Духовная сфера жизни общ. Понятие культура, ее виды, типы и функции

В качестве частей выделяют не только социальные субъекты, но и другие образования — сферы жизни общества.Общество является сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности. Как и любая другая сложная система, общество состоит из подсистем, важнейшие из которых называют сферами общественной жизни.

Сфера жизни общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.

Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.

Каждая сфера включает в себя:

  • определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);
  • социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь);
  • сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

  • социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)
  • экономическую (производительные силы, производственные отношения)
  • политическую (государство, партии, общественно-политические движения)
  • духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

Конечно, человек способен прожить без удовлетворения этих потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процессе духовной деятельности - познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Она проявляется в , научном творчестве, самообразовании, и т.п. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей.

Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства — наука, искусство и религия.

Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные сознания — нравственное, научное, эстетическое, .

Социальный институты в сферах общества

В каждой из сфер общества формируются соответствующие социальные институты.

В социальной сфере важнейшим социальным институтом, в рамках которого осуществляется воспроизводство новых поколений людей, является . Общественное производство человека как социального существа, помимо семьи, осуществляется такими институтами, как дошкольные и медицинские учреждения, школа и другие учебные заведения, спортивные и иные организации.

Для многих людей производство и наличие духовных условий существования не менее важны, а для некоторых людей и более важны, чем условия материальные. Духовное производство отличает людей от других существ в этом мире. Состояние и характер развития определяю цивилизованность человечества. Основными в духовной сфере выступают институты , . Сюда же относятся культурно-просветительские учреждения, творческие союзы (писателей, художников и т. п.), средства массовой информации и иные организации.

В основе политической сферы лежат отношения между людьми, которые позволяют им участвовать в управлении общественными процессами, занимать относительно безопасную позицию в структуре социальных связей. Политические отношения — это формы коллективной жизни, которые предписываются законами и другими правовыми актами страны, уставами и инструкциями относительно самостоятельных сообществ, как вне страны, так и внутри ее, писаными и неписаными правилами различных . Осуществляются эти отношения посредством ресурсов соответствующего политического института.

В масштабе всей страны основным политическим институтом выступает . Оно состоит из множества следующих институтов: президент и его администрация, правительство, парламент, суд, прокуратура и другие организации, обеспечивающие общий порядок в стране. Помимо государства, существуют многие организации , в которых люди реализуют свои политические права, т. е. права на управление общественными процессами. Политическими институтами, которые стремятся участвовать в управлении всей страной, выступают и общественные движения. Кроме них, могут существовать организации регионального и местного уровня.

Взаимосвязь сфер общественной жизни

Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. В истории наук об были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозности как части духовной сферы жизни общества. В Новое время и эпоху Просвещения акцентировалась роль нравственности и научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений.

В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основе народа, его традиций в области религии и морали. Таким образом, на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться.

Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т. е. подвижным, характером.

Духовная сфера жизни общества - сфера, охватывающая различные формы и уровни общественного сознания, проявляющаяся в духовном производстве для удовлетворения духовных потребностей и создании духовных ценностей.

Жизнь общества в духовной сфере складывается из следующих элементов: (элементы духовной жизни)

1. мораль - совокупность правил поведения, производных от представлений людей о справедливости и несправедливости, добре и зле.

2. религия

3. искусство - творческая деятельность людей, направленная на передачу объективной реальности через субъективные переживания с помощью художественных образов.

4. наука - система обоснованных знаний, выраженных в абстрактно-логическом виде, имеющих форму теории.

5. право - система формальных общеобязательных норм, установленных или санкционированных государством, гарантированных его принудительной силой.

6. идеология - совокупность представлений, объясняющая социально-политическую реальность и формирующая к ней отношение, используемая политической элитой для воздействия в своих целях на массовое сознание.

7. философия - дисциплина, изучающая наиболее общие проблемы устройства окружающего мира, общества и человека.

Сам процесс духовной жизнедеятельности имеет следующую структуру (структура духовной жизни):

1. Духовные потребности. Духовные потребности - это потребности в создании и освоении духовных благ.

Особенности:

1) духовные потребности не заданы биологически, а проявляются и развиваются в процессе социализации;

2) духовные потребности не исчерпываются по мере их удовлетворения, а увеличиваются и усложняются;

3) духовные потребности служат показателем развития личности: чем больше духовных потребностей у человека и чем они сложнее, тем более развита его личность

2. Духовное производство. Духовное производство - это производство общественного сознания, результатом которого являются:

1) идеи, теории, образы и другие духовные ценности;

2) духовные общественные связи индивидов;

3) личность человека.

