Какая семья по мнению толстого идеальная. Идеальная семья в понимании Л.Н

1. Сложное эпическое полотно.
2. Идеальная семья и отношения.
3. Недостатки других семей.
4. Семья как высшее воплощение человеческого счастья.

Жизнь дарит человеку в лучшем случае одно-единственное неповторимое мгновение, и секрет счастья в том, чтобы это мгновение повторялось как можно чаще.
О. Уайльд

Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» — это сложное эпическое полотно, в котором сочетаются яркие, живые картины частной жизни и сцены батальных сражений. Роман вызывает неподдельный интерес у читателей. Трудно найти другое произведение, которое могло бы сравниться с романом этого писателя.

Зачастую читателей в произведении привлекают не только сцены сражений и исторические реалии, а будни дворянской семьи. На самом деле невозможно не восхититься крепости семейных уз Ростовых. Мы видим, каким вниманием и заботой они окружали детей. Невозможно не восхититься Наташей, в которой писатель воплотил свой нравственный идеал женщины.

Образ Наташи не статичен. Она растет, развивается. В начале романа она — ребенок, а в конце — это взрослая женщина, вся жизнь которой сосредоточена на детях. Семья Ростовых — это исключительные люди. Они умны, образованны, интеллигентны. Жизнь их легка и безмятежна. Кажется, что так будет всегда. Однако война все меняет. И на долю Ростовых выпадает немало испытаний и горестей. Толстой пытался показать идеальную семью. И ему это удалось.

У Ростовых удивительно трогательное отношение друг к другу. Они снисходительны к слабостям близких, не требуют от родных слишком многого. И дарят друг другу неподдельную любовь, искреннюю заботу. Любые проблемы и неурядицы не влияют на семейную атмосферу, в их доме все так же царит взаимопонимание. Семья Ростовых — это исключительные люди. Они умны, образованны, интеллигентны. Жизнь их легка и безмятежна. Кажется, что так будет всегда. Однако война все меняет. И на долю Ростовых выпадает немало испытаний и горестей. В то же время невозможно не восхититься их решением отдать подводы для раненых. При этом Ростовы не могут не понимать, что будут разорены, ведь на подводах они собирались вывезти собственное имущество. Перед смертью граф, «рыдая, просил прощения у жены и заочно у сына за разорение именья — главную вину, которую он за собой чувствовал».

Заслуживает пристального внимания то, как Наташа ухаживает за матерью после гибели Пети. Смерть сына в одночасье превратила цветущую женщину в старуху. Графиня практически сошла с ума. Наташа не отходит от своей матери. «Она одна могла удерживать мать от безумного отчаяния. Три недели Наташа безвыходно жила при матери, спала в кресле в ее комнате, поила, кормила ее и не переставая говорила с ней, — говорила, потому что один нежный, ласкающий голос ее успокаивал графиню». Наташе в этот период и самой было очень тяжело. Ведь ей довелось ухаживать за умирающим Болконским, что было нелегким испытанием для молодой девушки. Гибель брата оказалась очередным ударом. Но необходимость заботиться о матери делают Наташу сильнее. «Проснулась любовь, и проснулась жизнь». Девушка с готовностью приносит себя в жертву ради помощи матери.

В финале романа Толстой показал свой идеал жены и матери семейства, воплотив его в Наташе. Она полностью погрузилась в семью, живет интересами своего мужа и детей. Пусть уже нет у Наташи внешней красоты и очарования, зато в ней есть безграничная любовь к собственной семье. Наташе чужды стремления к развлечениям, праздности, веселью. Она думает лишь о благополучии детей. «Предмет, в который погрузилась вполне Наташа, — была семья, то есть муж, которого надо было держать так, чтобы он нераздельно принадлежал ей, дому, — и дети, которых надо было носить, рожать, кормить, воспитывать. И чем больше она вникала, не умом, а всей душой, всем существом своим, в занимавший ее предмет, тем более предмет этот разрастался под ее вниманием, и тем слабее и ничтожнее казались ей ее силы, так что она их все сосредоточивала на одно и то же, и се-таки не успевала сделать всего того, что ей казалось нужно». По мнению Толстого, истинное человеческое счастье — это любовь и взаимопонимание семьи. А все остальное кажется ненужным. Именно поэтому Наташа в финале романа «не любила общества вообще, но она тем более дорожила обществом родных — графини Марьи, брата, матери и Сони».

В романе, помимо семьи Ростовых, есть изображение и других семей. Однако отношения у них совершенно другие. Например, в семье Болконских царила строгая и холодная атмосфера, что не могло не сказаться на характере Марьи. Девушке тяжело в отчем доме, она живет сердцем, что не встречало понимания у ее отца. Старик Болконский живет «жизнью ума», в нем нет теплоты, доброты. Он очень деспотичен, что сказывается даже на отношениях к собственным детям.

В семье Курагиных соблюдаются только внешние приличия. Истинных чувств по отношению к собственным детям у князя нет. Каждый член семьи Курагиных привык к одиночеству и не чувствует потребности в поддержке близких. Отношения в семье Курагиных фальшивы, лицемерны. Истинное отношение автора к ним очевидно. Отношения в семье Курагиных не могут идти ни в какое сравнение с отношениями в семье Ростовых.

