Проблема толерантного отношения. Проблема толерантности: история и современность

Обострение в последнее время интереса к проблеме толерантности - заметная сторона как обыденного, так и теоретического сознания. Этот интерес имеет важные политические и культурологические основания. В массовом сознании доминирует суждение, что именно толерантности в мире не хватает. В то же время растет понимание того, что толерантность нельзя рассматривать как панацею от всех бед современного мира. Невооруженным взглядом можно видеть, что нетерпимость к различиям (расовым, этническим, религиозным, возрастным, гендерным и т.д.) может привести людей к катастрофическим последствиям. Однако нельзя не видеть и то, что попустительство и снисхождение могут не в меньшей степени сотрясти человеческий мир. Так что проблема толерантности не так проста, как может показаться на первый взгляд.

Плюрализм ценностей и размытость норм в современной культуре определили необходимость разработки самого понятия толерантность. Проблема толерантности сейчас оказывается предметом внимания многих наук и в каждой из них этот термин наполняется собственным специфическим содержанием. Так, с точки зрения этики толерантность представляет собой норму цивилизованного компромисса между конкурирующими культурами и готовность к принятию иных взглядов. В политической науке толерантность - это готовность власти допускать инакомыслие в обществе. С философских позиций толерантность выступает как мировоззренческая категория, отражающая универсальное правило активного отношения к другому. В «Новой философской энциклопедии» (2001, т. IV, с. 75) дается следующее определение: «Толерантность - качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равно-достойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия чужого».

Слово?толерантность? своими корнями восходит к латинскому языку. Латинский термин "tolerantia" означал "выносливость", "пассивное терпение", "добровольное перенесение страданий". В 16 в. добавляются другие значения: "позволение", "сдержанность", "уступка в вопросе религиозной свободы". В традиционном понимании слово толерантность воспринимается как терпимость к чужому поведению, чужому мнению, чужим верованиям. Такая трактовка представляется слишком аморфной и нуждается в конкретизации.

Толерантность является ценностью, необходимой и фундаментальной для реализации прав человека и достижения мира. В своей основной форме толерантность есть признание за другими права на уважение их личности и самоидентичности. Впервые новоевропейские политические и социальные ценности, утвердившиеся в Новое время в процессе развития свободного предпринимательства, демократизации политики и власти, и послужившие основой для сегодняшних международных стандартов прав человека, были определены в призыве к толерантности как фундаментальной ценности для установления нового общественного порядка. Западные политические мыслители ясно выразили идею необходимости толерантности для общества, которое уже не могло быть терпимым к нетерпимости и вражде, вызванной религиозными войнами XVI-XVII вв. Именно признание толерантности в качестве необходимого условия мира между народами помогло сложиться той исторической атмосфере, благодаря которой появились первые европейские декларации прав, ставшие предтечей Всеобщей Декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 г.

Толерантность отнюдь не может выступать в роли вечной абстрактной ценности или какого-то категорического императива, которому надо следовать автоматически, вне связи с конкретно-исторической ситуацией. У толерантности есть история и она показывает, что на определенном этапе существования человеческого общества никакой толерантности не существовало. Затем в контексте определенных исторических реалий возникло требование толерантности. Но, возникнув раз, оно уже не уходило из этики западного мира, однако содержание этого понятия изменялось от века к веку. Толерантность - это идея не последнего времени. Напротив, исследовате ли истории этого термина подчеркивают, что толерантность была принципом межрелигиозного диалога уже в средневековье. Необходимость доказывать свою правоту не силой, а словом требовала внимания к чужому мнению и раз вивала различные истолкования. Исторически первой и доминирующей формой проявления толерантности является веротерпимость. Осмысление проблемы толерантности как свободы совести характерно для гуманистов (Э. Роттердамский, Т. Мор) и деятелей Реформации (М. Лютер). Раскол западного христианства на католичество и протестантизм привел к необходимости обсуждать проблему сосуществования разных церквей, разных религиозных убеждений. Эту проблему особенно остро ставит Дж. Локк в своем «Послании о веротерпимости» (1689), которое классики идеологии либерализма называют манифестом толерантности. В нем раскрываются не только ее принципы, но и указываются условия, в которых она возможна: гражданское общество, государство, признающее высшей целью своего развития благо отдельного гражданина, церковь, образованная как свободное сообщество свободных граждан. Локку было важно отстоять права новых протестантских движений, появление и существование которых напрямую было связано с возникновением буржуазной культуры и идеологии индивидуализма. Главный аргумент Локка в защиту веротерпимости сводится к утверждению фундаментальной иррациональности принуждения к вере. Такое принуждение попросту не достигает своей цели, так как не способно убедить человека искренне принять навязываемое ему убеждение. Отказ от насилия как средства приобщения человека к вере и акцент на искренности убеждений при условии добровольного вступления в общину верующих - вот два основных аргумента в пользу толерантности в 17 в. В трудах Локка толерантность обретает черты теории, именно поэтому с его именем связывают истоки концептуального обоснования этого понятия и первую стадию в развити проблематики толерантности.

В эпоху Просвещения в 18 в. происходит теоретическое осмысление и практическое воплощение принципа толерантности. Благодаря просветителям понятие?толерантность? прочно вошло в политический словарь.

В 19 в. проблема толерантности получила разработку в либеральной философии, где она понималась как выражение внутренней и внешней свободы, как способность к продуманному выбору между альтернативными точками зрения и способами поведения. Работа Дж. Ст. Милля (1806-1873) «О свободе» (1859) рассматривается как вторая стадия в развитии проблематики толерантности. В ней толерантность напрямую связывается с принципом справедливости и свободы. Общество предлагает человеку определенные правила общежития и навязывает тип поведения, который лишает характер индивидуальности. Поэтому, по мнению Милля, в том, что касается его самого лично, индивид должен быть вполне самодержавен. Человек не может отказаться от стереотипов, ведь стандарты поведения образуют поле свободы для индивида в том плане, что поведение других прогнозируемо, и каждый знает, чего ждать от другого, но при этом должна сохраняться возможность развития индивидуальности. Индивид понимается у Милля как "абсолютный суверен" над своей собственной жизнью, а потому толерантность к его мнению и поведению естественно вытекает из принципов индивидуальной автономии и свободы. Индивидуальную свободу Милль определяет как право гражданина на автономию во всем, что не причиняет обществу вреда. Свобода может быть ограничена только принципом не нанесения вреда другим членам общества. Милль полагал, что люди в толерантном отношении должны быть равны, т.е. субъект и объект толерантности не должны страдать от толерантной стратегии поведения.

