смысла слов, страха сказать глупость, активно тренирует эмоциональную выразительность и многое другое…

Упражнение №5. «Сказительство»

Доводилось ли Вам бывать на встречах профессиональных актёров? Лично мне - много раз. Обычно, когда хороший актёр начинает о чём-то рассказывать - заслушаешься.

Почему так увлекательно слушать актёрские речи? Актёры говорят очень образно. И тут есть образность двух направлений. Во первых, они всё стараются показать, продемонстрировать: жестами, мимикой, всем телом, что делает речь актёра очень картинной, выпуклой, в отличии от банального обмена информацией, свойственного общению не искушённых в актёрском мастерстве людей. Во-вторых, актёры говорят очень образным языком. Что я подразумеваю под этим? Можно сказать: я погулял по лесу, мне понравилось, подышал свежим воздухом. Факты, факты, факты… Можно же подойти к выражению мысли иначе: стоило мне войти в лес, он очаровал меня, лучики солнца проглядывали сквозь шепчущую листву, которая отбрасывала всюду кружевную изящную тень, на все голоса пели птицы: цокали, разливали трели, а воздух - этот душистый чудесный воздух, который хочется не вдыхать, а пить - всей грудью. Полагаю, второй вариант более привлекателен для слушания? Если Вы согласны со мной, то читайте, дальше. Второй вариант содержит много образных описаний и эмоциональных личных оценок. Теперь о том, как нам тренироваться.

Мы выявили две характерные особенности речи профессиональных актёров, и тренировать эти навыки нужно в два этапа.

На первом этапе составляйте любое фактологическое предложение (допустим: на столе лежит сломанный карандаш) и добавляйте к нему образных описаний и эмоциональных оценок (к примеру: на обшарпанном в трудовых баталиях столе, грустно свесив грифель, лежит сломанный, можно сказать, сломленный судьбой карандаш).

На втором этапе произносите это предложение и старайтесь добавить к нему актёрских демонстраций происходящего, интонационных окрасок, мимики. И конечно же, чувствования происходящего. Короче, добавляете всё то, чему мы научились в предыдущих упражнениях.

Вначале Вы будете придумывать короткие фразы. А потом, освоив приёмы, прочувствовав их - перейдёте к свободному рассказыванию любых историй с использованием образного языка и артистичных демонстраций.

Кстати, демонстративные актёрские навыки можно развивать, рассказывая анекдоты. Там всегда есть какие-то участники, а иногда и диалоги разных людей. Вот Вам и возможность поговорить разными голосами, потренировать говорящие, выразительные жесты, а заодно и отточить свои навыки рассказывания анекдотов. По-моему, прекрасная и полезная задача.

Подводя итог всему сказанному, хочется добавить, что оттачивают актёрское мастерство в репетировании, а наслаждаются им в спектакле. Мне всегда было интересно показать свои актёрские работы публике. Безусловно, это всегда было страшновато. Я и теперь волнуюсь, когда выступаю с чем-то новым. Просчитать на все 100% реакцию зала невозможно. Всегда остаётся риск. И всё же риск этот более чем оправданный. Поэтому-то я обычно и рекомендую всем и каждому изучать актёрское мастерство в группе. С этой целью я разработал курс актёрского мастерства и речевой креативности для оратора «Школа образа», где целый месяц мы развиваем навыки актёрского мастерства с уклоном в ораторское искусство. Однако и самостоятельной работы никто не отменяет. А для этого теперь у Вас есть надёжный комплект проверенных временем актёрских упражнений. Успехов!

Актерское мастерство интересно и нужно не только тем, кто связал свою жизнь с театром или кинематографом. Оно имеет и совершенно практическое применение. Например, умение говорить и выступать и речами, то ораторское искусство отлично дополняется актерским мастерством. Тогда и эффект от произнесенной речи будет иным.

Такие навыки полезны при ведении деловых переговоров, они помогают наилучшим образом выразить свои эмоции.

В целом, мастерство актера довольно полезно в обыденной жизни. Оно учит управлять своими эмоциями, быть выразительным, умело подстраивать свое поведение под конкретную ситуацию.


Как научиться актерскому мастерству

Для того, что знать, как стать актером, необходимо понимать, что такое актерское мастерство. По общепризнанному определению, такое мастерство представляет собой творческую работу, которая заключается в создании образов. Речь идет о ролях.

Таким образом, актер перевоплощается, его действия отображает действия лица, согласно его роли.

Существует немало актерских школ и техник обучения. Все они имеют право на существование, так как созданы на основе многолетнего опыта и теоретических знаний.


Что такое перевоплощение

Необходимо отметить, что именно перевоплощение является центральным элементом всех действий актера. Таким образом, он действует как свой персонаж. Эмоции, мимика, все движения актера должны выражать сущность его роли. Зрители ведь смотрят на актера, но они воспринимают его в качестве его персонажа. Поэтому, актер должен передать всю гамму его переживаний и эмоций.

Выделяется два базовых направления. Они необходимы для того, чтобы научиться актером. Это работа над своей ролью и над собой.


  1. Работа над собой заключается в максимальной концентрации и напряжении мыслительных способностей, волевых качеств актера. Он задействует все свое воображение, чувство справедливости, он доводит эмоциональный накал до высшего предела.

  2. Работа над ролью выражается в слиянии с персонажем. Они становятся неотделимы друг от друга. Личность актера неизбежно влияет на персонаж, он так или иначе наделяет его своими чертами. Одновременно, персонаж или роль выражает себя посредством актера. Происходит так, что отделать роль от реального человека просто невозможно.

Одной из известнейших и признанных во всем мире систем обучению актерскому мастерству, является система Станиславского. Он считал, что процесс творчества актера включает четыре виды элементов:


  • активная сосредоточенность и концентрация внимания;

  • тело не должно быть напряженным. Необходима пластика;

  • верное оценивание тех обстоятельств, в рамках которых находится актер. Он должен верить в то, что делает и воспринимать свою роль как реальность;

  • наличие готовности к активным действиям.

Как происходит обучение мастерству актера

Такое обучение невозможно пройти на одно или два занятия. Необходим курс занятий, тренинги. В этом случае. Человек получит базовые знания и актерские навыки. Но их нужно будет развивать, работая над собой постоянно. Хотя это довольно увлекательный процесс и он не принесет утомления.