Семья Берга, по мнению писателя, далека от идеала. Толстой подчеркивает, что Берг — настоящий мещанин со всеми отрицательными качествами. Он старается использовать войну для собственных нужд, стремиться получить как можно больше выгоды. Берги стремятся соответствовать принятым в обществе канонам. Не случайно вечер Бергов очень похож «на всякий другой вечер с разговорами, чаем и зажженными свечами». Вера, воспитанная в традициях семьи, с юности кажется неприятной, потому что равнодушна, эгоистична и надменна.

К материальному благополучию всегда стремилась Анна Михайловна Друбецкая и ее сын. В семье Друбецких на первое место ставились именно финансовые интересы, ради наживы использовались любые действия. Борис не сопротивляется воле матери, перенимает ее стиль поведения. Друбецкие не способны на искренние чувства, на настоящую дружбу.

Крепость семейных уз для Толстого определяется прежде всего отношением к детям. Не случайно Марья Болконская и Наташа Ростова становятся намного счастливее после рождения детей. Образы их гармоничны в отличие от светской.красавицы Элен. Она отказывается от материнства, умирает никому не нужная. Род Курагиных на ней прекращается.

Неповторимые мгновения жизни, дарящие счастье, должны повторяться. И у некоторых людей именно так и происходит. Читая роман Толстого «Война и мир», об этом невозможно не задумываться. В финале писатель изображает по-настоящему счастливых людей. Это Пьер и Наташа, а также Николай Ростов и Марья Болконская.

Вступление

Лев Толстой – один из величайших прозаиков 19 века, «золотого века» русской литературы. Его произведения вот уже два столетия читают во всем мире, потому что эти поразительно живые и яркие словесные полотна не просто занимают читателя, а заставляют задуматься над многими важными для человека вопросами – и дают ответы на некоторые из них. Яркий тому пример – вершина творчества писателя, роман-эпопея «Война и мир», в котором Толстой затрагивает животрепещущие для всякого мыслящего человека темы. Тема семьи в романе «Война и мир» Толстого очень важна, как и для самого автора. Именно поэтому герои Толстого практически не бывают одинокими.

В тексте полнее всего раскрываются устройство и взаимоотношения трех совершенно разных семей: Ростовых, Болконских и Курагиных – из которых первые две в большинстве своем соответствуют мнению самого автора по этому вопросу.

Ростовы, или великая сила любви

Глава большой семьи Ростовых, Илья Андреевич – московский дворянин, человек очень добрый, щедрый и доверчивый, обожает жену и детей. Ввиду крайней душевной простоты он совершенно не умеет вести хозяйство, поэтому семья находится на грани разорения. Но Ростов-старший не может ни в чем отказать домочадцам: ведет роскошную жизнь, оплачивает долги сына.

Ростовы очень добры, всегда готовы прийти на помощь, искренны и отзывчивы, поэтому у них много друзей. Неудивительно, что именно в этой семье вырос настоящий патриот Родины Петя Ростов. Семье Ростовых совершенно не присуща авторитарность: здесь дети уважают родителей, а родители – детей. Именно поэтому Наташа смогла уговорить родителей вывезти из осажденной Москвы не ценные вещи, а раненных солдат. Ростовы предпочли остаться без гроша в кармане, а не преступить законы чести, совести и сострадания. В образах семьи Ростовых Толстой воплотил собственные представления об идеальном родовом гнезде, о нерушимой связи настоящей русской семьи. Это ли не лучшая иллюстрация, могущая показать, насколько велика роль семьи в «Войне и мире»?

«Плод» такой любви, такого высокоморального воспитания прекрасен – это Наташа Ростова. Она вобрала в себя лучшие качества родителей: от отца взяла доброту и широту натуры, желание осчастливить весь мир, а от матери – заботливость и хозяйственность. Одно из самых важных качеств Наташи – естественность. Она не способна играть роль, жить по светским законам, ее поведение не зависит от мнения окружающих. Это девушка с раскрытой нараспашку душой, экстраверт, способный целиком и полностью отдаваться любви ко всем людям вообще и ко своей второй половинке. Она – идеал женщины с точки зрения Толстого. И этот идеал воспитала идеальная семья.

Другой представитель младшего поколения семьи Ростовых, Николай, не отличается ни глубиной ума, ни широтой души, однако это простой, честный и порядочный молодой человек.

«Гадкий утенок» семьи Ростовых, Вера, выбрала для себя совсем другой путь – путь эгоизма. Выйдя замуж за Берга, она создала семью, не похожую ни на Ростовых, ни на Болконских. Эта ячейка общества основана на внешнем лоске и жажде обогащения. Такая семья, по мнению Толстого, не может стать фундаментом общества. Почему? Потому что в таких отношениях не ничего духовного. Это путь разъединения и деградации, ведущий в никуда.