Уже на этом этапе развития теории толерантности можно выделить два основных направления в определении содержания этого понятия. Во-первых, толерантность рассматривается как принцип диалога, отношения между определенными социальными группами или общественными объединениями. Во-вторых, толерантность трактуется как право отдельного человека не изменять своим ценностям, своему характеру, если это не нарушает свободу других и правила поведения в обществе, т.е. толерантность видится условием развития индивидуальности.
Такая интерпретация толерантности подверглась существенной критике в XX в., когда встал вопрос не только о сосуществовании народов и религиозных конфессий в Европе, но и возникла проблема сосуществования различных этнических общностей в рамках отдельных государств, правовая система которых ориентирована на демократические принципы. Миграционные процессы, развившиеся после второй мировой войны, привели к столкновению культурных стереотипов, которые до этого взаимодействовали вполне мирно. Встал вопрос о ценности толерантности, коль скоро она приводит к нарушению традиционных культурных приоритетов. В результате начинают разрабатываться новые подходы к пониманию толерантности в рамках плюралистического общества, что нашло свое яркое отражение в сочинении Джона Роулса «Теория справедливости» (1971), которое признается третьей стадией в развитии либеральной теории толерантности. Принцип толерантности у Роулса диктуется его концепцией?справедливости как честности?, основанной на фундаментальном равенстве всех членов общества. Для того, чтобы найти принципы справедливости, человеку следует ставить себя в ситуацию, при которой он должен договариваться с другими о том, что является справедливым. В такой ситуации люди руководствовались бы принципом максимизации минимального, т.е. выбирали бы такое общественное устройство, которое обеспечивало бы максимальное благосостояние минимально обеспеченных его членов. Толерантность же здесь является одним из основных условий справедливости. Дело в том, что в любых политических дискуссиях человек не может руководствоваться своими частными соображениями о том, что является благом для всего человечества, ибо это противоречило бы изначальному положению, в котором выбираются принципы справедливости. Для политических дискуссий, по Роулсу, верен принцип?пре-восходства права над благом?, по сути дела, и представляющий собой конкретизацию принципа толерантности.

Другой представитель либеральной традиции толерантности Питер Ни-колсон в своей фундаментальной статье «Толерантность как моральный идеал» (1985) определяет толерантность как отношение, в основе которого лежат шесть характеристик:

1. Отклонение. То, к чему относятся толерантно, отклоняется от того, о чем субъект толерантности думает как о должном, либо от того, что он делает как должное.
2. Важность. Предмет отклонения не тривиален.
3. Несогласие. Толерантный субъект морально не согласен с отклонением.
4. Сила. Субъект толерантности обладает силой, необходимой для попытки подавить или предотвратить или помешать предмету толерантности.
5. Не-отторжение. Тем не менее, субъект толерантности не употребляет своей силы, позволяя тем самым существовать отклонению.
6. Благость. Толерантность верна, а толерантный субъект благ. Эта характеристика является дискуссионной.

В итоге «толерантность есть добродетель воздержания от употребления силы для вмешательства во мнение или действие другого, хотя бы они и отклонялись в чем-то важном от мнения или действия субъекта толерантности и хотя последний морально не согласен с ними». Кроме того, толерантность является благом. Однако, указывая на теоретическую возможность понимания толерантности как самостоятельного блага, Николсон на деле очень мало говорит о том, как оно вообще возможно. Ведь если толерантность есть благо-в-себе, то она не нуждается в каком-либо обосновании этой ее благости. Между тем благость толерантности является наиболее дискуссионной ее характеристикой. Если ценность толерантности для своего утверждения в обществе нуждается в философском обосновании, как можно говорить о ее внутренней благости? Поэтому теоретики предпочитают говорить об уважении личности при моральном несогласии с мнениями или поступками этой личности. Эта формула напоминает христианскую заповедь о ненависти к греху, но любви к грешнику. Однако история показывает опасность такого понимания, ведь совершенно не ясно, почему уважение к личности должно препятствовать борьбе с мнениями или поступками этой личности; точно так же любовь к грешнику не мешала Инквизиции искоренять ересь и даже побуждала ее к этому. Понимание этой опасности заставляет вводить принцип уважения к правам человека, концепция которых воскрешает принцип автономии индивида Милля и вновь уводит нас от интерпретации толерантности как блага в себе.

У последователей либеральной концепции толерантности с ее ярко выраженной индивидуалистской направленностью возникло много критиков, которые утверждали, что толерантность не может выступать в качестве общечеловеческой ценности. Каждый человек является представителем определенного этноса, определенного социального слоя, определенного региона и т.д., поэтому невозможно заставить его принять принцип толерантности, если он не очевиден как безусловно ценный. Стала обсуждаться необходимость изучения социальных практик утверждения справедливости и толерантного общения, сформировавшихся в различных культурах, с тем, чтобы находить пути установления принципов межнационального и межконфессионального общения.

Современное критическое отношение к ценности толерантности берет свое начало от брошюры Герберта Маркузе «Критика чистой толерантности» (1969). В ней автор утверждает, что в современном мире толерантность, утратив связь с истиной, перестала быть "революционной добродетелью", а превратилась в "чистую толерантность", которая содействует скорее сохранению статус-кво, нежели изменению существующего порядка. А это служит приговором для "репрессивной толерантности" и побуждает искать иную, "дискримини-рующую толерантность".

В последние годы в современной политической философии ценность толерантности критикуется как со стороны политически левых, так и со стороны политически правых философов. На сегодняшний день не существует какой-то разработанной законченной теории, которая явилась бы ответом на эту критику. Между тем целый ряд философов в настоящее время работает над разрешением этой проблемы. В современной литературе о толерантности в связи с этим все больше говорят о мультикультурализме как о принципе, который предполагает возможность автономного развития разных общностей в рамках одного общества, сохранения разнообразия существующих в обществе ценностей и идеалов, способов организации жизненного пространства. Принцип мульти-культурализма ставит проблему плюрализма оснований толерантности и исключает возможность найти единую формулу толерантности, с которой согласились бы все. Попытку создания такой плюралистической теории толерантности предпринял Майкл Уолцер в своей книге «О толерантности» (1997). Автор пишет, что толерантность «обеспечивает саму жизнь, ибо преследование часто ведется до смерти; кроме того, она обеспечивает общественную жизнь, жизнь тех разнообразных сообществ, в которых живем мы все». Исходя из этого, Уол-цер формулирует прекрасный афоризм: «Толерантность делает возможным существование различий; различия же обусловливают необходимость толерантности». Толерантность Уолцер рассматривает как целый спектр отношений: 1) покорное принятие ради мира; 2) пассивное, расслабленное безразличие; 3) принципиальное признание того, что другой имеет права, даже если он пользуется ими непривлекательным способом; 4) открытость другим, любопытство; 5) одобрение различия. Толерантность возможна лишь в условиях мирного сосуществования групп людей с различной историей, культурой и идентичностью. Разрабатывая проблему сосуществования, автор называет и исследует пять?толерантных режимов?: многонациональные империи, консоциативные режимы, международное сообщество, национальные государства и иммигрантские сообщества. Ввиду этого разнообразия Уолцер высказывает мысль о том, что практические вопросы толерантности, такие, как проблемы религии, образования и гендера, должны по-разному решаться в различных политических и культурных контекстах.