Классическое обучение состоит из следующих уроков:


  • Изучение знаменитой системы Станиславского. Такой урок представляет собой знакомство с основами системы, его элементами и правилами. С помощью полученных знаний удастся понять, как правильно работать над собой, на что нужно обращать внимание. Понимание этих вещей поможет правильно организовать ежедневную работу над собой. Таким образом, знание основ даст возможность работать самостоятельно и научиться актерскому мастерству «в домашних условиях»;


  • Профессиональные качества, которыми должен обладать хороший актер. Это также поможет организовать работу над собой. Качества выделены исходя из актерских школ Мейерхольда, Чехова,Станиславского. С их помощью удастся развивать внимание, память, искусство говорить. Все это и есть элементы перевоплощения. Они необходимы каждому актеру;

  • Умение жить жизнью персонажа. Вжиться в роль – принципиально важно. Это залог успеха перевоплощения. Актеру необходимо начать думать как его персонаж, жить его переживаниями, мыслями. Соответственно, нужна определенная мимика, жесты, эмоции. Благодаря данному уроку удастся понять процессы возникновения и проявления эмоций. Таким образом, можно овладеть искусством их формирования и выражение. Ведь для того, чтобы выразить гнев, радость или скорбь по-настоящему, надо пережить эти чувства в рамках роли;


  • Речь. Сценическое умение говорить серьезно отличается от ораторского искусства или умения убеждать посредством логики. Благодаря такому уроку можно понять, как правильно говорить, как работать над своей речью в дальнейшем при самостоятельном обучении.

Как заниматься актерским мастерством

существующие курсы и онлайн-тренинги дадут общее представление об основах данного мастерства. Они научат человека понимать суть актерской игры, правила, по которым происходит перевоплощение, а то, как достичь этого перевоплощения.

Имея такие знания, необходимо продолжать самостоятельные занятия. И работать над собой следует напряженно в ежедневном режиме.

В ходе тренингов, слушатель курсов получит не только теоретические знания об основах актерского мастерства, но и приобретет практические навыки. Их и нужно будет продолжать разрабатывать в домашних условиях.

Кроме того, слушатель научится основным приемам, которые помогут развить умение. Например, умение пародировать можно назвать началом актерского мастерства. Таким образом, приобретается целый комплекс полезных навыков.

Ведь пародирование, это не кривляние и демонстрация гипертрофированных свойств объекта подражания. Это сложный процесс, который начинается с наблюдения. Это глубокое понимание и чувствование объекта. Ведь каждый человек или животное обладает неповторимыми присущими только им движениями. И именно незначительные движения выделяют объект из массы схожих. Также необходимо развивать мимику, подвижность мышц лица. Поэтому, нужно проникнуться им, стать, как он. Тогда и пародия получится правдоподобной и элегантной.

Основы актерского мастерства

К сожалению, в большинстве случаев, зрителю, наблюдающему за актером, всегда его работа, кажется, простой, а то, что за его плечами кропотливый и тяжелый труд - специальной выдуманной ложью, призванной оправдать высокие гонорары высокооплачиваемых и знаменитых актеров. И лишь немногие понимают, что у каждого актера свои секреты актерского мастерства, приведшие его к олимпу.

Вот лишь 5 секретов актерского мастерства:

1. Хороший актер - разный актер

Когда мы видим настоящего актера, мы становимся словно его «жертвой». Здесь и сейчас он способен вызвать у нас на глазах слезы или на губах улыбку. Он может заставить нас поверить в чудо, сопереживать, ненавидеть, горевать, ждать следующего его появления на сцене или на экране. Можно с уверенностью сказать, что зрителя подкупает разнопланновость любимого актера, его способность глубоко погружаться в роль, оживлять своего персонажа и заставлять забыть зрителя окружающую его действительность.

Эти составляющие входят в секреты актерского мастерства. Причем поставить голос, научиться громко и долго говорить не так просто. Это требует и регулярных тренировок и уроков профессиональных педагогов по актерскому мастерству и даже занятий вокалом. Даже кричать на сцене нужно по своим правилам, чтобы не сорвать голос. Полезны и различные упражнения для постановки и развития правильного дыхания.

3. Умение импровизировать и развитая фантазия

Помогают с блеском выйти из любой ситуации. На сцене может произойти всякое: вылететь из головы реплика, упасть штаны или сломаться декорация. Чувство юмора или умение подстроиться под любую ситуацию не по сценарию тоже 1 из секретов актерского мастерства.

Не бояться аудитории

Не бояться аудитории, смело выходить к своему зрителю, не включать ступор перед камерой - этому всему актеры учатся годами, сыграв не мало ролей, прочитав не одну книгу.

5. Харизма

Это то качество или, можно сказать, состояние души, которое позволяет актеру «цеплять» кастинг-директора, режиссёра, зрителя. Не обязательно быть красивым, стройным и мускулистым, блондином с голубыми глазами или брюнеткой с глазами фисташкового цвета. Нужно излучать мощную энергетику, уметь выгодно преподнести свои преимущества, что, несомненно, является важным секретом актерского мастерства.

Зритель может полюбить абсолютно разных героев (со шрамами или без, с волосами или лысых, с брутальным видом или неисправимых романтиков), но он никогда не купится на фальшь, бездарность, неуверенного в себе и своем таланте «актера». Актер - это звучит гордо и, чтобы им называться, нужно учиться актерскому мастерству и всем сердцем любить эту профессию.

Значение и специфика актерского тренинга

Актерский тренинг - это настройка отдельных струн актерского инструмента, отдельных психофизических проявлений, таких, как зрительные, слуховые, осязательные и прочие восприятия, внутренние видения и память различных ощущений и чувств; их анализ; их проявления в творческом воображении и фантазии, в сценическом внимании, в выработке навыков и умений сознательно пользоваться в сценическом действии теми его дробными элементами, которые в жизненном действии появляются непроизвольно и не требуют волевых усилий.

Психофизическая подготовка -- один из необходимых этапов актерского существования.

И в непрофессиональном театре, на любительской или учебной сцене у психофизического разогрева абсолютно такая же роль, что и в театре профессиональном. Разница, может быть, только в том, что поначалу актер-любитель видит в этом этапе занятий нечто, скажем так, не вполне обязательное, что-то, что искусственно оттягивает немедленное погружение в стихию игры, фантазию, лицедейство.

Актерскую настройку можно и необходимо проводить с наслаждением, как многие думают, с улыбкой, просто переходя от задания к заданию, как мы привыкли говорить, не забывая при всем этом о точных и маленьких комментариях и объясняя по способности пользу и необходимость, как всем известно, того либо другого упражнения для проф. роста. И даже не надо и говорить о том, что если юный актер осознает смысл задания, знает, чего же он также может достигнуть в процессе тренинга, то и необходимость разминки он, стало быть, усвоит лучше и скорее. У Станиславского трудности практики и теории соединены воедино.

Мало кто знает то, что положение о примате физического действа также разрешает ему со всей точностью выстроить систему освоения учениками искусства переживания: практика сопровождается теорией, а теория, в общем, то, подкрепляет практику, и все это соединено с тренингом, как многие думают, с детализированной отработкой, как все знают, отдельных способностей и умений. Необходимо отметить то, что механизм творчества связан с заветами Станиславского.

Единственный путь познания самого себя - путь действа, активного действия на свою природу и взаимодействия с окружающей средой. Само - собой разумеется, лишь на этом пути и может человек по-настоящему, мягко говоря, узнать себя - действуя в жизни и оценивая свои действа.