3. Духовные ценности (блата). Духовные ценности - это блага, проявляющиеся только через сознание людей и направленные на удовлетворение духовных потребностей.

Особенности:

1) духовные блага относительны, они зависят от культуры и эпохи 2) духовные блага неисчерпаемы, они не уменьшаются по мере их потребления, а, наоборот, развиваются.

Культура:

  • слово происходит от латинского глагола, означающего «возделывание почв»;
  • в широком смысле, это совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепленных в общественной практике;
  • в узком смысле, это отрасли творческой деятельности, связанные с искусством.

Формы культуры: материальная и духовная.

Материальная культура - совокупность объектов культуры, существующих в чувственно-предметной реальности, предназначенных для удовлетворения материальных потребностей.

Духовная культура - совокупность объектов культуры, существующих через сознание людей, предназначенных для удовлетворения ду-ковных потребностей.

Разнов Культура подразделяется на народную, элитарную и массовую.

В традиционном обществе можно четко выделить народную и элитарную культуру.

1. Народная культура - культура, характерная для определенной этнической общности (народа, нации).

Особенности:

а) простота, доступность;

б) анонимность, создается всем народом;

в) стабильность, неизменность;

г) связь с национальными корнями;

д) служит для национальной самоидентификации;

е) возникает в процессе практической деятельности людей.

2. Элитарная культура - культура, характерная для высших слоев общества.

Особенности:

а) сложность, доступность только для избранных;

в) создается профессионалами;

г) служит для отделения высших слоев (аристократии) от простых людей;

д) постоянно развивается, усложняется;

е) интернациональна

3. Массовая культура. Появляется в конце XIX - начале XX века. Предпосылки:

1) развитие технических средств коммуникации - средств массовой информации;

2) изменение социальной структуры общества (противопоставление аристократии и простых людей значимое для традиционного общества стирается в индустриальном).

Особенности :

а) коммерческая направленность;

б) простота и доступность форм;

в) создается профессионалами;

г) интернациональна.

В современном обществе массовая культура доминирует, она практически вытеснила народную; в то же время, элитарная культура сохраняется как средство творческого самовыражения, не направленное на массовое потребление и коммерческую выгоду.

Существуют различные точки зрения по поводу влияния массовой культуры на человека.

Положительное влияние:

  • так или иначе, приобщает каждого к культуре;
  • имеет свои высоты и достижения;
  • удовлетворяет потребности в досуге и развлечениях;
  • является средством самовыражения.

Отрицательное влияние:

  • снижает общую планку культурного уровня;
  • формирует искусственные потребности и запросы;
  • формирует стандартное поведение и вкусы;
  • насаждает социальные мифы.

II. Также культура подразделяется на господствующую, субкультуры и контркультуры.

1.Господствующая (доминирующая) культура - культура понятная и доступная всему обществу и принимаемая большинством общества.

2. Субкультура - культура, присущая определенной социальной группе. Субкультура является своеобразной разновидностью господствующей, но служит целям выделения и идентификации членов этой группы (профессиональной, национальной, демографической).

3. Контркультура - культура, прямо противопоставляющая себя господствующей, переворачивающая ее ценности и принципы. Контркультура является выражением протеста и несогласия с ценностями доминирующей культуры.

Наука

Термин наука может пониматься в трех смыслах: как социальный институт, как отрасль духовного производства, как система знаний.

1. Наука как социальный институт - система организаций, учреждений вырабатывающих, распространяющих и внедряющих знания, а также норм и принципов, регулирующих их деятельность.

2. Наука как духовное производство - особый тип духовной деятельности, направленной на получение достоверного и обоснованного знания.

3. Наука как система знаний - упорядоченная система обоснованных знаний, выраженных в абстрактно-логической форме.

Отличительные черты науки:

1. Обоснованность - любое утверждение, принимаемое наукой, должно иметь свое доказательство.

2. Универсальность - знание, полученное в одной области, должно быть применимо ко всем подобным.

3. Системность - научные знания упорядочены, выражаются в форме теории.

4. Объективность - наука стремиться к объективному, не зависящему от воли познающего субъекта, знанию.