В современной философии толерантность понимается как весьма проблематичное, противоречивое и даже парадоксальное понятие. Логическая парадоксальность толерантности состоит в противоречивости утверждения благости воздержания от предотвращения морального зла. Британская исследовательница Сьюзен Мендус в своей, ставшей для современной теории толерантности классической, монографии «Толерантность и границы либерализма» (1989) иллюстрирует данный парадокс словами Боссюэта: «у меня есть право преследовать тебя, потому что я прав, а ты нет». Другой британский философ морали Б. Уильямс заявляет, что, поскольку толерантность требуется лишь для того, к чему нельзя относиться толерантно, она представляет собой некоторую?невоз-можную добродетель?. Логическая парадоксальность толерантности порождает трудности практического применения этого понятия к явлениям общественной жизни (например, наркомания и педофилия). Эти трудности приводят многих современных философов к концепции толерантности как инструментальной ценности, т.е. того, что способствует достижению другой, более весомой по своему значению ценности. В силу этого толерантность рассматривается не как цель, а как средство, как минимальное требование к общественным отношениям. Только в условиях толерантного общества может быть осуществлено полное раскрытие действительных возможностей человека и общества.

История толерантности как теоретической проблемы и современные дискуссии в этой области указывают на то, что толерантность в настоящее время не может рассматриваться исключительно как модный лозунг или как дань политической моде. Сейчас особенно остро встают следующие вопросы: как можно сформировать толерантное отношение? как можно решить проблему межнациональных конфликтов? какова должна быть стратегия толерантности сегодня? каковы пределы толерантности? В современной теории толерантности однозначных ответов на поставленные вопросы нет. Да и сама теория толерантности, которая отвечала бы особенностям современного мультикультурно-го плюралистического общества и процессам глобализации и обеспечивала бы необходимый политический и моральный консенсус в таком обществе, все еще не разработана. Дискуссии о толерантности как ценности продолжаются. Толерантность остается одной из самых противоречивых ценностей современного общества. Однако эта противоречивость не снижает ее значения, а скорее отражает крайнюю сложность того мира, в котором обречен жить современный человек. Можно согласиться с немецкой исследовательницей А. Фромман, которая утверждает, что толерантность - это очень тяжело.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему). - М., 2003.
2. Век толерантности. - 2001. - Вып. 1-2.
3. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. - 1997. - № 11.
4. Лингвокультурологические проблемы толерантности: Тез. докл. меж-дунар. конф. Екатеринбург, 24-26 окт., 2001 г. - Екатеринбург, 2001.
5. Логика толерантности и права: Материалы науч. конф. Екатеринбург, 24-25 декабря 2001 г. - Екатеринбург, 2002.
6. На пути к толерантному сознанию. - М., 2000.
7. Перцев А.В. Жизненная стратегия толерантности: проблема становления в России и на Западе. - Екатеринбург, 2002.
8. «Послание о веротерпимости» Джона Локка: точки зрения / Общ. ред. М.Б. Хомякова. - Екатеринбург, 2002.
9. Риэрдон Б.Э. Толерантность - дорога к миру. - М., 2001.
10. Скворцов Л.В. Толерантность: иллюзия или средство спасения // Октябрь. - 1997. - № 3.
11. Толерантность // Современный философский словарь. - М., 2004. - С. 726-730.
12. Толерантность. Исследования, переводы, информация о книгах. Вестник Уральского межрегионального института общественных наук. - 2001. - № 1.
13. Толерантность в контексте многоукладности российской культуры: Тезисы междунар. науч. конф. 29-30 мая 2001 г. - Екатеринбург, 2001.
14. Толерантность в обществе различий: Коллективная монография / Под ред. В.Е. Кемерова, Т.Х. Керимова, А.Ю. Зенковой. - Вып. 15. - Екатеринбург, 2005.
15. Толерантность в современной цивилизации: Материалы междунар. конф. Екатеринбург, 14-19 мая 2001 г. / Под ред. М.Б. Хомякова. - Екатеринбург, 2001.
16. Толерантность и ненасилие: теория и международный опыт: Материалы Зимней школы молодых преподавателей Урало-Сибирского региона (Екатеринбург, янв.-февр. 2000). - Екатеринбург, 2000. - Ч. 1-2.
17. Толерантность и образование: современные проблемы формирования толерантного сознания: Коллективная монография / Отв. ред. А.В. Перцев. - Екатеринбург, 2006.
18. Толерантность и полисубъектная социальность. - Екатеринбург, 2001.
19. Толерантность и согласие. - М., 1997.
20. Толерантность: Материалы школы молодых ученых «Россия - Запад: философские основания социокультурной толерантности». - Екатеринбург, 2001.
21. Уолцер М. О терпимости / Пер. с анг. И. Мюрнберг. - М., 2000.
22. Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности: Коллективная монография / Отв. ред. Н.А. Купина и М.Б. Хомяков. - М., 2005.
23. Хомяков М.Б. Проблема толерантности в христианской философии. - Екатеринбург, 2000.

межэтнический школьник толерантность

В настоящее время активно развивается международное сотрудничество, происходит постепенное взаимопроникновение культур через обмен информацией в различных сферах человеческой деятельности. Человеческие сообщества, принадлежащие разным нациям, странам и континентам, перестают быть изолированными. Нас объединяет не только одна планета Земля, но и общие интересы выживания на этой планете, развитие цивилизации, развитие культур. Все это требует взаимодействия, взаимопонимания и сотрудничества. Для этого нужно элементарное понимание друг друга, необходимо знание языков, культур других народов. В частности, это происходит при движении лексических единиц из одного языка в другой, в результате чего обогащается лексика каждого языка в отдельности .

Однако, в России обострился ряд противоречий, в частности, противоречие между ростом национального самосознания, вытекающее в попытку возрождения национальных культур, и фактической неготовностью общества к позитивному восприятию всего национального многообразия нашего мультикультурного общества.