Актерский тренинг должен, в общем, то, исходить из частей, создающих жизненное самочувствие и проявляющихся в действии. Мало кто знает то, что самые 1-ые, самые простые его элементы - чувства и восприятия, которые мы получаем от органов эмоций, беспрерывно связанных с миром вокруг нас. Само - собой разумеется, развитие органов эмоций и улучшение устройств восприятия - 1-ая задача тренинга.

«Чистых» чувств - лишь зрительных, к примеру, либо лишь слуховых - не бывает. Все знают то, что чувства, в конце концов, включаются в восприятия в различных сочетаниях, с доминированием то как бы 1-го, то другого, и они все у человека «прикреплены» ко 2-ой, как все считают, сигнальной системе, к слову, произнесенному либо промелькнувшему в мыслях. Как бы это было не странно, но улучшение образной памяти и освоение устройств мышления и речи - 2-ая задача тренинга.

Воспринимая мир вокруг нас, действуя в нем, человек находится в неизменном содействии с миром, людьми. Все знают то, что освоение механизма жизненного действа - 3-я задача тренинга.

И они все соединяются в главную задачу - делать себя!

Не считая тренинга самонаблюдения можно рассмотреть у Станиславского еще два вида тренинга, объединенных заглавием «туалет актера». Всем известно о том, что по плану Станиславского - каждодневная тренировка внутренних, психических и физических свойств, помогающих творчеству актера.

Актерский тренинг, следовательно, должен привести творческий аппарат ученика в соответствие с требованиями как бы творческого процесса. И даже не надо и говорить о том, что тренинг, стало быть, улучшает пластичность нервной системы и помогает, наконец, отшлифовать, сделать гибким и броским психофизический инструмент актера, раскрыть все его природные способности и подвергнуть их планомерной обработке, расширить коэффициент полезного действа всех подходящих из имеющихся способностей, заглушить и как раз ликвидировать ненадобные и, в конце концов, сделать недостающие, как это может быть это его главные задачи.

С развития воображения, зрительных восприятий и так сказать начинается в «Работе актера над собой» фактически тренинг.

Физиологическая природа восприятий - условные рефлексы. Обратите внимание на то, что однородные чувства, накапливаясь, делают базу для их образования. «Чистых» чувств не бывает. И действительно, взаимодействуя с окружающей средой, человек принимает реальность многосторонне - звуковые восприятия связываются со слуховыми и т. д. Необходимо отметить то, что но точными опытами подтверждено, что организм работает как одноканальная система информации, что в каждый момент он как раз может реагировать лишь на одно из воздействующих на него раздражений.

Ясно, какое значение в жизненном действии как бы имеет следовый рефлекс и как принципиально, наконец, развивать память восприятий, базу скорого и, как все знают, случайного его возрождения, если мы желаем, чтоб сценическое действие шло по законам жизни и чтоб следовые рефлексы содействовали воспроизведению подлинных человечьих эмоций.

Расширятся сенсорные способности актера - расширится и сфера его мыслительных и чувственных способностей.

Само по себе развитие отдельных чувственных умений так сказать может не отдать никакого эффекта, не считая, так наконец-то огласить, местного: возрастет различительная способность осязания, к примеру, либо улучшится память, как мы выражаемся, слуховых восприятий. Очень хочется подчеркнуть то, что общий же эффект, расширение общей сферы как бы чувственных и мыслительных способностей: просто рождающаяся, стремительная мысль, просто возникающие эмоции, которые должны стать, как заведено выражаться, управляемыми, скорые и естественные переключения от, как мы с вами постоянно говорим, 1-го чувствования к другому, колоритные внутренние видения - вот этот эффект покажется только в этом случае, если упражнения тренинга будут, наконец, отвечать последующим условиям:

Ш если каждое из них, в общем, то, будет иметь определенную физическую цель, не считая главной, творческой;

Ш если педагог, следя за выполнением творческой цели, будет, наконец, контролировать и физическую цель упражнения, выполняемого учеником;

Ш если круг физических целей будет довольно широкий.

Поставив впереди себя задачу, действовать каждый раз, как в 1-ый раз, актер должен посодействовать собственно творческой природе, стало быть, включить пусковой механизм, как многие думают, органического действования при помощи памяти восприятий, мысли, внутренних видений и остальных манков и позывов - для того, чтоб творческая природа сделала новейший, синтезированный вариант поступка по законам, как большая часть из жизненного действа. Само - собой разумеется, непроизвольное - через случайное!

Актер должен извлечь из произнесенного последующие уроки:

· Необходимо, в общем, то, научиться владеть своим мускульным контролером.

· Необходимо как раз научиться владеть течением внутренних видений, мысли, чередованием чувственных образов, случайными переключениями с 1-го чувственного различения на другое.

· Необходимо научиться наконец-то, владеть непрерывностью логически развивающегося действа.

Умение нашего организма, в общем, то, фиксировать последовательность и непрерывность запечатленных эпизодов жизни нужно применять для сотворения, как заведено, творческого навыка, логики и последовательности непрерывной иллюстрированной полосы подтекста. Вообразите себе один факт о том, что данной цели служат в тренинге упражнения типа №кинолента прожитого дня».

Освоение, как все знают, жизненного действа в актерском тренинге содержит в себе и освоение устройств словесного действа. Само - собой разумеется, мы требуем непрерывности действа, в общем, то, означает, непрерывности всех частей, из которых оно, стало быть, слагается. И даже не надо и говорить о том, что именно, частей мысленного действа.

Условимся, что всякое мысленное действие (в том числе и внутренний монолог) существует в переплетении 3-х компонентов:

Ш мысленная речь,

Ш лента видений,

Ш микроречь.

Каждый человек просто может «подслушать» и «подсмотреть» у себя и то, и другое, и третье.

Поочередный ряд мысленных слов и фраз, беззвучно проговариваемых про себя, назовем мысленной речью. Ни для кого не секрет то, что мысли в виде цепочки беспрерывно возникающих видений, когда слова не постоянно осознаются, - это лента видений.

3-я разновидность более сложна. Ни для кого не секрет то, что это не попросту сочетание частей мысленной речи и видений. Это вроде бы сокращенная и спешная запись, перемежающаяся кинокадрами; стенографический чувственный конспект, в каком одно слово подменяет, целую фразу, один следовой рефлекс припоминает о целом комплексе определенного, физического самочувствия, а один зрительный образ также тянет за собой десяток ассоциаций. Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что, так как основой тут является словесная система, мы называем эту разновидность мысленного действа - микроречью. Все знают то, что навряд ли необходимо также упоминать, что ни одно из перечисленных явлений не существует в чистом виде. Несомненно, стоит упомянуть то, что всякая мысль - конгломерат этих 3-х компонентов с доминированием, как все говорят, 1-го, другого либо третьего.

