Характеристика желткова данная генералом аносовым. Урок литературы по повести А.И

Желтков характеристика и образ героя в повести Куприна Гранатовый браслет

План

1. Введение

2.Общая характеристика

3."Святая, вечная, чистая любовь"

4.Заключение

Тема любви является одной из ведущих в мировой литературе. Многие поэты и писатели с разных ракурсов освещали все оттенки этого великого чувства. Особого внимания заслуживает безответная любовь. Что остается делать человеку в таком случае? А. И. Куприн дает свой ответ на этот вопрос в повести "Гранатовый браслет ", создав образ безнадежно влюбленного Г. С. Желткова.

Желтков - бедный чиновник средних лет с невыразительной внешностью; "бледный, с нежным девичьим лицом". Он ведет себя очень скромно и вежливо. При посещении Николая Николаевича и Василия Львовича Желтков совершенно теряется. Становится понятно, что ему редко приходится общаться с представителями высшего общества.

Узнав, что цель визита - преследование Веры Николаевны, Желтков приходит в очень нервное состояние. Это - святая тема для него. Желтков никак не ожидал, что она может стать предметом обсуждения. Однако застенчивость и скромность Желткова моментально исчезают при намеке на вмешательство властей. Измученный любовью человек искренне недоумевает, что это может дать. При этом он продолжает вести себя и разговаривать очень вежливо и порядочно.

Крест Желткова - самоотверженная любовь к Вере Николаевне. Случайно встретив ее в первый раз, чиновник полюбил на всю жизнь. Первые неудачные попытки в виде любовных писем никак не повлияли на чувство Желткова. Вот уже восемь лет продолжается его преклонение перед любимой женщиной. Многие посчитают такую любовь маниакальной идеей просто потому, что в жизни такого практически не бывает. По словам самого влюбленного, это - божественный дар, награда. Желтков понимает, что у него нет никаких шансов на взаимность. Да он и не мечтает об этом. Единственное его желание - иметь возможность хотя бы изредка видеть предмет своего преклонения.

Вера Николаевна для Желткова - божество в буквальном смысле. Как он сам пишет в последнем письме: "на свете нет ничего... прекраснее Вас и нежнее". Все, к чему прикасается любимая, становится для Желткова священным. Как величайшие реликвии он хранит ее платок, записку, программу художественной выставки. Любовь совершенно преображает бедного чиновника, придает смысл его жизни.

Для бесчувственных людей (подобных Тугановскому) его самоотверженность непонятна и смешна. Но князя Шеина и Веру Николаевну потрясает любовь Желткова. Они чувствуют к нему невольное уважение. Посылку "дурацкого браслета" Желтков считает своей ошибкой. Ему совершенно необязательно было напоминать о себе. Уже во время визита князя Шеина с Тугановским влюбленный принимает решение покончить жизнь самоубийством, чтобы больше никому не причинять беспокойства.

Неземная любовь Желткова кажется фантастикой, особенно в наше время. Тем не менее это идеал, к которому нужно стремиться. Полной самоотверженностью во имя любимого человека могут похвастаться немногие. Образ Желткова напоминает, что "любовь рождается на небесах", а лучшим признанием является: "Да святится имя твое".

История несчастной любви к замужней женщине стала сюжетом повести «Гранатовый браслет». Желтков Г. С. - ее главный персонаж. Имя мужчины остается неизвестным. Можно только предположить, что его зовут Георгий. В тексте звучит только фамилия - Желтков. Внешность влюбленного мужчины также не вызывает яркой симпатии или негатива. Он высок, худощав и бледен. Другие черты внешности: дрожащие руки, нервные пальцы, рыжеватые усы, детский подбородок, длинные мягкие волосы. Желткову в повести около 35 лет.

Небогатый чиновник какого-то казенного учреждения увидел в цирке Веру Николаевну и влюбился. Это была любовь с первого взгляда и на долгие годы. Мужчина начинает следить за женщиной, знакомится с обществом, ее окружением и увлечениями. Желтков счастлив. Он любит по настоящему, мужчина осознает, какое «громадное счастье» его посетило. Чиновника не интересует ничего: «ни политика, ни наука, ни философия». Он поглощен женщиной, она становится смыслом его жизни.