Воспитание толерантной личности в настоящее время - одна из важнейших общественных проблем. Трудности взаимопонимания, которые закономерно возникают у людей из-за расовых, национальных, возрастных, половых и других различий в ситуации их постоянного интенсивного взаимодействия, ведут к росту психологической напряженности, культурной нетерпимости, межэтнической агрессии, религиозного экстремизма.

Преодолеть эти кризисные явления только путем политических и экономических решений невозможно. Корни проблемы лежат в глубине психики человека. Необходимо формировать толерантность, научить людей эффективно и мирно взаимодействовать при решении тех сложных вопросов, которые ставит перед ними современная жизнь.

Бесонов А.Б. отмечает, что формирование толерантности должно стать задачей школы как института воспитания. Причем начинаться эта воспитательная работа должна с первых классов. Многие дети именно в школе впервые становятся членами относительно стабильного коллектива сверстников .

Если на этом этапе взрослые не помогут детям развить такое качество, как толерантность, не сформируют у них навыки толерантного взаимодействия, у детей может стихийно сформироваться интолерантное мировоззрение, изменить которое в дальнейшем будет непросто.

Большинство авторов, исследующих данную проблему, сходятся в понимании того, что при рассмотрении понятия «толерантность» существенны два условия: наличие взаимодействия со средой, «толкающее» организм к изменениям, и отсутствие качественных изменений организма.

Соответственно интолерантность имеет два противоположных полюса проявления: разрушение организма при взаимодействии со средой или отказ от взаимодействия со средой, ведущий к гибели организма.

Опыт показывает, что в рамках традиционного обучения стихийного формирования толерантности у детей не происходит. Это ставит перед нами две задачи: исследование психологического механизма формирования толерантности и выявление комплекса психологических условий, при соблюдении которых формирование толерантности будет протекать наиболее эффективно .

Проблема культуры межэтнического взаимодействия и толерантности особенно актуальна для полиэтнических регионов нашей страны. Это одна из наиболее сложных проблем из тех, с которыми когда-либо сталкивались педагоги.

Мы становимся свидетелями того, как все ощутимее проявляются тенденции, отражающие стремление этносов возродить, сохранить и развивать свои национальные традиции, язык и утвердить современную культуру на личностном и групповом уровнях посредством национальных форм и символов. Вместе с тем, эти идеи, по своей сути прогрессивные и продуктивные для совершенствования учебно-воспитательных систем, воспринимаются: крайне односторонне, вне контекста единого федерального и культурного пространства, вне принципа диалогичности воспитания. Это особенно проявляется в полиэтнических регионах, в которых формирование личности - как представителя своего этноса, напрямую зависит от степени гармонизации культурных интересов этноса и его многонационального окружения. Диалог культур в полиэтнической культурной среде возможен лишь тогда, когда каждый из ее субъектов, осознавая свою самоценность и самобытность, видит, понимает и принимает ценности другого партнера в этом диалоге. Если же этого не происходит, то возникают явления либо этноцентризма и культурного национализма, либо культурного тоталитаризма, когда государство, отстаивая свои интересы, тормозит развитие национальных культур. Эти проявления отрицательно влияют как на развитие традиционных культур, так и на межэтнические отношения.

Анализ практической деятельности школ в некоторых крупных полиэтнических регионах показывает, что в обучении и воспитании школьников недостаточно учитывается региональный материал и не предусматривается изучение этнической культуры народов региона, где проживает ребенок. Культура этносов, присущих данному региону не в полной: мере применяется; как эффективное средство формирования межэтнической толерантности у школьников .

Развитие межэтнической толерантности школьника в процессе: изучения региональной культуры требует совершенствования Занятий по изучению традиций, обычаев, правил, ритуалов, фольклора, искусства на основе рационального сочетания форм и методов, направленных на постижение национальных и общечеловеческих ценностей, основ мировой и отечественной культуры, раскрывающих целостную картину мира и обеспечивающих осмысление его ребенком. Поэтому возникает, необходимость в разработке концепции формирования межэтнической толерантности у школьников, на основе изучения этнической культуры, народов, проживающих на одной территории, как основного фактора их интенсивного развития и духовного самообогащения.

Для решения проблемы формирования толерантности у младших школьников мы обратились к общим теориям формирования личности, в частности личности ребенка младшего школьного возраста (Э. Эриксон, Л. Кольберг, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина, Г.А. Цукерман, Е.Л. Мельникова и др.). Общепринятая точка зрения на развитие личности ребенка предполагает, с одной стороны, роль взрослого в этом процессе, с другой - роль эмоционального компонента, аффективного отношения взрослого к ребенку и ребенка к оценкам взрослого.

Установлено, что развитие нравственных чувств происходит в результате «переселения внутрь» нормативных знаний и тех нравственных чувств, которые возникают у ребенка под влиянием оценки со стороны взрослого. Рассудочное и аффективное отношение к правилам, нравственным нормам развивается у ребенка через эмоционально-оценочное отношение к нему взрослого.

На этом основании мы сделали вывод, что механизм формирования толерантности должен базироваться на работе взрослого с эмоциями ребенка. Это механизм перевода когнитивного содержания в эмоциональное. Е.Л. Яковлева следующим образом раскрывает суть принципа трансформации: «Для того чтобы проблема была решена, человеку необходимо понять свое отношение к этому, т.е. то, какие чувства (а не мысли) возникают у него по этому поводу» .

Детям нужно получить такой опыт, когда они полностью прочувствуют, что в результате творческого активного действия в проблемной ситуации возможно реализовать собственную уникальность, поддерживая и развивая позитивные отношения с непосредственным окружением. Важно, чтобы при этом прозвучала положительная оценка со стороны значимого взрослого.

Впервые термин «толерантность» появился в 1953 году. Английский иммунолог Медавар подразумевал под толерантностью свойство иммунной системы, при котором организм воспринимает чужеродное тело как свое собственное и никак на него не реагирует.

В дальнейшем слово «толерантность» стали использовать и другие научные дисциплины, в каждой из которых оно приобрело свое особое значение. В статье мы рассмотрим, что означает это понятие, синонимы слова «толерантность», а также обозначим основные проблемы толерантности, аргументируя их высказываниями из художественной литературы.

Толерантность - это…

Итак, что такое толерантность? Определение этого термина чаще всего обозначают как терпимость к поведению, культуре и этнической принадлежности окружающих людей. В социологии толерантность рассматривают как терпение к иному образу жизни. Но это совсем не значит, что этот термин - синоним к слову «безразличный». Его можно расценивать как возможность предоставлять другим право жить так, как они считают нужным.

В философии слово "толерантность" обозначают как терпение к другим взглядам и привычкам. В обществе это качество нужно для того, чтобы мирно существовать с людьми другого вероисповедания, национальной и религиозной принадлежности.