Болконские: долг, честь и разум

Семья Болконских, служивых дворян, несколько отличается. Каждый из членов этого рода – примечательная личность, талантливая, цельная и одухотворенная. Это семья сильных людей. Глава семьи, князь Николай, – человек крайне резкого и неуживчивого характера, но не жестокий. Поэтому его уважают и побаиваются даже собственные дети. Больше всего старый князь ценит умных и деятельных людей, и поэтому пытается воспитать в дочери такие качества. Андрею Болконскому от отца достались благородство, острота ума, гордость и независимость. Сын и отец Болконские – разносторонне образованные, умные и сильные духом люди. Андрей – один из самых сложных персонажей романа. С первых глав эпопеи и до конца своей жизни этот персонах проходит сложнейшую духовную эволюцию, пытаясь постичь смысл жизни и найти свое призвание. Тема семьи в «Войне и мире» во всей полноте раскрывается в конце жизни Андрея, когда он все-таки понимает, что счастливым может стать только семьянин, окруженный дорогими сердцу людьми.

Сестра Андрея, княжна Марья Болконская, показана в романе как абсолютно цельный физически, психологически и нравственно человек. Девушка, не отличающаяся физической красотой, живет в постоянном ожидании тихого семейного счастья. Это наполненная любовью и заботой лодка, ждущая терпеливого и умелого капитана. Эта умнейшая, романтичная и крайне религиозная девушка покорно сносит все грубости отца, ни на миг не переставая любить его сильно и искренне.

Таим образом, младшее поколение семьи Болконских унаследовало все лучшие качества старого князя, оставив без внимания лишь его грубость, властность и нетерпимость. Поэтому Андрей и Марья способны по-настоящему любить людей, а значит, способны развиваться как личности, подниматься по духовной лестнице – к идеалу, к свету, к Богу. Поэтому война и мир семьи Болконских так сложны для понимания большинства их современников, поэтому ни Мария, ни Андрей не любят светскую жизнь.

Курагины, или мерзость пустого эгоизма

Семья Курагиных прямо противоположна двум предыдущим родам. Глава семьи, князь Василий, за внешним лоском прячет прогнившую натуру алчного, насквозь фальшивого грубияна. Для него главное – это деньги и общественное положение. Его дети, Элен, Анатоль и Ипполит, ничем не уступают отцу: внешне привлекательные, поверхностно умные и успешные в обществе молодые люди на деле – пустые, хоть и красивые, сосуды. За собственными эгоизмом и жаждой наживы они не видят духовного мира – или не желают видеть. В общем, семья Курагиных – это мерзкие жабы, одетые в кружева и обвешанные драгоценностями; они сидят в грязном болоте и довольно квакают, не видя прекрасного бесконечного неба над головой. Для Толстого эта семья – олицетворение мира «светской черни», который сам автор презирал всей душой.

Выводы

Заканчивая сочинение «Тема семьи в романе война и мир», я хочу отметить, что эта тема – одна из основных в тексте. Эта нить пронизывает судьбы почти всех героев произведения. Читатель может в действии наблюдать причинно-следственную связь между воспитанием, атмосферой в родительском доме, дальнейшей судьбой повзрослевшего человека – и влиянием его на мир.

Тест по произведению

Учителем русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №48 им. Р.М. Каменева» г. Курска.

Цель урока : показать, что Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» утверждает вечные ценности – патриархальную семью с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде» – как основу человеческой жизни.

Задачи :

– на материале романа Л.Н. Толстого «Война и мир» раскрыть тему «Авторский идеал семьи в романе», используя элементы анализа средств создания образов героев; через сопоставительную характеристику двух поколений выявить авторский взгляд на тему семьи;

– развивать исследовательские навыки обучающихся: умение анализировать, выделять главное, сравнивать, ставить и разрешать проблемы.

– формировать собственный семейный идеал у обучающихся.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, текст романа-эпопеи «Война и мир», видеофрагменты экранизации романа «Война и мир», мультимедийная презентация, карточки с изображением героев романа, шаблон генеалогического дерева.

Используемая образовательная технология: педагогическая мастерская.

Эпиграф к уроку: «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь... с возможностью делать добро людям» (Л.Н. Толстой).

Ход урока

1-й этап – индукция . Вступительное слово учителя.

Добрый день! Сегодня мы с Вами собрались здесь, чтобы отправиться в творческую мастерскую по страницам одного из романов русской литературы и чтобы написать психологический портрет героев этого романа.

Издавна в народном сознании особо воспринималось отдельно стоящее дерево. Нашим далёким предкам дерево напоминало человека. Его ствол казался туловищем, корни – ногами, крона – головой, ветви – руками. Как и человек, оно росло и мужало, старело и умирало.

Особое восприятие дерева можно найти в Библии. На первых же её страницах упоминаются два дерева райского сада: древо жизни и древо познания добра и зла. «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла». Плоды первого дают бессмертие, под деревом здесь разумеется вера. Дерево же второе призвано испытать эту веру. Оно напоминает о том, что человек может избрать в своей жизни как путь добра, так и путь зла. Об этом и думает верующий человек, когда видит изображение дерева на иконах.

Вспомним и генеалогическое древо русских царей, их жизни – это история, ушедшая своими корнями в далекое прошлое, но позволяющая нам дать свою оценку времени и событиям, олицетворением которых они были.

Отражение поступков, их оценку можно найти не только в истории, но и в литературе. В литературе, как в зеркале, отражается история, но только преломленная через призму духовности.