Желтков благодарит Бога, одарившего его великим чувством. Он проверил, не болезнь ли это, ни наваждение. Понял, что нет. Его любовь - «не маниакальная идея». Даже муж Веры уверен, что Г. С. не был сумасшедшим, а был влюбленным. Есть некая ирония в словах автора, когда он перечисляет, как мужчина сжигает самое дорогое, что у него было: вещи Веры. Украденный платок, записка, программка выставки - предметы, побывавшие в руках женщины, становятся дороги и невероятно ценны. Вера для Г. С. единственная радость, утешение, мысль. Он не оценивает свои чувства как преследование.

Желтков дарит женщине гранатовый браслет. Эта вещь была семейной реликвией. Она охраняла мужчин от насильственной смерти, а женщин награждала даром предвидения. Браслет принадлежал прабабке, затем перешел к матери Желткова. Подарок очень разозлил брата Веры - Николая. Брат хочет положить конец этой истории. Он идет к Желткову и требует отказаться от преследования княгини. Мужчина ждет решения своей судьбы от самой Веры Николаевны. Женщина тоже просит прекратить непонятный затянувшийся роман в письмах. Желткову хочется остаться в городе и видеть любимую хотя бы изредка, но слова Веры обрывают все нити надежды.

Г. С. кончает жизнь самоубийством. Перед смертью он с восхищением обращается к любимой: «Да святится имя Твое». Вера освобождается от чувств Желткова. Но нет успокоения в душе красавицы. Она потеряла любовь, о которой «мечтает каждая женщина». Красивое чувство прошло мимо нее, она упустила возможность быть музой и смыслом жизни, оборвала любовь и осталась обычной замужней женщиной, ничем не отличающейся от других светских дам.

«Гранатовый браслет» был создан, чтобы доказать существование настоящей, чистой любви в современном мире. Для этого он создал историю, одни воспринимают её в качестве анекдота о телеграфисте, который влюбился, а другие - как трогательную «Песню о любви» - трогательной, чистой.

Героем рассказа является Желтков Г.С. Он был чиновником контрольной палаты. Писатель изображает его как молодого человека «около тридцати пяти лет», достаточно приятной внешности: ростом высок, довольно худой, с длинными мягкими волосами. Постоянно бледноват, лицо столь нежное, как будто девичье, с детским подбородком и голубыми глазами. Желтков наделён чувством прекрасного, а именно музыкальным.

Наш герой влюблен в Веру Николаевну Шеину, женщину «аристократической» внешности. Желтков считает, что она необыкновенная, утонченная. Сначала Желтков писал письма вульгарного и, одновременно, мудрого характера. Но спустя некоторое время, он начал раскрывать чувства уже более сдержанно, деликатно. Каждый миг, который он видит княгиню - него дорого как ничто другое.

Желтков - он избранный. Та бескорыстность, самоотверженность его любви действительно сильна как смерть. Она не ждет награды, ради неё можно отдать жизнь. Все женщины мечтают о такой «вечной, святой» любви.

Веру Николаевну можно считать избранной, так как это сквозь её жизнь прошла настоящая, самоотверженная любовь. К сожалению, в отличии от женщин, в современном мире мужчины совсем обнищали как духом так и телом; Но Желтков далеко не является таковым. И это доказывает сцена свидания. Как он хорошо чувствует и разбирается в людях, то обращать внимание на угрозы со стороны Николая Николаевича перестал сразу.

Тогда, когда состоялся этот сложный разговор Желткову вернули его же подарок - изумительный гранатовый браслет, семейную реликвию, герой показал сильную волю. Он решает, что единственный выход - это уход из жизни, так как не хочет причинять любых неудобств возлюбленной. Это для него было прощанием с жизнью. Его последние слова благодарности княгине за то, она - его единственная радость, единственное утешение, были пожеланием счастья для любимой.

Все это доказывает то, что Желтков наделён Куприным благородством. Это образ не «маленького» человека, нищего духом, которого победила любовь. Прощаясь с жизнью, он оказывается любящим и сильным самоотверженно.