5. Безграничность - наука постоянно развивается, любая теория не претендует на абсолютность и может быть опровергнута.

6. Математизация и формализация - точность в науке достигается за счет использования формализованных языков и языка математики.

7. Терминологический аппарат - научные понятия, зафиксированные на теоретическом уровне.

Функции науки:

1. Познавательная - описание и объяснение окружающего мира, общества и человека (реализуется, в основном, в фундаментальных науках).

2. Практически-действенная - участие в преобразующей деятельности общества (реализуется, в основном, в прикладных науках).

3. Прогностическая - предсказание явлений в будущем.

4. Социальная - содействие в развитии общества.

5. Культурно-мировоззренческая - формирование научного мировоззрения.

Фундаментальные науки глубоко погружаются в объект исследования и дают основу прикладным наукам. Прикладные науки применяют свои знания на практике.

Уровни научного знания. Выделяют два уровня научного знания - эмпирический и теоретический.

1. Эмпирический уровень характеризуется непосредственным познанием внешних сторон объектов, выявлением наблюдаемых фактов и фиксацией закономерностей.

Формы эмпирического познания - научный факт и эмпирический закон. Эмпирическое познание использует методы:

а) наблюдение;

б) эксперимент;

в) измерение;

г) описание;

д) сравнение и др.

2. Теоретический уровень осуществляет опосредованное познание, проникает в сущность явлений и объясняет их.

Формы теоретического уровня познания - закон, гипотеза, теория. Теоретическое познание использует методы:

а) дедукция;

б) индукция;

в) абстрагирование;

г) идеализация;

д) систематизация и др.

Помимо эмпирических и теоретических методов, существуют универсальные методы, применение которых возможно на любом из данных уровней.

К ним относятся:

а) аналогия;

б) анализ;

в) синтез;

г) классификация;

д) моделирование.

Виды наук.

Традиционно выделяют естественные и социально-гуманитарные науки.

1. Естественные науки изучают природные объекты и явления. Их основная задача - объяснение универсальных, повторяющихся закономерностей.

2. Социально-гуманитарные науки изучают общество и объекты культуры

Образование

Образование - целенаправленная познавательная деятельность людей по получению и передаче знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию.

Функции образования:

Система образования - совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих ее функционирование.

Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики.

В настоящее время образовательная политика в РФ строится на следующих принципах:

1) гуманистический характер образования;

2) приоритет общечеловеческих ценностей;

3) право личности на свободное развитие;

4) единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;

5) общедоступность образования;

6) адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;

7) светский характер образования в государственных учреждениях;

8) свобода и плюрализм в образовании;

9) демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.

Ступени образования в РФ:

1. дошкольное

2. общее (школьное, среднее)

а) начальное

б) основное в)полное

3. профессиональное

а) начальное б)среднее

в) высшее

г) послевузовское

4. дополнительное.

Тенденции в развитии образования:

а) демократизация системы обучения и воспитания (общедоступность);

б) гуманитаризация процесса образования (повышенное внимание к гуманитарным дисциплинам);

в) гуманизация процесса образования;

г) компьютеризация процесса образования;

д) интернационализация процесса образования;

е) непрерывное образование;

ж) рост продолжительности образования.

Важнейшим путем получения образования является самообразование - получение знаний без непосредственного контроля и помощи учителей и педагогов.

Религия

Термин «религия» - от латинского слова «связывание, повторное обращение к чему-либо».

Религия - система верований в сверхъестественное, обрядовых действий, традиций, религиозных институтов.

Культурой мы называем все, что создано руками и разумом человека, весь искусственный – отличный от природы – мир явлений, который не может существовать без человеческой заботы.

Культура может быть нравственная, научная, экономическая, правовая, политическая и т.д. В обыденномсознании культура сливается с «культурностью», т.е. духовно-нравственным достоянием личности. В числе наиболее ценимых качеств культурного человека упоминаются сознательность, организованность, ответственность, эрудиция, скромность, аккуратность, справедливость.

Культура формирует человека как зрелое человеческое существо - в отличие от животного, которое приобретает родовые признаки прямо от рождения. Вряд ли все родовые признаки получили простор для развития: об этом говорят уникальные способности, присущие немногим людям.

Культура формирует человека как часть социума, когда он усваивает некий обязательный минимум культуры и входит в ту или иную группу со специфическими способами мышления и принципами поведения.