Я прошу Вас обратить свое внимание на экран, где будет представлен эпизод романа русской литературы, являющийся, по моему мнению, одним из корней русской национальной культуры.

Экранизация эпизода «Первый бал Наташи Ростовой».

2-й этап малое афиширование.

1.Скажите, эпизод какого литературного произведения был представлен на экране?

(роман «Война и мир», эпизод «Первый бал Наташи Ростовой»).

2.А кто эти герои? (Наташа Ростова и Андрей Болконский)

Слово учителя.

Выбор этого эпизода не случаен – в нем оживают герои, олицетворяющие честь, любовь к Отчизне, долг перед Отечеством – с одной стороны, гостеприимство, радушие, открытость – с другой. Именно эти качества ложатся в основу авторского идеала семьи.

Каждая семья в романе имеет свою историю, гордится своим родом, традициями.

Хочется заметить, что это не только портрет героя, где красиво или нет прописаны его черты, но это и тот внутренний мир, те ценности, которые идут от отца к сыну, те нравственные мерила, которые идут из рода в род, впитываются с молоком матери.

– Вы узнали произведение, с которым мы будем работать, и увидели работы студентов. Скажите, в чем, по вашему мнению, состоит задача? Что станет результатом работы мастерской? (составление генеалогического дерева)

– Составление генеалогического древа – не самоцель, важнее – уяснить нравственный облик семьи, те моральные качества, которые ложатся в основу авторского идеала семьи?

4-й этап – социоконструкция (на данном этапе раздаются карточки с иллюстрациями героев романа).

Слово учителя. Л.Н. Толстой, тонкий исследователь человеческой души, говорил: «Люди, как реки: у каждого свое русло, свой исток». Исток этот – родной дом, семья, ее традиции, уклад. Мир семьи – важнейшая составляющая романа.

Для того чтобы достичь цели нашего учебного занятия, отправимся в творческую мастерскую по изучению романа «Война и мир».

Итак, мы отправляемся в родовое имение семьи Болконских – Лысые горы.

При работе с текстом романа Вы будет получать карточки, которые лягут в основу генеалогического древа на следующем этапе нашего урока, для того чтобы зафиксировать полученные знания, Вы заполняете рабочие листы , лежащие у Вас на столах.

Рассказ о генеалогическом древе в столовой дома Болконских.

Семья Болконских.

Работа над эпизодом «В имении Болконских Лысые горы» (т.I, ч.1, гл.22-25).

Беседа по вопросам:

1.Кто из героев романа может быть представлен среди плодов этого древа?

2.Найдите «портреты» Марьи Болконской, Андрея, старого князя. Что выделяет Толстой во внешности героев, их поведении? (невысокий рост «сухие» черты, удивительные глаза – «лучистые», как у Марьи, «прекрасные», как у князя Андрея, «умные», как у старого князя. Сдержанность, уважение в поведении и отношении друг к другу)

– Н.А. Болконский;

– Княжна Марья;

– Андрей Болконский;

– Маленькая княгиня Лиза Болконская (работа с карточкой: сравнительный анализ);

– Николенька Болконский;

– Николай Ростов;

– Дети Марьи Болконской и Николая Ростова.

3.Наиболее яркие, на ваш взгляд, детали в изображении внутреннего и внешнего облика Болконских (сцена прощания с сыном, прощание с сестрой, Марья и Бурьен).

4. Как воплотит княжна Марья отцовский идеал семьи?

Вывод: Отличительные черты Болконских – духовность, ум, независимость, благородство, высокие представления о чести, долге. Старый князь, в прошлом екатерининский вельможа, друг Кутузова – государственный человек. Он, служа Екатерине, служил России. Николай Андреевич, гордящийся умом сына и духовным миром дочери, знает, что в их семье между Марьей и Андреем не только полное взаимопонимание, но и искренняя дружба, основанная на единстве взглядов и мыслей. Взаимоотношения в этой семье строятся не на принципе равенства, но они полны заботы и любви, только скрытой. Болконские все очень сдержанны. Это образец подлинной семьи. Им присущи высокая духовность, истинная красота, гордость, жертвенность и уважение чужих чувств.

Работа с таблицей (соотнесение героя и черт характера).

Для закрепления пройденного материала я предлагаю еще раз повторить нравственные качества семьи Болконских.


5-й этап мастерской – социализация.

Слово учителя. Сейчас из карточек Вам предстоит составить генеалогическое древо семьи Болконских, используя полученные знания.

(Обучающиеся выполняют групповую творческую работу на основе наработанного материала. Они самостоятельно выстраивают свой наглядный образ, сформировавшийся у них в ходе данного урока, при помощи карточек с иллюстрациями, полученных на предыдущем этапе.
Таким образом, происходит закрепление изученного материала через деятельность, сопряженную с творчеством).

6-й этап – большое афиширование. Вывешивание «произведений» - творческих работ обучающихся в аудитории и ознакомление с ними.

7-й этап – этап мягкой коррекции . Учитель делится своими наработками, показывает обучающимся свое видение темы и идеи урока – представляет творческую работу как образец.

8-й этап проект мастера. Сравниваются проекты обучающихся и учителя, отмечаются сходства и отличия (мягко корректируются ошибочные суждения и выводы).