Таким образом, чиновник, «незаметный» человек довольно смешной фамилии Желтков за-ради счастья любимой отдал свою жизнь Богу. Конечно, тот факт, что он был одержим это правда, но чем? Высоким чувством! Это нельзя считать «болезнью». Эта любовь - великая, та, которая наполняет жизнь смыслом и сохраняет человека от вырождения нравств. Это любовь, которой заслуживают лишь избранные.

Разделы: Литература

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок-беседа.

Цель урока: выявить своеобразие решения любовной темы в творчестве А.И. Куприна.

Обучающие:

  • углубить представления учащихся о художественном своеобразии прозы А. И. Куприна;
  • познакомить учащихся с историей создания рассказа “Гранатовый браслет”;
  • на основе непосредственных впечатлений от прочтения рассказа провести комплексный анализ произведения, рассмотрев проблематику рассказа, его сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов.

Развивающие:

  • совершенствовать навыки учащихся по анализу художественного произведения, развивая умение выделять главные, существенные моменты в развитии действия, определять их роль для раскрытия темы и идеи произведения, делать самостоятельные выводы; развивать навыки исследования художественного текста; сопоставительного анализа, развернутых ответов на вопросы; обогащение словарного запаса учащихся;
  • формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям рассказа, тем самым способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения.

Воспитательные:

  • воспитывать нравственные качества учащихся на примере героев рассказа (внутренней красоты, благородства);
  • формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства: литературу, музыку, изобразительное искусство, кино;
  • воспитывать внимательное отношение к слову.

Подготовительный этап: учащихся разделить на 4 группы.

Ход занятия

I. Организационный момент. Объяснение целей и задач урока.

II. Вступительное слово преподавателя.

"Есть у Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней нельзя прикасаться. Это тема любви…”

“Великая сила любви!” – именно так звучит тема нашего урока. Тема любви – всегда была, есть и будет одной из актуальнейших тем для всего человечества.

Один из самых благоуханных и томительных рассказов о любви – и самых печальных – это купринский "Гранатовый браслет"

“У любви тысячи сюжетов, и в каждом из них свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание”.
(К.Г.Паустовский)

Один из таких “сюжетов” и станет предметом нашего внимания сегодня.

Мы остановимся на анализе рассказа А. И. Куприна “Гранатовый браслет”.

III. Анализ рассказа Куприна “Гранатовый браслет”.

Преподаватель:

В. Львова-Рогачевского: “В творчестве Куприна отразилась жизнь во всем ее бесконечном разнообразии, не столько жизнь в целом, сколько в осколках, в вихре случайностей… У него жадность коллекционера, только собирает он не редкие монеты, а редкие случаи жизни”. Убедиться в достоверности слов В. Львова– Рогачевского нам позволит знакомство с историей создания этого произведения.

1. Сообщение ученика “История создания рассказа А. И. Куприна” (индивидуальная домашняя работа учащегося).

Преподаватель:

2. “Гранатовый браслет” имеет необычную творческую историю. Работа над рассказом шла осенью 1910 года в Одессе. В это время Куприн часто бывал в семье одесского врача Л. Я. Майзельса и слушал Вторую сонату Бетховена в исполнении его жены. Музыкальное произведение настолько захватило Александра Ивановича, что работа над рассказом началась с того, что он записал эпиграф. “L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato”. Соната Бетховена “Аппассионата", одно из самых напряженных, томительных, страстных созданий человеческого гения в музыке пробудила Куприна к литературному творчеству. Звуки сонаты соединились в его воображении с историей светлой любви, которой он был свидетелем.

(Прослушивание фрагмента “Аппассионаты”)

3. Аналитическая беседа сопоставительного характера.

Как художественно преобразил Куприн реальную историю, услышанную им? (Куприн воплотил в своем творении идеал прекрасной, всемогущей, но не взаимной любви, показал, что “маленький человек” способен на большое, всеобъемлющее чувство. Закончил рассказ Куприн гибелью героя, которая заставила Веру Николаевну задуматься о любви, о чувстве, заставила ее переживать, сочувствовать, что она не делала ранее.)

Как вы думаете, почему Куприн художественно преобразил реальную историю?

Как вы думаете, достиг ли своего замысла писатель?

4. Викторина по произведению.