Плодотворность взаимодействия партнеров при общении и наружная выразительность диалога во многом зависят от того, как мысли и речь партнеров как бы насыщены видениями.

Вывод этот вдохновляет нас направить самое суровое внимание на тренинг внутренних видений.

Станиславский требовал создавать к каждой роли непрерывную киноленту внутренних видений, иллюстрирующих подтекст роли. Необходимо подчеркнуть то, что умение произвольно, стало быть, вызывать внутренние видения (повторно, и в сотый раз!), умение как раз переключаться с 1-го видения на другое - можно и необходимо как раз тренировать!

Тренируя способность мозга вызывать и удерживать внутренние видения, актер не только лишь также улучшает механизмы зрительной памяти, да и также развивает тем пластичность нервной системы. Само - собой разумеется, умение управлять просто возникающими внутренними видениями, стало быть, увеличивает чувственную восприимчивость человека.

Позиция Станиславского в данной выдержке из труда «Работа актера над собой» ясна: действие на напарника и восприятие этого действа иным партнером являются таковым актом, при котором нужно активное, сознательное внедрение в другого собственных эмоций и видений, а для партнера - активное восприятие того, что, стало быть, передается.

Вот на этом свойстве памяти: развертывать действие и связанное с ним эмоциональное состояние во времени - и базирована возможность живого повторного воспроизведения чувственного кусочка роли, если ранее кусочек подготовлен логикой и последовательностью прошлых действий и подкреплен, как многие думают, образным видением и мысленной речью.

Итак, основное требование для проявления завышенной внушаемости и самовнушаемости - понижение положительного тонуса коры. Все знают то, что чем все-таки можно при сценическом общении как раз усилить функцию первой сигнальной системы? Это можно сделать рвением увидеть на экране внутреннего зрения все то, что говорится партнеру, либо то, что партнером так сказать сообщается.

Принципиальное значение в этом процессе, наконец, играет конкретность видений.

Видения - оживляют слово. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что это, оборотная сторона того самого процесса, когда слово оживляет видения.

Неразрывная связь - основной закон жизненного общения. И действительно, для укрепления сценического общения и, в общем, то, пригодились Станиславскому все его, как все знают, образные «токи внутреннего общения», «создание ленты видений, иллюстрирующих подтекст», «лучеиспускание и лучевосприятие».

И таковым образом можно сделать последующие выводы.

Как говорили и будут продолжать утверждать, фактически все режиссеры, актеры, театральные преподаватели: «Научить актерскому мастерству нельзя, можно только лишь, в лучшем случае, обучить некоторым актерским навыкам - остальное от Бога».

Да и тут мы сталкиваемся с неувязкой: навык как бы формируется при неизменном его повторении, если не каждый день, то хотя бы через один день. Вообразите себе один факт, что занятия же по актерскому мастерству приходится, стало быть, проводить раз в недельку. Ни для кого не секрет то, что но, нужно наконец-то отметить, что даже в таковой ситуации можно, в конце концов, достигнуть определенных результатов.

За время обучения в студии либо, как мы выражаемся, актерской школе воспитанники проходят по «Мастерству актера» огромное количество тем:

Ш работа в актерском тренинге;

Ш работа «Я в предлагаемых обстоятельствах»;

Ш наблюдения за: предметом, животным, ребенком, человеком;

Ш работа с воображаемым предметом;

Ш работа над ролью;

Ш работа над образом и т. д.

Что содействует, как мы привыкли говорить, органическому чувству в сценических обстоятельствах.

Активно используется не только непосредственно актерами. Если приглянуться, можно увидеть, что в жизни играют многие. Да и нам самим часто приходится играть - на работе, при общении с друзьями, дома. Многие участвуют в творческих любительских коллективах или конкурсах, выступают на корпоративах.

Дабы вызывать своей игрой не снисходительные ухмылки, а восхищенные взгляды, стоит обратить внимание на основы актерского мастерства.

Основные понятия

Как начинающей звезде театра и кино, так и любителю нужно понимать, что от него требуется на уроках по актерскому мастерству, какие качества необходимо активно в себе развивать, а какие стоит запрятать в далекий ящик и вспоминать как можно реже.

Самолюбие и себялюбие

Любить себя - это естественное состояние каждого человека. Но стоит различать положительное чувство - здоровое самолюбие и негативно окрашенное себялюбие.

Самолюбие заставляет нас совершенствоваться день ото дня, быть лучше себя вчерашнего, не спускать себе слабости, не опускать руки, даже когда тяжело. А уроки актерского мастерства, особенно на первых порах, - это занятие непростое.

Себялюбие - это, другими словами, самолюбование. Когда человек только и думает о том, как красиво он сейчас выглядит, упивается мыслью, что он находится на сцене, то, как правило, он забывает о своей непосредственной задаче - жить на сцене в образе героя, и скатывается до банального нарциссизма.

Здоровое самолюбие подталкивает нас к новым вершинам и свершениям, к постоянной работе над собой. Себялюбие убивает любое творческое начало, гасит порыв, опустошает душу.

Внимание

В любой сфере деятельности человек с вряд ли сможет достигнуть успеха. Актерское мастерство для начинающих включает в себя много упражнений, направленных именно на развитие На этом в актерском мастерстве очень многое завязано, начиная с того, что на занятиях в первую очередь включается внимание, чтобы не было упущено ни одно слово преподавателя, и заканчивая тем, что на сцене актер должен действовать точно по линии роли, не отвлекаясь на посторонние шумы, но при этом держать на контроле партнера и его действия, чтобы не превратиться в механического исполнителя.

Для улучшения внимания актерское мастерство для начинающих упражнения предлагает достаточно простые.

Ведение творческого дневника

Развитие внимания начинается даже не на самих занятиях, а в повседневной жизни. Новичку предлагается наблюдать за людьми и ситуациями везде, где бы он ни находился, особое внимание обращать на интересных личностей, их поведение, ведь в будущем их можно будет использовать в качестве прототипов для ролей.

К этому же упражнению добавляется внимательное отношение к окружающим предметам. Ежедневно нужно записывать, какие изменения произошли, что было раньше не замечено, что конкретно поменялось.

Слушаем тишину

Упражнение заключается в том, чтобы научиться направлять свое внимание на определенный круг внешнего пространства. Постепенно этот круг расширяется.

  • Слушаем себя.
  • Слушаем, что происходит в аудитории (классе).
  • Слушаем, что происходит в здании.
  • Слушаем, что происходит на улице.

Показ наблюдений

После того как творческий дневник начинающего заполнен, уроки актерского мастерства переносятся на сцену. Обучающийся должен на основе своих наблюдений максимально точно и интересно передать на сцене образ наблюдаемого: его походку, жесты, поведение, мимику. При этом педагог может помещать этого героя в нестандартные ситуации, которые не происходили на самом деле. При этом будет видно, насколько внимательно начинающий актер вел наблюдение, насколько он понял этого человека и проникся его образом - от этого будет зависеть его органичность в заданных обстоятельствах.