9-й этап – разрыв. Это внутренне осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, это внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению проблемы, поиску ответов, к сверке нового знания с литературными источниками.

– Скажите, какие дворянские семьи еще представлены в романе?

– Чем похожи дома Болконских и Ростовых?

Слово учителя. На фоне характеристик Ростовых и Болконских контрастом прозвучат взаимоотношения в семье Курагиных.

Сейчас я предлагаю Вам обратить свое внимание на экран (работа с деревом Ростовых и Курагиных).

Собственно, Болконские и Ростовы – это больше, чем семьи, это целые жизненные уклады, каждый из которых овеян своей поэзией. Простое и такое глубокое для автора «Войны и мира» семейное счастье, то самое, которое знают Ростовы и Болконские, оно им естественно и привычно. Это семейное счастье не будет дано семейству Курагиных, где царит атмосфера всеобщего расчета и бездуховности. Безнравственность, допускаемая в семье Курагиных, становится нормой их жизни. В этом доме нет места искренности и порядочности.
О ложной семье Курагиных очень точно сказал Пьер: «О, подлая, бессердечная порода!»

Последний этап – рефлексия. Отражение чувств, ощущений, ассоциаций, возникших у участников мастерской в ходе работы. Происходит совместное обсуждение результатов урока и того настроения, которое осталось после него.

Выставление оценок.

Домашнее задание.

Заключительное слово учителя.

Рабочий лист обучающихся

Имя героя романа Л.Н. Толстого

«Война и мир»

Нравственные качества героев

Князь Николай Андреевич Болконский

Андрей Болконский

Княжна Марья Болконская

Маленькая княгиня Лиза Болконская

Николенька Болконский

Николай Ростов

Старший сын Андрюша

Трехлетняя Наташа

Сын Митя

Разделы: Литература

Цель : рассмотреть роль семьи в понимании Толстого и на современном уровне.

Знать : толстовский идеал (патриархальная семья: забота старших о младших, младших о старших, умение каждого больше отдавать, чем брать, взаимоотношения, построенные на взаимопонимании, уважении, на “добре” и “правде”). Черты семьи на современном этапе.

Уметь: рассуждать, делать выводы, обобщения, говорить от лица героя, пересказывать близко к тексту.

Оборудование, наглядность : портрет писателя, эпиграф, рисунки студентов, иллюстрации к роману, “советы психолога”

Домашнее задание : письменный ответ на вопрос, подготовка к сочинению.

Ход урока

Что нужно человеку для счастья?
Тихая семейная жизнь…с возможностью делать добро людям

I .Организационный момент. (Группа поделена на “малые” подгруппы, представляющие семьи Ростовых, Болконских, Курагиных.)

II. Слово преподавателя.

– Сегодня занятие будет максимально приближено к жизни. Ведь тема его касается каждого из нас и не может оставить никого равнодушным. (Запись темы.)

– Мы рассмотрим семейные отношения героев романа с точки зрения Толстого и поговорим о современном понимании семьи. Нам поможет преподаватель психологии. Главной мыслью в романе Толстого “Война и мир”, наряду с “мыслью народной”, была “мысль семейная”. Писатель считает, что семья – основа всего общества, и в ней находят отражения те процессы, которые происходят в обществе. Малыш приходит в новый мир ни плохим, ни хорошим, похожим на белый лист бумаги.
– Как вы думаете, от чего завит, каким ему быть?
(Он будет таким, каким его воспитают родители.)
– Вспомните героев литературных произведений, на формирование которых повлияла семейная атмосфера. (Обломов не родился апатичным и ленивым, таковым его сделала жизнь в Обломовке; Иудушка Головлев и все семейство погибло под влиянием мертвящей, разлагающей душу семейной обстановки).
– Мудрецы говорили: “У человека может быть три беды: плохое здоровье, плохие дети и плохая старость”. От первого бедствия человек не гарантирован, а от плохих детей и плохой старости есть гарантия, если правильно воспитать своих детей. Великий Толстой уверен, что добро воспитывать и созидать нужно в семье. “Люди как реки: у каждого есть свой исток, свое русло. Исток этот – родной дом, семья, традиции и уклады”.
– Какое выражение находят мысли о семье у Толстого-философа? (В своих дневниках писатель пишет: “ Ежели враждебных наклонностей человек не имеет, то ясно, что добро и зло зависят от воспитания, ясно, что наука вообще и философия в особенности не только не бесполезны, но даже необходимы, и не только для одних Сократов, а для всех”.)