Этические науки обозначают толерантность как способность спокойно и без агрессии воспринимать все формы самовыражения другого человека. Здесь основными синонимами толерантности выступают понятия доброжелательности и терпимости.

Проблема определения

В целом синонимами толерантности выступают такие понятия, как уважение, понимание и принятие.

Толерантностью нельзя назвать уступку, потворство или снисхождение, к тому же она не означает терпимость к несправедливости со стороны другого человека или отказ от собственного мировоззрения и особенностей поведения.

Можно рассмотреть множество определений толерантности, но ни одно из них не будет полностью раскрывать смысл этого процесса ввиду того, что нельзя полностью охватить все стороны человеческой жизнедеятельности. Так что такое толерантность? Определение этого термина можно свести к следующему. Толерантность - это осознанная, чистосердечная терпимость, особая психологическая установка, что ориентирована на уважительное восприятие иных ценностей, убеждений, способов самовыражения и других составляющих человеческой индивидуальности. Это активная позиция, которая помогает достичь взаимопонимания между оппонентами.

Толерантность в современном мире

Современные проблемы толерантности практически ничем не отличаются от тех, что приведены в литературных произведениях классиков. К ним можно отнести и этническое, и социальное, и гендерное недопонимание. Остается усвоить только одно правило: насколько бы не изменился мир, толерантность всегда будет считаться добродетелью.

Но сейчас, как никогда раньше, первоочередным заданием, которое нужно решить, является проблема формирования толерантности. Это обусловлено следующими причинами:

  • Внезапное и динамическое разделение цивилизации по экономическим, этническим, религиозным, социальным и другим критериям. В связи с этим вырос уровень нетерпимости в обществе.
  • Рост религиозного экстремизма.
  • обострили межнациональные отношения (пример, война Украины и России).
  • Проблемы с беженцами.

Чтобы взрастить в ком-то толерантность, необходимы определенные условия, так называемые базовые принципы. К ним относят 5 позиций:

  • Насилие никогда не должно быть средством для достижения цели.
  • Человек должен осознанно прийти к определенному решению.
  • Заставить себя, не вынуждая других. Основной принцип толерантности заключается в умении человека оставаться собой, не заставляя при этом другого менять свои взгляды.
  • Соблюдение законов, традиций и обычаев является важным фактором в развитии толерантности.
  • Принять другого таким, какой он есть, вне зависимости от отличий.

Актуальность проблемы толерантности не поддается сомнению. Ведь, как заметил однажды философ Ю. А. Шрейдер: «Самая страшная катастрофа, что грозит земной цивилизации - уничтожение человечности в человеке». Поэтому о принятии других людей такими, как они есть, так много написано и сказано.

Толерантность и литература

Чтобы понять всю глубину этой проблемы, лучше прибегнуть к литературным аргументам. В рассказах, романах и повестях описаны разные жизненные ситуации, где на примерах главных героев можно увидеть, чем является толерантность в реальной жизни.

Актуальность проблемы толерантности впервые появилась в литературных произведениях Древней Руси. Странствующий писатель Афанасий Никитин описывал разнообразие религиозных течений в Индии. В своих текстах он зазывал читателя задуматься обо всем многообразии мира и терпимее относиться к людям с другой верой.

Но особого внимания заслуживают произведения классической литературы. Писатели того времени рассказывали о проблемах толерантности, которые существовали в обществе. Так, в произведениях XVIII века проблемы толерантности были распространены в научно-образовательной сфере. Уже в XIX веке начинает возникать проблема классовой толерантности. В частности, об этом свидетельствуют произведения Толстого «Война и мир», Тургенева «Отцы и дети», где рассмотрены основные аргументы проблемы толерантности.

Со слов классиков

Из страниц классической литературы можно многое узнать о проблеме толерантности. Аргументы, приведенные в произведениях, актуальны даже сегодня. Взять, к примеру, повесть «Дети подземелья» (В. Г. Короленко). Автор рассказывает историю о маленьком мальчике Васе, который не смог найти понимания в родной семье. Несмотря на то что его отец занимал высокое положение в обществе, он всегда был один. Однажды он знакомится с Вальком и Марусей. Эти ребята были выходцами из самого низкого социального слоя населения. Так столкнулись две социальные реальности, которые тесно переплелись между собой. Вася сумел понять и принять чужую боль, он стал лучше понимать взрослых и благодаря этому мог наладить отношения с родным отцом.

В этом произведении раскрыта проблема социального неравенства, и пока будет существовать расслоение общества на классы, она останется актуальной.

Еще один пример из классической литературы можно найти в произведении Толстого «Хождение по мукам». Здесь в основном рассказывается о гендерной толерантности, когда женщина становится равноправной мужчине. Так как на рубеже XIX-ХХ веков эта проблема равенства получила широкое распространение, то она была положена в основу множества литературных произведений.

Проблема межэтнической толерантности хорошо раскрыта в произведении «Морские рассказы» (К. М. Станюкович). Русские моряки однажды подобрали в открытом море мальчика афроамериканского происхождения и отнеслись к нему со всем человеческим состраданием, несмотря на цвет кожи.

Эта проблема раскрывается и в рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Основная мысль, которую пытался донести автор, заключалась в следующем: «Не существует хороших или плохих наций, есть только хорошие и плохие люди разных наций».

Литературные аргументы

Толерантность была одной из любимых тем авторов разного стиля и жанра. Не только в романах, рассказах или повестях встречается эта проблема. Например, в баснях Крылова глубоко просматривается проблема поиска компромисса между персонажами с разными точками зрения. В басне «Лебедь, Рак и Щука» герои не смоли сдвинуть телегу, так как каждый делал то, к чему привык он: Рак пятился назад, Лебедь летел вверх, а Щука прыгала в воду, поэтому «воз и ныне там».

В басне «Слон и моська» маленькая собачка без видимой причины начинает облаивать спокойно шагающего слона, вместо того чтобы просто пройти мимо. Кто-то может сказать, что это всего лишь занятное детское повествование, но, по сути, здесь скрыто нечто другое. Если провести параллель с некоторыми событиями повседневности настоящего времени, то можно увидеть, что в этом незамысловатом произведении скрыта проблема толерантности. Нередко на улицах можно повстречать людей, которые достаточно грубо, надменно или с недовольством высказывают свое мнение другим, совершенно незнакомым людям. Например, ситуация: компания отдыхающих приехала в курортный городок. Их место проживания находилось рядом с вокзалом, так что брать такси не было смысла, хотя сумки у них были и нелегкие. Но на переходе они начали разговаривать между собой о том, что тяжело идти с таким грузом. Женщина, что проходила мимо, услышала эти слова и высказала свое мнение, сказав, что приехали «нищеброды» и не могут позволить себе взять транспорт.