Прежде чем непосредственно перейти к обсуждению рассказа, к раскрытию главных тем, к обсуждению характеров героев проведем специальную викторину. Ее вопросы помогут вам вспомнить детали произведения, а ваши ответы покажут, насколько внимательно вы читали рассказ “Гранатовый браслет” и как хорошо вы помните его содержание:

1. В какое время года происходит действие рассказа? (Осень, сентябрь.)
2. Где происходят события повести? (Причерноморский город.)
3. Как зовут главную героиню? (Княгиня вера Шеина.)
4. Фамилия княгини Шеиной до замужества? (Мирза-Булат-Тугановская.)
5. Кто был предок Веры Шеиной? (Тамерлан.)
6. Как зовут сестру Веры? (Анна Фриессе.)
7. Как зовут мужа княгини Веры? (Князь Василий Львович.)
8. Его должность? (Предводитель дворянства.)
9. Какого числа были именины княгини Веры Шеиной? (17 сентября.)
10. Что подарил ей муж? (Серьги из жемчужин грушевидной формы.)
11. Что подарила Вере сестра? (Записную книжку в “удивительном переплете”.)
12. Как звали знаменитую пианистку, подруу Веры? (Жени Рейтер.)
13. Кто подарил браслет с гранатами? (Желтков.)
14. С чем сравнивает вера густо-красные гранаты? (Точно кровь.)
15. Кто такой Желтков? (Влюбленный в веру телеграфист.)
16. Как зовет Желткова его хозяйка? (“Пан Ежий.)
17. Настоящее имя Желткова? (Георгий.)
18. О ком Куприн писал: “…пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах…” (о княгине вере).
19. Как звали мужа Анны, сестры Веры? (Густав Иванович.)
20. Чей это портрет? “ Она была на полголовы ниже, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами… пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью…” (Анна)
21. О ком пишет Куприн: “…очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти”? (о Желткове.)
22. Какая музыка звучит в произведении? (Вторая соната Бетховена.)
23. Чей это портрет? “Тучный, высокий, серебряный старец, тяжело слезал с подножки… У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах… какое свойственно мужественным и простым людям…” (генерал Аносов).
24. О ком автор пишет: “..обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала…”? (о Вере Шеиной.)
25. Кому принадлежат следующие слова: “ А где же любовь– то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – “сильна, как смерть”?

5. Работа в группах.

Что такое группа? Это песня, песня, что поется только в хоре.

Где глаза и руки всегда вместе, истина рождается в творческом споре!

Задание 1.

Поговорим о том, что в вашем понимании любовь, какой она может быть.

Первая группа: Какие положительные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?

(Любовь – возвышенное чувство, прекрасное, необыкновенное, любовь способна победить все, способна поднять человека на вершину блаженства, заставить человека работать над собой. Без любви жить нельз.я)

Вторая группа: Какие отрицательные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?

(любовь – это чувство, приносящее боль, разочарование, неуверенность в себе, любовь может уничтожить человека, заставить совершать безумства, любовь бросает человека в пучину горя. Лучше жить без любви.)

Третья группа: Подберите эпитеты к слову ЛЮБОВЬ.

(Любовь – добрая, мягкая, обоюдная, созидательная, радостная, счастливая, трагическая, роковая, мучительная, безответная, разрушающая.)

Четвертая группа: Работа со словарями

Обратимся к толковым словарям русского языка и посмотрим, какое определение дают “ЛЮБВИ” лингвисты.

Любовь – это:

Любовь – это интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. (Большой энциклопедический словарь.)

Любовь – это 1) глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство; 2) чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности; 3) постоянная, сильная склонность, увлеченность чем-нибудь; 4) предмет любви (тот или та, кого кто-н. любит, к кому испытывает влечение, расположение); 5) пристрастие, вкус к чему-нибудь. (Толковый словарь С.И. Ожегова.)

Любовь – 1) чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу. 2) Склонность, расположение или влечение к чему-нибудь. (Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова.)

Преподаватель:

Мы видим, что в каждом определении звучат слова: глубокое чувство; сильное сердечное чувство; чувство привязанности; склонность, расположение.

Сам же Куприн так говорил о любви: это “чувство, которое до сих пор еще не нашло себе истолкования”.

Но ни в одном определении нет точного указания на то, счастье любовь или беда.

Как же это определить? Обратимся к повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет” и попытаемся это выяснить

Задание 2.