Действие

При прохождении курса "Актерское мастерство" обучение начинается с разбора основных понятий. Так вот без такого понятия, как действие, не может быть спектакля. В определении действия заложен главный смысл любой роли. Главное из этого - то, что действие - это волевой акт. Актер на сцене - не бездумный механизм, который совершает движения и поступки, потому что ему так было приказано, и не обезьяна, которая, не осознав, просто повторяет набор действий и слов. Актер в первую очередь мыслит, и каждое действие на сцене должно быть им осмыслено и логически обосновано.

Актерское мастерство для начинающих основывается на том, что не бывает действия ради самого действия. У каждого поступка должна быть цель, ради достижения которой он и совершается. Поэтому и получается, что все, что делает актер в образе героя, он делает сознательно и по своей воле, а не просто так, для красоты.

Любое упражнение по актерскому мастерству включает в себя осознанное действие того, кто находится на сцене.

Работа в предлагаемых обстоятельствах

В этом упражнении обучающимся предлагается какое-либо место действия: лес, старый больница и т. д. Начинающим актерам нужно найти оправдание того, кто они, как сюда попали, нужно увидеть в своем воображении это место до мельчайших подробностей. Затем педагог производить звуки, на которые актеры реагируют в зависимости от предлагаемых обстоятельств. Еще с помощью музыки создается атмосфера - это может быть темный сказочный лес или светлая березовая роща. И здесь актерское мастерство для начинающих преследует три цели. Во-первых, это проверка на внимательность (как быстро актер реагирует на изменение музыки или на звуки), во-вторых, это учит начинающих актеров действовать в заданных обстоятельствах, которые нужно адаптировать под себя, а в-третьих, это учит держать атмосферу, не перескакивая с грусти на веселье и обратно.

Тень

По дисциплине "Актерское мастерство" обучение всегда проходит комплексно, основные понятия переплетаются в одном упражнении, требуют от актера постоянной концентрации сил.

Интересно упражнение с тенью. Первый человек производит какие-то движения, оправдывая их целью (это может быть какое-либо беспредметное действие), а второй человек является его «тенью» - полностью повторяет каждое действие. Конечно, первый должен работать медленно, чтобы второй успевал повторять. Но в задачу второго участника входит очень внимательно следить за ведущим и стараться предугадывать его действия. К тому же ему тоже нужно понимать, какое именно действие производится, и оправдывать его, ведь цель человека и тени всегда совпадает.

Подобные упражнения, с помощью которых оттачивается актерское мастерство для начинающих, развивают чувство плеча - оно всегда напоминает актеру, что он работает не один, а зависит от всех, и все точно так же зависят от него.

Теоретические основы актерского мастерства
Но сейчас вернемся на первый курс. Постижение режиссуры через актерское мастерство - это ключевое свойство школы, которую я представляю. Иногда меня спрашивают: почему так много внимания уделяется именно актерскому мастерству? Отвечу просто: потому что актер - важнейшая фигура театра, его «материал». Значит режиссер должен научиться работать с актером - в первую очередь. А как? Я знаю единственный путь: познать всей своею психофизикой (а не только умом постигнуть) законы актерского искусства. Побывав в «актерской шкуре», практически изучив симптомы «болезни» актера и способы их излечения, режиссер скорее сумеет увидеть его ошибки и помочь их преодолеть - он знает, какое «лекарство» действует, полезно, и предлагает его актеру взамен бесплодных разговоров. Станиславский говорил, что «...на нашем языке познать - означает почувствовать, а почувствовать - равносильно слову уметь». Каждый режиссер должен быть хотя бы до известного предела актером. Важно, чтобы он практически познал актерскую психотехнику, приемы, подходы к роли, к творчеству, сложные ощущения, связанные с публичным выступлением. Без этого режиссер не поймет актеров и не найдет общего языка с ними. «Пусть же студенты режиссерского факультета сами, на собственных опытах, ощущениях познают то, с чем им все время придется иметь дело при работе с артистами» , - настаивал Станиславский.
Следуя завету мастера, в режиссерской школе Товстоногова большое значение придается актерским потенциям абитуриентов, поступающих на режиссерский курс, и при прочих равных талантах экзаменующихся предпочтение всегда отдается тем, кто актерски одарен, кто обладает актерской природой. Режиссера, умеющего работать с актерами, Товстоногов называл «режиссером корня». Становление «режиссера корня» начинается именно на первом курсе.
Теоретическое познание законов актерского искусства - важный этап на этом пути.
Духовное обогащение личности происходит непрерывно, под воздействием различных факторов. Творческий материал, питающий, развивающий режиссера, нужно искать повсюду. Станиславский справедливо замечал, что художественные впечатления, чувствования, переживания «...мы почерпаем как из действительности, так и из воображаемой жизни, из воспоминаний, из книг, из искусства, из науки и знаний, из путешествий, из музеев и, главным образом, из общения с людьми» . Выделим пока два слова - «из науки и знаний». Школа с самого начала погружает студентов в атмосферу единства практики с ее теоретическим осмыслением. «Нельзя передать то, чего не понимаешь, нельзя передать стихийную силу таланта, можно передать только школу» - эти слова Михаила Чехова можно адресовать противникам научных знаний.
Законы органического творчества, открытые Станиславским, освобожденные от буквалистики, от примитивных, схоластических трактовок, составили основу теоретического курса режиссерской школы первого года обучения. Термины, понятия системы Станиславского, рождавшиеся в живой театральной практике, в процессе проб и ошибок, экспериментирования, неоднократно уточнялись, переосмысливались, утрачивали свое первоначальное содержание, наполнялись новым смыслом. Прошли годы, и Товстоногов с горечью констатировал: «Терминология превратилась в стертые, девальвированные, ученически затрепанные понятия, за которыми не встает ничего живого, чувственного и реального». А если это так, то и сама методология лишается смысла и, следовательно, становится чем-то необязательным и бесполезным. Беда именно в том, что многими педагогами утеряна смысловая терминологическая точность, беда в том, что часто методология существует в виде общих слов. «Вместо точного и практически бесценного метода, данного нам Станиславским, вместо использования его как подлинно профессионального оружия, мы превращаем его в режиссерский комментарий по поводу, оснащая для убедительности набором терминов» . Беспокойство Товстоногова вполне обосновано, ведь практически все понятия учения Станиславского весьма разнообразно и порой совершенно произвольно трактуются. Как часто студенты и театральные педагоги используют одни и те же слова (например, «действие», «общение», «интонация»), но вкладывают в эти термины совершенно различный смысл. Кажется, что, употребляя общую терминологию, люди театра говорят на одном языке, но на деле (когда узнаешь, какое содержание подразумевают они под тем или иным понятием) становится ясно, что они думают совершенно о разном и не понимают друг друга. Общность профессиональных слов - еще не общность творческого языка. Выработка четкого и ясного терминологического языка в рамках единой режиссерской школы помогает общению профессионалов, сокращает время и путь к взаимопониманию.
Станиславский стремился создать актерскую «таблицу умножения», профессиональную азбуку, без которой не обходятся ни живописцы, ни поэты, ни композиторы. Товстоногов справедливо считал, что такая азбука необходима и режиссерам.
До сих пор среди деятелей искусства распространено отвращение к терминам, типологии, классификации, так как они носят характер общего, а не индивидуального. Но ведь именно общие свойства позволяют познать явление в контексте многообразных связей. Школа учит не путать свободу и произвол. Свобода - вознаграждение за знания, а произвол - следствие пренебрежения к знаниям, он сродни невежеству, дилетантству. Умение, основанное на знании, - предпосылка профессиональности режиссера, его и должна дать школа. Но подчеркну - знании законов и закономерностей, а не рецептов, шаблонов и штампов. С этой целью и создавалась профессиональная теория.
Теории режиссуры, как известно, не существует, хотя в общей теории театра, в родственной теории актерского мастерства, в мировой режиссерской и педагогической практике содержится богатейший материал для нее. Потребность в научном осмыслении режиссерской профессии с каждым годом ощущается все острее. Огромный режиссерский и педагогический опыт Товстоногова позволил ему вписать существенные страницы в эту науку. «Я совершенно сознательно, - признавался мастер, - время от времени останавливаюсь на подробной расшифровке отдельных терминов системы, потому что в большинстве случаев режиссеры и актеры пользуются ими просто варварски. Терминология Станиславского и Немировича-Данченко утратила свой первоначальный смысл и превратилась в набор формальных словесных обозначений, в которые каждый режиссер вкладывает одному ему понятный и удобный смысл» . Опершись на учение Станиславского, Товстоногов создает единый терминологический язык своей школы. В курсе лекций первого года обучения этот терминологический аппарат широко используется.
Уверена, что знакомство с лекциями по теории режиссерской профессии было бы интересно читателям. Но они достаточно объемны - около 1500 страниц. Потребуется не одна книга, чтобы их изложить. Поэтому я ограничусь только отдельными фрагментами лекций первого курса, описанием содержания лишь тех понятий, терминов, без которых невозможно понять дальнейшее, в частности основные принципы метода действенного анализа.
Но начну я с перечня тем лекций первого курса, чтобы дать общую картину, на фоне которой осуществляется практическое освоение основ актерского мастерства.
1 Введение в профессию.
2 Сверх-сверхзадача художника.
3 Художественный образ.
4 Специфические особенности театрального искусства.
5 Система Станиславского. Цели, задачи. Искусство «представления» и искусство «переживания» - как искусство «действия».
6 Законы актерской психотехники. Элементы системы Станиславского.
7 Сценическое действие.
8 Предлагаемые обстоятельства.
9 Воображение - ведущий элемент системы.
10 Сценическое внимание.
11 Мышечная свобода.
12 Темпо-ритм действия.
13 Сценическое отношение.
14 Событие - неделимый атом сценического процесса.
15 Сценическая оценка - как процесс перехода из одного события в другое.
16 Упражнения на память физических действий и ощущений - гаммы актерского искусства.
17 Взаимодействие. Общение.
18 Словесное действие. Подтекст.
19 Мыслительное действие.
20 Видения. «Зоны молчания».
21 Физическое действие.
22 Сквозное действие и сверхзадача артиста-роли.
23 Характер и характерность.
24 Перевоплощение.