Ситуация не совсем характерная, но отлично подходит для проведения аналогии с басней «Слон и моська».

Свой и чужой

Проблема толерантности в художественной литературе представлена самыми разнообразными произведениями. Она отображается в детских сказках Андерсена и Пушкина, ее можно наблюдать в рассказах о Винни-Пухе и Карлсоне. Образцами толерантного поведения могут послужить животные из произведения Киплинга «Маугли».

Аргументы проблемы толерантности можно найти в каждом втором литературном произведении. Даже в историях о войне или политических репрессиях есть место для чего-то человеческого. Взять, к примеру, «Альпийскую балладу» В. Быкова. События истории разворачиваются во время Великой Отечественной войны. Из лагеря фашистов сбегают пленники: русский солдат Иван и Джулия, девушка из Италии. У них было всего три дня. Три дня долгожданной свободы, погони и жизни в сложнейших условиях. Когда фашисты настигли беглецов, Иван взял всю вину на себя, за что поплатился жизнью. Джулия всю свою жизнь берегла память о смелом солдате. После окончания войны она отыскала в России его родственников и написала им о гибели Ивана. Она хотела рассказать о подвиге простого солдата, который спас незнакомую иностранку. Они ведь даже не знали языка друг друга.

Здесь описана межнациональная проблема толерантности. Аргументы из литературы, что написаны в подобном ключе, раскрывают глубинный смысл терпимости и человечности. Читателю было бы понятнее поведение главного героя, если бы он защитил свою соотечественницу. Но здесь была итальянка, с которой они даже не были знакомы. Так почему он так поступил? Главный герой не делил людей на «русских» и «не русских» и просто сделал то, что мог сделать, если бы на месте итальянки был кто-то другой. Автор пытался показать, что не существует такого понятия, как «свой» и «чужой», есть просто человек, нуждающийся в помощи.

Любовная линия

Не менее красочно описана проблема принятия других в романе М. Шолохова «Тихий Дон». Здесь, в суровых условиях гражданской войны, толерантность представляется чем-то невозможным, но автор вводит дополнительную «переменную», что находится на уровень выше условностей, - это любовь.

Герои романа - Дуняшка Мелехова и Мишка Кошевой - любили Но в ходе революции их семьи стояли по разные стороны баррикад, и, когда все военные действия закончились, Мишка Кошевой оказывается врагом для семьи Дуняшки. Но они влюблены, и эта любовь выше всех условностей. Нравственность всегда будет стоять выше идеологических и политических предпочтений.

От слов к делу

О толерантности написано очень много, вот только на практике все происходит совсем не так. Красивые истории о принятии людей с другим мировоззрением существуют только в книгах, но никак не в реальном мире. В частности, это касается молодого поколения.

Проблемы толерантности в молодежной среде спровоцированы, прежде всего, асоциальным поведением и коммерциализацией отношений. У подрастающего поколения на первом месте всегда стоят современные девайсы и уже потом все остальное. Уже давно утрачены прежние ценности. Ежедневно создаются новые молодежные группировки и движения, растет количество антиобщественных радикальных организаций. Проще говоря, в кругу подростков и молодежи быть толерантным сейчас «не модно».

В учебных заведения, в частности школах, изучают понятие толерантности. Однако дальше определения дело не идет. Как показывают исследования, уровень принятия других падает. Возможно, всему виной отсутствие положительных примеров, которые могли бы показать, как быть толерантными, возможно, мало кто из учащихся читает русских классиков. Тем не менее рано или поздно каждому из них придется написать сочинение на тему «Проблема толерантности».

И это может стать серьезной проблемой, когда нет четкого понимания проблемы, а сочинение является заданием ЕГЭ.

Чтобы написать сочинение «Проблема толерантности», аргументы из литературы крайне важны. Их можно использовать как основу для проведения аналогий с событиями в современном мире. Как вариант, можно кратко описать произведение и объяснить, почему его мнение является авторитетным. Второй вариант намного легче, но для примера попытаемся объединить два способа написания сочинения.

Пример сочинения

«Возможно, совсем скоро люди станут жить в абсолютной изоляции друг от друга, чтобы сохранить свой хрупкий мир от посторонних. Но это случится не скоро, хотя серьезные предпосылки к этому переходу уже имеются - низкий уровень толерантности в обществе. Сейчас нужно соответствовать слову «норма».

Если в человеке есть хотя бы что-то отличающееся, его могут не принять в коллектив, социум, или того хуже - сделать изгоем. Как героиню из повести Л. Улицкой «Дочь Бухары», Милу. Девочка с детства болеет синдромом Дауна. Ее воспитывает мама и все силы прилагает, чтобы девочка была счастлива. Но отношение к людям с особыми потребностями в обществе равнодушное, а если повезет, то снисходительное.

«Разнообразные идиоты» и «бесполезные члены общества» - это лишь несколько эпитетов, которыми автор охарактеризовала отношение общества к «другим» людям. Почему-то считается, что такие люди не имеют права на сострадание, уважение или понимание.

Но есть люди, что имеют другие, отличительные характеристики. Стоит вспомнить роман Л. Толстого «Война и мир». Главный герой Пьер Безухов совершенно не вписывается в И здесь речь идет не столько о его неуклюжести, сколько о характере. Он наивный, доверчивый и простодушный. Открыт миру и очень добрый. Но там, где в почете эгоизм и лицемерие, он чужой.

И в современном мире почти на каждом шагу встречаются подобные ситуации. Мальчишка попал в аварию и стал инвалидом, теперь у него намного меньше шансов влиться в общество, когда вырастет. Со временем отвернутся прежние друзья, начнут игнорировать и обходить стороной окружающие. Теперь он - инвалид, бесполезный член общества. Девочка, что любит читать книги, не смотрит телевизор и очень редко посещает Интернет, тоже ощущает на себе косые взгляды сверстниц.

Такие ситуации заставляют задуматься, а можно ли людей назвать людьми, когда они без горечи и сожалений исключают из своего общества себе подобных. Быть толерантным, значит, оставаться человеком. И в этом каждый может преуспеть, если просто будет относиться к другим так же, как хотел бы, чтобы относились к нему».

Проблема толерантности сложная для понимания. Она может возникать в различных сферах жизнедеятельности и ситуациях. И подводя итоги под всем выше сказанным, можно отметить следующее: толерантность - это человечность. А человечность является ни чем иным, как способностью уживаться с себе подобными, не приуменьшая их значимости и не теряя своей индивидуальности.