Запись: “Желание к учебе, любознательности детей надо поощрять в раннем возрасте, необходимо как можно раньше научить ребенка в семье довольствоваться малым, сделать нормой жизни принцип “больше отдавать, чем брать”

– Согласны ли вы с этими мыслями Толстого? Что вы думаете по этому поводу?
– Роман “Война и мир” – отражение широты мировоззрения писателя, потому как много схожих черт находим мы у любимых героев Толстого, прототипами которых были члены семьи писателя и его жены Софьи Андреевны. Эти герои проходят определенный путь идейно-духовного развития, путем проб и ошибок они стараются найти свое место в жизни, осознать свое предназначение. Они показаны на фоне семейных взаимоотношений. Следуя традициям реализма, Толстой хотел сопоставить между собой различные семьи, которые были типичными для его эпохи. Используя прием антитезы, одни семьи показал в развитии, другие – застывшими.
– Назовите семьи, которые описаны в романе. Кто из героев является носителем каких-либо черт толстовской семьи?
– Все семьи в романе подвергаются основным испытаниям: светской жизнью, любовью, войной. Каким семьям симпатизирует Толстой и почему? (Из них выходят любимые герои.)
– Чем ему симпатична семья Ростовых? Зачитайте портретную характеристику героев из текста или авторский комментарий. Позвольте представить вам семью Ростовых: Илья Андреевич Ростов, графиня, Николай Ростов, Петя, Соня, Наташа. К ним присоединилась Марья Дмитриевна Ахросимова. Давайте послушаем главу семьи.

Граф Ростов: Мы люди простые, не умеем ни беречь, ни приумножать. Я всегда рад гостям. Жена даже жалуется иногда: мол, замучили визитёры. А я люблю всех, у меня все милые. У нас большая дружная семья, я всегда мечтал о такой, всей душой привязан к жене и детям. В нашей семье не принято прятать чувства: если грустно– мы плачем, радостно – смеемся. Хочется в пляс – пожалуйста.

Графиня Ростова: Я хочу добавить к словам мужа то, что в нашей семье есть одна главная черта, связывающая всех воедино, – любовь. Любовь и доверие, потому что “зорко одно лишь сердце”. Мы все внимательны друг к другу.

(Сценка.)

(В комнату вбегает Наташа.)

Граф (вскочил, широко, расставив руки): Вот она, именинница! Ма Шер, именинница, порох-девка!

Графиня (с осуждением): Милая, на все есть время. (К графу) Ты её балуешь.

Марья Дмитриевна: Ма Шер, моя милая, поздравляю вас. Какое прелестное дитя! (дарит сережки, Наташа крутится и примеряет).

Наташа(подбегает к матери, показывает куклу): Видите, кукла…Мими…Видите…

(Наташа громко смеётся.)

Графиня: Ну, поди, поди! Сядь, Наташа, уймись.

Наташа: А можно я тоже скажу. У нас с маменькой одинаковые имена. Мы все очень любим её, она наш нравственный идеал. Наши родители смогли воспитать в нас искренность и естественность. Я очень благодарна им за то, что они всегда готовы понять, простить, помочь в самые трудные минуты жизни. А таких ситуаций будет еще очень много. Маменька моя лучшая подружка, не могу заснуть, пока не поведую ей все свои тайны и волнения.

Преподаватель : Ребята, а о каких трудных ситуациях говорит Наташа? (Увлечение Анатолем Курагиным. Анатоль – символ свободы для Наташи от ограничений патриархального мира, от границ дозволенного. Она открыта, искренне принимает увлечение за любовь.)

– А почему тогда Толстой не соединил Натушу и Андрея? (Прямые и гордые Болконские совсем не похожи на уютно-домашних Ростовых. Они не способны связать свои жизни: ведь даже любя, они не могли до конца понять друг друга. Потому, по мнению Толстого, единение этих двух родов возможно лишь между наиболее нехарактерными представителями семей.)

Николай: Мне даже сейчас стыдно вспоминать о том поступке. Я проиграл Долохову 40 тысяч рублей. Это было полным разорением для семьи, но ни слова упрека я не услыщал. Мы всегда готовы друг друга поддержать, особенно, когда в дом приходит беда. Особенно тяжело было маменьке после смерти Пети. Все страдали, но старались согреть друг друга любовью.

Ахросимова: Ну, тогда уже и я скажу. Я хорошо знаю эту семью. У них есть талант жизни. Они, как дети, радуются природе, рядятся на Святки, ездят в гости, любят музыку. Такая искренность в дворянской поместной семье – редкость. На мой взгляд, главные черты этой семьи – честность, порядочность, интуиция и жизнь сердца.

Преподаватель : давайте запишем в тетрадь те основные черты семьи Ростовых, которые уже были названы.

Вид записи в тетради:

Толстой о семье Современный взгляд на семью.
Ростовы:
  1. любовь
  2. доверие
  3. искренность, открытость
  4. нравственный стержень
  5. умение прощать
  6. жизнь сердца

Болконские:

  1. высокая духовность
  2. гордость, мужество
  3. честь, долг
  4. деятельность, ум
  5. сила духа
  6. любовь естественная, скрытая под маской холодности

Курагины:

  1. отсутствие родительской любви
  2. материальное благополучие
  3. отсутствие духовной красоты
Современная семья :
  1. желание жить самостоятельно
  2. материальное благополучие
  3. желание больше брать, чем отдавать
  4. предпочтение, чтобы их любили
  5. желание удовлетворить свои потребности за счет других
  6. любовь, верность
  7. карьера
  8. красота внешняя превалирует над духовной
  9. взаимопонимание
  10. снижение нравственности

Преподаватель : Ну, а что Толстой говорит о семье Болконских? Прочитайте выдержки из текста. Представляем семью Болконских: Николай Андреевич, княжна Марья, князь Андрей.