Первая группа: Какой предстает княгиня перед читателями в первых главах повести? (Холодность, равнодушие, царственное спокойствие, чувство превосходства.)

Вторая группа: Способна ли она на пылкую, страстную любовь?(В юности и ранней молодости княгиня была способна на сильное, всепоглощающее чувство, но теперь она изменилась, и “прежняя страстная любовь к мужу давно перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы”.)

Третья группа: Какую роль играет в произведении музыка Бетховена?(Музыка удивительно гармонирует с переживаниями Веры, в душе которой звучат слова: “Да святится имя Твое”. В этих нежных звуках – жизнь, которая “покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть”. Последние воспоминания Желткова овеяны сладкой грустью, мгновения счастья становятся для него вечностью) Соната № 2 Бетховена – "исключительное, единственное по глубине произведение".)

Четвертая группа: “Любовь” и “влюбленность”: чем отличаются эти понятия?

Задание 3.

Человеком, так полюбившим Веру Николаевну, был простой человек, чиновник контрольной палаты, Г.С. Желтков.

Первая группа: Как мы узнаем о любви Желткова? Кто о ней рассказывает?(О любви Желткова мы узнаем впервые из рассказов князя Шеина. У князя правда переплетается с вымыслом. Для него это забавная история. Образ Желткова в рассказах князя претерпевает изменения: телеграфист – переодевается в трубочиста – становится судомойкой – превращается в монаха – трагически гибнет, оставляя после смерти завещание.)

Вторая группа: Чем отличался подарок Желткова от всех остальных? Почему Вера Николаевна почувствовала тревогу? (Гранатовый браслет – символ любви, благоговейной, бесконечной и безнадежной, и трагедии в судьбе героя.)

Третья группа: Любовь без взаимности: счастье или трагедия? (Желтков признает, что “неудобным клином врезался” в жизнь Веры и бесконечно благодарен ей только за то, что она существует. Его любовь – не болезнь, не маниакальная идея, а награда, посланная Богом. Его трагедия безысходна, он мертвый человек.)

Четвертая группа: Каким предстает Желтков в предсмертном письме?

Задание 4.

Первая группа: Когда впервые заходит разговор о настоящей любви? (В разговоре с Аносовым. Он считает, что в его время разучились любить.)

Вторая группа: Любить и быть любимым? Что лучше?

Третья группа: Какова история генерала Аносова? Почему она дается так подробно?

Аносов знает, что такое любовь с первого взгляда. Но жена бросила его. "Люди в наше время разучились любить, – говорит генерал. – Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел". Аносов рассуждает о том, почему люди женятся. У женщин – "желание быть хозяйкой, главною в доме, самостоятельной... К тому же потребность материнства, и чтобы начать вить свое гнездо". У мужчин другие мотивы – "усталость от холостой жизни, от беспорядка в комнатах... от долгов, от бесцеремонных товарищей... Чувствуешь, что семьей жить выгоднее, здоровее и экономнее... думаешь: вот пойдут детишки, – я-то умру, а часть меня все-таки останется на свете... бывают иногда и мысли о приданом". Как мы видим, мотивы вступления в брак людей, живших в начале XX века, мало отличаются от устремлений наших современников... Устами своего героя Куприн восклицает: "А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – “сильна, как смерть. Каждая женщина мечтает о любви "единой, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной". Таков идеал любви по Куприну. Но достичь идеала трудно, практически невозможно. Если любви нет, женщины мстят. Мстят себе и другим.

Четвертая группа: Существует ли идеальная любовь?

Старого генерала Аносова, который уверен в том, что высокая любовь существует, но она "...должна быть трагедией, величайшей тайной в мире", не знающей компромиссов.

Куприн: истинная любовь – основа всего земного. Она не должна быть изолированной, неразделенной, она должна основываться на высоких искренних чувствах, стремиться к идеалу. Любовь сильнее смерти, она возвышает человека.

Какова судьба гранатового браслета? (Несчастный влюбленный просил повесить браслет – символ святой любви – на икону.)

6. Работа с высказываниями героев повести.

Герои повести высказывают свое мнение о любви. Перед вами высказывания героев повести. Чья точка зрения вам ближе и почему?