Межэтническая толерантность - это убеждения и практики поведения, основанные на идеях равенства прав всех людей, независимо от их этнической или национальной идентификации. Проблемы межэтнической толерантности являются одними из самых актуальных в современном мире. О сходных проблемах говорят в связи с национализмом и расизмом как проявлениями нетерпимости к другим.

Начнем с того, что не существует единого научного подхода к определению понятий «этнос», «нация», «раса». Мы опираемся на социологический подход, в рамках которого этнос - сообщество, социальная группа, члены которой считают, что их объединяет общий язык, происхождение (реальное или предполагаемое), территория проживания (современная или историческая), культура, в том числе религия, стиль одежды и украшений. Часто называют также психологический признак: чувство связи между своими. Однако все эти признаки не абсолютны. Так, на одном языке часто говорят люди, идентифицирующие себя с разными этническими группами. Территория, которую какой-либо этнос связывает со своим происхождением, никогда не закрыта для проживания представителей других этносов. Специфика конкретной этнической культуры в еще меньшей степени поддается четкому определению и отграничению от других культур. По данным современной социологии, все этнические различия являются полностью приобретенными, несмотря на то, что многие представители той или иной этнической группы считают, что их объединяют и какие- то «естественные», «природные» качества. Не все люди считают необходимым идентифицировать себя с определенным этносом. Иногда это затруднительно, так как среди родственников есть представители разных этнических групп.

Нация - понятие, связанное с этносом, но не идентичное ему. Когда говорят о возникновении нации, к названным выше объединяющим признакам этноса добавляют экономические и торговые связи, а главное - возникновение собственного государства. Нация - общество, объединенное политически и экономически в границах государства, как правило, неоднородное в этническом отношении.

Возникновение этнических групп относят к далекому прошлому, национальных государств - к Новому времени. Не всякий этнос имеет собственное государство, в то же время сегодня практически нет моноэтничных государств и о нации говорят как о гражданской общности: группа людей, являющихся гражданами одного государства.

Н а ц и о н а л и з м - идеология и политика, ценностями которых провозглашается преданность своей нации, деятельность на благо собственного народа, невзирая на социальные и культурные различия внутри нации. Радикальные националисты часто заявляют о своей нетерпимости к другим в этническом, религиозном, культурном отношении, отрицают многообразие внутри одной нации. Сторонники умеренного национализма осуждают проявления нетерпимости к другим нациям, этносам, культурам, они выступают за признание многообразного единства нации и за солидарность с другими народами.

Раса - еще менее определенное понятие, чем этнос. Мы разделяем точку зрения известного социолога Энтони Гидденса: расовыми обычно называют физические отличия по цвету кожи или другим характеристикам . Обоснованию понятия расы было посвящено много псевдонаучных теорий, и эти теории оказали большое влияние на массовое сознание. В их основе лежач поиск созависимости внешности человека и его биологических особенностей. Количество рас у разных авторов варьировалось от четырех-пяти до трех десятков. Однако эти теории не нашли реачьного подтверждения, во-первых, из-за большого количества найденных исключений и несоответствий. Например, так называемый «негроидный» тин определяли по темной коже, но ее оттенки имеют очень большие градации, а курчавые или волнистые, темные или светлые волосы у людей с темной кожей и вовсе опровергают любую четкую «расовую» классификацию. Во-вторых, развитие генетики опровергло теорию о наличии нескольких линий расового развития от наших антропоидных предков. Ученый, проводящий анализ крови конкретного человека, не может уверенно установить, взят образец у представителя «негроидной», «европеоидной» или «монголоидной» расы. В-третьих, генетическое многообразие внутри тех групп населения, которые имеют сходные внешние признаки, не уступает межгрупповому многообразию. Э. Гидденс указывает, что на основе этих научных данных многие биологи, антропологи и социологи пришли к выводу, что теория расовых различий не нашла убедительного подтверждения .

Существующие между людьми физические различия, некоторые из которых передаются по наследству, часто рождают социальную дискриминацию. Следовательно, р а с и з м - это ложное соотнесение физических, внешних характеристик индивида с якобы врожденными чертами его характера или поведения. Р а - с и с т - тот, кто верит в биологическое объяснение превосходства или неполноценности одних людей по сравнению с другими. Такие представления, как правило, призваны оправдать экономическую и социальную дискриминацию: людей не с тем цветом кожи или типом культуры задвигают на наименее выгодные экономические позиции, в непрестижные сферы труда.

Итак, раса, этнос, нация - разновидности воображаемых сообществ. Из них наибольшей определенностью обладает нация как общность, соотносимая с государственными границами, законами государства, его экономикой и политикой.

Для многих людей их этническая самоидентификация обладает большой значимостью, и эти взгляды заслуживают уважения и толерантного отношения. В наши дни феномен этничности приобрел важное значение во всем мире. В начале 1960-х гг. в мире было около 800-900 политически идентифицируемых этнических групп. Ныне их более 3 000 и проживают они на территории 180 государств.

Родительское собрание

ПРОБЛЕМА ТОЛЕРАНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

«Если я не такой, как ты, то я этим не оскорбляю тебя, а одариваю».

Антуан Сент – Экзюпери.

Вот уже несколько лет мы живем в 21 веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, увереннее, радостнее. Но, однако, в современном обществе происходит активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. Почему? Толерантно ли общество или нет? Какие проблемы толерантности в современном обществе существуют?

Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свобод других. Толерантность также является основой демократии и прав человека, нетерпимость в обществе приводит к нарушению прав человека, насилию и вооруженным конфликтам.

Нетерпимость общества это слагаемое нетерпимости его граждан. Фанатизм, стереотипы, оскорбления или шутки на расовую тему - конкретные примеры выражения нетерпимости, которые ежедневно имеют место в жизни части людей. Нетерпимость ведет только к встречной нетерпимости. Она заставляет своих жертв искать формы отмщения. Для того, чтобы бороться с нетерпимостью индивидуум должен осознавать связь между своим поведением и порочным кругом недоверия и насилия в обществе. Каждый из нас должен задаться вопросом: толерантен ли я? Вешаю ли я ярлыки на людей? Не отвергаю ли я тех, кто не похож на меня? Не виню ли я их в своих бедах?

Для того чтобы понять сущность, уровень и особенности проявления толерантности современного российского общества необходимо, прежде всего, четко определить значение самого термина «толерантность».

Толерантность трактуется как «…качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванное всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения). Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его прав на отличие».

«Толерантность -терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям».

Таким образом, основной смысл толерантности – терпимость к «чуждому», «иному». Это качество присуще как отдельной личности, так и конкретному коллективу, той или иной социальной группе, обществу в целом.