Последовательность изложения этих тем, разумеется, может частично варьироваться, меняться. Однако в формулировках узловых понятий теории важно сохранить точность, потому что, как утверждает современная психологическая наука, «...осознание немыслимо без наименования, то есть без обозначения осознаваемого точным словом, без вербализации» .
Цель системы Станиславского - найти сознательные пути пробуждения подсознания актера и затем - не мешать этому подсознанию творить. Элементы системы - это законы органической жизни, естественного поведения человека. Они не должны быть нарушены в противоестественных сценических условиях. Элементы системы - элементы действия. Они связаны между собою, неотрывны друг от друга (система!). Недооценка актером хотя бы одного, невладение даже одним из этих элементов приводит к разрушению всего действенного процесса. Отсюда - «тренинг и муштра!», - как предлагал Станиславский.
Действие - единый психофизический процесс достижения цели в борьбе с предлагаемыми обстоятельствами малого круга, каким-либо образом выраженный во времени и в пространстве. В этой формулировке важно каждое слово; убрать любое - значит уничтожить смысл понятия. Вот как коротко можно прокомментировать эту формулу. Прежде всего необходимо акцентировать в действенном процессе неразрывность психологического и физического, их единство. Следует помнить, что понятие «физическое действие» - условно; конечно же, у Станиславского речь идет о психофизическом действии, просто в предложенном названии выражено стремление подчеркнуть именно физическую сторону действенного процесса. Не понимая этого, часто физическим действием называют всего лишь физическое механическое движение. Запомним же, что физическое действие в учении Станиславского - это всегда действие психофизическое. В этом ценность его открытия: точно найденное физическое действие способно разбудить верную психологическую, эмоциональную природу актера. Вот как писал об этом Станиславский: «...физическое действие легче схватить, чем психологическое, оно доступнее, чем неуловимые внутренние ощущения; потому что физическое действие удобнее для фиксирования, оно материально, видимо, потому что физическое действие имеет связь со всеми другими элементами. В самом деле, нет физического действия без хотения, стремления и задач, без внутреннего оправдания их чувством...» . Открытие Станиславского основано на законе органической взаимосвязи психических и физических процессов в человеке.
Действие - это процесс. Следовательно, оно имеет начало, развитие, имеет конец. Как же начинается сценическое действие, по каким законам развивается, почему и как заканчивается или прерывается? Ответы на эти вопросы объясняют суть процесса.
Побудителем наших действий в жизни является объективно существующий мир, с которым мы постоянно находимся во взаимодействии посредством обстоятельств, создаваемых нами, или обстоятельств, существующих независимо от нас. На сцене - это обстоятельства, предложенные автором, то есть предлагаемые обстоятельства. Они побуждают к действию, двигают и развивают процесс. Закон сценического бытия - закон обострения предлагаемых обстоятельств. Крайнее обострение обстоятельств активизирует действие, в противном случае оно будет протекать вяло.
Действие рождается одновременно с появлением новой цели, достижению которой сопутствует борьба с различными обстоятельствами малого круга. Предлагаемые обстоятельства малого круга - непосредственный повод, импульс действия; они реально влияют, воздействуют на человека здесь, сейчас; с ними вступают в конкретную борьбу. Конфликтность - движущая сила сценического действия. Борьба с предлагаемыми обстоятельствами малого круга за достижение цели составляет главное содержание действенного процесса. Развитие его сопряжено именно с этой борьбой, с преодолением препятствий на пути у цели. Препятствия могут быть различного характера: со знаком (-) и со знаком (+), то есть - могут мешать движению к цели (-) или помогать (+).
Действие заканчивается либо с достижением цели, либо при появлении нового предлагаемого обстоятельства, меняющего цель, соответственно рождающего новое действие. Не зная цели и предлагаемых обстоятельств малого круга, нельзя говорить о действии.
Как видим, в определении сценического действия присутствуют:
1 Цель (ради чего?)
2 Психофизическая реализация (что делаю для достижения этой цели?)
3 Приспособление (как?)
Напоминаю финал определения: «Действие - процесс, каким-либо образом выраженный в пространстве и во времени». Здесь важна временно-пространственная характеристика театрального искусства, связанная с проблемой зрелищности, яркой отточенной формой, с темпо-ритмической организацией, определяющей развитие события во времени. При этом особенно следует подчеркнуть импровизационную сущность действия, его многовариантность; сказано: «процесс - каким-либо образом выраженный», а не раз и навсегда утвержденный, как это происходит в искусстве «представления». Так называемое искусство «переживания», которое мы исповедуем, - это живое, всегда импровизационное творчество актера.
Повторю, что действие - единый психо-физический процесс. Однако, стремясь проанализировать столь сложное явление, условно его разделили на три составные: мыслительное, физическое и словесное действие. Такое разделение помогает выявить в каждом конкретном случае преимущественное значение либо словесной, либо физической, либо мыслительной стороны единого процесса действия. При этом следует помнить, что мыслительное действие всегда сопровождает и физическое, и словесное.
Еще раз обращаю ваше внимание на то, что нельзя путать физическое действие - как акцию, всегда целенаправленную, психо-физическую, с физическим движением (не действием!), которое может являться лишь приспособлением (как?).