Аносов: “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться”.

Вера Николаевна: “И что это: любовь или сумасшествие?”

Желтков: “… это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которой Богу было угодно за что-то меня вознаградить… “Да святится имя твое…”

Шеин: “… разве можно управлять таким чувством, как любовь – чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования”

IV. Подведение итога занятия.

Сверток маленький хранил в себе футляр.
Для княгини Веры Николаевны,
В нем браслет гранатовый лежал,
К дню рождения подарок каменный...

В окаеме золотых оправ,
Пусть дешевых, невысокой пробы,
Камешек зеленый, словно граф,
Изумлял свечением особым...

Он скрывал в себе живой огонь -
Оберег от смерти и обмана,
Звал владельца: "Только пальцем тронь,
Будущее выйдет из тумана..."

Зазвучит бетховенский мотив
Третьей части "Аппасионаты",
И слова: "Люблю, доколи жив!" -
Будут долго повторять гранаты...

Желтков Г. С. (видимо, Георгий - «пан Ежий») - появляется в рассказе лишь ближе к концу: «очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти». Наряду с княгиней Верой может быть назван главным героем рассказа. Завязка конфликта - получение княгиней Верой 17 сентября, в день своих именин, письма, подписанного инициалами «Г. С. Ж.», и гранатового браслета в красном футляре.

То был подарок от незнакомого тогда Вере Ж., который семь лет назад влюбился в нее, писал письма, потом по ее просьбе перестал беспокоить, но сейчас снова признавался в любви. В письме Ж. объяснял, что старинный серебряный некогда браслет принадлежал его бабке, затем все камни были перенесены на новый, золотой, браслет. Ж. раскаивается в том, что прежде «осмеливался писать глупые и дерзкие письма» и добавляет: «Теперь во мне осталось только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность». Один из гостей на именинах развлечения ради преподносит историю любви телеграфиста, П. П. Ж. (искаженное Г. С. Ж.), к Вере в комическом, стилизованном под бульварный роман виде. Другой гость, близкий для семьи человек, старый генерал Аносов высказывает предположение: «Может быть, это просто ненормальный малый, маньак <...> может быть, твой жизненый путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».

Под воздействием своего шурина муж Веры князь Василий Львович Шеин решает возвратить браслет и пресечь переписку. Ж. поразил Шеина при встрече своей искренностью. Ж., испросив разрешения у Шеина, говорит по телефону с Верой, но она тоже просит прекратить «эту историю». Шеин чувствовал, что присутствует «при какой-то громадной трагедии души». Когда он сообщает об этом Вере, та предсказывает, что Ж. убьет себя. Позже из газеты она случайно узнала о самоубийстве Ж., сославшегося в своей предсмертной записке на растрату казенных денег. Вечером того же дня она получает прощальное письмо от Ж. Любовь к Вере он называет «громадным счастьем», посланным ему Богом. Признается, что его «не интересует в жизни ничего: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей». Вся жизнь заключается в любви к Вере: «Пусть я был смешон в Ваших глазах и в глазах Вашего брата <...> Уходя, я в восторге говорю: Да святится имя Твое». Князь Шеин признается: Ж. не был сумасшедшим и сильно любил Веру и оттого был обречен на смерть. Он разрешает Вере проститься с Ж. Глядя на покойного, она «поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее». В лице мертвого ^К. она заметила «глубокую важность», «глубокую и сладкую тайну», «умиротворенное выражение», которое «она видела на масках великих страдальцев - Пушкина и Наполеона».

Дома Вера застала знакомую пианистку - Женни Рейтер, которая сыграла ей именно то место из второй сонаты Бетховена, которое казалось Ж. самым совершенным - «Largo Appassionato». И эта музыка стала обращенным к Вере загробным объяснением в любви. Мысли Веры о том, что «мимо нее прошла большая любовь», совпали с музыкой, каждый «куплет» которой заканчивался словами: «Да святится имя Твое». В самом конце рассказа Вера произносит только ей понятные слова: «...он меня простил теперь. Все хорошо».

У всех героев рассказа, не исключая Ж., были реальные прототипы. Критика указывала, однако, на связь «Гранатового браслета» с прозой норвежского писателя Кнута Гамсуна.