Николай Андреевич Болконский: У меня твёрдо устоявшиеся взгляды на семью. Я прошел суровую военную школу и считаю, что есть два источника людских пороков: праздность и суеверие, и только две добродетели: деятельность и ум. Я всегда сам занимался воспитанием дочери, чтобы развить эти добродетели, давал уроки алгебры и геометрии. Главное условие жизни – порядок. Не отрицаю, бываю резок иногда, чересчур требователен, иной раз возбуждаю к себе страх, почтительность, а как иначе. Я честно служил родине и не потерпел бы измены. А если бы это был мой сын, мне, старику, вдвойне было бы больно. Я передал свои детям патриотизм и гордость.

Княжна Марья: Я, конечно, робею перед отцом и немного побаиваюсь его. Живу, в основном, рассудком. Свои чувства никогда не показываю. Правда, говорят, что мои глаза предательски выдают волнение или любовь. Особенно заметно это было после знакомства с Николаем. На мой взгляд, роднит с Ростовыми нас общее чувство любви к родине. В минуту опасности мы готовы пожертвовать всем. Мы с Николаем будем воспитывать в своих детях гордость, мужество, твердость духа, а еще доброту и любовь. Я буду к ним требовательна, как мой отец был требователен ко мне.

Князь Андрей: Я старался не подвести отца. Он сумел воспитать во мне высокое понятие чести и долга. Когда-то мечтал о личной славе, но так ее и не добился. В Шенграбенском сражении я на многое взглянул другими глазами. Особенно меня оскорбило поведение нашего командования по отношении к настоящему герою сражения капитану Тушину. После Аустерлица пересмотрел свое миропонимание, во многом разочаровался. Наташа “вдохнула” в меня жизнь, но, к сожалению, так и не удалось стать ее мужем. Если бы у нас сложилась семья, я бы в своих детях воспитал доброту, честность, порядочность, любовь к родине.

Преподаватель: Дополните таблицу сведениями, где укажете отличительные черты семьи Болконских. (Высокая духовность, гордость, прямая честь, любовь естественная, искренняя, скрытая под маской холодности, честь, долг, деятельность, ум.)

И отец, и сын Болконские прошли испытание войной, которая требовала величайшего напряжения духовных сил. Отечественная война выявила главные черты каждой семьи. Семья Курагиных и войну осталась эгоистичной, безнравственной, корыстолюбивой.

– Попросим князя Курагина рассказать о своей семье.

Князь Василий: У меня нет и шишки родительской любви, да она мне и ни к чему. Думаю, все это лишнее. Главное, материальное благополучие, положение в свете. Разве я не старался сделать своих детей счастливыми? Элен выдал замуж за самого богатого жениха Москвы графа Пьера Безухова, Ипполита пристроил в дипломатический корпус, Анатоля чуть было не женил на княжне Марье. Для достижения целей все средства хороши.

Элен: Мне совсем не понятны ваши высокие слова о любви, чести, доброте. Мы с Анатолем и Ипполитом всегда жили в сое удовольствие. Важно удовлетворить свои желания и потребности, пусть даже за счет других. Что же мне терзаться угрызениями совести, если удалость изменить этому тюфяку с Долоховым? Я всегда и во всем права.

– Согласны ли вы с Элен и князем Василием? Какая семья вам показалась ближе? Почему, по мнению Толстого, семья Курагиных не имеет права на существование? Какова судьба членов семьи? Есть ли у них дети?

(Внешняя красота Курагиных заменяет собой духовную. В этой семье присутствуют многие человеческие пороки. Элен высмеивает желание Пьера иметь детей. Дети, в ее понимании, обуза, мешающая жить. По мнению Толстого, самое страшное для женщины – отсутствие детей. Предназначение женщины – стать хорошей матерью, женой.)

– С какими еще семьями можно сравнить семью Курагиных? (Веры и Берга, Друбецких. Берги подражают другим. Их девиз: как у других. Этой семье будут даны дети, но они, наверняка, будут нравственными калеками.)

– Есть ли семьи идеальные? (По мнению Толстого, семья Наташи и Пьера идиллическая, это народный идеал семьи, основанный на взаимном доверии и подчинении. Пьер делал только то, на что Наташа давала согласие. Наташа подчинялась малейшему желанию Пьера. Весь мир Наташи в семье, в детях, в муже. Других интересов, по мнению Толстого, у нее не должно быть.)

– Согласны ли вы с этим мнением? Каково ваше понимание семьи на современном уровне?

(Рассказ психолога о психологии семейных отношений, о любви, статистика, анкеты.)

Предварительно были написаны сочинения студентами, где они высказались по поводу их будущих семей “Какой я представляю свою будущую семью”

“Муж мой будет красивый, необязательно богатый, какого полюблю. Его положение неважно. Очень хочу, чтобы у нас была дружная семья”

“Я хочу простую, обыкновенную семью, хороших друзей, любящего мужа и работу. Хочу жить со свекровью, чтобы она учила меня всему. Я буду уважать ее и любить. Замуж хочу выйти рано” и др.

– Давайте закончим заполнение нашей таблички. Какие черты современной семьи вы можете выделить?

Советы психолога для счастливой семейной жизни.