Культура приобщает человека к культурному наследию в более широком объеме, способствует усвоению других культур - иностранные языки, профессиональные навыки, приобретение широкой гуманитарной культуры.

Культура формирует индивидуальность, развивая способности, предуказанные природными задатками, биографией, жизненным опытом.

В свою очередь и культура создается, развивается и сохраняется как отдельными людьми, так и обществом в целом. И отношение общества к культуре обязано быть вполне осмысленным.

Художественная культура, или искусство. Эстетика – система чьих-либо взглядов на искусство.

Толстой: «Вызвать в себе раз испытанное чувство и, вызвав его в себе, посредством движений, линий, красок, звуков, образов, выраженных словами, передать это чувство так, чтобы другие испытали то же чувство, - в этом состоит деятельность искусства.

Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно, известными внешними знаками передает другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их».

В этом определенииследует подчеркнуть:

- Сфера искусства – это прежде всего чувства, эмоции.

- Сознательность акта творчества

- Важность намерений субъекта, т.е. творца.

Зритель, читатель, слушатель, может ограничиться ролью объекта, (нравится – не нравится), а может пойти дальше, т.е. попытаться судить о намерениях художника и о том, насколько художник справился со своей задачей. Здесь лишь важно помнить, что художника следует судить по тем законам, которые он сам над собой признает.

Можно разделить искусство на классическое и романтическое (Жирмунский). В классическом искусстве произведение важно само по себе, оно не содержит характера создателя, оно созвучно самой природе. А художник-романтик стремится выразить в первую очередь самого себя, считая, что именно этим он затронет чувства другого человека.

Идеология советских времен большое место отводила рассуждениям о форме и содержании в искусстве.

Гете сказал, что для истинного художника стимулом для творчества является не жизнь, а произведения искусства, созданные другим творцом. Это очень честная мысль, полностью противоречащая установкам коммунистических вождей, по которым художник именно обязан изображать жизнь.

Познание художественного произведения начинается с чисто эмоционального восприятия. Затем приходит желание понять, как, каким способом художник достиг своей цели – заразил тебя своим чувством. В дальнейшем хочется глубже понять художника, ты начинаешь интересоваться другими его произведениями, его личностью, его судьбой. Человек, ощущающий в себе творческие способности, потребности собственного творчества, проникает в творческую лабораторию поразивших его художников, проходя таким образом стадию ученичества.

«… Средство общения людей, соединяющее их в одних и тех же чувствах».

(«Прекрасно то, что нравится независимо от смысла» Кант.)

Культура «народная», «элитарная»и «массовая».

Народная культура – традиционна, однородна, отражает характер народа. Ее источник – село. Она глубока и инертна. Из народной культуры художники черпают материал, переосмысливая его и наполняя философским и нравственным содержанием.

Элитарная культура – творческий авангард, лаборатория. Это группы, студии, кружки, внутри которого говорят на специальном языке, доступном лишь посвященным. Здесь рождаются произведения новые, небывалые, здесь художники учатся друг у друга, здесь рожаются гении.

Массовая культура создается для широких городских масс «индустриальным» способом. В ней много неподлинного, подражательного и стандартизированного. Она заранее рассчитывается на достаточно низкий уровень восприятия.

Разумеется, существуют и промежуточные формы, когда крупномасштабное произведение, рассчитанное на широкие массы, включает в себя элементы как элитарного, так и народного искусства. (Фильм о Штирлице).

Нравственная оценка культуры. Толстой говорил о хорошем или дурном искусстве – в зависимости от того, на какие именно чувства читателя или зрителя воздействует художник. Наиболее важным критерием нравственной оценки является религиозное состояние общества.

В СССР, где господствовали атеизм и псевдорелигиозные культы, искусство во многом заменяло религию. Именно оно произведениями лучших мастеров будило в людях высокую нравственность, давало надежду на будущее.

Проблема сохранения и отбора культуры.

Проблема культурной элиты: поддержка нового и непонятного

Образование. Средства массовой информации.

Нашей культуре предстоит вспомнить свое христианское происхождение - как непосредственно от православия, так и через влияние западного христианства. И уже на этой базе предстоит осмыслить и либо принять, либо отвергнуть новейшие влияния, в изобилии предлагаемые всемирным информационным полем.