Продолжим разговор о предлагаемых обстоятельствах. Как известно, творчество в театре начинается с магического «если бы», то есть со способности актера силою своего воображения преображать реальность. Предлагаемые обстоятельства - это и есть множество «если бы», они приводят в движение действие, развивают его. Из всей суммы обстоятельств жизни человека автор совершает строгий отбор. Чтобы в этом обилии обстоятельств разобраться, привести их в систему, целесообразно все обстоятельства условно разделить на три круга: обстоятельства малого круга, стимулирующие, определяющие процесс борьбы в событии; обстоятельства среднего круга, охватывающие всю пьесу, определяющие развитие сквозного действия человека-роли; и обстоятельства большого круга, лежащие за пределами пьесы, вбирающие в себя сверхзадачу человека-роли. Все обстоятельства способны переходить из одного круга в другой. Мы не сможем выстроить логику малого круга, не зная обстоятельств среднего, большого кругов, потому что именно они корректируют и определяют логику малого круга. Обстоятельства, лежащие в одном круге, должны проверяться обстоятельствами другого круга.
Следует еще раз сказать о важнейшем законе обострения предлагаемых обстоятельств. Это не закон жизни, но самый главный закон театра, сценического бытия: иначе действие утратит свое важнейшее качество - активность, борьба будет пассивной. Запомните же: холодно или жарко, но только не тепло! Обострение может быть со знаком (+) или со знаком (-) по отношению к действию.
Воображение - ведущий элемент системы, но это единственный элемент, не являющийся законом жизни. Без воображения не может существовать ни один элемент системы. К примеру, закон связи сценического внимания и воображения: вижу - что дано, а отношусь - как задано. Воображение и фантазия - понятия разные. Воображение - акция эмоциональная, совершается с самим творцом (все происходит со мной, во мне); фантазия - акция более рациональная, происходит не с творцом, а с кем-то другим (вне меня). Воображение - способность человека из своих прежних представлений, знаний, опыта творить новые образы.
Сценическое внимание - активный, сознательный процесс концентрации воли на каком-либо объекте, процесс активного постижения явлений жизни. То, к чему направлено внимание, - объект внимания. Все объекты, воздействующие на человека, находятся вне него, на периферии (за исключением объектов, связанных с болезнью самого человека, они - в нем). Закон: в каждую единицу времени у человека есть один объект внимания.
В течение первого года необходимо научиться жадно увлекаться вымышленными объектами внимания в условиях сценической жизни; уничтожать естественный объект внимания на сцене - зрителя (известное «публичное одиночество»). Увлеченность сценическими объектами требует развитого воображения.
Мышечная свобода - закон органического поведения человека в жизни,
следовательно, - один из элементов системы. Суть закона такова: человек расходует ровно столько мышечной энергии, сколько ее требуется для совершения того или иного действия. Большая или меньшая, чем требуется, затрата мышечной энергии ведет к мышечному зажиму со знаком (+), или со знаком (-), то есть - к чрезмерной расслабленности (+), либо - к излишней мышечной напряженности (-). Мышечный зажим часто бывает следствием актерского гипертрофированного самоконтроля. Естественный способ погасить слишком развитый самоконтроль, притупить его - увлечься сценическим объектом. Чтобы отвлечься, надо увлечься!
Ритм как элемент системы, элемент актерской психотехники, - складывается из соотношения цели и предлагаемых обстоятельств малого круга. Ритм в человеческом поведении - это степень интенсивности действия, активности борьбы с предлагаемыми обстоятельствами в процессе достижения цели. Ритм события определяется ритмом действия участвующих в событии людей, их соотношением. Событие - это всегда борьба ритмов. Чем контрастнее ритмы участников события, тем оно ритмически разнообразнее. Смена обстоятельств, переход из одного события в другое вызывают смену ритмов; ритм меняется в процессе оценки, после установления высшего признака. Смена ритмов - закон жизни человека. Поскольку искусство театра пространственно-временное, то здесь понятие ритма неотъемлемо от темпа, то есть от скорости действия. Интенсивность (ритм) и скорость (темп) взаимосвязаны. Их соотношение - важное средство актерской выразительности.
Сценическое отношение - это элемент системы, закон жизни: каждый объект, каждое обстоятельство требует установления к себе отношения. Отношение - определенная эмоциональная реакция, психологическая установка, диспозиция к поведению. Отношение имеет чувственный и интеллектуальный аспекты. Особенно важно, чтобы обстоятельства малого круга вызывали прежде всего чувственную реакцию. К сожалению, на сцене часто отношение возникает лишь в сфере интеллектуальной. Установление отношения к обстоятельствам каждый человек совершает, исходя из личного опыта, в зависимости от психологической установки. Отношение - это процесс; установление отношения происходит по этапам:
1 Смена объекта внимания.
2 Собирание признаков (от низшего к высшему).
3 В момент установления высшего признака - рождается отношение.
Этот процесс может протекать почти мгновенно, но может быть и длительным. Время, требующееся для установления отношения, зависит от многих причин (в частности, от нервной готовности, сверенной с опытом индивида, и многих других обстоятельств).
Структура сценической жизни действенна, зрелищна и событийна.
Сумма предлагаемых обстоятельств (малого круга!) с одним действием - это событие. Событие имеет характер индивидуальной оценки, точки зрения - это конкретное происшествие, действенный факт (имеющий протяженность во времени), происходящий на моих глазах (то есть на глазах зрителей) - сегодня, здесь, сейчас! Событие - способ анализа, а потом синтеза. Событие называется либо отглагольным существительным, либо может быть тождественно ведущему предлагаемому обстоятельству (определяющему действия, т. е. воздействующему на всех участников события).
Оценка - очень важный элемент системы.
Оценка - процесс перехода из одного события в другое. В оценке умирает предыдущее событие и рождается новое. Смена событий происходит через оценку. Люди ходят в театр ради оценок! Знаменитые «гастрольные паузы» - это оценки. Процесс оценки сначала идет по тем же каналам, что и установление отношения:
1 смена объекта внимания;
2 собирание признаков (от низшего к высшему);
3 установление высшего признака (самый главный этап). В момент установления высшего признака, вслед за возникновением отношения;
4 появляется новая цель, меняется ритм, рождается новое действие - так мы переходим в следующее событие.