Рассматривая проблему толерантности, следует сразу же сделать два важных замечания. Во-первых, под «чуждыми», «иными» не подразумеваются идеи, поведение, поступки, обряды, которые неминуемо ведут к деградации, к разрушению социального, духовного. Безусловной проблемой в данном случае является то, что на практике не всегда сразу же и однозначно выявляется их катастрофическая, негативная ценность. Отсюда и трудности в оценках этих идей, и соответственно личностные общественные сложности в формирования определённого к ним отношения. С другой стороны, не следует забывать, что именно толерантное отношение, лишённое желания сразу же запретить, заклеймить и позволяет выявить подлинную сущность «иного». Из этого вытекает и другое замечание. Толерантность не предполагает обязательного отказа от критики, от дискуссии, и тем более от собственных убеждений.

В настоящее время проблема формирования толерантности стоит особенно остро. Это объясняется целым рядом причин: резкое расслоение мировой цивилизации по экономическим, социальным и другим признакам и связанный с этим рост нетерпимости; развитие религиозного экстремизма; обострение межнациональных отношений, вызванное локальными войнами; проблемами беженцев.

Как отмечал отечественный философ Ю.А.Шрейдер: «Самая страшная, из грозящих нам катастроф, это не только атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества на Земле, сколько антропологическая - уничтожение человеческого общества в человеке».

Для проращивания идей толерантности необходимы условия, но вовремя посеянные семена обязательно взойдут. Важно осознанно и целенаправленно «сеять», и тогда нам не придётся «тащить траву из земли», а когда придёт весна и пригреет солнышко, она вырастет сама. Более того, важно посмотреть на них с позиций системного подхода, вскрывающего взаимозависимости и взаимовлияния систем разного уровня.

Исходные принципы толерантности:

1) отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идее;

2) добровольность выбора , акцент на искренности его убеждений, «свобода совести». Подобно тому, как в христианстве «проповедь и пример» являются способами обращения в свою веру, идея толерантности может стать своеобразным ориентиром, своего рода флагом движения, объединяющим единомышленников. При этом не следует осуждать или винить тех, кто ещё не «просвещён»;

3) умение принудить себя, не принуждая других. Страх и принуждение извне не способствует в целом сдержанности и терпимости, хотя в качестве воспитательного фактора в определённый момент дисциплинирует людей, при этом формируя определённые нравы;

4) подчинение законам, традициям и обычаям, не нарушая их и удовлетворяя общественные потребности. Подчинение законам, а не воле властелина или большинства представляется важным фактором развития и движения в нужном направлении;

5) принятие Другого , который может отличаться по разным признакам – национальным, расовым, культурным, религиозным и т.д. Толерантность каждого способствует равновесию целостности общества, раскрытию всей полноты его частей и достижению «золотой середины» на основе золотого правила нравственности.

Итак, в настоящее время имеет большое значение осознание важности феномена толерантности для нашего общества. Проблема воспитания толерантности должна объединить людей разных, прежде всего, специалистов разных направлений и уровней – психологов, педагогов, воспитателей, руководителей, лидеров и рядовых специалистов, а также представителей разных возрастных групп.

Одним из принципов толерантности является «умение принудить себя, не принуждая других», что подразумевает не принуждение, насилие, а лишь добровольное, осознанное самоограничение. Невольно приходит в голову притча о мудреце, к которому мать привела своего сына-сладкоежку и просила убедить его не есть сладкого. Мудрец велел прийти им через месяц. «Не ешь сладкого», - сказал мудрец, обращаясь к мальчику. «Что же ты не сказал этого сразу, зачем заставил ждать целый месяц?» - возмутилась женщина. И тут мудрец признался, что не мог этого сделать потому, что в то время сам ел сладкое. Именно это и есть пример толерантности, самоограничение, требующее начинать с себя лично. Думаю, что способность собственным поведением и примером привлечь других на позиции толерантности является исходно необходимой и весьма важной для развития толерантности.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

03.06.2011г.

Повестка дня

  1. Профилактика безопасности дорожного движения.

Инспектор ГИБДД Уланова С.Г.

  1. Проблема толерантности в обществе.

Соц. педагог Литягина И.В.

  1. Подведение итогов 2010 – 2011 уч.г.

Зам директора по УПР Шкуратова Н.А.

  1. Распространение памятки для родителей о Законе МО № 176 от 24.12.2010г. «О защите несовершеннолетних от угрозы алкогольной зависимости и профилактике алкоголизма среди несовершеннолетних в МО»

Соц. педагог Литягина И.В.

  1. Разное.

ПРОТОКОЛ

  1. По первому вопросу заслушали выступление инспектора ГИБДД Улановой С.Г., которая напомнила присутствующим правила пользования скутерами и мотоциклами: возраст, с которого можно ездить на данных транспортных средствах; правила дорожного движения необходимо знать всем участникам дорожного движения. Рассказала о ситуации с дорожно-транспортным травматизмом в Серпуховском районе. Ответила на вопросы родителей.
  2. По второму вопросу заслушали социального педагога Литягину И.В. (доклад прилагается).
  3. По третьему вопросу заслушали зам. директора по УПР Шкуратову Н.А., которая проинформировала родителей об окончании 2010-2011уч.г. Учащиеся 3 курса сдали экзамены в марте, сейчас проходят производственную практику и готовятся к защите дипломной работы. Учащиеся 2 курса сдают экзамены по общеобразовательным предметам. Далее они будут проходить производственную практику. Учащиеся 1 курса продолжают теоретическое обучение, с 10 июня у них начнется производственная практика. У основной массы учащихся 1-2 курсов производственная практика пройдет в мастерских училища, но если есть возможность устроить учащегося на практику на производство, то это можно сделать, оформив договор и принеся его в училище. 28 июня выпускной вечер. Летние каникулы у учащихся 1 и 2 курсов с 01 июля по 31 августа.
  4. По четвертому вопросу заслушали социального педагога Литягину И.В., которая напомнила родителям содержание Закона МО № 176 от 24.12.2010г. «О защите несовершеннолетних от угрозы алкогольной зависимости и профилактике алкоголизма среди несовершеннолетних в МО». Раздала присутствующим памятки для родителей, в которых содержатся выписки из вышеупомянутого закона.
  5. Заслушали социального педагога Литягину И.В., которая рассказала родителям, что учащиеся будут привлекаться к ремонтным работам (штукатурка, покраска) и работам по благоустройству училища (мытье окон, полов, оформление клумб). Родители не возражали против этого. Все присутствующие дали согласие на привлечение учащихся к этим видам работ.