Еще и еще раз приходится говорить, что возвращение к христианским основам, к религиозным истокам культуры не означает отказа от достижений гуманизма. Напротив, это спиралеобразное движение вверх, к новой стадии развития, где научная мысль сочетается с религиозным миросозерцанием, где свобода сочетается с ответственностью, где есть Путь, Истина и Жизнь.

Сегодня все это приходится доказывать. Сегодня слишком многие не находят в себе сил преодолеть приобретенный в атеистическом детстве стереотип, по которому для образованного человека вера постыдна. И именно эти люди сегодня формируют телевизионные программы, газетные полосы, организуют массовые "культурные мероприятия". Мы вправе рассчитывать, что деятели культуры первыми преодолеют упомянутый стереотип, тем более, что часть из них сделала это еще в "застойные" годы, когда для этого требовалось изрядное мужество.

Саморазвивающееся общество не может пускать культуру на самотек, учитывая, что искусство может не только воспитывать, но и развращать душу человека. Пришло время определиться - каким образом общество должно оказывать влияние на культуру.

Развлекательная массовая культура должна иметь ограничение лишь со стороны закона, т.е. здесь должно запрещаться лишь разлагающее воздействие, описанное законом. Эта часть культуры не финансируется государством, а является самоокупаемой.

Государство должно поддерживать культуру, оказывающую благотворное влияние на человека. Однако решение о полном или частичном финансировании должны приниматься не одними чиновниками. Здесь необходим общественный ареопаг культуры, состоящих из авторитетнейших деятелей культуры, науки, религии, политики. Рекомендации ареопага культуры являются основополагающими для материальной поддержки или, напротив, для ограничительных мер в отношении прежде всего теле- и радио- программ.

Здесь возникает проблема формирования самого ареопага. Ясно, что он не может быть избираем всеобщими выборами. С другой стороны - едва ли можно отдать утверждение ареопага на откуп самим деятелям культуры во избежание корпоративных влияний. Однако какие-то решения, пусть не идеальные, можно найти; главное - сделать первый шаг и покончить с безраздельной властью анонимных редакторов и директоров программ, приоткрыть завесу тайны над теми, от кого зависит завтрашнее общественное сознание.

Понятие культура

Культура — это весьма сложная, многоуровневая система. С одной стороны, это накопленные обществом материальные и духовные ценности, с другой — человеческая деятельность, опирающаяся на наследие всех предыдущих поколений, порождающая и передающая это наследите тем, кто придет на смену ныне живущим.

Понятие “культура” появилось в глубокой древности. Им первоначально характеризовали (деятельности) по возделыванию, обработке почвы, металла, камня, воспитанию.

Это понятие культуры с самого начала охватывало огромный диапазон человеческих деяний. По мере того как люди все глубже проникали в тайны природы и самого человека, расширялось и само понятие “культура”.

В современной науке имеются сотни определений культуры. К сожалению, большинство из них непонятны и трудновоспроизводимы, тогда как понятие “культура” должно быть операциональным, легким в употреблении. Этим требованиям соответствует понимание культуры как качественной характеристики жизнедеятельности общества в целом и основных его субъектов в отдельности. Становится и развивается она вместе с формированием общества, совершенствуясь вместе с ним.

В современном языке понятие культуры употребляется в разных значениях. Под культурой подразумевают:

  • совокупность достижений человечества в различных сферах общественной жизни;
  • способ организации общественных отношений, представленный в системе официальных и неофициальных социальных институтов;
  • степень развития личности, приобщения человека к достижениям науки, искусства, права, морали и других областей духовности.

Материальная и духовная культуры

Культуру подразделяют на . Здесь важно не путать ее с объектами, предметами культуры. Собор Василия Блаженного, Большой театр и т. п. — объекты культуры, а вот, их качественная характеристика: кто, когда, где, чем и т.п. — культура. Скрипка — музыкальный инструмент, предмет культуры, а скрипка Страдивари — предмет культуры XVI в. Исполненное на ней музыкальное произведение — предмет духовной культуры, а вот, кто, как, когда, где и т.п., т.е. его качественная характеристика — культура.

Жизнедеятельность общества — многосферна (труд, политика, экономика, этика, эстетика, право, семья, религия и др.) Каждой из сфер жизни общества соответствует определенный достигнутый им уровень культуры как качественной характеристики его жизнедеятельности.