На первом курсе мы говорим только о сквозном действии артиста-роли, человека-роли, не пьесы в целом. Это - этап жизни, объединенный одной целью; или - средний круг предлагаемых обстоятельств, охваченный одной действенно-волевой целью; еще одно определение - стремление, хотение персонажа на исследуемом отрезке времени - и есть его сквозное действие.
Обратите внимание на то, что ряду важнейших понятий учения (таких, к примеру, как «событие», «сквозное действие») мы даем несколько определений, формулировок. Такое многообразие позволяет взглянуть на явление с разных сторон, помогает постижению сути того или иного профессионального термина.
Сверхзадача человека-роли (не пьесы!) - это представление человека, его мечта о счастье. Сверхзадача - понятие объективное. Вся жизнь человека подчинена одной цели, одной мечте; он может обманывать окружающих, скрывая истинную цель за ложными декларациями, но, исследуя его поступки, реальное поведение, можно сделать вывод о подлинной сверхзадаче человека - не на словах, а на деле.
Так же, как действие соотносится со сквозным действием, сквозное действие соотносится со сверхзадачей. Их можно исследовать по закону: от частного к общему, и наоборот - общим поверять частное. Эти понятия тесно взаимосвязаны.
Приведенные мною фрагменты лекций, краткие формулировки, разумеется, не могут дать исчерпывающего представления о теоретических основах первого курса. Реальная лекция-беседа всегда насыщается обилием примеров, развернутых характеристик каждого понятия. Но сейчас мне важно продемонстрировать читателям общее направление теоретического курса, его практицизм, известный технологизм и конкретность. Любую работу можно изложить кратко, если, конечно, сам до конца ее понял, довести до самой что ни на есть простоты - это и есть настоящая наука. Все исходное должно быть просто. Вспомним Нильса Бора, говорившего, - если человек не понимает проблемы, он пишет много формул, а когда поймет, в чем дело, - их останется в лучше случае две. Не размытые размышления «по поводу», но строгие формулы, опирающиеся на богатый практический опыт, - таков принципиальный подход к теории профессии в режиссерской школе Товстоногова.
К примеру, может показаться, что упрощается такое сложное, неоднозначное понятие, как «сценическое действие». Известно, что «действие» как научная категория теории театра интенсивно изучается еще с начала XX столетия. В театроведческой науке и педагогике сегодня существует множество его определений, взаимоисключающих толкований; в него вкладывается порою совершенно различный смысл. Поэтому сам предмет исследования становится размытым, неопределенным. Вместе с тем, от того, какое содержание в нем заключено, зависит не только теория вопроса, но и реальная сценическая и педагогическая практика. Поэтому Товстоногов сознательно превращал сложнейшую дефиницию в узко-специальную и эту многоплановую категорию вмещал в конкретную рабочую формулу. Мастера интересовал в данном случае профессионально-технологический аспект сценического действия. Это не значит, что другие аспекты этого феномена не интересны. Ведь технология профессии неотрывна от духовной сущности творческого процесса, от нравственной задачи. Но возможность произвольных трактовок всегда губительна для школы.
Режиссерская школа Товстоногова предлагает своим ученикам отказаться от термина «искусство переживания», заменив его «искусством действия». Житейский смысл слова «переживание» порою затмевает суть явления. Апелляция к чувству в школе Станиславского не прямая; чувство - искомое, результат верного действенного процесса. Поэтому-то справедливо причислить нашу режиссерскую школу к «искусству действия».
Каковы же различия между искусством «переживания» и искусством «представления»? Искусство «представления» можно назвать искусством изображения, репродуцирования, подражания, искусством точнейшего повторения, копирования один раз найденной и утвержденной совершенной формы. А искусство «переживания» предполагает рождение действенного процесса каждый раз заново, как в первый раз, - это живой театр, импровизационный по своей природе. Он основан на принципе перевоплощения, не подражания, но слияния с образом.
Творческая активность студентов в процессе постижения теории актерского мастерства и режиссуры - важнейшее условие продуктивности обучения. Она достигается в том числе особым способом построения лекций. Они должны иметь форму бесед, семинарских занятий, в которых доля участия студентов весьма значительна. Учитель не преподносит ученикам готовые формулировки, они рождаются каждый раз как бы заново, совместным трудом. Руководитель-творец, руководящий творцами, - эта модель вполне применима к студенческой аудитории в режиссерской школе. Лекции не должны иметь академического характера. Они требуют от студентов высокого интеллекта (интеллект - от греческого «интелего» - выбираю между), способности равноправно вступать в беседу с учителем. Истина, как известно, рождается из диалога. Она по сути своей не монологична и возникает на пересечении идей участников диалога. Важно оставить право каждому студенту на его слово в беседе, более того, провоцировать спор. Лекции-беседы должны пробуждать в студентах самостоятельный поиск истины, активизировать живую работу ума. Максимализм и искренность суждений, свежесть взглядов на искусство - вот важнейшие качества, создающие особую среду, в которой развивается диалог учителя и его учеников. Каждая лекция - перекрестный разговор, наполненный живыми примерами, широкими ассоциациями, увлекательными рассказами. При этом творческая полемика, свободные столкновения мнений должны соседствовать со строгостью оценок, с повышенной требовательностью к культуре мышления студентов, непримиримостью к проявлениям пассивного, унылого ученичества. Самоуверенность, завышенная самооценка, базирующиеся, как правило, на полукультуре, полуобразовании, на агрессивном дилетантизме (свойственным иногда студентам-режиссерам), - это обратная сторона медали. Что хуже: пассивность или самоуверенность? Талант педагога способен преодолеть обе эти негативные тенденции. Хорошо, когда беседа рождает множество вопросов у студентов: это свидетельство того, что тема разговора задела за живое и кроме того интересные вопросы позволяют с разных сторон взглянуть на обсуждаемый предмет.