  1. Грубость – злокачественная опухоль, пожирающая любовь. Будьте вежливыми, нежными в обращении с мужем.
  2. Цветы – язык любви. Вы хотите сохранить счастливую семейную жизнь? Проявляйте чуточку внимания ежедневно.
  3. Не надо пытаться в корне переделать своего мужа, помните: для успеха в счастливой семейной жизни нужно быть подходящим мужем или женой.
  4. Ни в коем случае не придирайтесь по мелочам. Придирки, нападки, упреки, как укусы кобры, всегда уничтожают и убивают.
  5. Не критикуйте бесплодно свою жену или мужа, тем более в присутствии других. Одна их причин разводов: бессмысленная критика, разбивающая сердца вдребезги.
  6. Никогда не отказывайте в искренней признательности своей жене или мужу. Помните: для того, чтобы жена нашла счастье в своем муже, нужно, чтобы он проявлял свою настоящую преданность.
  7. Истинные отношения являются одной из удовлетворяемых в супружеской жизни потребностей, но если эти отношения не в порядке, ничто другое не будет в порядке.
    Рассмотрение ситуации: “Молодые супруги. Пара распадается. Как будут они вести себя в этот момент”.

Преподаватель: Со времени появления романа Л. Н. Толстого прошло много лет, но главные ценности семьи: любовь, доверие, взаимопонимание, честь, порядочность, патриотизм – остаются главными нравственными ценностями. Рождественский сказал: “Все начинается с любви”. Достоевский сказал: “Человек родится не для счастья и заслуживает его страданием”.

Толстой, Лев Николаевич


Лев Толстой
в Ясной Поляне (1908).
Фотографический портрет
работы С. М. Прокудина-Горского


Лев Никола́евич Толсто́й (28 августа 1828, Ясная Поляна, Тульская губерния, Российская империя - 7 ноября 1910, станция Астапово, Рязанская губерния, Российская империя) - граф, один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей, почитаемый как один из величайших писателей мира.

Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель, его авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения - толстовства. Член-корреспондент Императорской Академии наук (1873), почётный академик по разряду изящной словесности (1900).

Писатель, ещё при жизни признанный главой русской литературы. Творчество Льва Толстого ознаменовало новый этап в русском и мировом реализме, выступив мостом между классическим романом XIX века и литературой XX века.

Лев Толстой оказал сильное влияние на эволюцию европейского гуманизма, а также на развитие реалистических традиций в мировой литературе.

Произведения Льва Толстого многократно экранизировались и инсценировались в СССР и за рубежом; его пьесы ставились на сценах всего мира.

Наиболее известны такие произведения Толстого, как романы «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», автобиографическая трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность», повести «Казаки», «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат», цикл очерков «Севастопольские рассказы», драмы «Живой труп» и «Власть тьмы», автобиографические религиозно-философские произведения «Исповедь» и «В чём моя вера?» и др.


Взгляды Толстого на семью и семья в творчестве Толстого

Лев Толстой как в своей личной жизни, так и в творчестве, центральную роль отводил семье. По мнению писателя, главным институтом человеческой жизни является не государство или церковь, а именно семья.



Л. Н. Толстой рассказывает сказку об огурце
внукам Ильюше и Соне, 1909 год, Крёкшино,
фото В. Г. Черткова.
Софья Андреевна Толстая в будущем - последняя жена Сергея Есенина


Толстой с самого начала творческой деятельности был поглощён мыслями о семье и этому посвятил своё первое произведение - «Детство». Тремя годами позднее, в 1855 году, он пишет рассказ «Записки маркёра», где уже прослеживается тяга литератора к азартным играм и женщинам.

Это же отражается и в его романе «Семейное счастие», в котором взаимоотношения мужчины и женщины поразительно похожи на супружеские отношения самого Толстого и Софьи Андреевны.

В период счастливой семейной жизни (1860-е годы), создавшей стабильную атмосферу, духовно-физический баланс и ставшей источником поэтического вдохновения, были написаны два величайших произведения писателя: «Война и мир» и «Анна Каренина».

Но если в «Войне и мире» Толстой твёрдо отстаивает ценность семейной жизни, будучи убеждённым в верности идеала, то в «Анне Карениной» он уже выражает сомнения по поводу его достижимости. Когда отношения в его личной семейной жизни стали более тяжёлыми, эти обострения выразились и в таких произведениях, как «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Дьявол» и «Отец Сергий».

Лев Николаевич Толстой уделял семье большое внимание. Его размышления не ограничиваются деталями супружеских отношений. В трилогии «Детство», «Отрочество» и «Юность» автор дал яркое художественное описание мира ребёнка, в жизни которого важную роль играют любовь ребёнка к своим родителям, и наоборот - любовь, которую он получает от них.

В «Войне и мире» Толстой уже наиболее полно раскрыл разные типы семейных отношений и любви. А в «Семейном счастии» и «Анне Карениной» различные аспекты любви в семье просто теряются за силой «eros». Критик и философ Н. Н. Страхов после выхода романа «Война и мир» отмечал, что все предыдущие произведения Толстого можно отнести к категории предварительных исследований, завершившихся созданием «семейной хроники».