Мы предлагаем градацию уровней достигнутой культуры: знания, умения, навыки, опыт, мастерство, творчество, которые отражают степень развитости каждой из сфер жизни того или иного субъекта общественной жизни: трудовой, политической, экономической и др. Ориентируясь на них, можно построить график развитости культуры каждого субъекта общественной жизни: личности, социальной группы, общества любой страны.

Подобный график представлен на рисунке ниже.

К сожалению, кривая, отражающая достигнутый уровень культуры в различных сферах жизни России, опускается, демонстрируя недостаточно высокую культуру в ряде важных сфер. Она показывает, что уровень трудовой культуры россиян выше, чем политической или экономической, а тем более эстетической или этической. В стране много высококультурных людей, но еще больше не дотягивающих до этого комплексного показателя.

Когда мы говорим о культуре социального субъекта , мы имеем в виду его потенциал совокупный , сформировавшийся во всех сферах жизнедеятельности общества. В социологии главное внимание уделяется функционированию элементов в духовной культуре . Каковы же эти элементы?

Знания , сформулированные в понятиях и зафиксированные в языке, как системе знаков и символов, наделенных определенным значением.

Язык — инструмент формирования, накопления и передачи знаний. В свою очередь знания выступают основанием убеждений — важного элемента культуры.

Рис. 1. Диаграмма культуры субъекта социальной жизни

Убеждение — определенное духовное состояние, чувственное переживание знания как личностно значимого, достоверного. Убеждения — единство знаний, эмоций и воли, выступающие в форме: ценностных ориентаций, установок, норм, принципов поведения, мотивов действий. В основе их лежат ценности — свойство общественного предмета удовлетворять определенным потребностям социального субъекта . В социологии ценности рассматривают как представления о добре, зле, счастье, честности, верности, любви, добродетели — факторах регуляции социальных взаимодействий. Ценности — определяющий элемент культуры, ее ядро. Вступая в жизнь общества, человек всему дает свою оценку. Основанием ее выступают ценности. Ценности ориентируют, побуждают, мотивируют социального субъекта на конкретные действия. Социологию интересуют прежде всего ценности, выступающие регуляторами взаимодействий людей в обществе, т. е. социальные ценности. Важными элементами культуры являются социальные нормы, привычки, манеры, этикет, обычаи, традиции, обряды, ритуалы, нравы, мода, вера и др.

Духовная сфера общества - комплекс определенных социальных подсистем, в которых живут и действуют люди. Сущность каждой из них в том, что они представляют деловую, интеллектуальную, нравственную или идеологическую составляющую человеческих взаимоотношений.

Определение

Духовная сфера организуется целенаправленно и отражает не материальные, а нравственные наклонности человека. Она включает в себя его мировоззрение и нравственные качества. Создание вокруг себя такой сферы необходимо для .

Находясь под влиянием этой сферы и вдохновляясь ею, личность создает свое нравственное окружение и потребляет духовные ценности, которых еще не имеет в своем интеллектуальном потенциале. Целеустремленность заставляет ее рождать:

  • различные теории;
  • художественные произведения;
  • значимые идеи.

Личность выстраивает свой внутренний мир и духовные связи с окружающими. Для того чтобы этот ценностный ряд получился качественным, ей необходимо потребление ценностей, уже созданных другими и способных удовлетворить ее духовные запросы.

Что такое духовная сфера в принципиальном плане? Это не биологически заданное условие существования. Она - плод социализации человека, его стремления к развитию и становлению в качестве признанной личности. Даже животные нуждаются в общении с себе подобными не только на уровне инстинктов. Человек выше обычного животного. Как говорил Горький, человек - это звучит гордо. Значит, ему следует стремиться к социальным сферам, которые могут обеспечить развитие его духовности и полноценную трудовую деятельность.

Что составляет основу духовной жизни

Базовыми элементами, определяющими структуру духовных устремлений личности и общества, являются:

  • мораль;
  • религия;
  • образование;
  • наука;
  • искусство;
  • культура.

Их функциональная взаимосвязь очевидна. В принципе, только она обеспечивает гармоническое развитие человека и его успешное взаимодействие с окружающим миром.

Мораль

Под моралью понимаются определенные правила поведения, принятые в обществе. У ее истоков во всех человеческих социумах стояли бытующие представления людей:

  • о зле и добре;
  • недопустимом и приемлемом;
  • неправильном и верном;
  • низком и возвышенном.

Существование морали, принятой человечеством уже на ранних этапах его истории, обусловлено необходимостью регулировать совокупности социальных процессов, устранять периодически возникающие хаотические и протестные явления. Мораль направляет эти процессы в определенное политическое или экономическое русло, заданное эпохой.

В современных обществах эту функцию выполняет конституция, регламентирующая права и обязанности своих граждан. Их независимость от волюнтаризма власти призваны гарантировать судебные учреждения. Закон в спорной ситуации становится проявлением основ существующей морали. Он жестко связывает поведение личности определенными нормами, принятыми социумом.

Религия

Исполняет роль, во многом схожую с моралью: она тоже организует огромные массы людей. Но организующей силой становится не мирская власть, а власть Бога: некоего сверхъестественного существа, обладающего идеальными качествами, на которые следует ориентировать свою деятельность беспрекословно. Главный признак любой , не подлежащее критике принятие заданного религией постулата. Веру в этот постулат обеспечивает церковь, самостоятельные миссионеры, расширяющие круг верующей паствы, и та или иная степень инквизиции - борьбы с инакомыслием, дисциплинирующей верующее население.

В античной Греции для этого применялся остракизм - выселение неугодных из полисов, в средневековой Европе еретики легко могли попасть на костер. Сегодня нравы значительно мягче: каждый вправе сам выбирать, поклоняться ему Богу или нет.

Образование

В отличие от религии, склоняет личность к познанию естественных причин социального и научного прогресса или регресса. Дает человеку необходимые для этого знания, становящиеся основным фактором для пробуждения интереса к окружающему. От знаний происходят соответствующие умения, от умений - навыки, позволяющие воплотить полученную информацию в реальность и преобразовать неудовлетворительные по характеристикам стороны жизни.

Человек неинформированный бессилен перед обстоятельствами, ему трудно общаться с подготовленными людьми. Он с трудом понимает, что происходит вокруг, и чувствует себя никому не нужным в постоянно эволюционирующем мире.

Наука

Высшее проявление полученного образования. Этот интеллектуальный институт постоянно приводит в систему и углубляет знания, имеющиеся у человечества. На этой основе вырабатываются новые аргументированные идеи, которые время от времени систематизируются и порождают более точные знания. Особенностью науки сравнительно с религиозным познанием выступает ее объективность. Она отличается тем, что стремится отобразить различные предметы и явления в их реальном виде, существующем независимо от субъективного восприятия. Научная деятельность отвечает как насущным, так и стратегическим запросам социума и способствует его научно-техническому развитию.

Искусство

Представляет собой важную часть нравственной сферы, в некотором смысле альтернативную науке. Его можно рассматривать как средство развлечения, проявление мастерства, доставляющего людям разнообразные эмоции и эстетический комфорт. Другой отличительной чертой искусства выступает способность влиять на мысли различных представителей общества. Оно дает пищу для художественных и научных размышлений. Последствием многих художественных произведений не раз были великие научные открытия.

Также искусство является действенным идеологическим средством. Непосредственно воздействуя на публику, оно вызывает у людей определенное отношение к тому, что происходит вокруг.

Пробуждает высокие чувства:

  • заставляет испытывать сострадание к ближнему;
  • вскрывает проблемы, существующие между людьми;
  • указывает путь для укрепления дружбы.


Культура

Это обобщенное достижение всех элементов духовной сферы, которые описаны выше. В нее входят и мораль, и образование, и наука, и искусство. Через культуру открываются наиболее значимые ценности того или иного общества, на основе которых создается традиционный фон социума и национальные обычаи, дающие возможность духовно связать между собой различные поколения и насытить их опытом предшественников.

В эпоху глобализации постоянно происходит взаимодействие различных культур. Прежде замкнутые культурные образования включают в себя традиции и обычаи других народов, постепенно устраняя их различие. Межкультурное общение позволяет полнее раскрыть нравственный потенциал самых разных национальностей. Часто это заставляет относиться к ним с уважением, перенимать лучшее и тем самым обогащать собственную культуру.

Заключение

Расширение духовной сферы в общественной жизни означает увеличение шансов изменить свою жизнь и жизнь окружающих к лучшему. Развивая интеллект и нравственные качества и реализуя их в обществе, личность становится более востребованной в социуме, пользуется его доверием. В конечном итоге это приводит к духовному подъему всего общества и его нравственной эволюции.